Путь наслаждения и путь отречения

02 January 2010
Обряд бракосочетания у брахмачариев. Уровни семейных отношений. Предназначениегрихастха-ашрама. Два духовных пути: путь наслаждения и путь отречения. Духовная жизнь в грихастха-ашраме. Психология мужчины и женщины. Уровни отношений в семье. Положительные стороны грихастха-ашрама. Вопросы слушателей.
лекция для глубокого изучения из раздела «Семейные отношения» со сложностью восприятия: 7
длительность: 01:31:29 | качество: mp3 64kB/s 41 Mb | прослушано: 2977 | скачано: 2383 | избрано: 52
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Обряд бракосочетания у брахмачариев

00:00:00 ... и те и другие, мужчина и женщина. Мужчина должен быть устойчивым брахмачарием, чтобы не думать о ещё каких-то вообще женщинах. И женщина должна быть целомудренна - никого не знать, кроме собственного мужа и служить ему верой и правдой. И тогда они могут развиваться духовно вместе. Поэтому обряд, он очень помогает, одухотворяет. Если вы прошли обряд, то вы не должны разводиться. Если разводитесь, то больше не будет обряда. Как бы там потом ни было, вы уже не можете в освещенный брак вступить - всё. Один шанс в жизни. Один. И нужно его правильно использовать. Это очень хорошо.

00:00:50 - [не слышно]
- Удовлетворенным может не только парамахамса. Парамахамса - это высшая степень удовлетворения. Мы тоже можем быть удовлетворенными в сознании Кришны. Если будем решительны. Решительность ослабевает тогда, когда человек думает об объектах чувств, или созерцает объекты чувств и не может справиться с этим. Как Аджамила, он увидел ситуацию неблагоприятную: мужчина и женщина обнимаются в лесу. И его решимость ослабела к брахманическим обязанностям. Почему? Он думал постоянно об этом, он забыл о своих обязанностях, он перестал быть брахманом, утратил квалификацию, думал об этом.

00:01:41 Итак, если мы можем не размышлять об объектах чувств и не созерцать объекты чувств, у нас будет достаточно решимости оставаться брахмачарием всю жизнь, даже если мы не парамахамсы. Если кто-то хочет быть брахмачарием, это тоже возможно. Но это должно быть решительным. Читать только книги Шрилы Прабхупады, слушать только киртаны или Харе Кришна, или лекции - больше ничего. Он должен быть таким, довольно фанатично выглядящим, брахмачарий. Он должен быть погружен преданному служению на 100%. Или на 99, я не знаю.

00:02:30 - Что является причиной ограниченного общения брахмачари и брахмачарини?
- Привязанность. Нет другой причины. Есть привязанность.
- Привязанность телесная?
- Да, привязанность. Брахмачарий привязан к какой-то брахмачарини, они помолвлены. Они привязаны, другими словами.
«А зачем они помолвлены?» - отпадает. Тогда они не должны быть помолвлены, если нет между ними привязанности. Они должны быть привязаны.

00:03:43 - С другой стороны, мы знаем, что если существует телесная привязанность, то вожделение будет играть... То есть, и потом, когда они поженятся, то вожделение может вылиться в причины страданий...
- Если не будет телесной привязанности, человек не сможет создать хороший грихастха-ашрам.

00:03:58 - Шрила Прабхупада когда хотел жениться, то ему отец рекомендовал взять в жены матаджи, которая совершенно не нравилась ему. И он сказал, что «тогда тебе легче будет потом»...
- Это очень редкий случай, что касается Шрилы Прабхупады, это, возможно, было так. А что касается нас, мы другие люди. Мы немножко другие люди. Вся жизнь Прабхупады была подготовка к тому, что он делал в Америке. Вся жизнь, от начала и до конца. Отец его так и воспитывал, поскольку он знал по гороскопу, с самого начала, что Прабхупада будет делать. С этой целью он предлагал ему такой брак, осуществить такой брак. Что касается нас, мы другие люди. И мы не сможем создать хороший грихастха-ашрам, если муж и жена не привязаны друг к другу. Мы видим это на практике. Если они не привязаны друг к другу, и, тем не менее, они живут вместе как муж и жена, то что происходит? Он или она начинают думать о ком-то ещё. Они должны быть привязаны только друг к другу. Если у них нет привязанности, означает, что у них нет привязанности ни к кому. Не так, что они друг к другу не привязаны, но к кому они привязаны. Тем не менее, это не грихастха-ашрам. Привязанности есть, поэтому они направлены должны быть правильно: муж привязан к жене, а жена - к мужу. Не больше.

00:05:39 - То есть, не духовная?
- Мы об этом поговорим. Сначала будут телесная привязанность.
- Сначала телесная?
- Да, начинается с этого. Должна быть телесная привязанность, симпатии. Так должно быть. Если они не симпатичны друг другу, они не должны жениться. Как вы можете жениться, если вам не нравится человек.

00:06:06 - В материальном мире тяжело найти симпатичного человека. И многие матаджи и прабху уже были замужем и, предположим, разошлись, брак распался, а они не проходили обряда. И если вот тут встретились, возможен обряд, или уже всё теперь?
- Нет-нет, можно провести обряд. Если они никогда не проводили обряда - можно. Можно обряд совершить.

00:06:41 - [ не слышно - помехи]
- Как, вопрос в чем?
- [ не слышно ]
- … и хотят жить при храме?
- [ не слышно ]
- Не знаю, пока нет. Пока не способен. Посмотрим. Но вы сказали правильно. То, что матушка Рамбару говорила - что лучше не оставаться в храме. Чтобы не было дома престарелых, да. Храм – это другое место должен быть.

00:08:51 [ не слышно ]
- Муж и жена - это не просто комок плоти, это также духовные существа. Если вы будете видеть комок плоти, то это не поможет привести к правильным взаимоотношениям. Если, вдруг, увидите, что усы приклеены к коже и растут из кожи, а под кожей там слизь и прочие вещи, как вы сможете общаться? Мы должны видеть не только это. Мы должны видеть душу. Должны установиться духовные отношения между мужем и женой в служении Кришне. Таким образом, все жёны, они, на самом деле, должны быть замужем за Кришной. Но мужья могут оставаться при этом, это не мешает. Мужьям принадлежит только тело. А Кришне принадлежит душа. Поэтому здесь нет противоречий. Так же, как гопи, они так же все имели мужей.
- [ не слышно ]
- О теле говорили. Мы говорим о душе также. Муж и жена, как тело, принадлежат друг другу. Только как тело. Но как души они принадлежат Кришне.
- [ не слышно ]

Уровни семейных отношений

00:10:38 - Духовные отношения. Это, как бы, будут в будущем рассматриваться. Но раз вы задали вопрос, мы поговорим об этом. Есть разные уровни, тогда я сейчас посмотрю об этом, об этих уровнях, и скажу, с чего начинаются уровни между супругами. Семь уровней. И вот духовная любовь, о которой вы говорите - это самый высший уровень. То есть, пример Бхактивинода Тхакура дается в этом случае. Бхактивинод Тхакур имел духовные отношения, любовные отношения с женой, духовные. Начинается все с приятных отношений, материальных. То есть, люди встречаются, они просто на материальном уровне доставляют друг другу удовольствия. Муж и жена, они просто подходят по знакам гороскопа, по характеру, по внешности и т.д. Это приятные отношения, самый низкий уровень. Очень изменчиво это.

00:11:35 Затем следующий момент: они начинают видеть недостатки друг друга, т.е. появляется неудовлетворенность, да? То есть, вожделение не удовлетворяется. И из этого неудовлетворения возникает гнев, видят недостатки, отрицательные качества, беспокоиться начинают.
И пятый уровень - это уровень конфликта.
То есть, начинается с приятных отношений, потом видение недостатков, потом пятый уровень - это уровень конфликтов возникает: они начинают ссориться. И на этом уровне, если они не поднимутся выше, они разводятся. Вот, в основном, все разводы на этих трех низших уровнях происходят. Но если они поднимутся дальше, с помощью разума, что от преданных ожидается, то четвертый уровень - это терпение, они научатся терпеть. То есть, что означает? Что они делают как бы всё, что хотят, конечно же, но они не терпят друг друга. Им это не нравится, но они терпят ради того, чтобы сохранить семью, какие-то такие вещи, руководятся более высокими принципами. Но высшее - это исполнение долга, дхарма.

00:12:38 Вот с этого уровня начинаются серьезные уже отношения в семье, одухотворяются с уровня дхармы, исполнения долга, обязанностей, потому что на этом уровне муж и жена не привлекаются внешними вещами друг к другу. Им безразлично, какая там стала жена или какой там стал муж физически, умственно и так далее, то есть они исполняют обязанности. Они утверждаются. И вот тогда они переходят на второй уровень - дружбы. Возможно, нам не удастся подняться на самый высший уровень в духовных отношениях, но на уровень дружбы мы должны поняться. Считается, что это так же очень возвышенная платформа - уровень духовной дружбы. Что означает? Что в центре Кришна. Или наставления гуру, или миссия, и они вместе делают это, помогают, дружат друг с другом. Указывают на недостатки иногда, как лучше это делать, проповедуют друг другу. Они помогают, это дружба. Но выше этого - духовная любовь. Когда действительно Кришна в центре любого поступка мужа и жены. Это можно считать, что жена замужем за Кришной.

Предназначение грихастха-ашрама

00:13:50 - [ не слышно ]
- На уровне духовной любви? Нет-нет. Телесной привязанности не существует.
- [ не слышно ]
- Либо есть привязанности духовные, либо материальные. Если есть духовные привязанности - нет материальных. Если есть материальные, то нет духовных. Сначала начинается с материальных привязанностей, они развиваются, потом духовные.
- [ не слышно ]
- Нет.
- [ не слышно ]
- Нет, как правило, нет, будем без иллюзий говорить, нет. Теоретически, это может быть, возможно, но мы скажем нет, практически. Основа брака – это привязанность. Нужно понять и принять этот момент. Это просто привязанность мужчины и женщины. Материальная. И больше ничего. Не нужно думать, что это духовная любовь, что он Кришна, она Радха, и поэтому они встретились. Это все иллюзии, фантасмагория. Просто привязанность.

00:15:21 - [ не слышно ]
- Да, на уровне обязанностей, конечно, существует материальная привязанность.
- [ не слышно ]
- Грихастха должен быть самостоятельным, но не должен быть независимым духовно. Грихастха должен быть самостоятельным и ответственным. А в материальном отношении он также может быть независим, финансово независим может быть грихастха. Да, это позволяется, но он не должен быть духовно независим.

00:16:08 - [ не слышно ]
- Это происходит, да, верно.
- [ не слышно ]
- Это тоже телесная привязанность. Как же, работа дает деньги и деньги дают комфорт, все желаемое приносят. Это связано. Работа связана, конечно, бизнес, все связано с телесными привязанностями.
- [ не слышно ]
- Здесь дело не в годах.
- [ не слышно ]
- Это как бы такие частные вопросы. Иногда могут быть исключения, безусловно. Так же как сколько должно быть брахмачариев, сколько грихастх должно быть и так далее, это тоже вопросы такие, частные. Нельзя, чтобы все были только грихастхами, нельзя чтобы все были только брахмачариями. Это как белые тельца в крови, красные тельца в крови - должны быть того и другого количества, правильно. Вот как это регулировать? Вот это интересный момент. Но нужно как-то регулировать. Если будут только белые тельца – будут проблемы, одни красные тельца - тоже будут проблемы.

00:18:05Нужно чтобы было немножко белых, немножко красных - и тогда будет правильно, тогда будет здоровое общество. Должны быть и грихастхи, и должны быть и брахмачарии. Должны быть санньяси, должны быть ванапрастхи, всё это должно быть восстановлено. И тут просто это частный вопрос. Это не зависит даже от количества лет, это зависит от энтузиазма. Бывает, человек, пожилой человек большой энтузиаст в сознании Кришны. Почему не может жить в храме? Может жить в храме. Но если он просто больной и старый, никуда как бы не годный, то ему лучше не в храме жить. В храме будет сложно ему жить в такой обстановке, где все заняты, бегают, работают, и что он там будет выглядеть странно очень.

00:18:51 - [ не слышно ]
- Что у них?
- [ не слышно ]
- Обычная привязанность мужчины и женщины, конечно.
- [ не слышно ]
- Да, да, да. Великий мудрец. А что вы удивляетесь? Почему вы удивляетесь? Вы идеализируете Кардаму муни. У него были эти желания. Это описывается в Бхагаватам. Он сам сказал об этом, что «спору нет, я хочу жениться», это факт. Хотя он созерцал лотосные стопы Господа Вишну в сердце, он имел также материальное желание.

00:19:31 [ не слышно ]
- Поскольку он был таким возвышенным преданным, то это материальное желание он одухотворил, он использовал, чтобы одухотворить это. Это, как бы, не вредно для него было. Но материальные привязанности были определённые. Иначе почему человек попадает в материальный мир? Даже если он великий мудрец, если он в материальном мире, на это есть определённые причины, какие-то есть материальные связи. Мы тоже в каком-то смысле мудрецы. Но посмотрите, что у нас в сердце происходит.

Лекция 2. Два духовных пути: путь наслаждения и путь отречения

00:20:24Этот семинар мы проводим по мотивам Сухаревского семинара, Сухарева. [неразборчиво] Я переписал его с кассеты, теперь он по этому плану, по мотивам этого семинара мы проводим здесь. То есть, мы определили несколько тем в прошлый раз. Мы помним, какие это были темы? Что мы в прошлый раз обсуждали? Положительные моменты грихастха-ашрама. Поскольку мы обычно знаем грихастха-ашрам с отрицательной стороны, в основном, мы обсуждали положительные моменты. Для чего он нужен, грихастха-ашрам, для чего он не нужен? Мы знаем, в принципе, почему он не нужен. Но почему он все-таки нужен? И как мы это определили, в чем смысл был главный? Мы должны коротко повторить, что мы говорили на прошлом занятии. То есть, какие два пути Прабхупада определяет для преданных? Правритти-марг и нивритти-марг. Что такое нивритти, что такое правритти-марг?

00:21:48 ???
- То есть, это путь удовлетворения чувств, буквально, правритти-марг. И нивритти-марг - это путь отречения. Это путь совершенства, путь парамахамс. Обычно мы видим, что человек постепенно должен подняться до уровня нивритти, отречения. И каждый, практически каждый, в этом мире находится на уровне правритти, на уровне материальных желаний каждый человек. Поэтому обычно порядок таков, что человек проходит через ашрам брахмачария, затем вступает в жизнь грихастха-ашрама, затем принимает ванапрастха-ашрам, в конце концов он может принять санньясу, полное отречение, формальное отречение.

00:22:48 Итак, это путь правритти-марг. Прабхупада говорил и то, и другое, что есть и правритти-марг, и нивритти-марг. Поскольку все живые существа, пришедшие в этот материальный мир с правритти, то есть со склонностью наслаждаться в этом материальном мире, поэтому им даются правила. Два пути: правритти- и нивритти-марг. Правритти-марг - это склонность к желаниям материальных наслаждений. Поэтому он следует правилам: делай так или так. То есть правила есть. Для тех, кто имеет склонность наслаждаться в этом мире, существуют правила, Ведические Писания, предписания. Дхарма - обязанность обозначает.

00:23:27 Итак, если домохозяин принимает жизнь... человек принимает жизнь домохозяина, вернее, то у него будут правила, предписания, обязательно, как это осуществить. Это называется правритти-марг ведический. Неведический правритти-марг означает, что нет никаких правил и ограничений. Это с демоничного развития. Но ведический правритти-марг, путь удовлетворения чувств материальных, он поднимает человека до уровня отречения, он возвышает его. То есть, удовлетворяя свои чувства в рамках, предписанных Ведами, человек развивает отречение, человек приходит к совершенству, к непривязанности.

00:24:10 Итак, это цель Вед - постепенно развить до уровня нивритти отречение. Нивритти – это прямой путь. Что это означает? Кришна находится в центре, и нет никаких материальных желаний. Это нивритти-состояние. Правритти - сочетание: Кришна в центре, материальное желание, которое находится немного в стороне. То есть, с одной стороны они мешают сознанию Кришны, они неблагоприятны для Cознания Кришны, с другой стороны - человек привязан к ним. Есть и Кришна, есть материальное желание. И Кришна в центре, но также есть материальное желание. И в синтезе эти две вещи, это исполнение материальных желаний в соответствии с религиозными принципами и постепенно приводит к чистому служению Кришне - к нивритти. То, что Прабхупада говорил в начале, что не нужно ничего менять, просто повторяйте Харе Кришна, соблюдайте принципы, которые можете, повторяйте Харе Кришна; работа, семья - это все остается, все пусть имеет место - это путь правритти-марг.

00:25:25 Итак, грихастха-ашрам нужно устроить так, чтобы уйти от материальных желаний. Мы это обсуждали в прошлый раз, как нужно правильно строить грихастха-ашрам. Для этого необходимо понимание. Грихастха-ашрам, прежде всего - это мужчина и женщина, то есть это самая глубокая привязанность. Между мужчиной и женщиной существует самая глубокая привязанность в этом мире: мужчина думает о женщине, женщина - о мужчине. Поэтому есть брак, они встречаются. Это грихастха-ашрам, они живут вместе. Например, ашрам брахмачари устраивается так, что живут вместе брахмачарии, нет места для женщин. Ашрам ванапрастха - тоже самое, практически отсутствует взаимоотношение с женщинами, не говоря уже о санньяса-ашраме. И в единственном ашраме это разрешено - можно общаться с женщиной как со своей женой. Но тут нужно понять эту вещь - что не просто женщина, а жена и не просто мужчина, а муж. То есть, это означает есть обязанности. Сейчас эти вещи размыты неопределенно. Сейчас если мы спросим любого человека, даже женатого, в чем обязанности мужа и в чем жены - они не знают этого. То есть, на самом деле это не ашрам, это не семейная жизнь.

00:26:58 Семейная жизнь, она основана на дхарме. На том, что люди знают, что такое понятие долга, что такое уважение - они знают. Они основываются на таких важных вещах, они строят свои отношения на гуне добродетели. Это означает позиция долга, позиция взаимного уважения и желание помогать друг другу в духовной жизни, то есть путь преданности. Жена, она очень предана мужу должна быть, а муж должен быть воспитан очень устойчивым брахмачарием. То есть, он не должен привязываться более, чем к одной женщине, кроме как к своей жене. Все остальные женщины для него как мать должны быть. Очень важный такой момент, вот эти обязанности. Это путь саттва-гуны. И прежде чем человек вступает в ашрам грихастхи, он должен стать совершенной личностью в этом отношении, то есть приобрести знания. То, что мы видим сейчас: много трудностей, много проблем изнутри человек получает, изнутри своей же семьи. Почему? Потому что это осуществлялось, совершалось не на основании знания как бы, не в гуне добродетели. В каких-то других гунах это совершалось.

00:28:16 И мы позже об этом поговорим, как совершались Ведические браки, как они осуществлялись, почему они были неразрушимы. Никогда не было таких вещей, как разводы. Никогда такого не было. Сейчас это обычное явление. Итак, для того, чтобы правильно осуществлять взаимоотношения в семье, необходимо понимать психологию мужчины и женщины, нужно знать эту природу. Есть природа женщины, есть природа мужчины. Никто не может преодолеть это обусловленное состояние - каждый мужчина действует как мужчина и каждая женщина действует как женщина. Интересно то, что преданные узнают об этом именно в ашраме грихастх. Никто не знает об этом, находясь в ашраме брахмачарии, брахмачарини, об этой природе. То есть, иллюзия такова, майя, что каждый считает себя духовным существом. Это истина, это правильно, все мы духовные существа, но пока мы не действуем на духовном уровне, мы должны знать природу этого тела, потому что действует телесная природа, материальная природа действует. И обычно это знание проявляется только тогда, когда люди встречаются, мужчина и женщина. Тут сталкиваются две природы и становится очевидным, что каждый действует в соответствии со своей природой. Это нужно знать.

00:29:30 Итак, материальную природу нужно не только понимать, но и не подавлять её уметь, то есть правильно направить эту природу. Природа мужчины и природа женщины в семье, если она неправильно направлена, она разрушает семью, эта энергия мужчины и энергия женщины. Если каждый требует только вещей, которые удовлетворяют только его, семья разрушается постепенно. Но если правильно направить энергии и разум мужчины и женщины, то это путь преданности, отношения между ними одухотворяются, и в центре появляется Кришна. В этом как бы ожидаемый результат ашрама грихастха, что в центре всех этих отношений, всей этой деятельности, семейной жизни устанавливается Кришна. Итак, начинается с того, что человек должен просто понять психологию. Мужчина и женщина по-разному отвечают на любовь.

Психология мужчины и женщины

00:30:23 То есть, сегодняшняя тема, мы начинаем: «Психология мужчины и женщины». По-разному реагируют на любовь, по-разному проявляют себя в общении - означает: мужчина, он ориентирован на получение результата. То есть, он склонен давать решение проблемам, решать проблемы какие-то. Например, дать мужчине непрошеный совет - это все равно, что сказать ему, что он сам не способен до этого дойти. Если эти советы дает женщина, она не может представить, насколько это критически звучит в ушах мужчины. Она просто пытается помочь, но ему неприятно, его отталкивает такая помощь. То есть, посмотрите, психология мужчины тут описывается очень коротко и очень емко. То есть мужчина ориентирован, его разум, его психология ориентирована на решение проблем. В чем его мужское ложное эго? В том, что чувствует себя доминирующим, господствующим, то есть он решает все проблемы. И в общении он именно дает решение проблемам. На это он склонен. И если жена начинает давать ему советы, как решать эти проблемы, поскольку это его природа этим заниматься, то в его ушах это звучит так, как будто она не ценит его и думает, что сам он ничего не понимает. То есть, он думает, что «она не уважает меня, не ценит мои решения, раз она вообще осмеливается давать мне советы такие».

00:32:01 То есть, это нарушает доверие, если женщина наставляет мужа, жена наставляет мужа, дает ему непрошеные советы. Это уменьшает доверие в их отношениях. «Она просто пытается помочь», - здесь описывается. И она не понимает, что здесь плохого? «Я даю хорошие советы, и даже именно так и получается, как я говорю, посмотри». Но дело не в том, дело в том, что даже если она правильно говорит, отношения будут ухудшаться при этом. Интересная природа!

00:32:43 С другой стороны, это самовыражение женщины, это второй момент. В её чувствах и взаимоотношениях с другими другая психология, другая природа, чувствительность. Она нуждается просто разговаривать. Иногда муж замечает это. Она склонна говорить просто по телефону какое-то количество времени неограниченное, или с подругами может поговорить о чем угодно. Это самовыражение женщины, психология женщины. Мужчине это, как правило, не нравится. Он думает: «Она просто теряет время». Не нужно терять время, он будет всегда недоволен этим. Но это её самовыражение, это природа. Она не заинтересована в результате. Так же, как дети. Почему они играют, почему они делают все эти вещи бессмысленные с точки зрения взрослых? Это их самовыражение, всё. Больше ничего. Они не склонны решать какие-то проблемы, зарабатывать деньги (дети), и так далее. Им просто это нравится, это их природа. В соответствии с вВедами женщины и дети находятся на одном уровне. Итак, она не заинтересована в результате. В отношениях имеется в виду. Женщина хочет просто хорошего отношения к себе, а не решения проблем. Например, она может говорить: «Дорогой супруг, у меня вот такая проблема. Такая проблема, мне сейчас очень трудно». Супруг начинает думать: «Ага, понял, тебе надо сделать то-то и то-то». Он решает её проблему. И что происходит на самом деле?

00:34:25 Она хочет поделиться чувствами, а мужчина начинает учить её - женщина становится несчастной, её чувствами пренебрегают. Нужно просто ответить на её чувства. Это всё, что требуется. Не надо решать никаких проблем. «Тебе плохо? Ну ничего, потом будет хорошо» - это всё, что нужно. Это всё, что нужно, практически. Не так, что «а тебе плохо потому, что это так, а это так. А если так, так, то будет лучше...» Тогда она думает: «О, мной пренебрегают, мне дают советы какие-то отстраненные. Я здесь не нужна ему совершенно. Он не отвечает на мои чувства, нет взаимности». То есть, психология женщины в том, чтобы привлечь мужчину. И она очень часто будет говорить «мне плохо». Почему? Чтобы привлечь его внимание, и все. Просто увлечь его в отношениях, чувствах, больше ничего. Никакой цели за этим другой нет. И в ведические времена вот эта потребность в общении, она имена больше реализации, больше возможностей. Почему? Были расширенные семьи, были большие семьи. Наверное, слышали об этом? Готры назывались такие семьи. То есть, там были бабушки, дедушки, прабабушки, родители, дяди, тети. То есть, они жили, скажем, в одном квартале, или в одном, как Пандавы, дворце жили. Вот это готра была, вся семья. Многие там были, и двоюродные, и троюродные, и прочие, то есть родственники.

00:36:06 Это самое идеальное, что может быть. Удовлетворяются потребности и в общении, и так далее, и дети, и женщины, и мужчины - все получают полное удовлетворение. И главное - что они заботятся друг о друге все такие семьи-готры. Дети, бабушки заботятся, у них есть своё общение, женщины могут разговаривать друг с другом, удовлетворяя свою потребность в общении, мужчины иногда собираются друг с другом, решают проблемы. У каждого свои интересы. Есть женская половина, есть мужская половина, есть детская половина. То есть, в ведические времена это было очень полноценно и естественно, когда есть большая расширенная семья. У них не было обычно проблем с поддержанием таких семей. Они могли поддерживать большие такие семьи, содержали даже более, чем одну жену в те времена, поскольку могли поддерживать все это. То сейчас вот эти готры, они не существуют. Если мы хотим создать расширенную семью, сейчас у нас ничего не получится. Сейчас если муж и жена живут с родителями, это проблемы. И там ещё есть один ребенок - это большая проблема, как правило. Как правило, рекомендуется всегда жить отдельно от родителей. Молодым нужно всегда жить отдельно от родителей, лучше всего так. Потому что вступают во взаимоотношения вот эти телесные привязанности, которые не поддаются контролю, особенно у бабушек и дедушек, и прочие вещи, конфликты возникают очень часто. Но в те ведические времена было по-другому, потому что были духовные традиции ишавасьям [культура богоцентрического общества - прим.ред] - все служили Кришне интенсивно очень. Вот эти семьи находились в преданном служении.

00:37:51 Итак, мы говорим просто о потребности общаться. Она была удовлетворена, эта потребность. Итак, у мужчин была возможность общаться с мужчинами, у женщин - с женщинами. И поскольку сейчас таких семей нет, то вот как общаться мужчине с женщиной, нужно знать психологию. Сейчас такое время, что психологи работают над этим, специалисты. Они изучают природу семьи, этих взаимоотношений, семьи, мужчины и женщины, ребенка: как это все улучшить, как это усовершенствовать. Необходимы знания. И на самом деле знания есть в Ведах. Самое важное - это нужно изменить своё поведение. Это самый важный момент. Мужчина должен учитывать природу женщины, когда общается с ней, а женщина - природу мужчины. Женщина не должна общаться с мужчиной как с женщиной, а мужчина не должен с женщиной обращаться как с мужчиной.

00:38:45 Итак, несколько цитат из третьей Песни Шримад Бхагаватам Шрилы Прабхупады как раз говорят о психологии: «Психология мужчины и психология женщины отличаются друг от друга. Сама конституция мужского тела навязывает ему желание господствовать над женщиной. А женщина по своей конституции склонна подчиняться мужу. Повинуясь врожденному инстинкту, муж стремится утвердить своё главенствующее положение в семье. И этот порядок следует неукоснительно соблюдать. Даже если мужчина в чем-то не прав, жена не должна перечить ему. И тогда между супругами никогда не возникнет разногласий». Ключ к этим отношениям: то есть, это нужно принять. Эту природу нужно принять: мужчина стремится главенствовать в семье, эта природа должна быть принята. Женщина не должна перечить мужу, даже если он не прав. «Мужчина из-за своего сильного мужского эго всегда хочет доминировать. Это природный факт. Но доминировать не означает насильственно принижать. Естественное устройство таково, что жена всегда находится в подчинении и под покровительством мужа».

00:40:00 Ещё цитата: «Благодаря своей чувствительности и преданности, и в силу своей податливой природы женщина способна вызвать в мужчине все положительные реакции». Слушаем внимательно, это очень интересный момент: «Благодаря своей чувствительности и преданности, и в силу своей податливой природы женщина способна вызвать в мужчине все положительные реакции. Муж уважает и нежно опекает жену. И если жена хочет быть счастлива с мужем, она должна понять темперамент своего мужа и удовлетворить его. В этом победа женщины». Тут указывается путь, как применяется эта психология: «Для женщины главное - целомудрие, преданность мужу. Она никого не должна знать кроме мужа, даже в уме». Это идеально было бы. То есть, так она была воспитана в ведические времена. То, что мы видим сейчас - прямо противоположное. Женщины обучены флиртовать с мужчинами, с любыми, это стиль поведения обычный, вполне обычный. Западный, и в России так же это есть. То, что мы видели в Индии, - сильно отличается от стандартов Запада. Женщины, общаясь с другими мужчинами, никогда не флиртуют. Ну, сейчас, конечно, можно найти и такие примеры, безусловно. Но мы видели так же и хорошие примеры в Индии, сильно отличающиеся от здешних мест.

00:41:28 Итак, женщина может победить своего мужа своей преданностью. Природа мужчины требует почтения и прославления. Поэтому он, собственно говоря, и заводит грихастха-ашрам. Вот эта природа требует прославления и почтения. Он хочет доминировать хотя бы где-то, хотя бы в чем-то. Это его природа. И он доминирует в семье. Если в семье он пытается доминировать, но его не уважают, то что происходит, если он не получает этого? То он подобен слону в посудной лавке. То есть, это опасно и от этого все проигрывают. Вы представляете, слон в посудной лавке, да? Хороший пример. Это мужчина, который не получает ожидаемого в общении с женщиной. Он впадает в гнев постоянно. Он неудовлетворен, он начинает думать о чем-то еще.

00:42:31 Это не рабское мышление для женщины, это способ победить сердце мужчины. Независимо от его вспыльчивого характера. То есть, как бы мы хотели бы или не хотели, но это остается истиной - что необходимо принять вот это природное правило: женщина должна быть подчинена мужу, служить своему мужу, даже если она более продвинута, чем он. Даже если он имеет вспыльчивый характер или дурной нрав. Другого варианта нет иметь хорошую семью, другого способа не существует. Женщина должна победить сердце мужчины вот таким поведением. В Бенгалии об этом говорят, что благополучие семьи зависит именно от женщины. Вот по этой причине именно. Хотя от мужчины, конечно, это тоже зависит. Хотя мужчина находится в главенствующем положении, слушаем внимательно: он находится в этом уже по природе вещей; он должен иметь сострадание и терпение, и главное - смирение.

00:43:37 Так, три качества описываются: сострадание, терпение и смирение. Гуру, он главенствует над учеником. И все же, он самый смиренный. Положение мужа в семье сравнивается с положением гуру для учеников. Это похожие вещи. Муж несет ответственность за духовное продвижение своей семьи. В этом смысле он гуру. И он главенствует, но так же, как гуру главенствует над учениками, и все же остается самым смиренным. Это объясняется - как он может доминировать и быть смиренным. Прабхупада однажды проявил своё смирение, прося прощения у своих учеников за то, что он их иногда ругает. Это любовные отношения - когда нет разницы между подчиненными и главенствующими. Кришна- Арджуна также такой пример. Жена всегда должна быть покорна своему мужу. Очень благоприятно для семейной жизни, чтобы муж был привязан к своей жене. Но это не очень рекомендуется для духовного продвижения».

00:44:53 «Если муж и жена сильно привязаны друг к другу в сознании Кришны, то оба получают благо, так как Кришна является центром их существования. Интересная цитата. Немножко противоречивая, да? Объяснение: «То есть сначала должна быть привязанность, чтобы создать хорошую семью, а затем оба могут служить Кришне и помогать друг другу в этом». Еще одна маленькая тайна раскрывается. Здесь Прабхупада описывает, что если муж привязан к своей жене, это очень хорошо для того, чтобы создать хорошую семью, благоприятно. Но это не очень благоприятно для духовной жизни. Но он не отрицает в этой цитате ни то, ни другое. Это означает, что сначала человек должен создать хорошую семью, а затем, в атмосфере любви и привязанности, они служат Кришне. Обычно, в гуне страсти есть двойственность, кому служить - семье или Кришне. В сознании Кришны двойственности нет. Все это может вполне уживаться друг с другом. Здесь описывается, как муж и жена используют эти привязанности друг к другу для того чтобы удовлетворить Кришну. Это очень важный момент. То есть, муж и жена должны быть привязаны друг к другу, иначе не будет хорошей семьи. Таков вывод.

00:46:20 Когда есть хорошая семья, они могут услужить Кришне после этого. Мы видим это на практике, что преданные женятся, но если между ними не развивается привязанности (элементарные человеческие привязанности), они не могут спокойно служить Кришне. Они мешают друг другу. Поэтому сначала гармония в семье, чтобы не мешать друг другу, согласие. И жена пытается просто удовлетворить мужа, изучая его темперамент, и подчиняется ему и не перечит ему. Пример: Кардамуни и Девахути. Когда Девахути вышла замуж за Кардаму муни, он продолжал свою жизнь отшельника, он никак не изменил ничего. Но он не привел её во дворец жить с самого начала. Все осталось по прежнему: шалаш, набедренная повязка, спутанные волосы, медитация целый день, он деньги не зарабатывал. Девахути, она приносила топливо, она помогала ему совершать жертвоприношения, она мылась при фернале, она стирала одежду, она готовила пищу, все делала она. А он ничего не делал, он просто медитировал.

00:47:26 Он не отклонялся от своей духовной практики. И Девахути, она была просто истощена, полностью истощена. Описывается, что она утратила свою красоту, она похудела, она стала такая вот непривлекательная, утратила всю свою привлекательность.И Кардама муни был удовлетворен её служением. И после этого начались взаимоотношения. То есть, когда жена исполняет свой долг, а муж исполняет свой долг, они могут развить вот эту настоящую привязанность. Настоящая привязанность - опять же, это не совсем тоже самое, что вожделение. Прабхупада дальше будет объяснять, что это платформа уважения устанавливается. Поэтому Кардама муни не вступал с Девахути ни в какие отношения сразу в гуне страсти; он продолжал аскезу, что саттва-гуна. И Девахути пришлось совершать ещё большую аскезу, что тоже саттва-гуна. И затем саттва-гуна пробуждает чувства добродетели, уважения друг к другу. На платформе уважения они строили свои отношения в семейной жизни. И дальше мы знаем, что было. Он предоставил ей все возможности наслаждения семейной жизнью, и прочее. Кардама муни, он удовлетворил все её желания, поскольку это также обязанность мужа.

Уровни отношений в семье

00:48:52 Теперь здесь описывается 7 уровней отношений между супругами. Мы в прошлый раз об этом напоминали, напомним ещё раз. Высшее проявление взаимоотношений между супругами - это духовная любовь. Это самое высшее. Это будет объясняться. Но самая первая платформа - это просто приятные отношения. То есть, молодые люди просто нравятся друг другу. Их улыбки, их разговоры, их взгляды - это отсюда исходят уже супружеские отношения и желания. Чисто внешне они привлекаются друг другом, здесь много чисто внешних тонкостей работает. Просто приятные отношения, за этим больше ничего нет. Эта платформа очень временная и шаткая, нельзя построить вот на этой седьмой низшей платформе семейные отношения какие-то прочные. Этого недостаточно. Это начало, так скажем.

00:49:52 Затем следующий этап - они начинают видеть недостатки. Почему в ИСККОНее принято объявить помолвку сначала? В течение года, минимум, преданные - будущий муж и жена - не общаются близко. Не развивают этих приятных отношений. Масло и огонь не соприкасаются. Что тогда происходит? До того, как вступить в близкие отношения, они начинают видеть недостатки друг друга, вот что важно понять. До того необходим этот этап. То есть, нужно преодолеть приятные отношения, не общаясь близко. Вот этот этап довольно опасный, потому что чувства притягивают друг друга, и когда приятные отношения - кажется, что тут все в этих отношениях. Это майя, это иллюзия. Поэтому помолвка означает: год они не общаются близко, они только думают друг о друге, и иногда общаются. Это помогает им, начинают видеть друг друга как они есть на самом деле, то есть характеры. То есть, они начинают замечать недостатки, начинают видеть, что кроме приятных вещей есть и несовсем приятные вещи, недостатки друг у друга есть. Испытывают так же неудовлетворенность в общении в силу того, что они иногда не понимают друг друга. В этом также много есть деталей, которые сначала незаметны. Элементарные привычки.

00:51:13 Как я помню, что у нас с женой были разногласия по поводу того, как чистить картошку. В начале семейной жизни. Она режет толсто, а я - тонко. У нас были серьезные баталии. До Cознания Кришны. Мы должны были разобраться в этом вопросе. И даже родители нам помогали. Ее родители говорили: «Вот ты...», а мне говорили они: «Вот ты скупой, поэтому ты так чистишь. А она», - говорили, мол, - «Она безответственная, поэтому так делает». Что-то такое, они пытались нас примирить. Зубную пасту кто-то вот так выдавливает, а кто-то вот так её выдавливает, снизу. Это тоже будет проблемой для семейных людей. Семейная жизнь в близких отношениях - всё это выражается в проблемах. То, что вначале никто даже не может и подозревать об этом. Как он разувается, как он одевается, и все эти элементарные вещи... как он жует. Всё, что угодно... Потому что это близкие отношения, они постоянно наблюдают друг друга, бок о бок. Космонавтов, там их выбирают. Знаете? Это психологическая несовместимость - иногда это серьезная вещь, они с ума там сходят иногда друг от друга просто. Это самая серьезная пытка, страдание, когда психологическая несовместимость. И вы смотрите друг на друга - и в конце концов вы хотите просто уничтожить друг друга.

00:52:39 Итак, вот эти приятные отношения, они иллюзорны. Очень часто мы видим, что с уровня приятных отношений человек приходит до уровня конфликта. Когда он видит недостатки (пятая платформа), наступает конфликт, конфликт и отношения. Они начинают давить друг на друга, учить друг друга, что всё это не так должен делать. «Нет, я хозяин» «Нет, я хозяин». Они начинают бороться, муж и жена. Особенно, в наших местах, где мы живем, такого воспитания никто не знает, кто должен быть хозяином в семье. Муж и жена будут бороться за это. Жена хочет доминировать и муж хочет доминировать. Итак, если они не преодолеют пятый уровень конфликта, то наступает развод. Развод наступает, и люди даже не понимали до этого, что такое грихастха-ашрам, что такое семейная жизнь и для чего они встретились, на этом уровне ничего так и не поняли. Они думают: «Этот человек не подходит мне на самом деле, я теперь понял все это. Я должен быть умнее, теперь я сделаю другой шаг, правильный». И он ищет снова приятных отношений с кем-то. Тем же самым путем, поскольку он не поднялся выше.

00:53:52 Четвертый уровень - это терпение. На самом деле, это одно из самым главных качеств грихастхи - чистота и терпение. Прабхупада отмечает. Два качества, которые он выделял: чистота и терпение. Внешняя и внутренняя чистота и терпение. Поэтому, если он не поднимается до уровня терпения, он не может сохранить семью. Он снова идет, спускается на седьмой уровень, ищет опять с кем-то приятных отношений. Потом снова недостатки, затем снова конфликты, затем снова развод. Но если он поднимается выше до уровня терпения - что это означает? Что они позволяют делать друг другу всё, что хотят, но они терпят это. Пытаются контролировать себя. Время от времени наступают всё равно конфликты, но терпение будет сдерживать. Например, они могут терпеть ради ребенка, допустим, ради какой-то цели они могут терпеть. Либо ради престижа они могут, чтобы не разводиться, либо какие-то другие у них могут быть мотивы. Может быть, духовные мотивы у них будут. Но с уровня терпения, просто терпения друг друга, они должны подняться до уровня третьего - исполнения долга, дхарма. Вот это серьезный уровень.

00:55:11 Практически, в сознании Кришны мы хотим, чтобы мы начинали с этого уровня. Мы должны миновать вот эти предыдущие четыре до того, как брак закрепится обрядом. Не полностью, может быть, но хотя бы мы должны понимать, что такое долг семейной жизни, дхарма. Вот это очень важный момент. Если мы на этой основе будем создавать браки в ИСККОНе, разводов не будет. Но поскольку у нас в ИСККОНе много разводов (в процентном отношении - так же, как и в материальном мире), это говорит о том, что преданные не знают о дхарме семейных людей, не готовы идти путем обязанности и долга. То есть, мы также попадаемся на эти приятные отношения. Бывает ещё и сложнее, потому что преданного убедить в этом бывает труднее, чем обычного человека. Преданного бывает трудно убедить, что он привлекается майей, женится на майе. «Нет-нет», - он говорит, - «меня привлекают качества этого человека, я вижу качества этого человека». Бывает, это трудней. «Нет-нет, мы будем книги распространять, мы будем Бхагаватам читать, мы именно для этого встречаемся. Именно для этого. Мы это делаем, чтобы книги распространять. Нам так лучше, удобнее, мы вдохновляем друг друга. Вот я вчера уже распространил 5 книг. Поговорил с ней там полчаса, и уже 5 книг распространил. Как это действует! А что же будет дальше?» Они все находятся в таком состоянии приятного воодушевления. И затем они разводятся, как правило, либо сильно конфликтуют.

00:56:54 Итак, исполнение долга, дхарма. Когда говорится о любви в семейной жизни, мы не говорим о любви, сначала мы говорим о дхарме. Что любовь вначале означает вожделение, приятные романтические представления. Поэтому мы утверждаем дхарму сначала. И с уровня дхармы, исполнения долга, когда другой исполняет долг, они очищаются, поскольку это их обязанности служения Кришне. Супруги очищаются, и между ними завязываются дружеские отношения. Вот этого уровня каждый может достичь, уровня дружбы. Это уже идеальная супружеская жизнь, полностью идеальная супружеская жизнь. Если они такие друзья в служении Кришне, то ничего другого не нужно - считается, что человеку очень сильно повезло, поскольку такая семейная жизнь просто его выталкивает в Cознание Кришны. Оно уже работает в этом направлении. Можно сказать, что это состоялось, замечательно. Но есть ещё и выше - духовная любовь. Пример - Бхактивинод Тхакур, редкий пример.

00:58:00 Между супругами могут быть отношения духовной любви очень возвышенные. В этом случае человек может не оставлять свою семью. Веды говорят: нет необходимости оставлять свою семью, не нужно уходить из дома. Нет необходимости. Бхактивинод Тхакур не уходил из дому. И что такое духовная любовь - здесь же объясняется это. Это не имитация игр Радхи и Кришны. Это уровень духовной дружбы, выросшей до того, что Кришна становится центром всего, что делают супруги. Муж и жена могут превратить свой дом в Вайкунтху, даже если они находятся в материальном мире, просто установив в доме божество Кришны и служа этому божеству в соответствии с указаниями Шастр. Так они никогда не будут чувствовать полового желания. Очень важный момент - чтобы супруги никогда не чувствовали этого полового желания без необходимости. Это духовная любовь, нет материального влечения. Это, конечно, очень удивительная платформа. Но в обычном смысле нам рекомендуется подняться до уровня дружбы. Это также совершенные отношения.

00:59:19 Итак, самое важное - не жениться на иллюзии, на майе; на своих представлениях, другими словами. Нужно жениться на конкретном человеке, выполнять конкретные обязанности, и помогать друг другу в этом. Муж не должен насильно подчинять себе жену. Гуру не делает таким образом. Гуру поступает смиренно. Он доминирует, он смиренен, так это и описывается. И жена не должна думать ни о каком другом мужчине. Большая проблема, если мужчина и женщина встречаются молодые, женятся, а потом она или он влюбляются в кого-то. Я знаю несколько таких примеров. В разных местах. Это демоническое мышление, мы прямо сразу скажем.

Положительные стороны грихастха-ашрама

01:00:10 И далее, говорится о грихастха-ашраме, опять его положительные стороны. Цитата: «В принципе, домохозяин всегда находится в безопасности. Чувства этого тела сравниваются с грабителями, которые врываются в крепость этого тела. Жена должна быть командиром этой крепости. И поэтому, когда бы ни происходила атака чувств на наше тело, жена - это та, которая должна защитить тело, чтобы это тело не было разгромлено. Сексуальные потребности неизбежны для каждого, но тот, у кого жена поступает правильно, спасен от нападения этих врагов чувств». Нужно правильно понять это. И то, что муж и жена имеют незаконные отношения - это называется узаконенная проституция. Здесь другое. Следующая цитата: «Существует очень много случаев падения, даже для великих йогов, таких как Вишвамитра, но, тем не менее, грихастха, он всегда находится в безопасности, потому что он обладает верной женой. Половая жизнь является причиной материального рабства, поэтому она запрещена в трех ашрамах и разрешена только в одном, грихастха-ашраме». Жена способна защитить мужа. Как? Запоминаем: «Красиво одевается, хорошо готовит, устраивает все в гуне благости дома. Так она защищает мужа. Если человек живёт в условиях гуны благости, его вожделения утихают».

01:01:47 Девахути, когда хотела пробудить в нём взаимные отношения супружеские, чтобы иметь детей с Кардамой муни, она попросила дом, дворец, поскольку в тех условиях они находились в саттва-гуне и Кардама муни, его чувства были абсолютно под контролем и спокойны. Поэтому она должна была сменить условия в гуне страсти. Итак, жена должна устраивать все в гуне благости дома. Очень важный момент! И быть привлекательной для мужа, чтобы он не думал о ком-то еще. Когда он просто думает о каких-то ещё женщинах, его раджа-гуна активизируется и ему трудней контролировать чувства. Поэтому когда он приходит домой с санкиртаны, или с улицы, или с работы, где, несомненно, гуна страсти, он приходит в возбужденном состоянии ума и природа требует насладить язык, желудок и гениталии в этом состоянии гуны страсти, активности, то дома он встречает саттва-гуну. Дома его желания утихают наоборот. Так жена может защитить своего мужа, вот так служа ему.

01:03:00 «Без самоконтроля, без дисциплины, без полного послушания никто не способен на успех выполнения наставлений духовного учителя. И не делая этого, никто не будет способен вернуться обратно к Богу». Это цитаты Прабхупады. Еще: «Половая жизнь ничем не ограничена без института брака, но когда мы говорим о ведических принципах, там существуют ограничения половой жизни» , то есть смысл этих принципов - это ограничения. Итак, ограничения необходимы. Для чего? Потому что это пагубно. Никто не ограничивает вас в приготовлении чапати, потому что это не плохо. Нет такого закона, который ограничивал бы вас в производстве хорошей пищи, так как это очень хорошо. Но если что-то плохо, тогда появляются ограничения. Поэтому существуют ограничения на половую жизнь, употребление вина, мясоедения, азартных игр, так как всё это пагубно. Вы не сможете приобрести хороших качеств, занимаясь дурной деятельностью. Это невозможно. Секс - это плохо, говорит Шрила Прабхупада. Это должно быть ограничено, и затем сведено к нулю.

01:04:12 Правритти-марг, нивритти-марг, то есть мы сводим к нулю эти вещи. «Если масло поднести к огню, оно растает. Женщина подобна огню, мужчина - маслу. Но если у мужчины целомудренная жена, с которой его связывают священные узы брака, она может оказать ему неоценимую помощь, когда он окажется в опасной ситуации. По сути дела, такая жена может стать для него источником разума. Когда у мужчины хорошая жена, вся семья занимается преданным служением Господу, а их дом становится настоящим грихастха-ашрамом - жилищем домохозяев, посвятивших свою жизнь духовному развитию. Если речь идет о такой жене, считается, что для человека это самая большая удача». Для женатого человека, если он имеет такую жену, это удача номер один. Не наследство, ни что-то другое, а вот такая жена, источник которой является источником разума. То есть мы видим, насколько это важно, ашрам грихастха. И насколько сейчас ещё люди относятся к этому легкомысленно. Даже среди преданных. Очень важно осознать этот момент.

01:05:27 Грихастха-ашрам, он является самым главным ашрамом из всех четырех ашрамов. Самым важным почему? Потому что там воспитываются дети. И там речь идет о выполнении обязанностей, о развитии целого общества. Грихастха-ашрам - это ячейка целого общества. Это самый важный, на самом деле, ашрам. Из грихастха-ашрама приходят дети. Все великие святые жили со своими родителями, то есть такая ответственность на грихастхах, самая большая ответственность на них. Брак - это серьезное дело, нет вопроса о разводе в браке. Преданные должны обещать, что никогда не разведутся. Прабхупада: «Когда человек опускается до уровня кошек и собак, он забывает о своих духовных обязанностях и начинает смотреть на жену как на источник чувственных удовольствий. Когда жену считают источником чувственных наслаждений, главным критерием в оценке её качеств становится красота. И как только жена перестает доставлять мужу наслаждения, следует разрыв или развод. Когда же жена с мужем сотрудничают друг с другом, стремясь к духовному совершенству, они не обращают внимания на внешность друг друга и их отношения никак не зависят от так называемой любви».

01:06:51 Ещё цитата: «Развод – это глупость. Никакого развода не существовало в ведические времена. Вы должны принять того, кого Бог дал вам как мужа или жену. Вы обязаны это сделать. Не должно быть даже мысли о разводе. Вы можете не соглашаться с мужем, это вполне естественно, иногда мы не соглашаемся друг с другом, но нет никакого вопроса о разводе. Кто вообще придумал этот развод?» Итак, ашрам грихастха - это духовная жизнь. Мужчина - масло, женщина – огонь. Поэтому мужчина должен понять, как правильно общаться с женщиной, а женщина - как правильно с мужчиной ради духовного совершенства. То есть, брак - это не санкция на секс. ДжиБиСи предупреждает нас: это не санкция на удовлетворение чувств.

Вопросы слушателей

01:07:43 Мы продолжим эту тему. Я думаю, мы сегодня ещё одну тему пройдём. Тема вожделения. Может быть, остановимся пока, и несколько вопросов обсудим? О том, о чем мы говорили, чтобы закрепить лучше.
- Вы сказали, процитировали, что женщина должна красиво одеваться, чтобы муж был спокоен… но известно, что... ну, в нашем обществе, вызвать вожделение у мужчины - она должна красиво одеться. [неразборчиво] Нет ли здесь противоречия?
- Стандарты красивой внешности разные. Ведический стандарт и современный стандарт - они в разных гунах. Когда речь идет о красиво наряжающейся жене, речь идет о гуне благости. Одежда в гуне благости, прическа, поведение в гуне благости - всё это очень красиво. Прабхупада любил, когда матаджи одевали сари. И он сам подчеркивал, что вот эта женщина в сари выглядит очень женственно. Он поощрял это. Он любил, когда ученики одевали ведическую одежду. Красота же современных женщин в этом мире, она в гуне страсти. Она вызывает вожделение. Она для этого и призвана. Поэтому жена не должна одеваться таким образом, не в гуне страсти выглядеть, а в гуне благости. Тогда ум умиротворяется.

01:09:27 - ????
- Дома. Чистота - это самое важное для грихастхи. Внешнее и внутреннее, то есть дома должно быть очень чисто, это и определяет ашрам, как чистое место. То место, где практикуют духовную практику, занимаются духовной практикой. Основная её характеристика - чистота. Вещей должно быть столько, сколько необходимо. Не много, не мало, но столько, сколько необходимо. Нельзя быть искусственно отреченным, вещи также должны быть какие-то. У грихастхи будут какие-то кладовые, какие-то шкафы. Почему? Потому что придется хранить все, и зимнюю одежду, и летнюю одежду, какие-то там... чернорабочую одежду. Мало ли, что ему нужно? И естественно, что у него будет много вещей скапливаться. Поскольку такова природа грихастха-ашрама. Не следует быть безрассудными, безответственными в этом отношении. Так же грихастха имеет какие-то деньги про запас. Это его обязанность. Ничего плохого в этом нет. Он должен, потому что никто не позаботится о нём в критической ситуации. Он сам несет ответственность. Итак, столько, сколько необходимо, он должен иметь вещей, или денег, или какой-то собственности. Кухня и алтарь должны быть самые чистые, как это и везде, как стандарты храма. То есть, важно приготовление пищи, как они готовят пищу и предлагают божествам в чистоте. И важно служение божествам. Очень внимательное и чистое.

01:11:01 - ???
- Лучше всего, да. Это зависит от условий, в которых живут грихастхи. Кроме того, когда появляются дети, дети приносят нечистоту с собой. К этому нужно тоже быть готовым, что если в одной комнате и жена, и ребенок, и божества - будут проблемы, будут трудности.

01:11:35 ?????
- В ведические времена? Мы поговорим об этом позже. У меня тут даже выписано это все. Довольно точно выписано. Вот есть выбор партнера, шесть составляющих, как это происходило в ведические времена. Ну я просто тогда зачитаю, раз вы спросили. То есть, партнера выбирали не сами юноша и девушка. Они к этому никакого отношения не имели, как правило. Это в ведические времена. Первое, этот выбор делали родители. Они советовались друг с другом. Затем, если они были согласны, они приходили к астрологу. Астролог высчитывал, они советовались с ним. Если также этот второй этап они проходили, тогда они советовались с другими членами семьи, то есть многие принимали в этом участие. Старшие члены семьи, и так далее. Третий этап, если они проходили это, то учитывались после этого личные качества юноши и девушки, обсуждались. Только после этого приходили. Затем, когда они проходили этот этап и видели, что они подходят по личным качествам, они достойны друг друга. Это очень важный момент.

01:13:06 Есть демонические натуры, есть божественные натуры. Мы знаем, что божественные с божественными, демонические с демоническими должны быть. Нужно правильно подобрать по личным качествам, чтобы меньше было беспокойств в семье. И пятый этап - учитывались уже их вкусы, симпатии, антипатии, более тонкие вещи, природа, характер. Если это они проходили, то уже решался вопрос с приданым жениху, чтобы он мог позаботиться о жене первое время. Очень практичная система. Но не думайте, сейчас она не применима. Родители не квалифицированы, астрологи не квалифицированы, другие члены семьи не квалифицированы, личных качеств – запутанный темный лес разобраться в этом. Преданные могут, конечно, разобраться в этом, старшие помогут в этом разобраться, с этим вопросом, с личными качествами, насколько они подходят в личных качествах. И также со вкусами. Четвертый, пятый пункт мы можем осуществить до какой-то степени здесь у нас, в наших условиях. На счет приданого - не знаю, опять же.

01:14:11 ?????
- Приданое, вкусы. Ну, непосредственно просто их вкусы, их природа, симпатии, антипатии, что нравится, что не нравится и так далее, их привычки
- ???
- Да. Почему нет. Несколько пунктов можем осуществить. Так что это я все перепутал уже здесь. Еще по этой теме какие-то вопросы будут, или мы продолжим?
- ???? смирение мужа.
- Очень важное качество. Муж не должен себя чувствовать диктатором, если он доминирует. Он не должен применять это своё свойство, по каждому поводу только доминировать. Потому что супружеские отношения также подразумевают равенство во взаимоотношениях, равное уважение должно быть друг к другу. То есть он доминирует для того, чтобы заботиться, в этом смирение проявляется. А если он доминирует, чтобы просто наслаждаться этим своим положением, это признак гордыни. Если он доминирует для того, чтобы заботиться, опекать свою семью - это смирение. Тогда он способен понять больше своих подопечных. Не просто господствовать. Иногда это большая проблема для женщин, их начинают эксплуатировать. Преданные начинают думать, что они имеют право над ними господствовать, то есть начинают подавлять их. Это нельзя делать.

01:15:54- ????
- Без серьезной основы - нет. Приятельские отношения без серьезной основы, да? Нет. Полностью отвергается.
- ????
- Еще раз, кто?
- ???
- Как доверие развивается к жене? Если жена целомудренна и служит мужу. С преданностью. Тогда доверие и уважение мужу увеличивается.
- ???
- Доверие формируется, да. Не думайте, что если встретились молодые люди, они нравятся друг другу, то у них доверительные отношения. Вы ужаснетесь, но между ними нет никакого доверия на самом деле… Есть желание удовлетворять свои чувства, и больше ничего. На самом деле это большая иллюзия, подчеркиваем. То есть, доверие развивается со временем. Чтобы дойти до уровня доверительных отношений, нужно пуд соли съесть, нужно потрудиться. Это труд. Это в гуне благости. Это аскеза. Это не возникает просто и случайно, какие-то обстоятельства, сочетаний характеров.

01:17:11- ???
- Женщина не доверяет мужчине?
- ???
- Смотря, на каком они находятся как бы... каков их путь. Если они идут путем увеличения доверия, это не беспокоит их. Если они идут путем уменьшения доверия, это, безусловно, беспокоит. Либо их доверие стоит на месте, не развивается - тоже беспокойство будет. То есть, мы должны идти путем увеличения доверия. Тогда не будет проблем в семье. Даже если доверие ещё не развито, но оно развивается, это уже не беспокоит супругов. Они уже приобретают уверенность друг в друге.
- В семинаре Сухарева говорилось о кредите доверия. Как оно формируется?
- А то, что мы и говорим сейчас. Вот этот кредит доверия, он и возникает, когда каждый выполняет свои обязанности. Если муж и жена, каждый не пренебрегает своими обязанностями, то естественно доверие будет увеличиваться. Мы говорили, что жена служит мужу, она это делает бескорыстно. Она это делает с преданностью, она не думает о других мужчинах или о чувственных наслаждениях. То есть, для неё, кроме мужа, никого не существует. Безусловно, когда муж видит такое отношение, то просыпается уважение. Вот это вот высшая степень доверия, это основа. Так же муж заботится о семье, он не пренебрегает. Он делает чувства жены спокойными, умиротворёнными. Он заботится - доверие увеличивается. То есть, они должны делать сознательные шаги к пониманию друг друга, этой природы друг друга.

01:19:07 ????
- Хорошо, тогда мы будем читать тогда следующую главу, это как раз совпадает с этим вопросом. Вожделение называется. Может быть, мы ответим коротко на вопросы, которые по запискам? «Мать и сын - это ашрам грихастх?» Я слышал, что да. Можно считать, что это ашрам грихастх, потому что «гриха» означает дом. Они живут дома. И сын представляет как бы мужа для пожилой женщины. Он опекает её на последней стадии её жизни. Он представитель отца, мужа, то есть её. Поэтому в этом смысле это продолжает грихастха-ашрамом. «Если сын демон, и приходится постоянно...» Я не разберу... «…как можно строить отношения ведические?»
Вы не сможете ведические отношения строить. Вы не сможете построить грихастха-ашрам тогда. Это место, где практикуют духовную жизнь. Это не будет грихастха-ашрам. Просто вы будете бороться за своё Cознание Кришны, и все. Это будет такое место испытаний, место проблем. Это очень беспокойное место, если сын демон. Такой сын должен жить отдельно.

01:21:05 И сын, и алтарь, и нама-хатта, и соседи, и демоны - где взять сил и терпения? И плюс - свои грехи и болезни. Весь набор неблагоприятных вещей в Кали-югу, мы имеем такой набор, полный набор. Кали-юга весь набор имеет. Что делать? Воспевать Харе Кришна, больше ничего не остается. А мы больше ничего не сможем сделать. Это единственное, что каждый может сделать - воспевать Харе Кришну, но придется терпеть, и нужно через знания, через посредство знания пытаться успокоить ум даже в этой ситуации. То есть, необходима саттва-гуна, терпение. Иначе мы не выживем в сознании Кришны. То есть, очень много людей сейчас попадают в эти ситуации в силу прошлых ошибок, поступков в прошлом, это карма. И юга-дхарма в Кали-югу - это только воспевание Святых Имён. Никакие другие методы не подходят, особенно в таких ситуациях. Тут обычно у таких людей мы видим, что есть масса отрицательных обстоятельств, которые мешают ему духовно прогрессировать. С другой стороны, эти преданные, они предаются Кришне в этой ситуации.

01:22:21 Тут есть свои плюсы, мы видим это на практике, что в этом смысле они не проигрывают. Они интенсивно молятся, они всегда общаются, они повторяют мантру. Это их единственная надежда, они с таким вот чувством всё это делают. Они также прогрессируют очень быстро. Так что иногда Кришна использует это, иногда Он ставит человека в такие обстоятельства, чтобы он быстрее шевелился в сознании Кришны. Не следует думать, что если мы сделаем вокруг саттва-гуну, мы так будем прогрессировать. Иногда мы обуславливаемся саттва-гуной: чисто, вкусно, удобно, экстатично, все в знании, не греховно - можно обусловиться. Но если вы живете в таких обстоятельствах, вы не сможете обусловиться. Как преданный, вы всегда будете против всего этого, вы всегда будете ждать других вещей каких-то, вы всегда будете думать о Кришне интенсивно. Поэтому есть тут свои преимущества с точки зрения духовных усилий.

01:23:17 Итак, вожделение, мы все таки продолжим тему. Кришна говорит, что вожделение можно контролировать с помощью соответствующей практики отречения. В Бхагавад-гите Он говорит об этом, что это можно сделать. Хотя оно действует помимо воли человека. Вожделение принуждает его, приводит к какой-то деятельности насильно, греховной деятельности насильно. Кришна говорит, можно контролировать с помощью соответствующей практики отречения. Затем Кришна говорит Арджуне о различных уровнях предания Ему. Мы помним, да? Первое – полностью предаться, стать беспримесным преданным. «Если ты не можешь», - он говорит Арджуне, - «сделать так, думать обо Мне, то второе», - рекомендует второе: «следовать принципам бхакти-йоги». Какие это принципы бхакти-йоги? Шраванам, киртанам, смаранам... девять процессов - вот эти принципы рекомендуются. Можно развить полную преданность, просто слушая о Кришне, повторяя о Кришне, думая о Кришне. Если мы этого не можем делать, тогда работать для Кришны.

01:24:27 Итак, в целом можно сказать, что три вещи предлагаются. Можно и более подробно рассматривать, но этого достаточно. Работать для Кришны мы можем, можем следовать принципам бхакти-йоги, и можно полностью предаться Ему. Либо можно совмещать: работать и следовать принципам бхакти-йоги - также можно это делать. Можно принять любой уровень, который удобен для человека, то есть человек может принять любой уровень, какой он может это делать. Необходимо отказаться от недозволенных сексуальных отношений. Вот это очень важно, чтобы победить вожделение. Что это означает? Опять же два момента, о чем говорил Прабхупада. Первый момент - половая связь один раз в месяц, после 50 кругов джапы, для зачатия детей - все. Это самое лучшее. Второе, если человек не может следовать этому - половая жизнь в рамках брака. Это второй пункт, нужно оговорить это. Не стоит рассчитывать на него. Это уступка, уступка для тех, кто не способен. Но мы должны рассчитывать на полный успех в сознании Кришны, пока мы не придем к первому пункту.

01:25:48 Прабхупада требовал этого. Говорил: «Вожделение и духовная жизнь за 40 миль друг от друга». Не сочетаются масло и вода. Не соединяемые вещи. Этого не может совместить Cознание Кришны. Поэтому делается уступка с целью научить человека, свести это к нулю. История Дити и Кашьяпы муни. Мы сейчас найдем её, здесь как раз хорошая история. Мы помним это, да? Дити и Кашьяпа муни. У Дити были проблемы, она почувствовала вожделение в неблагоприятный момент. Это история падения их, так объясняется. И результат был очень плохой. Беременность Дити это называется.

01:26:47 «Как-то вечером дочь Дакши, Дити, истомленная желанием, стала просить своего мужа Кашьяпу, сына Маричи, соединиться с ней, чтобы зачать ребенка. Солнце клонилось к горизонту, и мудрец, который закончил совершать жертвоприношение Верховной Личности Бога, Вишну, чьим языком является жертвенный огонь, сидел, погруженный в транс. Подойдя к нему, прекрасная Дити поведала мужу о своем желании: «О мудрец! Бог любви, вынув из колчана свои стрелы, терзает меня, словно бешеный слон, кидающийся на банановое дерево». Прабхупада объясняет: «Беспокоить мужа, когда тот находится в трансе, было не в её обычае, но она не смогла справиться с захватившим её вожделением. Это вожделение было подобно бешеному слону. И потому муж Дити прежде всего обязан был защитить жену, исполнив её желание».

01:27:44 Итак, эта история описывается очень необычным образом. Вожделение сравнивается с бешеным слоном. То есть, бешеный слон, он может пойти куда угодно и сделать что угодно, животное не контролируемое, опасное. Поэтому муж должен был защитить жену от плохих вещей. Первое - муж должен быть всегда сильным и не отвлекаться от преданного служения. Второе - на муже лежит обязанность удовлетворить желание своей целомудренной жены. Вот тут противоречие. Заметили, да? С одной стороны, муж должен удовлетворять желания своей жены, это его обязанность. С другой стороны, муж должен быть всегда сильным и не отвлекаться от преданного служения. Когда мы говорим о семейной жизни, о сочетании мужчины и женщины, мы должны понять, что эти вещи не сочетаются. Они не сочетаются. Они всегда будут стремиться вместе, но они не сочетаются. Прабхупада часто об этом говорил, что мужчина - хорошо, женщина - хорошо, но когда они вместе – это плохо. То есть, мы не найдем идеальной полной гармонии в этом. И вот этот вывод только доказывает об этом. То есть такова реальность. Проблема остается, всегда в семейной жизни есть проблема. Её нельзя решить до конца. Единственный путь - отречение.

01:29:13 «Поэтому ты должен сжалиться надо мной, и явить мне свою милость. Я мечтаю о сыновьях и мучаюсь, когда вижу, как благоденствуют твои другие жёны. Этот поступок принесёт тебе счастье». Итак, у неё было право, поскольку другие жёны имели детей, говорит Прабхупада. «Она имела такое же законное право - как его жена попросить детей у Кашьяпы. Поэтому Кашьяпа должен был удовлетворить желание своей верной жены. Женщину почитают в этом мире, если к ней благоволит её муж, а муж, подобно тебе, славится своими детьми, ибо призван увеличить число живых существ во Вселенной».

01:29:54 Итак, она прославляет своего мужа. И тогда он отвечает: «Бедная женщина, незамедлительно исполню самое заветное твоё желание, ибо ты одна являешься для меня источником трёх совершенств на пути к освобождению». Итак, Кашьяпа муни, он объясняет Дити прежде всего, что «мы не должны этого делать, потому что время неблагоприятно. Мы должны подождать другого времени, сейчас самое неблагоприятное время для зачатия ребёнка, так как именно в эту пору по Земле бродят вселяющие ужас привидения и неизменные спутники Повелителя привидений». Так он говорит Дити, что время неблагоприятное, этого не стоит делать.

01:30:56 Но Прабхупад так же объясняет, что Кашьяпа муни сам в глубине души имел это желание сексуальное в жизни. Он не был сильным, твёрдым в этом отношении. Он поддался, хотя он сказал, что время не подходит. Дити, она не отступала от него, и Кашьяпа вынужден был поддаться. Почему? Главная причина в том, что он не был твёрд. И поскольку он был не твёрд, он думал: «Это моя обязанность - исполнить её желание. Поскольку её охватило вожделение, она беззащитна сейчас, она осквернена вожделением, она не успокоится никаким образом». Но главная причина была в том, что он сам не имел вот этой твёрдости. То есть, Дити выслушала мужа, но «побуждаемая богом любви, не смогла справиться со своим вожделением. Словно потерявшая всякий стыд блудница, она вцепилась в одежды великого брахмана-мудреца».

транскрибирование: Ольга Лобзова | Санкт-Петербург | Россия | 02 June 2010
обработка текста: Расананда дас | Донецк | Украина | 29 January 2013