Часть1. Жизнь Шри Чайтаньи Махапрабху. Глава 1.

20 апреля 2011
Юга-аватары Шри Кришны. Явление златого Господа Шри Чайтаньи. Метод поклонения и причины явления Кришны в Кали-югу. Ночные киртаны Махапрабху.
аудиокнига для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 9
длительность: 00:21:11 | качество: mp3 192kB/s 29 Mb | прослушано: 315 | скачано: 196 | избрано: 7
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

Юга-аватары Шри Кришны

00:00:12 Частья первая «Шри Чайтанья Махапрабху». Пришествие Златого Господа. В поучениях Карабхаджаны Риши мы находим упоминание различных йугаватар, эпохальных Богонисшествий. Упоминание йугаватары века Двапары таково:

00:00:50 двапаре бхагаван шйамах пита-васа ниджайудхах
шриватсадибхир анкаиш ча
лакшанаир упалакшитах

00:01:01 «В Двапара-йугу Господь Кришна нисходит в божественном Образе цвета темной грозовой тучи, в молниеподобно сияющих одеждах. На теле Его – дивные украшения, грудь Его помечена знаком шриватса и держит Он Своё оружье». Вслед за описанием Богонисшествия Двапара-йуги, следует упоминание аватары века Кали:

00:01:28 ити двапара урв-иша
стуванти джагад-ишварам
нана-тантра-видханена
кала апи татха шрну

00:01:39 Риши говорит: «О царь, остановившись на Двапара-йуге, я закончил описание эпохальных Богонисшествий, приходящих напомнить людям об их обязанностях в данное время. Господь приходит и говорит нам: “Поступая так-то, вы обретете величайшее благо”. После Двапара-йуги же, о царь, наступает век Кали. Богонисшествие эпохи Кали описывается в различных местах Писаний, и сейчас я поведаю тебе о нем». Затем Риши говорит:

00:02:16 кршнa-вaрнaм твишакршнaм
сангoпангастра паршадам
йаджнaих санкиртанa-прайаир
йаджaнти хи су-мeдхасах

00:02:27 В сдержанных тонах этот стих объясняет явление Шри Чаитанйи Махапрабху. Обычно кришна-варнам означает темноцветный; однако твиша-акришнам означает: «Его сиянье не темное». Ему, окруженному Своими спутниками, поклоняются процессом санкиртаны, – воспеванием святого Имени Кришны, а поклоненье сие воздают высокоразумные люди. Джива Госвами объясняет смысл этого стиха параллельным:

00:03:03 aнтах кршнaм бaхир гаурам
даршитангади-вaибхавaм
кaлау санкиртанадйаи смa
кршнa-чaитанйам ашритах

Явление златого Господа Шри Чайтаньи

00:03:15 «Я предаюсь Шри Кришне Чаитанйе Махапрабху, кто извне – цвета золота, но по сути – Шри Кришна Собственнолично. В эту эпоху Кали Он являет Свои ипостаси, совершая совместное пение Имени Кришны. То же, что темный внутри, означает, что Он внутренне Кришна; светлый снаружи Он потому, что златом сияют эмоции Радхи, какими покрыт Он. В эпоху Кали этот Златый Господь совершает санкиртан, а Его ипостаси, вечные спутники и чистые бхакты, поют вместе с Ним» . Кто-то может толковать кришна-варнам как «тёмный Он и сиянье тёмно Его». Однако, как такое возможно? Это было бы излишним многословием. Сочетание твиша и акришнам означает, что цвет Его кришна, черный, однако сияние – акришна, не черное. Тогда кто-то может сказать: «Не черный не обязательно означает золотой». Ответ можно найти в Шримад-бхагаватам.

00:04:28 Однажды Васудева послал во Вриндавану жреца-астролога Гаргу Риши провести маленькому Кришне церемонию наречения именем. Прийдя в дом Нанды Махараджа, Гарга Риши так объяснил причину своего прихода: – Твое дитя уже немного подросло,- сказал он,- пора совершить церемонию наречения именем. Именно тогда Гарга Риши произнес следующий стих:

00:04:56 асан вaрнас трайo хй aсйа
грхнaтo 'нуйугам танух
шуклo рактас татха пита
иданим кршнaтам гатах

00:05:07 «В предыдущих воплощеньях, в зависимости от эпохи, этот мальчик имел различный цвет тела – белый, красный и золотой. Сейчас же Он тёмнолик». Он сказал: «В Сатйа-йугу Кришна приходит бледнотелым; красным – в Трета-йугу, но также Он приходит золотым. Сейчас же, в Двапара-йугу, цвет Его тела тёмен». Здесь упоминается золотой цвет, поскольку именно этот цвет был явлен в эпоху Кали. Существует также еще упоминание золотого цвета в Упанишадах: йада пашйа пашйате рукмa-вaрнaм. «Кришна, Верховный Брахман, являет Себя Златоликим». Рукма варнам означает золото. В данном случае также, не темный означает золотой.

Метод поклонения и причины явления Кришны в Кали-югу

00:06:06 Кришна хотел прийти как аватара этой эпохи, а также выполнить то, что обещал во Вриндаване: «Я буду петь славу гопи, а в особенности – Радхарани. Я буду петь Ее Имя, Ее славу и кататься в пыли». Но Радхарани возразила: «Я не позволю Твоему телу быть пылью покрытым из-за катания по земле. Уж лучше покрою Тебя Я Своим сиянием». Настроение Радхарани и Ее сияние охватили Кришну, когда Он нисходил сюда в век Кали. Это не происходит во все Кали-йуги, но только в особую.

00:06:46 Во все дни Брахмы, йугаватара приходит ежевечно, однако изначальный Кришна – лишь раз в день Брахмы, то есть каждые 4,3 миллиарда лет. В таких случаях свайам бхагаван (Изначальная Личность Бога) является вместе со Своими Обителями – Вриндаваной и Навадвипой. Кришна и Махапрабху не приходят сюда одни – с Ними нисходят подходящие спутники и атрибуты. В эту эпоху Кали Господь выполняет двойную задачу: пролповедует нама-санкиртану и, что более важно, стремясь вкусить сладость (расу) Себя, Он принимает настроение Радхарани. Он есть Сама Раса. Кришна думает: «Какова глубина этой высочайшей расы во Мне? Я хотел бы отведать ее». Но сделать это могут только преданные, поэтому, с целью испробовать Себя как Кришну, – первоосновную, конечную и совершеннейшую Обитель Расы, Господь занял положение Радхарани. Только Радхарани может вкушать высшую степень расы и, чтобы вкусить Свой Собственный внутренний экстаз, Он принял Ее природу, Ее настроение и темперамент. И низошел Он именно по этой причине. Его первым долгом было распространить нама-санкиртану; вторым же, внутренним, личным, – совершить бхаджана-вибхаджан – в настроении Радхарани вкусить Свой Собственный экстаз. Находясь с Раманандой Райем, Сварупой Дамодарой и другими близкими спутниками в Пури, в течение двенадцати лет Он непрестанно вкушал великий океан единенья в разлуке. Последние двенадцать лет все Свое время Он был поглощен вкушением той сладости.

00:08:52 Главный метод поклонения этому Богонисшествию – санкиртана. Гауранге и Его атрибутам нельзя поклоняться без нее. Гауранга – провозвестник санкиртаны, Он любит санкиртану, и лишь санкиртана доставляет Ему удовольствие. Лишь имеющие значительные заслуги будут поклоняться Ему этим процессом. Толпа посредственностей не сможет примкнуть к Его походу. Но те, кто имеют хорошее внутреннее руководство, кто удачливы, смогут уловить самый дух Истины и вовлечься в процесс нама-санкиртаны. Скудоумный не в состоянии определить что хорошо, а что плохо и насколько что-либо драгоценно. Он не может ни понять эту высочайшую линию мысли, ни следовать ей. О человеке следует судить по его идеалу, по его стремлению к высшему. Если идеал велик – человек велик. Но что должно быть высочайшим идеалом? Любовь.

00:09:58 Любовь превыше всего. Это самая редкая и самая ценная вещь. Божественная Любовь и красота – высшее, что известно миру, и тот, кто способен понять это, – действительно обладает истинным разумом (су-медхасах). Того же, кто имеет это своим высочайшим идеалом, следует считать человеком высшего уклада. Только он может понять и практиковать санкиртану. Только он может быть допущен на этот путь, принят в дело удовлетворения Верховного Сущего воспеванием Его святого Имени. Об этом говорит Шримад-бхагаватам, об этом говорят Махабхарата и другие Ведические Писания. Карабхаджана Риши, последний из девяти величайших йогов, дал нам ключ к пониманию Шри Чаитанйи Махапрабху как особого эпохального Богонисшествия. Инкарнацию этого века Кали он описывает весьма таинственно. Мы можем недоумевать о причине такой неясности; многие аватары описаны очень четко, однако когда Шримад-бхагаватам описывает Шри Чаитанйу Махапрабху как являющегося Богонисшествием эпохи Кали, это делается очень туманно. Ответ можно найти в поучениях Прахлады Махараджа: «О Господь, – говорит он, – одно из Твоих Имен – Трийуга, означающее что Ты нисходишь в трёх эпохах – в Сатйу, в Трету и в Двапару, но не в Кали. Почему? Потому, что инкарнация эпохи Кали покрыта тайной: чханнaх кaлау йад aбхавaс три-йугo 'тха са твaм.

00:11:47 Здесь мы находим ключ к причине загадочного представления Шри Чаитанйи Махапрабху, – причине, по которой Он был представлен лишь удачливым и разумным душам (су-медхасах) и недоступен душам ординарным.

00:12:03 дхйeйам сада парибхавa-гхнaм aбхишта-дoхам
тиртхаспадам шивa-виринчи-нутам шаранйам
бхртйарти-хам пранaта-пала бхавабдхи-пoтам
вaндe мaха-пуруша те чaранаравиндам

00:12:21 «О Махапрабху, Твои лотосные стопы являются высшим объектом медитации, поскольку они не только уносят боль материального существования, но и одаривают превысшим исполнением всех чаяний тех, кто принимает их кров. Твои лотосные стопы очищают даже святых людей и места паломничества. Господь Шива и Господь Брахма всегда стремятся принять прибежище Твоих лотосных стоп. О Махапрабху, Ты укрываешь всех, кто просто склоняется пред Тобой. Предавшихся слуг Ты избавляешь от всех страданий. На величественном судне Твоих лотосных стоп мы можем пересечь океан материальных страданий. О Махапрабху, я почтительно склоняюсь к Твоим стопам». Упомянув о Богонисшествии века Кали, Шримад-бхагаватам неожиданно начинает эту песнь во славу великой йугаватары – Шри Кришны Чаитанйи Махапрабху. Вслед за стихом, намекающим на аватару Кали-йуги, торжественным голосом Бхагаватам начинает петь Ему хвалу. Кришна-варнам означает тот, кто всегда описывает Кришну, тот, у кого на устах всегда «Кришна, Кришна, Кришна». Другое значение этой фразы: «Сам – Кришна, но сиянье не темное». Глубже всмотревшись, под Его золотым сиянием мы обнаружим темное тело Кришны. В мир этот Махапрабху явился со Своими атрибутами, а служение Ему воздается лишь санкиртаной, божественным Звуком общей мольбы. По этому признаку мы можем распознать Его божественное положение.

00:14:25 Шри Чаитанйа Махапрабху – скрытая инкарнация; Он пришел переодетым. Этой аватаре поклоняются те, кто наделен божественным разумом. Таким таинственным образом описывает Шримад-бхагаватам Шри Чаитанйу – Личность самобытнейшую и сверхординарную, а затем провозглашает Его благородство и величие. Шримад-бхагаватам объясняет: «Тот, кто приходил как Рамачандра и Кришна, явился вновь; пришел Он, чтобы направить вас к подлинной исполненности жизненных стремлений. На благо всем, Он принес сладчайший нектар; лишь помышляйте о Нем – и все ваши тревоги прекратятся. Это Богонисшествие очищает все святые места паломничества, очищает всех святых лишь Своим прикосновением, Своей санкиртаной – величайшей вещью высочайшего мира. Даже Брахма и Шива, потрясенные Его дивным даром, разразились безудержными восхвалениями. Они страстно жаждут принять кров Его лотосных стоп в самопредании. Терзанья всех, кто начинает служить Ему, прекращаются, а их внутренние чаяния исполняются. Он заботится о любом Ему предавшимся; такая душа – под защитой, и все, в чем она только может нуждаться, – дается. И, в этом мире, где бал правит смерть, где нет остановки чередованию рождений и смерти, в мире, где жить не желает никто, – великое судно берет нас на борт и увозит долой из адских условий. Да падем же к стопам того величавого Господа, что пришел дать нам высший нектар». Шримад-бхагаватам продолжает:

00:16:39 тйактва су-дустйаджa-сурeпсита-раджйа-лакшмим
дхармиштха арйа-вaчaса йад aгад aранйам
майа-мргам дайитайeпситам aнвaдхавaд
вaндe мaха-пуруша те чaранаравиндам

00:16:55 «О Верховный Господь, Ты оставил Богиню Удачи и Ее великие богатства, от которых так тяжело отрекаться, и коих ищут даже полубоги. Дабы твердо установить принципы религии, во исполнение проклятия брахманы, Ты отправился в лес. Желая освободить греховные души, избравшие иллюзию наслаждений, Ты ищешь их и награждаешь преданным служением. В то же время, Ты ищешь Сам Себя – Шри Кришну, Прекрасную Реальность». Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур объяснял, что хотя этот стих, казалось бы, относится к Господу Рамачандре, который, исполняя волю отца, оставил Свое царство и отправился вместе с Ситадеви в лес, он относится также и к Шри Чаитанйе Махапрабху. Шрила Вишванатха Чакраварти извлек из стиха его внутреннее значение и объяснил его применительно к Махапрабху. Тйактва су-душтйаджа-сурепсита-раджа-лакшмим означает, что Он оставил царское процветание, от которого очень трудно отказаться. В общем смысле это прослеживается в жизни Господа Рамачандры, однако Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит, что сурепсита-раджа-лакшмим означает драгоценное преданное общество Вишнуприйадеви.

00:18:27 С материальной точки зрения это может не казаться чем-то великим, однако глубокосердное самопредание, выказанное Вишнуприей, гораздо превосходит любые царские воздаяния. И Ему пришлось оставить все это. Подобный уровень жертвенности и служения невозможно найти нигде, даже среди великого общества полубогов. Но, ради благополучия других, Махапрабху пришлось закрыть глаза на настроение любовного служения Вишнуприйи. В этом стихе упоминается проклятие брахманы. Как-то брахмана сказал Шриману Махапрабху: – Я хотел бы участвовать в Твоих ночных киртанах, при которых Ты вкушаешь кришна-лилу, однако двери заперты.

Ночные киртаны Махапрабху

00:19:17 Когда Шриман Махапрабху совершал киртану, постигая враджа-лилу Кришны, это делалось глубокой ночью и при запертых дверях. Однако брахмана считал себя очень квалифицированным и религиозным, поскольку питался одним молоком:
– Я должен быть допущен в киртану, – сказал он, – я не ем ничего, кроме молока; почему бы вам меня не пустить? Шри Чаитанйа Махапрабху ответил:
– Млекоедение не является квалификацией для получения доступа к Кришна-сознанию.
– Тогда я проклинаю Тебя: не быть Тебе семьянином! – бросил возмущенный брахмана.
– Хорошо, – ответил Махапрабху, согласившись с проклятием. Впоследствие Он принял саннйасу и, чтобы спасти погрязшие в майе души, стал за ними охотиться. В то же время, хотя и являясь Самим Кришной, Он принял настроение Шримати Радхарани. Свою, казалось бы, мирскую жизнь Махапрабху оставил по двум причинам: нести благо людям и после этого, провести следующие двенадцать лет изведывая глубочайшие чаяния Шримати Радхарани, – искать и искать Свое внутреннее очарование, Свою сладость. Вот что пришел Он показать миру. Так, таинственным образом, Шримад-бхагаватам свидетельствует о великощедром явлении Шри Чаитанйадева.