Три плана бытия

Шри Чайтанья Сарасват Матх - 01 января 2012
Три плана Бытия: Мир эксплуатации, Мир отречения, Мир преданности. Подлинная реальность. Идея Абсолюта в философии Гегеля. Причина всех причин. Действия в интересах центра. Милость выше справедливости. Обратно к Богу – домой.
аудиокнига для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:20:17 | качество: mp3 108kB/s 15 Mb | прослушано: 334 | скачано: 162 | избрано: 1
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

Три плана Бытия

00:00:00 Я постараюсь изложить вам вобщих чертах суть предмета, не опираясь на какие бы то ни были религиозные концепции.

Мир эксплуатации

00:00:18 Прежде всего, мы должны понять, что существуют три уровня бытия: мир материального наслаждения, мир отречения и мир преданности. Все мы, в той или иной степени, пребываем сейчас в мире материального наслаждения. Но существовать в этом мире мы может только эксплуатируя других живых существ, поэтому мир наслаждения можно назвать миром эксплуатации. Шримад Бхагаватам 1.13.47: «Безрукие служат пищей тем, кто имеет руки; те, у кого есть ноги, поедают безногих; сильные живут за счет слабых.»

00:01:33 Всё живущее в этом мире: и деревья, и трава, и пресмыкающиеся, - может оставаться в живых только благодаря эксплуатации других. Но? согласно третьему закону Ньютона, каждое действие вызывает равное и обратно направленное противодействие. Используя других, живое существо становится их должником, и вернуть свой долг ему придется в следующем рождении, оказавшись в более низком, более зависимом положении. Таким образом, подчиняясь закону действия и противодействия, многие дживы (души) то возвышаются, то падают, постоянно рождаясь и умирая в этом материальном мире.

00:02:26 В человеческом обществе эксплуатация достигает наивысшей степени. Здесь каждый пытается жить за счет других. По-другому существовать вэтом мире просто невозможно, поскольку это мир эксплуатации.

Мир отречения

00:02:49 Буддисты, джайны, последователи Шанкары и многие-многие другие пытаются выбраться из круговорота рождения и смертей и отыскать мир, в котором не существует ни эксплуатации, ни её последствий. Для того, чтобы неподчиняться закону противодействия, закону кармы, они пытаются найти мир отречения, или отрешенности. Так они приходят к концепции самадхи – глубокого сна без сновидений – идее полного отречение от объективного мира и погружения в своё субъективное бытие. Не позволяя своим чувствам действовать на низшем уровне, они всегда остаются в субъективном мире, как будто глубоко спят, не видя снов.

Мир преданности

00:03:53 Вайшнавы – те, кто служат Верховной Личности Бога, знают, что существует также и третий мир – мир преданности. Преданность противоположна эксплуатации. В мире материального наслаждения каждый стремится использовать других, но в мире преданности любая частица исполнена желания служить окружающим. Но не только им, поскольку истинный ключ к жизни этого мира - служение Центру. Мы - частицы единого целого, поэтому каждый из нас должен быть предан Средоточию – центру этой целостности.

00:04:48 В ведической литературе мыможем найти такие слова: «Стремитесь найти Того, познав Кого, вы познаете всё» (Мундака Упанишад1.3). Существует некий Центр, познав который, вы познаете все, и достигнув которого, вы всего достигаете. Суть всех Вед – поиск этого Центра. Мы должны пытаться найти Его.

00:05:29 Сначала кто-то может посчитать эту цель нелепой. Знанием одного познается всё? Достижением одного достигается всё? Как такое может быть? Только безумец способен сказать подобное! В ответ на это можно привести аналогию из «Шримад Бхагаваты» 4.31.14: «Когда Вы поливаете корень, питание получает всё дерево. Если вы отправляете пищу в желудок, насыщается всё тело». Подобным образом, если вы оказываете служение Центру, вы служите всему. Это откроет Вам путь в мир преданности. Отвергнув как мир эксплуатации, так и мир отречения, пытайтесь вступить на землю преданности.

Подлинная реальность

00:06:39 Вы – атма, душа – частица подлинной реальности, искаженным отражением которой является мир эксплуатации. Естественное положение каждой частицы Целого - посвящать себя Ему, подобно тому, как каждая клетка здорового тела работает на благо всего организма. Существуя ради себя, она будет лишь эксплуатировать другие клетки. Бесполезность и пустота подобного существования очевидны. Любая деятельность должна осуществляться ради интересов Целого, то есть Центра. Об этом говорит «Бхагават-Гита» 18.66: Кришна говорит: «Оставь все прочие дхармы (обязанности) ипросто предайся Мне».

Идея Абсолюта в философии Гегеля

00:07:52 Теперь я хочу представить эту концепцию с другой позиции. Великий немецкий философ Гегель утверждал, что Абсолют - изначальная причина всего сущего, - должен обладать двумя неотъемлемыми качествами: быть Сам-по-себе и Сам-для-себя. Сам по себе означает, что Он -причина своего собственного существования и ни что иное не сотворило Его. Если бы Он был создан, высшее положение занимал бы его творец. Следовательно, Абсолют должен быть анади – вечно сущим и никем не сотворенным.

00:08:48 Согласно второму неотъемлемому качеству Абсолюта, Он существует Сам для себя, то есть только ради собственного наслаждения, но не для удовлетворения кого-либо ещё. Если бы бытие Абсолюта было предназначено для наслаждения кого-то другого, Он занимал бы второстепенное положение.

Причина всех причин

00:09:18 Итак, Абсолют должен обладать этими двумя качествами. Он - своя собственная причина, и Он существует только ради собственного удовлетворения, ради осуществлениясвоих целей. Абсолют Сам по себе и Сам для себя. Даже малейшее колыхание травинки происходит по Его воле. Любое событие, любое происшествие не может быть ничем иным, как исполнением воли Абсолюта. Поэтому всё происходящее - его лила, его игра. Однако мы движимы эгоистическими интересами: интересами нашей семьи, страны, может быть даже всего человечества, но всёэто - лишь крошечные частицы бесконечного Абсолюта. Столкновение бесчисленных эгоистических желаний неизменно приводит к конфликтам и страданиям. Поэтому необходимо отказаться от своих так называемых частных интересов и, преодолев своё невежество, попытаться обрести положение частицы, всегда действующей ради Целого.

Действия в интересах центра

00:11:04 Суть «Бхагават-Гиты» заключена в словах Кришны: «Оставь все прочие обязанности и предайся Моим стопам. Я освобожу тебя от всех бед, которые ты только можешь вообразить» («Бхагават-Гита» 18.66). Иными словами, необходимо помнить о преданности воле Целого, Абсолюта. Сейчас все обязанности, которые кажутся нам столь важными, связанны лишь с нашими личными интересами. Оставьте их и без остатка посвятите себя Ему!

00:11:53 Когда полицейский присваивает хотя бы три рупии, его ожидает наказание, но если он убивает в интересах своей страны, его награждают. Точно так же любые ваши действия ради удовлетворения Целого - благо, но все, что вы сделаете ради собственной выгоды или в интересах какой-либо другой группы людей, повлечет за собой наказание.

00:12:27 Работая на предприятии, мыне имеем права брать взятки, но так же мы не должны объявлять забастовку и прекращать работу, потому как производственный процесс остановится. Таким образом, ни эксплуатация, ни отречение не приводят нас к подлинному благу. Совершенно очевидно, что эксплуатация порочна сама по себе, но и отречение не лучше неё. В мире же преданности каждый посвящает себя служению Центру, то есть Целому.

00:13:16 Без пищи организм не может существовать, однако для того, чтобы питательные вещества попали в желудок и распределились по всему телу, каждый орган должен выполнять свои задачи. Подобно этому живые существа исполняют своё истинное предназначение только служа Целому. Такого рода жизнь и есть вайшнавизм. Мы - лишь частицы Целого и должны всецело посвятить себя Ему, выполняя каждый свои обязанности. Пищу отправляют ни в нос, ухо или куда-либо ещё, но только в желудок, и тогда питательные вещества распределяются по всему телу. Соответственно потребностям каждого органа, и весь организм будет здоров. Все мы - частицы единого мироздания. И наш долг-жить ради Целого. Это путь самоотверженности, самоотдачи, самопредания.

Милость выше справедливости

00:14:41 Откуда мы знает об этом? Из Священных Писаний, которые есть проявление Абсолюта и от посланников того мира – святых, нисходящих сюда для того, чтобы помочь падшим душам достичь гармонии. Учение о высочайшей гармонии принес на землю Шри Чайтанья Махапрабху, который объяснял необходимость преданного служения основываясь на «Шримат Бхагаватам» – книге, почитающейся венцом всех Священных Писаний. Он говорил,что ни сила, ни власть не являются самым высшим; выше них стоит знание. И хотя знание господствует над силой, оно, в свою очередь, подчиняется самому высочайшему принципу – любви и милосердию. Незнание и не сила, но любовь дарит нам полноту жизни. Милость выше справедливости. Справедливость существует только там, где есть необходимость в правилах и законах, но в царстве Абсолютного Самодержца, который является Абсолютным Благом, нет страха и тревог, там некого опасаться. Всевышний есть бесконечная любовь и нежность, и Его царство - наш дом.

Обратно к Богу – домой

00:16:35 Что такое дом? Это место, где мы окружены любовью и заботой. Здесь не нужно думать о своих собственных интересах, потому что онас всегда позаботятся, ведь это наш дом. Такова обитель Абсолюта. Поэтому высочайшее положение, какого можно достичь, – это возможность служить Его царству - царству Высшего Блага, источника и первопричины всего. Его мир исполнен нежности, любви, красоты и гармонии. К нему лежит наш путь.

00:17:29 Неправильно распорядившись свободой воли, мы сбились с пути, но сейчас нам указывают верное направление. «Идите домой, обратно к Богу, домой в высшую обитель,в землю любви». Такова в общих чертах Кришна-концепция, изложенная в «Бхагават-Гите» и «Шримад Бхагаватам», и её открыл миру Шри Чайтанья Дев. Наш Шри Чайтанья Сарасват Матх, вся Гаудия-миссия проповедует только это: «Идите к Богу, посвятите Ему всю жизнь, ибо Он неизмеримо выше справедливости, Его милость любовь и красота не знают границ!». Таково учение вайншнавов.

00:18:30 В любой религии отражена какая-либо грань Истины. Если изучить и сравнить все религиозные учения мира, мы сможем увидеть, что существует три плана бытия: мир эксплуатации, мир отречения и мир преданности. По своей истинной природе все существа принадлежат лишь одному из них – миру преданности. Однако, неправильно распорядившись свободой воли, они попадают в мир эксплуатации.

00:19:12 Будда, Джинна, Паришанатх помогли тем, кто желал избавиться от оков мира эксплуатации и последствий закона действий и противодействий. Они призывали к полному отречению, которое, как они учили, принесет душе счастье. Однако, отрешенность не избавляет душу от опасности вновь оказаться в ловушке мира эксплуатации. От неё можно избавиться лишь в мире преданности, где души обретают подлинную свободу. Здесь каждая душа исполнена преданности и объединяет их служение Целому, Абсолютному Благу. Возможностью осознать это обладает лишь человек, именно поэтому человеческая жизнь столь драгоценна. Общество святых, садху, помогает нам выбраться из сетей эксплуатациии достичь земли любви, преданности и нежности.

транскрибирование: Елена Максименко | Донецк | Украина | 07 июля 2014