Как лидер строит отношения с окружающими

Аюрведа радио - 26 июля 2007
запись эфира для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:37:55 | качество: mp3 24kB/s 6 Mb | прослушано: 664 | скачано: 576 | избрано: 13
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Почему у нас есть страхи и где найти силы для перемен? Кто такой лидер, знающий главный секрет успеха? А самое главное, откуда берется интерес к жизни? Потиевский Александр, специалист в области Аюрведы и ведической психологии расскажет нам об этом и многом другом. В четверг в прямом эфире на Аюрведа радио.
[Ведущая] Добрый вечер, дорогие радиослушатели. Я рада приветсвовать вас на волнах Аюрведа радио. И уж поверьте, на самом деле сегодня будет очень интересная лекция. Сегодня в прямом эфире с нами Александр Потиевский из Омска. И тема нашего семинара сегодня «Лидерство. Часть первая». Добрый вечер, Александр.
[Потиевский А. Э.] Здравствуйте, Наташа. У меня вопрос, а почему часть первая? По-моему часть вторая.
[Ведущая] Лидерство, может быть часть вторая. Все таки мне кажется. Первая часть у нас была как бы презентация.
[Потиевский А. Э.] А ну можно и так сказать.

00:01:03 [Ведущая] И мы особо много так ничего и не узнали.
[Потиевский А. Э.] Да. Мы действительно говорили о лидерстве, мы начали этот разговор. Мы говорили об ответственности за свои поступки. О том, что с этого все начинается. Что лидерство заключается в том, точнее ответственность за своб жизнь как начальная ступень лидерства, что человек определяет свои приоритеты, свою цель. И начинает осознанно к этой цели стремиться. И вновь и вновь человек возвращается к этим вопросам. А каковы мои истинные цели? Как то, что я сейчас, в данный момент делаю, способствует достижению этих целей? Мы говорили о том, что человек обретает такое качество как целостность. Вся его жизнь, она становится не разрозненной, не случайной мозаикой отдельных эпизодов, а целенаправленной. То есть единым потоком. Сейчас это такая популярная тема. Да?

00:02:00 Поток энергии. Человек живет в этом потоке и он чувствует, что живет по-настоящему. Говорят, это само по себе достаточно большое счастье. Мы говорили об этом. Сегодня мы углубимся в эту тему. То есть принять ответственность за своб жизнь — это действительно только первый шаг. Но важно также и знать, как не наломать дров в наших благих начинаниях. Известная поговорка в общем, куда вымощена дорога благими намерениями. Здесь мы вплотную должны подойти к вопросу лидерства в отношениях. Дело в том, что в этом вопросе ошибки чреваты крайне печальными последствиями. То, что мы делаем для себя. Мы можем изменить. Но в отношениях с другими людьми мы должны быть очень аккуратны. Потому что нарушив что-то, причин боль какому-то другому человеку, исправить уже что-то очень сложно. И в этой лекции нам предстоит разобраться в том, на чем основаны отношения с окружающими людьми у настоящего лидера. И затем мы разберем как этому научиться.

00:03:01 Хорошо?
[Ведущая] Да. Конечно.
[Потиевский А. Э.] Итак. Что такое отношения с другими людьми? Наташа, как по-вашему?
[Ведущая] Отношения с другими людьми, ну это контакт, хорошее настроение, общение, ну я не знаю, как по-вашему правильно это сказать.
[Потиевский А. Э.] Почему? Все правильно. Все замечательно.
[Ведущая] Все правильно сказала?
[Потиевский А. Э.] Конечно. Я пожалуй только добавлю, что это одна сторона отношений, та, о которой мы всегда думаем. Отношения — это здорово. Нам нравится, когда они радужные, такие шумные, замечательные, веселые. Но мы можем рассмотреть отношения с другой стороны. Отношения с другими людьми — это и главный источник проблем в нашей жизни. Как вам такой вот подход? Чем ближе люди к нам, тем большие проблемы они нам могут доставить. И до тех пор. Пока человек, он один, он может думать, что все хорошо. Но как только появляется другой человек рядом, начинается сложности.

00:04:03 Там вот он вилку взял, почему он её с той стороны тарелки положил, а не с той, с которой я привык? Да? Самое частая такая фраза, которую человек раздраженно бросает окружающим. Это какая?
[Ведущая] Ну я даже затрудняюсь сказать, какая.
[Потиевский А. Э.] Ну это же элементарно. Господи, да оставьте же вы меня все в покое.
[Ведущая] А! Это да.
[Потиевский А. Э.] Бывало такое?
[Ведущая] Ну конечно.
[Потиевский А. Э.] Конечно. И у каждого так бывает. То есть другие люди. Это всегда источник проблем. Хотим мы этого или нет, кроме радости они будут доставлять нам всегда какие-то вот беспокойства. Так вот, лидер, это одно из определений, человек, который не боится этих проблем. Не испытывает страха. И такое бесстрашие в отношении с окружающими, достигается с помощью разума. В прошлый раз мы говорили, что лидерство, оно характеризуется двумя разными качествами. Ответственностью и разумом.

00:05:01 В прошлый раз мы говорили об ответственности. А сейчас поговорим о разуме. То есть разум — это второе важное качество, необходимое, чтобы стать лидером. Так вот, в связи с тем. О чем мы до сих пор говорили, разум проявляется в понимании, что в нашем мире, где все по природе временно и ограничено, трудности и проблемы в отношениях являются естественным явлением. Это неизбежная составная часть жизни. То есть это не повод для пессимизма. Мы просто должны понять, что трудности будут всегда. Никогда у нас не будет такого периода, чтобы вот буквально все было хорошо. Всегда будут какие-то трудности. В чем это проявляется? Каждый человек в той или иной мере строит планы по достижению целей. Это значит и планы по преодолению трудностей. Строят планы все. Ну в конце концов, знаете, даже последний бомж, он планирует, сколько ему надо за день собрать бутылок. Так ведь?

00:06:00 То есть планы это нормально. Но составление планов -э то ещё не показатель лидерских качеств. Настояще лидерство начинается тогда, когда эти планы нарушаются. Вот. Можете задать сами себе вопрос, не обязательно отвечать на него вслух, как вы реагируете, когда что-то идет наперекосяк.
[Ведущая] Ну очень часто получается раздражение, какой-то такой дискомфорт внутри себя. Я даже отвечаю на этот вопрос.
[Потиевский А. Э.] Да. Ну спасибо за откровенность. Что-то сродни обиды, правда? Я все так классно распланировал, у меня все так замечательно. А почему все идет не так? Кто виноват? Вот кого винить? Но тут мы должны понять, что обида, это детская реакция. То есть только ребенок обижается, когда что-то идет не так, как он задумал. Для взрослого человека такая реакция неприемлема вообщем-то. Поэтому лидер не должен ни на кого таить обид. Ни на кого не должен обижаться. Если его планы не осуществляются, это повод для изменения планов.

00:07:02 Но никак не для обид на окружающих. Увы, порой люди, которые оказались в положении руководителя, они только и занимаются тем, что жалуются на других. И в первую очередь на подчиненных. Ну бывает такое. Они не осознают, что решение проблем, это неотъемлемая часть работы лидера. То есть взялся за гуж, не говори, что не дюж. Это буквально так. Ну самый простой пример. Например, если дома потек кран. Элементарно. Для мужчины это не повод обвинять окружающих в неаккуратном пользовании данным прибором. Это повод починить кран, а не роптать на судьбу, что вот дескать, почему мне приходится этим заниматься. Один знакомый мне как-то рассказывал, профессор, поделился таким воспоминанием. Один раз я был в деревне и нужно было выкопать для своей семьи, то есть в том доме, где мы жили, ну элементарную яму для туалета. Ну такое простое деревенское устройство. Так вот он говорит: «Я поймал себя на том, что думаю, что вот как это так, я провессор буду копать туалет?»

00:08:07 Да вот. Как же так?
[Ведущая] Я копать буду один, а все будут в него.
[Потиевский А. Э.] Да. Это как это, я такой великий, такой умный, буду вот такой ерундой заниматься? Но потом он подумал: «Но ведь надо, никуда не денешься». И вот это вот надо, не смотря ни на что, это уже ближе к лидерству. То есть не гордость, что у меня такие регалии, у меня табличка на двери, у меня звание, визитная карточка какая-нибудь особенная. Нет. Просто это нужно делать. Сохранять стойкость перед лицом превратностей судьбы. Вот это уже лидерство. То есть составить план может каждый. Но сохранять достоинство в сложных ситуациях — это уже проявление лидерства. И основа для этого именно разум. Понимание того, что сложности и трудности, это неизбежно. И нет оснований так уж выходить из себя по этому поводу. С другой стороны, нужно сразу понимать, что руководителей часто не ценят.

00:09:04 Тех, кто во главе, их вообщем, ну как правило, не так, чтобы уж очень любят. А уж если происходит что-то плохое, то их как раз обвиняют первыми. И готовность к этому — это тоже неотъемлемая часть работы лидера. Иными словами, к чему я собственно это все веду. Настоящее лидерство начнется в тот момент, когда мы поймем, что большая свобода, которую дает лидерство, это не столько права, сколько обязанности. Сейчас лидерство принято рассматривать как привелегию, как возможность для получения большего количества удовольствий для себя. Но истинное лидерство — забота о других. Поэтому в первую очередь, настоящее лидерство проявляется в желании отдавать себя другим.
[Ведущая] Ага. А вот тут вот у меня возникает вопрос. А что делать, не сильно. Да вас отвлекаю? А что делать, если вот коснется семьи? В семье два лидера.

00:10:01 И каждый лидер, что мужчина, что женщина, заботится о семье. И с каждой стороны, они считают, что они правы, но порой бывают у них несостыковочки. Но они два лидера.
[Потиевский А. Э.] Замечательно. Наташа, у вас такие возможности по семинарам, по семейным отношениям. Вы задаете этот вопрос здесь? [смеется]. Ну я шучу конечно.
[Ведущая] Нет. Ну тема лидерства.
[Потиевский А. Э.] Да. К лидерству. Есть такая любимая домашняя заготовка. В старом уставе японской императорской армии, ну то есть те вот ещё довоенные, там первым пунктом, понимаете первым, было записано следующее. Из двух офицеров, равных по званию, первым отдает честь тот, кто умнее. Это вот к лидерству. То есть если мы не уступаем друг другу, да, из самых лучших побуждений, то все закончится так, как в детской песенке про двух барашков.

00:11:04 Помните там на мостике на речке встретились два барашка. Барашек белый и барашек черный. И кто должен уступить дорогу? Помните, чем там все закончилось?
[Ведущая] Ну свалились.
[Потиевский А. Э.] Ага. В этой речке утром рано утонули...
[Ведущая] Два барана.
[Потиевский А. Э.] Совершенно верно. То есть самое лучшее побуждение это прекрасно, но мы будем об этом ещё говорить.
[Ведущая] То есть получается, я правильно поняла, что тот, кто уступает и моет быть как-то смягчает ситуацию, тот и является настоящим лидером.
[Потиевский А. Э.] Совершенно верно. То есть настоять на своем это не самая большая победа.
[Ведущая] Понятно.
[Потиевский А. Э.] Вот преодолеть себя, там гордость или ещё что-то, это тоже лидерство.
[Ведущая] Понятно.
[Потиевский А. Э.] Отдавать себя другим — это не значит вот что-то конкретно отдавать. То есть это не только вещи. Самое сложное, что человек может отдавать — это изменить своё отношение к другим людям. То есть я привык считать, что вот так правильно. И изменить своё отношение к чему-то, вот, это уже серьезно.

00:12:03 То есть это очень сложно. Но это самое ценное. И если вы это делаете, то человек это действительно ценит. Ну это конечно, если человек способен это понять. Да? То есть смотрите по отношению к кому вы ведете себя подобным образом. То есть с того момента, когда мы начинаем развивать в себе вот это качество, желание отдавать, мы начинаем строить настоящие отношения с окружающими людьми. Фактически мы становимся на более высокую ступень лидерства. Без этого качества, без желания отдавать. Мы конечно тоже можем решать проблемы. Ну то есть можно быт результативным человеком. Но это значит, что мы просто останемся начальниками. Ну то есть ремесленниками в данном случае. Это не настоящее лидерство. Оно лишено подлинной основы. И вот именно поэтому, что вот это вот качество, оно вырабатывается со временем, родители должны детей с самого раннего возраста приучать к тому, чтобы они ну делали такую интересную вещь, как делились.

00:13:01 Знаете, да, делиться надо. Один человек делился воспоминаниями по этому поводу. Его в детстве родители заставляли обязательно конфеткой поделится с сестренкой. И вот он говорит: «Я никогда не понимал, почему я должен с ней делится, зачем? Конфета — она для того, чтобы я её ел, а не отдавал». То есть вот не помещалась в голове эта идея. То есть если человек сосредоточен только на том, чтобы получать, это значит, он по прежнему остается на уровне развития ребенка. И это значит, что в отношениях он лидером пока быть не может. А если попытается, то есть станет директором, создаст семью, то вполне вероятно, что для его подопечных ничего хорошего для этого не получится. Итак, ребенок может этого не понимать. Но родители, взрослые люди должны ему постоянно объяснять, что делится и заботится о других это важно, нужно. И должны его к этому приучать. В первую очередь, конечно же своим примером.

00:13:59 Ну вот тут есть такой ещё тонкий момент. Это уже в какой-то мере уже относится к тому, о чем мы с вами уже говорили. Многие люди искренне убеждены, что они щедрые и бескорыстные. Но они при этом щедры только в том, что им самим не очень нужно. Или толко так, как они считают правильным.
[Ведущая] Да.
[Потиевский А. Э.] Например, человек может легко дать денег, если его попросить. Но слова хорошего о другом человеке из него клещами не вытянешь. То есть просто у него есть деньги много или просто он не жадный в этом плане. Но вот хорошее отношение к другому человеку, вот тут он жадный. Сразу проявляет жадность. Или представьте, Наташа, что вам хотят сделать подарок. И говорят: «Хочешь подарок?»
[Ведущая] Да.
[Потиевский А. Э.] Конечно. Но при этом подарок будет не такой, как вы хотите, а такой, какой им, вот этим людям, которые хотят подарить, кажется наилучшим.
[Ведущая] И они мне говорят, что ты хочешь, вот это или это? А мне ни то, ни другое не хочется. Да?
[Потиевский А. Э.] Совершенно верно. Понимаете, это может означать такое тонкое проявление гордыни по сути дела.

00:15:02 Что я лучше знаю, что вам нужно. Да? То есть вот такое понимание. Есть даже среди психологов ходит такое выражение. Причинить человеку добро различной степени тяжести.
[Ведущая] Добро различной степени тяжести?
[Потиевский А. Э.] Ну да.
[Ведущая] Вот это да.
[Потиевский А. Э.] То есть добро насильно. Не так, как человек хочет и готов это принять, а так, как я хочу. Так как мне нравится. Чувствуете, да? Я. Мне. О другом человеке речи тут не идет.
[Ведущая] Понятно.
[Потиевский А. Э.] Ну вот возвращаясь к желанию отдавать себя другим, лидер это тот, кто своими действиями устанавливает определённый эталон поведения. То есть задача лидера в этом плане в отношении с окружающими подавать пример. То есть лидер действует действительно основываясь на тех высших принципах, в которых убежден. Помните, мы говорили в прошлый раз об этом. Какова цель, миссия, призвание. И к сожалению у большинства современных лидеров главная забота, как научиться использовать людей ради достижения целей.

00:16:07 Манипуляция это ещё называется. Но настоящее лидерство в том, чтобы добиваться целей ради блага людей. Чтобы не происходила вот эта подмена, люди всегда важнее целей. Отношения важнее вещей. Мы говорили в прошлый раз об умении поставить и достичь целей. Но более высокий уровень, чтобы эта цель приносила пользу окружающим людям. Это очень важно. Это приносит настоящее удовлетворение в жизни человека и для него самого и для окружающих. И вот тут мы подходим у очень важному моменту. Хорошее руководство, это не просто достижение определённых результатов, это обязательное достижение важных результатов. Имеющих большое значение для людей. Результатов. Приносящих людям удовлетворение. Это значит, что каждый руководитель, и вообще любой человек должен периодически задавать себе вопрос. А для чего я взял на себя роль лидера?

00:17:07 Очень важно снова и снова проверять свои мотивы и глубинные чувства. Какова истинная причина того, что я занимаюсь этим делом. Зачем? Почему? Что я хочу получить? Чего я хочу достичь? Например, есть очень интересное было такое наблюдение. Абитуриенты, вернее студенты первокурсники факультета психологии. Первый курс. У них глаза горят. Когда спрашиваешь их, зачем ты поступил сюда? Они говорят: «Я хочу помогать людям. Я хочу приносить людям пользу». Вот видно, живые люди. Первый курс. Потом эти же самые студенты, на третьем курсе. Такое ощущение. Что как будто подменили. Совершенно глаза вот потухшие. Многие вот просто забыли о том, зачем они пришли в эту науку. Будущая работа для них стала просто источником денег.

00:18:03 Они перестают стремиться к тому настоящему лидерству, о котором мы говорим. То есть стремление к власти, оно может быть проявлением нашего желания реализовать те высокие, по-настоящему высокие принципы, на которые мы опираемся. И тогда все в порядке. Тогда мы продолжаем быть лидером. Но если нас заботят лишь признание наших заслуг, повышение статуса, или увеличение доходов, то мы только начальники. Это не лидерство. Это просто ремесло, быть начальником. Ничего особенного в этом нет. И поэтому очень важный момент, ещё одной основой в отношениях с окружающими людьми для настоящего лидера является понимание ценностей других людей. Другие люди — это не инструмент. Другие люди, ну они просто те, вот о ком мы заботимся. Они уникальны. Они неповторимы. И каждый из них личность. Потому он цене. Ценить других, как по-вашему, Наташа, это просто или не очень?

00:19:00 [Ведущая] Ценить других? В зависимости от ситуации.
[Потиевский А. Э.] Ну-ка, ну-ка, ну-ка, поподробнее.
[Ведущая] [смеется].
[Потиевский А. Э.] От какой ситуации?
[Ведущая] Ну мне сейчас очень трудно привести какой-либо пример, но бывают ситуации, когда просто ценить заботу других очень трудно. Ну в плане, когда допустим, мама, которая знает лучше, что для ребенка нужно и она диктует ему то или иное допустим, какое-то правило, да? Но ребенок с этим не соглашается, он это не ценит. Хотя о нем реально идет забота. Или супруг заботится о жене, но она не принимает его заботу. И она не ценит ее.
[Потиевский А. Э.] Ну тут вопрос о том, как осуществляется забота. Это очень важный момент.
[Ведущая] Да.
[Потиевский А. Э.] А мы сейчас говорим скорее о муже, из этого примера, из вашего примера, и о маме. Легко заботится о близком человеке. Да? О свем родственнике особенно. И намного сложнее о человеке, с которым я никак не связан, никакими обязательствами.

00:20:03 И тут вылазит ещё одна интересная тема, подсознательно практически все люди убеждены, что единственный человек, достойный того, чтобы его ценили, это кто? Наташа?
[Ведущая] И кто? Я жду от вас ответа.
[Потиевский А. Э.] Они сами конечно. Кто же еще?
[Ведущая] Ага.
[Потиевский А. Э.] Ну так, положа руку на сердце, я же самый умный, я же самый щедрый, я же самый заботливый. Почему они этого не ценят?
[Ведущая] Понятно.
[Потиевский А. Э.] Это очень частый вопрос. На консультации люди приходят и говорят: «Я для них вот это. Я стараюсь, чтобы им было лучше, все такое. А они...» Но такая установка, когда человек ожидает что-то взамен, он не заботится на самом деле, он это такие инвестиции. А вот я тебе, а ты мне. Это бизнес. Бартер. Забота за заботу. Так вот такая установка, она на самом деле психологически душевно ранит всех тех, с кем мы общаемся. Нет такого человека, который не хотел бы, чтобы его уважали и ценили.

00:21:02 Но все хотят, чтобы это было по-настоящему. Чтобы это было искренне. Если это всего навсего вопрос такого этике, вот я говорю, что я тебя уважаю, а ты меня? И я тебе говорю. Что я тебя уважаю. Никаких проблем. На самом деле ничего нет. Ничего не вкладывается. Это просто слова, за которыми ничего нет. Вот это душу не трогает. И благодарности и тепла в ответ не рождается никакого. Давайте посмотрим ещё с одной стороны, вот оглянитесь вокруг, мысленно имеется в виду, да? Задайте себе вопрос. А вот какие у вас отношения с близкими вам людьми? Не чувствует ли случайно кто-нибудь из них, что вы им пренебрегаете, ну что вы не цените. Опять же не обязательно отвечать. Поймите, что если кто-то из ваших людей близких чувствует, что вы его не уважаете, не цените, это значит, что мы доставляем этому человеку огромную боль.

00:22:02 Подумайте об этом. Лидер не может себе позволить такое отношение к людям, которые от него зависят. Человек чувствует боль от того, что я и пренебрегаю. В Ведах специально приводится такой критерий правильности развития лидерских качеств, которые должны развиваться под влиянием духовной практики самоосознания. Обязательно должны улучшаться отношения. Подумайте, я хочу стать лидером, но вокруг меня почему-то множатся недовольные, обиженные, такие раненые душевно люди. Это значит, что что-то идет не так. Отношения должны улучшаться. И если этого не происходит, значит что-то не то с тем, что вы делаете. Я движусь не в том направлении, я не к лидерству движусь. А скорее всего к эгоизму. Вокруг лидера обязательно отношения улучшаются. Если это конечно настоящий лидер. Нормально, Наташа?

00:22:59 [Ведущая] Ага. Все нормально.
[Потиевский А. Э.] Хорошо. Мне так кажется, что вы там о чем-то задумались.
[Ведущая] Я вас внимательно слушала.
[Потиевский А. Э.] Хорошо. А теперь обратите внимание, на протяжении семинара мы вновь и вновь возвращаемся к духовной основе настоящего лидерства. И это не спроста. Лидер, наделенный широким видением вещей, осознает внутреннюю, вот именно духовную взаимосвязь всего живого. Ну по сути это осознает существование высшего порядка и универсальных врожденных потребностей, присущих всем людям. У такого лидера не возникает проблем с тем, чтобы пожертвовать какими-то краткосрочными вещами ради долговременного, ради истинного блага. Иными словами, настоящий лидер не тратит время попусту. Он не сражается с проблемами, а устраняет причины появления проблем. Вот такой тезис. Не сражаться с проблемами, а устранять причины их появления.

00:24:03 Вот что бы это стало понятнее, давайте сделаем маленькое упражнение. Вот возьмите какую-нибудь проблему небольшую, с которой вы достаточно регулярно сталкиваетесь. Ну вот что-то в вашей жизни регулярно повторяется, что-то раздражает. Да?
[Ведущая] Ага.
[Потиевский А. Э.] И так вот припомните, что вы обычно делаете в этих случаях. Ага?
[Ведущая] Ага.
[Потиевский А. Э.] Припомнили?
[Ведущая] Ага.
[Потиевский А. Э.] То есть такая часто повторяющаяся проблемка небольшая и что вы обычно в этих случая делаете. А вот теперь пожалуйста, подумайте, а ещё лучше напишите, чтобы вы сделали, если бы захотели устранить причину появления этой проблемы. Сначала вы подумайте конечно над тем, что является этой причиной, особенно во мне самом. Да? О том, каковы бы были мои действия, если бы я хотел решить эту проблему. Не бороться с ней вот каждый раз, как обычно, а именно устранить причину.
[Ведущая] Ой, как это сложно на самом деле сделать.

00:25:01 [Потиевский А. Э.] Чувствуете, есть разница в этих двух пунктах?
[Ведущая] Конечно.
[Потиевский А. Э.] Мы живем обычно по инерции. Допустим, мы что привыкли что-то делать. Мы сражаемся с проблемой, но это ещё не лидерство. Проблема, мы уже говорили в конфликтологии об этом, да? Проблема — это сигнал, это симптом, это признак того, что что-то идет не так. Лидер — это тот, кто не тратит время на сражение. На это жалко тратить время. Но устранить причину появления проблемы, это лидерство. Существует как бы специальный раздел, посвященный внешним действиям в этом плане, это отдельный раздел Вед, специальный, но это отдельная тема, это мы в следующий раз скорее об этом поговорим. Сегодня мы в большей степени касаемся внутренних аспектов лидерства. Из его внешних обязанностей, пожалуй скажем о том, что первоочередная обязанность или долг руководителя-лидера — это создать определённую атмосферу, которая будет побуждать окружающих его людей совершать правильные поступки, правильным образом и в нужное время.

00:26:02 Вот именно так. Не заставлять. Вот делай от сих до сих, то есть строго следовать инструкции, а именно побуждать делать правильные поступки правильным образом и в нужное время. И ещё раз напомню, что руководитель — это в первую очередь означает учить собственным примером. Под влиянием средств массовой информации, рекламы, фильмов, мы часто думаем, что обладание властью — это возможность манипулировать, управлять другими людьми. Ну посмотрите любой фильм, и там начальник, он просто раздает приказы, так вы делаете это, вы делаете это. Все его слушают. Говорят: «Да. Мистер президент». Что-нибудь такое. Но в Ведах утверждается, что такое понимание власти — это признак упадка. То есть это деградация общества, когда видны только внешние вещи, а внутренняя духовная составляющая, мудрость в недостатке, в дефиците. В Ведах говорится, что на самом деле, чем более могущественны люди или целые народы, тем больше их способность к внутренней жизни.

00:27:00 То есть именно внутренняя жизнь определяет реальное могущество человека или существа. К лидеру это относится в первую очередь. Мы вновь и вновь возвращаемся к этому. Как это все, Наташа, пока нормально?
[Ведущая] Да.
[Потиевский А. Э.] Хорошо. Вот звучит это все конечно очень красиво. Да?
[Ведущая] Конечно красиво звучит. Но как сложно делать-то?
[Потиевский А. Э.] А вот. Теперь нам предстоит разобраться с самым важным вопросом, как же это может запуститься. Да? Что делать-то? Или как ещё это изящно формулируется, куды беч?
[Ведущая] Куды беч?
[Потиевский А. Э.] Да.
[Ведущая] Куда бежать?
[Потиевский А. Э.] Ну да.
[Ведущая] Ага.
[Потиевский А. Э.] То есть нам сейчас предстоит разобраться с вопросом, как стать разумным? Как обрести вот этот сильный разум, который отличает лидера от простого начальника? Вообщем-то также как и ответственность, сила разума начинает обретаться с детства. Оба эти качества начинают развиваться по сути дела одновременно. По мере того, как родители дают своим детям возможность самостоятельного выбора.

00:28:04 Возможность совершать свои собственные что?
[Ведущая] Выбор.
[Потиевский А. Э.] Нет. Ошибки.
[Ведущая] Ага.
[Потиевский А. Э.] Да. Иногда дети бывают лишены возможности учиться чему-то на своем собственном опыте. Как правило, причин две. Либо родители хотят их слишком сильно контролировать, либо полностью к ним безразличны. Но если такой опыт вот этих вот ошибок и понимания, что я чего-то не знаю, не обретен в детстве, то тогда детям приходится учится уму, разуму в школе жизни. А школа жизни — это школа тяжелых ударов. То есть там за все надо платить очень дорогую цену. Иногда годы жизни уходят на то, чему легко можно было и нужно было научиться ещё в детстве. И поймите, многие из нас находятся в таком положении. У нас на семинарах один из самых частых вопросов, а почему нас этому не научили раньше?

00:29:00 Но это неправильный вопрос. Настоящий лидер так не спросит. Наташа, как должен спросить настоящий лидер, если понял, что чего-то не знает?
[Ведущая] Что я должен сделать для того, чтобы это узнать?
[Потиевский А. Э.] Что-то в этом духе. Да. То есть вовремя не научили, ну и ладно. То есть это не повод биться головой об стену, сожалеть о прошлом или ещё что-то такое делать. Нужно понять, как этому научиться, только и всего. И вот в Ведах говорится, что даже если время упущено, то лучший способ обрести сильный разум, это принять руководство со стороны старших. То есть наш собственный разум пока ещё слаб. И мы по сути начинаем пользоваться разумом более старшего, разумом наставника. Это ведь универсальный принцип обучения чему бы то ни было. Чтобы научиться, что нужно в первую очередь сделать?
[Ведущая] И что?
[Потиевский А. Э.] найти учителя конечно.
[Ведущая] Ага.
[Потиевский А. Э.] Сначала найти учителя. А этот принцип, то есть для того, чтобы чему-то научиться, нужно стать под чье-то руководство, отражает важнейшее качество, которое позволяет человеку стать настоящим лидером.

00:30:05 Как по-вашему, Наташа, способность учиться на каком качестве характера основана?
[Ведущая] Терпении и желании развиваться.
[Потиевский А. Э.] Терпение — это само собой, но это второе. Первое, ещё важнее, то есть изначальное условие для того, чтобы человек мог чему-то учиться.
[Ведущая] Желание.
[Потиевский А. Э.] Я подскажу. Смирение.
[Ведущая] Смирение.
[Потиевский А. Э.] Смирение. Осознанная способность подчиняться более старшему.
[Ведущая] Отлично.
[Потиевский А. Э.] Осознание того, что я чего-то не знаю, и я должен этому научиться у других. Если не будет смирения, человек, он никогда не сможет чему бы то ни было научиться. Невозможно научить чему-то того, кто убежден, что он и так все знает, он тут самый умный. Если у вас был такой опыт, вы понимаете. [смеется]. И если ребенок убежден, или даже не ребенок, если взрослый убежден, что он знает, как правильно, можете даже не пытаться его переубедить, заведомо вообще-то проигрышный вариант.

00:31:01 Тут может правда вопрос возникнуть, вот что же такое все-таки лидерство? Это все-таки самостоятельность или все-таки подчинение? Как по-вашему, Наташа?
[Ведущая] Ну как-то может самостоятельность.
[Потиевский А. Э.] И то и другое одновременно.
[Ведущая] И то и другое.
[Потиевский А. Э.] Да. То есть если этого не понимать, то есть риск или опасность впасть в две крайности. И они бывают и в коллективах, и в семьях. И первая опасность — это анархия, когда только самостоятельность, когда каждый делает только то, что хочет. То есть это полная самостоятельность и независимость. И тогда начинают совершаться самые разные глупости. Ну потому что подчинения старшим и более разумным нет. То есть это глупость по сути дела, когда ну нет способности понять необходимость подчинения. Необходимость принятия старшинства руководства. И вторая крайность. Она заключается в авторитарности. То есть если мы понимаем лидерство, как способность подчиняться исключительно, то тогда наступает диктатура.

00:32:03 То есть абсолютное подчинение самостоятельностью подавляется полностью. Ну естественным образом при таком воспитании лидер вырасти просто не может. Итак, нам с одной стороны, нужно проявлять самостоятельность для того, чтобы развивать свой собственный разум, учиться делать выбор, учиться принимать решение. И в тоже время. Нам необходимо руководство, которое должно присутствовать в нашей жизни тоже постоянно. И как только мы остаемся без такого руководства, наше развитие как лидера прекращается. Это не всегда заметно сразу, но постепенно начинают накапливаться ошибки, которые некому исправить. То есть за нами никто не наблюдает, никто нас не опекает по сути дела. Наша квалификация как лидера перестает расти в этот момент. Все, начались проколы. Природная склонность к лидерству. Она вот харизма, так называемая, она может остаться, но к подлинному успеху ни себя самого, ни свой коллектив такой человек уже не приведет.

00:33:02 И это достаточно практичный момент. Очень часто мы встречаемся с людьми, которые говорят: «У меня нет воли. Я ничего не могу. Меня никто не слушается. Что я могу поделать?» Доводилось такое слышать? Наташа?
[Ведущая] Ага. Я заслушалась вас. [смеется].
[Потиевский А. Э.] [смеется]. Вот. То есть человек говорит: «Ну у меня ничего не получается».
[Ведущая] Да бывает такое.
[Потиевский А. Э.] И мы сами периодически оказываемся в таком положении, когда чувствуем, что моих сил просто не хватает для того, чтобы разрешить проблемную ситуацию. Что же нужно делать в такой ситуации?
[Ведущая] Даже не знаю. Правда. Если бы знала, предприняла бы попытку.
[Потиевский А. Э.] Нужно найти для себя такого человека, у которого лидерские качества были бы проявлены больше, чем у меня. То есть нужно найти наставника.
[Ведущая] Понятно.
[Потиевский А. Э.] Того, кто будет нас вести, и не просто вести, учить быть лидером. Кстати многие люди это интуитивно понимают.

00:34:00 Понимают такую необходимость. Но когда они находят такого человека, когда они находят. Это может по разному называться. Тренер, консультант, гуру, наставник, все, что угодно. Так вот когда люди находят такого человека, как по-вашему, что они пытаются сделать в первую очередь?
[Ведущая] Не знаю.
[Потиевский А. Э.] Они не пытаются стать лидером, они пытаются свалить на этого наставника свои проблемы.
[Ведущая] Ясно.
[Потиевский А. Э.] да. Но это неправильно. У наставника нужно учиться, как развить эти лидерские качества в себе. То есть нужно учиться как вот осуществлять внутреннюю работу. Лидером не становятся сразу. Лидером невозможно стать на каких-то курсах или тренингах. Это постепенный процесс внутреннего становления. Самое главное, что каким бы неспособным себя вы к этому не считали, качествам истинного лидера можно научиться.

00:35:00 И сколько бы их у вас не было, работу по их развитию всегда можно продолжать. Это процесс самоосознания, это процесс обретения себя истинного, настоящего. Процесс приближения к своим истокам что ли. И этот процесс, он уникален. Потому что он делает жизнь насыщенной, динамичной, увлекательной. В такой жизни нет места скуке. И в ней вы никогда не будете одиноки. Потому что вам всегда будет чем заняться, у вас будет цель. С другой стороны, рядом с вами всегда будут люди, о которых вам хочется заботится. Хорошая жизнь, а, Наташа, нравится?
[Ведущая] Ага. Да. Конечно.
[Потиевский А. Э.] В конце концов разве это не то самое счастье, которого ищут все люди? Это оно. И быть лидером означает быть все более и более счастливым человеком. Это то, что я хочу вам пожелать. На сегодня на этом все. Большое спасибо за внимание.
[Ведущая] Ага. Вы знаете, мне бы хотелось не прощаться с вами на данный момент.

00:36:02 А может быть просто на пять минут расстаться, дабы дать возможность нашим радиослушателям прислать вопросы в течении этих минут к нам в чат по скайпу, а также вы можете быстренько написать письмо на наш почтовый ящик Ayurvedaradio@mail.ru. К сожалению у нас что-то с телефоном произошло. Я не могу принять от вас звонки и СМС-сообщения. И как вы смотрите на это?
[Потиевский А. Э.] Хорошо. Я здесь.
[Ведущая] Итак, дорогие радиослушатели, небольшая музыкальная пауза. Мы ждем ваших вопросов. Итак, вновь аюрведа радио на волнах в прямом эфире Александр Потиевский, лидерство была у нас сегодня тема. И мне бы хотелось сказать, Александр, что вопросов нету у нас. Радиослушатели все поняли.
[Потиевский А. Э.] Замечательно.
[Ведущая] Ну что, хочу поблагодарить вас за то, что вы были сегодня с нами, не смотря на расстояние, кстати, мы так и не выяснили вначале, как у вас там погода. Не стала ли традицией то, что вы с нами в прямом эфире, а у вас там дождь?

00:37:05 [Потиевский А. Э.] По видимому стала.
[Ведущая] Все-таки дождь?
[Потиевский А. Э.] небо чистое, но дождик идет. Просто, чтобы отметиться. Я по видимому всем буду говорить, чтобы в четверг ничего не планировали, никаких загородных прогулок. Не получится.
[Ведущая] Потому что вы в прямом эфире на Аюрведа радио.
[Потиевский А. Э.] Совершенно верно. [смеется с ведущей]. Я скажу только, что в следущий раз мы поговорим о том, что, о том, как осуществляется забота о других людях. Это научный процесс. Есть четыре сферы жизни человека и в каждой из них необходимо осуществлять заботу. Нужно знать, как это делать и вообще, что это за сфера жизни. Такой практический аспект лидерства.
[Ведущая] Отлично. Я думаю, это будет интересно и наши радиослушатели вновь вернуться к нам, чтобы послушать вашу лекцию. А на сегодня спасибо вам. До новых встреч.
[Потиевский А. Э.] Всегда пожалуйста. До свидания.
Хорошее настроение с Аюрведа радио.

транскрибирование: Наталья Колоцей | Речица | Беларусь | 11 апреля 2012