Равны ли мужчины и женщины?

Харьков - 15 April 2014
лекция для начинающих из раздела «Общество» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:56:47 | качество: mp3 64kB/s 53 Mb | прослушано: 911 | скачано: 948 | избрано: 58
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Добро пожаловать всем на нашу вечернюю сессию – семинар. В хорошей форме все? Освежились? Давайте быстро вспомним, что мы обсуждали сегодня утром. И в основном мы затрагивали тему культуры. И мы говорили, что есть две культуры: материалистичная и духовная. И мы обсуждали этот замечательный стих из «Бхагавад-Гиты», который говорит, что они настолько отличаются друг от друга, как день и ночь. И мы определили, что культура она возникает из практического применения мировоззрения и философии. Также мы далее обсуждали, что материалистичная и духовная культура, у них в корне отличаются взгляды. И мы обсуждали принципы и такие лозунги, которые лежат в основе духовной и материалистичной культуры. И так же мы пришли к выводу, что они несовместимы друг с другом. Поэтому они как день и ночь.

00:02:27 Также мы обсуждали различные аспекты нашей ежедневной жизни. Как они проявляются эти культуры. Как вот образование, мода, музыка, прическа, отношения и различные вещи. Также мы кратко обсудили к чему призывает материалистичная и духовная культура. И мы пришли к выводу насколько они отличаются друг от друга. Насколько разные мировоззрения они пропагандируют. Мы говорили, что культура она образуется посредством живого существа, которое живёт какой-то философией. Но также та культура, которая окружает нас она оказывает непосредственное влияние на нас. То есть в обе стороны оказывает эффект. Также мы обсуждали, что в наше время, в Кали-югу, материалистичная культура и её влияние на нас оно всё сильнее и сильнее становится. И оно отводит нас от духовной точки мировоззрения, которую мы хотим развить в себе.

00:04:38 Поэтому мы пришли к выводу, что если мы хотим быть серьёзными в своей духовной жизни, то день для материалиста для нас должен стать ночью. То есть нужно спиной повернуться к материалистичной культуре. И мы должны заменить её какими-то аспектами духовной нашей жизни. Я также часто наблюдаю, как преданные они находятся одной ногой в духовной культуре, но другой ногой очень так твердо стоят в материалистичной. И на самом деле нигде из этих двух мест они не чувствуют себя как дома. И на самом деле таким образом они могут стать просто бескультурными. И это не очень хорошее. Эта ситуация не помогает нам в духовной практике.

00:06:05 На самом деле культура вайшнава – это культура Кришны. И Кришна дал нам эту культуру, чтобы помочь нам на этом пути к Богу. И мы должны со всем сердцем обнять её, принять и внести в свою жизнь. Но наша обусловленность настолько сильна и нас как бы бомбит вот эта материалистичная культура. Поэтому мне кажется, что это очень важно, когда проходят такие семинары, как у нас сейчас, что мы можем стать более сознательны в этой культуре. Потому что мы должны совершить сознательные усилия в этом плане. Это не произойдёт само собой.

00:07:25 Прабхупада часто говорил, чтобы нам стать сознающими Кришну нам сначала надо просто стать сознающими, то есть сознательными. Поэтому мы должны стать сознательными о нашей обусловленности, о духовной и материальной культуре. И потом мы сможем сделать выбор сознательный. Иначе материалистичная пропаганда нам просто попромывает мозг. И мы несознательно, слепо следуем ей. Но мы должны сделать сознательный выбор.

00:08:22 Есть какие-то вопросы прежде, чем мы отправимся дальше? [вопрос из зала неразборчиво] То есть культура — это практическое применение философии. Немного аспектов ещё есть. Конечно, если вы посмотрите в словарь, то вы намного лучше найдёте определение, но я не смотрела в словаре. Также она включает в себя очень много аспектов, как мы сегодня утром обсуждали, там это и причёска, и поведение. В общем очень много аспектов. Для меня лучшее определение это вот это: «Практическое применение мировоззрения, философии и идеологии». Мне кажется, это так в корне суммирует.

00:10:43 [голос из зала] Нам вот дали такое определение: «Культура – это определенная среда, ценности и факторы, которые позволяют человеку достичь совершенство в жизни». [отвечает] Ну это конечно зависит от идеологии, да, то есть, что значит совершенство жизни по этому мировоззрению. Очень хорошее определение.

00:12:05 [голос из зала] Говоря о духовной культуре мы перечисляли факторы, по которым можно её определить в разных сферах жизни и там было два момента: первый – это общечеловеческий, уважение к старшим, почтение к женщинам, детям; а второй – это то, что Бог в центре. Это два фактора определяют духовную культуру или духовное – это значит, что Бог в центре? [Отвечает] Бог в самом центре. То есть если мы поставим Бога в центр, то автоматически будет это положение. Но если я и моё чувственное удовлетворение в центре, то эти вот старые люди и дети у них будет другое положение совсем. Но самый центр в духовной культуре – это Кришна.

00:14:03 Но с этой точки зрения дети, мать и старые люди они как бы помогают, у них есть такое положение определенное и значимость, которое помогает Бога в центр поставить. То есть это не то, что они в центре, это помогает. То есть у них такое положение ценности и важности, чтобы помочь другим поставить Бога в центр. Сентиментальные люди, у которых нет понимания философии они очень легко вот этих стариков и детей в центр ставят и всё вокруг них. Часто в Индии случается. И они говорят, что служение Богу – это служение человечеству, а служение человечеству – это служение моей семье. Поэтому я служу своей жене, тем самым служу Богу. Это то, что происходит, если вы членов семьи в центр ставите, а Бога смещаете.

00:15:50 [голос из зала] В советское время все эти ценности были – почитать старших, их уважать, дети, то есть много ценностей. Но Бога там в центре не было. Был полный атеизм. Откуда эти ценности там могли быть? [Отвечает] Это как бы такое отражение реального настоящего понимания, искаженное. Мы вот на Бхагаватам обсуждали о духовном коммунизме. Прабхупада часто говорил, что сознание Кришны – это духовный коммунизм, нам ничего не принадлежит, всё принадлежит Богу. И мы все равны друг перед другом на уровне души. А вот во время коммунизма – это было такое искаженное представление, отражение этого понимания. Вместо того чтобы говорить: «Всё принадлежит Кришне», они говорили: «Всё принадлежит советской власти». Или колхозу.

00:17:55 То есть есть какие-то остатки этой культуры в уважении к детям, старикам. Потому что во время коммунизма много аспектов хороших было. Потому что вот эта погоня за чувственными удовлетворениями и потребительством оно было сведено к минимуму. Но так как Кришны там не было, то это не сработало.

00:18:55 [вопрос из зала неразборчиво] [Отвечает] Да, то есть делать что-то хорошо для других это недостаточно. Потому что удовлетворение Кришны должно быть в центре, только тогда это будет духовная культура. Желание быть благочестивым – это не духовное. То есть желание благочестивой жизни, желание делать добро другим – это желание хорошо и удобно жить в этой и следующей жизни. То есть в любом случае оно основано на чувственном удовлетворении. И в любое время оно может стать не благочестивым.

00:20:57 Можем быстро так обсудить следы духовной культуры в различных странах наших. Есть какие-то примеры. Это остатки духовной культуры в России, в Украине, в этих традициях. [голос из зала] Архитектура. У нас на даче, у нас есть дом в деревне, почти в каждом доме есть тилака. Там крыша и такой вот знак, тилаки. Это ведическая культура. И один Прабу, он купил дом недалеко от нас и у него водяной сток, желоб, и там чеканка, как Кришна с пером сделана. Там жила бабушка. [Матаджи] А что такое чеканка? [голос из зала] Чеканка – это когда на железе рисунок выдавливается.

00:23:25 [голос из зала неразборчиво] [Отвечает Матаджи] На самом деле в каждой культуре вот эта традиционная фольклорная одежда она близка к духовной культуре. То есть во всех даже религиях, да монашки они такие как сари носят. Как мы сегодня говорили, что если вы пойдёте в православную церковь, то обязательно голова у вас должна быть покрыта. Часто люди чисто символически платочек положат на голову. То есть не понимают истинного значения этого, никакой философии за этим у них не стоит. И вот в этом и смысл, что если нет никакой философии не стоит за этим и знания, то часто какие-то аспекты и традиции они просто замещаются под видом реформы. То есть люди думают это старомодно, давайте заменим. Потому что люди не понимают принципов, которые стоят за этим, почему так.

00:26:00 [голос из зала] Я вот хотела как дополнение к Матаджи. [неразборчиво]. И почти у каждой бабушки у нас большое количество икон дома. [неразборчиво]. [Отвечает Матаджи]. Про шику я слышала, а вот шаровары? [голос из зала] Мне кажется можно ещё отнести, что крестят детей [неразборчиво]. [Отвечает Матаджи] Хорошо, что ещё? Праздники, они, конечно, становятся более материалистичными. Рождество – это вообще уже. Или, когда на кладбище идут почтить родственников.

00:28:08 В южной Германии люди приветствуют друг друга таким выражением, которое значит: «Пусть Господь тебя поприветствует». Только на южной Германии, на севере так не говорят. То есть на юге люди более как-то религиозные в Германии. [голос из зала] Спасибо у нас означает «Спаси Бог».

00:29:25 Даже несмотря на то, что уже никто почти не знает про что Библия, всё равно все её знают. [голос из зала] Мне ребенок прислал, им на лето задали прочитать [неразборчиво]. [Матаджи] В Германии это уже всё, прошло. Они не читают Библию больше. Сейчас они какие-то социальные темы обсуждают, но не Библию. [голос из зала] У нас в Молдавии в сёлах ещё сохранилась эта традиция почтительно относиться к странникам, угощать их, накрыть стол, напоить. Там очень простая жизнь ещё сохранилась и почтительное отношение к коровам и вместо дров ещё используют навоз коровий, лепешки эти. [Матаджи] Такие остатки браманической культуры. [голос из зала] Ещё остались в советское время, сейчас уже не знаю есть или нет, поливальные машины, которые пыль прибивают водой. На самом деле это отголосок ведической цивилизации, когда благовониями омывали города. [следующий комментарий из зала неразборчиво] [Матаджи] Мусульмане, да у них много осталось с давних времен.

00:32:40 Но опять же так как у них нет философии они внешне очень экстремально это принимают, так фанатично. И это еще раз показывает, как важно понять принцип, который лежит за этим. Иначе у нас тоже может быть эта опасность – очень сильно и фанатично следовать только правилам и предписаниям, либо наоборот не следовать под именем какой-то реформы, изменений. Это показывает, насколько это важно понять истинную причину вот этих всех правил. Я родилась в протестантской семье и 40 лет назад у меня была такая церемония конфирмации. Я помню нам надо было так хорошо одеться в черно-белое. И нормой было, что у девочек черный низ и белый верх. Я помню мне хотелось одеть очень черные такие штаны, не джинсы, а такие для выступления штаны. И мама мне сказала: «Женщины в церкви не должны штаны носить». Я сказала: «Да, правда? Почему это?» И она не смогла мне объяснить. Она сказала: «Ну, так надо». Тогда я ничего не поняла, конечно. Только потом, когда я стала преданной я поняла: «А вот поэтому мне мама говорила не носить штаны в церковь».

00:35:43 То есть 40 лет спустя. А сейчас люди в церковь всё, что угодно одевают – шорты, мини-юбки, всякую ерунду. Но даже вот 40 лет назад остатки вот такие были культуры. И моя мама мне говорила, что сразу после второй мировой войны в отелях было запрещено принимать неженатых мужчин и женщин. То есть если у вас снимала какая-то неженатая пара комнату, то есть вы могли в суд подать. То есть это считалась как такая проституция, как узаконенная, поддерживание проституции. Нелегально это было. Это в Германии было. То есть 60-70 лет спустя люди смеяться будут, если им скажи такое. То есть удивительно как быстро времена меняются и как деградация проникает.

00:37:49 [голос из зала] Я хотела привести пример, что вот в Узбекистане, Грузии, Армении, там очень почтительное отношение к родителям, их на Вы называют. И вот стариков там тоже очень уважают. [Матаджи] Да, я слышала, что восточная часть бывшего Советского Союза сохранилась там больше эта культура. [голос из зала] я сама из Северного Кавказа и там до недавнего времени кое-где сохраняется, но не во всех районах почтение к старшим, потом разделение мужчин и женщин [неразборчиво]. Женщины они воспринимают мужа как авторитет, не грубят [неразборчиво]. [Матаджи] То есть звучит ещё как жизнь ещё нормальная там. [голос из зала] Женщины не курят там на улицах. Многие женщины курят, это известно, но на улицах не курят. Ещё если вот о Кавказе заговорили, то вот если вспоминать нигде как здесь не увидищь такого отношения к женщине, как к матери. Я хорошо помню фразу одного из представителей кавказских национальностей это кто-то что-то хотел задеть его жену: «Как ты оскорбляешь мать моих детей?» Ещё один момент, когда бывают застолья и первый тост в Осетии, что всегда почтение оказывают Верховному Богу, а потом всем полубогам.

00:41:48 [Матаджи] И Прабхупада говорил, что так как Кришна говорил: «Я вкус воды», для алкоголиков он вкус вина. [голос из зала] Помню в детстве моя мама говорила, что у нас в стране и городе [неразборчиво] в 60-е и 70-е годы, если люди расходились и женщина делала аборт, то об этом писали в газете. [Матаджи] Сейчас много о чём писать было бы. Сейчас наоборот они пишут, если ребенок родился, без аборта. [голос из зала] [неразборчиво] состоятельные люди, когда они покупают что-то машину или дом, крупную покупку, то они знают, что они должны пожертвовать что-то.

00:43:44 То есть сейчас вот эта тема пожертвований, она сохранилась в той степени, что люди, которые зарабатывают деньги они понимают, что им надо куда-то пожертвовать, но тем, у кого нужда есть. Но опять же так как они не знают, что такое пожертвование в гуне благости, то это заканчивается на невежестве. Но всё-таки есть эти остатки, следы этой культуры, что люди хотят жертвовать бедным.

00:44:35 [голос из зала] Сейчас ещё встречаются руководители, которые понимают, что люди, которые работают на них они от них зависят и о них надо заботиться. [Матаджи] Это редко, но может быть. Ещё последний комментарий. [голос из зала]. Ещё вот очень много упоминаний о ведической культуре в сказках, стихах, даже о золотой рыбке, в фольклоре нашем очень много. [Матаджи] Ну да в этих всех сказках есть упоминания, следы ведической культуры, потому что в конечном счёте они оттуда все исходят. [голос из зала] Один из примеров такого вот хорошего описания, как браманы или волхвы вот на Руси есть в стихотворении Пушкина. Если можно я сейчас прочитаю: «Волхвы не боятся могучих владык, княжеский дар им не нужен, могучий, свободен, их вещий язык и с волей небесною дружен». [Матаджи] То есть это показывает, что если мы подумаем, поищем, то мы найдем какие-то остатки духовной культуры.

00:48:25 Также в южных странах Европы, там Испания, Италия, там очень много остатков такой вот культуры духовной. Я помню в Италии есть один день в году, когда они статуи из храма выносят, ну как Ратха-ятра. И все люди выходят, и дети, и как Мария одеваются. Это как праздник городской, они вывозят эти статуи. То есть на юге, в Сицилии. По крайней мере 40 лет назад они так делали. Я ребенком там была. Начало лекции

00:49:57 Давайте продвинемся дальше к нашей теме сегодняшней вечерней лекции, она не длинная. Следующий час будем обсуждать её. То есть мы обсудим тему, равны ли мужчины и женщины. Потому что очень много таких сомнений и противоречий по этому поводу в современном мире. Конечно, как преданные мы знаем, что есть равенство на уровне души. Неважно в какой форме жизни живое существо находится, все мы равны на платформе души. Мы все вечные слуги и частички Господа. Но в нынешние культуры у людей нет этого знания о равенстве на платформе души. Но у них есть какое-то интуитивное чувство, что все должны быть равными. Но из-за их невежества они этот принцип равенства на платформе души применяют к телу. И это приводит к очень многим смущениям и противоречиям. Потому что из этого идёт эта пропаганда, что мужчины и женщины равны.

00:52:29 То есть только из-за невежества вот это равенство на платформе души переходит на равенство на платформе тела и ведет к противоречиям и запутанности. То есть вот эта пропаганда равенства мужчины и женщины приводит к тому, что женщин эксплуатируют. И это очень удобно для мужчин, которые хотят удовлетворять свои чувства, что женщины и мужчины они равны. То есть по такой философии не надо защищать женщины, ведь все равны всё равно. Ольга упомянула её. Это она говорила, что эксплуатируют женщин. То есть это освобождает мужчин от их ответственности защищать женщин. То есть это один из эффектов неправильно применённого равенства.

00:54:28 Но также много других сбивающих с толку эффектов. И перед тем, как мы обсудим их, давайте более глубоко взглянем, что же такое значит равенство мужчины и женщины. То есть две души, которые равны, они на время приняли две разных машины. То есть такое – мужское и женское, инструменты, машины. Это то, чем является тело, не что иное как машина. А мы как душа являемся водителями. Но эти две машины, мужская и женская, они никогда не могут быть равны между собой. Они обладают совершенно противоположными качествами и природой. Вопрос даже не возникает об их равенстве. И поэтому с разумной точки зрения надо понять качество вот этой машины, которую мы ведем.

00:56:29 Для того, чтобы использовать и получить лучшее от неё. И это очень важная вещь, что мужская и женская природа они очень сильно отличаются. Они никогда не смогут играть одинаковые роли. Это всё равно, как взять трактор и спорткар. То есть, конечно, у обоих машин хорошие цели и они могут быть использованы хорошо. То есть с помощью трактора можно много чего полезного сделать. И с помощью спорткара точно также. Но если вы подумаете, что спорткар это трактор и наоборот, то будете разочарованы. Но, конечно, у них обоих есть водитель. И вот эти водители они равны между собой. Но машины разные.

00:58:20 Давайте даже посмотрим на пробку в большом городе. Там очень много машин разных. Для того, чтобы была пробка, что нам нужно, что должно быть? Чтобы это всё было в гармонии, движение в гармонии. Для того, чтобы машины двигались нормально, что нужно? [голос из зала неразборчиво] Да. То есть некоторые дороги для машин, не тяжелее 7,5 тонн, некоторые дороги для машин, которые движутся не быстрее 30 км/ч и т.д. Или велосипедистам неразрешено там ехать, или тракторам. Есть много правил и некоторым машинам им запрещено там ехать. И обычно водители, они как бы не обижаются. Почему они не обижаются? [голоса из зала неразборчиво]. Да, потому что они не отождествляют себя с этой машиной. Ну да, я веду эту машину, но просто не могу сюда поехать. Просто принимаю это для гармонии. Потому что мы не отождествляем себя с этой машиной, мы не воспринимаем это как дискриминацию по отношению к нам. И поэтому это не проблема, все люди следуют правилу дорожного движения.

01:01:24 Но иногда мы можем видеть, что некоторые люди отождествляют себя с машинами. И они очень злятся и приходят в возбуждение. И даже когда авария, две машины столкнулись, они вылезают там. Он меня задел, он в меня врезался. Он не в меня врезался, а в мою машину. И мы видим, что водители, которые привязаны к машине своей, отождествляют себя с ней. И они очень волнуются по этому поводу. Но если человек не отождествляет себя с машиной, то это его не касается.

01:02:48 Точно также, чтобы общество в гармонии существовало должны быть правила для поведения живых существ. И если эти правила они волнуют нас, злят, то значит мы отождествляем себя с машиной. То есть почему это женщины должны сзади сидеть, почему они не могут делать то или, то, что угодно. То есть коренная причина этого – это отождествление себя с машиной. Если мы просто поймём, что по какой-то причине я получила это тело, то есть были какие-то причины. И я не думаю, что женское тело по сравнению с мужским оно какое-то неудачное, совсем нет. И я была замужем 10 лет. И мы всегда с мужем обсуждали какое лучше мужское или женское тело. И мой муж всегда думал, что женское тело лучше.

01:05:00 И в те времена, мне кажется, я тоже думала, что мужское лучше, но затем я согласилась, что женское всё же лучше. Но у нас возникают проблемы и сбивает с толку, если мы думаем, что эту женскую машину мы пытаемся сделать мужской. Это одно из самых больших заблуждений в материалистичной культуре, что женщины совершенно не понимают, что их природа совсем другая, нежели мужская. И женщины очень часто пытаются вести себя как мужчины и как бы соревнуются с ними. И это ведёт к очень большим беспокойствам.

01:06:42 Мы сейчас не будем особо в это погружаться, завтра об этом поговорим. То есть мы должны понять, что мы получили вот эту машину и для того, чтобы общество существовало в гармонии, должны быть правила поведения. И эти правила они не являются дискриминацией для нас, как для духовных душ, которые являются водителями этих машин. Они не предназначены для этого. И конечно же эти правила они должны быть применены с надлежащим уважением к водителю. То есть с уважением к каждой душе, как к индивидуальности. То есть обе стороны, тот для кого даются эти правила и тот, кто даёт эти правила – с обоих сторон должно быть понимание, что это не дискриминация. Понимаете? Давайте пример приведём.

01:09:06 То есть во многих храмах, особенно когда места немного, то женщины сидят сзади. Но в любом случае кто-то же должен быть сзади. Всё равно как одно из правил дорожного движения. То есть для того, чтобы была гармония кто-то должен сидеть сзади. Есть определенные причины, почему рекомендуется чтобы женщины сидели сзади. Давайте вот, например, расскажите мне какие причины этого. Почему женщины сидят сзади. [голос из зала] Женщина, если неправильно думает, то она в 6-7 раз сильнее воздействует на остальных. И мужчины больше отвлекаются на женщин. [Матаджи] Когда я говорила на ретрите, что женская энергия в 6-7 раз сильнее мужской и мы позже об этом будем говорить. Это одна из причин, что если у женщины энергия не очень возвышенная и она сильнее в 6 раз, то она будет отвлечением для мужчин. Какие ещё есть причины?

01:11:23 [голос из зала] Для храмов очень важен такой принцип, что мужчина ведет женщину за собой и если мужчина, больше сосредоточен на духовной практике, то он всегда может дать наставление своей жене, то есть если она что-то не услышит.

01:12:07 [Матаджи] Вы говорите во многих храмах у мужчин. Но это не только в храмах. Просто это природа мужчин. Мужчины должны быть лидерами в обществе. То есть это их природа. Это часть этой машины мужской. Они хотят и должны быть лидерами. То есть если бы женщины были впереди, то мужчины не будут себя чувствовать лидерами. Такая психологическая вещь. Ещё причины? [голос из зала] Она должна защитить умы брамачарьи. Так как они постоянно держат целибат и нужно защищать их. [Матаджи] И почему для них лучше быть впереди? [голос из зала] Они как раз не видят их. [Матаджи] Потому что мужчины отвлекаются через глаза. Женщины ушами, мужчины глазами. Поэтому мужчине будет тяжело если постоянно перед носом у него будут женщины. Для женщины это небольшая проблема. Иногда, конечно, они тоже могут слишком много выглядывать кого-то.

01:14:34 Обычно для женщины увидеть мужчину в гамче ничего такого особенного. Но мужчине женщину в гамче увидеть это да. Есть много причин почему мужчины должны сидеть впереди. То есть причины, культура такова, что мы хотим помочь друг другу в сознании Кришны, а не отвлекать друг друга. Это то, что мы сказали, что в духовной культуре Кришна в центре и цель жизни — это отношения любовные с Ним. И так как у мужской и женской машины очень отличаются характеристики, для того чтобы движение шло ровно и хорошо, без помех и существуют эти правила, например, что мужчины должны сидеть спереди, а женщины позади.

01:16:21 Если женщины поймут это не как дискриминацию по отношению к себе и так же если мужчины не выставляют это таким образом, то есть если они тоже понимают, что это не дискриминация, а просто правила дорожного движения, а не то, что они думают, что женщин надо притеснять, смеяться над ними. А просто это такое правило дорожного движения, чтобы движение в храме хорошо шло. И таким образом вся эта тема не будет предметом обсуждения и споров. Но как только мы отождествляем себя с телом – это будет сразу таким большим делом, проблемой. Есть очень много примеров – это один такой очевидный. Но принцип, который мы можем найти во всех этих примерах одинаковый. Что это просто дело отождествления. Если мы отождествляем себя с телом, то все эти правила и предписания мы сочтем как оскорбления. И будем обижаться, расстраиваться.

01:18:45 Есть известная история, как один репортер – журналист спросил Прабхупаду: «Ваша философия говорит, что женщины менее разумны». И мы в другое время обсудим это. Но Прабхупада дал такой очень хороший ответ. Он сказал: «Да, до тех пор, пока они считают, что они женщины – они менее разумны». Потому что именно это делает эту тему горячей, жаркой. Это есть пропаганда материалистичной культуры, что мы отождествляем себя с телом. И поэтому очень часто мы обижаемся на эти правила. И очень сложно видеть их, как правила дорожного движения.

01:20:25 Я пришла к выводу, что этот пример с правилами дорожного движения очень помогает иметь дело с этими всеми правилами по отношению к женщинам. То есть мы должны помнить – это всего лишь правила дорожного движения и не надо расстраиваться. Я вот вожу эту машину в этой жизни и просто нужно принять эти правила по отношению к ней. Так же как мы обсудили это правило – мужчины спереди, а женщины сзади, любое правило, которое мы возьмем будут вот эти причины, лежащие в основе его. Если они являются частью вайшнавской культуры всегда будет хорошая причина для этого. Они всегда будут помогать обществу, людям в обществе помнить Кришну лучше.

01:22:01 Вопросы может какие? [голос из зала неразборчиво] Да, это хорошее видение. [голос из зала] Я хотела спросить, в нашем Киевском храме Матаджи сидят с одной стороны. Ну они так не сидят, но иногда лекторы просят. С чем это связано? [Матаджи] Потому что у вас в алтарной места много. Так же как здесь, с одной стороны мужчины сидят, с другой женщины. Потому что места много. То есть для того, чтобы лектор мог лично обращаться к аудитории женской. Мне кажется, мужчин тоже это не особо беспокоит. Они даже не видят их, если не поворачиваются, не высматривают их. Это правило для узких алтарных. [голос из зала неразборчиво] Тему того, что Матаджи даёт лекцию, мы ещё позже обсудим.

01:25:17 То, что я хочу сказать, что, правило, где мужчины спереди, а женщины сзади – это для узких алтарных, где нельзя по обе стороны сесть. Также в киртане. Даже Киевская алтарная, она немного узкая, чтобы две параллельные мужчины и женщины танцевали. То есть друг с другом сталкиваться будете, если будете рядом танцевать. Когда я присоединилась, то женщины всегда были сзади. И всегда жаловались: «Ну почему женщины сзади, это нечестно». Это вся тема отождествления себя с телом. И правило последовало, что они должны быть равны по обе стороны. Даже если в алтарной неудобно, если бы они рядом танцевали, всё равно будет кто-то кто будет настаивать на этом.

01:27:10 То есть вот эта вот идея о равенстве она может приводить к беспокойствам. Давайте будем практичными и понимать, что цель этого – возвышение друг друга. И если эти рядом танцующие мужчины и женщины создают беспокойства, то это не возвышает никого. Так что пусть мужчины в таком случае будут. На самом деле – это очень большая удача в этой части мира, что у вас есть какие-то остатки, следы духовной культуры. То есть – это одна из частей мира, где люди более-менее традиционны. Но на западе вот эта вот тема, кто впереди, а кто сзади – это целая история. И люди очень обижаются, расстраиваются по поводу этого, даже старшие преданные. Очень много споров по этому поводу и дискуссий. Может для вас это не большая такая, серьезная тема, но я хочу, чтобы вы поняли эти принципы. Потому что, по любому вот эти вот материалистичные идеи на Украину проникнут. Но вы должны быть разумными и понимать, что это просто правила дорожного движения и не обращать на них внимание. То есть их цель заключается в том, чтобы была гармония в обществе. То есть они не призваны, чтобы дискриминировать меня, как духовную душу.

01:30:32 Если вы видите это таким образом, то это не проблема. Мне никогда это проблемой не казалось, но для многих это так. [переводчик] Я спросила, что, если женщины Божеств не видят, то есть мужчины впереди танцуют, женщины сзади и не видят. [Матаджи] То есть вот даже на Даршан-нарати Говинда Манди Пурушам тоже эта тема – женщины сзади, они Божеств не могут видеть. Но обычно во всех храмах Прабхупада сидит напротив. И как только мы начинаем Гуру Пуджу мужчины спереди Прабхупады. И женщины могут принять Даршан Божеств на три минуты позже, нужно подождать. В чем проблема?

01:32:20 Но, если танцуешь, не видишь, как бы. И опять же кто-то должен быть сзади. И ещё можно сказать, что это разлука такая увеличивает ваше стремление увидеть Божеств. Очень часто бывает, что мужчины впереди танцуют и не видят Божеств, они очень заняты – прыгают там, скачут. И им не важно Божества, не Божества. И это ещё один секрет, почему женское тело – это лучшая сделка, чем мужское. Потому что, как женщина вы естественным образом предназначены, чтобы принять это подчиненное положение. И это то, что мы должны культивировать по отношению к Кришне в любом случае. И как женщины мы учимся этому гораздо легче. Иначе мы не будем удовлетворены, если мы не научимся этому. И поэтому это преимущество - иметь женское тело.

01:34:05 Потому что мужская машина приносит с собой очень большое эго. И они очень сильно борются с этим, чтобы уменьшить его, перед тем как отправиться домой к Богу. В этом плане женское положение оно преимущественным является. То есть нас таким образом заставляют принять смиренное положение, если мы хотим, например, быть счастливы замужем, то должны принять это смиренное положение. И это очень большое преимущество. То есть можно сказать: «О мы не видим Божеств, когда танцуем». Но это нас ставит в такое смиренное положение. И это даёт нам большее стремление увидеть Божеств. То есть мы жаждем этого момента, когда сможем увидеть их. То есть культивирует настроение разлуки.

01:35:52 То есть мы можем найти много преимуществ этого, так называемого неудачного положения. Какие ещё вопросы у вас? [голос из зала неразборчиво] На самом деле эту тему в деталях мы будем потом обсуждать. У меня есть хорошие цитаты. Что ещё? [голос из зала] Хотела спросить такой вопрос. Дело в том, что сейчас баланс нарушен, то есть женщины стремятся выполнять мужские функции. И с чего начинать этот баланс восстанавливать? [Матаджи] Как я сказала не хочу в детали вдаваться. Хочу просто, чтобы вы принцип поняли. Мне кажется надо немного подождать, потому что мы будем ещё много обсуждать. И через 10 дней это прояснится я надеюсь. Опять же я слышала, что особенно в Москве вот эти материалистичные идеи очень сильно проникают. Не помню кто мне говорил, но что в Москве вот очень много таких недопониманий. Что девушки очень много хотят вещей в служении делать и вперед лезут.

01:40:33 То есть я не хочу вас с ложечки кормить правилами, что вы должны делать это, не должны делать то. Я хочу, чтобы вы просто поняли принципы, лежащие в основе. Я надеюсь и молюсь, чтобы это помогло вам понять вещи глубже. Вот на ваших пособиях, на листочках последний момент. Последнее предложение: «Согласно различиям в своей природе мужчины и женщины играют разные роли и выполняют разные обязанности в обществе». И это один из главных выводов сегодняшнего обсуждения. То есть, как мы утром говорили, люди думают, что жизнь одна и поэтому нет очищающих обязанностей долго. Но в духовной культуре мы знаем, что он есть. Но это не значит, что для каждого очищающий долг, он одинаков.

01:42:38 Не важно в каком теле вы находитесь или вы можете выбрать такие, которые вам нравятся. Но вот этот очищающий долг он должен быть согласно машине, которую вы водите. То есть нет определенной очищающей обязанности, они лучше всего подходят к определенному типу машины. Тоже сейчас в детали, подробности не будем вдаваться. Особенно на следующей неделе мы будем это обсуждать, о замужестве детали. Давайте просто чётко уясним себе, что у женщин есть определенные обязанности, которые она должна исполнять и у мужчин тоже. И они соответствуют природе нашей машины.

01:44:08 Кришна уже сам определит эти обязанности. Не то, что мы можем свободно выбрать что нам нравится. Но они уже даны нам, для того чтобы всё в гармонии было. И таким образом вся эта идея о равенстве, можно просто её выкинуть. И это также то, как эти материалистичные идеи проникли в ИСККОН. То есть женщины начинают думать: «Да мы равны, поэтому давайте я буду выполнять очищающие обязанности мужчины, у меня столько талантов. Я должна развивать эти таланты». Но это не смысл духовной культуры. Это часть материальной культуры и мой талант, я такой важный. То есть это материалистичная культура – весь смысл это во мне, моих удивительных талантах, внешности, то есть развить себя, я и моё. Развить тонкое моё тело, материальное эго и разум, ум. Это всё части материалистичной культуры.

01:46:42 А духовная культура, смысл её – это очищающие обязанности. То есть стать слугой. Стать слугой слуги слуги – это цель духовной жизни и культуры. И это даёт совершенно другую точку зрения, что значит быть успешным в женском теле. Это только первый день и ещё мы будем обсуждать более интересные вещи, больше интересных вещей. Есть ещё какие-то вопросы?

01:47:34 [голос из зала] А можно вопрос. Я вот сколько раз слушаю Гуру Махараджа и выступления известных лекторов, они всегда отвечают на вопрос какое тело лучше, мужское. Потому что в нем легче отречься от мира. [Матаджи] Я так не думаю, потому что мы даже будем обсуждать цитату Шрилы Прабхупады, где он говорит, что женское тело, у него очень много преимуществ. То, что они проще и обычно более склонны к религиозной деятельности. Обычно мужчины деградируют первее, начинают курить, там в азартные игры играть, пить. То есть женщины они более мягкосердечны, более творческие и у них вот это положение матери, то есть им легче принять это положение слуги. Потому что материнская любовь считается самой чистой любовью в материальном мире. Потому что мать хочет служить своему ребенку, неважно что он там толкнул ее, стукнул. То есть если она истинная мать, то она всегда будет своему ребенку служить, неважно что он сделает ей. И очень много положительных сторон быть в этом женском теле.

01:50:44 Нет, ну если очень хотите, то можете родиться мужчиной в следующей жизни. И очень вероятно, что большинство из нас в прошлой жизни были мужчинами. И не особо достигли чего-то. То есть женское тело не особо выгодная сделка. [голос из зала] Можно ещё узнать. Когда по семье даются разные советы, чтобы жена уважала мужа нам надо считать, что мужское рождение выше, чтобы было уважение, несмотря на характер мужа. Несмотря на то, какой он мы его уважаем, потому что он по рождению выше.

01:52:10 [Матаджи] Да, это правда, но по большому счёту все живые существа имеют женскую природу. Один Кришна – мужскую. Кришна – он один мужчина наслаждающийся, а все остальные имеют женскую природу наслаждающих. Поэтому это преимущество – быть в женском теле, потому что вы этому положению легче научитесь. Если женщина хочет стать успешной, она должна видеть мужчину, как вышестоящего. И таким образом она культивирует это сознание, что Кришна – он Верховный, Всевышний. Но для мужчин это гораздо сложнее. Потому что мужская природа такова, что он думает, что он лидер и он вышестоящий. И для него очень сложно признать, что Кришна Верховный контролирующий, Всевышний.

01:53:51 И даже только по этой причине это преимущество – иметь женское тело, что женщины они должны видеть мужчину как вышестоящего. Вы думали, что это аргумент для того, что женское тело оно выше, то есть как аргумент, что мужское тело оно выше. [голос из зала] Это аргумент, чтобы женщина была покорна. [Матаджи] Но я так поняла, что вы говорите, что женщина должна видеть мужское тело, как вышестоящее, поэтому оно и есть выше. Поэтому, лучшая сделка быть в мужском теле. Но я говорю, что быть в женском теле лучше, потому что оно учится видеть мужчину, остальных, как вышестоящих. Потому что в конечном счете, даже мужчины имеют женскую природу, потому что они предназначены чтобы наслаждать Кришну. А Кришна он единственный мужчина, единственный наслаждающийся. Но для мужчин это сложно понять, сложнее, чем для женщин. Понятно? [голос из зала] Все знают, что Кришна в центре. [Матаджи] Теоретически знают. [голос из зала неразборчиво]. [Матаджи] Мы оставим это на позднее время, когда будем говорить об этом, следующую неделю, вторую. Может немножко завтра поговорим. 6 часов, точно закончили.

транскрибирование: Сергей Ефремов | Пензенская обл. Засечное | Россия | 06 September 2023