Какие принципы лежат в основе лидерства?

Аюрведа радио - 19 июля 2007
запись эфира для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:41:41 | качество: mp3 24kB/s 7 Mb | прослушано: 707 | скачано: 599 | избрано: 15
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Почему у нас есть страхи и где взять источник силы для перемен? Кто такой лидер, знающий главный секрет успеха? А самое главное, откуда берется интерес к жизни? Потиевский Александр, специалист в области Аюрведы и ведической психологии, расскажет нам об этом и многом другом в четверг в прямом эфире на Аюрведа радио.
[Ведущая] Добрый вечер, дорогие радиослушатели. Мы продолжаем нашу программу и сегодня у нас в прямом эфире Александр Потиевский. И тема сегодня лидерство. Об этом интересном можно будет узнать на нашем радио. Итак, Александр, здравствуйте.
[Потиевский А. Э.] Здравствуйте, Наталья.
[Ведущая] Как там погода у нас в Омске?
[Потиевский А. Э.] Это уже становится традицией. За окном опять гроза.
[Ведущая] Гроза?
[Потиевский А. Э.] Да. В прошлый раз это было и сегодня. Уж не знаю как связано это или нет. В следущий четверг посмотрим.
[Ведущая] Посмотрим закономерность. Да.

00:01:00 А я хочу напомнить нашим радиослушателям о том, что они могут присылать свои вопросы к нам. На наш почтовый ящик Ayurvedaradio@mail.ru. Это в самом последнем случае. Если же вы после лекции вспомнили, что у вас есть вопрос. Или же присылать нам их в виде СМС-сообщений на номер 8-909-933-77-09 и звонить на этот номер также можно. И ещё скайп, чат-скайп всегда приветствуется. Итак, дорогие радиослушатели, мы начинаем слушать новую лекцию «Лидерство».
[Потиевский А. Э.] Да. Мы действительно начинаем. Этот семинар о лидерстве является логическим продолжением того семинара, который был до того, то есть конфликтология. В предыдущем семинаре мы много говорили о руководителе, о лидере. И сейчас мы постараемся подробнее разобраться, кто же это, что это за человек вообще, лидер, какой он, как им стать? Вообще на тему лидерства написано огромное количество литературы. Постоянно проводятся семинары, тренинги, диспуты, обсуждения.

00:02:03 Но все это наводит на мысль, что единого мнения о том, кто же такой лидер, просто не существует. Рассматриваются отдельные грани, аспекты этого понятия. Есть даже известное утверждение о том. Что сделать человека лидером невозможно. Человек может сам стать лидером, а вот помочь ему в этом действительно можно. Поэтому цель нашей с вами встречи, цель этой беседы, постараться выяснить, какие принципы лежат в основе этого явления, лидерства. И научиться применять эти принципы на практике. Иными словами цель семинара не в том, чтобы дать вам какие-то конкретные техники и практики по вырабатыванию харизмы. Скорее мы предлагаем вам задуматься в определённом напрвлении. Начать движение к истокам лидерства. И только после этого может начаться уже основная работа. И прежде всего нам необходимо понять, что же это такое, быть лидером?

00:03:05 И по традиции я сейчас задам первый вопрос. Наташа, как всегда к вам, вы готовы?
[Ведущая] Да, конечно.
[Потиевский А. Э.] Итак, вопрос. Всегда ли начальник это лидер?
[Ведущая] Нет. Не всегда.
[Потиевский А. Э.] Совершенно очевидно. Действительно не всегда. А другой тогда аспект. А всегда ли лидер начальник?
[Ведущая] Нет. Не всегда.
[Потиевский А. Э.] Ха-ха. Попались. [смеется с ведущей].
[Ведущая] Почему? Лидер не может быть всегда начальником.
[Потиевский А. Э.] Лидер всегда начальник. Просто иногда в его подчинении может быть только один человек. Кто?
[Ведущая] Он сам.
[Потиевский А. Э.] Совершенно верно.
[Ведущая] О, здесь угадала.
[Потиевский А. Э.] То есть лидер человек или нет не определяется по его социальному положению. По тому, есть ли у него табличка на двери или там какие-то буквы на его визитке, или ещё что-то.
[Ведущая] Я поняла.
[Потиевский А. Э.] Да. Дело совсем не в этом. И сейчас давайте как бы такое простое упражнение сделаем. Ну или попытаемся по крайней мере. Вот запишите чем вы занимаетесь в течении дня.

00:04:04 Все свои дела, обязанности какие-то, поручения, которые вот у вас существуют. Да? И оцените, в каких делах из вашего списка, вы проявляете лидерское качество. В чем проявляется вообще ваше лидерство в повседневной жизни? Мы это задание оставляем. То есть если у вас будет желание, вы его можете сделать как бы дома, домашнее задание. Вот сейчас мы пойдем дальше, поскольку у нас все-таки лекция. И если это задание сделать, то вас может ожидать довольно интересный результат. Ну вот например, вы можете записать, я хожу каждый день на работу. Так ведь? Ну почти все люди ходят на работу. Но почему мы на неё ходим? Порой потому что просто вынуждены. Ну иначе денег не будет, если на неё не пойти. А можно написать я поддерживаю отношения с окружающими. Ну то есть что-то там говорю им, какие-то хорошие слова, дарю подарки, покупаю цветы к примеру, что-то еще.

00:05:01 Но почему я это делаю? Ну может быть просто потому, что мне от них деваться некуда. Или я соблюдаю производственную дисциплину. Да? Или хорошо себя веду. Но опять же а почему? А потому что меня заставляют. Иными словами. Лидер я в жизни, в моей собственной жизни или нет? Это может оказаться совершенно не понятно. В чем же лидерство? В чем его суть? Наташа, как по-вашему? Вот в чем проявляется лидерство? Если по внешним признакам его понять невозможно.
[Ведущая] По поступкам может быть все-таки.
[Потиевский А. Э.] По поступкам может быть вот. А что по поступкам? Не понятно же. Вот человек действительно поступает так, как будто он лидер или его просто обстоятельства заставляют?
[Ведущая] Ну если самому себе пытаться доказать лидер ты или не лидер, то лучше конечно смотреть на свой внутренний мир, на состояние твоих мыслей и вообще наверное все-таки поступки. Я пока не знаю другого выхода.
[Потиевский А. Э.] Поступки это внешнее выражение.

00:06:00 [Ведущая] Ну да.
[Потиевский А. Э.] Да. То есть для нас гораздо интереснее чем эти поступки продиктованы.
[Ведущая] Повод да? Мотив.
[Потиевский А. Э.] Пока так. Да. Примем как теорию. Иными словами, суть лидерства, суть поступков в тех решениях, которые принимает сам человек. В выборе, который он совершает. Иными словами, подлинное проявление лидерства, это наш выбор, это наша способность принять то или иное решение и следовать этму решению. И если мы это допускаем, то тут мы подходим к очень важному выводу. Лидерство — это не внешнее понятие. Ну принято считать, что кто такой лидер? Это командир, который всегда впереди и всегда на белом коне. Да? Но более интересное понимание, что лидерство — это внутренее качество. Ну иными словами лидерство — это вопрос наличия совершенно определённых качеств. Если они есть у человека, он будет лидер. И не важно начальник он, командир или он лидер для самого себя.

00:07:03 Он лидер внутри. И всегда, во всех ситуациях в жизни, он будет проявлять лидерские качества. И основа, ещё раз повторю, это выбор. Да? Принятие решения. Причем интересный момент. Выбор нас заставляет делать сама жизнь. Хотим мы этого. Или нет, но все в нашей жизни зависит от нас. Причем мы сейчас не о карме какой-то говорим. То есть не лезем в дебри причинно-следственных связей. Вот например, мы уже говорили о погоде за окном. Вот сейчас идет дождь. Это значит со 100%-ой вероятностью. Что перед подъездом будет лужа. И если я выйду из подъезда, эту лужу мне обходить справа или слева? Вот Наташа, как по вашему, что я должен, какое решение я должен принять?
[Ведущая] Напролом. [смеется].
[Потиевский А. Э.] напролом. Хорошо.
[Ведущая] Обойти конечно же лужу.
[Потиевский А. Э.] Третий вариант. Да. Но вот справа или слева? Или попытаться перепрыгнуть? Это как? Я всё равно буду вынужден сначала принять какое-то решение.

00:08:01 [Ведущая] Просчитать моменты, где удобнее пройти справа или слева, не просто же так вот по принципу.
[Потиевский А. Э.] Совершенно верно и сделать я это должен сам. То есть меня никто не будет заставлять в этом плане. Мне просто надо выбрать. Вот жизненная ситуация. Я всё равно должен сделать какой-то выбор. И выбор мы делаем постоянно. Добежать до автобуса, который подходит к остановке или подождать следующего. Залезть в полный или подождать пустого. Там в метро например, побежать по эскалатору ил спокойненько спуститься, подождать, пока он сам меня спустит. Да? То есть выбор делается всегда. И поэтому у меня для всех радиослушателей очень хорошая новость. Я вам, дорогие, я вас поздравляю, вы уже все являетесь лидерами. Потому что вы уже все совершаете выбор на протяжении жизни. Да? Можно даже провозгласить, что все, семинар окончен и на этом до свидания. Но тут есть одна проблема. Это лидерство, то есть то принятие решения, о котором мы только что здесь говорили, неосознанное. И поэтому разница между подлинным лидером и тем, кто таковым не является.

00:09:02 Это примерно разница между пассажиром в самолете и пилотом этого самолета. Они оба могут находится на одном и том же самолете, на одной и той же высоте, но от пассажира ничего не зависит. А от пилота зависит все. В конечном счете приземлится самолёт или нет, и где он приземлиться, это будет решать пилот. Итак, у нас первый промежуточный итог. Способность быть лидером дана каждому, но её необходимо развить. Научиться правильно ею пользоваться. В Ведах по этому поводу говорится ещё короче. Там буквально такой девиз. Каждый должен стать лидером. И вот тому как это сделать, как стать лидером, посвящен этот семинар. И сейчас мы переходим непосредственно к обсуждению того, какие же качества должны быть у настоящего лидера. Вот Наташа, если бы я вам сейчас предложил составить список тех черт характера, которые бы вы хотели видеть у человека, чтобы назвать его лидером?

00:10:04 Ну например, если вы сами хотите стать в большей степени лидером, чем являетесь сейчас, какие бы вы черты характера хотели иметь?
[Ведущая] Развивать или просто написать?
[Потиевский А. Э.] Просто пока напишите, да. Ни к чему не обязывающие. [смеется]. Не пугайтесь, без подвоха, да.
[Ведущая] Нет. Ну это не обязательно, что у меня их нет, я просто пишу это пунктуальность, правдивость...
[Потиевский А. Э.] Так. Замечательно.
[Ведущая] Может быть в какой-то степени консерватизм.
[Потиевский А. Э.] Возможно. Почему нет?
[Ведущая] Ой. Много чего ещё можно придумать.
[Потиевский А. Э.] Да. Тут можно и сильный характер и компетентность, и сострадание.
[Ведущая] Да, да, да, да.
[Потиевский А. Э.] Все, что угодно. Да? То есть качеств очень много. Давайте попытаемся заглянуть глубже. Если мы это сделаем и проанализируем все эти качества, попытаемся свести их к общему знаменателю, то мы увидим, что в конечном итоге все сводится к наличию двух основных или главных качеств. Ответственности и разума.

00:11:00 То есть лидер — это человек, с одной стороны, ответственный, с другой — разумный. Это неотъемлемые качества лидера, из которых уже развиваются все остальные. Или ещё расшифровать термин лидер, это тот, кто во-первых, принимает на себя ответственность развивать и поддерживать собственные качества, то есть формировать себя как личность. То есть ответственность — это в первую очередь за самого себя. А во-торых. На основе этих качеств с помощью разума, лидер строит уже отношения с другими людьми. Или хотя бы с один человеком. И вот такое понимание, это ничто иное, как стадии развития лидера. Сначала научиться брать ответственность за самого себя. А затем. С помощью разума научиться строить отношения с другими людьми. Простейший пример — это вот ребенок. Да? Сначала он должен научиться отвечать за самого себя.

00:12:02 Поддерживать чистоту, убирать свои игрушки, мыть руки, быть аккуратным. Потом он идет в школу, и там он учится налаживать отношения с другими, с учениками, то есть с друзьями. С учителями более старшими. И когда он всему этому научится, он уже может принимать ответственность за семью, за коллектив и т. д. То есть вот такая стандартная динамика, сначала научиться быть ответственным. Затем с помощью разума научиться строить отношения с другими людьми. Понятно это? Алло.
[Ведущая] Да, да. Конечно понятно.
[Потиевский А. Э.] Нормально. Хорошо.
[Ведущая] Я просто слушала, ждала продолжения.
[Потиевский А. Э.] Вот. И сегодня то есть в этой лекции, мы постараемся разобраться с тем, что значит быть ответственным. В следующий раз мы будем учиться применять разум в отношениях. И в третьей лекции обсудим некоторые практические вопросы, которые возникают в реальной жизни. Итак. Ответственность. Чтобы яснее понять, в чем суть ответственности за своб жизнь, то есть вот эта минимальная степень ответственности, за самого себя пока что, не более.

00:13:00 Давайте сейчас сделаем простое упражнение. Наташа, вы готовы?
[Ведущая] Да.
[Потиевский А. Э.] Вы сегодня как обычно за всех отдуваетесь. Итак, нам нужно какое-нибудь простое дело, которое вы делаете всегда, каждый день, на автомате, по привычке, не задумываясь. Что-нибудь очень простое.
[Ведущая] Умывание.
[Потиевский А. Э.] Да. Вот умывание. Прекрасный пример. Это можно все, что угодно. Для мужчин напрмер, побриться или там почистить зубы. Кто-то моет посуду. Не важно. Любая мелочь, которую вы считаете правильной и без которой вам будет неуютно. Итак, умываемся. Ну теперь вопрос. Что, какая ситуация может вас заставить отказаться от умывания? То есть скажем, выйти из дома, не умывшись?
[Ведущая] Я даже не представляю, что это может быть.
[Потиевский А. Э.] Ну например, с работы позвонили, все, там, я не знаю, пожар, горит.
[Ведущая] Нет. В любом случае заскочить к умывальнику, быстро ополоснуть лицо и рот — это всегда можно. [смеется].
[Потиевский А. Э.] Хорошо. Тогда другой вопрос. Стук в дверь, крики пожар.
[Ведущая] Стуки в дверь и крики пожар.

00:14:00 Нет. Ну это да. Это серьезно.
[Потиевский А. Э.] А, это серьезно. То есть есть какой-то вот фактор, который может нас заставить.
[Ведущая] А я им, подождите, я сейчас умоюсь. [смеется].
[Потиевский А. Э.] да. Это не звучит. Хорошо. А к примеру, может ли быть что-то такое, то есть вот внешняя ситуация, да, вот надо срочно спасаться. Не смотря на это, то есть не смотря на крики пожар, все равно, забежать, хоть чуть-чуть, хоть раз-два, всё равно умыться. Что вас может заставить это сделать?
[Ведущая] Не могу даже представить. При криках пожар, караул, бежать умываться.
[Потиевский А. Э.] Ну да, пожар, караул, это уже такая серьезная ситуация. Вот это уже угрожающая жизни. Тут уж мало что. Ну а например, если бы мы сказали, что вот жизни ваших близких зависят от того, умоетесь вы или нет?
[Ведущая] Ну это как-то критично очень так.
[Потиевский А. Э.] Да. Но это важнее, чем крики пожар. И т. д. И т. д. И потом мы можем продолжать этот ряд достаточно долго.

00:15:00 А что может заставить меня сделать или не сделать поочереди, вот что является более важным. То есть вы выстроили такую вот как бы иерархию критериев, иерархию принципов, на основе которых я делаю свой выбор на протяжении жизни. То есть критерии важности. И у каждого человека он есть. Ну сейчас так очень кратко, сразу скакнули к каким-то жизненным вещам. Да? Ну например, умыться, опаздываете на работу, ну вот как чаще бывает. Я опаздываю на работу, но я всё равно умоюсь. Да? И все. У меня не будет денег, а деньги мне срочно нужны там на какую-то очень важную вещь. Да? Например. Вот я тогда наверное не умоюсь. А если вот не смотря на это, на работе меня ждет любимый человек, который увидит меня не умытой и все, между нами все будет кончено. Нет. Я тогда всё равно умоюсь. Да? И т. д. То есть выбор постоянный, умыться, не умыться, умыться, не умыться. Сделать, не сделать. Какие-то вещи, вот критерии. Суть этого упражнения в том, чтобы дойти до каких-то самых важных факторов.

00:16:01 То есть до тех вот критических моментов, на которые вы ориентируетесь, принимая то или иное решение. Что будет последней точкой. Что будет вот тем критерием, через который я никогда не переступлю. Самый-самый последний. Самый-самый важный. На что я буду ориентироваться, принимая то или иное решение. И если это упражнение сделать. То есть это могут сделать и все наши радиослушатели, то оно позволит сделать два интересных вывода. Во-первых, это упражнение достаточно простое, позволяет понять, на ком лежит ответственность за нашу жизнь. И если последней точкой, последним критерием выбора оказываются какие-то внешние факторы, для многих людей например, это мнение окружающих, вопросы престижа, там приказали некоторые там, кто-то сказал. Если это так. То значит, вот эти внешние факторы, или другие люди, по сути дела или обстоятельства, они-то и управляют нашей жизнью, мы невольны в своих решениях.

00:17:03 Мы ориентируемся на то, что приходит из вне. Мы не принимаем ответственности за свои поступки, а перекладываем её на окружающих людей. В конечном счете эта позиция может быть выражена очень простым выражением. От меня ничего не зависит. Вот мне сказали и я сделал. Понимаете это, да? Алло, Наталья?
[Ведущая] Да. Да. Я понимаю.
[Потиевский А. Э.] Все в порядке. Хорошо. Мне просто всегда кажется, что у нас связь может прерваться.
[Ведущая] Нет. Нет. Я всегда здесь.
[Потиевский А. Э.] Хорошо. Вот. И второй вывод, который может дать нам это упражнение. Если задуматься над его результатами, то можно придти к интересному выводу. Вот если у человека внутри, вот те высшие принципы, которым он следует в жизни, то он обретает очень интересные качества, которые являются опять-же очень важными качествами для лидера. Это целостность. Такой человек, он целостен. Един. Жизнь большинства людей. Она состоит из отдельных фрагментов. Вот я пошел на работу и там я такой. А вот я пришел домой, в семью, и тут я веду себя по-другому.

00:18:00 А вот я пришел в театр, и там у меня какая-то другая роль. А вот я пришел на собрание коллектива, и там я ещё какой-то. То есть маленькие-маленькие кусочки, которые практически ничем не объединены. Иногда к концу дня людям просто трудно бывает понять, кто я вообще, какой я настоящий? Вот не где я на работе, не где я в семье, а я, вот сам по себе, какой я? Очень многие люди, увы. Они лишены этого стержня, этой сути, основы жизни, лишены целостности. Мы на лекциях очень часто показываем такой очень наглядный пример. Вы знаете, есть такая детская игрушка. Там колечки пластмассовые разной величины. Их надо надеть на стержень и построить пирамиду.
[Ведущая] Да. Да. Конечно детская такая очень.
[Потиевский А. Э.] Так вот очень часто у нас или нет такого стержня, на который эти колечки надо одеть, или мы не знаем, какие колечки важнее. В каком порядке их надо надевать. И в том и в другом случае.
[Ведущая] Или их вообще нет.
[Потиевский А. Э.] Да. Или их может быть вообще, они могут отсутствовать. Конечно. И в том и в другом случае, целостности не будет, то есть личности не будет.

00:19:02 То есть лидером такой человек однозначно быть не сможет. И где же выход? Если я чувствую. Что мне не хватает этого качества. Мне не хватает целостности. Если я не совсем понимаю, в чем суть моей жизни. В Ведах по этому утверждается. Что обязательно в слове необходимым для развития настоящего лидера, является такой термин поиск истины. Это означает, что человек задает вопросы, которые выходят за рамки обычных интересов. Вот повседневных, бытовых мелочей. И позволяют увидеть картину в целом. То есть это вопросы, вот что истинно, принесет кому-то благо то, что я собираюсь сделать или может быть кто-то пострадает? Да? Что я считаю успехом? А что такое для меня любовь? А вот то, что я сейчас собираюсь сделать, это соответствует моим внутренним принципам или нет? Это те вопросы, на которые обязательно человек, претендующий на звание лидер, должен задавать сам себе.

00:20:00 Это обязательно. Это часть работы лидера, внутренняя его работа. Есть в психологии такое известное упражнение. Оно основано как раз на этом принципе. И там предлагается представить себе, что вам осталось жить всего пол года.
[Ведущая] О, я прошла через это.
[Потиевский А. Э.] Да. Ну вы тогда знаете. О чем идет речь. Чем вы заполните это время, исходя из тех принципов, которые вы записали в предыдущем упражнении? Исходя из ото, что для вас является важным. И подумайте, а если жить всего осталось пол года? А вот то, что я считал важным, будет ли оно на самом деле важным или нет?
[Ведущая] Это очень серьезное упражнение.
[Потиевский А. Э.] Это очень серьезное упражнение, безусловно. У нас, просто я сейчас вспомнил такой пример, я его часто рассказываю. У нас была одна девочка. Мы с ней делали предыдущее упражнение по поводу того, на основании чего она делает выбор, иерархия вот этих критериев для выбора.

00:21:02 У нее получилась очень интересная вещь. Для нее конечной точкой, то есть вот самым верхним критерием, на основе которого она принимает то или иное решение, был такой, мама сказала. Вот как мама скажет, так и будет. То есть выходить замуж или нет? Ну как мама скажет.
[Ведущая] Мама авторитет для нее в данном случае?
[Потиевский А. Э.] Проблема-то в том, что у девочки на этой почве тяжелейшая депрессия развилась.
[Ведущая] А вон в чем дело.
[Потиевский А. Э.] Да. То есть внешние критерии, они не делают человека счастливым, лишают целостности. Потому что когда ей задали вопрос, а если мама скажет выпрыгнуть из окна пятого этажа, ты что тоже прыгнешь? Она серьезно задумалась и было по лицу видно, что вполне возможно. То есть это такая, очень неустойчивая позиция. Жизнь постоянно будет выдергивать почву из-под ног, если критерии окончательные где-то во вне. Ну это отдельная тема. Главное для нас, что благодаря подобной работе по самоосознанию, то есть по поиску вот этой истины, по поиску своих самых важных вещей, которые для меня определяют суть того, что я делаю.

00:22:07 Если мы все это будем делать, мы сможем лучше начать понимать причины происходящего в нашей жизни. Почему я в тот момент поступил вот так, а не иначе. Кто принял решение, на самом деле я, вот со всей ответственностью, или я просто действовал по шаблону, который мне навязали когда-нибудь там учителя в школе, или друзья, или родители? Действительно ли это мое решение? Или оно вот чье-то, но я почему-то считаю его своим? Это очень интересные вопросы и очень важные. В конечном итоге человек должен обрести свой голос. Как говорится спеть свою песню. А для чего это нужно? Для чего нужно именно свою? А для того, чтобы не провести, как говорят, есть такое хорошее выражение, в тихом отчаянии. Чем дальше человек откладывает принятие решения, чем дальше человек не берет на себя ответственность, тем сложнее и сложнее ему становится это сделать.

00:23:02 Если в жизни у вас бывали такие моменты, дорогие радиослушатели, когда вы чувствовали вот это тихое отчаяние, скука, или страх перед будущим, или ощущение бессмысленности, или ощущение того, что нет надежды на счастье, это признак того, что в тот момент вы пытались спеть чужую песню. Она может быть и очень красивая, но она чужая. Это очень большая тема, понять, где действительно мои желания, отражающие мою индивидуальность, мое предназначение, а где чужие желания. Понимаете? Возможно следующим чужим желанием я достигну успеха. То есть я могу стать богатым, я могу стать знаменитым, добиться почестей, всего, чего угодно. Но вот беда. Чужие желания никогда не сделают счастливым меня. Меня сделают счастливым только исполнение моих подлинных желаний, тех, которые вот самые близкие на душе. Ну об этом впрочем позднее.

00:24:04 Итак, для нас сейчас важно, что обязательно частью работы по выработке лидерских качеств является работа по самоосознанию. Работа по углубленному пониманию самого себя. Чем ближе вы подойдете к пониманию, кто вы такой, тем в большей степени у вас проявятся качества лидера. Это происходит буквально автоматически. Обратите внимание, примеры из истории. Самыми большими лидерами вообще в истории человечества были святые пророки. То есть те, кто полностью осознал свою суть. Христос, Мухамед, Будда, Моисей и прочие. Кто оставил наибольший след в истории человечества? Они. Они очень точно знали, кто они такие и в чем их суть, каковы их истинные желания, какого их предназначение. В данный момент, вот сейчас, в нас борются самые разные интересы, самые разные цели и ценности. Это уровень, если можно так выразится, менеджера, не лидера. Менеджер просто знает, что он должен делать, но он не знает зачем.

00:25:02 И поэтому ему всегда не хватает подлинных лидерских качеств. Для него слишком много соблазнов вокруг. Он может делать это, может быть это, он не знает как сделать выбор. Поэтому если обратится к самоосознанию, то есть это то, что дает по сути любая авторитетная духовная практика, вы сумеете понять, зачем нужно то, что вы делаете. И вот тогда у вас не будет проблем не со стойкостью, ни с уверенностью в себе. Ни с дисциплиной, ни с одним из тех качеств, которые мы вот вначале записали в наш список. Качеств лидера. Они естественным образом рождаются из понимания того, кто я такой. Наташа, как, все нормально?
[Ведущая] Да. Конечно.
[Потиевский А. Э.] Вы следите за нами? Хорошо. [смеется].
[Ведущая] Все очень серьезно и интересно.
[Потиевский А. Э.] И вот теперь вопрос о практике. А как же воспитывается соответственность? По крайней мере как это делается в ведической культуре? Этот процесс основан на определённых знаниях об особенности человеческой психики.

00:26:00 Дело в том, что в каждом человеке изначально, от рождения заложены две тенденции. К подчинению и к самостоятельности. Дело в том, что и та и другая нужны. Очень важно научить человека, и особенно ребенка, в первую очередь ребенка, тому, чтобы с одной стороны, сохраняя желание быть послушным, иначе он ничему не научится, научиться принимать ответственность за самого себя. Научиться стать самостоятельным. Знаете, Наташа, что такое избалованный ребенок?
[Ведущая] Да. Знаю.
[Потиевский А. Э.] Ну и кто это?
[Ведущая] Что, что?
[Потиевский А. Э.] Кто такой избалованный ребенок? В чем проявляется его избалованность?
[Ведущая] Великая капризность и отношение к судьбе такое, что все ему что-то должны.
[Потиевский А. Э.] Совершенно верно. И если пользоваться вот той терминологией, которой мы сейчас оперируем, то это ребенок, на котором нет никакой ответственности.

00:27:02 Пока ребенок ни за что не отвечает, он никогда не начнет взрослеть. Ребенку обязательно нужно давать возможность за что-то отвечать. Пусть это вначале будет смешно. Знаете, есть такая штука, как мама приходит домой, спрашивает: «Ну чем мои дети меня сегодня порадуют?» И первый говорит: «А я всю сегодня посуду перемыл». Мама говорит: «Ой, какой молодец».
[Ведущая] А второй говорит: «А я всю её перебил». Нет?
[Потиевский А. Э.] Нет. А второй говорит: «А я её всю вытер». Третий говорит: «Да. А я все осколки собрал и в мусор выкинул». Да? [смеется с ведущей]. Совершенно верно. Вот. То есть вначале понятно, это будет смешно, понятно, вначале у него будет не получаться. Но сам факт того, что ребенок хотя бы пытается быть ответственным, взять ответственность хотя бы самое маленькое дело, пусть хоть мусорное ведро до мусоропровода донести, пускай это, это серьезная заявка на успех в будущем. Ребенка нужно научить с самого начала руководствоваться в жизни дисциплиной, а не эмоциями.

00:28:04 Источником положительных эмоций для лидера является как раз сами по себе правильные поступки, исполнение долга. Иными словами лидер говорит: «Мне хорошо, потому что я поступаю правильно». Не лидер, тот, кто лидером не является, он рассуждает прямо противоположным образом. Если мне будет хорошо, то я сделаю так, как положено. Чувствуете разницу? Наташа?
[Ведущая] Не знаю.
[Потиевский А. Э.] Ну ещё раз просто повторю. Лидер — это тот, кто чувствует себя хорошо от того, что он поступает правильно, от того, что выполняет свой долг, ему это нравится. А не лидер — это тот, кто исполнит свой долг только если он знает, что ему будет от этого хорошо, если ему что-то будет выгодно.
[Ведущая] Ну да. Все теперь понятно.
[Потиевский А. Э.] Ок. Идем тогда дальше. Еще один вопрос реальной жизни.

00:28:59 Вот в современных условиях обычные люди, особенно подростки, даю подсказку, когда они понимают, что им нужно становиться ответственными что им нужно становиться взрослыми?
[Ведущая] Ну наверно когда шишек много наловят. Ну в смысле судьба их поколотит. [смеется]. Образно говоря.
[Потиевский А. Э.] Да. Чаще всего это бывает, когда они пытаются обзавестись собственной семьей уже. То есть когда жизнь действительно припирает. Но проблема в том, что это означает упущенное время. Это значит, что действительно с большим трудом придется учиться тому, чему очень легко можно было научиться в детстве. Начинать всегда лучше с детства. Причем как показывает жизнь, это статистика многочисленных психологических исследований, это в самом лучшем случае люди понимают, что пришло время быть ответственными. Гораздо чаще они этого не хотят замечать. У них просто нет сил на это. Они боятся ответственности, всячески избегают. Есть даже такой термин, хронический страх перед ответственностью. Перед человеком может открываться, так скажем, возможность сделать карьеру.

00:30:00 А он отказывается. Потому что это предполагает определённую ответственность. А он её боится. Если это семья и появляются дети, то их просто, скажем, скидывают на бабушек и дедушек. А сами предпочитают продолжать оставаться безответственными. И так во всех сферах жизни. Сейчас например, большая проблема, после высших учебных заведений, после университетов, много очень студентов сразу идет в науку. Почему? Проводилось специальное исследование. Вовсе не потому что у них есть интерес к этому. Вот наука — это здорово, это так классно изучать, как все устроено.
[Ведущая] Там ответственность на себя не нужно брать. Да?
[Потиевский А. Э.] Совершенно верно. Очень часто моти простой, там нет ответственности. Халява такая. Мне один выпускник медицинского института как-то сказал, он поступил в аспирантуру, сказал: «Я думал, что институт вот — это халява. А потом придется с остальными, там за них отвечать, все это ерунда. Вот.

00:31:02 А потом была интернатура, практика то есть после диплома. И там сново была халява. Так здорово, я так радовался. И я думал все, теперь-то придется работать. А теперь я пошел в аспирантуру, и там тоже ни за что отвечать не надо». То есть у человека была подлинная радость от того, что никакой ответственности, это было замечательно, он был от этого счастлив. Но есть слова Сергия Радонежского, такого очень авторитетного человека. Он сказал: «Мерилом величия всегда будет сознательно принятая тяжесть ответственности». Только если человек принимает на себя ответственность, он начинает развиваться. Он начинает становиться подлинно духовным. До тех пор, пока ответственность не принята, ни о каком развитии, ни о духовном, ни о материальном, речи быть не может. Единственно, что следует добавить пожалуй, не забывайте, что эта тяжесть ответственности, она у каждого своя. Она у каждого человека своя весовая категория.

00:32:04 Если ответственность принята несоразмерно, то будут проблемы. И при завышенной ответственности, человек просто сломается. И при заниженной, он развиваться не будет. Это как такой известный пример. Знаете как новичок приходит на работу грузчиком. И им дается стандартное задание, ну скажем, разгрузите ребята вагон мешков с сахаром. И все грузчики, они уже точно знают, сколько они могут за раз занести. Ну к примеру мешок. Они берут по мешку и спокойно пошли переносить из одного места в другое. Новичок, он думает: «О, да я могу больше». Он хватает два мешка. И несет. Несет. На самом деле у него получается. И старые опытные грузчики, они так ха-ха, ну-ну, давай-давай. Они-то уже старые опытные люди, знают что по чем. Новичок довольно долгое время может таскать по два мешка, до тех пор, пока что не начнется?
[Ведущая] Спина болеть не начнет.
[Потиевский А. Э.] Совершенно верно. Пока не надорвется. А тогда он начнет...

00:33:00 [Ведущая] Ну это все понятно, а вот в жизненной ситуации, если не касаться перетаскивания мешков, как определить золотую середину, что вроде бы ответственности не мало и не много, а самая, само норма?
[Потиевский А. Э.] Ага. Это следующая лекция. Там интересно. Да?
[Ведущая] Ну вот всегда так.
[Потиевский А. Э.] Конечно. Вот. Сейчас главное понять, что нужно быть реалистом. То есть эта лекция. Она нудная такая. Здесь больше реклама если честно каких-то вещей. В следующий раз мы поговорим о том, откуда берется вот этот реализм собственных возможностей. Единственное, что можно сказать сейчас, забегая вперед, это то, что сам человек крайнее редко, без большого жизненного опыта может определить свои способности принять ответственность. Гораздо чаще нужна помощь со стороны. Ну мы об этом подробно будем говорить в следующий раз. Давайте сейчас подведем определённый итог того, о чем мы говорили.
[Ведущая] Давайте.
[Потиевский А. Э.]. Итак, лидерство начинается внутри.

00:34:01 Лидерство — это не поступки как таковые, это то, что стоит за ними. Та внутренняя основа, на которой стоит человек. И первое понятие лидерства стоит в понятии ответственности за то, что происходит с моей жизнью. Никто не виновен в наших проблемах, кроме нас самих, никто не решает, кроме нас все, чего мы хотим, о чем мечтаем, о чем желаем, все это начинается в нас. Я позволю себе цитату. Мы не сможем приучить своих детей к самодициплине, если сами учимся. Мы не сможем назваться счастливым браком, если сами не являемся родственными партнерами. Мы не сможем иметь хороших друзей, если сами не являемся хорошими друзьями. Мы даже не сможем содержать чистоту в подъезде, если сами не являемся хорошими соседями.

00:35:02 Вот такая цитата. Конечно, я понимаю, не всегда приятно честно и объективно оценивать себя. Смотреть на то, какой я, где у меня сильными и слабые стороны, но осознавать свои слабые места, это значит, заглянуть внутрь себя. Это значит, получить шанс стать сильнее. Это значит, шанс быть успешным в будущем. И прежде, чем ожидать каких-то жертв или перемен к лучшему других, мы должны сначала сами пойти на определённые жертвы и приложить усилия к внутренним переменам. Быть лидером — это борьба. Это борьба причём с самим собой. Это такая серьезная работа. Не надо думать, что с этим рождаются. Можно родится с харизмой действительно. Можно родится с качествами человека, который легко увлекает всех з собой, с хорошо подвешенным языком, с умением ярко выступать. Но это ещё не означает лидерство как таковое. Это просто врожденное качество.

00:36:01 Определенные навыки, не более того. Мы говорим о подлинном лидерстве. О том, чтобы человек стал жить осмысленно, осознанно. Чтобы он сам действительно стал хозяином своей судьбы. Есть такая история про одного монаха, который всегда во всех случаях заявлял, что я сам хозяин своей судьбы. И однажды это услышала судьба. И она пришла к нему с мешком за плечами и сказала: «Вот здесь, у меня в мешке, который я держу за плечами, вся твоя жизнь. Что ты будешь делать, вот когда я пришла к тебе?» Монах, не долго думая, взял палку и со всей силы огрел судьбу по голове. И когда она отключилась, он взял мешок и ушел. Вот кто после этого скажет, что он не является хозяином собственной жизни. [смеется].
[Ведущая] Ну да.
[Потиевский А. Э.] То есть быть лидером я ещё раз повторяю, это борьба. И борьба с самим собой. Например, отдавать своё время, своё время — это значит своб жизнь, другим людям или нет?

00:37:00 Поддаваться слабостям или не поддаваться? Следовать принятому решению или не следовать? Это всегда внутренний выбор. И порой сделать выбор правильно бывает очень и очень не легко. Но именно этот выбор — это то, что делает нас настоящими людьми, хозяивами своей жизни. И я хочу закончить словами Мхаран Ганди, который всегда говорил: «Я сам должен стать той переменой, которую хочу видеть в других». И я хочу пожелать всем нашим радиослушателям, вам, Наташа, обязательно, чтобы вы добились всего, чего захотите. Это получится, если вы помните, что первый шаг всегда внутри. Когда вы сами становитесь той переменой, которую хотите увидеть во внешнем мире. На сегодня у меня все, большое спасибо за внимание.
[Ведущая] Прошу вас остаться, не уходите. У меня есть вопрос. Вопрос таков. А должен ли, то есть правильно ли я поняла лидер — это тот человек, который посвящает своб жизнь другим? И как бы из вопроса вопрос вытекает. А для самого себя время-то остается?

00:38:09 [Потиевский А. Э.] Вот это уже вопрос.
[Ведущая] Как вот это вот, по-лидерски как это решить?
[Потиевский А. Э.] да. На самом деле. Тогда мы начнем в обратном порядке. По поводу самого себя. Вот третья лекция, когда мы будем говорить о практических моментах, там будет это обсуждаться, как построить свою жизнь, вообще как строить жизнь таким образом, чтобы она была гармоничной. Безусловно лидер не может только отдавать. Он должен уметь и брать. Это тоже выбор он должен хорошо разбираться, когда брать и когда отдавать. Если он этого не будет уметь, у него будут проблемы, причём проблемы самые банальные. Прямо даже со здоровьем. Например, то есть это вопрос как бы определённого понимания жизни. Определенных законов. Например, такое заболевание, бронхиальная астма. Очень известное. Оно бывает двух типов. При одном из них, человеку очень сложно сделать вдох, при другом — человеку сложно сделать выдох.

00:39:05 Бронхиальная астма, с этим не спорят даже самые ортодоксально настроенные западные врачи, является заболеванием психосоматическим. То есть в его основе лежит психологическая проблема. И исследования, которые проведены в этой области, показывают, что если у человека проблема с вдохом, это отражает его неспособность принять что-то. Он только отдает. То есть он выдох делает легко, он отдает. Но не может ничего взять себе. И наоборот, проблема с выдохом, когда человек не может сделать выдох, он может принимать, но ничего не может отдавать. Здоровье — это баланс между отдачей и поддержанием самого себя. Нужно уметь это делать. И если скажем речь идет о святых людях, которые внешне только отдавали, да? Они все отдавали другим, это как бы один только аспект их жизни. Внешнее. Мы не всегда видим то, что происходит у них внутри. Они получали очень много. Просто они получали из другого источника.

00:40:01 Внешне неощутимого. Поэтому они собственно и были святыми. Вот. Для повседневной жизни нужен баланс, нужно учиться правильно выстраивать отношения с окружающими и с самим собой. Ну об этом более подробно мы будем говорить в следующий раз. Это вопрос разума, вопрос реального подхода к жизни.
[Ведущая] Хорошо.
[Потиевский А. Э.] Пока так.
[Ведущая] Ну хорошо. Будем ждать с нетерпением вашей второй лекции. А на сегодня мы заканчиваем. Дорогие радиослушатели, Почему у вас нет вопросов? У меня вот есть вопрос. А у вас нет.
[Потиевский А. Э.] [смеется с ведущей].
[Ведущая] Ну я думаю, что всё равно нас слушало достаточное количество людей, которые задумались о тех ваших упражнениях, о которых вы говорили. Если же мне осталось дить пол года или год, и что я должен сделать за этот период.
[Потиевский А. Э.] Вот формат радиолекций, он конечно сильно ограничивает возможности, то есть на таких обычных семинарах это все проводится более...
[Ведущая] Оживленно.
[Потиевский А. Э.] Да. Более реально приближено к боевым условиям.

00:41:04 Вот. Но это можно все делать дома, безусловно. Самостоятельную работу никто не отменял.
[Ведущая] Хорошо. Спасибо большое, что вы были сегодня с нами.
[Потиевский А. Э.] Всегда пожалуйста. Спасибо всем, кто нас слушал. Да свидания.
[Ведущая] Счастья вам. Всего доброго. Итак, дорогие радиослушатели, вы только что прослушали семинар лидерство, Александр Потиевский с прямым эфиром из Омска.
Почему у нас есть страхи и где взять источник силы для перемен? Кто такой лидер, знающий главный секрет успеха? А самое главное, откуда берется интерес к жизни? Потиевский Александр, специалист в области Аюрведы и ведической психологии, расскажет нам об этом и многом другом в четверг в прямом эфире на Аюрведа радио.

транскрибирование: Наталья Колоцей | Речица | Беларусь | 10 апреля 2012