Позитивное отношение к миру

Аюрведа радио - 15 апреля 2008
Мышление - продукт деятельности сознания. Почему окружающий нас мир один, но воспринимается он всеми по-разному? Жизнь в режим ожидания счастья. Понимание смысла долга. Материальная жизнь - это трудности. Жизнь в материальном мире - это бесконечная борьба. Как преодолеть трудности материальной жизни? Взлеты и падения в материальном мире - это норма. Для постижения каких духовных ценностей нам дана жизнь? Как духовное знание помогает преодолеть трудности материального мира? Нужно ли разубеждать в идее о материальном счастье? Если в духовном мире царит абсолютное счастье, то почему мы захотели в материальный мир? Методика принятия правильного решения в жизни.
запись эфира для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:00:49 | качество: mp3 24kB/s 10 Mb | прослушано: 1722 | скачано: 1653 | избрано: 21
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

Мышление - продукт деятельности сознания

00:00:00 [джингл] Каждый вторник в 11.00 утра прямой эфир из Владивостока, Тушкин Василий Рюрикович, самое сокровенное знание только на Аюрведа–радио и только для вас.

00:00:22 [ведущая] - Добрый день, дорогие радиослушатели! Рада поприветствовать всех собравшихся в этот час послушать прямой эфир из Владивостока. Итак, сегодня с нами Тушкин Василий Рюрикович, филолог, востоковед, специалист в области ведической культуры. Мы продолжаем семинар «Позитивное мышление», и тема сегодня: «Отношение к миру». Здравствуйте, Василий Рюрикович!
- Здравствуйте!
- Рада Вас приветствовать!
- Я также рад слышать Вас!
- Я вот небольшое дополнение сделаю, что вопросы наши радиослушатели могут присылать сейчас по скайпу и на наш почтовый адрес ayurvedaradio@mail.ru. Не устаю им об этом напоминать постоянно. Вопросы можете присылать во время эфира, а зачитаю я их после лекции. Итак, я слово передаю Вам.
- Спасибо.

00:01:10 Итак, мы продолжим наш небольшой семинар на тему позитивного мышления. Я напомню коротко для тех, кто, может быть, не сначала слушает эту тему, что мы говорили о природе нашего мышления, откуда оно рождается. Что мышление – это не просто продукт деятельности мозга, а мышление – это продукт деятельности сознания. Сознание рождается не из мозга, а сознание является проявлением души или антиматериальной духовной частицы, которая обладает тремя такими главными атрибутами или свойствами - это вечность, знание и счастье. И вот мышление – это одно из проявлений функций знания, или познания, что нам хочется получать какую-то информацию.

00:02:08 И наше мышление может быть позитивным или негативным в зависимости от того, в какой среде мы живем, какие у нас изначальные установки, какие у нас планы, что мы хотим, чего мы ожидаем от этого мира. И естественно, что, поскольку третьим аспектом души является еще и счастье, то каждому хочется это счастье получить. И он мыслит, т.е. в своем мышлении он пытается проделать какие-то определённые действия, построить какие-то планы, которые его к этому счастью в идеале, должны привести. Но если человек проводит время своей жизни, т.е. аспект продолженности или вечности в какой-то степени идет, и человек ради этого счастья как-то пытается бороться, действовать, но счастье не приходит, тогда его мышление, которое связано напрямую с процессом познания, становится негативным. Т.е. человек начинает разочаровываться в жизни и т.д. Хотя дело совсем не в жизни, а в том, что человек просто неправильно живет. Он не понимает, что материальный мир – это не единственная реальность, что материальный мир – это место, где мы исправляем своё сознание. Настоящее счастье реализуется не здесь, настоящее счастье реализуется в духовной реальности.

00:03:29 Итак, мы говорили с вами во время первой лекции о том, как негативное или позитивнее мышление может сформироваться в отношениях с другими людьми. Мы говорили о принципиальных трех типах отношений, которые есть практически у всех: с младшими, с равными, со средними. Мы говорили, что, как правило, люди эксплуатируют младших, конкурируют с равными и завидуют старшим. А в идеале они должны научиться проявлять милосердие по отношению к младшим, развивать дружеские отношения с равными и дух уважения и служения по отношению к старшим. И мы говорили, что принципиальным решением по этим всем направлениям является, так называемый, принцип «дадати» - «дадати» обозначает искусство отдавать – т.е. это первое божественное качество, Бог всем всё дает, предоставляет возможности. Если человек принимает на вооружение этот принцип «дадати» - давать, то он меняет свою эксплуатацию младших на заботу о младших, он перестает конкурировать с равными, он начинает с ними дружить, обмениваться опытом, и он перестает критиковать старших, а начинает, наоборот, к ним уважительно относиться, совершать какое-то служение, вследствие чего он может сам стать объектом их милости.

00:04:55 А вторая тема у нас была связана с мышлением в сфере самооценки, отношения к себе, позитивная может быть или негативная. Мы говорили о том, что люди под влиянием невежества, как правило, себя недооценивают, говорят, что «я вот бестолковый, ни на что не гожусь», под влиянием страсти люди, наоборот, переоценивают себя, и только под влиянием качества благости люди могут правильно оценить себя. И тут мы тоже разбирали все эти вещи, что люди обычно оценивают себя с позиции физического тела или с позиции тонкого тела. И мало кто может оценить себя на духовном уровне. Потому что с духовной точки зрения все наши материальные достижения – они немногого стоят. И поэтому может показаться, что мы тоже такие совершенно в духовном плане еще не развитые, хотя внешне можем обладать такими определёнными достоинствами. Но страха нет, потому что все мы дети Бога, и мы должны получать просто, так сказать, получать эту духовную пищу, расти постепенно. Т.е. мы говорили в прошлый раз о правильной внутренней самооценке.

Почему окружающий нас мир один, но воспринимается он всеми по-разному?

00:06:07 И сегодня мы поговорим о том, каким может быть мышление, позитивным или негативным, и как нам развить позитивное мышление в связи с отношением к внешнему окружающему миру. Итак, на мир вокруг люди смотрят по-разному. Мир один, но все воспринимают его по-разному. Одни не видят в нем ничего, кроме поля для своего наслаждения, другие, наоборот, видят во всем руку Бога и ведут себя, естественно, более сдержанно и осторожно, пытаясь понять, что если мы на чужую собственность посягнем неправильным образом, то мы можем стать рабами этой материальной природы. Мы уже ими являемся, но мы можем своё рабство еще усугубить. А если мы правильно смотрим на этот материальный мир, то этот материальный мир совсем по-другому перед нами предстанет. В Бхагавад-Гите, одном из древних ведических трактатов, говорится о природе этого материального мира. Эта природа описывается всего лишь двумя словами: что этот материальный мир временный и полон страданий. Вот эти вот два качества – они характеризуют материальный мир: временный и полный страданий.

00:07:31 Кто-то может сказать: «Ну, у меня нет никаких особенных страданий, я живу вполне нормально, благопристойной жизнью, все хорошо, о каких страданиях Вы говорите?». Ну что ж, тогда мы должны ему сказать: «Если пока в твоей жизни нет страданий, тогда помни о качестве временности, и все твоё счастье, так называемое, оно обладает временной природой, и ты можешь быть на 100% уверен, что когда-то это счастье закончится, и наступит другая оборотная сторона этой материальной реальности». Вот это две характеристики, которые даны этому миру самим производителем, т.е. Он знает. И можно сказать: «Почему Он этот мир таким создал? Он что, не мог получше сделать, не мог его сделать вечным что ли и вместо страданий, наделить его счастьем». Да, чтобы, не нужно дублировать на самом деле, уже есть мир вечный, полный счастья – это духовный мир. А материальный мир является прямой противоположностью – он временный и полный страданий.

00:08:23 Т.е. согласно Ведам, материальный мир является совсем не местом наслаждений, он является местом, где мы исправляем своё сознание. И вот с этого момента мы можем начать менять своё отношение к окружающей реальности. Если мы смотрим на этот мир глазами наслаждающегося, с ожиданием, что вот сейчас какое-то счастье обязательно, если не сейчас, то скоро придёт в мою жизнь, то вероятнее всего мы будем разочарованы, потому что эти ожидания, они будут не оправдываться. Но если мы смотрим на этот мир глазами ученика или студента, который понимает, что на самом деле есть высшая духовная реальность, а материальный мир – это просто некий тренажер, на котором мы упражняемся для того, чтобы достичь квалификации в жизни в духовном мире, тогда будет совсем другое отношение к этому миру. Тогда трудности мы будем воспринимать, как способ закалиться, как способ стать духовно сильнее, как шанс попробовать духовное знание на практике.

Жизнь в режим ожидания счастья

00:09:29 Но если мы будем жить с такой философией, с какой живут сейчас большинство людей, что они просто смотрят на мир в таком режиме ожидания какого-то счастья, тогда, конечно, будет очень много различных разочарований. И в целом, в этом материальном мире идет постоянная борьба именно по той причине, что большинство людей смотрят на мир вот такими немножко хищными глазами. Здесь все всё пытаются поделить: землю, собственность, деньги, даже люди бывает вступают друг с другом в конфликт из-за там различных отношений, из-за женщин, из-за мужчин, так сказать, какие-то битвы устраивают, конкуренция всевозможная за рынки сбыта, за источники сырья. Т.е. люди смотрят такими потребительскими глазами на этот материальный мир, они думают, что этот мир – это единственная реальность, нет никакой другой. И поэтому они думают, что нужно жить по такому принципу, что жизнь нужно прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. И каждый пытается взять себе как можно больше. Но в этой борьбе на самом деле люди очень сильно страдают, и даже когда они побеждают в ней, то они становятся объектами зависти для других. И потом, так сказать, им приходится очень непросто отбиваться от своих конкурентов, которых когда-то они победили, теперь эти конкуренты пытаются взять реванш.

00:11:00 И в Ведах, в Шримад-Бхагаватам есть такая притча, история про одного ястреба, который схватил какую-то свою добычу, и уже, так сказать, надеялся ей поживиться, но в это время целая стая других ястребов голодных накинулась на него и готова была его разорвать из-за этой добычи. Он сначала пытался от них улететь, но они настигали его, их было значительно больше. И ястреб понял, что единственный способ для него остаться в живых – это бросить эту добычу и улететь. И он бросил её и улетел. И тут же он почувствовал большое облегчение, потому что тут же другие ястребы к нему потеряли всякий интерес, потому что теперь они стали друг с другом драться за эту добычу, которую он бросил. Т.е. смысл в том, что человек испытывает внутреннее облегчение тогда, когда он перестает в этом материальном мире бороться за внешние достижения. Это не обозначает, что он занимает какую-то пассивную жизненную позицию, совсем нет. У него есть другая сфера применения своих сил. Он борется со своими недостатками, куча разных других вещей в нас, которые необходимо победить, исправить.

Понимание смысла долга

00:12:07 Итак, материальная жизнь – это школа исправления сознания, а не шанс наслаждаться. И в связи с этим очень важно понять основной принцип этой жизни – это принцип, так называемой, « дхармы» или обязанностей. Это первичный уровень обучения, когда человек должен понять, что не ему должны, а он должен. Потому что он рождается в этом мире уже на всем готовеньком, уже есть родители, уже готовы пеленки, пища, все уже есть. Т.е. фактически он оказывается, Бог заботится о нем через родителей, через материальную природу. И вот, только мы родились, мы уже попадаем в долг, мы уже начинаем потреблять, пока еще ничего не отдавая. Но мы должны знать, кому отдавать. Естественно, что мы должны помогать своим родителям и т.д., но мы должны понять, кто такие родители. Родители – это просто представители Бога, это внешние представители того, кто любит нас свыше. Причем исполнение долга должно осуществляться при всех обстоятельствах, независимо от того, для меня это, так сказать, выгодно или не выгодно.

00:13:17 У нас, например, ну мы знаем, что у нас в стране пытаются так сказать тоже приучать людей к какому-то патриотизму, армия, служба в армии, защита Родины и все прочее. Хотя люди может быть без особого энтузиазма на это все идут, но, тем не менее, им пытаются привить некое понятие о долге и т.д. Так вот, это изначальное состояние бескорыстного исполнения долга должно присутствовать перед Богом. Потому что вот это вот интересное слово «патриотизм» - «патри» - это на самом деле санскритский корень, означает «отец» - «патри». Т.е. «патриотизм» - это как вот «Отечество», «защита Отечества», «любовь к Отечеству». Так вот, изначальный «патри» или изначальный отец – это Верховный Господь, и Отечество или Родина наша - она является духовным миром. И исполнение своих обязанностей перед своим высшим Отцом, перед своей высшей Родиной – вот это вот основа всего.

00:14:10 Причем необходимо учиться исполнять эти обязанности именно в духе долга без привязанности, потому что здесь люди тоже исполняют свои обязанности, но с надеждой на какую-то награду, какое-то вознаграждение. Если этого не будет, то крайне редко кто останется и будет выполнять свои обязанности. Например, в древнем ведическом эпосе Махабхарата есть такая история о том, как один из учителей, учитель воинского искусства, его звали Дроначарья, обучал того, кто в будущем стал его убийцей. Причем интересно то, что Дрона знал об этом. Там долгая предыстория, не буду сейчас всю её рассказывать, она очень, так сказать, длительная. Но смысл в том, что Дрона когда-то повздорил с одним своим другом детства Друпадой, Друпада обманул его, Дрона ему отомстил, потом Друпада решил отмстить Дроне, короче говоря такая вот, такие отношения. И Друпада провел такой обряд, вследствие которого из жертвенного огня вышел такой воин, которого звали Дриштадьюмна, он должен был стать тем, кто убьет этого Дрону и т.о. выступит оружием мести со стороны Друпады.

00:15:28 И Дриштадьюмна, пока он еще был юным, он пришел учиться в школу – Дрона был известным очень учителем боевого искусства – так вот, Дрона, будучи очень мудрым, прозорливым человеком, прекрасно знал, что Дриштадьюмна – это его будущий убийца. И, тем не менее, он исполнял свои обязанности как учитель перед учеником: он обучал своего собственного будущего убийцу. И при этом он делал это из чувства долга, хотя нам кажется, что это какая-то совершенно ненормальная вещь. В действительности это вот и есть исполнение своего долга без привязанности.

00:16:04 А в другом месте в той же Махабхарате описывается ситуация, когда один из старейших, старейшин рода, его звали Бхишма, он был весь израненный, лежал фактически на ложе из стрел, и он в скором времени уже должен был умереть, оставить, душа должна была оставить тело. И вокруг него собрались многие воины, в т.ч. будущий правитель - царь Юдхиштхира. И Бхишма – дэва, хотя все его тело было пронзено множеством стрел, он лежал в этом беспомощном состоянии, он не кричал: «Где скорая?» там или еще что-нибудь. Он в этом состоянии, несмотря на великие страдания и сильную боль, он давал наставления будущему царю Юдхиштхире о том, как править царством. Он делился своим опытом, передавал очень много ценных наставлений. Т.е. вот вам, пожалуйста, человек исполнял свои обязанности, свой долг до последнего момента, несмотря ни на какие трудности.

Материальная жизнь - это трудности

00:17:07 Потому что сама по себе материальная жизнь вообще обозначает трудности. Потому что сама по себе материальная среда, или природа, является неродной для живого существа. Мы наблюдаем, что живое существо в этом мире очень много чего хочет, но немного может. Потому что сама по себе среда материальная, она постоянно все тормозит, т.е. практически невозможно вот так легко что-то сделать. Все время какие-то препоны, какие-то препятствия, чего-то где-то нет, чего-то там не хватает или что-то не получается, кто-то что-то не разрешает. Т.е. мы видим постоянно: кто-то с чем-то не согласен – какое-то сопротивление среды приходится преодолевать. Это примерно то же самое, что, допустим, человек живет на земле, он ходит по воздуху, он не чувствует, что какие-то проблемы. Но стоит ему, допустим, зайти – он может бежать легко по берегу – а если Вы зайдете в воду, допустим, в реку или в море по пояс, попробуйте там бежать. Будет трудно, потому что эта среда, вода, она уже сопротивление сильное оказывает, и много там, так сказать, долго не пробежишь, устанешь просто. Точно так же материальная природа такая, как бы вязкая среда с очень высоким сопротивлением. И когда живое существо оказывается здесь, то здесь фактически любое его действие, оно встречает сопротивление. Поэтому жизнь обозначает постоянное приложение усилий.

00:18:30 И часто люди говорят, что жизнь есть борьба, т.е. борьба или какое-то сражение – это как бы такая даже военная лексика. Если мы боремся с кем-то, то мы должны знать приемы борьбы или оружие какое-то иметь, или хотя бы среду знать: по каким законам она живет – в которой мы живем, идем, движемся. И особенно в нашу эпоху, которая называется Кали-юга, так и переводится «Кали» – это борьба – эпоха борьбы. Вот эти вот две низшие гуны, которые доминируют в Кали-югу, это гуна невежества и гуна страсти, они как раз и порождают повышенную конкуренцию за объекты чувств. Повышенное невежество: люди по любому поводу готовы устроить, так сказать, войну, по любому поводу конфликты, у людей не хватает какого-то терпения, способности прощать, уважения друг к другу, они готовы на основе своего эго очень легко вспыхнуть. Т.е. мы видим, что конфликты практически мгновенно вспыхивают в Кали-югу, потому что это сама эпоха конфликтов. И поэтому сейчас эта борьба, она усугубляется. Материальная жизнь – по своей сути борьба, а в Кали-югу она становится такой очень напряженной, непрерывной.

00:19:48 И мы видим даже просто на примере жизни города, что, предположим, по утрам люди спешат на работу, толкаются где-то в общественном транспорте, в метро, или те, кто едут на своем транспорте, попадают в какие-то пробки постоянно, сигналят друг другу, какие-то ДТП происходят, люди раздражаются от этого, что они опаздывают на работу или по каким-то делам, у них срываются какие-то там назначенные встречи. У них начинаются, так сказать, такие вот проблемы сначала в психике, потом уже в теле, с людьми может случиться какой-то там сердечный приступ. Например, этот сам приступ – это что такое, приступ – это тоже военный термин, как по-английски «heart attack» - это «атака», т.е. приступ – это тоже кто-то на кого-то наступает, нападает на нас, или говорят: «человека хватил удар».

Жизнь в материальном мире - это бесконечная борьба

00:20:40 Т.е. такая среда очень сильно на нас материальная воздействует, нам приходится с ней бороться, потому что материальная среда активно противодействует нашему на неё влиянию. Мы видим, как какие-то болезнетворные микробы, вирусы нападают на нас, болезни, старость медленно, но верно атакует нас. Потому что самый удивительный и самый страшный враг – это время. Оно обладает всеми такими необычными мистическими способностями, его даже не видно, т.е. время - это такая сила, которая сжирает нас, и мы с ней ничего не можем вообще поделать. И мы видим, что практически все живые существа в этой борьбе с материальным существованием терпят крах, проигрываем все эти битвы мы. Мы видим, как одно живое существо здесь пожирает другое живое существо.

00:21:31 Ведический афоризм гласит:«Джива дживасья дживанам» – одно живое существо съедает другое. Т.е. мы видим, как какое-то, допустим, корова съедает траву, человек съедает корову и т.д., люди убивают друг друга, едят всех подряд, а вирусы, паразиты, бактерии изнутри едят самих людей. Т.е. мы видим, что буквально материальный мир, здесь буквально все пожирают друг друга изнутри и снаружи. Мы видим, что, допустим, в сфере экономики различные предприниматели борются со своими конкурентами, мафия между собой сводит счеты, у политиков свои какие-то там разборки, партии, группировки и т.д., видимые и закулисные, всякие разные. Просто понаблюдать даже за жизнью вокруг: другие живые существа, кошки, собаки, грызутся между собой, даже деревья под землей корнями переплетаются, борются за воду, кто у кого заберет больше воды.

00:22:31 Т.е. мы видим, что материальное существование сверху донизу, куда ни посмотришь, так сказать, везде, везде борьба. Мы можем сказать: «Ну, как же так можно?» - человек, допустим, может быть таким миролюбивым, пацифистом решил стать: «Все, я ни с кем не воюю, я против войны, я такой, так сказать, борец за мир». Но опять же за мир тоже бороться приходится, тоже другая форма борьбы. Но, несмотря на то, что мы станем пацифистами, это совсем не остановит других людей, более агрессивно настроенных, они запросто на этих пацифистов могут напасть без всяких проблем. Т.е. мы видим, что сейчас, допустим, в стране есть какие-то тенденции такого национализма, они, люди такие проявляют нетерпимость по отношению к другим нациям, с ними начинают бороться какие-нибудь там, наоборот, антифашисты, потом этих антифашистов начинают бить. В общем, мы видим, что здесь ни начни делать, обязательно возникнет какая-то оппозиция, кто-то будет против, кому-то что-то будет не нравиться. И практически выхода из этого никакого нет.

00:23:35 Мы можем попытаться выйти из игры, допустим, там уйти в лес, куда-нибудь в горы и т.д. Ну и что, борьба от этого закончится? Да ничего подобного. Голод и жажда атакуют нас, будем с ними бороться, будем бороться за жизнь, за выживание, какие-то хищники в лесу могут на нас глаз положить, или еще там кто-то. Если мы просто от всех уединимся, потому что отношения с людьми такие проблемные. Ну и что? Если мы уединимся от всех, одиночество атакует нас, т.е. изнутри будут проблемы. Вожделение, жадность, гнев – вот враги, которые атакуют нас. Мы видим, что даже духовные организации всевозможных конфессий сражаются между собой, какая-то идет борьба за души, кто, так сказать, больше себе последователей завоюет т.д. И даже если человек уже встал на духовный путь, он попробует заниматься медитацией – опять борьба. Почему? Потому что теперь он будет бороться со своим умом, со своими материальными желаниями, которые находятся внутри. Т.е. практически это обозначает: что ни делай, куда ни беги, чем ни занимайся – от вот этого режима борьбы в материальном мире уйти в принципе невозможно.

00:24:53 И даже возвышенные личности, ну, может быть, не обязательно такие уж святые, но достаточно более возвышенные, чем люди – и те сражаются друг с другом. Например, в Махабхарате тоже описывается такой фрагмент, когда один мудрец, Вишвамитра, он совершал такую аскезу, и царь на райских планетах - Индра, увидев, что Вишвамитра такой стал очень могущественный, и фактически он, благодаря силе своей аскезы может занять трон Индры. Индра очень сильно обеспокоился и послал, подослал ему одну небесную красавицу Менаку, чтобы она соблазнила Вишвамитру, чтобы он потерял всю свою силу аскезы, и так было сделано. Т.е. пожалуйста, Вишвамитра – мудрец, Индра – вообще полубог, возвышенные личности, не ровня обычным людям. И то мы видим, что между ними тоже там какая-то может быть конкуренция, какая-то борьба.

00:25:46 Т.е. как ни верти, весь материальный мир снизу доверху – это место, где постоянно приходится вот в этом режиме борьбы действовать. И здесь просто для того, чтобы выжить, прокормить себя, свою семью, нужно постоянно бороться за выживание. Потому что если этого не сделаешь - бедность атакует, от борьбы никуда не уйти, а если наоборот богатым станешь – налоговая инспекция атакует, конкуренты какие-то. Т.е. этот мир совершенно вообще полностью с любой стороны, как ни посмотри, является местом, где борьба – это постоянное занятие. И от этого уйти невозможно. Т.е. реалистический взгляд на этот мир таков, что от борьбы здесь не уйти. Независимо от того, нравится нам это или не нравится, с внешними какими-то трудностями мы будем бороться или с внутренними, но сам по себе режим борьбы – это естественно в материальном существовании, и поэтому здесь от этого никуда деться невозможно.

00:26:56 Просто-напросто необходимо понять, какими средствами мы можем бороться. У нас есть тонкое тело, у нас есть физическое тело. Тонкое тело страдает от разных каких-то своих внутренних проблем, физическое тело страдает от внешних проблем. Существуют разные методики, каким образом со своим физическим телом найти общий язык, с тонким телом найти общий язык. Говорится в Ведах, что, для того, чтобы тело физическое доставляло нам минимум беспокойств, необходимо его правильно питать правильной пищей, правильный режим жизни, занятия хатха - йогой, дыханием. Т.е. вот такие вот вещи, которые на самом деле как-то могут тело привести в гармонию. Для того, чтобы ум был спокойный, для этого необходимо получать какую-то информацию позитивную, духовную, радостную, которая рассказывает нам о высшей реальности, духовной реальности, о высших перспективах духовных. Также для того, чтобы тонкое тело наше было спокойно, необходимо уметь правильно общаться с другими живыми существами, без зависти, без ложного эго, в духе, так сказать, служения, смирения, уважения по отношению к другим. Т.е. есть определённые рекомендации, которые показывают нам, что можно определённым образом как-то эту борьбу свести к минимуму.

Как преодолеть трудности материальной жизни?

00:28:29 Но когда, предположим, уже случаются какие-то такие совершенно форс-мажорные обстоятельства, когда все уже, так сказать, мир рушится, не знаю что там, землетрясение или еще что-то, в конце концов, смерть приходит к каждому, и совершенно уже очевидно, что материальная природа нанесла нам очередное поражение. В таком состоянии единственный способ одержать победу над материальной природой – это сосредоточить своё сознание на Верховной Личности Бога и т.о. как бы выйти уже окончательно из игры в духовную реальность. Это будет, так сказать, нашей окончательной победой.

00:29:05 Итак, если человек живет в этом материальном мире и смотрит на него как на вот поле своего наслаждения, с такой вот надеждой, с такими ожиданиями, то он будет очень сильно разочарован. В Шримад-Бхагаватам, в одном из ведических произведений, есть такое интересное сравнение, где говорится, что физическое тело – это как дурной сын души. И как хорошему, предположим, отцу приходится отдуваться и платить штрафы за своего какого-нибудь сына – хулигана точно так же душе приходится, так сказать, терпеть все те проблемы, которые связаны с нашим телом. Вот, допустим, отцу приходится терпеть вот эти вот все неудобства из-за своего сына, а сын - порождение отца. Точно так же наше физическое тело – это порождение души, отклонившейся от Бога. И теперь душа вынуждена отвечать за все те вещи, за все те процессы, которые происходят с нашим телом. И более того, что тело доставляет нам в процессе нашей жизни определённые беспокойства, в конце концов, оно еще и умирает.

00:30:21 Т.е. смерть – это расставание с телом. Если мы до этого момента не поняли природы души и тела, что это разные совершенно вещи, то этот процесс, он будет воспринят очень болезненно. На самом деле живое существо должно воспринимать освобождение от тела с радостью: «Наконец-то этот мешок проблем с меня сброшен, я могу уйти обратно к Богу, если я готов». Но для большинства людей тело мучает его в процессе жизни, еще, так сказать, в момент смерти, так сказать, доставляет беспокойства. И более того, люди оказываются очень сильно привязаны к этому, потому что в процессе своей жизни они не освоили правильного знания, закона. Т.е. есть не только искусство жизни, есть также искусство правильно умирать, как подготовиться. Если человек в процессе жизни не подготовил себя, то он естественно окажется не готовым.

00:31:18 Надо знать, что время, как невидимый враг, с каждой секундой наносит поражение нашему телу, и мы старимся каждое мгновение. Т.е. фактически время, этот невидимый враг, невидимая сила, отбирает у нас это тело. Мы видим, что постепенно тело становится все более и более старым, немощным. Люди, с одной стороны боятся какого-нибудь оружия, биологического, химического, но время – это самое страшное биологическое оружие, потому что оно, хоть, так сказать, может быть не так болезненно, но, тем не менее, неуклонно старит нас, отбирая у нас все вот эти вот возможности материального наслаждения. Время – это энергия Бога, Он отбирает у нас это все, но не сразу, а постепенно. Для того, чтобы мы за время своей жизни научились принципиально другому образу действий, для того, чтобы мы научились общаться с Богом. И единственное место, где мы можем вступить в вечность, освободившись от этого разрушающего действия времени, это духовная реальность, духовный мир. Для этого мы, собственно говоря, и пытаемся практиковать духовную жизнь.

Взлеты и падения в материальном мире - это норма

00:32:27 Также нужно понять, что сама по себе материальная жизнь, она проходит тоже через различные стадии. Предположим, пока человек молод, силен, у него есть, допустим, работа, стабильный какой-то доход, положение, все нормально, он привыкает к определённому стандарту жизни, каким-то определённым вещам. И потом он совершенно даже не чувствует такого момента, что в какой-то период он вдруг может стать старее или, скажем, или работу он уже выполнять не может теперь, теперь он не получает зарплату, теперь все, что ему остается – это пенсия. Или еще там какие-то, так сказать, всевозможные метаморфозы этого мира побуждают человека перейти на более простой стандарт наслаждений. Т.е. допустим, человек привык жить на широкую ногу, пока у него есть деньги и т.д., а потом по каким-то причинам, или здоровье, человек может стать, в конце концов, инвалидом, или по каким-то причинам лишиться своей работы или стабильного заработка или просто выйти на пенсию. То, хочешь, не хочешь, ему придется уже снижать стандарт своего чувственного наслаждения, т.е. обходиться каким-то более скромным денежным запасом. И человек может к этому оказаться совершенно не готовым.

00:33:52 Т.е. например, если подумать, то почему та же самая пенсия меньше зарплаты? Это не просто экономическое объяснение, что если человек не работает, то естественно ему меньше платят просто за заслуги, чисто так теперь, чисто символически – это одна, внешняя причина. А внутренняя причина такова, что по идее старому человеку уже не нужно всего так много, как молодому. Т.е. ближе к старости люди должны естественным образом переходить на, так сказать, более простой режим жизни, их потребление должно быть таким значительно более скромным.

00:34:25 И человек внутренне это должен понимать, что такова особенность материальной жизни. Сегодня я на волне, наверху, а завтра я внизу. Что поделаешь? Поэтому никогда не нужно воспринимать своё материальное положение как такое вот фиксированное, данное раз и навсегда и неизменное. И это тоже правильное отношение к материальной реальности, к миру вокруг нас, что он меняется. Если мир изменился, а мы не изменились, и не можем изменить своего отношения, значит, эта такая внутренняя негибкость, она создаст множество проблем. Итак, человек должен смотреть, опять же, на материальный мир с позиции этих вот двух качеств, которые из Бхагавад-Гиты я вам привел: материальная реальность, она временна и полна страданий. Т.е. вот это как раз то, что мы должны ожидать. Если мы смотрим на мир такими глазами и пониманием, тогда, без каких-либо особенных ожиданий, тогда наша жизнь полна приятных неожиданностей. А если мы смотрим на мир глазами именно вот ожидания различного счастья, тогда наша жизнь, скорее всего, будет полна различных разочарований. И в этом смысле у нас есть, конечно, какие-то планы, но также мы должны понимать, что порой судьба изменчива, какие-то повороты, и человеку приходится адаптироваться. Допустим, была семья – семья развалилась, и это очень болезненно может быть. Или наоборот, человек живет в одиночестве, пытается семью завести, и никак у него не получается это. Т.е. один не знает, как от этой семьи избавиться, другой не знает, как её завести. У кого-то, допустим, сегодня все хорошо, но вдруг внезапно все прерывается смертью, какой-то болезнью, изменой, каким-то неожиданным разводом, чем-то еще.

Для постижения каких духовных ценностей нам дана жизнь?

00:36:09 Т.е. нужно понимать, такова природа, такова природа этого материального мира, поэтому здесь все, что угодно и когда угодно может произойти. И сознание должно быть достаточно гибким, для того, чтобы уметь адаптироваться к этому. Но откуда эта гибкость возьмется, если человек делает на эту материальную жизнь 100%-ную ставку, и он даже не знает о том, что есть какая-то другая, высшая реальность, которая является более родной и комфортной для души, ради которой имеет смысл совершать духовные усилия, человек даже не знает об этом. И он пытается какие-то свои материальные планы осуществлять, и они могут осуществляться, а могут, наоборот, подводить его. И так как говорится, как собака следует за хозяином по всем направлениям, так и человек, знающий законы Бога, он должен следовать туда, куда направляет его Верховный Господь, который находится в нашем сердце. Как внутренний навигатор Он осуществляет на нашем пути вот эту вот линию судьбы, внося те или иные необходимые изменения. И нам необходимо учиться вот это все правильно оценивать и принимать. Верховный Господь каждому отмерил свой стандарт благосостояния на основе того, что мы заработали в прошлом, нашей прошлой кармы, поэтому нет необходимости посягать на остальное или, допустим, молить Бога о том, что: «Дай мне больше еще там чего-то». Т.е. не нужно ставить Бога в какое-то неловкое положение, потому что Он дает нам ровно столько, сколько мы заработали и сколько нам нужно.

00:37:48 Итак, жизнь нам дана для постижения высшей ценности. А постижение высшей ценности требует только времени, денег не требует. Какие-то деньги, конечно, нужны для поддержания своего тела, но сами по себе высшие ценности, они не за деньги продаются за эту вот нашу внутреннюю жертву, за наше отношение в сознании. Поэтому нужно стараться построить свою деятельность так, чтобы у нас было достаточно времени на духовную жизнь. На самом деле человек, можно сказать, является господином своей судьбы тогда, когда он может распоряжаться своим временем, изрядной долей своего времени. Если человек не распоряжается своим временем, то он фактически, можно сказать, раб, хотя и считает себя свободным. Время – это то, что у нас есть самое ценное! Деньги можно заработать, потерять, опять заработать, а время обратно не возвращается. Поэтому в жизни есть объективная цель, которой нужно достичь, и материальная природа в этом плане может быть препятствием, если мы пытаемся её эксплуатировать, а может, наоборот, стать трамплином, который подбросит нас, который поможет нам подняться в духовном плане.

00:39:07 Т.е. правильное отношение и позитивное мышление в связи с материальной жизнью будет развиваться тогда, когда мы смотрим на эту материальную природу как на метод, как на трамплин, помогающий нам духовно возвыситься. А если мы ничего не знаем о духовной цели, и восприняли эту материальную природу как некую такую, так сказать, самоценность, и начали в нее пускать свои корни, мы пытаемся обустроиться здесь, в этом материальном мире, то тогда, конечно, это материальная природа покоя нам не даст никогда. Т.е. мы видим, что здесь постоянно какие-то сложности возникают, и в Кали-Югу они все больше и больше нарастают. Вот сейчас такая вот инфляция идет резкая, и уже кризис довольно-таки серьезный намечается, продовольствия, особенно это заметно в слаборазвитых странах, какие-то бунты начинаются где-то голодные. Потому что люди нарушают законы природы, законы Бога, материальная природа наказывает, дает им меньше урожай, и всякие разные проблемы возникают, люди не умеют правильно питаться, едят не ту пищу, им в ответ на это всякие разные болезни новые появляются, птичий грипп или еще что-нибудь, какой-нибудь там ящур, из-за которого они вынуждены убивать огромное количество птиц или коров и других домашних животных, потому что теперь их мясо отравлено. Т.е. разумный человек давно бы понял, что это все не просто так, это связано с нашим отношением. Т.е. люди фактически своим неведением только усугубляют положение в нынешнюю эпоху. Эта борьба, она уже буквально душит людей, очень трудно бороться, выживать.

Как духовное знание помогает преодолеть трудности материального мира?

00:40:54 Итак, раз жизнь – это борьба, то что же будет нашим оружием? Оружием в этой борьбе, которое может дать нам победу, является духовное знание. Причем духовное знание – это то, что способно решить любые проблемы, практически самые вообще неимоверные и трудно переживаемые. Например, в Махабхарате есть такая история, которая имеет отношение к этой великой битве на Курукшетре. И там сражалось много воинов, многие из них, конечно, погибли. И вот одним из воинов, который погиб, был, его звали Абхиманью, он был совсем юный воин, ему было всего 16 лет, и он был сыном Арджуны, одного из главных героев Махабхараты. И его убили так еще, можно сказать, несправедливо. И когда Арджуна об этом узнал, то, конечно, он был преисполнен горя. Ну, представьте себе, отец должен хоронить своего собственного сына, это для родителя ужасная ситуация.

00:41:58 И Кришна, как друг Арджуны, увидя его такое вот подавленное состояние, его скорбь, он сказал: «Ну что, ты скорбишь по Абхиманью?». Арджуна сказал: «Конечно». Кришна говорит: «Хочешь, я тебе покажу твоего Абхиманью?». Арджуна говорит: «В каком смысле, покажу?». Он говорит: «Ну, я тебе покажу, где он есть, этот Абхиманью». И он, Кришна, благодаря своим, так сказать, божественным силам поднял Арджуну на одну из райских планет и указал Арджуне на одного такого гандхарва – гандхарвы – это типа вот как ангелы, такие небесные певцы. Он говорит: «Видишь вот этого вот гандхарва?». Арджуна говорит: «Вижу». «Это твой Абхиманью». Он говорит: «В каком смысле, это Абхиманью?». «Ну, просто он провинился там, на этой райской планете, и его, так сказать, на 16 суток сослали на Землю». А одни сутки на райских планетах – это как у нас здесь целый год. И когда эти 16 лет, или 16 суток по божественному летоисчислению и 16 лет по земному он отжил, Абхиманью, то это наказание его закончилось, и просто, внешне это выглядело как смерть, он просто вернулся к своему положению и все. И Кришна говорит ему: «Вот видишь, это Абхиманью, так что страху нет, просто он побыл в том теле, в котором он считался твоим сыном, ты к этому привык, я тебя понимаю. Но если ты хочешь понять, кто такой Абхиманью как личность, то вот этот гандхарва, нет никаких проблем».

00:43:26 Т.е. смотрите, духовное знание, знание о том, что душа никуда не девается, она вечна, просто меняет тела, разные положения, при таком глубоком понимании это знание, оно облегчает все, понимаете. Но если этого знания нет, то люди погружаются в свои проблемы, трагедии невероятно. Но реально духовное знание решает практически все проблемы. Итак, духовное знание – это оружие, это меч. И нужно этим мечом духовного знания вооружиться и с энтузиазмом действовать. Та же самая Бхагавад-Гита, каждое её наставление – это как вот очередная стрела в колчан, это оружие наше. Т.е. фактически получается, что человек здесь, душа должна стать духовным воином, который вооружен этим оружием. И даже есть такая серия книг Джона Фейворса, еще называют его «Бхакти Тиртха Свами» - другое его духовное имя, у него целая серия книг «Духовный воин», где он в принципе таким доступным языком описывает все эти вещи с позиции духовного знания. И когда у человека есть такое духовное знание, оно дает другое видение восприятия реальности. Мы смотрим на этот материальный мир немножко так отстраненно, сверху вниз. Появляется большой энтузиазм, и этот энтузиазм на самом деле высвобождает внутренние силы. А когда у человека развивается негативное мышление, негативное видение этого мира, такое депрессивное состояние, то депрессия отбирает все силы, лишая человека решимости, ему ничего не хочется делать.

00:45:02 Поэтому в той же Бхагавад-Гите Кришна говорит: «Уничтожь свои сомнения мечом знания и без привязанности, стряхнув апатию, сражайся». Т.е. привязанность – это гуна страсти, апатия – это гуна невежества. Вооружись мечом знания, рассей все свои сомнения, и без привязанности и апатии сражайся, потому что жизнь – борьба, и никуда от нее деваться невозможно, только что мы об этом говорили, я привел массу примеров того, что уйти от сражения, трудностей никому не удается. Трудности есть внешние, есть внутренние, ну просто таков режим этого материального мира. Поэтому независимо от того, воины мы или такие миролюбивые люди, всё равно у каждого есть какое-то своё поле битвы, и от него уйти невозможно.

00:45:48 Я могу с одного поля битвы сбежать, и на другом я тут же окажусь, я убегу от внешних проблем, спасую перед ними, но передо мной предстанут внутренние проблемы – такова особенность материальной жизни. Поэтому никуда от этого не денешься, не нужно прятать голову в песок, думая, что проблем никаких нет. Они есть, их необходимо решать, но в духе позитивного мышления, т.е. восприятия этого мира в правильной перспективе понимания того, что этот мир есть одна из энергий Бога, которая может быть использована как тренажер для нашего развития. И тогда все будет хорошо, мы будем относиться к этому миру, видя его в перспективе нашего духовного будущего, как некий метод подняться. А если мы не знаем ничего о духовном, о духовной перспективе, о духовной реальности, и смотрим на этот мир как на единственную реальность, которая просто как болото нас постепенно затягивает, старит и убивает, тогда конечно, хочешь – не хочешь, разовьется у нас негативное мышление.

00:46:58 Поэтому сегодня наша тема – позитивное мышление в свете отношения к материальному миру – дает нам некоторое понимание того, как можно развить правильное отношение. А это мы можем сделать только тогда, когда мы смотрим на материальный мир в духовной перспективе. С пониманием того, что это не место особенного наслаждения, а это место практики, которая может исправлять наше сознание, и мы можем подготовиться к переходу в духовную реальность. Где уже вот эти вот основные потребности души: вечность, знание, блаженство – в полной мере реализуются. Все. На этом мы сегодня закончим. Еще у нас останется одна лекция по теме «Позитивное мышление». Если есть какие-то вопросы по этой теме, то, пожалуйста.

Нужно ли разубеждать в идее о материальном счастье?

00:47:52 [вопрос] Если человек верит, что Бог хочет всем людям счастья, а поэтому, в конце концов, сотворит для людей рай на Земле, то стоит ли как-то спровацировать, постараться спровацировать его задуматься над тем, что вечное материальное счастье невозможно.

00:48:11 [ответ] Вопрос веры очень деликатный. Поэтому если человек обладает квалификацией действительно помочь человеку, то можно попытаться это сделать примерно вот таким образом, что на самом деле Бог уже создавал этот рай на Земле, и он уже был, этот рай, но люди его портят сами. Так же, как родитель дает ребенку новую игрушку, а ребенок её ломает в конце концов. Т.е. это все уже было, люди сами все портят. Поэтому если мы думаем, что только Бог все сделает, и мы будем тут в раю каком-то жить, то же самое, это принцип материального мира, что «начинают за здравие, заканчивают за упокой». Этот принцип, как сказать, желание райской жизни, не нужно ждать чего-то, эту райскую жизнь, человек сам себе может устроить в принципе, если он начнет жить по райским принципам и начнет общаться с людьми соответствующим образом. Я понимаю, что есть такие конфессии, в которых делается упор на такие вещи как рай на Земле. Если человек очень сильно в это верит, и никак он, по меньшей мере, так или иначе он поклоняется Богу, от этого будет хоть какая-то польза. Если он находится на уровне такого как бы сантимента и не воспринимает какие-то доводы разума, то здесь немного, что можно сделать.

00:49:37 Если человек проявляет какие-то признаки здравого смысла, не только на уровне веры находится, ему можно дать знание, при помощи которого мы можем показать, что мир идеален изначально, и люди могут жить нормально, но повинуясь закону возрастания гун, возрастания низших гун, энтропии, здесь постепенно превращается все в такой какой-то хаос, заканчивается цикл, и опять наступает новый период. Это примерно то же самое, как вот, например, в Апокалипсисе говорится, что будет страшный суд, конец всего этого, и потом новая жизнь для благочестивых. Ну, в Ведах в принципе то же самое, что заканчивается эпоха, одни живые существа уничтожаются, благочестивые, скажем, остаются, им дается другой шанс. Только временные промежутки может быть немножко разные, но это уже детали, а принцип сам тот же самый.

00:50:36 Просто нужно объяснить, что раз есть материальное тело, это материальное тело обладает другой природой, нежели душа. И расставание физического тела с душой, оно является неизбежным. Но вера этих людей, она построена на том принципе, что между телом и душой нет разницы, они говорят, что когда тело умирает, душа умирает. Вот в этом вся сложность, вся сложность объяснения. Поэтому если люди чисто на уровне такой как бы догматичной веры находятся, Вы немного что сможете им объяснить. А если у человека здравый смысл проявлен, именно в знании духовном, тогда можно попытаться объяснить, что счастье в материальном мире может быть только временным, это утопия. Поэтому глобальная программа, это все-таки духовное существование, но это требует от человека некоторой внутренней работы. Если вы можете ему так все объяснить, если Вы уверены, что он воспримет, то можно пожелать Вам успеха в этом вопросе.

Если в духовном мире царит абсолютное счастье, то почему мы захотели в материальный мир?

00:51:32 [вопрос] Так еще один вопрос есть у нас. Так, может, это дополнение пришло. «Спасибо большое за ответ» - пишет слушательница, приславшая вопрос. Зачитаю следующий вопрос: «Если в духовном мире царит абсолютное счастье, то как так получилось, что мы захотели в материальный мир? Как можно даже подумать о чем-то другом, когда испытываешь всевозрастающее счастье?».

00:51:59 [ответ] Ну, это вечный популярный вопрос о причине падения живого существа из духовного мира. Поймите, пожалуйста, что вот сейчас Вы пользуетесь логикой, и логика Ваша очень проста: что там существует абсолютное счастье, как это можно в состоянии абсолютного счастья пожелать такой глупости, как вот придти сюда, в материальный мир, и это совершенно как бы нелогично, как это может быть. А сейчас вот возьмите и прикиньте, в своей вот повседневной жизни Вы все вообще логично делаете, всегда ли для Вас логика является определяющим фактором. И если честно признаетесь, то Вы ответите, что нет. Очень часто люди говорят: «Да, да, я прекрасно знаю, что вот этого лучше не делать, но вот хочу. Я знаю, что пить вредно, курить вредно, ну что поделаешь, хочу и все, ничего не могу поделать».

00:52:56 Т.е. ответ на этот вопрос, он лежит не в логической, не в рациональной сфере. Он лежит в сфере эмоций, а эмоции не поддаются логике, понимаете. Поэтому сейчас вы сидите спокойно, пораскинули мозгами, этого логично не может быть. Но в жизни своей, когда, допустим, Вы находитесь под воздействием каких-то эмоций, то вы совершаете порой нелогичные поступки. Потом уже когда успокаиваетесь, Вы говорите: «Вот, наверное, зря я вот что-нибудь сказал или сделал и т.д.». Поэтому духовный мир – это мир эмоций в первую очередь. Не то, что там разума никакого нет, разум есть, но поведенческие, так сказать, наши модели, они не всегда логичны, не всегда логичны, они часто, так сказать, сами по себе, и потом только разум мы уже начинаем что-то такое вот вмешивать. Поэтому на этот ответ не существует такого вот логического.

00:53:53 Хотя, с одной стороны, можно конечно логически объяснить, почему, допустим, если Бог - это личность, которая является лучше всех, выше всех, во всех отношениях лучше нас наслаждается, то запросто ей можно позавидовать. Причем зависть – это такое чувство, которое тоже не планируется, я никому не планирую позавидовать, но когда я вижу, что кто-то, допустим, лучше, чем у меня, спонтанно в моем сердце возникает какое-то чувство: «ух-ты мне бы так» или «почему не я на его месте». Вот и все. Вот Вам и спонтанное проявление зависти, когда мы видим, что кто-то лучше, чем мы, наслаждается. Этого достаточно для того, чтобы уже, так сказать, думать об уже о каком-то отдельном существовании. Потому что это тоже как бы такой маленький бунт против Бога. Конечно, это до конца трудно, может быть, понять в нашем состоянии... ну ничего. Т.е. самое главное – понять, что духовный мир – это сфера эмоций, а в эмоциональной сфере логика не занимает какого-то доминирующего, решающего положения. Еще?

Методика принятия правильного решения в жизни

00:54:51 [вопрос] «Как разобраться в ситуации, происходящей в текущий момент жизни, когда нужно принять правильное решение, но чувствуешь, что взглянуть со стороны пока не получается?» И я как бы от себя еще добавляю, что меня тоже этот вопрос интересует, или просто не успеваешь принять это решение, потому что его нужно принять просто быстро.

00:55:09 [ответ] Ну, это вопрос, который порожден современным ритмом жизни, гуна страсти. Вот что на бегу, в спешке, и люди, скажем, работают под очень большим таким навалом информации, и когда столько всего приходит, нужно быстро какие-то там принимать решения, туда – сюда. Это сам по себе стиль жизни немножко неестественный, он, как бы, как сказать, нас повергает в такое немного стрессовое состояние, когда человек не имеет возможности спокойно подумать, рассудительно принять решение, с кем-то посоветоваться, когда ему мгновенно нужно действовать. И вполне естественно, что в таком состоянии мы часто можем совершать ошибки. А единственный, пожалуй, способ, как мы можем уберечься от этого, если у нас есть хороший контакт с Параматмой, Богом в сердце, и мы принимаем Параматму в качестве своего советчика. Тогда мы можем с вами всего даже толком не понимать, но интуитивно чувствовать, что вот, это правильное решение. И потом уже позже, когда какой-то Форс-мажор проходит, мы уже в более таком спокойном состоянии мы понимаем, что да, действительно, это было единственное правильное решение.

00:56:34 Потому что, видите эта вот жизнь такая, сама по себе, сумасшедшая, она порождает и ситуации вот такие вот, которые вынуждают нас действовать в таком вот форс-мажорном режиме. Это не ведические ситуации. Конечно, в ведические времена тоже были форс-мажорные обстоятельства, когда нужно было принимать решения, и люди тоже и ошибочные принимали решения, и правильные, всякие разные. Но смысл в том, что, либо нам нужно время, чтобы поразмыслить своими мозгами, чтобы принять правильное решение, либо, если этого времени нет, то тогда мы должны получить какой-то оперативный ответ из сердца, от того, кто знает прошлое, настоящее и будущее, и может дать нам, так сказать, точный ответ. Если такая связь, такие отношения с Богом в сердце есть, такая интуиция, такое чутье, тогда человек будет принимать правильные решения. Если этого нет, тогда он будет подвержен ошибкам. Но это уже личный опыт, это практика, как необходимо действовать, если нужно обязательно быстро принимать решение. Другого я вот не вижу способа.

00:57:40 [ведущая] - Т.е. даже если у человека пока не получается посмотреть со стороны на ситуацию или на свои действия, то в любом случае – довериться интуиции?
- А какой еще вариант? Если нет времени и каких-то других возможностей.
[ведущая] - Ну, времени, допустим, нет у меня. У слушателя, может быть, есть время. Вот тут два человека заинтересованы в ответе.

00:58:04 - Ну, ситуация со стороны – это одно, кроме того, что со стороны, еще есть ситуация изнутри, как раз вот этого высшего источника. Потому что в Бхагавад-Гите говорится, что существует 5 факторов деятельности: это сам деятель - душа, поле деятельности - материальное тело и окружение, различные наши усилия, инструменты – это чувства, при помощи чего мы там действуем, и высший фактор – это дайва, или Параматма, или божественная воля, которая либо санкционирует, либо не санкционирует какое-то действие. Поэтому, в конце концов, советоваться надо с ней. И в таком режиме смиренного ожидания ждать этого ответа, импульса. Ну, мы знаем, что люди в таких ситуациях иногда монетку подбрасывают, там, или что-то еще. На самом деле, это авторитетный способ. Есть такой астрологический прием, называется «прашма». Когда составляется карта на момент задания вопроса, т.е. вопрос родился, и вместе с ним, в этом семени вопроса уже содержится ответ. Это более хитрый способ подбрасывания той же самой монетки, на самом деле. Поэтому разные люди по-разному. Кто-то, допустим, задает вопрос и ждем ответа изнутри, кто-то монетку кидает, кто-то, так сказать, «прашну» рассчитывает. Но в любом случае это просто разные способы обращения к высшей силе, к Высшему Разуму, и через какую-то символику мы получаем ответ, да или нет, так или эдак.

00:59:42 [ведущая] - Относительно этого вопроса у меня есть небольшой личный опыт. Узнав после того, что настоящие воины, кшатрии, принимали решение за 7 вздохов и выдохов, я как-то вот, знаете, глубоко в меня это осело, и я подумала: «Надо попробовать услышать то, что я, то, что мне подскажет Параматма в этот момент». И у меня было несколько ситуаций, когда я просто останавливалась, или останавливала вообще все свои действия вокруг, и замирала, слушая, что же мне подсказывает изнутри эта ситуация. И получалась так, что, делая небольшое количество вдохов и выдохов очень плавно, решение приходило, и оказывалось, что это решение верно. Вы и сказали, что подскажет Параматма изумительно действует, если все-таки настроиться на прием этого вот ответа.

01:00:36 - Да, очень ценное дополнение, спасибо.
- Да, это проверено на практике, и уже трижды сработало идеально. Вопросов на текущий момент нет. Василий Рюрикович, спасибо Вам большое, что были сегодня с нами, не могу Вас больше задерживать, зная, что у Вас очень много времени во Владивостоке.
- Все, спасибо, до новых встреч, до свидания.
- До новых встреч, до свидания.