Вопросы зрительного восприятия цвета, размера и формы

Аюрведа радио - 23 July 2009
Роль воды в усилении секторов. Проблемы, вызванные источниками воды на юге и юго-западе. Изменение наполненности пространства, объема, веса и цвета с северо-востока на юго-запад. Механизмы восприятия пространства. Примеры влияния красного, синего и зеленого цветов на психику человека. Саккада. Загрязнение визуальной среды. Соразмерность. Восприятие точки, прямой и кривой линии, прямоугольных и криволинейных форм. Гармония цвета, размера и формы. Философский аспект бионических и аморфных форм в архитектуре. Духовность требует строгости пропорций. Проблемы криволинейной планировки. Строительство магистралей, дорог и подъездов. Литература по ведическому строительству. Расчет и философия брахмастана. Васту-шастра и фэн-шуй.
запись эфира для начинающих из раздела «Васту» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:56:09 | качество: mp3 32kB/s 26 Mb | прослушано: 1602 | скачано: 1328 | избрано: 39
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 [заставка радио]«Аюрведа радио». «Аюрведа радио» представляет: исторические примеры архитектуры и современное строительство. Ведет семинар Илья Дуничкин, специалист в области ведической архитектуры. Вы узнаете много нового и интересного. Дважды в месяц по четвергам. Ждем ваших вопросов на наш электронный адрес.

00:00:41 [ведущая]Добрый день, уважаемые радиослушатели. Итак, мы начинаем наш прямой эфир. Сегодня по календарю 23 июля, и мы продолжаем говорить о ведической архитектуре. У нас сегодня в студии Илья Дуничкин, специалист по Васту-шастре, ведической архитектуре, и семинар «Исторические примеры архитектуры и современное строительство». Мы уже затрагивали темы живого дома, рассказывали о том, что это не просто коробочка со стенами, в которой мы живем, а достаточно серьезная личность. А также, мы говорили о секторальной системе расчетов в этом доме, как и куда что разместить. И, конечно, мы разговаривали с вами об эмоциональном состоянии в нашем жилом доме. А сейчас хочется поговорить ещё о более новой информации, которой, я знаю, у Ильи очень много.

00:01:25 Здравствуйте, Илья.
[Дуничкин И.В.]Здравствуйте, Наталия. Здравствуйте, дорогие радиослушатели. Я приветствую всех на волнах «Аюрведа радио». И сейчас, давайте, по сложившейся маленькой традиции, мы немножко повторим то, о чем мы с вами беседовали ранее. Это, в первую очередь, то, что мы относимся к месту, где живем, или где работаем, личностно, воспринимая его, как живое существо. И второе - вот эта секторальная структура оценки пространства, она очень взаимосвязана с нашими эмоциями. Привнося что-либо в эти сектора, мы можем менять, влиять на наш эмоциональный фон, на то, какое общение у нас складывается, причём иногда не только внутри этого дома, но и снаружи. То, что мы обсудили по связи эмоций и направлений сторон света по секторам жилища, а также их оптимальный функциональный состав, который поддерживает и приносит благо всем. Приносит благо дому, приносит благо вам.

00:02:43 Мне бы хотелось здесь добавить вот именно общий принцип, чтобы сразу начала вырисовываться целостная картина. Те, кто уже знакомился с Васту-шастрой, или Стхапатья-ведой, уже есть представление об определённой тенденции. Она заключается в следующем. Это как принцип веса, то есть света и высоты. Общий принцип в следующем: что тяжесть пространства определяется наличием или отсутствием в нём воды, или источника воды. Это, причем, как собственно данные из Священных Писаний, выдержки из них этим свидетельствуют, так это и идет по современным источникам – то, как психоэмоционально воспринимается.

00:03:46 Зайдите в любое помещение, может быть, чужое, например, магазин. Если вы услышите журчание воды, если вы как-то воспринимаете – вы, может быть, не видите никакого ни фонтана, ни какой-то картины с изображением там океана – все равно, даже один слух или зрение. Если присутствуют такие знаки водяные, то мы уже сразу... у нас начинает расслабляться психика. Начинается раскрепощение, начинается внутреннее восприятие. Вы как бы начинаете... Сразу информация поступает внутрь. Вы открываетесь. Это общий принцип.

00:04:32 Кроме того, энергетический баланс и психоэмоциональный балланс, он очень сильно начинает взаимодействовать в ритмах, которые несет это пространство. И понятно, что, если мы усиливаем определённые сектора при наличии там воды, то ритм будет заложен соответствующий. То есть, если вы располагаете источник воды, например, на северо-восточном секторе, это усилит соответствующую эмоцию и рост – ученье, это будет влиять на вашу духовную практику благотворно, на вашу удачливость, учебу. И всё это будет соответствующим фоном отождествляться у вас.

00:05:28 Если же, например, вы располагаете этот сектор, сектор, где располагается у вас вода - это юг, ну, к примеру, то здесь возможны некие конфликты, потому что сам сектор несет информацию другого рода - энергии, связанные с огнем, с электричеством, на современном этапе в том числе, и так далее. Здесь получается конфликтная ситуация. И тот резонанс, который будет образовываться при наличии каких-то, не знаю, знаков, символов или непосредственно места, где находится у нас, например, вода – это может быть ванная, может просто стоять емкость с водой, аквариум - то это уже будет, соответственно, диссонировать. Опять же, к этому можно идти со стороны Писаний, можно идти со стороны современной науки, но результат будет примерно один и тот же.

00:06:32 [ведущая]А что значит диссонировать?
[Дуничкин И.В.]Ну, в данном случае будет такой резонанс в пространстве, который будет не соразмерен с внутренним настроем вашей личности, а будет противостоять этому. То есть, в случае гармоничного объединения вибраций, у вас возникает соответствующая положительная эмоция. В случае, когда идет диссонанс, то у вас возникает чувство неприятия, чувство замкнутости, одиночества. Это очень часто сопряжено с депрессиями. Это находится на уровне... точнее, на пути, по сути, разрушения личности, в какой-то мере - может быть, первоначальные только шаги, но тем не менее.

00:07:28 Физический пример, пожалуйста. Когда, например, идет легкий мост, и по нему проводят роту солдат, и они все идут в шаг, потому что маршируют. В данном случае, вот их сила воздействия, вот то, как они шагают вместе, может поймать, если она будет совпадать с амплитудой моста, и та раскачка, какая будет, конструкции, она может привести к её частичному разрушению. Ну, это случай если каких-то легких, деревянных мостков, или подмостей. Поэтому, даже когда вот идет такое форсирование, или какие-то маневры, то такие преграды преодолевают со сбитым шагом, если так можно сказать, не идя в ногу, не идя, как на параде, условно говоря. Это вопрос, то что резонанс совпал, амплитуда усиливается вибрации конструкции и вибрации механического воздействия проходящей колонны, и просто вот это воздействие, оно перекрывает несущую способность конструкции. Все, происходит разрушение. Это такой грубый, материальный пример.

00:08:44 В некотором роде, на тонком плане, на плане психики, вот этот диссонанс от размещения воды или источника воды в пространстве нашего жилища, он может влиять также на нашу личность схожим образом. Но сразу оговорюсь, что самое неблагоприятное – это, конечно же, будет размещение источника воды в юго-западном секторе. Это повлечет... будет влиять... повлечет следующее. Вы, по сути, будете находиться в чреде такой вот, знаете, постоянной негативной подпитки, которая будет, вот что называется, расширять. Там, где было одно расстройство, вы сможете почему-то при помощи своей психики, своего умонастроения, обнаружить их пять. Расстроиться ещё из-за каких-то пяти ситуаций, вещей, принципов, и так далее. То есть, вопрос негативизма психики очень будет очень сильно взаимодействовать с вами в случае, если в пространстве юго-западного сектора вашего жилища будет значительный источник воды или какой-то резервуар с водой. Вот. Это наиболее важные вещи.

00:10:15 Смотрите: если говорить с точки зрения благоприятного развития и стабильного пространства, благостного, то чем северо-восточней, то тем у нас должно быть меньше объема, массы, веса, высоты всех этих параметров пространства. И наоборот, чем юго-западней, тем объема, массы и высоты должно быть больше. В чем это может выражаться? Это может выражаться, во-первых, в массивности самой мебели, которая там размещается у вас. Это может выражаться в цветовой гамме. Чем более легкие, чем более светлые тона – значит, соответственно, они будут снижать вес. И наоборот: чем более темные, такие тяжелые, густые краски, насыщенные, каких-то темных оттенков, или комбинирование каких-то цветов с черными и с коричневыми тонами - тем сильнее это у вас будет, наоборот, утяжелять впечатление от пространства, в котором вы находитесь. И, соответственно, наиболее благоприятно располагать светлые тона, наиболее светлые, в северо-восточной части, и более темные - в юго-западной.

00:11:47 Смотрите, мы уже давали такой пример: что, если у вас на юго-западе, как то должно быть, спальня хозяев, комната, где вы отдыхаете – эта комната, функционально она не предназначена ни для просмотра телевизора, по большому счету, ни для каких-то активных действий. Я понимаю, что у всех разные условия, и параметры квартиры не всегда позволяют это выполнять, но, тем не менее, даже в рамках комнаты можно выполнить такое зонирование, что будет большим благом, чем если его не делать. И в этой связи, у нас выходит, что, когда вы входите в такую атмосферу, где все спокойно, где краски, они такие достаточно приглушенные, темноватые, ну, то есть, сама обстановка и атмосфера будут располагать вас уже к тому, чтобы немножко отойти ко сну, уже как-то начать готовиться хотя бы ко сну. И это очень хороший психологический настрой, который вам позволит отдохнуть, иметь здоровый, крепкий сон, и чувствовать себя, в последующем, бодро и уверенно.

00:13:05 Вот в этой связи, давайте сразу подчеркнем: у вас есть самое, то, что у нас должно быть самое низкое и маловысотное, легкое, воздушное – это северо-восток, самое тяжелое, самое высокое – это юго-запад. Северо-запад является вторым по высоте. Точнее так: он второй по высоте от северо-востока. Он номер два. Номер три у нас будет юго-восток. То есть, у нас, по сути, юго-восточная часть, она может быть чуть выше, чуть легче... чуть выше, чем северо-запад, и чуть легче, чем юго-запад. Таким образом, если рассматривать, идти как по ступенькам, подниматься вверх, то у нас сначала северо-восток, северо-запад, юго-восток и юго-запад. Вот эта схема, она оптимальна. Большая часть школ различных Васту-шастр сходится вот в этом принципе, это общая закономерность. И, соответственно, вот этот принцип, он раскрывается с точки зрения объемов, веса мебели там, с точки зрения цвета интерьера, то есть как мебели, так стен помещения, и наличия там резервуаров и источников воды. Все вместе нам как раз и дает то представление, которое, по сути, у нас складывается.

00:14:48 Проследите: если вы посмотрите вот на ту секторальную структуру, которую мы разбирали в прошлый раз, то как раз и окажется, что более такие сложные, или такие, знаете, противоречивые эмоции, тяжелые для восприятия – они, как раз, и располагаются вот по тем же принципам. На юго-западе у нас наиболее такая сложная ситуация. Чуть проще такие есть некоторые позитивные моменты, но больше в материальном аспекте, у нас идут на юго-востоке. На северо-западе у нас идет уже активность, движение, уже у нас идет такие вопросы связанные как с активной моторикой, это все очень связано с нашими эмоциями. И вот эта легкость уже на северо-востоке и приграничном секторе к нему, она уже переходит в уже такую умиротворенно-легкое состояние,то есть когда вот эта активность эмоций северо-запада - она сменяется такой планомерной стабильностью.

00:16:07 Ну, это наподобие, как, я не знаю... Знаете, когда вот вы взлетаете в самолете: вот в этот момент взлета он активен, он такой очень - эмоционально даже многие очень его переживают, как на американских горках катаются - подпрыгивает, как бы ощущение воздушной ямы. И вы чувствуете это движение. Но, когда самолёт уже набрал высоту, когда он стабилен в своем курсе, когда он двигается ровно - вы можете спокойно идти по салону, вы даже не замечаете, как он летит, по сути. Вот. И, чтоб не встретилось у вас на пути воздушных ям, которые заставят вас подпрыгнуть, вам просто достаточно вот именно вот обращать, в некотором роде, аллегорично, свою концентрацию в сторону северо-востока или востока.
00:17:01 И вот, вот эти все вещи, они очень взаимосвязаны. Смотрите: у нас есть конкретные характеристики каждого сектора, но при этом общий принцип... Вот сразу даже воспринять это не так просто, это большая информация, причём она за собой держит ещё большую информацию, которую мы, в последующем, тоже будем к ней обращаться и разбирать ее. По сути, вот у вас есть принцип: один, два, три, четыре – северо-восток, северо-запад, юго-восток, юго-запад. И наоборот, по ниспадающей. И вот этот принцип, он для вас как раз и может являться тем, как вы ориентируетесь в пространстве, тем, как вы можете ощущать свои эмоции и взаимовлиять на них действиями или присутствием вас в определённой части жилища, или иной. И вот эти все моменты мне бы ещё хотелось отследить с точки зрения цвета. Дело в том, что цвет, он тоже очень активно влияет.

00:18:15 Давайте разберем вопрос цвета, вопрос размера и вопрос формы. Мы воспринимаем окружающее нас пространство, в основном, по этим трем категориям. И, на самом деле, мы видим зачастую в начале... ну, бывают различные ситуации, но, в принципе, вначале мы видим, в зависимости от освещения, или цвет, или размер, а потом мы видим форму. Это вот тот порядок восприятия. Если освещение слабое, то цвет мы можем вообще не увидеть, он может уйти у нас на задний план. Мы тогда видим размер. Если у нас активное цветовое решение, и у нас хорошее освещение, то цвет мы можем в первую очередь воспринять психологически.

00:19:13 А теперь давайте задумаемся: что мы видим вот в этом плане вокруг себя. Смотрите: то, что мы видим – это и является то, что мы пропускаем внутрь себя, внутрь своей психики, то, что мы подводим внутрь к своему уму, к своему разуму. То, чем мы их, фактически, кормим. И в этой связи, у вас может быть следующая ситуация: окружающее вас пространство, оно может быть избыточно по информации, недостаточно информативно, и быть гармоничным. Ну, это три таких, укрупненно, ситуации. И, в этой связи, смотрим дальше: что у нас происходит? Если у нас как фактор восприятия в первую очередь выходит цвет, то надо смотреть, что это за цвет, и что он за собой несет. Если у нас как фактор восприятия выходит размер, то мы должны, во-первых, степень этого размера воспринять, то есть, это размер отдельных фрагментов частей, из которых состоит целое, или мы воспринимаем этот объем как единое целое. В дальнейшем, мы разберем эффект саккады, и, значит, это нам очень много поможет и раскроет. Дальше.

00:20:40 И форма, сама форма, она может иметь значение притягательности. Это идет во всех отношениях, это вообще философское понятие. При этом, геометрически если воспринимать пространство через форму, то мы можем фиксироваться также, это связано с моторикой, если переходить на физический план, с устройством наших органов зрения, это связано с тем, что мы фиксируемся на каких-то узловых деталях, моментах. Что более плавное, или округлое, какие-то линии, форма – мы воспринимаем, с одной стороны, но мы не можем там найти точку опоры, с другой стороны. То есть, как форма, они более притягательны зачастую для взгляда, взгляд на это обращает быстрее внимание. Но насколько быстро он к ним приходит, настолько быстро он может с них соскользнуть. И вот в этой связи, нам этот навык тоже потребуется.

00:21:51 И, я думаю, что давайте сейчас разберем вопрос влияния цвета.
[ведущая]Для начала объявляю небольшую музыкальную паузу, ну а потом разберем. Если вы не против.
[Дуничкин И.В.]Конечно.
[играет музыка]

00:26:50 [ведущая]Вот мы возвращаемся. И теперь мы готовы внимательно выслушать все то, что вы нам скажете о цвете.
[Дуничкин И.В.]Если мы рассматриваем цвет, то основные принципы и гаммы, которые мы давайте начнем отмечать - это теплая гамма и холодная гамма. Холодная гамма – это все оттенки синего, это все оттенки, части, может быть, некоторых... Есть холодные, зеленые там тона также присутствуют. Есть оттенки некоторых сложных таких цветов, это как фиолетовый, он фактически пограничный, потому что этот оттенок, вообще, колер, появляется от смешения теплого и холодного, синего и красного - смешайте две этих краски, и вы получите фиолетовый цвет. И, в свою очередь, у него есть тоже холодные гаммы, присутствующие там какие-то, например, сиреневые некоторые подвиды. То, что для нас является важным – это именно какая гамма преобладает.

00:28:10 В данном случае, если рассматривать теплую гамму, то она также широка. Сюда входит, кроме, естественно, красных и всех оттенков красного, сюда идет... желтые там тона входят частично, ну, за, может быть, редким исключением, которые идут уже на пределе перехода в какие-то синие, зеленые, может быть, уже сочетания. Также, естественно, оранжевый цвет, это как про смешение желтого и красного. И, по сути, у нас всегда можно выделить преобладание той или иной гаммы.

00:28:59 Если рассматривать, то давайте сразу принципиально рассмотрим, категорично, два цвета: ярко-синий и ярко-красный. Если мы посмотрим влияние ярко-красного - что происходит с человеком, когда он попадает в пространство, где преобладает ярко-красный цвет? Первое. Повышается артериальное давление. Второе: возникает активная динамика, вообще, в движениях, то есть, у вас появляется такой, знаете, такой внутренний, как сказать... внутреннее такое напряжение, по сути, которое вам нужно через моторику, через движение выводить, по сути, наружу. Если какие-то синие оттенки идут у нас, то что происходит с психикой? У нас появляется инерция в мысленном процессе. У нас появляется замедление реакции, появляется некая, знаете, склонность к просто там, ну чтобы может быть,так, знаете, медитативно, вдумчиво. Появляется вообще позыв к тому, чтобы отслеживать свои мысли. Это все связано вот с реакцией на синий оттенок в интерьере.

00:30:30 Два простых примера. Если вы зайдете в какую-то закусочную такую, неблагостную, к сожалению, - очень у многих вот таких сетевых таких закусочных и преобладает красный цвет в интерьере. Не будем сейчас называть конкретные марки и сети, дабы не осквернять волны «Аюрведа радио» (смеется) неблагостными такими заведениями. Но, тем не менее, есть такие сети, есть распространенные сети быстрого питания, фаст-фуды, которые очень хорошо это используют. Что это за система? Это сигнальная система: с одной стороны, красный цвет, он привлекает. Он говорит: «Войди сюда. Смотри, - говорит, - как здесь красно».
[ведущая]«Съешь меня».
[Дуничкин И.В.]Да, наподобие. Как пирожок в соответствующей сказке Льюиса Кэрролла. И человек, он действительно завлекается, он идет к этому яркому.

00:31:32 А что происходит дальше? Он ну что-то там берет, значит, всё это потребляет, съедает. И дальше что происходит? Ну, зачастую, хочется выйти. После того, как человек покушал, иногда, когда мы в компании в особенности, просто посидеть. Ну спокойным посидеть. Можно посидеть, поговорить. А если вы, например, пришли с кем-то из знакомых, друзей, и что происходит для заведения? Ну, вы занимаете место. Вы же занимаете место, которое может освободиться, и туда сядет следующий посетитель! Вы уже оплатили, вы уже, как покупатель уже не интересны зачастую заведению такого рода, сети фаст-фуд. Поэтому, что происходит? Вот эта вся красная обстановка в интерьере – это такой, знаете, подтекст: «Поел - уходи!».

00:32:40 То есть, смысл в следующем: что вы уже все сделали, взяли, проивзаимодействовали с распространителем фаст-фуда – дальше вы уже не нужны, от вас нужно избавляться. А когда вокруг вас такой красный интерьер, у вас просто... вы просто больше сорока минут, вот даже если будете специально будете себя принуждать, вы не высидите там. Вы просто вскочите и побежите, в концов, вы не выдержите, потому что такой... Или это может перейти в какую-то, может быть, частично агрессивную такую.. агрессивное умонастроение, если вы все-таки решите такую аскезу попробовать предпринять. То есть, на самом деле, вот влияние красного, оно очень двоично: с одной стороны, оно привлекает, с другой стороны – он настолько насыщает энергетикой человека, что иногда не все могут с этим справиться.
[ведущая]Приходится уже просто убегать оттуда.
[Дуничкин И.В.]Да, просто...
[ведущая]Хорошо.
[Дуничкин И.В.]...уносить ноги, я просто хотел сказать.

00:33:43 [ведущая]Хорошо, а как это связывается на пищеварении тогда?
[Дуничкин И.В.]Значит, с одной стороны, это может простимулировать пищеварение в начальном плане, но, в дальнейшем, вы... Понимаете, если у вас нет умиротворения после вкушения, после принятия пищи, то у вас, по сути, дальнейшие этапы пищеварения будут проходить, вот если в этой активности и моторике, то есть вы просто... пища не усвоится до конца. То есть, понимаете, это, вот как бы, как первоначальный момент, да – он стимулирующий, а в последующем он, фактически, разрушает достижения благоприятного результата. И вот этот принцип – пример с пищеварением – он общий. Так, в принципе, во всём.

00:34:40 Поэтому, яркие красные тона в интерьере, они вот таким образом влияют. И их превалирование, оно, на самом деле, вот для именно каких-то жилых помещений, квартир, находится... Скажем, это не рекомендуется. Это не рекомендуется, как с точки зрения источников Писаний, так большинство современных специалистов, дизайнеров также не стремятся вот целиком превалировать таким оттенком, может быть, за редким исключением. Да, акцентное использование – да.
[ведущая]Это типа цветового решения?
[Дуничкин И.В.]Да. Какие-то акцентные вещи, какие-то обрамления, нюансы – это все может быть. Например, рама, например, окна, или там какой-то бордюр, или, может быть, окрашенный и отделанный как раз косяк двери. Могут быть оклады вокруг бра, светильников соответствующего цвета – это можно вводить, там цвет ручек, ещё что-то. Но так, чтобы именно тотально использовать именно этот оттенок – это психофизически не благоприятно в большом количестве.

00:36:15 Если говорить вот о синих цветах, то эти оттенки у нас имеют противоположное, полярное влияние на психику. Что получается? Если вы зайдете в какую-то комнату, где будет, ну хотя бы там будет стоять ну такой, не сильно жесткий диванчик, и там будут как раз выкрашены в такой синий цвет или вот в светлые тона стены, и сам диванчик будет такой. В общем, тоже будет превалирование этого оттенка - то, с одной стороны, для вас это будет такое... вначале это успокоение, потом вы можете даже забыть, зачем туда пришли, потом вас может потянуть в сон, и вы сразу почувствуете, что вас очень тянет к этому диванчику, и так далее. Здесь обратное действие происходит: психика может очень сильно затормаживаться, очень так, как бы сказать, останавливать свой бег мысли. В некоторых случаях это очень благоприятно, можно это использовать для каких-то вопросов о сосредоточении, вопросов дисциплины, усидчивости, просто, чтоб успокоить ум для каких-то, например, получения знаний, информации.

00:37:55 Но, опять же, во всём хорошо быть в меру. И, если мы таким образом взаимодействуем, то надо понимать, что имеется некая динамика, имеется некая инерция. Если вы очень долго взаимодействовали с подобным пространством такого цветового решения, то вам, в последующем, понадобится, возможно, какой-то, вы знаете, такой всплеск, чтобы немножко прийти в себя, чтобы немножко вернуться в ритм окружающей действительности. Потому что иногда отсутствие этого ритма, оно может повлечь за собой какие-то, не знаю, тоже не очень благоприятные последствия. Вы можете не успеть, не знаю, чисто даже физически что-то там, я не знаю. В случае рассеянного такого внимания, например, неблагоприятно при вождении машины будет. Если вам надо сразу садиться за руль, вам нужно как-то немного себя настроить на то, что психика стала активнее.
[ведущая]Встряхнуться.
[Дуничкин И.В.]Да, встряхнуться.

00:39:05 И вот, абсолютно вот эти полярные цвета, они, с одной стороны, достаточно конфликтные, их совмещать рядом очень редко получается. То же самое происходит, в принципе, и с энергетической точки зрения. У вас.... по сути, вы можете переходить или в одно состояние, или в другое. Вы можете себе представить, чтобы вы были в таком в одновременно спокойном [и ] активном состоянии? Это как принцип: вы не можете быть сразу в двух местах. Вы занимаете своим телом определённый фрагмент пространства. Вы не можете занимать сразу два таких фрагмента. Вот в этой связи, также и ваше эмоциональное пребывание – оно аналогично. Вы можете переходить, быть в одной части, в другой части, в пограничной зоне, смещаться, и так далее. Но вы не можете одновременно быть и там, и там. Соответственно, когда вы вводите, если у вас в интерьере - даже, знаете, где угодно, в пространстве улице или в одежде - если вводятся два рядом этих оттенка, прямо рядом, один к одному – ярко-красный, такой насыщенный ярко-синий, ну или светлые даже тона синего, - то у вас сразу возникает такая как бы такая патологическая ситуация, которая будет вести к спору, к разрушению чего-либо. Это, неблагоприятно со всех частей. Дальше. Переходим к вопросу...

00:41:02 Ну отдельно, давайте, ещё скажем по зеленому цвету. Это особенный цвет. Он очень важен, на самом деле. Он относится и к холодной гамме. Некоторые оттенки салатовых или ещё там есть сочетания, они могут уже на пограничной как бы части этого спектра находиться. Иногда их могут отнести и к теплым оттенкам, условно. Ну, различные здесь могут быть вариации. Суть в следующем. Что вот этот цвет, он, по сути, имеет некую степень одухотворения. И, если брать физическую сторону, то уже давно доказано, что зеленый цвет очень полезен для глаз. Более того, есть методики лечения на основе цветотерапии, и зеленый цвет там используется как раз для того, чтобы восстанавливать зрение. В свою очередь, его воздействие на психику – оно, с одной стороны,успокаивающее, с другой стороны – оно не вводит вас, знаете, не отрывает от реальности. То есть, вы при этом можете сохранять хорошую концентрацию. И как раз при этом он действует, знаете, как бы на эмоции достаточно охлаждающе. Он как бы выравнивает их.

00:42:36 Еще, можно отметить ,очень используется ,достаточно широко, в архитектуре и как раз в религиозных аспектах, это и, например...Если брать мусульманство, то там,конечно, зеленый цвет имеет особое значение. Если брать индуизм, если брать вообще большую часть восточных религий, то зеленый цвет, он ассоциируется там, как ни странно, с севером, и это, вообще, поток, который приносит благополучие и духовное. и, в большой степени, материальное, в жизнь. Как раз вот эта связь, она может быть даже использована с тем, что вот некоторые виды валют, они, соответственно, сакцентированы на эту цветовую гамму. Вот. Ну.. возможно, случайно, возможно, и не случайно. Это не суть нашего сейчас предмета.

00:43:55 Так, значит, от цвета давайте переходим к размеру. И здесь у нас следующее. Наше восприятие размера, оно возникает в зависимости от того, как мы воспринимаем по форме и по цвету объект. Это происходит взаимосвязано, с точки зрения ограничения, можем ли мы выделить границы этого объекта, это связь с формой, и также единая цветовая гамма, она объединяет этот объект в единое целое. И, таким образом, он рассматривается нами как одно единственное, неделимое в первый момент зрительного восприятия.

00:44:54 Давайте разберем следующее. Есть такое движение глаз, называемое саккадой. Дело в том, что наше материальное зрение, оно устроено следующим образом: когда мы смотрим, или нам кажется, мы смотрим в одну точку, очень внимательно. На самом деле. попробуйте смотреть очень долго в одну точку. Ну, выберите какую-то красивую картинку, желательно, чтобы она вас привлекала, какую-то замечательное изображение. И, когда вы будете концентрироваться, вы поймете, что долго смотреть в одну и ту же точку – это не так уж просто. Поэкспериментируйте.

00:45:40 Дальше. Хорошо, вы смотрите в одну точку долгое время, предположим, не знаю, ну минут пять, может быть, ещё дольше, может быть, кто-то сможет час, и не мигая (смеется). Тем не менее, даже когда нам кажется, что мы смотрим на одну и ту же точку, у нас происходит, на самом деле, некое движение взгляда. Это движение, оно малоразличимо. По сути, угол нашего зрения - вот луч визирный - он постоянно перескакивает. Вы знаете, это так вот, как сканирование происходит. Вот этот визирный луч вот этот, который мы направляем - он, по сути, он перемещается чуть выше, чуть ниже, чуть левее, чуть правее. Он постоянно, вот так вот, вы знаете, как бы он ищет. Он, по сути, вот постоянно вот ищет, сканирует, щупает.

00:46:40 По сути, вот взгляд, он как бы ощупывает пространство. И там, где он находит какую-то преграду, то есть или новый цветовой участок, или узловой момент, или какой-то угол сопряжения - он тут же это фиксирует. И поэтому, нам проще всего смотреть в одну и ту же точку, когда это, например, или стоит точка, или пересечение двух прямых, или просто угол, или например какой-то например цветовое пятно, и так далее. Мы можем фиксировать взгляд именно в тот момент, когда у нас есть, за что зацепиться взглядом. Вот это движение глаз, оно называется саккадой.

00:47:24 А теперь следующее, смотрите. Если у вас информации слишком много, она очень такая дискретная, мелкая, по сути, разбита на много маленьких сегментов, то вы каждый раз, когда у вас взгляд передвигается в этом движении саккады, он каждый раз натыкается на какой-то узел, на какую-то информацию, и он её начинает воспринимать и передавать вам. А что происходит? Вы постоянно воспринимаете новые и новые какие-то элементы зрением. И что происходит? Происходит просто засорение.

00:48:03 Очень часто это было, знаете, прослеживается в панельном домостроении советского периода, когда оформление шло, знаете, такими небольшими плиточками, и которые шли очень в контрасте. Не знаю, как бы беленькие - какой-то фон, и на нем какие рассыпаны небольшие синенькие и зелененькие какие-то плитки, которые вот были встроены в эту панель. И, соответственно, эта панель, над ней справа, слева такая же панель, внизу – тоже такая же панель, и у всех панелей такой белесый цвет, вот это вот рябые плитки, которые, вот, они повторяются через какой-то ритм, шаг.

00:48:50 И что происходит со зрителем, который находится, на, например, каком-то отдалении от дома, или смотрит из окна противоположного? Его взгляд, он постоянно ловит вот этот вот мусор, вот этот мелкий вот этот разбитый рисунок. И он его, во-первых, до конца не воспринимает, то есть, не осознает. А не осознает – значит, вы эту информацию, вы её не отработали, значит, она у вас повисает внутри. Значит, она идет в ваш подсознательный уровень. Значит, вы... по сути, это перегружает. Вот такая архитектура – к чему она приводит? Это уже данные современных статистик: это приводит к повышению сердечно-сосудистых заболеваний, это приводит к мигреням, головным болям.

00:49:48 [ведущая]Есть у нас моменты в интерьере, во внутренней отделке – это бассейны, бани, сауны, может быть, кухни, ванные комнаты – где берется мозаичная плитка, то бишь сформованные маленькие плиточки, и делается микс разноцветный, это в виде растяжки, от перехода тона от темного, светлого вверх. Но, опять же таки, там все до кучи помешано. Да, это может быть выдержанно в одной цветовой гамме, но опять же таки, оно все разноцветное. И есть ещё моменты, как вот по принципу, это что касается декоративной отделки: декоративные камушки – кругленькие они, может быть, какой-то неровной формы, - тоже намешаны и вот так вот выкладываются полы, или может быть стены. Это тоже так же негативно влияет?

00:50:34 [Дуничкин И.В.]Нет. Принцип такой, что если у вас происходит контраст резкий между фоновой поверхностью, и тем, что выносится на передний план, то происходит как раз вот это взаимодействие. Кроме того, очень важна дистанция зрителя, если... Как известно, большое видится на расстоянии. Когда у нас это находится в интерьере, в непосредственной близи, то угол нашего зрения, он достаточно сужен, то есть, у нас кругозор в закрытом пространстве, пространстве помещения или ванной, он очень узкий. И мы воспринимаем вот как раз эти элементы, эти мозаичные структуры именно с близкого расстояния. И, в данном случае, тот поток информации, который идет к человеку, он ограничивается, просто из-за того, что само пространство, оно не дает расширить вот этому взгляду, не дает ему, что называется, убежать.

00:51:45 Когда вы находитесь, например, на улице, или вы подходите к окну, и через, например, сто или пятьдесят метров, или двести, вот стоит дом, вот подобный образом выполненный, то вы даже когда не смотрите в окно, а стоите рядом - вы всё равно эту информацию берете и получаете. Это идет вот это негативное влияние, оно распространяется зачастую к внешней архитектуре. Этого эффекта, негативного, можно, конечно, добиться и внутри помещения. Но для этого масштаб плитки, он должен быть сильно уменьшен. Если мы снаружи... это могут быть вот эта мозаика представлять из системы на одно расстоянии плитка, на другом расстоянии – система панелей и окон, которая тоже может таким образом диссонировать. И если у нас в окружающем пространстве, то следующее: плитка у нас самая маленькая бывает сантиметр на сантиметр. Это достаточно мелкая. Но обычно, что что я встречал, это, как правило, два с половиной – три, то есть такая, средняя плиточка квадратная. Или там кабанчик какой-то вытянутый, такой тип плитки. Она чуть ещё больше. Но дело не в этом.

00:53:16 У нас понимаете как: когда идет вот увеличение размера, то у нас и соответствующее восприятие этого размера. А если у нас, например идет то, что размер, условно говоря, рисунка – не плитки, а рисунка – будет меньше, чем тетрадка в клетку, меньше, чем пять где-то миллиметров, то есть у нас будут... шаг этого рисунка, может быть, миллиметр или три миллиметра, и мы это воспринимаем близко,рядом, на каком-то ближайшем расстоянии, может быть, на расстоянии полметра-метр от головы – то да, эти такие рисунки, очень, скажем, такие ритмичные и какие-то, очень такие знаете без.. с очень контрастной подачей, они также будут засорять наш взгляд.

00:54:24 Но, в случае, когда у нас идет, первое, переход гаммы, второе, у нас идет подборка, например, каких-то контрастных акцентов, которые мы собираем в линейные композиции, в плоскостные композиции - то картина совершенно меняется. И в этом, как раз, и состоит искусство мозаики – в том, чтобы передать идею, замысел и творчество. Когда делается вот такой рисунок на подобие, как вот панельные дома советского периода - иначе говоря, вот этот штрих-код, ну вот как на упаковках, совершенно такой обезличенный, вот просто палочки идут - то вот у нас сразу получается обезличивание, и мы, по сути, просто начинаем засорять свой взгляд. Это у нас одна грань, одно качество размера.

00:55:26 Другое качество – это вопрос соразмерности. Если объемы вокруг нас, они чрезмерно велики, то они начинают просто давить на нас. Они начинают психику человека загонять в определённые системы оценок, и человек начинает себя недооценивать, у него теряется уверенность в себе в таком окружении, и он просто чувствует, что ему неуютно. Это случай высокоэтажных зданий, это случай какой-то комплексной застройки, которая, например, подходит к индивидуальной или малоэтажной застройке – то есть возникает такой очень большой такой, знаете, зрительный перепад объемов, который очень хорошо читается и очень влияет на восприятие. Везде, как мы видим, у нас очень хорошо, все-таки, выбирать гармоничные, средние положения, не вдаваясь в какие-то тонкости деталей, в какие-то мелкоэлементные, значит вот, подачи визуального пространства. И, в то же время, не переходя в какие-то нарочито укрупненные, какие-то просто давящие вокруг себя, подминающие, точнее даже, под себя пространства объемы.

00:57:09 Если обратиться к древней традиции и посмотреть, что было ранее, то мы обнаружим, что здесь идет как раз гармония и сочетание, с одной стороны - формы, с другой стороны – размера, и с третьей стороны – цвета. Вот в этой связи, вот размер, он был всегда, он функционально был обусловлен. Это не было попыткой выразить себя или, наоборот, что-то сделать, ничего не рассказывая о себе .Как сказать, есть и такая, в частности, типовая архитектура, она, в некотором, роде оттуда растет. То есть это о чем говорит? Ни о чем не говорит, если у всех все одинаково. Это как у всех одна ириска, другой ириски нет .
[ведущая]Я думаю, что мы пока поищем ириску индивидуальную во время музыкальной паузы, а далее продолжим.

00:58:10 [играет музыка]

01:02:40 [ведущая]Итак, за поисками ириски мы отправляемся далее в наш прямой эфир.
[Дуничкин И.В.]Продолжаем. Мы разобрали два очень важных момента – мы разобрали цвет, размер. Теперь давайте перейдем к форме. Вспоминаем, что мы узнали по поводу движения нашего взгляда, по поводу саккады. Дело в том, что как раз вот та информация, которая воспринимается и дает нам представление о размере, она зачастую бывает продиктована, бывает продиктована именно формой. И форму, которую мы воспринимаем как элементную, это как.... узловую базу, это пересечение, как я уже говорил, прямых линий, это угловые элементы. То есть это там, где от геометрических взаимодействий мы получаем точку. Там, где мы получаем точку, вот на эту точку взгляд может опереться.

01:03:39 И, если этой точки нет, то, соответственно, взгляду не на что опереться. То есть, если у нас прямая линия, которая не прекращается, то взгляду на неё очень трудно опереться, он будет по ней пролетать. Если это прямая линия, он может ещё опереться на ней, в плане того, чтобы ограничить, отсечь пространство, отделить его. Разделить, как мерой такой воспользоваться. Но на самой этой линии ему очень трудно будет найти опору. То есть, он может психологически... Психологически мы можем таким образом что-то отстранить, отгородить. Предоставить что-то для восприятия и другое что-то увести от восприятия. Это как первоначальный прием. А дальше...

01:04:27 Если у нас идет линия, это какая-то лекальная кривая, то есть изогнутая, плавная, природной формы, то у нас будет соответствующее восприятие этой формы. С одной стороны, вот эти плавные очертания, они, как правило, очень привлекают взгляд. С другой стороны – задержаться мы на них не можем. То есть,когда вы видите, например, какие-то такие округлые окна – вы... взгляд к ним притягивается. Но вы будете рассматривать, вы будете пробегать сквозь вот это окно, у вас внутрь взгляд не пойдет. Вы будете рассматривать, вы будете бегать взглядом по кругу вот вот этой поверхности, по сути.

01:05:12 Если у нас прямоугольное окно, то дальше получается следующее, что мы видим рамку, она у нас фиксируется, мы её воспринимаем - и дальше взгляд начинает подвигаться вглубь рамки. По этому принципу, по сути, строятся витрины. Когда витрина у нас, она сделана прямоугольной – то есть, она высокая, или у нас ленточное остекление, ну все равно, это, по сути, прямоугольные формы, - то у нас взгляд, он что делает? Он сразу – вы обратите на улице внимание – он сразу падает внутрь. Он не задерживается на внешней части. Он сразу вот у вас он по сути проникает туда. И, обратите внимание, у вас встретится где-то в городе круглое окно. Или, например, не знаю, иллюминаторы там, какой-то корабль. У вас взгляд дальше не пойдет. Вы будете воспринимать саму форму естественным образом. А чтобы просто посмотреть вовнутрь и воспринять, что там внутри, у вас.. вам потребуется для этого дополнительные усилие и концентрация. То есть, самонепроизвольно это обычно это обычно не происходит.

01:06:00 Эти все принципы – цвет, размер и форма, - это непосредственно то, что мы воспринимаем. И в этой связи, вот как раз очень важно, как мы себя окружаем. Какой формой, каким цветом, какой размер мы задаем. Из размера элементов,которыми мы себя окружаем, у нас создается ритм, перечисление. Когда у нас возникает перечисление в пространстве – соответственно, у нас возникает уже определённый уровень дополнительной вибрации. Это принцип, которому мы можем, по сути, вменять эту структуру. И, вводя туда те гармоничные элементы, которые нам позволят даже, отчасти, даже зарегулировать этот сектор и к нему уже... попадать в него как в какую-то устойчивую структуру, взаимодействовать с ним уже с определённых принятых позиций. Это будет, как раз, тем базисом отношений, личностного восприятия, которое у нас постепенно, я думаю, у нас развивается, по мере продвижения в дом, именно как к живому существу подходя к нему. Вот.

00:07:58 Я думаю, что здесь ещё разберем некоторые элементы. Значит... Давайте, наверное, рассмотрим следующее. Мы также ещё можем диагностировать помещение, причём при помощи органов чувств. Ну, с глазами сейчас более-менее понятно. Мы знаем, что мы можем войти, и что мы можем, вместо того, чтобы просто смотреть, себе вначале задать вопрос: какого это цвета. Потом задать вопрос: какой здесь размер, и какой здесь ритм из этого размера? И следующий вопрос задать: какой у нас... какая у нас здесь форма преобладает? Какие-то классические формы. Какие-то формы конструктивистские у нас могут идти, трансляция внутреннего содержания работы конструкции в интерьер или на экстерьер. В данном случае, у нас возникает вот эта связь. И наше восприятие вот это фиксирует. Далее, мы...

01:09:19 Да, в плане вот бионики хочу отдельно отметить. Это очень популярная тема. Здесь следующее. Бионика может очень хорошо украсить многие интерьеры и служить таким, очень хорошим, дополнением.
[ведущая]Что такое бионика?
[Дуничкин И.В.]Бионика – это использование природных форм, природных элементов в.. их естественного вида, цвета, формы, для строительства. Это, например, какие-то могут быть или взятые, например, подобие листа, например, крыши. Может быть, комната частично как фрагмент раковины, или лестница. Винтовая лестница – это, по сути, как... тоже как бионическая структура, это как увеличенная модель ДНК (смеется). В некотором роде. И некоторые.. То есть, берется просто заимствование. Берется, например, за основу какой-то живой элемент – растение, например, - и из его структуры вычленяется, как расположен его конструктив. Если вы возьмете листочек, вы увидите, что у него есть там его ткань, его непосредственно ткань листа, и есть так называемые прожилки такие. Каркас. Вот этот каркас, он держит эту ткань. И вместо обычных форм иногда используют: вот такие крыши, делают их параболическими, различных форм, как капсулы, и так далее.

01:11:05 Что по этому поводу получается. Бионика может проходить на макроуровне: вы можете вообще сделать здание в форме цветка, или в форме какой-то раковины, или ещё что-то. И бионика может быть на микроуровне: вы можете в интерьер вводить, например, такую бионическую мебель, которая будет таких плавных контуров. Вы можете вводить такие элементы декора, панно, мозаики.

01:11:40 Что это повлечет? На макроуровне это воздействие, оно достаточно противоречивое. Если мы говорим о жилье, то здесь показано именно, так как происходит вибраций взаимодействие организм, здесь показаны простые чистые линии. Это, как правило, прямоугольные и квадратные планы помещений. Также такие, достаточно кубичные объемы, которые составляются, могут составляться в какую-то композицию. На самом деле, вот эти бионические формы, они для постоянного пребывания человека, они неблагоприятны.

01:12:28 Это, во-первых еще, это тонкий философский вопрос. Потому что у человека каждого здесь есть, помимо прочих устремлений, есть одна из главных задач, если говорить, наверное... Ну да, самая главная, естественно. Это вопрос осознания себя, вопрос его духовного развития. И, как раз вот, чтобы уйти от вопросов природы, не становиться на животный уровень. В связи с этим, философски бионика, она становится просто неприемлемой: у нас бионическая структура, которая вот имеет такую плавную форму, она будет просто создавать человеку, даже сказать, такую... его восприятие, его мотивацию развивать в сторону животного мира и взаимодействия с этим миром, полностью поглощаясь в него и растворяясь в нем.

01:13:34 Если это происходит с позиций духовности, если это происходит с восприятия, как то, что, например там, зелень – это... зеленые насаждения, растения – это улыбка Бога, то это уровень человека и уровень его уровень продвижения по своему жизненному пути. Но, если человек, он не имеет такого внутреннего четкого видения таких устоев - у него мало,может быть, такого духовного опыта, или он находится ещё в процессе формирования, - то вот эти бионические все формы, которые сейчас очень популярны в современной архитектуре, которые в другие стили они переходят частично – в хай-тек, перешли стиль, то у нас происходит просто ,по сути, такое постепенное такое, знаете погружение личности в аморфное состояние.

01:14:29 Происходит разлад такой, постепенный и мягкий такой, связи между вашим осознанием своей личности, и вообще вашим пониманием себя как человека.
[ведущая]То есть, получается, дом в форме цветка или раковины, или вообще здание, - это не очень приятно?
[Дуничкин И.В.]Я бы даже уточнил: это очень неблагоприятно. Это связано с вопросами просто восприятия его, вот то,что говорит современная психология, современные данные по архитектуре, по функциональному использованию. И также говорит об этом, естественно, Васту-шастра.

01:15:15 Васту-шастра дает очень строгие пропорции. Это или квадратные пропорции, это или прямоугольные пропорции в соотношениях. И эти все соотношения, они могут варьироваться, могут, например, разбиваться на, вот, как раз, по примеру секторальной структуры, на сектора, делиться на ячейки расчетные, так называемые пады. И дальше на основе этой пады может идти планирование, выполняться даже какие-то пристройки - но, мы понимаем, что вот этот модуль, он всё равно остается. Вот этот принцип, квадратно-прямоугольный, если так можно выразиться, он всё равно будет присутствовать.

01:16:01 Если говорить на житейском уровне, то происходит следующее. Ну это вот реальный опыт нескольких лет, когда пошла вот такая мода на внедрение бионических элементов в архитектуру. И в Москве вот было построено достаточно много таких башен с полукруглыми стенами. Это такие зажиточные, хорошие дома, туда въезжали обеспеченные люди. И вот та обратная связь, которую я узнал – реакция людей, которые конкретно въезжали в эти помещения. Значит, что делали хозяйки, которые получали эти квартиры, или там, их мужья, которые их покупали? Первое, что они делали, входя вот в эту комнату, где есть полукруглая стена - они заказывали мебель, на заказ, очень дорогую. Которая бы что делала? Она бы скрадывала и выравнивала. Они просто на интуитивном уровне почувствовали это, и пытались это как-то сгладить и нивелировать.

01:17:05 Потому что в полукруглой или в какой-то с криволинейной стеной комнате жить ну просто неудобно. Мимо этого неудобно ходить, к этой стене трудно поставить какую-либо мебель. А если вот люди её заказывают, делают, что называется, под заказ это, то первая их реакция –которая, кстати, очень естественная и правильная - это просто выровнять, чтоб было прямо. Потому что в этом... на это смотреть – на выставке, на каком-то биеннале – очень интересно. Это всегда очень притягивает, это будит фантазию, будоражит ум, что-то такое навеивает... Очень интересно. Но вот каждый день, как показывает просто практика - это никуда не годится. Вот эти элементы и какие-то круглые формы. То есть, для жилья, и даже для какой-то постоянной работы это не благоприятно.

01:18:05 Есть сфера, в которой бионика нашла свою нишу, и будет, ну, как сказать, я думаю, что будет занимать её долгое время, - это, как правило, крупные культовые, в некоторых случаях, или же это могут быть другие сооружения, плана спортивные сооружения, зрелищные сооружения. В плане вот культовых сооружений, это связано с определёнными творчеством традициями. В плане спортивных и зрелищных сооружений, то, по сути это имеет под собой некую основу, так как тот динамизм, который приходит от плавных линий и вот всей этой структуры, он здесь оправдан тем, что эти сооружения, они должны принять в себя большое количество народу за очень короткое время. Начинается матч, или начинается концерт, все должны прийти и сесть. Значит, соответствующие формы передвижения по этому пространству, и система входов и выходов из него также должны иметь достаточно плавные очертания, или иметь систему, учитывающую людских потоков.

01:19:28 И теория людских потоков это подтверждает. И, если немножко углубиться в эту часть, то сама даже теория людских потоков, рассчитанная на современные методики, она идет на основе газодинамической модели. Когда поток людей рассматривают как поток воды или воздуха, таким образом, перенося некие свойства воды или воздуха на поток движущихся людей: это некую там сжимаемость, упругость этого потока, и так далее.
[ведущая]Как я поняла, получается, что, если в помещении стадионообразном, или концертного зала, консерватории - круглое оно или полукруглое – получается, что народ всё равно вращается или вокруг стадиона, вокруг объекта, на который они пришли смотреть, или в театре – из бока в бок по полукругу – всё равно вот объект один остается в определённом месте. То есть, концентрация внимания – в центр.
[Дуничкин И.В.]Да, это происходит намеренно, потому что люди, которые приходят в это сооружение, у них цель, собственно, одна. И вот такая форма, динамичная, которая используется – она, действительно, призвана к тому, чтобы им облегчить это восприятие. Это, как раз, самонепроизвольно как раз возникло в традиции и укрепилось на современном этапе.

01:20:59 И вот здесь как раз бионические элементы в виде, например, вот тот же стадион, его могут накрыть в форме... кровля [может] быть в форме листа, например, да, такая параболоидная. Или там, как оболочка такая гнутая, как шляпка гриба, например. Вот в этих случаях бионика, она может сослужить хорошую службу и принести много пользы. Но хочу отметить, что уровень умонастроения людей, которые там пребывают, на спортивном зрелищах, на концертах - это, в лучшем случае, как правило, страсть. Иногда бывает и по-другому. Известны нам всем случаи,когда были столкновения, драки в этих местах массового скопления. Вот уже такой переход в невежество. Своего рода, вот эта вот бионичность формы, она, я думаю, также принимает участие во всех этих процессах. Вот.

01:22:02 Если говорить о жилище, то здесь у нас вполне допустимы такие элементы в интерьере: в интерьере в мебели, в каких-то панно, в мозаиках. Это связано с тем, что, с точки зрения восприятия, это разряжает строгую атмосферу. Потому что есть другие ещё отметки. Например, есть такие тоже впечатления. Одна женщина, она сделала себе интерьер в таком строгом японском стиле. И там были очень контрастные цвета такие, в основном, темной и светлой гаммы, и все очень было ровно такое прямоугольное, такие все очень четкие линии. Не было никаких таких моментов, где она могла бы, что называется, проскользнуть взглядом.

01:23:00 Но результат... Она не смогла жить в этом интерьере, в этой комнате, по той причине, что она была просто перегружена информацией из-за вот контрастности вот этих вот интерьерных элементов, и из-за того, что это количество информации, оно возрастало, так как было очень много пересечений линий, что дало нам точки, а точки у нас проходят в глубь нашего восприятия. Она была просто... она просто перегрузилась в этом. И, если в круглой комнате хозяйка заказывала выпрямляющую стену мебель для того, чтобы взглядом можно было зацепиться, то здесь, наоборот, человек, он был перегружен информацией, и просто не смог. И потом он, этот интерьер, он был переделан. Вот.

01:23:50 Здесь, я думаю, что наверное, хорошо было бы, может быть нашим дорогим радиослушателям, получить от них обратную связь. Может быть ,чтобы они поделились своими впечатлениями в письмах, дали свои какие-то наблюдения, задали ещё вопросы - в плане того, чтобы... как вообще нужно, на их взгляд, воспринимать пространство. Потому, что та система, вот методику которой мы сейчас - ей следовать не так просто. И вот хотелось бы, чтобы нас поделились опытом, и из этого, возможно, удастся какие-то моменты вычленить и произвести вот как раз к этому классическому восприятию, что, в конечном , вам упростит взаимоотношение и с домом, и с самими собой.

01:24:50 [ведущая]Ну что, дорогие радиослушатели, присылайте свои наблюдения, комментарии и вопросы на наш почтовый адрес ayurvedaradio@mail.ru, ну, а во время прямого эфира, конечно же, в чат по скайпу. А сейчас, после небольшой небольшой музыкальной паузы, мы переходим к ответам на вопросы.
[играет музыка]

01:29:18 [ведущая]Итак, после музыкальной паузы мы вновь возвращаемся к вам. У нас есть пару писем от наших радиослушателей, есть ещё одно очень большое письмо, о котором мы поговорим отдельно. Ну, а сейчас – вопросы. Илья, пишет вам Алексей Олегович. Он спрашивает: «Добрый день. Спасибо вам за столь интреесные и нужные семинары. Я строитель, но волею судьбы проектирую автомобильные дороги и искусственные соружения на них – мосты, водопропускные труби, подпорные стены, и так далее. Скажите пожалуйста, есть ли в ведической архитектуре рекоммендации для дорожного строительства? Какими принципами нужно руководствоваться на стадиях проектирования и строительства, чтобы улучшить не только транспортно-эксплуатационные показатели автомобильной дороги, но и эмоциональное воздействие её на водителей и пассажиров? Какие источники вы можете посоветовать, чтобы я мог разобраться в данном вопросе? Спасибо вам.»

01:30:16 [Дуничкин И.В.]Спасибо за такой хороший вопрос. Мне хотелось бы сразу отметить, что вот выделение такого элемента, как дорога, в отдельный объект не представляется целесообразным. Видите ли, если рассматривать современную ситуацию, то, зачастую, знаете, есть такое противоборство между архитекторами и транспортниками в проекте. Так как зачастую происходит следующее: Архитектор, он видит проектное решение и представляет по нему эскизные наработки. А транспортник всегда пытается оптимизировать вот саму сеть улично-дорожную, и сделать её гармоничной, чтобы она имела хорошую пропускную способность, и ей было удобно пользоваться. И происходит некая подмена понятий. Мы все знаем, что в крупных городах возникают проблемы с дорожными соединениями, и вопрос автомобильных дорог выходит на первую сторону, на первую линию вообще актуальности. И в связи с этим, мы, по сути, что делаем? Мы начинаем их, значит, рассматривать по сути, отдельно, сами дороги. Это неверно.

01:31:50 Дело в том, что, занимаясь дорожным строительством, это изначально идет положение служения. Потому что любая дорога, она ведется не ради самой себя, она ведет к какому-либо объекту. Когда вы едите по какой-то трассе, вы обязательно имеете пункт назначения. Если нет пункта - то нет трассы. Если есть дорога, которая ведет в никуда – ну согласитесь, это как-то странно. Это, в некотором плане, вот именно вопрос дорожного строительства – это очень философская категория, потому что это путь. И у нас, у каждого, есть жизненный путь, и рассматривать его отдельно от цели, к которой он идет – это не целесообразно. Другой вопрос, что сам путь, он может уже включать в себя цель. Это такая некая особенность и нашей психики, и вообще восприятия мира.

01:32:59 Однако, рассматривая вот материальную сторону, именно, дороги, мы могли бы сразу охарактеризовать следующее. Первое. Куда ведет эта дорога? Второе. Мы все-таки должны отдавать приоритет тем объектам, которые она обслуживает. А уже потом её проектировать из критериев удобства и, по сути, как систему ограничения этих объектов. То есть, когда вы рассматриваете какой-то план, например, поселения или деревни небольшой – по сути, дорога является таким каркасом, скелетом, на который нанизывается все остальное тело этого поселения. Но теперь давайте, давайте уберем все эти ткани, оставим один этот скелет. Ну, он как бы сам отдельно не очень, да? Все-таки лучше, когда все вместе, оно тогда все живое. И вот в этой связи, у нас, конечно же, нужно давать осознание, куда мы идем, выполняя вот эту,значит, застройку. Когда мы размещаем объект, очень важен вопрос транспорта, потому что, по сути, транспортом мы будем задавать ему границы. Там, где проходит дорога – это ограничение участка, это ограничение пространства. Любая дорога делит его. Поэтому, вы когда её проводите, вы тем самым разграничиваете это пространство. И на этом, в общем-то, это не оканчивается. Это очень большая ответственность.

01:34:50 И Веды, они трактуют расположение дорог с точки зрения объекта. Рассматривается объект - здание, застройка, или участок - и рассматривается то, как подходят к нему дороги, или как они его окаймляют. Наиболее благоприятным считается, когда у нас дороги расположены по всем сторонам света от участка. Здесь важно отметить, что оптимально, когда у нас участок и здание сориентированы по сторонам света. Строгая ориентация север-юг, запад-восток, у нас нету поворота, нету никаких углов – идет вот четкое выравнивание по направлениям сторон света. И, соответственно, дороги, они также это подчеркивают. Планировать трассу надо, по возможности, располагать её в направлении как раз север-юг или направлении запад-восток. Таким образом, вы будете саму... само пространство делить на соответствующие секторы, которые уже, по сути, будут благоприятны для того, чтобы их осваивать.

01:36:14 Если речь идет о трассах, которые соединяют, это на межселенных территориях, то здесь у нас встречается вопрос экспозиции. В данном случае, конечно, благоприятно было бы, если б дорога какими-то участками шла, ну вот строго по сторонам света, но это становится вне жилых каких-то пространств, вне поселений не так актуально, и здесь уже вступает в роль следующий фактор. Это фактор зрительного восприятия, информативности. Когда вы планируете трассу, то, значит, первое. В плане нужно рассматривать, чтобы она проходила, по возможности, знаете, если есть какие-то её повороты, или какие-то передвижения с перемещением линии, не по каким-то, вы знаете, лекальным, очень таким плавным линиям, которые, по сути, могут, знаете, тянуться до бесконечности. Вот. А чтобы сопряжения - они, безусловно, обязаны быть плавными, в соответствии со скоростными режимом - но чтобы они были четкими и осязаемыми водителем. Чтобы он воспринимал это с позиции что: вот, сейчас я начинаю делать поворот. Вот сейчас я уже закончил делать поворот. Для чего это важно? Для того, чтобы... это вопрос опять же самоосознания и фиксации психики вот на этих моментах .По сути, вы просто должны человеку давать и почувствовать, и увидеть, что вот сейчас он должен выполнить определённое действие. И он тогда сделает его вовремя, и процесс езды по вашей трассе будет безопасным.

01:38:11 С точки зрения ещё восприятия ещё зрительного пассажиров это есть... ну, это общие вообще принципы, философские, они же отмечаются и в современной теории архитектуры. Можно описать их следующим образом: не стоит перед зрителем раскрывать все карты сразу. Мы должны вести, постепенно открывая ему экспозицию ландшафта. Таким образом, чтобы он воспринимал вначале части объектов, потом их большие фрагменты, и только потом за ними открывалось то главное. Например, когда вы едете, видите какую-то... Дорога проходи так, что вначале вы едете и смотрите, например, с возвышенной части, вы увидите часть леса и там стоит какая-то церковь там или часовня. И вы можете вначале увидеть всю картину. Вы вначале понимаете, куда вы едете с возвышенного участка. Потом, спускаясь по трассе, лес от вас загораживает. И вы, как раз, как зритель, ждете того момента. когда же будет прогал, и вы увидите это строение, которое будет просто белеть своим силуэтом за какими-то... частью леса. Это элемент как зрителя. Зритель – это подразумевается сцена. Значит, мы должны в какой-то момент отдернуть занавес и показать. Показали -значит, готовится следующая инсценировка. И вот, таким образом, если брать эмоциональную сторону визуального восприятия, можно построить трассу. Это может быть как какая-то активная дорога большого значения, активная трасса, так может, непосредственно, быть так же организован, например, подъезд к участку.

01:40:11 Значит, сам подъезд, он тоже может... в этом плане вы по ландшафтному дизайну должны уже ориентироваться на тот фрагмент, что при подъезде, возможно, где-то стоит расположить несколько деревьев с плакучей кроной, с такой или шаровидной, которая бы несколько заслоняла тот, непосредственно, вид, который будет конечным итогом, то есть целью, вашего путешествия. В свою очередь, когда уже происходит восприятие на участке, то там уже подъездной путь может так быть организован, чтобы вы воспринимали те зеленые насаждения как некие элементы, которые переставляются или перебегают на картине с места на место, когда вы их объезжаете. А здание, например, которое располагается в глубине участка, является, знаете, такой фоновой занавеской, на форме ширмы которой всё это начинает оживать и перемещаться. Таким образом, происходит игра со зрителем. Вы с ним как бы вступаете во взаимодействие, когда он движется по намеченной вам траектории этого подъездного пути. Есть разные приемы.

01:41:36 Кого можно порекомендовать? Значит, в плане проектирования, если именно принципов, которые вот заложены в Ведах, то здесь, конечно же, Сканда-пурана, потому что в ней описаны принципы планировки городов, и как раз во взаимосвязи с тканью города и вычленяется вопрос о разграничении участков, а, значит, там, где должны пройти дороги, которые обслуживают эту застройку. Также ещё необходимо отметить большого очень мастера из Индии, это доктор Стапати Ганапати, он как раз выпустил чудесную книгу «Васту шастра. Стхапатья веда». Да, кажется, так она называется. Ну, у него несколько книг в этой тематике, и вот там у него также имеется небольшой раздел, который посвящен формам кварталов, которые применяются при разбивке территории поселения и, значит, тем пропорциям, которые должны быть, в этой ткани соблюдаться. А соответственно, то, что ограничивает пропорции – это и будет, как раз, автомобильные дороги.

01:43:01 Еще бы я посоветовал вам, очень есть интересное методическое пособие. Чем оно привлекло моё внимание – там есть фрагменты описания, которые взаимодействует с Ведическими трактатами, то есть это неявно, но там описаны в архитектуре стороны света, которые превалируют в тех или иных качествах пространства. Это всего лишь одно замечание из этого пособия, называется оно, по-моему, «101 [полезная] идея для архитекторов», автор Мэтью Фредерик. Но вот там, как раз, описан тот принцип визуальной работы со зрителем и последовательного ему представления конечной цели. Там несколько приемов указано. Там очень... Скажем так: само пособие, оно, скажем, направлено больше для архитекторов, для студентов-архитекторов, и там очень много вопросов, связанных вообще с подачей проектов. Но, в том числе, отмечены – очень кратко, тезисно – вот эти направления, которые могли бы быть вам тоже полезны.

01:44:16 [ведущая]Я зачитаю вам следующий вопрос. Его нам прислал Андрей в скайпе. Он спрашивает: «Как рассчитать брахмастан – параметры и размеры? Можно ли его чем-то компенсировать?»
[Дуничкин И.В.]Да, это очень важно. Дело в том, что чем в материальном плане брахмастан... для нас он играет очень огромную роль. Это место, которое, по сути, является вместилищем энергии, и, в связи с этим, оно огораживается, если так можно.. отдельно, и в самой зоне брахмастана не располагаются конструкции, несущие конструкции. Неблагоприятно, если они там находятся. Сама его зона – это, по сути, одна треть сердцевины пропорций здания. Но хочу стразу оговориться, что... ну, мы исходим из того, что здание у нас выровнено по сторонам света. Если же этого нет – брахмастан условно определяется также как одна треть. Смысл в следующем: вы должны здание, его длину и ширину, и ту, и другую часть разделить на три отрезка. И срединная часть, вот одна третья клетка, которая получается внутри от пересечения этих двух засечек – это, как раз, и будет зона брахмастана. Работая с ней, по сути, вы можете гармонизировать пространство.

01:46:00 Как её можно компенсировать? Ну, компенсация здесь различная. Дело в том, что брахмастан связан с таким чувством нашим, как слух. И всё, что в этом плане благоприятно для слуха – то есть это, возможно, какие-то благостные мелодии, может быть, какие-то напевы, молитвы, мантры – они могут, в некоторой степени, это гармонизировать, относительно. Есть различные приемы, методики, есть соответствующие янтры, вот они в форме таких изображений мандал бывают, и их вешают, как раз, на определённые зоны рассчитанные, активизируют, и это так же гармонизирует пространство и делает компенсацию в случае, если брахмастан находится в такой очень неблагоприятной ситуации. И так же ещё инсталлируют в помещениях, в квартирах очень часто, меру-чакра, эта такая специальная пирамида, которая выполнена из определённого сплава, в определённых условиях, этому своя технология, и это безусловно... Это освященное действие, по сути. Здесь присутствует очень много положительной энергетики, которая, по сути, будет компенсировать вам, нести благо в вашу жизнь.

01:47:44 Мне бы хотелось отметить, что вот, если брать традиции, которые сейчас сохранились в Индии, то очень часто там можно увидеть, даже в простом фильме, совершенно обычном: вот эта зона, она очень читается. Это, как правило, внутренний такой дворик, атриум, иногда над ним нет крыши, они ничем не занавешен, или просто свободный. Там располагается какая-то свободная зала. И интересно, что, несмотря на такое большое пространство, оно функционально не очень задействовано. Там нет мебели, нету каких-то специальных процессов. Иногда там вот садятся, разбирают, например, там дал, или какие-то ещё там крупы перебирают.

01:48:37 Иногда, например, когда праздник, то там могут вместиться гости в большом количестве. Например, там очень часто там могут... может, например, я видел, может быть не совсем это в полной традиции находится, но в вот доме отца невеста, они может как раз сидеть вот в этом зальном пространстве, или в этом открытом каком-то дворике, и там у нее происходит, скажем, по традиции определённое, значит, действо. Там у нее общение с подругами, они там поют песни, расписывают руки хной, И, в общем, это также может происходить в этом пространстве, в некоторых случаях, в зависимости от того, на что ориентированы люди. Вот такие ситуации: с одной стороны, мы вроде бы...

01:49:40 Знаете, это ещё принцип философии брахмастана. Потому что, по сути, что вы делаете? Вот если с точки такой, грубой такой материальной точки зрения? Вы должны построить объем здания, и от него просто взять, кусок отщипнуть – вы как бы будете его постоянно видеть, ходить через этот брахмастан, но вы не будете им пользоваться, в соответствии, если вы будете выполнять рекомендации Васту-шастр. Как-то обидно: вроде, мы построили, мы вложили туда своё время, силы, деньги, в конце концов, но мы не пользуемся этим, мы не ставим туда шкафы, мы не располагаем там мебель, мы не нагружаем это, мы там не устраиваем там какую-то обстановку. Вот это очень связано, потому что всё, что нам приходит, оно все приходит свыше.

01:50:25 И общий принцип во всех конфессиях - это то, что идет принцип пожертвования десятины. Человек из того, что он получает - получает, по сути, свыше, то, что дает Господь, - он от этого часть отдает и жертвует. И вот брахмастан – в некотором роде, это дань почитания, это дань уважения. Это то, что, с одной стороны, вы сюда вложили своё время, свои силы, свои деньги, но с другой стороны – вы с уважением эту часть пространства обходите и не задействуете в своих личных интересах, в своем непосредственном каком-то использовании. Вы отстраняетесь немного, то есть, вы можете пройти, вы можете собрать гостей, как бы, ничего страшного. Но вы не занимаетесь там каким-то... не устраиваете там зал приемной, или мастерскую, или не ставите там рабочий стол, и так далее. Это такой момент достаточно тонкий, и я бы хотел вот на него обратить внимание всех.

01:51:41 [ведущая]И сейчас я перехожу к письму, которое было прислано нам на самый первый эфир от нашего постоянного слушателя и почитателя Васту-шастр и вообще, видимо, архитектуры в целом, Андрея. Спасибо вам за письмо. Читая его вместе с Ильей, мы пришли к выводу, что ваши первые четыре основные вопроса могут послужить к созданию новой передачи, о которой сейчас и расскажет кратко Илья.
[Дуничкин И.В.]Да, здесь вопросы, связанные с тем, что как у нас соотносится Васту шастра и искусство, которое пришло также с Востока, в основном из Китая – это фэн-шуй. Дело в том, что можно - ну формально, конечно - сейчас быстро разобрать эти элементы, но я бы хотел делать по-другому. Возникновение фэн-шуя очень взаимосвязано с историческими событиями , происходящими и в Индии, частично в Китае, с периодом царствования императора Шоке, с периодом буддизма, который существовал вот в Индии с третьего века до нашей эры до пятого века нашей. И, в общем-то, этот период, он очень отразился в философии, повлиял на это. Потом, это ещё связано с архитектурой. Фен-шуй, как раз, скажем так, он имеет прямое отношение к этим событиям, он, так сказать, косвенный участник их.

01:53:28 И, я думаю, что и его, и этот исторический экскурс - в такую, я бы сказал, современную историю - я думаю, что мы разберем отдельной передачей, потому что здесь очень много информации, очень много различных вопросов мы рассмотрим. Я думаю, что в этом же цикле мы обратимся к вопросам традиционной храмовой архитектуры, и сделаем сравнение тех принципов проектирования, которые существуют в разных конфессиях. Я думаю, это будет очень интересно. Очень много общего здесь, даже поразиться: на самом деле, нас вообще ничего не разъединяет, нас только объединяет. Вот. Поэтому... Вот на этой базе, как раз Васту – фэн-шуй, исторический экскурс в архитектуру, историю архитектуры – вот, я думаю, что мы вместе все тогда сможем хорошенько разобрать.

01:54:36 [ведущая]Ну, а дальнейшие вопросы, присланные Андреем в письме, мы будем обязательно рассматривать в каждой из передач, по возможности, как только у нас будет оставаться время. Мы всегда ждем новых вопросов от наших радиослушателей. Спасибо большое, Илья, что были сегодня с вами. Очень много интересного вы рассказали и о цвете, и о размере, и о форме, и вообще, в целом, о восприятии нашим зрением всего того, что нас окружает.
[Дуничкин И.В.]Ой, вы знаете, на самом деле это, по-моему, бесконечный процесс, мы постоянно в нём находимся, и я желаю вам достигнуть удовлетворения в осознании и цвета, и формы, и размера, которые вас окружают. На самом деле, у нас очень очень много замечательных возможностей будет открыто, когда мы немножко осознанно [будем] глядеть на мир вокруг нас. Спасибо.

01:55:35 [ведущая]Спасибо и вам. Уважаемые радиослушатели, вы стали свидетелями удивительного эфира, той информации, которую дает Илья – я вот, например, ещё такого ещё не слышала. Мне было очень интересно. Я надеюсь, что все дальнейшие передачи будут не менее интересны, а особенно хочется послушать то вкрапление, в котором было сказано про Васту и фэн-шуй. Ну что, до новых встреч! Прекрасная музыка на волнах «Аюрведа радио» - и только для вас. Оставайтесь с нами!
[заставка радио]«Аюрведа радио».

транскрибирование: Саша Левицкая | Киев | Украина | 09 September 2012