Разница между духовной и материальной культурой

Харьков - 03 августа 2013
О важности понимания принципов. Введение в духовную культуру. 2 основных типа культуры – материалистичная и духовная. Полная противоположность этих культур, как день и ночь. 3 аспекта вечной реальности. Кришна – объект нашей любви. Духовный мир – наш дом. Весь материальный мир предназначен для служения Кришне. Принципы материалистичной культуры. Я наслаждающийся. Я тело. Я Бог. Бери от жизни всё – живём только один раз. Принципы духовной культуры. Я слуга. Я душа. Обязанности, которые очищают нас в этом мире, - дхарма. Сферы жизни, в которых действуют эти принципы, - мода, причёска, музыка, пища, медицина, искусство, взаимоотношения в семье, отношение к детям и пожилым людям, отношение к материнству, отдых и развлечения. Проявление материалистичных и духовных принципов в различных сферах жизни. Условие для развития своего духовного мировоззрения. Почему в самой Индии духовная культура сейчас уменьшается? Полезны ли вегетарианские хот-доги, колбаса, пицца? Почему важно готовить пищу по традиционным рецептам? Принципы зарабатывания денег в духовной культуре.
лекция для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 1
длительность: 02:55:22 | качество: mp3 64kB/s 80 Mb | прослушано: 1653 | скачано: 1181 | избрано: 46
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Прежде всего, я очень счастлива и в предвкушении предстоящих событий. Я хочу вас всех поприветствовать. Я очень вам благодарна, что получила приглашение приехать со всех уголков бывшего Советского Союза. Я надеюсь, что у всех у нас будет очень хороший опыт на следующие 10 дней. Я лично и вся харьковская янтра очень хотим послужить вам. Пожалуйста, дайте мне знать, может, есть что-то такое, как мы вам можем Кришне послужить, чтобы ваш опыт был ещё более замечательным.

00:01:28 [неразборчиво] Я приношу извинения, что мы не проводим семинар в храмах [неразборчиво] Т.е. прежде всего, там мужчины делают какой-то ремонт. И также я не хочу занимать [неразборчиво] на целый цень. Эта ещё одна причина, почему мы уменьшили число участников до сорока, потому что я подумала, что если мы все вместимся в эту комнату, то будет такая очень хорошая атмосфера.

00:02:39 Потому что также если группа очень большая, то сложно с каждым лично взаимодействовать, общаться. На самом деле, я чувствую это какой-то такой великий исторический момент, что мы проводим этот курс в первый раз в русскоговорящей стране, потому что этот курс я давала в Майпуре первый раз. Этот на самом деле была такая революционная вещь. Я как бы такие волны пустила… (смеётся) И во всём Майпуре об этом много говорили.

00:03:49 И [неразборчиво – передвигали микрофон] мы не были уверены, правильно ли я делаю. Т.е. это, на самом деле, был один из таких очень смелых поступков, которые я делала в своей жизни. Но те матаджи-женщины, которые принимали участие в этом семинаре, они очень… хорошие отзывы были. И это было таким подтверждением для меня, что я иду в правильном направлении.

00:05:00 В Майпуре у меня была очень смешанная аудитория. Были ученицы Прабхупады, дети, как вот возраста Камалини, 10-12-14 лет, а также дети, которые родились в движении. Были также дочки учеников Прабхупады из Америки. Также очень новые преданные, которые в Сознании Кришны 3-4 месяца. Это было таким вызовом – преподавать этот курс.

00:06:03 Но у нас было такое замечательное время! И некоторые преданные делились очень удивительными реализациями, которые я сейчас не буду рассказывать, потому что хочу услышать ваши реализации через несколько дней. Это дало мне убеждённость, что да, это нужно делать. На самом деле, я не планировала проводить этот курс здесь, на Украине, но [Рукмини Прия] Матаджи и [Кавери] Матаджи были в Майпуре. Они сказали мне: «Вы должны приехать в Россию и провести этот курс!». Я сказала: «Извините, я очень много путешествую. Я не могу ещё одно место в моё расписание включить». Они сказали: «Ну, ладно. Мы в Харьков тогда приедем». И я подумала: «Да, звучит хорошо!».

00:07:34 Т.е. по сути, вот эти две матаджи были инициаторами. (аплодисменты, приветствие матаджи) Если бы они меня не попросили так настойчиво, у меня никогда не было бы столько сил провести этот… решимости. Так что посмотрим, как пройдут эти дни. У нас запланировано много вещей. Я просто надеюсь, что для каждого из нас это будет хорошим опытом. И мы начнём с того, что попросим каждого по полминутки, может быть, представиться. Но только по полминутки, потому что иначе вся сессия утренняя, она будет как… представлением друг друга.

00:09:06 Но так как большинство из нас друг друга не знаем, будет хорошо, если мы будем говорить три вещи – ваше имя, откуда вы и сколько лет вы практикуете Сознание Кришны. Не надо очень долго фразировать это, в больших предложениях. Вы просто скажите ваше имя, откуда вы и сколько лет вы в Сознании Кришны… – очень быстренько. Начнём в этого конца.

00:10:05 (представление участников – Москва, Краснодар, Ессентуки, Кишинёв, Одесса, Вологда, Киев, Новороссийск, Харьков, Рига и др. Практикуют Сознание Кришны от 1 года до 28 лет).

00:15:15 Это нам дало такую идею, кто у нас здесь присутствует. Я бы хотела, чтобы вы по парам разделились, и своему соседу поделились немножко, несколько минут, почему вы приехали и что вы ожидаете от присутствия. Недолго, несколько минут. (общение участников)

00:19:13 Выглядит так, как будто у вас у всех есть, чем поделиться. Может, есть пара матаджи, которые хотят поделиться со всеми, только очень коротко и по теме. Кто-то хочет поделиться? (участница) – Что я ожидаю от этого семинара? Углубление понимания, что такое культура настоящая духовная. Общение с преданными всего бывшего Советского Союза. Замечательный [неразборчиво] храм и янтру увидеть, почувствовать и божества тоже хотелось… Улучшить своё исполнение долга по отношению к семье.

00:20:40 (Матаджи Деваки) - Ещё кто-то хочет поделиться, что не говорила матаджи? (участница) – К тому, что было сказано, я присоединяюсь. И ещё меня интересует аспект человеческого общения, в т.ч. и духовного общения. И второй момент, очень хочется подробнейшим образом высветить, что такое целомудрие женщины. (участница) – Хочу понять положение матаджи в ведической культуре. [неразборчиво]

00:23:16 (Матаджи Деваки) - Спасибо. В первую очередь этот курс – это результат многолетней практики изучения этого вопроса. Много лет, более 10 лет. В течение этих лет я старалась глубже понять принципы, которые лежат в этой культуре духовной ведической. Также в последние 12 лет я каждый год в течение какого-то времени я находилась в Бангладеш.

00:24:26 Бангладеш – это страна, где мы можем ощутить эту духовную культуру. И с каждым годом я понимаю, что приобретаю всё более глубокое знание о тех принципах, которые лежат в основе духовной культуры. И пребывая там, я с каждым годом больше и больше понимаю, как нам не хватает этой культуры на Западе. И поэтому я почувствовала, что могу дать вам какие-то… приложить какие-то усилия, чтобы дать вам более глубокое понимание.

00:25:40 Также я провела какое-то время, обсуждая моменты, которые мы будем обсуждать здесь, с теми людьми, которые я чувствую, что очень такие знающие, сведущие в духовной культуре – [Бахтичара Свами], [неразборчиво] т.е. я часто проповедую с ним в Бангладеш и Непале. Много с ним общения. Он родом из Джаганатхапури, поэтому он очень такой культурный, очень глубоко… у него очень глубокие познания шастр. Очень традиционный такой человек.

00:26:57 Также [Бхактивидья] Свами. Многие знают его. Он очень сведущ в таких культурных вопросах. Также [Джаяранджана] Свами. Последние 10 лет я обсуждала эти вопросы с ними, чтобы получить более глубокое понимание и также убедиться, что мой взгляд на эти вещи правильный. Потому что сейчас очень много вот этих непонятных… [неразборчиво] вне искон мы не говорим, там полная неразбериха, но внутри искон также. И поэтому я проверяю дважды, правильно ли я… на правильном ли я пути. Потому что я хочу проповедовать правильное видение, а не просто мои домыслы.

00:28:42 Также ещё одна вещь. На этом курсе мы не будем вдаваться в подробности, мы будем больше концентрироваться на принципах. Потому что я убеждена в том, что если люди понимают принцип, лежащий в основе, то детали сами собой проявятся. Но если мы не поймём принципы, мы всегда будем не согласны с деталями. И мы всегда будем смущены, т.е. этот человек говорит так, ему нравится так; этот – так. Т.е. у нас всегда будет не понимание. Поэтому нам надо смотреть в корень. И если мы зрим в корень, т.е. видим принцип, лежащий за этим, то «время-место-обстоятельства»… мы всегда будем знать, как применять это.

00:30:20 Т.е. если вы будете, может, задавать какие-то вопросы, которые очень… в детали погружают, то я буду говорить: «Извините, мы не будем сейчас концентрироваться на этом». Поэтому мы в детали не будем погружаться, там… женщины должны делать это, не должны делать это или то. Также многие люди уже устали от этого. Сто раз мы уже слышали, что женщины должны делать это, то… Это не очень привлекает. И чаще всего люди не хотят этому следовать, потому что они не понимают глубокий принцип, который лежит за этим.

00:32:40 Но если мы поймём принцип, то эти темы будут намного более интересны и мы захотим им следовать. Сейчас я расскажу немножко о правилах… как бы, поведения последующих 10 дней – что делать, что не делать (смеются) - для того, чтобы у нас у всех был хороший опыт. Прежде всего, мы постараемся быть очень пунктуальными и дисциплинированными. Это очень важно для успеха такого рода семинара. То, что приходим, как хотим. Ну, один день пропустила – ничего, на 2 часа позже пришла. Потому что у нас очень систематический и структурированный курс.

00:34:14 Верите или нет, но будет 2 маленьких экзамена для вас. Первые пять дней – это один… как бы, параграф, раздел. Это будет «Женщина в духовной культуре» называться. И следующие 5 дней – «Замужество в жизни духовной». Может даже, если многие из вас не замужем, это не имеет значения. Потому что для проповедей или чтобы наставлять, вести других, мы должны знать принципы. И для двух этих разделов, для каждого у нас будет маленький экзамен. Просто несколько вопросов, которые проверят ваше понимание, ничего не надо запоминать. Я сама терпеть не могу запоминать какие-то имена, даты, события… Но я люблю понимать принципы.

00:35:56 Мы дадим вам листочки с вопросами, вы на них ответите, напишите своё имя, дадите мне, и я потом их смешаю и дам каждому по одному. И потом мы будем обсуждать эти вопросы, и вы должны будете исправлять экзамен другого человека. Т.е. к сожалению, я не увижу, как хорошо вы на них ответили. Но будем отвечать, и вы можете сказать: «О! У меня человек вот так сказал». Т.е. я немножко услышу, как кто ответил. Т.е. каждый из вас будет проверять экзамен другого, и потом мы вам вернём эти листочки. Это нормально будет? Это не что-то такое серьёзное, просто такое развлечение некоторое. Просто чтобы убедиться, что мы серьёзно к этому подходим и стараемся.

00:37:41 Поэтому мы хотим быть пунктуальными и дисциплинированными. Также мы хотим погрузиться в тему и сфокусироваться на ней. Будем избегать проджалпы и время тратить зря, впустую, потому что заняты будем всё это время. Т.е. мы уменьшим все нежелательные помехи, отвлечения. Это очень хорошо, что некоторые из вас уехали из дома и приехали сюда, потому что у человека… он получает более глубокий опыт в таком случае. Гораздо более глубокий, чем вы каждый вечер домой возвращаетесь и опять погружаетесь в свои дела.

00:38:58 Мы постараемся посетить все занятия, насколько это возможно, т.е. принять участие. И будем обсуждать открыто друг с другом. И будем уважать и ценить мнение других преданных, даже если они отличаются от нашего мнения и взглядов. Мы постараемся открыть своё сердце для того, чтобы в него вошли новые… т.е. сделать для себя открытия и расширить наше видение мира, жизни.

00:40:08 И последнее. Мы должны вопрошать очень в смиренном состоянии, не в каком-то провокационном или таком… вызывающем. Что происходит, когда мы спрашиваем вот в таком настроении - вызывающем, провокационном? Кто-то знает? Поднимайте руки, чтобы не все сразу. Итак, что случается, когда мы в таком настроении спрашиваем? (участница) – Мы не слышим ответ. (Матаджи Деваки) - Почему? (участница) – Я же сам уже знаю ответ. (Матаджи Деваки) - Что мешает этому? (участница) – Ложное эго.

00:41:39 (Матаджи Деваки) - Да, да, да. Ложное эго закрывает уши. Также если человек спрашивает в таком… вызывающе и провокационно, какой эффект это оказывает на всю атмосферу? (ответы) Да, оскверняет атмосферу. А почему так происходит? (ответы) Да, гуна невежества и страсти. Т.е. вся духовная атмосфера оскверняется низшими гунами.

00:44:03 (дополнение участниц) (Матаджи Деваки) – И также лектор попадает под эти гуны, и ему тоже приходится, как вы сказали, защищаться. Но если он не хочет попасть под влияние этого, вы не почувствуете, что он защищается. Но т.к. это очень сильное осквернение, лектор очень легко подпадёт под влияние. Поэтому вся атмосфера испортится.

00:45:39 Я хочу сейчас быстренько сформировать 5 групп, каждый человек получит номер от 1 до 5. Единицы – в одну группу, двойки – в другую… чтобы не было – в одной группе одни московские девочки, в другой – харьковские… Потому что мы хотим получше узнать друг друга, пообщаться. Отсюда начнём (рассчитываются по номерам) Почему мы создали эти группы? Потому что каждое занятие мы хотим начать с того, что какую-то группу мы будем… ролевую такую игру ставить, т.е. роли дадим. Поняли? И тем самым будем вспоминать, что было на прошлом занятии.

00:48:33 Кто номер один – поднимите руки? Ваш день будет завтра утром, поэтому вам нужно быть очень внимательными, что мы сегодня обсуждаем. У вас не будет много времени, чтобы подготовиться. На самом деле, ни у одной группы не будет много времени. Т.е. не важно, какая группа первая или последняя. Один день мы будем обсуждать, на следующий день вы уже утром должны показывать. Мне кажется, что это такой очень хороший способ, освежить свою память и обсудить, что было в прошлый день. Это углубляет наш опыт, чтобы что-то показать и изобразить. И это очень так весело смотреть. И вы увидите, как это хорошо стимулирует ваш умственный процесс, чтобы изобразить материалистичную культуру и духовную.

00:50:27 В основном, это будет 5-7 минутная сценка, не то, что там целый спектакль нужно ставить. На самом деле, может и 3 минуты, т.е. чем короче, тем понятней. И вы увидите, что в последующие 10 дней материалистичная и духовная культура будут соревноваться между собой, мы будем противопоставлять их друг другу. И в этих сценках всегда должен быть как культурный аспект, так и материалистичный аспект. Понимаете?

00:51:36 В Майпуре мы тоже делали это и с каждым днём сценки были всё интересней и интересней. Некоторые девочки были настоящие хорошие актёры. И у них были такие хорошие идеи, как показать эти две культуры противоположные. Мы подготовили для каждого из вас маленькие папки (раздают материалы) Внутри папки вы обнаружите материал на сегодняшний день. Нас 39 человек, мы 40 папок сделали.

00:53:56 Каждый день вы будете получать вот такое пособие маленькое на урок. Т.е. последующие 10 дней вы получите эти пособия. И мы так сделали, что есть в них пустое место или такие точечки, т.е. вы можете использовать их как рабочую тетрадь, писать там, какие-то заметки делать. Вы можете очень хорошо проследить, где мы, т.е. это помогает усиливать наш ум.

00:54:55 Также в последующие 10 дней мы вам раздадим 2 очень интересные статьи. Они довольно длинные, каждая по 10 страниц. Посмотрим, может быть, вы должны будете вечером их прочитать. Может, мы выделим какое-то время, чтобы обсудить некоторые вещи оттуда. Также мы подумали, что, может, раз или два мы можем сделать вечерний киртан. Посмотрим, как мы справляемся со временем и энергией. Может быть, в воскресенье вечером, потому что у нас в воскресенье нет занятий. Все остальные дни мы будем каждый день встречаться. Т.е. в воскресенье вечером у нас будет такой маленький киртан вечерний, и только - женщины, мужчинам вход воспрещён.

00:56:26 И может, последний вечер перед тем, как все уедут домой, второй киртан сделаем. Давайте будем надеяться, что это будет… хорошая идея. Вам нужен перерыв или мы можем продолжать? На самом деле мы ещё не начали, это просто такое было введение. Но это очень важно, чтобы вы все были в одном настроении здесь.

00:57:30 И сегодняшняя тема будет «Введение в духовную культуру». Это создаст фундамент, основу для последующих 10 дней. Мы хотим осветить эти вопросы - что такое культура, откуда она приходит и на что влияет. Так что для тех из вас, кто путешествует, можете сказать, что есть очень много стран и в каждой из них своя собственная культура. Есть очень много разных культур – русская, немецкая, итальянская, индийская и много разных. Что вы думаете? Т.е. несмотря на то, что есть очень много стран с их собственными культурами, есть 2 основных типа культуры. Как думаете, две основные категории культуры – что это может значить? (ответы)

00:59:28 Да, духовная и материалистическая. Я рада, что вы не сказали - западная и восточная культура. Потому что в наше время очень всё смешано. Т.е. в основном, это материалистичная и духовная культура. Как вы думаете, как развивается культура? Давайте мозговой штурм сделаем. Как происходит культура?

01:00:14 (обмен мнениями) Давайте пойдём вот в этом направлении, поймём, что лежит в основе, какой принцип лежит в основе культуры. Можем мы это сформулировать более обширно? Какой в этом лежит принцип? (мнения участниц) Что даёт религия? Понимание чего? Да. А в общих терминах как сказать? Да, основной принцип – это мировоззрение, т.е. философия и идеология. И это принцип, лежащий в основе, как культура формируется - через практическое применение идеологии или мировоззрения или философии.

01:03:39 Т.е. если мы практически применим какое-то мировоззрение или идеологию, мы получим культуру. Правильно? Вы не могли бы принести русскую Бхагават Гиту, пожалуйста. Может, у кого-то с собой есть? Тогда не надо, есть с собой. 2.69 - есть очень хороший стих, который хорошо описывает эти две культуры – материалистичную и духовную. Я сейчас санскрит прочитаю. (цитирует, переводят)

01:07:03 Кто хочет вкратце суммировать, что говорит Кришна и Прабхупада, своими словами, в этом стихе? (мнения) Да, и на что похожи эти две духовные разные культуры? На ночь и день. Они настолько отличаются друг от друга, как ночь и день. Что является днём для духовного человека – то ночь для материалиста. Это есть в пособии, не надо всё записывать. Т.е. в сторонке на этих пособиях можете какие-то вещи добавлять. Т.е. день для духовного искателя – ночь для материалиста. А день для материалиста – это ночь для духовного искателя.

01:10:13 Я стала преданной в Австралии, и наш храм в Сиднее в пригороде. Кингс-кросс - это такой ночной город, это то место, куда все люди приходят наслаждаться, т.е. это самое деградировавшее место во всём Сиднее. И в середине всего этого был храм, окружённый ночными клубами, проститутками, и всё, что только можете себе вообразить. И я помню, когда мы ходили на [мангларети], [матаджаш] был рядом с храмом, наш день начинался, а день материалистов заканчивался. Они все пьяные брели по улицам домой спать. И также когда мы ходили отдыхать, это то, когда их день начинался. Они все выходили, готовые наслаждаться. Это очень… буквально изображает этот стих. Наш день заканчивался – их начинался. И наша ночь начиналась, а они оживали только в это время.

01:12:28 Вместо дня и ночи какой ещё можем привести пример? Вместо дня? Да, знания. Ещё что? Реальность. Знания и реальность – это день. А ночь что? Невежество и иллюзия. Т.е. другими словами, то, что является реальностью и знаниями для материалиста – это невежество и иллюзия духовного искателя. И то, что является знанием и реальностью для преданного, – это иллюзия и невежество для материалиста.

01:13:44 Многие из вас не так давно практикуют Сознание Кришны, для вас это не так давно. И вы можете помнить, что в начале всё очень странным кажется. Немножко так по сумасшедшему, т.е. всё сверху на голову. Всё очень необычно, и для вас, на первый взгляд, кажется невежество. Т.е. понимание, как сильно различаются эти две культуры, - это нормально. Никакого сюрприза в этом нет. Т.е. это нормально, что как только человек приходит в Сознание Кришны, всё ему кажется очень странным и не понятно, а потом постепенно-постепенно наш день становится ночью, а ночь – днём.

01:15:28 Т.е. постепенно происходит изменение, и день для нашего материалистичного ума становится ночью. Т.е. это очень постепенный процесс. И часто люди обсуждают, кто сумасшедший. Т.е. часто, когда мы харинаму ведём, люди-материалисты думают – это сумасшедшие! Они просто танцуют, пляшут на улице. В иллюзии находятся какой-то, т.е. в каких-то мечтах плавают. Они пытаются избежать реальности. Я уверена, что многие из нас слышали, может, даже от родителей такие вещи.

01:16:36 То же самое для преданных. Они смотрят на непреданных и думают: «Ой, они же в иллюзии все находятся!». Они думают, что они тело. Это иллюзия большая! Они на самом деле избегают реальности. И что является вечной реальностью? Есть очень хороший комментарий к 10-й песне в стихах. Я его не поместила… Есть очень хороший комментарий, где Прабхупада определяет, что такое реальность вечная. Кто из вас знает 3 аспекта вечной реальности?

01:17:47 (ответы) Нет, не только. Не так просто всё. ну, конечно, это тоже часть… Но не всё так просто. Кто такой Кришна? Но самое важное – это он объект нашей любви. Это один аспект вечной реальности. Кришна – аспект нашей любви. Не наш муж, не наши члены семьи, они, конечно, тоже важны, без сомнений. Но они предназначены для того, чтобы у нас была стабильность в социальном мире. Т.е. муж и жена, они для того, чтобы у нас ум спокойный был, уравновешенный. Но реальный, настоящий объект нашей любви – это Кришна. Ещё что?

01:19:15 (ответы) Да. Каков наш настоящий истинный дом? Да, духовный мир. Не знаем Вайкунтха или Вриндаван – мы не знаем. Но в любом случае не Москва и не Харьков точно. Это не наш истинный дом. Духовный мир? (ответы) Это уже присутствует в том, что Кришна – объект нашей любви. Какой смысл всего материального создания этого мира? (ответы) Вы лучше руку поднимайте, потому что так не понятно. (ответы) Для чего нам это всё в этой Вселенной нужно?.. Всё предназначено для удовлетворения служения Кришне.

01:20:55 Т.е. человек, который понимает все эти 3 вещи, что Кришна – это объект нашей любви, духовный мир – наш дом, весь материальный мир предназначен для служения Ему, - он живёт в вечной реальности уже. И это значит, что все люди, которые не понимают этого, они в большой иллюзии находятся. Они ночью живут, в ночи, в невежестве. И это очень чёткое такое понимание даёт, кто из нас сумасшедший. Не преданные, которые пляшут и поют, а те люди, которые в невежестве находятся.

01:22:06 Т.е. мы можем придти к выводу, что практическое применение философии, мировоззрения – формирует культуру. И эти две культуры – материалистичная и духовная – они полностью противоположны, как ночь и день. Мы через минуту ещё об этом говорим, но в любом случае это то, о чём Кришна говорит в Бхагават Гите. И также культуры поддерживают мировоззрение. Т.е. между культурой и человеком, как бы, в обе стороны есть эффект.

01:23:24 Т.е. культура формируется посредством мировоззрения человека, практическим применением его, но также культура, которая окружает нас, она формирует определённое мировоззрение. Понимаете? Т.е. живое существо формирует культуру, но культура, которая его окружает, она также формирует живое существо. Понимаете? А сейчас практически посмотрим на это.

01:24:27 У вас на пособиях есть… напишите, на чём основывается мировоззрение в материалистичной и духовной культуре, внизу на первой странице. Итак, давайте вместе с вами соберём идеологию материалистичной культуры – философию, мировоззрение, идеологию материалистичной культуры. (ответы) Да. Я наслаждающийся. Другими словами, какая цель жизни в таком случае? Да, цель жизни – это наслаждение чувств. А какое лучшее удовлетворение чувств наслаждения? Только руку, пожалуйста, поднимайте, чтобы я могла спросить людей, которые не всегда отвечают. Потому что если вы просто говорите, обычно одни и те же люди… близко сидят и быстро думают. Но если вы поднимите руку, я могу спросить людей, которые в углу сидят и не всегда говорят. Т.е. в таком случае все могут участвовать.

01:26:21 Какое лучшее чувственное наслаждение в материальном мире? Да, сексуальная жизнь – это лучше всего. Какие ещё принципы лежат в основе материалистичной культуры? (ответ) Да, потому что деньги – это что? Да, сила и власть. Также без денег сложно чувства наслаждать. Ещё что? Какие ещё у нас шлоки для материалистичной культуры? Да, мы просто хотим не детали, а принцип материалистичной культуры. Какое мировоззрение лежит в основе? (ответы) Опять мы к деталям…

01:28:57 Давайте философию обсудим. Материалистичная философия, какова она? Это тоже часть чувственного удовлетворения. Карьера – это всё часть… Я – центр всего, всё предназначено для меня. Т.е. я – центр Вселенной, и всё предназначено для моего удовлетворения. Ещё что? Это не философия, но результат. Давайте просто философию и мировоззрение обсудим, есть очень такие основные… Т.е. это один из основных принципов материалистичной культуры «Я тело». Никакого понимания, что есть душа и что мы, на самом деле, душа.

01:30:52 Ещё? (обсуждение) И ещё «Бога нет», «Я бог». Ещё что? Может, один такой нелёгкий, но очень важный аспект. (обсуждение) А какое у них (материалистов) понимание жизни в связи с этим? «Бери от жизни всё – живём только один раз». Это очень важно. Люди думают, что один раз живём, поэтому не важно, что я делаю, как веду себя. Главное – я должен наслаждаться максимум. Давайте посмотрим, можете ли вы логически думать.

01:33:11 Если человек думает, что жизнь одна. Каков будет вывод в таком мышлении? (ответы) Это ещё сложнее. Сначала подумайте. Если вы думаете, что жизнь одна… Мы уже сказали, что наслаждаться по-максимуму. Что ещё? Какое ещё будет понимание или точнее недопонимание? (обсуждение) Да, мы довольно близко подобрались, что ещё очень важное? Принцип? У человека нет обязанностей, которые его очищают. Т.е. если есть только одна жизнь, давайте наслаждаться по-максимуму. Т.е. нет понимания, что у нас есть какие-то обязанности, которые очищают нас в этом мире.

01:38:11 Т.е. как только мы понимаем, что есть несколько жизней и мы должны выбраться из этого материального мира, мы будем стараться понять, как это сделать. Т.е. только это понимание, что душа перемещается из одного тела в другое, приводит нас к тому, что у нас есть обязанности, которые должны очистить нас, наш ум. Но если есть только одна жизнь, то кому какое дело вообще до этих обязанностей очистительных?! Для чего вообще они нужны?! Никакого смысла в них нет. Мы думаем, одна жизнь – давайте наслаждаться! Неважно, крадём мы или ещё что-то, давайте просто наслаждаться.

01:39:23 Т.е. нет понимания, что мы реакцию какую-то понесём за свои действия. Нет причин, чтобы принимать какой-то долг, который нас будет очищать. Т.е. даже такого понимания, как ощущения, даже не существует в таком случае. Нет понятия долга. И это очень важно, потому что это такой принцип, который лежит в материалистичной культуре. Есть комментарии, вопросы?

01:40:24 (вопрос) – Можно это назвать одним словом – безответственность? (Матаджи Деваки) - Да, можно. Но в любом случае я бы хотела… не очистительный долг, не очищающая обязанность, т.е. что нет вот этого понимания… Т.е. если мы посмотрим на материалистов, у них нет этого понимания какого-то… очищающих обязанностей, долга своей семье и обществу, в целом, и вообще цивилизации человеческой, что у человека должен быть какой-то долг или обязанность очищающая. Т.е. какая-то жертва для удовлетворения Всевышнего. И это ведёт к эгоизму – я, моё и мне. И вот этот принцип - думать, что жизнь одна – ведёт к этому. Т.е. вот это невежество позволяет так думать, этот принцип ведёт к эгоистичным пониманиям.

01:42:17 (комментарий из зала) – [неразборчиво] Я просто вспомнила, что Прабхупада сказал, что у материалистов нет хороших качеств. (Матаджи Деваки) – Как Прабхупада приводит этот пример, что качества материалистов, они как нули, и вы потом ставите единичку перед всеми этими нулями, и все эти нули становятся миллионом. И конечно, единица – это добавить Кришну уже надо. Но без понимания, без Кришны все эти хорошие качества бессмысленны.

01:43:24 (вопрос) – Я пытаюсь размышлять по этому поводу. И вот интересно, всё-таки понятие долга есть в материальной культуре у всех существ. Что касается русской традиции, то люди как бы придерживаются какого-то долга, т.е. они понимают интуитивно, что если они ни кому не нужны, то не будут счастливы. В чём тогда разница очистительной культуры [неразборчиво]? (Матаджи Деваки) – Мы немножно позже будем обсуждать, потому что не так давно была духовная культура здесь, в Европе, России, не то, что только в Индии эта духовная культура существует. Попозже обсудим это.

01:44:45 Может, нужен перерыв или ещё можете думать? До часу тридцати у нас. Давайте обсудим духовную культуру, принципы и перерыв сделаем. Мы рассмотрели материалистичную культуру – ночь. Давайте теперь день – противоположную культуру рассмотрим. Принципы, лежащие в духовной культуре, идеологию и философию. Вместо «Я наслаждающийся» - «Я слуга». Что ещё?

01:45:57 (из зала) – Всё контролирует Господь. [неразборчиво] основывается на священных писаниях. [неразборчиво] (Матаджи Деваки) – Не надо так много говорить. По одному. Одна мантра, какая мантра? «Я не тело, я душа»... Богоцентричная система… Кришна контролирующий, наслаждающийся... Да, это значит, принцип очищающих обязанностей, очищающего долга. Это то, что значит дхарма. У меня есть очищающие обязанности, которые очищают меня, - долг, дхарма. А что с сексуальной жизнью и чувственными наслаждениями мы делаем?

01:47:15 [неразборчиво из зала] Т.е. мы все чувственные наслаждения, сексуальную жизнь к минимуму сводим. Т.е. в материалистичной культуре мы по-максимуму это используем, в духовной мы сводим это к минимуму. Т.е. мы понимаем, что чувственные наслаждения приносят вред душе. Особенно, сексуальная жизнь – это яд для души. Т.е. мы сводим это к минимуму. Ещё что-то?

01:48:16 (из зала) – Высшее наслаждение – это, прежде всего, служить. (Матаджи Деваки) – Да. А цель нашей жизни – это отношения с Кришной, это чистая любовь. Ещё что-то? [неразборчиво из зала] Давайте маленький перерывчик сделаем. Просто в туалет сходить, почитать и всё. Пожалуйста, приходите в скором времени обратно.

01:52:51 Эти две культуры пропагандируют две абсолютно диаметрально противоположные культуры. Именно поэтому Кришна говорит, что они как день и ночь. Один говорит: «Я тело», другой говорит: «Нет, я не тело, я душа», т.е. полностью противоположные вещи. Материальная культура говорит, что наслаждение чувств и сексуальная жизнь – это самое лучшее. Духовная культура говорит, что эти вещи нужно минимизировать, что это самые худшие вещи. Т.е. полностью противоположные вещи.

01:53:44 Т.е. нам нужно чётко уяснить один момент, что духовная культура и материальная культура проповедуют диаметрально противоположные вещи. И невозможно их как-то совместить. Они просто несовместимы между собой, потому что они проповедуют взаимно противоположное мировоззрение. Это нам нужно очень чётко понимать. А теперь давайте рассмотрим, какие практические аспекты нашей жизни формируют культуры.

01:54:48 Т.е. мы должны взять какие-то практические аспекты нашей жизни и посмотреть, как в них проявляется. Давайте не будем углубляться в какие-то детали и просто возьмём общие принципы, какие-то сферы жизни, где это можно приложить. Понимаете, что мы сейчас ищем? (из зала) – Образование. (Матаджи Деваки) – Да, образование. Можете немножко прокомментировать, что имеется в виду? … Подождите. Это в следующий раз. Соберём сферы. Образование. Что ещё? (из зала) – Семья. (Матаджи Деваки) – Да, семья, семейные отношения. Ещё? Т.е. сферы жизни, где чётко видно, имеем мы дело с материальной культурой или духовной.

01:56:30 (из зала) – Еда. (Матаджи Деваки) – Да, еда, культура пищи. Какие ещё аспекты? (из зала) – Поведение. (Матаджи Деваки) – Да. Поведение – слишком общее понятие. Одежда, мода. Через одежду выражают своё мировоззрение. Ещё? (из зала) – Медицинское обслуживание. Политика. (Матаджи Деваки) – Политика – это от нас далеко. Тут не политики собрались. Это немножко от нас далеко. Но это факт, да. Мы говорили про моду. А что ещё близко к этому? Часть моды?.. Да, причёски. Мы потом позже об этом подробно поговорим. Развлечения, свободное время, как человек проводит свободное время.

01:59:55 Да. Музыка. Т.е мы будем брать те моменты, которые связаны с нашей жизнью непосредственно. Да, музыка. Ещё? Искусство. Круг общения, отношения. В какие отношения мы вступаем в различных… Как мы относимся к различным членам общества – например, пожилым людям, детям. Ещё?.. Такой же, как стиль жизни… И то, как мы зарабатываем на жизнь. И то, чем зарабатываем. Отношение к животным и окружающей природе. Основные сферы жизни мы уже обсудили.

02:02:47 Т.е. это проявляется во всём – и в одежде, и в причёске, и в отношениях. А мы сейчас смотрим отдельно… А теперь давайте рассмотрим более конкретно, как эти все пункты представлены в материалистической культуре. Давайте сначала возьмём самые такие более очевидные и близкие нам. Начнём с моды. Для женщин это такой важный аспект жизни.

02:03:44 Какова цель моды в материалистической культуре? Да, показать тело. Это делается для того, чтобы подчеркнуть телесную концепцию жизни. Что ещё является целью? Да, привлечь противоположный пол – это, собственно, основная цель моды материального мира. Потому что как мы уже говорили, в материальном мире самым главным является удовлетворение чувств. Из всех видов удовлетворения чувств самым важным для материалиста являются половые отношения. И это проявляется в моде, т.е. это практическое применение такой идеологии, мировоззрения. И мода направлена на то, чтобы привлекать, и больше ничего.

02:05:25 Т.е. это первый принцип, а второй принцип, вторая задача моды – одеться, прикрыть тело. Это только вторичный момент, первичный – привлечь. Когда мы одеваемся для тепла, это уже вторично. Первично то, что считается, что одежда должна быть привлекательна. (комментарий из зала) – А может это ещё чтобы развратить женщин? Потом идёт деградация от развращения женщин. (Матаджи Деваки) – Да, к этому моменту позже подойдём.

02:06:28 Теперь давайте рассмотрим причёски. В материальной культуре причёски какие? Распущенные волосы. Да. В материалистической культуре для чего предназначена причёска? Да, опять-таки чтобы привлекать. Но там есть ещё определённый вкус, такой оттенок. В чём тут разница? Люди красят волосы в какой-то розовый, фиолетовый… Здесь, может быть, не на столько, а на Западе это проявлено. Здесь какая основополагающая идея? Да, быть особенным, быть уникальным! Да, я особый человек, у меня вот так закручена причёска! Т.е. желание как-то выделиться.

02:08:30 Вот это желание быть уникальным, каким-то особенным, оно имеет очень глубокие корни. И один из моментов, как это проявляется, это причёска. Ну, естественно, много других способов, как это может проявиться. А как насчёт музыки?

02:08:59 Она возбуждает. Она подпитывает вожделение. (поёт) «Я люблю тебя. Ты любишь меня. Я не могу жить без тебя…». И даже сам ритм музыки, например, рок-н-ролл, он рекламирует сексуальную жизнь. Это гуна страсти полностью на 100%. Что ещё?.. Да, всё свободное время на удовлетворение чувств. И все развлечения тоже в этом направлении. И даже можно сказать, что греховная деятельность происходит.

02:10:52 Четыре вида греховной деятельности у развлечений. Люди считают, что чем больше, тем лучше. И они начинают это делать всё более и более извращенными способами. Что ещё?.. Да, пища. Рассмотрим культуру пищи. (из зала) – Если нет мяса на столе – значит, нечего есть. (Матаджи Деваки) – Т.е. пропаганда греховной жизни и невежества. Всё, что нравится языку, это всё хорошо считается.

02:12:01 (из зала) – Есть ещё один принцип: «Живу, чтобы есть, или ем, чтобы жить». Медицина, вся медицина направлена на то, чтобы поддержать это тело, способным как можно дольше наслаждаться в этой жизни. (Матаджи Деваки) – Да, да, да. Вся медицинская наука направлена на то, чтобы правдами и неправдами поддержать это тело. Т.е. если человек даже без сознания, он уже всё… его подключают к этому аппарату в реанимации, т.е. искусственное жизнеобеспечение. Просто материалисты думают… те, кто в телесной концепции жизни, они думают, что тело – это главное. Т.е. нет понимания того, что душа двигается дальше, она оставляет это ненужное, бесполезное тело и принимает новое. Что ещё?

02:13:39 (из зала) – А ещё о медицине. [неразборчиво] … они лечат тело, лечат следствие… И ещё. Сейчас очень видно такую тенденцию. Они свои собственные каноны стали отвергать и в музыке, и в строительстве. Как хочу, так и построю. Как хочу, так и напишу… (Матаджи Деваки) – Особенно это проявлено в искусстве, т.е. в искусстве что обычно делает человек в наше время? Он прославляет самого себя. Использует искусство, чтобы прославить себя, а не для того, чтобы прославить Кришну. И поэтому искусство всё больше и больше деградирует, становится безумным. Потому что художник хочет быть уникальным и делает то, что до него никто никогда не делал.

02:15:22 (из зала) – Греховные способы зарабатывания денег – проституция, продажа органов… (Матаджи Деваки) – Да, т.е. нет понимания того, что есть какие-то законы, есть карма, придут реакции… Давайте рассмотрим тему взаимоотношения в семье. (из зала) – Поставить в зависимость членов семьи в отношении себя. (Матаджи Деваки) – Да. Т.е. использовать их, чтобы как-то их контролировать. А отношения? Например, отношения к детям?

02:16:39 (из зала) – Восприятие как собственности. (Матаджи Деваки) – Даже больше. Просто их считают помехой, как-то отодвигают, что дети мешают. В том обществе, где наслаждение чувств считается целью, главным моментом, то дети просто помеха, дети мешают. И поэтому родители даже маленького ребёнка, крошечного, помещают в детский сад, ясли, т.е. в такое учреждение, где за детьми присматривают целый день. И родители детей туда сдают, чтобы не беспокоиться. Но мы ещё об этом поговорим позже. А как насчёт пожилых людей в обществе?

02:17:59 То же самое. Старых людей рассматривают, как какую-то помеху и обузу. Поэтому мы их помещаем в какой-то… дом престарелых, где-нибудь далеко в лесу, чтобы их не видеть. А как насчёт матерей? Как материалистическая культура смотрит на такое понятие, как «материнство», такое понятие, как «мама»?

02:18:41 [неразборчиво комментарии] Т.е. это такое жалкое положение. Бедняжка, ей приходится сидеть дома, смотреть за детьми, кому охота этим заниматься… Эту тему более подробно рассмотрим позже. Т.е. поскольку дети – это такая обуза, то многие даже просто делают так, чтобы ребёнок и не родился. Аборт.

02:20:16 На этом мы пока остановимся, поскольку времени не так много осталось. А теперь давайте возьмём те же самые категории, аспекты и посмотрим, как в духовной культуре они представлены. Начнём опять с моды. На чём основана мода духовного мира?.. Давайте более чётко принципы. Мы сказали, что в материальной культуре – это привлечь противоположный пол, сексуальная жизнь, а в духовной?.. Да, уменьшить вожделение, уменьшить похоть, остудить вот эту лихорадку вожделения, а также уменьшить вот эту телесную концепцию жизни. Т.е. нужно уменьшить своё отождествление с телом в духовной культуре. Какие комментарии об этом?

02:22:11 (из зала) – Т.е. помочь женщине сохранить целомудрие… Я слышала такое выражение, что целомудренная женщина, она даже раздевается так, что не вызывает вожделения. Вернее - она одевается так, что не вызывает вожделения. (Матаджи Деваки) – Это очень интересный момент (смеётся). (из зала) – Отношение к женщине, как к матери. (Матаджи Деваки) – Да. Это мы уже немножко перепрыгнули. Это целая большая тема. Давайте пока её не будем трогать, отодвинем чуть-чуть. Да, как машину припарковывают, так мы эту тему чуть-чуть в сторонку…

02:23:28 Давайте теперь про причёски. В духовной культуре причёска для чего предназначена? (из зала) – Для того, чтобы целомудрие женщины… [неразборчиво] … даже было такое выражение «опростоволосилась». Потому что волосы – это красота женщины, и когда она покрывает волосы, уменьшается вожделение вокруг. (Матаджи Деваки) – Да. Но это уже детали. Мы пока общие принципы рассматриваем. Но это абсолютно правильно. Итак, каков принцип здесь?..

02:24:47 [неразборчиво комментарии] Да, совершенно верно. Вот это вот, оно уменьшает эту тенденцию, это желание быть уникальным, особенным, т.е. устанавливаются какие-то рамки. Конечно, сари могут быть разных цветов, разных стилей, но, так или иначе, это – сари. И это уменьшает телесную концепцию. И уменьшает тенденцию быть особенным и уникальным.

02:26:06 Волосы – это очень чувствительная такая вещь. Материалисты очень много времени проводят в парикмахерских. Можно 50-60-70 евро заплатить за один только визит к парикмахеру (это в западных странах), и люди каждые несколько недель туда приходят. И это очень сильно увеличивает телесную концепцию. И постоянно возникают новые какие-то безумные идеи о том, как, что сделать с причёской. (из зала неразборчиво)

02:27:44 Да, это так. Двигаемся дальше. Свободное время и развлечения. В духовной культуре на чём сосредоточенность идёт в этих сферах?.. Да, всё для удовлетворения Кришны, для служения ему, для прославления Кришны, баджан киртан, духовные фестивали, т.е. удовлетворение Господа стоит в центре. Музыка? (из зала) – Успокаивающая ум. (Матаджи Деваки) – Да. А на что она направлена? Чтобы помочь нам помнить о Кришне. Т.е. не только умиротвориться, но и помочь нам сосредоточиться на Кришне. Музыка главным образом направлена на то, чтобы прославлять Бога. Искусство также направлено на то, чтобы прославлять Бога.

02:29:11 Архитектура, тоже все прекрасные сооружения, замки, храмы, пирамиды – всё это направлено на прославление Бога. Например, музыка, классическая музыка… авторов, которых Матаджи перечислила, они также писали музыку для прославления Бога. Искусство, например, иконы, роспись в храме – всё это направлено на прославление Господа. Давайте быстренько насчёт семьи и отношений. Положение пожилых людей. Они в духовной культуре уже не являются помехой. А кем?.. Да, они являются очень важными членами общества. Они представляют что?.. Поднимайте руки. Что символизируют собой пожилые люди?.. Да, мудрость, жизненный опыт, самоосознание.

02:31:50 Дети - что представляют дети? (из зала) – Нашу способность проявить милосердие… (Матаджи Деваки) – Будущее. Дети – будущее. В духовной культуре дети и старики – это самые главные члены общества. Они находятся в центре. Более глубоко мы обсудим эти вопросы чуть позже. Но дети представляют будущее. Дети это и есть будущее.

02:32:42 Мамы – что представляют собой мамы?.. Да, первые гуру. Это также очень-очень важные члены общества. На самом деле это самые важные члены общества. Мы обсудим это детально попозже. Это то, о чём материалистическая культура полностью забыла. Полностью. Что у нас там ещё было?

02:33:42 Медицина – вокруг чего базируется медицина в духовной культуре? В духовной культуре лозунг какой у медицины? (из зала) - Поддерживать тело, чтобы служить Кришне. (Матаджи Деваки) – Да. А от чего зависит, сможем мы так сделать или нет?.. Медицинская наука не зависит от какого-то нашего научного продвижения, а от чего она зависит?.. Кришна решает. Если Кришна хочет кого-то убить, то никто его не спасёт. А если Кришна хочет кого-то спасти, то никто не сможет его уничтожить. Т.е. в конечном итоге всё это зависит от Кришны.

02:35:15 И вот это понимание в материальной культуре полностью утрачено. Все врачи-материалисты думают, что я – Бог в белом халате. Они себя считают Богами, контролирующими. Они считают, что они жизнь человека держат в своих руках. Т.е. они не говорят, что если Господь того захочет, мы спасём того человека. Что ещё?

02:36:03 Еда. Какова культура пищи в духовной культуре?.. Да, соединяет нас с Богом. Что ещё? Откуда это приходит? Да, пища даётся нам Богом. Мы должны предлагать её ему.

02:36:44 Когда я была ещё ребёнком, в Германии жила. Там был такой праздник осенью – день благодарения. Урожай собран, и мы благодарим, что… И фермеры приносили какую-то часть своего урожая в церковь, как предложение пищи Богу. Я помню с детства ещё это. У людей было понимание, что только по милости Господа мы получили всю эту пищу. И мы должны его поблагодарить и предложить ему эту пищу. Что ещё?

02:38:01 [из зала неразборчиво] Жадность – это та движущая сила, которая портит всю культуру. Это большая тема. Жадность, желание заработать больше и больше денег… Ахимса. Давайте подведём итог того, что мы обсудили этим утром.

02:40:02 Итак, мы обсудили стих из Бхагават Гиты 2.69, что материальная культура и духовная культура, они как день и ночь. Они несовместимы. Они пропагандируют два диаметрально противоположных мировоззрения. Поэтому если мы хотим действительно серьёзно прогрессировать в духовной жизни, то, что тогда нужно делать? Что нужно делать, если мы хотим серьёзно прогрессировать?..

02:41:04 (комментарий из зала) – Действовать в духовном направлении и не действовать в материалистичном. (Матаджи Деваки) - Да, а более конкретно? Мы в нашу жизнь должны что добавить, поместить? (из зала) – Разные аспекты духовной культуры. (Матаджи Деваки) – Да! Как можно больше. Потому что мировоззрение, которое мы хотим развить, - это духовное мировоззрение. Чем больше аспектов духовной культуры мы принесём в свою повседневную жизнь, тем больше мы сможем развить в себе духовное мировоззрение.

02:42:05 Но если мы этого не сделаем, если в нашей жизни останется много каких-то аспектов материальной культуры, то что тогда будет? Каков будет результат? (из зала) – Я думаю, что мы не будем просто прогрессировать. (Матаджи Деваки) - Да. Это будет просто утягивать нас в сторону от Сознания Кришны. И это будет усиливать в нас материалистический дух. Но это противоположно тому, чего мы хотим достичь в Сознании Кришны. И это не простая вещь, потому что мы окружены материалистической культурой. Очень сильна эта пропаганда, реклама.

02:43:15 Материалистическая пропаганда нас просто бомбит со всех сторон. Очень так плотно. И чем дальше мы продвигаемся на Запад, тем сильнее эта проповедь материалистическая. Культура материалистов должна стать для нас, как ночь. Это необходимо. Если мы хотим развить качества святого человека, это необходимо сделать. Другого пути нет.

02:44:05 Не нужно думать, что мы можем как-то украдкой пронести какие-то элементы духовной культуры в духовную. Но подсознательно мы, конечно, пытаемся это сделать разными способами, даже не замечая этого. Мы как-то подсознательно пытаемся эти элементы привнести, элементы материальной культуры в духовную. Например, мы можем говорить: «Ну, всё в порядке. Я же в сари, но просто я, может быть, чуть-чуть по-другому надеваю, чем остальные. Ну, чуть-чуть, небольшая какая-то есть разница». Мы ещё об этом поговорим.

02:45:09 Мы должны очень чётко понять эту вещь, что то, что для материалиста день, - для нас это должно быть ночь. И мы должны в какой-то момент придти к такому состоянию, чтобы повернуться спиной к материалистической культуре. Должны придти к такому моменту, что мы потеряли интерес к материальной культуре. И чтобы мы включили как можно больше аспектов духовной культуры в свою жизнь и сделали бы это от всего сердца.

02:46:07 И мы должны научиться распознавать, где культура материалистов влияет на нас в нашей повседневной жизни. И мы должны эти аспекты заменять на аспекты духовной культуры, и для этого необходимы осознанные усилия. Есть ли какие-то вопросы об этом? Только, пожалуйста, не вдаваясь в детали, а только общие принципы. Может что-нибудь не вполне ясно?

02:47:08 (из зала) – Если менять очень много, есть смысл привносить постепенно одно за другим или всё разом?.. (Матаджи Деваки) - Это постепенный процесс. Т.е. за один день, за одну ночь не поменяется это состояние. Я в своей жизни испытала, что действительно поможет понять, что день для материалиста – то ночь для духовного человека. Что поможет нам это понять, так это собственный духовный опыт. Т.е. вы начинаете это понимать, когда проводите время в том месте, где духовная культура развита, где она доминирует. Вы увидите, как это работает.

02:48:36 Поэтому Прабхупада хотел, чтобы все преданные какое-то время проводили в Индии. Но проблема в том, что даже в Индии в наши дни мы ведь не общаемся с местным населением. Мы не получаем достаточного опыта местной культуры. Мы в основном остаёмся в обществе… мы получаем общение тех… равных, т.е. тех людей, которые обусловлены так же, как и мы.

02:49:31 30-40 лет тому назад, когда преданные ездили в Индию, они главным образом общались всё-таки с местным населением. Они, например, останавливались в домах пожизненных членов искон, они могли наблюдать их повседневную жизнь – в быту, как в семье общаются. Майпур и Вриндаван также сейчас очень сильно испытывают влияние на себе материалистической культуры. Преданные привозят это настроение в Святую Дхаму. И это очень сильно влияет.

02:50:32 Также на индусов начинает всё больше и больше влиять культура материалистов. И в Индии на самом деле духовная культура сейчас уменьшается, она растворяется. В основном, это происходит из-за интернета, телевидения и тому подобных вещей. Ещё какие вопросы?

02:51:14 (из зала) – А вот насчёт, например, еды. Сам принцип не насилия, удовлетворения чувств Кришны… или это в деталях тоже, например, вегетарианские хот-доги, колбаса, пицца и т.п. – это нормально или это тоже культура материалистичная, и преданным это не идёт? (Матаджи Деваки) – Это, конечно, уже детали, но тем не менее… Здесь можно сказать, что это как раз тот случай, когда проникает это настроение, что еда – для нашего удовлетворения, наслаждения, и что мы готовим еду не такую, которая нравится Кришне, которая описана и которую он ел 5000 лет тому назад, когда был здесь. А готовим так, как мы хотим.

02:52:31 Например, в поклонении Божествам есть очень много вещей, на которые Прабхупада не делал акценты, не подчёркивал их особенно. Но он очень чётко говорил о том, что готовить для Кришны нужно именно то… ну, по традиционным рецептам, именно то, что Кришна любит. Есть история, как Прабхупада попробовал сладости – пончики. Он попробовал и потом сказал: «А как же сандеш?. Кришне нравится сандеш, а где же они?».

02:53:32 (из зала) – Мы ещё забыли рассмотреть пункт «способы зарабатывания денег в духовной культуре». (Матаджи Деваки) – Давайте быстренько соберём принципы в этом отношении. Т.е. мы должны основываться не на жадности, не на желании заработать как можно больше денег, а на чём? (из зала) – Служить обществу в соответствии со своими способностями и делать это честным путём. (Матаджи Деваки) – Т.е. всё это должно происходить на благо человеческого общества, для того, чтобы поднять сознание общества, возвысить его, и, в конечном итоге, для удовлетворения Кришны. И при этом необходимо избегать основных четырёх видов греховной деятельности. Потому что иначе будут приходить кармические реакции.

02:54:50 Уже без пятнадцать два. Я понимаю, более практичным будет, если мы встретимся не в четыре, а в пять, после обеда. Можем с пяти до семи провести. (из зала) – Это поздно, нам ещё ехать далеко. (Матаджи Деваки) – Просто мысль была такова, что с пяти до семи… потом в семь [горарети], потом в семь тридцать молоко с печеньем, а потом домой. Либо если есть вопросы, их можно обсудить. Либо если, например, кто-то не идёт на [горарети], но у вас есть вопросы, их можно обсудить потом…

транскрибирование: Ольга Чуданова | Ижевск | Россия | 12 апреля 2014