Духовный учитель как воплощение двух начал

02 марта 2012
Гуру — живой пример ученика и слуги; Тест на чистоту устремлений; Стремление к служению — главная характеристика совершенной личности; Разница между трансценденталистом и материалистом; Как сосредоточение на идеальных образах приводит к излишней требовательности; Сознание Кришны по своей природе социально; Источник счастья преданного; Роль духовного учителя в процессе отношений с учеником меняется; Мы служим, потому что это естественно; Почему есть и мужчины, и женщины?; Гуру воплощает оба начала; 2 уровня отношений с гуру; Учитель предполагает, что ученик достаточно зрел; О важности многоукладности в общине; Признаки готовности к получению инициации должны быть объективны; О харизматичности духовного учителя, наставника; Когда из общества преданных уходит проповедь; Сентиментальность — признак духовной незрелости?; Если чувства берут верх над разумом; Принимать наставления там, где они проявлены для нас; Как формируется Совет храма? Если близкие критикуют твою практику; Как распознать кризис в преданном служении, и как из него выйти?; Если ученик не стал наставником, то он не ученик?; Если Совет храма создается не по уставу; Отношения между учителем и учеником вечные?; Чтобы понять ценность смирения, нужно серьезно пострадать; Свободное развитие или постоянная корректировка?
лекция для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:39:41 | качество: mp3 64kB/s 45 Mb | прослушано: 33 | скачано: 91 | избрано: 5
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Гуру — живой пример ученика и слуги

00:00:06 Бхактиведанта Садху Свами (БСС): Харе Кришна! Дорогие вайшнавы, сегодня мы постараемся углубиться в эту тему отношений учителя и ученика. Эта тема, мы вчера говорили об этом, пытаясь настроиться на обсуждение этой темы, в ней есть очень много противоречивых моментов, которые, собственно, образуют тайну, или динамику духовной жизни. И одна из главных таких вещих, сложных для понимания — это, именно то, каким образом духовный учитель проявляет свою божественную сущность со своими учениками.

00:01:08 И вчера, я вам напомню, мы говорили о том, что, по сути дела, духовный учитель, он… у него проявляется вот эта природа Господа Баларамы тогда, когда возникает вот этот момент предания его самого, то есть духовный учитель фактически действует совершенным образом, благодаря тому, что он сам находится в предании своему гуру, парампаре, и фактически по этой причине, когда мы говорим о принятии истинного духовного учителя, об отношениях с истинным духовным учителем, то мы выясняем как преданные для себя именно этот вопрос, то есть мы выясняем вопрос о ясности для нас миссии духовного учителя, имеется в виду, ясно ли нам, в чем заключается служение нашего гурудева своему гуру и всей ученической преемственности.

00:02:19 То есть это вопрос видения нашего духовного учителя как достигшего определенного уровня, уровня совершенного служения, то есть, видим ли мы своего учителя как именно слугу, не на уровне каких-то лозунгов, как часто бывает, что «Гуру — это слуга Кришны, слуга Прабхупады, парампары» — все верно, мы прекрасно все эти вещи понимаем, но для нас важно именно видеть своего духовного учителя в этом положении. И когда эта связь для нас очевидна, то есть мы видим, каким образом гуру проповедует, мы видим, каким образом гуру служит вайшнавам, как он заинтересован в общении со своими братьями.

00:03:19 Мы видим, что у нашего гуру есть друзья в сознании Кришны. То есть мы видим его именно как личность, то есть не просто как статус, как некий привлекательный для нас, но совершенно непостижимый какой-то идеал, с которым мы, в общем-то, в жизни не сталкиваемся, а именно нас вдохновляет духовный учитель, именно живой пример. Живой. Как личности. Каким образом эта личность общается, каким образом эта личность проповедует, каким образом эта личность решает свои духовные какие-то затруднения, преодолевает свои препятствия, потому что на любом уровне духовного развития, на каком бы ни находился вайшнав, он всегда находится в ученической позиции, это означает, он всегда преодолевает какие-то препятствия, которые возникают по самой природе вещей.

Тест на чистоту устремлений

00:04:24 Если мы думаем, что достичь духовного совершенства — значит, избавиться от препятствий, каких-то сложностей на своем пути, то фактически это означает, что где-то глубоко в своем сердце, в подсознании мы стремимся не к бхакти, а именно к освобождению, то есть мы хотим избавиться от жизни, от её симптомов. Потому что там, где есть жизнь, там есть препятствия; там, где есть жизнь, там есть предание; там, где есть жизнь, там всегда есть какие-то сложности. И даже в отношениях лично с Кришной в духовном мире, мы знаем об этом, что чистые преданные Господа, Его вечные спутники, они сталкиваются с определенными, очень глубокими препятствиями. Даже чтобы встретиться с Кришной Шримати Радхарани приходится преодолевать множество препятствий.

Стремление к служению — главная характеристика совершенной личности

00:05:29 И именно вот это вот стремление вайшнава к служению, оно является сварупой — главной характеристикой совершенной личности. И вот для нас, как для преданных, для учеников, пытающихся, точнее, стать учениками, очень важно практически видеть нашего наставника, нашего гуру именно в такой позиции — человека, реальную живую личность. И вот этот момент является своего рода показательным, то есть насколько для нас гуру живой, насколько он для нас реальный, конкретный, настолько наши отношения с ним плодотворны.

00:06:33 И в этом смысле, конечно, очень важно то, что… почему это так важно, потому что мы по сути стремимся к тому, чтобы наше служение стало спонтанным, чтобы он стало естественным, природным, и эта естественность в преданном служении возникает после преодоления стадии предварительного очищения. Т.е. есть стадия предварительного очищения, и мы приходим к лотосным стопам духовного учителя, и у нас очень много несовершенств, невежества и материализма, то есть у нас очень много ложных концепций и ложных внутренних ценностей, поэтому духовный учитель ведет себя с нами очень харизматично — это его долг. То есть он должен действовать в роли такого руководителя, который буквально указывает нам, что нам следует делать, что не следует делать, то есть дает непосредственное руководство.

Разница между трансценденталистом и материалистом

00:08:00 Я, когда мы обсуждаем эти темы с вайшнавами, использую специальную терминологию, она помогает понять принцип гуру-таттвы с определенной позиции. Эта терминология отличает трансценденталиста от материалиста. Для трансценденталиста существует 2 сферы: дух, или сфера сознания и сфера природы, то есть сфера естественного, бессознательного, инстинктивного — того, что мы делаем, ну просто потому, что у нас такая природа. Т.е. есть сфера природы, в данном случае, это материальная сфера, и есть сфера духа, или сфера сознания. Наличие этих двух сфер подразумевает, что человек является трансценденталистом, но при этом есть одно очень важное условие, оно заключается в том, что для трансценденталиста сфера сознания, или сфера духа, является своего рода… она сварат, она независима, а сфера природы, или сфера материи — это зависимая сфера, это то, что мы поддерживаем, это то, что зависит от нас.

00:09:18 Для материалиста это не так, потому что для материалиста… материалист потому и является таковым, потому что он считает, что все зависит от материальных условий: есть у вас деньги — вы счастливы, нет у вас денег — вы несчастны; здоровы вы — вы счастливы, в болезнях — вы страдаете. Это умонастроение материалиста, материалист считает, что дух зависит от материи. Поэтому, собственно говоря, духовная жизнь начинается со второй главы «Бхагавад-гиты», когда Кришна утверждает истину, что Арджуна является трансцендентной душой, личностью, которая не зависит от материальных условий, и должна исходить из вот этой своей самостоятельной… духовной самодостаточности. Этот принцип сплошь и рядом нарушается в этом материальном мире, даже людьми, вставшими на духовный путь, то есть нами, мы нарушаем этот момент.

00:10:21 То есть мы, занимаясь духовной практикой внешне, внутренне попадаем в зависимость от различных трудностей и различных противоречий, с которыми мы сталкиваемся в нашей жизни. Такова наша этическая позиция — мы отказываемся от учения «Бхагавад-гиты» на этическом уровне, то есть на уровне наших ценностей. И поэтому когда мы сталкиваемся с какими-то ситуациями, например, кто-то для нас, скажем… предлагает нам какие-то важные уроки, даже неосознанно (учителей, в принципе, много, каждый человек близкий к нам, который с нами взаимодействует, он в той или иной мере выступает как наш учитель), возникают какие-то проблемы, мы совершаем ошибки, и люди делают нам замечания, либо проявляется какая-то другая форма наставления, когда, допустим, человек меняет к нам отношение, высказывает какие-то претензии и т.д.

00:11:33 И когда это происходит, то преданные, если они нарушают связь с наставлением Кришны относительно своей духовности, то у преданных возникает некая определенная зависимая реакция, то есть преданные «ведутся» на провокации своего бессознательного, на провокации своего ума, ложного эго и разума— это и есть позиция материалистичного человека. Поэтому преданным очень сложно бывает зачастую строить свои отношения в нама-хатте, в общине, в семье. Почему? Потому что как только вы оказываетесь в обществе: в семье, в нама-хатте, в общине, — где люди постоянно провоцируют друг друга на ученичество, проверяют на ученичество, — именно эта позиция укорененности в своей самостоятельности, внутренней самодостаточности, обеспечивает успех.

00:12:48 То есть ученическая позиция означает, что я учусь при любых обстоятельствах и я никому не предъявляю претензий, потому что все эти люди, которые создают для меня сложности какие-то… и не только сложности, — создают для меня, скажем, искушение успехом, славой какой-то или ещё чем-то (это все различные виды провокаций, различные виды проверок, тестов, которые позволяют созревать моему духу, моему сознанию) — это все есть действие гуру-таттвы. И поэтому когда преданный занимает вот такую внутреннюю позицию, неустойчивую материалистическую позицию, он отказывается от своего ученичества, и в этом случае, попадая в естественную среду, а именно: в среду семьи, в среду сообщества преданных, в среду общины, он оказывается там… он фактически перестает прогрессировать, Потому что у него появляются претензии, появляется разочарование, то есть человек оказывается в положении разочарования.

00:14:03 Поэтому, смотрите, получается какое противоречие: с одной стороны, мы преданные, мы знаем философию «Бхагавад-гиты», а с другой стороны, на этическом уровне, на нравственном уровне, на уровне такой естественности своей, у нас очень много претензий. То есть преданные — люди… ну, не все преданные, но в целом… очень сильный дух такой, знаете, какой-то требовательности. То есть преданным нужно, чтобы у них были идеальные условия на работе (потому что «мы же преданные»), у них должны быть идеальные отношения («мой муж… ты же преданный!»), порог требований… то есть преданные — значит «требования». То есть требования к тем людям, которые рядом с нами.

Как сосредоточение на идеальных образах приводит к излишней требовательности

00:14:56 То есть иначе говоря, не замечая сами того, мы, изучая духовную философию, вместо того чтобы понять насколько все это сложно, насколько важно ценить в человеке его усилия, его какие-то продвижения, его ошибки, его правильные реакции на ученичество, то есть поощрять его к прогрессу, мы выдвигаем по отношению к людям какие-то требования, то есть у нас появляется некий порог ожиданий. Отчего? Оттого, что изучая эту философию, видим не ученический принцип, а сосредоточиваемся на неком идеальном образе того, каким должен быть учитель, какими должны быть преданные, которые нас окружают, какая у нас должна быть семья, какая у нас должна быть нама-хатта и т.д. То есть иначе говоря, когда мы заменяем принцип духа на принцип материи, то есть осуществляем материалистическую подмену в духовном знании, мы становимся ещё хуже, чем материалисты! Понимаете?

00:15:58 Потому что мало того, что у нас ещё есть вот эти анартхи… это нормально, иметь анартхи — это нормально, для ученика. То есть у него есть анартхи, он учится, он совершенствуется, но проблема не в том, что у нас есть анартхи, а она заключается в том, что при этом мы ждем «принца на белом коне», понимаете? Мы ждем чего-то очень и очень такого… прекрасного, возвышенного в нашей жизни. То есть, иначе говоря, человек настроен не работать, не трудиться в духовной жизни, а настроен на то, чтобы получить… у нас тут есть такая специфическая, вайшнавская терминология… «получить милость».

00:16:43 То есть все настроены на получение милости. И в принципе, казалось бы, ничего плохого в этом нет, милость — это хорошо, но для настоящего ученика, действительно человека, который хочет избавиться от вот этого невежества и встать на путь света и счастья, милостью являются трудности, которые приходят по милости духовного учителя. Не просто трудности, а трудности вместе с наставлениями на тему того, каким образом эти трудности преодолевать — в этом заключается милость духовного учителя.

00:17:21 Настоящий преданный — это человек, который не туда смотрит. Он смотрит не на сферу идеальных представлений, порожденных ложным пониманием священных писаний, а он смотрит на реальную жизнь: реальные люди с реальным уровнем Cознания Кришны, с реальной верой, с реальными успехами (не большими, но настоящими) — это нужно видеть, ценить и поощрять. И тогда мы будем видеть действительно, как это чудо Cознания Кришны работает в наших семьях, работает в наших нама-хаттах, работает в наших общинах.

00:18:09 То есть я пытаюсь сказать тот момент, что духовная жизнь не носит характер индивидуалистический, когда человек рассчитывает с помощью окружающих, с помощью гуру, с помощью вайшнавов, и даже с помощью святого имени перейти в состояние какого-то освобождения, свободы от страданий, от проблем и т.д., то есть решить свои проблемы. Это позиция индивидуалиста, то есть равно материалиста. Материалист, индивидуалист — это одно и то же.

00:18:53 Поэтому, собственно говоря, настоящее ученичество, или связь с гуру, по сути дела, означает, что мы становимся социальными в слое мировоззрения, то есть духовное знание — оно социальное, это означает, что преданный свое служение направляет на живых существ, на тех, кто его окружает, на свою семью. Ачарьи наши утверждают, что сознание… как Шрила Бхактисиддханта Сарасвати говорил, что в этом мире есть все, то есть все, что необходимо, есть в этом мире; единственное, чего не хватает, это Cознания Кришны. Как следует понимать эти слова ачарьи?

Сознание Кришны по своей природе социально

00:19:38 Кришна создал для нас все, что необходимо: Он дал семью, дал окружающих людей, дал общество, в котором мы живем; единственное, чего не хватает для счастья, это позиции слуги, или ученика, который поймет: «Все это дано для меня, это все — это мой гуру, это проявление моего гуру, для того чтобы я смог действительно обрести духовную позицию, чтобы я смог служить всему этому». То есть, по сути дела, Cознание Кришны означает служение обществу с целью одухотворения, превращения того мира, в котором мы живем, в подобие духовного мира, то есть мы своим служением превращаем материю в дух. В этом смысл Cознания Кришны. То есть Cознание Кришны по своей природе социально.

00:20:34 И «Бхагавад-гита» дана именно как знание, предназначенное для вот такого рода людей. Потому что перед Арджуной стояли социальные задачи: ему нужно было вступать в очень сложный вид социальной деятельности, — битва — ему необходимо было трансцендентное знание, потому что он впал в это состояние такого… идеалиста, которому нужно было, чтобы все было хорошо, и при этом… «я слуга, я совершаю служение», но при этом не должно быть никаких проблем с окружающими. Как только начинаются проблемы с окружающими, с преданными, с окружающими людьми, преданные сразу падают духом. (Вот сейчас этот процесс над «Бхагавад-гитой», и вообще любая эта вещь…) Когда в России началась антисектантская пропаганда, начиная с середины 90-х годов, энтузиазм преданных в распространение книг Шрилы Прабхупады сразу начал уменьшаться. Почему? Потому что преданнее поверили, что они — секта.

00:21:49 Как ведет себя человек, у которого есть вот эти завышенные ожидания? Он хочет, чтобы все было «красиво», чтобы окружающие признавали. Это как бы… у человека есть претензии определенные. Поэтому когда окружающие недовольны, они говорят: «Да вы, такие вот плохие», человек поддается на провокацию, он начинает серьезно это воспринимать, как будто так оно и есть. Ну кто-то недоволен, что преданные ходят в «простынях», повторяют «индийские» слова, и «вообще какие-то нерусские», и у преданных возникает вот эта вещь, что мы начинаем зависеть от этого всего, — это и есть материализм! То есть когда мы принимаем это.

00:22:40 Та же самая вещь происходит в семьях вайшнавов, тот же самый принцип, то есть появляются трудности во взаимоотношениях, кто-то перестает соблюдать садхану, например, из членов семьи, или просто возникают какие-то конфликты, и преданные начинают предъявлять претензии сразу же, появляется вот это чувство обиженности какое-то, что меня обидели, и мы перестаем проповедовать, спокойно объяснять, принимая человека таким какой он есть, мы впадаем в претензию. По сути дела, вот эта позиция разрушает в нас ученичество, то есть она делает нас очень сильно зависимыми от материи и не позволяет получать духовное знание.

Источник счастья преданного

00:23:29 Преданные слушают много семинаров — один семинар, второй, пятый, десятый, — очень много информации, и чем больше информации у преданных, тем больше они ста… МЫ… тем больше МЫ становимся вот такими… тем больше у нас претензий и ожиданий, понимаете? То есть уходит простота восприятия жизни и мира. Поэтому все знания, которые мы получаем, все наставления, которые мы получаем, необходимы для того, чтобы понять очень простые вещи, которые можно перечислить по пальцам одной руки всего. Никогда не предавайте счастье служения! То есть всегда ученик обязан находиться в счастливом расположении духа, потому что всегда есть, что делать, всегда есть то, что вы можете сделать для Кришны, для духовного учителя, для преданных и окружающих людей — это является источником счастья для нас. Если мы позволяем себе впадать в состояние какой-то… страданий, апатии, критики какой-то, это означает, что мы отказываемся от своей духовной природы. Даже если это имеет какие-то основания: на основании шастр мы это делаем или ещё чего-то…

00:24:58 Так духовный учитель… гуру означает «тяжелый», то есть гуру дает нам наставления. Смысл этих наставлений, по сути дела, заключается в том, что мы должны избавиться от ложного понимания, ложного представления о счастье. Мы вчера говорили о том, что счастье — это не наслаждение, не самоудовлетворение, что вот «у меня все хорошо», а счастье — это именно способность, именно впечатление, то есть когда человек получает опыт определенный, когда он чему-то учится, когда он развивается, прогрессирует — вот это является счастьем. И эта вещь, собственно говоря, отличает ученика, то есть личность, способную принять гуру, от человека, который принимает гуру с целью ложной, то есть — использовать духовного учителя для решения собственных проблем.

Роль духовного учителя в процессе отношений с учеником меняется

00:26:12 Вот я бы хотел сегодня сделать акцент на этой стороне отношений личности ученика и личности духовного учителя. Роль духовного учителя в процессе отношений с учеником меняется. Эта та вещь, которую мы все должны знать. То есть в начале духовный учитель действует именно как… если брать эти две сферы: духовная и природа, то есть материя… Мы будем называть… это просто терминология такая, не путайте это с материальными ассоциациями. То есть принцип сознания, принцип духа, мы будем называть мужским, поскольку он независимый, то есть это принцип энергии, энергия служения — это мужское начало. А принцип природный — это женский принцип, это означает определенное вдохновение.

00:27:04 То есть от семьи, от всего, что зависит от нас, исходит вдохновение… то есть тот, кто от нас зависит, он нас вдохновляет. Природа — это зависимый принцип, мы называем это женским принципом, потому что женский принцип является вдохновляющим принципом. Почему мы что-то делаем в жизни? Потому что это кому-то нужно. Если мы чувствуем, что то, что мы делаем, это кому-то нужно, это кого-то поддерживает, то мы готовы действовать, мы готовы служить, мы готовы совершать подвиги, мы готовы выкладываться. Почему? Потому что есть кто-то, кого это поддерживает, кому это действительно необходимо. Вы согласны с этим?
Слушатели: Да!

Мы служим, потому что это естественно

00:27:49 БСС: Все мы живем ради этого, мы живем ради семьи, ради тех, кто нам дорог. И вот такое служение, — служение, осуществляемое ради… вот в таком «природном» состоянии, оно называется спонтанным, или чистым преданным служением. Это естественное служение, не надуманное какое-то — «Я должен служить, потому что это хорошо, потому что это правильно» — нет, я служу, потому что это естественно, это исходит из природы. Таким образом, есть эти два начала: сознательное начало, или мужской принцип, и принцип природы, женский принцип. Так вот, в духовном учителе эти два начала совмещаются. В принципе, они совмещаются в каждом человеке, потому что, смотрите, мы все с внешней точки зрения относимся к женскому принципу. Почему? Потому что мы все очень зависимы (вот я об этом говорил до этого, да), у нас у всех есть эта зависимая психология: мы зависим от обстоятельств, от мнения других людей, от чего угодно… рассчитываем, что нас кто-то будет содержать, вдохновлять и все остальное — это принцип зависимого женского начала.

00:29:12 То есть независимо мужчины мы или женщины, мы все относимся к женскому принципу, внешне. Но внутренне мы относимся к мужскому началу, потому что потенциально мы все — дух. Потенциально. Пока мы не достигли освобождения, этот мужской принцип у нас ещё не проявлен, он только существует, как джива. Одна десятитысячная кончика волоса — вот это наше мужское начало! У кого какой размер мужского начала — одна десятитысячная кончика волоса! И вот эта наша, так сказать, способность нести ответственность, да?

Почему есть и мужчины, и женщины?

00:29:52 И вот смотрите, что… Почему есть мужчины и женщины? Потому что дживы воплощаются по-разному, то есть у женщин связь с природой, она, согласно шастре, в девять раз больше, чем у мужчин. В девять раз. То есть женщина психологически больше нуждается в защите, в поддержке, чем мужчина, в девять раз. И, соответственно, ожидается, что тот, кто воплощен в природе, но в нем присутствует связь с природой меньше, то есть это мужское воплощение, предполагается, что мужчина должен развивать эту сознательную ответственность и поддерживать тех, кто от него зависит. Это в первую очередь ожидается от мужчин. Почему? Потому что у них зависимость в девять раз меньше.

00:30:38 Поэтому… суть какая? Я сейчас объясню, почему я это все рассказываю. Потому что это дает нам некое понимание вот этих отношений. То есть есть момент различия в воспитании. Потому что мужчин и женщин воспитывают по-разному. Если, например, женщин, девочек воспитывают, — каким образом? — они обучаются тому, как исполнять обязанности в семье, они обучаются целомудрию, то есть способности вдохновлять… мужчин вдохновляет целомудрие в женщине. Если женщина целомудренна, в ней нет вот этих амбиций, претензий, то тогда мужчина готов действовать, потому что он чувствует чистоту природы, то есть чистота присутствует — она вдохновляет. А мужское воспитание другое. Мужское воспитание предполагает дисциплину и способность решать задачи, там не предполагается какой-то комфорт.

00:31:54 Если служение женщины происходит в сфере условий, то есть для женщины необходимы условия, то служение мужчины абсолютное, то есть безусловное. Если, например, женщине нужно приготовить прасад, для этого ей нужно что?
Слушатель: Все!
БСС: Все. То есть условия: ей нужна кухня, ей нужна посуда, ей нужно хорошее настроение… много всего ей нужно… продукты. И если женщине надо что-то приготовить, она говорит мужчине: «А где?.. Где?..» — и это уже как бы проблема не ее. Но если мы говорим мужчине, что нужно приготовить прасад, а он говорит: «А где кастрюли?.. А где кухня?..», то, в принципе, ему можно дать в нос, сразу же. Потому что это не мужской… То есть служение мужчины не происходит в сфере условий, мужчина сам создает условия. Этим отличается мужской принцип от женского. Понимаете, да? То есть мужское начало абсолютное, женское — относительное. То есть зависит… «относительное» — значит, относительно чего-то существование происходит.

Гуру воплощает оба начала

00:33:15 Поэтому в духовном учителе совмещаются эти две вещи. Внутренне духовный учитель является кем? Баларамой, то есть представителем Баларамы, мужского начала. То есть он действует как слуга, у него есть определенные задачи, он их решает. Поэтому на начальных стадиях отношений с учеником духовный учитель действует как Баладева, то есть он просто «строит» ученика, то есть ученик действует как женский принцип, а гуру как мужской. Понятно, да? То есть ученик занимает зависимую позицию, как ребенок, а гуру ему говорит, что надо делать. И ученик делает. То есть понимание дисциплины (disciple означает «дисциплина») на этом уровне означает, что ученик просто соблюдает, делает то, что ему говорят делать, и при этом именно духовный учитель осуществляет поддержку ученика, именно он поддерживает ученика, дает ему вдохновение, решает его проблемы и так далее.

00:34:17 Но смысл тут, какой? Задача духовного учителя заключается не в этом, задача духовного учителя заключается в том, чтобы пробудить в ученике духовный принцип, то есть вот это мужское начало — способность поддерживать других. Поэтому истинный духовный учитель постепенно начинает менять свою роль. То есть когда ученик обучается уже каким-то правильным вещам, духовный учитель начинает уже обращаться к сознанию ученика, обсуждать с ним какие-то духовные вопросы. Для чего? Для того чтобы в ученике пробудилась собственная позиция. Она должна пробуждаться. И вот когда в ученике пробуждается сознательная позиция, то роль гуру меняется, он переходит в сферу женского принципа. То есть как… внутренне — Баларама, внешне — представитель Шримати Радхарани. Шримати Радхарани — это женское начало, вдохновляющее начало.

2 уровня отношений с гуру

00:35:10 То есть духовный учитель действует, ставит себя в зависимость от своих учеников, и это означает, что он доверяет своим ученикам, то есть он видит в них тех, кто готов брать на себя ответственность развиваться именно в этом ключе — в ключе истинного служения; то есть ученики стали слугами. Вчера я говорил, мы обсуждали, что есть два уровня посвящения, помните, да? То есть первое посвящение… это не полностью соответствует нашей [неразборчиво] инициации, но просто два уровня в отношениях с гуру, как раз они и объясняются. Первый уровень — это когда ученик оказывается в женском принципе, то есть он принял гуру как руководителя своего и при этом делает то, что… просто выполняет наставления духовного учителя — это позиция жены, или женского начала, зависимого, или ребенка, не важно, как это называть.

00:36:09 А второй уровень отношений означает, что гуру признает ученика — это означает, что гуру признает, что ученик на самом деле стал учеником, то есть у него появилась вот эта ответственность, и тогда у него меняется роль — он начинает действовать как женский принцип, он начинает как бы зависеть от своего ученика. И почему это важно? Это важно потому, что именно в этом случае ученик растет как лидер, он растет как личность, у него появляется вот это ученическое начало — способность служить миссии духовного учителя.

00:36:44 Я вчера вам обещал прочитать цитату, есть несколько цитат Шрилы Прабхупады на эту тему. Они такие очень сокровенные. Почему я говорю «сокровенные»? Потому что эти вещи Шрила Прабхупада говорил для уже достаточно очищенных учеников, для тех, кто более-менее прошел какой-то предварительный этап очищения. У меня есть несколько писем, я прочитаю для иллюстрации письмо Брахмананде, это 27 февраля 69-го года. Послушайте внимательно, там есть как раз, где Шрила Прабхупада описывает этот переход:

00:37:45 «Ты пишешь, что являешься моим непослушным сыном, но я полагаю, что это я отец, приносящий множество беспокойств. Я возлагаю все больше и больше бремени на тебя, но ты настолько терпелив, что принимаешь все мои требования безо всяких возражений, даже когда эти требования чрезмерны. Практически, это ты действуешь как мой отец. В детстве я был очень капризным мальчиком и постоянно приставал к отцу, выпрашивая всякие ненужные вещи, и мой отец удовлетворял меня. Хотя я потерял своего отца в 1930-м году, почти 40 лет назад, по милости Кришны теперь у меня появилось множество молодых отцов в Америке. Но природа этих отношений неизменна: я прошу у своих отцов что-то, что обременяет их, и я уверен, что Кришна будет очень доволен, если вы милостиво стерпите мои чрезмерные запросы».

00:39:22 Я прочитаю ещё одно письмо вам. Примерно в таком же ключе написано. Письмо Мукунде. То есть это письма — я подчеркиваю — самым зрелым его ученикам, то есть тем ученикам, которые реально брали ответственность за его миссию. 20 февраля. «В данный момент я прошу тебя постараться распространить в Лондоне по меньшей мере 2–3 тысячи журналов «Бэк ту Годхед» (“Back to Godhead”). Ты можешь считать, что я, как твой избалованный ребенок, просто требую это. Мой собственный отец очень любил меня и в детстве все, что я бы ни просил у него, он тут же давал это мне.

00:40:01 Однажды он купил мне игрушечное ружье, и когда я взял его в руки, я потребовал, чтобы он дал мне ещё одно. Отец возразил: «У тебя же уже есть одно ружье, зачем ты просишь еще?» И тогда я ответил, что хочу два ружья — по одному в каждую руку. Я был очень настойчив, и в конце концов он согласился. Позднее в молодости, когда я потерял своего отца, я очень сожалел, что лишился такого любящего отца, но по милости Кришны у меня теперь есть много американских отцов и матерей. Я очень прошу всех своих американских отцов и матерей помочь мне. Пожалуйста, дай мне знать, сможешь ли ты это сделать? Я жду твоего скорого ответа».

00:40:54 Чувствуете настроение? То есть Шрила Прабхупада фактически очень глубоко трогал сердца своих учеников вот этой своей… удивительным ожиданием с их стороны такого служения. Он говорит здесь, что он как капризный ребенок, который верит в своего отца, что отец обеспечит его всем, что ему необходимо. То есть такой был Шрила Прабхупада. Но когда мы говорим о том, как Шрила Прабхупада действовал, — вот эти цитаты, которые я привел, — когда он действовал по отношению к ученикам менее зрелым, там была совершенно другая роль. То есть Шрила Прабхупада действовал, как отец, который требует беспрекословного подчинения своим распоряжениям.

Учитель предполагает, что ученик достаточно зрел

00:41:50 Поэтому это очень важная вещь, что большинство преданных не понимает зачастую того, почему духовный учитель не дает таких конкретных распоряжений: «Пожалуйста, сделай вот это, я требую от тебя того-то, того-то и того-то». Духовный учитель предполагает, что ученик достаточно зрелый для того, чтобы служить делу, служить в обществе преданных, то есть исполнять это служение именно благодаря собственной связи, осознанию.

00:42:28 И в этом заключается для нас путь, то есть мы должны принять это ожидание от своего духовного учителя, мы должны согласиться с ним, мы должны согласиться стать для своих гуру, — может, это звучит слишком пафосно, — отцами или матерями. Имеется в виду слугами, то есть теми, кто помогает им в их жизни духовной, в служении своему учителю. Потому что, по сути дела, в этом есть вот эта магия Cознания Кришны: проявляется энергия в нас тогда, когда мы понимаем, что гуру ждет от нас именно вот этого.

00:43:33 У нас вчера очень много было вопросов, и, к сожалению, недостаточно было времени, поэтому, может быть, сегодня мы немножко по-другому: я буду давать определенную порцию материала, и буду выделять время на вопросы, может быть, минут десять-пятнадцать, чтобы как-то более структурировано все происходило. Поэтому если сейчас есть вопросы по тому, что прозвучало, можете задавать, два-три вопроса мы можем обсудить. Да, пожалуйста, матаджи. А микрофон можно организовать, есть такая возможность?

О важности многоукладности в общине

00:44:32 Вопрос: Ваше Святейшество, вчера в лекции прозвучала фраза, когда вы говорили о взаимоотношениях между преданными, прозвучала фраза: «Если между преданными «междусобойчик», то это болото». Я бы хотела получить разъяснение этой фразы.

00:45:06 Ответ: Мы говорили о том, что если преданный занимает ученическую позицию, то есть находится в настроении слуги, он ценит разные настроения в сознании Кришны, то есть есть преданные такие, есть преданные с другим пониманием, есть ещё преданные. У него могут быть преданные, с которыми он близок по духу, но он не противопоставляет это общение общению с другими преданными. Вот этот момент важен. Если мы изолируемся от других преданных в каком-то своем узком кругу, то эта позиция приводит нас к остановке в духовном развитию, потому что… почему это болото?

00:45:54 Болото означает, что вода не втекает и не вытекает, то есть есть просто замкнутость, в этом смысле. То есть мы не должны становиться «сектантами в сознании Кришны». Многоукладность в общине — это прекрасно. Есть разные преданные, разные санги, но эти санги должны между собой общаться и относиться друг к другу с уважением. «Да, у этих преданных другое умонастроение, но это Cознание Кришны, и мы это уважаем, и мы готовы общаться с этими преданными, выполнять совместное служение», — вот это правильное умонастроение. А когда преданные запираются в своем кругу и говорят: «Вот у нас самое лучшее, мы особые вещи понимаем, никто этого не понимает, кроме нас. У нас самое лучшее», то это, в общем-то, уже начало конца, к сожалению… Да, пожалуйста. К сожалению, с микрофоном могут быть проблемы, но, может, вы поближе подойдете.

Признаки готовности к получению инициации должны быть объективны

00:47:09 Вопрос: В книгах Шрилы Прабхупады объясняется момент относительно получения инициации: первая инициация, когда духовный учитель дает посвящение в святое имя, и по мере очищения ученик развивает определенные качества; а вторая инициация, брахманическая, когда уже ученик обладает определенными качествами, гуру сам должен видеть проявляет ли этот ученик качества и давать инициацию, либо ученик должен стремиться все-таки получить вторую инициацию сам, и просить милости у духовного учителя? То есть как этот момент должен происходить правильно?

00:47:47 Ответ: Спасибо за вопрос. Вы знаете, этот вопрос до сих пор не решен в ИСККОНе. Я просто могу поделиться тем, что я понял, и обсуждал со старшими преданными вот в эту сторону. Понимаете, у нас… мы ведь… из-за того, что Движение ещё молодое, есть некоторые вещи, которые мы пока не знаем, как применять конкретно в наших условиях, какие-то принципы. И вот касательно второй инициации, мое понимание заключается в том, что этот процесс объективный. Он не связан с представлением о себе ученика («Продвинутый я или непродвинутый»), — то есть качества, да? Или даже учителя («Насколько ученик квалифицирован?»). Гуру живет в другой стране, приезжает раз в год, не видя практически, как ученик общается с другими преданными, как он живет, и он должен определять, насколько он квалифицирован.

00:48:47 То есть эти процессы носят достаточно субъективный характер. Поэтому сама по себе инициация объективна. Что это означает? Первая инициация означает объективную вещь: ученик служит обществу преданных — это вполне понятная вещь, объективная; он следует регулирующим принципам — это тоже понятная проверяемая вещь; он повторяет свои круги. То есть находится в ашраме определенном, потому что, если вы вне ашрама, вы не можете ничему этому следовать, потому что человек живет анонимной жизнью, сам для себя, и фактически в этой ситуации очень сложно соблюдать какую-либо садхану. И это объективно. Первая инициация означает вот эту вещь: то есть вы повторяете круги, вы следуете регулирующим принципам и заняты служением в обществе преданных.

00:49:42 А вторая инициация означает, что вы уже занимаете позицию не просто… вот вы в обществе преданных нашли прибежище, получили прибежище у святого имени и у общества преданных; а вторая инициация, или второй уровень, точнее, отношений с гуру, который может быть связан с инициацией, означает, что вы приняли ответственность за общество. То есть фактически вторую инициацию объективно нужно давать преданным, которые взяли ответственность за сангу вайшнавов, то есть там группа, нама-хатта, все это развивается, человек поддерживает, вкладывается в это. То есть он взял ответственность за миссию духовного учителя, реально, вот это второе посвящение — пожалуйста. Или например, есть божество кшетры, и вы приняли ответственность за поддержание этого божества, то есть это ваше служение, это ваша дхарма. То есть человек принял ответственность за общество вайшнавов — вот это вторая инициация. Сейчас, к сожалению, процесс у нас ещё пока носит достаточно субъективный характер, то есть «Какие у человека качества?».

00:50:52 Дело не в том, какие у нас качества, — это [неразборчиво] очень все субъективно и идеалистично, — дело в том, какую ответственность мы принимаем в духовной жизни. То есть встали ли мы в ученическую позицию — вот в этом вопрос, а не в том, какие у нас качества; качества приходят, благодаря вот этой позиции. Энергия же внутренняя, она же чудеса совершает, если человек принимает ответственность. А если мы будем «танцевать вокруг печки» своих качеств, то мы можем всю жизнь «танцевать» и так и не понять, есть у нас, вообще, эти качества или их нет. Человек двадцать лет в сознании Кришны, и вдруг он обнаруживает, что у него ещё есть зависть и жадность. Это же вообще, да?

00:51:42 А с другой стороны, когда преданный вдохновленно занят делом в сознании Кришны, у него есть люди, о которых он заботится, у него есть… вдохновляющие дела, он вообще забывает о том, какие там у него качества должны быть. Понимаете? Просто внутренняя энергия действует, и он понимает, что то, что происходит, это не его заслуги, это не его качества, это просто качества, которые проявляются по милости Шримати Радхарани, по милости Нитьянанды Прабху. «Это вообще не имеет ко мне никакого отношения». Вот это настоящее счастье в сознании Кришны, не то что «Это Я сделал», «это не я делаю, это все делает энергия Господа», — вот в чем настоящее совершенство преданного. А когда мы начинаем «танцевать» вокруг своих качеств, то мы попадаем в этот тупик, что в Кали-югу вообще никаких качеств не разовьешь. Потому что, как только развили какое-то качество, майя проявляет интерес к тебе, возвышенному вайшнаву…

00:52:44 Мне это нравится, я это часто повторяю, что майя — вайшнави, и она любит общаться с вайшнавами. Как только считает, что он вайшнав, что «у него там что-то развилось», в плане качеств, сразу приходит майя и начинается, так сказать, санга. Вряд ли кто-то может пройти такую сангу, если он не Харидас Тхакур, конечно. Поэтому лучше не думать о том «Я вайшнав там, не вайшнав, какие там у меня качества. А вот у меня уже качества есть для второй инициации?» — сокровенный вопрос! — нужно просто жить. Жить. То есть заниматься интересными вещами. Меньше думать обо всем этом, потому что ничего хорошего не бывает от этих мыслей. Вот это ответ на ваш вопрос. Да, пожалуйста. В микрофон можно?
О харизматичности духовного учителя, наставника

00:53:51 Вопрос: То, что вы сейчас говорили, наверное, можно отнести к наставничеству, так я понял? Духовный учитель, наставник — это, наверное, из одной категории, да?..
БСС: Да…
— И в связи с этим вопрос. Получается, что на начальном этапе наставник должен обладать какими-то особыми качествами: харизматичностью, какой-то убедительностью, какой-то настойчивостью. Это от природы или это вот как-то… не каждый человек, получается, может быть наставником, или это все-таки каждый человек может быть наставником, и качества откуда-то берутся. Вот возникновение вот таких качеств у наставника, вот этот меня интересует вопрос.

00:54:32 — Спасибо. Вы знаете, я много раз слышал эти обсуждения у вайшнавов, касающиеся харизматичности наставника. Мое понимание заключается в том, что для наставника харизматичность — это беда. Я много видел харизматичных наставников — в каком смысле «харизматичных»? — таких, знаете, которые такие «крутые», и чаще всего это имело негативное какое-то последующее развитие. Почему? Потому что одно из важнейших, одно из ключевых характеристик наставника, заключается в том, что он не должен считать своих подопечных своей собственностью. То есть он не должен рассматривать своих подопечных как тех, кто обязан их слушать неукоснительно, то есть они даны ему его духовным учителем для служения, но они не являются его собственностью. И вот проблема харизматичных людей заключается в том, что они рассматривают своих подопечных как «Моё. Моя собственность».

00:55:54 Поэтому ответ на ваш вопрос, который мне известен, заключается в том, что главная характеристика наставника, главная характеристика гуру, — не важно, на начальной стадии отношений с учеником или на более продвинутой, просто это по-разному проявляется, — является именно его желание и вот эта вот преданность проповеди. То есть он проповедник, в первую очередь, то есть человек, который хочет обсуждать с другим человеком истинные ценности жизни, говорить о них. Вот если у него эта потребность есть — желание говорить с другим человеком о сознании Кришны и о том, что с этим связано — вот это самый лучший кандидат в наставники.

00:56:39 Потому что когда наставник… у него есть вот это желание проповедовать, он не будет заинтересован в том, чтобы принимали его авторитет, выражали ему почтение, как это делают харизматичные люди. Нет, он проповедует, просто обращается к личности и ничего от этой личности не ожидает — вот это самая чистая позиция. Просто смотрите, что происходит: когда проповедник уже имеет дело с последователем, с учеником более уже продвинутым, то есть у кого понимание (благодаря проповеди), у них у самих появилось желание проповедовать, уже нести какое-то послание, то тогда наставник начинает занимать уже зависимую позицию по отношению к нему (то есть то, о чем вот Шрила Прабхупада говорил). То есть он начинает как бы подчеркивать не то, что «Делай, что я тебе сказал», а вот именно этот момент, что «Я благодарен тебе за то, что ты делаешь», то есть момент вдохновения — вот он становится более важным.

Когда из общества преданных уходит проповедь

00:57:47 То, что мы наблюдаем в обществе преданных, — мы вчера немножко тоже об этом говорили, так коснулись этого, — что зачастую преданные оказываются в такой ситуации, что вот мы преданные, и нам не о чем поговорить в сознании Кришны. То есть Кришна говорит: «Бодхайантах параспарам» — преданные друг другу проповедуют, то есть друг друга просвещают, делятся своим вдохновением… я что-то такое… меня вдохновляет Cознание Кришны, и я тебе говорю об этом. И ты тоже вдохновился и хочешь со мной поделиться своим… Вот это то, что на самом деле связывает преданных по-настоящему. Но когда в обществе преданных исчезает проповедь, то начинается что? Начинается… какие-то административные вещи, начинается «политика» какая-то, то есть все это становится на первое место. Потому что преданным не о чем поговорить — вместо духа на первое место выходит материя.

00:58:59 Я помню, как одна из первых таких серьезных… один из первых разговоров серьезных со своим духовным учителем… Я как раз находился в этом настроении такого человека, который думает, что главная проблема нашего Общества — это отсутствие организации; ну то есть надо все организовать правильно… И когда я пришел с этим… я был лидером санкиртаны, и мы очень много распространяли, и мне хотелось, чтобы все было тщательно и хорошо организовано, и я не был хорошим распространителем, но мне казалось, что проблема связана именно с недостатком управления…

00:59:41 Я пришел к духовному учителю и спросил об этом. И духовный учитель сказал: «Посмотри на всех этих преданных. Видишь преданных?» Я говорю: «Вижу» — «Вот все эти преданные, в принципе, хотят чем-то управлять. Если каждого преданного взять и спросить у него, как все должно быть, он сразу все скажет, как оно все должно быть. Что его не устраивает в обществе преданных, и как можно все правильно сделать. Но найди среди этих преданных тех, кто на самом деле желает проповедовать. Преданных, кто проповедует преданным».

01:00:24 Для меня это был шок. До сих пор. На самом деле это факт, преданные думают о чем угодно, только не о том, чтобы поговорить об этих вещах, которые нас поддерживают в сознании Кришны. В этом проблема с харизматичностью. Если есть желание проповедовать, тогда харизма не нужна. Эта харизма, это означает… в материальном смысле я имею в виду. Но возникает духовная харизма, то есть то, что от Кришны идет, духовная привлекательность. У вас был вопрос, да? Матаджи.

Сентиментальность — признак духовной незрелости?

01:01:10 Вопрос: Скажите, пожалуйста, всегда ли сентиментальность по отношению к духовному учителю является духовной незрелостью, особенно в женском теле?

01:01:20 Ответ: Никоим образом, потому что служение означает участие обоих принципов: и мужского, и женского. Женский принцип проявляется как то, что нужно сделать то, что человеку нужно; ну что для него необходимо, позаботиться о нем. А мужской принцип означает действовать на основании своего осознания. Понимаете разницу? Поэтому в служении духовному учителю есть обе эти вещи: мы делаем и то, и другое, то есть мы и заботимся о духовном учителе, и действуем исходя из того, что мы осознали, благодаря отношениям с гуру, с вайшнавами. А что касается служения в женском теле, то, безусловно, акцент в этом служении делается именно на заботу о том, что нужно для духовного учителя, то есть нужно приготовить для него прасад — ученик готовит, нужно постирать ему одежду, позаботиться о его нуждах, о его потребностях — ученик это делает. Не важно, он в женском или в мужском теле. Но если он в женском теле, то это более естественно.

01:02:50 Поэтому это никак не дисквалифицирует служение, это просто является составной частью служения. Более того, я хочу сказать такую вещь, — может быть, это немножко выходит за пределы нашего семинара, — но на очень высоком уровне духовном, там, где речь идет о служении в настроении Голоки, там служение в женском принципе, в служении в умонастроении гопи, оно выше, чем служение в мужском принципе. Но нам ещё до этого… как до Китая… [неразборчиво]. То есть нам сначала нужно укрепиться в служении вот в этом сознательном ключе. То есть когда у нас появляется Cознание Кришны, то тогда начинает включаться духовная природа, не материальная природа, а именно духовная природа, это и есть Шримати Радхарани, то есть это Ее энергия.

Если чувства берут верх над разумом

01:03:52 Вопрос: Скажите, пожалуйста, часто возникает такая ситуация, когда возникают какие-то сложности на духовном пути, может, разногласия, препятствия. И с одной стороны, разумом ты понимаешь, что это проверка гуру, что это его очередной урок, который ты должен пройти, и ты разумом осознаешь это в полной мере. Но с другой стороны, чувства бунтуют, то есть происходит что-то неприятное, и иногда они берут верх вместо того, чтобы принять какое-то правильное смиренное… какую-то правильную смиренную позицию, ты реагируешь на провокацию, то есть, с одной стороны, вроде есть понимание, но, с другой стороны, иногда чувства бывают сильнее. Как поступать в таких ситуациях?

01:04:35 Ответ: Это нормально. Надо просто понять, что это нормально, вот и все. Важно не то, что с нами происходит в момент этих сложностей, а важно не цепляться за это, не укореняться в своих вот этих каких-то проблемах, не продолжать это. То есть возникла какая-то ситуация, нас она вывела из равновесия, потом мы поняли, что нас просто немного сбило, ну и все. И все это пришло в нормальное состояние, мы продолжаем служить. То есть это нормальный прогресс духовный, именно в этом. Не то, что вот нас сбило с ног и мы такие: «Ох, оказывается, я не умею контролировать свои чувства! Какой ужас!»

01:05:29 Как будто этого кто-то не знает! Как будто Кришна этого не знает, как будто гуру этого не знает. И такая, вообще, новость, оказывается, что майя сильнее и вообще... Нет. Преданность заключается не в том, что нас нельзя сбить, а преданность заключается в том, что нас сбивает, мы спокойно встали и пошли дальше — в этом заключается преданность. И когда мы таким образом практикуем Cознание Кришны, безо всяких претензий каких-то, что «вот я какой-то продвинутый и т.д.», нет, «я просто обычный преданный», тогда майя в конце концов дает благословение: «Ну ладно, хорошо… Кришна, забирай его, он не цепляется». Это смирение… Да?

Принимать наставления там, где они проявлены для нас

01:06:28 Вопрос: Иногда бывает так, что даже принимая духовного учителя, по-настоящему принять руководство в своей жизни тяжело, то есть даже живя в ашраме, то есть по-настоящему принять какого-то человека, который будет помогать тебе в духовной жизни, бывает сложно. Даже хотя видишь, что люди, которые живут параллельно с тобой, принимают его наставления и испытывают счастье и чувствуют защиту от старших. Но все равно бывает сложно, то есть какое-то чувство независимости довлеет. Из каких анартх это питается и как с этим бороться?

01:07:08 Ответ: Как бороться? Эта борьба обречена на поражение. Сердце… ну как сказать, насильно мил не будешь, и полюбить насильно тоже не получится, единственная вещь, которая мне известна, — мы вчера говорили, — нужно понимать, что если человек находится в положении руководителя по отношению к нам, но он не является садху в нашем понимании, то есть мы его таковым не чувствуем, то мы должны просто научиться уважать человека за то, что он делает, и не ожидать от него того, что он не может нам предложить. Просто найти это в другом месте. Есть шикша-гуру — их много, это наша традиция, мы не зацикливаемся на одном человеке, нас никто на него не зацикливает, это не наша традиция. «Вот тебе, Ева, Адам, выбирай себе мужа», понимаете? Нет такого.

01:08:01 Поэтому если есть руководитель, и нам говорят: «Он тебе и Бог, и отец, и мама, и… Кришна, и все», а мы говорим: «Ну, что-то не похоже» — это нормальная человеческая реакция, здоровая. Поэтому есть человек, он делает то, что он может делать, нужно за это уважать его. Допустим, он руководитель, он что-то делает, старается служить вайшнавам, мы его уважаем, но не надо ждать от него, что он будет нас вести к Богу в [неразборчиво], как-то. Нужно найти это там, где это есть. Вот это и есть наша традиция — мы принимаем шикшу там, где она проявляется. Но при этом мы уважаем преданных, которые выполняют свое служение. Но вот когда возникает эта мешанина, когда мы сваливаем все на одного человека, мы потом готовы его просто растерзать.

Как формируется Совет храма?

01:09:04 Слушатель: [неразборчиво].
БСС: Да, пожалуйста, поделитесь в микрофон.
— Если это вдруг Совет храма, как он берется? Его полностью уважают, он пожизненно Совет храма, или он должен изменяться, кто-то должен входить, вот вот так.
— Очень хороший вопрос. Все слышали, да?
Слушатели: Нет.
БСС: Я озвучу. Вопрос был о Совете храма. Откуда он берется, пожизненная эта вещь или она, так сказать, поддается какому-то влиянию. Да, я правильно озвучил? Это хороший вопрос. У нас с Советами храмов бывают часто такие же сложности субъективные, как с инициацией. То есть набирается по принципу: «Так, кто у нас хорошие люди в ятре? Сколько у нас хороших людей? Десять вроде набирается, — вот наш Совет». Ну конечно, я немножко утрирую, но в принципе этот момент субъективизма присутствует.

01:10:13 По идее… смотрите, есть две вещи в ятре, которые объективно являются служением, именно на уровне общества, то есть всей ятры. Запоминайте: первый вид — это наставничество, когда какой-то преданный заботится о группе других преданных, он с ними каждую неделю встречается, они обсуждают шастры и занимаются служением в ятре; это может быть нама-хатта, наставническая группа; это называется наставник. Понятно, да? Это лидер объективно, не просто субъективно «хороший человек», он объективно лидер.

01:10:50 И второй тип объективных лидеров в ятре — это как бы кшатрийская линия, это менеджер, то есть человек, который отвечает за конкретные программы, за их организацию. Вам надо организовать программу, он берется, значит, ответственность на нем, все ему звонят, он говорит, где что взять, куда пойти, то есть человек занимается организацией. Понятно, да? Вот есть две объективные роли в общине, которые делают человека членом Совета по… должности. По сути, да, по определению. То есть по сути в Совет должны входить люди, которые занимаются конкретным служением, а не просто потому, что они кому-то нравятся или не нравятся, наоборот. То есть, если человек наставник, — все, если он менеджер, то есть несет ответственность фактическую организационную — все, он в Совете. Вот это… а пожизненно… Пока человек выполняет свои обязанности — он в Совете.

Если близкие критикуют твою практику

01:11:53 Слушатель: [неразборчиво].
БСС: В микрофон.
Слушатель: У меня вопрос. Вы вчера говорили о важности изменения в сердце, когда говорили о защите «Бхагавад-гиты», что мы должны иметь здоровый патриотизм и правильное отношение к обществу. И сегодня вы сказали, что именно задача наша — одухотворять общество, окружающее [неразборчиво]. Могли бы немножко поподробнее? И как продолжение этого вопроса, в чем заключается ученическая позиция, если близкие люди, учителя, которые рядом находятся, становятся критикой практики, которую преданный совершает?

01:12:40 БСС: Последняя часть, ещё раз.
— Ну то есть если критика происходит от близких людей, то есть, в чем заключается ученическая позиция в этом случае? То есть как к этому относиться?
— Близких людей, не преданных, да? В адрес общества преданных?
— Да-да-да.
— Преданное служение основано на вере. Вера имеет три составляющих, согласно ачарьям, Шрила Рупа Госвами говорит: «Утсахан нишчайад дхаирйат». Утсаха означает «воодушевление», нишчайа означает «правильное понимание, убежденность» — мы сейчас обсуждаем эти вопросы — и дхарйа означает «терпение». Таким образом, преданный, — я со второй части вашего вопроса начал, — понимает, что близкие ему люди особенно проверяют на вшивость наше мировоззрение: им что-то не нравится, они что-то критикуют, и это проверка на терпение и на убежденность.

01:13:44 Если мы убеждены в своем понимании, если мы не фанатики, если у нас есть энтузиазм и есть терпение… Убежденность заключается в понимании того, что преданное служение — это потребность каждого, потому что каждый человек хочет делать что-то настоящее в жизни, он хочет служить чему-то бескорыстному. Потому что все люди служат, это санатана-дхарма — природа души, но проблема заключается в том, что когда человек служит тому, кто небескорыстен, то есть ложному гуру, то тогда результатом этого служения является опустошение, духовная опустошенность, то есть результатом такого служения является фактически имперсонализм в итоге. То есть человек приходит к фиаско.

01:14:25 Поэтому мы понимаем, что каждый человек хочет служить — первая вещь, и вторая вещь — каждый человек хочет служить тому, что настоящее, что бескорыстное, что связано с Богом. То есть служить Богу фактически. И если человек сопротивляется этому, не признает этого, ответа может быть два: что-то не так в нас самих, то есть мы фанатичны или незрелы в своем понимании, либо человек ещё не дозрел сам, то есть он ещё не понял, что это как раз о том, чего он хочет. Поэтому все решает убежденность без фанатизма и вот это вот терпение. Ну, и естественно энтузиазм, потому что без энтузиазма вы ничего не будете делать.

01:15:07 Поэтому близкие люди оказывают нам очень большое служение тем, что подвергают сомнению все, в чем мы убеждены. И вместо того, чтобы злиться на них за это, нужно испытывать благодарность, потому что кто вам ещё предъявит такие… так сказать, будет так вот вас проверять? Вайшнавы не будут, вайшнавы же все хорошие… хорошее только говорят, правильно? Все друг другу улыбаются, у вайшнавов не принято друг друга оскорблять, а у близких нет такого правила. Если им что-то не нравится, они могут прямо сказать.

01:15:48 А у вайшнава, если ему что-то не нравится, нет, извините, не скажет никогда, потому что «оскорблять нельзя вайшнавов». Я правильно говорю? Поэтому отношения разрушаются между преданными. Потому что если мы что-то имеем, лучше говорить об этом; без оскорблений, но говорить. То есть нужно говорить то, что мы на самом деле чувствуем, делать это с уважением, беспристрастно. Близкие люди обучают нас вот этой способности забыть о том, что поскольку мы преданные, кто-то должен нас уважать. Нет, никто не должен.

01:16:37 Это вторая часть вопроса, но она связана с первой частью вопроса, вот с этим самым патриотизмом, или как его там ни называть — не важно. Проблема заключается в том, что наша отчужденность от общества вызвана тем, что мы как бы этим пытаемся сообщить обществу, что раз вы нас не признаете, или не принимаете вот Cознание Кришны, мы будем в экстазе у себя тут есть прасад и проводить свои фестивали. Ну то есть это та же самая вещь, которая в семье происходит: близкие недовольны и мы бежим в храм, правильно? То есть мы не хотим с ними общаться, потому что «они плохие», они не признают Cознание Кришны.

01:17:24 То же самое… та же самая вещь происходит в отношении общества, — это тоже семья, только большая, да? И если общество так смотрит: «А чего это вы, кришнаиты, там такое делаете, непонятное? Вы секта какая-то, да?», это то же самое, как близкие нас спрашивают: «А чего это ты, в какую это ты там секту попал? Что это такое, вообще?!», ну, то есть начинают… То же самое общество делает, вот это семья. И нужно на самом деле быть… нужно понимать, что это не что иное, как проявление определенной заботы своего рода. Может, немножко странное проявление, но это проявление заботы. Им до нас есть дело, представляете? Они хотят понять, куда мы попали, на самом деле, для них все это важно, для людей, которые нас окружают. Это идеальные условия для проповеди на самом деле, но поскольку это такая позиция негативная, а у нас вот эти претензии, мы думаем, что они нас не любят, поэтому мы будем сами по себе.

01:18:27 Это очень плохая вещь для нас, потому что мы теряем доверие своей семьи таким образом. Люди нуждаются в сознании Кришны, и когда они начинают какие-то вещи говорить, такие вот… мы должны относиться к этому терпимо — дхарья. Дхарья означает терпимость, то есть продолжать общаться, что-то рассказывать, объяснять, и тогда люди меняются, они меняют свое отношение. Когда они знакомятся с преданными, у них появляется другое понимание, все меняется, это просто вопрос времени.

01:19:03 Любой преданный это скажет, что в семье все начинается обычно очень сложно, когда ты становишься кришнаитом. Но потом, когда члены твоей семьи видят, что ты их любишь, что ты не бегаешь от них, и рассказываешь им что-то, не ожидая от них, что они… без фанатизма, что они примут обязательно. То есть люди меняются, и потом они сами становятся преданными, либо друзьями, это происходит всегда. Да даже если этого не происходит, не важно, главное — как мы себя ведем в этой ситуации… Да, матаджи, пожалуйста, микрофон. Поделитесь, пожертвуйте.

Как распознать кризис в преданном служении, и как из него выйти?

01:20:11 Вопрос: [неразборчиво] в преданном служении, как его распознать, и как из него выйти?
БСС: Пожалуйста, ещё раз…
— Кризис в преданном служении. Как распознать, и как из него выйти?
— Кризис в преданном служении означает, что нет преданного служения. То есть человек что-то делает, но он не испытывает вдохновения в духовной жизни. Смотрите, что такое кризис в преданном служении. Преданное служение означает… пожалуйста, послушайте очень внимательно, потому что это одна из ключевых вещей, связанных с общением с гуру, с получением полномочий в преданном служении. Преданное служение является результатом святого общения, сат-санги. Шраддха, сат-санга, бхаджана-крийя. То есть преданное служение происходит под влиянием внутренней энергии, которая возникает, благодаря обсуждению с преданными, самым важным из которых является наш духовный учитель.

01:21:23 Поэтому когда есть общение с вайшнавами в сознании Кришны, возникает полномочие для совершения преданного служения, у нас появляется вдохновение и видение. Поэтому что такое кризис в преданном служении? Кризис в преданном служении означает, что у нас кризис в общении с преданными, вот и все. То есть мы не общаемся с преданными, а если и общаемся, то это общение не является святым. То есть тема этого общения не из сферы Cознания Кришны. И тогда начинается кризис в преданном служении. Да? Потому что мы начинаем действовать в «режиме автопилота», действовать без вдохновения, и через какое-то время это просто начинает уже вот здесь вот… тяжело вот тут, понимаете, уже невозможно. Почему? Потому что нельзя служить без вдохновения.

01:22:21 Человек всегда работает потому, что у него есть для этого причина, что-то делает. У материалистов какая причина в том, что они делают? Вознаграждение. А у преданных какая причина? Вдохновение. Вот и все. Поэтому если нет вдохновения, то нет побудительной причины для действия, вот и все. Поэтому если хотите избежать кризиса в преданном служении, не допускайте «заболачивания» в общении с преданными; общение с преданными всегда должно быть живым, тогда вы будете всегда вдохновлены в сознании Кришны, не будет никаких кризисов.

Если ученик не стал наставником, то он не ученик?

01:23:17 Вопрос: Был вопрос, каждый должен становиться наставником или нет, я ужесточу формулировку. Если ученик не стал наставником, то он получается… можно так сказать, что он не состоялся как ученик? Ну, то есть, чтобы вот эта схема работала, о которой вы говорили, он должен стать наставником по отношению к кому-то далее. Речь не идет о том, что он хочет кого-то наставлять, а что он готов такие наставления давать.

01:23:58 Ответ: Стать наставником вовсе не означает стать таким, как Хануман, то есть у тебя 20 последователей или 200 последователей. Стать наставником — это значит принять ответственность в духовной жизни за тех, кто нуждается в сознании Кришны. Это может быть твоя собственная семья, они могут быть материалистичны, но ты понимаешь, что тебе необходимо одухотворить то общество, которое тебе дал Кришна, это твоя семья. Ты набираешься терпения лет на 50 и вперед. Это и есть позиция настоящего ученика.

01:24:36 То есть каждому ученику Кришна выделяет ту кшетру, которую эта джива способна переварить, то есть Он дает определенную энергию, ровно столько, сколько нужно для этой конкретной дживы. И не имеет значения размер нашей кшетры, важен сам принцип. И гуру сразу может это распознать: находится человек в зависимой позиции в сознании Кришны либо он перешел в режим служения, в режим ответственности. Гуру может это распознать, видит; эта энергия есть, она понятная. Вы получили ответ? Пожалуйста, передайте микрофон, у нас тут много вопросов.

Если Совет храма создается не по уставу

01:25:46 Вопрос: Здесь матаджи задавала вопрос по поводу Совета храма, и есть Устав храма, и в этом Уставе говорится о создании Совета храма. Но по жизни Совет храма создается не по Уставу. У меня все.
БСС: У Вас что?
— У меня все…
— А, у вас все.
— [неразборчиво]

01:26:20 Ответ: Вопрос, в общем-то, не ко мне, по большому счету. Вопрос к тем, кто пишет уставы. Вообще, если люди что-то пишут, то они должны следовать тому, что написано. Это не большая новость, верно? Вы включите микрофон, пожалуйста.
— Ну, это основной документ от общества, основополагающий документ, и в нем говорится, как должен быть создан Совет храма…

01:26:54 — Я вам хочу одну вещь… поделиться с вами одной вещью, просто, пожалуйста, запомните. Мы живем в России. Знаете, что это означает? Многие уже, наверное, поняли… Жизнь в России означает не следовать никаким документам. В России никто не следует законам, никто не следует никаким уставам, в России люди следуют договору, который между ними есть, честный договор. Вот о чем договорились, вот этому мы будем следовать. Поэтому… люди пишут обычно бумажки, но нужно понять, какой договор за этим стоит, то есть люди на самом деле собираются это делать или нет? Вот это более важный вопрос. Поэтому, если нет людей, которые конкретно собираются что-то делать, и делают это, не верьте никаким бумажкам, потому что вы просто будете обмануты, вот и все. Это мой совет.
— [неразборчиво].
— Я, конечно, ничего не расслышал, но я с вами согласен. Так, а у нас ещё вопрос. Матаджи, пожалуйста, микрофон передайте.

Отношения между учителем и учеником вечные?

01:28:12 Вопрос: Я не знаю, может быть, этот вопрос преждевременный, но я слышала, что взаимоотношения между учеником и духовным учителем вечные. Какие взаимоотношения: духовного учителя-дикша вечные, или шикша-гуру. Это раз. Во-вторых, ещё я слышала, ну, где-то читала, что духовный учитель не уходит с земного плана, с тонкого плана до тех пор, пока последний его ученик не уйдет в духовный мир.

01:28:58 Ответ: Вы знаете, гуру на самом деле обладает этой сострадательной природой, и в зависимости от того, какова глубина его сострадания, вот то, что вы сейчас описываете, эти принципы по-разному проявляются. То есть первая вещь, это то, что гуру, отношения с ним вечны. Этот момент может означать то, что те наставления, которые духовный учитель нам дает, связь с этими наставлениями вечна, потому что она не прерывается никогда; но так же может означать, если это гуру очень высокого уровня, если это личность духовного плана, это может означать связь с ним персональную, которая может присутствовать и в духовном мире. Эти вопросы очень сокровенные, и вы не найдете в вайшнавской традиции таких прямо однозначных ответов на эти вопросы. Почему? Потому что гуру существуют совершенно разных категорий, и ученики есть разные, и взаимоотношения между ними очень сложны.

01:30:05 Единственная вещь, которую я вам рекомендую воспринимать, как объективную реальность, это то, что связь с гуру вечна. Почему? Потому что то, что гуру говорит, то, что по-настоящему для него важно, это трансцендентная реальность, с которой мы будем связаны вечно, как преданные. Но не обязательно, что в следующем рождении эти ценности нам будет… эти ценности… вести нас будет та же самая личность. Потому что гуру в большой степени это принцип, чем сам человек, с этого мы начали разговор. Этот принцип воплощается в разных личностях, а может воплощаться в одной и той же личности, которая ведет нас из жизни в жизнь. Может быть и этот сценарий, и другой сценарий, это второстепенно. Сосредоточиваться нужно не на этом, а именно на самом наставлении, на самом принципе, который проповедует духовный учитель — вот это является предметом нашей медитации. Я немножко путано объяснил, наверное, но это важно, потому что сама тема непростая… Да, пожалуйста, у вас был вопрос, да?

Чтобы понять ценность смирения, нужно серьезно пострадать

01:31:22 Слушатель: Махарадж, с сожалением заметил, что вот такую оценку как вот с событием суда с «Бхагавад-гитой», которую даете вы, в плане нашей вайшнавской этики, то как вас, может, услышал, как от старших преданных, от кого-то. И даже более того, большинство почему-то старших преданных даже с уровня Джи-Би-Си, они также как-то стимулируют какую-то ложную позицию, потому что нас кто-то там обижает, кто-то нас не понял, «а мы такие классные ребята, а они не понимают, что мы классные». Еще звучит, что «ну, они просто не знают, что скоро они все станут кришнаитами, будут все Харе-Кришна воспевать, они просто этого ещё не поняли». Ну и «марш будет, марш святого имени…»
БСС: На Красной площади…
— Да. И как правильно относиться к такой ситуации, вообще, и почему так… неужели так сложно [неразборчиво], если даже я такой невысокого полета ума человек, могу понять вот эту вещь. Почему так редко правильная ведическая позиция по отношению к таким вещам со стороны старших преданных, и как относиться к этому?

01:32:36 — Ну, вы знаете, я просто такую вещь скажу. Для того чтобы понять это, нужно очень сильно пострадать. То есть до тех пор, пока люди не прошли через серьезные испытания, просто понять этого не могут. Понять настоящую вот эту вот… ну как бы… понять то, что единственная ценность, которая у нас есть, это смирение. Для этого нужно пройти через настоящее испытание. И если преданный считает, что ему обязаны, все должны принять то, что он проповедует, то скорее всего ему придется пройти через испытание. Возможно… Кришна устроил эту ситуацию, чтобы мы могли извлечь из этого уроки.

01:33:32 Мы живем в России, и в этой стране нужно быть вместе с людьми, то есть люди не прощают вот такой отчужденной позиции. Но поскольку, в основном, проповедь, которая в нашем Движении есть, начиналась с западных стран, в западных странах люди живут, как индивидуалисты, там нет вот этой потребности в совместном каком-то… в совместной культуре. Поэтому на Западе там можно так думать, что если кто-то там что-то против имеет, мы решим вопрос с помощью законов, мы просто выйдем на харинаму, и всем будет все равно. Но в России нужно проповедовать именно на основании ценностей взаимного уважения и… то есть нужно людям объяснять, нужно рассказывать о себе, без фанатизма. Мне кажется, просто мы ещё недостаточно зрелые. Не нужно никого в этом обвинять, просто у нас не было этого опыта еще, мы не проходили через испытания настоящие еще. Вот и все. Поэтому чем быстрее мы это поймем, тем легче будет дальнейшее развитие событий… Вот ваш вопрос, и я думаю, нам на сегодня нужно заканчивать. Я знаю, что ещё есть вопросы. Пожалуйста.

Свободное развитие или постоянная корректировка?

01:34:52 Слушатель: Недавно был задан вопрос о харизматичном лидере, и хотел как-то немножко углубить для себя эту тему. Мы недавно с преданным обсуждали как раз тему лидерства, и я говорил, что мне более близок стиль, когда человек дает возможность своим подопечным свободно как-то развиваться, и… дает определенную свободу и вдохновляет своим примером, проповедует и вдохновляет своим примером. Но преданный сказал, что это не совсем правильная теория, и что её на самом деле придумали люди такого имперсонального склада сознания, и молокососы, на самом деле, которые жизни не понимают, и что в реальности 95% людей нуждаются в постоянной корректировке, кто-то через 2 недели, кто-то через полгода. И лидер должен быть как раз харизматичным, должен вовлекаться в жизнь человека — это как раз не имперсональная, а такая реальная позиция человека, которому ты небезразличен.

01:35:58 И я с ним в каком-то смысле согласился, ведь действительно есть какой-то… что-то… Потому что действительно, если ты человека отпускаешь, есть такая возможность, такая легкость: «Ну, пускай там сам развивается, я все рассказал», но в то же время Кришна показывает пример в «Бхагавад-гите», что Он проповедует Арджуне, и в конце говорит: «Вот теперь поступай, как ты считаешь нужным» — Он дает определенную свободу. И вот мой вопрос в том, что, какая из позиций более правильная? Или, может быть, есть какой-то синтез этих двух позиций как раз лидерства?

01:36:32 Ответ: Мы сегодня говорили на эту тему, что есть определенная трансформация: в начале, когда человек незрел, он имеет очень много материалистических каких-то представлений, некий элемент контроля необходим, Прабхупада это очень хорошо демонстрирует, иначе его Движение не стало бы массовым. В этом есть смысл, что большинство людей — пракрита, они нуждаются в контроле, и когда появляется харизматичный лидер, огромные толпы людей устремляются туда, как мотыльки к огню. Но если этот огонь, в нем есть святость, то тогда это хорошо для мотыльков. Поэтому харизматичный лидер способен организовать массовое движение, массовый приток неофитов — это факт. И поэтому Шрила Прабхупада внешне был крайне харизматичен, и поэтому сотни, тысячи людей попали под влияние всего этого.

01:37:26 Но внутри у Прабхупады была эта святость, поэтому когда он видел людей, проявляющих уже ответственность за Двжение, осознавших его миссию до какой-то степени, его отношение к ним менялось. Это вот то, о чем я сегодня говорю, я приводил цитаты на эту тему, что Шрила Прабхупада начинал их рассматривать как лидеров, как равных в каком-то смысле себе, и более того, иногда он даже ставил их выше себя, он говорил, что «вы помогаете мне служить моему духовному учителю», то есть «вы очень важны в миссии». И он давал им эту свободу, он не вмешивался в их решения — этого не было у Прабхупады. И для того, чтобы эти вещи понять, нужно просто читать письма Шрилы Прабхупады, изучать его книги внимательно, нужно на это потратить лет 20, чтобы понять, как это все происходит, там много всяких есть моментов.

01:38:23 Поэтому ответ на ваш вопрос такой, что, если мы говорим о воспитании лидеров, то харизма должна быть направлена не внешне, как на контроль поведения человека, она должна быть направлена на обсуждение принципов Cознания Кришны. Здесь должна быть жесткость и принципиальность, потому что принципы должны быть очень точными, чтобы включить в человеке это «ядро», чтобы оно заработало. То есть обсуждать эти вещи необходимо. Но внешне, на уровне поведения, человек делает то, что он считает нужным делать, только так можно воспитать лидера. А если вы контролируете поведение человека, то вы рассматриваете его как ребенка. Как вы можете вырастить в этом случае лидера? Вы не получите этого результата, это нереально. Поэтому вот здесь, в этой плоскости находится ответ на этот вопрос. Вопрос, чего мы хотим, то есть, какова цель руководства, на что оно настроено: на исполнение наставления, либо на формирование, на передачу полномочий — это совершенно разные цели.

01:39:32 Хорошо. Завтра мы с вами поговорим о том, как гуру-таттва, отношения ученика и учителя проявляются конкретно в наших общинах, в устройстве Общества нашего, ИСККОН, в котором мы с вами живем. Это будет тема завтрашней встречи. Большое спасибо всем за долготерпение! Шрила Прабхупада, ки — джай! На вопросы я отвечу завтра, я не успел прочитать. Завтра.