История развития архитектуры в Индии

Аюрведа радио - 06 August 2009
Первый брахманический период. Древнейшие источники Васту: описания Айодхьи, трактат Манасара, описания Индрапрастхи, пураны (Матсья, Сканда, Нарада). Тождество между телом и храмом. Мохенджо-даро – физическое доказательство древности Васту. Буддийский период: вытеснение храмового строительства ступами и пещерными храмами, сохранение науки Васту. Строительство – локомотив прогресса. Второй брахманический период. Новый тип храма – пагода-пилон. «Чрезмерная роскошь». Купольные храмы. Органичность процесса строительства храма. Васту - это физика человеческой среды. Экологические поселения. Деманхур. Ауровилль – пример отклонения от предписаний Васту-шастр.
запись эфира для начинающих из раздела «Васту, домашний очаг» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:12:58 | качество: mp3 32kB/s 16 Mb | прослушано: 373 | скачано: 824 | избрано: 15
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 [заставка радио]«Аюрведа радио». «Аюрведа радио» представляет: исторические примеры архитектуры и современное строительство. Ведет семинар Илья Дуничкин, специалист в области ведической архитектуры. Вы узнаете много нового и интересного. Дважды в месяц по четвергам. Ждем ваших вопросов на наш электронный адрес.

00:00:32 [ведущая]Добрый день, уважаемые радиослушатели. Вновь приходит в ваш дом «Аюрведа радио» с интересными лекциями. А именно: исторические примеры архитектуры и современное строительство успеха, сегодня в прямом эфире на волнах «Аюрведа радио». Илья Дуничкин, специалист по Васту-шастре, ведической архитектуре, сегодня вновь с нами. Здравствуйте, Илья.
[Дуничкин И.В.]Здравствуйте, Наталья. Здравствуйте, дорогие радиослушатели, рад вас всех приветствовать.

00:00:56 [ведущая]Напомню нашим радиослушателям о том, что мы говорили в прошлый раз, что у нас будет очень много интересных материалов в ближайшее время. И я просто напомню, что вопросы, которые могут их заинтересовать, точнее наших радиослушателей, могут присылать на наш почтовый адрес – ayurvedaradio@mail.ru, и в чат по скайпу во время эфира, дабы основывался вопрос на данной текущей теме. Ну что? А сейчас мы напомним, о чем мы говорили в прошлый раз, и приступим к новой теме?
[Дуничкин И.В.]Да, вы знаете, я бы хотел даже, может быть, сразу больше уделить внимания новой теме. Это связано с тем, что она достаточно большая, и нам надо успеть с ней познакомиться.
[ведущая]Да, и я ещё хотела напомнить, что сегодня у нас в 18:30 эфир с Олегом Геннадиевичем Торсуновым, поэтому нам нужно будет уложиться.

00:01:44 [Дуничкин И.В.]Точно. И... Мне бы хотелось сразу перейти, это значит, тематику, которую мы обозначили, отчасти даже проговорили в конце прошлой передачи, связана с историей развития архитектуры в Индии. Дело в том, что здесь наблюдаются очень интересные исторически вехи, тенденции, которые, по сути, отражают влияние на процессы вообще в различных областях. Это очень взаимосвязанные вещи с тем, как менялось вообще мироустройство в тот момент, как менялось вероисповедание населения значительной части планеты. Вообще, как шло, фактически, изменение географических границ, по сути. Потому что процессы, которые обозначились – они, на самом деле, влияли даже на, в какой то степени - ну ближе уже к современному этапу - они стали влиять, в том числе, и на природу.

00:03:02 Если в целом, то мы можем выделить здесь, в основном, вот как мы уже говорили, это три периода. Это у нас период, который был брахманический период изначально. Он у нас датируется до третьего века н. э. Точнее - я, извините, оговорился - третий век до н.э. Ранее третьего века до н.э. Далее у нас наступает очень бурное событие в истории Индии, или точнее, как изначальное название на [парат варше], у нас идет буддийский период. И потом, буддизм, он вначале постепенно смешивается, вытесняется вторым брахманским периодом. Если его можно так назвать, брахманский ренессанс.

00:04:13 В данном случае, давайте разберем это с точки зрения... то, как распространены, и на каких этапах, какими священными писаниями оперируют и руководствуются в плане архитектуры и Васту. А также рассмотрим те основные элементы, примеры и приемы в архитектуре, которые характерны для этих периодов. Вначале, все-таки, давайте отметим, что вот этот регресс, который мы... о котором мы говорили на предыдущих передачах - он у нас, собственно, и возник благодаря вот этой точке во времени, которая у нас относится к третьему веку до нашей эры. О ней мы скажем подробнее.

00:05:15 Но перед этим хочется отметить, что в древней Индии очень высокой реализации на практике именно искусство Васту было представленочень богато. Это доказывается сохранившимися постройками, это доказывается традициями, которые идут сей час, до сих пор сохранены и используются при строительстве храмов: величественные силуэты этих великолепных сооружений божественных. Это также традиции ваяния скульптур, и более того, шедевры... Ну, это общепринятое мнение, что шедевры древнеиндийской архитектуры, они, собственно, поражают своей славой, великолепием, и поражают многие столетия, различные наци – всех, кто имел сколько-нибудь значительное с ними общение, контакт.

00:06:24 Давайте вспомним и отметим, что главной целью Васту-шастры является дать людям принципы надлежащего строительства жилых, общественных и промышленных зданий. Васту определяет положение дома по отношению к сторонам света, диктует надлежащие размеры каждой детали здания, это очень важно, так как определяет пропорции и, в принципе, всю композицию застройки и в градостроительном плане размещение ее.

00:07:04 Также давайте здесь приведем, что надо отметить, что в богооткровенных писаниях у нас имеется множество источников - мы о них отчасти говорили, скажем и сегодня - но хотелось бы особенно выделить один стих, который, собственно, ну, и его значение давайте сразу возьмем. Ну, может быть трактован так на русском языке, что через Васту-шастры вся Вселенная обретает хорошее здоровье, счастье и процветание. Это, собственно, имеется также здесь контекст, что люди, вооруженные таким знанием, повышают свою духовность. Последователи Васту-шасты получают не только исполнение материальных своих желаний, потребностей, но и также испытывают духовный подъем, они духовно развиваются на этом пути. И вот этот аспект, он, на самом деле, красной нитью проходит через все данные этапы становления.

00:08:30 Ну, давайте разберем подробнее первый период. Здесь у нас давайте возьмем, для начала, первые упоминания о Васту. Они вообще датируются за пределами, если так можно сказать, нашей юги, нашей эпохи. То есть, они имеют... Упоминание об этом имеется в священных писаниях, которые описывают события за пределами нашего времени. В данном случае, я бы хотел отослать вас к Рамаяне, а именно, что сам план города Айодхи, то есть обители Господа Рамы, был во многом подобен тому описанию, которое приводится в трактате Манасара, и это просто только одно из доказательств того, что это искусство - оно было целостным и комплексным, изначально шло как единое знание и представлялось в различных интерпретациях.

00:09:59 Далее, уже более близкий период - это то, что описано в Махабхарате, а именно - самый, скажем, такой выдающийся момент, кульминация определённых событий и повествований Махабхараты, когда царь Юдхиштхира, он созвал других царей в Индрапрастху, на Раджасуя-ягью. И в данном периоде есть ссылки, описания о том, что отмеченные, точнее, скажем так, описания дворцов, которые были построены для приглашенных царей. И эти упоминания свидетельствуют, что дворцы были высотой почти с гору Каиласа, и подход к ним ничего не загораживало, у них были высокие стены, а также высокие двери, и все двери были украшены причудливыми орнаментами, располагались по сторонам света в соответствующих секторах этих дворцов. Вот само это свидетельство уже, по сути, нам уже дает как метод Васту-шастр, как метод и эталон, с которым можно работать, с которого можно пример брать или равняться на это.

00:11:45 Далее. Мне бы хотелось отметить, что в первом брахманском периоде у нас идет различные подразделения Васту-шастры, то есть очень, очень широкое понятие. А именно, среди ранних источников и последующих у нас имеется много объектов, которые подпадают под строительную науку, в понимании Васту. Очень интересно, что в Васту-шастре Васту означает и дом, означает основание, означает землю, мосты, а также означает озеро.

00:12:40 Далее. Следует отметить, что в Гаруда-пуране, здесь вот как раз то, что перекликается с описаниями в Махабхарате: Васту трактуется как царские дворцы, храмы, крепости, монастыри. И это, на самом деле, очень важно, потому что вся, по сути, смысловая нагрузка от перевода, она идет в контексте этих стихов, шлок, писаний, которые представлены. Кроме того, в Агни-пуране, в понятие Васту включен даже город, поселение.

00:13:23 Ну, напомню ещё раз, что в ведическом представлении, город без опасных криминальных событий - это благостный город – не более 50 000 жителей. Для тех времен это, во-первых, были значительные поселения, а во-вторых, это, скажем так, тот уровень концентрации населения, который по своей инфраструктуре именно на современном этапе обладает хорошими технико-экономическими показателями. Давайте ещё отметим отдельно, что в Ваю-пуране у нас рассматривались в качестве Васту, это понимались храмы, в первую очередь.

00:14:16 Вообще, это особая тема, потому что храмы, на самом деле, у нас являются неким таким психологическим прообразом конструкции человека, если так можно выразиться.
[ведущая]Храм.
[Дуничкин И.В.]Да. Во многих писаниях, ну даже в христианстве, сказано что храм – это тело человека - это храм его души. Таким образом, вот это сопоставление и, на самом деле, восприятие дома как живого существа и, следовательно, как личности, как мы говорили ранее... Мне бы хотелось вот здесь вот поставить некий знак тождества между нашими телами физическими и между зданиями, постройками - в первую очередь, храмом.

00:15:13 Почему именно храм здесь ставится – не дом, не здание, там не какая-то, я не знаю, там, не сарай или ещё что-то в этом роде?
[ведущая]Не гараж.
[Дуничкин И.В.]Не гараж для колесниц. Вот. А именно храм? Само.. вот в самом определении этого объекта заложено, в данном случае, доказательство, косвенное, о том, что духовность – она, если так можно выразиться, это одно из основных качеств живого существа. И живое существо - оно не определяется границами своего материального тела, это лишь его, скажем, условие его временного существования.

00:16:07 И со старением этого тела, выхода его из строя, живое существо не прекращает свою жизнь, оно может переехать в другой дом. Оно может переехать в соседний дом, может переехать в более дом. который располагается повыше, получше.
[ведущая]...комфортабельнее
[Дуничкин И.В.]Да. Может пониже. Может, конечно, переехать в самый прекрасный дом, который есть, и в котором живёт сам Господь, но, тем не менее, вот сама вот эта идея во всех религиях, которые присутствуют, точнее вероисповеданиях, которые присутствуют в на планете, они по сути, являются косвенным доказательством идеи о реинкарнации.

00:17:02 Вот в этих, скажем, канонах, в этих шлоках, вот всегда подобные описания являются косвенным свидетельством доказательства реинкарнации, что она действительно есть. Что человеческая жизнь – она может быть обусловлена, в какой-то степени, условиями существования, материальными отношениями, а также, ну вообще, просто физическим телом. Однако этим все не исчерпывается. Есть что-то внутри, что-то неуловимое для нас, как нам кажется, что-то непостижимое, что всегда было, есть, будет, и будет вне зависимости от того, есть ли, скажем, эта ситуация, этот город, или эти люди, или это тело. Которое будет всегда. И вот в этой части, как раз, у нас очень хорошо транслируется это тождество между человеческим телом и храмом.

00:18:23 Далее, мне бы хотелось ещё упомянуть Матсья-пурану, здесь введены по Васту общие указания, и также указаны мудрецы, знатоки Васту. Также, ещё нужно отметить и Сканда-пурану, о планировании городов, очень важные здесь, как раз, идут знания. И Нарада-пурана своим представлением, скажем так, представлением расположения систем питающих колодцев, озер, системы водоснабжения там уже, там же приводятся принципы ориентировки стен в доме, то есть вопросы планировки. И вот, на самом деле, только весь сомн этих выдержек из пуран, он начинает как бы нам помогать полностью осваивать вот эту вот полную картину.

00:19:42 И далее, мне бы хотелось отметить, что вот этот целостный подход по созданию окружающей среды – он ведет нас именно к тому порядку и гармонии, который, в конечном счете, конечная цель, на первом плане тут наши отношения, гармоничных личностных отношений с пространством, где мы обитаем, с нашим домом. А на следующем - после того, как это происходит, у нас уже открывается следующий этап, который является, на самом деле, определённым уровнем вспомогательных энергий, которые человека ведут к тому, чтобы он прогрессировал в своей духовной практике, и в большей степени осознавал Господа. И вот эта часть, она как раз у нас вот изначальная, и идет ещё вот начиная в первый брахманский период.

00:20:58 Мне бы также ещё хотелось привести здесь пример. Дело в том, что на современном этапе, а это в 22-м году прошлого века, археолог из Индии Банерджи обнаружил на одном из островов реки Инд руины. Они оказались древними, их начали исследовать, датировать. Назвали это место Холм Мертвых, или же Мохенджо-даро. И, в конечном итоге, масштабы руин, они оказались городом. Древним городом, который построен по принципу того, что улицы протянуты словно по линейке, дома, они одинаковые, его... их пропорции похожи на квадратично-кубичные объемы, которые располагаются вот на линии улицы с ритмом, единичным ритмом перечисления, то есть, он не сбивается, все время повторяется одинаково.

00:22:21 И очень интересно, что в ряде домов в центре было свободное пространство, и вот эти атриумы внутри дворов, они присутствовали в пропорции где-то в одной трети от ширины внешней части этих зданий. Это и есть та классическая планировка Васту, где дом выполняется ориентированным по сторонам света, где центральная зона, она выполняется в виде свободного атриума, или, иначе говоря, брахмастана, и вот эта часть, она, на самом деле, ну именно благоприятна, когда открыта и когда она задействована по минимуму в каких-то хозяйственных делах семьи, которая живёт в этом доме. Очень интересно, что определённая ориентация, тоже согласующаяся с Васту и кухонь, и жилых комнат, которые были определены в этих домах, также полностью подтверждает исполнение. То есть, это, фактически, реализованные священные писания, касаемые Васту-шастр, которые физически обнаружены и найдены.

00:23:53 Это то, как раз, физическое доказательство, которое никто не может, так скажем, опровергнуть, что это просто вот писания, которые пришли к нам, и что неизвестно, следовали ли им люди, или нет. Кстати, это является ещё одним ответом на вопрос, когда задавалось: что было первоначальнее - фэн-шуй или Васту, и что имеет больший приоритет. Я думаю, что эта трактовка, она как раз однозначно говорит о том, что первоначально именно Васту шастра возникла, и это был первоисточник, причём реализованный первоисточник.

00:24:47 [ведущая]Про первый период мы прослушали. Напомните, что это был за период.
[Дуничкин И.В.]Это был первый брахманский период. Он закончился в... шел до третьего века до н.э. Его прекращение – давайте теперь немножко скажем о том, что предшествовало его окончанию. Дело в том,что на тот момент произошел некий, так сказать, упадок правления религиозных служб, а именно началось... начался период деградации населения. Точнее, он, может быть, начался раньше, но это был такой, скажем, экстремальный момент, когда на него последовала реакция. Итак, что же происходило?

00:25:44 Происходило то, что ведические церемонии жертвоприношения, которые иногда задействовали, в редких случаях, жертвоприношения животных, и при которых, фактически, жертвенное животное, оно вначале покидало тело, уже потом его останки, то есть его тело, которое уже было бездыханное, после церемонии жертвоприношения оно раздавалось тем, кто участвовал, люди вкушали это как что-то особенное. И все от этого получали благо: и тот, кто.. тот брахман, который проводил эту церемонию, и те люди, которые участвовали в ней, и то животное, которое, по сути, получало освобождение и отправлялось домой, к Господу.

00:27:03 Что произошло? Это потеряло, в связи с тем, что была утеряна квалификация у священнослужителей, и с теми изменениями в обществе, которые происходили... Плюс, надо отметить, что возникла некая такая тенденция к атеистичности мышления больших людских масс. И, в результате, вот эти церемонии жертвоприношения, они просто использовались как бездумный ритуал, просто для забоя скота. Для того, чтобы оправдать убийство несчастных животных.

00:27:45 И вот в связи с этим, у нас, как мы помним в истории возникает период, когда Господь, он нисходит в форме Будды, и он, с одной стороны, ведет к тому, чтобы отвергнуть веды на тот момент. Понятно, с какой целью: чтоб просто прекратить вот эти вот забои животных. Потому что тогда ведами прикрывались для того, чтобы оправдывать эти ужасные действия. И он противопоставляет свою философию философии вед. И, в значительной степени, происходит вытеснение ведической культуры и установление буддизма.

00:28:54 Вторую главную цель, которая тогда преследовалась, это большие массы атеистичных людей, они начинали деградировать таким образом, что они ели плоть, они ели нечистую пищу, они совершенно были... полностью, скажем, деградировали в плане интоксикаций, в плане взаимных отношений. И вот это все вело просто к тому, что люди превращались, по сути, постепенно в животных. И буддизм, он здесь сыграл также важную роль тем, что люди, скажем так, многие из них обратились к Богу личностно. Многие, по сути своем измышления, они остались атеистами, однако они не деградировали хотя бы, они соблюдали принципы чистоты, ненасилия, и таким образом, они хотя бы, скажем так, не падали ниже. И на тот момент исторический это было очень важно, потому что в этих процессах были задействованы очень большое количество населения, не только Индии, то есть, фактически, это значительная часть населения планеты на тот период.

00:30:32 Далее, что происходит вот в этот момент – это, ещё раз повторяю, третий век до н.э. – буддийский период, он как раз и начинается эпохой завоевания императора Ашоки, и продолжается до пятого века н.э. Дело в том, что вот эти все принципы, они, по сути.. это, знаете, если так вот рассматривать в историческом контексте вот эти все уровни, то у нас... по сути, мы смотрим, что в тот момент произошел сильный регресс, и дабы его фактически притормозить, как бы замедлить, меняется система, на тот момент, вероисповедания. Для того, чтобы просо законсервировать тех, кто ещё не пал низко, а те кто.. Или помочь тем, кто оступился, немножко подняться уровнем выше.

00:31:45 И далее у нас, фактически, что происходит – происходит выдавливание храмов, и вместо них идет развитие и становление ступ и пещерных храмов. Ступа – это, оговорюсь, строение в виде полусферы, с круглым основанием в уровне её максимального диаметра, и вокруг нее также устраивается проход. Воздвигалось это строение для хранения реликвий Будды. К проходу вокруг ступы - иначе говоря, священного холма – вела, как правило, лестница для пропуска процессии вокруг сооружений, которая происходила. Некоторые памятники, вот эти ступы, относятся уже к третьему веку до н.э., как раз вот к самому началу. По поводу пещерных храмов следует отметить, что они имели - некоторые из них имели форму базилики, так называемой, с тремя кораблями, и фасад, он фактически выходил на наружную часть массива скалы. Вот таким образом организовывалась вот эта вот вся архитектура.

00:33:18 Вот, если говорить обобщенно, то какой принцип мы здесь наблюдаем? Принцип такой, что аскетизм, лаконичность, в значительной степени, и формы, и сопутствующих функций сооружения. Кроме того, давайте отметим, что в писаниях также имеется ссылка на Васту, а именно в [неразборчиво], буддийском священном писании, упоминание встречается в термине, хотя бы, Васту-видья, и некоторых других терминах. Кроме того, в буддийских источниках также встречается упоминание о большом внимании к указаниям Васту-шастры.

00:34:20 Есть даже свидетельство того, что Будда прочитал несколько проповедей по архитектуре, и даже говорил о том, как следовать принципам возведения здания. И более того, он эти принципы, он возводил в обязанность своих последователей. Мы видим, что, на самом деле, меняется форма поклонения Господу, однако принципы Васту-шастры, они транслируются даже на этом периоде, хотя именно культура сооружения брахманского периода, она была, казалось бы, утрачена и очень сильно вытеснена, и её требовалось потом возрождать и восстанавливать.

00:35:18 Если провести такой пример, то на самом деле любое развитие – будь то на уровне государства, будь то на уровне вероисповедания, или на уровне, может быть, какой-то, ну, в общем, небольшой экономической формации в рамках страны - то, как ни странно, любая кризисная ситуация, когда мы только вначале старта, мы только хотим, у нас только есть идеи развиваться, но у нас ещё за этой идеей нет должных ресурсов, - то, как ни странно, все поговорки правильно говорят: дорогу осилит идущий. А именно: вот эти примеры, и последующее потом возрождение во второй брахманский период, они все нам говорят о чем? Что строительство вообще как форма деятельности, она ведет к определённому уровню прогресса – возвышенные идеи, которые ставятся во главе.

00:36:33 Это используется иногда в корыстных и в негативных целях. Вот здесь можно такой пример привести, он совершенно такой, скажем, мирской. Если говорить о состоянии положения Германии в момент прихода нацистов к власти в прошлом веке, то Германия была в не очень хорошей экономической ситуации, достаточно сложной в определённый момент. Да, но, тем не менее, там вот этот период, который был, скажем такой зыбкий в плане экономики, он был чем подтвержден? Там вот у нацистов были планы по строительству дорог. И они в значительной степени просто заняли население, зароботное население – скажем, вхолостую работающую экономику, поставщиков, некоторые отрасли – просто на строительство дорог.

00:37:42 И была вот поставлена программа. И фактически, эта деятельность, вот вначале локомотив, заняла экономику и народонаселение, а с другой стороны когда этот ресурс был создан - а точнее один ресурс был преобразован в другой, то есть простаивающий экономический ресурс был преобразован в ресурс системы дорог, связывающих города, промышленные центры - то, фактически, потом этот ресурс стал работать на развитие экономики страны на тот момент. И вот это, в том числе, вот является ещё одной толикой, ещё одним критерием, который позволил создать тот экономический рост – ну, на основе которого в дальнейшем была создана эта гигантская огромная вот эта военная машина нацистской Германии.

00:38:38 Вот этот принцип, то, что у нас строительство является локомотивом прогресса - оно, как мы видим, может привести вот в этом случае вниз, и в случае вот исторических примеров развития архитектуры в Индии мы видим другую ситуацию: что шло определённое развитие, становление и дальнейшая трансформация вот этих устремлений, причём как в материальной сфере, так и в духовной.

00:39:14 Давайте перейдем к третьему этапу. Это второй брахманский период. Иначе говоря – брахманский ренессанс. Он начался приблизительно с пятого века н.э. В тот момент начинается частичное возвращение к первоначальным вероучениям, к ведической культуре. Дело в том, что были определённые изменения – это, например, коснулось в форме джайнской реформы, например в восьмом веке н.э., и там же, примерно в этот период, окончательно буддизм вытесняется и восстанавливается персональное поклонение Верховной Личности Бога. И, собственно, что и происходит преимущественно на территории Индии по настоящее время. Это в значительной степени так, потому что, может быть, не все ветви индуизма обращаются именно к верховной личности, но, тем не менее, вопрос персонального отношения, он начинает своё восстановление и своё победоносное шествие как раз в тот момент.

00:40:51 Что этому предшествовало? Этому предшествовало, конечно же, и некое вытеснение, и многие философские баталии между мудрецами, и настоящие дуэли, в результате которых все ученики одного из дуэлянтов переходили в ученичество к другому. И, в общем, это все связано как раз вот с тем, что постепенно устаканившись, да, стабилизировав вот этот вот регресс, вот это падение уровня социума, значительная часть этого социума задалась просто вопросом развития своего духовного. Вопрос - он всегда... он никогда не остается без ответа, он всегда его находит. И вот в этой связи, это, как раз, отразилось тем, что у нас начинается этот второй брахманский период, иначе говоря – брахманский ренессанс.

00:41:56 Здесь хотелось бы также отметить, что у нас идет распространение приблизительно в шестом веке, когда брахманские учения привели значительное влияния, идет распространение нового типа храма. И, по крайней мере он... ну, новый, по крайней мере для буддийской архитектуры. Это пагода, точнее пагода-пилон, её можно ещё назвать. Иногда это приобретает форму двухэтажного здания, иногда многоэтажной башни. Вообще, пагода – это такая определённой формы башня. Она может быть в виде... с выгнутыми такими ребрами, такой вот... башенная основа с такими выпуклыми ребрышками по средней её части. Такой по лекальной кривой или параболической кривой, ну, фрагмент параболической кривой.

00:43:12 Или же эта форма башни, пагоды, она, может быть, достигалась иначе – она достигалась уступами. Фактически, возникала такая ступенчатая пирамида, которая устремлялась вверх, и состояла из двух уровней, или из нескольких, там, порядка трех, четырех, иногда, в некоторых случаях -это оценивается как там ещё дополнительные уровни. И, собственно, вот как раз вот пилон с уступами считается, что он происходит из Шрирангам, форма пагоды с выпуклыми ребрами – из Бхумишвары, и здесь... ну это первые, скажем так, те основы, памятники, которые были датированы из вообще существующих и сохранившихся зданий.

00:44:22 Далее. Давайте рассмотрим одно из описаний седьмого века, а именно, что одним из древних датируемых памятников , храмов-пилонов так называемых, это он находится в Будгае, и его конструкция особенно имеет вот эту выраженную форму, когда на форме вот этой башни проступают колонны, которые подчеркивают её силуэт. Таким образом, вот эта пилонность, она дополнительно там присутствует. Пилон, чтобы это, может быть, было четче в представлении, - это можно в обычной ситуации, прямо в современной архитектуре – это колонна, которая приставлена или частично утоплена в стену. То есть, вот такая форма. И она, как раз, имеет эту историю возникновения, начиная ещё с тех времен.

00:45:37 Давайте дальше отметим следующее. Что... Дело в том, что в какой-то период брахманизма буддизм, он был очень совместно, это когда шло вытеснение одного другим. Итак, встречаются некоторые памятники, например, в Лоре, это девятого-десятого века. Однако вот окончательное торжество брахманизма, оно знаменуется преобладанием храма в виде усеченной пирамиды, схожим по форме с так называемой подвижной пагодой Вишну. В общем-то, этот момент, он является достаточно-таки краеугольным для того, чтобы уже... Отказ предыдущих вообще периодов, от пещерных храмов, отступ и значительный переход как раз к уже к форме поклонения, описанной в ведической культуре, в соответствующих храмах, в соответствующих Васту.

00:47:00 Дело в том, что только территорией Индии это не ограничивалось. На самом деле вот, брахманский период, он ещё чем знаменателен. Строительство и организация пещерных храмов – она, в значительной степени, могла менять рельеф, условия. То есть, скажем так, может быть, отчасти вот эта география или границы географические каких-то ландшафтов, они зачастую могли в значительной степени претерпевать изменения. Это вот, как раз, относится ко второму этапу в истории архитектуры Индии. Это связано с тем, что объемы строительства и монастыри, которые располагались с теми подворьями и монастырскими постройками, они занимали значительные территории. Так, это были зачастую места аскетичных подвигов, и они располагались иногда на каких-то этапах, и, ну скажем, в отдаленных каких-то, на пересечении путей отдаленных, и так далее. То для тех мест, каких-то уже предгорных или частично горных мест, это уже, по сути, являлось значительной трансформацией ландшафта и рельефа.

00:48:48 Также, давайте отметим, что вот на примере храмов Камбоджи возникают памятники кхмерского искусства, и на самом деле, несмотря на то, что их выделяют отдельно, они представляют собой лишь варианты пирамидального типа этой же пагоды. И, в общем-то, вот всё это дальнейшее наше развитие, оно сформировано, как раз, на основе вот той формы, которую начали возрождать в начале второго брахманского периода.

00:49:33 Еще также вот хотелось бы обратить на храмы Лоры ваше внимание, с тем, что это, как раз во в районе седьмого,восьмого и девятых веков именно в истории индийского искусства отмечен период, как пишут многие западные историки, искусствоведы, «чрезмерной роскоши». Когда архитектурные линии постройки, они просто исчезают под скульптурной декорацией, которая располагается вокруг. Такое богатство формы, преобладание повествования сюжетов прямо на стенах храма. И вот, на самом деле, вся эта ситуация, она говорит о том, что вот, скажем, вот этот путь и то становление, которое было — оно, в значительной степени, оптимально. И путь этот правилен, и нет большого разночтения с первым брахманским периодом, потому что иначе бы такого результата за столь короткий период не было бы достигнуто. По сути, это просто ещё одно доказательство того, что преемственность ведической культуры и использование Васту шастр дает вот подобные, вот просто фантастические результаты.

00:51:18 В следующие уже века одновременно с пагодами в форме башен встречаются также пагоды, подражающие зданиям. Они, в ряде случаев, иногда увенчивались куполами. Высеченные... Могли быть высечены частично из скалы. Вот один из примеров, он достаточно древний, он начинает эту тему в архитектуре. Здесь он датируется шестым веком и располагается в Мамалапурам. Собственно, он как раз и является таким, скажем так, формой неких, ну, единого входа и обступленного, то есть, кубической формы пропорция, которая частично заглублена в землю, имеет возвышение, второй ярус, уменьшенного сечения, и всё это венчает вначале барабан, на который устанавливается купол.

00:52:49 Ничего не напоминает? По сути, это же форма церкви, православной церкви, то есть основание кубической формы, над которым возникает свод, над ним располагается или шатер, или, это в более старинных канонах то, что было указано, а дальше, в основном, используется барабан, юбка такая, и которую венчает, в свою очередь, купол. Вот в данном случае, вот эта форма - она очень архетипична, и в дальнейшем нашла своё отражение и в виде православных церквей, в виде, возможно, католических церквей, в виде... ну, в очень редком исполнении встречающихся, в виде мечетей также, других храмов других конфессий. И вот, на самом деле получается, что вот эта вот форма, которая транслирована из Васту-шастр – она, по сути, общая. Людям нечего делить: они используют одни и те же приемы, законы, и следуют им в разных традициях на разных землях, не только в Индии.

00:54:29 Давайте также ещё отметим, что у нас имеются очень интересные формы, что храм, они начинает – ну, это прослеживается на современном периоде – строится в начале храм участка. Он формируется, и по мере развития общины, населенного пункта прилегающего и самого комплекса храма, вокруг него начинают формироваться постройки. И постепенно вокруг самого храма возникают какие-то небольшие павильоны в виде пропилей, какие-то колонные залы, они вспомогательные. Там могут жить часть, например, священнослужителей. Или такой уже храм, он может начать переходить как подворьем ну уже фактически в статус, может быть, даже монастыря, в различных случаях по-разному.

00:55:43 Смысл в том, что вот это строительство, оно получается органичным. Его развитие, оно идет постепенно, шаговое, оно не закладывают какие-то цели, вы знаете, вот – построили и ушли, и все готово. Оно, по сути, именно демонстрируют живой организм, который формируется постепенно. Очень есть интересная история про один храм в Индии. Там он постоянно на средства общины поддерживается, ремонтируется, так как очень старое здание. И этот храм сравнивают с одним рассказом про то, как один господин пришел к портному, и он ему сказал: почему в твоем коричневом костюме синеет заплатка? На что тот сказал: ты просто забыл, все остальное – это заплатка, а вот этот синий клочок это и есть изначально чем был мой костюм.

00:56:52 [ведущая]Тот цвет, которого был костюм.
[Дуничкин И.В.]Да.
[ведущая]Отлично.
[Дуничкин И.В.]То есть, на самом деле храм – это живой организм всегда. Он поддерживается, восстанавливается, перестраивается, расширяется. И это нормально, потому что в этом, как раз, и один из материальных проявлений жизни, это рост. Рост, развитие. Становление. Может быть, отсоединение каких-то частей, выделение отдельных построек, корпусов. И это просто ещё одна демонстрация вот как раз, вот именно архитектуры как живого организма.

00:57:37 И, в общем-то, в данном контексте хотелось бы отметить, что у нас очень интересная сложилась на данный момент ситуация. С одной стороны, у нас есть во многих конфессиях просто каноны, которым следуют, традиции по строительству культовых сооружений, достаточно строгие, и они во многом сходятся в разных конфессиях. С другой стороны, вот этот принцип, он, что называется, как-то распространяется ограниченно вот на эту часть... вот, называется, духовную. То есть, очень странно. Вот здесь – да, следуют все канонам, и законы Васту шастр, они в значительной степени соблюдаются. Как только мы выходим за пределы мест поклонения Господа – Васту-шастра, она уже, получается, ей не следуют. Ни в плане традиций, ни в плане других принципов. А это, собственно, физика нашей среды, в значительной степени. Мы можем следовать, мы можем не следовать... Но это как дождь: вы можете идти под ним с зонтиком, можете идти без, но он от этого не перестанет идти. То есть, ни физические законы, ни тонкие законы Вселенной, описанные в Васту-шастрах, они не перестают действовать, зависимо от того, следуете ли вы им или нет.

00:59:18 И вот этот принцип выделения культовых сооружений, мест поклонения и предания Господу – он каким-то образом сохраняет, аккумулирует эти знания. Вне этого мы видим совершенно другую картину. И вот очень интересно, что вот этот дефицит, пустота, они, в некотором смысле, начали ощущаться людьми, в связи с чем появился определённый запрос. На самом деле вот, возникла тенденция, скажем так, нехватки у людей определённых ощущений в жизни. Я не имею в виду про какие-то острые или ощущения наслаждений. Я имею в виду, что люди стали задаваться простыми вопросами: насколько они счастливы. Мы это разбирали на одном из первых семинаров. И , собственно, пришли тогда и ранее и предыдущих и других вообще семинаров: вопрос счастья, он исчерпывается вопросом сознания своей личности, её целостности, понимания себя, отслеживания своих желаний, работа и контроль с привязанностями, которые уже возникли или могут возникнуть.

01:01:01 И вот, на данном этапе у нас возникает вот эта тенденция, которая проходит в то, что люди очень часто оставляют города и пытаются уехать в пригороды и куда-то, где более благостно, где больше природы, где меньше машин, где они могут заниматься тем, чем им нравится. Читать ту литературу, на которую не хватало времени, написать пейзажи, для которых им тоже не доставало раньше возможности выезжать на пленэры. И так далее. И вот вот этот вопрос, он очень интересный тем, что то, что прописано у нас – мы зачитывали один из стихов, который посвящен Васту в плане знаний и следования им и счастья, которое идет к человеку, духовное и материальное – это, по сути, запрос, который сейчас есть у людей и который они пытаются реализовать, каждый сам, в отдельности, не обладая знанием Васту.

01:02:18 К чему это приводит? На данный момент, настолько остро уже стояла эта ситуация, ещё несколько десятилетий тому назад, что было учреждена организация - сеть экологических поселений мира. Это, как раз, те самые принципы, те провозглашенные результаты, что дали Васту в плане саморазвития, материального благополучия, духовного развития и самоосознания своей личности, в помощь на этом пути. И, по сути, люди пытаются это получить, но они пытаются это получить без Васту.

00:03:06 Возникает вот эта, ещё в семидесятые-восьмидесятые годы прошлого века возникает, экологическая сеть поселений. Они формируются, как раз, в несколько отдельных каких-то локальных поселений, групп, и наиболее два известных – это одно поселение на севере Италии, недалеко от Турина, Деманхур, есть такое поселение, причём там собственное аграрное производство создано. В рамках Италии и ЕС у них даже введена собственная валюта. Мы видим, что люди, они обособляются, они стараются быть самостоятельными и независимыми.

01:04:04 При этом, у них построен там так называемый подземный храм, по примеру того храма, который был на Севере Египта, и в котором хранились священные свитки и другие сакральные атрибуты, знания. Дело в том, что даже этот храм, они был построен без разрешения, просто был добровольцами вырыт, и его собирались итальянские власти зарывать. Но когда туда допустили общественность, журналистов, и были сфотографированы холл и залы, то, какие там были выписаны фрески, какая там роспись была, какая была там архитектура, то просто общественность стала на защиту, и этого не допустили. Результат в том, что такой всплеск энергии человеческого творчества – это, по сути, как проявление именно духовности в материальной форме.

01:05:22 Однако, если говорить о соответствии Васту, то там оно, скажем так, значительной степени не присутствует. Есть, может быть, некоторые элементы вот в этом поселении, потому что оно на самом деле разбросано в горной долине- сейчас там живёт порядка восьмиста человек - и на обозримый период, то есть, идет это поселение в устойчивых позиций, у него даже сложилась некая своя экономика, однако что мы видим в дальнейшем? Мы видим то, что люди, которые имеют, с одной стороны, такие устремления и попытку просто стать счастливыми – они могут потерпеть на определённом этапе некое, скажем, поражение.

01:06:28 И это, возможно, будет связано как раз с тем что, ну с какими-то объективными причинами, но на тонком плане это будет всегда считаться по Васту. Насколько ему следовали, насколько идет это соответствие с законами, прописанными в священных писаниях. И успех вот такого сообщества, он во многом, как раз, определяется тем, насколько люди, имея искренние убеждения, обладают полным знанием, или хотя бы его фрагментами, которые получены и квалифицированы в применении. Вот.

01:07:21 Поэтому, мне бы хотелось вот подвести такой итог, который, на самом деле, нам во многом стоит задуматься, что вот эта вот сама историческая, ну, скажем, все эти исторические этапы в архитектуре Индии, они показывают, что от чего ушли – к тому и пришли. И, скажем так, выше, лучше, быстрее, сильнее и так далее, чем богооткровенные писания – будь то в разделе Васту-шастр или в других частях - нет смысла изобретать велосипед, он уже давно придуман. В него можно просто только сесть и доехать (смеется).
[ведущая]Все равно, как ни крути: через тернии, но к звездам. Вот все к тем, же, но к звездам.
[Дуничкин И.В.]Точно.
[ведущая]Вернулись, к истокам
[Дуничкин И.В.]Да.

01:08:31 [ведущая]Ну что, мы на этом мы заканчиваем нашу передачу. Илья, у вас есть ещё что добавить?
[Дуничкин И.В.]Ну, пожалуй, все. Единственное, я бы хотел добавить, что кроме… вот одной из вторых крупных поселений, которые, с одной стороны, стремилась к принципам, провозглашенным в Васту-шастрах, однако не в полной мере им, может быть соответствует, может быть, с точки зрения ориентации, планировки и формы архитектуры – это, также еще, поселение на... оно, кстати, интересно, что располагается в Индии и, собственно, оно достаточно известно. Я думаю, что, даже не знаю как лучше...

01:09:20 Оно, фактически, возникло на месте уже существующего ашрама и приняло такое название как Ауровилль. Поэтому в Южной Индии это является, можно так сказать, одной достопримечательностью: это город, идеальный город, который возник тогда. Кстати, на который.. на открытие которого присутствовали делегации, фактически, от всех наций, и от, на тот момент, Советского Союза. Однако вот те нюансы экономики и планировки - скажем так, те нюансы экономики, которые есть у этого поселения, они отчасти взаимосвязаны с теми планировочными решениями, которые в той или иной степени не соответствуют Васту-шастра.
[ведущая]То есть есть отклонения.

01:10:20 [Дуничкин И.В.]Да, там есть некоторые отклонения. В частности, по медитативному центру, который там создан. Он шарообразной такой формы, что, с точки зрения Васту, является, скажем так... требует дополнительных обоснований и не приветствуется в обычной практике. Что, мы собственно, видим, что культовые сооружения, они имеют у нас другую, традиционную композицию. Поэтому это, скажем, такой очень интересный эксперимент, интересно посмотреть, к чему он приведет. В данном случае, писания не стоит проверять. Однако, ну вот в этом поселении, его, их, как бы сказать, решили чем-то перепроверить.
[ведущая]То есть рискнуть. М-м-м, изобрести свой собственный велосипед?
[Дуничкин И.В.]Ну, это было... Пришло к организаторам и главам этого поселения, к идеологам, через некие откровения, через медитацию, это их понимание, их путь к Господу. И, я думаю, что к этому надо относиться тоже с большим уважением.
[ведущая]Хорошо. Мы последуем вашим словам.

01:11:55 А я напомню нашим радиослушателям, что все те вопросы, которые были присланы во время эфира, будут обязательно зачитаны в последующих, в следующем или в последующих эфирах, и обязательно будут даны ответы каждому жаждущему узнать больше о Васту-шастре. На сегодня нам – эх! – приходится заканчивать. Так бы можно было бы пару музыкальных пауз объявить, понаотвечать на кучу вопросов, но – увы, приходится заканчивать. Спасибо, Илья, что были с нами, рассказали о трех важных периодах, которые, к сожалению, не очень запомнила, но первый был брахманический. И это факт. Как я уже сказала, через тернии – но все к тем же звездам. Так что мы возвращаемся теперь к старым истокам. Спасибо вам.
[Дуничкин И.В.]Спасибо вам.
[ведущая]До новых встреч на волнах «Аюрведа радио».

транскрибирование: Саша Левицкая | Киев | Украина | 09 September 2012