аватары Бога

अवतार

Авата́ра (санскр. अवतार — «нисхождение») — нисхождение Всемогущего Господа из духовных сфер бытия в мир материи с определенной целью. Аватары Всевышнего — это Его вечные формы или ипостаси, которые, нисходя в материальный мир, сохраняют при этом Свою духовную природу. «Явление» или «проявление» — наиболее подходящие слова в русском языке для верного понимания понятия «аватара», так как в этих случаях речь не идет о воплощениях высшего Духа во плоти (однако часто «аватара» неверно переводят как «воплощение»).

В «Чайтанья-чаритамрите» говорится следующее: «Ааватары Господа Кришны бывают шести категорий. К ним относятся проявления Вишну (пуруша-аватары) и нисхождения Господа, в которых Он совершает Свои игры (лила-аватары). Кроме того, существуют проявления, управляющие гунами материальной природы (гуна-аватары), проявления Господа в период правления каждого Ману (манвантара-аватары), проявления, нисходящие в разные исторические эпохи - юги (юга-аватары), и живые существа, наделенные особыми полномочиями, которыми наделил их Господь (шактьявеша-аватары)» [Мадхья-лила:20.245-246]. В «Шримад-Бхагаватам» (первая песнь, глава третья) перечисляются 22 аватары Господа:

  • Кумары — четверо сыновей Господа Брахмы, соблюдающих обет безбрачия ради постижения Абсолютной Истины;
  • Вараха — Господь в образе вепря, поднявший Землю с низшего плана мироздания;
  • Нарада — великий мудрец, один из 12 махаджан, путешествующий по духовным и материальным мирам и проповедующий славу Господа;
  • Нара и Нараяна — два близнеца, сыновья царя Дхармы;
  • Капила — аватара Господа, раскрывшая знание об элементах творения (философию санкхьи);
  • Даттатрейя — единая аватара Господа Вишну, Господа Брахмы и Господа Шивы, явившая трансцендентное знание о душе многим личностям (в частности, Прахладе Махараджу);
  • Яджна — явление Господа, временно принявшего на Себя обязанности Индры во время смены правления Сваямбхувы Ману;
  • Ришабха — отец царя Бхараты, указавший путь к совершенству для тех, кто смог обуздать свои чувства;
  • Махарадж Притху — царь, возделывающий Землю и тем самым сделавший ее прекрасной;
  • Матсья — Господь в образе золотой рыбы, во время всемирного потопа спасший царя Сатьяврату и всех живых тварей на ковчеге.
  • Курма — Господь в образе черепахи, панцирь которой служил опорой для горы Мандарачалы (которую, в свою очередь, суры и асуры использовали в качестве мутовки, чтобы добыть нектар бессмертия);
  • Дханвантари — врачеватель, принесший в мир знания Аюрведы;
  • Мохини — Господь в образе прекрасной женщины, пленившей демонов и отдавшей нектар бессмертия богам вселенной;
  • Нрисимхадева — Господь в образе человека-льва, победивший демона Хираньякашипу и ставший прибежищем для Своего великого преданного Прахлады Махараджа;
  • Ваманадева — Господь в образе карлика-брахмана, усмиривший Махараджу Бали, который стал великим преданным Бога, одним из двенадцати махаджан;
  • Парашурама — личность, двадцать один раз сокрушившая кшатриев за их неповиновение брахманам;
  • Вьясадева — мудрец, составивший Веду для духовного блага всех живых существ и разделивший ее впоследствии на четыре Веды и дополнивший многими разделами;
  • Рамачандра — Господь в образе идеального царя Айодхьи, покорившего великого демона Равану;
  • Баларама — старший брат Господа Кришны, Его первое проявление;
  • Кришна — Абсолютная Истина, Сам Всевышний (признаваемый последователями гаудия-вайшнавизма и других вайшнавских традиций — таких как Нимбарка-сампрадая и Валлабха-сампрадая — изначальным Господом, Сваям Бхагаваном, Источником всех воплощений);
  • Будда — аватара Бога, проповедовавшая неприменение насилия по отношению ко всем живым существам;
  • Калки — аватара Бога, которая явится на стыке двух эпох, в конце Кали-юги, с целью разрушения мироздания.

В этой же главе «Шримад-Бхагаватам» о положении Господа Кришны говорится следующее: эте чамша-калах пумсах кришнас ту бхагаван свайам — «Все перечисленные воплощения представляют собой либо полные части, либо части полных частей Господа, однако Господь Шри Кришна — изначальная Личность Бога» [Ш.Б.:1.3.28]. Из числа вышеперечисленных аватар «Гаруда-пурана» выделяет десять, которых именуют даша-аватарами: Матсьядева, Курмадева, Варахадева, Нрисимхадева, Ваманадева, Парашурама, Господь Рамачандра, Господь Кришна, Будда и Калки. Кроме того, в Шримад-Бхагаватам приводится описание еще трех проявлений Всевышнего: Пришнигарбха [Ш.Б.:10.3.41]; Хаягрива — Господь в образе коня, олицетворении жертвоприношений и всех Вед, Сверхдуши богов [Ш.Б.:2.7.11] и Хамса — Господь в образе лебедя [Ш.Б.:11.13.19], явившегося для того, чтобы отделить чистое сознание Господа Брахмы от оскверняющих качеств материальной природы.

Итак, в «Шримад-Бхагаватам» приводятся описания двадцати пяти аватар Господа. Утверждается, что аватары Всевышнего неисчислимы, но перечисленные выше принимаются как наиболее значимые. Все эти аватары Господа относятся к разряду лила-аватар — нисхождений Бога, играющих определенные роли, являющих свои уникальные духовные деяния и выполняющих конкретные задачи.

Также существуют пуруша-аватары. Это изначальные аватары Господа в мироздании, изошедшие из Мул-Санкаршаны, Господа Баладевы. Они известны как Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анируддха и поддерживают все мироздание. Кроме того, в каждой вселенной действуют гуна-аватары, отвечающие за качества материальной природы. Это Господь Вишну, управляющий саттва-гуной (качеством благости); Господь Брахма, который управляет раджа-гуной (качеством страсти); а также Господь Шива, управляющий тама-гуной (качеством невежества).

Существуют также юга-аватары. Юга-аватары — это четыре нисхождения Всевышнего в материальный мир в каждую из четырех эпох (юг) — Сатья-югу, Трета-югу, Двапара-югу и Кали-югу — с целью даровать людям метод духовной практики для той эпохи, в которую нисходит Господь. Юга-аватарой для настоящей Кали-юги последователями гаудия-вайшнавизма признается Шри Чайтанья Махапрабху, являющийся объединенным нисхождением Господа Кришны и Шримати Радхарани, Его вечной Энергии.

Еще одна категория аватар — манвантара-аватары. Манвантара-аватары несут ответственность за заселение материального мироздания после его сотворения. Также все аватары можно разделить на две группы. Некоторые из аватар, являясь проявлениями Самого Бога, — такие как Господь Рамачандра, Господь Нрисимхадева, пуруша-аватары, Господь Баларама и другие — относятся к категории вишну-таттвы, непосредственным формам Самого Господа, источника всего могущества. Другие же — это индивидуальные души (относящиеся к категории джива-таттвы), уполномоченные Господом и наделенные божественной силой для выполнения определенной миссии. Их называют шактья-веша-аватарами. Это, например, Нарада Муни, Господь Будда и Парашурама. (Парашурама — единственная из даша-аватар, не являющаяся прямым проявлением Всевышнего.) Шактьявеша-аватар не принимают за нисхождения Самого Бога — это проявления Его божественной энергии.

в рубрике «Религия и духовность»
Смотри также страницу в Wikipedia: Аватара

Ишанукатха - истории инкарнаций Господа

Материальная природа вечна, но материальное проявление временно. Истинная История. Истинная Информация. Истинное познание. Трансцендентная реальность. Нисхождение аватар в материальный мир. Различные виды Аватар. Пуруша аватары. Лила аватары. Гуна аватары. Манвантара аватары. Юга аватары. Шактьявеша аватары. Вибхути Господа. Преданные аватар. Ответы на вопросы.

Аватары

Что Господь, говорит о себе? Господь нисходит в мир в компании друзей. Учение об Аватарах. Шакти авеша аватары. Юга-аватары. Вторжение духовной реальности. Уход аватаров. Есть ли аватары среди нас прямо сейчас? Почему аватары приходят на землю Индии, а не в другое место? Духовный путь длиною в тысячи жизней. Последний известный аватар.

Глава 4. Воплощения Всевышнего

Друмила описывает создание вселенной и Аватары Господа. Создание материальной вселенной. История зависти Индры к Нара-Наряне Риши. Друмила кратко перечисляет прочие Аватары Всевышнего.

Проявления Божественного Начала

Проявление Кришны на пяти уровнях. Почему мы ставим 12 тилак? Сверхдуша в духовном мире. 64 измерения материи. Наше положение по отношению к Кришне. Что такое философия? Не нужно понимать наставления буквально. Ничто не работает без гуру-бхакти. Все преданные находятся на разном уровне. Чтобы увидеть Божество нужно смотреть на преданных. Ученик Рамануджи Ачарьи просит благословения у Божест. История о Гаурангавили.

Глава 18. Божественный Коротышка Вамана

Всеобщий праздник в честь явления четырехрукого облика Всевышнего из чрева Адити. Дары вселенской свиты своему Господу. Всевышний отправляется на таинство жертвоприношения коня к Бали Махараджу. Великодушный Бали Махарадж благородно встречает коротышку Ваману.

Бог, мир и человек

Правда ли, что Бог повсюду? Как почувствовать присутствие божественного в себе и окружающих? Как выглядит Бог? Как можно общаться с Богом? Почему Аватары приходят на территорию Индии а не куда нибудь еще? С какой целью приходят Аватары? Как попасть в рай или в духовный мир? Зачем Бог создал материальный мир, если духовный так прекрасен?

Краткая история Рама-аватара

Риторический вопрос «За что?». Зачем Энштейн хотел познать Бога? Смысл жизни. Краткая история Рама-аватара.

Глава 5. Васудева внемлет учению Нарады

Чамаса объясняет царю Ними к чему приводит мирянина потакание низменным страстям. Карабхаджана описывает особенности Аватаров Господа. Царь Ними благодарит мудрецов за мудрые ответы. Закончив повесть о встрече царя Ними с мудрецами, Нарада напоминает Васудеве о сути ватсалья расы в коей тот находится будучи отцом Кришны.

Десять тем Шримад-Бхагаватам

Пять уровней любви, отношений души с Богом. Временной отрезок, который охватывает «Шримад-Бхагаватам». Пять тем пуран. Сколько существует чисел. «Шримад-Бхагаватам» – Кришна в форме звука. Десять тем «Шримад-Бхагаватам». Ответы на вопросы: Тамасичные, раджасичные и саттвичные пураны. Служение в разных гунах материальной природы. Почему Господь принимает облик животных?

Часть1. Жизнь Шри Чайтаньи Махапрабху. Глава 1.

Юга-аватары Шри Кришны. Явление златого Господа Шри Чайтаньи. Метод поклонения и причины явления Кришны в Кали-югу. Ночные киртаны Махапрабху.

Миссия Шрилы Бхактиведанты Прабхупады

Распространение сознания Кришны необходимо для собственного духовного развития. Только удовлетворив духовного учителя, мы можем обрести продвижение в духовной жизни. Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада - шакти-авеша-аватара Нитьянанды Прабху.

Глава 17. Всевышний воплощается сыном Адити

Встреча Адити со Всевышним. Господь исполняет просьбу Адити. Зачатие Господа Ваманы.

Глава 10. Сошествие Господа Рамы

Явление Господа Рамы. Рама убивает Равану и спасает из заточения Ситу. Рама со своей свитой и женою возвращается в Айодхью. Царское правление Господа Рамы.

Поиск счастья и Смысл духовности

Социальный смысл духовности. Два типа счастья. Неудовлетворенность души материей. Отречение от мира и отречение от вожделения. Понимание счастья зависит от уровня сознания. Тысячи духовных рецептов. Предсказания Вед. Аватары. Три аспекта Абсолюта. Духовная практика для нашей эпохи. Святое Имя. Красота и Любовь. Антропоморфизм или Теоморфизм. Три источника знаний о Боге. Две группы Ведических Писаний. Шри Чайтанья Махапрабху. Раб-невольник и раб Любви. Служение Богу - источник энергии.

Рамаяна - уроки предания

Господь Рама - олицетворение дхармы (вселенского закона). Сила взаимоотношений с Рамой. История прихода Рамы и Его братьев. Закон дхармы вечен. Материальный мир - источник проблем. Иллюзии психологии. Не всё в наших силах. Шаранагати - предание себя высшей силе. Благоприятное расположение с тем, от кого ждём защиты. Умонастроение материалиста. Позиция ученика. О наставниках. Ответы на вопросы: в чём разница между преданием и снятием ответственности с себя? Как доверять несовершенному мужу, но не предаваться ему? Как развивается ощущение внутреннего спокойствия под покровительством Бога?

Глава 3. От непроявленного к проявленному

Иерархия существ в Творении. Аватары Всевышнего. Сознание и материя. Происхождение Шримад Бхагаватам.