Практические советы по решению конфликта

Одесса - 30 August 2003
5 вещей, которые не следует делать в состоянии конфликта. 8 шагов, необходимых для решения конфликта. Разрешение конфликтов на практике.
лекция для практикующих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:42:41 | качество: mp3 32kB/s 23 Mb | прослушано: 870 | скачано: 136 | избрано: 10
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Вступление

00:00:00 Итак, я приветствую вас на последнем занятии, посвященном проблеме разрешения конфликтов. Сегодня мы постараемся познакомить вас с более конкретными приемами преодоления конфликтов. Если бы у нас было в запасе 5 или 7, скажем, дней, то мы могли бы более подробно изучить эту проблему. Но поскольку времени в запасе не осталось, то мы обратимся только к некоторым аспектам, но изучим их более детально.

00:01:03 Следующее письмо адресовано Киртананде Свами. И написано Прабхупадой в 73-м году 18 сентября в Бомбее. В этом письме упор делается на единстве и различиях. Здесь говориться, что община подразумевает собой многообразие. И именно многообразие служит почвой для дальнейшего продвижения в разных направлениях. И наибольшего эффекта деятельность достигает в случае, когда многообразие венчается единством. В случае, когда все говорят и мыслят однообразно, не может быть и речи о творческом подходе. И хорошая община означает, что это община, в которой приветствуется разнообразие.

00:02:32 Однако, это многообразие не должно быть столь доминирующим, как единство. Если многообразие доминирует в ущерб единству, то все стремятся к разным целям. В случае же когда упор делается на единство, достижение цели принимает законченную форму. Возьмем, к примеру, семью. Здесь при заложенном разнообразии существует обязательно единство. Но если точки зрения людей кардинально расходятся и у них существуют противоположные мнения о своей жизни, то это приведет к неудаче. Поэтому мы поговорим о том, как конфликт может сыграть положительную роль, поскольку конфликт не обязательно означает что-то отрицательное.

00:04:00 Сейчас, после прочтения письма мы более подробно обратимся к обсуждению этого вопроса. «Мой дорогой, Киртанда махарадж! Пожалуйста прими мои благословения. Я хочу поставить тебя в известность о получении твоего письма. Я изучил его содержание очень подробно. В следующий свой приезд в Индию, пожалуйста, посети Майопур в марте месяце. Пожалуйста, приезжай не один а в сопровождении других преданных. Проблема с Бомбейским храмом на сегодняшний день решена примерно на 90 %. И в результате большой борьбы и многочисленных договоренностей бумаги необходимые будут подписаны в течении ближайшего дня или двух». Вспомните ситуацию, когда Прабхупада и другие преданные сражались за территорию под будущий бомбейский храм. Преданные пытались заполучить участок земли под строительство будущего храма в Джуху и это сопровождалось многочисленными проблемами.

00:05:38 «Безусловно преданные обращались с молитвами к Кришне. И Кришна в конце концов лишил их противника жизни. Мы не обязательно настаиваем на смерти наших противников, однако если мы в достаточной степени зависим от Господа, то он в конечном итоге устраивает все необходимое. Однако разногласия среди учеников уже начались.

00:06:57 В своё время последователи Гаудия Матха сражались друг с другом после ухода их Гуру Махараджа. Мои же ученики в отличии от них начали раздоры ещё в моем присутствии. Это доставляет мне большую заботу. И следуя по стопам Шри Чайтаньи Махабрабху, который говорит: [] человек должен воспевать Святое Имя в смиренном состоянии ума, полагать о себе как о пребывающем ниже соломинки на улице, будучи более терпеливым чем дерево, лишенным всякого чувства ложного престижа и готовым предложить всевозможное почтение окружающим. В таком состоянии ума, говориться, человек способен постоянно воспевать Святое имя». И здесь Прабхупада просто напоминает нам о том, что вполне возможны и противоречия и противоборства в одной и той же духовной семье.

00:08:37 И здесь он подчеркивает необходимость наличия смирения. Он говоит: пожалуйста, старайтесь по возможности следовать этой философии одновременного единства и отличия. «Это приведет наше движение к успеху», - говорит он дальше. И в последней части этого письма он говорит , что «часть наших людей уже пала, но несмотря на это, мы должны продолжать эту политику одновременного единства и отличия». Сейчас мы снова вернемся к нашему обсуждению. И сейчас я хотел бы подчеркнуть, что конфликт не всегда означает нечто негативное.

00:09:58 Зачастую конфликты это всего лишь естественный продукт разнообразия. Конфликты предоставляют нам возможность боле точно разъяснить свои позиции, свои верования, свои социальные убеждения и восприятие. Иначе говоря, конфликт зачастую играет роль проводника, с помощью которого мы понимаем восприятие и точку зрения другого человека. Конфликт помогает нам распознать функционирование или не функционирование различных систем. Конфликт помогает нам выяснить каково отношение разных людей к проблеме, и во что они конкретно верят. И таким образом, конфликт порой является естественным продуктом разнообразия.

00:11:28 Для нас же, как для преданных, конфликт означает возможность понять как нам лучше выполнить собственное служение. Поскольку как мы уже уяснили с вами, конфликт зачастую является призывом к тому, чтобы мы уделили больше любви, больше внимания, больше заботы конкретному человеку. К примеру, возьмем плачущего младенца. Его мать, судя по его крикам, понимает, что младенец нуждается в какой-то помощи и заботе. Более того по звуку плача мать порой способна определить какова проблема с ребенком: хочет ли он есть, хочет ли он спать или же он упал . Таким же образом если происходит конфликт, это должно навести нас на мысль о том, как нам лучше выполнить наше служение. Таким образом нам надо запастись пониманием того, что конфликт не обязательно означает что-то отрицательное.

00:12:56 И в случае конфликта нужно просто постараться понять какова действительно ситуация, что нужно сделать, чтобы помочь другому человеку или лучше помочь ему. И обращаясь к приведенному выше примеру с мужем и женой, мы можем видеть, что конфликт не обязательно означает негативные взаимоотношения, это всего лишь путь к пониманию того ,как они могут лучше служить друг другу. И вместо того, чтобы заниматься тренировкой мышц, не лучше ли подумать совместно о том, как лучше привести ситуацию к формуле «выигрыш-выигрыш». Прабхупада здесь, как мы уже видели, что порой в следствии существующих в нашем обществе конфликтов, некоторые преданные совершают падение или покидают ряды движения.

00:14:31 Существует некая статистика, объясняющая причины, наиболее часто встречающиеся причины, ухода людей из конкретной организации или движения. Я детально обратился к изучению этой проблемы в своей последней новейшей книге, которая уже доступна здесь на рынке. Она называется «Лидер новой эпохи 2». Там объясняется, что всего лишь около 10% людей покидают ряды одной организации только из-за того, что находят другую организацию лучшей. Примерно 15% людей уходит, поскольку считает, что в их сегодняшней организации что-то организовано не правильно. И 75 % покидают ряды той или иной организации в следствии того, что их недооценивают по достоинству, как они считают.

00:16:14 И там, где людей оценивают по достоинству, всегда меньше конфликтов и разногласий. И, как мы уже изучали на прошлом занятии, множество конфликтов и противоречий происходят из-за того, что зачастую физиологические, либо психологические, либо духовные проблемы и потребности людей не удовлетворены. Вчера мы пытали обратить существующий на первый взгляд конфликт в нечто позитивное для обеих сторон. Давайте обратимся к шастрам, чтобы понять: что делают преданные в случае, когда существует конфликт, для того, чтобы обратить его в нечто позитивное. Мы не являемся движением, хочу я подчеркнуть, которое всего лишь занимается тем, что сражается с майей.

00:17:35 Основополагающим принципом нашего движения является попытка трансформировать майю в нечто облаченное в форму преданного служения. Итак, трансформация майи. Если вы просто слепо принимаете майю, то вы становитесь падшим и грешником. Но если вы пытаетесь сражаться с майей, то, как в случае схватки двух людей, оба могут проиграть. Но мы попытаемся трансформировать майю. То есть превратить нечто негативное в нечто положительное. Вспомните как Господь Нитьянанда пощадил Джагая и Матхая и Господь Чайтанья, в свою очередь обратил их в преданных.

00:19:04 Что же он сделал в действительности? Он не уничтожил их, он не втянулся в их грешные занятия, а сделал так что они стали преданными. Вспомните историю с Харидас Тхакуром, к жилищу которого пришла проститутка, чтобы попытаться втянуть его в сексуальные отношения. Что сделал Харидас? Он не сказал:: «Ах ты проститутка! Сейчас я прокляну тебя, уничтожу!» Он не сказал: «Ты вообще кто такая? Что ты о себе думаешь? Та разве не знаешь, что я садху? Я прокляну не только тебя, но всю твою деревню!» Он ничего не сделал подобного. Он просто запасся терпением и обратил её в преданную. Как мы уже говорили: самый худший способ разрешения конфликтов - это открытая схватка.

00:20:34 Поскольку подобное противоборство занимает много времени... отнимет много времени, денег и, в конце концев, вы можете совершить оскорбление. Харидас Тхакур - совершенный пример способности обратить кого-то в нечто противоположное. В случае с Прахладой, мы можем понять, что его отец был великим демоном. Но Прахлад не пытался проклясть отца. И он не сказал: «Ну что ж, папенька, ты наделал мне много гадостей, сейчас я отвечу тебе тем же». Он просто продолжал повторять Святые имена вновь и вновь. И, просто благодаря его чистоте, Господь Нарисимха Дев явился лично, чтобы защитить его. Итак, зачастую, чтобы разрешить конфликт, нам нужно просто углубиться в свою преданность Богу.

00:22:07 И результат оставить за Кришной. В сколь многих случаях Шрила Прабхупада сумел трансформировать майю, обратить её во что-то другое. Вспомним некоего доктора, который зачастую сопровождал Прабхупаду в утренних прогулках в Бомбее, и всегда критически относился к высказываниям Прабхупады. Преданные были очень обеспокоены, что этот человек всегда спорит с Прабхупадой. Вспомните даже, как Прабхупада однажды сказал по этому поводу: «Возможно я сделал что-то не правильно этому человеку, возможно оскорбил его в одной из прошлых жизней».

00:23:22 И когда нас окружают проблемы свалившиеся неизвестно откуда, может быть нам тоже стоит задуматься о том, что мы тоже оскорбили кого-то в прошлой жизни. И поэтому не стоит предавать происходящему чрезмерное значение. Вспомните, как Шривас Тхакура обвинили в поклонении Дурге. И он не разозлился, не пришел в беспокойство, не расстроился. Возьмем ещё один случай с участием Рамананда Роя и Господа Чайтаньи… Раамачандра Пури, простите.Рамачандра Пури был великим оскорбителем. Он когда-то оскорбил даже самого Господа Чайтанью. Ну, вы знаете, что случилось потом. Господь Чайтанья не пришел в гнев, и это оскорбление не затронуло его. Она занял смиренное положение, и именно эта его чистота, выставила на показ грешного Рамачандру Пури. Итак, запомните, пожалуйста, это твердо, что нет необходимости порой вступать в открытое противоборство. Мы можем своим поведением... не только показать пример своим поведением, но и реально помочь человеку. Как мы видели вчера мы не только достигли формулы «выигрыш-выигрыш», но даже и достигли формулы «удвоения энергии».

Спор: Что важнее распространение книг или поклонение Божествам

00:25:26 Сейчас, я хотел бы предложить вам вступить со мной в спор. Сейчас я хотел бы попросить эту часть аудитории доказать мне всеми возможными способами, что единственный способ удовлетворить своего гуру - это распространять книги. Я хотел бы, чтобы эта часть аудитории твердо стояла на этом положении и доказывала постоянно, что единственный способ удовлетворить Учителя - это распространять книги.

00:26:33 А эта часть аудитории, доказывайте, как только сумеете то, что единственный способ удовлетворить Гуру это поклонение божествам. А сидящие посередине должны доказывать оба положения. Вы доказываете первое положение — книги, вы доказываете поклонение божествам, а сидящие посредине - оба положения. Пожалуйста, эта часть аудитории кто-нибудь из добровольцев предложите первое пришедшее на ум, почему книги являются самым важным, а вы что-нибудь о поклонении божествам. А позже мы обратимся к сидящим посередине. Сейчас спор будет происходить между правой и левой частями аудитории. Поднимите руку, если у вас есть какие-то аргументы. Подходите к микрофону. И вы тоже, кто-нибудь с этой стороны встаньте, чтобы вступить в спор

00:28:06 Женщина : Мне 77 лет я занимаюсь санкиртаной уже долго долго, больше 10 лет. И я настолько уверена, что распространение книг - это самое важное в развитии нашего движения, потому что больше всего людей привлекается через книги.
Бхакти Тиртха Свами : Чудесно. Еще какие аргументы существуют?
Мужчина : В этом стихе Гуру говорится что [неразборчиво]

00:29:37 Переводчик: Преданный привел пример из [неразборчиво ], где говорится, что учитель сам занимается поклонения Божествам и занимает этим своих учеников.
Бхакти Тиртха Свами: Мы спорим дальше, спорим
Девушка : Шрила Прабхупада, дал обет своим ученикам распространять книги. Мы, как его последователи, должны выполнять это наставление.
Бхакти Тиртха Свами: Еще, еще.
Девушка: Можно мне ещё добавить тогда?
Бхакти Тиртха Свами: Настаивайте на поклонении божествам, пожалуйста… Пожалуйста, продолжайте, матаджи.
Девушка : Книги вообще - это слово Бога. Естественно Бхагават например. да, Шримат бхагаватам и Бхагават Гита , это все равно, что сам Господь. Распространяя слово Бога мы делаем самое важное дело нашей жизни.

00:30:59 Мужчина: Поклонение Божествам - это поклонение самому Кришне в его личностной форме, поэтому, что может быть выше, чем поклонение Кришне? Что может удовлетворить Гуру больше, чем поклонение самому Кришне и развитие наших отношений с ним.
Девушка: Кришна в Бхагават-гите говорит :« Для меня наиболее дорог тот, кто распространяет Мою славу».
Мужчина: Кришна так же говорит в Бхагат-гите, что самые высшие Йоги это те, кто постигли его личность, а как можно ещё понять личностный аспект, если мы не будем поклоняться Арчья Виграхи, которые представляют личностный аспект Бога?
Мужчина : И ещё поклонение Божествам - это один из 9 принципов признаков преданного служения
Девушка: А как вы...
Бхакти Тиртха Свами: Последний аргумент слева, пожалуйста
Девушка: Как Вы лично пришли к сознанию Кришны? Вы увидели как поклоняются или прочитали книги?
Мужчина: Я лично не читал книг.

00:32:21 Бхакти Тиртха Свами: Сейчас, пожалуйста, кто-нибудь из средней части аудитории будет доказывать, что оба этих положения важны.
Женщина : Если можно, я просто расскажу жизненный случай. И то и другое докажу. Попытаюсь. Мы проводили харинаму, и я подощла к молодым парням, предложила им книги. Один из них так с вызовом сказал: «А что, если у меня нет денег, так я что, не могу ничего знать?» Он меня так задел, что я ему бесплатно подарила «Легкое путешествие». Потом прошло 6 лет или больше даже. У него семейная жизнь очень не сложилась. В общем, он решил покончить с собой. Эта книжка стояла у него отдельно, он говорит. И в ту ночь, перед тем днем, который он решил сделать последним. Он решил покончить с собой, просто выброситься с крыши на глазах у жены, чтобы она увидела, как он привязан к ней.

00:33:36 Переводчик: Что на ногах?
Женщина: Он решил покончить с собой, на глазах у жены, которая его отвергла. И в эту ночь приснилась ему книжечка: Легкое это… «Легкое путешествие». И он утром встал и протянул руку, прочитал и все, это изменило его жизнь. И он пошел к знакомой и увидел там вторую Песнь… 3.2 Шримад Бхагаватам, в общем, так вышел на преданных. И позвонил одной преданной и сразу задал вопрос: «Вы чистая преданная или нет?» Она говорит: «Ну, я не чистая, я только стремлюсь». А он говорит : «Я так и думал». И сейчас он на фестивале, это очень чистая душа

00:34:32 Бхакти Тиртха Свами: Сейчас что с ним случилось?
Женщина: Он сейчас на фестивале на нашем. Но как бы я могла проповедовать, если бы я божествам не поклонялась. У меня Гаура Нитай.
Бхакти Тиртха Свами: Сейчас говориться о том, что важны оба положения.
Женщина : Распространение книг и распространители их, подобный воинам, а мой махарарадж Гопал Кришна Госвами сказал, что армия не может маршировать на голодный желудок, поэтому...

00:35:28 Переводчик: Вы знаете, пожалуйста говорите громче, потому что я должен переводить. Что сказал ваш Махарадж Гопал Кришна Госвами?
Женщина: Он сказал, что армия не может маршировать на голодный желудок, значит
Переводчик: на одной ноге не может маршировать? Или что?
Женщина: Нет, на голодный желудок !
Переводчик: на голодный желудок… вот все слова, пожалуйста, громко говорите, я вас очень прошу. Микрофон не как мороженное держать, а как пистолет в рот направленный. Вот так. Спасибо .
Женщина: Понятно. Харе Кришна.
Бхакти Тиртха Свами: А где же подтверждение важности поклонения божествам и книг. Мы же просили.. из середины кто подтвердит важность обоих положений?

00:36:21 Мужчина: Шрила Прабхпада говорил, что наше движение будет стоять на двух рельсах: это Бхагавата марг и Вадья марг. Бхагавата Марг подразумевает служение Бхагавате личности или книге с целью принятия качеств, поклонения божествам.
Переводчик : Несколько короче, пожалуйста, по просьбе Махараджа.
Мужчина: Ага. Поклонение божествам дает качества, то есть знания. Шрила Прабхупада говорит, что знания начинаются с приобретения качеств. Поэтому для того, чтобы представить Кришну, мы должны в первую очередь иметь качества. И без поклонения Божествам и без распространения литературы мы не сможем воплотить эти качества
Бхакти Тиртха Свами: Еще один последний.
Мужчина: Распространение книг, так же как и Бхагавата Марга вообще … ну… с их помощью мы продвигаемся вперед, совершаем наш духовный прогресс, а поклонения божествам, также как и Панчаратрика в целом, помогает сохранить достигнутую позицию и не падать вниз.

00:37:37 Бхакти Тиртха Свами: Хари бол!! Как мы видим с левой стороны очень сильные аргументы были преподнесены сначала, поскольку они настаивали на важности этого положения. И с другой стороны, тоже важные аргументы были, но говорившие из центра зала подчеркнули важность обоих положений. И поэтому нам нет порой необходимости делать выбор между одним или другим. Мы можем достичь формулы «успех-успех».

00:38:27 И можем прийти в к пониманию важности обоих вещей. И порой, в конце концев мы понимаем, что обе стороны в действительности правы. Ведь в конце концов, распространяя книги, мы приходим к возможности встретиться с Богом лицом к лицу. И без наличия книг, мы бы не смогли понять, кем являются Божества. И если бы у нас были только книги и не было бы божеств, то мы были бы какой-то другой религией другим движением, в котором не совсем было бы ясно, кто такой Бог на самом деле. И поэтому ,зачастую нам надо стремиться к достаточной оценке наличия различия мнений.

5 вещей, которые не следует делать в состоянии конфликта

00:39:32 Сейчас мы перечислим вам 5 вещей, которые не следует делать, когда вы находитесь в состоянии конфликта. Итак. 5 неэффективных способов решения конфликта. Итак, первое это 1) открытое противоборство или соперничество. Мы перечисляем вещи, которые нельзя делать находясь в состоянии конфликта. Поскольку в случае открытого противостояния ситуация может только ухудшаться.

00:40:35 Если вы продолжаете противостояние, это может означать, что вы нисколько не заботитесь о том, чтобы понять нужды вашего партнера или его точку зрения. Представьте себе, что сидящие с одной стороны говорили только о важности распространения книг, а сидящие с другой стороны только о важности поклонения Божествам. И если бы они не соглашались с точкой зрения друг друга, то их спор продолжался бы бесконечно.

00:41:28 Те, кто распространяет только книги, не хотят знать ничего другого называли бы тех, кто поклоняется божествам бессердечными, а те, кто только поклоняется божествам, говорили бы о распространителях книг, как о тех, что стремится только к зарабатыванию денег. И распространители книг говорили бы: «Зачем вы поклоняетесь Божествам? Давайте просто поставим книги на алтарь». А поклоняющиеся Божествам говорили бы: «Зачем идти к людям и объяснять им что-то? Все должны просто сидеть в Храме и изучать Арати-пуджу и проводить один семинар поклонения Божествам за другим.

00:42:27 Если бы мы шли этим путем, то через короткое время все Движение бы развалилось. Потому что нам нужны и книги и божества. Вторая вещь, которую не стоит делать во время конфликта - это 2) попытка избегать друг друга, не обращать внимание. Допустим, эта сторона говорит: «Книги, книги». А эта сторона: «Нет, только божества». И не смотря на очевидное наличие конфликта, обе стороны бы делали вид, что ничего особенного не происходит»

00:43:25 И распространители дружили бы только с распространителями, а поклоняющиеся Божествам только со своими друзьями. Они бы не решали проблемы, они бы просто сидели в разных углах Храма. И разные группы пели бы разные баджаны и кританы. Это означает, что не смотря на очевидное наличие проблемы, обе сторона пытаются сделать вид, что проблемы не существует. И чем это кончается обычно? Через короткое время ситуация становится все хуже и хуже. Итак, если вы попали в конфликт не сражайтесь друг с другом, но и не делайте вид, что ничего не происходит.

00:44:26 Третий пункт, которого не следует делать во время конфликта, это 3) играть роль.
Переводчик: Махарадж говорит, что я, например, буду сейчас играть роль президента Храма. То есть прятаться за свою должность. То есть, например, будучи президентом храма, Махарадж говорит: «Погодите-ка, я здесь Президент, и я вам говорю, поскольку я знаю всё, что только книги являются важными. А другой говорит: «Я тоже Президент Храма и точно знаю, что важно только поклонение Божествам!».

00:45:36 А кто-то ещё говорит: «Погодите я старший из присутствующих преданных, и поэтому все присутствующие должны слушать только меня». Это называется использование своего официального статуса и под этим предлогом принуждение окружающих соглашаться с твоим мнением. Не забывайте, что мы перечисляем 5 вещей, которые не следует делать находясь в конфликте. И то, что человек является Президентом Храма, или старщим пуджари или старшим братом в семье, не говорит о том, что все должны с ним соглашаться.

00:46:42 Четвертая не рекомендуемая в конфликте вещь, это 4) поверхностное решене проблемы или используя русскую шутку «как мертвому припарка». Допустим, мы вернулись к первоначальному положению. И одна сторона говорит о важности книг, а другая о важности Божеств. Поверхностным решением будет, если кто-то скажет: «Ладно вам спорить, пойдем поедим халавы!».

00:47:26 «Сейчас мы все вместе соберемся, зайдем в кафешку, и там съедим пиццу или поедим халавы и все проблемы решаться сами собой». И мы уже советовали вам, не вступать в открытое противоборство, не делать вид что ничего не происходит, не пользоваться своим официальным статусом и в конце концов не предлагать поверхностного решения проблемы. И последняя не рекомендуемая вещь, это 5) вступать в торги.

00:48:26 Это может выглядеть странно, почему же, находясь в конфликте, не попытаться пойти на компромисс и не поторговаться друг с другом? Разве это не лучшее духовное решение для вайшнавов? Мы привели вам примеры всех этих великих личностей и убедились, что никто из них не вступал в торги. Они преображали ситуацию они просто сотворяли нечто благоприятное. Таким образом, они совершенным образом помогали личности, с которой они состояли в конфликте. Они просто пытались понять, что является лучшим для существования этой личности и помогали ей именно так.

00:49:36 Вернемся к примеру мужа и жены, состоящим в конфликте, если бы они просто торговались друг с другом, то их не покидало бы ощущение постоянного беспокойства. Если бы они даже на время о чем-то договаривались, то через какое-то время, каждым из них овладевала бы мысль о том, что они не достаточно поторговались. И поэтому кто-то оказался из них в выигрышном положении, а кто-то в проигрышном. Но как мы видели, сидящие в центре доказывали правильность обоих положений. Таким образом, используя такую формулу, мы можем создать лучшее общество.

8 шагов, необходимых для решения конфликта.

00:50:29 Сейчас мы предлагаем вам 8 шагов, необходимых для решения конфликта. Первое, создать атмосферу эффективного решения проблемы. Порой мы усугубляем проблему, не создавая для её решения должной атмосферы. Порой для решения проблемы достаточно перемещения в другое помещение или в другое место. Просто установить необходимую атмосферу и тогда решение будет удачным. Возьмем двух брахмачарьев, которые спорят друг с другом в ашраме. Иногда, для того, чтобы решить эту проблему, достаточно просто перевести их в другое место.

00:51:45 Второе: окончательно выяснить точки зрения друг друга. Очень часто нам необходимо уяснить для себя точно, как думают люди и чем суть их проблемы.

00:52:22 В случае с мужем и женой мы сначала задались тем, как каждый из них видит происходящее. Очень трудно решить проблему, не понимая окончательно как каждая из сторон воспринимает суть проблемы. Они могут быть правы или не правы, но изначально необходимо разобраться в точности как они воспринимают происходящее. В-третьих: необходимо сосредоточится на общих целях. Итак, помните как Бхактивинод Тхакур предлагал нам различные положения, касающиеся каждого из нас. Итак, следующее: сосредоточится на реальных потребностях каждого.

00:54:21 Следующее, что необходимо учесть, это сделать правильные выводы из прошлого, чтобы правильно действовать в будущем. Это означает не только размышлять над неправильными поступками друг друга в прошлом, но и найти возможность совместно строить будущее. Учитесь на прошлых ошибках. И люди, которые думают только о прошедшем, и живут тоже в прошлом и никогда не сумеют выбраться из дебрей конфликта.

00:55:21 Следующий пункт: вначале необходимо позволить всем существующим мнениям быть выраженными открыто.

00:56:01 И следующий пункт: это выработать конкретные шаги к решению проблемы. И последнее положение, которое нужно отметить это: прийти к окончательному взаимному согласию или договоренности.

00:56:26 Переводчик: Кто-нибудь из присутствующих может перевести остаток занятия? Мне необходимо выйти на короткое время.
Новый переводчик: Создать позитивную атмосферу для решения конфликта, может быть переместится в другое место или как-то сменить обстановку. Второе, прояснить как разные стороны видят эту ситуацию. То есть прояснить, как представляет одна сторона и другая. Третье, сосредоточится на общем. На общих потребностях, которые существуют у этих двух сторон. Следующее, учится на прошлом, но не зацикливаться на нем.То есть делать выводы из того, что было в прошлом, и применять это в будущем. Пятое: открыто выражать идеи возникающие у разных сторон для решения этого конфликта.

Пять неправильных способов поведения в конфликте

00:57:50 Итак, пять неправильных способов поведения для конфликтующих сторон. Первое: неправильно вступать в открытое противостояние. Второе: пытаться не обращать внимание на существование конфликта. Третье: использовать своё официальное положение более старшего для того, чтобы давить на стороны, в сторону принятия какого-либо решения. Следующее: отвлекающие маневры или поверхностные решения. То есть предложить там поесть вместе пиццы или халавы, и всё будет хорошо. Пятое: это попытка торговаться. То есть «вы сделаете это, потом мы сделаем то». Это может выглядеть положительно, но на самом деле это не является чем-то позитивным, что поможет решить конфликт.

00:58:53 Бхакти Тиртха Свами: Мы обсудили вещи, которые нужно делать и которых не нужно было делать. Наш переводчик ушел в туалет и поэтому мы остались без переводчика. У нас конфликт с телом. И махарадж сказал: не надо избегать конфликтов, надо их решать. Но нам надо решить как нам продолжать.

Разрешение конфликтов на практике

00:59:34 Сейчас нужны добровольцы, нужно 6-7 человек добровольцев. Нужно чтобы пришли... чтобы пришли те, у кого есть конфликты в жизни сейчас в настоящее время. Особенно, если у вас есть конфликт с тем, кто также находится с комнате.

01:00:26 Если ваша сторона сидит тоже здесь в зале. Хорошо бы, чтобы 2 стороны пришли. Если кто либо в зале у кого есть конфликт с кем-то и другая сторона тоже находится здесь? Пожалуйста, придите сюда. Есть ли кто-нибудь? Поднимите руки. Может быть есть супружеские пары: муж и жена здесь? Махарадж спрашивает: Может быть есть муж и жена, которые могут подойти? Или может быть мать и дочь? Или может быть отец и ребенок? Есть ли у кого-то дети, из присутствующих здесь.

01:01:30 Пожалуйста, кто-нибудь приходите. Есть ли у кого- то дети, которые находятся также в этой комнате? Есть ли здесь супружеские пары? Вы боитесь того что случится? Приходите. Еще нужны.. может быть муж и жена есть? Пара семейная?

01:02:50 У нас есть муж и жена и ещё добровольцы… сын и мать.. сначала вот с этими двумя поработаем, а потом с остальными. Вы пожалуйста расслабьтесь, просто посидите немного. Объясните в каких отношениях вы состоите. Вы из одного Храма?
Мужчина : Сын мой.

01:04:14 Бхакти Тиртха Свами: Махарадж бы хотел, узнать есть ли какой то вопрос, по которому вы иногда спорите?
Мужчина: Ну да , я хочу, чтоб он спортом занимался, потому что впереди армия и так далее. А вдруг он начинает бояться армии. И потом для духовное жизни это тоже не хорошо, если он чего-то боится. Ну он думает, что не боится, и будет поступать в институт. Но я думаю, что лучше не хитрить. Ну, будет армия и будет, но было бы лучше, если бы он спортом занимался бы, то и не боялся бы.
Бхакти Тиртха Свами: Итак, здесь есть различные мнения. Что сейчас сделает отец...

01:05:35 Махарадж хотел бы, чтобы он действовал так, как будто он является сыном. И спорил бы так, как будто он является сыном. А он, отец, наоборот и спорит с ним [с сыном]так, как будто он является отцом вот этого. И чтобы он спорил с точки зрения своего сына. Вот это у нас сын и он убеждает своего отца, почему он должен не пойти в армию. А он должен спорить так, как будто он является отцом: почему он должен пойти в армию. Итак, они должны спорить и отстаивать точку зрения другой стороны. Итак, вы сейчас являетесь сыном и объясняете своему отцу, почему вы не должны ходить в армию.

01:06:46 Постарайтесь думать так, как думает ваш сын. Как будто это ваш отец и вы спорите с ним об этом. И так как вы считаете нужным являясь сыном. Говорите в микрофон какие-то аргументы.
Мужчина: Ну, вообще я не боюсь идти в армию, но мне просто там... ничего хорошего не даст. Потом, я может и пойду в армию, но спортом заниматься все равно нет времени, потому что нужно учиться. И на самом деле, я уже пробовал ходить заниматься, но то друзья потом не хотят ходить туда, я тоже не хочу ходить. И потом, если я занимаюсь спортом, то мне мантру некогда читать, поэтому могут появляться долги. И книги читать уже точно будет некогда.

01:07:54 Юноша: Но армия научит тебя жизни. Научит тебя жить. Там в армии ты другим не будешь, там ты будешь таким, какой ты есть. Притворяться ты уже не сможешь. Придется только на Кришну надеться. Что ты на это скажешь?
Мужчина: Но зависеть от Кришны и служить везде можно всегда. Что обязательно только в армии преданными становятся? Сам стал в армии преданным, думаешь всем надо идти в армию, чтобы стать преданными? Везде можно служить Кришне, даже здесь больше позитивного можно. Можно получить хорошее образование и быть хорошим преданным, не просто как хвосты свиньям крутить.

01:09:11 Бхакти Тиртха Свами: И как вы можете видеть, что у людей могут быть изначально различные представления. И каждый из них порой настаивает только на своем. Но стоило им только поменяться местами, как их мнения изменились, и ту же самую работу нам необходимо произвести в собственном уме. Мы не должны просто настаивать на своих идеях. Нам необходимо встать на место другого и подумать: почему он думает именно так? Как мы уже говорили вчера: одним из способов решения конфликтов является способ «надеть чужие ботинки», то есть понять точку зрения другого, чтобы понять его лучше.

01:10:16 И я надеюсь, что в конечном итоге по ходу усвоения пройденного материала, каждый из нас сможет лучше понять партнера по общению, его способ мышления. Да, конечно, изначально у каждого из них были важные и основательные аргументы. Но для того, чтобы понять друг друга в действительности, им необходимо было встать хотя бы временно на точку зрения своего партнера. Итак, вот эта пара слева это муж и жена, а справа мать и сын. Пожалуйста, вы первые (мама и сын).

01:11:19 Есть ли у вас области, в которых у вас постоянно существуют противоречия?
Женщина: Мы живем раздельно с сыном, и мой сын преданный. Почти следом за мной примкнул к Движению и мы встречаемся в Храме в Донецке и мы очень счастливы. Поэтому у нас если какие-то конфликты у нас есть… ну мы же раздельно живем, мы делимся друг с другом и проповедуем друг другу
Переводчик : Спасибо вам большое, но Махарадж спрашивает: где у вас конкретно существуют конфликты, в какой области отношений?
Бхакти Тиртха Свами: Что вы хотели бы, чтобы ваш сын сделал, чтобы вы были более счастливой.
Женщина: Мне кажется он верно идет. Верным путем. Я уверена. Я желаю, чтобы он также стойко продолжал.

01:12:32 Бхакти Тиртха Свами: То есть вообще не существует конфликтов и проблем с вашей стороны. А что доставило бы вам … например, если бы он женился, если бы у него родились дети, ( я вам подсказываю). Чтобы вы хотели, чтобы ваш сын сделал, чтобы вы ещё более счастливой себя чувствовали?
Женщина : Чтобы проявил терпение, чтобы его семья стала преданными: дети и жена. Вот это сейчас у нас есть такая ситуация.
Бхакти Тиртха Свами: А что бы вы хотели увидеть со стороны мамы, что сделало бы вас более счастливым?

01:13:32 Попытайтесь прабхуджи объяснить, в чем состоят ваши трудности в обращении вашей семьи в преданных.
Мужчина: Ну, скорее всего это последствия того, как я только присоединился к Движению Сознание Кришны, и как обычно в это время бывают проявления излишнего фанатизма. И поэтому эти плоды сейчас приходится пожинать. И поэтому такая ситуация довольно щепетильная была до этого. Я пережил довольно такие сильные эмоциональные переживания, которые могли привести к разрыву семейных уз, но благодаря преданным, благодаря Господу, мне удалось как-то остановиться, скажем так, вовремя. Я за это им очень благодарен.

01:14:30 Я надеюсь, что именно вот эта ситуация, которая до этого сложилась. Я буквально неделю назад всё это пережил. Она поможет мне как-то войти в положение жены, как-то посмотреть её глазами на всю ситуацию, и может даст ей толчок сделать первые шаги, чтобы как-то наладить наши отношения.
Бхакти Тиртха Свами: Что вы, матушка, думаете вы смогли бы сделать, чтобы помочь вашему сыну привести его семью к сознанию Кришны?
Женщина: Просто я ему проповедую, чтобы он был стойким и терпимым, и снисходительным. Потому что жена его с материальной точки зрения хороший человек. Порядочная.

01:15:37 Бхакти Тиртха Свами: Очень хороший пример. Суть конфликта находится в том, что жена преданного - не преданная. И у них существует противоречие по этому поводу. И как мы видим здесь, нет открытого противостояния. И с другой стороны, они не пытаются закрыть глаза на существование проблемы. Они понимают, что проблема существует. И сейчас им необходимо просто найти правильные пути решения этой проблемы.

01:16:35 Прабху же может немножко разозлился на свою маму, думая : «Ну чего ты все мне подсказываешь я и так уже стараюсь достаточно». Мама может думать, может расстраиваться по поводу того, что с её точки зрения сын не прилагает достаточных усилий. И, как сам прабху признался, изначально зерно конфликта посеял сам. Он и переусердствовал в этом смысле. И теперь, наилучшим было бы если бы они попытались помочь друг другу и решить эту проблему. Мама предлагает ему пытаться снова и снова, просто запастись большим терпением.

01:17:31 И вы оба очень удачливы, у вас есть мама, и она вайшнави, она понимает вас. У вас прекрасный сын, тоже вайшнав. Таким образом у вас прекрасная семья. Просто семья сына не полностью понимает преданное служение. Может быть по ходу времени, благодаря вашим совместном молитвам, ваша жена большем смысле станет преданным. и может быть кто-то из преданных, присутствующих здесь, повстречается с ней, пообщается с ней и благодаря этому она станет полноценной преданной. Я хочу, чтобы вы надели своей маме эту гирлянду.

01:18:38 И последняя пара на сегодня: это муж и жена. Я хотел бы услышать из уст обоих из вас в какой области отношений у вас существует противоречие. Не существует в мире 100% успешных взаимоотношений. И может быть ваши на 98% успешны. В чём заключается та самая маленькая соринка в глазу, которая мешает вам полными счастья глазами смотреть на своего мужа. Есть ли у вас действительно такие основательные споры на какую-то тему между собой?

01:19:32 Только будете честными, пожалуйста, Гор Нитай здесь присутствует. И очень много брахманов здесь в аудитории. В какой области у вас существуют такие основательные споры? О чём вы постоянно спорите не можете решить?
Женщина: У нас разная природа. Мы так пытались выяснить. У нас разная природа. Прабху более активный, энергичный,у него постоянно планы, идеи возникают, а реализовывать мне приходится. А я более ленивая по природе. И я так пытаюсь как бы обойти: и его реализовывать планы и себя как бы не обидеть.

01:20:43 Переводчик: Еще какие то причины для споров?
Женщина. Ну, в общем-то нет. А . Как только мы начинаем что-то вместе читать, как мы заметили в последнее время все как-то нивелируется. Ну, имею в виду литературу духовную.
Бхакти Тиртха Свами: В чем бы могла усовершенствоваться ваша супруга? Что вы хотели видеть более усовершенствованное в её личности?

01:21:25 Мужчина: Мне кажется, что может это требование завышенное с моей стороны, но было бы неплохо, чтобы с её стороны было больше собранности. То есть она много выполняет обязанностей, я ей полностью доволен. Но иногда кажется, что если б было немножко больше собранности, тогда не было бы спешки в дальнейшем. И всё было бы более таких гуннах … не в крайностях, а более уравновешено.
Бхакти Тиртха Свами: Что-нибудь ещё может быть вас беспокоит? Что-то главное. Или вот это названное вами - самое главное?

01:22:18 Мужчина: Наверное, да. Пока что ничего. Пока что на данный момент проблем больших нет.
Бхакти Тиртха Свами: Как часто вы обсуждаете, существующие на ваш взгляд, недостатки противоположной стороны? Как часто на эту тему вы спорите? Раз в неделю или чаще или реже?
Мужчина: Ну, периодически могут возникать какие-то разногласия на данной почве, но это не часто: раз в неделю, две недели. Когда уже дела противоположной стороны немножко затягиваются и набирается куча долгов, которые нужно решать.

01:23:26 Бхакти Тиртха Свами: Как вы считаете, эти споры на этот счёт происходят действительно как ваш муж говорит раз в неделю или может быть чаще?
Женщина: Он прав. Когда накапливается куча долгов, я пытаюсь на них закрыть глаза, а он на них обращает внимание. Я поняла, что получаю по заслугам.
Бхакти Тиртха Свами: Сейчас, пожалуйста, встаньте оба. Вы там, а вы здесь. И встаньте на край сцены лицом друг к другу.

01:24:20 Что вы, дорогой муж, готовы сделать со своей стороны, чтобы доставить больше счастья вашей супруге. Назовите 2 поступка, которые вы готовы для этого совершить, два направления, над которыми вы готовы поработать, чтобы улучшить ваши отношения? Тот же самый вопрос адресуется и к вашей жене: какие 2 вещи вы готовы были бы сделать для того, чтобы улучшить ваши взаимоотношения с мужем?
Мужчина: Реально можно уменьшить количество обязанностей, особенно общественных, которые я возлагаю на свою жену. И переложить их на кого-то из преданных, что может это выполнить.
Бхакти Тиртха Свами: И сейчас, когда вы произнесли это, сделайте, пожалуйста, один шаг к вашей жене.

01:25:32 Мужчина: Возможно я должен как-то помогать, то есть участвовать в её обязанностях и принять положение таким, что на меня возлагается часть каких-то обязанностей, которые я решил что они её, моей жены.
Бхакти Тиртха Свами: Сейчас скажите тоже самое, назовя вашу супругу по имени и глядя ей прямо в глаза.

01:26:13 Мужчина: Я обещаю…
Переводчик: По имени!
Мужчина: Дорогая Самахини, что я буду... заберу некоторые... переложу некоторые из твоих обязанностей или буду выполнять их сам, для того, чтобы немножко освободить тебя и дать возможность легче выполнять свои обязанности.
Бхакти Тиртха Свами: А сейчас , пожалуйста, жена произнесите также 2 вещи, на которые вы готовы ради своего мужа, чтобы улучшить отношения.

01:27:17 Что по-вашему мнению могло бы помочь улучшению отношения?
Женщина: я постараюсь быть более собраной.
Бхакти Тиртха Свами: Шаг навстречу. А что ещё вы могли бы сделать?
Женщина: Почаще спрашивать: «Что я могу для тебя сделать?».
Бхакти Тиртха Свами: Предложите пожалуйста друг-другу поклоны. Хари Бол! А наше время истекло. Я бы хотел отнять у вас всего лишь ещё 4 минуты, для того чтобы суммировать всё выше скзанное.

01:28:29 Сейчас немного уже поздновато и поэтому будем двигаться по пройденному материалу
Краткое резюме. Весь наш курс занятий был посвящён проблеме решения проблем, конфликтов. Мы сказали, что в Кали Югу конфликтами наполнено все вокруг. Мы говорили, что время Кали это время, когда люди спорят из-за малейших вопросов. Мы попросили вас вспомнить, когда в последний раз вы участвовали в подобном конфликте, и сначала спросили, кто был в конфликте за последний год. Мы также составили список вещей, из-за который мы чаще всего сталкиваемся друг с другом.

01:29:34 Мы обратились к Шикша-амрите Бхактиведанты Тхкура, где он говорит о различных потребностях человека. Мы изучили эти потребности и также различные стадии развития, которые проходит человек. Мы также выделили три основных категории конфликтов: конфликты из-за ресурсов, физических ресурсов, конфликты на психологической почве и конфликты из-за духовных или философских ценностей.

01:30:30 Ресурсы, в свою очередь, это физические запасы, психологические конфликты имеют эмоциональную подоплеку, и философские - это вопросы духовных ценностей. Мы также ввели подразделение конфликтов на внешние, то есть между людьми, и внутренние, то есть конфликт человека с самим собой. Мы подчеркнули, что демонический способ решения конфликта это: «Я одержу верх только за счёт полного твоего поражения» . Обе стороны готовы на выигрыш, только ценой полного уничтожения противника.

01:31:28 Другая формула конфликта это: « я выиграю, только если ты проиграешь» и « я проиграю, если ты выиграешь». Мы также изучили формулу «проигрыш-проигрыш», когда люди готовы пострадать, только бы пострадала противоположная сторона. Особо выделили формулу «выигрыш-выигрыш», «успех-успех», когда обе стороны не только выигрывают, но их энергия также удваивается. Мы говорили, что муж и жена в семье являются двумя половинами одного тела. И каждая из сторон будет более счастлива, если всё тело в целом будет счастливо.

01:32:35 И поэтому, необходимо знать, в чем конкретно нуждается другая часть тела. Если они будут помогать друг другу, то от этого выиграют оба. И мы занялись армрестлингом, чтобы показать, что если вы сражаетесь друг другом, то страдаете оба. И когда вы находите способ заключить взаимную договорённость, это облегчает наше взаимное существование. Мы привели пример двух саньяси и изучили какие негативные последствия может иметь этот конфликт.

01:33:32 Мы изучили пример двух людей на вершине горы, у каждого из которых есть своя особая часть запасов, и, если они находятся в конфликте, то оба могут погибнуть. Но опять-таки если у них хорошие отношения, если они сумеют договориться, то сумеют выжить. Каждое своё занятие мы начинали с писем Прабхупады, посвященных проблеме любви и доверия и единства и многообразия. Мы также изучили вопрос о том, что конфликт необязательно означает нечто негативное. Порой конфликт позволяет нам только улучшить своё служение.

01:34:39 Мы подчеркнули необходимость того, чтобы люди находящиеся в одной организации были оценены по достоинству. И тогда это влияет положительно на качества отношений. Мы призвали две части нашей аудитории вступить в спор. И в конечном итоге доказали, что возможно случаи, когда обе спорящие стороны правы. Здесь обе вещи важны: как распространение книг, так и поклонение божествам. Вчера мы просили вас также задуматься над ситуаций, в которой вы казались себе 100% правыми, но оказались 100 % неправыми.

01:35:36 Это показывает, что если мы смотрим на происходящее только со своей собственной точки зрения, то можем оказаться неправыми. Мы привели вам различные точки опоры для разрешения конфликтов. Во-первых, обозначили Гуру, садху и шастры. Мы говорили о необходимости поместить себя на точку зрения своего партнера. Как в случае с отцом и сыном мы просто поменяли их местами.

01:36:30 Мы также говорили порой о необходимости отступить, отстраниться от происходящего, и взглянуть на него как бы со стороны. И говорили о необходимости действовать только правильным образом. Как в случае с матерью и сыном: они оба признают существование этой проблемы и оба готовы запастись терпением для её решения. В конце концов мы обсудили, что нельзя делать при попытке решения конфликта: во-первых нельзя вступать в открытое противостояние. Во-вторых, нельзя пытаться не обращать внимание на происходящее.

01:37:29 В-третьих, нельзя использовать своё официальное положение. В-четвёртых, нельзя принимать поверхностных решений. И в-пятых, нельзя пытаться торговаться друг с другом. И затем мы рассмотрели, что необходимо делать при решении конфликта и что может помочь нам в этом очень сильно. Во-первых, нам поможет создание позитивной атмосферы решения конфликта. Во-вторых, окажет большую помощь прояснение конкретных желаний каждого. В-третьих, будет хорошо, если мы сосредоточимся на общем, на реальных нуждах наших совместных. В-четвёртых, будет хорошо, если мы научимся на ошибках прошлого, но будем смотреть в будущее. И в-пятых, если мы научимся открыто выражать свои мысли.

01:38:26 И в заключение нашего курса, я хотел бы подчеркнуть, что в Кали Югу нам невозможно избежать конфликтов. И можем воспринимать конфликты с одной стороны как проблему существующую, а с другой стороны, как возможность помочь кому-нибудь. Всегда будет существовать разница мнений. Как мы знаем даже в духовном мире существует множество различных рас и даже в одной и той же расе может быть различные настроение служения. Но достаточно поместить в центр своего Гуру и шастры, то вся эта картинка становится полной и гармоничной. ,

01:39:34 Поскольку наша цель стать слугой слуги, то есть «даса даса анудаса», и поскольку мы хотим стать [не разбочиво], то есть страдать, когда страдают другие, и радоваться их радости, чтобы достичь этого нам необходимо научиться искусству обращать конфликт в нечто выгодное всем присутствующим. В противном случае говорит Прабхупада, противоборство между преданными, может привести к разрушению всего движения. Могут быть разрушены семьи, могут быть разрушена социальная структура и все общества в целом. Прабхупрада говорил, что снаружи нас разрушить невозможно, но самая большая опасность может таиться внутри. Будь то 2 брахмачарьи, или семейная пара, или мать и сын, отец и сын, каждый день каждому из них приходится делать свой выбор. И действовать как подобает любящему вайшнаву, или действовать как карми, основываясь на гунах страсти и невежества. Так попытайтесь смотреть на конфликт не только, как на возможное противостояние.

01:41:30 Не отрицайте существование проблемы и не избегайте её решения. Старайтесь напротив вставать на точку зрения своего партнера и более внимательно относиться к их потребностям. Даже если у вас существуют разногласия, эти разногласия могут привести к взаимному удовлетворению. Сегодня у нас последнее занятие. Я задержусь ещё на несколько минут здесь, для того, чтобы подписать книги. И в 4 часа я встречусь на побережье со своими учениками и кандидатами в ученики для очень короткого даршана.

01:42:29 Я надеюсь всех вас увидеть снова в следующем году. И обещаю вам провести провести ещё одно интерактивное занятие. И пожалуйста, читайте мои книги, в которых также обсуждаются все эти вопросы. И помните, что необходимо быть слугой слуги.

транскрибирование: Ирина Боровских | Киров | Россия | 21 September 2021