Как Кришна дает бхакти?

Ереван - 09 января 2014
Практика вайти-бхакти, как культура чувственных наслаждений. В результате бхакти к живому существу приходят чувственные наслаждения, мистические силы, освобождение, и они не имеют никакого отрицательного влияния на духовную практику преданного, если преданный понимает, что это все является следствием его вовлеченности в бхакти-йогу. Пример чувственного наслаждения между мужчиной и женщиной, как преданного служения. О труднодостижимости бхакти. О восстановлении доверия Верховного Господа к нам. Правильная бхакти. Рага-саддхана – подготовка себя к взаимоотношениям в духовном мире. Почему мы попадаем в материальный мир. Формирование привязанности к Господу Шри Кришне. Аскетизм без привязанности, как одно из препятствий на пути достижения чистой бхакти. Отсутствие квалификации, соответствующей духовному миру – второе препятствие на пути к чистой бхакти
лекция для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:29:46 | качество: mp3 64kB/s 13 Mb | прослушано: 159 | скачано: 208 | избрано: 5
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Ом намо Бхагавате Васудевая. Ом намо Бхагавате Васудевая. Ом намо Бхагавате Васудевая. Итак, добрый вечер, дорогие преданные! «Шрила Бхакти Расамрита Синдху» Рупа Госвами. 1.1.34 (Читает текст на санскрите). Перевод: «В связи с этим в «Наматапанчаратри» говорится: «Все сидхи во главе с освобождением и все удивительные удовольствия материального мира подобно служанкам со страхом и благоговением смотрят за великой богиней по имени Хари Бхакти». Комментарий Дживы Госвами: «Слово «чатиговад» - «подобно служанке» говорит о том, что они наполнены страха и благоговения». Комментарий Вишванатха Чакраварти Тхакура: « (слово непонятно) означает «наслаждение материальными объектами». «Чайтакават» значит «тот, кто следует за госпожой подобно служанке». 1.1.35 (читает текст на санскрите). «Бхакти труднодостижимо. Бхакти трудно достичь по двум причинам: если человек прилагает много усилий, чтобы обрести бхакти, но при этом не испытывает привязанности, он не сможет её достичь и, спустя долгое время. Но даже если человек испытывает привязанность, Кришна всё равно не сразу одаривает его бхакти».

00:02:11 Итак, добрый вечер, дорогие преданные. Мы с вами вчера говорили о текстах, в которых утверждалась вот эта очень важная характеристика бхакти-йоги, которая заключалась в том, что бхакти, она на самом деле дарует живому существу все те плоды, которые приходят от различных процессов: от процесса кармы, от процесса гьяны, от процесса дхьяны и в том числе от процесса бхакти, конечно. То есть, процессы карма-йоги, они приносят человеку чувственное наслаждение, и было сказано, что бхакти, она этот результат дает. Процессы гьяна-йоги, они ведут человека к освобождению, бхакти в том числе дает эти результаты. То есть, почему мы с вами смотрели по Бхактивиноду Тхакуру, что на самом деле, когда речь идет о вайти-преданности, то есть, о практике войти, то практика вайти – это как раз варнашрама-дхарме. И сейчас как раз в связи с Девахути мы немножко с вами обсудили, что на самом деле на первоначальных этапах духовного развития речь идет о том, что преданные, они учатся культурно наслаждаться в этом материальном мире. Собственно говоря, когда говорится о вайти-бхакти и Бхактивинода Тхакур дает определение вайти-бхакти, как «варнашрама-дхарме плюс ум, сосредоточенный на Господе Шри Кришне», то мы понимаем, что если на территории раджа-гуны и тама-гуны речь идет о наслаждении таком бесконтрольном, во-первых, во-вторых, полном эгоизма, то уже в саттве, на которую нас должна как раз поднять практика вайти-бхакти на своих первоначальных этапах, речь идет о культуре. Речь не идет о прекращении наслаждаться чувственным наслаждением, речь идет о культуре вообще этого наслаждения. И когда человек, он принимает правила культуры взаимодействия с другими живыми существами, он на самом деле оказывается в таком состоянии, когда он получает все возможные материальные наслаждения. И одновременно параллельно с этим занимается бхакти-йогой, одновременно параллельно слушает от духовного учителя о величии Верховного Господа, о слабости его характера, и постепенно развивает привязанность к Кришне посредством практики.

00:04:54 Теперь. К освобождению в бхакти-йоги, как мы с вами видели с Бхактивинодом Тхакуром, а следовательно и с Рупой Госвами, потому что на самом деле мы знаем, что «Шри Чайтанья Шикшамрита» - это амрита поучений Господа Чайтаньи. А поучения, которые дал Рупа Госвами, вечный духовный учитель Бхактивинода, они на самом деле являются вот как раз очень весомой частью этих поучений, которые принес в этот мир Господь Чайтанья. Значит, мы с вами получили такие настроения, что, когда уже речь идет об освобождении, то бхакти-йога освобождение живому существу дарует в тот момент, когда грубое и тонкое тело живого существа одинаково непрерывно вовлечены в бхакти-йогу. Это означает, что тело соблюдает садхану, а разум ценит процессы бхакти, а ум хочет постоянно быть вовлеченным в эти процессы. В момент, когда достигается такое равновесие стабильности грубого и тонкого тела в духовной практике бхакти живое существо достигает освобождения. То есть, бхакти, она может давать и результаты, которые дает гьяна.

00:06:22 Следующие результаты – мистические силы. Конечно, мы должны понимать, что когда живое существо, оно обретает освобождение, даже ещё не достигнув этого освобождения, просто находясь на территории саттвы, человек, он может развивать мистические силы, особенно преданные. Мы обсудили с вами разницу как мистические силы приходят к преданным, и как они приходят к обычным обусловленным живым существам. Обычные обусловленные живые существа в наше время мистические силы просто покупают. Если же это результат именно преданного служения, то такие мистические силы получаются преданными в дар, как посвящение. Как посвящение и тогда мы получаем вот эту картину, что преданный, он понимает (мы это с вами обсудили) что, когда бхакти дает живому существу чувственные наслаждения, освобождение или мистические силы – все правильно, если живое существо понимает, что все остальное, что к нему пришло, пришло в результате того, что мы занимались бхакти-йогой. То есть, даже если, скажем, у меня есть, грубо говоря, какая-то болезнь, и мне попался хороший врач, у нас была простая формула - я не думаю: «Мантра не смогла меня вылечить, а вот кармический врач пришел и вылечил» - это неправильная, это оскорбительная оценка, как работает бхакти. А вот если я думаю, что: «Вот я повторяю мантру, я вовлечена в бхакти, и потому я встретила хорошего врача, который поможет мне» - вот это да, то есть, когда мы все рассматриваем, как следствие бхакти.

00:08:13 То есть, мы должны понимать, что вот это у нас должно уйти, мы должны понимать, что в результате бхакти к живому существу приходят: чувственные наслаждения, которые нужно спокойно взять, мистические силы, которые нужно спокойно взять, освобождение, которое нужно спокойно взять, и они не имеют никакого отрицательного влияния на духовную практику преданного, если преданный понимает, что это все является следствием его вовлеченности в бхакти-йогу. И когда преданный, он относится ко всем этим достижениям именно так, он обязательно пытается все эти результаты снова использовать в преданном служении. Да, например. Я приведу один пример, чтобы было понятно. Скажем, в преданном служении, совершая преданное служение, мы можем заслужить себе хорошую жену или хорошего мужа преданного, или преданную. Совершенно понятно, что пока у нас есть обусловленное тело мы не испытываем материальные эмоции к преданному, и потому у нас есть стремление наслаждаться телом преданного. И преданный спокойно берет это чувственное наслаждение, которое ему предоставлено бхакти, потому что, если это преданный, или преданная – это чувственное наслаждение, которое ему предоставила бхакти. Теперь, и преданный, он, беря женщину или мужчину, составляя с ним семью, вторым шагом, использует своё чувственное наслаждение для того чтобы дать убежище живым существам, которые оставили тоже свою духовную практику незавершенной. Принимает этих живых существ и получается: я использовал своё чувственное наслаждение для того, чтобы дать рождение таким же преданным, как и я, которые тоже не закончили свой путь и помочь им этот путь удачно пройти на протяжении этой жизни. В результате все чувственное наслаждение, которое при этом происходило между мужчиной и женщиной превратилось в преданное служение. Так мы должны понимать, что если есть такое отношение, потом все нормально спокойно работает.

00:10:38 Теперь. Одна из характеристик: мы сейчас понимаем, что Бхактивинода Тхакур, сейчас обсуждает вот эти моменты, как на самом деле, какие характеристики имеет бхакти. И вот следующая характеристика бхакти, то есть, бхакти, она освобождает от страданий, бхакти, она помогает проявиться всем хорошим качествам, бхакти, она дарует счастье, и теперь следующая её характеристика: бхакти, она, сопровождающим фактором бхакти является знание – это была ещё одна очень важная характеристика бхакти- и теперь другое: бхакти, она труднодостижима. Причем, посмотрите, вот когда речь идет о труднодостижимости бхакти, то есть, любви преданного, во-первых, чистое преданное служение, оно действительно редкое. То есть, живое существо, на самом деле оно, ну, если очень грубо сказать, должно доказать. Потому что мы с вами об этом много говорили на территории Шри Чайтанья Шикшамриты, и если я не ошибаюсь, на территории Бхагаватам точно также. Когда речь идет о восстановлении отношений в духовной практике, речь идет не только о том, что мы должны восстановить своё доверие к Верховному Господу, речь идет ещё и о том, что Верховный Господь должен восстановить своё доверие по отношению к нам. То есть, являемся ли мы достойными личностями для того, чтобы фигурировать в духовном мире, взаимодействовать с абсолютно чистыми живыми существами, в сердце и сознании которых нет ни одного миллиграмма вообще загрязнения, и которые всегда способны на абсолютно чистую любовь.

00:12:41 Поэтому мы должны понимать, что это происходит двояко: на первоначальных этапах, вот вообще духовная практика, она устроена так, что на первоначальных этапах на территории вайти-преданности Верховный Господь делает все от Себя зависящее, чтобы восстановить доверие живого существа к Себе. Мы с вами это уже обсуждали, что если вайти-бхакти, она содержит в себе варнашрама-дхарму – это означает, что Верховный Господь намерен на первоначальных этапах контакта с Собой сделать все от Себя зависящее, чтобы живое существо реализовало: что даже вот эти сепаративные формы наслаждения, которые мы называем чувственным наслаждением всё равно в самом лучшем пакете можно получить от Верховного Господа.

00:13:37 То есть, с самого начала живому существу Верховный Господь предоставляет возможность реализовать одну простую идею: что Его не раздражает наше сепаративное счастье. И поэтому, если у нас есть какие-то такие настроения наслаждаться с какими-то живыми существами, Господь Шри Кришна на территории вайти-преданности предоставляет эту возможность в рамках варнашрама-дхармы. Потому что мы должны понимать, что варнашрама-дхарма- это не система аскезы, это, да, конечно, там бывают какие-то вопросы, связанные с кармой, где возникает вопрос терпение, но основное настроение варнашрама-дхармы – это законное наслаждение. И я очень хочу, чтобы вот этот барьер из сознания преданных вышел. Чтобы преданные понимали, что вайти-бхакти – это не территория войны со своим естеством, это территория правильного обращения с ним.

00:14:46 Теперь, дорогие мои. И на территории вайти-преданности, когда происходит вот это дозволенное чувственное наслаждение, то мы восстанавливаем своё доверие к Кришне. Мы восстанавливаем своё доверие к Кришне и тогда, когда Кришна дарует нам чувственное наслаждение на первоначальных этапах вайти-преданности, и восстанавливаем своё доверие, когда Верховный Господь дарует нам освобождение. После освобождение, когда мы реализуем уже – не просто понимаем, не просто слышали, не просто эрудированны – а мы на практике реализуем, что мы являемся духовными сущностями, разговор резко меняется. Разговор резко меняется, и теперь наступает время, когда живое существо должно доказать Верховному Господу, что заслуживает Его доверия. Потому что мы должны понимать, что когда уже здесь говорится о том, что бхакти труднодостижимо, мы должны понимать, что речь идет о чистом бхакти, то есть, речь идет о этапе бхава-бхакти.

00:16:12 На территории рага-садханы преданный начинает доказывать Господу Шри Кришне, если так очень грубо сказать, вот эту свою жадность. То есть, сначала Господь Шри Кришна доверительно, очень либерально, очень терпеливо, очень щедро начинает бхакти одаривать живое существо чувственным наслаждением, освобождением – вот это архиважный момент, конечно, при условии, если мы исполняем именно бхакти. Когда мы имеем неправильное представление о том, как бхакти работает, то вместо чувственного наслаждения мы получаем принцип отречения, который делает нас несчастными, а вместо освобождения мы тогда уже получаем принципы неудовлетворенности, и наш ум постоянно начинает бегать туда-сюда для того, чтобы восполнить тот пробел, который образуется за счет неестественного для бхакти отречения. Поэтому вот тогда мы не можем получить результаты бхакти. Но если мы бхакти занимаемся правильно, то мы получаем на первоначальных этапах эти два результата, то есть, спокойное чувственное наслаждение и освобождение от оков материальной природы. И на этом этапе мы восстанавливаемся. Когда мы получаем освобождение – мы реализуем, что духовная энергия есть, и что мы действительно принадлежим духу. Но тогда, к этому моменту, сам духовный мир остается для нас ещё недосягаемым.

00:18:00 И начинается этап рага-садханы. Начинается этап рага-садханы, когда преданный много слушает о расах. Много слушает о расах, проникается какими-то настроениями, то есть, там проходит работа, когда преданный готовит себя к взаимоотношениям в духовном мире. Он готовит себя к взаимоотношениям в духовном мире, и вот это когда за него ручается какой-то рага-преданный, то есть, какой-то рага-преданный начинает работать с нами. Он начинает работать с нами, он начинает доводить наш внутренний мир, нашу внутреннюю эмоциональность до филигранного совершенства. Потому что духовный мир, он несовершенства не терпит. То есть, там секунда.. Вот как мы оказались в материальном мире? – мгновения не прошло, когда какая-то несовершенная идея возникла у нас в голове – и мы перестали быть участниками духовно мира. Поэтому мы должны понимать, что духовный мир требует филигранного совершенства сознания живого существа, филигранного совершенства вот этой эмоциональной культуры, то есть, все должно быть на самых высоких нотах. Все должно быть заполнено любовью, вот этой доброжелательной любовью ко всем живым существам, к Верховному Господу в том числе.

00:19:37 И теперь, вот на этапе рага-садхане преданный вот непосредственно стоит, грубо говоря, перед вратами в духовный мир. И здесь Рупа Госвами говорит о том, что «вот это живому существу дается трудно». То есть, когда Верховный Господь отходит, и начинаются какие-то такие вопросы, когда джива должна что-то доказать Кришне. Потому что на первоначальных этапах мы слабые, мы недоверчивые, мы загнанные, мы там, не знаю, вот этот весь букет вообще материального опыта, который у нас есть. И на территории религии Верховному Господу архиважно, чтобы мы расслабились, чтобы мы потихоньку подходили бы к реалиям духовного мира. Но вот когда мы уже получили освобождение – это означает, мы реализовали. То есть, до тех пор, пока наше знание о нашей духовной сущности, оно теоретическое, Верховный Господь подпитывает наши материальные потребности для того, чтобы мы оставались привязанные к Нему материальной корыстью и продолжали бы свою духовную практику. Но в момент, когда мы получили освобождение, в момент, когда мы реализовали, что мы не имеем ничего общего вообще к этому материальному телу, и мы являемся на самом деле духовными сущностями, разговор резко меняется. Почему? Потому что я теперь в состоянии освобождения, я оборачиваюсь в материальный мир, и меня туда клещами не загонишь. То есть, у меня уже позиция крепкая, меня в материальный мир клещами не загонишь. И я понимаю, кто передо мной стоит, я понимаю, что значит Кришна, я понимаю, что значит чистый преданный.

00:21:41 И вот эти две личности, они начинают работу. Они начинают работу с нами, и вот теперь это все происходит вот за счет этого: «труднодостижимо». То есть, вот то, что у нас в духовном мире было, и мы это, скорее всего, считали, как само собой разумеющееся, одно неправильное колебание стало причиной того, что вот этот поток мыслей нас привел в это жалкое материальное существование, теперь для того, чтобы восстановить своё духовное положение, я снова повторяю –это все должно достичь филигранного совершенства. И вот это филигранное совершенство оттачивают Верховный Господь и рага-преданный. Причем, Верховный Господь это оттачивает тем, что Он отходит, а рага-преданный оттачивает тем, что он очень сильно выходит на контакт с преданным. Этот период преданный проходит в очень-очень интимном контакте с чистыми преданными. С чистыми преданными, которые начинают работать над внутренним совершенством живого существа.

00:23:07 И поэтому, как вы видели на самом деле текст, который мы с вами сегодня зачитали, он по своей структуре достаточно сложный, 35-й текст. Было сказано: «Бхакти трудно достичь по двум причинам, - мы понимаем, где речь идет о чистом бхакти, - его трудно достичь по двум причинам. 1-я причина – если человек прилагает много усилий, чтобы обрести бхакти, но при этом не испытывает привязанности» - то есть, это путь аскезы. Посмотрите – здесь ясно говорится, что методами аскетизма достичь бхакти невозможно. Потому что отсутствие привязанности – это означает: принудительная бхакти, то есть, бхакти исполняется, как аскеза. Когда бхакти исполняется, как аскеза, оно никогда не может родить любви. Потому что на самом деле я иногда даже удивляюсь, как преданные, они не замечают, в каких противоречивых концепциях они находятся. Как это можно не заметить, что аскеза не может родить любви? Аскеза может родить чистоту, аскеза может родить уважение Верховного Господа к нам, потому что мы совершаем аскезу и так далее, реализацию параматмы. Не зная, что аскеза, чтобы она родила чистое бхакти, чтобы она родила любовь к Верховному Господу, мы должны понимать – это неестественное состояние. Поэтому было сказано: «Если человек прилагает много усилий, чтобы обрести бхакти, но при этом не испытывает привязанности». И значит для того, чтобы обрести бхакти преданный должен слушать такие поучения, которые с самого начала его пути помогают ему развивать привязанность к Верховному Господу Шри Кришне.

00:25:26 То есть, преданный, он может иметь миллион материальных обусловленностей, миллиард материальных желаний, но при этом в своей духовной практике быть вовлеченным в процессы слушания, которые постоянно увеличивают его восторг. Его восторг от характера Господа Шри Кришны, от характеристик чистых преданных, от тех отношений, которые существуют – нежности этих отношений - между Господом Шри Кришной и живыми существами. Когда у него параллельно постоянно формируется вот это отношение к Верховному Господу – это тот фактор, который в своё время становится решающим. Потому что, когда живое существо, оно постепенно, параллельно, вот у него есть какие-то материальные привязанности еще, и он параллельно начинает слушать о характеристиках Верховного Господа и развивает вот это чувство восторга, чувство того, что он хотел бы вот с этой личностью общаться –это означает - развивать привязанность, то есть, совершать преданное служение с привязанностью. То есть, первым препятствием к тому, чтобы бхакти было трудно достижимо, является усилие в бхакти-йоге, то есть, аскетичное исполнение бхакти без развития привязанности.

00:26:55 Теперь. Второе, из-за чего бхакти может быть труднодосягаемым – это, если человек испытывает привязанность, Кришна всё равно не сразу одаривает его бхакти. То есть, теперь выдвигается другая концепция – что просто привязанности для того, чтобы получить бхакти недостаточно. Для того, чтобы получить бхакти нужно иметь квалификацию. То есть, у меня может быть привязанность к Господу Шри Кришне, я могу услышать о Кришне от великих личностей, которые, они на самом деле хорошо могут представить нам реалии духовного мира, характер и мотивы действия Верховного Господа, кода каждый раз мы можем убеждаться в нежности того мира, который царит вообще, в той психологии тех взаимоотношений, которые царят в духовном мире, и испытывать к этому огромную привязанность, но при этом ещё сам могу быть нечистым, то есть, не имеющим квалификации. То есть хотеть, и привязанность – это означает хотеть, - то есть, и в одном случае бхакти задерживается, потому что мы принуждаем себя заниматься бхакти, не испытывая к ней привязанности, превращая её в аскезу, в другом случае мы можем иметь привязанность, но ещё не иметь квалификации – это уже этап рага-садханы. То есть, вайти-садхане не дает бхакти, то есть, не дает прему, вайти-садхана не дает прему и рага-садхана не дает прему, потому что там идет задержка, Верховный Господь ещё задерживается. Эта према и бхакти, преданное служение, оно дается на этапе бхава-бхакти, не садхана-бхакти, а бхава-бхакти, где преданный должен пройти два уровня – бхава-бхакти и према-бхакти. Вот на этих уровнях эти вопросы решаются. То есть только привязанности – вы это тоже должны понимать – недостаточно – мы должны иметь квалификацию, соответствующую тому миру, к которому нас привязывают посредством слушания. В остальных этих двух случаях бхакти остается для нас труднодостижимой. Харе Кришна, дорогие преданные! Спокойной ночи.

транскрибирование: Татьяна Рыбаченко | Россия | 23 октября 2015