Активная деятельность в разных гунах материальной природы

Киев - 09 September 2017
Знание о гунах материальной природы. Совокупность негативных качеств. Грубое и тонкое тело. Восемь видов материи. Танматра эфира. Пространство, как начало создания материального мира. Появление эфира из звуковой вибрации. Вишва Рупа - тело Вселенной. Три гуны: тамос – невежество, раджас – страсть, саттва – благость. Чистейшая благость - Шудва Саттва. Создание, разрушение. Рождение, смерть. Гуны как единая энергия. Единая энергия. Санкья Йога – аналитическое строение мира. Жизнь полностью зависит от влияния гун материальной природы. Разные функции гун. Ниргуна. Персонализм и имперсонализм. Описание Духовного мира. Состояние преданности и любви в духовном мире. Невозможность постичь духовную реальность. 14 глава «Бхагават Гиты» о гунах. Чистая благость в материальном мире. Что происходит, когда человек познаёт Бога? Чистая преданность – Шудха. История Гаури Кишор Дас Бабаджи. История о феноменальном человеке Бхактисиддханта Сарасвати. Обеты Бхактисиддханта Сарасвати. Приём Бхактисиддханта Сарасвати в ученики к Гаури Кишори. Зачем нужна молитва? Проявление Бога в любовных отношениях. Благодарственные молитвы. Мотив изучения Вед. Деятельность в страсти. Деятельность в тамосе. Прамада аласья. Нидра. Дрити и Адрити. История из Махабхараты про Чиратари. Ответственность за советы и наставления. Ответственность мужа за целомудрие своей жены. Качества человека в тамосе.
семинар для практикующих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 4
длительность: 01:29:31 | качество: mp3 96kB/s 61 Mb | прослушано: 994 | скачано: 654 | избрано: 51
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Даценко В.] Ну что ж? Собственно говоря, хотелось услышать ваши реализации по поводу борьбы с ленью. Может быть, кто-то ещё хотел ещё сказать? Вот как неделя прошла в этом смысле, в смысле борьбы с ленью. Какие вот осознания, откровения, реализация. Если нет, тогда я буду говорить… [неразборчиво из зала] Если нет, тогда я поговорю о гунах. Гуны – это базовое знание, на самом деле, очень интересное, очень практичное, очень занимательное с точки зрения наблюдения из вне и внутри. Вот эта тема «гуны материальной природы» - она очень большая.

00:01:00 [Даценко В.] Когда мы говорим о том, как избавиться от лени, как стать счастливым, как стать щедрым, как выйти из депрессии, от стресса избавиться, наладить отношения с людьми, испытывать энтузиазм на работе, исполнять свои обязанности дома, чтобы все хорошо. Вот если мы говорим с точки зрения Вед, это несомненно связано с теорией понимания, философия гун материальной природы, то есть это база, основа. Да, это фундамент. Фундамент знаний. Даже когда в «Бхагават Гите» этот вопрос затрагивается, там говорится, что это…

00:02:00 [Даценко В.] Это знание очень… оно превосходит. Значит в «Бхагават Гите» 18 глав и о гунах материальной природы говорится в 14 главе. В начале 14 главы говорится, что это знание о гунах материальной природы оно превосходит то, что было изложено раньше. Хотя раньше были поведаны очень сокровенные, духовные истины даже. Вот! Но почему это знание так превозносится из 14 главы? Потому что оно фундаментально, это как первый класс. То есть знание о гунах материальной природы это фундамент понимания мира с точки зрения Ведических писаний. И изучая это вопрос, будет приходить понимание о нас уже, соответственно.

00:03:00 [Даценко В.] Взять и вырвать одно качество, такое как лень из всей совокупности негативных качеств, таких как… Какие, например? Да, ложь, жадность. Ну что? Какие практически ещё качества? Гнев, сквернословие, нетерпимость, зависть. Да-да! Идея в том, что все эти качества это окраска гуны невежества, цвет гуны невежества. И не бывает так, что человек в энтузиазме и не испытывает никаких депрессий, всегда активен, мотивация хорошая, всё нет никакой лени. И при этом завидует другим, гордится, постоянно гневается. Не бывает так! У него все будет сбалансированно, вот эти качества в его сердце, какое то больше, какое меньше…
[из зала] Они могут в какой-то момент просто не проявляться.

00:04:00 [Даценко В.] Да, они идут в совокупности, потому что это модус такой, это состояние природы из вне и внутри в сердце. Когда мы говорим состояние природы, означает грубая и тонкая, тонкие законы и грубые законы. Ну что означает грубые? Не в смысле грубые слова, а грубые означают твердые. Земля, вода, воздух, огонь, эфир – это всё то, что вот грубое, проявленное физически. А есть тонкие законы – ум, психика. Мы же знаем, есть качества, ну например, эмоция – сострадание. Это ж тонкая вещь или эмоция восхищения. Это ж тоже материя, это тоже что-то! Это не является ничем.

00:05:00 [Даценко В.] Это не пустое место. Эмоция это тоже что-то, это тоже материя. Поэтому в «Бхагават Гите» есть такой текст [цитирует на санскрите]. Есть восемь видов материи, три тонких и пять грубых. Земля, вода, огонь, воздух, эфир - это грубая материя. Ум, разум, ложное эго – это тонкая материя. В «Бхагават Гите» сказано на эту тему в общих чертах, есть такая философия, целый раздел в Ведической философии и называется Санкья. Санкья йога, когда человек аналитически разбирает всю эту структуру и устройство Вселенной макрокосмоса и микрокосмоса.

00:06:00 [Даценко В.] Все физические законы и психические законы. Это Санкья! И есть ещё более детальное разделение на разные виды. В общих чертам мы говорим, что тонкая материя означает ум, разум и эго. Но это в общих чертам, потому что есть ещё более детальная дифференциация. Точно также есть земля, огонь, вода, воздух, эфир, такие состояния материальной природы. Есть также такие вещи как звук в эфире. Воздух – это осязание.
[из зала] То, что называют энергиями Земли. То, что можно почувствовать. Энергия земли и воды.

00:07:02 [Даценко В.] Можно так сказать! Да, можно так сказать! Можно сказать, что это энергия, просто на русский тяжело перевести, это танматра называется, то есть если есть эфир, то танматра эфира является звук. Что такое эфир? Интересно, что на санскрите он называется Набха или Кам. Набха означает наба или небо. Очень созвучно с русским, то есть это пространство как таковое. Вот мы мы живем в пространстве, правда? И нам кажется, что это пространство вот оно есть и это ничего. Но пространство это уже что-то, то что появляется в какой то момент на заре творения Вселенной. То, что проявляется!

00:08:00 [Даценко В.] Первое это то, что проявляется пространство. Просто появляется пространство, то есть пространство тоже должно существовать, это материальный элемент – материальное пространство. Почему я говорю слово «материальное»? Потому что Веды описывают все творение как духовное и материальное, то есть духовное это безграничное, не материальное пространство, но в рамках этого безграничного нематериального пространства создаётся материальный мир. И он тоже бесконечный, и с создания материального мира начинается с создания пространства. Но пространство возникает з звука, поэтому в Библии есть какое слово на этот счет? Да! Вначале было Слово. Есть звуковая вибрация и из звуковой вибрации проявляется пространство. Вот какая это звуковая вибрация…

00:09:00 [Даценко В.] Знаете принято говорить, что это Ом. Ну вот не могу я так сказать, Ом это или…потому что есть некоторые источники говорят, что Сваха, например такой звук. Я не буду сейчас в детали погружаться, но Ом ли это или не Ом. Ом – это изначальный звук, так сказать, прародитель всех Вед, потому что Веды это тоже звуковая вибрация. Потому что все мои изыскания найти ссылки, где говорится о том, что это Ом, они, почему-то, потерпели фиаско. И когда я общался с людьми, знающими глубоко Писания, по крайней мере, пока из них может кто-то где-то ссылку какую-то встретит…

00:10:00 [Даценко В.] То вы скажите где! В какой Шастре говорится, что именно Ом создает эфир, потому что я такого не встречал, по крайней мере. Но я встречал другие слова! Где же? В каком писании я встречал? Сваха? Кажется в Харе Бхакти Лайсе, может быть и нет. Но не важно, не важно. Но факт тот, что создается звуковая вибрация сначала, она исходит из Верховной Личности Бога, по свидетельствам Вед, из этой звуковой вибрации проявляется эфир. Интересно, что из звука, из танманры, вот вы сказали сегодня эта энергия. Да? Что звук это энергия пространства, но интересно, что из этого звука, сначала звук, а потом пространство. Потом происходят определенные трансформации этой энергии.

00:11:00 [Даценко В.] И потом возникает воздух - осязание, огонь – форма, вода – вкус, земля – запах. Итак, развивается вся Вселенная и также разввиваются все тела. Потому что вся Вселенная сравнивается с телом и называется Вишва Рупа. Рупа означает тело и наша эта форма называется Рупа, и есть вселенское тело, а есть …Есть макрокосмос и микрокосмос. И вот это наше тело развивается по тем же законам, от тонкого к грубому. От тонкого к грубому. Сначала мы были такие, даже не такие, а намного меньше. Были очень маленькие, тело было очень маленькое.

00:12:00 [Даценко В.] Семя невозможно увидеть, но потом оно как то чудесным образом растет, развивается. И потом дряхлеет и умирает, Вселенная тоже по тому же принципу, просто возраст Вселенной 311 триллионов лет, как это говорится в Писаниях. 311 триллионов лет! У нас сто лет отведено, но почему я сейчас говорю обо всех этих вещах? Что кроме земля, вода, огонь, воздух, эфир, кроме звука, соответственно, осязания, форм, вкуса и запаха есть ещё тонкие вещи. Это наше тонкое тело, то чего не видно. Психика или аура.

00:13:00 [Даценко В.] какие слова применять это уже детали. Но важно понять, что есть наша психика, умственные процессы, эмоциональные различные краски, все это…Это все состояния тонкого тела, это все состояния психики человека. Человека или даже любого живого существа. Так вот вся эта Вселенная, Вишва Рупа, точно так же как и каждая отдельная Рупа, то есть Рупа - вселенское тело и каждое индивидуальное тело всё это находится в сфере влияния гун материальной природы. Гуны, они все пронизывающие, гуны это энергетика определенная, которая пронизывает всю Вселенную.
[из зала] То, что Вы говорили в прошлый раз? Это наша обусловленность, в отличие от Всевышнего. Мы как раз и обусловлены этими гунами.

00:14:00 [Даценко В.] Да-да! Сила, это сила, которая заставляет живых существ в рамках этой Вселенной отождествлять себя в телами. Вот это гуны, различные гуны. Три гуны, хотя по существу это единая энергия, но она уже разделяется на три, понимаете? Единая энергия разделяется на три и эти три: тамос – невежество, раджас – страсть, саттва – благость. Три гуны материальной природы, характеристика самая главная, одна из важнейших характеристик гун материальной природы – они все пронизывающие. Они пронизывают всё, каждый атом и всё находится под влиянием той или иной гуны материальной природы. Есть какие-то вопросы в связи с этим?

00:15:00 [из зала] Скажите, а в одном человеке может быть несколько гун материальной природы? Оценивать по разным его качествам? Ибо в целом какой-то суммарный показатель? Его тело, душа и характер?
[Даценко В.] Да! Вполне естественный вопрос и правильный! Не бывает в этом мире выраженной в одном теле, выраженной одной гуны, чистой. В чистом виде не бывает, потому что говорится духовный мир - это как раз то, где чистая благость. Чистая благость означает без примеси. Невежество и страсть, чистейшая благость. Шудва Саттва называется.

00:16:00 [Даценко В.] В чем чистота? Что нет примесей к этой благости, к этой благости нет примесей невежества и страсти. Это вот как раз и есть духовное бытие. Сатт, сатт означает момент вечности, вечности. Потому что эти гуны имеют различные функции, конечно, тема очень обширная, я вас сразу предупреждаю, очень интересная и очень обширная. Если в духовном мире постоянно царит Сатт, означает вечность и к ней не примешаны невежество и страсть. Что это означает? Страсть…одно из основных функций страсти это созидание, творение. Это что-то создавать, что-то делать. [из зала неразборчиво]

00:17:00 [Даценко В.] Да, это активный элемент. Даже если мы сейчас с макрокосмоса спускаемся на микровещи в человеке это проявлено как активность. Это как раз противоположность лени, активность это противоположность лени – тамоса. Мы сейчас говорим на микроуровне, а активность это порождение раджаса, то есть страсти. Желательно оперировать этими словами: тамос – невежество, раджас – страсть, саттва – благость. Так вот, что означает активность – созидание, создание, креатив. Слово кремана ми.

00:18:00 [Даценко В.] Кремана означает создающий элемент, вот это характеристика силы природы, гуны природы под названием страсть. Создает. Невежество – тамос – разрушает. Мы видим явления в этом мире – создание, разрушение. Создание, разрушение. Рождение, смерть. Рождение, смерть. Это все вот характеристика этого мира, потому что здесь доминируют эти вещи. Страсть, невежество, страсть, невежество. А поддержание это благость. Так вот в духовном мире нет страсти и невежества в том числе, в том смысле нет начала и нет конца. Нет момента создания и нет момента разрушения, то есть вечная благость. То есть, означает, нет рождения и нет смерти. Нет начала и нет конца.

00:19:00 [Даценко В.] Вот это означает Сатт, Саттва. Но по мере примеси, в каком-то смысле мы говорим гуна благости здесь, в каком-то смысле она духовна, в каком-то смысле, если правильно понимать. Потому что в духовном мире живые существа тоже заселены и тоже много планет, но в той обители царят такие качества как любовь, сострадание, отсутствие эгоизма и корыстных желаний и т.д. Это всё характеристики живых существ, которые живут в духовном мире. Поэтому когда эти качества проявляются здесь, то говорят духовная личность, если в нём проявлены качества сострадания, смирения, терпения и т.д и т.п., то это все окраски гуны благости. Есть в связи с этим какие-то вопросы? Говорим про лень, да!

00:20:00 [из зала неразборчиво]
[Даценко В.] Да, гуны все выделяются. Пример такой приводится. Знаете что такое различные цвета? Кто знает соединение, каких цветов, трех цветов делает все остальные цвета? Синий, красный, желтый! То есть с помощью трех цветов делаются спектры все остальные. Понимаете? То же самое! То есть тот же принцип о гунах материальной природы.

00:21:00 [Даценко В.] Три! Хотя все три это одна краска, разные цвета. Разные цвета, красный, синий, желтый – одна краска, но разные цвета. Поэтому гуны это тоже одна энергия, в конечном итоге это единая энергия, она уже делится на три, а те, каждая, ну возьмем невежество. Невежество-невежество, невежество – страсть, невежество-благость. И соответственно, то же самое страсть…Разные пропорции, идет дробление. Так оно умножается сначала три на три девять, потом девять на три 81, потом оно ещё дальше-дальше и всё, таким образом, порождается это разнообразие в этом мире. Вот смотрите, мы как бы все люди, но все разные при этом. Потому что в каждом по разному собраны атомы, но это же не случайно так происходит, потому что у каждого…есть законы, как раз вселенский закон. Законы природы.

00:22:00 [Даценко В.] Законы природы создают именно такое тело, это мы говорим о физической природе. А вот тонкая психика, у каждого своя психика. Но она единая, поймите что ум…Вот этот ум, это одна энергия на все живые существа. На все живые существа единая энергия, просто каждый по-разному ей пользуется, кто-то больше в невежестве, кто-то больше в благости, кто-то в страсти. Это уже детали. Но бывает по-разному, разные гуны по разному проявлены в разных живых существах. И это знание, такое видение мира даёт возможность учиться, относиться, относиться ко всем одинаково. И учиться дифференцировать, что ещё важно, разделять, где действует гуна материальной природы, а где действует личность.

00:23:00 [Даценко В.] Потому что когда гавкает собака, то на самом деле это просто гуны так действуют. Просто действуют гуны. Это разумный человек понимает, когда он погружается в это изучение, писание, в Санкья Йогу – аналитическое строение мира, он понимает, что есть орган слуха, орган. Ухо как локатор, есть чувства слуха, это уже тонкая вещь. Есть ум, который называется шестым чувством, то есть он император среди всех чувств. Есть ум, есть чувство слуха, а есть локатор. А есть звук, который издаётся. Раз, раз. Раз, раз. Просто звук. И звуковая вибрация сначала попадает в локатор, из этого локатора в тонкий орган под названием слух.

00:24:00 [Даценко В.] Слух отличен от уха. Понимаете? Даже от перепонок, от всей этой физической структуры, это тонкая вещь. И чувство слуха передаёт эту информацию в ум, соответственно, а ум уже думает приятный звук или неприятный звук. Это уже ум действует таким образом. А разум определяет «ага, это гитара» или «это ситара», индийская такая гитара большая. Разум сомневается, у него есть различные функции: гитара или ситара. Потом «а, нет, точно гитара.» Это тоже функция разума – убеждённость в чем-то, точно гитара. Ближе! Таки ситара! Деятельность тонкого тела так происходит, а уму уже нравится. Приятная мелодия! Хорошо!

00:25:00 [Даценко В.] В зависимости от того в какой гуне он находится, если он в невежестве. Чем больше гавкают под звуки, не гитары получается. Это струнные инструменты, которые через синтезатор превращаются в что-то такое бум-бум-бум. Удар, просто что-то такое создаёт. Да! И причем гавкают потом там гав-гав-гав и эта вибрация синтезирующая…и О! Нормально! Приятный звук, хорошо! А Моцарта поставишь…что за какофония? Все вместе звут, приятно-неприятно. Это ум! Прия –неприя это всё в уме находится. Всё находится в уме в тонком теле. И в зависимости от того, под влиянием какой гуны находится человек, такую жизнь он и ведёт. Такую музыку он слушает.

00:26:00 [Даценко В.] Такую пищу он кушает, такие формы он созерцает, в такое время он встаёт, такую воду он пьёт, такие цвета он любит, такие причёски, одежду. Всё это… все эти интересы формируются гунами.
[из зала] Как отличить, когда действует разум, а когда это гуны?
[Даценко В.] Когда действует разум, а когда? Разум! Когда действует разум, а когда действуют гуны материальной природы? Гуны материальной природы здесь действуют всегда. И, когда действует разум, он тоже действует в определенной гуне материальной природы. Всегда!
[из зала] То есть разум подвержен влиянию гуны?
[Даценко В.] Обязательно!
[из зала] Он не может их преодолевать?
[Даценко В.] Практически нет! Может у человека, который достиг абсолютной святости.

00:27:01 [из зала] Ни какой надежды!
[Даценко В.] Ага! Это человек, который себя не отождествляет ….поймите, что такое святость…он не отождествляет себя с этим, даже с умом, со своим разумом. Он не отождествляет, он осознаёт себя как душу. Мы теоризириуем, когда мы говорим, мы говорим теоритически об этом. У нас нет реализации, но это факт, что святые люди они…поэтому когда смотрят …он думает «душа, закованная в тело и страдает в своём невежестве, в страсти…страдает, просто страдает».
[из зала] Как в притче. Трое вас и трое нас идут по воде.
[Даценко В.] Да-да-да.
[из зала] Скажите по поводу лени. Сказали, что привели пример, что лень это гуны невежества –тамоса, а противоположно ей активность – страсть. Другие качества гуны тоже, они противопоставляются друг другу? Либо они могут дополнять друг друга? В каком они качестве взаимодействуют?

00:28:06 [Даценко В.] Да! Что-то…Да-да-да! У каждой гуны свои функции, у страсти свои функции, у невежества свои, у благости свои. Функции! Обратите внимание на слово функции. Есть одно тело, но есть разные органы действие. Есть руки, у рук своя функция. Есть глаза, у глаз своя функция. Но это единое тело. Есть ноги – своя функция. Вы понимаете! Точно также есть гуны материальной природы. У каждой гуны свой функциональный аппарат.

00:29:00 [Даценко В.] Поэтому постигая это знание, разумный человек будет стремиться к благости, потому что в этом мире невозможно быть испытывать счастье в невежестве, страсти, только благость даёт радость. Мы сейчас будет читать об этом, прочитаю несколько текстов. Вы что-то хотели сказать ещё?
[из зала] Да, ещё один вопросик. Вы сказали, что в страсти это активность [неразборчиво] но там же тоже какая-то активность есть?
[Даценко В.] Да! У гун материальной природы есть…когда мы говорим страсть это активность, невежество это разрушение. То есть, страсть это рождение, невежество это смерть.

00:30:00 [Даценко В.] Мы говорим о макрокосмосе, то есть когда что-то создаётся в этом мире, оно создаётся под влиянием гуны страсти. Когда здесь что-то разрушается, оно разрушается под влиянием гуны невежества. Когда что-то поддерживается, это поддерживается под влиянием гуны благости. Так вот! Но это вопрос, на самом деле, очень интересный, но очень не простой. Потому что духовный мир иногда называют Ниргуна. Ниргуна, и означает, что это место, где не влияют материальные гуны природы. С другой стороны, духовный мир и даже личность Бога, описывается как слово гуна – качество. Потому что гуна, само слово, означает качество.

00:31:02 [Даценко В.] Это такой вопрос, который является таким философским раздражителем между персоналистами, теми, кто говорит, что вечное бытие связано с личностью. Если вечный в духовном мире я живу как личность, другие люди живут или другие существа как личности, Верховная личность тоже личность, вот. Это персонализм. А имперсонализм означает …философия такова, что когда вы достигаете духовного мира, всё! Прекращается существование каких-либо личностей. Никаких качеств, никаких личностей, ничего индивидуального. Просто вот параматма, просто такое состояние единства. И представители имперсональной философии говорят, что Ниргуна…

00:32:00 [Даценко В.] Ведь в Упанишадах, Ведических произведениях, духовный мир описан как Ниргуна. Нет качеств! А вы говорите, что есть качества в духовном мире. Но персоналисты и, как бы сказать, персоналисты это та школа, в которой я состою, ученическая преемственность, у нас именно персоналистическая философия, что индивидуальность не уничтожается. Так вот аргумент таков, что есть качества, но они духовные и есть активность, но она духовная. Есть разрушения, но оно духовное. В чем отличие материального от духовного? Материальное означает с корыстными интересами, духовное означает без корыстных интересов. То есть оно, по сути дела, всё происходит то же самое, как и здесь. Имеется ввиду внешне, тоже жизнь…

00:33:00 [Даценко В.] Дома, общение, всё прекрасно. Всегда находятся в состоянии любви и всегда видят других лучше, чем себя, всегда выражают всем почтение. Всегда это состояние преданности, любви и в конечно итоге там постоянно в центре находится Верховная личность Бога. И эта Верховная личность проявлена, то есть можно спокойно созерцать, общаться. Да, есть все эти отношения.
[из зала] Я ещё могу сказать, что это подтверждается тем, что какова бы ни была душа, и она падает. Рождается уже здесь и она уже приходит со своими качествами. Это о чём говорит? Значит, они ни куда не исчезают, несмотря на то, что она пребывала в духовном мире.
[Даценко В.] Да-да! Но это категория, философия….Вот эта тема…которая мы сейчас общаемся …очень не простая, чтобы её вот так просто взять и обсудить.

00:34:00 [Даценко В.] Это по мере погружения…Да-да! Это очень не просто, вот так вот взять и это сразу поймать. Это надо годы, годы. И, причём, всегда следует понимать, что понимание этих вещей не зависит от того сколько я прочитаю, сколько я послушаю даже. Есть такой текст в Упанишадах [ цитирует на санскрите], что означает невозможно постичь эти все духовные вещи через [ цитирует на санскрите] изысканно красиво говоря на эти темы. Вача означает речь. [ цитирует на санскрите] Невозможно это постичь с помощью сильного разума.

00:35:00 [Даценко В.] [ цитирует на санскрите] и также не возможно постичь духовную реальность через обильное слушание Вед, даже! Обратите внимание! [ цитирует на санскрите] Только тот, на кого укажет Господь, Бог, только тот сможет постичь Его. То есть, что это означает? Что знание жиздется не только на потреблении информации – это основная концепция философии и мудрости, что вы не можете, просто получая информацию познавать Веды. Нет! Нужно практиковать, очищать сердце.

00:36:00 [Даценко В.] Взращивать гуну благости в себе, качество добродетелей, благости, саттвы и тогда всё это будет происходить, оно будет открываться из сердца. По мере прогресса, понимаете да? Знание это не то, что услышал, пять плюс пять сколько будет? Ага, десять, всё! Хорошо, запомнил! Нет, это не знание, это информация, мы это не рассматриваем. Информация должна… наполняться качествами характера, то есть тонкое тело должно преобразовываться у живого существа. Так вот, саттва раджас тама ити гуна пракрити, 14 глава «Бхагават Гиты», здесь говорится, что саттва раджас и тама ити, эти гуны созданы пракрити – материальной природой

00:37:03 [Даценко В.] И дальше [цитирует на санскрите] есть неуничтожимое вечное живое существо, душа! Но эти три гуны материальной природы, которые создаются материальной природой, они обуславливают. Буквально «банг» связывают, порабощают, то есть они порабощают вечное живое существо эти гуны материальной природы. Дальше…первая гуна – благость [цитирует на санскрите]

00:38:07 [Даценко В.] Есть такие характеристики гун материальной природы, точнее саттва гуны или гуны благости, она чище других, просветляет живое существо, избавляет от всех последствий греховной деятельности, привязывает к знанию и ощущению счастья. Интересно как тут говорится…[цитирует на санскрите] интересно…когда мы говорим о благости, то благость тоже обуславливает ощущением счастья. Потому что эти две функции, очень важно, благость означает счастье и знание. И когда человек в счастье и благости, всё равно он привязывается к ощущению счастья.

00:39:05 [Даценко В.] Чем отличается Шудха Саттва от вот этой материальной Саттвы? Чем отличается чистая благость от благости материального мира? Потому что благость в материальном мире всё равно на себя направлена, то есть я хочу быть счастлив! Мотив хороший, но мотив корыстный! Я хочу быть счастлив! Понимаете? Но Веды говорят «из песни слов не выкинешь», вот как есть, так я вам передаю. Чистая благость возможна только во взаимоотношениях с Верховной личностью, если есть отношения с Богом, если есть чистая бескорыстная любовь по отношению к Нему, означает есть чистая благость. И это уже сознание, которое находится за рамками материи.

00:40:01 [Даценко В.] Это очень высоко, запредельное сознание! Запредельное сознание! Что происходит, когда человек познаёт Бога? Он познаёт, Бог ему открывается, он вступает с Ним в отношения, любовь на основе служения. Всё, что он хочет – он хочет служить, и он видит всё полностью – всех живых существ, в том числе и себя самого частичками Верховной личности. И он видит, что это саттва, есть такой текст в «Бхагават Гите», что саттва-раджас-тамос – всё порождено Верховной личностью. В итоге всё происходит из Всевышнего, такая концепция! Религиозное, духовное, из песни слов не выкинешь! Святой человек, он познал Бога, но то это означает? Он познаёт всё полностью как Его собственность.

00:41:00 [Даценко В.] Вот он видит, что всё принадлежит Ему, самый невежественный человек и самый святой человек и животное, и насекомое, корова, собакоед…кто угодно. Всё принадлежит! Все законы этого мира, всё, в конце концов, принадлежит Ему. Это приходит такая реализация. И такой человек не связывается личным ощущением счастья, поэтому, когда он практикует духовную жизнь, духовная жизнь, как правило, к ней примешаны различные гуны природы. Кто-то ходит дай денег, кто-то ходит убей врага моего, будь то целого государства или соседа…Каждый ходит с какими-то заказами, понимаете заказы делает…Заказ! Вот у меня такой заказ, а кто-то хочет быть счастлив.

00:42:02 [Даценко В.] И поэтому он приступает к практике духовной. Человек, который достиг вне гун природы, выше даже материальной …он вообще не желает… он не привязан к ощущению своего собственного счастья, его это не интересует. Ему главное что? Ему главное, чтоб им был удовлетворён его Владыка, всё! Мой Господин. И это у него вызывает величайшее счастье, в каком-то смысле он тоже привязан к счастью, но это чистая корысть, это называется чистая преданность. Это называется Шудха! Он всё, его не интересует… буду я счастлив в аду, в раю, на Земле, не важно. Это всё детали, мне, главное важно чтоб вот…Мы не имитируем эти вещи, хотя это высокие идеалы. Нет сомнений.

00:43:00 [Даценко В.] Сейчас таких людей, честно говоря, очень немного, которые по-настоящему пребывают в таком сознании, а не выдают себя за таких. Это называется полностью святой человек, то есть …поэтому он превзошёл даже материальную благость и, что касается знания, знания тоже. Вот я сегодня вспоминал о Гаури Кишор Дас Бабаджи, который жил в отхожих местах, чтобы его не беспокоили, селился, чтоб совершать своё поклонение. О нём говорят, что он даже не мог своё имя написать, он был неграмотный, так сказать необразованный. Вот представьте себе, человек живёт в отхожем месте и даже не может своего имени собственного написать. Книги не читал, какие книги?

00:44:00 [Даценко В.] Он ничего не читал, но он 24 часа в сутки, он повторял Святое имя, святая вибрация, постоянно. Нон-стоп. Иногда даже доходило до того, что он брал мун из святой реки Ямуны, если это можно назвать пищей, он употреблял это как пищу. Нам не постичь деяния такие, такая аскеза у него была. И был другой человек по имени Бхактисиддханта Сарасвати и он, говорят о нём, три дня, он выучил английский язык. Он что читал один раз – всё, второго раза не надо, но моментально запоминал, в высшей степени абсолютно-гениальная личность, одаренная до такой степени…то есть феноменальный человек!

00:45:00 [Даценко В.] Феноменальный человек, он был сыном другого святого человека, был сыном Бхактивинода Такура. Когда он пришел к своему отцу, у Бхактивинода было много детей и один из них был Бхактисиддханта Сарасвати, он говорил «что мне делать? Как мне прогрессировать? Я хочу прогрессировать духовно, я не хочу жениться» он сказал, я не хочу жить социальной жизнью, я хочу принять сразу отречение и я хочу прогрессировать дальше. И он сказал, если ты хочешь прогрессировать дальше ты должен принять духовного учителя. Но кого мне принять отец? Отец ему говорит «отправляйся к Гаури Кишори». А у Гаури Кишоры ноль учеников! Какие ученики? Чтобы его не беспокоили своими прославлениями, он прятался в отхожих местах и молился там.

00:46:00 [Даценко В.] Бхактисиддханта Сарасвати просто элита интеллекта! Понимаете? Санскрит в совершенстве! Знание писаний, да каждую деталь! Комментарии там составляет, всё! В высшей степени гениальный человек и, при этом, кстати, в своё время он дал обет…поклялся, что он будет совершать уединенную молитву на берегу Ганги в одном святом месте, Навадвипе в Бенгалии. Он сказал «я буду там соблюдать очень строгую аскезу, пока я не произнесу 1 миллиард Святых имён Бога.» Можете посчитать, сколько это, миллиард это много. Это вот есть тысяча, есть миллион, а есть миллиард. Это миллион миллионов, или сколько там?

00:47:00 [Даценко В.] Сто миллионов? Нет, нет! Сто миллионов….тысячами…тысяча миллионов это миллиард, правильно? Да, три нуля добавляется. Он исполнял свой обет, если не ошибаюсь, девять лет. И девять лет он повторял каждый день по триста тысяч имён. Если есть калькулятор – можете сверить. Триста тысяч имён в день он повторял, у него была хижина там, где крыша текла, в сезон дождей он спал на голой земле, а в чатурмасью, это четыре месяца, они сейчас в чатурмасью когда дают строгие обеты. В чатурмасью у него был такой обет, например, горсть риса на голую землю.

00:48:01 [Даценко В.] Набирается воздух в легкие и без рук из голой земли аскет ест этот рис, сколько у него на одном входе хватило, вот это вся его диета за день. Но нам не понять этого. Они берут себя в такие рамки, но они видят этот мир по-другому. Этот мир для них совсем в другом цвете, так вот Бхактисиддханта Сарасвати проходил такое, он тоже копил силу. Такая аскеза невероятную силу, и потом Бхактисиддханте стал величайшим святым, у него там тысячи и многие тысячи последователей вообще. Но когда он пришел к отцу и спросил что мне делать, он сказал «иди к Гаура Кишору». И он пошел к Гаура Кишору, то есть великий интеллектуал, гений, мудрец, он пришел к Гаура Кишору.

00:49:01 [Даценко В.] А Гаура Кишор говорит «чего ты ко мне пришёл? Кто ты, а кто я?» А ему отец сказал, он начал поклоны ему предлагать…там всё! В стопы падать, пожалуйста! Спаси меня, падшую душу, спаси меня у твоих лотосных стоп. Прими меня в качестве своего ученика. Начал говорить …Какой ученика? Всё! Иди-иди! Я не принимаю учеников. Кто я такой? Я недостойный принимать никаких учеников. Он к нему ходил много раз и каждый раз одна и та же песня. И Гаури Кшор не знал куда ему от него деться. Чего ты ходишь? Беспокоишь меня? Не понимаю! Ты иди….ты великий человек, а я? Я несчастное живое существо! Посмотри, на кого я похож? Бхактисиддханта, он его смирением…Ну, неужели я настолько падшая личность, что ты не можешь дать мне прибежище? Неужели?

00:50:02 [Даценко В.] Если я настолько падший человек, то мне просто придётся покончить с собой и утопиться в Ганге, для того, чтобы уничтожить это греховное тело! Поэтому, пожалуйста, дай мне прибежище! И Гаури Кишори сказал «ну, хорошо, я спрошу. Я в следующий раз, когда буду видеть Бога, я у него спрошу, что мне делать! Приди через несколько дней!» Проходит время и Бхактисиддханта Сарасвати выражает ему своё почтение. Учитель, примите меня в качестве своего ученика, спасите грешную, с толку сбившуюся душу. Ответьте, пожалуйста, на вопрос, видели-ли вы Бога? Видел, видел, видел! Авы спрашивали? Я забыл! Я забыл спросить про тебя. Но в итоге он его принял.

00:51:00 [Даценко В.] Потому что Бхактисиддханта Сарасвати проявил невообразимое смирение. Он очень смиренно…это тоже такой принцип. Он ходил-ходил, но очень смиренно. Он не бросал вызов, такой этикет был всегда между учителем и учеником. Не то, что всегда...это высший стандарт, потому что это необычные люди. Эти люди, они не от мира сего. Так вот знание! Гаури Кишор не обладал знанием, с материальной точки зрения, он не мог объяснять, красиво рассказывать. Но суть вещей он видел, к нему приходил человек, и он насквозь сразу видел.

00:51:50 [из зала] [неразборчиво] Говорила или нет…Хакимов говорил, когда в самом начале предъявляли претензии ещё несколько лет назад. Как вы можете об этом рассказывать-доказывать, что Ведические знание верные. Он говорил «да я вообще ничего не доказываю, просто говорю, что эти знания имеют смысл, они передавались из поколения к поколение.» Ну откуда вы можете знать? Когда учёные там собрались…я так скажу …я имею просто нюх! Ну как вам объяснить?! Вы когда на таможне проходите, много стоят там всяких офицеров, которых штудировали, объясняли, обучали …и сидит просто собачка…Собачка чем-то знает, где находятся наркотики. Я просто собачка!
[Даценко В.] Да-да! Это факт!
[из зала] Вы просто все умные, а я просто собачка. У меня есть нюх.
[Даценко В.] Да-да-да! Это важный момент! Проницательность. Это мы говорили о благости, о том, что такое ….хотя мы к ней стремимся на социальном уровне в рамках наших встреч мы говорим, что благость – это цель, к которой мы идём.

00:53:03 [Даценко В.] Однако, нужно понимать, что это промежуточная цель. Все равно это …за благостью есть ещё более сладкие состояния. В связи с этим какие-то вопросы? О, те чей энтузиазм не угасает никогда! Ха-ха-ха!
[из зала] То, что люди молятся так много, один миллиард. Богу приятно, когда Его так постоянно призывают? Или это человек все-таки делает для себя для смирения. Или Богу это в радость? Что Его все время зовут-зовут.
[Даценко В.] Олег глубоко ныряет! Это, конечно, глубоко!

00:54:00 [Даценко В.] Идея в том, что Верховная личность описывается как Атма Рама, что означает самоудовлетворен всегда. Но при этом он жаждет любви, только любовь и всё. Вот нужна любовь и все…если человек религиозен, духовен, если он верующий, то он должен понимать, христиане говорят об этом…Бог есть любовь. Означает, что он культивирует эти качества и Господь, он хочет любви, и он состоит из любви. У него, в принципе, больше нет ничего – только любовь. Эта сладость отношений…Вот зачем молиться, собственно говоря, зачем? Потому что, люди материалистичные, но набожные, они молятся, потому что они понимают, что не помолишься, то Бог не даст хлеба насущного, чая, масла не даст – гхи.

00:55:00 [Даценко В.] Не даст! Господь, всё! Поставка прекращается! Это уже хорошо. Это намного лучше, чем думать «я сам себе заработаю». Я сам себе хозяин. И такое сознание лучше, однако, есть люди, которые находят в этом вкус. Общение. Они общаются.
[из зала] Мне кажется, это можно сравнить как ребенка и матери или отца. Когда ребенок постоянно мать зовёт, но что-то ему нужно. А бывает, когда ребенок имеет отношения с родителем, когда он его не просто зовёт, а чем-то радуется, взаимодействует.
[Даценко В.] Да! Но интересно ещё как описано это. Очень интересно!

00:56:00 [Даценко В.] Бог это такая уникальная личность, когда Его прославляют, Он радуется больше не от того, что Его прославляют, а от того, что Он взамен на это может послужить. Чем-то наградить. Для него это возможность, если меня призывают, то для меня это возможность просто сделать что-то хорошее. Если Его не зовут, то Он как бы…Он жалеет о том, что у него нет возможности просто вступить в отношения, как-то одарить, проявить свою любовь. А если человек молится, если вы уж задаёте этот вопрос, то для Него это возможность проявиться. Проявить Себя.

00:57:00 [Даценко В.] Проявить Себя в любовных отношениях. Его сознание больше на этом сосредоточено, а не то, что да, как мне хорошо! Это тоже нормально, но Его называют [ неразборчиво] потому что, Он без ума от преданных. Почему? Потому что у Него есть возможность служить им в ответ. Поэтому Ведическая традиция рассматривает Его не только, как Верховную Владыку только и всё. Царь и не подходи! Нет, он и такое…также у него есть качества определенные характера. И ранимость на служение, на любовь это у Него такая слабость есть. Но мы перейдём сейчас ….Да-да! Нужно, конечно! [из зала неразборчиво]

00:58:03 [из зала] Все мы делаем какие-то неуверенные первые, ещё какие-то шаги, они всегда… те вещи, которые нам недоступны. Ты обращаешься к кому-то и тебе говорят, делай вот так. Ты слышишь этого человека и понимаешь, что он больше тебя знает, поэтому нужно делать вот так. И до тех пор пока я читала Бог …просто чтение, молитвы, посещение, воскресение…а какие-то более долгие коллективные молитвы и много всего. Всё это с какими-то перерывами и только месяца полтора назад видимо это знание пришло

00:59:00 [из зала] …[неразборчиво] Господи помоги, Господи дай, защити. Тогда пришло понимание того, что это информация ……[неразборчиво] то, что Он тебе даёт это и есть самое правильное. И проблемы и несчастья, и болезни, потому что только благодаря этому ты как то работаешь над собой. Ты постигаешь какую-то истину. Когда эти месяца полтора …эти знания…я немножечко поменяла молитвы на благодарственные и на хвалебные, на воспевание Бога и на благодарение.
[Даценко В.]

01:00:00 [из зала] Я скажу, что мне не хватает утром времени, просто я не насыщаюсь этим, мне не хватает времени для того чтобы общаться с Ним….Два часа это уже мало, хочется всё больше и больше, но просто физически его нет, нужно ехать на работу, что-то делать. Благодарение это моя тактика, просто я не знаю…по разному… Но вот именно благодарственные молитвы, они мне помогли как-то Его почувствовать в сердце, перейти на другой уровень. Да! У меня что-то совершенно другое открылось, да! Вот какие-то…Сажусь в машину и, кажется, что просто этот мир полон огромной радости и чудес, чего-то невероятного…

01:01:00 [Даценко В.] Да, спасибо большое! Это прекрасно! [из зала неразборчиво]
[из зала] Всё, что можно у Господа просить, это ещё больше любви к Богу, это единственное, что вас, как бы не будет обуславливать…
[Даценко В.] Да, любви не хватает! [из зала неразборчиво] Да-да-да!

01:02:00 [Даценко В.] То есть, это им помогает. Да-да-да! Это побег от гордости, это факт. Знаете, как это говорится, опять же христиане говорят «послушание превыше поста и молитвы». Это самое сложное в этом мире, потому что это честно, это самое честное. Потому что можно, как бы много всего…поститься и гордиться, гордиться и ещё раз гордиться. Я вам скажу из Ману Самхиты сейчас, вернёмся к нашим гунам сейчас. Характеристику деятельности под влиянием саттвы, под влиянием благости. [ цитирует на санскрите]

01:03:12 [Даценко В.] То есть, такие признаки гуны благости: изучение Вед. По деятельности человека можно определить какая гуна на него влияет, потому что влияние гун по-разному можно оценивать по разным критериям, потому что есть влияние на мотивы, есть влияние на саму деятельность, это уже разные вещи. Причём, это принципиально-важный момент. Мотивация, с которой делает человек, может быть в разных гунах. Почему он изучает Веды? Чтоб кого-то наказать? Чтобы что-то получить или очистить своё сердце? Уже три…Но вы всё на другие…или очистить себя или наоборот занимать более подчинённое смиренное положение. Так вот, это мотив и гуны влияют на мотив. Но также есть внешняя деятельность.

01:04:00 [Даценко В.] Понимаете? Просто внешняя деятельность. Если человек склонен изучать Веды, Веда бьяса, а бьяса означает повторение, повторение мать учения. Аскетизм, тара, ограничения себя, в целом практика аскетизма. Гньяна, обладание знанием, то есть гньяна означает знание, чистота – шауча. Дальше подчинение чувств, контроль чувств, способность контролировать свои чувства. Дхарма крия – исполнение своих обязанностей, чёткое знание, понимание своих обязанностей, для женских – женские, для мужчины – мужские, для кшатрия война свои обязанности, для уборщицы свои, но знание дхармы и исполнение дхармы. А также Атма чинта – размышление о природе души.

01:05:00 [Даценко В.] Такое умонастроение, это всё характеристики согласно с Ману Самхитой в гуне добродетели. Раджас …[ цитирует на санскрите] гуна страсти порождена бесконечными желаниями и алчностью, поэтому она связывает воплощенное живое существо узами материально-корыстной деятельности, когда человек очень активен ради достижения материальных целей. Каких? Любых материальных целей! Когда он не направляет свою активность на самосознание, а только внешне-внешне-внешне-внешне. Мы говорили, очень важно иметь правильные мотивы в своей активной деятельности. Если я вдруг решил избавиться от лени, очищать, мыть его каждый день, все раскладывать по местам, готовить чистую пищу и всё…

01:06:00 [Даценко В.] Я должен делать это в правильном сознании, с правильным мотивом, означает я таким образом очищаю своё сердце. Но если я буду это делать с корыстными мотивами, то я буду наслаждаться, поубираю дом, лягу и буду смотреть в экстазе. Расслаблюсь. То это привязанность к результату, это не очень хорошо. Мы должны действовать без привязанности к результату. Рага Атма …вот это гуна страсти происходит из желания увидеть Трышна Санга …Трышна означает алчность, мало-мало-мало…чем больше объектов, тем лучше, больше-больше…лучше-лучше…Это признаки гуны страсти. Так гуна страсти обуславливает, делает раба.

01:07:00 [Даценко В.] Карма сангина, оно заставляет постоянно действовать. Действовать-действовать карма сангина. И тамос! Я, просто, чтобы уже закончить. Всё таки тамос …[ цитирует на санскрите] Мы постепенно приближаемся к лени, потому что характеристик гун невежества таковы: держат всех воплощенных живых существ в плену иллюзии. Характеристика человека в тамосе, это всех нас касается, дорогие друзья, всех нас, не меня не вас, а нас всех касается, что тамос делает так, что мы слепы. Мы не понимаем в чём наши проблемы. Мы заблуждаемся, мы сами себя обманываем.

01:08:00 [Даценко В.] Не ощущаем слепыми! Даже не ощущаем! Видим свои проблемы в других людях, например. Видим…не понимаем, что рано не встаёшь просто – куча проблем, нет, мы этого не видим. Не замечаем, думаем, что нет, в чём-то другом…что-то, наверное, диета не та. Это Моха. Когда человек убеждён в неправильности, вот он убеждён! Когда человек понимает, что я тамосе, я понимаю, что меня накрыла гуна невежества. Такая у нас с друзьями в обиходе, сленг – тамогуна накрыла. Когда человек осознаёт, что я в тамосе. Я сбит с толку, ничего не понимаю, ничего не знаю. Это уже благость, то что он понимает. Он понимает, что он в тамосе, осознаёт.

01:09:00 [Даценко В.] Сознаётся, он всё! Надо что-то где-то пойти к людям. Лучший способ получить хорошее общение. Получить общение, чтобы меня вывели из тамоса, просто напросто. То есть, важно знать видхи, знай-же! … [цитирует на санскрите] Всех живых существ погружает в иллюзию. Дальше, Прамада – безумие, переводчики объясняют, что это невнимательность, это порождение гуны невежества. Рассеяность. Поставил молоко – сбежало. Невнимательность, обычно это проявлено в одних и тех же вещах. Я уверен, у вас есть такой опыт, говоришь человеку «ну зачем ты так делаешь?» И годы …ты ему пятьдесят раз…и годы он делает точно также!

01:10:04 [Даценко В.] Надо понять, на него просто влияет такая гуна природы. Да-да-да! Так нет слышимости, нет слышимости! Когда человек в тамосе, он закрывается, не хочет никого слушать. Никому не интересно…Правильно! Поэтому так и говорится …[ цитирует на санскрите] Так связывает живое существо, в гуне страсти связывается активностью, деятельностью…раз-раз-раз туда-сюда, в благости – счастье, хорошо, прекрасно! Но связан, один другой третий связан, но тамосе он связан тем, вот такими качествами. Прамада, невнимательность, означает тенденция совершать деятельность Баладева, один из святых объясняет, Баладева Видипуша…

01:11:00 [Даценко В.] Невнимательность означает тенденцию совершать деятельность, которую совершать запрещено. Тенденция совершать деятельность, которую совершать запрещено. Невнимательность, вот как он объясняет эти вещи. Прамада – это противоположность просветлению, вот мы говорили, так вот просветление – это качество саттва гуны, называется Пракаша. Пракаша означает, что она просветляет. Тамос, наоборот, затмевает, противоположность. Так вот…да! Отсутствие внимательность, аласья…Аласья вы уже должны знать…почему? Это тема наша сегодняшняя и предыдущая…

01:12:02 [Даценко В.] Лень! Аласья – это характеристика гуны невежества. Прамада аласья нидра…нидра означает сон, который…объясняет один из комментаторов «Бхагават Гиты» Вечунатха Чакравартья его зовут, нидра означает сон, который проявляется из-за недостка энергии в сознании. Энергия сознания…вот нет! Тамос! Вот это как раз апатия такая, депрессия и он не может выспаться, это факт! Люди залипают, им говоришь…ну давай там как-то! Я не могу, я устал! Я не могу! И комплекс, понимаете с тамосом нужно в комплексе бороться, ещё раз повторяю нельзя просто взять и перестать быть ленивым.

01:13:00 [Даценко В.] Если в тамосе. Нет, надо выбраться в целом. Чистота, регулярность, стабильность, практика…режим! Вот так, тамос побеждается, активность. Активность элемент страсти, да через элемент страсти мы вышибаем тамос из себя. Кто? Кто? Нет, они наоборот чувствуют..О! Жизнь пошла! Потому что вся эта прамада аласья, лень, невнимательность …это всё постоянная депрессия.
[из зала] Знаете, почему они пугаются? Потому что им кажется, что они из тамоса сразу в благость…
[Даценко В.] Мы уже заканчиваем…сейчас ещё часика два не больше ….Нидра! Так я вам скажу интересное…

01:14:00 [Даценко В.] Рамануджа Чарья объясняет, что есть два вида нидры, то есть сна. Прошлый раз я немножко говорил об этом, Свапра – это сон со сновидениями, и Шушутти означает сон без сновидений. Здоровый сон - это когда у вас сон и без сновидений и немножко сновидений. Это, называется, человек выспался.
[из зала] Это в одну ночь должно происходить?
[Даценко В.] Да! В каждую ночь немного сновидений и бессознательное состояние и человек высыпается хорошо. Но …Настя, скажите, что может быть чуть-чуть нам ещё надо, ну минут 15-20…Я прочитаю комментарий, комментирует Шрила Прабхупада: «Гуны невежества является прямой противоположностью гуны благости. Человек в гуне благости обладает знанием, благодаря этому понимает природу вещей, в отличие от того кто пребывает в невежестве.»

01:15:05 [Даценко В.] Каждый, кто оказывается во власти гуны невежества теряет рассудок и вместе с ним способность отличать хорошее от плохого. Человек не понимает, не ведает, что творит. Вместо того, чтобы развиваться, такой человек деградирует. Такой человек всегда выглядит подавленным и угнетённым, он часто принимает одурманивающие средства и много спит. Таковы отличительные признаки людей, обусловленных гуной невежества. Прочитаем Ману Самхиту 13 глава 33 текст. …[ цитирует на санскрите] Жадность! Характеристики Ману перечислял характеристики деятельности в благости, это характеристики деятельности в невежестве: жадность, сонливость, нерешительность…очень интересное качество…

01:16:07 [Даценко В.] Очень интересное качество – нерешительность. Человек не может …Дрити означает решимость…адрити означает нерешительность. Я честно вам скажу …очень интересный момент! Людям даже, которые достигли определенных уровней, в развитии духовном, зачастую, по крайней мере то, что я вижу…Им тяжело принимать решения. Взвешенный…Да-да! Если сказать универсальную формулу, хорошо, когда есть старший брат или сестра, у которого спросить можно. Я нерешительность проявляю или я раздумываю? Потому что в то же время Махабхарата учит…целая есть история …как же там оно звучало…

01:17:05 [Даценко В.] Я не помню санскрит…но идея в том, что …нужно взвешивать перед тем как делать что-то. Чира Карина, буквально означает долго думающий. И там есть целая история, не могу вам сейчас рассказать или…ну я вам расскажу историю, я понимаю, что вы все устали, но я вам всё равно расскажу.
[из зала] Мы устали? Вы что! Смотрите, какие глаза жадные!
[Даценко В.] Ха-ха-ха! В том-то и дело, что я, в отличии от вас, вижу глаза. Ну нормально, усталость это три часа сидеть. Я вам расскажу историю, в Махабхарате описано…Я поэтому и хочу её рассказать…Значит, был такой мудрец…

01:18:00 [Даценко В.] Гаутама! Браман, чистая личность и у него был сын. Его называли Чиратари, то есть тугодум. И все смеялись над ним, что он зависает подолгу, ему что-то скажешь, а он начинает размышлять. Долго переваривает и люди думали, что он не нормальный. И, однажды, я могу ошибиться, может быть это был не Гаутама…я так, для скептических личностей скажу, но скорее всего это был Гаутама, риши-мудрец. И так получилось, что его жена ему изменила. Не то чтобы полюбила, но изменила, была сложная история, как оно всё произошло, потому что принял облик её мужа…

01:19:05 [Даценко В.] Да, значит! Когда он узнал об этом, он просто был в ярости! И сразу сказал своему сыну «убей её!». Так сказал и ушёл исполнять какие-то религиозные обязанности, браманические. И сын задумался, он думает как это так? Эта глава очень интересная, потому что в этой главе даются много текстов, посвященных статусу матери и отца. Ведь мать это ….к ней надо относится так-так-так! С другой стороны отец и я не могу ослушаться. Указания, приказания отца превыше жизни и нужно всячески …кто пренебрегает, тот нарушает дхарму.

01:20:04 [Даценко В.] То есть закон нравственности будет нести тяжелый, и он задумался. Его мысли описаны в этой главе, очень интересно не поводу этих мыслей, статуса отца и матери можно целый семинар провести. Очень интересно. В итоге он пришел к такому заключению, что из-за того, что она не понимала, не испытывала…мотивации у ней не было дурной. И, кроме этого, отец повинен в том, что он это допустил, потому что контроль за целомудрием жены и ответственность за целомудрие жены, это мы будем говорить в следующий раз, лежит на плечах мужа. Как бы это не звучало прискорбно. Да! Он долго думал…

01:21:00 [Даценко В.] В это время Гаутама, его отец, его просветление осенило. Что я наделал? Какой я глупец! Он начал каяться, Господи! Боже мой! Какое я дал преступное распоряжение! Убить собственную мать, мою жену, мою ненаглядную! Он шел, и у него была одна надежда только! Знаете какая? Да! Что он думает! Я надуюсь, что он взвесит всё как положено. Он когда пришёл и он увидел, что тот обдумал всё как следует и, как раз, пришёл отец. И он его начала благодарить, спасибо тебе сын! Ты защитил наш род от всяческого падения. От греха убийства, там всё! И потом говорится, что они все в итоге попали в рай. В конце фильма все умерли. Ха-ха-ха!

01:22:00 [Даценко В.] Бишма, который рассказывает это, мудрец Бишма, дед Бишма, один из великих Махаджан. Он говорит, что мораль этой истории такова, что нужно всегда взвешивать. Интересное вам скажу, он подчёркивает – в особенности, если даёшь кому-то наставления, советы. Потому что, тот кто даёт совет, он разделяет ответственность. Если он дал плохой совет – получи, если хороший – тоже получи. Ответственность несёт не только исполнитель, как в уголовном праве. Есть также пособники, соучастники, заказчик, организаторы ...Так вот, советники-подстрекали, их называют, в уголовном кодексе, несут ответственность. Это факт на уровне тонких законов морали, тот, кто советует, вы должны понимать, поэтому просто так не советуйте!

01:23:08 [Даценко В.] Да-да! Или тот, кто благословляет. Пришли разрешение просить. А можно я так сделаю? Гуру говорит «хорошо!» Он получает сразу тоже, если он что-то не то посоветовал, то он получает бонус в виде реакции за неправильный поступок своего ученика. Муж также несёт…реклама! Думаю, что и без рекламы такие темы будут пользоваться популярностью. Ведь тема муж-жена, это ж самое интересное. Муж принимает на себя карму жены. Что-то хотели сказать?
[из зала] А следующая лекция для мужчин или женщин?
[Даценко В.] Для мужчин, прежде всего! Нам надо обязательно всем указать!

01:24:00 [Даценко В.] Это будет основано на Ману Самхите, там есть шесть видов деятельности, которые оскверняют женщину. Интересно что, в самой Ману Самхите эта тема освящается тогда, когда говорится об обязанностях мужчин. И вспоминается это вопрос. Понимаете? Поэтому это будет для мужчин также важно, особенно женатых. Так вот! Жадность, сонливость, нерешительность, жестокость – это всё качества! Интересно как ….это главный комментатор Ману Самхиты, он объясняет, что такое жестокость. Вот послушайте: оскорбляться малыми вещами. По пустякам оскорбляться. Вот это и есть жестокость, такой человек обычно жесток. Атеизм, настика. То есть атеизм, не вера в Бога это признак гуны невежества.

01:24:06 [Даценко В.] Плохой характер, вобщем, скажу. Также ещё интересно, привычка выпрашивать. В переводе это паразитический образ жизни, выпрашивание каких-то благ постоянно. Когда не ждёт, а выпрашивает человек у другого. Ну, дай, ну пожалуйста! Ну, дай, ну пожалуйста! Ну, пожалуйста! Или когда человек становиться попрошайкой. Подайте на пропитание! Такой паразитический образ жизни, это невежество. И само это «Ну, пожалуйста! Ну, дайте!» Выпрашивание это невежество, ещё одна характеристка, последняя. Тоже из Гиты.

01:26:00 [Даценко В.] Из 17 главы «Бхагават Гиты» ……[ цитирует на санскрите] Человек постоянно действует наперекор указаниям священных писаний, он материалистичный, упрямый, обманывающий других, оскорбляющих других, ленивый, всегда угрюмый, откладывающий всё на потом. Вот так! Всё это характеристика тамоса! Этот человек находится в тамосе, в невежестве. Поэтому дорогие друзья! Завершаю встречу и скажу, что лень это признак гуны невежества. Поймите! Сколько качеств было перечислено гун невежества. Обманывающий, оскорбляющий, угрюмый…и ленивый.

01:27:03 [Даценко В.] Тамос это комплекс! Обратите внимание, такой пример! Как-будто квартира, место в котором мы живем, холодно, грязно…Просто нам надо переезжать из места, аналогия. Нам надо менять место жительства, там где будет солнце, где будет чистота, там где будет свежий воздух и т.д. Нужно в целом жизнь…невозможно взять эту лень и выдернуть, или избавиться от неё. Нужно в целом менять своё существование, очищать своё бытие. Поэтому жизнь в невежестве – это главная причина других плохих качеств, лени и всех остальных других качеств плохих. Давайте ещё раз будем стараться просто думать о том, как исполнить свой долг.

01:28:02 [Даценко В.] Вот это жизнь в благости. У кого-то это долг перед своей совестью, у кого-то это долг перед Богом, у кого-то перед обществом. Нужно это качество – дхарма. Нужно стараться от привязанности к плодам и всё исполнять в настроении долга. И самое последнее напоследок! В нектаре наставлений первый текст ...[ цитирует на санскрите] Говорится, что есть импульсы и язык, желудок и гениталии находятся на одной линии, поэтому человек не должен…Если человек переедает сверху, он расслабляет свой желудок и, соответственно, гениталии. Потому что развязанные половые чувства, они очень делают человека…это затягивает в тамос.

01:29:02 [Даценко В.] Всё это должно быть урегулировано, то есть что за ...[неразборчиво] Всё! Спасибо вам большое, не переедайте! Будьте счастливы! Наслаждайтесь жизнью как минимум в гуне благости.
[из зала] Спасибо!!!

транскрибирование: Юлия Корниенко | Ставрополь | Россия | 21 May 2018