Гнев - второй враг человека

Аюрведа радио - 30 April 2008
запись эфира для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 3
длительность: 00:36:32 | качество: mp3 24kB/s 6 Mb | прослушано: 2393 | скачано: 2687 | избрано: 74
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Звучит музыка] Аюрведа-радио.

00:00:08 [Ведущая] Добрый вечер, дорогие радиослушатели, рада поприветствовать всех собравшихся. Итак, после небольшой пробки в Москве, к нам наконец-то добрался Олег Геннадьевич Торсунов и вот он готов, готов быть с вами. Психологические трудности современной жизни – лекция четвёртая. Олег Геннадьевич Торсунов, здравствуйте.
[Торсунов О.Г.] Здравствуйте, Наташа.
[Ведущая] Очень рада вас видеть, дак давайте же приступим.

00:00:32 [Торсунов О.Г.] Значит, мы с вами беседовали о шести врагах человека. И мы остановились на вожделении. Вожделение, как мы уже говорили, это враг номер один и он рожает всех остальных, все остальные трудности у человека и это происходит следующим образом. Т.е. надо назвать ключевые моменты как вожделение действует. Т.е. оно действует через увеличение телесных потребностей, телесных привязанностей. У мужчин это выражается желание секса, у женщин сексуальное желание часто бывает очень непонятным для них самих даже. Так, например, женщины становятся очень капризными, начинают, нарушают режим дня, т.е. начинают спать по долгу, вот они склонность появляется, излишняя склонность к чувственной деятельности. К обидчивости, вот, у мужчин вожделение часто выражается в том, что у них очень возникает снижение активности жизненной. Позиция их становится более пассивная ленивой, т.е. лень – это проявление фактически мужского и женского вожделения. А также желание есть на ночь, кушать излишне, излишне кушать – проявление тоже вожделения.

00:01:59 Вожделение даёт свои болезни, такие как: нарушение обмена веществ, ожирение, болезни снижения тонуса, угревая сыпь там, болезни, связанные с иммунитетом. Т.е. токсины в организме излишние тоже связаны с перееданием, тоже причина тому вожделение. Т.е. Кама, или как на санскрите говорят, Кама или вожделение, это серьёзная сила, которая разрушает нашу жизнь. И с ней надо бороться. Существует правило номер один для борьбы с вожделением: это аскетизм внутренний. Когда человек аскетичен, он пораньше встаёт, пораньше ложиться спать, обливается прохладным душем по утрам, старается на ночь не есть, старается заниматься йогой каждый день, читать молитвы. А после этого старается выполнять свои обязанности перед близкими людьми, а не требовать с них что-то и так далее. Т.е. есть много, целый перечень мероприятий, которые мы должны совершать для того, чтобы избавиться от ежедневно-накапливающегося вожделения, которое копится просто потому, что мы живём.

00:03:14 Т.е. у нас есть прошлая карма, есть грехи, которые мы копили с прошлых жизней. И благодаря этим грехам копится вожделение. Особенно оно сильно влияет на человека в молодом возрасте. Самое сильное влияние оно оказывает в тринадцать - четырнадцать лет, когда человек ещё не сформировался как личность и его душит эта сила, очень яростно портя. Она портит отношения с родителями, с друзьями, прививает вредные привычки, увеличивает тупость психическую, непреклонность и так далее. Т.е. много отрицательных черт характера формируется благодаря влиянию этой силы. Фактически, я абсолютно убеждён, что особенно в наше время, когда общество не может жить нормально, для молодых людей, молодые люди в этом возрасте становятся больными, чуть-чуть психически больными из-за того, что они, общество не помогает им контролировать эту психическую энергию, которая у них появляется.

00:04:12 И дети, фактически, не способны что-либо сделать с собой, попадают под дурное влияние и к их вниманию их ждут уже пошлые фильмы, пошлое общение, пошлые книги, они просто ждут их. Вот, и если, допустим, такой ребёнок чуть-чуть не туда в Интернет забрался, чуть-чуть в сторону его повело, то дальше, он столько всего увидит, что ему хватит на всю жизнь переваривать. Особенно если он, как бы, ну, человек, находясь в таком возрасте, очень сильно прикован, привязан психически к сексу, он не может от него оторвать свой взгляд. И если ещё и общество помогает ребёнку деградировать, то куда ему остаётся? Что ему остаётся в жизни?

00:05:01 Поэтому, тема вот эта тема – шесть врагов человека, она очень актуальна, потому что сейчас эти враги, они в полной степени проявлены в нашей жизни, они набрали силу, они имеют своё право в нашей жизни. Т.е. они проявлены очень – очень выражены и с ними бороться очень трудно. Второй враг человека – это гнев. Гнев догоняет нас тогда, когда в силу вступает вожделение. И особенно это часто бывает тогда, когда человек ведёт не правильную жизнь, т.е. если человек поздно встаёт с постели, если он поздно кушает на ночь, если он не делает зарядку, ленится в течении дня, не выполняет свои обязанности перед мужем или женой. Т.е. ведёт себя праздно, живёт праздной жизнью и плюс ещё весна или осень, когда, допустим, гормональные функции сильно возрастают.

00:06:03 То в этом случае несомненно гнев начинает влиять на сознание очень сильно. Часто человек даже не замечает как он проявляет свой гнев. Например, мужчина не замечает свой грубый тон, когда он общается с женой грубо – это проявление гнева. Т.е. когда женщина не замечает как она обиженным тоном постоянно говорит с мужем, хотя может быть он ей ничего плохого особенно сегодня не сделал. Т.е. так проявляется, так проявляется гнев, т.е. первое его проявление – это раздражительность. А вообще, мы говорили о том, что если говорить о первом враге вожделения, то он проявляется, выдаёт себя через беспокойство. Человек становится очень беспокойным, ему всё не нравится, он всем не доволен. Он, как бы, испытывает страх в своей жизни, если вожделение его душит, он, как бы, ну, не может в нормальной, спокойной обстановке находится. Сам с собой, т.е. он не может быть удовлетворён, для удовлетворения ему нужен кто-то.

00:07:07 Так, допустим, если женщина находится в состоянии вожделения, то для её удовлетворения всегда ей нужен мужчина. Она постоянно терроризирует мужа, чтобы он её удовлетворял как-то. Вот, если мужчина не может находится в состоянии удовлетворения, находясь в этом состоянии вожделения, то он тоже пристаёт к своей жене и требует от неё служения себе, очень грубо и жестоко. Скорее это даже может быть навязчиво в это время, потому что в принципе конечно до гнева не далеко, потому что вожделение оно затмевает сознание и человек, будучи привязан к достижению своего желания в отношениях, допустим, понимания вещей, он очень быстро скатывается на такую, ну, очень жёсткую, требовательную, обидчивую или гневливую позицию.

00:08:09 Фактически, гнев – это сила имеющая огненную природу, она имеет свойство загораться в одном человеке и переходить на другого человека. И в атмосфере гнева рушаться семьи, рушаться отношения, рушится работа. Ну, т.е. человек, находящийся в состоянии гнева, он фактически всё рушит вокруг себя. И причина тому – это отсутствие чистоты, отсутствие возможности устоять. Ну, фактически гнев – это неуправляемая сила. Веды описывают, что все высшие живые существа, кроме Бога, описывается в Ведах, когда-то были в состоянии гнева, хотя бы один раз в жизни они все гневались. И причина тому – это какая-то привязанность.

00:08:58 Т.е. когда чувства к чему-то привязаны, когда они очень прикованы к какой-то идеи, то человек вступает в это состояние, в котором что-то изнутри начинает его сильно раздражать. У женщины это выражается в виде такой жестокой истерики, она, как бы, истерично бросается на мужа, пытается ему что-то доказать. Имеется в виду, психически бросается. Если уж не физически, то, т.е. естественно что когда женщина ведёт себя таким образом, мужчина несомненно попадает под её влияние, тоже у него вспыхивает гнев. Когда хотя бы один человек не ведёт себя правильно, не соблюдает правила чистой жизни, то семья попадает в эту атмосферу постоянной вражды, злобы и очень трудно исправить.

00:09:50 Даже человек. Веды описывают, что даже человек, мудрый человек, который обладает знанием, он не всегда способен справится с атмосферой, с ситуацией в которой, допустим, он оказался. Бывает так, что ситуация, жизненная ситуация человека она выводит полностью его из равновесия. У меня было много на то примеров и случаев когда человек, который пытается нормально, как бы, следовать всему попадает под сильное влияние близких, семьи, там окружения, которое выводит его из равновесия, как бы, и он ничего не может сделать. Он начинает попадать под влияние чувств. Таким образом это большая проблема в наше время, потому что атмосфера в целом осквернена. Очень трудно найти себе нормальное, благоприятное общение, поэтому никто не застрахован от гнева, раздражительности, озлобленности и так далее в наше время.

00:10:51 Особенно если человек не занимается духовной практикой. Скорее можно сказать так, что те люди, которые занимаются духовной практикой, они гневаются, но, по крайней мере, они с собой как-то справляются. Т.е. они, ну, выходят из этого состояния, т.е. они пытаются как-то с собой совладать. Но люди, который не работают над собой, тем более если они ещё едят мясо, которое стимулирует жестокость в человеке, вот, то в этом случае несомненно такие люди из состояния злобы не выходят. Т.е. они находятся постоянно в состоянии озлобленности внутренней, которая становится хроническим гневом. Это состояние оно просто невыносимо для жизни. Т.е. человек, который находится в состоянии постоянной злобы ему надо либо выпивать или курить, там, или наркотики колоть, ему надо что-то делать, иначе это просто невыносимо. Психика не выдерживает такое это состояние. И даже бывает так, что человек на столько сильно пропитывается этой энергией злобы, что он просто даже выпивая не расслабляется и не входит в состояние блаженное такое, вот, а он просто в этом, в состоянии опьянения матерится, всех ругает, злится и готов кого-то прибить.

00:12:11 Т.е. это состояние современного общества. Т.е. это общество, в котором мы живём. Когда человек не живёт нормальной, правильной жизнью, когда он не занимается самосовершенствованием, духовной практикой, то он просто не может выйти из этого состояния. Женщины чаще всего очень сильно обижены на жизнь. Мужчины чаще всего разозлены. И это большая проблема. Но проблема эта касается не только тех людей, которые живут неправильной жизнью. Даже можно жить правильной жизнью и всё равно впадать в это состояние, потому что гнев – это огромная сила, которая рождается от энергии, половой энергии, которая недостаточно расходуется в психике человека.

00:12:57 Пока человек не стал полностью святым, его возможность попасть под влияние гнева очень велика. И это касается любого человека, даже духовные учителя иногда выходят из равновесия, благодаря тому, что их ученики, допустим, не ведут себя правильно. Но это не воспринимается Ведами как грех, т.е. человек, который старше он может иногда выйти из равновесия. Допустим, руководитель может иногда выйти из равновесия и что-то строго говорить, но подчинённые не должны так поступать. Т.е. самая большая проблема для подчинённых – это бунтовать, бунт. Т.е. гнев для подчинённого – это разрушение своей жизни, а гнев для руководителя – это ошибка, которую можно исправить.

00:13:47 Точно также, если подчинённый, допустим, не справился со своими обязанностями на работе, то это для него не сильно большая проблема. Т.е. если он там опоздал или что-то с ним произошло не так на работе – это не сильно большая проблема. Но, если руководитель не выполняет свои обязанности, то это значит, что рушится весь коллектив. Поэтому для руководителя, ну, как бы, допускается, что иногда гневается для старшего, но для младшего иногда допускается, что он не справляется со своими обязанностями. Но для младшего никогда не допускается гнев, он разрушает отношения. И для старшего никогда не допускается невыполнение своих обязанностей.

00:14:24 Это же касается и семейных отношений. Т.е. женщине позволяется иногда в семейных отношениях расслабится, ну, т.е. эмоционально, психически, физически там. Женщины не всегда склонны соблюдать режим дня, делать всё как положено, правильно там и так далее. Потому что чувственная деятельность очень активна и женская психика склонна к тому, чтобы расслабляться иногда. Вот, и для женщины это не является сильно большим грехом. Но для женщины является большим грехом – гневаться на мужа. Ну, постоянно находится по отношению к нему в обиженном таком, разражённом состоянии, т.е. это фактически рушит семью.

00:15:16 Вот. Точно также мужчина, допустим, он не должен сильно позволять себе расслаблять в личной жизни, потому что это рушит семью. Например, если мужчина, имеется в виду, как бы, соотношение этих вожделение и гнев. Т.е. женщине, как бы, вожделение по жизни является допустимым, для женщины это то, что, с чем она часто не может справится. Но если мужчина находится в вожделении, то он рушит семью. Потому что, он может третировать семью постоянно, т.е. издеваться над ней и так далее, что это разрушает несомненно отношения.

00:15:54 Точно также мужчина, он иногда очень перенапрягается и склонен к раздражительности, гневу. Но, если женщина очень гневлива, напористо, жёстко себя ведёт в семейных отношениях, она несомненно ставит в отношениях крест, т.е. она, как бы, она фактически разрушает их, потому что, ну, мужчина он не может, ему некуда деваться, ему надо превратится в тряпку или ему нужно тоже также гневаться, одно из двух. Что является абсолютно, как бы, безысходной ситуацией. И только здравый смысл может решить эти вопросы. Часто, в принципе, вот это является причиной разрушения семьи. В принципе бывают и другие крайности, когда, допустим, женщина чрезмерно испытывает похоть и она, как бы, рушит семью тем, что она не может, тем, что мужчина не может удовлетворить её желания. И тогда она уходит от него, ищет себе другого кого-то. Вот. Второй вариант – это мужчина не может остановиться, он очень грубо, жестоко себя ведёт и тем самым разрушает отношения.

00:17:07 Так или иначе, как бы то ни было, всегда гнев является силой, которая рушит всё вокруг. И следует также знать как гнев действует в жизни человека. Первый, самое главное понять, надо понять, что гнев, он разрушает ощущения, он разрушает память фактически, человек слепнет. Под влиянием гнева, человек становится слепым. Т.е. память о чём? Память о хороших чертах характера другого человека. Допустим, давайте проведём тест, вот попробуйте в своей жизни найти человека, которого вы не знаете ничего хорошего, т.е. вы вот вспоминаете: «Ага, в моей жизни есть человек, у него нет ничего хорошего, в нём нет ничего хорошего», - допустим, вы так подумали. Это значит, что когда-то вы на этого человека очень сильно разгневались или обиделись и этот гнев или обида, он разрушил память о хороших чертах характера человека.

00:18:03 И мы даже если вот сейчас попытаемся вспомнить, мы не вспомним ничего хорошего в нём. Допустим, мы вспомним, что когда-то он мне чем-то помог. Ну и что помог? Это же не главное в его характере, а главное вот это, то, что он вот так себя повёл тогда. Т.е. таким образом гнев является силой, которая не даёт человеку возможность ничего хорошего помнить о другом. И причиной тому заключается привязанность, сильная привязанность испытывать счастье от отношений. Т.е. часто бывает так, что мы хотим в отношениях очень большого счастья. Но при этом не сильно заботимся о том, чтобы служить друг другу. Когда человек желает сильно счастья и при этом не задумывается о том, как он может служить близкому человеку, то в этом случае несомненно вступает в силу, ну, вот эта вот идея привязанности, т.е. фактически привязанность рождает вот это вот необузданное вожделение, которое потом превращается в гнев.

00:19:12 Т.е. привязанность означает, что мы хотим заставить служить себе близкого человека и очень трудно иногда бывает понять, что это не способ строить отношения, так себя вести. Однако гнев – это огромная сила, вожделение – огромная сила и привязанность к тому, чтобы наслаждаться, особенно семейными отношениями – это огромная сила. И эта сила несомненно рушит отношения в том случае, если она неуправляема и неконтролируема.

00:19:45 Итак, мы с вами изучили вопрос, что неподчинение старшим рождает гнев. Как это происходит? Это происходит следующим образом: старший – это тот, кто контролирует вожделение. Если человек подчиняется старшему, то он фактически, таким образом, тоже способен контролировать своё вожделение. Когда человек не имеет для себя старших, то его психика становится неуправляемой, то есть его гнев переходит все рамки. Гнев в ведической традиции, как бы, он связан с огненной энергией, то есть это Веды объясняют, что это, он имеет огненную природу, и гнев, зарождаясь, как огонь неудовлетворённого вожделения, то есть неудовлетворённой любви, которая трансформировалась в вожделение.

00:20:43 Фактически, гнев – это неудовлетворённая любовь, поэтому бывает справедливый гнев иногда, когда человек, допустим, от сына ушёл отец, допустим, и у него возникает такой гнев, что вот он остался один, и что отец неправильно поступил к нему, то есть вроде бы сначала этот гнев может быть очень справедливым, желание, чтобы отец вернулся в семью потом превращается в ненависть к отцу, что по природе является уничтожением кармы сына. Поэтому гнев, как бы он ни зародился и как бы он ни развивался – это огромная сила, рушащая нашу жизнь. Даже если гнев бывает иногда гнев справедливый, допустим, на войне, да – человек защитник родины, он защищает родину, у него возникает справедливый гнев. Когда он возникает, человек ослеплён, он может порубить женщин, там которые в принципе не сражаются ни с кем, и детей, и стариков и так далее. То есть, защищая страну, человек перегибает палку и начинает рубить всех подряд, хотя это неправильно.

00:21:56 Таким образом, даже справедливый гнев часто превращается в что-то неуправляемое, поэтому лучше с гневом вообще никому и никогда не шутить. То есть, есть такая рекомендация, что если у тебя много гнева, направь его на тех людей, которые нарушают принципы правильной жизни, т.е. направь их туда, направь его туда. Но самое лучшее – направлять гнев на борьбу со своими недостатками, особенно в наш век. Допустим, есть даже специальности, в которых гнев разрешён. Ну, допустим, милиция или, допустим, судьи, прокуроры там и так далее – то есть люди, которые стоят у власти – они могут благородный гнев проявить и наказать виновного. Но, на самом деле, даже благородный гнев имеет неуправляемую природу, поэтому лучше наказывать без всякого гнева, просто выполняя спокойно обязанности. То же самое касается и воинов во время сражения – лучше выполнять свои обязанности спокойно, холодно, твёрдо внутренне, не зажигаясь, не разгорая в себе вот этот вот огонь, который всё рушит вокруг.

00:23:16 Вот. То есть, гнев, зарождаясь в виде вожделения в нижних центрах, поднимается вверх и, когда он доходит до сердечного центра психического, то он вызывает справедливое такое возмущение, как кажется человеку, на уровне сердца ему кажется, что он прав. Дальше, когда он доходит до горла, то гнев вызывает эмоциональный всплеск неуправляемый. Когда он доходит до области переносицы, то гнев вызывает возмущение ума, и с этого момента человек вообще перестаёт себя контролировать. Потом он дальше переходит у мужчин в правое полушарие, что превращает его в человека, который совершает какой-то гневливый поступок, типа совершает какое-то насилие, например, над окружающими людьми – чаще всего так у мужчин бывает. А у женщин чаще всего гнев уходит в левое полушарие, она входит в состояние истерики, такой обиды. То есть, фактически, женщина совершает психическое насилие, чаще всего, в результате гнева, а мужчина в результате гнева чаще всего совершает физическое насилие. И, допустим, если женщина над мужчиной совершает психическое насилие, есть вероятность, что есть вероятность, что гнев передастся ему и он совершит над ней физическое насилие. Таким образом, трудно понять, где гнев начался [смеётся], и где он закончился, поэтому не рекомендуется находиться рядом с человеком, который склонен гневаться. То есть, если человек гневливый по природе, то он будет вокруг себя разжигать эту энергию, и она будет разрушать жизнь окружающим людям.

00:25:04 Фактически, если говорить о гневе, если он становится хроническим, то первое, что он делает с человеком – он погружает его в состояние невежества, которое рушит в нём, в человеке представление о том, что есть совесть. То есть, фактически, оправдывая себя в своих поступках, человек перестаёт понимать закон перевоплощения, то есть закон кармы, который основан на совести, и в результате у человека пропадает знание в душе постепенно. Когда человек теряет знание о душе и совесть отсутствует, то следующая стадия развития хронического гнева – это привязанность излишняя, которая фактически лишает человека воли и разума. И в результате такого состояния психического человек погружается в чрезмерные чувственные наслаждения, то есть им овладевает гунна невежества, которое, собственно, рушит человеческую жизнь, опуская его в деградацию.

00:26:17 Как это всё происходит, можно проследить. Т.е. когда человек сильно увлекается чувственной деятельностью, возникает привязанность. Привязанность при благоприятных обстоятельствах приводит к ощущению счастья и ощущению, что всё хорошо, но если человек привязан к наслаждению своих чувств, но сам не хочет выполнять свои обязанности, то при неблагоприятных обстоятельствах это превращается в гнев, который разрушает отношения и который вводит человека в иллюзию. Для того, чтобы выйти из этого состояния, человек должен раскаяться и просить прощения. Но, если этого не произошло, то человек разгневанный должен поменять философию и поставить принцип, свой принцип жизненный выше отношений, то есть, фактически, он должен всё разрушать, т.е. возвести принцип своего гнева в философию и начать процесс разрушения своей судьбы. Фактически, когда так человек поступает, не раскаивается, а наоборот, ставит принцип гневы выше всего, принцип, почему он разгневался. Дальше идёт нарушение отношений, которое приводит к очень сильной неудовлетворённости, обиде на судьбу, разочарованию в жизни, агрессивности и так далее, то есть, многие пороки овладевают человеком, если он, ну, как бы, гнев стал основой его жизни.

00:27:58 Фактически, существует три проявления гнева: это склонность к насилию, обиженность и злоба. Злоба – это хронический гнев. Что происходит дальше с человеком, который потерял память во время гнева? Гнев приводит человека в заблуждение, которое несёт стойкий характер. То есть, живя этим заблуждением, человек забывает о том, что есть другие представления о жизни, которые основаны на позитивном мышлении. Фактически, в состоянии заблуждения человек постоянно кого-то обвиняет в своих проблемах, считая кого-то причиной своих страданий, но на самом деле именно заблуждение, оно рождено гневом, и другой причины в нём нет. Заблуждение ещё больше рушит память о позитивном в человеке, от чего пропадает уже разум, и человек, не имеющий позитивного мышления, очень пессимистично настроен и у него, ему очень трудно совладать с собой. И в результате такого настроения человек вновь падает в колодец материального мира, материального существования, имеется в виду он становится очень привязанным к материальным радостям, и у него полностью пропадает вкус к духовному, к работе над собой.

00:29:31 Люди такого склада начинают враждебно относиться к голосу совести. Когда голос истины звучит, их начинает раздражать, бесить, фактически, это проявление вражды к Богу, и потому что совесть – это проявление Господа. И такие люди обычно обижены. Если они, допустим, связывают себя с какой-то религией, то они обычно на неё очень сильно обижены. Или такие люди просто ненавидят саму идею работы над собой и какие-то другие идеи, деградации они ставят выше всего. И, опутанные сотней тысяч, сотнею тысяч желаний, поглощённые вожделением, гневом, такие люди начинают думать только о деньгах, о славе, о почёте, и попадают в пучину страданий, которые фактически невозможно преодолеть, не раскаявшись, не поменяв своё отношение к жизни. Веды описывают, что существуют три врата, трое врат в ад, это на низшие планеты, это: вожделение, жадность и гнев. О вожделении мы говорили вчера, то есть на прошлой лекции, о жадности мы поговорим на следующей лекции, о гневе мы говорили сегодня. Следует ко всему добавить, что гнев является продуктом гунны страсти и фактически он является отцом невежества, то есть, фактически, когда человек, у человека сильно не удовлетворено желание какое-то, это страсть, а когда человек впал в состояние гнева, то результат гнева – это всегда невежество. То есть, фактически это переходный гнев, это переходный этап из гунны страсти в гунну невежества. Когда человек входит в гунну невежества, то вступают неумолимые законы деградации, то есть, фактически, такого человека, который находится под влиянием гнева, жизнь выталкивает из общества благочестивых людей, которые находятся под влиянием гнева. И только раскаяние, чистосердечное желание заниматься духовной жизнью сделает человека опять способным вернуться внутрь.

00:32:00 Если говорить о гневе, то очень яркий такой пример того, как гнев разрушил целую цивилизацию, целую нацию – это пример Курук-Шетры, то есть, битвы, которая возникла в результате того, что Тулетхана, сын Дритарастры, завидовал вандалам, то есть брату Дритарастры Панду, сыновьям брата Дритарастры Панду, фактически, братья двоюродные, они начали сражаться из-за того, что вандалы не просто должны были наказать этих людей, которые сотни раз попрали их благополучие, сотни раз покушались на их жизнь и опозорили, фактически, их на весь мир. То есть, они просто вынуждены были вступить в эту битву, и Дритарастра потом, потакая сильному, сильной, т.е. он попал под влияние сильной привязанности к своему сыну, которого он сильно любил. Он фактически являлся виновником всего этого сражения, и потом, когда все его сыновья погибли в результате этого сражения, он сказал своему секретарю и помощнику Санжае: «Санжая, я не хотел этой войны, и уж никак не могу радоваться, могу лишь глубоко скорбеть по поводу уничтожения династии Курук, я ведь всегда знал, что нет никакой особой разницы между моими сыновьями и сыновьями Панду, но мои сыновья всегда так гневались на меня и роптали на меня, старого слепого человека, только моя чрезмерная любовь и потворство – причина того, что я так долго терпел их бесчинства».

00:33:51 Таким образом, мы видим, что излишняя привязанность рождает гнев. Это может быть прямо, то есть, человек может сам гневаться, или гнев выйдет через сыновей его, или ещё кого-то, то есть фактически это такая сила, которая может возникнуть как угодно, и она разрушает всё, то есть, фактически гнев царя уничтожил, вожделение царя уничтожило целую династию.

00:34:19 Как относится к гневу здравомыслящий человек? Во-первых, здравомыслящий человек должен всегда стараться победить гнев. Если он не смог его победить, то он должен в нём раскаяться. Если он не раскаивается в своём гневе, то, несомненно, он скатывается к страданиям и гунне невежества. Если разгневан Саду или святой человек, то ему надо очень быстро постараться это простить, потому что если мы не прощаем даже разгневанного святого, то результат такого понимания вещей – это деградация, то есть мы получим деградацию. В этом заключается очень большая опасность, именно когда свои чувства не способен проконтролировать человек, который имеет какой-то вес в обществе. Это опасность для всех. Так бывает, духовный учитель, допустим, впадает в гнев, и ученики, как бы, считают, что он неправ, и таким образом, духовный учитель-то может как-то раскаяться, а вот ученики уже в результате будут деградировать, чаще всего так бывает.

00:35:37 Гнев поражает, таким образом, сначала нижние центры, потом грудь, то есть входит в волнение, потом горло замыкает и потом глаза, ум и глаза, то есть глаза становятся красными от гнева. В это время на человека не надо смотреть. На разгневанного или сильно обиженного человека, если человек другой смотрит, то он таким образом, от этого тоже впадает в гнев, и начинается цепная реакция. Ну, вот, в принципе, так я более-менее рассказал об этом. Какие-то, может быть, вопросы?
[Ведущая] Вот у наших радиослушателей вопросов пока нет, я даже и не объявляла, потому что мне это тяжело сделать, Олег Геннадьевич.
[Торсунов О.Г.] И не надо тогда, закончим лекцию просто.
[Ведущая] Давайте тогда плавно перейдём к консультации.
[Торсунов О.Г.] Хорошо, до свидания, всего доброго

00:36:37 [Звучит музыка] Аюрведа-радио.

транскрибирование: Анастасия Климчук | Карелия | Россия | 07 September 2011