Мир, как виртуальная реальность

Владивосток - 16 October 2007
Разные уровни реальности. Материальный мир - искусственная модель иной реальности. Отождествление с иллюзией затягивает живое существо. Что есть настоящая реальность? Причина создания материального мира. "Скорпионы не появляются из риса". Механизм мнимой реальности. Временная материя не даёт знания и счастья. Главная задача человека - пробудиться к духовной жизни. Обустраиваться в материальном мире бессмысленно. Вопросы и ответы.
запись эфира для начинающих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 3
длительность: 01:12:15 | качество: mp3 24kB/s 12 Mb | прослушано: 2393 | скачано: 2223 | избрано: 34
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Ведущая] Каждый вторник в 11 утра прямой эфир из Владивостока - Тушкин Василий Рюрикович "Самое сокровенное знание" только на Аюрведа-радио и только для вас. Добрый день, уважаемые радиослушатели, рады вновь приветствовать вас на волнах Аюрведа-радио. Технические трудности: в Москве выпал снег и были порваны наши провода - поэтому радио не работало. Но это не страшно, восстановили все настройки и очень-очень рады быть с вами. У нас сегодня, хоть и с задержкой, в прямом эфире - Тушкин Василий Рюрикович, "Самое сокровенное знание" и тема: «Мир как виртуальная реальность». Добрый день, Василий Рюрикович.
[Тушкин В. Р.] Здравствуйте.
[Ведущая] Мы прорвались сквозь все трудности и рады слышать вас на волнах Аюрведа-радио.

00:01:00 [Тушкин В. Р.] Я тоже рад слышать вас после некоторых технических перерывов, заминок.
[Ведущая] Итак, давайте начнем, у нас уже всё в порядке.
[Тушкин В. Р.] Хорошо. Итак, сегодня мы продолжаем тему, которая связана с космосом. В прошлый раз я рассказывал о том, как устроен космос: иерархия его; рассмотрели космос по вертикали; рассмотрели его по горизонтали; выяснили, что познание космоса — это не просто изучение что здесь как устроено, какова космическая механика, познание космоса — это понимание смысла для чего он существует. Если вы помните, я приводил такую аналогию, что понять книгу — это не значит просто измерить её чисто физические параметры, а прочитать её, понять смысл.

Разные уровни реальности

00:02:04 Итак, сегодня мы эту тему продолжим. Она будет называться "Мир как виртуальная реальность". То есть, фактически, это всё также тема о космосе, но немножечко под другим углом. Сегодня мы посмотрим на эту тему с некоторой параллелью с современностью. Потому что сейчас мы наблюдаем одну такую интересную вещь, что люди пытаются моделировать искусственную реальность и в эту искусственную реальность они пытаются погружаться. Но существуют компьютеры, существуют компьютерные игры, существуют специальные приспособления технические, шлемы виртуальные, наушники, очки - одевая всё это на себя оборудование и, подключаясь к компьютеру, человек может погрузиться в другую реальность, которая может полностью захватить его. И он совершенно забудет о том, кем он является, откуда он пришел в этой виртуальной реальности, в этом погружении с ним могут происходить, как ему кажется, совершенно реальные вещи.

00:03:18 То есть существуют разные уровни реальности, и мы видим, как люди пытаются создать свою. И именно эту аналогию я попытаюсь использовать для того, чтобы дать ещё один ракурс или взгляд на этот материальный мир. Хотя сам термин по себе "виртуальная реальность" кажется нам новым, совершенно недавно изобретенным, виртуальный обозначает мнимый, то есть реальность такая как бы созданная или кажущаяся. На самом деле человек не может придумать ничего нового и этой своей деятельностью - попыткой моделировать, создавать новую мнимую реальность - он просто имитирует Творца.

00:04:02 И если мы посмотрим под таким углом, то выяснится, что этот материальный мир — это тоже некая такая механическая пространственно-временная система, в которую погружены живые существа, что их тела — это, своего рода, такие скафандры виртуальные, в которых живые существа действуют в этой реальности, совершенно забыв о другой реальности, из которой они сюда пришли. И я выбрал один текст даже из такого древнего ведического трактата, как Шримад-Бхагаватам, который прямо об этом говорит, 11-ая песня Шривад-Бхагаватам, там есть такая глава, которая называется "Начало материальной природы". И вот в 28-й главе 11-ой песне Шривад-Бхагаватам в стихе 5-м есть такие слова, я их прочитаю, они будут как раз отправной точкой для нашей дальнейшей беседы.

00:05:00 Итак, в этом тексте говорится: «Хотя тень, эхо и мираж являются всего лишь иллюзорным отражением реальных вещей, эти отражения порождают подобие реального, наполненного смыслом восприятия. Подобным же образом, хотя отождествление души с физическим телом, умом и эго является иллюзорным, это отождествление порождает в человеке страх, который преследует его вплоть до момента смерти». Итак, здесь говорится о том, что тень эхо и мираж являются всего лишь иллюзорным отражением реальных вещей. Действительно, вещь может сама по себе быть объемной, обладающей какими-то характеристиками, такими как вкус, запах, вес и т.д., но когда мы видим тень этой вещи, то тень плоскостная, двухмерная и в ней нет этой субстанции, то есть она только внешним контуром обладает, таким же как изначальный предмет.

Материальный мир - искусственная модель иной реальности

00:06:06 Эхо, хотя в нём содержится какая-то информация, оно не является изначальным звуком. То есть на основе эха мы не можем разговаривать с тем человеком, от которого этот звук изошёл. Мираж также может представлять собой некую картину. Допустим, в пустыне, где человека мучает жажда и жара, он видит мираж какого-то оазиса, где какая-то влага, какая-то тень, какие-то плоды и т.д. Но реально он не может принять убежище в этом мираже, потому что в нём нет этой вот субстанции, есть только кажущееся что-то. И вот эти образы здесь приведены для того, чтобы показать, что то, что мы называем сейчас реальностью, вот эту материальную, привычную, окружающую нас, действительность, она, по сути, подобна таким же вещам, как тень, эхо и мираж.

00:07:01 Другое дело, что та реальность, в которой мы сейчас живем, она чуть более усложненная, скажем так, это уже более объемная тень, более конкретное эхо, более конкретный мираж, в котором уже можно как то жить. То есть более усложненная модель иллюзии, не просто такая плоскостная или удаленная иллюзия, более сложная иллюзия. Но она также является иллюзией, потому что она лишена вот именно этой сути, внутренней наполненности. Внешне она похожа на что-то настоящее, но на самом деле нет, как вот какие-то искусственные пальмы сейчас делают: среди зимы они могут стоять под снегом, украшать там какие-то помещения, тротуары - но это не есть настоящие растения.

00:07:43 Интересно то, что вот эта идея о том, что нынешний наш мир является отражением, или, скажем, какой-то искусственной моделью другой реальности - она принадлежит не только ведической или вообще восточной традиции - подобные высказывания есть и у Платона. Хотя, в принципе, есть мнение о том, что на мировоззрение Платона оказала влияние восточная, в частности, ведическая культура. Так вот, у Платона есть такое высказывание, что искусство этого мира — это есть не что иное, как тень тени. То есть это обозначает, что материальный мир сам по себе является тенью духовного мира. А искусство — это тень уже материального мира, в этом смысле это тень тени. То есть материальным мир не является первичным согласно Платону, он является лишь отражением. А то, что здесь люди пытаются, допустим, изображать, изобразительное искусство, то это уже отражение не изначальной духовной реальности, а отражение тени этой реальности.

00:08:49 То есть в этом есть смысл этой фразы, что искусство — это тень тени. И в действительности даже талантливый художник, который с фотографической точностью всё отразил, тем не менее он не может передать самой сути объекта. Например, нарисованные деревья, они не дают цветов настоящих, пахнущих, они не дают плодов, которые бы обладали вкусом и какими-то полезными соками, какими-то элементами. Эти деревья не дают нам реально дров, они не дают прохладной тени, они не имеют массы, они не имеют объема - это просто иллюзия реальных деревьев. Итак, искусство — это тень тени. Точно также те деревья, которые мы видим, настоящие, так называемые настоящие деревья, они тоже, в свою очередь, являются тенью настоящих духовных деревьев. Из Священных писаний, в частности из ведической традиции, из таких эзотерических её разделов, мы узнаём, что изначальная или духовная реальность, она тоже очень конкретна, в ней тоже есть объекты, и здесь в этом материальном мире есть деревья только потому, что там они есть.

00:10:03 То есть тень, она не может отличаться как-то внешне от объекта, она может отличаться сущностью, потому что в ней нет именно внутренней глубинной субстанции, но внешними очертаниями она будет похожа на реальность. То есть точно также наши деревья, хотя они кажутся такими трехмерными, объемными и все на них есть: и листва, и цветы, и плоды, и как бы такая субстанция, и сущность у них есть - тем не менее, они являются лишь отражением изначальных духовных деревьев. А изначальные духовные деревья, то есть деревья духовного мира, их называют Калпаврикша - это деревья, которые исполняют все желания, волшебные такие деревья, они необычные, которые в этом материальном мире не встречаются. То есть очевидно, что в тех изначальных деревьях, там есть ещё кое-что, какая-то глубинная субстанция, которой нет здесь, в этом материальном мире. Итак, этот материальный мир является лишь чуть более сложной, объёмной такой тенью духовной реальности.

Отождествление с иллюзией затягивает живое существо

00:11:09 Однако, при помощи технических средств эту иллюзию или тень можно настолько очень близко подвести к реальности, что мы будем её путать с реальностью. Например, я помню ещё очень давно были первые эксперименты, когда пытались показывать стереокино. Помню в Москве, в кинотеатре Октябрь были специальные стереосеансы и всем, кто пришёл, выдавали у входа специальные такие очки, их одеваешь и, благодаря этим очкам, когда смотришь фильм, создавалось ощущение объёмности событий. Там специальная была съёмка, если очки снимаешь эти, то на экране всё двоится, а когда очки одеваешь, то как раз создаётся ощущение объёма. Также есть детские книжки, на которые тоже нужно смотреть на картинки через специальные очки, и создаётся такое ощущение объёма изображения, хотя они в действительности плоские, но благодаря всем этим оптическим фокусам, создаётся иллюзия объёма.

00:12:09 И вот я помню тот эффект, который я испытывал. Какой-то был фильм, не помню, "Таинственный монах" назывался и это ещё было давно, в советские времена. И вот там какие-то приключения значит идут, и в этих очках сидишь и смотришь, как там происходят события, когда там в лесу разожгли какой-то костёр и значит из него повалил такой дым. Было такое полное ощущение, что дым с экрана прямо в зал идет. Потом какой-то всадник скакал, значит, через лес, и ветка от него отпружинила и я аж голову отбросил назад. Такое ощущение было, что я побоялся, что эта ветка сейчас ударит меня в этом же лесу, вместе с этим всадником. Сейчас ещё добавляются в кинотеатрах звук, окружающий полностью, объемный, всевозможные другие эффекты, всякие там квадроэффекты. И такое ощущение, что человек полностью находится во всех этих событиях.

00:13:09 Но в реальности с ним ничего не происходит. Если человек осознает [не слышно] это просто определенная иллюзия восприятия. Однако, если мы отождествляем себя с этой иллюзией, вживаемся в нее, забываем об этом взгляде со стороны, забываем о том, что мы сами добровольно себя в эту иллюзию поместили, тогда эта иллюзия вполне реально способна и ощутимо повлиять на нас. И именно этот вот эффект виртуальной мнимой реальности используют в обучающих целях. Например, военные тренируются в виртуальной реальности для того, чтобы солдаты имели возможность почувствовать, что такое боевые условия, что такое поле боя. Они одевают виртуальный шлем, очки, наушники, и значит, моделируется какая-то определенная воинская ситуация, он реально слышит какие-то взрывы, видит всё, что с ним происходит, и он должен учиться реагировать на всякие разные ситуации на поле боя.

00:14:11 И сам он настолько погружается во все эти вещи, что он реально потеет, может закричать от страха, что-то ещё с ним может произойти. То есть иллюзия влияет на него вполне реально, когда он забывает, что это иллюзия, когда он полностью себя с этим всем отождествляет. Был ещё такой случай несколько лет назад, когда в Америке была премьера нашумевшего фильма "Страсти Христовы", когда, значит, женщина, которая на этой премьере присутствовала, она настолько прониклась всеми страданиями Христа, которые показывали на экране, как его там били плетьми и т.д., настолько всё это натуралистично было показано, настолько всё это близко приняла к сердцу, что она умерла, прямо на сеансе умерла. То есть вот эта вот виртуальная или мнимая реальность в кино влияло на неё совершенно реально.

00:15:01 Хотя всё, что собственно говоря, она видела, с точки зрения физики - это было просто движение света и теней на экране и т.д., это не была реальность. Актер, который играл Христа, он реально не умер, но она забыла о том, что кино — это, по сути дела, иллюзия. Она полностью вжилась в эту ситуацию, она оказалась таким очень эмоциональным чувствительным человеком. И несмотря на то, что это было просто движение света и тени по экрану, то есть какое-то отражение реальности, и всё, что было в кино, это было в кино, это, так сказать, реально с актером не происходило, тем не менее, эта вот иллюзия так сильно повлияла на нее. В этом смысле иллюзия становится для нас реальностью тогда, когда мы себя отождествляем со всеми этими вещами.

00:15:48 Ещё другой пример, известный очень со времён этого культового фильма "Матрица", который сделал некую попытку показать этот материальный мир изнутри. То есть была приоткрыта немножечко, так сказать, эта шторка над всей этой механикой, как устроен материальный мир. Было показано, что живые существа на самом деле - до Нео, до этого человека, до так называемых "пробужденных", которые поняли, что материальный мир - это некая такая просто модель, такая матрица, куда втянуты живые существа - они посажены в виртуальные костюмы физических тел. И эта система, она просто тянет из них энергию, делает из людей заложников своего рода. Через определенную технику им было это видение, дано то, что он почувствовал, увидел сам себя, как живое существо, которое находится внутри этого тела: всякие там работают механизмы, потоки пран, движение воздуха туда-сюда. И это физическое тело не что иное, как наша мнимая сущность, временная, виртуальная, которая меняется с течением времени. А кто мы такие сами и в чем наши истинные потребности, какова изначальная реальность, в которой мы должны жить - это как правило скрыто от большинства людей всякими такими внешними отвлекающими факторами очень привлекательными.

Что есть настоящая реальность?

00:17:16 То есть эта виртуальная реальность, она полностью затягивает живое существо настолько, что оно может остаться в ней, привязаться к ней и принять её за настоящую реальность. Так оно будет переживать все перепитии сюжета, взлеты и падения, приятные и неприятные вещи. Итак, в мире иллюзии, если всё это виртуальная реальность, то что же есть настоящая реальность? Ведь иллюзия сама по себе, она не может существовать, тень может происходить только от реального объекта. Если реального объекта нет, то и тени нет. Итак, Веды говорят о том, что изначальная реальность — это духовная реальность.

00:18:01 И главным признаком или характеристикой реальности является качество постоянства - это характеристика абсолютной реальности. То есть качество "сат" называется на санскрите, термин "сат" - значит вечность. Но материальный мир называют термином "асат". "Асат" - это обозначает невечный. Точно также предмет, он, как правило, переживает тень, тень может появиться, тень может исчезнуть, тень появляется лишь при определенных обстоятельствах, но предмет существует более или менее постоянно. Точно также духовная реальность, она существует вечно, а материальная реальность появляется лишь циклично, при определенных обстоятельствах. И Веды говорят о том, что материя, она не сама по себе вот так привлекательно организовалась, а у этой материальной природы есть дизайнер. И вот в таком ведическом трактате, например, как Бхагавад-Гита, сам автор Бхагавад-Гиты, Кришна, говорит, что всё это материальное творение создаётся мной, и в какой-то срок оно опять уничтожается и все формы этого материального бытия, они исходят из чрева этой материальной природы.

00:19:13 Он говорит: «А я есть отец, дающий семя». То есть все формы, которые существуют, они не спонтанно, не стихийно возникли, а они возникли из определенных уже моделей. Если помните, когда я давал лекцию по поводу инвалюции или деградации человека, то мы говорили о таком понятии, как "биджа". То есть биджа — это как семя или модель определенного тела, их существуют 8 миллионов 410 тысяч этих определенных моделей тел в этом мире. И согласно своим желаниям живое существо получает костюм или эту модель, форму жизни в соответствии со своими желаниями. Там уже в каждой форме жизни такие уже маленькие модификации кармические существуют в зависимости от индивидуальной кармы живого существа.

Причина создания материального мира

00:20:04 Итак, материальный мир — это виртуальный механизм, который похож на детскую комнату для непослушных детей, чтобы они играли там пока не надоест. Родители специально создают такой искусственный детский мир, все эти детские игрушечные железные дороги, какие-то там конструкторы и прочие, прочие всякие разные хитрости для того, чтобы дети, так сказать, могли задействовать свою фантазию, свою энергию в этих игрушках. Они, так сказать, растут, подрастают, практикуются во всех этих вещах. Итак, материальная реальность является своего рода альтернативой для непокорных душ, потому что у живого существа существует свобода выбора, то есть мы узнаём из Вед, что живое существо, душа, является частью Высшего живого существа, то есть Высшей души или Бога, по-простому говоря.

00:21:00 И поскольку Бог — это абсолютно свободное и независимое живое существо, то мы, как частицы, несём в себе также частичную независимость. Но у этой независимости не было бы никакого смысла, если бы нам не была реально предоставлена свобода выбора, то есть, что выбирать. Есть только одна реальность — духовная реальность, Бог и т.д. Что выбирать, одно из одного? То есть выбор сам по себе, то есть свобода выбора подразумевает, что должно быть как минимум два вида реальности, из которых мы можем выбирать. Итак, существует духовная реальность или реальность мира Высшего, но как альтернатива, как гарант нашей свободы выбора, должна быть и другая реальность, в которой также живое существо может попробовать себя реализовать. И вот для этого как раз и создаётся виртуальный или материальный мир как то, в чем мы можем попробовать себя, независимо от Бога, своё какое-то индивидуальное творчество, индивидуальное бытиё попытаться практиковать.

00:22:07 И этот механизм сам материальный, он запускается при помощи фактора времени. То есть он работает как по часам, он заведен на какое-то определенное время, как механизм какой-то включается-выключается этот таймер на пять минут, на десять и т.д. То есть этот материальный мир, он как механизм, он запускается именно благодаря энергии времени. И благодаря этому в космосе сменяются определённые космические циклы, меняются эпохи, меняются времена года, день или ночь и т.д., маленькие циклы, большие циклы, об этом немножечко мы уже говорили. И это время позволяет нам реализовать свои планы, потому что на всё нужно время. Есть желания какие-то и, чтоб желания осуществились, нужно время. То есть какое-то пространство нам дано, но чтобы какое-то пространство как-то покрыть, преодолеть, куда-то поехать, для этого необходимо время.

00:23:07 Итак, пространство и время — это две необходимые характеристики для того, чтобы этот виртуальный механизм работал. И также в этой реальности существуют различные уровни нашего сознания. То есть мы осознаем ту или иную степень реальности в зависимости от нашего сознания, то есть есть у людей определенные знания и есть сознание. Так вот их знания зависят от того, каково их сознание. Если, предположим, сознание узкое, то это обозначает, что человеку доступен только какой-то очень ограниченный пласт знания. У ребенка узкое сознание, поэтому много знаний он вместить не может. И по мере того как расширяется его сознание, сознание очищается, расширяется, растет, то ему становится доступно всё более и более тонкое знание.

00:24:02 Поэтому материальный мир — это такая многоуровневая реальность, через которую мы как бы прорастаем по мере того, как раскрывается наше сознание. Мы входим всё в более и более тонкие формы иллюзии. Как выйти из этого мира виртуальной реальности? Это возможно также, как можно выйти из кинотеатра, то есть иллюзия кино, она требует тьмы, определенной изоляции, света, потому что для того, чтобы эта иллюзия хорошо смотрелась, нужна темнота. То есть все шторы закрываются, свет отключают, тогда создаётся необходимая среда во тьме, проецируется свет на экран, создаётся эта вот иллюзия. А на свету в кинотеатре кино не смотрят, потому что тогда все цвета становятся блеклыми. Также свет духовного знания, он рассеивает виртуальную реальность, показывая изнутри весь этот механизм.

"Скорпионы не появляются из риса"

00:25:03 Итак, каков же этот механизм? Как устроена эта виртуальная реальность? Коротко попытаемся это рассмотреть. Идея состоит в том, что, как я сказал уже, у души есть желание быть независимой от Бога, также как дети, время от времени, бывает бунтуют против своих родителей, практически у каждого, наверное, есть такой опыт конфликта с родителями или попытка уйти из дома, начать какую-то самостоятельную жизнь. То есть это, в принципе, в нашей базовой психологии уже содержится. В строгом смысле слова, стать полностью независимым от Бога невозможно, так как ребенок не может быть независимым от родителя. Почему живое существо не может быть независимо от Бога? Потому что Бог, по определению Вед, является источником всех энергий. А всё, что есть в этом мире, это просто энергии Бога: энергия пространства, энергия времени, всевозможные стихии, которыми мы питаемся, воздух, вода, какие-то микроэлементы - это всё создано из различных комбинаций его элементов.

00:26:03 Поэтому мы не можем быть, в строгом смысле слова, независимы от него. Но мы можем только думать или воображать себе эту иллюзию, что мы независимы от него. И проявление этой иллюзии в нашем мировоззрении материалистическом видно, что мир как бы сам по себе сотворился и мы тут сами по себе завелись. Как приводится такой пример, что кому-то может показаться, что скорпионы рождаются из риса, потому что личинки скорпиона очень похожи на зернышки риса, такие же длинненькие, беленькие. И самка скорпиона откладывает эти личинки в рисе и их незаметно, практически невозможно отличить. А потом, значит, из них вылупляются маленькие скорпиончики и может показаться, что скорпионы родились из риса. Но совершенно очевидно для здравомыслящего человека, что скорпионы обладают другой природой: они не могут появиться из риса. Вот точно также у людей, одним из проявлений этой вот иллюзии или ощущения своей независимости от Бога является мировоззрение, которое гласит, что мы сами появились из материи. Мы являемся проявлением материи - это такая же иллюзия, как ощущение, что скорпионы появились из зернышек риса.

00:27:11 Итак, души другой природы, иначе почему мы пытаемся постоянно преодолеть ограничивающие нас материальные законы? Если бы материя была нам такой родной, то мы бы жили с ней в полной гармонии. Но мы видим, что живое существо постоянно враждует с материей, пытается её преодолеть. И даже в те времена, когда люди более или менее жили гармонично с материей, когда не было так называемой угро-кармы или разрушительной деятельности, которая сейчас разрушает всю экологию, жизнь вокруг нас, даже когда люди жили более-менее гармонично с природой - всё равно этот контакт с природой материальной, гармония были очень относительными и временными.

00:27:55 Потому что, в конце концов, материя отторгает живое существо. Этот момент называется смертью, когда душа уходит из этого тела, потому что тело становится уже, механизм этого тела ломается и оно становится неудобным для обитания живого существа, оно постоянно болеет или там какие-то несовместимые с биологической жизнью условия складываются, и поэтому материальная природа отторгает живое существо. Оно идёт в какое-то новое тело до тех пор пока живое существо не поймет, что убежище для души необходимо искать не в физическом теле, а необходимо искать в духовной природе. То есть до тех пор, пока в душе сохраняется иллюзия о том, что она является порождением материи, до тех пор, пока она будет искать убежища в материи, до тех пор она будет получать всё новые и новые виртуальные скафандры, то есть различные материальные тела, в которых по-разному устроены сенсорные органы, наши чувства и оно будет пытаться наслаждаться всевозможным набором объектов чувственного наслаждения.

00:29:00 Рыбы больше плавают, птицы больше летают, кто-то там больше бегает, кто-то, деревья, они больше стоят. То есть в разных условиях жизни живое существо может пережить разный опыт. Но все эти вещи связаны с желанием живого существа находиться в материальной природе, и наградой за это является разрушение и смерть. То есть то, что постоянно материя отторгает сознание, материя отторгает душу, она вынуждена искать новое убежище, какое-то новое тело. Итак, из души исходит желание быть независимым. Но в строгом смысле это невозможно, но есть, существует иллюзия, через мировоззрение материалистическое человек может испытывать иллюзию того, что он независим от Бога. И Бог, видя вот это желание души быть независимой от него, помещает её в иллюзорную реальность, где у неё как раз создаётся такое впечатление, что оно независимое.

Механизм мнимой реальности

00:29:56 И иллюзорная реальность материальная состоит из восьми материальных элементов. Это какие? Земля, вода, огонь, воздух, пространство, ум, разум и ложное эго, то есть пять грубых элементов и три тонких элемента, которые составляют нашу психику. И именно они связывают, сковывают душу, это такой как бы виртуальный скафандр тонкий — тонкое тело. И потом - физический, грубый. Благодаря этому, благодаря особенно ложному эго, то есть ложному самоотождествлению, у живого существа создаётся эта вот иллюзия, что оно само по себе существует, независимо от Бога. И также эти восемь материальных элементов смешиваются с тремя гунами, то есть с тремя качествами материальной природы - благость, страсть и невежество - в разных комбинациях, и весь этот механизм запускается в действие энергией времени. И в этом процессе живое существо создаёт различную карму, определенные действия, сажает определенные семена: хорошие, плохие, смешанные.

00:31:00 Вследствие этого получает разные реакции и всё это порождает многообразие материальных видов жизни, различных желаний и т.д. То есть такая вот мешанина из восьми материальных элементов, трех гун, разных желаний. И всё это под воздействием времени крутится, так работает этот механизм мнимой или виртуальной реальности. И эта виртуальная реальность подобна компьютерной игре: в ней есть разные уровни сложности и разные уровни реальности. Предположим, если вы когда-нибудь играли в компьютерные игры, там есть разные условия, допустим, для новичков какая-нибудь игра без времени, без сложных условий, когда они просто привыкают к каким-то базисным функциям. А потом по мере того как уже их квалификация повышается, усложняются условия, им ставят какие-то временные лимиты. И они получают какие-то очки, бонусы, либо наказания за какие-то свои ошибки.

00:32:00 И те, кто осваивают такой этап, определенный уровень сложности, они имеют допуск уже к другому более высокому уровню сложности. И постепенно, постепенно возрастают их какие-то награды и т.д. пока, в конце концов, они не выходят победителями из этой игры. Точно также материальная реальность, она очень, эта вот виртуальная реальность, она очень многоуровневая. То есть есть живые существа, которые живут в примитивных виртуальных костюмах, какие-то простые очень формы жизни, в которых они решают очень простые задачи: питания, солнца, укрупнение, оборона. Нет сложных задач, перед ними не ставится задача самоосознания, задача выхода из этой материальной реальности, то есть как бы решить эту игру полностью. Там нет таких задач. По мере того как живое существо отживает эти простые формы жизни, отживает такие простые задачи, ему даётся повышение, более высокие формы жизни, человеческая, в конце концов, в которой живое существо должно решить самую главную задачу.

00:33:04 То есть оно должно догадаться, что то, что сейчас мы называем жизнью - это не есть жизнь, это есть лишь отражение жизни, это некий сон или такая вот компьютерная игра. Этот материальный мир, он действительно является таким вот очень сложным компьютером. Нынешние компьютеры, они просто являются подобием того, потому что всё, что не делает человек, как я уже говорил, все эти механизмы, которые мы изобретаем, они все имеют свой какой-то природный прообраз. Тот же компьютер — это не что иное, как, так сказать, попытка создания некоего такого мозга. То есть все функции компьютера, они все есть в человеческом мозге, то есть это всё попытка имитировать божественное творение, эти вот какие-то изначальные механизмы.

Временная материя не даёт знания и счастья

00:33:55 Итак, до тех пор, пока живым существам не надоест эта материальная деятельность и пока они не поймут, что соприкосновение души с материей не может дать душе вечного счастья, вот эта вот игра, вот это вот погружение в материальную реальность будет продолжаться. В конце концов, когда живое существо много-много раз прокручивается на этом чёртовом колесе перерождения, колесе сансары, получая разные формы жизни, набивая себе шишки, какой-то опыт, в конце концов, и уже живое существо начинает немножечко разочаровываться в материальной реальности и начинает понимать, что контакт души с материей не может принести душе высшего вкуса, потому что материя и сознание, душа, они обладают совершенно разной природой. То есть душа живая, источник жизни сама по себе. Спиритон, если помните, я вводил понятие такое, то есть частичка духовной энергии, которая обладает такими качествами: вечность, знание, счастье - это потенциальные качества спиритона. А материя не даёт вечности, потому что материя находится во времени, поэтому вечность разбита на отрезки и воплощения.

00:35:12 Знание высшее не реализуется в материи, в материи просто какое-то такое утилитарное знание о том, как действовать, как жить, есть, спать и т.д. Но живому существу требуется другое - высшее знание о своем предназначении. И материальная природа такого высшего знания душе не даёт. И что касается третьего аспекта души, блаженство или ананда называется, это такое концентрированное счастье, то здесь живое существо из материи не может его получить. Оно может получить только какое-то кратковременное чувство наслаждения от контакта: может что-то потрогать, что-то попробовать на зуб, понюхать, посмотреть. Но удержать это счастье, испытать его в каком-то таком глубинном варианте, оно не способно.

00:35:54 Потому что сама по себе материя, она очень такая приходящая, как поток. Как примерно, пытаться наслаждаться здесь, в материальном мире — это тоже самое, что попытаться поймать отражение луны в воде. Луна висит в небе и она отражается в реке или в озере. Если вы попытаетесь это отражение схватить, вы ничего не поймаете, потому что это просто отражение. Точно также попытки живого существа в этом материальном мире наслаждаться, они подобны такой вот попытке поймать отражение луны в реке. И по этой причине мы видим, что чем больше живые существа пытаются наслаждаться материальной реальностью, тем более они разочаровываются. И поэтому образ человека, который ведёт такую жизнь на полную катушку, который не контролирует своих чувств, который полностью погружается в материю, этот человек очень усталый, очень разочарованный, с такими уже потухшими глазами. Он всё попробовал, он везде был, он всё знает, в конце концов, это надоедает.

00:37:03 Это само по себе говорит о том, что материя ни в каком варианте не способна дать живому существу вот это наслаждение, ананду, именно по той простой причине, что материя и душа, они разные по природе. Но под воздействием иллюзии живое существо считает себя порождением материи, поэтому у него множество разных планов о том, как стать счастливым в этом материальном мире. Но когда эта иллюзия начинает постепенно уже разрушаться под воздействием многократно повторяющегося опыта, всех этих ошибок, когда живое существо на одни и те же грабли неоднократно наступит, тогда начинает задумываться в чём дело. Если это живое существо удачливое и ему попадается духовное знание, тогда человек начинает догадываться, что этот мнимый или виртуальный мир не является его родиной, не является для него настоящим убежищем.

Главная задача человека - пробудиться к духовной жизни

00:38:00 И он начинает думать над тем, что может где-то есть настоящий мир, поскольку тень без реального объекта не может существовать. Тогда начинается уже активный поиск со стороны живого существа. И для того чтобы оторваться от отражения и увидеть реальность, нужно развернуться на 180 градусов. То есть представьте себе, что вы стоите перед зеркалом и смотритесь в него и вдруг в этом же зеркале увидели какого-то человека, который там тоже отразился. Увидели его отражение - это не сам человек. И поэтому для того, чтобы увидеть самого человека, а не его отражение, для этого вам надо отвернуться от этого зеркала на 180 градусов, чтобы увидеть самого человека. В этом случае вы уже будете контактировать не с его отражением, не с тенью, а с реальностью.

00:38:49 Точно также для того, чтобы увидеть настоящую реальность необходимо сначала увидеть только отражение этой духовной реальности в материальной. Но когда мы начинаем понимать, что духовная реальность, она в прямо противоположном направлении находится, тогда и происходит уже определенный элемент отречения от этого материального мира. Он, естественно, происходит постепенно. То есть духовное знание позволяет нам развернуться на 180 градусов. То есть поменять полностью вектор или направление своей деятельности, своего сознания. То есть это духовное знание помогает человеку обрести вот это особое видение, когда мы способны отличать дух от материи, когда мы способны из этой смешанной реальности выделять, что здесь вечное и настоящее, а что здесь есть мнимое и проходящее.

00:39:53 Итак, в этом мире настоящими, так сказать, объектами, которые относятся, обладают качествами вечности, являются только душа - живое существо и Сверхсознание или Бог в сердце - Сверхдуша, которая сопровождает душу во всех телах. Вот это два объекта, обладающие качеством вечности, и потому они могут быть названы реальными, по-настоящему реальными. Всё остальное: наши тела, планеты, все эти строения, внешние формы материальной природы — это всё является мнимой или виртуальной реальностью, которая находится в потоке времени. И поэтому все эти вещи разрушаются. И только душа и Сверхдуша, то есть душа и Бог, они обладают вечной природой, поэтому они не разрушаются. И потому разумный человек начинает понимать, что вместо того, чтобы строить какие-то долгосрочные контакты с материальной природой, лучше всего попытаться завязать вот эти вот прочные отношения с тем, кто обладает той же самой природой, природой вечности.

00:40:59 И когда душа начинает соприкасаться с Высшей душой, тогда появляется уже вкус духовной жизни. Не просто знание, а именно вкус духовной жизни. Потому что пережить настоящий вкус живое существо способно лишь тогда, когда оно соприкасается с родной природой, когда душа касается души или душа касается Сверхдуши - вот в этом привлекательность. То есть когда люди общаются по душам - это приятно. Понимаете? Именно когда по душам они общаются. Так люди и говорят: «Давай пообщаемся по душам». А когда люди общаются на чисто материальном уровне, то это тоже может приносить какое-то удовлетворение, но лишь непродолжительное время, потому что это совсем другая природа, это низшая природа. И поэтому живое существо, которое относится к Высшей природе, не может быть долго и постоянно счастливо этими низменными формами общения.

00:41:55 Поэтому даже люди, которые, допустим, очень страстно любят друг друга, привязаны друг к другу, если в их общении нет этого элемента духовности, то все остальное очень скоро надоест. Потому что само по себе живое существо, душа, она относится к другой природе. Мы видим, что так оно и происходит. Именно по этой причине люди женятся, выходят замуж, потом разводятся, потом опять, потом опять тоже самое: меняют партнеров, прочие разные вещи - это говорит всё о том, что живые существа не удовлетворены именно такой низменной формой общения. Но если люди умеют общаться по душам в истинном смысле этого слова, то есть когда они как души пробуждены, когда они обладают соответствующим знанием, подготовкой, когда их внутренние чувства очищены, то это совсем другое качество общения, совсем другое качество жизни.

00:42:49 Поэтому цивилизованный человек — это не только человек, который просто на компьютере умеет работать, а это человек, который разгадал эту вот загадку виртуальной реальности, человек, который понял, что он является вечным живым существом, частицей вечного Бога. А вот это вот, что происходит вокруг него — это такая, так называемая большая виртуальная компьютерная игра, в которую он попал просто из-за своего единственного желания быть независимым. Поэтому настоящей победой в этой игре является выход из неё, то есть понимание того, как это всё здесь устроено и что меня привело сюда. И когда внутри, в нашем сердце начинают меняться желания, когда мы хотим больше контактировать с духовной природой и узнаём о методах как с этой духовной природой связаться, вот тогда начинает уже меняться сама жизнь живого существа.

00:43:47 Тогда мы имеем возможность из этой виртуальной реальности выйти уже, снять с себя все эти виртуальные шлемы, костюмы и т.д., то есть все эти искусственные чувства, вот эти внешние, притуплённые, материальные. И вернуться уже в изначальную духовную реальность. В этом, собственно говоря, и состоит задача духовной жизни. Сейчас же мы видим, что люди двигаются прямо в противоположном направлении. Хотя сам по себе материальный мир уже является виртуальной реальностью, внутри этой виртуальной реальности, они хотят создать ещё одну виртуальную реальность. То есть все эти искусственные игры, наслаждения, плей-стейшены все и т.д., все эти вещи, то есть они ещё дальше уводят от реальности настоящей. Вот это следствие того, что живые существа потеряли ориентиры, то есть они всё глубже, глубже, глубже, глубже погружаются в материю, где их ждут всё более и более жестокие разочарования. И духовное знание — это то, что как раз способно взять и развернуть живое существо на 180 градусов.

00:44:56 Потому что попытка уйти от реальности во все эти иллюзорные игры, она не может сделать живое существо счастливым. Это просто как сон или попытка страуса спрятать голову в песок и претендовать, что проблем не существует. Или скажем, наркоманы погружаются в какой-то наркотический бред или люди, употребляющие алкоголь, и всё теперь, как говорится, пьяному море по колено, для него нет никаких проблем - это попытка спрятаться от решения самой главной, самой основной проблемы жизни, от проблемы наших взаимоотношений с Богом. Поэтому в человеческой форме жизни стоит такая задача, и существует Веда, как звук, такой вот духовный звук, который идет из духовного мира, из высшего источника и этот звук пробуждает живое существо.

00:45:49 Также как будильник утром пробуждает нас к реальности, отрывает нас от наших снов, приятных или неприятных и говорит: «Вот она реальность, вот она реальность». Хотя этот процесс пробуждения может быть немножко неприятным: мы пригрелись в постели, нам не хочется вставать, мы щуримся с такой гримасой на этот свет. Обратите внимание, если когда-нибудь вам приходилось кого-нибудь будить, вот человек спит и вы пробуждаете, у него такое мученическое выражение на лице, когда он открывает глаза и видит свет, он начинает щуриться. Потому что трудно сразу свои глаза, привыкшие к тьме, адаптировать к свету. Поэтому, хотя свет это хорошо, человек пробуждающийся, сначала болезненно на него реагирует: он прикрывает глаза рукой, начинает ещё как-то зевать, ворочаться какое-то время, то есть это возвращение к реальности. Оно может быть не всегда таким приятным. Но через какое-то время, когда человек встал, потянулся, пошёл помылся, привел себя в порядок, он понимает, что всё-таки да, вот эта жизнь, она предпочтительнее, чем жить в каком-то забвении, жить в каком-то сне, во всех этих виртуальных, то есть мнимых состояниях.

00:46:57 Точно также этот процесс пробуждения к духовной реальности, он может быть не всегда таким приятным, но, тем не менее, в этом состоит задача человеческой жизни. Решение такой сложной проблемы, то есть мы должны за это время, то есть это игра на время, пока мы живы в человеческом теле, мы должны решить эту самую главную задачу, понять, что мы не являемся этим материальным телом. Этот материальный мир, это просто, так сказать, как некий кинотеатр или такой виртуальный театр, где на сцене, в этом пространстве, под воздействием этого таймера, времени всё здесь крутится, идут какие-то сюжеты, какие-то разворачиваются события. Но всё это по кругу, это более менее одно и тоже, здесь нет настоящего, настоящего вкуса, настоящего блаженства.

00:47:50 То есть природа души здесь не реализуется полностью. Поэтому благодаря воздействию духовного звука или воздействия Веды, которые исходят от самого Верховного Господа, живое существо имеет возможность пробудиться, понять, что оно является душой, а не телом и начинает действовать как душа. То есть она начинает в свою жизнь привносить элементы духовной практики, которые и поддерживают в нём вот эту вот духовную бодрость, чтобы оно опять не уснуло, чтобы оно опять не погрузилось в иллюзию. В этом и состоит задача именно человеческой жизни. Люди, которые решили эту задачу, они называются самоосознавшими или самореализованными душами. И это самая главная работа души, все остальные виды деятельности, они нужны только для того, чтобы подвести нас к этому.

Обустраиваться в материальном мире бессмысленно

00:48:40 Большинство людей думают, что работа нужна для поддержания себя. Да, поддержание тела требует каких-то определенных усилий. Но при всём при этом нельзя допускать, чтобы потерялась наша самая главная деятельность, самая главная работа. Потому что иначе это будет просто из жизни в жизнь одно и тоже: пережёвывание пережёванного, вновь и вновь мы будем получать новые тела, вновь будет повторяться то же самое. Поэтому эта задача как бы основная, главная задача, сначала нужно решить её. Когда мы решили эту задачу, когда мы вышли на свободу из этого виртуального мира, вот тогда мы уже можем заняться как бы, так сказать, своим уже обустройством в вечность, что называется. А пытаться обустраиваться в мире, из которого нас завтра, послезавтра выкинут, это, конечно, не очень разумно. То есть нужно понять, что в этом материальном мире мы очень короткое время пребываем по отношению к вечности, хотя в нашем субъективном восприятии кажется, что это очень долго.

00:49:40 Я вот буквально несколько дней назад был в Китае, на пару дней туда ездил. И там, так сказать, просто были такие небольшие дела, короткие, некогда было искать какую-то гостиницу. И первую гостиницу, которую нам предложили, это была вообще бесплатная гостиница с очень плохими условиями, что называется. И можно было начать устраиваться, обустраиваться, но мы подумали: «Нам здесь всего одну ночь переночевать, завтра нам уже обратно возвращаться, какой смысл?». Нужно решить самые главные вопросы, за которыми мы сюда приехали, а всё остальное можно как бы перетерпеть. Точно также, когда мы не понимаем для чего человек живет, для чего он в этом мире находится, он начинает решать не те задачи. Вместо того, чтобы решить главную задачу, задачу выхода из этой реальности, задачу вот этого понимания жизни, он начинает устраиваться в этом мире. Устраиваться, пускать глубокие корни, какую-то здесь пытаться во временном мире реализовать свою вечную природу и, естественно, это бестолковое занятие. Рано или поздно материя нас отторгнет, потому что мы разные от природы, опять же. Хотя воздух находится в воде, вода его отторгает, и воздух в виде пузырей на поверхность уходит, он уходит из воды.

00:50:53 Точно также душа тоньше, чем материя, поэтому она долго в материи не задерживается, она уходит, она вырывается на свободу. Поэтому очень важно найти этот мир свободы, духовный мир, который описан в ведической литературе. Вот это мир настоящей реальности, а то, что мы имеем сейчас, вокруг нас — это мнимая или виртуальная реальность, которая создана для того, чтобы мы в ней попробовали себя в качестве независимого существа, потому что это была наша главная идея: побыть в независимости от Бога. И когда живое существо понимает, что в высшем смысле это невозможно и глупо, и дорого обходится, к тому же потеря времени и т.д., куча разных разочарований, тогда живое существо принимает это решение о духовном развитии и с этого момента начинается его движение в правильную сторону.

Вопросы и ответы

00:51:51 Всё, на этом в этот раз я закончу и дальше как мы будем действовать, нам сейчас уже подскажет ведущая Наташа.
[Ведущая] Да, у нас вопросов очень много. И сейчас мы будем действовать очень просто. Я их буду вам задавать, но предварительно я вам все их отправила.
[Тушкин В. Р.] Хорошо.
[Ведущая] Я начну зачитывать первый вопрос, его прислал слушатель очень любознательный, на мой взгляд, и стремящийся к знаниям. Хочет разобраться как же всё на самом деле? Вопрос первый: "А божества тоже играют в божеств? Бог солнца, например, в смысле это тоже заблудшие души или они здесь только для нас, чтобы создать эту материальную реальность? Ведь полубогов очень много или это тоже воплощения Верховного Бога?"
[Тушкин В. Р.] И то и то, то есть здесь так всё устроено в материальном мире, что полубоги сами по себе, с одной стороны, они все являются воплощениями Всевышнего.

00:52:49 То есть то же самое Солнце, оно светится не своей энергией. В Брахма-самхити говорится, что в сердце Солнца находится Сурья-нараяна. Сурья — это внешнее божество, это джива, живое существо, подобное любому из нас, просто обладающее большим благочестием, поэтому его, так сказать, возвели на такой высокий пост. Но, по сути дела, Солнце является глазом Всевышнего, в Бхагавад-Гите об этом рассказано. И вот эта его энергия, которая освещает три мира — это энергия духовного мира, это энергия Брахмана, которая исходит из духовной реальности. И вот этому Богу Солнца, или Сурье, или Адитье, как его называют ещё разными именами, ему просто дано время на вот это заведывание, или функция какая-то определенная. То есть можно сказать, что это тоже его игра, но просто поскольку он является более благочестивым и могущественным существом, чем мы, то ему даётся более сложный механизм взаимодействия.

00:53:50 То есть, так скажем, в тюрьме есть разные заключённые. Одни уже вот-вот должны выйти или скажем такие, как бы раскаявшиеся и уже приближенные что называется к администрации и им дают больше свобод, больше доверяют. А кто-то, так сказать, в таком его держат в жестком теле, в карцере, потому что он такой непокорный, ему не дают каких-то больших полномочий. То есть полубоги — это тоже обусловленные живые существа, но они являются по отношению к нам, конечно же, более освобожденными, поэтому им доверяют эти вот определенные высокие функции. Но если посмотреть под другим углом, то все они являются своего рода такими вот функционерами, за которыми стоит сам Верховный Господь. Потому что в строгом смысле слова все полубоги, они являются составными частями вселенской формы Бога, хотя они могут это сами не очень осознавать.

00:54:50 Также как рука не очень осознает сама себя, она просто действует, повинуясь моим желаниям, моим импульсам. Точно также и полубоги, они действуют в соответствии с приказами Верховного Господа, они, с одной стороны, являются живыми существами, но шакти или энергия, которой они наделены для функций, она является божественной. То есть в этом смысле они являются проявлением самого Бога. Вот так я отвечу на этот вопрос.
[Ведущая] Второй вопрос зачитаю: "А почему для непокорных душ был создан именно материальный мир, а не какой-то другой духовный, например? Зачем создавать иллюзию?"
[Тушкин В. Р.] Зачем создавать иллюзию? Потому что живые существа отказались от реальности, где-то им нужно жить. Если они не принимают реальность, значит отражение реальности, или, скажем, антиподом реальности является иллюзия.

00:55:46 Они хотят этой иллюзии, они хотят того, чего не может быть. То есть они хотят быть независимы от Бога. Это невозможно, потому что мы энергетически зависим от него всегда, осознаём мы это или не осознаём. Но иллюзия состоит в том, что мы можем думать, что мы независимы от него. И вот этот мир, он как раз пронизан этой идеей независимости такой, сепаратизма, самостоятельного существования. Мы думали, что вот это вот ложное эго, оно является основой практически такого мировоззрения в этом материальном мире. Поэтому как ещё живым существам дать осуществить эти желания, кроме как не в иллюзии? Это вполне естественно.
[Ведущая] Итак, я продолжу. Третий вопрос: "Самое благое — это просто выйти из этой игры", - спрашивает слушатель. "Зачем же тогда помогать другим людям в их иллюзиях, лечить, давать знания? Получается любая поддержка, кроме истинного знания, лишь поддержка их в иллюзии"?
[Тушкин В. Р.] Всё дело в том, что духовное знание тоже бывает многоступенчатое.

00:56:48 Как, предположим, образование, вот пошёл ребенок в школу в первый класс, и ему не дают сразу сложных вещей. Сначала должны быть какие-то основы знания, потому что он не может сложного сразу понять. Но постепенно-постепенно, по мере того как он проходит одни уроки, ему дают всё более-более сложные. Точно также есть чистое духовное знание, чистая духовная практика и казалось бы почему не дать? Просто потому что люди не все могут все эти вещи переварить. Представьте себе, что есть скажем напряжение в сети 220 вольт, а ваш механизм какой-нибудь работает на 110 вольт. И существует адаптор, который, понижающий трансформатор, который половину этого напряжения сети забирает, потому что если дать все 220 вольт на какой-нибудь механизм, который работает на 110 вольтах, он просто сгорит. Вот и всё. Точно также есть абсолютная истина, но есть индивидуальное сознание живого существа, которое обладает определенной способностью переваривать на нынешнем этапе.

00:57:55 И в соответствии с уровнем этого человека, это знание немножечко адаптируется, то есть ему даётся то, что он сейчас сможет переварить. Переварил, тогда мы можем дать ещё что-то другое, более сложное. Поэтому кроме чистого духовного знания, которое является венцом всей духовной традиции, есть вот это немножко адаптированное, как вот понижающий трансформатор, ведическое знание в форме науки о здоровье, той же Аюрведы или что-то ещё, васту , астрология, которые говорят о духовности, но говорят о ней немножко косвенно, потому что большинство людей вот так вот впрямую, в лобовую принять духовное знание не способны. Поэтому им нужно адаптировать. Это как знаете горькую таблетку, чтоб человек проглотил, её покрывают таким сахарным налетом, тогда она не будет такой горькой казаться. Точно также всякие различные адаптированные прикладные ведические науки, они являются своего рода такой вот приятной пилюлей, которая на самом деле содержит в себе самую суть и любой специалист в области той же ведической астрологии или Аюрведы, в конце концов, если вы его припрёте к стенке, он вам скажет открытым текстом в чем причина всех проблем.

00:59:05 Он скажет вам, что причина всех проблем, наших кармических проблем из области астрологии или болезни именно в том, что мы разошлись с Богом. В конце концов, он скажет вам об этом, но если вы его не будете спрашивать, он будет вам говорить всякие разные другие вещи. Он будет предлагать вам всевозможные какие-то там, так называемые нейтрализующие средства или методы лечения, которые тоже будут действовать, потому что они соответствуют уровню веры или понимания этого человека. Но они не являются абсолютными или такими кардинальными методами разрешения ситуации, потому что до тех пор, пока у живого существа есть тело, значит у него будет какая-то карма: плохая или хорошая, будут какие-то болезни, более суровые, менее суровые.

00:59:47 То есть пока живое существо привязано к материи и оно не находится в полном контакте с Богом, будут такого рода проблемы. Поэтому эти науки, они нужны как некие ступеньки. Предположим, есть первый этаж, а есть второй этаж, но вы же не можете просто взять и просто перепрыгнуть. Да? Вам нужна лестница, первая ступень, вторая, третья и т.д. Поэтому это как бы способ подняться постепенно до чистого духовного знания.
[Ведущая] Ну вот слушатель дополнение такое сделал: "Имеется ввиду не материальная помощь деньгами, а просто помочь машину отремонтировать, например, или ремонт в квартире помочь сделать?"
[Тушкин В. Р.] Я немного не понял, это как относится к этому вопросу?
[Ведущая] Ну вот по поводу помогать.
[Тушкин В. Р.] Материальная помощь?
[Ведущая] Да.
[Тушкин В. Р.] Нет. Ну до тех пор, пока мы находимся в материальном мире, вот эти условности материальных отношений, мы вынуждены, так сказать, им следовать.

01:00:53 Всем членам своей семьи, что всем сказать: "Я - не тело, вы все - не тело, мы - вечные души. Поэтому я больше не буду зарабатывать деньги и вас поддерживать, питайтесь святым духом". Это будет вульгарное понимание духовного знания. Понимаете? Вот если у меня сгорела лампочка, я должен её заменить. Если у меня там какие-то материальные проблемы, протёк кран или что-то еще, я должен всё это сделать, несмотря на то, что всё это виртуальная мнимая реальность. Я не могу её мгновенно игнорировать, то есть я должен иметь правильное понимание этой всей реальности, но игнорировать я её не могу. Понимаете? То есть из этой иллюзии за один ход, как говорится, выйти практически невозможно. То есть требуется поступательное движение. Если живое существо попробует совершить какой-то такой резкий рывок выйти из материальной природы, то, как правило, его утянет с такой же скоростью обратно. Поэтому существует постепенный процесс выхода из этой материальной природы.

01:01:46 Когда-то у нас была такая тема "Уровни йоги", "Карма-йога", то есть отработка своей материальной деятельности, материальной природы, потом "Гьяна-йога", развитие знания. Потом "Дьяна-йога", развитие, скажем, уже концентрации и т.д. И "Бхакти-йога", как полная такая уже эстетическая внутренняя реализация души в служении Богу. То есть это поступательные этапы и человек не может форсировать этот процесс. Поэтому материальную природу мы не можем игнорировать. Поэтому сказать: "Зачем помогать кому-то там в материальном плане или что-то ещё", - это абсурд. То есть мы можем, с одной стороны, понимать, что это виртуальная мнимая реальность, но это не обозначает, что её нужно полностью игнорировать, это обозначает, что мы должны смотреть на эту материальную реальность с позиции духа. Вот это будет правильный подход, но игнорировать её, пренебрегать своими обязанностями, долгом, это будет неправильный подход, незрелый подход будет.

01:02:43 [Ведущая] Следующий вопрос: "Почему, когда иногда произношу Маха-Мантру, хочется зевать? И после получасового прочтения Маха-Мантры появляется ощущение, что вокруг какой-то свет? Или не свет, но какая-то сила добрая и мягкая? Или почему, когда желаю всем счастья, хочется, как кажется, беспричинно плакать?"
[Тушкин В. Р.] Ну тут много вопросов в этом вопросе. Значит, если начать сначала: "Почему, когда произношу Маха-Мантру, хочется зевать?" Скорее всего это происходит по каким-то материальным причинам. Зевает человек, когда человек зевает это обозначает, что ему не хватает энергии. Сам по себе зевок означает, что он захватывает какую-то энергию, ему не хватает, захватывает прану из внешней среды. То есть внутри все процессы происходят под воздействием вот этих вот потоков пран: пять входящих и пять выходящих. И зевает человек тогда, когда он нуждается в энергии. Ему не хватает энергии, он вот таким зевком, как бы так непроизвольно засасывает из внешней среды.

01:03:48 Это обозначает, что человек может быть не выспался или просто потерял больше энергии, чем восстановил. То есть это какое-то нарушение режима жизни, перегруз. И поэтому тело само пытается заглотить эту дополнительную прану. То есть это связано не с Маха-Мантрой как таковой, а просто, так сказать, с тем, что не совсем отрегулировано человек живет. Также это может быть связано с какой-то неправильной асаной или как человек сидит, в какой-то такой позе, когда пережимаются определенные энергетические каналы и вот нарушается какая-то циркуляция этих вещей. Тут может быть много разных факторов, почему человек зевает. Но это однозначно связано с каким-то неправильным поведением в материальной природе, а не с Маха-Мантрой, как таковой.

01:04:47 И единственно ещё один такой тонкий момент может быть, когда мы не совсем правильно понимаем природу Маха-Мантры, что Мантра, звук имени Бога и сам Бог тождественны друг другу и когда уму кажется, что это какое-то бессмысленное занятие, то есть он не понимает, чем он занимается, произнося Маха-Мантру, то это также может быть как такая реакция на скуку. То есть скучно когда человеку, он тоже начинает много зевать, что это не удовлетворяет его внутренне. И вот ему кажется, что это все неинтересно и хочется переключиться на что-то другое. То есть поэтому Маха-Мантра, хотя она является наиболее эффективной мантрой, практикой произнесения этих вот духовных вибраций, тем не менее она требует некоторой определенной подготовки. Когда человек понимает к кому он обращается, зачем он обращается, что он делает, тогда, вероятнее всего, он зевать перестанет. Но если в уме вот такая, знаете, такое вот невежество, там гуна такая, тупость, то есть человек не понимает, чем он занимается, для чего он это делает, тогда такая реакция тоже может проявляться.

01:05:53 Что касается этих вот ощущений, что появляется какой-то свет или какая-то там добрая мягкая сила - это как раз уже правильный эффект воздействия Маха-Мантры, когда человек немножечко проникается этой вот духовной природой, и когда духовная природа входит в него. И духовная природа всегда характеризуется светом, добротой, мягкостью, она рассеивает, смягчает все границы, смягчает все углы вот этой вот жёсткой материальной реальности. То есть это сами по себе, в принципе, позитивные такие моменты.

01:06:35 Что касается почему, когда желаю всем счастья, хочется беспричинно плакать? Это тоже вполне естественная реакция. Потому что живые существа в этом материальном мире настолько погрязли в этой иллюзии, что когда реально видишь всё это, то хочется как-то им помочь. Но ты видишь насколько это вот иллюзия всеобъемлющая и насколько мало людей пробудившихся, которые реально могут помогать, то возникает ощущение какой-то такой беспомощности. С другой стороны, слёзы могут быть также слёзами позитивными, то есть какими-то слёзами благодарности или сострадания, или слёзами, связанными с духовными переживаниями. То есть это обозначает, что пробуждаются правильные эмоции. То есть в материальном мире можно, конечно, по-разному плакать, но в общем-то это из духовного мира эмоция сама по себе. Изначально все эмоции из духовного мира. Поэтому когда человек начинает настраивать свои чувства на правильный лад и правильно вести себя по отношению к другим живым существам, по отношению к Богу, тогда его эмоции начинают также естественным образом восстанавливаться.

01:07:53 То есть это не плач горемыки, не горестный плач, это совсем другая эмоция, это уже более очищенная эмоция.
[Ведущая] Я зачитаю пятый вопрос: "Какой смысл в чрезмерном уходе за телом, кроме как поддержание его чистым и более менее сильным? Имеется в виду умасливания всякие, купания, хатха йога. Нужно ведь решать главную задачу?"
[Тушкин В. Р.] Главная задача совсем не отрицает решение промежуточных задач. Хотя естественно, что здесь надо знать меру. Предположим, у вас есть машина и вы на этой машине куда-то передвигаетесь по своим целям и, в принципе, машина должна служить вам. Но также вы должны служить машине. Для того, чтобы машина служила вам, вы должны также проходить регулярно техосмотр, смазывать что-то там такое, менять летнюю резину на зимнюю, летнее топливо на зимнее и прочее, прочее, разные какие-то профилактические меры. То есть в целом машина должна служить вам, но чтобы она служила вам, вы также должны служить немного ей.

01:09:03 Точно также это физическое тело как некая машина, в которой мы передвигаемся по этому материальному миру и здесь очень важно не увлечься слишком сильно. То есть тело должно быть действительно здоровым, чистым, оно должно нормально работать, в нём должны функционировать праны. Для этого существуют какие-то там упражнения, асаны, гимнастики и всякие разные умасливания и прочие разные процедуры. Это всё важно, но, ухаживая за машиной, мы должны помнить, что всё-таки не мы для машины существуем, а машина для нас. И для этого как раз и нужно прямое духовное знание, которое поможет нам вот эти вещи привести в баланс, то есть не потерять главную цель в жизни - духовное самоосознание, к Богу.

01:09:47 И при этом по этому пути ехать нормально, в здоровой машине, в здоровом теле. Вот таков мой ответ.
[Ведущая] замечательный ответ и замечательные вопросы. Сегодня очень замечательная была лекция. Спасибо большое вам, Василий Рюрикович, что были сегодня с нами.
[Тушкин В. Р.] Пожалуйста.
[Ведущая] Рады встрече с вами будем на следующей неделе. Можно ли узнать, какова будет тема следующей лекции?
[Тушкин В. Р.] Здесь можно выбрать несколько тем, такие ещё, которые... кажется не было темы "Ведическое социальное устройство, ведическая социальная система". Про Варнашрама-дхарму кажется ещё не рассказывал. Да?
[Ведущая] Да.
[Тушкин В. Р.] Ну вот можно эту тему рассмотреть. Варны отдельно взять, потом ашрамы отдельно. Потом отдельно тему можно "Отношения мужчины и женщины с точки зрения Вед". Хотя наверняка я эту тему уже рассматривал. Можно там какие-то элементы я внесу, которые не были освещены.

01:10:44 Потом ещё такую тему мы не рассматривали: "Шесть внутренних врагов", "Работа как форма поклонения Богу" и т.д. То есть есть ещё такие вот темы, которые в принципе предназначены для начинающих людей, в которых, так сказать, не так много эзотерики, то есть они такие более или менее доступные сами по себе. "Признаки Кали юги - нынешней эпохи", я не знаю, нужно или не нужно ли рассказывать об основах ведической астрологии. Потому что я видел, что знакомая мне Альбина Курмашева что-то такое даёт.
[Ведущая] Альбина у нас даёт консультации.
[Тушкин В. Р.] Насколько она преподаёт саму астрологию, просто она какие-то даёт эти самые...
[Ведущая] Просто консультации проходят.
[Тушкин В. Р.] Просто консультации. То есть у меня есть, в принципе, тема "Основы ведической астрологии," "Основы ведической архитектуры Васту".
[Ведущая] Это будет очень интересно.
[Тушкин В. Р.] Вот эти вещи можно тоже как-то осветить.
[Ведущая] Замечательно.
[Тушкин В. Р.] Ну я думаю, что может быть о ведической социальной системе, давайте с этого начнём.

01:11:45 [Ведущая] Слушатели нам пишут в сети, что вы перечислили: "Да, да, да. Будем обязательно слушать. Спасибо вам большое, что были сегодня с нами".
[Тушкин В. Р.] Всего доброго. До свидания.
[Ведущая] До свидания. Уважаемые радиослушатели, это был Тушкин Василий Рюрикович в прямом эфире из Владивостока и только, только на волнах Аюрведа радио. Вы продолжаете слушать Аюрведа радио, оставайтесь с нами. [звучит музыка].

транскрибирование: Наталья Колоцей | Речица | Беларусь | 16 January 2012
обработка текста: Сергей Болдохонов | Иркутск | Россия | 17 October 2019