Прославление Любви и Красоты

Skype - 15 июля 2008
Сомнение в утверждениях. Понятие «вопрос». Количественные вопросы. Качественные вопросы, их разновидность. Познавая окружающий мир, познают ли ученые Творца? Бесконечные ипостаси Всевышнего. Главное занятие Господа — игра. Очищение своего подлинного «я». Разъяснение термина «сат чит ананда». Прославление Любви и Красоты. Парадоксы буддизма. К кому вы обращаетесь, воспевая святые имена Господа? Что значит «святое» или «трансцендентное»? Отчаянное, молитвенное состояние. Принципы Шри Чайтанья Сарасват Матха. Преданные — не вегетарианцы. Обширный взгляд на карму. Сахаджийя-йога и кундалини-йога. Виды вопросов. Доверие и недоверие учителю. Надежда на собственные силы, знание. Внешний мир, как источник знания. Поиск духовного учителя. Критерий истинности знания. Что такое просветление? Что такое спасение? Как реализовать свою мечту? Что такое мысли? Счастье нельзя ни вообразить, ни реализовать. В чем заключается практика кришнаитов? Безличный аспект Господа — вездесущность. Логическое обоснование существования Всевышнего. Красота — неоспоримое качество Господа. Как сочетать духовное развитие и жизнь в современном обществе? Мнимая и подлинная независимость. Рабство власти и денег. Этапы созревания любви. Послушание на духовном пути.
запись беседы для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:12:44 | качество: mp3 64kB/s 33 Mb | прослушано: 249 | скачано: 396 | избрано: 9
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Сомнение в утверждениях. Понятие «вопрос»

00:00:00 Ну, если слышно, то пожалуйста, давайте тогда пообщаемся. Антрун-6 говорит: «Вы готовы отвечать на вопросы? Здорово. Есть ли у вас вопросы, в которых вы сами сомневаетесь?». Технически нельзя сомневаться в вопросах, можно сомневаться в утверждениях. А вопрос сам по себе подразумевает сомнение. Понимаете? Вопрос уже сомнение, в нем нельзя сомневаться. Ну, это так технически. У меня нет вопросов, в которых я сомневаюсь. Я думаю, что в мире столько всего, на что у нас нет ответа. Я думаю, подавляющее большинство не имеет ответов. У меня просто другое соображение: вот это все подавляющее, на что мы не можем ответить — нужно оно нам или нет? Например, я не знаю расписания поездов Нью-Йорка, я не знаю расписания маршрута 29 автобуса в Текстильщиках в Москве. Я не знаю, когда конец света, я не знаю, сколько нефти нам еще надо выкачать… Я почти ничего не знаю. Другое дело, что мне это и неинтересно.

Количественные вопросы

00:01:15 Есть вопросы, которые я отношу к количественным вопросам или ответы, на которые выражаются количественно. Вопросы типа: «Сколько километров до города Прага?» или «сколько осталось нам жить, сколько волос на голове у человека. Все что относится к категории «сколько» меня вообще не интересует?», или «сколько волос на голове у человека?». Вот, все что относится к категории «сколько» меня вообще не интересует. Почему? Потому что количественное, оно относительно. Ответив сегодня на количественный вопрос — завтра мы обнаружим, что этот ответ неправильный. Да? Поэтому на него и не стоит вообще отвечать. Да, кстати, к количественным вопросам я отношу типа: «Какого цвета вот этот дом?» или «Какого цвета у нее глаза?». Потому что ответ на этот вопрос укладывается в некую чувственную палитру: там синие, карие, еще какие-то. Ответ на этот вопрос зависит от угла зрения. Вот, если вы смотрите под одним углом зрения, то у нее одни глаза, под другим углом зрения — у нее другие глаза. Поэтому эти вопросы, они не очень интересны.

Качественные вопросы, их разновидность

00:02:40 Вот, но есть качественные вопросы из категории «существует или не существует». Вот эти вопросы, они более интересны. Качественные вопросы, когда мы спрашиваем себя: «Существует ли солнце?», или «существую ли я?», или «существует ли сила, сила внутри меня или снаружи меня, которая не дает мне добиться желаемого?». Т.е. вопросы, относящиеся к «существует или не существует?». Эти вопросы интересны. Они стоят того, чтобы ими занимать своё существование. Вот, есть еще качественные вопросы, они уже относятся к Всевышнему. Если мы отвечаем на качественный вопрос «существует ли Всевышний?» или «существует ли сила выше моих усилий, та, что не подвержена моему влиянию, которую я называю Всевышним?». Если я отвечаю на этот вопрос положительно, тогда есть вопросы, связанные с ним. Если я прихожу к выводу, что Он существует, тогда вопросы, связанные с Ним.

00:03:52 Так вот есть вопросы, связанные с ним, которые помогают мне достичь его, а есть вопросы, связанные с Ним, которые отдаляют меня от него. Вот те, что отдаляют меня от Него, они пагубны или можно сказать, они неинтересны. Т.е. вопросы такого порядка: «Как часто он нисходит?», «как он выглядит?», «сколько у него рук, как его зовут?». Вот эти вопросы, связанные с Истиной, т.е. со Всевышним, но отвечая на них, мы каждый раз приходим к выводу, что это зависит от моих отношений с ним. Т.е. я могу сказать, что у Всевышнего нет рук или у него четыре руки, или у него две руки, но это зависит от того, в каких я с Ним отношениях. Поэтому, чтобы ответить на вопрос, относящийся к Всевышнему, я должен, извините за парадокс, я должен не задавать вопросы о Нем, а сдаться Его воле и ожидать, когда Он коснется меня, когда Он сам явит Себя мне.

00:05:11 Т.е., когда мы отвечаем на вопрос «существует ли Он или не существует?» положительно — «да, он существует», тогда дальше прекращаются все вопросы. Дальше начинается смирение и доверие ему, преданность ему. Он существует, в каком виде он существует, это зависит от его расположения ко мне, от наших с ним отношений. Он может существовать — поскольку Он ничем не связан, Он ничем не ограничен — Он может существовать в любой из форм. Вот так бы я ответил на ваш вопрос. Значит, вот теперь вопросы «почему считается так-то и так-то» тоже неправомерны. Откуда я знаю, почему где-то там-то что-то считается или как…

Познавая окружающий мир, познают ли ученые Творца?

00:06:04 Теперь, возвращаясь к основному вопросу: «Познавая окружающий мир, познают ли ученые Творца?» Поскольку окружающий мир, он сотворен Творцом, то конечно они познают Творца, но они его познают как творящего. Если они из познания, из своих опытов, из своего опытного знания делают вывод, что такой механизм не мог быть сотворен случайно, что за всей деятельностью, за всеми движениями вселенной существует закон или закон Творца, вот тогда их знания не бессмысленны. Если же познавая окружающий мир, они приходят к выводу, что все произошло случайно, и что нет никого выше нас, умных обитателей земли, тогда их знания бессмысленны, бесполезны.

Бесконечные ипостаси Всевышнего

00:07:03 Значит, дело в том, что Всевышний или давайте для простоты говорить «Высшая Сила», она не ограничивается своей ипостасью Творца, Высшая Сила не только творит — это как говорить про главного архитектора, что он только архитектор. Например, мы говорим, что архитектор Растрелли десять лет строил дом Пашкова в Москве, например, да… Но он же за эти десять лет не только строил, он еще воспитывал детей, он еще любил свою жену, он еще ездил на балы и Бог знает, чем еще занимался. Точно так же, когда мы говорим о Всевышнем или о Высшей Силе, что она только творит, тем самым мы ограничиваем Высшую Силу. Она безусловно творит, но она, эта Высшая Сила, занимается еще чем-то: она еще разрушат, она еще поддерживает, она еще внедряет закон — после творения мира она внедряет закон — по которому живет мироздание. Нарушая этот закон или пытаясь нарушить этот закон, мы, как сознательные существа, страдаем. Действуя согласно этому закону, мы получаем удовольствие, мы получаем вознаграждение. Это все разные грани одного Всевышнего или одной Высшей Силы.

Главное занятие Господа — игра

00:08:29 Но мы говорим, что вся вот эта деятельность Всевышнего: творение, поддержание, рассуждение, вершение суда — это все второстепенная Его деятельность, второстепенное Его занятие. Главное Его занятие – это то, что Он предается развлечениям, времяпрепровождению. Вот этот главный Его аспект или главная Его ипостась, как Игрока, Играющего невозможно познать никакими опытными способами. Как бы вы не познавали Его творение, вы никогда не окунетесь в Его игру. Т.е. как бы вы не изучали архитектуру Баженова, вы никогда не узнаете, кем была его жена, в какие игры он играл со своими детьми, какие письма он писал любовницам, что он читал на досуге. Точно так же, изучая этот мир, мы никогда не познаем сокровенные игры Всевышнего, между тем Его игры составляют основную часть Его времяпрепровождения, потому что он не творит, он не работает, а он предается удовольствию. Вот, изучая Его творение, мы никогда не узнаем, что это же за удовольствие и как же мы можем вписаться в его удовольствия.

Очищение своего подлинного «я»

00:09:54 Отказаться от своих корыстных интересов, не отказаться от «я» как такового, а отказаться от «я» алчущего, хапающего и потребляющего, т.е. не уничтожать себя, а уничтожить в себе корысть. Когда мы говорим «я», мы, безусловно отделяем себя от Всевышнего, но это хорошее отделение, мы отделяем себя от Него, чтобы вступать с Ним в отношения. Вот знаете, в психологии отроков есть такой момент или в жизни отрока есть такой момент, когда дети перед половой зрелостью, они разделяются на группы: мальчики начинают с мальчиками общаться и насмехаются над девочками, а девочки тоже кучкуются и хихикают там у себя. Да? Т.е. вот, когда они совсем невинные дети, они не видят разницы между собой, и они играют, смешиваясь друг с другом, но наступает такой момент перед самой зрелостью, когда они как бы отделяют себя друг от друга, самоутверждаются, осознают свою сущность в человеческом обществе для того, чтобы потом соединиться.

00:11:08 Вот точно так же душа, она когда созревает, духовно созревает она отделяет себя от Него, т.е. постигнув свою истинную суть, тем самым она безусловно отделяет себя , свою суть от Всевышнего, отделяет свою душу, вернее, отделяет себя от мировой души для того, чтобы потом соединиться с ним в отношениях. Она, если хотите, осознает свой метафизический пол, осознает свою женственность метафизически — я подчеркиваю это слово. Она осознает, что принадлежит ему, т.е. осознает свою половую принадлежность, для того, чтобы вступить, отделить себя от Него, а потом вступить с Ним в отношения, в правильные отношения. Т.е. выбирает правильное положение. Как говорил наш учитель, что религия — это выбор правильного положения. Это значит, осознать себя, осознать свою принадлежность, чтобы вступить в правильные отношения с Тем, кто владеет всем. В этом смысле, вы правы мы отдаляем себя от него, но не для того чтобы расстаться, а для того, чтобы слиться, соединиться.

Разъяснение термина «сат чит ананда»

00:12:25 Нет, нет… Ни как капля в океане, она становится океаном, т.е. она имеет с ним одну и ту же половую принадлежность, капля, она в нем растворяется. Раствориться во Всевышнем — это значит осознать свою противоположность, осознать противоположный пол по отношению к нему и тогда с ним соединиться. Ага, ну тогда по порядку. Термин «сат чит ананда» означает: «сат» — существующий, т.е. действительный, «чит» — сознающий себя, «ананда» — это восторженный или упивающийся. Этот термин относится исключительно ко Всевышнему — Он единственный, кто самодостаточен, т.е. Он существует, Он осознает своё существование и Он упивается собою. Для того чтобы упиваться, для того чтобы пребывать в состоянии ликования и восторга, ему не нужно прибегать к внешним силам. Вот нам, например, чтобы порадоваться нужно, чтобы по определённым дням ухали пушки и вылетали вечером блестки, когда этих блесток много, мы это называем салют, у нас хорошо на сердце, у нас хорошо на душе. Или для того, чтобы радоваться нам нужно, чтобы одиннадцать мужчин, которых мы называем «наши» закатили шарик, сделанный из убитой свиньи, в ворота других одиннадцати мужчин, которых мы называем «не наши». Т. е. наше счастье или наше с вами ликованье зависит от каких-то внешних условий, поэтому нас нельзя ни в коем случае назвать сат чит ананда.

00:14:26 Душа или мы с вами мы не сат чит ананды, потому что находиться, мы не можем ликовать всегда, нам нужны некие условия, нам нужно прибегать к каким-то дополнительным силам, чтобы ликовать. В нашем мире мы изобрели прекрасный способ ликования или прекрасный способ достижения счастья, не найдя ничего другого. Мы тяжело работаем, мы тяжко трудимся и минуты отдыха, т.е. мы с вами на себя взваливаем этот тяжкий труд, и мгновения отдыха мы называем счастьем. Нам, чтобы порадоваться, нужно тяжело потрудиться, чтобы порадоваться — нужно не работать после работы. Поэтому душа, она не сат чит ананды. Душа она существует, она действительна, она сознает себя, если конечно не находится в состоянии полного отупения — тамаса и тянется к этой ананде, к этому ликованию. Вот эта вот жажда ликования, жажда счастья — она заложена в нас — мы не можем вырвать её из себя, мы не можем искоренить в себе жажду счастья.

00:15:28 И собственно эта жажда счастья поддерживает нас, не позволяет нам перестать существовать. Если бы не надежда на счастье, жизнь бы для нас потеряла смысл, мы бы все умерли как в переносном, так и в прямом смысле. Мы живем только надеждами на счастье. Таким образом, мы не «сат чит ананда», мы «сат чит, ищущие ананду». И в поисках этой ананды мы приходим к выводу, что она действительно существует. В поисках счастья мы приходим к выводу, что оно есть: кто-то, уходя внутрь себя; кто-то, созерцая окружающий мир; кто-то, просто поверив, доверившись кому-то, кого он называет святым, кто-то ему доверился — пришел к выводу, что если я это ищу, значит, оно где-то есть! В Бхагавад-Гите Кришна говорит, что разные люди по-разному приходят к осознанию существования Всевышнего: одни размышляют, другие отказываются от плодов своего труда, т.е. трудятся бескорыстно, а третьи просто поверят из уст мудрецов, что Всевышний существует. Все по-разному приходят.

00:16:48 Если бы душа была «сат чит анадна», значит, она была бы Богом, правильно? Значит, «ананда» — означает, блаженство, т.е. если бы душа, у души была «ананда», т.е. блаженство, счастье, то она бы не искала счастья, потому что счастье уже у нее во служении. Правильно? Мы сейчас говорим «я», т.е. существо. Вот если бы существо было счастливо, тогда бы оно не нуждалось, оно бы не нуждалось в счастье уже, потому что оно уже счастливо, т.е. оно бы ни в чем не нуждалось. Поймите, если бы душа была «сат чит ананда», т.е. сущее, сознающее и ликующее, она бы уже ни в чем не нуждалось, потому что у нее есть все. Если она ни в чем не нуждается — это значит, что она самодостаточна, а самодостаточна — это значит, она Бог.

00:17:48 Т.е. нам Бог не особенно нужен, нам нужно блаженство, которое Он нам даст. А как? Поправились вы, тогда не задавайте вопрос, в чем смысл — это, все равно, что задавать вопрос: «А в чем смысл, если реки впадают в океан?». Вот в чем смысл? Вы ответите на свой вопрос, если ответите на другой вопрос: «А в чем смысл, что земля притягивается к солнцу, а реки впадают в океан?» А в чем смысл? Смысла нет, они просто реки не могут не впадать. Так же и душа она не может не тянуться к красоте. В этом нет никакого смысла, она просто не может этого не делать. Это настолько естественно, вернее, это самое естественное для души, для сознания, что она просто не может перестать искать счастья. В этом нет, в поиске счастья нет смысла. Это выше, чем смысл — она просто не может не искать. Это как музыкант или как счастливый человек, почему он насвистывает песенку? В чем смысл, что он насвистывает песенку? Ему что за это заплатят, или ему будет за это хорошо? Нет, ему уже хорошо.

Прославление Любви и Красоты

00:19:01 Но вот это уже вопрос практики… Каким образом? Прославляйте Любовь и Красоту без устали, прославляйте Любовь и Красоту. Если вы будете их прославлять, тогда вы вернете себе своё естество. Нет, нет, нет… Видеть — это уже не практика, потому что от вас это не зависит. Что касается практики, то видеть это не практика? Вот смотреть — это практика, потому что это действие. Практика — это некая деятельность. Я не случайно вам сказал, что практика заключается в том, чтобы прославлять Любовь и Красоту, формально это звучит как «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна, Кришна, Харе, Харе». Вот этими словами вы прославляете Любовь и Красоту. «Кришна» — Кто красота, «Хара» — это Любовь. Вот, прославляйте их на все лады — Харе Кришна и Кришна Харе.

Парадоксы буддизма

00:20:02 Единственным особняком стоят буддисты. Мне кажется, их философия порождена тупизмом, и все, кто придерживается этой философии – они тупые. Этим вызвано мое отношение к ним. Когда человек говорит собеседнику, что тебя нет, а заодно и меня нет, мне кажется, что у этого человека не все в порядке с рассудком. Понимаете вот христианин или приверженец любого другого вероучения, говорят что Бог — это горящий куст, или Бог принес десять плиточек с надписями, или Бог раздвинул реку и его народ перешел через эту реку — я могу в это верить или не верить, но это никогда у меня не вызовет чувство смеха или чувство презрения, потому что это вера человека. Но когда мне кто-то говорит, что тебя не существует, или он говорит, что ты — это я, вот тогда это у меня вызывает усмешку, потому что это уже не относится к верованию.

00:21:25 Потому что есть непреложные истины: «Я сомневаюсь, значит, я существую», иначе кто бы сомневался? Среди всех верующих они говорят: «А вас вообще нет, и добавляют, а вообще ничего нет, вот вообще все пустота». Значит, если все пустота, тогда вы не обижайтесь, если я вас назову идиотами, ведь все же пустота. Одна часть пустоты назвала другую часть пустоты, — собственно их и вообще нету, — идиотами, и идиотов нету, потому что все пустота, все — ничего. Тогда и не стоит обижаться. Это уже не вопрос веры, вот предмет веры мы не можем оскорблять. В данном случае они выходят за предмет веры, они говорят: «Вас вообще нету и нас тоже нету». Тогда зачем они нам это говорят? Если ничего нету, зачем они этому учат, и кого они учат? Если меня не существует, кому они говорят, что меня не существует?

00:22:26 Поскольку вообще вот эта идея, мы её называем буддизмом, оскорбляет такую вещь, как рассудок, то мы бьем той же картой. При этом, они очень вежливые люди, говорят, что «извините, Алла , вас не существует». Потому я им и говорю, простите, но вы идиоты. Я же их не оскорбляю, ведь ничего нету. Как «ничего» не оскорблять?. Если их не существует и вот это вот… Вот послушайте, что я вам скажу. Вот, если мне несуществующее говорит что-то, а я этому несуществующему отвечаю, что ты идиот. Я же его не оскорбляю, ведь его не существует, я же не могу оскорбить того, чего нет, поэтому пусть не обижаются. А если они обижаются, значит, они де-факто признают, что они существуют. Но тем хуже для них, если они признают, что существуют и говорят, что ничего нет, тогда у них проблемы с рассудком.

00:23:30 Назвать идиота идиотом, это, простите, не оскорбление, а диагноз. Это разные вещи. Когда я говорю человеку, что ты дурак, потому что ты веришь, что Бог позволил себя распять на кресте, я его оскорбляю, потому что это предмет веры. Когда я ему говорю: «Ты дурак, потому что считаешь, что тебя не существует, ну тогда либо я разговариваю сам с собой, со своим отражением, тогда я никого не оскорбляю». Если я в зеркале кому-то, вернее, в зеркале скажу, что ты дурак, разве это оскорбление? А буддисты говорят, что «мы все одно, мы все едино», поэтому, оскорбляя буддиста, я, по сути, оскорбляю себя. Извините, если я сам себя называю дураком.

К кому вы обращаетесь, воспевая святые имена Господа?

00:24:13 Есть еще вопросы? Да, здравствуйте. Это зависит от того, к кому вы обращались. Можно же, например, обращаться к главе государства. Модно называть имя главы государства , но обращаться при этом не к нему. Понимаете? Если, например, вы хотите получить спальное место в вагоне, и вы пишите об этом главе государства, называете его: «Дорогой такой-то такой-то, можно, чтобы я поехала из одного города в другой в мягком вагоне?». Вы его называете по имени, но, по сути, вы обращаетесь в билетную кассу. Формально вы говорите «дорогой такой-то такой-то», но вам нужен билет, т.е. вы обращаетесь на самом деле в билетную кассу.

00:25:02 Точно так же, призывая Всевышнему, произнося Его имя, вы обращаетесь к нему или не к нему в зависимости от того, что просите. Если у вас нету надежды и нету планов на будущее, тогда вы обращаетесь к нему, потому что он принимает тех, кто утратил надежду. Если вы знаете, что вы хотите, если вы знаете что вам надо, тогда вы обращаетесь не к нему, а туда где выдают вот это, чего вам не хватает. А когда вы обращаетесь к нему, вы говорите: «Я дошел до предела, дальше темнота, я уже не знаю, что мне надо. Я вручаю своё существо тебе, я даже не знаю, что у тебя просить. Я даже не знаю, есть ли ты...» Это последняя точка отчаяния. Вот тогда вы обращаетесь к нему. Это называется молитвенным состоянием. Вот тогда какое бы имя вы не произнесли, на любом языке, любой мыслью вы произнесете его имя.

Что значит «святое» или «трансцендентное»?

00:26:10 «Святое» означает то, что вне чувственного постижения. «Святое» означает внечувственное или трансцендентное — означает, внечувственное постижение, т.е. то, что открывается звучит внутри, то что открывается изнутри, а не снаружи. Это латинское слово «трансцендентное» — вне чувственного опыта, вне умственного опыта; то, что нисходит не благодаря опыту, а благодаря откровению, само вливается в тебя. Это означает трансцендентное. Слово «святое» — означает то, ради чего можно пожертвовать всем на свете, включая самого себя. Вот, когда говорят «для него ничего святого нет», вот родители говорят: «Для них сейчас, для молодежи сейчас ничего не свято». Что они имею в виду? Они имеют в виду, что молодежь сейчас не пожертвует, у молодежи сейчас нет ничего, ради чего они бы пожертвовали жизнью. Т.е. ничего не свято.

00:27:15 Когда мы говорим святое имя – это значит, то что дороже нам собственной жизни. Но опять-таки, это зависит от того, кто произносит эту фразу «святое имя». Как мы говорим, ну не мы, а соседи с других радиостанций говорят: «Святая родина, святая Русь, святая Украина или святая Дания». А что они имею в виду? Они имеют в виду то, ради чего можно положить головы. Или «святой стяг наших отцов», потому что они готовы за это жизнь положить. А для нас ничего, в этом мире для нас ничего не свято. Вот, для кришнаитов ничего не свято: ни родина, ни родители, даже осмелюсь сказать, ни футбольная команда, ничего не свято. Вот, когда говорят «святое имя» — надо посмотреть, кто говорит.

Отчаянное, молитвенное состояние

00:28:09 Преданные, предавшиеся Всевышнему души, когда из их уст слетает святое имя – это означает, что они находятся на такой грани отчаяния, они настолько отчаялись встретить своего Господина, вечно Ускользающего, вечно Увлекающего и не Возвращающегося Господина; настолько они дошли до края, что даже имя Его для них отдохновение. Они готовы прожить еще одно мгновение, если произнесут Его имя, т.е. настолько они томимы разлукой с ним, что просто услышать его имя для них — это охладит им жар сердца, хоть на один градус им сбавит, и они смогут еще одно мгновение прожить. Вот тогда, если такая душа произносит фразу «святое имя», тогда это действительно святое имя. Но когда мы в обыденной жизни говорим «святое имя Господа». Повторяйте шестнадцать кругов святое имя Господа. Хорошо, будем повторять. Пожалуйста.

Принципы Шри Чайтанья Сарасват Матха

00:29:10 Может еще какие-то сомнения возникли. Насчет принципов можно сказать, опять-таки, если вы не удаляетесь в количественную сторону вопроса, только качественная: уважать других и не уважать себя, за исключением буддистов, потому что буддисты считают, что вас не существует. Собственно они считают, что их не существует, поэтому вопрос уважать их или нет отпадает сам собой, потому что их не существует. Значит, уважать других, не уважать себя, терпеть и быть готовым принять все, что обрушится на вашу голову, в том числе и мысли о Кришне.

Преданные — не вегетарианцы

00:30:05 Но опять, это уже количественные вопросы. Вегетарианство. Нет, мы не вегетарианцы — преданные нашего Матха не вегетарианцы, они не едят растения. Вегетарианцы — это те, кто едят растения, правильно? Вегетарианцы — это те, кто ест растущее; то, что растет. Преданные нашего Матха, они не едят ничего, что растет. Правда, они предлагают это Тому, кто ест все подряд, который поглощает целые миры. Они это предлагают Ему, но сами они это не едят. Сейчас, наверное, вопрос: «А что же тогда вы едите?». Точно! Мы питаемся тем, что Бог послал — это называется прасад, милость еще говорят, милость божья — это то, что он посылает нам.

Обширный взгляд на карму

00:30:56 Карма у вас идет даже, если вы петрушку едите. Нет, всё равно же, петрушка растет не для того, чтобы вы её съели, а для того, чтобы покрыть собой всю земную поверхность. Ведь мама петрушка, она думает о том, чтобы её дети благополучно разрослись по всем материкам, а вы берете и её едите. И вот за страдания материнские вы должны будете нести ответственность. Нет, мы повторяем, мы каждое утро говорим: «Шестнадцать кругов, шестнадцать кругов и так шестнадцать раз». Ну, потому что надо сказать, нужно повторять шестнадцать кругов, вот мы шестнадцать кругов и повторяем. Словосочетание «шестнадцать кругов» мы повторяем шестнадцать раз.

Сахаджийя-йога и кундалини-йога

00:31:42 Да, слышно. Говорите, а я не знаю, что такое «сахаджийя-йога». Вы можете объяснить, может мы тоже принадлежим к «сахаджийя-йоге». А просто более молодой? Это его отличительная особенность? Это, чем марксизм-ленинзм отличается от Гегеля — это то, что он более молодой. Других отличий нет. А что значит самореализация? А что это значит? Нет, это как раз не подробно, это более запутанно. Вот, если достичь самореализации — это еще наполовину непонятно, то пробуждение кундалини-йоги — это вообще непонятно. А что такое «духовный уровень? Это я не знаю, это я не знаю про энергетическое тело. Энергетическое тело или энергетическое поле… Ну, понятно. В общем, все запутанно. И у этого духа есть кундалини-йога, т.е. наше духовное тело находится в копчике? И нужно пробудить свой копчик? Нет, ну это вполне достойная духовная цель. Пробуждается копчик, да…

00:32:52 Ну это очень похоже на служение Кришне. Собственно, наверное, у нас больше общего, чем разного. Мы действительно каждое утро пробуждаем свой копчик, духовный копчик. Мы же с вами люди духовные, мы понимаем, что речь идет не о физическом копчике, а о духовном. Ну, понятно. Ну, да мы когда думаем о Кришне, мы думаем о своем копчике и там скапливается много энергии. И потом из копчика энергия вылетает, высвобождается и отправляется в высшие миры, где нас подтягивают к божественному существованию, и мы разливаемся в едином свете. Правильно? Ну, вот все правильно, значит, мы тоже сахаджийя-йоги. Пожалуйста, пожалуйста, конечно.

Виды вопросов. Доверие и недоверие учителю

00:33:44 Тут разные вещи, во-первых, речь идет об учителе. Я ни в коем случае не являюсь учителем. Значит, теперь, что касается вопроса. Есть разные вопросы: вопрос, который задает экзаменатор экзаменуемому и вопрос, который задает ученик ученику. Это разные вопросы. Вот, когда вы задаете кому-то вопрос, доверяя этому человеку — вот в этот момент он для вас учитель. Если вы ему задаете вопрос с сомнением, если вы еще не решили, довериться ему или нет, тогда вы задаете вопрос как экзаменатор. В отношения с учителем, любым учителем — это может быть учитель рисования, учитель музыки, духовный учитель — с любым учителем вы вступаете в отношения, как ученик и учитель, если вы доверяете ему.

00:34:43 Когда вы интересуетесь, знает ли он ответ на этот вопрос или не знает, тогда вы все-таки его проверяете. Мы принимаем духовного учителя тогда, когда окончательно отдаем себе отчет, что мы блуждаем впотьмах, что сами мы не выберемся из этого темного колодца иллюзии, мира иллюзии. Самостоятельно мы не можем выбраться… Мы перепробовали всевозможных учителей, пророков, гуру, друзей, перечитали множество книг, и у нас сложилось определённое мнение, как достичь лучшей доле. Мы сходили на всевозможные тренинги в прошлых жизнях и в этой жизни. На этих тренингах нас учили, как лучше самоутвердиться, как достичь более стабильного положения, как тверже стоять ногами на земле и когда мы, наконец, поняли, что мы ни на йоту не продвинулись к тому, чего мы ищем и когда мы обращаемся с этим вопросом, с этим чаянием к человеку или к душе, к сердцу своему, не зная ответа, и даже не предполагая, откуда прозвучит этот ответ и в какой форме он прозвучит, вот тогда мы действительно принимаем духовного учителя. До этого момента у нас нет учителя, у нас есть партнеры.

Надежда на собственные силы, знание

00:36:10 Даже получив индийскую кличку от дяденьки индуса, мы, все равно, продолжаем считать, что что-то мы знаем лучше, что у нас какие-то знания есть, как-то мы можем проложить путь к своему счастью, что-то в наших силах, т.е. мы вступаем с учителем или с этим дяденькой индийском в партнерские отношения. Что-то знает он, но, конечно, больше чем я, но все-таки что-то знаю я. У меня тоже есть какие-то знания, не зря же я ходил на тренинги все эти жизни, не зря же я зарабатывал столько опыта. И вот, когда мы отдаем себе отчет, что мы вообще ничего не знаем — мы доверяемся ему. Вот, как говорил наш учитель «initial faith», т.е. изначальная вера или по-русски до-вера, доверие, вот когда мы полностью доверяемся кому то, это называется принять учителя. При этом учитель может быть жуликом, учителем может быть не жуликом, но сам ничего не знающим, или знающим что-то, а может быть и истинным учителем, который действительно нам поможет. Это вопрос уже другой, это второй вопрос.

00:37:18 Первый вопрос: «Учитель это или нет?» Вот когда он в отчаянии его вопрошает – вот тогда вопрос действительно ученика к учителю. Но наши святые говорят, что если мы достигли точки осознания своей никчемности, осознания своего полного незнания, вот тогда Господь посылает нам подлинного учителя. Когда мы уже не надеемся своими силами соорудить себе дворец счастья, тогда посылает истинного учителя. Чтобы понять что-то, вам нужен источник знаний. Тут с духовной наукой высказывание справедливо так же, как и с любой другой. Если вы хотите узнать что-либо, вам нужно узнать это из посторонних источников: будь-то газета, будь-то книга, будь-то какой-то живой человек, свидетель каких-то событий. Мы сейчас говорим общо. Первая же часть вашего вопроса звучала, «так ли необходим духовный учитель?» Духовный учитель не исключение. В понимании чего бы то ни было, вам нужен посторонний источник. Вот этот посторонний источник называется учителем.

Внешний мир, как источник знания

00:38:46 Единственное знание, которое не требует внешнего источника, учителя, это знание о том, что вы существуете. Для того чтобы понять, что вы существуете, вам не нужно, чтобы кто-то вам говорил это извне. Это самоочевидно, т.е. есть знание самоочевидное, для этого не требуется духовный учитель. Вот научили в детстве, что вы женского пола, что у вас есть какое-то имя, вам присвоили номер, вам присвоили буквы, вам сказали, что вы такой-то национальности, что вы умные или глупые, что американцы открыли Америку или Колумб открыл Америку. Все вот эти вот знания за исключением того, что вы существуете, вы узнавали из внешних источников. Так вот все, кто вам об этом говорил, это ваши учителя. И их можно всех обобщить, все вот эти источники знаний, их можно обобщить — это внешний мир.

00:40:04 Дальше, вы, если будете рассуждать, вы поймете, что вы узнали о внешнем мире только благодаря тому, что у вас есть чувства. Вот, чтобы вам не говорили, если бы у вас не было ушей, вы б никогда это не услышали. Т.е. уши, глаза, другие органы чувств, они помогают вам познать окружающий мир. И дальше вот эти источники знания вы как бы отбираете, вы кому-то доверяете, кому-то не доверяете. Например, одни говорят: «Немцы напали на Россию, а другие говорят: «Россия напала на немцев». И дальше вы смотрите, а кому я больше доверю, вот кто красивее, у кого чуб лучше завит, чтобы я ему доверилась и приняла его точку зрения, как истину. Таким образом, мы узнаем мир по принципу «нравится мне этот источник знаний или не нравится». Мы по своей прихоти выбираем, кому же мы будем доверять.

Поиск духовного учителя

00:41:06 Теперь, что касается духовной науки. Здесь действует такой же самый принцип. Если вы хотите узнать что-то о себе, вы должны довериться тому, кто также познал себя. Этого человека вы называете духовным учителем. Но духовный учитель, он может прийти к вам изнутри. Вы можете изнутри ощутить, кто вы на самом деле; что вы ни мужчина, ни женщина, что вы ни богатый и ни, а вы просто крупица сознания, частичка сознания. Это знание может прийти к вам изнутри, но если вы предполагаете или допускаете что, то знание, которое к вам приходим изнутри, может прийти к вам и извне, то того, кто донесет вам это знание — вы примите как духовного учителя. В этом смысле учитель необходим.

00:42:05 Как бы это ужасно не звучало для нашей независимости, мы не можем познать ничего, не обращаясь учителю. И так же, как мы во внешнем мире выбираем учителя или учителей по принципу «нравится он мне или не нравится», мы же не знаем, правду он нам скажем или неправду. Верно? Понравился этот человек, и мы говорим: «Этот источник информации верный». Почему? Ну, лежит у меня к нему душа. Вот что-то мне сердце подсказывает. Мы же не можем проверить, прав он или не прав, пока мы не начнем учиться. Точно также с духовным учителем, вот если сердце подсказывает, что эта личность откроет вам то, что вы ищите — примите эту личность. Если вы потом поймете, что совершили ошибку — откажитесь от этой личности, примите другую или не примите никакую. Потом, когда вы поймете, что вы снова совершили ошибку, отказавшись — примите снова.

Критерий истинности знания

00:43:04 Если вы поняли, что вас обманули. Вот вы пошли на базар, вас обманули. Вы решили покупать, скажем, не на базар… Вот вы решили купить билет, авиабилет, полететь в какую-то страну. Вы пришли в билетную кассу, вам продали документ. Вы приехали в аэропорт, а он оказался фальшивым. Как вы будете рассуждать? А вам нужнее настоящий билет. Ну, это не серьезно, если я пойду в другое место буду билет покупать, лучше я пойду в то же самое место и потребую настоящий билет. Да? Вот допустим, вы хотите выучиться играть на скрипке. Вы приходи в школу и там много мастеров скрипки. Вот на что нужно обращать, чтобы выбрать мастера? Не в скрипке дело, а играл. Да? Ну, т.е. по его результатам, да? Смотреть по результатам. Замечательно. Будет ли ваш выбор в пользу того, у кого много учеников? Вот вы пришли в школу, открыли одну дверь, а там за партой сидят 150 тысяч учеников. Будет ли это для вас критерием, что именно этот человек ваш учитель музыки? Количественный показатель для вас не будет критерием истинности. Верно? Равно, как если вы придете в класс и не увидите там ни одного человека. Это тоже не означает, что это плохой учитель. Совершенно верно.

00:44:34 Вопрос дальше: «По какому критерию вы выберете учителя?» По какому-то внутреннему импульсу. Вот понравилось мне и все. Другими словами, вы послушаете своё сердце. Безусловно, вы послушаете одного учителя, другого учителя, но если вы последуете за кем-то только потому, что за ним следует огромная толпа, это говорит о том, что вы не сердце своё слушаете, а… да, идете за всеми. Это не означает, что тот, у кого много учеников неправильный гуру, это лишь означает, что по количеству учеников или по количеству популярности не следует судить об учителе. Ага, конечно.

00:45:28 Здравствуйте, ну, хорошо так и быть. Как быть, если вы думали, что вы хозяин десяти соток земли, а потом пришли люди от прокурора и сказали: «На самом деле все принадлежит царю». Как быть? Наверное, если вы осознали, что вас окружает иллюзия, не строить свои надежды, вернее, не связывать свою судьбу с иллюзией. Наверное, если бы вы осознали, что дом, который вы построили, растает с приходом весны — перебраться в другое место, которое не будет зависеть от перепада температур. Также осознав, что вы живете в иллюзорном мире, наверное, стараться перебраться в мир действительный. Да, пожалуйста, конечно.

00:46:29 Так не понял, спастись… Что значит спастись? Спастись — это значит вечно жить, т.е. начать жить вечно? Да? Вот я и спрашиваю освобождение от чего? Да, это значит жить вечно. Да? Так вы и так живете вечно. А так, как освободиться от страданий? Так вам любовь нужна для того, чтобы не страдать? Так вам любовь нужна, как средство или как конечная цель? А причём тут страдания? Понимаете, вот разные цели: одна цель — это обрести любовь, другая цель — избавиться от страданий. Вы должны, прежде всего, вы должны понять разницу и потом сделать для себя выбор — а что же мне на самом деле нужно? Если вы хотите с помощью любви избавиться от страданий, то тогда вы врете, говоря, что любовь для вас конечная цель, она для вас средства избавления от страданий.

00:47:33 Избавиться от страданий можно с помощью транквилизаторов, приглушите в себе боль, для этого вам вовсе не нужна любовь. Т.е. вам нужна любовь? Согласитесь вы её обрести даже, если она будет сопряжена со страданиями? Ну, тогда вопрос о страданиях совсем отпадает. Они для вас теперь не представляют никакого интереса, соответственно вы о них, и спрашивать не будете больше. Правильно? Тогда надо честно сказать: «Пока мне надо избавиться от страданий, о любви я пока и не помышляю». Ну, как-то неудобно, все-таки принято говорить о великом, о любви. Поэтому я говорю, вы, сначала определитесь, что для вас важнее — не болеть или любить? Пожалуйста. Спасибо большое вам за вопрос

Что такое просветление?

00:48:23 Во-первых, я не знаю, кто это таки, пока это просто звуки. Если под просветлением вы понимаете, видеть только свет. Просветление — видеть только свет и никаких больше образов, тогда я себя не считаю просветленным, потому что я вижу. Просветленные — те, кто не видят полутонов, видят только белое, только светлое, ни теней и не тьмы. Я себя таким не считаю, про других я сказать ничего не могу. Спасение — это… Спасение, есть ли оно или нет? В моем понимании спасение — это увеличение продолжительности жизни до бесконечности. Вот, я так понимаю, что мы с вами в этой жизни мы засыпаем, просыпаемся, засыпаем и просыпаемся. Вот спасение, если применить к существованию вообще — это когда мы не засыпаем, мы ежемгновенно осознаем своё существование. Мы как бы уходим в вечность, мы в метафизическом смысле больше не засыпаем. Мы осознаем, что мы вечны — это и есть «спастись».

Что такое спасение?

00:49:40 Другими словами, продлить своё существование — не путать с существованием тела, а своё существование, кем бы мы ни являлись — до бесконечности. Это и есть спасение. Если вы поймете, что вы не есть плоть, вернее, если вы думаете, что вы есть плоть, тогда вы не спасены. Как только вы осознали, что вы не плоть, а вы некая сущность, независящая от обстоятельств внешних, то вы уже спасены. Это понимание того, что вы вечны. Осознание себя вечным и пребывание в безмятежности, но поскольку вы меня спрашиваете, что такое спасение, я осмелюсь предположить, что вы еще не спасены. Ну, да, иначе вы бы мне не задавали вопрос. Значит, если вы задаетесь вопросом, что будет дальше, значит, вы врали, когда сказали, что поняли, что вы вечны. Значит, вы не поняли до этого, что вы духовны.

00:50:42 Значит, есть такая вещь как аргумент. В зависимости от аргумента у вас появляется разный результат в формуле. Аргумент в данном случае — это величина переменная. Значит, если вы осознали, что вы никогда не умрете, дальше результат формулы — вы спасены. Если же вы подставляете в эту формулу другой аргумент, вы задаетесь вопросом «а что дальше?» Значит, предыдущее решение было неправильное. Значит, вы новым аргументом аннулировали предыдущий результат. Потому что по определению, если вы не знаете, что дальше — это значит, что вы не спасены, потому что вы задумываетесь над будущим. Спасенный или тот, кто осознал свою вечность, он понимает, что будущего не существует, есть всегда настоящее. Зная настоящее, он никогда не задастся вопросом, что дальше, потому что «дальше» нету, есть всегда настоящее. Это значит то, что вы до этого сказали, что вы осознали свою духовность, осознали свою вечность было просто враньем или введением присяжных в заблуждение. Вот, пожалуйста.

Как реализовать свою мечту? Что такое мысли?

00:52:03 А, так вы говорите о мечтах? Как реализовать свою мечту? Мысль — это созерцание объекта, созерцание, если хотите, мысленное созерцание объекта. Материализация мыслей — это физическое созерцание объекта. Другими словами, вам недостаточно думать о шикарной яхте, вам нужно, чтобы ваши глаза на неё смотрели, а при этом ваш ум говорил «это моя яхта». Вам недостаточно думать в голове «это моя яхта», вам нужно, чтобы еще глаза смотрели на большой белый объект. Но мысли были те же самые: «Это моя яхта». Ну, это тяжкий труд, я вам скажу. Вы просто представьте, что вам все принадлежит, не разменивайтесь на мелочи. Пусть вам все принадлежит. Какая разница, вы смотрите на это, и вам все принадлежит или вы думаете, что вам все принадлежит? Другими словами, какая разница — вы, смотря на что-то, думаете, что вам это принадлежит или вы не смотрите на это и думаете, что вам это принадлежит? Например, у вас есть деньги в банке, вы же их не видите, но вы думаете, что они у вас есть. Так просто думайте, что у вас есть все деньги в мире. Это будет дешевле.

Счастье нельзя ни вообразить, ни реализовать

00:53:25 Реализовать можно что угодно, представить можно все что угодно. Более того, можно этим и обладать. Единственное, что нельзя вообразить и обладать, и чем нельзя обладать ни умом, ни физически, с помощью физических чувств — это такая вещь, как счастье. По непонятной случайности именно счастье нам и нужно. Именно то, что мы себе не можем вообразить — нам нужно. А вот все, что мы можем вообразить, причинит нам только беспокойство, страхи потерять это и страдания. Все можно вообразить, кроме счастья, но именно счастья нам и не хватает. А все остальное мы можем обрести, но нам не принесет это то, чего мы хотим, счастья… Все, что мы можем схватить объять — оно ограничено, а желаем мы безграничного счастья. Т.е. такого, чего нельзя объять, поэтому остается только сдаться на милость этому самому Счастью и не мечтать о нем, ждать его и не загадывать, в каком виде оно придет.

00:54:28 Чтобы точно не ошибиться, придёт это счастье или несчастье — не разменивать его ни на что другое. Т.е. если вы хотите выйти замуж за самого богатого, самого красивого, самого нежного, самого молодого, самого сильного, самого-самого — ни глядите ни на кого, кто чуть-чуть не дотягивает до того идеала. Не идите на компромисс: «Мол, самого красивого мне никогда не видать, но пусть у меня будет самый сильный, самый богатый, самый известный, но то что он некрасивый, Бог с ним, я как-нибудь переживу». Не идите на компромисс. Ждите самого богатого, самого красивого, юного, умного, правда, у него в довесок будет еще одно качество — Он самый безразличный ко всему, Он самый независимый. Ладно, давайте другими словами, Он самый свободный, Он даже будет свободен от вас и такого мы называем… Вот этого самого-самого, в бесконечной степени самого, мы называем Кришной. Мы стараемся его ждать и стараемся...

В чем заключается практика кришнаитов?

00:55:37 Вся наша практика кришнаитская заключается в том, что мы не согласны променять Его ни на кого другого. Даже если тот другой, если он самый-самый, но одного, на одно качество у него на 99% — не самый, то мы говорим: «Нет, лучше, мы подождем самого-самого». Абсолютная бескомпромиссность. Ну и вы тоже ждите, потому что все остальные, все остальные, ей Богу, не стоят вашей любви.

00:56:01 Слово «медитация», медитировать — это модальный глагол. Вопрос: «На что?». Вот, когда вы скажете медитировать на что или размышлять, по-русски если, о чем-то — тогда я смогу вам дать оценку. А если просто размышлять… О чем? Размышлять о левой ноге полевого кузнечика? А о чем? А каких целях? Поймать в совочек полевого кузнечика? А о каких целях? Медитируйте. Вы его не представляйте. Вы просто мечтаете о том, чтобы выйти замуж за любимого человека. А если вы влюбитесь в кого-то другого? Вот, если вдруг для вас кто-то другой станет самым любимым, что же вы предадите свою любовь? Пусть это будет самый-самый. Причем он еще должен жить вечно, для этого вам понадобится тоже жить вечно. Для этого вам нужно «умереть, чтобы жить», т.е. возродиться вечно молодой. А как так? Интересно, вы будете стариться, а он будет вечно молодым. Если вы его любите, вы не позволите, чтобы он страдал от того что любимая душа старится у него на глазах. Вы же не причините ему страдания своим старением, правильно, своей старостью, поэтому подготовьте себя. Как Иисус Христос говорил: «Невеста должна быть готова».

00:57:27 Воспитайте, прежде чем придёт ваш тот самый единственный и ненаглядный, воспитайте в себе такие качества, как готовность все ему прощать, быть полностью зависимым от него, избавиться от независимости в самой последней степени, быть полностью рабой его. Воспитайте в себе такие качества. А иначе, какая же это любовь, если вы думаете, я его могу бросить в любой момент? Разве это любовь? Любовь — когда вы не мыслите своего существования без него, т.е. вы раба его, раба любви. Готовьтесь принять его в любом виде, готовьтесь принять его навсегда, какой бы стороной своей личности он к вам ни повернулся. Даже если он к вам будет безразличен, будьте готовы любить и быть его рабой навсегда и тогда он явится к вам. Ну, он же ни изверг какой, он же самый-самый, в том числе и самый добрый. Причем он вечный, он никогда не умрет. Он даже не будет зависеть от таблеток, чтобы быть вечным, ему даже не придется отрезать голову и заморозить на 250 лет. Так, ладно Татьяна, прощаемся с вами.

Безличный аспект Господа — вездесущность

00:58:38 Безличный аспект — это его вездесущность. Он пронизывает собою, пронизывает своим законом все бытие. Другими словами, он знает о всем сущем, потому что то, о чем он не знает не существует. Следовательно, все, что он знает, то что он знает — существует. Поскольку он вездесущий и всеведущий, то существует все. И безличность означает, что все существует так, как ему хочется. Другими словами, своей волею он присутствует во всем, что он осознает, а поскольку он сознает все, то он присутствует везде. Это как на примере: глава государства, он безлично присутствует в каждом уголке своего царства в виде закона, в виде некого закона. Вот, как законы природы, они существуют во всей природе и мы невидим того, кто вершит эти законы. Скажем, есть всемирный закон гравитации или всеобщий закон тяготения. Мы не видим, кто его осуществляет, но вот этим законом он присутствует всюду. И если мы будем, призадумаемся над этим законом, всеобщий закон гравитации, то мы придем к выводу, что есть некий объект, который самый тяжелый.

Логическое обоснование существования Всевышнего

00:59:58 Вот, как вот закон гравитации гласит: «Менее массивные объекты притягиваются к объекту с большей массой». Поскольку во вселенной или мироздании бесконечное количество объектов, то есть самый тяжелый или самый массивный объект. Поскольку — вот сейчас слушайте внимательно —поскольку массивных объектов бесконечное количество, то самый массивный будет бесконечно массивным. Т.е. он просто будет самый или чуть чуть массивней предыдущего, а он самый массивный. Вернее, он бесконечно массивный, потому что предыдущих бесконечное количество. Следовательно… Ну да, как из математики. Бесконечно массивный объект притягивает всех остальных. Вот этот бесконечно массивный объект и есть Тот, кто вершит закон всемирного тяготения, потому что все притягивается к Нему. Но мы Его не видим. Мы можем видеть Его существование. Я подчеркиваю не Его самого, а Его существование с помощью этой простой логической выработки, которую мы сейчас с вами произвели.

01:01:14 С помощью логики мы можем прийти к выводу, что существует бесконечно массивный объект, который притягивает все остальные, все относительно массивные объекты. Хотя между собой они так же притягиваются, отталкиваются. Но все они стремятся к этому самому бесконечно массивному, но мы его не видим. Точно так же и Всевышний— Он бесконечно притягивающий к себе субъект, Он бесконечно Увлекающий, т.е. Притягивающий-(ся), Увлекающий-(ся), т.е. Он все к себе притягивает и Он сам еще притягивается. Мы его не видим, мы не знаем, как он выглядит, но мы точно знаем, что он существует на примере того самого массивного объекта.

Красота — неоспоримое качество Господа

01:02:01 Но наши святые, чтобы избавить нас от блужданий в потемках, они говорят, что независимо от качеств этого самого массивного объекта, вернее, независимо от прочих качеств этого самого массивного объекта — Он обладает одним неоспоримым качеством: Он притягивает к себе всех. Чем? Он притягивает к себе Красотой, т.е. вот этот самый-самый, Он самый Красивый и это то качество, которое делает Его самым массивным или самым желанным объектом влечения. Именно Его мы ищем.

Как сочетать духовное развитие и жизнь в современном обществе?

01:02:45 Значит, я тогда прочту тот вопрос, задает Валерий: «Как грамотно сочетать жизнь в современном мире: зарабатывание денег, общение с разными уровня развития людей и т.д. и т.п., и духовное развитие? Как ловко сделать своё сознание независимым от общественного, и быстро перестраевываем для работы и жизни с разными людьми в обществе?» Валерий, вы противоречите сами себе, вы хотите сделать своё сознание независимым от общественного и при этом перестраиваться для работы в обществе. Как? Если вы хотите жить в обществе, как вы можете сделать своё сознание независимым? Ведь вы здесь скрываете подлинный смысл своего вопроса, вы хотите… Вот вы спрашиваете «для работы и жизни», т.е. вы хотите больше, вы хотите зарабатывать больше, вы хотите, как звучит девиз римского государства: «Каждый гражданин… Вернее, все римляне будут свободны, и у каждого будет по десять рабов». Все будут богаты и свободны, и у каждого будет по десять рабов.

Мнимая и подлинная независимость. Рабство власти и денег

01:04:02 Так вот если вы хотите перестраиваться для работы и жизни в обществе, тогда вы вынуждены будете зависеть от этого общества. Если вы хотите подчинить себе окружающих — вы это можете называть, стыдливо называть, быть независимым от них. На самом деле вы не можете быть от них независимыми, вы будете их подчинять себе, потому что… Например, самый независимый — это тот, кто обладает самой большой властью или самыми большими деньгами. На самом деле, он зависит от тех, кто у него в подчинении. Например, если у вас абсолютная власть в стране, а весь ваш народ вымер, тогда у вас никакой власти и нету. Поэтому вы будете стараться, чтобы ваш народ не вымер, т.е. вы будете заботиться об их благополучии. Другими словами, ваша жизнь, ваша власть будет зависеть от благополучия ваших подданных. Не дай Бог, они умрут, тогда вы останетесь без власти.

01:04:58 Тоже самое с деньгами, вы думаете, что обретя деньги, вы станете независимыми? Нет, обретя деньги, вы будете беспокоиться о том, что вдруг люди сочтут ваши деньги простыми бумажками или вдруг те, кто печатают деньги, напечатают другие деньги. Вы всё равно будете беспокоиться. Как только у вас есть что, в том числе и независимость — вы сразу беспокоитесь, чтобы её не потерять.

01:05:24 Подлинно независимый — тот, кто, подчеркиваю, считает, что у него ничего нет. Независимый — это не тот, кто сбросил с себя все одежды и голышом бегает по Лондону. Независимый тот, кто считает, что у него ничего нет, поэтому ему и не надо одежды с себя сбрасывать, потому что они не его. Как только вам кажется, что у вас что-то есть: монеты, власть, здоровье, жизнь, то вы будете беспокоиться, вы будете бояться её потерять. Поэтому духовное развитие никак не связано с зарабатыванием денег.

01:05:58 Не переставайте зарабатывать деньги, просто считайте, что они вам не принадлежат, и тогда вы сможете сочетать это с духовным развитием. Не ликуйте, когда у вас становится больше денег, и не огорчайтесь, когда их становится меньше, иначе вы будете зависеть от них. А если учесть, что деньги — это долговые обязательства людей, потому что на эти деньги они вам будут, они для вас будут эксплуатировать природу. Если учесть, что деньги — это долговые обязательства людей, тогда вы будете зависеть от своих должников. Чем больше у вас денег, тем больше у вас должников.

01:06:35 Ага, здравствуйте. Дело в том, что то, о чем вы будете думать, считая это любовью, будет не любовь. Соответственно о ней не нужно думать. Все равно, что четырехлетний ребенок будет думать о брачных отношениях. Четырехлетний ребенок будет культивировать в себе любовь. Он будет подглядывать, чем родители занимаются под одеялом, подрисовывать себе усы, говорить нужные слова девочке-сверстнице. Но это не будет любовью, это будет подражательством. Это будет не просто смешно, это будет омерзительно. Как Высоцкий поет «чувству, как и кораблю нужно долго плыть, пока он достигнет берега», пока он увидит, наконец, очертания родного берега. Вот чувству любви, как и кораблю, нужно долго идти под парусами.

Этапы созревания любви

01:07:28 Прежде чем вы созреете для любви, вы должны пройти долгий путь и, чем меньше вы будете представлять, что такое любовь, тем естественнее для вас и очаровательнее для вас она будет; nем более подлинная она будет. Если маленький мальчик будет торопить события, он превратиться в извращенца. К тому моменту, когда он созреет он превратиться в извращенца и маньяка. Нужно слушать родителей, нужно слушать наставления. Под родителями в здесь понимается — духовный учитель или батюшка, отец наш, духовный отец. Слушать родителей. Учитель, он сравнивается с отцом. Писания святых или откровения святых — сравниваются с матерью. Вот слушать отца, слушать мать — духовного учителя и писания. И тогда, когда вы духовно созреете… Причем это не во времени происходит, а в такой среде, как сознание или сева, служение. Когда ваше послушание будет зрелым, тогда любовь проснется, и вы будете сами знать, что делать. Вам, как вот юношу, испытавшего влечение, ему не надо объяснять, что к чему или там девушке, не надо объяснять, что к чему. В них это выросло естественно.

01:08:50 Но это служение или послушание оно проходит определённые этапы. В детстве ребенок слушает отца на примитивном уровне — он исполняет, что ему говорит отец. Когда он подрастает и чему-то учится от отца, от матери — он уже может более самостоятельно исполнять указания. Т.е.если в детстве нам говорят, как пишется эта буква, как пишется эта цифра, нам дают совершенно, если хотите механические задания. То когда мы научимся писать буквы, когда мы научимся слагать цифры, тогда нам дают более общие указания или более ответственные указания. Нам говорят: «Напиши о том, как ты провел лето». Нас уже не учат, как буквы писать. Нам дают задание — напиши о том, не просто о чем-то, а о том, как ты лето провел. И по мере того, как мы духовно зреем, по мере того, как мы духовно растем, наше служение или наше послушание лучше сказать. Причем послушание во всех смыслах, от слова «слушать» и «слушаться.

Послушание на духовном пути

01:10:13 Вот, когда наше послушание достигает… По мере того, как оно становится более зрелым — оно становится все более и более ответственным. Т.е. нам уже дают задания — сделай, чтобы все было хорошо. Нам уже не говорят — напиши, как ты провел лето, а вообще напиши что-нибудь и я посмотрю. И когда, — учитель нам говорит, — и когда мы пишем вообще что-нибудь, но мы не можем писать не о чем более, как о тонких чувствах, о каких-то вещах, которые, скажем, в детстве нас совершенно не беспокоили, а сейчас они вдруг начинают в нас прояснятся, появляться — тогда учитель видит, что вот этот юноша, он готов, или вот эта душа, она все более и более созревает. Ей уже не говорят, о чем писать, а ей говорят — вообще пиши. Но она не может писать ни о чем, кроме как об определённых отношениях.

01:11:15 И вот когда она созревает, вернее, учитель видит, что она только об этом и думает, вот тогда в её сердце просыпается подлинное чувство, тогда этот корабль чувств, он уже видит зримые очертания берега любви. Т.е. наше служение становится более свободным и со свободой приходит ответственность. Понимаете? Чем больше у нас свободы в служении, тем больше у нас ответственности. И если нам и если духовный учитель нам дает конкретные задания, конкретное задание — повторять святое имя на четках такое-то количество раз в день, это означает, мы еще не созрели для свободного служения, для ответственного служения, служения, продиктованного велением сердца.

01:12:07 В настоящей любви бывает диктат чувств. Ответственность — это добровольное ограничение своей свободы. Это называется «ответственность», т.е. свободное ограничение себя. Когда приходит любовь, ты полностью подчинен своим чувствам, ты лишаешься свободы. Ты подчинен своим чувствам, которые принадлежат Всевышнему. Но поскольку Всевышний самый свободный, то и чувства твои самые свободные.

транскрибирование: Илья Костюченко | Запорожье | Украина | 07 марта 2011