Ценности определяют вектор стремления

Skype - 24 ноября 2007
Постулаты квантовой физики. Два вида сознания: брахман и атма. Условные физические понятия. Имеет ли окружающий мир или вещь качества? Какова природа окружающего мира в своей основе? Физический принцип утилитарности. Идеи космической философии Циолковского. Взгляд новичка на философию адвайты. Можно ли помочь человеку, который запутался в своих духовных поисках? Три состояния иллюзии и присущие им ценности. Ценности сословий человеческого общества. Как определить, кем вы были в прошлой жизни? Корыстные идеи этого мира. Что означает «святое»?
запись беседы для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:01:54 | качество: mp3 64kB/s 28 Mb | прослушано: 299 | скачано: 349 | избрано: 1
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

Постулаты квантовой физики

00:00:00 Это не физика, потому что физика, она рассматривает явления тел, которые можно подвергнуть чувственному опыту. Тела, над которыми можно поставить чувственный эксперимент являются предметами для физика, а квантовая физика, она рассматривает материю в своей основе. Берется за предпосылку постулат, что материя квантована. Материя не плавная, а она квантована или прерывно, точнее сказать. В современном электрооборудовании, если увеличить звук, то вы не можете его увеличивать плавно, вам придется по цифрам увеличивать: будет один, потом два, потом три, а промежутков нет. Точно так же есть такое предположение, что материя квантована. Она не плавная, она прерывистая.

00:01:15 Кванты этой материи, основы материи, является предметом рассмотрения квантовой физики. Мы часто пользуемся выражением «бред и бесконечность». Вот это как раз из квантовой физики. Например, квант обладает такой же энергией, как и несколько квантов. Если один квант сталкивается с несколькими квантами, он может их распулять в разные стороны, а сам продолжит своё движение. Тогда как в физическом мире это невозможно. Если тело имеет большую массу, оно сильнее воздействует на другие тела при столкновении. Если корабль столкнется с лодкой, то корабль продолжит свой путь, и он замедлит свою скорость на величину пропорциональную весу или массе лодки. Если два корабля одинаковых столкнутся, то они остановятся или разлетятся в разные стороны, а если огромный корабль и маленькая лодочка, то он чуть-чуть замедлит свой ход и продолжит дальше, тогда как лодка улетит.

00:02:28 В квантовом мире, там все по-другому: там один квант может столкнуться с другим и они вместе полетят в одну сторону или пройдут друг через друг. Вес одного кванта вполне может быть равен весу всей Вселенной. То, что мы называем «бред и бесконечность».
— Махарадж, т.е. там вообще никакие правила не действуют? Нет никаких, скажем так, законов, описывающих квантовый мир?
— Физических законов нет. Понимаете?
— А как же тогда вообще квантовая физика существует, если не за что вообще схватиться?
— В том то и дело, что это называется квантовая физика, но это скорее математика. «Квант» — это просто обозначение. Как мы говорим «электрон», электрона не существует. Электрон — это вероятность, что здесь есть импульс, т.е. даже не сам импульс, а вероятность этого импульса. Обозначение вероятности. Вот так же и квант. Квант, он находится в сфере математики, а не в сфере физики. Если вы на листке бумаге столкнете две единички, они не будут подчиняться законам физики: жирная единица и тоненькая единица при столкновении, при написании, будут иметь одинаковый вес. Понимаете, о чем я говорю?

00:03:57 Когда вы пишите, например, жирно-жирно — один плюс один, но вторую единичку маленькую-маленькую, то у вас всё равно получается два. Форма или обозначение кванта не играет роли. Это тот самый рубеж, где пытаются соединить физику и математику. Почему? Потому что физика с самого своего зарождения, с средних веков, в частности, Ньютонова физика, она тяготеет к математическим формулам. Физика не была бы точной наукой, если бы она не припала к стопам математики. Почему? Потому что, чем оперирует физика? Физика оперирует массой, например, или физика оперирует инертностью. Но что такое масса? Масса — это величина давления одного тела на другое тело, но скажем, из физики известно, что масса предмета на экваторе больше, чем масса предмета на Северном полюсе. Тогда какая масса предмета? Как унифицировать физику, если такие вещи, как вес, масса, инертность это не физические величины, а они зависят от нашего с вами восприятия? На помощь приходит математика. Мы принимаем массу, скажем, как вымышленную единицу, вымышленную величину.

00:05:52 Скажем, в невесомости масса у предмета одна, а на Земле масса у предмета другая. Поэтому физика, она всегда тяготела к математике, но продвигаясь, или, больше себя, окружая математическими формулами, физика, в конце концов, пришла к понятию «квант» или предельно малой величина объективного мира и оказалось, что квант не подчиняется физическим законам. У кванта нет веса так же, как нет веса у единицы на бумаге, потому что это другая величина совсем. В этом и заключается секрет, почему мы не можем себя чувствовать уютно в материальном мире — мире, который мы наделяем чувствами. Потому что мы с вами из непрерывного мира или мы говорим, из духовного мира. Мы принадлежим миру сознания. Сознание, оно непрерывно. Почему? Потому что сознание и есть та самая предельно малая частичка.

Два вида сознания: брахман и атма. Условные физические понятия

00:07:02 Есть два вида сознания: Брахман или огромное, вселенское сознание. Оно неделимо, как неделима бесконечность. И есть с другой стороны — предельно маленькая частичка сознания, это мы с вами и мы тоже неделимы. Брахман или общее сознание — неделимо. Вот, Инициатив говорит, что из школьного курса это называется весом. Это верно. В физике, в школьной физике, используют понятия «вес», но «вес» — понятие очень ограниченное. Вес существует только на Земле. В невесомости нет такого понятия, как «вес».
— Совершенно верно, потому что там нет понятия ускорения, как такового. Я, наверное, не к месту это сказал, но, во всяком случае «вес» и «масса» — это две разные вещи. Масса, она неизменна не никакой планете. В невесомости и т.д. масса остается неизменной.
— Да, я с вами согласен. «Вес»…
— А вес — это усилие, с которым, скажем так, вот это масса давит на…
— У каждого предмета соответственно может быть очень много веса: на Луне у предмета один вес, на Земле у предмета другой вес, на Юпитере — третий.
— На Луне в шесть раз меньше, чем на Земле. На Солнце гораздо больше.
— Совершенно верно, если мы будем пользоваться понятием «вес» то, как мы вообще будем описывать явления, физические явления, если у предмета нет веса. На самом деле…

00:08:42 — У предмета не может быть веса, на самом деле.
— Как вы тогда будете строить города?
— Города не построим, потому что, если нет веса, значит, нет притяжения.
— Как вы будете на Земле строить города?
— Известно, никак.
— Поэтому мы вынуждены ввести условное понятие «вес». Правильнее сказать — земной вес. И тогда вы можете и колесо построить, и города, и подъемные краны, и самолёт построить. Понятие «вес», оно вводится только для утилитарных целей, чтобы конкретно что-то построить или что-то изменить. Как такового у предмета ну не то, что нет, он всегда разный. Например, если предмет, известно, разогнать до скорости близкой к скорости света, то у него вес будет или тогда уже масса, она будет стремиться к бесконечности.
— Одним словом, мы пришли к тому, что вес это не качество предмета.

Имеет ли окружающий мир или вещь качества?

00:09:43 — Вот, если мы начнем разбираться дальше, то мы увидим, что и цвет тоже не качество предмета, и запах не качество предмета, и вкус тоже не качество предмета. А что же такое, в конце концов, предмет? Вот, если у предмета нет ни веса, ни протяженности… да? Известно, что чем скорость выше у предмета, тем его протяженность или длина меньше. Так, что же это такое? Что же мы с вами наблюдаем и где мы с вами живем, если мир, который нас или предметы, которые нас окружают не имеют ни веса, ни запаха, ни цвета, ни протяженности? Как же тогда в нем жить? Поэтому мы вводим условные единицы. Мы говорим, это красное, это зеленое. Мы говорим, например, это стереофонический звук. Это нонсенс. Потому что стереофонического звука не существует. У нас просто есть два уха. Вот, если у нас одно ухо, тогда не существует стереофонического звука. Стерео, это когда у тебя два уха есть. Трехмерное пространство — это, когда у тебя два глаза. Горячее — это, когда у тебя кожа. Цвет — это, когда у тебя колбочки и трубочки реагируют на восприятие.

Какова природа окружающего мира в своей основе?

00:11:01 Поэтому Пифагор говорил, что «мир — это число». Что он имел в виду? Мир — это число. Это значит, что мир, который нас окружает по природе своей не физический, а математический, т.е. это число. Пифагор, он первый, кто ввел, на самом деле, квантовую физику в Европе, в нашей цивилизации. Он предположил, что свойства предметов принадлежат не предметам, а принадлежат мне, воспринимающему. Стереофонический звук — это потому что у меня два уха. Точно так же желтый цвет — это потому что у меня глаз так устроен. Не существует в природе ни желтого цвета, ни стереофонического звука, а существует мое некое восприятие. Мир, он не сам по себе. То, что я называю «миром» — это просто мое восприятие чего-то. Квантовая физика, она, придя к заключению, что все в этом мире относительно, то бессмысленно взвешивать предметы, бессмысленно замерять их скорость, бессмысленно замерять их протяженность. Она начинает относиться к предмету, как к числу. Грубо говоря, диван мы называем 285. Камень мы называем 481.

00:12:37 Все можно оцифровать, но единственное, что нельзя оцифровать это «квант», потому что «квант» — это единичка. Все предметы это просто совокупность квантов или единичек. Но поскольку квант, это цифры, то окружающие предметы это тоже, это уже не цифры, это числа. Поэтому я и говорю, что все есть число. Каждый предмет— это просто число. Современному человеку это понять проще. Мы на экране компьютера видим изображение, на экране компьютера двигаются предметы. Когда я смотрю на компьютере ролики из youtube, то я вижу, как движутся предметы, а ко мне-то то приходят ни предметы по интернету, ко мне приходит просто числовой сигнал. Просто комбинация чисел. Но для моего восприятия эта комбинация чисел представляет собой предмет. Понимаете? А на самом деле, это просто цифры летят: 1 0 0 0 1 1, а я это вижу, как движущиеся предметы. Вот, квантовая физика, она рассматривает только числа или квант.

00:13:52 — Махарадж, получается, у них есть бесконечное количество вариантов возможных поведения этого кванта, и они берут какие-то любые из этих вариантов и начинают обрабатывать их с помощью математики?
— Да…
— Заниматься этим можно бесконечно, правильно?
— Дело в том ,что… поймите меня правильно, я не силен в квантовой физике. Я знаю основу её, чем она занимается. Я знаю, что квантовая физика, она основана исключительно на математике. Но как они там все это строят… Это просто математика. Причем математика, в которой возможно все. Математика, в которой можно делить на нуль, например. Из нашей с вами школьной математики мы знаем, что на нуль делить нельзя. Также нельзя делить на бесконечность, умножать нельзя на бесконечность, нельзя прибавлять её, нельзя отнимать ее. Нам об этом говорят с самого начала, в самом первом классе, когда мы только начинаем изучать математику: на нуль делить нельзя. И все, мы это принимаем и дальше у нас все сходится. Почему нельзя делить на нуль? Откуда взялось это — на нуль делить нельзя? У нас рука отсохнет или у нас голова взорвется.

00:15:25 Вот в квантовой физике они предположили… Или в Лобачевский со своей неэвклидовой геометрией. Он предложил, а что если параллельные прямые сходятся, а что если можно делить на нуль? Как только он предположил, что можно делить на нуль, можно умножать на бесконечность, можно делить на бесконечность, тогда картина мира или математика, она совершенно изменилась. В квантовой физике четыре может быть равно пяти. Поэтому я и говорю, я не знаю, как они с этим обходятся ,как они это все укладывают вместе. Четыре может быть равно пяти. Почему? Потому что четыре разделить на бесконечность. Сколько у нас будет? Нуль. Пять разделить на бесконечность? Тоже нуль. Нуль равно нулю. Следовательно, начало уравнения четыре равно пяти то же вполне оправдано. Точно также с нулями. Можно поделить на нуль и получится, что четыре равно пяти и т.д. Нуль равен бесконечности.

00:17:04 Дело в том, что если мы будем строить свои отношения с окружающим миром на квантовой механики или на математике Лобачевского, мы не сможем здесь жить. Потому что в квантовой механике можно… Известный афоризм из квантовой механики «ни собака машет хвостом, а хвост машет собакой, хвост крутит собакой». Вот с точки зрения квантовой механики это вполне реально. Нет разницы между тем, что собака хвостом виляет или хвост виляет собакой. Тогда как, если у нас собака с вами заболеет, и мы повезем её к ветеринару, и ветеринар на наше горе окажется приверженцем квантовой физики, он собаку не вылечит, потому что он будет хвост лечить. Он будет думать, что хвост крутит собакой. А не дай бог, если рабочие или инженеры будут приверженцы квантовой механики, то все дома будут рушиться. То же, значит, что тяжелее килограмм ваты или килограмм железа? Одинаково. Следовательно, с точки зрения квантовой механики вата и железа это одно и то же. Следовательно, можно построить подъемный кран из ваты.

Физический принцип утилитарности

00:18:50 Вот поэтому в физике в девятнадцатом веке был принят такой принцип утилитарности. Поскольку этот мир… Если мы будем пользоваться такими понятиями, как «реальной массой», то мы не сможем в этом мире существовать. Вводится такое понятие, как вес. Вес — это масса вещества на Земле. Тогда мы можем на Земле нормально существовать. Но если мы приверженцы истины, то мы не должны идти на компромисс, мы должны понять, что такое действительно масса, мера инертности. Мы прервались. Инициатив задал вопрос.

00:19:55 О чем мы говорили, что квант, точно так же, как квант не является частью физического мира. Почему? Потому что он не поддается законам физического мира. У нет веса, у нет вкуса, у нет запаха, у нет протяженности. Точно также сознание или мы с вами тоже не принадлежим физическому миру. У нас нет ни вкуса, ни запаха, ни цвета, ни веса, ни протяженности. Просто мы принадлежим совсем другой реальности. В этой реальности другие обстоятельства. Мир, в котором мы, как кванты принадлежим, он характеризуется такими понятиями, как «воля», такими понятиями, как «чувствование» и такими понятиями «как мышление».

Идеи космической философии Циолковского

00:20:56 — А вы не знакомы с трудами Циолковского?
— Нет.
— Он жил в библиотеке всю жизнь и проштудировал всех: и Спинозу, Аристотеля и Сократа, и всех остальных философов. И он издал такой труд по космологии. Как же он называется… Что-то там про вселенную. Там тоже пишут про неделимость души, про атом. Я бы вот всем порекомендовал почитать, потому что он там перерыл огромную кучу всей философии за все время, которое было напечатано с древности, и потом изобрел ракету, чтобы человек мог расселяться на другие планеты.
— Понятно. Ну, что же достойный результат осознания того, что душа неделима и вечна. Судя по тому, что он осознал природу души и изобрел ракету, значит, действительно разобрался в смысле бытия. Зрелым плодом его душевных изысканий стала ракета, наверное, он действительно понял смысл существования.
— Да, он говорит о том, что надо расселятся.
— Исходя из того, что душа вечна, человечество должно расселиться на другие планеты. Да?
— Он говорит как бы так, что это самой собой разумеется.
— Правда?
— Он пытался доказать.

00:22:54 — А вот, например, Шрила Вьясадева, плодом его душевных изысканий, его духовных поисков стало написание Шримад-Бхагаватам. Он смог описать мир Абсолютной Красоты или попытался описать игру Абсолютной Красоты.
— В какое время жил?
— Жил, ну много тысяч лет назад.
—Он понял [не слышно] наших предков, которые летали.
— Вот-вот, он точно понял. А Циолковский в результате своих духовных поисков изобрел ракету.
— Теперь мы боремся с Америкой.
— Да, должны победить, потому что планет на всех не хватит. Каждому россиянину по планете.
— Он там посчитал, что всем всего хватит вообще. Все это байки. Он посчитал, как жить будут люди, сколько триллионов Земля будет жить, сколько там бананов с молоком [не слышно]. Про индейцев там писал тоже, что всем места хватит.
— Правда?
— Все будут в круглых домах жить, чтоб тепло… Куча всяких таких сумасшедших вещей. Это было написано в девятнадцатом веке. Мне кажется, он толи слепой, толи глухой был.
— И жил в библиотеке.
— Он глухой был, не слепой.
— Понятно. Обязательно надо прочитать.
— «Космическая философия» называется.
— Ну что ж, надо обязательно прочитать.

Взгляд новичка на философию адвайты

00:24:54 — Можно еще вопрос?
— Да.
— Я узнал недавно об «адвайте», такое понятие. Меня познакомил один человек, случайный знакомый. Я так подумал, почему же я раньше об этом не слышал. Что это такое интересное? Была и йога, адвайта… Вы знаете об этом?
— Адвайта, это философия неделимости. «Двайта» — означает двойственность. «Адвайта» — это отрицание двойственности, т.е. все едино.
— Я почитал, мне понравилось.
— Нет ни справедливости, ни несправедливости. Нет ни добра, ни зла. Все едино.
— Нет двух путей, есть один путь.
— Это по части адвайты.
— Есть advayta.org, я там прочитал, они там про ариев пишут. Что наши предки были ни индейцами, ни пахарями, а были богами, которые летали по небу.
— Так…
— Это чисто их?
— Не знаю и что дальше?
— Стих есть такой, что про ариев…
— А дальше что? Вывод какой? То, что наши предки летали, а мы теперь…
— Они сворачивали время с пространством, словно боги.
— Так и что?
— Просто, что надо знать всем, что наши предки были не обезьянами и не пахарями, не прятались в пещерах, а были богами, летали по небу.
— А это лучше, чем ползать по земле?
— По-моему, это намного лучше.
— Значит, это не адвайтисты, это жулики. Потому что вы действительно приверженец философии адвайты, то вам без разницы — летаете ли по небу и сворачиваете пространство или вы сидите в норе. Тогда они просто…

00:27:05 — У них там куча лекций с 96 года, аудиолекций.
— А я не сомневаюсь. Мы же сейчас говорим не про кучу лекций, мы говорим, а что они проповедуют. Значит, они что говорят? Что мы пали в результате каких-то процессов.
— Я не видел такого, что мы падали.
— Но если мы с вами ползаем по земле, а они летали. Это значит, что мы находимся ниже их. Правильно?
— Нет, я думаю, что они хотели сказать то, что мы заблуждаемся, когда думаем, что предками нашими были какие-то существа типа обезьян.
— Понятно? А предки наши не заблуждались?
— Предки наши… Смотря, кем они были.
— Предки, которые летали по небесам. Они заблуждались или нет?
— Я думаю, они не заблуждались, а мы заблуждаемся.
— Многие из нас заблуждаются.
— Давайте без «многие». Мы с вами заблуждаемся, в общем, человечество. А те не заблуждались. Правильно?
— Та ну…
— Я повторяю вопрос, следовательно, мы находимся на более низкой ступени развития, чем они.
— Мне кажется, вас понимаю, основной тезис.
— Так вот, если вы такое предполагаете, то вы не адвайтист, потому что адвайтист, это которому все безразлично. Все едино: мы не можем ни заблуждаться, мы не можем ни заблуждаться. Мы с вами не можем ни по небу летать, ни по земле ходить, ни в норе ползать, потому что все едино. Есть единый брахман.

00:28:52 Делание на тех, кто более продвинут и менее продвинут — это только в нашей голове, в нашем воспаленном воображении. На самом деле, нет ни более продвинутых, ни менее продвинутых.
— Т.е. есть где-то в Индии настоящее адвайтисты?
— Поскольку они или вы предполагаете, что мы находимся на более низкой стадии развития, чем наши предки или наши потомки, неважно, чем кто-либо, то вы не адвайтист, потому что вы себя считаете ниже кого-то или выше кого-то.
— Я пытаюсь понять, адвайтисты это или не адвайтисты.
— Нет, они просто под словом или под призывом «есть единый путь», они понимают, «идите за нами». А дальше уже надо искать их корыстные мотивы. Почему именно за ними идти? Наверняка у них есть какое-то общество, где можно пожертвовать.
— Храмы есть.
— Храмы, да… где можно пожертвовать на благо человечества или благо адвайтистов.
— Вы с ними не знакомы с этими, московскими адвайститами?
— А зачем? Вы же мне все объяснили.
— Я могу ошибаться. Я только два дня знаком с этим делом. Пытаюсь понять, у них вроде учение. Пишут про ариев, про Русь пишут.
— Про Русь пишут? А мы с вами потомки ариев.
— Ну, да…
— А немцы?
— Немцы, это чистые славяне. О них, в общем, никакой речи нет.
— А немцы? А кто немцы?
— Арии…
— Ну, понятно. Все это адвайтисты говорят.
— По-моему, да. Они вот об этом пишут, что Русь ведическая, у них раздел такой есть.
— И они призывают к всеобщему благоденствию, если мы пойдем за ними?
— Нет, такого я не вижу.
— Ну, если Русь ведическая, а в индийские времена все было хорошо… Так что это не адвайтисты, это какая-то политическая партия.

00:31:29 — А вот, если есть время, я могу кинуть вам сайт advayta.org
— А зачем? Ну, дальше что? Вы лучше пережуйте сами. Пропустите это все через своё сознание и через свой пищевод, а потом мы это поедим, осознаем, усвоим.
— Попробую… Я просто, вот все это к чему… Я пытаюсь понять взаимоотношение вот этих вот подразделений философий индийской: Сознание Кришны, и адвайты, и вайшнавы, и еще, наверное, несколько разных есть. Пытаюсь понять взаимоотношение именно на нашей территории, в России здесь, как они вот между собой. Мне кажется, что нет мира между ними какого-то такого, нет сплочения…
— А вас это беспокоит?
— Как-то да, беспокоит немножко.
— Ну, как тогда какой же вы ариец? Ариец — это тот, кто не беспокоится о суетном. Ариец, это не тот, у кого белые кудрявые волосы и прямой нос, а ариец — это тот, кто не скорбит о неизбежном.
— Ага, ну, да… В принципе, я не особо волнуюсь.
— Секундочку, вы минуту назад сказали, что вас это беспокоит.
— Немножко.
— Немножечко?
— Да, совсем чуть-чуть. Хотелось бы видеть просто…

00:33:09 — А насколько чуть-чуть? Все-таки вы хотели как-то улучшить ситуацию,
чтобы между ариецами и адвайтистами была гармония.
— Нет, чтобы между кришнаитами, вайшнавами и адвайтистами было больше мира.
— А зачем?
— Чтобы, например, христиане, когда видели все это не думали, что «о, и эти то же между собой ссорятся».
— А зачем вам это надо? Что вам даст, если мы не будем ссориться?
— Мне ничего. Я уже как бы все через себя это пропустил. Я очень ко всему этому хорошо отношусь, а многие люди, которые вот ищут веры, они думают, что эти тоже ссорятся, касты у них какие-то…
— Вас беспокоят судьбы тех, кто… Т.е. вы нашли гармонию внутри себя, но те, кто ищут истину, не могут её найти потому, что другие ссорятся между собой, вот судьбы этих людей очень беспокоит, да?
— Да, можно сказать, что очень беспокоит.
— Ага, вы не о себе, в общем, печетесь, а о тех, кто ищет истину?
— Я так вот уже примерно понимаю, что не для того, чтобы выяснять отношения. Все все-все понимаю, но есть целая большая плеяда людей, которые к Индии симпатизируют, но как-то это им все, отпугивает их, что на такое разнообразие…
— Вас беспокоит, что их отпугивает?
— То, что их отпугивает?
— Вас это беспокоит?
— Ну, немножко да. У меня много друзей. Я хотел бы хотел их всех познакомить с этими писаниями древними.
— Так познакомьте.
— А как их познакомить, если их всяких много разных и они между собой как-то пересекаются так не очень…
— Со всеми познакомьте.
— Ну, да. Придется так, со всеми знакомить. Всех со всеми.
— Да…

00:35:30 — Следующий тогда вопрос. Если можно другие вопросы более содержательные, а не так… Вот я о христианстве. Связь христианства с индуизмом. Вы этот вопрос можете осветить?
— Я не знаю. Это вам надо освещать. Я не знаком с христианством.
— Ясно. Я просто в это время история интересует. Начали находить какие-то новые раскопки. Говорят, что Христос и Кришна — это один и тот же человек, что-то типа того. Что Христос был…
— Нашли скелет, да? Ну, раскопки, что там они нашли.
— Не раскопки нашли, нашли вот древние писания про русских, про славянских, прарусских и там говорится, о каком-то герое, который очень-очень сходится с описанием Христа, и считается, что это он был вообще. Это он был Христос. Он был русский. Как-то его звали, я забыл. Это история… Я думаю, да. Это не к вам вопрос.
— Да, это к историкам. Это те, кто пишут истории.
— Так, я пока попридумываю вопросы касательно философии.
— Давайте.

Можно ли помочь человеку, который запутался в своих духовных поисках?

00:37:11 — Махарадж, а можно вот вопрос. Если ты видишь, что человек… не видишь, но тебе кажется, что у него искренние интересы, но вот он запутался в какой-то такой лабуде, честно говоря. Ему можно как-то помочь?
— Ну, если он сам спрашивает помощи.
— Если он сам этого просит?
— Мы придерживаемся формулы Шридхара Махараджа. Он говорил, что если вы привезли в голодающую страну гуманитарную помощь и начали её раздавать, и видите, что кто-то из толпы начинает убегать без еды. Вы же не побежите за ним, не начнете его заталкивать и кормить насильно. Скорее, вы поможете тем, кто просит о помощи. Если человек запутался в лабуде и признается, говорит: «Я запутался в лабуде. Я не знаю, как мне поступить», как Арджуна. Перед началом Бхагавад-Гиты Арджуна сначала, в первой главе, Арждуна Кришне выдвигает какие-то аргументы, Кришна ему выдвигает контраргументы. В конце Арджуна говорит: «Я окончательно запутался. Я просто не знаю, что мне делать. Я погряз в лабуде. Ты мне объясни, пожалуйста». Тогда Кришна начинает ему рассказывать Бхагавад-Гиту. Так же и здесь, если человек принимает, что он запутался и просит о помощи, тогда насколько мы можем, мы можем помочь, потому что сами несовершенны.

00:39:03 Если человек считает, что он на правильном пути, кстати, он может быть действительно на правильном пути, а то, что вы ему хотите предложить — это тоже лабуда. Если он считает, что он на правильном пути, то зачем его разубеждать в этом? Можно, если вы считаете, что он погряз в лабуде, можно его вопросами поставить в тупик. Может быть, он поймет, что то, что он считал незыблемой истиной, оказывается под вопросом. Тогда он начнет, может быть, сомневаться в том, что он считал непреложной истиной. Вот в этом вы можете помочь. Вы можете помочь человеку начать сомневаться в ценностях этого мира, а призвать его к ценностям иной реальности не нужно, потому что он может быть, у него может быть оскорбительное отношение. Например, если вы видите, что человеку нравится любовные истории, и вы ему скажете: «Зачем тебе мирские любовные истории, ты лучше прочитай про любовные истории Кришны», то вы можете в нем породить оскорбительное отношение к Кришне, потому что у него сознание похотливое. И вот эту похоть он может перекинуть на недосягаемые, на тонкие, хрупкие отношения Кришны и его возлюбленных.

Три состояния иллюзии и присущие им ценности

00:40:55 Как вы можете отвратить его от соблазнов этого мира? Каким образом? Разбудить в нем сомнения в ценностях, которые он разделяет. Понимаете, ведь или наш судьба зависит от того, какие ценности мы разделяем, к каким наставником и гуру мы примыкаем. Например, в Бхагаватам говорится, что существуют четыре сословия людей в каждом обществе: работники или крепостные; это крестьяне, земледельцы; это администраторы или в Риме «всадники» их называют; и это духовенство. Все они находятся на разных состояниях ума. Все они находятся в разных гуннах или разных состояниях иллюзии. И вот этим вот состояниям иллюзии соответствуют разные ценности, которые мы пытаемся утопить.

00:42:35 Есть три состояния иллюзии: это помрачение, это возбуждение, есть просветление или удовлетворение. Когда мы действуем в том или ином состоянии ума, мы накапливаем те или иные ценности. И вот эти ценности, накопив эти ценности, они переносят нас в следующее общество или следующее тело, следующие обстоятельства. Если мы разделяем ценности людские, то мы попадем в общество людей. А какие людские ценности? Это деньги и это власть. Если для нас ценностью являются деньги и власть, то вы естественно останетесь в человеческом теле. Мы родимся в следующей жизни человеком. Почему? Потому что деньги имеют вес только среди людей. Если вы в лесу живете среди обезьян и муравьев, деньги для вас не будут приставлять ценности. Почему? Потому что никто, вы их там не сможете использовать, на деньги вы ничего не купите в лесу. Или с другой стороны, в мире небожителей вы тоже не сможете ничего купить за деньги. Потому что деньги являются ценностью исключительно человеческого общества. Соответственно, если вы умираете или вы оставляете тело жадными до денег, то в следующей жизни вы родитесь обязательно в человеческом обществе, — богатым или бедным, это не так важно, — а в обществе, где ценность деньги.

00:44:20 Если для вас ценностью является физическая сила, то вы родитесь в обществе животных, вы родитесь в низшем обществе или в обществе дикарей. Почему? Потому что в обществе дикарей или в обществе животных не ценно ничего, кроме физической силы. Кто вожак? Не тот, кто мудрый, а тот, кто обладает физической силой, у кого зубы острее, у кого пасть больше. Если вы счастливы, живя в человеческом теле, живете ради того, чтобы обрести физическую силу, здоровье. Вся ваша жизнь построена на том, чтобы продлить свою жизнь, т.е. улучшить своё здоровье, улучшить свой физический статус, то вы родитесь в следующей жизни животным. Вот…

00:45:23 Если же для вас ценностью является уважение, признание другими ваших достоинств, тогда вы в следующей жизни родитесь в обществе богов, небожителей или высших сословий брахманов. Почему? Потому что среди брахманов деньги не имеет ценности. Среди брахманов физическая сила не имеет ценности. А что там важно? Там важна набожность. А что такое набожность? Это добропорядочность. Вот, если вы живете ради того, чтобы делать добро другим, то вы родитесь в следующей жизни небожителем. Почему? Потому что вы приобретаете ту валюту, которая ценна в обществе небожителей. У небожителей, у них уважение, добрые отношения друг к другу — вот, что является ценностью. Для них ни ценна физическая сила, потому что они понимают, что физическая сила ничто, для них также деньги не имеют ценности. А добрые поступки, благоволения для них ценны.

Ценности сословий человеческого общества

00:46:47 И вот в человеческом обществе, человеческое общество как раз разделено по этим сословиям. Сословия, для которых физическая сила является ценностью. Как раз к этому относятся рабочие — те, кто занят наемным трудом, крепостные. Дальше есть торговцы. Вот для торговцев важны деньги. Потом идут всадники или администраторы, кшатрии, для них также важны деньги и власть. И сам высшим сословием являются те, где ни физическая сила, ни власть, ни деньги не представляют никакой ценности, а ценность представляет мудрость или добрые отношения к остальным, доброта. Поэтому, если человек хочет отправиться на планеты небожителей, то он должен накапливать ни деньги, ни физическую силу и не власть, а он должен накапливать добрые поступки. Он должен делать добро другим, не ожидая взамен ничего. В частности, он должен поклоняться богам. Он должен служить мудрым. Он должен делать добро другим, тогда он отправится на райские планеты.

00:48:27 Как финансисты говорят: «Вы живете в той стране, деньги которой вы накопили». Если у вас австралийские доллары, а вы живете на Северном Полюсе, несмотря на то, что вы на Северном Полюсе или физически вы в Исландии, то у вас австралийские деньги, австралийский доллар, то вы живете в Австралии. Хотя ваше тело находится в Исландии, на самом деле, вы живете в Австралии. Почему? Потому что у вас ценности австралийского государства. Или, если у вас индийские рупии, а вы живете в России, то на самом деле, вы живете в Индии. Если у вас нет ни одного рубля, все деньги вы держите в рупиях, то вы в Индии живете, хотя физически вы гораздо ценнее, потому что вы разделяете те же ценности, что индийское государство, индийский народ. Таким образом, если вы накапливаете в своей жизни только физические достоинства: крепкие мышцы, умение кому-то дать под дых, то вы живете в обществе животных, несмотря на то, что ваше тело, казалось бы, ходит по улицам Лондона. На самом деле, вы просто животное. Почему? Потому что, как австралийский доллар, имея австралийский доллар в Исландии, вы находитесь в Австралии так же, имея ценностью физические силы, вы находитесь в обществе тех, для кого физическая сила важна, а это — животные.

00:50:04 Если вы накапливаете деньги, то вы находитесь среди людей. Если вы накапливаете власть, то вы находитесь частично среди людей или частично уже среди небожителей. Тут вот такое происходит разделение. Несмотря на то, что четыре сословия и четыре ценности, тем не менее, состояния ума три. Состояние возбуждения, оно заставляет ценным считать и деньги и власть. В обществе людей и деньги и власть превалируют. Если вы целью своей жизни поставили накопить, как можно больше денег и обрести власть над другими, то вы родитесь среди людей. Потому что эта ценность, людская ценность. Но если вы целью своей жизни вы поставили добродетели: это говорить правду независимо от того принесет вам это материальное благо или не принесет; это делать добро другим, не ожидая ничего взамен; это быть мудрым, это стремиться к истине. Вот, если для вас это является ценностью, то вы и живете в той стране, где это является валютой. Если аскетизм, правдивость, чистота для вас ценность, то вы живете уже среди небожителей и вам останется только покинуть это тело для того, чтобы физически там оказаться.

Как определить, кем вы были в прошлой жизни?

00:52:01 Как вот если у меня только индийские рупии, но я никогда не был в Индии, то я уже потенциально нахожусь в Индии и мне останется лишь шаг для того, чтобы оказаться в стране, валюту которой я скопил. Когда вначале задали вопрос: «Кем мы были в прошлом рождении или кем мы были до рождения?». Это зависит от того, что для вас в этой жизни является ценность. Но это предмет внутреннего анализа, внутренней самооценки. Если честно сказать, что для меня важнее — это произвести впечатление на других, накопить деньги, создать компанию, в которой я мог бы заставить манипулировать бы мотивациями, мог бы заставить работать кого-то; или ценность для меня это выглядеть хорошо, чтобы у меня тело выглядело загорелым, чтобы у меня пахло изо рта хорошо, чтобы у меня зубы блестели, чтобы я физически был здоров. В зависимости от того, что для вас является ценностью, тем вы и были в прошлой жизни и туда вы и переходите в следующую жизнь, в то общество вы и переходите в следующей жизни.

00:53:34 Хотя повторяюсь это движение очень плавное. Не то, что вы в прошлой жизни были муравьем, а в этой жизни человеком. Но если для вас физическое здоровье самое главное в жизни — важнее, чем деньги, тогда, скорее всего вы находились на более низкой ступени развития духовной эволюции. Это либо какое-то животное, либо какое-то примитивное, человекообразное существо. Если для вас ценностью является деньги, то, скорее всего, вы были человеком или частью цивилизации человека. Если вы и умираете с этими ценностями, если за свою жизнь вы не эволюционировали, вы не сделали шаг к тому, что ценно на самом деле, это добрые дела, добрые отношения и милосердие к другим, то вы опять родитесь человеком. Если эти ценности, как всегда бывает, валюта, она не держится всегда, или ценности не держатся всегда в одной валюте. Если ценности смешаны, если для вас больше добрые дела или добрые отношения к другим ценны, но и деньги для вас немаловажны, и физическое здоровье для вас немаловажно, то в зависимости от того, что больше в этой корзине, в мультивалютной корзине, вот туда вы и дрейфуете, в том облике вы, скорее всего, и воплотитесь. Это может быть человек с какими-то духовными задатками, человек из высшей сферы, какой-то жрец храма или человек, родившийся в семье, где исповедуют йогу или исповедуют какую-то религию.

00:55:39 Если вы в молодости, для вас ценно было делать добро, а к старости вы или перед тем, как оставить тело для вас ценным стало только денежные накопления, это значит, ваша духовная эволюция идет в обратную сторону. Вы от человека или высокоразвитого человекообразного существа дрейфуете к низкоразвитому человеческому существу. Если и в той жизни вы больше делаете упор на чисто физическое развитие, на физическую власть, то вы дрейфуете еще в большую сторону животнообразного состояния и т.д. Значит, ваше движение идет вспять. Но если вы в течение жизни, вы переходите от ценности чисто физической власти над другими — здоровье, силы — к доброте, милосердию, к мудрости, к разуму, тогда значит, ваша духовная эволюция идет в положительную или в позитивную сторону.

00:57:04 А это всегда индивидуально. Вопрос: «Кем я был в прошлой жизни?». Задайте себе сами. На основании того, что я сейчас объяснил, вы можете сделать… Просто основываясь на анализе, вы можете сделать вывод, кем вы были в прошлой жизни, какие для вас ценности были раньше в этой жизни и какие они для вас сейчас. Вот в тот момент вы можете примерно сделать вывод, кем вы будете в следующей жизни. Но если прошлое мы не можем изменить, то двигаться в положительном направлении, к высокоразвитому человеческому существу мы можем — можем своей волей, можем своими поступками, своими желаниями, своим отношением к другим, к окружающему миру. Мы можем эволюционировать от стремления физического здоровья к добродетели. Это в наших силах.

Корыстные идеи этого мира

00:58:18 — В общем, Анукришна вы поняли. Вам надо коротенечко к следующему касту подготовить доклад о мировоззрении Спинозы.
— Ого, Махарадж, там коротенечко не получится. Я думаю, что у меня нет качеств.
— Ну, хотя бы скажите, в результате своих духовных изысканий он изобрел ракету?
— Нет, Махарадж.
— А призывал он селиться по другим планетам?
— Тоже нет, лень было.
— А, ну значит, достойный муж.
— Не жил в библиотеке просто.
— В библиотеке не жил…
— Нет.

00:59:08 — Какой вывод можно сделать из жизни Циолковского? Живите в библиотеке?
— Нужно обходить библиотеки стороной.
— Обходите книги стороной. Доктор Геббельс в тридцатые годы сжигал все эти злотворные книжки для того, чтобы люди не летали на другие планеты. Если они тебе говорит об адвайте, о том, что все едино, что плохо, что горе… а что воля, что не горе все одно. Копните по глубже, может быть, все-таки они вам говорят о русских ведах и о том, что мы потомки ариев, и что мы ваше других? Копните побольше. В принципе, такое правило. В этом мире нет порядочных обитателей. Если здесь говорят о какой-то идее, о святости какой-то идеи, то спросите у него, в каком банке он деньги держит.

Что означает «святое»?

01:00:31 Вот, что такое святое? Святое — это то, ради чего можно отдать жизнь. Это определение святого. Вот для меня вот это святое. Он говорит: «Для меня родина святая». Это значит, что он ради родины отдаст жизнь. Как правило, о том, что родина святая говорят предводители родины. Он не готов свою жизнь отдать за родину, а он предпочтет, чтобы вы отдали свою жизнь за родину. А почему он не отдаст свою жизнь за родину, предводитель? А потому что тогда родина останется без головы. Если я не буду предводителем родины, тогда она погибнет. Я не могу её оставить Я должен жить. А вы, пожалуйста, можете отдать свою жизнь за родину. Такая вот идея самопожертвования в этой религии. Ну, ладно тогда. Все тогда на сегодня.

транскрибирование: Илья Костюченко | Запорожье | Украина | 20 апреля 2011