Глава 18. Проклятие Парикшита

Москва - 01 January 2012
Мудрецы прославляют Суту. Неожиданная встреча Парикшита с затворником. Сын затворника проклинает Парикшита. Отшельник порицает своего сына.
аудиокнига для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:22:54 | качество: mp3 128kB/s 21 Mb | прослушано: 4523 | скачано: 3620 | избрано: 86
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:13 Глава восемнадцатая. Сын отшельника проклинает Парикшита.

00:00:22 1. Сута сказал: - Итак милостью Верховного Чудотворца Кришны, огненная стрела Ашваттхамы, проникшая в лоно Уттары, оказалась бессильна причинить вред царственному младенцу.

00:00:41 2. Не дрогнул раб Божий Парикшит и много позже пред змеем Такшакою, самым страшным и злобным из чудовищных змеев, обитающих в подземном царстве, который явился государю, дабы исполнить смертельное заклятие неразумного служителя духа.

00:01:06 3. Узнав о том, какую кончину определил ему юный священник, Парикшит отрекся от дел мира и удалился на берег Ганги, где повстречал сына Вьясы, от коего и внимал он до самой смерти повесть о Чудесном Владыке, Кришне, Кто прибудет с душою вечно.

00:01:37 4. Воистину всякий, кто непрестанно внемлет повести о неотразимом Господе, не впадет в заблуждение во веке. И даже смерть явится ему не окончанием жизни, но желанным шагом в блаженную вечность.

00:02:02 5-6. Покуда неустрашимый сын Абхиманью властвовал самодержавно над миром, зло, воплощенное в злодее Кали, не смело показаться из мрачных своих схронов, хотя в тот день и час, когда Кришна покинул Землю, семя беззакония и безобразия уже пустило свои первые ростки.

00:02:31 7. Но, как пчела из всякого цветка достает самую сладость, так Парикшит во всяком явлении находил доброе начало, потому и наступление мрачного века он принял как благо для себя. Ибо сказано: в наш порочный век, чтобы стяжать добрые плоды достаточно добрых мыслей, тогда как в благие века для достижения лучшей доли должно творить добро делом.

00:03:16 8. Тому, кто обуздал чувства, зло ни по чем даже в адском чистилище, тогда как раб своих чувств не сыщет покоя и в раю. Потому, точно заботливая львица государь оберегал чад своих, свой народ, от прелестей мира, побуждая к поискам нетленной истины.

00:03:48 9. Теперь, о достойные мужи, пожалуй, я поведал вам все о внуке Пандавов, - о его чудесном спасении в утробе матери и праведных трудах во благо людей, урожденных в сей вздорный век Кали.

Мудрецы прославляют Суту

00:04:08 10. В самом деле, кто ищет вечного блага, тот должен смиренно слушать о чудесных деяниях и личных качествах Прекрасного Чудотворца Кришны.

00:04:25 11. Mудрецы отвечали: - О Сута! Да не угаснет во времени слава твоя! Да продлятся долго лета твои! Да не иссякнет во веке сладостный поток сказаний о Кришне, что струится из твоих благословенных уст в наши уши.

00:04:52 12. Ты видишь, что в тщетных трудах разжечь жертвенный огонь тела наши почернели от копоти. Но души наши, напротив, просветлели, омытые благословенным потоком нектара, что чрез уста твои струится со стоп повелителя чувств, Говинды.

00:05:21 13. Мгновение в обществе раба Божьего нам желаннее вечной свободы. Что до райских удовольствий и богатств среди сонмов бессмертных богов, это вовсе видится нам муками адовыми против мига слушать тебя, о Сута.

00:05:47 14. В Кришне, хотя Имя и Образ Его непостижимы, находят убежище постигшие Истину. Пред неотразимым Владыкою склоняют головы владыки мира – творец его и разрушитель. Ради неотразимого Властителя чувств отвергают вечную Безмятежность те, кто обрел свободу.

00:06:20 15. Продолжай свой рассказ, о Сута, поведай нам о делах и забавах Того чудесного Лицедея, Кому ты предан всецело, и Кем безвозвратно очарован. Покуда мы внемлем тебе, да не увлечемся мы прелестью мира, да не соблазнит нас свобода, пусть и вечная.

00:06:49 16. О чем ещё поведал блаженный Шука Парикшиту? О каких забавах Хозяина царь-птицы узнал государь? Чем сумел сын Вьясы привлечь внимание человека, который, обладая всеми богатствами мира, отринул их в одночасье как осколки битого кувшина?.

00:07:19 17. Напои наши души живою водою. Утоли жажду рассказом о тех играх прекрасного Господа, что не дают остановиться сердцам рабов Божьих. Пусть души наши расправят крылья, как великий царь-птица Гаруда, стоит Господу коснуться его Своими стопами лотосными.

00:07:52 18. Сута отвечал: - О благородные мужи, чудно мне, урожденному от возничего, слышать от вас хвалебные слова ко мне. В стяжании сих знаний нет моей заслуги. Я пересказываю лишь то, что услышал из беседы юродивого юнца с государем. Впрочем, если делаю я это во имя Всевышнего и в услужение рабам Его, то тем, верно, смымаю с себя врожденные грехи и возвышаюсь до благородного сословия.

00:08:37 19. Если передавши слово от раба Божьего можно сделаться наравных со служителями духа, то невообразимо благо, что иной получает служа рабам Того, Кто бесконечно могущ, Чьи пути непостижимы, Чьи замыслы невообразимы.

00:09:06 20. Господь безраничен и неподражаем. Его не объять умом, не описать языком. Богиня Удача, чьей благосклонности алчут боги на небесах, сама прислуживает Господу без надежды быть обласканной Его улыбкою.

00:09:29 21. Хозяин Удачи пребудет по ту сторону сотворенного мира. А водами, что омывают Его стопы, первичный творец Брахма освящает чело мирового владыки Шивы, от которого благословенные воды устремляются далее вниз по всей зримой вселенной к самому её основанию.

00:10:00 22. Лишь душа, очарованная Всевышним Владыкою, способна не прельститься соблазнами суетного мира. Лишь увлеченный красотою Господа способен усмирить ум и плоть, обрести совершенный покой. Кто вручил себя Всевышнему, тот исполнил всецело долг пред миром, ибо сделался другом всякому здесь живущему.

00:10:35 23. Хоть и неизъяснимы пути Господни, я живописую вам их, но в меру своих сил и знаний, ибо у каждой птицы свой предел высоты. А то, что осталось в тени моей повести, вы осветите своим лучезарным разумом.

Неожиданная встреча Парикшита с затворником

00:11:01 24-25. Итак, вот мой сказ. Известно, что Парикшит был чрезмерно предан страсти к охоте. И однажды, преследуя раненую антилопу, он углубился в лесную чащу. Там, потеряв добычу из виду, он долго блуждал и, вконец обессилив, набрел на хижину лесного отшельника.

00:11:34 26. Войдя внутрь, царь увидел старца с длинными, нечесанными волосами, безмолвно восседающего в раздумьях. Облаченный в оленью шкуру затворник, как и положено затворникам, прикрыл глаза и, затаив дыхание, был отрешен от внешнего мира, перенесшись в совершенную Безмятежность вне трех состояний ума.

00:12:08 27. - Эй, старец, не видал ли ты раненую антилопу? — спросил его царь. Но отшельник оставался безмолвен. Изнуренный бесплодной погоней, мучимый голодом и жаждою, Парикшит разгневался, не получив ответа.

00:12:32 28. - Неужто так возомнили о себе лесные старцы, что для гостя, для своего государя не найдут хотя бы пригоршни воды, хотя бы доброго слова или ласкового взгляда?.

00:12:50 29. Никогда в жизни не испытывал Парикшит столь сильного гнева. Даже при встрече со вздорным самозванцем он умел сохнранить совершенное хладнокровие. А тут от неуталенных голода с жаждою не сдержал страсти.

00:13:14 30. Уходя, Парикшит подцепил кончиком лука лежавшую на земле дохлую змею и повесил её старику на плечо. Но и тогда не сказал ему отшельник ни доброго, ни дурного слова. Государь сильно огорчился, гнев его прошел, и он отправился обратно в свою столицу, а мудрец так и остался сидеть со змеею на плече.

00:13:51 31. Всю дорогу домой государь размышлял о том, верно ли отшельник отрешился от внешнего мира или только претворился таковым, дабы не обременять себя трудами гостеприимства в отношении человека более низкого сословия.

Сын затворника проклинает Парикшита

00:14:16 32. У старого подвижника был юный сын, который обладал необычайным могуществом, так что все исполнялось по его слову. Играл он с приятелями в деревне, когда рассказали ему о том, как обидели его родителя. С горечью в сердце отпрыск старого отшельника молвил:

00:14:45 33. - С каких пор цепные псы, призванные защищать покой высшего сословия, повадились хозяйничать в наших жилищах. Неужто забыли они своё место?.

00:15:02 34. Или власть имущие полагают, что духовные чины отныне поступили к ним в услужение и теперь не пес живёт для хозяина, а наоборот?.

00:15:17 35. И верно с той поры, как верховный Хранитель наш, Кришна, покинул земные пределы, здесь воцарилось совершенное беззаконие. Негде теперь оскорбленному сердцу искать защиты. Так пусть же могущество моё станет на страже закона и справедливости.

00:15:46 36. С этими словами благородный отрок окропил себя водою священной реки Каушики и, воздев руки к небу, сотворил страшное проклятие.

00:16:02 37. "Да погубит Парикшита через семь дней ядовитый змей Такшака и да войдет в обитель Смерти сей сквернейший государь, поправший обычай наших патриархов!"

00:16:23 38. И ступив в хижину отца, юный брахман опустился на землю и громко запалакал.

00:16:32 39. Рыдания отпрыска вывели потомка Ангиры из его забытья и он, приоткрыв глаза, увидал на плече у себя мертвую гадюку.

00:16:47 40. Стряхнув её, он спросил сына, кто его обидел. В ответ мальчик поведал мудрецу обо всем, что произошло.

Отшельник порицает своего сына

00:17:02 41. Старый отшельник опечалился и принялся порицать своего гневливого сына. Ведь царь не знал о моем обете молчания, к тому же он был утомлен и раздражен неудачной охотою. Доныне он всегда поступал справедливо и не заслужил проклятия за столь ничтожную вину.

00:17:34 42. Несмышленый, в свои годы ты не знаешь еще, что государь над людьми – человек не обычный. Он вершит на земле Божью волю, а потому не подсуден людским законам. Наше с тобою благополучие всецело зависит от него. Восставший на царя – воистину губитель своего счастья.

00:18:07 43. Что доброго из того, что ты лишишь нас самодержца? Без царя страну приберут к рукам воры и разбойники, которые станут обходиться с согражданами как волки с отбившимися от стада ягнятами.

00:18:29 44. Облачившись в чиновничьи платя, самозванцы примутся обирать народ свой. Провозгласив вздорные законы, сии жулики станут грабить купцов, уводить скот землепашцев, убивать мужей и насильничать жен. И повинны в таком безобразии будем мы с тобою, - ты, предавший смерти царя, и я, допустивший такое злодейство.

00:19:04 45. Сословный долг и долг веры будут более не в почете, из-за чего в обществе изчезнет согласие. Общество, где нет согласия, ждет разврат, бедность и разорение. Народ, что не чтет закон Творца, скоро превращается в стаю обезьян и одичалых собак.

00:19:31 46. Разве соизмеримо наказание, что определил ты нашему государю, с его поступком? Неужто Парикшит недостаточно благочестив в глазах твоих? Неужто не стоит он на страже закона веры? Вспомни, сколько жертвоприношений совершил он во имя богов. Если не Парикшит, то кто ещё достоин носить имя святого царя? Ужели измученный жаждой и голодом сей праведник, пусть и допустивший неуважение к служителю духа, заслужил столь суровое проклятие?

00:20:17 47-48. Высоко вознесся ты над ближним своим, позабыв, что низшего по чину должно защищать, но не проклинать. Теперь, сын мой, остерегайся возмездия. Не от государя нашего, ибо раб Божий кроток и смирен пред своим гонителем и не ропщет, будучи оскорблен, обманут, или даже предан смерти. Остерегайся возмездия Господа Бога, ибо Он не прощает обидчика верного слуги Своего. Да смилостивится Господь над летами твоими. Да не будет Его наказание суровым.

00:21:14 49. Молвив это, старец с горечью на сердце покинул свою хижину и молился на берегу святой реки о лучшей доле для сына и государя.

00:21:32 50. Воистину, безразличные к почету и бесчестию, победам и поражениям, мудрые скорбят о страждущих мира сего. Не покидая высот Безмятежности, они являются в обитель двойственности, дабы словом и делом направлять души, сбившиеся с пути.

транскрибирование: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 21 January 2012