Расширить рамки священных писаний

Навадвип-дхам - 22 February 1981
Беседа Махапрабху и Сарвабхаумы Бхаттачарьи. Откровение божественной природы Махапрабху. Пранам-мантра Шрилы Шридхары Махараджа. Различия в среде духовных братьев и совместная деятельность согласно Шриле Бхактиведанте Свами Махараджу.
запись беседы для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 8
длительность: 00:32:01 | качество: mp3 64kB/s 14 Mb | прослушано: 101 | скачано: 180 | избрано: 5
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:25 Преданный: Первый момент таков: вы цитировали этот стих, в котором речь идет о настроении, которое мы пытаемся обрести…
Шридхар Махарадж: Я пришел сюда для того, чтобы ты помогал мне в моей проповеднической деятельности. Я нуждаюсь в твоей помощи. Но этот смысл скрыт. А внешне Он обращается к теплым чувствам, которые Сарвабхаума питал к Махапрабху. Сарвабхаума рассматривал Его как младшего по отношению к себе, поскольку Сарвабхаума был равен по возрасту и положению Джаганатхе Мишре. Сарвабхаума и Ниламбара Чакраварти, дед Махапрабху по матери, были одноклассниками. И Сарвабхаума сказал: «Поскольку такие отношения связывают нас, я отношусь к этому юноше с большим теплом и хочу Его благополучия». Он сказал Гопинатху: «Ты и другие люди превозносите Его до небес, и тем самым вы испортите Его. Это многообещающий юноша с прекрасными манерами, и я позабочусь о Нем. Он принял санйас в очень юном возрасте. Ему будет непросто вести такой образ жизни в этом возрасте, и я помогу Ему». Сарвабхаума сказал.

00:03:09 Махапрабху сумел достучаться до него, используя эти реалии. Он терпеливо, молчаливо слушал пояснения Сарвабхаумы, которые соответствовали философии Шанкары. Махапрабху слушал, не возражая, но когда Сарвабхаума спросил у Него: «Как мне это понимать? Ты блестящий ученик, но этот ученик хранит молчание. Молчаливо и терпеливо он слушает эти объяснения и это что-то странное». Сарвабхаума спросил Махапрабху: «Ты понимаешь мои объяснения?» Тогда Махапрабху открылся и заявил: «Я понимаю оригинальную сутру, но твои объяснения Я не в состоянии понять. Скорее, эти пояснения скрывают истинный смысл сутры». Услышав это, Сарвабхаума изумился: «Как мне понимать это замечание? Выходит, что мои комментарии ложны?» Он попросил Махапрабху: «Пожалуйста, дай собственные объяснения». «Да, – отвечал Махапрабху, – если таково твоё желание, Я постараюсь это сделать». Он начал объяснять, и Сарвабхаума потерял дар речи. И затем, когда первоначальное удивление улеглось, Сарвабхаума сказал: «Я дал объяснения атмарама-шлоке из «Бхагаватам», чтобы сохранить утраченный престиж…» Сарвабхаума процитировал эту шлоку и дал 9 объяснений её смысла. Он думал при этом: «Сделав это, я восстановил свой престиж». И тем не менее из вежливости он заметил, обращаясь к Махапрабху: «Может быть, Ты желаешь что-то добавить? Объяснить Сам эту шлоку?» И Махапрабху открыл 18 различных смыслов атмарама-шлоки, и это ещё больше изумило Сарвабхауму. Гопинатх говорил, что это не простой смертный: «То, что я сейчас слышу… я поражен. Смертный не может дать такие объяснения». Он был изумлен, и тогда Махапрабху явил ему свой божественный образ.

00:07:28 Преданные: Шатбхуджу?
Шридхар Махарадж: Нет, шатбхуджа – это шестирукая форма. Ее Махапрабху явил Мурари Гупте. С Сарвабхаумой было иначе, однако он был обращен.
Преданный: Вира Кришна Махарадж написал пранаму, мы хотим вам процитировать ее: «Я предлагаю свои почтительные поклоны благоприятным лотосным стопам триданди джйоти Шрилы Бхакти Ракшак Шридхара Дева Госвами. В ту кромешную ночь, которая последовала за зашествием солнца Его Божественной милости Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады, он восстал подобно новой луне для того, чтобы дать нам своё руководство».
Шридхар Махарадж: Поэма хороша и верна с точки зрения грамматики, но принесет ли она благо организации если мы придадим её огласке? Общая масса последователей может быть обеспокоена…
Преданный: Нет нет, это исключительно для вас. Это не будет преданно гласности.
Шридхар Махарадж: Ну если в этом качестве, то это приемлемо. Но если придать это гласности, то может возникнуть опасность.

00:13:43 Преданный: Сегодня день явления Шрилы Сарасвати Тхакура. Я думаю самым лучшим будет если вы просто переведете фрагмент. Здесь Шрила Свами Махарадж пишет, что даже среди его духовных братьев присутствует недопонимание, расхождение во мнениях. Мой Гуру-махарадж дал нам указания развивать миссию совместно, сообща. К сожалению мы сейчас разделены. Но никто из нас не прекратил проповедовать Cознание Кришны. Хоть и присутствует расхождение во мнениях среди последователей моего Гуру-махараджа, никто из них не прекратил трансцендентного любовного служения Кришне. Идея такова – расхождение во мнениях имеет место быть, но наша непоколебимая вера в Кришну не позволяет этим расхождениям становится препятствиями. Единственная квалификация, качества, которые есть у нас – если человек действует в рамках Сознания Кришны, то эта деятельность является главным качеством и квалификацией.

00:16:13 Шридхар Махарадж: Хорошо.
Преданный: И затем Прабхупад сказал: «Среди Вайшнавов возможны расхождения во мнениях в силу нашей индивидуальной природы. Но несмотря на все индивидуальные различия, культ Сознания Кришны должен продолжать жить».
Шридхар Махарадж: Да, это хорошо, но возможна градация. Все могут не проповедовать из одного измерения. Кто-то занимает более высокое положение, кто-то стоит ступенью ниже, и тем не менее все они работают, стремясь распространять Сознание Кришны. Поэтому их действия оправданы. Однако нельзя сказать, что все находятся в одном измерении, и это следует принимать в расчет.

00:17:38 Преданный: Это замечание Прабхупады находится в комментариях к «Чайтанйа Чаритамрите» где говорится о сыновьях Адвайты Ачарйи. Здесь сказано: «У Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура множество учеников, но кто подлинный ученик? Кто полезен, кто бесполезен? Необходимо оценивать деятельность определенного ученика с точки зрения того служения духовному учителю, которое он совершает». Пожалуйста, объясните это на бенгали.

00:18:35 Шридхар Махарадж: Посредством книг. Посредством проповеди такого рода, когда мы пишем книги. Более перманентный и определенный характер. Когда мы говорим, мы можем делать это рассеяно, но когда мы пишем, мы должны быть более сконцентрированными. Когда мы пытаемся расширить масштабы священных писаний, проявляем наши собственные произведения, то несомненно это похвально. Расширить рамки священных писаний, границы. В начале это шрути, на первой стадии. То, что низошло из уст и достигло слуха. От сердца к сердцу. Первая вибрация возникла и от сердца к сердцу была передана. Из уст Брахмы она достигла слуха его учеников, а затем уже сердца. И эта вибрация была зафиксирована через посредничество. Вайшнав может иметь книжное знание, но если это знание передается в форме книг от страны к стране, то это замечательно.

00:20:34 Тем не менее здесь есть один момент. Согласно верховной воле, воле Высшего Начала, возможно разделение труда. И это выбор Высшего Начала. Кого-то это Высшее Начало выбирает в качестве устных проповедников, ораторов, других – в качестве писателей. Превосходство может устанавливаться не нами. Шастры занимают более высокое положение, нежели человек, который не проповедует посредством шастры. Это зависит от воли Высшего Начала. Он может использовать одного человека одним образом, другого – другим образом. Такой образ мысли мы должны питать. Его выбор, выбор Абсолюта.
Харидас Тхакур не написал ни одной книги, однако его устная проповедь также обладает не меньшей ценностью. Нитйананда Прабху не написал ни одной книги, Он лишь говорил. Однако Его усилия не следует преуменьшать. Он был непосредственно проповедником Махапрабху. И Рупа-Санатана через священные писания делали то же самое. В «Бхакти-расамрита-синдху» Рупа Госвами упоминает общий принцип.

00:23:22 Преданный: В «Бхакти-расамрита-синдху» Рупа Госвами описывает природу ачарьи в целом. Он говорит, что человек должен принять ачарью. И Прабхупад говорит в своих комментариях: «Здесь Рупа Госвами не представляет нам детали, поскольку возможны различия между ачарьями. Он излагает нам общий принцип, а принцип таков: человек должен принять ачарью.
Шридхар Махарадж: Главное здесь одно, один принцип. Существует множество рас — шанта, дасйа, сакхйа, матхурйа. Ватсалйа раса и матхурйа антагонистичны, но все они чисты, подлинны и естественны. В них есть истинная потребность, и они занимают реальное положение. Поэтому возможен антогонизм в проповеди. Также существуют многочисленные подкатегории, ветви, но все они служат Кришне. Имеет место быть разнообразие, подобно тому, как, когда мы готовим пищу, есть много разных вкусов – соленый, кислый, острый и пр. Объединяясь, они порождают целое.

00:25:56 Преданный: Ученик должен выполнять указания духовного учителя, но не оскорблять при этом Вайшнавов.
Шридхар Махарадж: Иногда, насколько это возможно. Скажем, старший брат наказывает младшего, но искренность необходима. Ради блага младшего старший может ругать его или укорять: «Не поступай так, поступай иначе». Подобное положение мы должны допускать. Если старший наказывает младшего, то в этом может не быть беды в том случае, если присутствует искренность. Наказание может быть проявлением любви, в ватсалья-расе мы видим это на каждом шагу. Даже Кришна не является исключением из этого правила.

00:27:52 Преданный: Иногда в нашем обществе мы сталкиваемся с ситуацией, когда младший брат пытается укорять своих старших братьев. Зная, что присутствует разнообразие в проповеди, мы должны принимать его. Но в нашем обществе в практическом смысле как мы можем сохранять единство в то время, как существует различие, проблема. Как нам остаться разными и в то же время сохранить единство? Как, несмотря на нашу индивидуальную природу, различия, сохранить единство?

00:29:06 Шридхар Махарадж: Принцип терпимости должен быть распространен в нашей среде. Если мы хотим работать в группе, совершая санкиртану, тогда подобное качество существенно и неизбежно. Подобная характеристика должна сохраняться, и этому нужно уделять большое внимание, если мы хотим работать в группе. Смирение и терпимость, в противном случае не сумеем совершать совместную, широкомасштабную работу. Эти качества необходимы, если мы хотим продолжать совершать санкиртану. Джива Госвами дает это объяснение санкиртане. Что есть санкиртан? Если мы хотим следовать этому процессу, то тогда вышеназванные качества должны всячески поощряться в рамках организации. Дух терпимости, смирения и тенденции оказывать друг другу уважение, не ища уважения к себе. В особенности пратиштха – стремление к славе, стремление занять определенное положение. Когда мы стремимся занять положение и сохранить его, это пагубно. И члены организации должны это понять. Когда мы ищем положения для себя, мы не достигаем его. А иногда напротив, когда мы отдаем это положение, оказываем почтение другим, то мы занимаем подобающее положение. На первом месте стоит смирение, на втором – терпение, на третьем – уважение к другим и нежелание уважения в свой адрес. Тогда мы можем работать вместе.