Мир, как виртуальная реальность

Владивосток - 16 октября 2007
запись эфира для начинающих из раздела «Ведическая философия» со сложностью восприятия: 3
длительность: 01:12:15 | качество: mp3 24kB/s 12 Mb | прослушано: 1443 | скачано: 1411 | избрано: 6
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

00:00:00 [Ведущая] Каждый вторник в 11 утра прямой эфир из Владивостока. Тушкин Василий Рюрикович, самое сокровенное знание только на Аюрведарадио и только для вас. Добрый день, уважаемые радиослушатели, рады вновь приветствовать вас на волнах Аюрведарадио. Технические трудности — в Москве выпал снег и были порваны наши провода, поэтому радио не работало. Но это не страшно, восстановили все настройки и очень очень рады быть с вами. У нас сегодня хоть и с задержкой, но в прямом эфире Тушкин Василий Рюрикович, самое сокровенное знание и тема «Мир как виртуальная реальность».Добрый день, Василий Рюрикович.
[Тушкин В. Р.] Здравствуйте.
[Ведущая] Мы прорвались сквозь все трудности и рады слышать вас на Аюрведарадио.

00:01:00 [Тушкин В. Р.] Я тоже рад слышать вас после некоторых технических перерывов, заминок.
[Ведущая] Итак, давайте начнем, у нас уже все в порядке.
[Тушкин В. Р.] Хорошо. Итак, сегодня мы продолжаем тему, которая связана с космосом. В прошлый раз я рассказывал о том, как устроен космос, иерархия его, рассмотрели космос по вертикали, рассмотрели его по горизонтали, выяснили, что познание космоса — это не просто изучение что здесь как устроено, какова комическая механика. Познание космоса — это понимание смысла, для чего он существует. Если вы помните, я приводил такую аналогию, что понять книгу — это не значит просто измерить её чисто физические параметры, вот, а прочитать её, понять смысл.

00:02:04 Итак, сегодня мы эту тему продолжим. Она будет называться мир как виртуальная реальность. То есть фактически это все таже тема о космосе, но немножечко под другим углом. Сегодня мы посмотрим эту тему с некоторой параллелью с современностью. Потому что сейчас мы наблюдаем одну такую интересную вещь, что люди пытаются моделировать искусственную реальность и в эту искусственную реальность они пытаются погружаться. Но существуют компьютеры, существуют компьютерные игры, существуют приспособления технические, шлемы виртуальные, наушники, очки. Одевая все это на себя оборудование, и подключаясь к компьютеру, человек может погрузится в другую реальность, которая может полностью захватить его.

00:03:04 И он совершенно забудет о том, кем он является, откуда он пришел там в этой виртуальной реальности, в этом погружении с ним могут происходить, как ему кажется, совершенно реальные вещи. То есть существуют разные уровни реальности и мы видим как люди пытаются создать свою. И именно эту аналогию я попытаюсь использовать для того, чтобы дать еще один как бы ракурс или взгляд на этот материальный мир. Хотя сам термин по себе виртуальная реальность кажется нам новым, совершенно недавно изобретенным, виртуальный обозначает мнимый. То есть реальность такая. Как бы созданная или кажущаяся. Вот. На самом деле человек не может придумать ничего нового. И вот этой вот свой деятельностью, попыткой моделировать, создавать новую мнимую реальность, он просто имитирует творца.

00:04:02 И если мы посмотрим под таким углом, то выяснится, что этот материальный мир — это тоже некая такая механическая пространственно-временная система, в которую погружены живые существа. Что их тела — это своего рода такие скафандры виртуальные, в которых живые существа действуют в этой реальности, совершенно забыв о другой реальности, из которой они пришли. И я выбрал один текст, даже из такого древнего ведического трактата, как Шриватбхагаватам, который прямо об этом говорит. 11-ая песня Шриватбхагаватам, там есть такая глава, которая называется начало материальной природы. И вот в 28 главе 11-ой песни Шриватбхагаватам в стехе пятом, есть такие слова, я их прочитаю. Они будут как раз отправной точкой для нашей дальнейшей беседы.

00:05:00 Итак, в этом тексте говорится: «Хотя тень, эхо и мираж являются всего лишь иллюзорным отражением реальных вещей, эти отражения порождают подобие реального, наполненного смыслом восприятия. Подобным же образом, хотя отождествление души физическим телом, умом и эго является иллюзорным, это отождествление порождает в человеке страх, который преследует вплоть до момента смерти». Итак, здесь говорится о том, что тень эхо и мираж являются всего лишь иллюзорным отражением реальных вещей. Действительно вещь может сама по себе быть объемной, обладающей какими-то характеристиками, такими как вкус, запах, вес и т. д. Но когда мы видим тень этой вещи, то тень плоскостная, двухмерная и в ней нет этой субстанции, то есть она только внешним контуром обладает таким же как изначальный предмет.

00:06:07 Эхо, хотя в нем содержится какая-то информация, она не является уже изначальным звуком. То есть на основе эхо мы не можем разговаривать с тем человеком, от которого этот звук изошел. Мираж также может представлять собой некую картину. Допустим в пустыне, где человека мучает жажда и жара, он видит мираж какого-то оазиса ,где какая-то влага, какая-то тень, какие-то плоды и т. д. Но реально он не может принять убежище в этом мираже ,потому что в нем нет этой вот субстанции, есть только кажущееся что-то. И вот эти образы здесь приведены для того, чтобы показать, что то, что мы называем сейчас реальностью, вот это вот материальное привычное, окружающее нас, действительность, она по сути подобна вот таким же вещам, как тень, эхо и мираж.

00:07:01 Другое дело, что та реальность, в которой мы сечас живем, она чуть более усложненная, скажем так, это уже более объемная тень, более конкретное эхо, более конкретный мираж, в котором уже можно как то жить. То есть более усложненная модель иллюзии. Вот. Не просто такая плоскостная или удаленная иллюзия. Более сложная иллюзия. Но она также является иллюзией, потому что она лишена вот именно этой сути, внутренней наполненности. Внешне она похожа на что-то настоящее, но на самом деле нет, как вот какие-то искусственные пальмы сейчас делают. Среди зимы они могут стоять, под снегом, украшать там какие-то помещения, тротуары, но это не есть настоящие растения. Интересно то, что вот эта идея о том, что нынешний наш мир является отражением, или скажем какой-то такой вот искусственной моделью другой реальности. Оно принадлежит не только ведической или вообще восточной традиции, подобные высказывания есть и у Платона.

00:08:03 Хотя в принципе есть мнение о том, что на мировоззрение Платона оказало влияние восточная, в частности ведическая культура. Так вот у этого Платона есть такое высказывание, что искусство этого мира — это есть не что иное, как тень тени, тень тени. То есть это обозначает, что материальный мир сам по себе является тенью духовного мира. А искусство — это тень уже материального мира. В этом смысле это тень тени. То есть материальным мир не является первичным, согласно Платону, он является лишь отражением. А то, что здесь люди пытаются, допустим, изображать, изобразительное искусство, то это уже отражение не изначальной духовной реальности, а отражение тени этой реальности. То есть в этом есть смысл этой фразы, что искусство — э то тень тени. И в действительности даже талантливый художник, который с фотографической точностью все отразил. Тем не менее он не может передать самой сути объекта.

00:09:04 Например, эти самые нарисованные деревья, они не дают цветов настоящих, пахнущих. Они не дают плодов, которые бы обладали вкусом и какими-то полезными соками, какими-то элементам, эти деревья не дают нам реально дров, они не дают прохладной тени, они не имеют массы, они не имеют объема. Это просто иллюзия реальных деревьев. Вот. Итак, искусство — это тень тени. Точно также те деревья, которые мы видим. Настоящие, так называемые настоящие деревья, они тоже в свою очередь являются тенью настоящих деревьев из священных писаний, в частности из ведической традиции, из таких эзотерических её разделов, мы узнаем, что изначальная или духовная реальность, она тоже очень конкретна. В ней тоже есть объекты, и здесь в этом материальном мире есть деревья только потому, что там они есть.

00:10:03 То есть тень, она не может отличаться как-то внешне от объекта, она может отличаться сущностью. Потому что там нет такой именно внутренней такой вот, глубинной субстанции, но внешними очертаниями она будет похожа на реальность. То есть точно также вот эти вот наши деревья, хотя они кажутся вот такими трехмерные, объемные и все на них есть, и листва, и цветы, и плоды, и как бы такая субстанция. И сущность у них есть. Тем не менее они являются лишь отражением изначальных духовных деревьев. А изначальные духовные деревья, то есть деревья духовного мира, их называют Халпаврикша. То есть это деревья, которые исполняют все желания. Волшебные такие деревья, они необычные, которые в этом материальном мире не встречаются. То есть очевидно, что в тех изначальных деревьях, там есть еще кое-что, какая-то глубинная субстанция, которой нет здесь, в этом материальном мире. Итак, этот материальный мир является лишь чуть более сложной, объемной такой тенью духовной реальности.

00:11:09 Однако, при помощи технических средств эту иллюзию или тень можно очень близко подвести, и на столько подвести её к реальности, что мы будем её путать с реальностью. Например, я помню еще очень давно были первые эксперименты, когда пытались показывать стерео кино. Помню в Москве, в кинотеатре Октябрь были специальные такие стерео сеансы и свем, кто пришел, выдавали у входа специальные такие очки, их одеваешь и, благодаря этим очкам, когда смотришь фильм, создавалось ощущение объемности событий. Если, там специальная была съемка как-то, если очки снимаешь эти, то на экране все двоится. А когда очки одеваешь, то как раз создается ощущение объема. Также есть детские книжки, на которые тоже вот нужно смотреть на картинки через эти вот специальные очки, и создается такое ощущение объема изображения. Хотя они в действительности плоские, но вот, благодаря всем этим оптическим фокусом, создается иллюзия объема.

00:12:09 И вот я помню тот эффект, который я испытывал. Какой-то был фильм не помню, таинственный монах назывался какой-то. Вот. И это еще было давно, в советские времена и вот там какие-то приключения значит идут, и вот в этих очках сидишь и смотришь, ка там происходят события ,когда там в лесу разожгли какой-то костер и значит из него повалил такой дым. Было такое полное ощущение, что дым с экрана прямо в зал идет. Потом какой-то всадник скакал значит через лес, и вот ветка от него отпружинила и я аж голову отбросил назад. Такое ощущение было, что я побоялся, что эта ветка сейчас ударит в меня. Вот. И в этом же лесу, вместе с этим всадником. Вот Сейчас еще добавляются в кинотеатрах такой звук окружной полностью, объемный. Вот. Всевозможные другие эффекты, всякие там квадроэффекты. Вот. И такое ощущение, что человек полностью находится во всех этих событиях.

00:13:09 Но в реальности с ним ничего не происходит. Если человек осознает, сейчас это просто определённая иллюзия восприятия. Вот. Однако, если мы отождествляем себя с этой иллюзией, вживаемся в неё, забываем об этом взгляде со стороны, забываем о том, что мы сами добровольно себя в эту иллюзию поместили, тогда вот эта иллюзия вполне реально способна ощутимо повлиять на нас. Вот. И именно вот этот вот эффект в виртуальной мнимой реальности используют в обучающих целях. Например, военные тренируются в виртуальной реальности для того, чтобы солдаты имели возможность почувствовать, что такое боевые условия, что такое поле боя. Они одевают виртуальный шлем, очки, наушники, вот, и значит, моделируется какая-то определённая воинская ситуация, он реально слышит какие-то взрывы, видит все, что с ним происходит, и он должен учиться реагировать на всякие разные ситуация на поле боя.

00:14:11 Вот. И сам он на столько погружается во все эти вещи, что он реально потеет, может закричать от страха, что еще с ним может произойти. То есть иллюзия влияет на него вполне реально, когда он забывает, что это иллюзия, когда он полностью себя с этим всем отождествляет. Был еще такой случай несколько лет назад, когда в Америке была премьера вот этого нашумевшего фильма «Страсти Христовы», когда значит, женщине, которая на этой премьере присутствовала, она на столько прониклась всеми этими страданиями Христа, которые показывали на экране. Как его там били плетьми и т. д. На столько все это реалистично было показано. На столько все это близко приняла к сердцу, что она умерла, прямо на сеансе умерла. То есть вот эта вот виртуальная или мнимая реальность в кино влияло на неё совершенно реально.

00:15:01 Хотя все, что собственно говоря, она видела, с точки зрения физики, это было просто движение света и теней на экране и т. д. Это не была реальность. Актер, который играл Христа, он реально не умер. Вот. Но она забыла о том, что кино — это по сути дела это иллюзия. Она полностью вжилась в эту ситуацию, она оказалась таким очень эмоциональным чувствительным человеком. Вот. И не смотря на то, что это было просто движение света и тени по экрану, то есть какого-то отражения реальности, и все, что бы ло в кино, это было в кино, это, так сказать, реально с актером не происходило. Вот. Тем не менее эта вот иллюзия так сильно повлияла на нее. Вот в этом смысле иллюзия становится для нас реальностью. Тогда, когда мы себя отождествляем со всеми этими вещами. Еще другой пример, известный очень со времен этого культового фильма матрица, который сделал некую попытку показать вот этот вот материальный мир изнутри.

00:16:02 То есть была приоткрыта немножечко, так сказать, вот эта вот шторка над всей этой вот механикой, как устроен материальный мир. Было показано, что живое существо на самом деле до этого Нео, до этого человека, которого эти люди, так называемые, пробужденные .которые поняли, что материальный мир, это некая такая просто модель, такая матрица, куда втянуты живые существа, они посажены в эти виртуальные костюмы физических тел. И вот эта вот система, она просто тянет из них энергию, делает из людей таких заложников своего рода. Вот. Через определённую технику. Им было вот это видение дано. То, что он почувствовал, увидел сам себя, как живое существо, которое находится внутри этого тела. Всякие там работают механизмы эти, потоки пран, движение воздуха туда-сюда. Вот. И это физическое тело не что иное, как наша мнимая сущность, временная, виртуальная, которая меняется с течением времени ,а кто мы такие сами и в чем наши истинные потребности, какова изначальная реальность .в которой мы должны жить, это как правило скрыто от большинства людей всякими такими внешними отвлекающими факторами, очень привлекательными.

00:17:16 Ну то есть эта виртуальная реальность, она полностью затягивает живое существо на столько ,что живое может остаться в ней, привязаться к ней и принять её за настоящую реальность. Так оно будет переживать все вот эти вот перепитии сюжета, взлеты и падения, приятные и неприятные вещи. Итак, в мире иллюзии, если все это виртуальная реальность, то что же есть настоящая реальность. Ведь иллюзия сама по себе, она не может существовать. То есть может происходить только от реального объекта. Если реального объекта нет, то и тени нет. Итак, Веды говорят о том, что изначальная реальность — это духовная реальность.

00:18:01 И главным признаком или характеристикой реальности является качество постоянства. Так эта характеристика абсолютной реальности. То есть качество сат, называется на санскрите, термин сат, значит вечность. Но материальный мир это называют термином асат. Асат это обозначает не вечный. Точно также предмет, он как правило, переживает тень. Тень может появиться, тень может исчезнуть. Тень появляется лишь при определённых обстоятельствах, но предмет существует более или менее постоянно. Точно также вот эта вот духовная реальность, она существует вечно. А материальная реальность, она появляется лишь циклично, при определённых обстоятельствах. И Веды говорят о том, что материя, она не сама по себе вот так привлекательно организовалась, а у этой материальной природы есть дизайнер. И вот в таком ведическом трактате, как Бхагавад-Гита, сам автор Бхагавад-Гиты, Кришна говорит, что все это материальное творение создается мной, и в какой-то срок оно опять уничтожается и все формы этого материального бытия, они исходят из чрева этой материальной природы.

00:19:14 Он говорит: «А я есть отец, дающий семя». То есть все формы, которые существуют, вот они не спонтанно, не стихийно возникли, а они возникли из определённых уже каких-то моделей. Если помните, когда я давал лекцию по поводу инвалюции или вот этой вот деградации человека, то мы говорили о таком понятии, как биджа. То есть биджа — это как семя или модель определённого тела, их существует 8 миллионов 410 тысяч вот этих вот определённых моделей тел в этом мире. И согласно своим желаниям живое существо получает костюм или вот эту вот модель. Или форму жизни, в соответствии со своими желаниями. Там уже в каждой форме жизни есть такие уже маленькие модификации кармические.

00:19:59 Существуют в зависимости от индивидуальной кармы живого существа. Итак. Материальный мир — это виртуальный механизм, который похож на детскую комнату для не послушных детей. Вот. Чтобы они играли там .пока не надоест. Вот. Родители как бы специально создают такой искусственный детский мир, все эти детские игрушечные железные дороги, какие-то там конструкторы и прочие, прочие всякие разные хитрости, вот, для того. Чтобы дети, так сказать, могли задействовать свою фантазию, свою энергию вот в этих игрушках. Они как-то так сказать, растут, подрастают, практикуются во всех этих вещах. Итак, материальная реальность является своего рода альтернативой для непокорных душ живого существа, существует свобода выбора. То есть мы узнаем из Вед, что живое существо, душа, является частью высшего живого существа.

00:21:00 То есть высшей души или Бога, по-простому говоря. И поскольку Бог — это абсолютно свободное и независимое живое существо, то мы как частицы несем в себе также частичную независимость. Но в этой независимости не было бы никакого смысла, если бы на не была реально предоставлена свобода выбора. То есть что выбирать. Есть только одна реальность — духовная реальность, Бог и т. д. Что выбирать, одно из одного? То есть выбор сам по себе, то есть свобода выбора подразумевает, что должно быть как минимум два вида реальности, которые мы можем выбирать. Итак, существует духовная реальность или реальность мира высшего, но как альтернатива, как гарант нашей свободы выбора, должна быть другая реальность, в которой также живое существо может попробовать себя реализовать. И вот для этого как раз и создается виртуальным или материальный мир ,как то, в чем мы можем попробовать себя, не зависимо от Бога, своё какое-то индивидуальное творчество, индивидуальное бытие попытаться практиковать.

00:22:07 И этот механизм сам материальный, он запускается при помощи фактора времени. То есть он работает как, как по часам, он заведен на какое-то определённое время. Как вот механизм какой-то включается, включается этот таймер. На пять минут, на десять и т. д. То есть этот материальный мир, он как механизм, он запускается именно благодаря энергии времени. Вот. И благодаря этому в космосе изменяются определённые космические циклы, меняются эпохи, меняются времена года, день или ночь и т. д. Маленькие циклы, большие циклы, об этом немножечко мы уже говорили. Вот. И это как бы время позволяет нам реализовать свои планы. Потому что на все нужно время. Есть желания какие-то и чтоб желания осуществились нужно время. То есть какое-то пространство нам дано, но чтобы какое-то пространство как-то покрыть, преодолеть, куда-то поехать. Для этого необходимо время.

00:23:07 Итак, пространство и время — это две необходимые характеристики для того, чтобы вот этот виртуальный механизм работал. И также в этой реальности существуют различные уровни, уровни нашего сознания. То есть мы осознаем ту или иную степень реальности в зависимости от нашего сознания. То есть есть у людей определённые знания и есть сознание. Так вот из знания зависят от того, каково их сознание. Вот. Если предположим сознание узкое, это обозначает, что человеку доступен только какой-то очень ограниченный пласт знания. У ребенка узкое узкое сознание, поэтому много знаний он вместить не может. Вот. И по мере того, как расширяется его сознание, сознание очищается, расширяется, растет, то ему становится доступно все более и более тонкое знание. Вот.

00:24:02 Поэтому материальный мир — это очень такая многоуровневая реальность, через которую мы как бы вот прорастаем по мере того, как раскрывается наше сознание. Мы входим все в более и более тонкие формы вот этой вот иллюзии. Как выйти из этого мира виртуальной реальности? Это возможно также, как можно выйти из кинотеатра. То есть иллюзия кино, она требует тьмы, определённой изоляции, света. Потому что для того, чтобы эта иллюзия хорошо смотрелась, нужна темнота. То есть все шторы закрывают, свет отключают. Тогда создается вот эта вот необходимая среда во тьме, проецируется свет на экран. Создается вот эта вот иллюзия. А на свету в кинотеатре кино не смотрят, потому что все тогда цвета становятся блеклыми. Также свет духовного знания, он рассеивает виртуальную реальность, показывая изнутри весь этот механизм.

00:25:03 Итак, каков же этот механизм? Как устроена эта виртуальная реальность? Коротко попытаемся это рассмотреть. Идея состоит в том, как я сказал уже, у души есть желание быть независимой от Бога, также как дети бывает, время от времени бунтуют против своих родителей, практически у каждого наверное есть такой опыт конфликта с родителями или попытка уйти из дома, начать какую-то самостоятельную жизнь. То есть это в принципе у нашей базовой психологии уже содержится. Вот. В строгом смысле слова, стать полностью независимым от Бога невозможно. Так как ребенок не может быть независим от родителя. Почему живое существо не может быть независимо от Бога? Потому что Бог, по определению Вед, является источником всех энергий. А все, что есть в этом мире, это просто энергии Бога, энергия пространства, энергия времени, всевозможные стихии, которыми мы питаемся, воздух, вода, какие-то микроэлементы, это все создано из различных комбинаций его элементов.

00:26:03 Поэтому мы не можем быть в строгом смысле слова независимы от него. Вот. Но мы можем только думать или воображать себе эту иллюзию, что мы независимы от него. И проявление этой иллюзии в нашем мировоззрении материалистическом видно, что мир как бы сам по себе сотворился и мы тут сами по себе завелись. Вот. Как приводится такой пример, что кому-то может показаться, что скорпионы рождаются из риса. Потому что личинки скорпиона очень похожи на зернышки риса, такие же длинненькие беленькие. Вот. И самка скорпиона откладывает эти личинки в рисе и их незаметно, практически невозможно отличить. А потом значит из них вылупляются эти маленькие скорпиончики и может показаться, что скорпионы родились из риса. Вот. Но совершенно очевидно для здравомыслящего человека ,что скорпионы обладают другой природой. Они не могут появиться из риса. Вот точно также у людей, одним из проявлений во этой вот иллюзии или ощущения своей независимости от Бога, является мировоззрение, которое гласит, что мы сами появились из материи.

00:27:11 Вот. Мы являемся проявлением материи. Это такая же иллюзия, что скорпионы появились из зернышек риса. Вот. Итак, души другой природы. Иначе почему мы пытаемся постоянно преодолеть эти вот ограничивающие нс материальные законы? Если бы материя была нам такой родной, то мы бы жили с ней в полной гармонии. Но мы видим, что живое существо постоянно враждует с материей, пытается её преодолеть. И даже в те времена, когда люди более или менее жили гармонично с материей, когда не было вот этой от, так называемой угрокармы или разрушительной деятельности, которая сейчас разрушает всю экологию, жизнь вокруг нас. Даже когда люди жили более менее гармонично с природой, всё равно этот контакт с природой материальной, гармония были очень относительными и временными.

00:28:02 Потому что в конце концов материя отторгает живое существо. Это называется смертью, когда душа уходит из этого тела, потому что тело становится уже, механизм этого тела ломается и оно становится неудобным для обитания живого существа, оно постоянно болеет или там какие-то уже несовместимые с биологической жизнью условия складываются и поэтому материальная природа отторгает живое существо. Оно идет в какое-то новое тело. До тех пор пока живое существо не поймет, что убежище для души необходимо искать не в физическом теле, а необходимо искать в духовной природе. То есть до тех пор, пока в душе сохраняется вот эта вот иллюзия в то, что она является порождением материи, до тех пор, пока она будет искать убежища в материи, до тех пор она будет получать вот эти все новые и новые виртуальные скафандры. То есть различные материальные тела, в которых по-разному устроены эти вот сенсорные органы, наши чувства и оно будет пытаться наслаждаться всевозможным набором объектов чувственного наслаждения.

00:29:07 Вот. Рыбы больше плавают, птицы больше летают, кто-то там больше бегает, кто-то, деревья, они больше стоят. То есть в разных условиях жизни живое существо может пережить разный опыт. Вот. Но все эти вещи связаны с желанием живого существа находится в материальной природе, и наградой за это является разрушение и смерть. То есть то, что постоянно материя отторгает сознание, материя отторгает душу, она вынуждена искать новое убежище, какое-то новое тело. Итак, из души исходит желание, желание быть независимым. Вот. Но в строгом смысле это невозможно, но есть, существует иллюзия, через мировоззрение материалистическое человек может испытывать иллюзию того, что он независим от Бога. И Бог, видя вот это вот желание души быть независимой от него, помещает её в иллюзорную реальность, где у нее как раз создается такое впечатление, что оно независимое.

00:30:03 И иллюзорная реальность материальная состоит из восьми материальных элементов. Это какие? Земля, вода, огонь, воздух, пространство, ум, разум и ложное эго. То есть пять грубых элементов и три тонких элемента, которые составляют нашу психику. И именно они связывают, сковывают душу, это такой как бы виртуальный скафандр, тонкий — тонкое тело. И потом физический грубый. Благодаря этому, благодаря особенно ложному эго, то есть ложному самоотождествлению, у живого существа создается эта вот иллюзия, что оно само по себе существует, оно независимо от Бога. Вот. И также эти восемь материальных элементов смешиваются с тремя гунами, то есть с тремя качествами материальной природы, благость, страсть и невежество в разных комбинациях и весь этот механизм запускается в действие энергией времени. И в этом процессе живое существо создает различную карму, определённые действия, сажает определённые семена, хорошие, плохие, смешанные.

00:31:07 В следствие этого получает разные реакции и все это порождает многообразие материальных видов жизни, различных желаний и т. д. То есть такая вот мешанина из восьми материальных элементов трех гун, разных желаний. И все это под воздействием времени крутится, вот так работает этот механизм мнимой или виртуальной реальности. Вот. И эта виртуальная реальность подобна компьютерной игре. В ней есть разные уровни сложности и разные уровни реальности. Предположим, если вы когда-нибудь играли в компьютерные игры, там есть разные условия, для новичков какая-нибудь игра без времени, без сложных условий, когда они просто привыкают к каким-то базисным функциям. А потом по мере того, как уже их квалификация повышается, усложняются условия, им ставят какие-то временные лимиты. Вот. И уже они получают какие-то очки, бонусы, либо наказания за какие-то свои ошибки.

00:32:06 Вот. И те, кто осваивают такой этап, определённый уровень сложности, они имеют допуск уже к другому, более высокому уровню сложности. Вот. И постепенно, постепенно возрастают их какие-то награды и т. д. Вот. Пока в конце концов они не выходят победителями из этой игры. Вот. Точно также материальная реальность, она очень, вот эта вот виртуальная реальность, она очень многоуровневая. То есть есть живые существа, которые живут в примитивных виртуальных костюмах, какие-то простые очень формы жизни, в которых они решают очень простые задачи, питания, солнца, укрупнение, оборона, нет сложных задач перед ним не ставятся задача самоосознания, задача выхода из этой материальной реальности. То есть как бы решить эту игру полностью. Там нет таких задач. Вот. По мере того, как живое существо отживает эти простые формы жизни, отживает такие простые задачи, ему дается повышение, более высокие формы жизни, человеческая в конце концов ,в которой живое существо должно решить самую главную задачу.

00:33:11 То есть оно должно догадаться, что то, что сейчас мы называем жизнью, это не есть жизнь, это есть лишь отражение жизни. Это некий сон или такая вот компьютерная игра. Этот материальный мир, он действительно является таким вот очень сложным компьютером. Вот. Нынешние компьютеры, они просто являются подобием того. Потому что все, что не делает человек, как я уже говорил, все эти механизмы, которые мы изобретаем, они все имеют свой какой-то природный прообраз. Тот же компьютер — это не что иное, как, как сказать, попытка создания некоего такого мозга. То есть все вот эти компьютеры, они все есть в человеческом мозге. То есть это все попытка имитировать божественное творение. Вот эти вот какие-то изначальные механизмы.

00:34:02 Итак, до тех пор, пока живым существам не надоест эта вот материальная деятельность. Ибо пока они не поймут, что соприкосновение души с материей не может дать душе вечного счастья, вот эта вот игра, вот это вот погружение в материальную реальность будет продолжаться. В конце концов когда живое существо много-много раз прокручивается на этом вот чертовом колесе, перерождения, колесе сансары, получая разные формы жизни, набивая себе шишки. Какой-то опыт в конце концов у него появляется. И уже живое существо начинает потихонечку уже разочаровываться в материальной реальности и начинает понимать, что контакт души с материей не может принести душе высшего вкуса ,потому что материя и сознание, душа, они обладают совершенно разной природой. То есть душа живая, источник жизни сама по себе.

00:35:01 Спиритон, если помните, я вводил понятие такое. То есть частичка духовной энергии, которая обладает одними качествами, вечность, знание, счастье, это потенциальные качества спиритона. А материя не дает вечности, потому что материя находится во времени. Поэтому вечность разбита на отрезки и воплощения. Вот. Знание высшее не реализуется в материи, в материи просто какое-то такое утилитарное знание о том, как действовать, как жить, есть ,спать и т. д. Вот. Но живому существу требуется другое высшее знание о своем предназначении. И материальная природа такого высшего знания душе не дает. И что касается третьего аспекта души, блаженства или ананда называется. Вот. Это такое концентрированное счастье. Вот. То здесь живое существо из материи не может его получить. Оно может только какое-то кратковременное чувство наслаждения от контакта. Может что-то потрогать, что-то попробовать на зуб, понюхать, посмотреть. Вот. Но удержать вот это вот счастье, испытать его в каком-то таком глубинном варианте оно не способно.

00:36:03 Потому что сама по себе материя, она очень такая приходящая. Как вот поток, как примерно, пытаться наслаждаться здесь в материальном мире — это примерно тоже самое, что попытаться поймать отражение луны в воде. Вот. Луна висит в небе и она отражается в реке или в озере. Если вы попытаетесь это отражение схватить, вы ничего не поймаете. Потому что это просто отражение. Вот точно также попытки живого существа в этом материальном мире наслаждаться, они подобны такой вот попытке поймать отражение луны в реке. Вот. И по этой причине мы видим, что чем больше живые существа пытаются наслаждаться материальной реальностью, тем более они разочаровываются. Вот. И поэтому образ человека, который ведет такую жизнь на полную катушку, который не контролирует своих чувств, который полностью погружается в материю, это человек очень усталый. Очень разочарованный, с такими уже потухшими глазами.

00:37:08 Вот. Он все попробовал, он везде был, он все знает, в конце концов это надоедает. Это само по себе говорит о том, что материя ни в каком варианте не способна дать самому живому существу вот это наслаждение, ананда. Именно по той просто причине, что материя и душа, они разные по природе. Но под воздействием иллюзии живое существо считает себя порождением материи. Поэтому у него множество разных планов о том, как стать счастливым в этом материальном мире. Вот. Но когда вот эта вот иллюзия начинает постепенно уже разрушаться под воздействием многократно повторяющегося опыта, всех этих ошибок, когда живое существо на одни и теже грабли неоднократно наступит, тогда начинает задумываться в чем дело. Вот. Если это живое существо удачливое и ему попадается духовное знание, тогда человек начинает догадываться, что этот мнимый или виртуальный мир не является его родиной, не является для него настоящим убежищем.

00:38:10 И он начинает думать над тем, что где-то есть настоящий мир, поскольку тень без реального объекта не может существовать. Тогда начинается такой уже активный поиск со стороны живого существа. Вот. И для того, чтобы оторваться от отражения и увидеть реальность, нужно развернуться на 180 градусов. То есть представьте себе, что вы стоите перед зеркалом и смотритесь в него. И вот вдруг в этом же зеркале увидели какого-то человека, который там тоже отразился. Увидели его отражение. Это не сам человек. И поэтому для того, чтобы увидеть самого человека, а не его отражение, для этого вам надо отвернуться от этого зеркала на 180 градусов, чтобы увидеть самого человека. В этом случае вы уже будете контактировать не с его отражением, не с тенью, а с реальностью.

00:38:59 Вот. Точно также для того, чтобы увидеть настоящую реальность необходимо, сначала мы видим только отражение этой духовной реальности в материальной. Но когда мы начинаем понимать, что духовная реальность, она в прямо противоположном направлении находится, тогда и происходит уже определённый элемент отречения от этого материального мира. Он естественно происходит постепенно. Вот. То есть духовное знание позволяет нам развернуться на 180 градусов. То есть поменять полностью вектор или направление своей деятельности, своего сознания. Вот. То есть это духовное знание помогает человеку обрести вот это особое видение, когда мы способны отличать дух от материи, когда мы способны из этой вот смешанной реальности выделять, что здесь вечного и настоящего, а что здесь есть мнимого и проходящего.

00:40:03 Итак. В этом мире настоящими, так сказать, объектами, которые относятся, обладают качествами вечности являются только душа, живое существо и сверх сознание или Бог сердца .сверх душа, которая сопровождает душу во всех телах. Вот это вот два объекта, обладающие качеством вечности и потому они могут нас, они реальны, по-настоящему реальны. Все остальное, наши тела, планеты, все эти строения, внешние формы материальной природы — это все является мнимой или виртуальной реальностью, которая находится в потоке времени. И поэтому все эти вещи разрушаются. И только душа и сверх душа, то есть душа и Бог, они обладают вечной природой. Поэтому они не разрушаются. И потому разумный человек начинает понимать, что вместо того, чтобы строить какие-то долгосрочные контакты с материальной природой, лучше всего попытаться завязать вот эти вот прочные отношения с тем, кто обладает самой природой, природой вечности.

00:41:09 И когда душа начинает соприкасаться с высшей душой, тогда появляется уже вкус духовной жизни. Не просто знание. Вот. А именно вкус духовной жизни. Потому что пережив настоящий вкус, живое существо способно лишь тогда, когда оно соприкасается лишь с родной природой, когда душа касается души или душа касается сверх души. Вот в этом привлекательность. Да? То есть вот когда люди общаются по душам, это приятно. Понимаете? Именно когда по душам они общаются. Так люди и говорят: «Давай пообщаемся по душам». Вот. А когда люди общаются на чисто материальном уровне, то это тоже может приносить какое-то удовлетворение, но лишь непродолжительное время. Потому что это совсем другая природа, это низшая природа. И поэтому живое существо ,которое относится к высшей природе, не может быть долго и постоянно счастлива вот этими низменными формами общения.

00:42:05 Вот. Поэтому даже люди, которые, допустим, очень страстно любят друг друга, привязаны друг к другу. Вот. Если в их общении нет вот этого элемента духовности, то все остальное очень скоро надоест. Потому что само по себе живое существо ,оно относится к другой природе. Мы видим, что так оно и происходит. Именно по этому причине люди женятся, выходят замуж, потом разводятся, потом опять, потом опять тоже самое. Меняют партнеров, прочие разные вещи. Это говорит все о том, что живые существа не удовлетворены именно такой вот низменной формой общения. Но если люди умеют общаться по душам в истинном смысле этого слова. То есть когда они как души пробуждены, когда они обладают соответствующим знанием, подготовкой ,когда их внутренние чувства очищены, то это совсем другое качество общения, совсем другое качество жизни. Вот. Поэтому цивилизованный человек — это не только человек, который просто на компьютере умеет работать.

00:43:03 Вот. А это человек, который разгадал вот эту вот загадку виртуальной реальность. Человек, который понял, что он является вечным живым существом, частицей вечного Бога. А вот это вот, что происходит вокруг него — это такая, так называемая большая виртуальная компьютерная игра, в которую он попал просто из-за своего вот этого вот единственного желания быть независимым. Поэтому вот настоящей победой в этой игре является выход из нее. То есть понимание того, как это все здесь устроено и что меня привело здесь. И когда внутри, в нашем сердце начинают меняться желания, когда мы хотим больше контактировать с духовной природой и узнаем о методах с этой духовной природой связаться, вот тогда начинает уже меняться сама жизнь живого существа.

00:43:57 Тогда мы имеем возможность из этой виртуальной реальности, то есть выйти уже, снять с себя все эти виртуальные шлемы, костюмы и т. д. То есть все эти вот искусственные чувства, искусственные чувства, вот эти внешние, такие притупленные материальные. Вот. И вернуться уже в изначальную духовную реальность. В этом собственно говоря, и состоит задача духовной жизни. Сейчас же мы видим, что люди двигаются прямо в противоположной направлении. Вот. Хотя сам по себе материальный мир уже является виртуальной реальностью, внутри этой виртуальной реальности, они хотят создать еще одну виртуальную реальность. То есть все вот эти вот искусственные игры наслаждения, плей-стейшены все и т. д. Все эти вещи. То есть они еще дальше уходят от реальности настоящей. Вот эта следствие того, что живые существа потеряли ориентиры. То есть они все глубже, глубже, глубже, глубже погружаются в материю, где их ждут все более и более глубокие разочарования. И духовное знание — это то, что как раз способно взять и развернуть живое существо на 180 градусов.

00:45:06 Вот. Потому что попытка уйти от реальности во все эти иллюзорные игры, она не может сделать живое существо счастливым. Это просто как сон или попытка страуса спрятать голову в песок и претендовать, что проблем не существует. Вот. Или скажем, наркоманы погружаются в какой-то наркотический бред или люди, употребляющие алкоголь и все теперь, как говорится, пьяному море по колено, для него нет никаких проблем, это попытка спрятаться от решения самой главной, самой основной проблемы жизни, от проблемы наших взаимоотношений с Богом. Вот. Поэтому в человеческой форме жизни стоит такая вот задача, и существует Веда, как звук, такой вот духовный звук, который идет из духовного мира, из высшего источника. И этот звук пробуждает живое существо.

00:45:59 Также как будильник утром пробуждает нас к реальности, отрывает нас от наших снов, приятных или неприятных и говорит: «Вот она реальность, вот она реальность». Хотя этот процесс пробуждения может быть немножко неприятным, мы пригрелись в постели, нам не хочется вставать, мы щуримся с такой гримасой на этот свет. Обратите внимание, если когда-нибудь вам приходилось кого-нибудь будить, вот человек спит и вы пробуждаете, у него такое мученическое выражение на лице, когда он открывает глаза и видит свет, он так начинает щурится. Потому что трудно сразу вот эти вот свои глаза, привыкшие к тьме адаптировать к свету. Поэтому. Хотя свет это хорошо. Вот. Человек, пробуждающийся, сначала болезненно на него реагирует. Он прикрывает глаза рукой, начинает еще как-то зевать, ворочаться какое-то время. То есть вот это вот возвращение к реальности. Оно может быть не всегда таким, кажется приятным. Вот. Но через какое-то время, когда человек встал, потянулся, пошел помылся, привел себя в порядок, он понимает, что все-таки да, вот эта жизнь, она предпочтительнее, чем жить в каком-то забвении, жить в каом-то сне, во всех этих виртуальных, то есть мнимых состояниях.

00:47:07 Вот. Точно также этот процесс пробуждения к духовной реальности, он может быть не всегда таким приятным, но тем не менее в этом состоянии задача человеческой жизни. Решение такой сложной проблемы. То есть мы должны за это время, то есть это игра на время. Пока мы живы в человеческом теле, мы должны решить эту самую главную задачу, понять, что мы не являемся этим материальным телом. Этот материальный мир, это просто, как сказать, как некий кинотеатр или такой виртуальный театр, где на сцене, в этом пространстве, под воздействием этого таймера, времени все здесь крутится, идут какие-то сюжеты, какие-то разворачиваются события. Вот. Но все это по кругу. Это более менее одно и то же. Здесь нет настоящего, настоящего вкуса, настоящего блаженства.

00:48:01 То есть природа души здесь не реализуется полностью. Вот. Поэтому благодаря вот этому воздействию духовного звука или воздействия Веды, которые исходят от самого верховного Господа. Живое существо имеет возможность пробудиться, понять, что оно является душой, а не телом и начинает действовать, как душа. То есть она начинает в свою жизнь привносить элементы духовной практики, которые и поддерживают в нем вот эту вот духовную бодрость, чтобы оно опять не уснуло, тобы оно опять не погрузилось в иллюзию. Вот. В этом и состоит задача именно человеческой жизни. Люди, которые решили эту задачу, они называются самоосознавшими или самореализованными душами. Вот. И это самая главная работа души. Все остальные виды деятельности, они нужны только для того, чтобы подвести нас к этому. Большинство людей думают, что работа нужна для поддержания себя. Да. Поддержание тела требует каких-то определённых усилий. Вот. Но при всем при этом нельзя допускать, чтобы потерялась наша самая главная деятельность, самая главная работа.

00:49:06 Потому что иначе это будет просто из жизни в жизнь одно и то же. Пережевывание пережеванного, вновь и вновь мы будем получать новые тела, вновь будет повторяться тоже самое. Вот. Поэтому эта задача как бы основная, главная задача, сначала нужно решить ее. Когда мы решили эту задачу, когда мы вышли на свободу из этого виртуального мира, вот тогда мы уже можем заняться как бы, так сказать, своими уже обустройством в вечность, что называется. А пытаться обустраиваться в мире, из которого нас завтра, послезавтра выкинут, это конечно не очень разумно. Вот. То есть нужно понять, что в этом материальном мире мы очень короткое время пребываем по отношению к вечности. Хотя в нашем мировосприятии кажется, что это очень долго. Я вот буквально несколько дней назад был в Китае, на пару дней туда ездил. Вот. И там, так сказать, просто были такие небольшие дела, короткие, некогда там было искать какую-то гостиницу.

00:50:02 И первую гостиницу, которую нам предложили, это была такая вообще бесплатная гостиница. Вот. С очень плохими условиями, что называется. Вот. И можно было начать устраиваться, там обустраиваться. Но мы подумали: «Нам здесь всего одну ночь переночевать, завтра нам уже обратно возвращаться, какой смысл?». Вот. Нужно решить самые главные вопросы, за которыми мы сюда приехали, а все остальное можно как бы перетерпеть. Вот. Точно также, когда мы не понимаем для чего человек живет ,для чего он в этом мире находится, он начинает решать не те задачи. Вместо того, чтобы решить главную задачу, задачу выхода из этой реальности, задачу вот этого понимания жизни, он начинает устраиваться в этом мире. Устраиваться, пускать глубокие корни. Какую-то здесь пытаться во временном мире реализовать свою вечную природу и естественно, что бестолковое занятие. Рано или поздно материя нас отторгнет, потому что мы разные от природы, опять же. Хотя воздух находится в воде, вода его отторгает, и воздух в виде пузырей на поверхность уходит, он уходит из воды.

00:51:03 Вот. Точно также душа тоньше, чем материя. Поэтому она долго в материи не задерживается, она уходит, она вырывается на свободу. Вот. Поэтому очень важно найти этот мир свободы, духовный мир, который описан в ведической литературе. Вот это мир настоящей реальности. А то, что мы имеем сейчас, вокруг нас — это мнимая или виртуальная реальность, которая создана для того, чтобы мы в ней попробовали себя в качестве независимого существа, потому что это была наша главная идея. Побыть в независимости от Бога. Вот. И когда живое существо понимает, что в высшем смысле это невозможно и глупо, и дорого обходится, к тому же потеря времени и т. д. Куча разных разочарований. Тогда живое существо принимает вот это решение о духовном развитии и с этого момента начинается его движение в правильную сторону.

00:52:01 Все. На этом вот в этот раз я закончу. Вот. И дальше как мы будем действовать, нам сейчас уже подскажет ведущая Наташа.
[Ведущая] Да. У нас вопросов очень много. И сейчас мы будем действовать очень просто. Я их буду вам задавать. Но предварительно вот я вам все их отправила.
[Тушкин В. Р.] Хорошо.
[Ведущая] Я начну зачитывать первый вопрос, его прислал слушатель, очень любознательный на мой взгляд, и стремящийся к знаниям. Хочет разобраться как же все на самом деле? Вопрос первый. А божества тоже играют в божеств? Бог солнца, например, в смысле это тоже заблудшие души или они здесь только для нас, чтобы создать эту материальную реальность? Ведь полубогов очень много или это тоже воплощения верховного Бога?
[Тушкин В. Р.] И то. И то. То есть так как все устроено в материальном мире, что полубоги сами по себе с одной стороны, они все являются воплощениями Всевышнего.

00:53:03 То есть тоже самое солнце, оно светится не своей энергией. В Брахмансанхити говорится, что в сердце солнца находится Шурьянараяна. Шурья — это внешнее божество, это джива, живое существо, подобное любому из нас. Просто обладающее большим благочестием, поэтому его, так сказать, произвели на такой высокий пост. Но по сути дела, солнце является глазом Всевышнего. В Бхагавад-Гите об этом рассказано. Вот. И вот эта вот его энергия, которая освещает три мира — это энергия духовного мира, это энергия брахмана, который исходит из духовной реальности. И вот этому Богу солнца, или Асуре, или Адите, как его называют еще разными именами. Вот. Ему просто дано время на вот это заведывания, или функция какая-то определённая. То есть можно сказать, что это тоже его игра, но просто поскольку он является более благочестивым и могущественным существом, чем мы .то ему дается более сложный механизм взаимодействия.

00:54:03 То есть как скажем. В тюрьме есть разные заключенные. Одни уже вот-вот должны выйти или скажем такие, как бы раскаявшиеся и уже приближенные что называется к администрации. И они какие-то им дают больше свобод, больше доверяют. Вот. А кто-то, так сказать, в таком .его держат в жестком теле, в карцере, потому что он такой непокорный. Вот. Ему не дают каких-то больших полномочий. Вот. То есть полубоги — это тоже обусловленные живые существа, но они являются по отношению к нам конечно же более освобожденными, поэтому им доверяют вот эти вот определённые высокие функции. Но если посмотреть под другим углом, то все они являются с рода такими вот функционерами, за которыми стоит сам верховный Господь. Потому что в строгом смысле слова все полубоги, они являются составными частями вселенской формы Бога. Хотя они могут это сами не очень так, не очень осознавать.

00:55:05 Вот. Также как рука не очень осознает сама себя. Она просто действует, повинуясь моим желаниям, моим импульсам. Вот. Точно также и полубоги, они действуют в соответствии с приказами верховного Господа, они с одной стороны являются живыми существами. Но шакти .или энергия, которой они наделены для функций, она является божественной. То есть в этом смысле они являются проявлением Бога самого. Вот так я отвечу на этот вопрос.
[Ведущая] Второй вопрос зачитаю. А почему для непокорных душ был создан именно материальный мир, а не какой-то другой духовный, например? Зачем создавать иллюзию?
[Тушкин В. Р.] Зачем создавать иллюзию? Потому что живые существа отказались от реальности. Где-то им нужно жить. Если они не принимают реальность, значит отражение реальности, или, скажем, антиподом реальности является иллюзия.

00:56:01 Вот. Они хотят этой иллюзии. Они хотят того, чего не может быть. То есть они хотят быть независимы от Бога. Это невозможно, потому что мы энергетически зависим от него всегда. Осознаем это или не осознаем, вот, но иллюзия состоит в том, что мы можем думать, что мы независимы от него. И вот этот вот мир, он как раз пронизан вот этой идеей, независимости такой, сепаратизма, самостоятельного существования. Мы думали, что вот это вот ложное эго, оно является основой практически такого мировоззрения в этом материальном мире. Вот. Поэтому как еще живым существам дать осуществить эти желания, кроме как не в иллюзии? Это вполне естественно.
[Ведущая] Итак, я продолжу. Третий вопрос. Самое благое — это просто выйти из этой игры. Спрашивает слушатель. Зачем же тогда помогать другим людям в их иллюзиях, лечить, давать знания? Получается любая поддержка, кроме истинного знания, лишь поддержка их в иллюзии?
[Тушкин В. Р.] Все дело в том, что духовное знание тоже бывает многоступенчатое.

00:57:02 Как предположим образование. Вот пошел ребенок в школу .в первый класс. И ему не дают сразу сложных вещей. Сначала должны быть какие-то основы знания. Вот. Потому что он не может сложного сразу понять. Но постепенно .постепенно, по мере того, как он проходит одни уроки, ему дают все более, более сложные. Точно также есть вот это вот чистое духовное знание, чистая духовная практика. И казалось бы почему не дать? Просто потому что люди не все могут все эти вещи переварить. Вот. Это представьте себе, что есть скажем напряжение в сети 220 вольт, вот, а ваш механизм какой-нибудь работает на 110 вольт. И существует адаптор, который, понижающий трансформатор, который половину этого напряжения сети забирает. Потому что если дать все 220 вольт на какой-нибудь механизм, который работает на 110 вольтах, он просто сгорит. Вот и все. Точно также есть абсолютная истина, но есть индивидуальное сознание живого существа, которое обладает определённой способностью переваривать на нынешнем этапе.

00:58:09 И в соответствии с уровнем этого человека, это знание немножечко адаптируется, то есть ему дается то, что он сейчас сможет переварить. Переварил, тогда мы можем дать еще что-то другое, более сложное. Вот. Поэтому кроме чистого духовного знания, которое является венцом всей духовной традиции, есть вот это вот немножко адаптированное, как вот понижающий трансформатор ведическое знание, в форме науки о здоровье, той же Аюрведы или что-то еще. Васрту, астрология, которые говорят о духовности ,но говорят о ней немножко косвенно, потому что большинство людей вот так вот впрямую, в лобовую принять духовное знание не способны. Поэтому им нужно адаптировать. Это как вот знаете горькую таблетку чтоб человек проглотил, её покрывают таким сахарным налетом. Тогда она не будет такой горькой казаться. Точно также вот эти вот всякие различные адаптированные прикладные ведические науки, они являются своего рода вот такой вот приятной пилюлей, которая на самом деле содержит в себе самую суть и любой специалист в области той же ведической астрологии или Аюрведы, в конце концов, если вы его припрете к стенке, он вам скажет открытым текстом в чем причина всех проблем.

00:59:19 Он скажет вам, что причина всех проблем, наших кармических проблем или из области астрологии ли болезни, именно в том, что мы разошлись с Богом. В конце концов он скажет ам об этом. Но если вы его не будете спрашивать, он будет вам говорить всякие разные другие вещи. Он будет предлагать вам всевозможные какие-то там, так называемые нейтрализующие средства, или методы лечения, которые тоже будут действовать, потому что они соответствуют уровню веры или понимания этого человека. Вот. Но они не являются абсолютными или такими кардинальными методами разрешения ситуации. Потому что до тех пор, пока у живого существа есть тело, значит, у него будет какая-то карма, плохая или хорошая. Будут какие-то болезни, более суровые, менее суровые.

01:00:01 Вот. То есть пока живое существо привязано к материи и оно не находится в полном контакте с Богом, будут вот такого рода проблемы. Поэтому эти науки, они нужны как некие ступеньки, предположим, вот есть первый этаж, а есть второй этаж, но вы же не можете просто взять и отремонтировать, вы не можете просто перепрыгнуть. Да? Вам нужна лестница. Нужна лестница. Первая ступень, вторая, третья и т. д. Вот. Поэтому это как бы способ подняться постепенно до чистого духовного знания.
[Ведущая] Ну вот слушайте дополнение такое сделали. Имеется в виду не материальная помощь деньгами, а просто помочь машину отремонтировать, например, или ремонт в квартире помочь сделать?
[Тушкин В. Р.] Я немного не понял,это как относится к этому вопросу?
[Ведущая] Ну вот по поводу помогать.
[Тушкин В. Р.] Материальная помощь?
[Ведущая] Да.
[Тушкин В. Р.] Нет. Ну до тех пор, пока мы находимся в материальном мире, вот эти вот условности материальных отношений, мы вынуждены, как сказать, им следовать.

01:01:06 Всем членам своей семьи, что все сказать, я не тело, вы все не тело, мы вечные души. Поэтому я больше не буду зарабатывать деньги и вас поддерживать, питайтесь святым духом. Это будет вульгарное понимание духовного знания. Понимаете? Вот если у меня сгорела лампочка, я должен её заменить. Если у меня там какие-то материальные проблемы. Протек кран или что-то еще, я должен все это сделать. Не смотря на то, что все это виртуальная мнимая реальность. Я не могу её мгновенно игнорировать. То есть я должен иметь правильное понимание этой всей реальности. Но игнорировать я её не могу. Понимаете? То есть из этой иллюзии за один ход .как говорится, выйти практически невозможно. То есть требуется поступательное движение. Если живое живое существо попробует совершить какой-то такой резкий рывок выйти из материальной природы, то как правило, его утянет с такой же скоростью обратно. Вот. Поэтому существует постепенный процесс выхода из этой материальной природы.

01:02:02 Когда-то у нас была такая тема уровни йоги, карма йога, то есть отработка своей материальной деятельности, материальной природы, потом Гьяна йога, развитие знания. Потом Дьяна йога, развитие скажем уже там концентрации и т. д. Вот. И Бахти йога, как полная такая уже эстетическая внутренняя реализация души в служении Богу. То есть это поступательные этапы и человек не может форсировать этот процесс. Поэтому материальную природу мы не можем игнорировать. Поэтому сказать зачем помогать кому-то там в материальном плане или что-то еще, это абсурд. То есть мы можем с одной стороны понимать, что это виртуальная мнимая реальность. Но это не обозначает, что её нужно полностью игнорировать. Это обозначает, что мы должны погружать свое, смотреть на эту материальную реальность с позиций духа. Вот это будет правильный подход. Но игнорировать её, пренебрегать своими обязанностями, долгом, это будет неправильный подход. Незрелый подход будет.

01:03:02 [Ведущая] Следующий вопрос. Почему когда иногда произношу Махамантру, хочется зевать? И после получасового прочтения Махамантры, появляется ощущение, что вокруг какой-то свет? Или не свет ,но какая-то сила добрая и мягкая? Или почему когда желаю всем счастья, хочется, как кажется, беспричинно плакать?
[Тушкин В. Р.] Ну тут много вопросов в этом вопросе. Значит, если начать сначала. Почему, когда произношу Махамантру, хочется зевать? Скорее всего это роисходит по каким-то материальным причинам. Зевать человек. Кога челове зевает, это обозначает, что ему не хватает энергии. Сам по себе зевок означает, что он захватывает какую-то энергию. Ему не хватает, захватывает прану из внешней среды. То есть внутри все процессы происходят под воздействием вот этих вот потоков пран. Пять входящих и пять выходящих. И зевает человек тогда, когда он нуждается в энергии. Ему не хватает энергии, он вот таким зевком, как бы так непроизвольно засасывает из внешней среды.

01:04:07 Вот. Это обозначает, что человек может быть не выспался или просто потерял больше энергии, чем восстановил. То есть это какое-то нарушение режиме жизни. Вот. Перегруз. И поэтому тело самом пытается заглотить вот эту дополнительную прану. То есть это связано не с Махамантрой, как таковой, а просто, так сказать, с тем, что не совсем отрегулировано человек живет. Так же это может быть связано с какой-то неправильной асаной или как человек сидит, в какой-то такой позе, когда пережимаются определённые энергетические каналы и вот это вот нарушается какая-то циркуляция этих вещей. Вот. Тут может быт много разных факторов ,почему человек зевает. Но это однозначно связано с каким-то неправильным поведением в материальной природе, а не с Махамантрой, как таковой.

01:05:05 Вот. И единственно, еще один такой тонкий момент, может быть это когда мы не совсем правильно понимаем природу Махамантр, что мантра, звук имени Бога и сам Бог тождественны друг другу и когда уму кажется, что это какое-то бессмысленное занятие, то есть он не понимает, чем он занимается, произнося Махамантру, вот, то это также может быть как такая реакция на скуку. То есть скучно когда человеку, он тоже начинает много зевать, что это не удовлетворяет его внутренне. И вот ему кажется, что это все неинтересно и хочется переключиться на что-то другое. То есть поэтому Махамантра, хотя она является наиболее эффективной мантрой, практикой произнесения этих вот духовных вибраций, тем не менее она требует некоторой определённой подготовки. Когда человек понимает .к кому он обращается, зачем он обращается, что он делает. Вот. Тогда вероятнее всего он зевать перестанет. Вот. Но если в уме вот такая, знаете, такое вот невежество, там гуна такая тупость, то есть человек не понимает, чем он занимается, для чего он это делает.

01:06:07 Вот. Тогда вот такая реакция тоже может появляться. Что касается вот этих вот ощущений, что появляется какой-то свет или какая-то там добрая мягкая сила. Вот. Это как раз уже правильный эффект воздействия Махамантры, когда человек немножечко проникается этой вот духовной природой, и когда духовная природа входит в него. И духовная природа всегда характеризуется светом, добротой, мягкостью. Она рассеивает эти вот, смягчает все границы, смягчает все углы вот этой вот жесткой материальной реальности. То есть это сами по себе в принципе позитивные такие моменты. Вот. Что касается почему, когда желаю всем счастья, хочется беспричинно плакать? Это тоже вполне естественная реакция.

01:07:01 Потому что живые существа в этом материальном мире на столько погрязли в этой иллюзии, что когда реально видишь все это, хочется как-то им помочь, но ты видишь на сколько это вот иллюзия всеобъемлющая и на сколько мало людей пробудившихся, которые реально могут помогать, то возникает ощущение какой-то такой вот беспомощности. С другой стороны, слезы могут быть также определёнными слезами позитивными. То есть какими-то слезами благодарности или сострадания, или слезами, связанными с духовными переживаниями. То есть это обозначает, что пробуждаются правильные эмоции. Вот. То есть в материальном мире можно конечно по-разному плакать. Вот. Но в общем-то это из духовного мира эмоция сама по себе. Изначально все эмоции из духовного мира. Вот. Поэтому когда человек начинает настраивать свои чувства на правильный лад и правильно вести себя по отношению к другим живым существам, по отношению у Богу, тогда его эмоции начинаю также естественным образом восстанавливаться.

01:08:12 То есть это не плач горемыки, не горестный плач. Это совсем другая эмоция. Это уже более очищенная эмоция.
[Ведущая] Я зачитаю пятый вопрос. Какой смысл в чрезмерном уходе за телом, кроме как поддержания его чистым и более менее сильным? Имеется в виду умасливания всякие, купания. Хатха йога. Нужно ведь решать главную задачу.
[Тушкин В. Р.] Главная задача совсем не отрицает решение промежуточных задач. Хотя естественно ,что здесь надо знать меру. Предположим, у вас есть машина и вы на этой машине куда-то передвигаетесь по своим целям. Вот. И в принципе машина должна служить вам. Но также вы должны служить машине.

01:09:03 Для того, чтобы машина служила вам, вы должны также проходить регулярно техосмотр, смазывать что-то там такое, менять летнюю резину на зимнюю. Летнее топливо на зимнее и прочее, прочее, разные какие-т профилактические меры. То есть в целом машина должна служить вам. Но чтоб она служила вам, вы также должны служить немного ей. Точно также это физическое тело как некая машина, в которой мы передвигаемся по этому материальному миру и здесь очень важно не увлечься слишком сильно. То есть тело должно быть действительно здоровым, чистым, оно должно нормально работать, в нем должны функционировать праны. Для этого существуют какие-то там упражнения, асаны, гимнастики и всякие разные умасливания и прочие разные процедуры. Это все важно. Но ухаживая за машиной, мы должны помнить, что все-таки не мы для машины существует, а машина для нас. Вот. И для этого как раз и нужно прямое духовное знание, которое поможет нам вот эти вещи привести в баланс. Тоесть не потерять главную цель в жизни.

01:10:01 Духовное самоосознание к Богу. И при этом по этому пути ехать нормально, в здоровой машине, в здоровом теле. Вот таков мой ответ.
[Ведущая] замечательный ответ и замечательные вопросы. Сегодня очень замечательная была лекция. Спасибо большое вам, Василий Рюрикович, что были сегодня с нами.
[Тушкин В. Р.] Пожалуйста.
[Ведущая] Рады встречи с вами будем на следующей неделе. Можно ли узнать, какова будет тема следующей лекции?
[Тушкин В. Р.] Здесь можно выбрать несколько тем, такие еще, которые. Кажется не было темы ведическое социальное устройство, ведическая социальная система. Про вартшама карму кажется еще не рассказывал. Да?
[Ведущая] Да.
[Тушкин В. Р.] Ну вот можно эту тему рассмотреть. Варны отдельную взять. Потом ашамы отдельно. Потом отдельно тема можно отношения мужчины и женщины с точки зрения Вед. Хотя наверняка я эту тему уже рассматривал. Можно там какие-то сказать какие-то элементы я внесу, которые не были освещены.

01:11:02 Вот. Потом еще такую тему мы не рассматривали шесть внутренних врагов, работа как форма поклонения Богу и т. д. То есть есть еще вот такие вот темы, которые в принципе предназначены для начинающих людей, в которых. Так сказать. Не так много изотерики, то есть они такие более или менее доступные сами по себе. Вот. Признаки Калиюги, нынешней эпохи. Я не знаю, нужно или не нужно ли рассказывать об основах ведической астрологии. Потому что я видел, что знакома мне Альбина Курмашева что-то такое дает.
[Ведущая] Альбина у нас дает консультации.
[Тушкин В. Р.] Поскольку она преподает саму астрологию, просто она какие-то дает эти самые.
[Ведущая] Просто консультации проходят.
[Тушкин В. Р.] Просто консультации. То есть у меня есть в принципе есть тема основы ведической астрологии.
[Ведущая] Это будет очень интересно.
[Тушкин В. Р.] Вот эти вот вещи можно тоже как-то осветить.
[Ведущая] Замечательно.
[Тушкин В. Р.] Ну я думаю. Что может быть о логической социальной системе. Давайте с этого начнем.

01:12:02 [Ведущая] Слушатели нам пишут в сети, то, что вы перечислили. Да, да, да. Будем обязательно слушать. Спасибо вам большое, что были сегодня с нами.
[Тушкин В. Р.] Всего доброго. До свидания.
[Ведущая] До свидания, уважаемые радиослушатели. Это был Тушкин Василий Рюрикович в прямом эфире из Владивостока. И только. Только на волнах Аюрведа радио. Вы продолжаете слушать Аюрведа радио, оставайтесь с нами. [звучит музыка].

транскрибирование: Наталья Колоцей | Речица | Беларусь | 16 января 2012