Глава 2. Хираньякашипу - царь демонов.

Москва - 01 January 2010
Разгневанный Хираньякашипу замыслил уничтожить Господа. Демоны Хираньякашипу отправились истреблять брахманов. Погребальный обряд в честь Хираньякши. Мудрые размышления Хираньякашипу. Притча о смерти. Сознание и материя. Душа и тело. Притча про радости и печали.
аудиокнига для глубокого изучения из раздела «Шастры» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:27:45 | качество: mp3 128kB/s 25 Mb | прослушано: 3542 | скачано: 1749 | избрано: 29
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Разгневанный Хираньякашипу замыслил уничтожить Господа

00:00:23 1. Святой Нарада сказал: О царь, узнав о том, что Всевышний в обличии Вепря убил его младшего брата, Хираньякашипу сделался мрачнее тучи.

00:00:39 2. В бессильной ярости он ходил по своим палатам и кусал до крови себе губы, осыпая богов проклятиями. А когда он устремил к небу пылающий ненавистью взгляд, небосклон заволокло дымом.

00:00:59 3. Лик его исказился жутким оскалом, брови нахмурились, глаза налились кровью. Подняв трезубец к небу, Хираньякашипу обратился к своим воинам и соратникам.

00:01:16 4–5. О родичи мои Дайтьи и Данавы! Двуглавый Двимурдха, трехглазый Триакша, Шамбара и сторукий Шатабаху, Хаягрива, Намучи, Пака и Илвала, Випрачитти, Пулома, Шакуна, - к вам обращаюсь я, мои отважные воины! В этот скорбный час я прошу вашей помощи!

00:01:51 6. Боги, соперники наши пред ликом Высшего Властелина, задумали лишить жизни Хираньякшу — любимого моего брата и верного друга, и просьбами своими склонили на свою сторону Беспристрастного. Руками нашего Господина эти трусливые подлецы сгубили благородного витязя.

00:02:21 7-8. Всевышний оказался не беспристрастен, отныне не все Его чада одинаково родны Ему. Иначе, почему по просьбе одних Он убивает других? Почему как дитя малое, найдя себе новых друзей, Он забывает о старых? Неужто колдовская сила одолела своего Хозяина? Раз так, то и кто-нибудь другой, например я, может оказаться сильнее Его. Устоит ли Бог пред моим трезубцем? Это я скоро выясню, а вы будьте свидетелями моего торжества! И когда я снесу с плеч Его голову, то кровью, что хлынет из Его горла, я напитаю моего милого брата, столь любившего вкус крови. Тогда-то душа моя успокоится.

00:03:24 9. Древо, лишившееся корней, скоро засыхает. Если я уничтожу Хранителя мира, боги, для которых Он является животворящий источник, лишатся сил и тоже скоро зачахнут.

00:03:42 10. А вы тем временем отправляйтесь на Землю, которая процветает, оберегаемая жрецами-брахманами и благочестивыми правителями. Уничтожьте людей, что чтят обеты и писания, совершают жертвоприношения и творят добро ближнему!

00:04:06 11. Если вы истребите жреческое племя, то никто не будет побуждать правителей совершать жертвоприношения, и тогда боги и прародители, лишившись подношений, иссякнут силами и вымрут сами собой. А если Всевышнему не к кому будет приходить в бренный мир, то и власть наша будет безграничной.

00:04:36 12. Отправляйтесь туда, где люди заботятся о коровах и священниках, где следуют заповедям Писаний, где живут по законам сословий и укладов. Жгите их жилища, вырубайте сады и рощи, уничтожайте посевы и пастбища.

Демоны Хираньякашипу отправились истреблять брахманов

00:05:00 13. Охочие до злодейства демоны внимали речам Хираньякашипу с нескрываемым удовольствием. Затем поклонившись своему предводителю, они с радостными воплями бросились исполнять его волю.

00:05:18 14. Они жгли города и деревни, леса и сады, коровьи загоны, златоносные рудники, пастбища и поля, поджигали обители отшельников, дома земледельцев, горные деревни и поселения пастухов. Столицы государств, - и те были преданы огню.

00:05:44 15. Одни кирками и ломами крушили мосты, крепостные стены и городские ворота. Другие топорами вырубали манговые и хлебные деревья. А третьи головнями поджигали жилые дома. Каждый злодей находил себе занятие по душе.

00:06:08 16. Лишившись крова и имущества, люди перестали жертвовать богам. А Боги, удрученные непочтением людей, покинули свои небесные обители и низошли на Землю. Невидимые, они стали странствовать по ней, наблюдая за происходящим.

Погребальный обряд в честь Хираньякши. Мудрые размышления Хираньякашипу

00:06:34 17. Тем временем Хираньякашипу, совершив погребальный обряд над телом брата, утешал убитых горем племянников.

00:06:48 18-19. Искусный собеседник Хираньякашипу увещевал своих родичей — Шакуни, Шамбару, Дхришти, Бхутасантапану, Врику, Каланабху, Маханабху, Харишмашру и Уткачу, а также их мать, Рушабхану, доводившуюся ему невесткой, и свою матушку, Дити.

00:07:21 20. Великий демон говорил: Дорогие мои родичи - матушка, невестка и племянники! Не скорбите о Хираньякше, ибо для героя погибнуть в сражении — славная и желанная смерть.

00:07:43 21. Матушка, полно тебе печалиться. Мы все в этом мире странники, которые встретились на постоялом дворе, и, едва узнав имена друг друга, снова расходятся своими дорогами, чтобы пожинать плоды трудов наших.

00:08:06 22. Душа – вечная скиталица, и по природе своей чиста и непорочна. Она продолжает жить, когда умирает плоть. Душа – свет, тогда как тело – её тень. Душа не имеет вещественных свойств, как свет не имеет свойств тени.

00:08:34 23. Деревья, отраженные в речной воде, кажутся плывущими. А когда кружится голова, создается впечатление, что земля под ногами пришла в движение.

00:08:50 24. Подобно этому, любезная матушка, душа, наблюдающая за изменения окружающего мира, а по сути, за изменениями своего ума, представляет себя деятелем. И хотя душа неизменна и нерушима, ей кажется, что она меняется и разрушается, как все предметы в наблюдаемом мире.

00:09:21 25-26. Мысля себя комком плоти, душа определяет близкими тех, от кого эта плоть рождена или кого породила, прочих же считает чужаками. Хотя плоть у всех одинакова, глупцы делят комки плоти на родных и чужих. Когда прах родных соединяется с прахом земли, это причиняет им страдания, когда же в земле исчезает прах врагов, они ликуют. Рождение, скорбь, тревоги, помрачение и смерть — вся эта иллюзия вызвана ложным самомнением. И в бегущем колесе жизни миг просветления сменяется годами забытья.

Притча о смерти

00:10:16 27. Я поведаю вам древнюю притчу о встрече повелителя судьбы Ямы с родичами усопшего царя. Итак, слушайте меня внимательно.

00:10:32 28. Некогда государством Ушинара правил могучий царь по имени Суягья. Но случилось так, что он пал в сражении, защищая свою землю от недругов. Родные и близкие отправились на поле брани, чтобы проводить в последний путь своего заступника.

00:10:59 29-30. Золотые доспехи государя, отделанные драгоценными каменьями, разбитые и покореженные, были разбросаны вокруг его бездыханного тела; с него упали украшения и гирлянды; волосы его рассыпались по земле, глаза потускнели. Стрелы врагов торчали из самого его сердца, а он лежал залитый кровью и бездыханный на поле битвы, над которым кружились стервятники. Смерть настигла его в решающий миг сражения, когда, закусив губу, он отважно бросился на врага, и это выражение с оттенком удивления внезапной своей кончине так и застыло на его лице, которое раньше сравнивали с очарованием утреннего лотоса, а нынче почерневшем от пыли. Правая рука его, отделенная от тела, по-прежнему сжимала меч; левая была переломана.

00:12:21 31. Увидев обезображенное тело супруга, царицы заголосили: "Что же, коварная смерть, ты сделала с нашим господином, за что забрала наше сокровище! Без него не жить нам на этом свете!" Так у ног любимого супруга они стенали, колотя себя в грудь.

00:12:48 32. Слезы их смешивались с алою румяною, покрывавшей их грудь, и капали на его стопы; волосы их разметались, украшения попадали на землю. Они оплакивали мужа весь день и всю ночь, и не было на свете более печального зрелища.

00:13:14 33. "Милый наш господин, - причитали царицы, - за что судьба так безжалостна к нам? За что отняла у нас свет наших очей? Кто позаботится теперь о жителях Ушинары и кто утешит их горе? За что нам такое несчастье, чем мы провинились перед судьбой?

00:13:40 34. Государь, ты был всем нам добрым другом и ласковым супругом. Что станется с нами теперь, кто приласкает нас на своей груди? Забери нас с собой, о доблестный витязь, нет нам и не будет нам жизни на этом свете. Куда бы ни увлекла тебя подлая смерть, мы хотим разделить твою судьбу!"

00:14:09 35. Солнце второго дня клонилось к земле: и тело царя нужно было предавать огню. Но царицы не желали расставаться с мертвым телом, рыдая над ним и обнимая его.

00:14:27 36. Они так отчаянно причитали, что их услышал сам повелитель смерти Яма. И дабы утешить вдов, бог судьбы низошел на землю в обличии юного отрока.

00:14:45 37. Повелитель Яма молвил: Как странно, что взрослые люди скорбят об умерших, зная, что смерть неизбежна. Живые существа восстают из праха и в прах возвращаются, колесо жизни и смерти невозможно остановить. Что может быть глупее, чем сокрушаться о естественном и неизбежном?

00:15:19 38. Видно я родился под счастливой звездой, ибо, брошенный родителями в лесу на съедение диких зверей, понял непреложную истину: смерть подстерегает тебя на каждом шагу, и если ты ещё жив, значит, Всеблагой Господь оберегает тебя. А если настал твой смертный час, то и на это Его воля.

00:15:50 39. Он творит, хранит и разрушает мир, Сам оставаясь неизменен. Бескрайняя вселенная и её обитатели точно игрушки в Его ладонях. Он оберегает одних от судьбы, других же отдает в её руки. Над Ним нет законов, и промысел Его непостижим.

00:16:19 40. Случается, человек находит свою драгоценность, в целости и сохранности, оброненную много времени назад в людном месте. А другой теряет деньги в собственном доме, спрятав их от чужого глаза. Кого хранит Всевышний, тот будет цел и невредим даже в диком лесу среди хищников. Но тот, от кого отвернулся Господь, внезапно умрет в окружении родных и близких, слуг и опекунов. К кому не благоволит Всевышний, тот не найдет спасения даже за самыми толстыми стенами.

Сознание и материя. Душа и тело

00:17:08 41. Души творят себе тела своими поступками, и своими же поступками уничтожают: время плоти конечно. Жизнь создает себе плоть; и видов жизни великое множество, при этом сама она не относится ни к одному из них. Жизнь проявляется в вещественных образах, хотя сама она невещественна.

00:17:41 42. Как человек мыслит себя единым со своим жилищем, но при этом отличен от него, так душа мыслит себя плотью, при этом отлична от плоти. Тело образуется от соединения земли, воды и огня, - этот союз неестественен и недолговечен. Потому не ликуйте, когда он создается, и не печальтесь, когда распадается. Всё, что создано путем сложения, обречено разложиться.

00:18:22 43. Как огонь скрыто присутствует в поленьях, но не смешивается с ними; как воздух проникает в тело, но не растворяется в нем; как пространство пронизывает предметы, но не смешивается с ними — так душа заключена в плоть, но всегда остается в стороне от него. Сознание наделяет тело свойствами, но ни одно из этих свойств не присуще сознанию.

00:18:56 44. Тот, кого вы оплакиваете, живёт и будет жить вечно, а его тело всегда было мертво. Плоть лишь создает видимость жизни, в действительности она безжизненна с самого начала, приводимая в движение лишь сознанием. Не стоит печалиться ни о живом, ибо оно живо всегда, ни о мертвом, ибо оно всегда мертво.

00:19:31 45. Вам жаль, что его тело больше не отвечает на ваши зовы? Но оно никогда и не отвечало. Тело говорит и производит действия благодаря движениям жизненного воздуха в нем, но даже воздух не умеет слушать и говорить, ибо не обладает сознанием. Да и сознание не действует, а лишь наблюдает. Действиями чувств и тела управляет Мировая Душа, а мы лишь зачаровано смотрим за происходящим.

00:20:10 46. Пять стихий, десять чувств и ум, соединяясь, образуют вещественное тело. С помощью тела и мысли душа пытается установить власть над зримым миром – и по виду тела можно определить, насколько это удалось ей. Однако же приходит срок, и душа вынуждена оставить бренную плоть, а вместе с нею и власть и обладание.

00:20:45 47. Пока душа не избавится от тонкой оболочки – мысленного тела, она будет принуждена пожинать плоды действий тела грубого, вещественного. Мыслью сознание связано с плотью, потому страдает от изменений последней.

00:21:08 48. Радости и печали в вещественном мире – не более чем игра воображения. Все образы во внешней природе имеют такое же отношение к действительности, как сновидения к яви. Ложно всё, что находится в области чувственного восприятия.

00:21:31 49. Кто осознал себя вечным среди преходящего наваждения, тот никогда не предается скорби. Кто осознал, что душа вечна посреди бренной плоти, тому не ведома печаль. Кто печется о временном, тому не вкусить сладкого плода умиротворения.

Притча про радости и печали

00:21:56 50. Есть старинная притча об охотнике, что ловил птиц едва видимой сетью. И был этот муж столь ловок, что ни одна птаха не могла уберечься от него, словно он был самой смертью.

00:22:15 51. Однажды, бродя по лесу, он увидел двух маленьких птичек кулинг. Он разложил приманку, и вскоре самка уже трепыхалась в его силках.

00:22:31 52. Бедный самец горевал, видя страдания подруги, но ничем не мог помочь несчастной. А она билась в руках охотника, пока смерть не положила конец её мучениям.

00:22:47 53. "За что судьба жестока со мной! За что разлучила меня с возлюбленной", - сокрушался несчастный кулинга. "О, как беспомощны мы на этом свете! О, как одиноки! Что станется теперь со мною, кто приласкает меня?

00:23:10 54. Как выживу я, разлученный со своей второю половиною? Почему вместе в жизни, мы оказались порознь в смерти? Почему мир так несправедлив? Неужели бессилие и отчаяние наши неизбежные спутники?

00:23:30 55. Что будет с нашими птенцами, которые не дождутся своей матушки? Кто накормит их беспомощных, кто научит летать и добывать себе пищу? Как выживут они одни в этом зловещем мире?

00:23:50 56. Пока безутешный кулинга оплакивал смерть своей любимой, к нему незаметно подобрался ловкий охотник и сразил острой стрелой.

00:24:03 57. Потому, о добрые жены, не будьте вы, как та птаха. Не скорбите о мертвом государе – его не вернуть криками и стенаниями. Лучше спасайте себя, живых.

00:24:23 58. Доблестный Хираньякашипу продолжал: Родичи поверженного правителя с изумлением внимали мудрому отроческому слову. В самом деле, бренное не стоит скорби, ибо обречено сгинуть в небытии, едва появившись на свет.

00:24:49 59. Затем повелитель посмертной судьбы Яма скрылся от взора родичей Суягьи, и они наконец совершили над телом царя погребальный обряд.

00:25:04 60. И вы, добрые родичи моего брата, не горюйте о потере бренного. Плоть не достойна сожаления. Она не принадлежит ни вам, ни ему, ни кому бы то ни было. Мы заимствуем её у матушки природы и должны будем отдать в назначенный срок.

00:25:32 61. Блаженный Нарада сказал: Дити и её невестка Рушабхану - вдова Хираньякши, внимательно слушали наставления Хираньякашипу, и скорбь постепенно покидала их сердце, и в нём воцарялись мир и спокойствие, как происходит всегда при соприкосновении с вечным.