Какой должна быть семья преданных?

02 января 2010
Роль пожертвований в семье преданных. Каким должно быть отношение к сексу в семье преданных? Почему многие семейные преданные угрюмые? Круги отождествления. Сфера интересов. Три типа проблем человека. Как выбрать себе партнёра. Как женились и выходили замуж в ведические времена. Основа брака. Играет ли роль в выборе партнера его возраст. Об отношениях преданного с матерью. Как брахмачарии имитируют парамахамс. Где грань между гордостью и гордыней. Комментарии Шрилы Прабхупады о воспитании детях. Несколько слов о воспитании детей. Залог счастливой семьи в сознании Кришны.
лекция для глубокого изучения из раздела «Ведическая семья» со сложностью восприятия: 7
длительность: 01:31:14 | качество: mp3 64kB/s 41 Mb | прослушано: 1267 | скачано: 1761 | избрано: 12
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

Роль пожертвований в семье преданных

00:00:00 Жертвовать какие-то плоды своих усилий Кришне, потому, что если он просто поддерживает свою семью и не жертвует, это не считается преданным служением. Не считается преданным служением. В этом случае преданным служением будет предложение пищи божествам дома, киртан перед ними , чтение книг и мантры – всё. А вся деятельность для поддержания семьи не считается преданным служением. Если он не отдаёт плоды, часть плодов своего труда.

00:00:22 Поэтому 50% это как бы ведическая формула, это для тех времён, когда грихастхи были действительно очень богатыми и могли как Рагунатх дас Госвами, как Санатана Госвами, Рупа Госвами они много имели за свою службу, [неразбочиво] и они 50% отдали. Но там была гигантская сумма, а себе они оставили 25% и этого хватило бы на всю оставшуюся жизнь, наверное.

00:00:47 Поэтому мы можем практически посмотреть, сколько мы можем. Но что-то мы можем делать. Чаще всего грихастхи думают, что когда у меня будут большие деньги, заработаю, тогда я буду жертвовать. Это просто ловушка майи, ловушка ума. Это тоже самообман на самом деле. Так они не очистятся, так они не заработают. Они могут заработать тогда, когда они очистятся, потому что всё это зависит от кармы человека, сколько он будет зарабатывать. Знаете таких людей, которые работают всю жизнь и не зарабатывают ничего, а? Они думают, вот когда я наконец заработаю, удача улыбнётся мне, - я пожертвую деньги. Но он так не очистится, потому что такова карма его. Но когда он даёт какие-то пожертвования – он очищается. И тогда может заработать деньги, у него больше шансов на самом деле. И он действительно очищается, даже если он не получает больше денег, он очищается сам. Это очень важный момент. Представьте, человек работает и просто часть денег отдаёт Кришне, не требует ничего взамен. Это очень важный момент, это преданное служение на самом деле.

00:01:47 Итак, если мы говорим о вожделении, – это важный момент работать для Кришны. Следовать принципам бхакти-йоги станет легко, мы сможем служить Кришне с удовольствием. Представьте, мы отдаём Кришне… мы приносим Кришне цветы, мы приносим что-то одежды там, для одежд, какие-то деньги жертвуем... просто цветок приносим, один плод приносим на алтарь, мы уже имеем взаимоотношения с божествами.

00:02:18 Итак, для грихастхи ашраму это очень, очень рекомендуется. Никто не требует непосильные какие-то пожертвования. Как одна семья в одном городе, они пришли, муж и жена, сначала жена пришла и сказала: «мы уже преданные два года, и я не знаю, вот, мне нравится сознание Кришны, я во всём согласна с мужем» и она в таком духе говорила довольно долго, что она не против сознания Кришны, «я тоже уже даже повторяю даже мантру, но помечу, у нас двое детей», - я ничего не мог понять, что она имеет ввиду. Как это относится, при чём тут двое детей, как это относится? Оказывается, муж 50% зарплаты отдаёт в храм. И у них едва хватает на хлеб. Уже в течение двух лет живут так. Я позвал мужа и говорю: «Вы отдаёте 50%» - «Да....Да, отдаю 50% и буду отдавать», я говорю: «ну, пощадите своих детей, не отдавайте так много, пусть они тоже имеют хлеб какой-то». И они стали меньше отдавать.

00:03:30 Итак, можно начать с любого уровня: либо с полного предания, либо следовать принципам бхакти-йоги, либо работать для Кришны. Очевидно, придётся делать всё это в своё время.

Каким должно быть отношение к сексу в семье преданных?

00:03:43 Что касается регулирующих принципов, то я хотел бы зачитать ещё одну вещь, которую мы в прошлый раз не упоминали, то, что Шрила Прабхупада говорил об этом. На самом деле есть очень много наставлений на этот счёт, океан наставлений. Мы берём какую-то суть. Здесь говорится о незаконном сексе, браке, вожделении, поскольку мы сейчас подошли к этой теме. Потом мы ещё какой-то нюанс привнесём.

00:04:23 00:04:23 Итак то, что Прабхупада говорил об этом: «не следует прибывать в иллюзии, полагая, что брак это санкции на секс». Цитата: «вот, что я хочу сказать о нашем враге – о вашем враге, он говорит, - госпоже похоти. Я уже упоминал о трудностях, связанных с ней. Но мы должны всегда помнить, что Кришна сильнее любого демона. Ни сама госпожа похоть, ни её предки – никто не сможет ничего сделать в том случае, если мы без сомнений примем убежище Кришны. Теперь о том, что касается лично вас. Вы – брахмачари и можете жениться в любое время. В Нью-Йорке много прекрасных девушек, и они действительно могли бы составить подходящую партию нашим ученикам. Я за то, чтобы все брахмачари, полностью осознающие ответственность такого шага, женились на этих девушках. Поскольку девушки обычно хотят иметь хорошего мужа, хороший дом и детей – это их естественная склонность. Мы хотим показать так же идеальных домохозяев.

00:05:21 Однако, полагать, что женитьба разрешит проблему похоти – нереально. Никто не должен использовать свою жену как механизм для удовлетворения собственной похоти. Супружество следует рассматривать как священные узы. Тот, кто женится лишь для того, чтобы удовлетворить свою похоть, ошибается, поскольку похоть нельзя удовлетворить просто придаваясь чувственным наслаждениям. Это можно сравнить с попыткой загасить огонь заливая его бензином. Какое-то время может казаться, что сильная струя бензина погасила огонь, но бензин так опасен сам по себе, что в любое время может вспыхнуть пламя. Таким образом, подавление похоти подразумевает совсем иной образ действия. Для этого нужно занять себя поклонением божеству, Кришна это мадан махан.

00:06:06 Вы уже подтвердили в своём письме и это замечательно, что предпочли бы направить ваши желания на Кришну, и спрашиваете меня: как это можно сделать, будучи опутанным Майей и видя только материальные формы? В вашем письме есть слова о том, что если бы вы увидели Абсолютную Красоту, привлекающую всех, то вам ничего бы не оставалось делать, как самому увлечься ею, игнорируя таким образом красоту мирскую. Это действительно верное средство от болезни. Поэтому вы сразу можете начать поклоняться арчине – божеству. В начале это может показаться немного трудным, но, привыкнув к нему, вы уже не будите замечать никаких трудностей. Итак, одновременно с предложением вступить в брак – сразу же приступайте к поклонению божеству. Я уверен, что этот способ, поддержанный регулярным повторением мантры, убьёт госпожу похоть, остальное придёт само собой.

00:07:00 Итак, Прабхупада здесь рекомендует поклоняться божествам. Инициированным преданным можно установить божества если они живут далеко от храма, если близко – живут в храме, могут приходить к божествам сюда. Итак, он говорит, Кришна мадан махан, значит, божества – это сам Кришна. Развивая отношения с божествами – уменьшается вожделение, это факт. Вопрос в том, как сделать это, как это осуществить? Чисто практический вопрос.

00:07:29 То есть, грихастха обязан приходить, каждый день видеть божества. Он должен видеть божества каждый день. Иначе вся его жизнь будет неблагоприятной, с начала до конца. Сюда же включается внимательное повторение Хари Кришна мантры, то есть тут нужно осознавать эту ответственность, что не воспевая Хари Кришну мантру внимательно, мы теряем духовную силу, если мы теряем духовную силу – мы становимся подвержены вожделению, всё сведётся к этому. И, поскольку у меня есть свой дом, своя семья, жена, то есть – все возможности для удовлетворения чувств, то грихастхи начинают нарушать регулирующий принцип. И таким образом, это серьёзное препятствие становится грихастха аншрам в этом случае, в духовной жизни. Очень серьёзное препятствие, именно в этом вся проблема. Не в том, что человек живёт просто дома.

00:08:21 Итак, два… две возможности соблюдать регулирующие принципы, два варианта Прабхупада дал. Есть два варианта: половая связь раз в месяц после 50 кругов джапы для зачатия детей – это раз. Только для зачатия детей. Как только супруги зачали ребёнка – никаких отношений нет. Если они не хотят ребёнка – никаких отношений нет. И второй: половая жизнь в рамках брака, просто в рамках брака. Вне брака – запрещается, в браке - умалчивается всё остальное. Почему? Поскольку если человек не может следовать первому пункту, он будет следовать второму пункту. Это тоже считается соблюдение регулирующих принципов. Но не на столько серьёзное, чтоб принимать инициацию. Для инициации ожидается первый пункт. Либо очень сильное стремление к нему.

00:09:21 И тут приводится история Дити и Кашьяпы, мы читали в прошлый раз её. В третьей песне Шримад Бхагаватам. Где Дити почувствовала вожделение к своему мужу, и она соблазнила его в неурочное время, и случилось падение. В этом случае это будет падение. И так же описывалось, что Кашьяпа мог быть строг, но поскольку он имел сам эти желания сексуальных отношений, он поддался на желание Дити. С другой стороны говорится, что муж - тот единственный, кто может выполнить это желание жены, больше никто не может это сделать. Поэтому муж должен защитить свою жену от вожделения. Итак, две вещи говорятся: с одной стороны, муж должен защитить её от вожделения, так же, как и жена мужа может защитить от вожделения. С другой стороны, они строго должны соблюдать регулирующие принципы.

00:10:12 Как это совместить? Подробностей никаких больше нет. Всё, это делает лично каждый. Это наши личные взаимоотношения с Кришной, от этого всё зависит. Нельзя это с помощью каких-то искусственных усилий установить, это именно связанно с развитием сознания Кришны, с желанием, с искренностью человека. Если человек искренний и он искренне служит Кришне, он сможет в конце концов преодолеть госпожу похоть. То, что Прпрабхупада говорил, Кришна мадан махан. То есть, он может захватить чувства человека, так можно избавиться от похоти.

00:10:49 Итак, семейная жизнь – это не санкция на сексуальные отношения. Кроме того, есть ещё один момент, если супруги поженились – двое, то это не означает теперь, что мужчина может общаться с другими женщинами, а жена может общаться с другими мужчинами. Иногда такое впечатление бывает. Природный клапан сработает, муж или жена будут чувствовать ревность. Их отношения оскверняться подозрением и гневом. Они станут отвратительными просто.

00:11:19 То есть, на самом деле, мужчина не должен общаться с женщинами кроме своей жены, вообще практически. Иногда это приходится делать в силу каких-то обстоятельств, но в этом случае общение должно быть ограниченно обязанностями или служением, не больше. Не должно быть каких-то недозволенных шуток или юмора с противоположным полом, просто безосновательного. Проджалпе такое. То есть, это может человек позволить только со своей женой. То есть, таковые строгие правила. Если мы говорим о том, что грихастха ашрам развивает отречение, то мы должны идти этим путём. Грихастха ашрам развивает отречение от начальных привязанностей.

00:11:57 В этом случае, если человек концентрируется только на своей жене в общении с женщинами, в этом случае грихастха ашрам развивает отречение. Если же у женщины ум непостоянный или у мужчины ум непостоянный, он не может его контролировать, грихастха ашрам не развивает отречение. Он может в этом случае развить отречение от своей жены и привязанность к другой женщине в этом случае. Но нам нужна привязанность к Кришне. Отречение от всех женщин и привязанность к Кришне. В этом случае, грихастхи в преданном служении забудут, что они – мужчина и женщина, соблюдая все регулирующие принципы и честно служа Кришне, исполняя свои обязанности, они забывают, что они – мужчина и женщина, и проявляют себя только как слуги Кришны. Вот это ожидается как отречение. Именно это и ожидается, что грихастхи на таком уровне теряет понимание мужчины и женщины, начинает видеть, что мы слуги Кришны. Это хотя бы уровень дружбы должен быть для этого.

Почему многие семейные преданные угрюмые?

00:12:56 О многожёнстве. Прабхупада категорически отрицал это. Хотя в ведические времена это позволялось. Мы объясняли, поэтому это позволялось, потому что большинство укладов жизни были неженатые: брахмачарии, ванапрастха, саньяси – не женаты. Не все мужчины будут женаты. То есть, также может быть женщин больше в обществе. И по ведическим правилам – все женщины должны быть замужем. Поэтому иногда мужчины брали по многу жён, особенно те, кто могли их содержать, поддерживать. То есть, в ведические времена это было нормально. Сейчас в Кали югу Прабхупада строго настрого запретил это всё. Поскольку тут примешиваются совсем другие интересы. Вожделение, опять же, госпожа. Поэтому запретил. Одна жена, один муж – это всё.

00:13:51 Итак, чтобы победить вожделение, отношения должны быть построены на любви и доверии. Итак, здесь Прабхупада рекомендует усвоить эти правила, понять эти правила отношения между мужем и женой, и поступать, применять их на своё усмотрение. В заключение Шрила Прабхупада на этот счёт: Махарадж Парикшит задаёт очень важные вопросы: какой смысл людям, не умеющим владеть своими чувствами, искупать свои грехи? Помним этот пример, да? Они не умеют владеть своими чувствами, и искупать грехи какой смысл? Слон моется в Ганге – очень чистый, выходит на берег и сразу обсыпается песком. Какой смысл в его омовении? Человек грехи совершает, пойдёт, искупает свои грехи, снова совершает грехи. Шукадев Госвами отвечает, «греховным действиям невозможно противостоять совершая благочестивые. Невозможно. Единственным искуплением является пробуждение нашего дремлющего сознания Кришны.» То есть, человек искупает свои грехи – здесь, в сознании Кришны, и развивает преданность верховной личности Бога. Если он не развивает преданность, он снова загрязняется.

00:15:16 Итак, если мы совершаем усилия в воспевании Харе Кришна, в изучении в принципах и стандартах чистоты дома, - мы можем развивать сознание Кришны, избавиться от всех привязанностей постепенно. Далее говорилось о том, что в грихастха ашраме человек чувствует много беспокойств и страхов. Как жить, как выжить в этом мире, например? Почему так? Сама природа такова, что из 4х принципов: еда, сон, совокупление, оборона, - страх, оборона преследуют нас постоянно, непрерывно. Даже во сне нас охраняет чувство слуха. Страх всегда существует. Не говоря уж об ашраме грихатхи, который сам отвечает, который сам несёт ответственность за всё, за всех с кем он живёт.

00:16:06 Иногда мы едим, иногда мы спим, иногда человек совокупляется, но это иногда, время от времени. Но страх, оборона находятся постоянно. И смысл в том, что у нас может быть много ролей, особенно в грихастха ашраме - «муж», «отец», «духовный учитель», может быть, - кто угодно, «тот, кто зарабатывает деньги», много разных ролей: грихастхма, брахмачари – у кого какие. И ошибка в том, что человек хочет сконцентрироваться на чём-то одном. Скажем, на себе как на грихастхе, да? Ну, хорошо, скажем, я – грихастха. (Нужно пропустить, тут хотят зайти, у нас тут много места впереди). В этом ошибка. Если человек не будет в совершенстве исполнять все свои обязанности, все свои роли – всему существованию будет сопутствовать страх.

00:17:02 Страх, неуверенность в себе. Если вы видите преданного подавленного, нерешительного – что это означает? Что он не выполняет своих обязанностей. Вот и всё. Если же человек подавлен, нерешителен – он не выполняет своих обязанностей. Если он выполняет все свои обязанности, он становится уверенным, решительным, активным и позитивным. Если он становится неуверенным, подавленным, завистливым становится, подозрительным становится – сразу привлекает к себе все недостатки, и сильно испытывает страдания, это означает, что он не выполняет своих обязанностей.

00:17:43 Итак, мы можем видеть, что некоторые грихастхи они воспевают хорошо, читают книги, приходят на программы, но всё же они угрюмые. Это признак того, что не выполняют своих обязанностей семейных. Это хорошо, что они всё это делают, но они так же должны поддерживать свою семью, так же должны воспитывать своих детей, так же должны нести ответственность за свою жену, то есть, всё это они должны делать. Если они всё будут делать правильно, то они будут выглядеть очень хорошо, очень счастливо в сознании Кришны.

Круги отождествления

00:18:16 И мы рисовали, да, такую схему… несколько схем: пример замкнутого сознания, помним, да? Такие круги, где мы себя отождествляем в чём-то, какая-то сфера: вот, скажем, я – грихастха, я – брахмачари, или я – повар, или я – распространитель книг, или я – пуджари, или я, я, я, я… любые, любые определения. Как в этом случае происходит общение? Изнутри своего отождествления. Я – грихастха, и я изнутри своего отождествления общаюсь с другими. Поэтому я смотрю, что для меня будет выгодно, что не выгодно как для грихастхи. С кем общаться, с кем не общаться, как общаться, что мне даст вообще этот грихастха, я ж грихастха. А другой, смотри, я – брахмачари, что мне даст этот грихастха? Ничего. Что между мной общего? Ничего. Я – прихожанин, я – храмовый преданный и прочее, прочие вещи. Я – они, мы – вы, вот эти концепции тоже увеличивают страхи, беспокойства. Поскольку у нас нет целостного, не развивается в данном случае целостного понимания семьи духовной.

00:19:20 Прабхупада построил дом, в котором живёт каждый человек. То есть, для этого необходимо общаться не изнутри своего обусловленного состояния, названия, а из концепции: я – слуга Бога, то есть, над всеми этими сферами замкнутыми есть другая сфера – общения. Я – слуга Бога, всё должно соприкасаться в общении вот с этой сферой, и общение должно происходить именно там, где написано, я – слуга Бога, а не я – тот, или тот, или тот, или тот… Я – тот или тот, но я – слуга Бога, и я общаюсь с другими вот в той сфере. Там я – слуга Бога, сразу наступает взаимопонимание между преданными. И сильная поддержка духовная, что нам и требуется. Особенно грихастха ашраму очень необходима сильная духовная поддержка, поскольку мы не можем помочь обычно деньгами. И что именно человек ожидает в грихастха ашраме – что другие преданные просто его поддержат хорошим словом, хорошим вниманием. Часто бывает, что он был брахмачари, распространял книги, женился и он, можно сказать, уже никому не нужен, потому что мы – брахмачари, а он уже грихастха, что между нами общего. Но он слуга Бога и я слуга Бога, не нужно забывать эти вещи. И так уменьшается в обществе беспокойство. Сознание Кришны убирает все беспокойства, уничтожает. Если как говорить – вот так, таким именно образом, через правильное общение, понимание?

Сфера интересов

00:20:46 Ещё один момент, ещё другая схема была очень простая. Есть сфера интересов у человека, это большой-большой круг на всю доску, скажем, максимально мы нарисуем. Что такое сфера интересов? Всё что угодно, всё что меня интересует, любая вещь. Большой, большой кругозор может быть у человека, сфера интересов. Политика, там… всё, что угодно может быть. Погода, может, его интересует, может быть, другие страны его интересуют, то есть, всё интересное – говорить, обсуждать эти темы, да? Но сфера влияния – она может быть очень маленькая при этом. То есть, что конкретно я делаю при этом. Да, я могу знать очень много, могу думать об очень многих вещах, иметь желание общаться на эти темы, на самые разнообразные. Но что я делаю конкретно? Это может быть маленькая вещь. И вот нас всегда будет тянуть, по природе вещей, в сферу интересов. Но мы должны свой ум контролировать, куда бы он ни убегал неустойчивый по природе, к сфере влияния, к конкретной деятельности, практике. То есть, необходимо начать с малых вещей. Иногда грихастхи думают, что сейчас я сделаю какой-то большой бизнес и решу все свои проблемы материальные, много денег сразу заработаю. Ошибка. Нужно взять маленькую сферу влияния, что я могу сейчас сделать, как правило, начало очень небольшое будет, что я могу делать – чуть-чуть, и развивать вот это «чуть-чуть». Вот это будет правильный подход. Это тоже уменьшает проблемы и беспокойства семейной жизни, да. Человек должен быть, работать честно, делать то, что он может делать.

Три типа проблем человека

00:22:17 И мы обсуждали ещё три типа проблем, помним, да. Есть проблемы, с которыми мы можем справиться сами. Это что означает? Это мои проблемы. Я имею дурные привычки какие-то, может быть, неправильный характер. И я могу это исправить сам. Никак по-другому нельзя это исправить, только я могу это исправить. Это один тип проблемы. У меня есть проблемы, недостатки, и я их должен исправлять, так я работаю над собой. Это решение к этим проблемам – работа над собой. Второй тип проблем, которые я не могу исправить сам, потому что это не мои проблемы, а чьи-то проблемы – люди меня окружают вокруг. Они имеют так же какие-то свои недостатки. Какой ключ к этому? Правильное общение. Умение, скажем, проповедовать, влиять на людей, умение исправлять людей как бы правильно общаться. Так можно постепенно с этими проблемами работать. Итак, эти два вида проблем поддаются какому-то нашему влиянию. Однако, третий вид проблемы не поддаётся нашему влиянию, да. Это какие-то обстоятельства, которые выше нас. То есть, что-то происходит, и я не могу это изменить, не могу это изменить. Скажем, экономика в стране плохая – я не могу этого изменить. Я могу видеть, что плохо, но что я могу сделать? В этом случае нет ключа к решению этой проблемы. Есть единственное средство что делать – это означает, не нужно никого беспокоить, беспокоиться, нужно спокойно продолжать выполнять свои обязанности, терпеть, никого не беспокоить. Терпеть и никого не беспокоить. [санскрит] как раз об этом говорится. То есть, временные проявления счастья – несчастья будут приходить и уходить, нужно научиться терпеть так, чтоб это тебя вообще не тревожило. И не тревожь никого вокруг. Ещё один момент, который нам поможет правильно вести себя в трудностях и не беспокоиться.

Как выбрать себе партнёра

00:24:20 И далее описывается то, как человек может выбрать себе партнёра. Это довольно сложный вопрос и очень серьёзный вопрос. Фактически, самый главный вопрос на семинаре. Как выбрать себе партнёра правильно? В выборе партнёра должна быть психологическая совместимость и сходство характеров. Психологическая совместимость и сходство характеров. Очень важный момент…

00:24:48 На самом деле нельзя это сразу, быстро увидеть. Почему? Из-за приятных отношений. Вся опасность создания грихастха ашрама в том, что существуют приятные отношения, влюблённость, вожделение. Из-за этой влюблённости преданные не могут видеть характеров друг друга. То есть, положительные, отрицательные стороны, на сколько они подходят друг другу в конкретных вещах, в совершенно конкретных вещах, без иллюзий. Если человек женится просто на основании чувства, приятного романтического чувства, он женится на майе, на какой-то иллюзии. Не на том, что Кришна даёт ему, на чём-то другом, на своей иллюзии, то, что он думает - то, чего на самом деле нет. И с реальностью он столкнётся позже.

00:25:34 Поэтому очень важно при выборе партнёра, при общении не вступать в какие-то более близкие отношения, сверх меры. В течение года, например, человек не должен общаться достаточно близко, иногда они могут разговаривать и думать друг о друге, или переписываться и не на темы чувственного наслаждения. Пойдём погуляем может быть сегодня куда-то, не хочешь сходить в кино, как это люди, заметим, в кино друг друга приглашают, цветы друг другу дарят – то есть, они увеличивают эту приятную атмосферу, иллюзия увеличивается от этого. Проблемы так не решаются. То есть, нужно понять друг друга, просто понять, увидеть характеры, так, как они есть на самом деле. Это очень важно – сходство и совместимость характеров психологическая.

Как женились и выходили замуж в ведические времена

00:26:15 Как это делали в ведические времена? Давайте послушаем или даже отметим… Шесть пунктов в этом существовало, которые соблюдались как правило. Вот в ведические времена. На сколько это применимо сейчас или неприменимо, мы это потом оценим. Но вот, как это делали в те времена, когда не было никаких разводов.

00:26:35 Первое: выбирают родители, они советуются друг с другом – родители. Мы сразу спросим: а как родители знают, что именно этот человек подходит именно этому человеку? Очень просто. Родители уже знают об этом. Родители опытные, они уже видят это. Иногда, правда, отец мог и не видеть относительно дочери, поскольку отец с дочерью не очень близко общается, когда она уже взрослеет. Когда она маленькая, ей 10-12 лет, она очень зависит от отца, может близкое общение, но затем она уже переходит больше к матери, отец не очень-то касается её. И в этом случае отец может не знать ещё потому, что дочь стесняется говорить отцу такие вещи, и даже матери стесняется, но бабушке она говорит, как правило. Таковые семейные законы. Бабушке она говорит. И отец узнаёт от бабушки, от своей матери, может быть, и так далее. То есть, они как-то узнают об этом. А иногда они видят, как в моём случае произошло. Мы ещё не знали, что поженимся, но отец жены уже знал это, что мы поженимся. Он что-то уже заметил в наших отношениях, что мы смотрели там друг на друга и так далее. То есть, родители как-то увидели, у них есть опыт.

00:27:48 Итак, в принципе, они уже знают, а потом это извратилось, в том смысле, что родители просто стали думать о выгоде, не об интересах молодых, не учитывали это, а просто о выгоде: какой там брак – выгодный или не выгодный и как бы насильно так поженить, как бы чтоб богатство увеличить. Это стало препятствием, да, то есть, родителей не стали слушать после этого, как бы бунт им объявили. Тут сразу мы отметим, что родители всегда учитывали в ведические времена вкусы своих детей. Они считались с этим. Но это не было главным основанием. Теперь они знакомились, родители, и пытались выяснить, как, на сколько они подходят.

00:28:19 Они шли, второе, к астрологу. Итак, если родители были согласны, у них не было никаких проблем на этот счёт, они шли к астрологу. Астролог это так же хороший психолог, понимаете, это не просто какой-то шарлатан, сидит, гадает что-то там, будет так, не будет так – нет. Это хороший психолог. Если это хороший психолог, он мог быть очень хорошим астрологом. Если он хороший астролог, он должен быть хорошим психологом. Не просто только пророчествовать там, что-то будет или не будет. Он должен конкретно сказать, вот психология его и её, и они должны убедиться в этом, что он – совершенно прав, и сделать вывод на этом основании. Итак, они шли к астрологу. Если астролог подтверждал их выбор и говорил: «ничего, это нормально, не идеальный вариант, но в принципе не плохо, так будет не плохо, да», или он говорил: «да, это совершенно идеальный вариант, просто повезло», или он говорил: «нет, плохой вариант». Они считались с этим обязательно.

00:29:13 Третий этап. Они начинают советоваться с другими членами семьи. Не только есть родители, есть братья старшие, есть даже мнения сестёр, я не знаю, есть бабушки там и так далее, есть многие люди. Всё это так же учитывается. То есть, смотрите, какой был объём информации большой. Потому что люди знали друг друга… Скажем, я знаю кого-то с хорошей стороны, а другой знает этого человека уже не с очень хорошей стороны. Вот всё это обсуждается в этих случаях. Скажем, отец может говорить: «я знаю этого юношу, он хороший человек, я помню, он так хорошо работает или там у него какие-то качества», его жена может сказать: «а я его знаю с другой стороны, нет, он не всегда такой, как ты говоришь», и вот родители и занимались этими вещами. Они обсуждали со всех сторон это третий пункт. Женитьба это большие проблемы, много шума было.

00:30:16 Четвёртый – личные качества юноши и девушки теперь нужно было учитывать. Когда всё это проходили, эти три этапа, четвёртый этап был. Теперь должны были рассмотреть личные качества его и её. То есть, увидеть как бы, на сколько они находятся на одном уровне. Что это означает? Есть демоничные и божественные натуры. И нужно правильно оценить их качества личные, очень важный момент. Если будут божественные с божественными – нормально, хорошо будет. Демоничное с демоничным – тоже хорошо будет. Но божественное с демоничным – плохо будет. И бывают перемешанные: демоничные с божественными. Вот нужно подобрать соответствующую, точно такую же.

00:30:56 Вот, вот то же самое, что и у нас. Вот в чём у нас проблема? Божественное и демоничное в Кали югу не различаются как бы, не знают таких вещей, всё смешанно. Женятся и они не могут понять, почему они ссорятся постоянно. Личные качества. То есть, личный уровень сознания это имеется ввиду. Есть люди по природе очень добродетельные, боятся совершить грех, никого не обманывают, да. А есть другие, склонные обмануть, схитрить где-то, ничего страшного для них в этом нет, совершенно. Но вот эти принципы иногда очень сильно не сходятся. Поэтому нужны такие, чтобы были одинаковые. Обманщики, значит двое должны быть обманщики. Если честные – должны быть честные. Во всяком случае, в семье будет порядок. В семье будет порядок и спокойно, поэтому будут демоны, будут преданы, но будет порядок и спокойствие в семьях. Будет какой-то мир развиваться в умах людей.

00:31:48 Итак, личные качества юноши и девушки оцениваются, затем, пятое – оцениваются их вкусы: симпатии, антипатии, природа - вот такие вот уже вещи. Тоже иногда вызывает сильный диссонанс. Скажем, один не обладает вообще никаким вкусом, но навязывает свои вкусы. А другой обладает вкусом, да – вот тут тоже будет проблема. И она может даже стать серьёзной проблемой. Тоже это всё учитывается. Например, если муж будет дарить какие-то украшения безвкусные жене, она будет всегда недовольна этим. Видите, всё имеет значение в семейной жизни.

00:32:29 И шестое, шестой пункт – приданое жениху, от отца – дочери, чтобы муж мог сразу же позаботиться о жене первые дни, чтобы были какие-то средства к существованию. То есть, отец даёт приданое, вместе с дочерью отдаёт, приданое с ней отдаёт. Потому что молодой муж, который, может быть, не умеет ещё ничего делать вообще, мог не бояться первое время семейной жизни. Хотя в то время они не были одни. Смотрите, там были родственники, там были большие, расширенные семьи в ведические времена. То есть, никогда люди не испытывали беспокойств в семейной жизни. Никогда этого не было. В Кали югу, говорится – это трудно. Один, два ребёнка – это уже большая семья считается. Уже трудно, нужно уже беспокоиться. Но мы видим, даже когда нет детей – беспокойство даже есть в этом случае. Почему? Потому что все эти вещи не учитываются.

00:33:16 Итак, мы видим, вот как это всё делалось в те времена, да, и сейчас это совершенно не применяется. Ничего не применяется. Иногда, максимум, что делают – идут к астрологу сейчас. Это в нашем движении распространено, а в обычной жизни и то не всегда это делают. Итак, преданные иногда могут пойти к астрологу, и спросить: «ну как?». Астролог скажет: «ну, непонятно как, но может быть… а может не быть, но может быть…». Потом – с кем они советуются? Ни с кем они не советуются. Они советуются друг с другом. Затем личные качества юноши и девушки. Тоже это только со стороны можно увидеть. Ну, на счёт приданого тоже ничего не получится, как видим мы сейчас.

Основа брака

00:34:07 Итак, основа брака. Что говорит Прабхупада. Ты спросил у меня совет… Да! Для чего мы читаем эти шесть пунктов, если они не применимы, а? То есть, мы применяем максимум того, что возможно. Скажем, родители сейчас не принимают участия в этом, может быть, они считают бредом, и не будут принимать в этом активного участия. Возможно, в этом не будут принимать участия другие родственники, не будут оценивать, помогать нам и так далее, но мы должны принять заботу, авторитет опытных преданных, вот что это означает, которые могут как-то помочь в этом. Это необходимо сделать.

00:34:44 Так Прабхупада говорит, основа брака: «Ты спросил у меня совет, мой совет таков: что ты должен действовать очень медленно, и быть полностью уверенным в себе перед тем, как сделаешь большой шаг. Если ты хочешь установить какую-то дату своей свадьбы, то сделай это далеко заранее, не пытайся это делать слишком быстро. Оставь достаточно времени для того, чтобы чувствовать себя уверенным. Ты не должен чувствовать себя обязанным во взаимоотношениях до тех пор, пока вы оба точно не решите пожениться. Научитесь уважать друг друга. Без уважения у брака нет основы, особенно в сознании Кришны. Романтическая любовь не обязательно подразумевает уважение, очень много пар женится с романтическими намереньями и романтическими представлениями друг о друге. Но позже, когда они узнают лучше друг друга, вся их романтика кончается, и они теряют уважение друг к другу. Поэтому вы должны развить уважение друг к другу, не женись до тех пор, пока не нашёл его».

00:35:48 Итак, это основа для брака в сознании Кришны. То есть, здесь как бы наша тема исчерпана в принципе. Можем сейчас это немного обсудить и продолжим дальше, закончим семинар. Немного тут ещё есть по воспитанию детей, по психологии детей. Фактически, мы сейчас просто повторили то, что уже прошли ещё раз. Может быть, можно будет обсудить, потом я буду читать о детях.

00:36:22 ... коментарий очень важный, хотя он очень просто составлен. Поймите, тут выжимка – самая суть. Если мы научимся применять вот эту суть, мы избежим много проблем в нашем движении. Пожалуйста [вопросы], «если женщина изменила мужу против своего желания, как это описано в романе, обязательно ли мужу развестись с ней или нет?» Нет, я бы сказал, не обязательно в этом случае, если это произошло действительно против воли, против… так, если женщина – она внутренне чиста, невинна. То нет необходимости рвать узы, это как несчастный случай нужно расценивать, а не преступление. Если это так действительно.

00:37:19 -Как относится к бракам преданных с карми? Если это возможно, то при каких условиях?
-Ни при каких условиях. Это невозможно. Ни при каких условиях брак с карми невозможен. Может быть, вы имеете в виду то, что этот человек склонен к сознанию Кришны? Да, тогда это другой вопрос. Тогда мы не можем назвать его карми. Тогда нужно подождать, пока он не станет устойчивым преданным. Не спешить выходить замуж или жениться. Это может показаться решением проблемы какой-то, но тут же вызовет массу других проблем. Что же произойдёт? Этот брак уничтожит нашу преданность. Как правило это и происходит. Человек очень сильно оскверняется из-за таких браков.

00:38:18 Представьте, карми – человек, он не соблюдает никаких принципов, и он женится не для того, чтобы соблюдать принципы, оказывается совсем наоборот. Они-то как раз руководствуются совершенно другими принципами в браке. И что? Человек становится жертвой вожделения, своего собственного мужа или своей собственной жены. Как же это возможно? Сначала нужно разобраться, в этом случае, сначала нужно разобраться со своей духовной жизнью, а не с женитьбой. Кажется, что преданные уже не думают о духовной жизни, поэтому предлагают, в ум приходят такие вещи.

00:38:55 Сначала нужно разобраться, как же я вижу свою дальнейшую духовную жизнь, почему же я так ослаб сейчас, что думаю о женитьбе или замужестве на ком угодно? Сначала нужно восстановиться в духовной жизни, снова утвердиться, а потом, потом уже нужно решать вопросы брака. Потому что мы только что читали, что брак не является решением проблемы. Брак даже увеличивает проблему. Поэтому сначала нужно получить подготовку. Конечно, мы видим, что в наше время это так трудно, мы можем прийти сюда уже взрослыми. Нам бы пора уже жениться или выйти замуж, но мы должны учиться несколько лет. Это может вызывать трудности какие-то у нас. Но нужно вспомнить о цели своей жизни, ради чего мы живём, и что-то должно перевесить здесь. Либо мои желания, либо высший смысл, к чему-то мы должны прийти. Итак, сначала нужно разобраться в своей духовной жизни, а потом решать вопрос с браком.

00:40:11 -[вопрос из зала не слышно]
Не применяйте сейчас ведические принципы так строго. Строго говоря, если бы мы следовали ведической культуре строго, то конечно, это бы вызвало большую трудность. Наверняка бы, муж мог отвернуть свою жену. Но если мы говорим о теперешней жизни, я бы не подходил так строго к этому. Это было сделано помимо воли человека, это подобно несчастному случаю. Придётся быть сострадательным и снисходительным. Если это действительно так, я подчёркиваю, если это действительно так.

00:41:10 [записка из зала]
«В лекции было сказано: чтобы избавиться от вожделения, отношения должны строится на любви, уважении. В мирском смысле любовь подразумевает вожделение. Что значит любовь в семейной жизни грихастхи? Как она проявляется между супругами?»
- Хороший вопрос. Любовь, нежность, скажем, да, такие чувства есть между супругами, вполне естественно. Не стоит путать это с вожделением. Например, мы можем испытывать нежность к домашним животным – не означает вожделение. Можем испытывать нежность к своей матери - это не означает вожделение. Если я приезжаю домой, мать меня обнимает – это мать, я тоже её обнимаю. Можно испытывать нежность к своей дочери. У меня есть дочь, допустим. Это не вожделение. Но это – определённое чувство. Точно так же можно научиться любви и уважению с собственной женой. Если необходимо... вожделение, как черепаха, если необходимо, он может вытащить свои конечности, чтоб двигаться. Если нет необходимости, мы должны спрятать их. Потому, что есть место в этом случае для других чувств. И мы говорили, что этот клапан – застенчивость. Жена должна правильно вести себя, правильно одеваться, правильно разговаривать, чтоб вызывать у мужа не вожделение, а уважение. И… как это называется?.. Нежность, не вожделение. Чистые отношения. Этому тоже есть место. Мы должны найти вот такой подход в семейных отношениях. Когда необходимо зачатие ребёнка – да, там будет какое-то вожделение, но вот перед этим будет 50 кругов. И это ещё спорный вопрос, какое там будет вожделение. Мы всячески пытаемся избежать вожделения, даже в этих случаях. Иначе родятся заносчивые демоны. Наказание будет хорошее на всю жизнь.

Играет ли роль в выборе партнера его возраст

00:43:10 - Скажите пожалуйста, играет ли роль в выборе партнера его возраст?
- Возраст играет роль.
- Ну вот а какую роль?
- Прабхупада описывает. Мужчина должен быть лет 25, 23, а женщина лет 16,18, 20. Хорошее сочетание. Как правило мужчина старше должен быть, по ведическим правилам. Как правило. Почему, потому что жена не должна ему перечить. Это возраст помогает в этом случае. Если жена будет на много старше, то труднее будет вот эту психологию учитывать. Молодой муж, пытается учить свою жену, все наоборот как-то кажется. Сложнее как бы за этим. Но иногда бывает так, что в этом тоже нет проблем. Мы должны быть практичными. Иногда бывает, что устойчивые крепкие браки, когда женщина старше. Сейчас почему-то много таких случаев, не знаю почему. Хотя это не очень-то одобряется, но это есть.

00:44:20 - В лекции вы сказали, что в грихастха, на 6 уровне выполнять свои обязанности поддерживать свою семью. Но вот как её практически в Кали югу в Санкт-Петербурге поддерживать? Потому что, если предлагают мне какую-то работу, то там можно забыть о божествах напрочь. А чтение книг и ... Вот тогда я смогу вот этими средствами поддерживать свою семью с двумя детьми. Какие вот практические вещи вот в ИСККОНе есть. Как грихастха должен выворачиваться?
- В кали югу и в Санкт-Петербурге?
- Да [смех в зале]
- Очень усложненный вопрос. В кали югу еще мог бы сказать, но в Санкт-Петербурге я не знаю. Мы прочитаем кое что еще Прабхупады на этот счет. В кали югу на самом деле не так уж трудно жить, но вот в Санкт-Петербурге почему-то трудно.

00:45:19 «Я очень рад узнать, что Химавати ждет ребенка. Ребенок это великий дар Кришны и в тоже время великая ответственность для родителей. Следить за тем, чтобы их ребенок осознавал Кришну. Я знаю, что ты понимаешь этот момент и сделаешь все чтобы Кришна стал центром в вашем доме. А теперь о том, что ты должен делать. Есть много сфер деятельности доступных тебе. Прежде замечу, что ты семейный человек и как правило на этом этапе жизни ... ты должен обеспечить свою семью всем необходимым.» Видите да? На этом этапе жизни мужчина должен думать о том, как обеспечить свою семью всем необходимым. Если хочешь, то можешь устроиться на какую-нибудь работу. Прабхупада говорит «какую-нибудь» работу. Какую-нибудь работу. Любую работу. Таксистами работают некоторые преданные, таксистами. В Нью-Йорке или где-нибудь еще и спокойно жить примерным домохозяином. Например, Рупануга и другие. «Хотя если ты склонен, можешь продолжать работать в храме. Им может стать храм в Монреале или где-нибудь еще где достаточно места чтобы поселиться вашей семье но никогда не забывай о своем здоровье. Будучи в Нью-Йорке узнал о твоей болезни и сейчас ты пишешь, что тебе за это время не стало лучше а наоборот. Это не хорошо, ты должен лечиться. Прими меры, не беспокойся, Кришна поможет тебе. Если появится необходимость, устроится на работу которая позволит хорошо содержать жену и ребенка. Кришна даст всю необходимую поддержку...» Кришна даст всю необходимую поддержку но мы должны что-то делать, какую-нибудь работу нужно иметь. Поддерживать семью, если она есть.

00:47:07 В каком-то смысле на западе легче это делать, наверняка. Я не сказал бы, что это абсолютное правило. Поскольку это зависит от разума человека, на сколько он способен это делать. Как мой гуру махарадж сказал об этом недавно, лишь очень не многие грихастхи способны делать хороший бизнес. Очень редкие на самом деле. Вайш очень очень мало. Поэтому не ожидайте, пожалуйста не ожидайте, не стройте иллюзий, что мы все будем зарабатывать какие-то большие деньги. Так легко поддерживать семью. Это не будет легко. Придется действительно работать, не нужно бояться этого. Мы не должны бояться работы.

00:47:52 Например, мы были недавно в Печорах, мы ездили в Псков и заехали в Печоры посмотреть монастырь. Этот монастырь никогда не закрывался, мне рассказали. Всегда действовал. И примечательная вещь, что там есть пещеры где эти монахи жили раньше, не знаю живут ли сейчас там эти отшельники, затворники в пещерах. В пещеры мы не попали, к сожалению. Хотел увидеть эти пещеры. А эти пещеры они сделали сами. Там целый город под землей. Всем известно как монахи работают. И кроме того, мы слышали и все говорят об этом, что оттуда есть ход до самого Киева. Никакое метро в Санкт-Петербурге не сравнится с этим ударным трудом. Монахи делают такие вещи, работают. Они не боятся работы. И когда мы были на территории мы видели что эти монахи они очень заняты, там не было ни одного монаха, который просто ходил бы и смотрел бы, мантру повторял. Они такие же брахмачарии точь в точь, только одежды другие. Точно такие же, мало чем отличаются. Но все они заняты, они пешком даже не ходят, они бегают практически там. Вот это человек занят, он должен работать.

00:49:12 То есть в молодые годы, если человек работает он в майе. Когда он старый он уже не должен работать. Но мы уже старые и преданные. [смеется] Преданные то может мы уже старые, но люди то молодые. Нужно работать. Если грихастха не работает это плохо. Во всех отношениях плохо. Он должен как-то работать, поддерживать свою семью. Почему преданные боятся этого? Они не должны этого бояться. Мы должны стать намного сильнее чем чувствуем себя сейчас. Сейчас мы чувствуем себя очень слабыми, мы пришли на семинар, думая что может быть это решит все мои проблемы финансовые проблемы и семейные проблемы. Проблемы с детьми. Нет! Мы должны научиться чему-то чтобы действовать. Необходимо научиться работать хорошо. Так, что вопросов нет, продолжим?

Об отношениях преданного с матерью

00:50:12 - Расскажите о взаимоотношениях преданного с матерью.
- Взаимоотношения преданного с матерью. Как он должен общаться с матерью? А какое место здесь непонятно?По-моему это вполне ясные вещи все.
- У нас мирское понимание, а с ведической точки зрения?
- С ведической точки зрения может быть я не очень помню, но господь Чайтанья он кланялся своей матери всегда. Он всегда был ей очень благодарен. А этикет таков что ребенок кланяется своим родителям. Утром он поднимается, он идет кланяется своим родителям, почтение выражает. Есть даже какие-то церемонии поклонения родителям. Я не знаю точно, сейчас мы не следуем этим правилам. Один раз только Прабхупада, он потребовал это со своего ученика Брамананды, чтобы когда он приходил к своей матери он кланялся ей. И он приходил в гости, звонил в дверь, мать открывала дверь и не было никого, потому что Брамананда там кланялся в это время своей матери. И она это принимала, потому что знала, что духовный учитель сказал ему это делать. Но это был единственный случай. В других случаях Прабхупада не всегда это одобрял. Родителей это может пугать, шокировать и т.д. у них могут быть проблемы.

00:51:31 Поэтому должны быть обычные отношения со своей матерью, привычные для нее. Когда я вырос однажды написал поздравительные открытки своей бабушке. В детстве я её звал не бабушка, баба звал я ее. Я её всю жизнь звал баба. Это было нормально для нас в то время. А на открытке написал, я уже взрослый был, подумал, бабушка, дорогая бабушка, и что вы думаете? Она обиделась! Какая я тебе бабушка, я баба! Так что не нужно сейчас ничего уже выдумывать. Есть привычные отношения уже которые установились, нужно их поддерживать. В старых привычках. Между матерью и сыном чистые отношения, что можно добавить.

00:52:26 - [вопрос не слышно]
- Повторите еще раз ту фразу.
- ???
- То есть преданный не должен быть слишком обеспокоен самообороной, поскольку это повлечет неправильные действия. Например преданный не должен быть слишком быть привязанным к положению и бороться за это. Это осквернит сознание преданного. Если ему говорят сменить служение, он должен легко к этому отнестись. Положившись на волю Кришны. И в другом случае, когда его что-то беспокоит он не должен на основании этих беспокойств какие-то неправильные поступки совершать. Понимаете да? Иногда бывает полоса каких-то беспокойств. Нас кто-то беспокоит. Из за каких-то наших прошлых вещей из нашей кармы у нас полоса беспокойств. Иногда преданный на основании этих беспокойств начинает приносить даже вред кому-то. Из-за того что у него трудности. Вот это считается неправильным, он не должен этого делать, это не чистые поступки. Он должен терпеть, это карма, он просто вытерпеть должен это все. И не беспокоить никого. Эта та третья вещь, о которой говорили, обстоятельства, терпеть никого не беспокоить. Тогда человек остается чистым.

Как брахмачарии имитируют парамахамс

00:54:06 - [вопрос не слышно]
- Как брахмачарий имитирует парамахамс? Ну, они носят шафран тоже, хотя парамахамсы белое носят. Но, шафран это такой святой цвет. Я помню как я носил шафран, я думал о себе что-то такое. Хотя я был грихастха всегда, но я носил шафран, потому что я стыдился быть грихастхой в сознании Кришны. А нам проповедовали, так проповедовали. Говорили, что грихастха это Майа. И все кто по настоящему отречен от семьи должны носить шафран. Буквально так не говорили, но мы, подразумевали под этим. Потому что когда я надел шафран, все преданные оценили это, им понравилось, что я такой отреченный грихастха, что я уже от семьи отрекся. Жена конечно была очень напряжена все это время пока я носил шафран. Ребенок тоже не видел своего отца практически, пока я носил шафран. Это вот есть имитация чего-то другого. Грихастха должен быть честным как и все остальные.

00:55:08 Брахмачарии. Они гордятся немножко, это их форма сохранить брахмачарию. Если брахмачарий не гордится своей брахмачарией ему трудно сохранить брахмачарию. Он должен немного гордиться или много гордиться. Иначе он будет завидовать грихастхе. Это мы говорим психология, природа, есть психология у брахмачария, есть у грихастх, ванапраст, у саньяси. Есть разные психологии, разные состояния ума. Есть вещи особенно если это начинающий. Не все брахмачарии подходят под эту категорию мы говорим. Есть брахмачарии, которые давно миновали возраст грихастха ашрама и были брахмачарием всю жизнь, это другое дело. Там другая психология, они могут и не гордиться ничем. Почему? Они могут быть просто умиротворены в сознании Кришны вот и все. Они духовно продвигаются и не обеспокоены ничем больше. Это самое лучшее. Но начинающие брахмачарии они еще не так умиротворены. Им просто нравится своё это положение брахмачариев. Поскольку оно прославляется всегда подчеркивается, что нам нужен отреченный брахмачарий, который будет распространять сознание Кришны. И они себя чувствуют именно на передовой. Наиболее нужные люди, наиболее сильная часть общества, брахмачарии. Они будут всегда гордыми.

00:56:18 Это гордость выразится в том, что они всегда будут оценивать себя выше чем есть на самом деле. То есть они будут думать, что они могут принять саньясу через какое-то время, после грихастха ашрама, большинство так будет думать. Молодые брахмачарии. И затем постепенно эти иллюзия будет разбиваться постепенно. То есть имитация будет в это время. Не стоит беспокоиться на этот счет мы сказали что это жизнь для брахмачария, эти мысли, что он отреченный, что он духовно продвигается, это самая лучшая для него награда для грихастхи, он думает о себе такие вещи, он слышит о себе такие вещи.

00:56:51 Однако, постепенно у брахмачария появятся какие-то трудности в уме, так. В этом случае мы уже не должны проповедовать брахмачария, саньяса, отречение, парамахамса. Нужно указать на их положение какое оно есть. В таком случае. Как только у них появляются проблемы нужно быть внимательным руководству, старшим преданным. Они должны заметить это и проповедовать настоящие реальные вещи. Настоящие реальные вещи. Открыть человеку его настоящую действительность. Подошло время. Это будет период довольно трудный. Потому что так будет переоценка ценностей.

00:57:30 Это на самом деле важный момент. Иногда преданный будет спрашивать, почему вы всегда говорите такие вещи, которые нас только разочаровывают, мы слушаем, вроде все хорошо, но так много разочарований, впечатление, что мы вообще не преданные. Но это лучше, чем быть в иллюзии все время. В какой-то момент человеку необходимо услышать эти вещи, истинные вещи. Иначе он не сможет продвигаться самостоятельно. Не следует оставаться в иллюзии долго. Брахмачарий это ребенок, он может быть в иллюзии какое-то время. Но когда он повзрослеет он не должен быть в иллюзии. Он не должен быть ребенком всю жизнь. Он должен стать серьезным в какой-то момент. И когда он станет серьезным, он может понять - он парамахамса или не парамахамса и что ему делать дальше. Оставаться брахмачарием или сменить ашрам. А может быть нет, может оставаться брахмачарием он должен все это решить. Серьезно по-настоящему. Потому что оставаться брахмачарием это серьезное дело. Это очень серьезное дело.

00:58:22 Есть также такие вещи, когда человек остается брахмачарием потом, а потом просто ненавидит свою брахмачарию. Потерял время, уже состарился и семью поздно заводить. Такое тоже бывает. Все что угодно можно встретить, ложное отречение приведет к различным разочарованиям человека. Поэтому если мы говорим о молодежи брахмачарии тут все ясно, пусть они гордятся, пусть они думают, что они парамахамсы, никаких проблем в этом. Они действительно чувствуют эту жизнь парамахамсы чуть-чуть. Отреченность, это хорошо.

Где грань между гордостью и гордыней

00:59:00 - А где грань между гордостью и гордыня? Ведь гордость это элемент безбожия.
- Гордость и гордыня?
- Да.
- Объясните что это такое? Какая разница между ними? Что вы имеете в виду? На санскрите как это называется.
- Я не знаю как на санскрите...
- Ложная гордость и гордыня. Есть ложная гордость, есть истинная гордость. Любая гордость это проявление безбожия. Фактически в строгом смысле мы так и должны принять это. Любая гордость это. В результате будет отклонение какое-то. Значит безбожие получится какое-то. Но не гордиться ничем невозможно, такова наша обусловленная природа. Будем чем-то гордиться, поэтому будем гордится сознанием Кришны. Тем что брахмачарии например, тем что мы грихастхи в сознании Кришны, мы гордимся, тем что мы ванапрастхи,тем что мы санньяси, тоже будет какая-то гордость. Что мы в ИСККОНе. Что мы последователи господа Чайтаньи и т.д. В этом смысле гордость применима. Но если эта гордость оторвана от движений, от наставлений гуру, понимаете? Вот это уже безбожие порождает настоящее. Это подлинно ложная гордость. То есть она оторвана.

01:00:32 - Вы говорили что всегда будут отклонения если гордость. То есть всегда будут у преданного какие-то отклонения?
- Конечно. Всегда у нас есть какие-то отклонения. Время от времени приходят проблемы, что это такое, это отклонения какие-то. Отклонения в уме могут быть. И страдания какие-то наши проблемы это как реакция на это. Также как человек, который садится на что-то острое или опирается на что-то опасное, он сразу чувствует боль. Он опирается, скажем на что-то очень горячее, он почувствует боль, боль предупредит его. Также и здесь, если мы отклоняемся от чего-то, то какие-то проблемы предупредят нас.

01:01:12 Отклонения исходят из гордости. Гордость означает, что человек забыл о Кришне и думает о себе, что такое гордость. Это концентрация на самом себе. Я сделал что-то такое, я думаю об этом, как я это все сделал и как это все выглядит. И как это здорово и как это я сделал, и это Я сделал. Значит я уже не думаю о Кришне, это уже отклонения. Гордость приходит перед падением. То есть гордость можно применить в духовных отождествлениях. Скажем, я брахмачарий, это духовное отождествление, так скажем. Или я преданный в сознании Кришны, это тоже должно быть духовное отождествление. В этом случае оно как-то применимо.

01:02:02 [записка из зала]«Принципиальное отличие грихастхи домохозяина и грихастхи семъянина. Есть ли какие либо положительные стороны?»
Нужно разъяснить что такое грихастха семьянин и грихастха домохозяин. Мне кажется что это одно и тоже. Имеется в виду грихастха, который живет дома, но у него нет семьи? Или грихастха, который живет дома с семьей? Нужно разъяснить. Семьянин, грихастха это одно и тоже кажется.

01:02:41 У которого нет семьи, он живет дома? В полном смысле слова он не очень-то грихастха. Он не грихастха он и не брахмачарий. [смеется] Грихастха строго говоря он может быть тот, кто живет дома. Грих означает дом. Есть такие оттенки как брахмачарий со знанием грихастхи. Грихастхи с сознанием брахмачария, например. Тут есть также смешанные категории людей. И бывает брахмачарий, который не может жить в ашраме, но может жить дома. Значит это будет брахмачарий со склонностью грихастхи, домашней жизни. У него еще может быть и не быть семьи. Он как бы еще по статусу остается не женатым брахмачарием. Не общается с женщинами может быть, да. Поскольку он хочет иметь свой угол это склонность к грихастхе. Ум грихастхи у него скажем так. А бывает грихастха, он живет дома, у него есть семья, но ум у него брахмачария. Он строг в принципах, он занят преданным служением, всем проповедует пол дня, каждый день тоесть. И т.д., то есть есть разные оттенки.

Комментарии Шрилы Прабхупады о детях

01:03:56 Так мы продолжим, почитаем о детях. Сначала то, что Прабхупада говорил об этом. Прабхупада очень приветствовал появление детей в сознании Кришны. «Я также очень рад узнать, что в своем лоне ты носишь ребенка. И пожалуйста прими все мои благословения в адрес этого существа, которого мы рады будем принять в наше общество, через какие-то несколько месяцев. Очень внимательно следи за своим здоровьем, чтобы ребенок мог развиваться здоровым и стать сознающим Кришну. Прахлада Махараджа еще будучи ребенком, находясь в лоне матери услышал наставления и в последствии стал самым великим преданным господа Кришны. Это твой долг как и долг всех родителей воспитать своего ребенка в сознании Кришны с тем, чтобы этому удачливому ребенку, родившемуся у сознающих Кришну родителей не пришлось бы вновь принимать рождение в этом материальном мире

01:05:00 То есть так Прабхупада относился к этому, с самого начала говорил это своим ученикам. Как они должны понимать появление ребенка. Что это за ответственность, чтобы не рождаться снова. Последнее воплощение. «Конечно желать,чтобы это рождение этого ребенка стало последним. Воплощение в этом мире это очень хорошо. Это правда, что можно становиться родителем лишь тогда, когда уверен, что сможешь освободить своих подопечных от лап смерти. Это возможно только посредством сознания Кришны. Так вот самое великое служение для Кришны находить любые возможности, чтобы воспитать своего ребенка в духе преданного служения. Это очень хорошо что ты серьезен в этом отношении.» Это написано Хамсадути письмо.

01:05:50 «Я видел твоего сына, у него очень нежные черты тела. Это говорит о том, что из него получится идеальный брахмачарий. Всегда будь для него примером в сознании Кришны. Это и будет твоим совершенством как матери. Что касается твоего желания послать детей в гурукулу, хочу сказать, что это не требуется нами так строго. Я думаю, что самым главным в их жизни должно стать то, что ты сам аккуратно следуешь всем нашим правилам и традициям, т.е. вставать рано, проводить мангала арати, читать наши книги, и т.д, и главное ты будешь читать свои 16 кругов регулярно. Эти вещи являются сутью твоей духовной практики. От него зависит состояние всего остального в твоей жизни. Как я понимаю ты ждешь ссуду от бибити в размере 150 тысяч долларов, но бибити уже взялось финансировать наш проект в Бомбее, Маяпури, поэтому эти деньги должны пойти в Индию. В связи с этим я думаю, что бибити не сможет дать вам ссуду. В действительности поддержание гурукулу это прямая обязанность родителей. Взимая некоторый процент с дохода храма, или получая кредиты от бибити родители тем самым позволяют себе уйти от своих прямых обязанностей.

01:07:11 Прежде чем иметь детей муж и жена должны убедиться в том будут ли возможным для них оплачивать образование их будущих детей. Скорей всего джибиси должно сделать постановление, в котором оговаривается, что если муж и жена собираются иметь детей, то они сами должны будут оплачивать все расходы, связанные с образованием их детей. В последнем письме Джаятирти я поделился несколькими своими соображениями относительно того, как родители могут зарабатывать деньги на поддержание их детей. Поэтому вы должны собраться, обсудить все и сделать все необходимое в этом направлении... » Это цитата, то что Прабхупада говорил о детях, о гурукулах в принципе.

Несколько слов о воспитании детей

01:07:57 Теперь поговорим немного о воспитании детей. Совсем немного, несколько пунктов мы обсудим. То есть основная тенденция родителей в воспитании детей это ругать своих детей, то не так, это не так, обычно так проиходит. Ругают детей. Если дети будут расти в атмосфере неудачников, то когда они вырастут, то они отвернут сознание Кришны. Сильный пункт очень. То есть мы несем ответственность за сознание Кришны. Не просто это наши дети, которых мы можем поругать, когда хотим, или приласкать, когда мы хотим. Мы несем ответственность за сознание Кришны. За целое движение. Поэтому они отвернут сознание Кришны, если будут чувствовать себя постоянными неудачниками.

01:08:45 Родители должны вдохновлять своих детей быть успешными во всем. То есть дети должны себя чувствовать успешными в присутствии этих родителей. Не неудачниками. Важный момент. Особенно это бывает с преданными в какой-то момент, какой-то период, преданные иногда начинают впадать в умонастроение критики. С каждым так происходит. Есть такое время, когда преданному каждется, что он должен именно критиковать всегда. Что только это поможет ребенку или кому-то еще. Это конечно ошибка.

01:09:27 Есть 7 способов для этого. Чтобы дети чувствовали себя успешными. Значит мы отметим. Первый. . Если вы записываете я буду медленно говорить. К детям нужно относиться с уважением. Так они будут действовать лучше. Объясним что это означает. Относится к детям с уважением, так они будут действовать лучше. Шрила Прабхупада вел себя с учениками так, как будто они уже были зрелыми. Помните из ... Прабхупада вел себя с учениками как будто они уже были зрелыми. Так он помогал им достичь более высокой платформы. Вот с самого начала он вел себя с ними так, как будто они были уже очень продвинутыми. Он спрашивал у них совета. Помните, да?Так он помогал им достичь более высокой платформы. Значит первый пункт отношений с детьми, который очень помогает. Не нужно бояться советоваться с ребенком. Да, дети должны знать этот секрет. Это путь к сердцу ребенка, уважение. Не нужно бояться посоветоваться с ним, спросить его мнения. Оценить его усилия, его вклад.

01:10:53 Второе. Никогда не унижайте детей. И не обращайте не нужное внимание на ошибки детей. Никогда не унижайте детей. И не обращайте не нужное внимание на ошибки детей. Сейчас объяснение будет. Насмешки, унижение и жестокий сарказм причина глубокого неудовлетворения ребенка. Насмешки, унижение и жестокий сарказм причина глубокого неудовлетворения ребенка и отвращения. Причина неудовлетворения и отвращения. ... [обрыв записи] Как правило, лекарство. Концентрировать внимание на хорошем поведении, которое мы хотим получить. То есть меньше замечать недостатки и основное внимание концентрировать на хорошем поведении, которое мы ожидаем от ребенка. Это второй пункт.

01:12:11 Третий. Выискивать в ребенке его способности и сильные стороны. Вот это основное занятие родителей должно быть в воспитании. Выискивать сильные стороны ребенка. Самые лучшие вещи. И поощрять их. Выискивать в ребенке его способности и сильные стороны и поощрять их. Так же как темнота рассеивается светом, также и ошибки человека исчезают, если он делает что-то в сознании Кришны. Помогите ребенку развить то, что у него осознанно получается. Да, иногда бывает так, что родители хотят что-то сделать из ребенка. Хотят сделать из него чистого преданного, например.

01:13:12 То есть помогите ребенку развить то, что у него особенно получается. А чем может заниматься ребенок? Он может заниматься сплошной ерундой с точки зрения взрослого человека. Но тем не менее, если что-то у него будет получаться он будет развиваться. Важно, что он будет развиваться, не важно что он делает. Важно что он развивается. Когда родители ложно отречены, они могут здесь навредить. Они могут запрещать что-то не давать, что не является чем-то вредным для ребенка. Какие-то игры и т.д. Головоломки, например, головоломки что еще? Каламбуры словесные, как это называется загадки в рисунках? Ребусы. Это все Майя понимаете, да? Но при этом ребенок развивается. Развивает своё мышление и т.д. математика сплошная майя, но он изучает ее. Она не пригодится, вот эти формулы там, высшая математика, вряд ли пригодится в жизни, но это развивает ребенка. Это необходимо. Так что что-то у него будет получаться. Например, у кого-то есть способности к танцам, можно это развивать. Почему нет?

01:14:36 Четвертый пункт. Использование положительного поощрения. Неправильное поведение детей часто исходит из того, что они пытаются обратить на себя внимание. Да это их психология. Часто они неправильно ведут себя только для того, чтобы обратить на себя внимание. Если мы будем обращать внимание на детей, когда они ведут себя правильно, тогда он и не будет проказничать для того, чтобы обратить на себя внимание. Да, родители обычно так заняты, что не обращают внимания, когда ребенок поступает правильно. А только когда неправильно. Поскольку на него внимание обращает именно в это время он начинает проказничать специально, чтобы на него обратили внимание, он знает, что внимание обращают только тогда, когда что-то неправильно. Поэтому лекарство противоположное. Когда правильно обращайте внимание. Тогда они будут делать только правильные вещи. Их цель обратить внимание.

01:15:38 Если ребенок ведет себя правильно похвалите его. Проблемные дети нуждаются в большем поощрении чем обычные. Не в большем наказании а в большем поощрении за правильные вещи конечно же. Они ж тоже иногда что-то делают правильно. Вот это нужно поощрять в десять раз больше, чем те кто без проблем.

01:16:04 Пятый пункт. Используй систему выбора при воспитании ребенка. Система выбора при воспитании ребенка. Обычно ребенок поступает думает правильно о своих родителях как об источнике, то есть неправильно, обычно ребенок поступающий неправильно думает о своих родителях как об источнике наказания. Поэтому он видит проблему в своих родителях, а не в своем поведении. Это психология ребенка, он еще не может оценивать все так широко. Поэтому представьте вы наказываете ребенка постоянно, когда он делает что-то неправильно. Он начинает думать, что это все из-за моих родителей - они злые. То есть так ребенок будет думать. Чаще всего он обижается на эти вещи. Для того, чтобы избежать этого, нужно давать ребенку выбор, чтобы он мог видеть, что наказание является продуктом его неправильного выбора поведения.

01:17:10 Пример. Вместо того, чтобы сказать ребенку, «если ты будешь шуметь, я выгоню тебя из алтарной», лучше сказать, «у тебя есть сейчас выбор ты можешь продолжать шуметь снаружи или ты можешь остаться здесь. Выбирай». Понимаете, да, что имеется в виду. То есть ребенок должен выбирать между правильным и неправильным, сам учиться выбирать.

01:17:43 Шестой пункт. Необходимо быть последовательным в отношениях с детьми. Важный момент. Если ребенок увидит, что вы непоследовательны в своих действиях, он будет сбит с толку. Допустим ребенок должен мыться каждый день в 6 часов. Но он может начать не соглашаться с этим, плакать, спорить и т.д. И вы идете у него на поводу и разрешаете бегать ему еще до 8 вечера. И через 2 недели такого обращения с ребенком, вдруг ни с того ни с сего мы приходим в ярость, ругаем его, обвиняем. Это неправильно. То есть мы идем на поводу чувств. То есть ребенок не хочет, плачет, ну ладно ладно, ну погуляй еще немного, ну завтра еще погуляй, но и послезавтра погуляй, но через 3 дня мы устраиваем такую ему взбучку, так долго гулять, сколько можно? И он опять снова начинает плакать, ну ладно, ладно, ладно, убедил погуляй сегодня, хорошо. Это имеется в виду. Быть последовательным.

01:18:53 Седьмой пункт. Если ребенок ведет себя неправильно, то мы должны обращаться к проблеме его поведения а не к самому ребенку. То есть если мы всегда будем говорить, ты действуешь неправильно, ты все делаешь плохо, ты негодяй, это не будет работать. Он будет обижаться всегда при всех обстоятельствах. Если мы скажем, подумай сам, вот если ты видишь человека, который делает так, так и так, как ты думаешь, хорошо это? Мы ценим его, он чувствует, что мы ценим его. А когда просто ребенка отчитывать, он просто голову повесит и так вот напрягается и смотрит, даже если он не прав, надуется, будет смотреть. А если просто и спокойно посадить поговорить, со стороны помочь ему это все увидеть. Он легче воспринимает.

01:19:43 Например, очевидно что мы видим, преимущество проповеди в этом смысле. То есть преданные они проповедуют своим детям, ну вот не всегда, но вот это самое лучше было бы. Вот тут все заметили, что когда им начинаешь проповедовать это имеет эффект. Проповедь именно обращается к проблеме. Проповедь никогда не может быть враждебна, если это проповедь. Проповедь, да, говорится о проблемах, но сама личность при этом уважается. Это и есть проповедь.

01:20:20 Необходимо научиться искусству слушанья детей. У них также есть чувства. Очень важный момент. Вообще искусство слушанья это выделяем его шраванам - это самая важная вещь для того, чтобы строить правильные отношения. Со всеми не только с детьми, с любыми людьми. Искусство слушанья. И к детям это так же применяется у них также есть чувства, они выражают, они говорят что-то. Необходимо научиться искусству слушанья, нельзя им говорить, «то что ты говоришь и то что ты чувствуешь ерунда». То есть нельзя так, чтобы они воспринимали наше поведение. Они не будут нам доверять в этом случае, они разовьются и не будут нам доверять. Это самая трудная вещь, когда родители чувствуют, что дети не доверяют им, скрывают всякие вещи и прочее. Они не могут их воспитывать, не могут влиять на них. Шраванам, слушанье очень важно.

01:21:14 Дети, подростки, по статистике 2% детей подростков будут сильными преданными. Всего 2% детей, но это статистика запада. Мало мы видим, очень мало. Если такие как Прахлад или Прияврата они закончили гурукулу и теперь Прохлад путешествует в саньяси. Это самое лучшее было бы для брахмачария, ребенка. Закончить гурукулу и по всему миру путешествовать в саньяси. Мечта для родителей была бы. Но таких может быть 1-2% которые могут быть... оставаться сильными преданными. Остальные, что же будут делать остальные. А остальные выберут себе разные другие обязанности. Но мы хотим чтобы все это было в сознании Кришны. Вот что мы хотим. То есть нужно принять во внимание что так будет. Такова жизнь.

01:22:11 Необходимо отдать ребенку практически все, что он пожелает. Что имеется в виду. Представьте что вам 16 лет. Что мы хотим в это время? Мы хотим яхты там, мотоцикл, я хотел акваланг например. Я родителей тряс очень серьезно, чтобы мне деньги копили на акваланг. Мотоцикл мне не нужно было, но акваланг я хотел взять у них любой ценой. Я требовал от них этого всего. И мне нужен был этюдник и краски. Нужны были большие затраты. Мне нужен был и акваланг и краски, и кисти и все это очень дорого и все это нужно было доставать и отец искал все это. Акваланг он правда не нашел. Нет, нашел однажды акваланг, но это просто показал мне его. Хотя бы это. И то он удовлетворил мои желания таким образом.

01:23:01 Вот представьте что вам 16 лет, сколько желаний у ребенка. И теперь, теперь мы преданные. Мы отречены от всего, нам не нужен акваланг. Нам не нужен мотоцикл, мы то отреклись от всего. А ребенок думает, у меня-то ничего нет. Понимаете в чем дело? Психология у этого ребенка молодого, подрастающего, т.е. он вступает у него много много желаний не реализованный, он сюда для этого пришел. И если мы отреклись от всего, то он подумает, но у меня то ничего нет. Вам ничего не нужно, да, но мне то нужно и у меня ничего нет, вы мне ничего не дали. Если мы ему после этого скажем что тебе на самом деле ничего не нужно, что все это просто майя. Просто проповедуй по всему миру. То наши дети разбредуться по миру в поисках чуственных наслаждений. Так оно произойдет.

01:25:03 То есть смотрите, у него может быть склонность к музыке, к инструментам, к видео, все это можно в сознании Кришны. Если мы прочитаем бхагаватам, что там ничего не нужно, вместо подушки ладони и там и т.д. Он подумает это слишком узкое какое-то понимание к миру. Только вот сейчас про современный мир, это было написано когда-то давно, люди были почти все первобытные еще и они спали, там вместо подушки ладони подкладывали они. Руки может быть больше были в то время и тело было покрыто шерстью.... [смех в зале] И так они что-то такое будут думать обязательно. Но если им сказать, ну а что ты не можешь употребить все эти вещи, которые ты хочешь в сознании Кришны. Когда Враждалила уходил из этого мира, то она сказала о своем духовном учителе, у меня еще остались материальные желания, привязанности, как я могу попасть к Кришне. Вот какие желания у тебя? Я говорит, хочу помидоров еще. О столько много помидоров на Галоке Вриндаване! Какие проблемы? Там помидоры тоже есть.

01:25:09 То есть в сознании Кришны на самом деле может очень широко посмотреть на эти вещи. Есть очень отреченные дети, их 2% будет они могут проповедовать по всему миру. Остальные не смогут. Остальным нужно дать практически все что они пожелают. Стараться чтобы это было в сознании Кришны. Это обязанность родителей.

01:25:28 Итак, сложные задачи. Деньги, деньги, деньги. Маленькие дети маленькие деньги, большие дети большие деньги. Разбредутся по миру, и так оно и произошло они разбрелись по миру в поисках чувственных наслаждений многие дети. Нужно удовлетворить материальные склонности ребенка. И при этом не дать забыть Кришну. Вот в этом основная трудность. Не дать забыть Кришну. Удовлетворять материальные желания и не дать забыть Кришну. Это все что у меня есть.

01:26:10 - Дети, они до какого возраста дети?
- Дети до какого возраста дети? Прабхупада объяснял это более подробно. До пяти ребенок проявляется все что угодно, с пяти до десяти он привыкает к дисциплине, просто привыкает, это еще не сама строгая дисциплина. Он привыкает к дисциплине. С 10 до 16 самые суровые меры т.е. родители подобно тиграм должны быт удовлетворены. Малейшее непослушание должно вызывать страх. Это по отношению к мальчикам. Не к девочкам. Мальчики могут жить в ашраме, у духовного учителя и т.д. Там очень строгие правила, вы себе и представить не можете какие строгие правила могут быть. Как тигры, буквально говорят, быть тигром в этом отношении. С 16 лет друзья. Уже принимаем его как взрослого человека. Более самостоятельного. Что касается девочек, то главный принцип: отец заботится в детстве, муж в юности, старший сын в старости. Забота, главный принцип. Женщины контролируются только заботой.

Залог счастливой семьи в сознании Кришны.

01:27:27 - Тоесть вот где категории разумности, чтобы не оставить так сказать служение и полностью посвятить себя семье...
- Грихастха должен помнить, что он слуга Кришны. Не просто слуга, а своих детей и жены. Он не должен забывать об этом. Поэтому здесь нужно опираться на разум. В бхагаватам описано, что родственники всегда будут требовать что-то от человека. Жена дети. Что в этом случае делать. Что все это материальные требования. описывает, что человек должен слушать это все и принимать и говорить. Да, да, я постараюсь да, будет сделано. А самому идти на программу в это время. Это разум. Но не всегда конечно так делать.. Не всегда так обманывать. Но в принципе он должен соглашаться. Но внутренне быть очень твердым в сознании Кришны. Есть вещи, которые мы не должны как бы забывать так ведь? Что это шраванам киртанам должно быть постоянным чтобы ни случилось. Тут нельзя идти на поводу у родственников, должен быть разум. В другом случае нужно смотреть, нужно учитывать психологию своих близких детей и жены. Психологию. Это очень важно. Важный момент. Не все упирается только в деньги, в правила, разум придется применять очень активно.

01:28:52 Иногда нужно просто сделать что-то хорошее ребенку, просто он не должен думать, что из-за каких то его поступков можно купить хорошее расположение или подарок. Неправильно. иногда просто без всякой причины. А если он уже ждет подарков, уже привык можно не дарить ничего. Интересно что жена, она хоть и требует какие-то материальные моменты, будет требовать для поддержания, она никогда не будет этим счастлива. Поэтому мужчина это тот, кто просто удовлетворяет чувства жены. Он будет самым несчастным человеком. «Я работаю как проклятый. И они не довольны еще мной». Посмотрите все семьи такие. Жена будет счастлива только тогда, когда муж будет приходить в экстазе домой. Даже без денег если. Имейте это в виду.

01:29:43 На самом деле даже дети получают много от тех родителей отцов, которые находятся в сознании Кришны именно. Даже когда они денег не могут принести, но когда приходят они такой праздник приносят домой. Это все, что нужно человеку. Чувство защищенности бесстрашия праздник. Духовное счастье в доме. Это то, что нужно. Если кто-то так продвинут он может жить очень просто в материальном мире. Если кто-то не так продвинут ему придется работать больше. Если он вообще не продвинут он должен будет как осел работать. И никогда он не удовлетворит все это. Это будет зависеть от нашей также продвинутости в сознании Кришны. Если человек не читает книг, не повторяет мантру он не будет духовно силен и жена всегда будет недовольна им постоянно. Никаких средств нет чтобы удовлетворить семью в этом случае. Тогда он будет принимать интоксикации рано или поздно. Он не сможет удержаться в сознании Кришны так долго. В семейной жизни либо разведется.

01:30:42 - Жена это как ученик получается да, а муж её духовный учитель?
- Не нужно прямо приравнивать все эти вещи. Нет, жена это жена муж это муж. В каком-то смысле, поскольку он несет ответственность, да. Но нет, у нее также должен быть гуру. Она служит своему гуру. Но также она служит и мужу и своим детям. Это также дхарма, она выполняет все эти роли в совершенстве. Мужчина не должен себя чувствовать абсолютным господином. Но он должен знать, что жена это тоже слуга Кришны и слуга духовного учителя и имеет такое же уважение как преданный к ней. Он учит её в том смысле что он служит Кришне впереди... а она помогает ему, вот и все. Он действует так. В ашраме грихастх у него есть долг обязанность действовать таким образом, а она помогает ему вот и все. В этом смысле он учит ее. Что он чуть чуть впереди идет, а она за ним.

транскрибирование: Ольга Лобзова | Санкт-Петербург | Россия | 05 июня 2010
обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 05 мая 2011