Наблюдатель и объект наблюдения

Skype - 23 мая 2008
Трансерфинг реальности. Доказательство существования Бога. Идея контроля этого мира. Эксплуатация других, с помощью привлечения внимания. Стремление к Абсолютной Гармонии. Инстинкт самосохранения и продолжение рода. Истинное и ложное Эго. Духовный и псевдодуховный миры. Параматма (совесть) и ее функции. Идея справедливости и мести. Отличие голоса ума и разума от голоса совести. Смысл субъективной эволюции сознания. Можно ли эволюционировать от субъекта к объекту без учителя? Устройство духовного мира. Истинное ничтожество души. Милосердие наших хранителей. Благотворно ли отдаление от людей? Главная ошибка в поиске счастья. Еще раз о параматме, голосе совести. Затянувшийся сон материальной жизни. Страх смерти. Души, дживы, занимают по отношению к материи положение Творца. В чем различие между бабаджи и санньяси? Был ли у нас опыт соприкосновения с Вишну, существом вне иллюзии? Ролевая игра под названием «человеческая жизнь». Не копировать авторитета, а следовать его советам.
запись беседы для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:17:42 | качество: mp3 64kB/s 35 Mb | прослушано: 280 | скачано: 385 | избрано: 4
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

Трансерфинг реальности

00:00:00 — Алло, меня слышно?
— Да.
— Отлично, здравствуйте, вам известно что-нибудь про такое философское мировосприятие, модель мира, как трансерфинг реальности.
— Нет, к сожалению, имею честь.
— Вот там много чего написано, но один из моментов, достаточно интересная мысль, что мир поворачивается к человеку той стороны, с которой он хочет его видеть. Например, есть материалисты, идеалисты и другие такие субкультуры, группировки, которые говорят, что мир устроен вот так, а все остальные неправы, и объясняют их неправоту со своей точки зрения. И трансерфинг реальности, там утверждается, что мир — это нечто вообще весьма субъективное по многим параметрам. Например, и поэтому если вы будете думать, что мир это такая квадратная коробка, т.е. наша планета весит в квадратной коробке, если вы будете в это просто верить, просто знать это, то вы будете находить этому подтверждение, грубо говоря, так. Хотелось бы услышать ваши мысли по этому поводу.

Доказательство существования Бога

00:01:18 — Прежде всего, мы полагаем, что мир таков, как его видит Творец этого мира. Тот, кто устроил мир, он знает каждую, каждый уголок своего творения. Соответственно, Реальность такова, как её видит Персона №1. Все остальные видят Реальность в той или иной степени искажения. Вот, теперь вопрос: «Существует ли Творец?». Реальность, которая нас окружает, создана Творцом или она возникла сама по себе? На этот вопрос вайшнавы отвечают так: «Ничего не может произойти само по себе». Неподвижное или инертное тело не может выйти из состояния неподвижности, если к нему не приложена сила. Если материя из состояния неподвижности стал вдруг трансформироваться, стало происходить движение внутри этой материи, это значит, была приложена сила извне. Понимаете? Если существует сила, которая приложена к материи извне, значит, эта сила уже нематериальна. Это сила, которая заставила материю двигаться не является частью этой материи, потому что вся материя находилась в состоянии подвижности. Естественно, это сила нематериальная или сознательная сила. Таким образом, первичное Сознание, которое заставило видоизменяться первичную материю, имеет о материи наиболее правильное представление. Все остальные, которые подвержены в той или иной степени иллюзии, они окружающий мир воспринимают так или иначе, но неправильно. Вот то, что касается вашего вопроса.

00:03:23 — Вот, к примеру, такой вопрос меня очень давно волновал и никто не мог мне внятно ответить. Вот, как вы можете мне, человеку, доказать, что существуют остальные люди, что они не являются моим сном, что я не являюсь этим разумом, которому все это снится.
— Ну, во-первых, если бы вы единственным существующим, другими словами, единственным существом, тогда все подчинялось бы вашей воли. Понимаете?
— Как же сны? Во сне не все подчиняется моей воли. Иногда во сне бывают кошмары.
— Это означает, что есть нечто, над чем вы не властны. Есть нечто, что вы не контролируете. Правильно?
— А может быть я сам, будучи великим разумом, мне было скучно в пустоте и я себе создал мир с трудностям, чтобы в нем… чтобы бороться с ним, жить в нем.
— Эти трудности, они теперь не подвластны вашему величеству, да?
— Да.
— Есть некие законы, которые над вами. Вы с ними ничего не можете сделать. Это значит, что есть вы и есть нечто еще. Если есть нечто еще, значит, вы не единственный существующий. Если вы великий разум, а есть нечто, что не подчиняется вам, что выше вас, значит, вот это нечто уже можно назвать надразумом. Некий надразум, который выше вас. Соответственно есть не просто кто-то помимо вас, а есть кто-то, который не позволяет вам, вашему величеству, быть свободней, чем вы есть сейчас. Соответственно, кроме вас есть еще кто-то. Так я попытался бы вам доказать, что вы не единственный.
— Да, спасибо с такой точки зрения. Я не думал, у меня родилась мысль, что все люди являются как бы мыслями этого существа. Вот, как-то так.
— Хорошо, что подумалось. Это лучше, чем не подумалось ничего. Какие-то еще может быть замечания по поводу происходящего вокруг нас?

Идея контроля этого мира

00:05:45 — А вот еще такая мысль. Вот многие опять-таки философские течения, трактаты, они иногда имеют мало общего с реальностью. Скажем, что мир держится на пяти китах. Ну и что? От этого ничего не меняется вокруг, мы не можем никак использовать это.
— А что значит реальность? Реальность — это то, как вы можете это использовать.
— Да, хотелось бы знать, как работает этот мир, чтобы знать, куда давать, куда не давать, что делать, как думать.
— Ну, чтобы стать хозяином этого мира?
— Хотя бы чуть-чуть. Трансферфинг говорит про осознанность, про то, чтобы проснуться и т.д.
— Проснуться и больше потреблять, осваивать.
— Например…
— Например, создать свою вселенную.
— Нет-нет, на бытовом уровне. Вот, например, есть какое-то дело…
— Не выключать воду, а чтобы она сама выключилась.
— Это тоже слишком круто, еще проще. Например, есть же техники эффективного общения и т.д. А вот, чтобы было так — раз, подумал и человек сразу к тебе благосклонен.
— И ты бы его использовал его в своих интересах?
— Ну, может быть и да. Такие моменты каких-то попыток контроля этого мира, ниток, за которые можно дергать.
— Ну, стать хозяином этого мира.
— Да, никому не хочется плыть просто так.
— Конечно, цель достойная, пожалуйста.

00:07:15 — Этим вайшнавизм отличается от всей-всей кучи философии, которая в той или иной степени предлагает нам трансерфинг, т.е. овладеть, захапать, стяжать, освоить, отыметь. Вайшнавы говорят.
— [Не слышно].
— Нет, это просто констатация фактов. Вайшнавы говорят, что они из другой половинки реальности. Реальность, она делится на два начала: первое — господствующее, подчиняющее начало; второе — это подчиненное, отдающее себя, жертвующее. Одно начало — привлекающее, другое начало — влекущееся к первому. Мы все пытаемся играть неестественную для себя роль, привлекающего начала, потребляющего, освающего начала. Поэтому мы оказываемся в неестественном для себя положении и поэтому мы несчастливы. Если мы займем для себя естественное положение или, как говорил один из учителей в нашей традиции “prepare adjustment”, займем правильную точку зрения или правильную позицию, тогда мы вновь обретем своё естество. Мы будем не потреблять, а мы будем предметом потребления для Высшего Потребляющего Существа, для Самого Привлекательного Существа.

Эксплуатация других, с помощью привлечения внимания

00:08:56 Собственно вот это стремление эксплуатировать, то к чему призывает ваше учение или учение, с которым вы знакомы. Вот это стремление эксплуатировать породило на свет такое разнообразие. Почему? Потому что отдельный образ или разнообразие заставляет окружающее или окружающие существа привлекаться к нам. Мы, становясь отличными от других, становясь выдающимися из этой энергии служения, мы привлекаем к себе внимание, имеем других. Особенно это видно в человеческом обществе. Среди других животных, человек отличается тем, что каждый человек, он по внешнему виду, мыслям, поведению отличается от других. Это отличие от общей массы в человеческом обществе проявляется наиболее ярко. А что значит быть отличным от других? Это значит привлекать к себе их внимание, обладать ими, иметь их. Поэтому в человеческом обществе душа, она стремится быть очень отличной от других, чтобы иметь остальных. Это выражается в разных сферах человеческого общества. Это выражается по-разному: одни делают выдающиеся прически, другие излагают выдающиеся мысли, третьи совершают выдающиеся поступки, четвертые делают себе выдающийся внешний вид. Все здесь направлено на стремление быть выдающимся, т.е. привлечь к себе внимание. Как только чужое внимание привлекается к вам, это значит, вы в этот момент имеете их, этих людей.

Стремление к Абсолютной Гармонии

00:11:02 — На самом деле мы принадлежим к другой половине. Мы принадлежим к половине привлекающихся, а не привлекающих. Если мы займем вот это положение, тогда мы сможем реализовать своё вечное стремление к Абсолютной или Совершенной Гармонии, к Кришне. Мы не будем стараться других к себе привлечь. Мы увидим Красоту и мы привлечемся к ней. Вот так.
— Как же жить?
— Как жить? Переваривать пищу и толкать воздух: из легких на улицу, из улицы в легкие. Так и жить.
— А как же стремление к вечному?
— Стремиться.
— А как?
— Ну, если я вам скажу: «Воспевайте имя Кришны постоянно. Восторгайтесь Его играми, Его качествами, Его обликами, чертами Его характера, Его спутниками, которые Его окружают». Вы же мне всё равно не поверите. Поэтому вдыхайте и выдыхайте воздух.
— Ну, должен же быть какой-то переходный этап.
— Переходный этап… Ну, тогда постарайтесь не господствовать в этом мире. Поймите, что вы не от мира сего. Вы не принадлежите к миру потребления, а вы принадлежите к миру любви и самозабвения, и самопожертвования. Уважайте мнение других, но не разделяйте его и не предавайте своих идеалов.

Инстинкт самосохранения и продолжение рода

00:12:48 — Бывает очень трудно, например, сдерживать разные эмоции, поступать правильно, относится к людям хорошо, если они относятся к тебе плохо и т.д.
— Если трудно, постарайтесь преодолеть эту трудность, а если невозможно, тогда это невозможно, тогда не преодолевайте.
— Вот, я, кстати, хотел спросить, если учить себя хорошему, относиться ко всем хорошо, то кажется тут два варианта с точки зрения психологии, в общем, либо эмоции накапливаются, что вредно, это деструктивно для организма и потом они либо выйдут, либо будут убивать меня. Либо второй вариант — организм, т.е. ты, человек, как-то перевоспитаешься и ты на самом деле станешь таким же естественным, каким ты хотел быть, каким ты себя через мучения, через усилия пытался построить. Какой вариант?
— Я предлагаю вам развить те качества, те эмоции, которые будут убивать ваш организм.
— Они не будут убивать.
— Будут.
— А зачем вам организм?
— Инстинкт самосохранения.
— Инстинкт самосохранения в камере смертников. Приговор уже вынесен, обжалованию не подлежит, но мы стараемся не пить, не курить, потому что это вредно для здоровья. Завтра уже все, пойдут на гильотину, но надо сохранить своё здоровье.
— Вы же живой, т.е. вы не убили себя, значит, почему…

00:14:25 — Я же на ваш вопрос отвечаю. Вы мне задаете вопрос, предлагаете несколько вариантов, какой из них, какой из этих вариантов. Значит, взращивать в себе эмоции, которые продлят вам жизнь или эмоции, которые убью ваш организм. Я вам предлагаю эмоции, которые убьют ваш организм. Вы же мне всего два варианта дали. Но нужно выбрать те эмоции, которые точно убьют ваш организм. Это отчаяние, это отсутствие надежды и это бесконечная вера в то, что с окончанием вашего телесного, плотского существования, вы сами не перестаете существовать и, что мир, где каждая песчинка является вашим хранителем, не предаст вас. Мир, не тот мир, где царит потребление и самосохранение, а мир, где царит любовь и самопожертвование. Взращивайте в себе те качества, которые являются прямо противоположные качествам, к которым призывает современный мир вас, не современный, а окружающий. А окружающий мир, он призывает вас фактически к одной вещи — потребляй и самосохраняйся. Дарвин, по-моему, так сформулировал: «Самосохранение и продолжение рода». Да?
— Не знаю точно, не слышал.
— Он так сказал. Собственно, все с этим соглашаются, что миром, живым миром, движет два закона: закон самосохранения и закон продолжения себя или продолжение рода.

00:16:17 Вот оттолкнитесь от этого, живите не принципом самосохранения, а принципом сохранения вашего идеала, и не продолжение себя в этом мире, а отказа от себя. Абсолютно противоположные качества: пожертвование и не потребление. И верьте, что этот мир существует, где царит самопожертвование и отдавание… Верьте в это. Верьте в то, что если разрушится ваш организм, вы, как личность, не перестанете существовать. Если вашим идеалом будет самопожертвование и отдавание, то властители того мира, где есть самопожертвование, они вас заберут к себе. Вы вознесетесь в тот мир, где есть самопожертвование, в мир Любви и Красоты. Какие-то еще может быть замечания?

Истинное и ложное Эго

00:17:26 — Как вы можете отреагировать на цитату из модели мира философии трансерфинга реальности, которая утверждает, что любые живые существа, даже, которые для нас неживые, т.е. камни, растения, животные, люди — их первейшей фундаментальной потребностью является потребность в управлении реальностью.
— У каждого из нас есть два «я». Наше настоящее «я» и «я», которому мы поручили действовать от нашего имени. Понимаете? Как есть хозяин, а есть исполняющий обязанности, доверенное лицо. В этом мире мы доверили своё существование некоему лицо, которое называется «альтер эго» или его еще называют «ложным эго». Действительно, ложное эго, его первейшей задачей… Это собственно мы, но принявшие оболочку, но принявшие роль потребителя. Первейшая задача нашего второго «я», нашего ложного эго — это управлять реальностью. Вы просто употребляете такие эвфемизмы, такие благозвучные слова типа «трансерфинг реальности». Да?
— Трансерфинг реальности.
— Супер, да. Или управление мира. А вы попроще, вы по-русски говорите.
— Управление мира — хвостом махать. Ну, вот животное машет хвостом, оно управляет миром.
— Да, это не управление миром, а это потребительство, это стяжательство. Потому что ради чего вы будете управлять? Ради того, чтобы первое…
— Удовлетворить себя…
— Да, с помощью других, с помощью этого мира. Это и есть стяжательство.

00:19:26 — Конечно, задача нашего второго «я», нашего ложного эго — это сделать так, чтобы с помощью других удовлетворить себя. Но если мы оторвемся от нашего ложного «я», мы поймем, что счастье, оно не в управлении мира, а счастье в любви. А любовь — это, прежде всего, самопожертвование. Вот наше подлинное «я», наше истинное «я» хочет наоборот не управлять миром, а сдаться кому-то, кто будет нежен, кто ответить на твои чаяния. Это наша действительная внутренняя потребность. А в окружающем мире, мы хотим управлять этим миром. Наша потребность в вере, а мы хотим власти. К нам пришел [не слышно] по имени второе «я» и сказал: «Хочешь счастья? Доверься мне. Я сделаю тебя счастливым!», а ты спрашиваешь: «А как ты сделаешь меня счастливым? — А мир будет у твоих ног, тогда ты будешь счастлив». Ты, недолго думая, согласился. Действительно, если все будут меня уважать, все будут подчиняться моей воле, тогда я буду счастлив. На самом деле, ты будешь несчастен, ты будешь несчастлив, а будешь беспокоиться, что кто-то перестанет тебе подчиняться или кто-то перестанет тебя уважать. Как только ты хочешь контролировать кого-то или что-то, у тебя сразу появляется чувство собственности, а за этим сразу следует страх потерять свою собственность.

00:21:03 — Но если ты сдался на милость Тому, у кого есть все, тогда у тебя пропадает страх. Потому что Тот, у кого есть все — он счастлив, а счастливый никогда тебя не обидеть. Надо просто в это верить.
— Но можно бояться потерять этого Великого и Любящего, например.
— Это другое дело. Это уже… Бояться потерять Того, кому ты полностью отдался. Это страх, но это страх любви. Страх, порожденный любовью, а не страх, порожденный потерять своё имущество. Это совершенно разные вещи. Внешне это страх, а внутри это блаженство.
— Спасибо, вы дали пищу для ума.

Духовный и псевдодуховный миры

00:21:53 — Значит, вот тут какие-то вопросы. Вот тут три вопроса. Объясните, как параматма действует она на нас, джив? Действует ли она вообще или просто нейтрально наблюдает за нами? Так, второй вопрос: «Стремление некоторых преданных попасть в духовный мир, приветствуется ли это в традиции вайшнавов?». Прежде всего, надо понять, что такое духовный мир, а потом уже отвечать на этот вопрос. Я просто не знаю, что вы понимаете под словосочетанием «духовный мир». Если это мир, как в некоторых кришнаитских сектах проповедуется «мир, где у вас вечное тело, набитое знанием и блаженством», то в традиции гаудия-вайшнавов это не приветствуется, потому что это иная сторона потребительства. Те же самые стремления самосохранения и продолжения рода. Когда вы стремитесь в так называемый духовный мир, потому что там вы будете жить вечно. Если это является мотивирующей силой для вашей духовной практики, туда, где жизнь вечна, то это тоже самое продолжение рода, то же самое стремление продолжения рода и самосохранения.

00:23:15 — Просто материалисты говорят, что вы проживете несколько десятков лет. А приходят кришнаиты или какие-то другие мракобесы религиозные и говорят: «Есть мир, где вы проживете вечно». Одни саентологи говорят: «Вы будете пять миллиардов лет жить», а другие говорят: «А есть еще выше, где вы будете вечно жить. Поэтому повторяйте Харе Кришна и попадете туда, где жизнь вечная, на деревьях растут плоды ваших желаний, и вы можете вкушать любые из них. Там все создано для того, чтобы вам было хорошо». Вот, если это вы понимаете под словом «духоный мир», то вайшнавы не поощряют такую мотивацию.

00:24:04 — Если под духовным миром вы понимаете мир самопожертвования, где скорей всего, ваше существование продлится не более одного мгновения и тем не менее, ради этого мгновения, ради мгновения пожертвования Абсолютной Красоте, даже не видя Его, вы всё равно стремитесь туда. Такое приветствуется в учении вайшнавов, но оно, ни коем образом не артикулируется. Оно не оглашается. Что касается духовного мира.

Параматма (совесть) и её функции

00:24:43 — Объясните, как параматма действует на нас, джив? Параматма, она как бы… Как вам сказать. Своим фактом своего существования, она уже действует на нас. Я бы даже сказал не просто существования, а самим фактом наблюдения за нами. Да, для присутствующих в первый раз, я попытаюсь объяснить, что такое параматма. В греческой философии это называлось, это нечто или некое существо, оно называлось «мировая душа», Центр Сознания. В Бхагавад-Гите говорится, что так же, как вы своим сознанием пронизываете всю свою плоть, вы ощущаете каждый уголок своей плоти. Если дотронулись до вашей ноги, то вы сознаете это. Если дотронулись до вашей руки, вы тоже сознаете это. Если где-то у вас болит, ваше сознание там. Точно так же, если представить, что все сущее — это некое поле деятельности или некое тело, то у этого тела должно быть единое сознание, которое присутствует в каждом уголке этого сущего и на санскрите это называется «параматман», сверхсознание. Так же, как мы присутствует в своем теле, так же это сверхсознание присутствует во всей Вселенной.

00:26:30 — Теперь, как это сверхсознание или Мировая душа воздействует на нас, на крошечные частички сознания? А просто тем, что наблюдает за нами. Поскольку Мировая душа присутствует везде, она так же присутствует внутри нас — и снаружи и внутри нас. Оно, это сверхсознание, сознает все. Как оно воздействует? Вот, когда вы смотрите на какой-то предмет, вы меняете этот предмет. Когда вы наблюдаете за чем-то, вы меняете это. Когда вы слушаете это, вы тоже меняете. Всякое ваше ощущение чего-то видоизменяет предмет. Понимаете? Например, вы берете что-то и нюхаете. Когда вы вдыхаете запах какого-то предмета, то этот предмет начинает меньше пахнуть. Потому что молекулы, которые переносят информацию об этом предмете, они попадают к вам в нос. Соответственно у этого предмета молекул становится меньше. Самим своим фактом ощущения чего-то, вы видоизменяете это. Вот на примере запаха мы можем сказать и о других органах ощущения. Если вы слышите что-то, это значит, что оно вибрирует и вот эти звуковые волны попадают к вам в барабанные перепонки. Это значит, что этот предмет, он видоизменяется.

00:28:04 — Вот точно также параматма или Мировая душа. Наблюдая за всем сущим, в том числе и за нами, просто своим фактом ощущения нас — изменяет нас. Теперь, как мы это ощущаем? Мы это ощущаем не физически, потому что мы с вами не являемся физическими предметами. Мы с вами являемся субъектами материального мира и объектами духовного мира. Мы ощущаем присутствие вот этого Высшего Наблюдателя голосом совести. Голос совести — это и есть то, как мы ощущаем Мировую душу. Грубо говоря, если я смотрю на какой-то предмет, я его видоизменяю. А как он изменяется? Допустим, этот предмет обладает сознанием. Вот, видоизменяюсь от моего присутствия, он ощущает меня тоже. В нашем случае, мы ощущаем вот этого наблюдателя по какому-то внутреннему голосу, по какому-то внутреннему фону, что я поступаю неправильно, что-то дисгармонично в этом мире, причинил кому-то зло. Самим своим фактом потребления я заставляю других страдать. Всякий раз, когда я что-то беру, я у кого-то это отбираю, я кому-то причиняю боль.

Идея справедливости и мести

00:29:35 Вот этот голос совести… Мы, конечно, научились его подавлять, но он всё равно присутствует, вот этот голос Мировой души. Мы научились очень хорошо его, конечно, подавлять с помощью всевозможных философий, учений, мировоззрений, которые нам говорят: «Бери больше! Бери от жизни все! Потребляй больше! Если у тебя есть враг, ты должен отомстить ему! Если тебя ударят по щеке, ты должен отрезать его голову. Если он у тебя украл сто рублей, то ты должен отобрать тысячу рублей!» Поднаторели в этом искусстве поиска справедливости и осуществления справедливости, но наш голос, вернее, голос совести, он всегда где-то там звучит. Он говорит: «Не делай вот этого, не делай этого. Не причиняй другим боль. Не стяжай, а наоборот отдавай!» Это, что касается сверхдуши.

00:30:41 — Махарадж, там просто вот вопрос был: «Как она на нас влияет?».
— Как она на нас влияет? Это голос совести. У нее или у Мировой души есть воплощенный облик в этом мире. Он называется справедливость. На санскрите его называют «дхарма-радж», т.е. царь справедливости или повелитель судьбы. Его еще называют Ямарадж. Его задача привести все в равновесие. Если ты кому-то причинил зло, то он проследит за тем, чтобы тебе это зло вернулось. Если ты кому-то причинил страдание, ты будешь страдать. Если ты удовлетворил чьи-то чувства, то твои чувства также будут удовлетворены. Если ты кому причинил радость, то тебе эта радость вернется. Вот этот дхарма-радж или повелитель судьбы, он ставит живые существа в такие условия, где они будут пожинать или пожинают плоды своих прошлых поступков. Поэтому в священных писаниях, в Ведах, говорится: «Если вы хотите в будущем жить так, чтобы ваши чувства удовлетворялись, для того чтобы получать радость от жизни — причиняйте, творите друг другу добро».

00:32:18 Но лучше если вы будете творить добро сверхъестественным силам или полубогам в этом мире. Потому что если вы удовлетворяете их чувства, то они тоже будут удовлетворять ваши чувства. А где они будут удовлетворять ваши чувства? Где они будут давать вам радость? Там, где они живут. Если вы поклоняетесь полубогам, то они вас заберут в свой мир, чтобы отплатить вам добром. Если вы делаете добро богам, т.е. живете по всем правилам праведности: возносите им молитвы, предлагаете им жертвенный огонь, совершаете соответствующие обряды, то они со временем заберут вас в свой мир, где будут платить вам той же монетой. Вы будете получать удовольствие. Вот этот самый дхарма-радж, Ямарадж, повелитель судьбы, он как раз следит за тем, чтобы должники расплатились со своими долгами, чтобы все заплатили по счетам. Он поддерживает равновесие в этом мире. Он — Бог справедливости.

Отличие голоса ума и разума от голоса совести

00:33:31 Долг нашей совести, он с этим не имеет ничего общего. Если мы будем прислушиваться не к голосу разума и не к голосу чувств, которые по сути одно и то же. Только чувства говорят: «Мы хотим сейчас получать удовольствие», а разум им говорит: «Я не против удовольствия, но давайте сначала немного пожертвуйте, а потом вы будете получать еще больше удовольствия». Так вот, если мы не будем прислушиваться к голосу разуму и к голосу чувств, которые требуют потребления все больше и больше, мы сможем прислушиваться к голосу нашего сердца, которое зовет нас в мир Красоты — в мир свободного жертвенного волеизъявления. Если мы повинуемся именно этому голосу, — не голосу разума и не голосу своих чувств, — то мы можем покончить со всеми долгами. Мы в этом мире кому-то, причиняя боль, мы творим долг. Мы должны потом будем отдать этот долг. Но если мы ищем счастье, — не удовольствие, а счастье, — если мы ищем Хозяина, которому мы могли бы сдаться и в этом наше счастье, — в том, что мы кому отдадимся, — то мы можем отодвинуть на дальний план все свои долги. Мы уже не должны этому миру ничего. Об этом Кришна говорит в Бхагавад-Гите: «Сарва дхарман паритджйа. Откажись от всех долгов! Если ты послушаешь меня, если ты пойдешь за мною, за Абсолютной Красотой… Если ты будешь искать меня, то ты никому больше ничего не должен, даже если во внешнем мире тебя будут считать наибольшим грешником, тебя будут считать преступником. Ты никому ничего не должен: ни стране, ни единоверцам, ни родственникам. Ты никому не должен! У тебя больше нет долгов, если ты пойдешь за мной».

Смысл субъективной эволюции сознания

00:35:49 — Значит, вопрос: «Почему субъективная эволюция и кто субъект в этом случае?» Субъект — это душа. Душа — это сокращенная аббревиатура от частицы сознания. Вот в окружающем мире мы являемся субъектами. Мы видоизменяем этот мир. Этот мир является полем нашей деятельности. Мы здесь являемся субъектом, а окружающий мир объектом. Эволюция заключается в том, что мы постепенно эволюционируем от субъекта, от потребителя, от наблюдателя, мы преобразуемся, эволюционируем в предмет наблюдения, предмет потребления, предмет наслаждения. Мы из наслаждающегося превращаемся в предмет наслаждения — того, кем наслаждаются. В этом заключается эволюция. Постепенный отказ от идеала потребления и принятие идеала отдавания, самопожертвования. В этом заключается эволюция.

Можно ли эволюционировать от субъекта к объекту без учителя?

00:37:10 — Махарадж, вот вопрос: «Вот эта эволюция от субъекта к объекту, она может происходить только рядом с учителем, под руководством поводыря или же она может как-то самостоятельно происходить? Просто очень часто задают вопрос такой».
— Дело в том, что без учителя не обойтись никак. Даже, если вы узнали об эволюции — о переходе от субъекта к объекту, то вы всё равно от кого-то это узнали. У вас уже есть учитель, который вам сказал: «Ты страдаешь в этом мире, ты чувствуешь дискомфорт, ты чувствуешь домашний не уют из-за того, что ты мнишь себя потребителем. Для того чтобы почувствовать гармонию, попасть в мир гармонии, ты должен отказаться от потребления, ты должен стать единичкой самопожертвования». Дальше, ты эти слова принял и пошел своей дорогой. Ты, уже приняв на вооружение эту идею, ты уже принял по сути учителя. Просто одни люди считают, что узнав о какой-то идее, узнав о каком-то идеале, они могут к нему прийти самостоятельно и имеют право, кстати, на такую точку зрения. А другие думают, что если мне кто-то указал высокий идеал или идеал, к которому я стремлюсь, так может быть он мне помимо того, что сказал еще и поможет достичь его? И, пожалуй, я приму его, как своего поводыря. И они тоже имеют право на такую точку зрения. Так что без учителя не обойтись.

00:39:08 — Махарадж, но получается самостоятельно — это до этапа, еще до отношений. Это только вот…
— Значит, мы возьмем ситуацию, когда узнав о том, что существует, извините за пошлость, духовный мир — решил отправиться на духовные поиски, решил духовно искать. Он решает, что в духовный мир… Духовный мир один или Бог один, но к нему много путей. И вот он решает избрать себе путь. Имеет на это право. Я бы сказал, что он прав. И он может попасть в этот духовный мир. На первый взгляд это возможно. Но если учесть, что духовный мир — это не мир объективный, а мир субъективный, т.е. он выше нас. Выше — это означает, это некое пространство, куда можно попасть только с соизволения тех, кто там уже живет. Или как Шридхар Махарадж говорил: «Из страны можно выехать самостоятельно, но попасть в другую страну можно только с разрешения властей этой страны».

00:40:58 Из материального мира, из мира потребления, действительно можно выбраться с помощью всевозможных практик: с помощью рассуждений, с помощью сосредоточения, с помощью йоги, каких-то физических практик, с помощью отречения и т.д. Но если вы понимаете, что переступить, т.е. через границу можно перейти самостоятельно, но попасть на территорию другого государства невозможно самостоятельно, потому что там каждая песчинка — она гораздо могущественнее и умнее вас. Это не как выехать, сбежать из Ленинградской области и попасть в Финляндию, претворившись воробушком или котом. Там каждая частица находится на страже гармонии того мира. Туда самостоятельно без разрешения, без рекомендательного письма хотя бы одного из жителей этой страны попасть невозможно. Для этого вам нужно заручиться поддержкой кого-то из обитателей этого мира.

Устройство духовного мира

00:41:38 Так вот этот мир, духовный мир или мир служения, он делится на две зоны или на два больших пласта. Первый — это мир служения, а второй — мир любовного служения. Первый — это мир служения из чувства долга, а второй или самая сокровенная область этого мира — это бесстыжее служение, т.е. там, где нет стыда. И вам нужно заручиться поддержкой любого из обитателей этого мира. И соответственно вот этот, кто даст вам разрешение войти в мир служения, в мир самопожертвования, он становится вашим учителем. Он становится вашим поводырем. Он как бы отвечает перед Хозяйкой того мира, что вот эту душу, я за нею отвечаю. Я гарантирую, эта душа будет служить в определённой области мира самопожертвования и у нее есть достаточные навыки для этого. И в зависимости от того, кто ваш учитель в мире служения, в ту область вы и попадаете.

00:42:54 В этом мире служения есть разные области и все они делятся в зависимости от степени приближения к Объекту служения. Это может быть служение пассивное. Служение фактом своего существования. Например, какая-то душа принимает облик дерева или облик реки или облик какого-то предмета. И просто своим фактом существования, т.е. становится предметом антуража, предметом обстановки. Она служит Тому, кто является главным потребителем или главным наслаждающимся этого мира. И за гармонию этого мира отвечает Та, кто оказывает наиболее интимное, наиболее близкое служение.

00:43:43 Следующая область служения — это служение слуги и Господина. Вот в христианских источниках и, по-моему, мусульманских источниках как раз описывается эта область духовного мира, область Царства Божьего, где праведные души поют славу, поют асаны Богу. Это не пассивное, не безучастное служение, а это некое активное. Эти души, они прославляют Бога до бесконечности, вечно. Это прославление никогда не окончится.

00:44:22 Над этой областью служения находится еще более интимная область служения — это служение Всевышнему, дружеское служение. Ведь друзья, они тоже служат друг другу. Служат, в смысле радуют друг друга. Друзья не поют друг другу славу все время. Они не прославляют, когда они встречаются. Они не начинаются друг друга осыпать комплементами. Они иногда могут подзатыльник дать, иногда могут подножку поставить. Но поскольку они любят друг друга, они наслаждаются этими отношениями. Как есть анекдот: «Молодой человек уберите руку из моего бюстгальтера. Да не вы, а вы!» Руки одинаковые, но почему-то ей нравится… Эта рука такая же ухоженная. Нравится, а эта не нравится. Какие-то внутренние отношения заставляют её наслаждаться этой рукой, а не этой рукой. Точно так же, если к вам подойдет человек, который не знает вас, даст вам щелбан, то это вас оскорбит. А если это друг детства, он даст вам точно такой же щелбан, может даже сильней, то вы наоборот будете счастливы, хотя щелбан точно такой же.

00:45:50 Следующая область служения — это родительское служение Персоне №1, которую мы называем Кришна. Там отношения еще более интимные. Мать, отец, они могут наказать ребенка, но они делают это из любви. Служат ему, но не по-дружески, а служат ему родительски. И есть еще более высокие отношения — это супружеские отношения. Это самая высокая область. И в ней есть еще более высокая область — это наиболее бесстыжее служение, т.е. там, где нет стыда. Вот во всех предыдущих постах или областях духовного мира присутствует какое-то самоосмысление, самосознание: кто я по отношению к тому, кого я люблю? Саморефлексия существует. Есть некие рамки, через которые я не могу перешагнуть. Друзья, хотя они и наслаждаются обществом друг друга, тем не менее, есть некие рамки, через которые они не перейдут. Точно так же родители, хотя служат своему ребенку, есть границы, которые родители не перейдут никогда. Область супружеского служения, тоже самое. Есть границы, которые жена никогда не перейдет или муж никогда не перейдет.

00:47:22 А вот в самой интимной, самой возвышенной области бесстыжего служения границ никаких нет. Нет никакой оглядки. Точно так же, как в этом мире каждого человека окружают области различных отношений его с окружающими: есть формальные отношения, дружеские — более близкие отношения, отношения с родителями еще более близкие, отношения с женой или женами еще более близкие, а отношения с любовницей самые, самые близкие. Точно так же, как есть кольца отношений вокруг каждого из живых существ здесь, так же есть кольца отношений Всевышнего, Кришны, с теми, кто имеет с Ним какие-то отношения, имеет с Ним вкусы отношений. Еще какие-нибудь заключения?

Истинное ничтожество души

00:48:28 — Анаматва: «Не приходили вы к выводу, что гармония бытия, счастье, заключается в одновременном исполнении двух ролей — служить одним и быть материалом для их счастья по мере возможности и выступать в обратной роли для тех, кто младше. Ну, пожалуй, вы правы. Пока мы находимся в мире стяжательства, мы вынуждены для одних быть выше, а для других быть ниже. Но по мере того, как мы эволюционируем. По мере того, как перед нами открывается бескрайний океан гармонии, мы понимаем, что никто не является ниже нас, напротив, мы являемся ниже. Другими словами, чем больше горизонт, тем вы себя ощущаете мельче. Такое, наверное, происходит всякий раз, когда городской человек отправляется, как говорят, на природу. В городе мы все себя ощущаем чем-то значимым. Наши размеры, они сопоставимы с объектами других объектов: с домами, с животными, с людьми, с автомобилями. Мы можем подсчитать, насколько мы больше или меньше объектов, которые вокруг нас. Когда мы смотрим на звезды, мы понимаем, что там нет ни одного объекта, который был бы не просто меньше нас, а даже сопоставим с нами в размерах. Чем бескрайней океан, бескрайней Реальность, тем больше мы пониманием, что мы ничтожнее и ничтожнее.

Милосердие наших хранителей

00:50:27 И если вот этот пример перенести в мир сознания, то чем больше мы осознаем великодушие и милосердие Того, кто обладает всем, знает всем, обладает бесконечной властью, может все. Чем больше мы пониманием, что на самом деле, еще и абсолютно милосерден, абсолютно милостив, чем больше мы это пониманием, тем больше мы понимаем, насколько мы ничтожны со своими потугами к справедливости, со своими поисками правых и виноватых, со своими мелкими стремлениями отомстить, ой прошу прощения, восстановить справедливости. Чем мы больше понимаем, что тот мир, он бесконечно милосерден, тем больше мы пониманием, что мы все ничтожнее и ничтожнее. Вот это есть эволюция. Путь от мира справедливости в мир милосердия. Когда мы осознаем, что к нам бесконечно милосердны.

00:51:31 Просто самим фактом своего существования наши высшие хранители оказывают нам милосердие. Оказывается, милосердны к нам. Знаете, когда любят друг друга, когда по-настоящему любят, извините за слово «настоящее», то они рады, что другой человек просто существует. Мне от тебя ничего не надо, просто будь, просто существуй и этим я буду счастлив. Я буду счастлив… Вот самим фактом существования Господь Кришна оказывает нам величайшую милость. Представляйте, что было бы, если бы Его не было бы? Вот просто потому, что он есть, он нам оказал милость. Вот, чем больше мы это осознаем, тем больше мы эволюционируем от потребителя к самопожертвованию, к жертвующему. Так, ну ладно.

Благотворно ли отдаление от людей?

00:52:34 Еще какие-то может быть возражения, Анукришна? Да, вот значит: «Но не становится ли существо по пандусу духовной эволюции все дальше и дальше от людей, все больше и больше теряя их понимание?» А что в этом плохого? Пушник говорил: «Кто близко соприкоснулся с людьми, тот в душе не может их не ненавидеть». Если вы знаете, кто такие люди, вы обязательно будете их ненавидеть. Просто такое невозможно, что б вы их полюбили. Вы меня, простите, за такие слова, но это говорил Александр Александрович Пушкин. Если вы больше и больше теряете понимание людей… А кого, любителей МТВ или покупателей в супермаркетах? Если вы больше и больше теряете их понимание, то это хорошо. Лучше, чтобы вас понимали немногие, которые исповедуют высшие идеалы, чем вас будут понимать все, которые исповедуют идеи потребительства. Поэтому если вы все больше и больше отдаляетесь от людей, я вам могу только позавидовать.

Главная ошибка в поиске счастья

00:53:50 Если есть ложное эго, т.е. её противоположная сторона, то и есть истинное эго. Да, я уже описал, что такое истинное эго. Это и есть вы. То самое, которое ищет счастье. Ложное эго — это тоже вы, которые подумали на какое-то мгновение, которое длится уже миллиарды жизней, вы подумали, что счастье можно найти, хапая, осваивая. Но скоро это ошибка откроется вам, и вы измените своё мнение. ВЫ вдруг поймете, что счастья можно найти, только жертвуя Тому, у кого все есть. Вот, отдайте все, у Кого есть все в том числе то, что вы собираетесь Ему отдать. Вот, если вам удастся это сделать, если вам удастся уговорить Его, чтобы он взял, что Ему принадлежит у вас, тогда вы найдете счастье.

Еще раз о параматме, голосе совести

00:54:17 Но разве наша параматма не обитатель того мира? Параматма не наша, она просто параматма. Это просто наблюдатель. Я же объяснял. Самим фактом наблюдения за нами, она меняет наше поведение. Мы ощущаем взгляд параматмы или сверхдуши на себе тем, что мы испытываем угрызения совести. Если вам когда-нибудь доведется испытать угрызения совести, вы ощутите, что они исходят не от вас. Эта совесть, она не от вас. Это какой-то другой голос вам говорит. Это не вы сами. Это что-то не отсюда. Это что-то невероятно родное. Это почти, что вы, но это не вы. Это есть совесть. Вот самим фактом своего наблюдения, она заставляет вас менять, может быть, сначала менять образ мыслей, раскаиваться, а потом даже менять свои действия.

00:55:54 Как я уже вам объяснял, наблюдатель своим наблюдением меняет объект наблюдения. Особенно, вот есть один из ключевых законов, правил квантовой физики. Материя на квантовом мире подчиняется наблюдателю. Если хотите можно перефразировать, элементарные частицы ведут себя в зависимости от вашего настроения, от настроения наблюдателя за ним. Вы наблюдаете, а они могут менять свои траектории, элементарные частицы. Это из квантовой физики. Мы с вами являемся квантами или частицами, элементарными частицами сознания по отношению к Мировому сознанию. Наблюдая за нами, он заставляет нас менять свои мысли, иногда даже поведение, траекторию. Потому что человек ощутивший голос совести, он может быть, сегодня уже не поступит, как вчера. Завтра, конечно, он снова вернется к подлостям и злодеяниям. Но на какое-то мгновение или хотя бы в мгновение угрызения совести, он уже так не поступит, в чем он испытывает угрызения совести.

00:57:07 Например, вы помогли старушке перейти дорогу, и потом вы раскаиваетесь в этом злодеянии и в следующий раз, может быть, в этот день, вы уже не поможете этой гадине перейти дорогу. Вы раскаялись, что вы этой гадине помогли перейти дорогу, но естественно она шла к мясной лавке. Куда она еще может идти? Или шла требовать пенсию, или, чтобы ей повысили пенсию, и она смогла купить больше мяса. И вы испытываете глубокое-глубокое угрызение совести от этого и вы в следующий раз уже не поможете.

Затянувшийся сон материальной жизни

00:57:48 Махарадж, вы оперируете такими временными величинами… Миллиарды жизней мы прибываем в материальном мире. Неужели мы так здесь так долго находимся, и будем еще бог знает, сколько зависать? Это же не так долго. Это же сон. Во сне, кажется, что время длится долго, на само деле, наяву, это полторы секунды. Ученые доказали, что самый длинный сон наяву длится полторы секунды, а во сне в это время человеку кажется, что он жил целое столетие. Это знаете, как, вот когда вы едите в поезде, в каком-то транспортном средстве, когда вы едите в открытом пространстве, то предметы, которые далеко, они кажутся, что они медленно движутся. Да? Обратили внимание? Деревья, которые ближе к вам, они почему-то летят быстрее, чем те, которые дальше. А когда вы въезжаете в туннель, там вообще все проносится с бешенной скоростью. Чем ближе вы к реальности, тем больше вы понимаете, что все проносится, что вот эти все миллиарды жизней, это просто, как маленькие объектики в туннеле. Они быстро-быстро пронеслись. Если, вы, конечно, смотрите серьезно на расстоянии, то вам кажется, что предметы жизни движутся очень медленно, что мы очень медленно едим.

00:59:26 Когда вы едите по степи, вам кажется, что вы едите очень медленно. А вы посмотрите вниз под колеса и вы увидите с какой скоростью вы несетесь. Время, оно относительно. Время зависит от ощущений. Чем ближе вы к реальности, вы понимаете, что времени фактически нет. Времени нет. В настоящем или в реальности времени не существует. Извините, за каламбур. В реальности времени нет. В настоящем времени нет. Оно же настоящее, оно же никуда не убегает. Это же настоящее. Нужно занять просто правильную позицию. Как Сарасвати Тхакур говорил: «Religion is a prepare adjustment». Если вы правильную позицию заняли, тогда времени нет. А какую правильную позицию? Позицию того, кого имеют, а не того, кто имеет. Если вы займете позицию того, кого имеют, тогда времени не будет. Есть какие-то возражения еще?

Страх смерти

01:00:30 Хай, Дарробат пишет: «А на каком этапе уходит страх смерти?» Когда вы понимаете, что вы бессмертны. Когда вы понимаете, что времени не существует, а вы почему-то не перестали существовать, то когда вы умрете? Если времени нет, а сейчас, в настоящем, вы живой, — а времени нет, — то не будет такого времени, когда вас не будет. Вот этот момент, который длится всегда, никогда не окончится. Вы понимаете, что вы бессмертны. Если нет времени, то не будет времени, когда вас не будет существовать, потому что вы уже существовать. Понимаете логическую связку?

Души, дживы, занимают по отношению к материи положение Творца

01:01:22 Значит, хорошо. Я пока на вопрос Премананды отвечу. «Прочитал, что дживы первый раз, соприкоснувшись с материей, занимают положение Брахмы. Этот тот Брахма, который творит Вселенную или просто творец своего поля обитания?» Так это одно и то же. Брахма, он не знает, что творит Вселенную, он творит себе поле обитания. Но по случайности для нас это целая Вселенная. Он творит себе некое пространство, а потом вдруг обнаруживает, что это пространство еще кем-то населено, что он не один. Вот знаете, как вы покупаете квартиру, и вы начинаете творить. Вот вы, значит, стул купили, стол купили, лампочку, телевизор естественно и начинаете жить. Вы думаете, что вы себе сотворили пространство, а вдруг обнаруживается, что здесь комары и мухи, тараканы, моль, мыши бегают. Вот точно так же Брахма, он себе творит что-то, а потом обнаруживает, что вот эти объекты, вот эти горшки, которые он стачал, вот эти фигуры, которые он наваял, оказались кем-то населены. Вы думаете, он осознает, что он целую Вселенную сотворил? Он себе сотворил квартиру, комнату. Для него она в соизмеримых пропорциях. Для него она такая же, как для нас комната. А для нас это гигантское, неизмеримое пространство. Точно так же, как бактерии вашей комнате считают, что эта комната бесконечна.

В чем различие между бабаджи и санньяси?

01:03:03 Да, пожалуйста, Анукришна. В чем различие между санньяси и бабаджи? Ну, как? Санньяси ходят в розовых одеждах, а бабаджи в белых. Ну, ладно, если шутки в сторону, то санньяси, он проповедует. Санньяси, у него есть связи с этим миром. У бабаджи связей никаких нет, он не проповедует. Мы сейчас говорим о настоящих бабаджи, а не о тех, кто поехали в Индию, в Уттар Прадеш, и живут на Радхакунде, бабаджуют на Радхакунде. Мы говорим о настоящих бабаджи — о бабаджи, как Гаура Кишор Дас Бабаджи Махарадж, или Кришна Дас Бабаджи Махарадж, или Бхактивинод Тхакур Бабаджи Махарадж. Значит, бабаджи, он не проповедует словом, он заставляет подумать о высших ценностях или задуматься о высших ценностях самим фактом своего существования. Просто потому, что он видим в этом мире, люди начинают задумываться о каких-то вечных ценностях. А санньяси, он проповедует словом. Бабаджи проповедует фактом своего существования, санньяси — проповедью, словом.

Был ли у нас опыт соприкосновения с Вишну, существом вне иллюзии?

01:04:29 У кого есть больше шансов соприкоснуться с Существом вне иллюзии, Вишну? Был ли у нас такой опыт? Я не знаю. Наверное, у всех по-разному. Видимо этот опыт находится за гранью нашего осмысления. Даже, если этот опыт был, мы его не можем вместить не то, что в слова, мы его не можем облачить даже в мысленную форму. Потому что этот опыт был еще до того, как мы приобрели форму деятелей. Еще до того, как у нас появилось наше «я», наше активное «я». Вероятно, что этот опыт был. Наши учителя говорят, что этот опыт был, и следствием этого опыта стало то, что мы попали в мир потребления или мы были притянуты, примагнитились в мир служения. Видимо, какая-то реальность открывается нам, и одни хотят сделать её предметом своего наслаждения, а другие хотят отдаться ей. Вот те, кто хотят отдаться, стать её частью, они попадают в мир служения, они находятся уже в мире служения. А те, кто хотят использовать эту реальность. В этот момент, как только появляется это желание, они приобретают облик деятеля или облик потребителя.

01:06:05 Поскольку эта реальность была вне времени, т.е. она находилась, она была в нашем опыте, когда это еще были не мы, то мы не можем вспомнить, что это было. Мы можем лишь путем рассуждения заключить, что этот опыт был, но каков он, мы не знаем. Потому что это были не мы, собственно. Это, как мы с вами никогда не сможем вспомнить, что происходило с другим человеком. Мы можем вспоминать только то, что происходило с нами. Мы можем осознавать только собственный опыт. Если мы качественно меняемся, т.е. мы из принимающего выбор превращаемся в принявшего выбор, то этот принимающий выбор — это уже не тот. Мы поменяли качество своей природы. Мы из любознательных превратились в потребителей. Поэтому мы не можем вспомнить себя другого, это уже были не мы. Это, как вы идете по улице, видите в витрине какую-то вещь — в этот момент вы прохожий. Как только вы зашли в магазин — вы уже дорогой покупатель, на вас уже действуют правила. Если вы идите по улице на вас не распространяются дорожные знаки: тупики и кирпичи, поворот налево, поворот направо. Как только вы сели в железную коробку, вы уже вынуждены двигаться по определённым правилам. Это уже не вы, вы уже не прохожий. Вы уже автолюбитель.

01:07:40 Точно так же, когда нам открылась некая реальность. Вернее, даже не некая реальность, а просто реальность. Потому что не существует некой реальности и реальности, другой какой-то реальности. Есть реальность. Вот наше отношение. Как только мы захотели её использовать, мы сели в эту железную машину под названием телесная и умственная оболочка. На нас уже распространяются правила. МЫ уже вынуждены даже мыслить по-другому. Если вы долго водите машину, это из моего опыта, то вы останавливаетесь на переезде. Когда шлагбаум на переезде железнодорожный опускается, то вы на машине останавливаетесь, потому что вы не можете проехать. А когда вы пешеход, вы можете даже, когда шлагбаум опущен, вы можете перебежать железную дорогу. Вот со мной был такой случай. Я пешком пошел в хозяйственный магазин, он через переезд железнодорожный. Что-то я купил, стал возвращаться и в это время шлагбаумы закрылись и я остановился, хотя я могу спокойно пройти. Это длилось несколько мгновений, я вспомнил, что оказывается, я пешеход. Я смотрю, что люди еще перебегают железную дорогу, и я тоже перебежал вместе с ними. Так же и мы, мы садимся в железную или плотскую оболочку, которая называется телом и мыслью, и начинаем действовать по определённым правилам. Направо нельзя, налево нельзя, только прямо. Сигнал светофора, предъявите документы и т.д.

Ролевая игра под названием «человеческая жизнь»

01:09:33 — Вот Рубир просится, Махарадж.
— Пожалуйста.
— Слышно меня?
— Да, отлично.
— Алле?
— Да-да, слышно.
— Я вот все-таки хотел уточнить, что оставляя на пути несчастных, мы оставляем жен, матерей, детей или тащим их за собой. Это, в общем, как? Не похоже ли это на какую-то новую секту?
— Это тогда вам в общество защиты убогих. Они вам помогут в этом вопросе.
— В каком?
— Наверное, есть где-то общество убогих или фонд поддержки убогих.
— Александр, я…
— Если вы поймете, что у вас нет ни жен, ни детей, то вам и отправлять некого будет. Как говорил Вильям наш Шекспир, что мир — театр, а люди в нем актеры. Одни в этом мире играют роль детей, другие — роль жен, третьи — роль родителей, четвертые — роль начальников, подчиненных. Это все роли.
— Потеря всего человечества.
— Да, потеря…
— Потеря совести, потеря сострадания, потеря реакции на душевные боли.
— Так точно. Поймите, что все здесь актеры и пора заканчивать с этим спектаклем. Я, понимаете, только повторяю только то, что говорил Вильям наш Шекспир, что все здесь актеры. Вы можете, знаете, что я вам предложу, вы можете играть роль сострадающего, человека, отца, сына, мужа…
— Отца, сына, брата…
— Кого? Святого?
— Отца, сына и святого духа. Хотелось бы сыграть роль.
— Играйте, но помните где-то там, на задворках сознания, если получится, конечно, что вы просто роль играете, что в реальности, у вас нет здесь — ни детей, ни жен, ни братьев. Все дети, чада Божьи и лишь временно вы играете роль, стоите в очереди за счастьем к кассиру. Одни впереди вас, другие…
— Мне не надо счастье, которое в порядке очередности.
— Тогда это вопрос не ко мне, это вам в Совбез.

01:12:29 — Я как раз говорю о том, что мне не надо счастье, которое вам выдают в порядке очередности.
— А какое вам надо?
— Ну, наверное, возможность сказать после смерти: «Да будет свет!» Вот моя главная цель.
— А как вы после смерти скажите, что будет свет?
— А вы уж, конечно, простите за то, что я бреду из другой религии что-то, вы Библию читали?
— Нет, простите, я просто еще не дошел до нее. Но она у меня в первой очереди, я её должен обязательно прочесть, потому что я смотрю, столько людей…
— Тогда лучше, нет. В первую очередь прочитайте Коран, а потом читайте Библию. Как бы будет такое интересное понимание.
— Понял.
— А, да будет свет. Ну, это большой взрыв, сотворение Вселенной. Так сказал…
— И после этого вы скажите: «Да будет свет!»
— Да, цель жизни всякого человека.
— Ну и хорошо.
— Возможность после смерти сказать: «Да будет свет!» Только в течении жизни надо к этому подготовить как-то, закалиться в ненастьях так сказать.
— Ну, ладно. Анукришна, дайте кого-нибудь другого.
— Ага, ребят, какие-то вопросы если, пожалуйста.
— Я помню был во Львове и пошел на кладбище — и там в одном склепе или, как это называется, грот… Да, склеп, там лампочка горела. По ночам сторож зажигал свет. Вот, видимо, человек исполнил своё предназначение.

Не копировать авторитета, а следовать его советам

01:04:25 Так случается, что люди начинают копировать внешнее поведение, принципы, внешний быт, манеру поведения тех, кого они считают авторитетами. Необходимо это или нет? Мы вообще не подражаем нашим авторитетам, а следуем их советам. Мы, как истинные христиане, не подражаем Иисусу Христу: по воде не ходим, бороду не отращиваем, вином никого не спаиваем, хлебом безвкусным никого не кормим, но мы следуем его наставлениям. А что он сказал? Будьте, как бараны, в смысле, агнцы божьи. Мы стараемся следовать. Наш духовный учитель говорил: «Вайшнав — это футбольной мячик. Куда его шпыняют, туда он и летит». Иисус Христос он более возвышенно говорил: «Будьте, как бараны, агнцы. Куда вас пастырь ведет, туда и идите». Но если мы начнем копировать пастыря, тогда мы будем бодать других баранов. Из стада баранов мы превратимся в стаю волков. Поэтому мы авторитетов не копируем, а следуем, принимая их своими пастырями, пастухами, веря в то, что они нас приведут на пастбище.

01:15:55 Вот в Америке перед смертной казнью, прям перед смертной казнью у осужденного измеряют пульс, температуру, врач фиксирует показатели его организма, давление, берут на пробу слюну, смотрят радужную оболочку. Проверяют, что б здоровый. Предлагают на выбор пищу. В последнее утро перед казнью осужденному разрешается заказать что-нибудь не из меню тюрьмы. Ну, нельзя же больного человека убивать. Правильно? Нужно привести его в здоровее состояние, что б не кашлял, не чихал. Так вот и здоровье. Здоровьем обычно интересуют те, кто собрался долго жить. Ну, ладно тогда, Анукришна, уже поздно, двенадцать часов.
— Хорошо, Махарадж, огромное спасибо.
— Ну, ладно. Спасибо за внимание. Всем Харе Кришна!

транскрибирование: Илья Костюченко | Запорожье | Украина | 30 апреля 2011