Точка

Аюрведа радио - 19 ноября 2009
запись эфира для начинающих из раздела «Васту» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:18:47 | качество: mp3 32kB/s 18 Mb | прослушано: 300 | скачано: 736 | избрано: 6
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:08 [Вступление] АюрведаРадио представляет «Исторические примеры архитектуры и современное строительство». Ведет семинар Илья Дуничкин, специалист в области ведической архитектуры. Вы узнаете много нового и интересного. Дважды в месяц по четвергам. Ждем ваших вопросов на наш электронный адрес.

00:00:39 [Ведущая] Добрый день, уважаемые радиослушатели. Не устаю с вами здороваться. День добрый или добрый вечер. Начинаем наш ещё один прямой эфир. Сегодня у нас, как я уже и говорила, Илья Дуничкин прибежал, прилетел. Работа работой, а эфир эфиром. Специалистам по Васту-Шастра, ведической архитектуре, «гип-гип ура!». Здравствуйте, Илья.

00:01:05 [И.Дуничкин] Здравствуйте, Наталья. Здравствуйте, дорогие радиослушатели. Я рад всех приветствовать. Я думаю, что сегодня мы как раз сделаем очень интересную передачу, может быть, проведем небольшой тест, порисуем. Но это будет видно дальше.

00:01:23 [Ведущая] Это здорово. А я напомню для тех, кто к нам присоединился, может быть, впервые на данный эфир, мы говорим об исторических примерах архитектуры и современном строительстве. Это у нас прямой эфир, поэтому мы ждем ваших вопросов в чат по скайпу и на наш почтовый адрес ayurvedaradio@mail.ru. Ну что? Я готова начинать. Вы озвучили, что темой сегодняшнего эфира будет Точка. А точкой очень многое можно сказать. Можно точку применить трижды, и это будет как неоконченное предложение, а можно поставить точку и окончить предложение. Это что касается литературы. А в архитектуре?

00:02:10 [И.Дуничкин] В архитектуре точка имеет особое значение, потому что если говорить формально и с позиции современной науки, то точка имеет особые характеристики. При том что она есть, её вроде как почти нет.

00:02:33 [Ведущая] Точка есть, её не может не быть.

00:02:35 [И.Дуничкин] Да. При этом, смотрите. У точки нет высоты, ширины, долготы, полноты. Просто она есть.

00:02:45 [Ведущая] А цвет?

00:02:48 [И.Дуничкин] Это уже другой вопрос. Вам принципиально? Принципиально вообще-то этих показателей точка тоже не имеет в оригинале. В связи с этим, смотрите. Ее вроде как бы и нет, но при этом она есть и имеет положение в пространстве. Интересно, правда? С точки зрения грубой и формальной логики, сразу это не становится так четко и ясно. Когда мы начинаем изучать пространство, когда мы смотрим закономерность, с которой можно пространством работать, как его можно делить, каким образом его можно отмерять, пропорции, ритмы, то мы начинаем пользоваться этим инструментом, таким инструментом как точка. Но ощущение складывается, что с одной стороны, без нее никуда нельзя, потому что везде, где идет у нас пересечение зон, проекций, просто конструкций даже, у нас возникают эти элементы. С другой стороны, когда мы непосредственно начинаем работу, у нас в голове вроде бы ничего не ясно. Когда вырисовывается идея-план, мы начинаем его реализовывать, проектировать. Смотрите, как интересно. Даже этот план до того, как мы начали обдумывать идею или, может быть, до того момента, как нам задали вопрос или дали задание, мы имеем что-то внутри.

00:04:43 Причем то, чем мы потом объясняем, отмечаем, проектируем или рассчитываем, по сути это внутри нас уже было до того как нам этот посыл поступил. Очень интересно. Чтобы начать что-то чертить, нужно начинать по сути с точки, её первую нужно ставить. При этом, скажем, сама форма развития идеи или мыслительного процесса в некоторой интерпретации, может быть, тоже провести как параллель. Точка – потенция, из которой начинает возникать развитие, начинает расти идея. В этой связи мне бы хотелось провести несколько параллелей, одна из которых – то, что архитектура, как область мышления, в том числе, параллельно является сакральной формой выражения. В этой своей последовательности исхода из малого (идеи, плана), использования фактически невесомого во всех отношениях элемента для построения всех остальных, уже более значимых, с точки зрения материи, грубых таких аспектов, у нас возникает следующее: архитектура является таким одним сплошным, по меньшей мере, намеком на божественную деятельность.

00:06:34 [Ведущая] С кучей-кучей точек.

00:06:37 [И.Дуничкин] В том числе. Т.е. сама эта идея и её воплощение в пространстве, на самом деле, имеет эту стадию зарождения, поддерживания и последующего угасания. Все это, начиная с проектирования, с чертежей, с идей, исходит из некоей математической или идеалистической мысленной точки. Эти параллели, как правило, очень важны, потому что распространяются они не только на сугубо область архитектуры. Под архитектурой можно понимать очень формально и узко застройку здания, а можно понимать под этим вообще всю среду, которая нас окружает. Средовой аспект архитектуры очень важен. Это означает, что все, что мы воспринимаем вокруг себя, все среду можно отнести к этой области.

00:07:49 [И.Дуничкин] В этом очень важно то, что сама идея структурировать пространство, т.е. построить сооружение, ещё если это пространство будет выполнено по определённым правилам, законам, согласующимся с законами вселенной, иметь определённый ритм, пропорции, размеры, сориентировано по сторонам света, создавая таким образом на материальном плане вибрационную решетку, соответствующую гармонизации тела и духа человека. В более тонком плане это, по сути, сам принцип добровольного ограничения себя. В данном случае, себя в пространстве и во времени. По сути это некое приоткрывание двери. Мы уже объясняли этот процесс, что дом может быть как мини-модель вселенной, микрокосмос. По сути, это не просто даже модель, это в этой связи получается как дверь-портал, т.е. через него мы можем начинать чувствовать и понимать общие законы вселенной. На примере каких-то, может быть, бытовых процессов становятся ясны более глобальные модели. Кстати, на этом принципе и современная наука очень сильно основана. Моделирование очень часто используется в различных сферах, как математическая, физическая, разного плана.

00:09:37 Собственно сама концепция материального мира во многом подводится, возникает. Мы имеем ограничения по пространству, мы имеем ограничения по времени. Таким образом формируется аспект бытия. В этой связи мы можем как раз эти взаимосвязи начать выстраивать в логическую цепочку. Мы пока затронули области, которые связаны с математикой или с физикой отчасти, напирали на законы гармонии вселенной, но напрямую вопросы эстетики, художественной деятельности не проявляются. Дело в том, что вопрос эстетики, как ни странно, не превалирует. С точки зрения теории современной архитектуры, а также на предшествующих этапах… Незыблемый постулат Витрувия о том, что вначале идет польза, т.е. идея (зачем? для чего?), потом идет прочность, т.е. как сделать, чтобы система прослужила долго. Это уже вопрос создания с последующим вопросом бытия во временном пространстве. И последующий аспект – красота, т.е. эстетика, когда к вопросу бытия уже происходит некое развитие, и мы вводим элемент наслаждения, попытка удовлетворить те чувства.

00:11:46 Смотрите, как интересно, ведь этот аспект стоит именно последним. Начинается не с него. Хотя, казалось бы, эстетически и графически, если так можно сказать, мысленно графически, потому что мы мыслим имиджами, мы мыслим образами, изображениями, мы, по сути, формируем концепцию, начиная как раз с точки и так далее. По идее, можно сразу начинать с третьего. К этому все подталкивает. Плюс ещё сразу идея тут же удовлетворить свои чувства. Посмотрите, как здорово, как было бы удобно. Честно признаться, есть немало примеров, проектов на современном этапе, которые таким образом и строятся. Они используют вот эту методическую связь.

00:12:47 В этой связи что происходит? Происходит выплеск задумки, энергии в своем понимании. Какие возможны дальше варианты? Развитие может быть в одном случае, если у человека ум, просветленное сознание, у него очень четкое понимание своей миссии в жизни, когда он может совершенно конкретно ответить, в чем цель его жизни. Самое главное, ответить на вопрос «кто он такой?», не отождествляя себя ни с нацией, ни с полом, ни с профессией, ни с положением в семье, в обществе и т.д. Просто ответить, кто. Если такой человек начинает творить, то приходя сразу к вопросам эстетики, он может выдать результат, который будет иметь поистине ценное значение, являться, по сути, сакральным.

00:14:01 Однако, если сознание зодчего, архитектора, изобретателя будет находиться не на таком уровне, и, скажем так, он эти тестовые вопросы не сможет до конца пройти, плюс у него не будет стабильности в таком состоянии внутреннем, гармоничном, просветленном, самоосознающем, то тогда то, что он покажет, будет его переживания. На самом деле, его некая внутренняя драма. Получается, что у нас нету точного критерия. Т.к. очень трудно установить первый случай, первый уровень, то очень часто… Есть такая поговорка, не раз говорили мои коллеги. Мне хотелось бы повторить. Есть творчество в современном понимании творчества, т.е. необыкновенные линии, всякие циркульные кривые, переходящие в лекальные, необычные здания в форме амеб, шаров, каких-нибудь потрясающих пространств, которые завораживают при первом взгляде. Есть Васту. Есть, по сути, есть свод правил и предписаний, рекомендаций о том, как можно структурировать пространство с гармонией физической и духовной пользой для развития личности.

00:16:05 Этот критерий очень четкий. На самом деле это может быть очень узко сведено в область архитектуры на данный момент. Можно расширить это и понять гораздо более широко и глубоко. Изначально, исходя из того, что мы начинаем только действовать. Не важно, в каком деле, пусть даже в бытовом, мы всегда можем задаться вопросом, каков наш критерий? Удовлетворить своё чувство или выполнить это правильно, так, чтобы доставить удовлетворение окружающим. В этой связи иногда одно с другим может быть совмещено. Возможны такие прецеденты. Тем не менее, наш посыл, наша концентрация, как ни странно, тоже очень связана с точкой. Мы можем концентрироваться, как правило, на чем-то одном.

00:17:10 [Ведущая] Точка может быть как отправной, так и пунктом назначения.

00:17:13 [И.Дуничкин] Совершенно верно.

00:17:15 [Ведущая] И многоточие посередине.

00:17:20 [И.Дуничкин] Да, это как отметка траектории движения. В этой связи мне бы хотелось подчеркнуть, что этот вопрос очень важен для того, чтобы служить нам некоей опорой, базой в дальнейших рассуждениях. Далее мне бы хотелось отметить вопросы, связанные с творением. Дело заключается в следующем. По сути, все, что мы сейчас проговорили, можно уместить в одном тезисе. Акту творения должна предшествовать внутренняя проработка и подготовка. Прежде, чем что-то сделать, и именно сделать хорошо, нам нужно определённым образом внутри подготовиться, нам нужно сконцентрироваться, нащупать, из какой точки у нас пойдет рост этой идеи. Это может быть внутренняя личностная работа. Это может быть уровень духовной подготовки. Духовная практика всегда этому способствует. Это включает в себя также накопление некоей силы иногда путем совершения аскезы. Здесь концентрация обращения к священным писаниям, и те реализации, которые к вам приходят в последующем, вас начинают ориентировать, подготавливать. Вы начинаете этот рост не с того, что вы просто эту идею выбрасываете как ещё несложившегося, несформированного ребенка, а вы его вначале вынашиваете.

00:19:38 Таким образом, само озвучивание, то, как вы изнутри начинаете наружу высказывать вашу идею, вам необходимо пройти некий путь внутри, о котором мы сейчас сказали. Тогда в результате у вас эта идея, фраза может быть примерно та же, но степень погружения в неё, осмысления будет совершенно другой. Это один из приемов и методов как иногда простые задачи пространства, как иногда ищется решение для того, чтобы спроектировать фрагмент здания. Много других есть примеров. Акт творения, творчества подразумевает эту подготовительную стадию тоже. Момент соприкосновения с идеей очень важен, потому что это момент обращения к истине. Вопрос дальнейшей реализации уже вашей идеи имеет уже вторую часть. Это очень важная часть, чтобы вы продолжали удерживать образ, фиксировать его, продолжали концентрироваться на именно той точке, в которой сейчас находится развитие вашей идеи. Эти взаимосвязи всегда очень четко работают. Когда вы отслеживаете эти процессы, приходит осознание, что это слаженный механизм, но при этом он живой, и вы можете работать с этим личностно.

00:21:55 Также давайте ещё сейчас обратимся к тому, что рассмотрим фрагменты Васту Пуруша мандалы. Дело в том, что рассматривая Васту Пуруша в системе здания и в тот квадрат, иногда прямоугольник, в который его вписывают, мы имеем некую аналогию. По сути, показано в этой монограмме, в этой мандале, что процесс строительства имеет символическую трансформацию. Васту, если образно говорить, личность изначально с зажатым телом, лицом, как символ некоего молчания, в то же время, пластичности, становится при этом Пурушей (Васту Пуруша мандала, т.е. наслаждающийся) и уже воспринимается как совершенным человеком, совершенной личностью с лицом, обращенным на северо-восток, т.е. обращенным к учителю, к Богу, к небу. Эта проникающая в материю божественная сущность таким образом наделяет все пространство сакральным смыслом. Из этого безмолвия, из статичности в нас проявляется определённый вектор направленности, который придает смысл этому бытию. Эта сама конфигурация, то, что одно качество перетекает в другое, очень хорошо поддерживается одной из интерпретаций перевода самого Васту. Васту – это качество. Есть много переводов данного слова, но этот перевод мы будем дальше затрагивать и обязательно будем разбирать.

00:24:29 [Ведущая] Сегодня много уже было сказано и о том, что точка есть не только отправной и конечный момент, но и в совокупности…. Ох, я не смогу все это пересказать. Так было колоритно сказано. Но мы заговорили про Васту, про то, что она нам ещё что-то может рассказать. Про мандала Васту, да? Васту Пуруша! Ой, все собрала до кучи. Главное, сказать много интересных и важных слов, смысла которых сама не знаю.

00:24:56 [И.Дуничкин] Васту Пуруша мандала, думаю, многим знакома. Она достаточно популярна. Достаточно набрать в поисковой строке любой программы в интернете, и она среди картинок обязательно появится. Это такая новость…

00:25:13 [Ведущая] Плюс у нас на сайте есть в семинаре Светланы Лицовой достаточно много фотографий. И там есть фотография, картинка Васту Пуруша.

00:25:22 [И.Дуничкин] Да, точно. Мне бы хотелось обратить сейчас внимание, мы начинаем говорить о том, что все построения и развитие идеи – это отправная точка, последующая фиксация на чем-то, концентрация – тоже точки и точка окончания творения, окончание, может быть, существования бытия. Эта точка является хоть и концом для какого-то цикла, является точкой для начала уже нового цикла. Таким образом, сам принцип развития ещё раз подчеркивает собой принцип, если можно так выразиться, неугасаемости. Очень важно осознать, что само такое воплощение этой личности в плане здания, комнаты, как Васту Пуруша, насыщает жизненной энергией пространство. Иначе говоря, дает дыхание, оживляет макрокосмос, микрокосмос. Это очень четко отражается через то, что эта энергия проходит через жизненно важные точки плана. Мы разбирали эту тему на примере вопросов, связь с принципами аюрведы, Васту Шастра. Мне бы хотелось обратить внимание, очень важные узлы – это Марла, которая находится по границе зоны брахмастан. Напомню, что это является одной третьей внутри вашего здания. Это габарит одной трети каждой стороны, который вы сносите в геометрический центр. Таким образом фиксируется брахмастан.

00:27:50 Чтобы, если так можно выразиться, «застолбить» эту территорию, эта одна треть ограничивается узловыми точками, которые считаются фактически нервными узлами Васту Пуруша. На их расположении не рекомендуется размещение капитальных конструкций или тяжелой мебели, что-то в этом роде. Это связано с тем, что пространство должно иметь определённые резонансы вибраций. Эта пропорция должна быть выдержана с точки зрения физики, с точки зрения личностного отношения к живому существу, тонкому как Васту Пуруша. Получается, что в этих местах идут некие ограничения и в этой одной трети центра вашего здания, по сути, идет проекция его всех жизненно важных органов. Фактически это как сигнальная система, как красные флажки, за которые не рекомендуется заходить.

00:29:14 Я предвижу вопросы, как быть, если эти точки перейдены. Там оказалась в случае здания, а в случае квартиры вообще непонятно, откуда меряем, как это берется. В рамках квартиры есть такие методики. Или в рамках всего здания многоподъездного, многоэтажного, что уже, по сути, показывает полный диссонанс и сложность положения личности в таком пространстве. В этой связи у нас остается одно. Кроме тех коррекций, которые мы разбирали, (связанных с работой с интерьером), есть также методики, связанные с размещением изображений, янтр. Также то, что мы обсуждали в виде обращения к различным аватарам господа. Есть также непосредственный путь, который может быть как раз хорошим дополнением. Вы можете поступить примерно так. Если есть осознание того, что имеется такая ситуация. Представьте, что рядом с вами личность, и у этой личности какое-то есть повреждение. Это доставляет боль, это болит. Как вы будете себя вести? Вы попытаетесь помочь, правда?

00:31:10 [Ведущая] Если знания хватает.

00:31:13 [И.Дуничкин] Даже если у вас знаний не хватает, вы интуитивно будете сопереживать.

00:31:20 [Ведущая] Юбочку теребить.

00:31:24 [И.Дуничкин] Да, вы будете сопереживать. Очень часто есть такой пример, что у кого-то родственник заболел. Знаете, очень часто люди в страсти так реагируют. Если кто-то чем-то захворал, как-то себя чувствует не так, тут же направляются все силы, все пытаются помочь, все тут же становятся врачами, начинают советовать, рекомендовать, показывать методики, лекарства, вспоминать, что ему помогло такое же или кому-то ещё помогло в такой же ситуации. Такой этап достаточно страстный. Дальше от него человек может перейти или в невежественную позицию, когда ему проще сделать вид, что ничего этого не происходит, что все на самом деле в порядке.

00:32:34 [Ведущая] В порядке, что значит, рядом никто не заболел?

00:32:37 [И.Дуничкин] Ну да. Т.е. в порядке, что он не видит, что рядом болеют. Он не замечает чувства, боль другого. Он просто смотрит мимо. Придумывается какая-то ширма, и мы не видим, мы действуем неосознанно. Такая позиция очень часто бывает, когда человек живет, и у него есть некие дефекты Васту в планировке. Он может поступить таким образом, даже узнав какие-то приемы и принципы. Другая позиция связана с тем, что человек воспринимает эти чувства, переживания, эти страдания. Он с ними идет не вниз, а он идет с ними вверх. Он старается сопереживать. И даже если он ничем не может помочь. Хотя мы всегда можем хотя бы помочь добрым словом, поддержать. Но даже если и здесь у него кончился запас, он может просто в этом плане посылать просто положительные мысли в сторону этой личности. Он может помогать и поддерживать так, как он умеет мысленно, хотя бы на уровне просто своего разума, действуя логично и при этом от сердца, он может просто таким образом оказывать поддержку.

00:34:22 Как ни странно, это умонастроение может очень сильно нам помочь. Когда вы его испытываете в случае такого, что вы хотели идеальный дом, и что-то не срослось, получилось по-другому. Вы живете, скажем так, не в тех условиях, в которых бы хотели. Понятно, что нужно двигаться, нужно расти, нужно что-то менять. Однако не все изменения могут быть выполнены здесь и сейчас или завтра же. До того, как мы доживем до этого изменения, нам надо прожить. И прожить надо желательно не по первому варианту, связанному просто с уходом и с закрыванием глаз, а по второму. Таким образом, у нас будут развиваться эти качества и по отношению, понятно, что к окружающим личностям, к людям, но и, соответственно, к личности самого пространства. Этот аспект, я думаю, может реально принести пользу. Кроме того, мне бы хотелось указать ещё одну важную точку. Отправная точка. Если мы рассмотрим брахмастан в центре, то, как он формируется, то всегда находится так называемая брахма бинду. Бинду, [неразборчиво] сразу этот термин, бинду – это санскритское слово. Оно означает в буквальном переводе или более современном точку. Хотя есть трактовки, которые его, скажем так, интерпретируют немного иначе, а именно: частичка, иногда тропинка, пятнышко. Очень интересно, что даже есть такое понятие как частичка, потому что сама точка, как точка исходная, и по сути брахма бинду является той самой отправной точкой в Васту. То, что мы проговаривали. Это у нас мыслительные процессы, область нашего взаимодействия. Мы всегда основываемся на чем? Мы основываемся на том, что исходим из точки, что это начало творения, отправная точка. Также и творения Васту. По сути, основой, в том числе, и Васту Пуруша мандалы, и расчетных решеток, которые ложатся на здание, как раз является эта точка брахма бинду.

00:37:33 Здесь, по сути, место, которое в себе скрывает информацию о том, что вокруг него, т.е. оно является определённым тождеством, если так можно сказать, упакованным. В этой связи эта вся концентрация, эмоциональная, информационная, духовная и физическая, в т.ч. концентрация исхода, фактически олицетворение потенциальной энергии. Эта потенция, которая располагается в центре плана здания, в середине, в геометрическом центре, как правило. Она являет собою ту область, которая представляется неким первоначальным замыслом творца. В этой связи очень интересно, что здесь возникает очень сильная параллель с квантовой физикой, потому что есть сравнение, что то, что у нас находится внутри, но начинает прорастать, имеет некий вектор, т.е. импульс находится внутри системы. Также объясняется система импульсов частиц, кстати, один из видов перевода слова бинду. У нас есть объяснение, что внутри частицы есть своя система сил и, по сути, тот импульс, который выходит из нее первоначально складывается в ней, и он уже является её характеристикой и одновременно качеством. Качество – одна из трактовок или то, как можно перевести Васту на русский язык.

00:39:48 Вот эта связь частиц, творения, качества, которое уже изначально привнесено и упаковано, является такой проекцией, может, в некотором роде проекцией в духовном плане. Эта частичка, которая находится внутри, одновременно является и всеобщей, и находится в каждом живом существе. С точки зрения Васту Шастра это параллельная трактовка и объяснение концепции Параматмы, которая заключается в том, что в каждом сердце находится частичка, звено, связующее нашу душу с душой вселенной. Эти связи всегда неразрывны, всегда существует вопрос, насколько мы сами их можем осознавать. Иногда человек говорит: «Сердце подсказывает». Это как раз означает то, что эта связь активизировалась. Точнее, это может быть этим.

00:41:20 По сути, с материальных позиций знание первично, но в последующем раскрытии тонкой основы Васту Шастра как раз повествует о схожих процессах. Это ещё лишь раз подтверждает, что нет ничего раздельного, все имеет одну исходную точку и подразумевает общий план творения мира. Вопрос осознанности этого плана, понимания своего места в нем, по сути, это будет как характеристика, или отражение, или связь с дальнейшим нашим развитием, с дальнейшим нашим осознанием, удовлетворением и развитием личностных качеств. Эти характеристики изначально могут быть зарегулированы в разные процессы. Смотрите, мы разобрали процесс мышления (отчасти он может идти по такому пути), процесс проектирования, процесс объяснения творения с позиций… Точнее, не самого творения, а некоторых понятий, связанных с ним с точки зрения Васту Шастра. Везде прослеживается одна и та же логическая цепь. Везде мы приходим к тому, что нам приходится начинать с точки, питать. Даже то, как прорастает зерно, очень похоже. Из зерна появляется… Вначале его нужно посадить, питать, потом только оно набухает, пускает корешок. Только потом появляется росток и, наконец-то, оно поднимается над землей. Этот принцип присутствует везде, во всей природе, во всем образе мышления. Это живой принцип.

00:43:52 [Ведущая] Хороший пример привели.

00:43:57 [И.Дуничкин] Я думаю, что каждый мог бы привести такой пример. Я думаю даже, что можно сделать такой хит-парад примеров. Очень было бы неплохо…

00:44:09 [Ведущая] После музыкальной паузы?

00:44:11 [И.Дуничкин] Давайте попробуем.

00:44:13 [Ведущая] Дорогие слушатели, хит-парад примеров.

00:44:15 [И.Дуничкин] Только он должен идти от радиослушателей.

00:44:17 [Ведущая] От радиослушателей, да, пожалуйста. Продолжим дальше говорить после музыкальной паузы, а вам задание. Правда, давайте, поучаствуйте с нами.
Мы продолжаем наш прямой эфир. Вот наше домашнее задание, которое было дано на музыкальную паузу. Оно как-то не очень срастается у вас, слушатели. Вы не очень активны. Но мы рискнули сделать следующее: оставить вам это до следующего эфира. Может быть, вы вдохновитесь и приведете нам примеры, как рождается идея, замысел. Правильно?

00:44:53 [И.Дуничкин] Да. Как вы определяете эту точку, из которой пошел исход вашего творчества, ваших действий. Может быть, привести примеры аналогий: как прорастает росток, как распускаются цветы и т.д., то, что вам покажется близким. Может быть, это произошло с вами, т.е. вы видели где-то какое-то явление в природе, как пробивается ключ…

00:45:30 [Ведущая] Как пробивается цыпленок.

00:45:32 [И.Дуничкин] Да, проклевывает скорлупку и т.д., как происходит само рождение. Мне бы ещё хотелось дать такую связь. Желающие могут попробовать прямо сейчас. Дело в том, что наше сознание и наше материальное зрение настроено на то, чтобы фиксировать все по точкам. Вы можете себе это очень легко доказать. Возьмите, например, листочек бумажки, возьмите ручку или карандаш. Вы можете просто на одной стороне поставить точку и обвести её в круг так, чтобы точка была в центре.

00:46:24 [Ведущая] Так, я беру тетрадь рабочую и начинаю выполнять. У меня тут уже заготовки кухни. Васту уже процветает у меня. Я взяла, я поставила точку и обвела в круг.

00:46:38 [И.Дуничкин] Обвели в круг. Дальше. Рядом нарисуйте такого же размера квадрат (как круг).

00:46:48 [Ведущая] Без разницы где?

00:46:49 [И.Дуничкин] Да, просто можно ниже, можно выше.

00:46:54 [Ведущая] Квадрат я нарисовала. Корявенький такой, конечно.

00:47:04 [И.Дуничкин] И можно в центр него тоже поставить точку.

00:47:08 [Ведущая] Есть.

00:47:10 [И.Дуничкин] А теперь попробуйте (или закройте одну фигуру, откройте другую) по очереди смотреть на них. Когда вы смотрите (или можно закрывать и открывать глаза), вы сразу будете фиксировать взгляд.

00:47:26 [Ведущая] Да, на точке он фиксируется.

00:47:27 [И.Дуничкин] Он фиксируется на точке. Причем, если вы ещё закроете круг и посмотрите на вариант с квадратом, вы квадрат ещё немножко увидите.

00:47:38 [Ведущая] Потому что… да.

00:47:39 [И.Дуничкин] Знаете, почему? Потому что его углы – это тоже точки пересечения линий. Таким образом работает наше осознание. Когда идет плавная прямая какая-то (или циркульная, или по лекалу), и она ни с чем не пересекается, то взгляд по ней пробегает, он на ней не останавливается. Есть динамика, но нет статики. Нет статики – нет концентрации. Нет концентрации, значит, нет соответствующего внимания.

00:48:16 [Ведущая] Мы ещё будем что-то рисовать?

00:47:18 [И.Дуничкин] Пожалуй, все. Я просто хотел это связать с тем, что вы можете попробовать провести ещё несколько экспериментов: отдельно нарисовать точки, отдельно нарисовать круги, квадраты и смотреть на них, закрывая глаза, открывая по очереди и т.д. Вы просто поймете, куда смотрит глаз. Вы даже можете себя попробовать заставить, например, смотреть на какую-то часть круга. Я вас уверяю, это может не получиться с первого раза.

00:48:53 [Ведущая] Я вас сейчас слушаю, Илья, и поймала себя на мысли, что не только я, но и вообще люди так делают, когда беседуют с человеком. Они смотрят не куда-либо, а на две основных точки, в глаза.

00:49:06 [И.Дуничкин] Да, это бывает очень часто. Или наоборот, даже если человек отстраненно отводит взгляд, если проследить его взгляд, он тоже зафиксирован на какой-то точке.

00:49:16 [Ведущая] Тоже зафиксирует, да, точно.

00:49:18 [И.Дуничкин] Ощущение, что взгляд – это такая тяжесть, как здоровая штанга, её обязательно надо куда-то положить. Он сам не держится, он постоянно падает.

00:49:35 [Ведущая] Зацепиться надо.

00:49:37 [И.Дуничкин] Нашей психике, нашему сознанию нужно обязательно место стабильное, за которое нужно закрепиться. По этому принципу как раз устроено все вокруг. Именно так работает транспорт, именно так работает архитектура. В зависимости от вашей скорости, вашей динамики передвижения, вас, вашего взгляда, в зависимости от этого меняются законы построения этого пространства. В чем эта основа? В том, что этот процесс, который мы описывали сегодня, методически просто одинаков. Он является одной и той же алгоритмической последовательностью. И с точки зрения мысли, и с точки зрения Васту, и с точки зрения проектирования, строительства, просто принятия решений, общения даже. С точки зрения даже рисования, ваяния, с точки зрения восприятия окружающей графики, зрения и т.д., вы везде найдете подобные же аналогии.

00:51:09 Данная характеристика является основой. Смотрите, алгоритм один и тот же. На алгоритм просто надеваются каждый раз немножко разные схемы, модели. Суть остается одна, меняется только внешняя часть, атрибутика. Опять же, все завязывается на бинду, на точке. Этот момент, когда происходит рождение, если так можно сказать, распаковывание идеи, мысли, замысла, архитектуры, по сути, является некоей квинтэссенцией нашего понимания окружающего нас мира. Если мы это начинаем отслеживать, если мы начинаем это фиксировать в своем окружении, то степень нашей осознанности меняется. Нам уже легче осознавать многие вещи, находящиеся внутри нас. Нам легче общаться с окружающим нас пространством, переходить на уровень личностного общения. Соответственно, меняется общение, отношение к личностям, к людям, окружающим нас. Это, на самом деле, большая работа.

00:52:51 Здесь есть некие скрытые моменты. Мне бы хотелось ещё отметить, что точка, в данном случае брахма бинду по Васту, является символом. Это одновременно ещё и тайна бытия. Она ведь лишена размеров, она не видна, в то же время, она лежит в основе всего видимого, всех дальнейших пропорций построения, является привязкой, местом посадки элемента. Таким образом, она, по сути, содержит многие элементы. С одной стороны, все уже вроде предрешено, с другой стороны, смотрите, как много возможностей все поменять. Мы можем изменить здесь графику, цвет. Мы можем какие-то моменты поменять, перестроить и т.д. Эта точка содержит неопределенно большое в неопределенно малом. Сам факт проявления из нее пространства – это фактически момент зарождения пространства. Почему? Потому что она создает, во-первых, границы, потому что является тем, на что насаживаются, как на крючки, кладутся линии, которые потом эти границы расширяют и дальнейшее уточняют.

00:54:00 В принципе, каждая точка собой ещё выражает принцип времени. Она собой символизирует мгновение. А время, как мы знаем, можно интерпретировать как одну из энергий Бога. Именно времени подвластно все. Все, кто пытались с этим бороться, проиграли. По крайней мере, все попытки, какие есть, на уровне изучения времени, на уровне замедления старения – все, так или иначе, в конце концов, начинают следовать законам времени. Не противопоставлять себя, а пытаться использовать некие закономерности. В этой связи очень важно, что в точке, в которой момент распаковки идет, зарождения, возникает некая вибрация. Эта вибрация, как элемент, является носителем дальнейшего распространения этой информации. Те качества, которые несет в себе эта изначальная точка бинду… Брахма бинду являет собою некую последовательность. Это означает, что мы потом с качествами можем работать, мы можем эти качества менять. Эти качества находятся внутри нас, эти качества находятся снаружи. Мы очень часто отслеживаем, что перемещаясь из одного пространства в другое, у нас возникают разные чувства. По сути, это реакция на качество. Как мы уже говорили, одной из интерпретаций слова Васту является качество.

00:57:01 Здесь важно понимать, что качества есть не только материальные. Если так можно сказать, качества невежества, страсти, благости, которые присутствуют в окружающем мире, безусловно, влияют на нас. Чем больше человек имеет качеств благости внутри, тем устойчивее он по отношению к внешним воздействиям невежества и страсти. Вместе с тем, качества не заканчиваются на материальных. Качества есть и духовные. Вопрос, как начать осознавать духовные качества, - это вопрос, который стоит как раз на стыке с Васту Шастрой и отчасти уже распространяется за её пределы. Это как раз очень важный элемент, который, опять же, согласуется с тем, что мы проговаривали раньше на других передачах. Смотрите, как интересно. Васту Шастра имеет определённое влияние, создает качества: качество пространства, качество проживания, если можно так сказать. Судьба человека влияет вообще на эти события и последовательность этих событий. Само качество может идти по Васту, но само событие зависит от того, как человек вел себя до этого. На наши определённые действия, нам приходят определённые последствия. Здесь все понятно.

00:59:05 Здесь задействованы качества материальные. Однако, переходя уже к качествам духовным, человек идет дальше. Он не останавливается на уровне судьбы, он идет ближе, ищет Бога и занимается духовной практикой. В этой связи уже перестают действовать материальные качества в разной степени. Может быть, постепенно, у всех по-разному. Тем не менее, они отходят на второй план. Причем отходят вначале они, а потом начинает отходить и непосредственно даже та судьба, которую человек приобрел действиями в материальном мире. Таким образом, говорится, что судьба человека сильнее, чем качества, чем Васту, а духовная практика имеет больший вес и сильнее, чем судьба. Очень интересно. Казалось бы, то объяснение точки и зарождения имеет такую корреляцию с тем, какое влияние на нашу жизнь оказывают качества, в т.ч. и духовные, и факт того, какая закономерность ведет влияние на жизнь человека.

01:00:45 [Ведущая] Как же непросто, оказывается. А казалось бы, точка! Что, точка? Тю, а нет. Вот вам и не как вот.

01:00:59 [И.Дуничкин] Да. Принцип как раз в том, очень трудно заметить, нам кажется, точку, хотя мы только на них и смотрим.

01:01:07 [Ведущая] Только на них и смотрим.

01:01:09 [И.Дуничкин] Если проверить, это очень непросто понять какие-то закономерности в нашей судьбе, хотя мы изначально приобрели все условия и качества для того, чтобы их создать. Вопрос осознания как раз очень хорошо коррелируется с тем, как у нас идет непосредственно восприятие вокруг себя пространства. Чем внимательнее и личностнее мы будем относиться к окружающим и к окружающему пространству, тем больше осознанности может войти в нашу жизнь. Я думаю, что это немаловажно. Если говорить о духовных качествах, то здесь можно многое перечислять. Однако, сам принцип творения таким образом и пошел. Как вам кажется, каким образом пошло творение? Мы сейчас находимся в той ситуации, в которой находимся. Мы мыслим категориями, что вначале нам нужно придумать какой-то образ. Речь идет о создании форм. Потом мы начинаем думать, из чего же эту форму можно сделать, каким образом её можно сконструировать, и мы останавливаемся на каком-то материале. Дальше мы думаем, что же это за процесс будет, который нам эту форму воссоздаст? Как мы эту форму будем реализовывать? Мы тогда понимаем, какие нам нужны действия, какие нам нужны ресурсы, чтобы из этих материалов реализовать эту форму. Дальше мы, наконец-то, начинаем думать: «Да, у нас будет это и это, и тогда мы получим определённые качества в физическом плане, в психологическом плане и т.д.»

01:03:39 Посмотрите, это достаточно обычно. Мы очень часто так думаем. Однако, Васту позволяет понять, что это поверхностные рассуждения. На самом деле, само творение начинается с другого конца. Вначале формируется, какие вообще есть качества, и качества вначале формируются духовные, потом уже материальные. Потом идет формирование формы. Даже не формы, а правильнее сказать, формирование процессов, как вообще это качество каким процессом будет восприниматься, задействовано. Дальше уже от самого процесса можно будет перейти к некоей форме, которая могла бы этот процесс воспринимать и выполнять, или участвовать в нем. Дальше только уже, каким же образом эта форма будет реализована и выпущена. В связи с этим получается, что те качества, которые есть, материальные и духовные, являются не то что отправной точкой, они являются изначальными моментами для творения мира. Нас должно, в первую очередь, заботить это.

01:05:23 Давайте такой пример, может быть, обывательский. Когда человек счастлив, он покупает квартиру. Он оплачивает квадратные метры. Цена обычно идет за квадратный метр. Вдумайтесь, вы что, покупаете квадратные метры? Давайте представим, вы покупаете не квадратные метры, вы покупаете площадь. Вы, по сути, покупаете пространство. Но не все так думают. Например, если у вас деревянный дом, цена одна. Если у вас, например, очень мощный, железобетонный коттедж с бункером, вертолетной площадкой и т.д., цена будет другая. Казалось бы, там пространство может по качеству отличаться, но принцип, какие качества вы выносите на первый ряд? Например, у нас есть качества, которые гостированы, они прописаны в нормативах, которые необходимо соблюдать. Например, это температурно-влажностный режим. Качество? Качество. Но в данном случае, температурно-влажностные режимы могут быть одинаковыми и там, и там. Если для вас этого достаточно, т.е. вы понимаете, что, по сути, вы платите деньги не за бетон или не за дерево, а вы платите их за качества. Если вы готовы ограничиться, для вас не принципиально качество…

01:07:22 [Ведущая] Саманного домика или железобетонного.

01:07:24 [И.Дуничкин] Да. Приводит потом к чувству ложного престижа человека. Для вас не важны эти все дополнительные элементы, которые будут вас приподнимать в ваших же глазах и в глазах ваших соседей, гостей, родственников. Получается, то, что для вас важно, это для вас жизненно необходимо. Человек, когда платит… Получается, что все платят за одно и то же качество. За пространство определённой степени освещенности, определённой степени нагретое (это климат, температура) и с определённой влажностью воздуха. Этот момент очень важен для осознания, позволяет отследить, куда направлены ваши устремления, какие качества для вас являются приоритетными. В зависимости от этого приоритета можно даже сделать определение, понять, в чем состоит цель вашей жизни или хотя бы цель на данный момент, в чем ваши устремления. То, к какой точке это прикладывается и в каком направлении идет, вы сразу поймете, когда выстроите основные качества и будете уже с ними работать. Эти моменты человеку дают возможность сориентироваться. Этот момент связан с ориентацией, по сути, в пространстве. То, как мы ориентируемся в пространстве или по сторонам света, ориентируемся в жизни. С одной стороны, процессы очень разные, но при этом это вещи одного порядка. Внутри лежат очень близкие друг другу алгоритмические действия. Вот, пожалуй, и все.

01:09:56 [Ведущая] На сегодня все, да? Но есть очень интересный вопрос. Я сейчас его зачитаю. Итак, сейчас, только найду его. «Добрый вечер. Очень хочется поделиться с вами ошеломившей меня в своё время информацией. У меня читал курс лекций по градостроительству преподаватель, который в 2006г. сделал открытие, что рельеф города Киева (я заканчиваю киевский арх. факультет) очень напоминает лик человека с непонятным хвостиком, - я вам сейчас открою ссылочку. - После этого никаких сомнений о присутствии ведической цивилизации на наших территориях у меня не осталось». Вот ссылка. Я её сейчас открываю.

01:10:58 [И.Дуничкин] Да, по сути, это такой профиль. Замечательно. Это очень важно так суметь посмотреть. Спасибо вам большое. Это очень важный пример. Надо будет познакомиться поближе. Эти материалы очень интересны. Конечно же, Киев – это потрясающий город. Это сакральное место вошло в историю всего мира. Здесь много-много, я думаю, было каких-то тайн сокрыто, которые, к сожалению, до нас, может быть, не целиком дошли. Это ещё один повод для того, чтобы быть внимательными и обязательно посетить этот святой город.

01:11:51 [Ведущая] Да. Здесь вопрос такой на ссылочке прослеживается: «Можно ли считать случайностью, что на лбу, лучше сказать, на челе киевского лика стоит Киево-Печорская лавра, на глазах Святая София и Михайловский Златоверхий собор, а на устах Кирилловская церковь». Тут прописано даже.

01:12:18 [И.Дуничкин] Да, я вижу. Мне сейчас трудно сказать, но я думаю, что… Мы только что об этом говорили, что замысел общий, и когда мы видим всю картину целиком и выше, то мы можем немножко больше понять общий замысел Творца. В данном случае трудно сказать, был ли это замысел древних зодчих, или же это было провидение Божье, которое таким образом реализовано. Тем не менее, это замечательно. Спасибо вам большое. Я ещё хочу тоже привести пример. Есть подобный пример в живописи. Делали анализ. Сейчас я не вспомню, что это была за статья, но смысл такой, что есть такой художник замечательный, к сожалению, ушедший уже. Константин Васильев. Есть у него картина необыкновенная «Человек с филином», если не ошибаюсь. Она имеет очень много сакральных символов. Это и горящие рукописи у ног человека с филином, и тот лес, который его окружает, который ему фактически является как трава где-то на уровне ног. Там много очень интересной информации. Многие считают эту картину шифром. Были исследования, если я правильно помню, этим занимались японские специалисты. Они проверили геометрию этой картины, и оказалось, что сама посадка филина, его все узловые точки: глаза, клюв, кончики перьев, когти, должно быть, тоже являются фактически копией карты звездного неба. Каждый узловой элемент – это место расположения звезды.

01:14:36 [Ведущая] Как интересно.

01:14:37 [И.Дуничкин] Да. Очень много есть… Был ли Константин Васильев настолько продвинутым астрономом и делал ли он специально такой шифр, или это его так Господь сподобил? Сейчас трудно сказать, в любом случае. Возможно, мы никогда не узнаем. Тем не менее, такой факт был тоже отмечен.

01:15:01 [Ведущая] Я задам ещё один вопрос от того же слушателя. Я ответа точно не знаю. «Еще один вопрос: интересно узнать мнение господина Дуничкина о дивной геометрии на полях злаковых, которые периодически появляются в разных странах?»

01:15:23 [И.Дуничкин] Я вам ничего не могу сказать. Я этим вопросом не занимался.

01:15:29 [Ведущая] Но видали такое на картинках?

01:15:32 [И.Дуничкин] Да, я видел. Было несколько статей, где показывали, как подростки иногда так шутят. Было несколько обоснований, тоже статей, что действительно непонятно, откуда взялись эти следы. Подростки, я имею в виду, так шутят, т.е. ребята просто взяли ночью и примяли определённым образом кукурузные поля, как правило, или ещё какие. Злаковые. Они просто определённым образом уложили эти травы, таким образом, чтобы было характерное примятие по кругу. В результате намек на то, что что-то было на этой поляне, что-то туда появлялось или приземлялось. В общем, такие шутки были вскрыты, об этом были публикации. Но также были публикации о том, что, действительно, не могут найти источника. Непонятно, как появилось это.

01:16:42 [Ведущая] Да, но я рассматривала фотографии с подобными явлениями – это, в основном, круги либо в форме матрешки выстроенные, либо каким-то другим образом, но очень интересно, непонятно.

01:16:56 [И.Дуничкин] Не все открывается человеку сразу.

01:17:01 [Ведущая] В любом случае, се ля ви. Мы не все можем знать. Есть ещё что-то, мне тут написали. Надеюсь, это… Ага, понятно. Время подошло заканчивать эфир. Час двадцать шесть мы с вами уже сегодня вещаем. Довольно-таки весомый объем информации был выдан. О чем бы вы только могли подумать? О точке! Я вот сейчас смотрю, допустим, в тетрадь, и сразу у меня глаза бросаются на определённые объекты, в которых есть точки. Если я смотрю на мобильный телефон, то почему-то я смотрю сразу на центральную точку, кнопку, либо это монитор, но чаще это кнопка. Если я вижу торт перед собой, то, как в таковой, в центр всегда смотришь, а что там в нем сосредоточено или ловишь какие-то определённые крупные нюансы. Куда бы я сейчас во время эфира ни бросила свой взгляд, я ловлю себя на том, что я действительно ищу точку. Спасибо вам за понимание того, что мы все-таки, на самом деле, не просто так куда-то смотрим.

01:18:11 [И.Дуничкин] Спасибо вам, спасибо вам большое.

01:18:14 [Ведущая] Ну что, до встречи на следующей неделе? Нет, через неделю. Мои благодарности от радиослушателей вам великие-великие. Будьте счастливы, до свидания.

01:18:26 [И.Дуничкин] Спасибо большое, до свидания. До свидания, дорогие радиослушатели.

01:18:30 [Ведущая] Далее в программе прекраснейшая музыка и лекции в повторе, так что не расходитесь, если вы ещё не устали. Оставайтесь с нами. Всего доброго, до свидания.

транскрибирование: Наталья Долгова | Новокузнецк | Россия | 21 апреля 2015