Ишанукатха - истории инкарнаций Господа

21 марта 2001
Материальная природа вечна, но материальное проявление временно. Истинная История. Истинная Информация. Истинное познание. Трансцендентная реальность.
лекция для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 7
длительность: 02:14:37 | качество: mp3 32kB/s 30 Mb | прослушано: 150 | скачано: 128 | избрано: 3
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

00:00:01 Мы сейчас читаем пятый текст десятой главы второй песни «Шримад-Бхагаватам»:
avatārānucaritaṁ
hareś cāsyānuvartinām
puṁsām īśa-kathāḥ proktā
nānākhyānopabṛṁhitāḥ

[Шримад-Бхагаватам 2.10.5]
аватара - воплощение Бога; анучаритам - деяния; харех - Личности Бога; ча - также; асйа - Его; анувартинам - последователей; пумсам - людей; иша-катхах - наука о Боге; проктах - сказано; нана - различные; акхйана - повествования; упабримхитах - описаны.
Наука о Боге описывает воплощения Личности Бога и Его деяния, а также деяния Его великих преданных.

00:00:16 КОММЕНТАРИЙ: События, происходящие за время существования мироздания, фиксируются в исторических хрониках, повествующих о деятельности живых существ. Люди, как правило, любят изучать историю и читать о событиях минувших времен и исторических личностях, но из-за недостатка научных знаний о Боге они, к сожалению, не проявляют интереса к изучению истории воплощений Личности Бога. Однако мы должны всегда помнить о том, что материальное творение создано ради спасения обусловленных душ. Милосердный Господь по Своей беспричинной милости нисходит на различные планеты материального мира и делает все, чтобы спасти обусловленные души. Поэтому на самом деле читать стоит только исторические хроники и повествования, описывающие деяния Господа. В «Шримад-Бхагаватам» собраны трансцендентные истории, повествующие о взаимоотношениях Господа и великих преданных, и мы должны благоговейно внимать этим повествованиям о Господе и Его преданных.

Материальная природа вечна, но материальное проявление временно

00:00:55 Следующая тема – это «ишанукатха», история, описывающая инкарнации Господа и описывающая Его преданных. Материальная природа – вечна, тогда как материальное проявление – временно. Вот как это здание: если вы разберете здание, сломаете его – будут кирпичи, если вы разобьете кирпичи – будет глина, если вы опять из глины сделаете кирпичи – глина опять превратится в кирпичи, и если вы опять из этих кирпичей построите что-то – получится опять здание.

00:02:03 Так что, эти энергии – они всегда существуют в той или иной форме, имя и форма могут меняться, это происходит под воздействием влияния времени и гун, но природа сама по себе вечна, только проявления её временны. И поскольку существуют события какие-то действия и реакции на эти события, есть причины и последствия, поэтому существуют причинно-следственные законы. Настоящее, прошедшее и будущее дают возможность хронологически описать события, которые произошли в прошлом и, таким образом, мы видим историю.

00:03:27 Если кто-то сможет визуализировать какие-то реакции, которые произойдут в будущем, то он может записать как Нострадамус предсказания. Таким образом, прошлое, настоящее и будущее – всего лишь концепция, сами по себе они не несут никакого смысла, никакого значения. И деятельность людей, которые находятся полностью под влиянием страсти и невежества, даже если она описывается в больших исторических книгах, не приносит людям никакого истинного блага. Это называется хронологическая глупость.

00:04:31 Как-то у Шрилы Прабхупады спросили: «Нам следует преподавать историю?». Прабхупада сказал: «Это всего лишь хронологическая глупость». Глупость 1900 год, 1901 год – еще большая глупость, 1903 – еще большая глупость и так далее, это не приносит никакого блага никому. И чтобы запомнить всю эту глупость ставят памятники. В Бангалоре есть большая статуя Кабира. Он был пьяницей, и волочился за женщинами, его привидение до сих пор живет возле этой статуи, так же как и привидение Линкольна живет в мемориальном музее в Америке. Когда эти люди умирают, они всё равно не уходят, они настолько привязаны, и они болтаются здесь и пугают туристов.

Истинная История

00:06:04 Вот это обычная история, о которой думают люди. Но есть еще другая история, которая является Истинной Историей, «его историей» («history» - история, «his» - его, «story» - история, непереводимый английский юмор). Поскольку мир, так же как и это тело. Вот мое тело, я – душа в этом теле, точно так же и есть мир, и этот мир состоит из духа и материи, и у этого мирового тела есть тоже душа, и вот эта душа мира является Богом.

00:07:07 Трудно это понять? У вас есть тело, и вы – душа в этом теле, и весь мир – это большое тело, огромная вселенная, и в этом огромном теле тоже есть душа, и эта душа – Бог. И если коммунистическая партия скажет, что нет Бога, что же мы поверим, что Бога нет? Многие люди думают: «У меня есть тело, я – тело, это тело и есть я». А ученые говорят, что тело – это сочетание различных химических элементов, поэтому когда отец умирает, это все лишь кучка поташей и других химических соединений.

00:08:16 Тогда зачем же плачут, почему человек чувствует себя плохо? Разве кто-нибудь расстраивается, когда теряет несколько килограмм химикалий? Эти химические вещества повсюду есть в свободном доступе, но факт состоит в том, что мы не можем соединить эти химические элементы особым образом для того, чтобы хотя бы комар у нас получился. Если мы клонируем овец, людей или обезьян, то нам нужно взять клетку из тела этой овцы и положить её в пробирку, и потом вырастить, и потом поместить в утробу другой овцы, а потом уже только выйдет ребенок.

00:09:20 И мы говорим: «Вот мы овцу создали». Но кто же настоящая овца? Ученый баран! Потому что у него бараньи мозги: ему нужно овцу, которую создал Бог, и созданный Богом климат, ему нужны созданные Богом лаборатория и химические препараты в этой лаборатории, ему нужно это всё для того, чтобы произошло зачатие, эту клетку нужно поместить в утробу, созданной Богом овцы, а потом он говорит: «Я создал овцу!». Теперь я знаю кто создал что? Бог создал барана, который называется «ученый».

00:10:28 Никто ничего создать не может. Материальная природа не является источником творения. Иногда на шее у козла можно увидеть нечто похожее на соски, но если вы будете доить за эти соски – молоко не появится. Точно также и материальная природа, она не является источником творения, материальная природа – мать, она лишь дает условия.

00:11:22 sarva-yoniṣu kaunteya
mūrtayaḥ sambhavanti yāḥ
tāsāṁ brahma mahad yonir
ahaṁ bīja-pradaḥ pitā

(Бхагават-Гита, 14.4)

00:11:33 «Для всех возможных формах жизни, для всех этих живых существ материальная природа – это утроба, а Я – тот, кто дает семя». Таким образом, материальная природа не является источником творения, точно также и химические элементы не являются источником сознания. И мир, который состоит из двух энергий (материи и духа) – это тело, и в этом теле есть душа, и эта душа – Бог.

00:12:32 Vishvam Vishnur-Vashatkaro Bhuta-Bhavya-Bhavat-Prabhuh
Bhutakrud Bhutabhrud Bhavo Bhutatma Bhuta-Bhavanah
Putatma Paramatma Cha Muktanam Parama Gatih
Avyayah Purusha Sakshi Kshetrajno-Kshara Eva Cha

(Шри Вишну Сахасранама Стотрам ).

00:12:44 Когда Бхишма разговаривал с Махараджем Юдхиштхирой после того, как война закончилась, Господь Кришна привел Юдхиштхиру к Бхишме, Бхишма лежал на ложе из стрел, так много стрел его пронзило, что он упал, и там, где было оперение стрел, воткнулись в землю, так что, он лежал как на ложе из стрел. (История описывается в Шримад Бхагаватам 1.9 )

00:13:23 Вот это называется кшатрий! А не так, что он сидит в комнате с кондиционером и командует молодыми ребятами, посылая их в Афганистан: «Давайте вперёд ребята! Выше флаг!». А там они просто умирают. Это не царь. Он сидит в пуленепробиваемой комнате и приносит в жертву всех этих молодых парней ради какой-то глупой политики. Он их посылает как раньше посылали козлов на жертвоприношение, точно также поступал Кеннеди в шестидесятых, он всех молодых людей Америки посылал во Вьетнам. А люди как раз и думают, что это и есть великая история. А это резьня, просто бойня для людей, человеческое жертвоприношение, и это всё происходит ради того, чтобы удовлетворить прихоти одного из политиков.

00:14:56 Но Бхишма сказал Юдхиштхире когда он описывал одну тысячу сто имен Кришны, он начал с этих имен Vishvam Vishnur-Vashatkaro Мир – это тело Вишну, Bhuta-Bhavya-Bhavat-Prabhuh – он является источником элементов и в прошлом и в будущем, Putatma Paramatma Cha – Он является душой духа и душой материи, Muktanam Parama Gatih – это высшее окончательное достижение тех, кто получил освобождение.

00:15:56 То, что имеет отношение к Истинной Душе Мира, называется Истинной Историей. И эта история состоит из историй, описывающих различные воплощения Личности Бога и его преданных. Эта история известна под названием «Ишанукатха», в этой истории упоминается «анувартинам» (значит «те, кто следует»), иша» означает Господь, «ану» значит «следовать». Всё остальное, что происходит в мире – это всего лишь хронологическая глупость, из которой мы можем понять, как на кого-то влияют гуны страсти и невежества. Такие люди совершают какие-то действия, получают реакции на эти действия, но всё это не имеет никакого отношения к душе мира.

00:17:33 Это что-то вроде как человек просто спит, совокупляется, защищается, вырастает, стареет, создает большую семью и в какой-то день умирает. Но он никогда не задумывался за свою жизнь – кто он такой, откуда он пришел, куда он движется. И кто-то записывает все события, которые произошли в его жизни, например, биография предыдущего шефа КГБ. Но этот шеф был дешевкой, он никогда не знал кем он является на самом деле. Он никогда не знал почему он должен подвергать репрессиям людей, он просто получал приказы и, выполняя их, даже не знал лично тех, чьи фамилии ему называли. И одним прекрасным утром, может быть, кто-то застрелил его так же, как он стрелял в других.

00:19:05 Вся жизнь человека зачастую проходит вокруг деятельности его тела. После того, как срок жизни тела истекает, душа отделяется от тела. И потом пишут книгу о том, где описывается в хронологическом порядке история действия этого тела и книжка вот такая толстая. Но это не является истинной историей. Если мы говорим об истории человека, то это должна быть история души. Случалась ли в жизни человека такая деятельность, которая имела бы какое-то отношение к душе? Или вся деятельность этого человека в жизни состояла из потворствования тем побуждениям, импульсам, которые существуют в теле?

00:20:34 Человек зачастую просто выполняет те побуждения, которые существуют в теле, потому что тело само по себе представляет машину. И основываясь на этих телесных побуждениях, люди пишут стихи, развязывают войны, ради этого они стремятся на Марс, ради этого они создают атомные бомбы. Это просто усилия, не приводящие ни к каким результатам. До тех пор, пока мы не поймем, что ни материальные причины, ни химические элементы не являются источником, не приняв наставления писаний, мы не можем понять, что в этом мире существуют нематериальные души.

Истинная Информация

00:21:48 Бхишма говорит, что он является как бы духовным атомом, духом. Из тех же самых писаний мы можем понять, что Господь обладает несметным количеством энергий. Это разнообразные энергии, и эти энергии существуют в двух реальностях, составляют две реальности. Это не мифическая информация, как некоторые думают и не символическая, это Истинная Информация. Это информация выше всех мирских концепций. Но сам факт того, что мы существуем, можем думать, чувствовать и желать, с помощью разума мы можем понять, что мы обладаем сознанием, и мы можем понять, что сознание – не материально. Мы можем понять, что чего-то недостает в мертвом теле, тогда как в живом теле это присутствует. Из этого мы можем делать вывод, что то откровение, которое дают нам писания – истинно.

00:23:57 Существуют две реальности, и духовная реальность составляет три четверти пространства, а материальная реальность составляет одну четверть. Мы живем на крошечной планете, называемой Земля. И огромные планеты существуют в этой Вселенной, такие как Солнце и Луна. Это все находится внутри стебля, которые вырастает из пупа Гарбходакашайи Вишну, а за пределами этого стебля есть огромные звезды, и огромные спутники вокруг них вращаются.

00:24:53 И из стебля мы видим эти огромные планеты и считаем, что это другие галактики. И все это содержится в огромной Вселенной. А наша Вселенная – самая маленькая из всех. И таких вселенных существует миллионы и миллиарды. И взятые все в купе, они составляют всего лишь одну четверть энергии Господа.

00:25:36 В Ригведе говорится:
Tripad urdhva udait purusah Pado 'syehabhavat punah
Tato visvan vyakramat Sasananasane abhi
(Пуруша-сукта, Ригведа 10.90)

00:25:50 Tripad urdhva udait purusah - три четверти – это духовный мир, Pado 'syehabhavat punah и четверть – это материальное проявление, и это материальное творение то проявляется, то уничтожается, то проявляется, то уничтожается. Так что из явленных писаний, которые были записаны благодаря тому, что люди могли воспринимать звук из Эфира.

00:26:31 Риши могли воспринимать этот звук точно также как, например, сейчас человек с помощью какой-то программы может скачать из интернета музыку, точно так же святые мудрецы восприняли этот звук, который является Ведами. Мне приходится преподавать в университетах и в колледжах, поэтому приходится терминологией компьютерной пользоваться, потому что у студентов лучше получается…[смеется]

00:27:07 Комментарий: Атма Таттва Прабху сказал, что Веды это звук, тоесть это звук в эфире и этот звук он был воспринят святыми мудрецами точно так же как сейчас человек например с помощью какой то программы может скачать из интернета музыку. Точно так же святые мудрецы восприняли этот звук, который является Ведой.

00:27:36 Точно также эти древние Риши могли скачивать эту информацию, которая передается через эфир.

00:27:53 И они могли визуализировать этот звук в своем сердце и могли его видеть. И потом они записывали это или говорили об этом. Это то, как мы получили доступ к этим текстам. Это не было произнесено человеком. Это известно как «апарушея» – никто из людей не сказал этого, это взято с эфира. Но если вы можете контролировать чувства, то вы можете расширить Эфир своего существования, можете щелкнуть как мышкой, загрузить информацию, которая есть в Эфире, и это всё попадает в ваше сознание, и потом вы можете сказать об этом.

00:29:05 Sahasra-Shiirssaa Purussah Sahasra-Akssah Sahasra-Paat
Sa Bhuumim Vishvato Vrtva-Atya[i]-Tisstthad-Dasha-Angulam
Purussa Evedam Sarvam Yad-Bhuutam Yacca Bhavyam
Uta-Amrtatvasye[a-I]shaano Yad-Annena-Ati-Rohati
Etaavaanasya Mahima-Ato Jyaayaash-Ca Puurussah
Paado-Asya Vishvaa Bhuutaani Tri-Paad-Asya-Amrtam Divi

(Пуруша-сукта, Ригведа 10.90).

00:29:37 Paado-Asya Vishvaa Bhuutaani Это временное проявление, это всего лишь одна четверть, Tri-Paad-Asya-Amrtam Divi - «амритам» – бессмертно, там, где нет смерти – три четверти творения. Кто-то скажет: «Ну, это же все мифы», но это не мифы! Вот, то, что на Луну летали – это мифы, они думают, что Бог – это миф. Явленные писания – это не мифы, и они не символичны, и они не созданы людьми, это звуковая форма души мира. Точно так же как в этом теле есть душа, и мы это можем ощутить благодаря сознанию, точно также и душу мира можно ощутить через звук в эфире.

00:30:55 Кришна говорит в Бхагавад-Гите глава 7 стих 8-9: śabdaḥ khe - я – звук в эфире pauruṣaṁ nṛṣu и способность в человеке, raso ’ham apsu я – вкус воды puṇyo gandhaḥ pṛthivyāṁ ca и запах земли».

00:31:16 Если вы все это прочитает в писаниях, то как можете вы заявить, что это миф? Миф – это то, что шимпанзе превратилось в Дарвина, вот это миф, потому что никто не видел, чтобы это еще раз где-то произошло. Мы вот видим, что люди в обезьян превращаются, люди иногда действуют как обезьяны, но никто не видел как обезьяны превращаются в людей. Вот это миф! Может прадед Дарвина и был шимпанзе, но мой прадед повторял «Пуруша-сукту», потому что он принимал авторитет писаний.

00:32:21 Поэтому три четверти – вечны, а одна четверть – временна. И это временное проявление подвергается влиянию времени, действию и реакцией на это действие. И в основном здесь действуют гуны страсти и гуны невежества. И вся эта четверть, все материальное творение, отделяется от духовного неба духовной водой, и эта вода известна как Вираджа. Это вода исходит из пор Каранодакашайи Вишну, Маха Вишну.

Истинное познание

00:33:20 И кто-то может сказать: «Ну, и кто это видел?» А кто что видел? [смеется] Но вы можете увидеть это. Если вы способны к медитации, если вы перестаете кормить свои чувства пищей внешних объектов, и если вы направляете свой ум, свою способность мыслить на эту Абсолютную Истину, то вы сможете Видеть, если вы йог. Йог – это не значит тот, кто кверху ногами умеет стоять, йога не предназначена для того, чтобы почки лечить, цель йоги – увидеть Сверхдушу в сердце. Вот в этом состоит цель йоги.

00:34:38 Йога не предназначена для того, чтобы уменьшить объем живота и увеличить объем плеч. Это называется не йога, а «рога», телесная концепция: «вот посмотрите-ка я йог, я могу железо есть, могу струну сквозь нос протянуть». А зачем? Бросьте эту струну. Был такой Ури Геллер, он с помощью медитации ложки гнул взглядом, я его как-то в Италии видел, он там с представлениями выступал. Я ему сказал: «Если ты приедешь в Южную Индию и купишь там ложки, то не нужно взглядом гнуть, только в чашку сунешь – она сама согнется. Там очень плохого качества ложки, на них не надо медитировать, чтобы они согнулись. Какое благо можно получить, научившись гнуть ложки? А столько лет он йогой занимался!

00:36:08 Люди вообще не знают в чем смысл, потому что они не руководствуются писаниями, они не читают Коран, они не читают Библию, они не читают Веды, они не читают Яджурведу, они просто принимают на веру то, что какой-то доктор наук написал. А этот доктор наук девять лет пялился на зад черепахи, и защитил диссертацию на тему как черепаха испражняется, и ему Нобелевскую премию потом дали. Но черепахи так или иначе всё равно испражняются. Получил он Нобелевскую премию или нет – черепахам всё равно.

00:37:15 Зачем людям тратить столько сил и энергии для того, чтобы узнать как испражняются черепахи или изучать как вороны яйца свои откладывают? Если вы будете сосредоточенно очень изучать сей предмет, то в следующей жизни сами станете вороной. Не занимайте место в шкафу книгами об этих глупостях, не пишите книги, которые будут стоять в библиотеке и содержать глупости. Пусть на ваших полках стоит Зент-Авеста, Коран, ну, или, по крайней мере, Книга мёртвых. По крайней мере, Книга мёртвых, как минимум.

Трансцендентная реальность

00:38:39 И писания дают нам такое откровение, что за этими водами Причинного океана существует пространство, где не существует время, где не существует пространство, где не существует действий и реакций на эти действия, и там существует огромное количество планет, которые огромны по размеру. Вы представить себе не можете, как они велики, и там есть многообразие, и все там обладает сознанием, там нет рождения, нет роста, нет сохранения, там не производятся побочные продукты, там не происходит увядание, и не происходит переселение душ, там, за рекой Вираджа, нет этих изменений.

00:40:11 И поскольку там нет прошлого, настоящего и будущего, там нет нехватки ни в чем, нельзя сказать, что там чего-то не хватает, ничто оттуда не выходит, ничто туда не вносится. Это полное целое. И в середине этой духовной реальности есть планета, которая называется Кришналока. Там нет забот никаких и беспокойств. Когда нет влияния времени, когда нет ничего такого, что может исчезнуть, то о чем там горевать, не о чем скорбеть.

00:41:12 И такое сознание можно обрести даже здесь, в этой одной четверти, и Кришна говорит об этом в Бхагават-Гите:
brahma-bhūtaḥ prasannātmā
na śocati na kāṅkṣati
samaḥ sarveṣu bhūteṣu
mad-bhaktiṁ labhate parām

(Бхагават-Гита, 18.54)
«Тот, кто обрел преданность Мне – не жаждет, не скорбит, он «прасаннатма» (всегда в блаженстве пребывает)».

00:41:50 Так что, сделав своё сознание трансцендентным, приведя его в то же состояние, в котором находятся вот эти три четверти творения, мы сможем остаться трансцендентными, и тогда на нас не будет оказывать влияние время. На Кришналоке у Кришны есть дворцы, парки, фонтаны, дороги, у Него есть любимцы, кошки, собаки, попугаи.

00:42:38 Все это описывается в «Брахма-самхите»:
cintāmaṇi-prakara-sadmasu kalpa-vṛkṣa-
lakṣāvṛteṣu surabhīr abhipālayantam
lakṣmī-sahasra-śata-sambhrama-sevyamānaṁ
govindam ādi-puruṣaṁ tam ahaṁ bhajāmi

(Брахма-самхита, 5.29).

00:43:23 surabhīr abhipālayantam - Он там о коровах заботится, и эти коровы дают неограниченное количество молока, lakṣmī-sahasra-śata и там тысячи, и тысячи богинь удачи, и они чистят чистое, там нет грязи, там все сияет как бриллиантовая дурия, очень блестящий бриллиант, он обладает сознанием, он живой, он полон жизни, и она его чистит, просто чтобы служить. lakṣmī-sahasra-śata-sambhrama-sevyamānaṁ govindam ādi-puruṣaṁ tam ahaṁ bhajāmi

00:44:24 Вот это духовный мир. И в духовном мире проживают миллионы экспансий Кришны. Кришнадас Кавирадж Госвами говорит, что высшее этой материальной природы, состоящей страсти, благости и невежества, хорошее, что здесь можно найти – это благость. Когда вы очищаетесь от страсти и невежества – вы поднимаетесь в благость, но эта благость временна, она то появляется, то исчезает, тогда как в духовной реальности существует «шуддха-саттва» (очищенная благость).

00:45:23 Шанкарачарья объясняет, что Васудева – это чистая благость, «васу» – означает богатство, «дева» – означает повелитель, повелитель богатств. И повелителями богатств в этом мире являются саттва, раджас и тамас, а Васудева – это значит тот, кто выше их. Как царь Кулашекхара молился: «Не нужно мне никаких богатств»

00:46:24 Есть восемь божеств, которые контролируют богатства, и они известны как Васу. И один из этих Васу приходил как Бхишма, Ашта Васу. Есть восемь Васу, васу – это богатство, а богатство – это значит ценность, ценность – значит качество, качеств – три, и если вы поднимитесь над этими тремя, то это будет Васудева.

00:46:57 bahūnāṁ janmanām ante
jñānavān māṁ prapadyate
vāsudevaḥ sarvam iti
sa mahātmā su-durlabhaḥ

(Бхагават-Гита, 7.19).

00:47:06 Миллионы и миллионы лет получая знания, зрелый мудрец предается мне и он понимает, что Васудева – это все. vāsudevaḥ sarvam iti «Ити» – значит таким образом, sa mahātmā и такая «махатма», такая великая душа su-durlabhaḥ «су-дурлабхах» (очень редка).

00:47:40 muktānām api siddhānāṁ
nārāyaṇa-parāyaṇaḥ
su-durlabhaḥ praśāntātmā
koṭiṣv api mahā-mune

(Шримад-Бхагаватам 6.14.5)

00:47:42 muktānām «Муктанам» – значит освобожденный, api siddhānāṁ а «сиддханам» – означает достигший совершенства. Тот, кто nārāyaṇa-parāyaṇaḥ «нарайана-парайанах», тот, кто занят служением Шри Кришне, тот, кто занят служением Даял-Нитай Шачисуте…koṭiṣv api mahā-mune даже посмотрев на миллионы Ришей, вы вряд ли найдете, что хотя бы один этим занимается.

00:48:25 Посмотрите, благодаря энергии великой махатмы, Шриле Прабхупаде, тысячи людей на этой планете стали «нарайана-парайанах». Таких людей очень трудно увидеть, они очень редки в материальном творении. И они понимают, или, по крайней мере, пытаются понять, что такое Васудева.

00:49:03 И эта духовная реальность она выше Васу, Васудева. И в духовном мире существует неисчислимое количество форм Господа. И когда в материальном творении возникает нужда, когда в манвантаре нарушаются Законы Ману, когда происходит «дхарма-глани» (когда нарушается дхарма), Он нисходит из духовной реальности.

Нисхождение аватар в материальный мир

00:50:04 Он там в духовном мире присутствует во всем множестве форм, и в зависимости от того, какая ситуация здесь, Он приходит сюда в определённой форме. И вот тот, кто нисходит, называется «аватарой». Тот предмет, который мы сейчас с вами обсуждаем, мы с вами говорим об истории аватар и о тех, это называется «ишанукатха», преданных этих аватар. Существует список аватар. И хотя аватар бесчисленное множество, но мы их можем отнести к разным категориям.

00:51:00 Никто не может провозгласить себя аватарой. Шри Чайтанья Махапрабху говорит так об аватарах: «Есть два аспекта: главный аспект и второстепенный». Главный аспект состоит в описании тела. Есть признаки великой личности, которые должны быть проявлены на теле. Есть 32 таких описания: волосы должны быть определённой формы, уши, лоб, шея, грудь и так далее. И все эти 32 «лакшаны», 32 признака были проявлены в теле Шри Чайтаньи Махапрабху, и также Господа Нитьянанды. И второстепенные признаки – это описание деятельности этого существа, что он будет делать, каков будет род его занятий.

00:52:31 Если кому-то вдруг в голову взбредет заявить, что он инкарнация, то вы можете посмотреть в явленные писания. Во многих местах в Ветхом Завете есть предсказания о том, что должен явиться Иисус. Там описываются черты его тела, описывается деревня, где он должен родиться, описывается голос его, описывается его мать, отец описывается, то, что он будет плотником – тоже говорится. Описывается даже как он будет юношей молодым, со священниками будет говорить описывается, все это в книге есть.

00:53:46 Поэтому если я вырастил бороду – еще не значит, что я могу сказать, что я Иисус Христос. Борода не единственный признак Христа, даже у козлов борода есть, но они не Христос. Махапуруши очень ясно описаны уже. И если кто-то может из эфира проявить золотую цепочку – это не значит, что он стал благодаря этому махапурушей, потому что вот этих вот 32 телесных признаков он не имеет. И если это инкарнация в человеческой форме, то она должна иметь эти 32 признака. И если это какое-то животное гигантское объявит, что я являюсь инкарнацией Господа, то тогда те звуки, которые оно должно издавать, должны быть как чистый санскрит, мы должны слышать чистый санскрит.

00:55:10 Поэтому никто не может сказать я – инкарнация, он – инкарнация, и у меня дома там еще инкарнация есть. Это только глупцов можно провести, но для тех, кто знает писания, в Рамешвараме, в Бенаресе, в Пуре было три великих пандита. Они путешествовали на верблюде до Вифлеема, они увидели звезду и отправились в путь, потому что знали, что родился Христос. И они пришли, чтобы получить даршан младенца Иисуса.

00:56:06 Эти пандиты высчитали, они знали, что огромная мощь снизошла сюда. Можно назвать их индусами, но это последователи санатана-дхармы были из Индии, два из них были адвайтисты-имперсоналисты, но, несмотря на это, руководствуясь космологией, и видя эту звезду, они поняли, что наделенное огромным могуществом живое существо появилось на этой земле. И они высчитали сколько у них займет дорога, и они вышли из домов своих раньше, чем родился Христос, и как раз к их прибытию родился ребенок.

00:57:15 Они все очень тщательно высчитали, они знали сколько времени необходимо для того, чтобы дойти до Вифлеема, это ученые люди, пандиты были. И они признали его, они когда смотрели на младенца сказали: «Вот явился царь мира». И они принесли с собой очень ценные предметы из Индии, чтобы подарить, и они молили: «Пожалуйста, приходи в нашу страну, получи там образование». Хотя ему не надо было ничего изучать, они знали, что он придёт и будет учиться для того, чтобы дать пример другим. Они хотели быть его учителями. Они молились и говорили: «Пожалуйста, приходи к нам и освяти нашу землю, сделай так, чтобы наша земля стала святой».

00:58:31 И это были последователи санатана-дхармы, те, кто следовали варнашраме, и они приняли Иисуса как царя мира. А какая-то глупая индуистская партия в Индии сожгла священника под именем индуизма. Кто-то мне на этот счет вопрос задавал: «так где же тут индуизм?». Истинный индус признает Христа как ачарью.

00:59:09 Как-то Шрилу Прабхупаду спросили: «Что Вы можете сказать о Христе?» Шрила Прабхупда сказал: «Он мой ачарья». И на следующий день проходило открытие храма, который был расположен в здании церкви. И как только Шрила Прабхупада вошел в церковь, он увидел большую картину и там был распятый Христос и Прабхупада попросил: «Уберите эту картину». И там, рядом с Прабхупадой, стоял репортер: «Сер, вчера вы сказали, что Иисус ваш учитель, а сегодня вы говорите, что вы не хотите видеть его изображение, почему это так?».Прабхупада сказал: «Я не хочу видеть как мой ачарья висит на кресте. В моей культуре ачарий носят на золотых паланкинах, и им поклоняются как Богу, мы не распинаем ачарий».

Различные виды Аватар

01:00:54 Существует одна Абсолютная Истина и разные люди видят её под разным углом. И есть один духовный мир, откуда нисходят аватары. Иногда Господь нисходит сам, иногда посылает своих генералов, иногда сыновей, иногда своих управляющих, иногда просто молнию. И все это называется как нисхождение. И в соответствии с временем, местом и обстоятельствами, может это будет Мухаммед, который получил полномочия от Господа Рудры, или это будет Иисус, сын Вивасвана, сына Бога, или это будет Шанкара, который никто иной как сам Господь Шива, или это Нитай и Чайтанья, которые Кришна и Баларама.

Пуруша аватары

01:02:15 Вот этот предмет – это предмет об аватарах. Существуют разные системы, по которым описывают аватар. Первая категория – это пуруша-аватары. Вчера мы обсуждали Маха-Вишну, Гарбходакашайи Вишну и Кширодакашайи Вишну – это пуруша-аватары.

Лила аватары

01:02:47 Потом есть лила-аватары: Матсья, Курма, Вараха, Нарасимха, Вамана.

Гуна аватары

01:02:57 Есть гуна-аватары: в гуне страсти – это Брахма, аватара, которая в гуне благости работает – это Вишну, а аватара в гуне невежества – это Господь Шива. Они сотворяют, поддерживают и уничтожают вселенную.

Манвантара аватары

01:03:26 Существуют манватара-аватары. 14 Ману приходит за один день Брахмы, сегодняшний Ману седьмой по счету, его зовут Вайвасвата Вивасван, так за один день Брахмы сменяется 14 Ману. Так у Брахмы есть триста шестьдесят дней в году, и он живет сто таких лет. Пятьсот четыре тысячи – столько существует манвантара-аватара.

Юга аватары

01:04:39Потом есть юга-аватары, для каждой юги есть свой аватар, и они проповедуют юга-дхарму. Это та информация, которую мы узнаем от Гарга Муни, когда он составлял астрологический гороскоп для Кришны, и он сказал, что эта личность уже появлялась, тела его были разного цвета, белые, желтые и красные.
В Сатья-югу процесс для осознания Бога – медитация, потому что там каждый живет по сто тысяч лет, так что тридцать тысяч лет если вы в медитации проведете, то это небольшая потеря, а сейчас мы живем всего лишь сто лет.

01:05:42 И у нас нет времени помедитировать на свои рупии пока мы едем в транспорте, поэтому как мы будем медитировать. Даже если мы будем пытаться медитировать, в наш век ум такой беспокойный, что медитация всё равно не получится. В Ришикеше в одном обществе ведическом я пытался медитировать, и я так неудобно себя чувствовал, что я открывал один глаз и смотрел кругом что происходит, и я увидел, что все точно также делают, за исключением тех, кто спал. Вот такая медитация в этот век.
Процесс для Сатья-юги – это медитация, и Господь появлялся тогда, и Его тело было белого цвета, шукла, и Он явил свой лик перед Кардамой Муни, и дал ему благословение, сказал: «У вас будет сын, и этим сыном буду я». И этот сын был Капила, тот который дал науку санкхьи теистическую.Таким образом, процесс медитации был главным.

01:07:36 В Трета-югу цвет был красноватый, и эта аватара учила Саумью Риши каким образом ягьи совершать. В Трета-югу главным процессом был процесс ягьи. В Двапара-югу было личное поклонение.
oṁ namo bhagavate tubhyaṁ
vāsudevāya dhīmahi
pradyumnāyāniruddhāya
namaḥ saṅkarṣaṇāya ca

(Шримад-Бхагаватам 1.5.37)
C помощью этих мантр они личное служение делали Кришне и Балараме. Для этого использовались золото, бриллианты и другие драгоценные камни.

01:08:29 А в век Кали, наш век, когда жизнь очень коротка, а проблем очень много, и люди не знают как своими мозгами пользоваться, Господь пришел в форме золотого цвета. Это описывается в Шримад-Бхагаватам.
kṛṣṇa-varṇaṁ tviṣākṛṣṇaṁ
sāṅgopāṅgāstra-pārṣadam
yajñaiḥ saṅkīrtana-prāyair
yajanti hi su-medhasaḥ

(Шримад-Бхагаватам 11.5.32)
kṛṣṇa-varṇaṁ Не имея цвета Кришны, Он придёт и цвет Его будет не как у Кришны, но внутри будет Кришна, sāṅgopāṅgāstra-pārṣadam Он придёт со своим оружием, экспансиями, частями экспансий и спутниками. И что Он будет делать? yajñaiḥ saṅkīrtana-prāyair И Он придаст особую важность такому виду жертвоприношения как повторению Святых Имен. yajanti hi su-medhasaḥ И кто Его признает? Признают Его только те, у кого есть очень глубокий разум.

01:10:05 И Бхишма в тех же наставлениях Юдхиштхире Махараджу предсказал явление этой инкарнации.
suvarṇa-varṇo hemāṅgo
varāṅgaś candanāṅgadī
sannyāsa-kṛc chamaḥ śānto
niṣṭhā-śānti-parāyaṇaḥ

(Ч.Ч. Ади-лила 3.49)

01:10:20 suvarṇa-varṇo hemāṅgo - он будет золотистого цвета, hemāṅgo Его тело будет цвета расплавленного золота, это вот как раз цвет Шримати Радхарани – цвет расплавленного золота. (Вчера мне один художник дал очень красивые картины, вы смОтрите на её лицо цвета расплавленного золота.) И Его конечности настолько красивы, и вообще весь Его облик – олицетворение благословения. varāṅgaś candanāṅgadī Его тело такое нежное и мягкое, что Его можно сравнить с сандаловой пастой. И дальше он (Бхишма) говорит, sannyāsa-kṛc что Он примет уклад саньясы, chamaḥ śānto и будет пребывать в умиротворении. niṣṭhā-śānti И Он достигнет этого умиротворения, parāyaṇaḥ проповедуя другим. И это описание Шри Чайтаньи Махапрабху. Он юга-аватара этого века, века Кали.

Шактьявеша-аватары

01:12:10 Следующая категория, которая относится к шактьявеша-аватара. И шактьявеша-аватара бывает двух видов: есть вишну-таттва (они известны как «сакшат»), а другие – это дживы, которых Кришна наделяет особыми полномочиями (они известны как «авеша-аватары»). Как вот Притху Махараджа – в него Кришна вложил энергию управления, в Нараду – вложена Кришной бхакти-шакти, энергия преданности, он инкарнация бхакти-шакти, как Шривас Пандит, он инкарнация бхакти-шакти, есть Парашурама, это джива, но он наделен энергией наказания, и каждое тысячелетие, каждую эпоху приходит Вьяса, который является литературным воплощением Кришны.

01:13:38 И среди вишну-таттв шактьявеш, мы можем привести как пример Ананта-Шешу, которая держит Маха-Вишну, в него вложена энергия поддержания (дхарана-шакти). Дхарана-шакти неправильно интерпретируется и считается мирскими учеными силой гравитации. И в соответствии с «Нарада-панчаратрой», которая описывает поклонение божествам, когда мы сиденье устраиваем для поклонения (асану), мы прыскаем на неё водой и делаем мудру, и произносим мантру: «Пожалуйста, сделай так, чтобы мое сидение было устойчивым», связь по интернету – сразу к Гарбходакашайи Вишну обращаемся напрямую. И Ананта-Шеша говорит: «Все, принято, ты связан, связь установлена». И если мы это делаем, то у нас все происходит нормально, мы с этой асаны не сваливаемся, колокольчик не падает, предметы, которые мы используем для поклонения тоже не падают, вода не разливается.

01:15:43 И когда вы видите, что все это происходит – вы чувствуете, что связь установлена, работает. Так что эта связь продолжается до тех пор, пока не закончится пуджа и арати. Это не то, что интернет в Москве – каждую минуту он разъединяется, и потом ты смотришь надпись: «не хотите ли опять соединиться». Люди так рады этой технологии, но она не так-то хорошо работает, во всяком случае, здесь. Но вот этого простого интернета они понять не могут, тут нет никаких проводков. Сейчас никто ничего не может понять, если это не является машиной.

01:16:43 Период времени, в который мы с вами живем, Вьясадева описывает как янтру, это будет время машин, люди будут понимать только проводки, болты, гайки, гнезда для соединения, кибернетические машины (значит бесполезные). Но истинная наука гораздо тоньше, она основана на силе ума. Итак, шактьявеша-аватара. И кроме этого есть еще вибхути – если кто-то очень знаменит, очень красив, очень силен, то это вибхути Господа, которое дается ему в качестве займа. Например, Майкл Джексон – был очень известен, Мэрилин Монро – была красива, все это вибхути Господа.

01:18:10 А вы сейчас сидите и думаете: «Ну, да, но Мэрилин Монро не была вегетарианкой». Когда Господь наделяет кого-то вибхути, Он не смотрит на то, чистый человек или не чистый, если Он удовлетворен предыдущими действиями этого человека, Он наделяет его этими вибхути. И Он такую энергию вложил в ноги Майкла Джексона, что даже апсары падают в обморок, когда видят как он танцует [смеются]. Он такой танцор я вам скажу. Я слышал как Прабхупада это сказал [изображает Шрилу Прабхупаду]: «Этот парень, Майкл Джексон – ну очень, ну очень хорош [смеются]».

01:19:22 Кто-то думает, что Прабхупада прославляет только духовные вещи, но Прабхупада не видит разницы между духом и материей. Для него все духовно. Как-то он так сказал о Елизавете, королеве Англии [изображает Шрилу Прабхупаду]: «Очень красивая! Длинная шея, исключительно красивая [смеются]». Триданди-санньяси [смеется]. Но она была красива! И что он должен был сказать, что она уродлива, только потому что он духовный, или ему надо было сказать, что это всего лишь мешок набитый костями испражнениями, кровью, слизью?

01:20:36 Конечно, это мешок с испражнениями. Но посмотрите на неё сейчас. Сейчас она выглядит как мешок с испражнениями [смеются]. Куда делась шея, её уже не видно? Смотрите, как она поднимается по лестнице, сейчас она исключительно уродлива, забрало у нее время красоту. Но если посмотреть на старые британские монеты, она там изображена с короной, такая красивая шея длинная. В соответствии с ведическими описаниями существуют четыре типа женских тел среди людей: падмини, хастини, читрини, шанкхини.

01:21:40 Падмини – это самое лучшее женское тело, и дальше дается описание как выглядит такое тело. Большинство красавиц, которые сейчас побеждают на всемирных конкурсах красоты, выглядят как скелеты, которых из шкафа какого-то достали, где они давно пылились [смеются]. А люди их называют красавицами. Но в ведических писаниях описано: красивая женщина это значит такая женщина. А сейчас мы видим только половину или четверть смеси этих качеств в женщинах. Потому что сейчас все расы перемешались. Но королева Елизавета пока была молодой, она была очень близка вот к этому описанию падмини.

01:23:02 У меня есть её старые фотографии, и там помечено – лоб такой, лицо такое, ступни такие. Иногда я показываю эту фотографию своим ученикам, которые заняты в индустрии моды. Я говорю: «Красавицу хотите? Вот, посмотрите, вот это красавица». Шрила Прабхупада, от него я эту идею получил [изображает Шрилу Прабхупаду]: «Исключительно красивая!». Вот это вибхути. Есть поэты, которые могут писать красивую поэзию и эти стихи оказывают влияние на тысячи людей, но он может быть пьянью, как Омар Хайям, мы его Умар Кайам называем в Индии. Он все время был пьяным, но посмотрите, какие стихи красивые писал, вот это вибхути Господа.

01:24:29 Он способен был соединять вот так слова и находить эти слова. Может вы вегетарианец, но стихи писать не можете, и если кто-то может писать стихи, мы должны понять, что это вибхути Господа. Не надо нам становиться фанатиками, в этом мире много разных фанатиков, есть индусы-фанатики, мусульмане-фанатики, но мы не хотим, чтобы у нас появлялись фанатики-кришнаиты. Если вы видите вибхути – оцените это, в чем ваша проблема? Даже Прабхупада, и тот, ценил это.

01:25:23 Что вы потеряете если оцените? Вы что хотите быть духовней Прабхупады? Я думаю, что никто не может быть духовней Шрилы Прабхупады. Я бросаю вам открытый вызов. Если кто-то подумает, что он духовнее Прабхупады, пусть приходит ко мне, я вам нанесу поражение, и как? Я вас отшлепаю! Потому, что нет никого более духовного, чем Шрила Прабхупада, нет никого, кто был бы равен ему или был выше его, он «асамордхва» (если есть Бог, то он вице-Бог). Он единственный генерал в этой вселенной, кто знает кто такой Бог, и который знает как других людей сделать осознающими Бога. Не было раньше людей такого ранга, нет сейчас, и никогда в будущем уже не будет.

01:26:52 Но он ценил вибхути. Однажды во время одной беседы в Лондоне шла речь о царской династии, о царской фамилии в Англии. Прабхупада говорил, что если человек совершает благочестивые поступки, то потом может родиться в царской семье. Но кто-то из брахмачари сказал: «Шрила Прабхупада, но принц Чарльз – мясоед». В то время он был мясоедом, сейчас он не мясоед уже. Шрила Прабхупада, сказал [изображает Шрилу Прабхупаду]: «А ты вегетарианец, но не принц, почему? [смеются] Ты только прасад ешь, но ты ж не принц. Но принц – есть принц. А ты не принц Чарльз. Ты никто».

01:28:12 Я знаю одну женщину, которая родилась в тот же день, в то же время, в точно такое же время как и королева Елизавета. Она пришла, чтобы я ей гороскоп составил, я увидел дату и время рождения и был потрясен. Я у нее спросил: «Это точно твои данные? Потому что это же известная дата и карта астрологическая, это карта королевы Елизаветы». Она сказала: «Поэтому я и хочу чтобы вы посмотрели». Они родились в одном и том же здании, там было просто отделение, где царская фамилия рожала, т.е. они родились в одной больнице, только в разных отделениях. И она какой-то социальный работник всего лишь. Она не королева, а Елизавета – королева. И, несмотря на то, что она родилась в точно такое же время, всё равно она не стала королевой, а другая стала. Вот видите чудо, вибхути Господа.

01:29:51 Господь делится своими энергиями, своими вибхути с теми, кто достоин того. И после того, как мы получаем эти вибхути, мы можем злоупотреблять ими, использовать их правильно или неправильно, но это уже как по судьбе написано. Но что точно, так это то, что Господь наделяет этими вибхути. Прабхупада говорил, что американцы в своих предыдущих жизнях были очень благочестивыми, поэтому они сейчас живут в стране, где много молока и апельсинов, но они сейчас воюют во Вьетнаме, это из-за того, что у них что-то неправильно в мозгах. Если они хотят завоевать Иран или Кубу, то это только потому, что вместо мозгов у них испражнения. Но это совсем не значит, что они не были благочестивыми в предыдущих рождениях.Если бы они не были благочестивыми в предыдущих рождениях, откуда у них были бы такие огромные апельсины. Это же вибхути Господа.

01:31:28 Таким образом, мы можем понять и аватар, и количество этих аватар не ограничено. И когда они нисходят в этот мир, у них появляются преданные, те, кто следует им. Аватара – это как наводнение, как поток. Когда прилив есть или когда наводнение приходит и заполняет колодцы, и потом когда уровень воды падает, вы видите, что вода в колодцах остается. Точно также инкарнация, они приходят и уходят, но вот эта энергия, которую принесли с собой инкарнации, как вода заполняет колодца, которыми являются преданные. И вы можете увидеть эту энергию в сердцах преданных.

01:32:43 Как Кришнадаса Кавираджа Госвами говорит о Шри Чайтанье Махапрабху: «Только подумайте о милости Шри Чайтаньи Махапрабху. Если вы только задумаетесь о милости, которую пролил Шри Чайтанья, вас поразит то чудо, которое он совершил. Он пришел для того, чтобы освободить самые падшие души этого века, и он не делал разницы. Он дарил милость любым – и достойным, и не достойным. Он просто распространял любовь к Богу без всяких ограничений, даже бродягам на улице. Однажды Сатсварупа Махарадж спросил Шрилу Прабхупаду (это было давно, в самом начале Движения): «Свамиджи, Вы так хорошо знаете английский, так хорошо знаете санскрит, почему так много времени у Вас занимает, чтобы перевести одну шлоку?»

01:34:33 У Прабхупады на столе был Оксфордский словарь, комментарии Вишванатхи Чакраварти Тхакура, Бхактисиддханты Сарасвати и диктофон. Иногда Шрила Брабхупада включал диктофон, говорил [изображает Шрилу Прабхупаду]: «Итак, Кришна» и потом шесть минут думал. И шесть минут рассматривая все эти книги, он говорил [изображает Шрилу Прабхупаду]: «Верховная Личность Бога» [смеются]. Я видел это собственными глазами. В Делийском храме я охранял его комнату. Он переводил, а я там прячась, подглядывал как он это делает. И все, что он сказал за шесть минут – было «Верховная Личность Бога». Но в голове у него проходило очень много-много мыслей: «Абсолютная Истина, Высшая Абсолютная Истина, суммум бонум», – все это у него крутилось. Он смотрел в одну книгу, в другую, и, в конце концов, сказал [изображает Шрилу Прабхупаду]: «Верховная Личность Бога – неповторимый».

01:36:26 И Прабхупада объяснил, почему у него так много времени уходит, он сказал: «Я пишу эти книги для того, чтобы люди с улицы могли их понять. Я не пишу эти книги для ученых. Я хочу, чтобы человек с улицы мог это понять. Поэтому я медитирую, размышляю очень долго, для того, чтобы подобрать правильные слова». Таким образом, мы получили от Шрилы Прабхупады эти замечательные книги, там все это описывается. И все, что я вам пробормотал в течение всех этих двух часов, все это вдохновлено комментариями Шрилы Прабхупады.

01:37:31 Итак, есть аватары, и есть последователи этих аватар. Истории, описывающие эти инкарнации и последователей этих инкарнаций, описание этого приведет душу к пониманию того, чем является душа на самом деле и такой человек сможет осознать Кришну. И это называется «ишанукатха». Харе Кришна! Есть ли вопросы?

01:38:41 [Из зала] Вчера Вы сказали, что Брахма пожал руку Гарбходакашайи Вишну. В девятой главе второй песни Бхагаватам написано, что Брахма увидел Вайкунтху и Нараяна пожал ему руку. [Атма Таттва дас] Много раз во вселенной Гарбходакашайи Вишну и Кширодакашайи Вишну описываются как синонимичные. Иногда Гарбходакашайи Вишну называют Лакшми Нараяна. Иногда Кширодакашайи Вишну называют Падманабхой. Это лишь потому, что это одна и та же личность.

01:40:01 И та область, в которой пребывает Гарбходакашайи Вишну, тоже называют Вайкунха. Поэтому в этом нет никаких противоречий. Потому что в то время Кширодакашайи Вишну еще не проявлен. Поэтому тот, кто пожал руку, может быть Гарбходакашайи Вишну. Потому что только после этого рукопожатия океан разделился, и появилась Шветадвипа, Вайкунха и Кширодакашайи Вишну. В любом случае его формы одни и те же. Это не сакхья-раса. Иногда генерал жмет руку солдату. Иногда мы можем в одной «расе» увидеть присутствие другой «расы». Сакхья она выше дасьи и любая «раса», которая находится выше по отношению к другим, содержит в себе признаки всех предыдущих «рас».

01:41:50 Шрила Прабхупада однажды сказал, что тот, кто пребывает в духовном мире в той области, где царит дасья-раса, некоторые из живых существ присутствуют и в области, где сакхья-раса одновременно. Живое существо созревая, вызревает в следующую «расу». Дасья-раса созревая переходит в сакхья-расу и дальше. И вы увидите, что те, кто являются друзьями Кришны, в другом месте являются слугами Кришны. Это шкала интенсивности любви. Даже родители Кришны, у них есть супружеская, брачная привязанность к Кришне, что является по сути мадхурьей. Но она проявляется у них как родительская любовь.

01:43:20 Но вот то, что вы сейчас спрашиваете, этот предмет называется раса-таттва, в котором обсуждаются эти вкусы. И предполагается, что обсуждать эти темы должны только те, кто научились контролировать чувства. Я всегда избегаю обсуждения раса-таттвы. Потому что я не могу сказать, что полностью могу контролировать свои чувства. Лучше эти темы обсуждать с Кришной Кшетрой Прабху или с Джаяпатака Свами, они способны контролировать чувства. Разные есть счета в банке в зависимости от деятельности, банк один и тот же, но кассы разные.

01:44:21 Я человек Бхагават Гиты. Даже мои способности обсуждать Бхагаватам ограничены первыми тремя песнями. Какую-то информацию я вам могу дать, но это будет похоже на то, что вы обратитель в кассу «Air India» с просьбой выдать вам билет «Air France». Вы можете спросить: «Когда там «Air France» отлетает?» Вам скажут: « В семь часов, секция JB, вот в той стороне». Но если вы скажете: «А дайте мне билет на этот рейс», то Вам скажут: «Извините, здесь «Air India», идите туда». Так что мое окошко – это окошко Бхагават Гиты. Мой предмет – это материя и дух, не «раса» и не «лила». Иногда даже дьявол читает Библию, так просто забыть Бога. И человек, который находится на таком чувственном уровне как я, не должен обсуждать раса-таттву.

01:46:06 Есть другие преданные: Падмалочана Прабху написал книгу на эту тему, Аударья Дхама тоже это очень красиво описывает. Но спасибо за то, что вдохновляете меня, я буду стараться лучше контролировать чувства и потом стану достойным, и тогда смогу обсуждать мадхурья, садхью и все остальные. Сейчас вот я говорю все это и я чувствую, что кто-то это через меня говорит. Но когда я говорю: ум, разум, дух, материя, я чувствую, что это отсюда исходит. В противном случае я слышу как будто это чужой голос через меня вот мадхурья может быть вплетена еще куда-то. А меня всё равно привлекает противоположный пол еще. Я все еще не могу контролировать свой гнев и страсть. Так что мне говорить о раса-таттве – это все равно, что дьяволу читать Библию.

01:47:34 До какой-то степени даже моя жена может обсуждать эту тему и я её слушаю и я знаю, что она гораздо более продвинутая, но не говорите ей, что я вам про это сказал, потому что я должен чувствовать, что я муж [смеется]. Я ей проповедовал, я сделал её преданной и поэтому мне всегда надо чувствовать, что я выше ее. Но иногда когда она говорит что-то о Джаганнатхе – из моих глаз текут слезы. А она в школу никогда не ходила и не может читать книги Прабхупады, она просто служит своему духовному учителю и покланяется божествам и она как русский спутник продвигается [смеется]. Вот такое Движение Харе Кришна.

01:48:42 Но есть касса, в которой дают билеты во всех направлениях в этом Движении, в ИСККОНе есть преданные, которые могут с божествами разговаривать, и они могут сказать: «Вот божества сказали вот так». Есть люди, которые пришли в ИСККОН прямо с пляжа, где увидели как преданные мантру повторяют, они побрились и как в чем были, так и пришли. Индрадьюмна Махарадж поет мантру на пляже и потом возвращается в храм, и люди в бикини приходят в храм, и становятся преданными, они даже не возвращаются за своими шмотками на пляж [смеются]. Я сам это видел!

01:49:57 Он на Амазонку ездил, и там дикое племя, которое в лесах жило и ело прасад, которым он их угощал, и потом они говорили ему: «Нет, мы никуда не хотим уходить от тебя». Они даже языком никаким не владели. И один абориген, когда корабль уже уплывал, говорил: «Я не хочу оставаться без тебя. Я хочу с тобой». Нет недостатка ни в чем в Движении Харе Кришна. Есть такие преданные, которые говорят о духе и материи как Атма Таттва, и есть люди, которые говорят о любви Нитьянанды к Господу Чайтанье, такие как Джаяпатака Махарадж. Так что это Движение – это величайшее благословение этому миру.

01:51:14 Но я бы хотел свои обсуждения ограничить тем, в чем я авторитетен. Но адрес я вам дам, куда обратиться, кто может ответить на ваш вопрос. Если вы хотите узнать что-то о любой философии в мире – обратитесь к Хридаянанда Махараджу и за шесть минут он вам расскажет все что говорил и не говорил Аристотель [смеются]. И все, что касается настроения шалаграмы – расскажет вам немедленно Кришна Кшетра Прабху, все скажет сразу. Все, что касается образования – спросите Бхакти Видья Пурна Свами. Все, что касается кухни – спросите Ямуну. Все, что касается как рисовать и какой формы Господь – спросите Джадурани, она скажет.

01:52:37 У меня есть целый список кого куда направить, кто вам что может дать. Я знаю этих людей, но есть другие, которых я еще не знаю, и они такие продвинутые. У нас в ИСККОНе так много продвинутых преданных. Посмотрите вот, десять тысяч лет это что-то вроде космического корабля. ИСККОН это что-то вроде космического корабля и обратный отсчет уже начался: 10, 9, 8, 7, 6… И через десять тысяч лет он улетит, время от времени будут какие-то ракеты, но даже в самый последний год, в десятитысячный год тридцать первого декабря, будет один палец на этом спутнике ИСККОНа.

01:54:03 И даже если вы одним пальцем коснетесь до этого спутника – будьте уверены вы уйдете обратно в духовный мир, в последнюю минуту хотя бы коснетесь. Так что, лучше не давать академической информации на какие-то очень глубокие темы, связанные с преданностью. На самом деле это называется «марьяда» - дисциплина, которой должен следовать оратор. Человек не должен говорить обо всем подряд. Хорошо. Последний вопрос.

01:54:50 [Из зала] Харе Кришна, можно вопрос? Ваше Святейшество, скажите, пожалуйста, в предыдущих лекциях вы как-то говорили, что человек должен отбросить свои костыли и научиться ходить, и я уже три дня думаю что же под этим подразумевается. [Атма Таттва дас] Наше сознание можно сравнить с настоящими ногами, но поскольку сознание осквернено гунами – у нас есть ложное отождествление «разум и ум». Если мы все будем отождествлять через это ложное отождествление «материальный ум и материальный разум», то мы будем двигаться с помощью костылей. Мы должны очистить покрытия, которые состоят из ума, разума и оскверненного сознания, и должны пытаться осознать истину с помощью своего сознания. Это происходит в процессе повторения мантры: [Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе].

01:57:16 Тогда «чит» (сознание) очищается. Вот, что я имел в виду говоря «отбросить костыли», это пример. Это не значит, что мы должны выбросить ум и разум как это делают имперсоналисты, наоборот, мы должны очистить ум, очистить разум, очистить своё я, оставаясь в Сознании Кришны. Прабхупада говорит об этом [изображает Шрилу Прабхупаду]: «Это вытекает из духовного уровня и проходит все уровни, начиная с умственного и кончая телесным. И Сознание Кришны – это не нечто, навязанное искусственным образом, это естественное состояние живого существа. Даже ребенок, даже собака может повторять Святые Имена». Сколько раз мы это слышали?

01:58:57 Мы должны очистить эти инструменты, которые у нас есть, и повторять «Харе Кришна». И каждый человек должен использовать все имеющиеся возможности, чтобы поддерживать Движение Сознания Кришны: изнутри, снаружи, откуда-то между, под или сверху. И мой пример с костылями должен вот в этом ракурсе рассматриваться. Здоровые ноги – это значит нормальное состояние сознания, сломанные ноги – это обусловленное состояние сознания. Костыль – это материальный инструмент, здоровье – это Сознание Кришны. Вот это упамана и упама. Если мы говорим, что эта девушка как павлин – это не значит, что у нее там из-за спины перья растут, это значит, что она красива [смеются].

02:00:31 [Переводчик читает записку из зала] Вот здесь написано: «Очень важный вопрос. Пожалуйста, задайте. Я заметил, что те преданные, кто строго следует по крайней мере внешне четырем принципам для меня лично менее сладки и приятны для сердца, чем те, кто менее заботится о принципах, но направляет своё сердце к Кришне. Пожалуйста, Ваше мнение. Это очень для меня важно». [Атма Таттва дас] Теперь я понимаю почему я такой сладкий [смеются]. Не из-за сахарного диабета [смеются].

02:02:03 Шри Чайтанья Махапрабху так сказал: «Некоторые преданные очень хорошо в «ачаре» (следуя точно всему как Адольф Гитлер [смеются]), а некоторые очень хороши в «вичаре» (в размышлениях). Может быть, в «ачаре» они не так хороши, но», – он сказал, что «если вы хотите удовлетворить меня, вы должны стать хороши и в том и в другом (как Шрила Прабхупада)». Шрила Прабхупада – самая сладкая личность из всех, которых я встречал и в этой жизни и за все жизни в этом материальном мире. Ни на одной планете, ни в одной вселенной я не видел более привлекательного человека. Во всяком случае, насколько я могу помнить и, судя по тому, что я читал о других людях.

02:03:22 Но он был совершенен в обоих отношениях: и с точки зрения «ачара», и с точки зрения «вичара». Есть другая группа преданных, которые хороши только в «прачаре», они хороши в проповеди, они могут пропагандировать хорошо. Они могут завалить (убить) людей книгами, на самом деле, они их не убивают, они меняют материальную концепцию на духовную. Они как бомбой заваливают его стопкой книг и потом спокойно считают доллары [смеется], а человек лежит заваленный: на голове – «Бхагават Гита», на груди – «Нектар преданности» и никак не может очухаться. Они хороши в «прачаре». Но самое лучшее – это быть совершенным в «ачаре, вичаре и прачаре».

02:04:44 В садхана-бхакти есть два уровня: есть деятельность в преданном служении, основанная на правилах и предписаниях, регулируемая, и есть спонтанное влечение к Кришне. Но мы не должны из этого делать вывод, что те, кто имеют спонтанную тягу к Кришне, не будут как следует следовать правилам и предписаниям. Это не правильная идея. Вот когда я присоединился к движению Сознание Кришны, я никогда не мог проснуться к мангала-арати, преданные толкали меня, вытягивали, тащили в ванную и лили на голову воду и тогда, вот если они так делали, я приходил на мангала-арати. Но на мангала-арати я делал то, что Хамсадута описывает.

02:05:59 Он говорит, что есть люди, которые могут спать лежа, есть люди, которые могут спать сидя, есть люди, которые могут спать стоя, есть люди, которые могут спать во время ходьбы. Атмананда – единственный, кто может спать танцуя [смеются]. Хамсадута начинал петь «самсара-даванала-лидха-лока» я в танце поднимал руки и потом вдруг слышался удар «бум». Я танцевал, танцевал – засыпал. И потом Локанатха Свами когда я не ходил на мангала-арати: я спал, застегнув до конца спальный мешок, Локанатха Свами приходил, садился рядом со мной и начинал мантру повторять. Я думал: «Ай ты, демон, ну че бы тебе куда-нибудь в другое место не пойти повторять? [смеются] Я тут пытаюсь уснуть. Вот ты не можешь спать, зачем тебе мне сон портить?» [смеются].

02:07:48 Но он радом со мной сидел и гладил меня по голове еще [изображает Локанатху Свами] и повторял, а я думал: «Уходи отсюда». И тут наступало время гуру-пуджи и он мне: «Атмананда, не мог бы ты встать?». И потом я ему начинаю описывать, что я на данный момент чувствую. Я говорил: «У меня спина потеет, уши ломит, голова болит». Он сказал: «Если у тебя все эти признаки, должно быть, ты скоро помрешь» [смеются]. И тут начиналась гуру-пуджа, но я все еще спал, иногда подпевая в промежутках когда просыпался. Но когда я слышал [шарира авидья-джал], немедленно я просыпался. У меня есть такой опыт.

02:09:22 И сейчас у меня есть тоже какой-то опыт. Где бы я не находился – я встаю раньше всех. Вот он спит. Шативаса еще спит, а Атма Таттва уже встал и ходит там как привидение [смеются], и даже магнитофон включает. Я заставлял себя когда учился вставать рано утром, постоянно заставлял себя, но сейчас все, я научился, никому не надо меня будить, даже если я сплю после обеда. Если мне скажут, что в четыре часа надо выходить – в три тридцать я проснусь. У меня есть будильник, но я просыпаюсь без будильника. Я всегда просыпаюсь за десять минут до того, как будильник зазвонит. Сейчас я спонтанно следую этому правилу.

02:10:45 Так что спонтанное следование – не значит не следовать правилам, это значит спонтанно следовать правилам: спонтанно просыпаться рано утром, спонтанно повторять [Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе] и спонтанно я осознаю пределы, в которых я могу понимать вещи и поэтому я отказываюсь, зная свои пределы, обсуждать раса-таттву. Но вот эти спонтанные преданные – они очень, действительно, сладки. И спонтанный преданный может очень строго, как Гитлер следовать правилам и предписаниям, и делает он это лишь с единственной целью – подать пример другим своим ученикам. Если вы чувствуете, что вас влечет к какому-то преданному, который на спонтанном уровне, то это здорово, следуйте ему.

02:12:24 Но не думайте, что если кто-то очень строго следует правилам и предписаниям, то у него нет этого спонтанного влечения, его сердце тоже с Кришной, но у них есть дети, ученики. И если они не будут так строго этому следовать, их ученики превратятся в сахаджий, поэтому извне они выглядят иногда очень жесткими. Если меня влечет к какому-то преданному, то ничего в этом плохого нет, но я должен ценить всех преданных: и таких очень строгих, и сладких. Мы должны всех ценить, но вы можете следовать за тем, за кем хотите. Нет никаких правил армейских в преданном служении.

02:13:40 Следуйте за тем, кто вам нравится. Если вас кто-то вдохновляет – за тем и следуйте. Даже если у вас другой духовный учитель, нет ничего плохого в том, что если вы будете следовать какому-то другому преданному. Придите к своему духовному учителю и скажите ему: «Я чувствую вдохновение, общаясь с этим человеком, можно я ему буду следовать». Духовный учитель никогда не скажет вам: «Нет, не вдохновляйся, наоборот, почувствуй полное разочарование и уйди в майю». Следуйте за теми, кто вас вдохновляет. И если я вдохновляю вас…

транскрибирование: Екатерина Кузьмичева | Новомосковск | Россия | 27 января 2015