Искусство давать наставления
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Через 10 лет также будет стираться граница. Отношения будут становиться более более дружескими между преданными. Так что будьте готовы, если мы старше кого-то на 3 года, сначала это будут младшие преданные, которых мы будем учить. Но мы должны знать, что со временем эта граница будет стираться. Это естественно. Он ближе ближе и все более дружественно относится. Поэтому тут градация будет: равные с теми кому покровительствовал, кто чуть чуть старше был. Это запомнится: «Он старше меня был». Я буду равным с оттенком почтения. Дружба с оттенком почтения, дружба с оттенком покровительства. Так эти градации будут. И дружба совершенно на равных. Обычно это учитывается, 3-5 лет будет дружба либо с оттенком покровительства, либо служения, почтения.
00:01:05 Как сделать замечание младшему преданному, чтобы он не обиделся? Всегда нужно учитывать индивидуальность преданного, его обусловленность. А просто если говорить о формуле, как это сделать. Формула. Мы должны быть очень смиренными, когда мы делаем замечание. И всегда мы должны опираться на желание помочь человеку. Если к этому примешается чувственное удовлетворение, что я кого-то учу, наслаждаюсь его недостатками и своим преимуществом, в такой степени есть опасность обиды. Иногда из-за Кали-юги люди приходят в довольно агрессивном состоянии ума в движение. Кали-юга приносит умонастроение борьбы. И они используют какие-то вещи, которые происходят неправильно, для того, чтобы сражаться. Из-за малейшей ошибки они начинают очень грубо разговаривать. Очень тяжело наставлять, бить по носу буквально. Это из-за Кали-юги происходит.
00:02:27 Такие очень тяжелые отношения между людьми. Прямых отношений избегают все, они боятся, поскольку это обычно вызывает реакцию раздражения и гнева. Если вы мошеннику дадите хороший совет, то в ответ только гнев. Но вайшнавская культура она иная. В побуждении к точу, чтобы сделать замечание, должно быть сострадание, желание помочь, желание научить. И без оттенка превосходства. Мы должны следить за качеством наших наставлений. Мы должны говорить приятные слова при этом. Следить за интонацией и т.д. То есть необходимо контролировать чувству в этот момент. И вы можете следить по реакции преданного, если он обижается, значит мы должны попросить прощения за это. Сразу же это нужно сделать.
00:03:20 [Вопрос неразборчиво]. Постоянно делает замечания? Тогда вы должны просто проповедовать постоянно. И если вы видите, что постоянно хочется делать замечания, и вы видите какие-то неправильные вещи, тогда вы должны проповедовать. Не просто делать замечания. Иначе вы превратитесь в приказчика. Это несколько иное, не очень духовное сознание. Тогда вы должны учиться проповедовать. Если вы будите в этом направлении двигаться, вы научитесь проповедовать всем и каждому. Вы сможете со старшими правильно общаться, с младшими, с равными. Проповедь, безусловно, это ключ к успеху в общении с преданными, особенно когда возникают конфликтные ситуации не разрешаемые. Проповедь это как раз тот ключ.
00:03:20 [Вопрос неразборчиво]. Как вести себя? Он может сказать об этом? Не стоит думать, что младший преданный не должен вообще ничего говорить по отношению к старшим. Он не должен делать замечания, но он может задавать вопросы. Он должен применить разум, какие вопросы задавать в той или иной ситуации. Он косвенным образом конечно же учит старших. Старшие преданные многому учатся у младших. И если старший преданный сделал несправедливое замечание, то младший может сказать об этом. Сказать, что мне кажется, что это несправедливо. «Я готов принять это наставление, но кажется, что я не виноват в этом», и объяснить почему. Это важный момент. Часто бывает так, что младший преданный объясняет старшему, что он не виноват и почему. Старший выслушивает, и если это действительно так, он извиняется.
00:05:47 Если он видит, что младший просто не понимает его наставления. И своими вопросами младший обнаруживает это. Он стал проповедовать ему и объяснять, чтоже он имел ввиду, когда давал ему наставления и указывал на ошибку. Часто бывает, что младший не понимает, что говорит старший. Думает, что к нему это не относится. Хотя безусловно, бывают ошибки. [Вопрос неразборчиво]. В том смысле, что равный преданный он сразу же ответит? Он что-то скажет, он как-то проявит себя. Можно хотябы сориентироваться, что мы обидели человека. Младший, он может замкнуться. Это опасно в том смысле, что он больше не раскроет ума. Он замкнётся и будет избегать общения. Как же он получит знания? Если мы так будем обижать младших, то нам будет некому проповедовать. В какой-то момент мы заметим, что проповедовать некому. Никто не хочет с нами общаться, никто не хочет получать наставления. Почему? Поскольку нет любви от старших, и не будет почтения от младших тогда. Они будут замкнуты и формальны, формально принимать старшинство. Они будут завидовать, что создаст сильнейшее напряжение в движении. Поэтому ответственность на старших лежит довольно большая по отношению к младшим.
00:07:23 [Вопрос неразборчиво]. Необязательно, поскольку так может действовать природа человека. По природе кто-то хочет нести ответственность за кого-то, руководить чем-то, заботиться о коровах. Или делать бизнес и вкладывать деньги куда-то, иметь какую-то свою компанию или группу, с кем можно сотрудничать и т.д. Это может быть работает природа. Смотря какие мотивы есть в этом у человека. Всё зависит от мотивов. Иначе мы все будем тогда избегать ответственности. Если будем думать, что власть положение, деньги, всего этого нужно избегать, то кто же будет заниматься всем этим в нашем движении? Нанимать придётся карми, которые по настоящему в этом заинтересованы. Нет, преданные могут делать, но они делают для Кришны.
00:08:21 [Вопрос неразборчиво]. То есть, как он развивает смирение? Да, несомненно, он развивает подлинное смирение. Он развивает тогда, когда он ценит наставления сверху. И когда он чувствует вкус и ценность наставлений сверху, это и есть смирение. Смирение не означает, что он терпит чьи-то наставления постоянно. Нет, он получает вкус наставлений, нектар наставлений, вот что такое смирение. Если мы чувствуем нектар наставлений, это означает смирение. Мы чувствуем вкус смирения.
00:08:58 [Вопрос неразборчиво]. Старшие квалифицированные преданные могут ругать, либо авторитет уполномоченный может также ругать. Если это справедливо, то да, даже это может быть вкусом. Определенным вкусом. Но это уже зависит от самого преданного, от его уровня сознания. Насколько это будет для него вкусно.
00:09:15 [Вопрос неразборчиво]. По отношению к старшим не знают вайшнавского этикета. Это главная причина. Не знают, на придают этому значения. Это опять же принцип Кали-юги, принцип коммунизма материального - все равны. Не ни старших, ни младших, всё стирается, имперсональным становится. Нет больше ни уважения, ни почтение, все ходят гордые. Все равны. Один человек опытный и нагружен знанием, другой совершенно ничего не понимает в жизни и они равны. Ужасная ситуация. И когда человек приходит в гуне невежества в движение, он тоже чувствует семя таким равным. Он думает: «Ну да, кто-то старше, но это временно». Это временно, это пройдет у него. Он не придаёт этому слишком большого значения, что кто-то старше, что кто-то больше знает. «Он просто больше в движении» он думает. «Ему просто больше повезло, он раньше меня пришел». Что-то такое он начинает спекулировать, выдумывать. Не придает этому значение. Поэтому воспользоваться общением он ещё не может, он просто присутствует, но вот воспользоваться этими возможностями ему трудно.
00:10:53 Девятый пункт. «Нарушение этикета вайшнавов несомненно разрушит духовную жизнь человека». Здесь написано: «несомненно разрушит». Вайшнавы должны быть очень очень осторожны по этому поводу. Десятый пункт. «Никогда не принимайте чью либо сторону, если ссорятся старшие вайшнавы. Всегда сохраняйте нейтралитет, т.к. спор между вайшнавами, это разновидность игр и они вне нашего понимания. Старшие вайшнавы очень скоро прекратят свои споры и придут к пониманию. Младшие, принимая чью-то сторону, то их конфликт может продолжаться очень долго. И многие могут так закончить свою духовную жизнь. Прабхупада имел разногласия со своими духовными братьями, но ученикам говорил: «Это моё дело, а не ваше».
00:11:51 [Вопрос неразборчиво]. Обычно, когда спорят равные, то мы не стремимся вмешиваться. Потому что мы понимаем что происходит. Мы просто понимаем, что в этой ситуации им лучше самим решить конфликт. Просто равные… Хорошо понимаем их характер, их недостатки. То есть мы знаем, что неслучайно они друг с другом постоянно спорят. У них характеры определённые. И мы просто можем понять, что происходит между ними. И здесь вмешательство, как правило, происходит в знании, если только мы не делимся на какие-то партии, фракции. Когда спорят младшие преданные, то в присутствии старших они перестают спорить и склонны спрашивать. Есть этикет вайшнавский, и они обычно спрашивают в присутствии старших. Но вот когда ссорятся старшие преданные, вот тут осторожнее надо быть. Не вмешиваться, потому что это уже вне нашего понимания что происходит. Мы не сможем понять этого.
00:13:06 [Вопрос неразборчиво]. К старшим среди нас также относится это. Нужно быть внимательными всегда, когда между старшими происходят какие-то разногласия, младший не может понять до конца всё это. Он не сможет этого понять. Если кто-то из равных нам оскорбительно себя ведет по отношению к старшим? Нужно сделать замечание, это оскорбление. Это долг вайшнава, тут нельзя молчать. Здесь нельзя быть смиренным. Нужно указать на эту ошибку. Смысл в том, что младший также защищает старших от критики и поношений. А старший защищает младших.
00:14:16 Если мы не будем защищать своих авторитетов, ты мы не будем иметь и личного авторитета. Следующее поколение отвергнет нас. Если мы отвергаем своих авторитетов, то нас отвергнет следующее поколение. Это закон кармы. [Вопрос неразборчиво]. Мы читали вчера, если нас оскорбляет кто-то, то мы должны молча уйти. Покинуть это место. Молча покинуть это место, и всё. [Вопрос неразборчиво]. Это зависит от уровня вайшнава. Но вайшнав может чувствовать себя оскорбленным. Может. И если он… Особенно в том случае, когда он проповедует. Проповедник должен вкладывать душу в свои слова, и если в ответ он слышит оскорбления, то это очень больно. Это очень сокровенная деятельность, когда человек проповедует. Это очень сокровенный момент.
00:15:38 Поэтому, если кто-то оскорбляет человека - вот в этом случае, но может чувствовать себя оскорбленным. Обида может быть, вайшнав тоже может обидеться. Потому что он говорил о Кришне и кто-то этим пренебрег. Это оскорбление. Если он не проповедовал о Кришне, а просто подвергается какой-то критике, оскорбительной критике, это тоже самое. Принцип тот же самый, суть таже самая. Если это честная конструктивная критика, то мы должны быть благодарны, говорится по этикету. Если это честная конструктивная критика, откровенная. Если это не оскорбления. Оскорбления это другое, когда вас просто поносят. Когда вы ощущаете злобу, зависть, вот на этом основании с вами разговаривают. Просто кто-то завидует. Кто-то хочет просто сказать что-то плохое, испортить настроение. То есть умышленно совершает оскорбления. тогда нужно покинуть это место просто.
00:16:42 [Вопрос неразборчиво]. Они могут быть правы. Тот, кто совершает критику, может быть прав. Но если он младший и начинает учить старшего, то это уже оскорбление, хотя он прав. Прав в том, что он говорит, но неправ, что именно он это говорит. Это тонкости вайшнавского этикета. Поэтому старший преданный может думать в этом случае: «Да, они правы». Но тем не менее, лучше уйти, потому что неблагоприятно для младших вайшнавов это делать. Ему лучше покинуть это место.
00:17:23 [Вопрос неразборчиво]. Да, тоже самое мы подчеркиваем. Вот этот пример подчёркивает как раз, что преданный может чувствовать себя оскорбленным. Почему? там объясняется почему. Поскольку Махараджа Бхарата не отождествлял себя с телом, а царь Рахугана отождествлял его с телом. И это было оскорбление. Это было неприятно для Махараджа Бхараты, поскольку он не был этим телом. Нельзя вайшнаву напоминать, что он это тело. Это тоже оскорбление.
00:18:12 (Вопрос). Какова разница: когда мы хотим помочь, какова реакция, и реакция, когда оскорбляют другого вайшнава. В поведении есть какая-то разница, или он также должен [далее неразборчиво]. (Ответ). Чтобы научить? Время место и обстоятельства. Шашка нужна только в крайнем случае. И это могут делать только уполномоченные преданные. Например президенту время от времени приходится такое делать. Принимать какие-то решительные меры против кого-то, кто не поддается обучению и не слушает, не подчиняется, настаивает на неправильных вещах. Тогда сделав множество предупреждений, президент должен сделать что-то решительное. От него ожидают этого.
00:19:17 Тогда он достает своё оружие какое-то и применяет его. Это его долг. Он не должен: «Нет, я лучше стану брахманом, я не хочу сносить голову чью-то», и т.д., реакции придут. Он должен это делать. В другом случае мы должны быть терпеливы. Терпеливы, и терпеливо пытаться помочь человеку исправиться, прибегая к разным способам; к личной беседе, может быть также влияние коллектива или других старших преданных и т.д. Если мы не можем решить проблему с каким-то преданным, это не означает, что исчерпан вопрос. Есть ещё другие старшие. Мы должны использовать разные методы. Если мы видим, что всё уже исчерпано и ничего уже не помогает, тогда да. Ничего другого не остается.
00:20:13 [Вопрос неразборчиво]. Действует. Любое проклятие действует, впринипи. Я не скажу, что они все действуют в полную силу в Кали-югу.. Но даже если глупец проклянет, это может подействовать. [Вопрос неразборчиво]. Не делать неприятных вещей друг другу. Ели человеку не приятно, не делайте. Не нужно этого делать. Или делайте так, чтобы он не знал об этом. Это плохо, нельзя это делать. Может быть зать вопрос на вайшнавском этикете об этом, он услышит ответ. Как то косвенно, лучше косвенно, а не прямо. Прямо, искренне если человек пытается прославлять и думает, что это нормально, Может быть он просто не ориентируется и не знает какие-то тонкости. Тогда он может обидеться, если что-то в ответ ему сказать. Вот такой косвенный приём может быть. Кого-то спросить, кто-то ответит, и все услышат.
00:21:40 [Вопрос неразборчиво]. Почему они обижаются? Потому что у нас есть чувства. У чистых преданных есть чувства. Поэтому может быть и обида. Но это не одинаково. Милость Кришны во всём, безусловно, но они могут также обижаться при этом одновременно. Поскольку есть чувства. Другое дело, что вайшнавы не хранят подолгу обиды. Хотя [Бхимал] хранил обиду всю жизнь. Да, чистый преданный, он хранил обиды всю жизнь. Поэтому его так боялся Дурьодхана. Так что мы имеем дело с природой.
00:22:34 11 пункт. Ученики должны почитать своего гуру как Бога. Гуру не является Богом, но является его представителем. Он передает поклонения своих учеников Богу. Он прозрачная среда. 12 пункт. Проповедники должны иметь сострадание к невинным душам, но должны избегать оскорбителей. Проповедник, это мадхьяма-адхикари - вайшнав среднего класса. Он должен различать Кришну, преданных Кришны, невинных и оскорбителей. Для Кришны он имеет любовь, для преданных Кришны он имеет дружбу, к невинным он имеет сострадание, а оскорбителей он избегает. 12 пунктов, которые мы должны были прочитать сегодня.
00:23:24 [Вопрос неразборчиво]. Нет, нельзя сказать, что это является оскорблением. Но тут уже есть какие-то оскорбления в отношениях, если такое происходит. Неправильные действия определённые, это означает, что кто-то нас беспокоит споим поведением. А принцип, основа вайшнавского этикета, мы вчера обсуждали, это не приносить беспокойств никому. Вот тут нужно быть внимательным. Иногда положительными действиями или не положительными действиями можно вызвать беспокойство. Нужно быть внимательным к этому. Это ориентир. Если мы беспокоим кого-то, значит мы себя неправильно ведем в обществе вайшнавов. Каждый раз, распространяя Cознание Кришны, вы будете беспокоить материалистов, это другой вопрос. Там может быть не так приложим вайшнавский этикет в этом случае. Но среди вайшнавов мы должны ориентироваться таким образом, не беспокоить никого.
00:24:31 [Вопрос неразборчиво]. Может быть это потому, что человек очень чувствительный. Он не понимает, почему так происходит, не видит причины со своей стороны. Он не очень чувствительный. Мы об этом говорили, что нужно развивать чувствительность. Ориентироваться. Если меня кто-то избегает, это вполне понятно, что каким-то образом я беспокою этого человека своим присутствием. Таков вывод должен быть. Но если человек обижается, это значит он в полном невежестве. Он не понимает причины, причины своего поведения, почему так происходит.
00:25:09 [Вопрос неразборчиво]. Может такое быть. Может он обижается, может он не должен так обижаться, как мы считаем. Но он всё же обиделся на нас. И он избегает из-за этой обиды. Что делать в этом случае? Общаться. Так или иначе, нужно поговорить с человеком и всё прояснить. [Вопрос неразборчиво]. Да, если мы просим извинения, да, не дают никакого положительного эффекта. Это означает, что преданный, он не очень преданный. Он не очень преданный. [Вопрос неразборчиво]. А это есть в шастрах. Есть в шастрах, что в Кали-югу проклятье и благословения не обладают такой силой, как другие юги. Но нельзя сказать, что они полностью лишены всякой силы и всякого смысла. Прабхупада говорил, что его прокляли родители преданных, поэтому он не может остановится, он путешествует. Он говорил такое. Хотя родители преданных они не были инициированными преданными, они были обычными людьми. То есть, в каком-то смысле это имеет силу. Если мы неправильно себя ведем и нас проклинает какой-то человек, на улице например. То это может иметь определённую силу, может быть не полную силу, как это в другие эпохи происходило. Но какой-то определённый смысл и силу это имеет.
00:27:15 [Вопрос неразборчиво]. Обида - это задето ложное эго, как правило. Кто-то нанес удар по ложному эго. Без уважения к личности это сделал. Чувство обиды подавлять? Неплохо бы избавиться от этой беды. Через трансцендентное знание можно избавиться от обид, но обычно мы не идем путем подавления, скорее нужно иметь правильное общение, путем правильного общения. Обида, это иллюзия конечно же, просто задето ложное эго. Если внезапно задеть ложное это человек всегда обидется, хотя это наиболее эффективный способ избавиться от ложного эго. Без предупреждения. Когда мы готовы, то мы уже знаете, можем подставить какие-то подстилки, амортизаторы и прочее. Такая энергия. Но внезапно, это попадает в нужное место. Тем не менее это считается оскорблением личности. Как бы оскорбление, нужно предупреждать хотя бы.
00:28:41 Что касается старших, то они могут так делать по отношению к младшим. Внезапно, это когда приходит время. Они лучше знают когда это время. Как гуру к ученику, он знает как это делать. Когда ученик совершенно не ожидает ничего, он вдруг говорит ему несколько слов и поражает его в самое ложное эго. Внезапно, без всякой видимой причины. Это очень эффективно, очень хорошо. Но как правило, это могут практиковать только духовные учителя. Говорится: «Никого не учите кроме своих сыновей и учеников». Как правило это должен делать уполномоченный. Мы живем в дружеских отношениях, избегаем таких острых приемов. Поэтому возникают обиды, если мы без учёта личности, без уважения к личности поступаем так прямо, против ложного эго, может возникнуть обида.
00:29:36 Как подготавливаться? Обычно нам необходим личный опыт. Личный опыт того, что такое ложное эго. Мы должны знать это сами, тогда мы сможем понять, что это будет значить для другого человека и как поступить с ним. Если человек шел, споткнулся и упал, и он там что-то скажет следующему, идущему за ним, что здесь будь осторожен, очень болезненное место. Как правило он делает так. Поэтому наш опыт вот этих ощущений мы будем перекладывать на других и также понимать их.
00:31:16 [Вопрос неразборчиво]. Например, Гопал Кришна Госвами однажды проповедовал, и какой-то человек с вызовом встал и задал вопрос в зале. И он сказал: «Я могу ответить на ваш вопрос, но примите ли вы то, что я скажу. Ответьте, примите вы ответ»? Он подумал и сказал: «Да, приму». И он ответил, но он спросил: «Примите ли вы ответ? Могу ли я отвечать? Потому что вам может не понравиться ответ». Он подумал и сказал: «Нет, я приму». Тогда он ответил. То есть, с другой стороны, мы не хотим слишком усложнять отношения, мы станем ментальными. Сказать ему, не сказать, как сказать. Может быть подготовить его заранее, за неделю вперед. Это слишком уже, ментал будет слишком напряжён. Слишком напряженные отношения, вот так коситься друг на друга, подозрительно смотреть: «Как мне быть с его недостатком» и т.д.
00:31:32 Еще одно качество простота. Заметьте, как общаются старые преданные. Они могут просто говорить о каких-то вещах, о недостатках. Не возбуждая умы, они седят, спокойно обсуждают острые темы. Это никак никого не затрагивает глубуко. То есть между ними идет хорошая беседа, хотя они обсуждают очень серьезные темы. Очень острые. Может быть даже указывают на какие-то недостатки друг друга, но они очень умиротворены при этом. Так они общаются. Если даже часть этой информации переложить на какого-то неофита, может быть ему совершенно не понравился такой подход к делу. Когда мы берем больше и больше ответственности в служении, то мы совершаем больше и больше ошибок. Это означает, что друзья на этом уровне будут много обсуждать ошибочных действий друг друга. И тут нужен определённый уровень, чтобы просто вести разговор на эту тему друг с другом, что обычные люди бояться как огня. Когда потом антология этих поступков идет, они страшно бояться этих вещей. Признать свои ошибки, что другие тоже будут видеть, что я что-то делаю неправильно. Для них это всё потрясение, конец карьере. А для определённого уровня преданных это является обычной рабочей беседой. То есть другой уровень - ложного эга меньше, больше свободы. Они более открытые, более прямые и т.д. И это всё в вайшнавском этикете укладывается очень хорошо.
00:33:16 [Вопрос неразборчиво]. И как это понять? У вас нет опыта значит - очень хорошо. Вы же такой опыт не имели? Опыт есть, тогда в чем же вопрос? Я думал вы знаете, что-то вы знаете. Всегда друзья будут соперничать, рыцарская раса. Она характерна для тех преданных, которые распространяют Cознание Кришны. Распространение сопровождается рыцарской расой, обязательно. Соревнования какие-то будут, соперничество какое-то будет. Но поддержание всегда нейтральная раса. Все виды служения абсолютны, какая разница кто чем занимается, главное, чтобы деньги приносил какие-то. Они уже не так соперничают. Просто поддержание - всё едино, всё равно, более менее имперсонально выглядит. Но если мы говорим о распространении, то это включает в себя активное служение, соперничество с духом рыцарства, желание сделать больше и лучше. Как это Прабхупада хотел сделать в ИСККОНе, вот это настроение. Рыцарские отношения, особенно где равные преданные. Они хвалятся перед друг другом: «Я там программу провел, 500 человек было». А другой слушает и думает: «Ну надо же, как повезло. Почему это такое у него получается вообще. Дайка я что-нибудь устрою похлеще». Такие отношения, это нормально. Для распространения это то, что нужно. Итак, сколько бы не распространили, всё едино, харибол. Всем по одинаковому подарку и прочее. Нет, выделяются, первые три места, так что всё гремит на весь мир. Корона Радхарани снимается с божества и отдается победителю. Это рыцарские отношения для распространения.
00:35:55 [Вопрос неразборчиво]. Ну мы же совершаем служение, мы хотим совершать божье служение, мы же расширяемся постоянно. Замечаете? Нам всегда приходится все больше и больше усилий, поэтому это и есть распространение также. Расширение, распространение. [Вопрос неразборчиво]. Они будут не много гордится. Вы не можете без гордости полностью действовать, поэтому до какой-то степени допускаются такие отношения. Мы знаем, что мы уже хвалимся своими результатами, то мы уже получаем результат. И в той степени, насколько мы хвалимся, столько мы получаем гордыни. Какой результат получаем? Если мы не хвалимся вообще, то мы получаем смирение. И ради смирения неплохо не разглашать свой результат, всё Кришне предлагать. Но с точки зрения врохновения других не очень хорошо. И тогда преданный, если он лишен чувства ложного эго, он может говорить, как он где-то провел сногсшибательный киртан. Как он распространил в день 500 книг и прочее, но чтобы вдохновить других. В этом случае это врятли будет хвастовство, это можно делать также и чисто.
00:37:28 Безусловно, меняется качество. Всё что человек делает в смирении всегда чисто, не имеет последствий греховных. Если кто-то лишен ложного эго, в смирении он может сказать, что я сейчас спою лучший киртан и никто лучше не сделает этого. Но когда друзья общаются, то какая-то часть гордости присутствует, и нельзя этого избежать. Это будет слишком искусственно говорить, что не тратьтесь на ложную гордость и т.д. Невозможно. Да, мы должны стремиться контролировать это, но нельзя этого избежать в нашем положении. Всегда будет немного хвастовства между равными. Это характер дружбы такой имеет, фамильярность. они будут немножко соревноваться. Даже Кришна и Арджуна, они соревнуются как друзья. Арджуна говорит: «Ты такой прославленный, а я тоже хочу быть таким же». Он там зарабатывает различные виды оружия, тоже старается превзойти Кришну в чем-то. Но когда видит вселенскую форму, бросает все виды оружия и вспоминает, что зря он всё это делал раньше. И снова возвращается к своим отношениям. Друзья, им нравится это. Дает вкус жизни какой-то, движение какое-то.
00:38:55 [Вопрос неразборчиво]. Уступают более продвинутые. Но вообще, когда речь идет о таких вещах, то нужно обращаться к своим авторитетам. Пусть они решают, кто будет выполнять это служение. Это самое лучшее будет, пусть авторитеты решают. Так не будет обид. Поэтому пусть лучше на нас они обидятся. Можно авторитета обидеть. [Вопрос неразборчиво]. Это означает, что они не признают наш авторитет. В этом случае мы должны принять позицию равного. Тут нужно быть очень смиренным, не обращать внимания на эти вещи. Не то чтобы полностью игнорировать, но проявить смирение тут нужно.
00:40:48 [Вопрос неразборчиво]. Да, кто-то так обусловлен, мы обсуждали это, что мы приносим агрессивность сюда из Кали-юги. Наше воспитание, наш ум здесь. И мы можем поучать преданных, но с таким оттенком агрессии, что дает нам наслаждение и удовлетворение чувств. Всегда это делается именно с такой целью. Человек может не осознавать этой природы своей. Поэтому мы должны ориентироваться по реакции преданных. Если такие наставления обижают преданных, беспокоят их ум, то он должен подумать над этим качеством. Он должен подумать, мы должны изучать вайшнавский этикет. Вывод отсюда таков, очевидно, что мы в невежестве. Мы должны изучать вайшнавский этикет на практике. Если мы не будем изучать вайшнавский этикет, мы никогда не научимся этим вещам. Поскольку нарушение вайшнавского этикета разрушит духовную жизнь. Мы никогда не научимся. Нельзя даже пытаться стать преданным в этом случае. Необходимо изучать это. Это нужно делать.
00:42:11 Множество вопросов возникает только потому, что мы не изучаем вайшнавский этикет. Санатана Госвами писал это по просьбе Господа Чайтаньи. Это не случайно, это нужно преданным. Хотя обсуждаются одни и теже вещи, но они обладают огромной ценностью. И факт, мы забываем постоянно об этом этикете. Это факты. потому что это чуждо нашей материальной природе. Это всё ещё не усваивается никак. Поэтому смысл в том, чтобы повторять эти наставления снова и снова, пока они не усвоятся. Так мы очень быстро можем изменить качество нашего движения. Очень быстро добиться хорошего результата. Всё зависит главным образом от правильного общения между преданными. Это самый главный момент. Но им ещё потом нужно время, чтобы изменить всё это. Довольно долгое время.
00:43:14 Обычно это сильно расстраивает человека, когда он обнаруживает в себе какой-то недостаток. Вдруг он вспоминает, что сделал так много плохих вещей и не признавал всего этого. Ему так стыдно и перед младшими, и перед равными, и перед старшими. Это большая проблема для ложного эго. Много терпения нужно. И оскорбления, которые мы получаем несправедливо, они вернутся по закону кармы к этому человеку. Но то, что мы получаем какие-то оскорбительные моменты, означает, что мы также, каким-то образом заслужили это. Заслужили это почему-то. Кришна позволил это всё. Это происходит. Мы все должны стать очень смиренными людьми. Все, это всех касается. Здесь нет такой материальной природы, которая была бы такая же как духовная. Есть лишь внешнее воспитание, истинной вайшнавской культуры нет. Истинная вайшнавская культура значит, что мы видим душу, а душа это частичка Кришны.
00:44:28 Следующая тема будет вайшнава апаратха. [Вопрос неразборчиво]. Меня очень беспокоила эта тема, когда я был президентом храма. Я заметил, что я постоянно делаю кому-то замечания, куда-то постоянно вмешиваюсь, кому-то даю наставление и прочее. Приехал Ниранджана Свами и меня этот вопрос мучал целый час. Всю лекцию думал думал этот вопрос. Потом сказал что делать, когда приходится грубые слова говорить кому-то, говорить прямые вещи, обвинять кого-то в чем-то. Вплоть до того, чтобы палкой выгонять кого-то куда-то. Он всё это слушал с улыбкой и сказал: «Что действительно бьешь палкой»? Я говорю: «Нет нет! Конечно же я никого не бью палкой, это образное выражение, никогда такого не происходит». Он говорит: «Ну тогда это нормально, это твоя обязанность. Арджуна тоже не хотел сражаться». Вот так он говорил на эту тему. После этого у меня отпали всякие сомнения. Он веселился, когда говорил это. «Это твоя обязанность, кто-то должен это делать» - говорил он. Кто-то должен быть полицейским, а кто-то должен быть и президентом. На президенте большая ответственность, но это обязанность человека такая.
00:46:45 Обычно мы сталкиваемся с тем, что президент обычно не сталкивается с такой тотальной поддержкой по отношению к себе. Наоборот получается, всё что президент не делает все пытаются переоценить это. Как бы улучшить его наставления, его решения. Через себя каждый хочет пропустить. Это обычное явление. Но это самая суровая школа брать такую ответственность, и такой человек получает милость Кришны, поэтому не нужно слишком уж жалеть. Он получает особую милость Кришны такой человек, если он продолжает нести ответственность терпя все эти вещи.
00:47:33 [Вопрос неразборчиво]. Говорится, что человек, который чист и добродетелен, если он совершает какой-то один маленький проступок, он считает себя негодяем полным. [Вопрос неразборчиво]. Нет, здесь Прабхупада объясняет это как трансцендентную лилу. Там участвовала Верховная Личность Бога непосредственно. Парикшит должен быть служить [бхагаватам] и вернуться домой. И Махаражда Парикшит понял этот замысел Кришны. Он понял это. Он понял, что Кришна зовет его обратно. Можно было разбираться с этой точки зрения, ты более прав, ты менее прав, но там ещё Кали участвовал во всём этом, во всей этой истории. И человек чистый, если он совершает маленький проступок, он считает себя негодяем, а человек не честный, не добродетельный, совершив какую-то маленькую добродетель, считает себя идеальным, чистым человеком.
00:49:22 Такая психология, поэтому чистые преданные, они обвиняют себя в каких-то недостатках. Больше склонны обвинять себя в своих недостатках. Совершая какие-то небольшие прегрешения они чувствуют себя более виноватыми. Психология. Итак, что насчет завтра.
00:49:42 (Начало новой лекции). Вайшнавский этикет это поведение вайшнава. Говорится, что вайшнава преданного можно распознать по его поступкам, по его качествам, по тому что он говорит, что он делает, о чем думает. То есть внутренний мир вайшнава, он выражается каким-то образом внешне в поведении. В Бхагавад-Гите Арджуна спрашивает Кришну, как такой человек ходит, как сидит, как он находится в окружении объектов чувств. Что его отличает от других обычных людей. Чистый вайшнав он совершенен. Он может видеть четыре уровня преданных, может различать четыре категории. Чистый вайшнав начинается с уровня матьяма адхикари, где он может различать различные уровни, может видеть Верховного Господа, может видеть невинных и может видеть демонов. Он избегает демонов - атеистов, завистников, оскорбителей. Он дружит с преданными, он любит Верховную Личность Бога, он сострадает невинным. Так действует человек в знании.
00:51:22 Для того, чтобы научиться действовать таким образом, необходимо изучить это в форме правил и предписаний. Есть определённые основные моменты поведения, которые всегда можно отметить и учиться действовать таки же образом. То есть, мы учимся подражать хорошим вещам. Внешне это будет одинаково и для продвинутого преданного и для начинающего преданного неофита. Поведение будет предписано одинаковое. Все мы действуем одинаково примерно. Имеется в виду, что у нас есть одинаковые наставления, одинаковые предписания: 16 кругов маха-мантры ежедневно, 4 регулирующих принципа, мы учимся правильно относится к старшим, к равным, к младшим, мы изучаем одну, туже самую философию. Итак, нас связывают какие-то общие стандарты нашей жизни. И то, что делает возвышенный преданный, он делает это спонтанно. Все эти правила и предписания не являются искусственными для преданного высшего уровня. Они естественны, это соответствует духовной природе, но для начинающего преданного это может показаться искусственным, навязанным, неприятным. Вставать рано утром, читать 16 кругов внимательно, контролировать ум и чувства, заниматься практическим преданным служением, ежедневно упорно трудиться тяжело. Всё это может показаться не очень естественным, поскольку материальная природа отличается от духовной.
00:52:57 Поэтому, хоть мы видим, что все мы совершаем одну и туже практику, отношение к этой практике будет разным у начинающих преданных и преданных совершенного уровня. То что совершенно, не трудно делать для продвинутых преданных является трудным для новичков. Например, необходимо различать уровни преданных, мы обсуждали это в прошлый раз. Необходимо относится с уважением к старшим, необходимо любить и заботиться о младших, необходимо дружить с равными преданными. Это может показаться трудным для человека, который не обуздал свои чувства, не свободен от ложного эго, не имеет ещё вайшнавских качеств, смирения и скромности, не обладает развитым терпением и т.д. Это может показаться трудным и требует усилий от человека, чтобы усвоить этот этикет на практике. То есть это будет выражаться в том, что человек будет забывать снова и снова об этих простых вещах. Он будет забывать об этом, поскольку это не соответствует его природе, он ещё не одухотворен до такой степени, чтобы он мог помнить всегда и действовать автоматически.
00:54:11 Совершенный преданный не совершает оскорблений, особенно те преданные, которые находятся на уровне любви к Богу. Они не могут совершить оскорблений, это противоестественно их природе. Но начинающие преданные не застрахованы. Волей или не волей мы можем совершить какие-то оскорбления, таков уровень, он и называется оскорбительный уровень. Оскорбительный уровень означает, что преданный не развил качества и не обладает знанием. Он склонен совершать ошибки, оскорбления.
00:54:47 Сегодняшняя тема: вайшнава апарадха. Как о своём ребенке верховный господь заботится о всех живых существах, чтоже говорить о тех, кто непосредственно помогает ему распространять Cознание Кришны. Поэтому вайшнава апарадха означает, что мы не должны оскорблять только продвинутых преданных, а к обычным преданным это не относится. Нельзя оскорблять никого. Преданные очень редки в век Кали. Позиция преданного более возвышена, чем позиция Брахмы или Господа Шивы. Присутствие преданного в момент смерти возвышает даже убийцу брахмана до уровня духовного неба. Если кто-то совершает оскорбление преданного, то дверь на Вайкунтху для него закрывается навсегда. Если мы совершили оскорбление, то мы должны обязательно попросить прощения. Ничто другое не может освободить от вайшнава апарадхи.
00:56:01 Какие примеры оскорблений можно вспомнить из шастр? Дурваса Муни и Амбариши Махарадж. Еще? Рупа Госвами. Еще? [Неразборчиво]. Джаяджая. Дакша. Господь Шива. Дхрува Махарадж. [Неразборчиво]. Амбариши Махарадж. Дурваса Муни известный пример. Причем иногда сложно понять в чем заключается оскорбление, как в случае с Амбариши Махараджем. Дурваса Муни считал себя оскорбленным. Амбариши Махараджем сначала должен был предложить воду и пищу гостю по этикету. Дурваса Муни был в гостях у Амбариши Махараджа. И он был брахманом Дурваса Муни. Он превосходил по положению Амбариши Махараджа, и он совершал омовение, и в это время пришел Дурваса. Амбариши Махараджа должен был прервать пост, поскольку он соблюдал полные посты в течении года на экадаши. И нужно было вовремя прервать пост, в этом была тонкость, И как раз было время прерывания поста. Пока Дурваса принимал омовение, Амбариши Махарадж должен был прервать пост. И он знал, что может оскорбить гостя, поэтому он созвал брахманов и спросил, что же в этом случае нужно сделать.Как не оскорбить гостя и всё же нужно прервать пост.
00:57:55 Брахманы посоветовались и быстро решили, что чтобы выйти из ситуации, нужно просто выпить воду. Вода это не пища, но вода в данном случае прервет пост, поскольку все экадаши были без воды. В этом случае вода несомненно прервет пост и должна оскорбить Дурваса Муни. Амбариши Махарадж выпил воды, однако Дурваса Муни понял что произошло и он подумал, что это намеренное оскорбление. «он совершил намеренное оскорбление. Он оскорбил меня». Но мы знаем, что оскорбления со стороны Амбариши Махараджа не было. Оскорбление было со стороны Дурваса Муни, его гнев, он был оскорбительным. Почему? Кто как думает, кто кого здесь оскорбил? Кажется Махараджа Амбариши был причастен к оскорблению Дурваса Муни. Он выпил воду и этим вызвал гнев Дурваса Муни. Но Дурваса Муни в свою очередь был оскорблен и решил как-то проклясть Амбариши Махараджа, как-то отреагировать на это. И он попал потом в трудное положение. Почему оказался виноватым Дурваса Муни, а не Амбариши Махарадж?
00:59:14 Нельзя сказать, что в Дурваса Муни не было совсем преданности. Он в поисках защиты пересек весь материальный мир и попал даже на Вайкунтху. Но он не был чистым преданным. То есть видите, что правила и предписания, которые мы сейчас изучаем, они практически не распространяются на чистых преданных. Они могут дейтсвовать по разному, как Махараджа Юдхишхира, он должен был солгать, например. И Бхима должен был воспользоваться нечестным приемом, и Арджуна также должен был действовать неправильным образом по указке Кришны. Но это трансцендентный уровень, на который не распространяются обычные правила и предписания. Мы изучаем сейчас правила и предписания. Но если речь идет о трансцендентном уровне, не распространяются правила и предписания на этот уровень. Человек на духовном уровне, он всегда действует правильно. Чистый преданный всегда действует совершенным образом.