Целепостроение. Ответственность. Миссия лидера.

Аюрведа радио - 02 августа 2007
запись эфира для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:07:45 | качество: mp3 24kB/s 11 Mb | прослушано: 689 | скачано: 582 | избрано: 24
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Почему у нас есть страхи и где взять источник сил для перемен? Кто такой лидер, знающий главный секрет успеха? А самое главное, откуда берется интерес к жизни? Потиевский Александр, специалист в области Аюрведы и ведической психологии расскажет нам об этом и многом другом в четверг в прямом эфире на Аюрведа радио.
[Ведущая] Добрый вечер, дорогие радиослушатели, рада приветствовать вас на волнах Аюрведа радио сегодня, 2 августа. Но это не страшно, потому что сегодня с нами в прямом эфире Потиевский Александр и тема лидерство. Вторая часть в прямом эфире из Омска. Добрый вечер, Александр.
[Потиевский А. Э.] Здравствуйте, Наталья.
[Ведущая] И мне уже по традиции хочется спросить, как же там погода у вас?
[Потиевский А. Э.] Уже было.
[Ведущая] Уже был дождь?
[Потиевский А. Э.] Да.
[Ведущая] Ну в Москве тоже прошел дождик и сейчас так ещё немножко пасмурно, лужицы.

00:01:00 Но дождик кончился. Может быть все-таки к концу нашего семинара погода все-таки по четвергам восстановится, как в Москве, так и в Омске.
[Потиевский А. Э.] Да ничего. Нормальная погода, замечательная. У меня вот собственно вопрос. Я может что-то пропустил. Почему 2 августа — это не страшно?
[Ведущая] Ну это не страшно, потому что на самом деле это же только всего 2 августа.
[Потиевский А. Э.] А вы по отношению к чему измеряете?
[Ведущая] А к тому, что лето кончается.
[Потиевский А. Э.] Зато потом наступит очень, золотая пора.
[Ведущая] О да, о да.
[Потиевский А. Э.] Фрукты, овощи ещё больше, ну разве не здорово?
[Ведущая] Конечно замечательно. И все-таки я думаю, давайте мы отложим эти наши разговоры о сезонах и приступим к лидерству?
[Потиевский А. Э.] Замечательно. Давайте. Так. Со связью у нас все в порядке?
[Ведущая] Да. Связь отличная.
[Потиевский А. Э.] Звук нормальный? Прекрасно. Ну тогда как положено вначале вспомним немножко, о чем мы говорили на предыдущих лекциях. Мы говорили о том, что становление лидера, вот как стать лидером, это постепенный процесс перехода от того, какой я сейчас к тому, каким я хочу быть.

00:02:09 То есть это вот движение. Это не то, что в одночасье человек вдруг раз, просыпается утром, смотрит на себя в зеркало, у него вокруг головы харизма. Да? Нет. Ничего подобного. Это процесс становления, становления личности по сути дела. Мы говорили о том, что лидер — это тот, кто делает осознанный выбор в своей жизни. То есть выбор делают все. Мы говорили об этом. С какой стороны обходить лужу — это тоже выбор. Но лидер — это тот, кто делает выбор осознанно. То есть по отношению у неким жизненно важным принципам. Ну мы чуть об этом ещё будем говорить сегодня. Мы говорили также о том, что лидерство — это в первую очередь наличие определённых качеств. И выделяли два качества: ответственность и разумность. И качества, мы говорили, развиваются как у лидера именно в этом порядке.

00:03:00 То есть вначале развивается ответственность и затем разум. И иногда бывают сложности, когда человек пытается перескочить ступень ответственности и просто стать очень умным. Ну знаете наверняка таких людей, которые по жизни вот просто умные. Да? Всегда знают как нужно поступить в той или иной ситуации. Наверняка таких встречали. Но при этом ответственность они на себя брать не хотят. И это нарушение естественного порядка. Мы говорили о том, что ответственность опирается на внутренние принципы. Ее невозможно навязать человеку, даже если внешне под влиянием обстоятельств он скажет: «Ну хорошо, хорошо, я чтото там сделаю для вас». Это совершенно не означает. Что он действительно принял ответственность за свою поведение. Ответственность приходит изнутри. То есть только сам человек может сказать: «Да. Я отвечаю за это дело». И если он может это сказать, то он обретает очень интересное качество такое, целостность. Он перестает быть раздробленным и становится целостной личностью, очень сильной. Он начинает проявлять активную жизненную позицию.

00:04:01 Потому что он точно знает, что он должен делать. В любой момент времени, разбуди и спроси, он всегда знает, что для него важно. Мы также говорили, что ответственность подразумевает постоянный поиск истины. Причем истины с большой буквы. И это обязательно необходимо для того, чтобы быть сильным в своих принципах. Человеку не просто важно знать, что я прав. Ему обязательно важно знать, что мою правоту, её поддерживает кто-то в мире. То есть она соответствует каким-то высшим законам. Не просто я что-то взял и придумал, а это действительно так. Ну понимаете, да, Наташа, о чем речь идет?
[Ведущая] Ага.
[Потиевский А. Э.] И если у человека есть уверенность в этих принципах, то есть это важные принципы, соответствующие жизненным законам, то ответственность в таком случае становится миссией по жизни. Очень много людей, да к сожалению, практически все, они живут без миссии. Без понимания смысла жизни, можно сказать.

00:05:00 Без понимания того, зачем они живут. И если человек не понимает, зачем он что-то делает, какой смысл принимать ответственность за это дело.
[Ведущая] Да. Действительно.
[Потиевский А. Э.] Ну в самом деле. Но если это важно то, что я делаю, если это нужно то, что я делаю, я это понимаю, я уже не могу относится к этому так, как раньше. Это становится частью моей жизни, а в ряде случаев это становится самой жизнью, основой жизни, можно сказать. То есть как раз тем, что называется миссия жизни. И есть простой тест, который позволяет проверить. Принял ли я ответственность за то или иное дело или нет. Наташа, готовы?
[Ведущая] Да. Конечно.
[Потиевский А. Э.] Итак, если вот то важное дело, которое вы считаете очень важным для себя, приняли ответственность за него. Если вдруг что-то идет не так. Да? Кто за это отвечает?
[Ведущая] Я.
[Потиевский А. Э.] О. Поздравляю. С ответственностью все нормально. [смеется]. Правда тут есть такая сложность, что даже когда человек говорит я, это, мы сейчас на личности не переходим, просто так, информация к сведению.

00:06:04 Даже если человек говорит: «Да. Я за все отвечаю». Совершенно не факт, что так оно и есть на самом деле. Тут нужно заглянуть внутрь себя и подумать, а вот если мне скажут найди виноватого, вот кто-то же должен отвечать, правда? То есть кто-то должен понести наказание.
[Ведущая] Ну обстоятельства разные бывают.
[Потиевский А. Э.] А вот это уже начинается. Обстоятельства бывают разные. И если я чувствую, что я готов переложить ответственность за неудачу, на кого-то другого, то это значит, что ответственность скорее всего была принята не в полной мере.
[Ведущая] А можно пример какой-нибудь рассмотреть?
[Потиевский А. Э.] Ну например.
[Ведущая] Ну например.
[Потиевский А. Э.] Да один пример уже есть. Да?
[Ведущая] Да. Я хотела как бы это привести пример. Допустим два человека решили заняться вместе бизнесом. У одного. В определённое время назначили сделку, встречу или что-то подобное. Один приходит там с деньгами, или что, я не знаю, там что-то оформить что-то, да?

00:07:03 А второй, со второй половиной денег, он просто не приходит. И человек, который должен был как бы с ними сотрудничать, получается, что не срослось. И там какая-то серьезная подстава произошла. Видите, как я прямо реально все это рассказываю?
[Потиевский А. Э.] Да. Достаточно рядовая по нынешним временам ситуация.
[Ведущая] Да. И вот например, в первом случае, то есть в случае человека, который пришел, была я. Но я же не виновата в том, что второй человек не смог придти?
[Потиевский А. Э.] Точно?
[Ведущая] Ну вот давайте разберем. Он застрял в пробке, либо ещ что-то. Да. КУ нас сним была договоренность, что мы придем ровно в два часа, допустим, в положенное время, но он не пришел.
[Потиевский А. Э.] А вы именно по этому поводу, в связи вот с такими обстоятельствами, во всяком договоре, ну вот если доводилось заключать. Ну наверняка доводилось письменные договоры, там всегда предусматриваются форс-мажорные обстоятельства.
[Ведущая] Ага.
[Потиевский А. Э.] Ага. И если я их не предусмотрел, то кого мне за это винить?

00:08:03 [Ведущая] Экак вы меня.
[Потиевский А. Э.] Ну к примеру. Ну я другой пример приведу, менее такой вот [смеется]. Вообще очень опасно личные примеры приводить. Правда? [смеется]. Поэтому личные примеры, они все-таки для консультаций предназначены. Вот. Я приведу свой пример, хорошо, то есть из своей жизни. Я думаю, никого не заденет. Я работал врачом когда, у нас было все очень четко. За все, что происходит с пациентом, пока он находится в больнице, отвечает врач. К примеру, медсестра перепутала лекарства. Да? И ввела не то. И пациенту плохо. Ну он остался жив, допустим. Там, слава Богу, все в порядке. Обошлось. Но тем не менее, факт есть факт. Была допущена ошибка. Кто виноват? Отвечает врач.
[Ведущая] Ага.
[Потиевский А. Э.] Ага. То есть врач не имеет права переложить ответственность на медсестру, на ещё кого-то. Потому что что ты за врач, если ты доверяешь пациента неумелой сестре. К примеру, да? Вот. И это очень такой интересный момент.

00:09:02 К сожалению к этому, к этой ситуации не готовят в мединституте. Там просто говорят: «Ты должен назначить лекарства и все. А дальше хоть трава не расти, к тебе это отношения не имеет». Ну я утрирую конечно, но суть такая.
[Ведущая] Но так всегда и бывает.
[Потиевский А. Э.] Ну да. Но на самом деле лидер, если врач к примеру, ну кто угодно, учитель, не имеет значения. Он понимает, что за все, о и до. Без вопросов, что происходит с человеком, который мне доверился, с моим подопечным, отвечаю я. И если я что-то не предусмотрел, это моя вина как лидера, это была допущена ошибка. И не факт, это не значит, что теперь лидера нужно обвинить во всех смертных грехах, закидать его там яйцами, помидорами.
[Ведущая] А так и происходит.
[Потиевский А. Э.] К сожалению, да. Нужно понять, что все учатся. И лидерству тоже учатся. И ошибки на этом пути неизбежны, но мы сегодня об этом ещё будем говорить, по поводу ошибок. Но самое главное, о чем мы говорим сейчас, что лидер никогда не снимает ответственности с самого себя.

00:10:02 Это значит быть лидером. И это разумеется очень не просто. Ну вот такой первый момент,о котором мы говорили.
[Ведущая] Ага. Делаю выводы, я поняла, что я ещё не лидер.
[Потиевский А. Э.] Я тоже, вы знаете. [смеется с ведущей]. Но мы этому можем научиться, это самое главное.
[Ведущая] Отлично.
[Потиевский А. Э.] Да. В чем преимущества психологии, именно ведической психологии? В том, что нет неразрешимых проблем. Какую бы цель вы для себя не поставили, вы можете научиться, нужно только две вещи. Знание и ваше желание. Если это совпадает. Эти два условия, то нет никаких недостижимых целей. Для меня это повод для оптимизма. [смеется]. Вот. Так вот, с ответственность мы так напомнили, вспомнили в общих чертах. Следующий момент. Когда появляется у человека истинная цель, то есть он понимает, что жизнь ему дана для совершения важных дел, то процесс их достижения обязательно сводит нас с другими людьми. Ну это очевидно. В одиночку практически ничего достичь невозможно. И любой бизнесмен скажет: «Чтобы что-то построить, любое дело создать, нужна команда». Так ведь?

00:11:05 [Ведущая] Без команды вообще невозможно ничего сделать.
[Потиевский А. Э.] Ох, я чувствую, как вы это уверенно говорите.
[Ведущая] Потому что пройденный этап.
[Потиевский А. Э.] Ну да, да, действительно, без команды ничего. И здесь уже другой момент. Для того, чтобы правильно троить свои отношения с людьми, с членами команды, нужно обязательно разум. То есть разум — это то, что помогает понять, что мир, в котором мы живем — это единое целое. Мы имеем общую духовную основу. Здесь аукнется, так и откликнется. Обязательно. Это значит, что с помощью разума человек должен придти к выводу, что настоящее лидерство в том, чтобы отдавать себя другим. Отдавать. Вот это настоящее лидерство. И чтобы понять это. Обязательно нужен разум. Никаким другим способом мы к этой идее придти практически невозможно. Ну разве что чувствовать интуитивно. То есть если мы отдаем, слышал я такое хорошее выражение, мы обречены на то, что будем получать. [смеется].

00:12:04 И это кстати говоря, один из критериев правильности выбора миссии. Если человек заявляет: «У меня есть миссия. У меня есть очень большая цель». Первый критерий, которому эта миссия должна удовлетворять очень прост. Она обязательно должна приносить пользу людям. Если этого нет, то возникает вопрос, действительно ли это миссия. Был такой интересный тренинг для бизнесменов. И так ведущий тренинга, он очень долго издевался над всеми. Он говорил: «В чем миссия вашего предприятия». Там для директоров был тренинг. И люди практически говорили: «Ну как в чем? Прибыль приносить. Деньги зарабатывать». На что тренер, он делал совершенно непередаваемое выражение лица и говорил буквально так: «У, это не цель. Это не миссия». И очень долго людям надо было разбираться, обдумывать свою ситуацию, чтобы понять, что миссия предприятия, коллектива, семьи, человека, не важно...

00:13:09 [Ведущая] Приносить пользу окружающим.
[Потиевский А. Э.] Совершенно верно. И вот когда это есть, тогда да, это миссия, это цель. Там уже можно дальше уточнять нюансы какие-то, правильно неправильно. Но с этого начинается. Если этого нет, пользы для других, ни о какой миссии речь практически не идет. Чтобы это понять, нужен разум. И не просто, чтобы это понять, а чтобы правильно воплотить. И мы говорили, что самый частый пример не лидерского поведения — это пренебрежение другими людьми. То есть отношения к людям как к инструментам для решения своих задач. Но если цель истина, то разум помогает задать самому себе вопрос. Какое поведение будет приближать меня к моей цели? И лидер не сражается с людьми. Он устраняет личные проявления непонимания, разногласий.

00:14:03 И где он в первую очередь ищет эти причины? Наташа?
[Ведущая] Ну где он ищет причины? Ну все же знают, где он ищет причины.
[Потиевский А. Э.] Ну где? [смеется с ведущей].
[Ведущая] В себе надо искать причины.
[Потиевский А. Э.] Совершенно верно. В себе самом. То есть быть лидером означает постоянное самоуглубление. Постоянная работа над собой. Как только эта работа прекращается, перестает расти квалификация лидера. Все. Развитие останавливается. То есть мы больше ничего не достигнем. И мы также говорили ещё об одном определении лидера. Об обязательном условии. Лидер — это тот, у кого есть свой лидер. Мы говорили о важности присутствия в нашей жизни того, у кого мы могли бы учиться.
[Ведущая] Понятно.
[Потиевский А. Э.] Это да. Эта учеба должна продолжаться всю жизнь. То есть всегда кто-то должен быть старше, тот, за кем мы идем. Лидер, да? Желтая майка, как у велосипедистов. Ну вот так мы вкратце вспомнили, о чем мы говорили на предыдущих лекциях.

00:15:03 И сегодня у нас следующая лекция из семинара лидерства. Фактически мы её назовем практика лидерства. Вот. То есть как вот все, о чем мы говорили до сих пор, происходит на практике. И тут нам нужно маленькое отступление сделать в область теории. Дело в том, что с ведической точки зрения, у каждого человека существует четыре сферы жизни. Физическая, эмоциональная. Она же иногда называется социальная, интеллектуальная и духовная. И у любого человека есть потребности во всех этих четырех сферах. Так вот. Если хотя бы в одной из этих сфер, потребности неудовлетворены, то человек уже не может быть полностью счастливым. Но если потребности неудовлетворены в трех или даже во всех четырех сферах, то понятно. Что этот человек просто глубоко несчастен. Так вот. Мы, лидеры, да?

00:16:01 Должны наладить все четыре сферы в жизни тех, кто от нас зависит. Дети, супруги, подчиненные, не важно кто, по крайней мере мы должны уметь позаботится обо всех этих четырех сферах в своей собственной жизни. Понятно, да?
[Ведущая] Да. Конечно понятно.
[Потиевский А. Э.] Например, на востоке мне довелось прожить несколько лет, там принято очень интересно здороваться. То есть прежде чем перейти к делам, там обязательно спросят, как ваше здоровье, как у вас дела, как ваше настроение, как на работе. Что вы там новенького узнали в последнее время, то есть какие-то вещи. То есть у человека принято спрашивать обо всех этих четырех сферах жизни. И грамотный лидер, он знает обо всех этих составляющих и заботится о них у своих подопечных. Самый простой пример — это гостеприимство. Когда приходит гость, мы должны быть лидерами.

00:17:00 Мы должны сначала усадить, распросить о жизни, предложить ему водички, чаю, ну что у вас принято. И только потом после нескольких слов, уже перейти к делам. Но мы чаще всего не лидеры, мы обычно сразу начинаем говорить о делах. То есть нам не интересен человек, который к нам пришел. Нам интересны наши дела, которые мы с помощью этого человека можем решить. Это не лидерское поведение. То есть лидерство. Оно не только в сфере бизнеса, оно даже в мелочах проявляется и не проявляется. Гости, родные, знакомые, не знакомые, соседи. По отношению ко всем мы можем быть лидерами. И если мы пренебрегаем этой возможностью, ну наша квалификация лидера вызывает определённые сомнения. Настоящий лидер как правило. Он начинает видеть, в какой сфере в данный момент надо человеку помочь. То есть это элементарный навык, который очень просто развивается.

00:18:00 Достаточно просто быть внимательным по отношению у человеку. Очень легко посмотреть на его лицо и увидеть, что человека что-то гнетет. Может быть он чувствует боль, может быть он болеет сейчас. А может быть эта боль эмоциональная. Он переживает какой-то стресс, и просто несколько ласковых слов, то есть внимание к нему помогут ему. Может быть он озабочен решением какой-то задачи. А может быть он переживает духовный кризис. На лице у человека практически все написано. Не хватает только внимательности для того, чтобы это увидеть. Это качество можно наработать. То есть это навык. И мы сейчас как раз и будем говорить о его составляющих. То есть на что мы можем обращать внимание в других людях. Итак, начнем с физической сферы. Хорошо? Наташа, готовы?
[Ведущая] Да, да, да.
[Потиевский А. Э.] Итак, физическая сфера. Как осуществляется забота в физической сфере? Ну вот если спросить, что бы вы сюда отнесли? Наташа, давайте попытаемся вместе вот составить такой маленьких список.
[Ведущая] давайте.
[Потиевский А. Э.] О чем нужно заботится?

00:19:03 [Ведущая] О чем или о ком?
[Потиевский А. Э.] Ну о ком в физической сфере. Да? В его физической сфере. Что там должно быть?
[Ведущая] Здоровье.
[Потиевский А. Э.] Здоровье безусловно. Что еще?
[Ведущая] Благополучие.
[Потиевский А. Э.] Материальное, да? Подразумевается.
[Ведущая] Ага.
[Потиевский А. Э.] Ну это деньги, финансы какие-то. Возможность там что-то сделать. Что еще?
[Ведущая] Отношения.
[Потиевский А. Э.] А это уже к эмоциональным ближе. Да?
[Ведущая] Ага.
[Потиевский А. Э.] Давайте, мы можем просто сюда отнести, скажем, бытовые условия, скажем, занятие спортом, питание. Да. Такие вообщем-то простые вещи. Да? Например. Многие фирмы сейчас, ну вот у нас в Омске есть фирма Аша такая. И она очень большое внимание уделяет именно этой сфере жизни своих подопечных. Из регулярно вывозят в лес. Там устраивают для них какие-то пикники, спортивные состязания. Организуют для них отдых. Ну вообще-то там очень грамотно все построено. Люди чувствуют, что о них заботятся.
[Ведущая] И в итоге коллектив сплоченнее и работать приятнее.

00:20:03 [Потиевский А. Э.] Безусловно. Ну кто же захочет делать плохое, ну то есть работать спустя рукава по отношению к тому, кто делает приятное мне?
[Ведущая] Ага.
[Потиевский А. Э.] Разумеется же, забота рождает заботу. То есть мы говорили, как аукнется, так и откликнется. И если руководство фирмы, оно не берет на себя ответственность за жизнь своих подопечных, то пусть не удивляется, что работники не будут брать на себя ответственности за то, что они делают. Итак, у лидера должны быть определённые знания. В вопросах гигиены, социальных норм. То есть то, о чем нужно заботится. И причем, очень важный момент, все ещё должно осуществляться в благости. Мы знаем, что есть три возможных варианта. Невежество, страсть и благость. Иначе, если это будет не в благости, то из самых благих побуждений, можно наделать откровенных глупостей. Так например, была забавная ситуация. Устраивались волейбольные состязания среди работников медицинских учреждений.

00:21:00 Но кроме волейбольных мячей и сеток на площадку, куда это все дело происходило привезли огромное количество, как вы думаете, чего?
[Ведущая] Не знаю.
[Потиевский А. Э.] Спиртных напитков.
[Ведущая] А. Какая глупость.
[Потиевский А. Э.] Ага. Совершенно верно. Это действительно глупость. Это так и выглядит. То есть должна быть благость, иначе все идет на смарку. Люди, которые выпьют, они уже перестают понимать, что о них заботятся и там вообщем понятно. И кстати говоря, тоже самое происходит и в семье. То есть муж и жена, они должны знать, как заботится о супруге, о детях, ну это впрочем семейные отношения. Надо заметить, что позаботится физически — это вообщем-то самая простая обязанность лидера. То есть это минимальный уровень заботы. К сожалению чаще всего этим все и исчерпывается. То есть человек думает: «Ну я позаботился, крыша над головой есть, продукты в холодильнике есть, в школу там ребенок ходит. Ну и все вообщем-то». Да?

00:22:00 И до свидания. Мои обязанности перед вами на этом исчерпаны. И к сожалению, также много конфликтов возникает именно потому, что лидеры не учитывают потребности подчиненных, подопечных в остальных сферах. Очень часто лидеры упускают остальные сферы, и прежде всего эмоциональную. И особенно часто это заметно в семьях. То есть мужчина думает, что моя обязанность — это просто заработать денег. Так ведь? Ну мужчина, он добытчик, что ещё от него ждать?
[Ведущая] Да. Конечно.
[Потиевский А. Э.] Да. Вот. [смеется с ведущей]. Ну да, конечно. Конечно.
[Ведущая] А по-другому как?
[Потиевский А. Э.] Ну да. Это совсем не так. То есть мужчина должен уметь не только зарабатывать денег, быть сильным, там делать что-то по хозяйству. Например, в ведической культуре мальчиков, перед тем, как они готовились стать мужьями, их обязательно учили чуткости. То есть быть чутким по отношению к членам своей семьи. Это значит забота ну как минимум в эмоциональной сфере. Ну впрочем опять же это тема по семинарам по семейным отношениям.

00:23:02 То есть я хочу сказать здесь, что забота о физической сфере — это прекрасно, это очень важно и нужно, но нужно только помнить о том, что это ещё не все. Что этого не достаточно. Ну наверно физическую сферу так глубоко разбирать не будем. Потому что об этом вообщем-то известно. И тут вот у каждого свои понимания. Мы перейдем с вами к эмоциональной сфере. Потому что это уже сложнее. Это означает, что человек должен находится в очень благоприятной эмоциональной атмосфере. Наташа, как по-вашему, из чего складывается эмоциональная атмосфера? Вот как мы физическую записывали с вами составляющие. Что может входить в эмоциональную, что туда можно отнести? Как вот заботится о человеке в эмоциональной сфере?
[Ведущая] О, как все сложно. Как можно заботится о человеке в эмоциональной сфере?
[Потиевский А. Э.] Да.
[Ведущая] Общаться с ним, узнавать. Что его беспокоит и...

00:24:01 [Потиевский А. Э.] Замечательно.
[Ведущая] Помогать ему.
[Потиевский А. Э.] Все правильно. То есть элементарные опять же вещи. Да? Мы можем спрашивать его о настроении, все ли у него в порядке. Предлагать ему свою помощь, спрашивать какие у него заботы, обращать внимание на его внешний вид, к примеру. Хвалить у женщины прическу или сказать как замечательно там цвет её блузки подходит к цвету её глаз. Да? [смеется]. Вот такие вещи. То есть говорить приятные слова, пожелать удачи, пожелать здоровья, пожелать то, что для человека важно. То есть в конечном итоге — это значит просто быть внимательным к человеку. Вот внимание в полной мере относится к эмоциональной сфере. Нужно учитывать, что другие люди нуждаются в поддержке, заботе. Эмоциональная сфера — это отношения. И там мы можем сделать для людей очень много, причём без практически финансовых затрат. Просто внимательно относится к людям.

00:25:01 Это очень часто. Опять же что-то сегодня врачебные примеры пошли. Как по-вашему, какому врачу пациенты будут доверять больше?
[Ведущая] Тому, который может их выслушать, как-то пообщаться с ними немножко подольше.
[Потиевский А. Э.] Совершенно верно. То есть доверять будут совсем не обязательно тому, который много знает. В первую очередь доверять будут тому, от которого люди почувствуют внимание, заботу. Знаете. Есть такой известный анекдот о том, как Христос однажды в очередной раз пришел на землю и пошел в поликлиннику. Зашел в кабинет. Надел там белый халат и начал принимать пациентов. И первым к нему заезжает такой старичок на инвалидном кресле. Не ходит. И Христос говорит ему: «Встань и иди». И старичок встаёт и идет. Выходит из кабинета, и остальные пациенты его спрашивают: «Ну как новый врач, как?» А старичок говорит: «А, также как и все, даже не выслушал».

00:26:03 То есть то, что мы приносим.
[Ведущая] А факт то, что он встал.
[Потиевский А. Э.] А это не имеет значения. [смеется с ведущей]. Понимаете, эмоциональная сфера важнее, чем физическая. Человек может быть даже болен, но если он эмоционально удовлетворен, счастлив в эмоциональной сфере, боль переносить на много легче. То есть счастье в эмоциональной сфере, оно перекрывает как бы вот физическую сферу. Его больше, более тонкое, более такое сильное. Ну вот с врачами там понятно, они по инструкции должны проявлять внимание. Их этому учат, они за это как бы деньги получают. А мы? А не врачи, просто те, кто хочет стать лидерами? Тут ведь и оборотная сторона этого вопроса. Такое отношение к себе к примеру, тоже надо ценить и отвечать тем же. То есть нужно ловить, быть настроенным на такие отношения. На внимание. И если к нам кто-то хорошо относится, и мы не ценим это, то это называется эксплуатация.

00:27:04 Мы просто берем и пользуемся тем, что нам дают. И ничего не отдаем взамен. Если человек долго находится в такой обстановке, где он отдает, отдает, отдает и ничего не получает, то человек может выгореть. Есть такой термин, эмоциональное выгорание. И многие люди, которые работают с людьми. Они это чувствуют, эмоционально выгорают. Продавцы, чиновники, да теже врачи, шофера, кто угодно. Если они просто отдают и ничего не получают взамен, очень быстро заканчивается вот это внимание к людям. Иссякает источник гуманизма. А ведь по сути это очень не сложно. Забота в эмоциональной сфере — это просто следование правилам хорошего тона. Даже это уже помогает. Просто говорить спасибо, пожалуйста, быть внимательным, желать по утрам доброго утра, говорить спокойной ночи, спасибо, пожалуйста.

00:28:04 А уж если мы ещё и искренними при этом стараемся быть, человек просто расцветает. И кстати, с другой стороны, скажем, ругань, при других, то есть грубые слова. Неприличные слова, они мгновенно разрушают вот эту атмосферу. Особенно это ругань при детях. То есть эмоциональная сфера ужасно страдает. Остаются на ней рубцы, шрамы, их исправить потом очень сложно. Понимаете, да, это нормально пока? Наташа?
[Ведущая] Да, да, да.
[Потиевский А. Э.] Вы здесь, да?
[Ведущая] Да. Конечно. Куда я денусь?
[Потиевский А. Э.] Ну мало ли. И в конце концов забота об эмоциональной сфере в семье — это просто быть вместе. То есть общаться, разговаривать, ходить куда-нибудь, делать какое-то общее дело. И это может выглядеть кстати говоря очень по-разному. У меня было такое наблюдение забавное. Подростки. Три подростка сидят в комнате. Каждый занимается одним делом, своим имеется в виду.

00:29:03 Один в наушниках слушает магнитофон. Второй рисует, третий читает книжку. Очень тихо сидят. Вообще практически никак между собой практически не общаются. Ну что-то между ними там происходит, потому что потом они все говорят: «Как классно мы провели время». [смеется]. То есть тут нужно быть внимательным, и понимать, что вот эта забота в эмоциональной сфере, она может выглядеть очень и очень по-разному. Не надо навязывать свой тип отношений. Иначе будет как в одной семье, где у мамы было чуть ли там не девять детей. И все эти дети, они были экстраверты. Понимаете, да? То есть они очень такие активные, вот бурные молодцы. А мама при этом была интроверт. И мама. У нее вот самое большое счастье, это просто забиться куда-нибудь в уголок и там вот посидеть тихонько, просто одной, просто вот в тишине, спокойно. Чтобы никто не дергал. Вот тихонечко просто помолчать.

00:30:00 Но 9 детей, да? Тут же кто-нибудь прибегает, видит: «А,ой, ой, мама, она сидит одна, она скучает, скорее все сюда, давайте окружим её заботой и теплом, давайте вот что-нибудь для нее сделаем». Бедная мама в такой ситуации. Вот. Нужно уметь, нужно быть внимательным к людям и смотреть, как человек хочет, чтобы о нем заботились. Вот. Потребность, кстати говоря, в эмоциональной сфере удовлетворяют кино, театр, музыка, развлечения разные. Зрелища, аттракционы, то есть все, что дает какие-то вот переживания, ощущения. Тут кстати могут быть две крайности. Первая крайность, это полное воздержание от эмоций. Можно сказать, что это за телячьи нежности такие, что за глупости? Ну вот. А другая крайность — это полное бесконтрольное наслаждение чувствами. Ой, мы так своего ребеночка любим, что мы ему все разрешаем, ну ни в чем его не ограничиваем. Да? Вот такое все розовое, липкое такое, такие вот эмоции там сплошные.

00:31:03 То есть есть такое выражение, соли в пище должно быть ровно столько, сколько нужно. Не больше и не меньше. И точно также лидер, он не должен быть не вспарен, ни наоборот слишком мягким. То есть во всем нужна золотая середина. И разум помогает её найти. То есть разум это обязательно. Вот нужная здесь вещь. Иначе можно просто избаловать, ничего хорошего. Еще одна очень важная вещь, которую нужно знать про эмоциональную сферу, это то, что она может загрязняться. Ее загрязняют низкокачественные эмоции, такие низкие эмоции, то есть видео. Печатные, ну вот эротика к примеру. Да? Порнография. Разврат. Ужасы, ужастики все, триллеры в значительной степени. Она к сожалению стимулируют с одной стороны эмоциональную сферу действительно дают ощущение эмоций, встряски такой. Но это встряска крайне негативная.

00:32:00 Выделяется адреналин. Он реально взбадривает. И вожделение, оно может сильно опьянять. Это сильные эмоции, они привлекают действительно людей. Людям это очень нравится. Но это сильное наслаждение. Но к сожалению, это приводит к деградации сознания. То есть все это вызывает какие-то эмоции, но человека как личность это опустошает. Он разрушается от этого. И поэтому лидеру необходимо защищать эмоциональную сферу своих подопечных от низших эмоций. От страсти и от невежества. Мы говорили о том, что это должно быть, ну любая сфера, она должна, забота о ней должна осуществляться в благости. Потому что если не будет благости, то в конечном итоге люди будут ещё более неудовлетворены. Потому что удовольствие, радость, счастье возникают только от высших эмоций. Ну знаете, что говорится, вот что-то доброе, светлое, чистое, высокое. Такого рода вещи. Именно это должно быть в эмоциональной сфере. Но к сожалению в реальной жизни тут понятно, что сложно.

00:33:04 В реальной жизни мы постоянно контактируем с низкопробными журналами, газетами, фильмами, с пошлостью, руганью в общении. И это делает нас несчастными. Мы вынуждены, многие люди вынуждены удовлетворять потребности эмоциональной сферы через невежество и страсть. У них просто нет других возможностей. Поэтому на лидеров ложится ответственность ограждать, защищать своих подопечных от такой подмены. По крайней мере на сколько это возможно. Ну как минимум об этом надо знать. В семье например, не должны быть доступны впечатления, которые с малых лет развращают ребенка. И если они открыты, то дети с малых лет вырастают с убеждением, что вот то, что они видят, это нормально. А это не нормально. Была такая ситуация. У одного человека на кухне я заметил, что у него на холодильнике, знаете, в жевательные резинки вкладывают такие липучки. Да? Ну картинки, которые прикрепить куда-нибудь можно.

00:34:02 Видели да? Алло, Наташа?
[Ведущая] Да, да, да.
[Потиевский А. Э.] Вот. Видимо, я наверно вас отвлекаю. Вот. И там у него была на холодильнике целая галерея этих липучек. И там что-то коллекция обнаженного женского бюста. Что-то такое.
[Ведущая] Ага.
[Потиевский А. Э.] Ага. И я спрашиваю: «Вы что делаете? У вас же ребенок маленький». Они: «А что такого вообще? Пусть смотрит». Но тут нет понимания, что ребенок вырастет и будет считать, а что такого на самом деле, все нормально. И это значит, что этому ребенку уже крайне сложно будет объяснить такие вещи, как нравственность, вопросы приличия и не приличия. Он: «А что вы мне рассказываете, вот же оно, я же это как бы знаю». На подсознательном уровне, к сожалению, отпечатывается. Поэтому от взрослых очень многое зависит. И взрослые по определению это лидеры по отношению к детям. И они очень точно должны понимать, что они делают и к каким последствиям это приведет.

00:35:05 Еще один вот момент заботы в эмоциональной сфере, о котором мы уже поминали, ну так схематично разбираем, какие тут есть моменты. На работе и в семье практически всегда неизбежны ошибки. Мы уже говорили об этом. Разбирали ситуации. Обязательно сложности какие-то, непонимание, человек будет чувствовать себя виноватым. И лидер обязательно должен меть эмоционально поддержать подопечного. Особенно если это новичок. Причем поддержка — это тоже вещь очень индивидуальная. Нужна она всем. То есть кому-то например, поддержка может выразится в том, что сказать ничего, ничего, смотри, ошибки бывают у всех. Ты молодец, продолжай, у тебя получится. Давай. Ты вообще ошибок меньше делаешь, чем я когда вот на твоем месте был. И человек тогда может расцветать и вообще окрыляться и делать все замечательным образом. А кому-то наоборот, кому-то надо сказать, ну что же ты, ну вот смотри. Ну вот куда ты смотрел. То есть кого-то надо наоборот простимулировать.

00:36:03 И то, и другое будет поддержка, но нужно помнить о том, что люди это важная часть нашей жизни. Нужно быть как бы вежливым что ли, деликатным по отношению к людям и поддерживать всех индивидуально, но всех. Потому что в этом все нуждаются.
[Ведущая] Да.
[Потиевский А. Э.] Не смотря на то, что все мы разные и эти различия нужно выявлять и индивидуально подходить к каждому, в глубине сути своей мы практически очень такие похожие. И каждый человек хочет того, чтобы о нем позаботились, чтобы ему сказали вежливые слова, чтобы он был уверен, что даже если он совершит какую-то ошибку, его за это тут же не выкинут за порог, что ему дадут шанс реабилитироваться. Этого хочет каждый человек. В конечном счете, если вот итог какой-то подводить, то желание позаботится об эмоциональной сфере человека, проявляется в том, что везде, где это только возможно, лидер старается заинтересовывать, а не заставлять.

00:37:04 И в коллективе, и в семье, потому что любое давление, оно сразу же вызывает негативную эмоцию. Ну вот любой радиослушатель, как к вам, Наташа. Сейчас буду обращаться, может вспомнить, что если навязывать, то какое ощущение?
[Ведущая] Неприятное. Хочется убежать.
[Потиевский А. Э.] Да. Пусть даже это очень полезная вещь. Почему мне её навязывают?
[Ведущая] Я сам должен выбрать. Нужно мне это или нет.
[Потиевский А. Э.] Совершенно верно. И лидер должен создать именно такие условия. Причем если он чувствует, что его подопечные, они как бы не достаточно разумны для этого. Ну то есть могут ошибку сделать, разные варианты существуют. Игра, то есть можно как бы. Ну помните этот фильм, джентельмены удачи, да, там Леонов, главный герой. Он вообщем-то воспитатель в детском садике. Там такая замечательная сценка. Когда он приходит на работу, спрашивает у воспитательницы: «Ну как дела?»

00:38:01 [Ведущая] А дети не едят, да?
[Потиевский А. Э.] Ва. Плохо едят. И он приходит и говорит: «Так. Дорогие товарищи, дети, у нас сегодня в детском садике обед отменяется». И дети: «Вау, ура». Аплодисменты.
[Ведущая] Мы сегодня летим в космос.
[Потиевский А. Э.] Да. Мы совершим космический полет. У нас будет командор. На Марс все, летим. Только теперь возьмите в руки космические, да? Космические ложки и подкрепитесь космической кашей.
[Ведущая] Подкрепитесь космической кашей. Да. [смеется].
[Потиевский А. Э.] Да. Потому что ракета до обеда на обед не вернется. И все. И дети классно, это игра, они начали делать. О есть вот воспитательница смотрит и говорит: «Гениально».
[Ведущая] Вот он лидер.
[Потиевский А. Э.] Да. В том, что он понимает, как правильно общаться с детьми, с подопечными. То есть знание о том. Как заинтересовывать, а не заставлять. Или как вдохновлять. Да? Как побуждать человека раскрыть то лучшее, что в нем есть. То есть лидер, мы как лидеры. Должны стремиться развивать не сухие и бездушные административные отношения, а отношения индивидуальные, основанные на положительных эмоциях, на интересе к людям.

00:39:11 У меня тут недавно человек наслушался семинаров по семейным отношениям и сделал...
[Ведущая] По семейным?
[Потиевский А. Э.] Да. По семейным отношениям. На Аюрведа радио, кстати говоря. И он очень сделал интересный вывод, что муж, он в семье должен как бы исполнять такую функцию, должен указывать, что правильно, а что не правильно. Это его слова. Вот я буквально пальцем должен показывать, вот здесь вот делай так, а здесь вот делай так. И все. Ну я ему объяснил, постарался, что в таких случая происходит с пальцем, что с ним делают. [смеется с ведущей]. Вот. Что это не работает. Что если к человеку относится как к автомату. То есть вот здесь работай, здесь не работай, здесь отойди в сторонку, ничего хорошего не получится, это не семья, это не муж. То есть эмоциональная сфера очень важна. И в нее надо вкладывать усилия, причём усилия не малые.

00:40:02 Потому что отношения, эмоции — это то, что нас поддерживает и вдохновляет на пути к цели. Любой цели. Вот такой вопрос. Наташа, скажите, что самое главное для того, чтобы достичь цель?
[Ведущая] Что главное, чтобы достичь? Ну нужно во-первых, видеть эту цель. Это раз.
[Потиевский А. Э.] она уже есть, мы к ней ну вот на этом пути.
[Ведущая] Ну решительность нужна, решимость.
[Потиевский А. Э.] Да. Причем эта решимость должна быть постоянной. Да? То есть вот постоянство наших усилий, или постоянство нашей решимости, постоянство нас как партнеров, это очень важно. Есть такая шутка. То есть эмоциональная сфера она как раз то, что дает постоянство. То есть она дает силу для того, чтобы продолжать любой путь. Даже в духовных практиках, например, там есть такое предписание, хотя это духовная сфера, казалось бы, то есть это самая высокая, куда уж там эмоциям. Там говорится, обязательно должны быть друзья.

00:41:00 Человек не может без друзей. Даже на пути к духовной сфере, всё равно эмоциональная сфера очень важна.
[Ведущая] Да.
[Потиевский А. Э.] Есть такая шутка по поводу постоянства. Алиса в стране чудес. Знаете?
[Ведущая] Да. Конечно.
[Потиевский А. Э.] Она была... Замечательное произведение. Там Алиса приходит к Каширскому коту и спрашивает: «Котик, куда мне идти?» Он отвечает: «Это зависит от того, куда ты хочешь попасть». Она говорит: «Ну мне в принципе все равно, куда попасть». «Ну тогда всё равно куда идти. Ты только иди куда-нибудь, иди прямо. Куда-нибудь да попадешь. Ну только не сворачивай». Вот эмоциональная сфера — это то, что помогает нам не сворачивать при трудностях. Постоянство вот это, постоянство в эмоциональной сфере, оно создает совершенно определённую атмосферу защиты, прибежища. Атмосферу постоянства в семье. Это признак благости. Поэтому если... И благость, в чем е слабость? В том, что она не возникает мгновенно, нужно приложить усилия.

00:42:00 А из этого очень важный практический вывод. Если у наших подопечных, у тех людей, о которых мы заботимся, пока ещё пусть только зачатки необходимых качеств, пусть они ещё не могут это делать и в полной мере соответствовать нашим представлениям о том. Какими должны быть подопечные, лидер должен делать ставку на воспитание, на обучение тех людей, которые у него уже есть, а не менять их как перчатки в надежде найти кого-то получше. Также в семье, если какие-то трения, если шероховатости в отношениях, нужно учиться развивать отношения. А не кидаться из развода в развод. Известно выражение, чтобы хорошо познакомиться с человеком, чтобы узнать его, нужно по крайней мере семь лет. Пуд соли надо съесть. Да? Это относится и к друзьям, и к жене или к мужу, и к подчиненным. И коллегам по работе. И т. д. Не возникает все сразу. Ремя и усилия. И если мы это все приложим, то результат, он превзойдет наши ожидания. Ну вот с эмоциональной сферой примерно так, пожалуй самые важные точки мы с вами отметили.

00:43:02 Идем дальше?
[Ведущая] Да.
[Потиевский А. Э.] Хорошо. Итак, интеллектуальная сфера. Она подразумевает, что человек, ну это очень просто, он должен получать образование. И причём это образование он должен получать всю жизнь. Здесь очень много моментов, о которых можно говорить. Но начнем с того, что очень важно к примеру, какой будет учитель в первом классе. Это должен быть очень хороший человек, который сможет привить своим ученикам любовь к учебе, привычку учиться. И дети будут чувствовать это, вернее разовьют в себе эту привычку только в том случае, если учительница, она действительно лидер по отношению к ним. Она их не заставляет, не подавляет, а действительно заинтересовывает. Так, чтобы детям нравилось учиться. И если это будет, то у них не будет никогда проблем с интеллектуальной сферой. Но если учительница в первом классе, это злобная фурия.

00:44:00 О, тогда все очень сложно. Тогда процесс обучения, он становится каторгой. И это значит, что людям будет очень сложно, у них будут всегда проблемы в интеллектуальной сфере.
[Ведущая] И это очень хорошо заметно, когда ребенок сначала учился в одном, в одной школе, а потом перешел в другую школу. В той же самой начальной. Да?
[Потиевский А. Э.] Да, да, да.
[Ведущая] и сначала он учился хорошо, а потом вдруг неожиданно съехал. От учителя многое зависит.
[Потиевский А. Э.] У нас была интересная ситуация. Наблюдение такое. Со школьными психологами были в первом классе, 3 сентября. То есть всего три дня от начала занятий. Ну школьные психологи. Они такие люди жизнерадостные, улыбаются, приходят дети, здравствуйте, да мы с вами сейчас будем играть, то, се. Пятое, десятое. Такую стараются создать непринужденную шумную атмосферу. И очень интересно, дети сидят, вот знаете, как вот, как зомби. То есть вот прямая спина, руки сложены на парте. Испуганное выражение на лице. Значит психолог, он так на них смотрит, начинает понимать. Что происходит что-то не то.

00:44:59 Он говорит: «А вы чего не отвечаете? Вы чего не реагируете?» А дети так тихонько: «А нам сказали, что можно говорить только сначала подняв правую руку». Все. Третье сентября. Их уже зашугали по полной программе. То есть все, какое у них будет желание учиться после этого?
[Ведущая] Никакого.
[Потиевский А. Э.] Кроме страха, совершенно вообще, что у них будет? И в результате такого подхода многие люди. Они вырастают и думают, что вот я отучился в школе, отучился в институте и все. Хватит. И больше люди никогда ничем не учатся. Максимум смотрят телевизор, программу новостей там и газету читают. А большинство людей вообще обучением не занимаются, они только работают. Только зарабатывают деньги. Поэтому интеллектуальная очень многих людей, увы, страдает. Выгнать людей на повышение квалификация, да вот там, при многих, на многих предприятиях эта практика существует, это проблема. Люди не хотят учиться. И часто люди просто не понимают важности интеллектуальной сферы. Они не имеют об этом знаний. И нам сейчас с вами предстоит разобраться, в чем же её важность.

00:46:00 Мы должны сами это очень хорошо понять для того, чтобы вдохновить своих подопечных, кто от нас зависит, развивать эту сферу. Дело в том, что в результате пренебрежения интеллектуальной сферой, своим интеллектом, разумом, останавливается развитие. Исчезает возможность становиться более счастливым. Исчезает чувство защищенности. Потому что теряется ощущение своей полезности и нужности. То есть как только человек перестает обучаться чему-то новому, он сразу же отстает от жизни. Обучаться должны все. Нет таких людей, которым бы не нужна была новая информация. Даже уборщица, она должны образовываться. Каждый день появляются новые моющие средства, какие-то одноразовые тряпки, там супер-швабры какие-то там, новые ведра. Там комбайны для уборки. То есть даже уборщица без проблем, растет в ногу со временем. Да? То есть вот новая информация. И если человек это делает, если он заботится о том, чтобы быть в струе этой. То такие люди живые, у них есть темы для обсуждения, у них широта взглядов присутствует.

00:47:07 С ними не скучно. Интеллектуальная сфера — это возможность обновлять самого себя. Это возможность развивать свои способности. Причем это справедливо как для одного человека, так и для организации в целом, для коллектива. Нужно постоянно обновляться. Ну просто представьте себе. Что будет с человеком, если он зарос просто. Да? Опустился.
[Ведущая] Ну скучно с ним будет. И ему скучно будет.
[Потиевский А. Э.] Совершенно верно. Он никому не нужен. И превращается такой человек постепенно просто в старого маразматика.
[Ведущая] И сам себе не нужен.
[Потиевский А. Э.] Да конечно. Скучно. Такая есть опять же шутка. «Доктор, со мной никто не хочет общаться». «Ну разговаривайте сами с собой». «Да. Ну я такой зануда». [смеется]. Вот. Когда люди перестают тренировать свой разум, он тупеет, попросту говоря. Ну так мягко скажем, притупляется.

00:48:00 Плохая память например. Это следствие того, что человек не развивает разум. В Ведах говорится. В Аюрведе, что плохая память — это признак сознания низкого уровня. Если человек не развивает сове сознание, свой разум, он деградирует. Ну опять же большинство людей, после окончания ВУЗа, они только и делают, что зарабатывают деньги для того, чтобы развлекаться, а потом опять работают, чтобы опять развлекаться. И все. Вот такой день сурка. Но нужно прикладывать сознательные усилия. Помните ответственность. Да? Ответственность — это в первую очередь за самого себя, за свои качества. Так вот сознательные усилия для развития своего разума. Но чаще всего люди, вместо этого, что делают? У нас дома есть такой замечательный инструмент, квадратный такой, или плоский.
[Ведущая] Телевизор.
[Потиевский А. Э.] Совершенно верно. [смеется с ведущей]. То есть люди просто ныряют в телевизор, в котором проводят в среднем 45 — 50 часов в неделю по статистике. Это в среднем. Там ещё варианты. Вот если у радиослушателей есть такой опыт, что у них телевизор, к примеру, сломался. Ну или компьютер, сейчас разные варианты.

00:49:01 То можно припомнить, сколько сразу освобождалось свободного времени. Причем времени на настоящую жизнь, на более живую, более насыщенную. Если человек запускает эту сферу, то он все меньше становится человеком. Да? Он все больше становится, увы, как не прискорбно это говорить, животным. То есть если развитие в интеллектуальной сфере останавливается, то остается забота просто об эмоциональной и физической сферах. А со временем только физической или вообще никакой. Поэтому оттачивать свой разум. Нужно тренировать его, вырабатывать в себе такое качество, такую привычку. Для человека вообще, а для лидера особенно, это необходимо. У меня было такое знакомство очень интересное, преподавательница в институте, она обратила внимание, что один из её студентов ну как-то плохо отвечает. И она говорит: «Что такое? Что за проблема? Разве сложно прочитать учебник и потом ответить?» Студент говорит: «А у меня память плохая». Ну такая вот у него отговорка. Да?

00:50:00 И преподавательница предложила ему: «Ну если ты знаешь, что у тебя плохая память, давай её тренировать. Давай вот, чтобы тебе не было так сложно, вместе с тобой мы каждый день, вернее каждое занятие, то есть один раз в неделю, ничего сложного, учить новое стихотворение. Ты новое стихотворение и я новое стихотворение. И тебе полезно и мне тренировка. Вот такое предложение». Интересно. Да? Вот. И она потом сказала, чтобы вы думали. Он на следующее занятие просто не пришел.
[Ведущая] Ага.
[Потиевский А. Э.] Ага. Лень. Но фокус в том, что потом всё равно был экзамен. И этот студент, он был вынужден появиться. Он просто пропускал эти занятия. И преподавательница его там спросила: «Ну что же ты?» Он сказал: «Да ну. Да что такое? Да глупость какая? И т. д.» А преподавательница, знаете, что сделала?
[Ведущая] Нет.
[Потиевский А. Э.] Она дала слово, что она будет учить стих. И она каждое занятие, й было не важно, что этого студента в классе нет, она выходила и рассказывала своим студентам новое стихотворение.

00:51:02 [Ведущая] Ага.
[Потиевский А. Э.] Ага. Ответственность и разум.
[Ведущая] Ответственность. Да.
[Потиевский А. Э.] Да.
[Ведущая] Великая сила.
[Потиевский А. Э.] Великая. Меня этот пример в своё время очень сильно вдохновил не на то, чтобы учит стихи, а на то, чтобы вот быть ответственным и развивать эти качества, слабость которых я знаю за собой. Ну к интеллектуальной сфере. Привычка читать очень хорошо поддерживает силу разума. Только опять же. Та же самая ситуация, что и эмоциональной сферой, пожалуйста, обращайте внимание на то. Что вы читаете. Также как и с эмоциями, просто чтение. Низкопробная литература, дешевые романы, газеты там, детективы, триллеры какие-то низкопробные. Это только для удовольствия. Это к интеллектуальной сфере не относится. Нужно то, что требует размышления. Интеллектуальных усилий. Это как ну вот мышцы накачиваются. Так же и разум. Качать мышцы разума. Но чаще всего, к сожалению, этого нет. То есть человек современный увы, на четверть как минимум, то есть в интеллектуальной сфере он не удовлетворен в своей жизни.

00:52:04 Если бы люди просто, да хотя бы просто кроссворды разгадывали. Да? Поддерживать разум в остром состоянии, усиливать память. Это уже приносит радость от победы над ленью, от победы над собой, это зарядка для разума. И надежда для тех, кто думает, что уже поздно, есть. Разум можно и нужно укреплять в любом возрасте. Я знаю огромное количество пожилых людей, которые как бы сложно по определению как бы для пожилого человека что-то новое начинать. Они осваивали компьютер. Они начинали выходить в интернет. То есть вели там активную жизнь какую-то. То есть можно научиться в любом возрасте. Поверьте в себя. Вы можете все. Время и желание, ничего другого не требуется. И можно все, снова стать человеком разумным, настоящим хомо сапиенс. Еще один вид заботы в интеллектуальной сфере — это такая интересная штука, планирование.

00:53:05 Лидер может и должен хорошо планировать и ставить цели. Причем этими планами лидер обязательно должен делиться со своими подопечными. Это очень важно. Если людям нравится то. Что им предлагают. Они будут в них участвовать в полной мере. Ну то есть интеллектуальная сфера — это объяснение того. Зачем нужно то, что люди делают. Это вот к интеллектуальной сфере относится. Другое дело, что каждому человеку нужно объяснять на его уровне. То есть объяснять к примеру, первому заместителю директора и рядовому рабочему, стоящему у станка. Им нужно по-разному. Понятное дело. То есть рабочему просто можно сказать, что вот мы делаем автомобиль, это будет скорая помощь и он будет спасать людям жизнь. Ну к примеру. Да? Что-то такое. Рабочий будет вдохновлен. Заместителю директора нужно более глобально. Что это экономика и т. д. Но объяснять нужно каждому. И если команде цель не ясна, то энтузиазм в этой команде только до первой трудности.

00:54:02 То есть сила, питающая решимость, она также ещё и знание. И если знания нет, то сил тоже маловато. То есть если суммировать то, что мы говорили по интеллектуальной сфере, то качество лидера такое, он занимается самообразованием сам и вдохновляет к этому подчиненных. Иногда даже заставляет их учиться делать то, что они уже делают. Ну а его самого может заставлять учиться его руководитель. Мы говорили, что он должен быть. Понятно с этим?
[Ведущая] Да.
[Потиевский А. Э.] Хорошо. И тогда мы переходим к духовной сфере. Ну вот если вы обратили внимание, каждая последующая сфера. Она все более тонкая и сложная такая. Да? Как бы требует все больше усилий, больших вкладов то есть, все сложнее там заботится. Но фокус в том, что и счастье от каждой из этих сфер, оно разного уровня. От физической сферы счастье очень просто получить, ну просто здоров, уже счастлив. Но и счастье это. Оно такое скромненькое.

00:55:03 И поэтому лидеров, вернее не поэтому. Но просто лидеров, способных позаботится о каждой последующей сфере, к сожалению, все меньше. И опять же, я возвращаюсь снова и снова к этой теме. Для того, чтобы стать настоящим лидером, заботится о других, мы должны сначала в свою жизнь принести все недостающие сферы. То есть научиться заботится как минимум о себе. Тогда сможем заботится и о других. У человека должны быть насыщены, удовлетворены все четыре сферы. Среди нет такой, ради которой можно пожертвовать другими. Это лишит человека возможности быть счастливым. Но духовная сфера самая тонкая и самая сложная. Поэтому тут нужно сконцентрироваться и очень внимательно понять, что здесь подразумевается. Очень часто люди прячутся от ответственности за свою духовную сферу за словами мы живем для того, чтобы вырастить детей. Знаете, да, такое? В чем смысл вашей жизни?

00:56:00 А в том, чтобы были счастливы дети. Но такой вопрос. А с какой стати дети будут счастливы, если несчастливы мы сами? Как несчастливые родители могут дать своим детям счастье? Мы этого не умеем сами. И мы никого не сможем тогда этому научить. Мы можем позаботится финансово, можем интеллектуально позаботится, то есть большое количество денег или хорошее образование, но это само по себе никого ещё не сделало счастливым. Тут маленькое отступление опять же сделать и сказать, что материальные проблемы просто невозможно по-настоящему решать материальными же способами. То есть для того, чтобы решить любую проблему, нужно подняться на одну ступеньку вверх, то есть подняться на следующий уровень. Это известное правило конфликтологии. Если мы пытаемся решить материальные проблемы, нам обязательно нужна духовная основа для этого. То есть решая проблемы как бы такими же инструментами, то есть инструментами того же уровня, мы лишь порождаем ещё большие проблемы.

00:57:06 Ну вот классический пример. У меня родственники живут во Владивостоке, я там периодически бываю. Там очень интересная ситуация складывается. Там город кормится с продажи машин, с импорта.
[Ведущая] Да. Я это знаю.
[Потиевский А. Э.] Доводилось бывать?
[Ведущая] Нет. Я сама родом из Сибири и машинки гоняют оттуда, ох как гоняют.
[Потиевский А. Э.] Да. Гоняют. Еще как. Но вот в чем проблема. Машины решили финансовую проблему. Да? Вроде бы как. То есть ну каждый теперь может дешево купить и ездить, где хочет.
[Ведущая] Да.
[Потиевский А. Э.] Но появилась другая проблема.
[Ведущая] Какая?
[Потиевский А. Э.] А эти машины, они в городе не помещаются.
[Ведущая] Это факт.
[Потиевский А. Э.] То есть по городу ездить просто невозможно. Город старый, улочки узкие, и все там. Это постоянные пробки. То есть одна такая постоянная медленно перемещающаяся по городу пробка. Вот. То есть решая материальную проблему материальным способом, ничего хорошего из этого мы не получаем. Поэтому вывод, лидеру, а мы говорили, что лидером может быть каждый человек.

00:58:03 Лидеру необходимо увидеть необходимость этой духовной сферы для того, чтобы по-настоящему решить любую проблему. Прежде всего конечно в своей жизни. Иначе он никогда не сможет объяснить это другим. И поэтому нам очень важно понять, а что же такое по-настоящему духовная сфера? Наташа, скажите, вот чаще всего под духовностью, что понимают?
[Ведущая] Под духовностью поход в храм воспринимают. Там чтение молитвы перед едой, иконки дома. Вот это духовностью. А крестик на шее может быть еще.
[Потиевский А. Э.] Да. Да, да, да, да. Но это вы очень хорошо как бы думаете о людях, у вас очень хорошее общение наверное. Вот. А очень часто приходится сталкиваться с таким пониманием, что духовность — это знаете, вот выпить и душевно посидеть. То есть это понимание да. Духовности в невежестве. Вот духовность в страсти, это да, это театр, опера, балет, это выставки.

00:59:00 Это какая-то утонченность. Изысканность. В самом лучшем случае, если есть благость, это некая порядочность. И поэтому может возникнуть вопрос, а вообще духовная сфера, она как таковая нужна, простите или нет? Просто очень часто возникает. Нужно знать, что на него отвечать. Потому что люди говорят: «Ну посмотрите, огромное количество людей, которые успешны в первых трех сферах. У них есть деньги, у них счастливая семья. К примеру, их любят на работе, они умны. Все прекрасно. Здорово бех духовности обходятся. Зачем она вообще нужна?» Но дело в том, что по-настоящему лидер проявляется, когда сталкивается с задачами, которые невозможно решить материальными способами. То есть когда какое-то событие или произойдет или не произойдет, но от человека это никак не зависит. Это проблема. Выходящая за рамки первых трех сфер. Например. Вопрос смысла жизни. Или вопрос жизни и смерти. Да? Вопрос судьбы, удачи, любви, это не решается в первых трех сферах.

01:00:01 Это более тонкая материя. Судьба, как её загонишь в физическую заботу ил в эмоциональную, интеллектуальную? Можно помочь легче пережить. Но решить невозможно. И вот в таких критических ситуациях человек обращается к Богу. Причем это происходит буквально инстинктивно. Есть известное выражение, нет атеистов в окопе под огнем. Знаете наверно такое, да?
[Ведущая] Ага.
[Потиевский А. Э.] То есть когда вот угроза жизни и ничего не можешь сделать, человек, он понимает, что есть какие-то высшие силы, и он начинает к ним обращаться. То есть это заложено в природе человека. Это происходит автоматически. Так вот суть духовной заботы в том, чтобы во-первых дать другим понимание, что есть высшая воля, высший смысл, их называть могут по-разному. То есть силы природы, высший разум, судьба. Фортуна, Бог. Каждый по-разному это называет. Но важно, что они есть. Это во-первых. А во-вторых. Людям нужно помогать утверждаться в этом понимании.

01:01:03 То есть снова и снова напоминать об этом, учить видеть это в своей жизни и жизни окружающих. Естественно, что сам лидер должен развивать в себе это понимание, постоянно в этом укрепляться. То есть надо мной кто-то есть. Кто-то есть. Я может быть даже не знаю, кто точно. Но я знаю, что это так. И если я сам это понимаю, и вновь и вновь в этом утверждаюсь, тогда я смогу это знание передать другим. По крайней мере это ощущение. То есть нас с вами интересует истинная, настоящая духовная сфера. Забота о ней в благости, в знании. Духовность — это только то, что связано с душой. И забота в духовной сфере — это та, которая пробуждает душу. То есть наше истинное я, то лучшее, какими мы можем быть. И как она осуществляется? Духовная забота или духовная деятельность, это та, которая связывает нас вот с этой высшей силой.

01:02:01 С высшим разумом. С Богом. Это не просто хождение в церковь. Вот тут есть такая ошибка очень частая, к сожалению. Просто хождение в церковь, это просто ритуалы. Ритуализм — это эмоциональная сфера. Это кстати именно поэтому женщинам очень часто психологи рекомендуют: «Сходите в церковь. Поставьте свечку, помолитесь, покайтесь». Но это просто ритуал. От этого становится легче, но легче на эмоциональном уровне, не на духовном. Потому что по-настоящему духовность — это внутренний процесс. Это процесс понимания того, что за всем, что здесь происходит, стоит высшая воля. Это и анализ того, какую эта высшая воля играет роль в моей жизни. И соответственно нужно знать, каким принципам и правилам я сам должен следовать, чтобы эта высшая сила, она была на моей стороне. Иначе будет как в том анекдоте. Когда мужчина. Человек построил дом, завез мебель и тут же удар молнии и дом сгорел. Ну ладно. Он собрал денег, купил домик маленький.

01:03:02 Что-то такое построил, обустроил его и тут же там короткое замыкание, пожар, все сгорело. Ну он из последних сил, напрягаясь, там уже просто какую-то в чистом поле жалкую лачугу, чтобы просто крыша над головой. И удар молнии с неба и все сгорело. И он на колени падает, обращается к небу: «Господи, ну за что?» С неба раздается ответ: « Ну не нравишься ты мне, мужик, не нравишься». [смеется ведущая]. То есть я шучу конечно. Но нужно знать вообще, как вести себя так, вот в духовном плане, чтобы не вызвать такой реакции. [смеется]. У кого-то там, кто сверху. Вот. И в Ведах утверждается, что по-настоящему счастливым можно стать только в том случае, если мы вводим в свою жизнь деятельность в этой сфере. Потому что духовное счастье, его невозможно заменить физическим. Ну и как развивать свою духовную сферу, как заботится о ней, суть вообще духовной деятельности в том, чтобы следовать просто наставлениям Господа. Да? Как бы мы его не называли. То есть по сути речь идет о следовании его заповедям.

01:04:05 Ну инструкция такая. Да? То есть Бог дал инструкции. Вот этого не делай. А вот это делай. Значит, делай, возлюби, жертвуй, скажем. Веди себя хорошо. А не делай, не лги, не кради, не прелюбодействуй и т. д. То есть нужно понимать это. И применять эти заповеди в своей повседневной жизни. Здесь правда один нюанс, о котором я обязательно хочу сказать, что тут нужен духовный наставник, то есть человек, сведущий в этих вопросах, чтобы помочь это делать правильно, иначе тоже можно наделать глупостей. Даже о духовной сфере можно позаботится в страсти и невежестве. Была интересная ситуация, я смотрел за беседой двух людей. Значит, к человеку на улице подошли представители какой-то Христианской церкви. Не помню сейчас, но из этих направлений. И он у них спрашивает: «А что вы вообще такое проповедуете?» А они говорят: «А мы проповедуем то, что те. Кто поверят в Христа, те спасутся».

01:05:00 И человек спрашивает: «А что значит. Поверить в Христа?» Они говорят: «Ну просто признать, что вот есть Бог и все. Больше ничего не надо». А человек спрашивает: «А заповеди как же?» И на что ему, знаете. Дали очень интересный ответ. «Ну заповеди, заповеди — это слишком сложно». [смеется]. Вот. То есть нужно учиться это делать. Хотя это сложно и не просто, нужно разбираться. Но тем не менее. И нужен обязательно духовный наставник, который мог бы помочь в этом вопросе. Поэтому лидер должен для себя иметь такого человека, чтобы было к кому обратится с таким вопросом. Если не получается решит на первых трех уровнях.
[Ведущая] Ну вот все ясно становится.
[Потиевский А. Э.] Слава Богу. [смеется с ведущей]. Давайте тогда подведем итог.
[Ведущая] Давайте.
[Потиевский А. Э.] Первое, в идеале, в жизни человека каждый день должно присутствовать четыре этих составляющих. То есть условно день человека должен делиться на четыре части, посвященных заботе об одной из сфер жизни: духовной, интеллектуальной, эмоциональной и физической.

01:06:02 И между этими сферами должен быть определённый баланс, причём строго индивидуальный. Не то, что четыре часа на физическую сферу, четыре часа на эмоциональную, четыре на интеллектуальную и четыре на духовную. Вот. Нет. То есть этот баланс, он очень индивидуален. У кого-то очень много физической, поменьше эмоциональной и совсем мало, совсем чуть-чуть интеллектуальной и духовной. У кого-то наоборот. Не в этом дело. Главное, что это индивидуально. И нужно знать, что с возрастом, по идее, должны происходить перемены в сторону увеличения времени на духовную практику. То есть с возрастом вот акцент. Он должен туда смещаться. На более высокие сферы. И второй итог, такой уже по всем по сути дела по семинарам, что каждый человек. Он может и по сути дела должен стать лидером. Человек будет успешен в жизни только если станет таким. Он возьмет ответственность за свою жизнь на себя. И уже не будет просто плыть по течению жизни. Его не будет нести не понятно куда мутным потоком так. Как это происходит с большинством людей.

01:07:04 Без ответственности, без понимания смысла. Без счастья. Жизнь лидера, да, это жизнь сложная, но это жизнь динамичная, насыщенная, полноценная, правильная и счастливая. И я хочу пригласить всех наших радиослушателей именно к такой жизни. И я буду очень рад. Если мы чем-то смогли помочь им в движении в эту сторону. Большое спасибо за внимание. У меня все.
[Ведущая] Спасибо вам, что были сегодня с нами. Итак, дорогие радиослушатели, давайте скажем большое спасибо Александру Потиевскому за интересную тему лидерство, которую там мы интересно сегодня раскрыли. Спасибо вам. Всего доброго.
[Потиевский А. Э.] До свидания.
[Ведущая] До свидания.
Хорошее настроение с Аюрведа радио.

транскрибирование: Наталья Колоцей | Речица | Беларусь | 13 апреля 2012