Проявление божественного

vedaradio.fm - 08 August 2025
Основная цель человеческой жизни. Польза ведического знания для человека. Божественная природа и как она проявляется. Шакти. Кто такой Баларама? Разные аспекты силы. Сила мужская и женская. Параматма. Чайтья-гуру. Кто управляет событиями в нашей жизни? Сила Баларамы для преодоления трудностей на духовном пути. Ответы на вопросы: Источник силы в человеке фиксирован кармой на воплощение или безграничен? Что означает быть учеником и можно ли быть несогласным с учителем? Как растёт безграничная вера?
запись эфира для практикующих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:10:21 | качество: mp3 64kB/s 32 Mb
последняя редакция текста: 2025-11-05 14:38:03 UTC
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:10 Ведущая: Доброго вечера, дорогие слушатели Веда радио. Приветствую Вас на интернет - волне. И раз Вы оказались здесь, значит, Вы находитесь в поиске истины и ответов на свои вопросы. Как раз о проявлении Божественного мы будем говорить в ближайший час. У нас в гостях наша дорогая гостья - Гуна Манджари -психолог и знаток ведической древней культуры. Ей можете задавать свои вопросы. Для этого, пожалуйста, оставляйте их на сайте vedaradio.fm или присылайте нам в WhatsApp и Viber по номеру телефона +7(900)239-09-63. Ну, а я приветствую нашу гостью. Здравствуйте, Гуна Манджари!

00:00:48 Гуна Манджари: Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Здравствуйте, дорогая Анна!

00:00:53 Ведущая: Спасибо большое, что Вы сегодня с нами и те, кто следует вайшнавской традиции. У них август насыщен очень важными ценными праздниками. Вот, у нас (в нашей местности) завтра, а у Вас сегодня – праздник, называющийся Баларама пурнима. Баларама даёт представление о гуру как нельзя лучше. Сегодня мы обращаемся к духовным знаниям в день почитания гуру. Поэтому хочется передать Вам (тоже как гуру) слово - узнать как же Божественное проявляется в нашей жизни и углубиться в эту тему.

Основная цель человеческой жизни. Польза ведического знания для человека.

00:01:26 Гуна Манджари: Да. Спасибо большое за Ваш интерес, за то, что Веда радио позволяет такие темы освещать. Это очень важно, потому что смысл человеческой жизни в прогрессе, в том чтобы каким-то образом развиваться, а не просто жить потребностями тела и, как говорится, «днём сурка» (чтобы всё повторялось одинаково и в каких-то своих рамках). Человеческая жизнь дана для того, чтобы уже оптимально решить все свои проблемы и выйти на уровень, когда наше счастье станет безграничным. Человеческая жизнь, как бы это ни звучало фантастически, но, тем не менее, она дана для того, чтобы победить смерть и, соответственно, старость, рождение и болезни. Это очень такая основная, глобальная задача. И для этого необходимо развитие. Ведические знания как раз являются таким компасом (такой путеводной линией) для человека для того, чтобы провести его по этим лабиринтам жизни и, чтобы жизнь не прошла даром, чтобы она не прошла зря, чтобы человеческая жизнь была исполнена своего предназначения. И человек из этой жизни вынес самую большую пользу, самое большое благо, которое только можно вынести.

00:03:15 Там даётся знание о том, что выходит за пределы нашего обыденного восприятия. Там даётся знание о том, что мы гораздо больше, чем мы можем видеть вокруг себя, чем мы можем видеть в зеркале, чем мы можем думать. И на самом деле, мы все стремимся к каким-то безграничным вещам, выходу за пределы обыденности, каким-то вечным отношениям. Вечная любовь- это вообще «притча во языцех». И обычно это все заканчивается. То есть вечности нет в нашей жизни. Но Веды как раз предназначены для того, чтобы сказать нам, что то, к чему Вы стремитесь - оно существует. Существует вечность, существует вечная любовь, существует вечное счастье. И Веды как раз и содержат описание этого пути - как этого достичь, как быть гармоничным здесь в этом мире, что нужно делать, чтобы не так сильно «получать по голове». Они объясняют, как устроен этот Мир. Дают очень много всего, чего мы не можем получить из своего личного опыта или получаем, когда уже немножко поздно.

00:04:39 И также Веды объясняют нам выход из этого Мира - оптимальную точку, оптимальную цель человеческой жизни. И оптимальная точка человеческой жизни, её цель за пределами того, что мы можем видеть, за пределами материи. Она находится в духовной сфере. Духовная сфера непосредственно связана с Верховной Личностью Бога. Мы говорили об этом неоднократно, что у Него есть разные аспекты. И это есть и в других религиях. Я знаю, в Христианстве – Сын, Отец и Святой Дух. То есть отец- это Господь, сын- это душа, а Святой Дух – это всепроникающий аспект Верховной Личности Бога, которая наполняет всё вокруг своей энергией, связывает все события, все ситуации. Или как в Бхагават гите говорится, что как жемчужина нанизана на нить, так Я (Господь говорит) пронизываю всё своим всепроникающим аспектом. То есть Господь присутствует.

Божественная природа и как она проявляется

00:06:01 На самом деле, это знание есть во всех Священных писаниях. Либо к нему приходят собственным опытом святые, «продвинутые» личности. Ведические писания дают основу понимания Божественной природы. Именно в ведических писаниях очень сильно проявлено то, что Господь это не просто какая- то одинокая личность, сидящая на облачке и повелевающая всем, такой “старичок в ночнушечке” не очень довольный (он как бы добренький такой, но немножко, в силу возраста и различных ситуаций с этим связанных, несколько ворчливый, и пытается отравить радость и наслаждение всем окружающим). Это, скажем так, такая человеческая проекция на то, что Господь является старейшим (Он изначален). На самом деле, парадокс духовного мира в том, что хотя Господь изначален (Он «наидревнейший»), но Он вечно юный, Он вечно молодой. Потому что Он - Господь, Он сам определяет себе своё бытие - как Он проявлен, как Он выглядит. И понятно, что это такое вечное стремление - все гонятся за молодостью. Многочисленные косметические компании работают с тем, чтобы как-то удержать, продлить, вернуть молодость. А она всё неумолимо уходит. Но Господь сам себе определяет. Он молодой, Он юный. Также ведическая концепция говорит о том, что Он самый красивый, Он источник всей красоты. И само его имя Кришна переводится как всепривлекающий. И русское слово красота имеет вот этот корень – “кр”, что связано с изначальным источником всей красоты.

00:08:29 Ведическая концепция говорит о том, что Господь проявлен в многочисленных своих энергиях. Они ещё называются шакти. То есть Господь - не просто одинокая фигура, сидящая на облачке. И это становится понятно, если мы начинаем более внимательно наблюдать за этим миром. Есть ряд учёных, которые увидели, что во всех явлениях, которые они изучают, есть нечто высшее, необъяснимое человеческим умом, человеческим восприятием, экспериментом. Т.е есть то, что стоит вне человеческого восприятия. Всё управляется Божественной силой. И вот что это за сила, что это за энергии? Они не совсем явные, не совсем нам проявлены (потому что мы за этим не наблюдаем). Господь управляет всеми процессами при помощи своих многочисленных энергий. И у Него их множество. Они называются шакти. То есть Он абсолютно не одинок. Он всемогущий. И у Него есть много различных энергий. Одно из Его имён - это Йогешвара. То есть повелитель всех мистических сил и повелитель всех мистиков. И это происходит всё определённым мистическим образом. Его энергии наделены могуществом, невидимым нашему обычному глазу. И для нас это воспринимается как высшая мистика.

00:10:28 На самом деле, есть множество его воплощений, экспансий, которые управляют различными аспектами этого мира и духовного мира. В духовном мире всё также наполнено энергиями. Там нет пустоты, там нет однообразия, там нет ничего, что бы повторялось. И это всё происходит, благодаря многочисленным энергиям Верховной Личности Бога, или шакти. И так как в духовном мире нет ничего неодушевлённого, то все эти энергии являются личностями. Это всё - личности. И если мы возьмём ведическую культуру, то увидим, что она очень живая. То есть люди могли общаться, обращаться к стихиям - говорить с огнём (Агни), говорить с ветром (Вайю), с водой (с океаном). Варуна его звали. И это всё были личности. Это не были просто какие-то «дикарские» поверья или просто от того, что люди не знали, как всё происходит (в силу своей темноты они просто выдумывали себе какие-то сказки; в силу своей необразованности - они не понимали науку - и вот они себе придумали).

00:12:02 На самом деле, прошлые эпохи были намного развитее, чем та, в которой мы живём. Да, мы достигли многих успехов. Это всё благодаря научно-техническому прогрессу. Это тоже влияние определённых сфер Вселенной. Но в более благополучные времена люди не нуждались во всех этих научно-технических вещах, которые, в принципе, являются костылями для инвалида, который не может пользоваться полноценно своим телом. В ведические времена люди могли полноценно использовать свои возможности (и физического плана и более тонкого). Они могли общаться с разными стихиями, с разными энергиями Верховной Личности Бога, в их личностном (персональном) проявлении. Не потому, что они себе что-то придумывали. Они действительно могли общаться, они могли получать от них какую-то помощь, понимание. Это был более такой тонкий мир, но более могущественный и функциональный.

00:13:23 И это такое введение к тому, что Господь - это не просто такая одинокая личность, что Он (ещё раз повторюсь) обладает многочисленными энергиями - шакти, которые проявлены во всём. По большому счёту, нет ничего, где бы Он ни проявился. Йога (бхакти йога)- это связь с Верховной Личностью Бога. Это когда мы видим Его во всём. Это реальное видение. Это не то, что мы там себе придумали (“Религия - опиум для народа”). То есть как-то мы себя опьянили, надумали. На самом деле, открывается реальное видение, когда ты начинаешь видеть вещи такими, какие они есть. Всё действительно наполнено Его энергиями. Он везде присутствует и всё связано с Ним. Нет ничего, где бы Он ни присутствовал. То есть нет ничего, кроме Него. Это не что-либо такое искусственное, или мы должны как-то себя очень жёстко ограничить или ввести себя в состояние исступления, жёсткой аскезы - нет. Всё гораздо проще. То есть Господь присутствует везде. Нам нужно жить нашей жизнью (желательно в гуне благости) и просто привнести Его в свою жизнь. И Он там есть - нужно просто увидеть, как Он проявлен. Вот и весь секрет.

Кто такой Баларама? Разные аспекты силы. Сила мужская и женская. Параматма. Чайтья-гуру.

00:15:02 И сегодня у нас день явления Баларамы. Это проявление Верховной Личности Бога, Его вторичное проявление. Завтра будет на другом полушарии день Его явления. Поэтому мы можем немножечко (те, кто отмечает это сегодня) погрузиться; те, кто будет отмечать завтра - подготовиться, больше осознать Его личность, как Он связан с нами. Темы, о которых мы говорим, очень важны. Они непосредственно связаны с нами. Мы очень любим слушать какие-то истории, наблюдать за жизнью других людей, фильмы смотреть. Но, в большинстве своём, это либо выдуманная история, либо история, к нам имеющая достаточно опосредованное отношение. Тогда как темы, связанные с Верховной Личностью Бога, с его энергией, непосредственно связаны с нами. Это и про нас также, потому что мы тоже являемся Его частицей. И мы все непосредственно находимся в их влиянии, в их воздействии. И только от нас зависит с какого рода энергией мы будем.

00:16:33 Господь Баларама представляет собой радость и силу Верховной Личности Бога. Он является Его проявлением, вторичным Его проявлением. Он тоже Господь. Он Его олицетворение силы (Его шакти), которая поддерживает всё. И даже если мы наблюдаем в этом мире за законами материи, законы физики, то есть какая-то определённая сила, которая … [технические проблемы со связью]... в космическом пространстве. Почему она не падает, почему не падают другие планеты? Почему они - огромные физические тела - находятся как бы в пустоте, за счёт чего они висят в этом пространстве? И Веды объясняют, что вот эта сила, поддерживающая всё - это энергия Господа Баларамы. То есть это Его шакти. Он является также олицетворением потенции сат. Сат - это вечность и всеподдержание. То есть Он - такой Господь-«поддержатель». И непосредственно благодаря Его силе поддерживается всё.

00:18:20 И всё, что существует в глобальном ключе, есть также и на микроуровне (макро- и микрокосм - как говорил Циолковский в своё время). На уровне не столь глобальном, на уровне микро - в нашей жизни - Господь Баларама также проявлен как сила. И для того, чтобы быть успешным в чём-либо вообще, для того, чтобы жить, для того, чтобы существовать - нам необходима вот эта сила. И Господь Баларама является источником этой силы. Поэтому очень важно иметь с Ним связь. Когда Господь Баларама воплощался на Земле, Он приходил как брат Верховной Личности Бога, либо старший, либо младший. Младшим Он приходил вместе с Рамачандрой, как Лакшман. Но после истории (эта история называется лила), когда Ему пришлось отвозить Ситу в лес (Супругу Господа Рамачандра), Рамачандре Он сказал, что больше не будет Его младшим братом, а что Он будет только старшим. И поэтому когда Кришна воплощался пять тысяч лет назад на земле Вриндавана, Господь Баларама пришёл как Его старший брат. И вот сегодня мы отмечаем Его приход. У нас, а у Вас будет завтра. Поэтому очень важно понимать аспект, который собой воплощает Господь Баларама. Не в религиозном контексте, а в контексте универсального понимания, философии.

00:20:14 Потому что Веды не носят религиозный контекст. Более того в Бхагавад Гите Господь говорит: «Оставь все религии и просто предайся Мне». Веды дают более глобальное универсальное видение. Это как законы физики, которые универсальны для всех. Веды являются вот такими «законами физики» и духовного мира. Баларама олицетворяет собой вот этот закон физической и духовной силы, духовного могущества. И так как Он источник этой силы, Он всегда радостен, Он всегда находится в состоянии блаженства. На самом деле, все люди сражаются за то, чтобы обладать силой, и мы можем это проследить. Когда нам, допустим, не хватает силы в нашем сознании, в наших эмоциях, в нашем внутреннем каком-то состоянии, то человек без этой внутренней силы впадает в депрессию, в апатию. И всем нужна сила.

00:21:42 Говорится, что мужчина является представителем силы для женщины. То есть он может быть для неё опорой, поддержкой. Вот такой представитель Баларамы, скажем так, в контексте повседневной жизни. Женщине тоже нужна сила, только женская, благодаря которой она также удерживает рядом с собой мужскую силу. Женщина получает защиту, и мужчина при помощи своей мужской силы (не только физической, но и внутренней прежде всего) удерживает рядом с собой женщину. А женщина удерживает также рядом с собой мужчину при помощи своей силы внутренней (женской силы). Есть определённые законы, которые позволяют накапливать ту или иную силу, либо её растрачивать. Для мужчин и женщин это разные законы, по которым копится или растрачивается эта сила.

00:23:01 На самом деле в мире всегда идёт борьба за обладание силой. Это может быть физическая сила, психическая сила, это может быть сила таланта, сила красоты, сила богатства, сила власти, сила почёта. В любом случае за всем, что мы хотим получить в этом мире, стоит сила. И как бы это ни звучало, может быть, кто-то решит, что это не совсем по-женски, не совсем женственно, но, тем не менее, сила является высшей ценностью, за которую сражаются все. То есть все сражаются за ресурсы. Но ресурсы могут быть разные. И источником этих всех ресурсов является Господь Баларама. И это не означает, что ведическая концепция говорит о многобожии. Господь, бесспорно, один. Но Он бы не был Верховной Личностью, если бы Он всё делал сам. У него есть бесчисленные его проявления, которые, как мы уже говорили, осуществляют те или иные функции, те или иные задачи, несут те или иные энергии или, как мы их называем ещё, шакти. И, по сути говоря, мы тоже являемся Его проявлениями. То есть мы тоже являемся джива-шакти. Поэтому мы все связаны. Единственное, что здесь важно понять - что у Него есть это проявление Его, но в различных, различных аспектах. И очень важно понять эти аспекты. И этим ведическое знание отличается от всех остальных, скажем так, религиозных, духовных аспектов, направлений. Потому что ведическое знание содержит информацию, понимание многообразия Верховной Личности Бога.

00:25:25 Допустим, в исламе говорится: «Аллах акбар». То есть “Господь велик”. Ведическое знание описывает, насколько Он велик. Да, Он велик, это понятно. Обо всех аспектах Его величия (кто Он, какие у Него энергии, каково Его могущество) мы можем узнать, черпая информацию из ведических источников. И как раз сегодня у нас День явления Господа Баларамы, день явления силы, могущества, величия, поддержания Верховной Личности Бога. Есть бесконечное количество аспектов Баларамы. И Вы можете завтра ознакомиться с ними более подробно. Помимо всего этого Баларама является проявлением изначального духовного учителя в нашем сердце, Он является проявлением чайтья- гуру. В сердце каждого человека есть, как говорится, Божья искра, то есть Господь также присутствует в сердце каждого человека в форме Параматмы - высшей души. И это также является проявлением Господа Баларамы, то есть Он присутствует как Параматма, которая связывает все живые существа. Также Он присутствует в каждом атоме, в каждом явлении. Во всём, что есть сущего, присутствует Господь Баларама .

00:27:21 И Он знает весь путь, наш путь, который мы проделывали в течение наших многих жизней. И как Параматма Он ведёт нас в соответствии с нашей кармой или в соответствии с нашей викармой (то есть когда мы поднимаемся над нашей кармой). Обычные люди, которые не практикуют духовные связи, духовную йогу (бхакти-йогу), связи с Верховной Личностью Бога, следуют по пути своей кармы. Господь Баларама в форме Параматмы осуществляет то, чтобы человек шёл по пути своей кармы, по своему предназначению. Говорится, что от Параматмы исходят знания, память и забвение. Когда нам надо что-то забыть, Сверхдуша у нас забирает это знание. Или когда нам что-то надо вспомнить, Она даёт нам это знание. То есть наша интуиция, какое-то наитие тоже идёт от Сверхдуши (также как и наше забытьё). Если по нашей карме нам нужно что-то забыть или нам нужно совершить какие-то поступки, то мы получаем импульс от Параматмы (Сверхдуши). И мы действуем каким-то образом, иногда не понимая, зачем мы действуем тем или иным образом.

Кто управляет событиями в нашей жизни?

00:29:02 Есть нечто высшее - высший навигатор, который управляет всеми действиями нашими, процессами; управляет также событиями в нашей жизни. Почему люди встречают одних людей, не встречают других людей; как происходят разные события в нашей жизни? Кто выбирает разные пути, где мы пересечёмся; с кем, каким путём мы будем идти? Всё это определяет Параматма в нашем сердце. Также, когда душа покидает тело, в момент смерти, Параматма выводит душу по тем или иным каналам, согласно карме человека, то есть согласно тому, какое будет его следующее предназначение. Как в аэропорту есть различные коридоры, различные терминалы. В зависимости от того, куда мы направляемся, то мы садимся на тот или иной самолёт. То же самое Параматма в зависимости от нашего последующего предназначения, нашего следующего пункта назначения, Она нас проводит теми или иными каналами. Пройдя по этим коридорам, этим рукавам, мы попадаем в тот или иной самолёт. Мы не идём сами, нас выводит Параматма. Иногда некоторые люди могут видеть свет в конце тоннеля, некоторые не видят. Это Параматма. Она освещает этот путь, этот коридор, по которому душа может выходить. Те, кто не видят…Тем не менее Параматма всё равно их ведёт. Просто они не видят Её. В нашем мире, в нашей жизни всё определённым образом управляется. И тот, кто это понимает, тот обретает бесстрашие, спокойствие, понимая, что этот мир контролируется.

00:31:32 Самое неприятное состояние, когда мы не понимаем, что этот мир контролируется, и что он контролируется Высшими совершенными силами. Когда мы теряем эту связь с Параматмой (Параматма всегда с нами связана, но мы не всегда это можем ощущать), то мы можем ощущать различные панические атаки. Когда вот такая неизвестность - мы как бы «теряем почву под ногами», различного рода депрессии, апатия бывают. Само слово “депрессия” переводится как - человек как бы в удалении (от чего в удалении?). То есть он как бы отделён, отделён от связи с самим собой, он отделён от связи с Высшим его гидом, водителем. И это всегда вызывает состояние скорби, состояние печали, какого-то негативного эмоционального состояния. Поэтому очень важно обрести вот эту силу связи с Баларамой. И Баларама, как Параматма, также как наш изначальный духовный учитель в нашем сердце (чайтья-гуру), ведёт нас по пути развития. В Ведах говорится, что Господь, находясь рядом с душой, видит наши желания. В форме Параматмы, Высшей души Он видит наши желания, Он видит, к чему мы стремимся, чего мы хотим. И Он понимает нас намного глубже, намного лучше, чем мы понимаем себя. И в соответствии с этим, Он нас ведёт по определённому пути.

00:33:42 Люди часто задают такой вопрос: «Что делать? Как мне найти свой путь? Как мне найти своё развитие, своё предназначение, своего наставника (духовного учителя)?». Нужно понимать, что когда мы готовы, когда мы хотим, когда мы предпринимаем какие-то действия по отношению к этому… То есть хотеть - это не пассивное состояние, потому что когда мы действительно чего-то хотим, мы что-то делаем. Если мы хотим, но не делаем - это означает, что по большому счёту, что мы не хотим. И если мы реально чего-то хотим, то Господь, присутствуя в нашем сердце, видит это желание, его считывает и ведёт нас в направлении наших желаний. То есть Параматма нас ведёт в направлении наших желаний. И если это желание связано с тем, чтобы соединиться со своим изначальным источником, то тогда Параматма выступает как наш чайтья-гуру. Он даёт нам наставников, Он даёт нам знания, Он даёт нам книги, Он даёт нам путь, по которому мы пойдём. Он может дать нам разные виды религий (религия переводится так же, как и йога), при помощи которых мы свяжемся с нашим индивидуальным, предназначенным для нас путём развития. Это всё осуществляет Верховная Личность Бога в нашем сердце (Баларама, или наша Параматма).

Сила Баларамы для преодоления трудностей на духовном пути

00:35:51 Очень много с чем ассоциируется, с чем проявляется Баларама. Даже не в состоянии всё перечислить, даже и приблизиться к тому, что в себе заключает Его могущество. Также Он связан с тем, чтобы непосредственно соединить нас с Верховной Личностью Бога, с нашим истинным духовным бытием и проявлением. Баларама прежде всего даёт нам духовную силу и помогает нам в нашей эволюции, в нашем развитии. Есть много историй об этом. Господь Баларама проявился во Вриндаване. Вриндаван олицетворяет собой «чистое сердце», в котором находится душа связана с Верховной Личностью Бога. Когда мы начинаем наш процесс очищения, то приходит очень много «демонов». И эти демоны - это такие проявления нашей материалистичной природы, это те препятствия, которые мы должны пройти для того, чтобы получить духовную силу.

00:37:34 Истории, которые описываются в «Источнике вечного наслаждения», действительно происходили во Вриндаване. Вы можете приехать во Вриндаван и услышать об этих историях, потому что места, где происходили эти события, сохранились. И вот истории прихода туда различных демонов также сохранились. И места, с этим связанные, тоже есть. Идея в том, что когда человек начинает духовную жизнь, начинает процесс очищения, обязательно будут различные происходить моменты, которые нужно будет преодолевать в себе. На санскрите они называются анартхи. То есть разные «узлы» в нашем сердце; внутренняя нечистота, которая будет ещё больше одолевать человека, который встал на духовный путь. И поэтому ему очень важна вот эта духовная сила, чтобы с этим сразиться. То есть нас будут одолевать различного рода сомнения, различного рода слабости, когда мы становимся на этот путь. Духовная жизнь это не просто что-то такое эфемерное (где-то мы витаем в облаках, и говорим про любовь, и посылаем всем хорошие вибрации). Духовная жизнь - это прежде всего (особенно в начале, пока мы ещё недостаточно очищены) внутренняя борьба, когда наши внутренние несовершенства (анартхи), или их олицетворение в форме демонов, восстают для того, чтобы сразиться с нашей ещё только зарождающейся верой, для того, чтобы опять погрузить нас в материализм. И есть определённый смысл, почему это происходит. Нам это нужно, нам нужно их преодолевать для того, чтобы получить вот эту силу, «баллы» Баларамы, для того чтобы развиваться духовно.

00:39:59 Как мы уже говорили в самом начале нашей программы, то есть нашего эфира, что для всего в этом мире нужна сила. И для духовного развития нужна духовная сила. В «Источнике вечного наслаждения» рассказывается… Это книга, которая описывает воплощение (как Господь приходил на эту Землю). И там рассказывается о том, что во Вриндаван, куда Господь пришёл, куда Он попал, приходило большое количество демонов, пытающихся Его убить. Это олицетворение наших несовершенств, наших пороков, нашего грубого материализма, который пытается заглушить нашу зарождающуюся веру, нашу йогу с Верховной Личностью Бога. Потому что вообще развиваться всегда сложнее, чем деградировать. Это требует определённых усилий. И вот несколько демонов, которые приходили во Вриндаван, чтобы убить Верховную Личность Бога, Кришну, были убиты Баларамой, Господом Баларамой, который явился как Его старший брат.

00:41:32 Один из демонов, его звали Дхенукасура, проявился во Вриндаване. Дхенукасура проявился в форме осла и его друзей, таких же ослов, с которыми с лёгкостью справился Баларама. Баларама обладает силой вне понимания. Скажем так, нечеловеческой силой Он обладает. И Он просто забросил этих диких бешеных ослов на пальмы. В «Источнике вечного наслаждения» описывается эта история. Все вот эти демоны, которые приходили, олицетворяют собой несовершенства, какие-то наши пороки, мешающие нам на пути развития, на пути духовного развития. Эти истории не просто сказки. Даже сказки имеют в себе определённый смысл, а эти истории - так тем более. Они описывают путь души для того, чтобы она получила вот эту йогу - вот эту связь с Верховной Личностью Бога. Чтобы Он воцарился в сердце живого существа- с определёнными пороками нужно будет справиться (позволить нашей духовной силе Господа Баларамы, проявленной силе, расправиться с этими нашими несовершенствами).

00:43:25 И вот этот осёл Дхенукасура олицетворяет собой такое невежество, грубый материализм. И недаром в ведических писаниях осла сравнивают с тупым материалистичным человеком, который просто всю жизнь работает, тяжело нося грузы. И как “награду” он получает только пучок травы, которая растёт кругом, которую он может сам везде себе сорвать и поесть. Но, будучи очень узконаправленным и туповатым, он считает: «Вот я ношу тяжёлую поклажу, и за это хозяин мне даст в конце дня пучок травы». Его сравнивают с материалистично настроенным человеком, который уверен в том, что трудиться нужно только тяжело, не покладая рук, живя очень тяжело, беспросветно, и это единственное для чего мы живём. Немножечко получив в конце дня чуть-чуть, небольшой пучок… Нет никаких более тонких проявлений даже вот этого материального мира; всё только, что я могу осязать, что я могу видеть, что я могу… [нет связи] в тёмном состоянии, в узкой реальности. Очень тяжёлая и безрадостная жизнь за какие-то там минимальные подачки, которые он мог бы получить без этого тяжёлого труда, которые могут приходить к нему сами в силу его судьбы или того, что нас всех снабжают так или иначе. Но человек предпочитает жить в тюрьме вот такого своего сознания.

00:45:44 И Господь Баларама уничтожает вот такое грубоматериалистичное сознание. То есть не важно, даже если мы являемся вот таким Дхенукасурой, если в нас он живёт (грубый материалист), то просто идя по духовному пути, развиваясь по духовному пути, становясь учеником, истинным учеником, Господь Баларама внутри нас избавит нас от этого «осла»-грубого материализма. Становясь на духовный путь, мы продолжаем бороться с проявлениями этого Дхенукасуры, этого осла материалистичного. И просто находясь в этом процессе, со временем Господь нас от этого освободит, и наша жизнь станет счастливой и свободной. Эти ослы стерегли лес Талаван, где росли очень сочные вкусные фрукты. Они никого не пускали к этим плодам. И вот этот «осёл» мешает нам наслаждаться плодами, сладостью духовной жизни, сладостью нашей истинной природы. Поэтому только став учеником, истинным учеником и начав этот процесс, мы можем победить этого «осла». Это грубое вьючное животное, которое живёт внутри нас. Очень важно развивать в себе духовную силу, призывать к себе милость Баларамы, и тогда мы будем успешны. И я думаю, по времени уже достаточно. Может быть, есть какие-то вопросы, какие-то комментарии относительно всего, о чём мы сегодня успели поговорить.

Источник силы в человеке фиксирован кармой на воплощение или безграничен?

00:48:02 Ведущая: Благодарю Вас, дорогая Гуна Манджари, за этот прекрасный рассказ. Особенно в честь сегодняшнего праздника. И вообще тема духовного учителя неимоверно важна в жизни каждого, кто идёт по духовному пути, по пути саморазвития. И раз уж Баларама представляет энергию силы… Как раз связан с этим вопрос, который нам прислал слушатель: «Здравствуйте, интересно узнать: источник силы в человеке как-то фиксирован кармой на воплощение? Или его можно увеличить? Или нужно просто эту силу хранить и постараться не расплескать? Или этот источник безграничный? Как это работает? Заранее благодарю за ответ».

00:48:41 Гуна Манджари: Спасибо за такой вопрос по теме. И да и да - хочется ответить. Да, мы приходим с определённым количеством силы. То есть у нас есть определённая врождённая сила. Кто-то более сильный физически, эмоционально, ментально, психологически, в каких-то других аспектах. Кто-то более ограничен. Опять же, в силу нашей прошлой кармы, наших действий, нашего выбора- то есть всем даётся разный объём этой силы. И это видно сразу. Но, обладая знанием, мы можем идти, обнаружить нашу силу. Потому что многие даже не знают о том, в чём сила, где его сила. Во - первых, мы обнаруживаем этот источник силы и в себе её раскрываем. И, как сказал кто-то из известных людей, когда его (по-моему, он спортсмен, я уже не помню) спросили, как он стал таким успешным, как он проработал все свои слабости: «Нет, я просто проработал свои сильные стороны, я шёл по пути своей силы».

00:50:08 Поэтому каждому важно понять свою силу. И мы немножко об этом говорили на прошлых встречах и продолжим говорить об этом в беседах о природе живых существ https://audioveda.ru/unions/605 . Она разная. И когда человек следует своей природе - в этом его сила. Ему даётся сила, он силён в этом. Всё, что есть в этом мире, ограничено. То есть оно может быть ограничено и нашей кармой и самой природой этого материального мира. Тогда когда мы приобщаемся к духовным источникам, у нас развивается связь с Баларамой, то тогда у нас появляется доступ к Его неограниченной силе. Потому что Господь не «монополист», не индивидуалист, Он очень счастлив делиться с нами. Он хочет с нами делиться по сути. Мы и нужны Ему для того, чтобы Он мог с нами делиться во взаимоотношениях. И когда мы приобщаемся к Его силе, практикуя с Ним связь, занимаясь духовным развитием, наша сила увеличивается. Мы получаем её больше и больше из безграничных источников. Поэтому да, у нас есть два источника - наша сила врождённая (это ограниченный источник) и есть доступ к неограниченному источнику. Но мы должны об этом заявить, мы должны этого пожелать и совершать реальные шаги для того, чтобы развиваться. И мы прогрессируем, и мы выходим из-под влияния материи не своей силой, а силой Господа Баларамы (когда мы к ней становимся причастны). Тут вопрос наших желаний, нашего выбора. Поэтому оно так и так происходит, но сила разная.

Что означает быть учеником и можно ли быть несогласным с учителем?

00:52:31 Ведущая: Да, очень интересная тема, конечно. Идти по пути силы, понять свою силу – я уверена, у нас получится в этом разобраться на предстоящих прямых эфирах . А пока ещё один вопрос от слушателей: «Что означает быть учеником? Можно ли быть несогласным с учителем? Или он (видимо учитель) может быть не один?»

00:52:54 Гуна Манджари: Это определённо - учитель всегда не один. Учитель, в соответствии с ведическим пониманием, это таттва. “Таттва” переводится как “истина”. Это гуру-таттва. Учитель не может быть один. Учителей много. И они все представляют нашего изначального Учителя, который находится в нашем сердце. Это Чайтья-гуру, как я уже говорила. Чайтья- гуру будет вести нас к тем учителям в зависимости от наших желаний. Если мы хотим быть обманутыми, Он поведёт нас к учителям-обманщикам. Мы найдём кого-то, кто нас обманет. И таково было наше желание. Если мы хотим познать абсолютную истину, если мы искренни в этом, то мы будем получать истинных учителей. Тот, кто хочет быть обманутым - будет обманут, кто хочет познать истину - тот получит истинное знание, потому что Господь в нашем сердце прекрасно чувствует все наши желания. Даже лучше, чем мы их чувствуем.

00:54:08 И если не согласен с учителем, то тут может быть две причины. Либо это не мой учитель, либо я не совсем ещё стал учеником. Потому что для того, чтобы быть учеником нужно принять какую- то истину. И да, у нас могут быть сомнения. Сомнения, как говорится, это признак разума. То есть мы ни в коем случае не должны быть слепыми. И сомнения нам нужны для того, чтобы мы их разрешали. И если есть какое-то знание или какая- то личность, которая разрешила все наши сомнения, то это означает, что мы должны её принять. Если наши сомнения не разрешены, то мы должны искать ту личность, которая разрешит все наши сомнения. Эта личность и будет нашим учителем, нашим духовным учителем. Их может быть много. Их должно быть много. Разные личности могут нас учить разным моментам, разным граням Абсолютной Истины. И квалификация ученика в том, что ученик остаётся искренним до конца. Он не просто сидит и что-то отрицает.

00:55:45 По сути дела, мы всегда ученики. Но мы либо ученики своего собственного ума, своей собственной обусловленности, своей собственной ограниченности, ограниченности чувств, либо мы ученики, которые выбирают духовный путь. И тогда они, понимая свою ограниченность, выбирают следование этому духовному пути. Но для того, чтобы быть истинным учеником, нужно очень хорошо разбираться в том знании, в той дисциплине, в которой мы хотим обучаться. Допустим, есть такой пример в Ведах - если вы хотите купить золото, вы должны всё изучить о том, как золото выглядит, о том каковы его качества. Иначе вам могут подсунуть любую железяку под видом золота. Потому что вы не разбираетесь в этом предмете. То же самое, если мы хотим идти по духовному пути, мы должны очень хорошо разбираться в этом предмете. Мы не должны быть просто слепыми : кто-то придёт, возьмёт нас за руку и поведёт нас куда-то. Нет.

00:57:12 Веды говорят: «Гуру, шастра, садху». Мы должны очень хорошо разбираться в шастрах. Много есть разной духовной литературы, философии. Мы должны очень хорошо в ней разбираться (а не просто быть слепыми) для того, чтобы отличить истинного гуру от неистинного. Потому что неистинный гуру тоже может оперировать какими-то понятиями шастр, говорить правильные слова, но выводы будут совершенно отличаться от того, к чему нас призывают шастры, к чему они нас ведут. И вот очень важно научиться быть таким экспертом, разбираться в этом. Это одна из важных квалификаций ученика. И дальше, в соответствии с этим, очень важно практиковать (то есть контролировать свой ум), когда мы поняли, когда мы убеждены. Ни в коем случае не надо действовать слепо. Очень часто в духовных течениях, религиях так действуют. Иногда наоборот - просто какая-то толпа слепых фанатиков. И что им приказал гуру… Приказал прыгнуть с десятого этажа - все прыгнули. Приказал убивать - убили. Нет. Это не квалификация ученика. Ученик очень хорошо должен понимать, что говорится в писаниях. И то, что говорит гуру, или как он действует не должно расходиться с этими писаниями. Он не должен быть слеп, он должен быть квалифицирован. Также как и гуру должен быть квалифицирован.

00:58:58 Поэтому очень важно развивать понимание, развивать контакт с философией, которая изложена в писаниях. И в соответствии с этим действовать. Если мы видим, что это работает, каким-то образом наши сомнения разрешились, то дальше нужно их контролировать, не давать себе просто спекулировать до бесконечности. Есть люди, которые до бесконечности посещают разные курсы, они ездят на разные ретриты, они посещают различные святые места. Но мало что делают из этого. То есть они просто тестируют всё, им нравится и там и там, но их жизнь не меняется. Они просто такие пассажиры. Приезжают, получают какую-то радость, какой-то подъём и живут дальше как жили. Это опять же не квалификация ученика. Они, может быть, согласны со всем, но они ничего не делают.

01:00:04 Ученик- это disciple. На английском discipline -дисциплина. То есть он действует определённым образом, он строит свою жизнь в соответствии с теми знаниями, которые он получил. И он может контролировать свой ум, растождествляться с этим умом. То есть он может вместо своего обусловленного ума опираться на разум своего духовного учителя и идти по этому пути. И только таким образом человек может преодолеть влияние материи, выйти из-под этой силы гравитации, под которой мы здесь находимся. То есть выйти на трансцендентный уровень, за пределы влияния материи. Только подчинив свой ум, свой разум разуму духовного учителя (это освобождённая личность, которой присущи качества, описанные в священных писаниях; и поведение соответствует этому). Это не просто человек с какой-то длинной белой бородой в каком-то тюрбане, умеющий говорить красивые слова и улыбаться всем. Вот харизмат такой. Нет. Его жизнь, его действия, его качества должны быть подтверждены в писаниях. И та философия, которую он проповедует. И тогда мы можем отбросить свой ум и опираться на его разум. Вот так это происходит. Это в двух словах путь ученика. И это очень важно. Это действительно самое важное, что в человеческой жизни нужно и можно делать.

Как растёт безграничная вера?

01:01:53 Ведущая: Спасибо, что описали этот путь. Это очень большим вдохновением является для тех, кто на него только встаёт. И как раз от тех, кто начинает свой духовный путь, ещё один вопрос нам пришёл. Наверно, сегодня завершающим он будет: «Здравствуйте, я в начале своего пути и очень сложно некоторые духовные постулаты просто принять на веру. Особенно то, что эмпирически не проверишь, как это происходит. Как растёт безграничная вера?».

01:02:21 Гуна Манджари: Ещё раз спасибо за такой очень уместный вопрос. Во-первых, ничего не нужно принимать просто на веру. Всё должно пройти через наш разум. То есть если мы что-то делаем - очень важно делать это осознанно. Но какие- то вещи мы, может быть, у нас нет ещё опыта, наши чувства ещё не получили этот опыт. Но мы делаем для того, чтобы посмотреть… Допустим, нам говорят, что следование вегетарианству, следование принципам гуны благости - для нас это хорошо. И, может быть, мы только пришли из этого мира, мы не знаем, для нас это какие-то усилия. Но мы должны попробовать. И когда мы попробуем, мы почувствуем, что нам действительно стало жить легче. И тогда это даёт нам вот тот опыт, о котором Вы говорите. И то же самое с шастрами, с духовным путём. Там есть определённая дисциплина, которую, может быть, мы не знаем. Для нас пока что это может выглядеть как какие-то ограничения, ущемление. Но мы должны что-то попробовать.

01:03:48 Какая-то небольшая вера всё- таки есть, когда мы видим людей, которые идут этим путём. Когда мы ощущаем, что нам там хорошо - это называется пратьякша. То, что мы можем ощутить нашими чувствами. Вот мы находимся в обществе этих людей - нам хорошо. Мы послушали мантры, молитвы - нам после этого стало полегче. То есть это уже какой-то опыт, который у нас появляется. Без опыта невозможно. Мы нигде не удержимся без вот этого опыта, полученного нашими чувствами. То есть мы поели какой- то вкусной вегетарианской еды и нам легче; нам лучше, чем тогда когда мы ели мясо. Мы можем сравнить разницу в нашем сознании, в нашем здоровье (насколько нам легче или насколько нам тяжелее стало) почувствовать. И, исходя из этого опыта, наша вера крепчает. То есть мы видим, что мы вот это сделали, как нам рекомендовали - поняли, что это работает. Давай я ещё что- то возьму в свою жизнь потихонечку. Знание нужно практиковать, оно не будет только теоретически работать. Потихонечку практикуем. Если что-то не пошло - нужно попытаться понять, прояснить для себя, что не так; что я делаю не так; что не работает в моём случае. Не нужно быть слепым в этом . И тогда у нас появляется убеждение, что да, нужно это продолжить, потому что потом будет лучше. У нас уже появляется этот experience, появляется этот опыт.

01:05:34 Таким образом мы можем действовать исходя из нашей веры, из нашего опыта небольшого и нашей какой-то убеждённости даже в том, в чём у нас, может быть, ещё нет опыта. Но так как у нас был опыт, полученный предыдущий из того, что мы следовали тому, что нам говорилось, и это работало, то мы можем предположить, что оно будет работать и дальше, если мы будем продолжать этому следовать. Вера, как и всё, нуждается в развитии. Она вначале маленькая, но по мере того как мы её питаем своим опытом, своим пониманием, своей осознанностью, она становится всё больше и больше. Она становится всё больше нашей реальностью. Поэтому вот такой путь основан на нашем практическом применении того, что мы услышали и на нашем осознании философском, ситуационном в нашей жизни. Развитие нашего разума, нашей осознанности и наших действий. То есть действия должны быть сознательными, так же как и осознанность не должна быть бездейственной.

01:06:57 Осознанность и действия являются такими двумя рельсами, по которым едет этот поезд. И если мы с чем-то не согласны, мы должны разрешать эти сомнения. То есть попытаться понять что не так, что я не так понял или, может быть, действительно, это было не совсем так, как оно должно быть. И это будет давать то, что наша вера будет здоровая, она будет без искажений, без каких-то «болезней» веры, которые мы можем видеть у людей, которые становились на этот путь, не пошли дальше. Чуть-чуть развились, разочаровались. Определённо, там какая-то «болезнь» веры. Что-то не было осознанно, что-то не было проработано. В этом и есть практика духовная:: культивация нашего ростка веры. Потому что «По вере вам и воздастся», как говорит библейская мудрость.

01:08:05 Ведущая: Спасибо Вам большое, дорогая Гуна Манджари. Я так люблю такие прямые эфиры, в которых мы говорим о глубоких важных истинах. Они помогают отвлечься от быта иногда, в который мы погружаемся с головой и забываем о самом ценном (о нашем предназначении как души идти к Богу, развиваться и искать этот источник любви, возрождать его в себе). Поэтому спасибо за сегодняшнюю встречу. Мне кажется, в такой день, когда почитают духовного учителя, можно помолиться, если у тебя его ещё нет, о приобретении его в своей жизни. А тем, кто уже встретил на своём пути такого наставника, можно попросить милости, чтобы следовать его наставлениям и продвигаться за счёт этого. Спасибо Вам большое, вы тоже представитель учителей для нас. Очень много истин Вы раскрываете нам. Мы всегда рады слышать Вас на волне Веда радио и ждём с нетерпением наших новых встреч.

01:09:04 Гуна Манджари: Спасибо, дорогая Анна, за такие поддерживающие слова. И нашим радиослушателям за очень уместные и глубокие вопросы. И да, мы можем об этом помолиться, попросить, чтобы нас вели правильными путями. И, на самом деле, уже ведут. Я думаю, что у всех уже, кто нас слушает, как-то проявился их духовный путь, их гуру в их сердце ведёт их для получения знаний. И мы все являемся такими учителями в той или иной мере друг для друга. Но есть более для нас значимые фигуры, поэтому это секрет успеха и счастья на этом пути именно получить вот такое проявление нашего гуру в сердце, чтобы Он проявился для нас в нашей реальности, стал для нас очевидным. И нам всем в этом я желаю удачи, успехов и до свидания, до следующих встреч.

01:10:14 Ведущая: Спасибо Вам за пожелания. До новых встреч. До свидания.

01:10:18 Гуна Манджари: До свидания.

транскрибирование: Екатерина Курзенко | 30 September 2025
обработка текста: Ирина Костомарова | Электросталь | Россия | 17 October 2025