Причина страданий

Skype - 04 июля 2008
Нельзя спорить о предметах веры. Как ощутить свою душу или свое сознание? Что означает найти свое место в жизни? Душа и личность — это одно и то же. Логическое доказательство существования прошлых жизней и справедливости мироустройства. Что такое предопределение? Опыт разотождествления своего «я» со всем прилегающим. Чем является на самом деле наше тело? Зачем я существую? Путь постепенного самосознания. Зависит ли наше ощущение радости от внешнего мира? Пограничная сфера или брахман. Стремление к стяжанию, расширению границ «моего». Путь обратный расширению — путь уменьшения или самоуничижения. Как вступить в отношения с безмерно Большим? Неделимость души.
запись беседы для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:07:34 | качество: mp3 64kB/s 31 Mb | прослушано: 258 | скачано: 319 | избрано: 1
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

Нельзя спорить о предметах веры

00:00:00 — Ну, я в это верю, простите. Я просто в это верю. А заблудился или нет, это мое дело. Я просто так верю. Мы же не можем спорить о вере. То, что для вас писания, для меня — не писания. Поэтому вы верите в зеленых человечков, в космические корабли, бороздящие просторы большого театра, а я верю в другое. О предметах веры не спорят. Я слушаю вашу точку зрения. Всевышний создал все, всю Вселенную, но при этом вы говорите, что любви нет. Как это понять?

00:00:37 Цель религии кришнаитов, цель религии вайшнавов — это быть вечно молодым и вечно пьяным. Вот, причём вечно, это очень важно. Без hangover, как это по-русски? Когда на утро. Без похмелья, да. Вечно молодым и вечно пьяным. Такое возможно только в обществе Самого Непредсказуемого. А что такое Самый Непредсказуемый? Или, кто такой Самый Непредсказуемый? Это тот, кто не подчиняется никаким закономерностям. Это тот, кто способен вечно удивлять, т.е. вечная мужская сущность. Вечное мужское начало. Только он способен сделать нас вечно удивляющимися, потому что предсказать-то его невозможно и каждое его деяние, каждая его забава — она нас будет удивлять. Потому что мы не способны прочитать или узнать об этом до того, как оно произойдет. Он вечно нас будет увлекать. Вечно будет удерживать наше внимание, и этим он будет пьянить нас.

00:02:00 Это, как тут спрашивали до этого: «На что медитировать?». Это самая лучшая форма медитации. Самый желанный предмет размышления — тот, чьи действия невозможно предсказать. Который, его еще называют «Хришекеша» — Властелин чувств. Который не даст нашим чувствам направиться не на что другое, будет всегда удерживать наши чувства, всегда удерживать наше внимание. Мы будем принадлежать ему. Вот я считаю, такой должен быть предмет наших мечтаний, который ни на мгновение не позволит нам потерять внимание, быть невнимательным к нему. С ним только возможны вечные отношения и только с ним мы можем быть вечно молодыми и вечно пьяными. Вот в этом и религия кришнаизма. Как в науке о семейных отношениях говорится, что «чтобы семейные узы были прочные, старайтесь как можно чаще удивлять своего партнера».

Как ощутить свою душу или своё сознание?

00:03:15 Он говорил тогда, он получил тогда за то, что он описал, что происходит в голове, когда мы видим. Но в своё нобелевской речи, он сказал: «Я не знаю, что значит видеть. Я могу описать, что происходит на электрохимическом уровне в коре головного мозга, когда человек воспринимает. Но я не могу объяснить, что значит воспринимать!» Вот, и поэтому такая вещь, как сознание осталась за рамками науки. Все принимают, сознание существует, но это понятие не научно. Поэтому я с вами согласен. С точки зрения священных писаниях тоже бессмысленно говорить о душе или о сознании, потому что для одних одно священное писание, для других — другое священное писание. Поэтому я, недаром вам сказал. Может быть, давайте мы возьмем третью основу для обсуждений, это личный опыт, но повторюсь, не чувственный опыт, а субъективный опыт. Опыт, который приходит к нам не когда мы нюхаем и трогаем, не когда мы видим, а когда мы ощущаем это в глубине себя, так называемый, субъективный опыт.

00:04:46 Вот с точки зрения субъективного опыта, точно так же, как все мы знаем, что существует сон, точнее, сновидения, так же мы знаем, что существуем мы или существую «я». И вот это вот «я», без ярлыков — человек, животное, большой, маленький, старый, больной, мужчина, женщина. Без всяких, просто «я» — это и есть душа. Дальше, вы совершенно правильно сказали, вот теперь на эту душу мы можем навешивать нравственные основы, а можем навешивать общественный опыт. Можем навешивать семейный опыт и т.д.

00:05:30 Насколько это вообще существенно? Откуда это берется? Какая разница, откуда это берется. Сам факт того, что, несмотря на внешние воздействия, непонятным способом мы бываем сами себе на уме. Вот достаточно одного этого факта. А вот, откуда это берется? Разве это так важно. Ведь, если я вам скажу, что «из прошлых жизней душа переносит латентный, подспудный опыт и в этой жизни этот опыт у нее проявляется». Ведь это будет с точки зрения науки совершенной белибердой. Поэтому мы с вами об этом не договаривались. Мы с вами не договаривались. Это вы с кем-то другим разговаривали. Мы с вами никогда не договаривались, что души нет. Я вам сказал, что с точки зрения науки нет души. Может быть, вы меня поняли, что если с точки зрения науки нет души, то её и вообще нет. Но тогда с точки зрения науки не существует и единицы, двойки и тройки. Сколько углов у единицы?

00:06:56 Душа от личности не существует отдельно. Тогда вы должны… Откуда вы знаете, что он нехороший? Ну, и ладно. Значит, когда вас кто-то зарежет, то он тоже будет считать, что вы нехороший человек. Давайте, такого нет, что действительно нехороший. Что значит действительно нехороший? Не часть вашей личности, а вы переселяетесь. У личности нет частей. А это не требуется, вы будете страдать и все. Вы родитесь слепым, калекой, уродом, идиотом. От вас не требуется ничего помнить. Смысл в том, что когда вы будете с детства страдать, вы будете задавать себе вопрос: «А за что я страдаю?» и, возможно, вам придёт ответ, что страдаю я, потому что совершил некогда что-то ужасное и сейчас должен за это расплачиваться. И тогда у вас появится чувство справедливости по отношению к себе со стороны некой высшей силы, и тогда у вас пропадет озлобленность. И тогда вы будете, если вы поймете, что страдаете вы сами за свои поступки, что никто не виноват в ваших страданиях, кроме вас самих, тогда вы будете более осмотрительно относится к тому, что вы делаете. Тогда прежде, чем совершить, пойти наказать действительно плохого человека, как вы говорите, вы несколько раз подумаете: «А действительно ли этот человек плохой? Или он плохой, потому что он ущемляет ваши своекорыстные интересы?».

Что означает найти своё место в жизни?

00:08:49 Ну, а если вы этого не поняли, то вам дастся еще одна возможность, еще одна возможность, пока вы не поймете. Видел. Не понимаю вопроса «много». Но я не считал, сколько. Это так существенно, сколько я видел? И какая разница видел ли я два инвалида или двадцать? Какая разница? Ну, я видел точно больше двух, может быть, я видел и двадцать, может быть и тридцать. Я с ними не общался, я не знаю. Кроме того, я не знаю, что значит добиться чего-нибудь в жизни. Если вы мне объясните, что такое «добиться чего-нибудь в жизни», тогда я попробую вам ответить. Простите, а что такое найти своё место в жизни? Найти признание среди людей? Вы это имеете в виду? Что такое найти своё место в жизни? Вы же сами употребили это слово. Нет, давайте не отклоняться. Что значит, найти? Нет, подождите-ка, я здесь ведущий. Да? Я вам задаю вопрос в таком случае. Если вы будете задавать вопрос и не будете сами знать, о чем вы спрашиваете, тогда у нас не состоится с вами разговор.

00:10:15 Я повторяю своё уточнение. Что значит найти своего место в жизни? Вот, значит, умение жить. Ну, да. Я и повторяю. Это значит снискать признание среди людей. Что значит «профессионал»? Кто оценит, хорошо он рисует или плохо? Другие люди. Правильно? Значит, найти своё место в жизни — это значит, снискать хорошее мнение среди людей. Причем тут продажа? Мы же говорим. Ну, не продажа, просто признание. Когда люди говорят: «Во! Какой замечательный художник!», а он ничего им не придает. Признание, ведь оно не меряется деньгами, оно меряется вниманием. Он рисует, а на него обращают внимание. Деньги ему не дают, но внимание обращают. Это значит, найти своё место в обществе среди людей или, как вы говорите, в жизни. Правильно? Ну, ладно, понятно. Я чувствую, вам сказать нечего больше, да?

Душа и личность — это одно и то же

00:11:22 Значит, чтобы подвести. Давайте я подведу черту. Я подведу черту. Значит, вы сами не знаете разницу между душой и личностью. Я вам просто советую подумать над этим, что душа и личность оказывается это одно и то же. И в страданиях и удовольствиях виноват ни кто-то, а именно ты. Если тебе довелось страдать в этой жизни, даже с самого детства, это наоборот, тебя должно натолкнуть на мысль о том, что «значит, я жил еще когда-то». Если мир устроен справедливо, если у мира есть нравственное начало, которое мы называем Господом Богом, значит, здесь нет места несправедливости, нет места дисгармонии. Если я страдаю, это значит, я страдаю по какому-то предрешенному закону. Даже, если я не помню своих прошлых злодеяний, но эта высшая сила, которую мы называем Богом, заставила меня страдать, значит, она это сделала по справедливости. Значит, меня это натолкнет на мысль, что отныне я должен поступать так, чтобы не страдать в будущем.

Логическое доказательство существования прошлых жизней и справедливости мироустройства

00:12:57 Сам факт того, что люди страдают с самого детства, означает, что у них до этого были еще жизни, еще детство. До этого они когда-то были стариками в прошлых жизнях, до этого были еще молодыми и т.д. Если бы мы страдали не за что, это значит, что мир был бы несправедлив. Если бы мир был бы несправедлив, значит, у него не было бы справедливого Создателя, справедливого Задумщика. Если бы у него не было бы справедливого Задумщика, то не было бы законов. Был бы сплошной хаос. А если бы был бы сплошной хаос, тогда бы в вашей голове не родился бы вопрос о справедливости. Потому что хаос был бы уже законом и тогда бы вы не искали справедливости. Вы не искали бы разрешения этой вечной проблемы — за что же я страдаю? А если вы ищете, это значит, в вас внутри зашито, в вашем БИОСе зашито поиск чего-то, поиск справедливости. Это значит, она где-то есть, это значит, мир справедлив. Если вы страдаете, первое, вы можете прийти к выводу, что я страдаю по справедливости, а второе, еще лучше, если вы придете к выводу, что я страдаю из-за того, что я неправильно смотрю на себя.

00:14:39 Из-за того, что я мыслю себя плотью, — а страдает, прежде всего, плоть, — из-за того, что я мыслю себя умом, т.е. я мыслю себя вот этой, как вы говорите, памятью или нравственным существом. Из-за того, что я себя отождествляю с мыслью и плотью, может быть, я из-за этого страдаю? Так вот. Первое — чтобы избавиться от страданий, нужно либо поступать согласно закону, закону, давайте называть, закону Божьему или высшему закону. Второе — понять, это лучше, что я не страдаю. Но не увещевать себя, не вкачивать в себя такой тренинговый опиум: «Я не страдаю! Я не страдаю!», а понять, что то, что страдает не есть «я». Понять, что страдания, безусловно, существуют, но это не мои, это страдания моей оболочки, и покуда я буду отождествлять себя со своей оболочкой, я буду страдать. Вот, пожалуйста. Нет, мне не кажется. Я не вижу здесь никакой проблемы.

Что такое предопределение?

00:16:07 Предопределение, если так можно выразиться, бессознательная сила или такой закон-каток, который катится в одну сторону. Мы можем под него попасть, а можем под него не попасть. Это некий закон. Если вы действуете так, то вы будете наказаны. Если вы действуете иначе, то вы будете вознаграждены. В этом заключается предопределение. Закон предопределен. Закон нельзя изменить. С другой стороны, своё поведение по отношению к этому закону, можно изменить. Как в государстве есть закон. Это предопределение. Высшая власть в государстве устанавливает закон. Мы, граждане, не можем его изменить. Но мы можем изменить своё поведение по отношению к этому закону. Мы можем соблюдать закон, и тогда мы будем получать какие-то блага от этого государства. А можем идти наперекор этому закону, и тогда нас будут, именем закона нас будут карать. И если человек сталкивается, испытывает в этой жизни печаль или радость, то это предопределено общим законом, но так же это является следствием его прошлых поступков в этой жизни или прошлой жизни. Да, пожалуйста.

00:17:46 Да, говорите Андрей. А какая разница, говорите. Правильней сказать, что вы и есть личность. У вас нет личности, у вас нет души. Вы и есть та самая душа и та самая личность. Просто говорите «я». Я переселюсь куда-то после смерти тела. Ну, мы же с вами договорились, что личность и вы — это одно и то же. Как же вы себя лишаетесь? Мы же с вами уже договорились, зачем возвращаться к этому? Это вы. Она не складывается. Это ваши представления, это ваш опыт, это ваша нравственное ядро, это все надстройка на вас, но вы — личность. Вот то все вы можете терять. Вот вы, так сказать, пролезая вот в это маленькое отверстие, которое называется смертью, вы оставляете, вы голенький пролезаете, вы все за плечами оставляете, сзади. И ваши нравственные принципы, и знание таблицы умножения, и расписание электричек в Подмосковье. Все это вы забываете. Оно вам уже не нужно.

00:19:03 Это как, вот если бы вас отправили на космическом корабле так далеко, что обратно топлива не хватит уже. Ну, навсегда. То естественно вы бы не взяли с собой ничего, что вам нужно было бы здесь на земле, потому что вам оно никогда не пригодилось бы. Ведь, верно? Вот точно также — все, что мы узнаем, все, что мы испытали, все, что мы помним, о чем мечтаем в этой жизни, оно в этом путешествии за гранью жизни и смерти нам уже не понадобится. Мы это все оставляем. У нас остаются смутные стремления к счастью, к радости. Но эти стремления не формируются, они не приобретают образов. Вот сейчас, например, наше счастье связано, имеет вполне определённые очертания: это большая зарплата, лучший автомобиль или еще что-нибудь, или хороший отпуск на Канарах. Есть какие-то очертания. Вот, радость, она имеет какое-то очертание. Когда мы переступаем через порог жизни, у нас по прежнему есть стремление к счастью. От него нельзя избавиться. Или стремление к лучшему. Но это «лучшее», оно не имеет осязаемых очертаний. А вот просто я хочу, чтобы было лучше.

00:20:34 А вам не надо прилагать к этому усилий, потому что это самоочевидно. Это все равно, что спросить себя: «Вот, завтра я проснусь и захочу кушать. А как определю, что это я захочу кушать?». Вы же себе не задаете вопрос: «А как же завтра я узнаю, что это я захочу кушать, а не сосед мой?» Да, никак. Это просто будет самоочевидно. Вы же не спрашиваете себя: «А это я хочу есть? А это я хочу по маленькому или может быть не я?» Так вы себя всегда будете осознавать. Пока вы лежите в отключении, да. Но когда вы просыпаетесь, вы не задаете вопрос: «А кто это смотрит вокруг?» Это все равно, я смотрю. Вот это самое «я», оно и есть душа или вечность. И вот это «я», оно может задавать себе вопрос: «Кто я такой? Сколько мне лет? Откуда я взялся? Какого я пола?» Эти вопросы, они вполне уместны. Но вопрос: «А я ли это?», он бессмысленный, потому что это самоочевидно.

Опыт разотождествления своего «я» со всем прилегающим

00:22:00 Вы можете подойти к зеркалу и спросить: «А я ли это?» и вопрос уместен, потому что то, что на вас смотрит в зеркале, может быть, и не вы. Это может быть ваше отражение, какая-то картинка. А вот: «Я ли это, кто себе задаю вопрос о том, я ли это?». Вот это точно вы. Это самоочевидная вещь. Вот здесь и предлагается расстаться с тем, что заложено. Я читал об одном эксперименте. Значит, вот человека поместили в темную комнату и постарались лишить его, лишить знакомых нам ощущений. Человек, он ничего не видит, он перестает что-то видеть. Возникает вопрос: «А существую ли я, когда я ничего не вижу?» Естественно любой здравомыслящий человек ответит на этот вопрос положительно. Конечно, я существую. Если я ничего не буду видеть, я всё равно буду существовать. А если я ничего при этом не буду слышать, буду ли я существовать? Не мои слуховые ощущения, а вот я сам. Конечно, я буду существовать. А если отключить у человека обоняние, будет ли он существовать? Будет. А если осязание? Тоже будет существовать. А если отключить ему вкусовые качества, вкусовые ощущения и при этом он тоже будет существовать.

00:23:43 Оказывается, мы с вами существуем даже отключившись от внешнего мира. Но, что тогда остается? Вы можете сказать, но тогда остается память и остается опыт, остаются мысли. Совершенно верно, но до поры до времени. Вот человека держали в таком состоянии некоторое время, пока он не просто отключился от внешних раздражителей, а он стал забывать о своем опыте, он стал забывать о своих некогда ярких ощущениях. И вот эта память, она стала тускнеть, пока практически не исчезла. И потом, когда его вывели из этого состояния, он сказал: «Я существую. Я действительно существую. Я ничего не помнил, потому что память стерлась, но я знал, что я есть. Я знал, что я не есть вот эта плоть, и я знал, что я не есть мысль. Потому что на каком-то этапе человек вдруг увидел себя отличного от своих мыслей».

00:25:01 Это так сказать грубо повторили эффект медитации йоги. Йога-медитация, она как раз проходит все эти самые этапы. Когда йог, он уходит в уединенное место, и он сначала отключает себя от чувственных объектов. Это цвет, запах, поверхность, звуки. И потом стирает, йог стирает у себя память. Он направляет свой мысленный взор внутрь себя и постепенно память о его прошлых впечатлениях, о его прошлых ощущениях вообще уходит на «нет» и он остается наедине с самим собой. Если, ну вообще в практики йоги не нужно этого делать. Не для того йог уходил из этого объективного мира, чтобы потом вернуться в него. Нет, есть, конечно, артисты, которые испытав это, испытав прикосновение к себе. Есть люди, которые уходили в себя, испытав этот, как говорят трансцендентный или внечувственный опыт, самосознание, потом возвращались снова и становились большими учителями, и учили других, чтобы испытать другое ощущение, ощущение невероятной признательности им за то, что они такие великие спасители.

00:26:39 Но практика йоги — это уход полный, уход из объективного мира, уход в себя. Их перечисляется восемь, но я на личном опыте, по личному опыту не могу вам ничего сказать, потому что у меня не было и нет таких качеств. Нет, я не встречал. А если и встречал, то он никогда не признается. Скорей всего, не встречал, но из истории можно предположить, кто обладал такими качествами. Видимо, из истории можно обозначить таких людей. Ну, скажем, в европейской истории я бы назвал Сократа, назвал бы, я думаю, Лев Толстой обладал такими качествами. Это качества не от мира сего. Это осознание себя не частью этого мира.

Чем является на самом деле наше тело?

00:27:55 Как знаете, вот мы смотрим на тело, и нам кажется, это наше тело. Оно вроде действует, оно глотает. Оно смотрит, оно ходит, оно берет и бросает что-то. Но когда наступает так называемый момент смерти, оно распадается на стихии. Так вот нужно понять, что эти стихии, они никогда и не собирались вместе. Это нам казалось, что химические элементы собрались вместе и образовали наше тело. На самом деле, вот эти химические элементы: молекулы и атомы, они до сих пор не знают, что они, оказываются, наше тело. Они живут своей жизнью: электроны вращаются вокруг протонов, кислоты между собой соединяются. Им собственно все равно, где они это делают под землей, в воде, на небе, а нам почему-то кажется, что они это делают, потому что они это наше тело, что я заставляю эти химические реакции происходить. Я их катализирую. На самом деле, они между собой как-то там общаются и даже и не знают о том, что они являются нашим телом. И когда мы умираем, т.е. нам кажется, что тело умирает, на самом деле, просто химические элементы растворяются и вступают в реакцию с себе подобными. Начинается какая-то другая реакция.

00:29:36 Потом нам кажется, что из этой массы материи, из этой жижи снова выкристаллизовывается нечто и мы это называем «моим телом», и обозначаем его каким-то именем. Обозначаем его какими-то свойствами. На самом деле, какое имя может быть у нашего тела? Это совокупность твердого вещества, жидкого вещества, газообразного, плазмы и пространства. Вот они вместе нам кажется, соединяются, и мы называем это тело. На самом деле, они живут своей жизнью. Нам кажется, тело рождается и тело умирает. На самом деле, на субатомном, на электронном уровне ничего этого не происходит. А где это происходит? Где происходит смерть? Где происходит рождение? Где происходит захват чужой территории? Или где происходит сделка купли-продажи с недвижимостью, или еще что-нибудь в этом роде? Это все происходит в нашей голове, в наших мыслях. На химико-электронном уровне ничего такого не происходит. На электронном уровне не происходит сделок купли и продажи, не происходит вероломной агрессии на рубежи нашей родины. С точки зрения химии и квантовой механики ничего этого нет. Все это в наших головах.

00:31:21 Точно так же, как… Абсолютно верно. Так что у тела нет ни имени, у тела нет ни свойств. Тело не может быть не молодое и не старое, не мужское, не женское. Только потому, что электрон, он не мужчина и не женщина. И рибонуклеиновая кислота или как её там называют, она же тоже не мужская и не женская. Даже стол, он не мужской и не женский. Стол, он мужского или женского рода? Да. Скажем, по французскому это может быть женского рода, а в русском мужского рода. А кто этому столу приписал женский или мужской род? Так вот наше тело, оно ничем не отличается от этого физического объекта под названием «стол». Или река, она мужского или женского рода. Например, мы говорим Темза, вроде женского рода. Англичане говорят отец Темза или father Temze. А мы говорим Темза, матушка Волга, они говорят батюшка Темз. Это мы в своих головах приписываем свойства природе, присваиваем свойства природе, которых не существует. Так же у нашего тела нет, наше тело ни мужского рода, ни женского рода. Это просто химические элементы, они не могут быть мужского, женского рода.

00:33:00 Точно так же, как стол не может быть богатым или бедным и тело не может быть богатое или бедное. Стол не может быть русским и евреем 666. Так же и тело не может быть русским и евреем. Но в наших головах это все крутится, вот эти обозначения, они крутятся в наших головах и мы обкладываем себя понятиями, типа богатый, бедный, мужчина, женщина, старый, молодой, больной, здоровый. Но все это не выходит за границы коры головного мозга. Это все крутится. Да, пожалуйста. Ну да. А потом доброхоты на нас наваливают, нас обвешивают этими понятиями, а мы, глупые, то что верим им. Они потом приходят и говорят: «Ты давай-ка защищай нашу родину». А ты говоришь: «Какая родина? — А вот я тебе сейчас на бумажке нарисую и отошлю туда. Вот это вот граница, а ты там сиди и стреляй». А ты говоришь: «А как я буду стрелять? С точки зрения химии я же не могу стрелять. Это просто соединение одного элемента с другим элементом. Это даже нельзя назвать стрельбой».

Зачем я существую?

00:34:23 Они говорят: «Ты глупости эти брось. Наша родина в опасности». Ты спрашиваешь: «А что значит в опасности? Электроны в опасности? Они же никуда не денутся». И вот, тогда тебя сажают в сумасшедший дом. «Нет, ты мало того, что с ума сошел, ты еще и других столку сбиваешь». Ты живешь, а они живут и живут. Тебя, может быть, и вылечат даже. Ты пойдешь и будешь служить верой и правдой Отцу Отчизны. Потом, когда наступит момент, который принято называть смертью, ты будешь задавать вопрос: «А может быть я не так жил? Может быть, все это был сон какой-то? А я гонялся за этими призрачными целями, потому что мне навязывали. Может быть, я упустил в жизни чего-то самое главное? Может я родился ради какой-то цели? Осуществить что-то, что я не осуществил когда-то? Может быть, я это был еще один урок, еще один шанс? А я потратил свою жизнь впустую, гонясь сначала за знаниями, потом за положением в обществе, потом за признанием, потом за милостью к себе со стороны других, когда в конец ослабел, за лекарствами, за добрым отношением… Я за всем этим гонялся. А может быть, я собственно и гонялся не за тем. Может быть, есть что-то другое, ради чего стоило жить?».

00:36:04 И мы гоним от себя эту мысль. Не может же целый свет ошибаться. И снова пытаемся выкарабкаться. И когда уже мы стоим на краю, тогда эта мысль, что, наверное, я жил не так. Наверное, я упустил что-то самое важное в жизни. Эта мысль охватывает все наше существо. Мы готовы предаться этому, мы готовы начать все заново и кричим: «Можно еще раз повторить?!», а окружающие смотрят на нас и говорят: «Это он… это у него агония. Это у него предсмертный бред». И уходим мы в эту пустоту, в этот свет и снова рождаемся и снова мы десять месяцев барахтаемся в испражнении, в крови, в кале, в моче, в утробе матери и думаем: «Ну, на этот раз я точно осуществлю свою мечту. Я узнаю, я докопаюсь до истины. Ради чего все это? Ради чего я? Даже не ради чего я существую. А зачем я? Для чего я? Вот точно, когда я выкарабкаюсь, выйду из этих испражнений, выйду на свет белый и вот тогда я заживу по-другому». И мы вываливаемся из утроба матери. Нас пеленают, нас целуют, нам чешут пяточки и любуются нашей розовой кожицей, и потом говорят: «Какой славный младенец, на тебе ранец, на тебе карандаш и бумагу, иди, учи таблицу умножения. А потом добывайся новых успехов, новых достижений и не дай Бог враг снова нападет на нашу родину. Тебе придется уже с другим ранцем, с противогазом защищать его и с железячкой наперевес». И так продолжается это из жизни в жизнь.

Путь постепенного самосознания

00:38:24 Да, он отделяет себя от мыслей. Он понимает. Так же, как несколько времени назад он понял, что плоть — это не я, а я — это сгусток мыслей. Точнее, я — это сгусток ощущений и для ощущений мне вовсе не требуется плоть. Как мы во сне можем вкусно есть яблоко, хотя рядом с нами нет ни яблока, и наш рот не откусывает ничего. Тем не менее, вкус яблока, он у нас там, где-то в ощущениях и он может быть даже более живописней, более отчетливей, чем если бы мы кушали его языком. Вот так же человек или душа, отделив себя от тела, начинает, живет какое-то время в ярком мире ощущений. И для этих ощущений вовсе не требуется органы чувств, а требуются сами чувства, сами ощущения. Потом происходит новый прорыв, новый скачек. Оказывается для того, чтобы существовать, при этом существовать не ущербно, не нужны даже ощущения, а достаточно мыслей. Для того чтобы испытать радость вкуса яблока, не то, чтобы физический вкус яблока, а необязательно даже мысленный вкус яблока, т.е. необязательно даже радости от яблока, а достаточно просто радость.

00:40:21 Ведь мы гоняемся за ощущениями не ради самих ощущений, а для того, чтобы испытать радость, для того, чтобы испытать удовольствие, наслаждение. Вот это наслаждение возможно и без ощущений и без мыслей. И затем происходит новый прорыв. Когда необязательно испытывать радость, не то, что ощущения, просто радость. А достаточно пребывать в себе. И это является самой радостью. Ты не испытываешь радость, а ты понимаешь, что ты и есть та самая радость. Но на этом этапе у тебя нет ни тела, хотя окружающие могут видеть, что кто-то ходит или кто-то сидит, какой-то объект сидит. У тебя нет ни тела, у тебя нет ощущений, у тебя даже нет мыслей. Ты весь погрузился в себя, ты слился с неким светом, который в йоге называется брахман. Ты стал этим брахманом, ты слился с ним, ты разлился в нем. Ты просто ощущаешь себя. Нет никаких ощущений, включая даже ощущение радости, а есть просто «я». Я слился со всем. Это погружение, слияние с Мировой Душой, с брахманом, с единым духом.

00:42:00 Да, это уже последний прорыв, когда у тебя нет даже мыслей о том, что существует такая вещь, как ощущения. Не то, что оторвался от ощущений, а они ушли настолько, что ты даже не знаешь, что они существуют. Это, как когда тонущий человек, он выныривает, глотнет воздух и снова погружается в пучину, потом снова глотнет, снова погружается в пучину и, наконец, он вырывается из водной стихии и дышит полной грудью. И тогда он уже не замечает вдохов и выдохов. Он не замечает, насколько блаженно вдыхать. Вот, покуда он выныривает и снова опускается в воду, он испытывает радость от каждого глотка воздуха, но когда он вынырнул, для него это становится естественным и со временем он забывает, какая радость была для него вынырнуть и вдохнуть чистого воздуха. Вот это вот дыхание или пребывание в естественной для себя среде становится для него нормой.

00:43:25 Так же и душа, она поначалу задыхается в этой материи, она задыхается, окруженной оболочкой вещества и редкий проблеск ощущения самой себя вне тела является для нее каким-то неземным, чудесным опытом. Если она продолжает двигаться по этому пути с помощью практики, практик каких-то или в бхакти-йоге — это служение высшему началу, то вот эти вот всплески прозрения, они становятся чаще-чаще, пока, наконец, она себя, душа, не начинает мыслить вне тела, а тело своё рассматривать, как некую тень, следующую за ней по пятам. Некий багаж, который нужно нести до поры до времени, но это тело, оно не является чем-то необходимым для существования, а как некоторый багаж, который вот до поры до времени должен быть. И когда вот это ощущение «я» и моя тень, тело, совершенно разные предметы, разные субстанции. Когда вот это ощущение становится естественным, когда мы живем уже, так сказать, в пограничном мире, не в плотском мире, то начинаются новые проблески. Самосознавание уже не в ощущениях, а самосознавание в мыслях. И тогда чувственное тело, оно тоже постепенно начинает от нас отделяться и тогда тенью для нас становится не плоть, как некогда, а мысли.

Зависит ли наше ощущение радости от внешнего мира?

00:45:48 Мы уже отделяем себя от таких вещей, как мысль. Я и мысль — это разные совершенно вещи, разные субстанции. И вот, когда вот эти проблески самоощущения себя без мыслей становится все чаще, чаще и чаще, то со временем наступает пора, когда и ум, и мысль — это уже что-то постороннее для меня, какой-то багаж. Я живу не в мыслях, тем более, не в плоти, а я живу сам по себе. Я атмарама, как говорят священные писания вайшнавские. Атмарама — самодостаточный. Для того чтобы радоваться, мне необязательно ощущать и необязательно смотреть на зеленую траву. Вот сейчас, например, нам, чтобы порадоваться, к чему мы все стремимся. Мы все стремимся испытывать положительные эмоции или стремимся испытывать радость. Для того чтобы испытать радость, нам нужно, чтобы небо было голубое, чтобы нам кто-то улыбнулся. Как в этой песне поется, что «и хорошее настроение не покинет больше вас». Там смысл такой, что тебе незнакомый паренек улыбнется на улице и хорошее настроение тебя больше не покинет.

00:47:30 Другими словами, твоё хорошее настроение или твоя радость зависит от того, что тебе паренек улыбнется. Так вот, незнакомый. Так вот, атмарама — это когда независимо от того, улыбнется тебе паренек. А что значит улыбнется? Это у него подтянутся мышцы мимические определённым образом. Своего рода судорога произойдет мимолетная, а тебе покажется, что он тебе улыбнулся. Да? Вот когда твоя радость не зависит от судорог окружающих, независимо от того, идет дождь или паренек тебе улыбнулся, или поставили тебе трудодень или пятерку, или дали ассигнации зеленого или красного цвета, твоя радость, она тебя не покидает. Потому что ты самодостаточен. Для того чтобы существовать радостно, тебе не нужны обстоятельства. Но повторяюсь, это происходит, когда ты сознаешь своё различие, своё отличие от тела и своё отличие от мыслей. Вот так.

Пограничная сфера или брахман

00:48:52 Дело в том, что в этой пограничной или в ничейной земле, как Шридхар Махарадж говорил «в необитаемой земле», нет мыслей, но это полбеды, а нет ощущений, за которые мысль могла бы зацепиться. Ведь мысль, она не может существовать без объекта мысли. Мы не можем не думать, точнее, мы не можем думать о том, что не имеет качеств. Мы не можем думать о том, у чего нет цвета, запаха, вкуса. Мысль просто не сможет зацепиться, если нет качества предмета. Так вот там нет ничего, там неразличимый свет. По-моему, Бхактивинод Тхакур говорил: «Там темный свет. Там царит темный свет». Такая вот противоречивая штуковина. Темный, в смысле, что ничего не видно, а светлый — ничего неразличимо. Свет, потому что ты ослеплен. Но ты ослеплен не темнотой, а ослеплен светом. Вот такой черный свет. И душа лишается ощущений, лишается мыслей. Она даже не может думать об этом черном свете, потому что у души в этом состоянии нет понятий «черное» и «светлое». Покуда нет качеств, нет и понятий, потому что понятия — это отражения качества в нашем сознании. Она не может определить ничего. Нет времени, потому что нет движения. Душа проваливается в такую черную, светлую яму. Да, сон без сновидений.

00:51:14 Ты есть, но нет движения. Ты не можешь отличить себя от того, что ты видишь. Пусть это будет свет, пусть это будет тьма, пусть это будет нечто. Ты просто не можешь провести границу между собою и чем-то извне. Ты пребываешь в самодостаточном состоянии. Ты просто есть. Ты сознаешь себя, но при этом ты не отделяешь себя от всего остального. То, что в буддизме называется «нирвана». Ты не отделяешь себя от всего остального, при этом ты сознаешь себя, но не себя отличного от другого, а себя со всем вместе. Потому что нет границы между тобой и всем остальным. Ты не можешь понять, это я или не я. Человеческим языком, по-видимому, буддисты правы, по-видимому, невозможно обозначить это состояние. Да, на самом деле, ты не все, а ты просто не видишь границы между собою и всем, поэтому тебя и нет.

Стремление к стяжанию, расширению границ «моего»

00:52:34 Вот здесь мы делаем границу между моим и не моим. И вся наша жизнь протекает под знаком расширения. Эта граница должна все время расширяться. Моего должно становиться больше, не моего — меньше. И мы так до самой старости этим и занимаемся. В детстве мы физически эти границы хотим расширить — бьем морды друг другу, метим мочою территорию, если нам довелось в четырехногом теле родиться, и рычим, если кто-то подбежит к месту, где мы помочились. В человеческом обществе, мы колышки ставим и ругаемся, если кто-то за этот колышек забежал. Колышек белый, черный, белый, черный и написано «граница». Вот, и вся наша жизнь проходит под знаком расширения, расширения своего, но при этом граница всегда остается мое, не мое, мое, не мое. С переменным успехом. Враги то захватывают мое, то я захватываю, отвоевываю свои территории. Помните, как в Бхагавад-Гите человек безбожного нрава. Он говорит: «Сегодня я уничтожил этого врага, а завтра уничтожу того врага. Так я буду увеличивать свои владения, и от этого мое счастье будет только прирастать». Я не цитирую, но в таком ключе Кришна говорит.

00:54:24 Когда физически нам становится трудно, то мы пытаемся расширить границы своего с помощью финансовых средств или с помощью обзаведения должников, с помощью увеличения должников. Это называется увеличением количества денег. Например, в детстве, когда мы маленькие, мы можем заставить других работать на себя или других подчиняться нам с помощью тумаков. А когда мы вырастаем, мы же не можем всех бить, мы пользуемся такими долговыми обязательствами, которые называются деньги. И с помощью этих долговых обязательств, денежек, мы заставляем, как в детстве подчиняться нашей воле. Мы даем бумажку и говорим: «А отвесьте мне фунт изюма». Ну, тебе отвешивают фунт изюма. В детстве мы могли просто залезть на дерево и сорвать себе фунт изюма, а сейчас мы не можем этого позволить. Мы лучше с бумажкой спустимся вниз в магаз ближайший, заплатим и нам дадут фунт изюма.

00:55:47 А потом и это становится для нас обременительным и мы, как в Евгении Онегине, дядя самых честных правил, когда уже занемог, когда уже он не мог долговых обязательств зарабатывать, денег, он просто заставил уважать других себя и лучше выдумать не мог. Расширение, да. А потом приходим к выводу: «А лучше всего заставить других подчиняться нашей воле или снискать уважение, или внимание к себе остальных — это если я приму отречение». Когда они увидят, что мне нет до них дела. Когда я блесну своей мудростью, они сами ко мне придут, и будут предлагать фунт изюма. Мне даже не придется трудиться. Мне можно будет лежать в пещере или ските своем отшельническом. Они сами будут приходить ко мне на поклон, и приносить дары земные. Например, из руки я пепел создам, и они сами ко мне прилетят чартерным рейсом и будут предлагать дары земные, которые они заработали, эксплуатируя природу. Вот…

00:57:13 С чего мы начали? Что вот эти границы мы все время расширяем, расширяем, но граница все время остается. Есть я, а есть… Есть «я» и есть «мое», а есть нечто за границей и вот эту границу я должен расширить. И даже, когда я отрекаюсь от мира, то этим самым я провозглашаю, что мир весь мой. Отрекаясь от мира, я не просто немножечко расширяю границу, а весь мир себе захватываю. Мне ничего от этого мира не нужно, потому что он весь мой. Такое вот отречение. И пусть они все узнают, какой я отрешенный и пусть они будут думать обо мне, и в думах своих принадлежать мне.

00:58:11 Ну вот в этом состоянии полного покоя или безмятежности граница, действительно, стирается. Она не видит границы между собою и тем, что когда-то она хотела захватить, освоить. Покуда осваивание продолжается, то есть граница между освоенным и неосвоенным. Наступает пора, когда она осваивает все, как ей кажется. Наверное, так и есть, она осваивает все. И она разливается во всем, но тогда уходит сок жизни. Нет движения, нет расширения границ собственного «я», границ своего. Останавливается всякое движение и она замирает, пропадает время. Поскольку известно время там, где есть движение. Там, где нет движения — нет времени. Она замирает. На этом жизнь её заканчивается. Как говорится в движении жизнь. Когда нет движения расширения своего «я», жизнь останавливается. Она успокаивается, впадает в полную безмятежность и самоудовлетворена. Для того чтобы существовать, ей больше ничто не нужно. У нее пропадают ощущения и пропадают мысли. Эта душа растворяется, как капля растворяется в океане.

Путь обратный расширению — путь уменьшения или самоуничижения

01:00:00 Вайшнавы, они предлагают путь от расширения, наоборот, путь к уменьшению себя. Самоуничижение — доведение себя до размеров ничтожных, до размеров предельно малых, до размеров противоположных бесконечно великому. Как Шридхар Махарадж говорил: «Стать совершенно негативным по отношению к совершенно Позитивному, войти с Ним в гармонию», т.е. не осваивать, а быть предметом освоения. Душа ужимается до предельно малых размеров. Она не то, что ужимается, она возвращает себе своё естество. Там, где мы больше единицы, там, где мы представляем для себя нечто значимое — это для нас неестественно. Да, это на санскрите называется «майя». «Майя» — означает, не то или еще есть определение «майя» — мера, то, что можно замерить. Вот там, где тебя можно замерить — это не ты, это чуждо тебе.

01:01:32 Как говорил Сократ «человек мера всех вещей». Имелось в виду, конечно, не человек, а имелось в виду, наблюдатель, т.е. зрящий. Он мера всех вещей. Все меряется им. А, как известно, мера — это предельно малая величина. Меру нельзя ничем измерить, напротив, все остальное можно измерить вот этой самой мерой. Так вот, я наблюдатель и есть мера всех вещей. Мною меряется все остальное, а меня нельзя измерить. Так же, как миллиметр нельзя измерить, так же понятиями наблюдаемого мира нельзя измерить меня. Напротив, собою я могу измерить окружающий мир. Так вот вернуть своё естество себе — это значит, вернуться к состоянию наблюдателя или измеряющего, предельно малого. Осознать себя предельно малой единицей. При этом эта предельно малая единица, она ничем не измеряется: не измеряется ни запахом, ни вкусом, ни протяженностью, ни весом. У меня у измеряющего, у меня у наблюдателя нет ни вкуса, ни запаха. Почему? Потому что это и есть «я». Как нос не может себя понюхать, так же и я не могу себя измерить, потому что я и есть мера.

Как вступить в отношения с безмерно Большим?

01:03:17 Когда я сознаю себя предельно малой величиной или мерой. Когда я сознаю, что я не имею качеств окружающего мира, вот тогда я смогу вступить в отношения с безмерно Большим, которого тоже нельзя измерить. Как известно, не поддается измерению лишь два предмета — это предельно малое и предельно большое или беспредельно малое и беспредельно большое. Вот их нельзя измерить. Первое, в силу своей ничтожности и в силу того, что нет такой единицы измерения меньше, чем она и есть. А второе, потому что оно очень большое, вернее, не очень большое, а бесконечно большое. Его тоже нельзя измерить. И вот, осознав себя беспредельно малым, мы можем вступить в отношения с беспредельно большим. Потому что вот эти свойства беспредельно и беспредельно, в одном случае малое, в другом случае большое — они и объединяют нас, они и делают нас родственными друг другу. Я — беспредельно малый, а Он — беспредельно Большой и в этом наше родство.

01:04:46 Все остальное, все, что между нами, все, что промежуточно — оно чуждо нам, оно иностранно для нас, не свойственно нам. Поэтому вы говорите, ну как же влившись в это сияние, в этот бесконечный свет, вступить в отношения с реальностью, которая за пределами того света? А никак, потому что вы идете не в том направлении. Вы идете к бесконечному Большому. Вы стремитесь к нему, став им. Вы теряете себя, размазавшись, как каша на тарелке до микронного слоя. Да, просто вы… В этом случае душа идет в другом направлении. Тогда как, если она идет в направлении самоуменьшения или концентрации, в направлении к точке, она не теряет себя. При этом она по дороге отбрасывает от себя все ненужное, все накопленное, все приобретенное. Вот эти вот обозначения. Я такой-то, я другой, я молодой, я старый. Надо все это отбрасывать, покуда не превратится в точку. Потому что у точки нет свойств. У точки нет никаких свойств, кроме одного — она бесконечно малая и неделимая. На латыни это называется «индивидуум», т.е. неделимый.

Неделимость души

01:06:45 У точки или у души есть одно свойство, она неделима. Что неделимо? Бесконечно малое. Она бесконечно малое, неделимое. Все остальное по дороге, ступая по пути бхакти или по пути любовного служения Бесконечному, вот это все по дороге она отделяет от себя, она делится. Она отбрасывает от себя обозначения веса, протяженности, роста, возраста. Все это она отбрасывает, пока уже ничего нельзя отделить от себя и остается неделимой. И тогда она вступает в отношение с бесконечно неделимым, со Всевышним.

транскрибирование: Илья Костюченко | Запорожье | Украина | 30 марта 2011