материальный мир
В ведической терминологии материальный мир это мир иллюзии, находящийся под управление Майа Дэви. Часто можно встретить выражения «мир Майи» или просто Майа. Материальный мир можно сравнить с клиникой для душевно больных. Здесь проходят реабилитацию души пожелавшие достичь успеха и обрести счастье самостоятельно, не принимая во внимание Абсолют и главный принцип его творения. Конечно, многие из этих заблудших душ понимают, что Бог существует и что всё подчинено его воле, но отношение их к нему остаться неизменно потребительским. Они просят исполнить их желания и беспокоятся лишь о собственном существовании и наслаждении. Ибо всю их жизнь пронизывает эгоизм от «любить себя и жить только ради себя» до расширенного, «любить только свою семью, любить только свой город, только свою нацию, или только людей». Им дано в управление материальное тело и мир безжизненных вещей. Ум и разум в совокупности с ложным самоопределением (ложным эго) являются их проводниками в мире где все временно.
Всё в материальном мире управляется тремя гунами (тамас-притупление, раджас-страсть, сатва-благость) и временем. Майа все время подбрасывает пищу для ума в виде различных мирских целей или объектов наслаждения, уводя нас в новые круговороты перерождения. Основной принцип мира материи это баланс или справедливость. Мир майи сравнивают со сном, так как душа не прибывает тут, а как бы мнит себя деятелем по средствам ложного эго, видит сон в котором ей кажется, что она человек или полубог или ворона и что она обязательно добьется здесь счастья. Материальный мир напоминает компьютерную игру, из которой невозможно вытащить заигравшегося ребенка. Ребенок полностью отождествляет себя с персонажем игры и испытывает весь спектр эмоций от позитивных до негативных. Забыв на время, кто он на самом деле, он испытывает счастье и впадает в гнев находясь в илюзорном мире игры.
Бхагавад Гита 15.1 «Всевышний сказал: Писания гласят, что вещественный мир подобен баньяновому дереву, корни которого растут вверх, а ветви вниз. Это дерево существует вечно, хотя и живет недолго. Его листья — ведические изречения. Зная, как устроено это дерево, человек постигает смысл священных писаний.»
Шридхар Махарадж: Корни окружающего мира берут начало в нематериальном мире, в обители Всевышнего. Это дерево произрастает от Всевышнего, а следовательно, удаляется от Него. Ветви, растущие вниз, означают: чем больше душа действует из корыстных побуждений, тем в более низкие формы жизни она опускается. В ведах это дерево называется Ашваттха — эфемерное или, буквально, «то, что не доживет до завтра». При этом оно вечно, поскольку вырастает всякий раз, когда души (частицы сознания) начинают действовать ради собственной выгоды — заново выстраивать цепь причин и следствий (карму). Листья на этом дереве олицетворяют собой последствия деятельности, описанной в разделе вед под названием Карма-канда. В Ведах также объясняется, что до тех пор, пока живые существа действуют из корыстных побуждений, дерево будет расти и плодоносить. Другими словами, хотя материальный мир произрастает из вечной иллюзии майи, он недолговечен. И хотя живые существа растят и питают этот мир своей деятельностью, они могут упорядочить эту деятельность с помощью вед, срубить дерево под корень и вырваться из его цепких ветвей.