§908 Сознание каништхи

Люди, не постигшие глубоко смысл, находятся на очень низкой платформе чистоты сознания, именно чистоты сознания. Это означает «под влиянием низших гун», «более осквернён ещё», «ещё не чист». Он склонен естественно к неприязни, поскольку в его сердце культивируется враждебность к любому, кто не удовлетворяет его чувства (грубые или тонкие)… естественно такой человек испытывает неприязнь к тому, что ему не нравится. Если ему не нравятся какие-то звуки – он испытывает к ним неприязнь; если нравятся – он испытывает к ним симпатию.

Он весь состоит из симпатий и антипатий. Здесь меня понимают – здесь лучше, а там меня не понимают, значит там хуже. Видите, это какой признак? Здесь меня понимают, значит здесь лучше. А здесь меня не понимают. Он не скажет: «Здесь понимают лучше Кришну. Здесь лучше понимают GBC, здесь лучше понимают гуру поэтому там лучше». Нет. Он будет искать где Его понимают: там лучше, там слаще, там сытнее, там продвинутее потому что там МНЕ лучше. Поэтому значит это место какое? – Продвинутое.

Это – каништха. Поэтому каништхи склонны совершать политику, хотя они не имеют ещё никаких понятий о морали и нравственности. Для них мораль и нравственность – это поведение тела, тембр голоса, определенные пластичные движения. «Да-сс, извините-ссс». Но это не в коем случае не определённые чувства.

В шастрах говорится: лицемерие, враждебность, неприязнь, отвращение, желание искать несовершенства в других, цинизм. «Ну как там может быть лучше? Ха-ха. Ну-ну...». Ничего плохого не сказал. Или что-то слушая «Хмм» (ухмылка) – вообще ничего не сказал, но с лицом таким. Можно по-разному проявлять этот цинизм, по-разному можно относиться оскорбительно. Люди этого не замечают. Они не квалифицированы поскольку они глубоко не понимают природу действий, поведения, умонастроения. 

Шрила Прабхупада говорит: «Да». Но если каништха имеет очень важное качество – он послушен, он идеально послушен – он может совершать трансцендентную деятельность. Но если он непослушен, то он становится источником беспокойств как для себя так для окружающих.