Бхакти дает 4 цели жизни

Ереван - 08 January 2014
Бхакти дает 4 цели жизни: артху, каму, дхарму, мокшу. Бхакти содержит в себе все разновидности счастья, в том числе счастье, идущее от сформированных с Верховным Господом отношений. Бхакти избавляет от страданий. Бхакти быстро помогает живому существу проявить благочестивые качества. Бхакти дает счастье преданного служения Верховному Господу. Сопровождающим фактором бхакти является знание. Величественная природа бхакти помогает развить привязанность к Верховному Господу.
лекция для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 6
длительность: 00:29:30 | качество: mp3 64kB/s 13 Mb | прослушано: 1123 | скачано: 2040 | избрано: 149
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Ом намо Бхагавате Васудевая. Ом намо Бхагавате Васудевая. Ом намо Бхагавате Васудевая.

00:00:19 Итак, добрый вечер, дорогие преданные! Мы рассмотрели с вами вчера 31-й текст, в котором Шрила Рупа Госвами привел там утверждение, которое озвучивается в тантрах, которое гласило о том, что бхакти-йога дает человеку поразительные мистические силы, материальное наслаждение, вечное счастье осознания брахмана и бесконечное блаженство в служении Верховному Господу. Мы немножко обсудили эти моменты, и я надеюсь, что пришли к пониманию того, что самая главная идея, которую нужно было понимать, она заключалась в том, что если преданный, он относится вообще к проявлению мистических сил в своей жизни, или возможностей чувственного наслаждений (сюда входит, скажем, и благополучная жизнь, я не знаю, там хорошая жена, хорошие дети, хорошая работа – всё это есть формы чувственного наслаждения в этом материальном мире), если к преданному приходит это все, и преданный считает это следствием своего преданного служение, то есть, как награду от Верховного Господа, которую он так или иначе может использовать для того, чтобы спокойно и счастливо в этом материальном мире совершать своё преданное служение, то в этом случае всё в порядке.

00:01:44 Если же преданный, он обращается к каким бы то ни было процессам с менталитетом, что бхакти ему чего-то не дало…да, тут точно также мы можем для того, чтобы пример был понятен, да, например, человек может быть болен, и он может сидеть и со всей искренностью повторять мантру для того, чтобы эта болезнь у него прошла. Но на самом деле эта болезнь пройти не может, допустим, такая болезнь, которая на самом деле, она требует хирургического вмешательства, например, да? Тогда мы понимаем, что мантра, если мы посвящали этому мантру, то мантра, она делает так: мы встречаем хорошего хирурга, который делает нам операцию, и мы избавляемся от того, что нам было нужно. И преданный, он думает, что это именно повторение мантры вот этого хорошего врача привело в его жизнь. А непреданный, он думает, что повторение мантры ему ничего не дало, его болезнь не излечилась, и он был вынужден обратиться к врачам. Этим отличается менталитет преданного от менталитета на самом деле оскорбителя, так скажем, немножко строго скажем, но оно гораздо больше соответствует содержанию того, что эта ситуация с преданным происходит. Теперь, со вчерашней лекции мы должны были принять вот это понимание, эту внутреннюю установку, и тогда у нас, что бы ни происходило в нашей жизни, мы понимаем что, что бы мы ни получали – это является следствием нашего преданного служения.

00:03:45 Итак, тексты 1.1.32. (Читает на сакскрите). Перевод: В «Хари бхакти сутрудари» также говорится: «О, Господь девов! И вновь я молю тебя даровать мне твердую преданность тебе. Бхакти – это лиана, плодами которой являются артха, карма, кама и мокша, а также счастье осознания Господа. Комментарий Вишванатха Чакраварти Тхакура: «я молюсь о том, чтобы обрести бхакти - лиану, приносящую четыре вида плодов человеческих усилий, высшим среди которых является освобождение. Лиану, приносящую блаженство осознания Господа, в свете которого меркнет даже освобождение».

00:04:50 Таким образом, мы видим, что Шрила Рупа Госвами, он просто сейчас приводит предыдущий текст, он был из тантр, теперь из « Хари бхакти судходаи», мы получаем одну и ту же идею. Мы получаем одну и ту же идею, что бхакти в свою очередь точно так же даёт, предоставляет человеку экономическое развитие, предоставляет человеку дхарму, (дхарма - это означает силу исполнения обязанностей, будем говорить так), каму – возможность исполнять свои желания, и в конечном итоге - мокшу, то есть, возможность освобождения.

00:05:32 То есть, это те результаты, которые бхакти реально дает и которые очень желанны для обусловленных живых существ – мы это должны понимать, что обусловленные живые существа, они на территории (неразборчиво)-бхакти, они очень нуждаются - они нуждаются в том, чтобы улучшить своё экономическое положение с помощью своё практики, достигнуть уровня счастья в отношениях, которое на самом деле возможно только при том, когда живые существа каждый исполняет свои предписанные обязанности, которые называются дхармой. Иметь возможность на основе этого исполнять свои желания и одновременно учитывать желания других живых существ. То есть, это кама - это означает территория исполнения желаний и не только наших – вот это очень важный момент. И в конечном итоге – достижение освобождения из материального мира. То есть, мы постоянно видим, что освобождение приходит после камы, то есть, после возможности исполнять свои материальные желания.

00:06:52 Теперь. Ну, это совершенно одна и та же тема, поэтому нам здесь, в основном говорить не о чем, просто мы должны понимать, что бхакти дает результаты фактически варнашрама-дхармы, потому что на самом деле артха, кама, мокша – это различные, значит, уровни варнашрама-дхармы, то есть, карма-йоги. И бхакти эти результаты дает. То есть, когда было сказано, что вообще существует три вида счастья: счастье, идущее от…, простите, четыре: счастье от материальных объектов, счастье от осознания брахмана и счастье, которое приносит Господь – три вида. И сейчас Шрила Рупа Госвами говорит о том, что счастье, которое может идти от материальных объектов, бхакти это счастье спокойно дает. Когда мы говорим о материальном счастье, мы должны понимать, что существует грубое счастье, если так можно сказать, и тонкое. Тонкое счастье, оно связано с мистическими возможностями человека, грубое счастье – это уже грубый уровень взаимоотношений с живыми существами.

00:08:06 Теперь. Рупа Госвами, он обсуждает именно эту тему, что бхакти содержит в себе все разновидности счастья: и счастье, идущее от различных материальных объектов на грубом и тонком плане, и освобождение, но у неё есть одна разновидность счастья, которого нет ни в одном другом процессе – это счастье, идущее от сформированных с Верховным Господом отношений. И мы однозначно должны понимать, что теперь, если мы действительно заняты бхакти-йогой, то у нас должны происходить вот эти процессы. У нас должны происходить вот эти процессы, то есть, вот должны работать эти тексты, когда Господь Шри Кришна говорит: «Когда я кем-то доволен, я сохраняю то, что у него есть, и прибавляю ему то, чего ему не хватает». «..Я прибавляю ему то, чего ему не хватает» для того, чтобы он мог спокойно жить своей жизнью, исполнять свои обязанности, и одновременно духовно развиваться.

00:09:20 Поэтому мы должны понимать, что если мы действительно вовлечены в процессы бхакти, то бхакти, она дает силу исполнять свои обязанности, она дает улучшение экономического положения, потому что мы на самом деле практикой бхакти сжигаем все те кармические реакции, которые, благодаря которым, если можно так сказать, мы имеем плохую карму: то есть, у нас там нищета, у нас там, я не знаю, такое положение, сякое положение. Когда мы повторяем мантру, эти кармические реакции, они сжигаются при условии, что Верховный Господь остается довольный. Мы говорим бхакти – это означает: у нас в запасе есть действия, которыми Верховный Господь остался доволен. Вот если Он остался доволен, то всё бывает в порядке. А если мы думаем, что мы совершаем преданное служение, а на самом деле Верховный Господь вообще не остается довольным нами, то мы понимаем, что у нас всё остается так, как остается, а иногда может стать и хуже, если мы при этом ещё и наносим оскорбление.

00:10:39 Теперь. Следующий текст 1.1.33. (Читает текст на санскрите) Перевод: «Бхакти полностью обесценивает освобождение. Когда в сердце появляется даже незначительное влечение к Господу, тогда 4 цели человеческой деятельности артха, дхарма, кама и мокша становятся подобными соломе и не смеют предстать перед бхакти». То есть, мы теперь видим теперь, что Рупа Госвами поднимает планку, он поднимает планку на самый высочайший уровень. Комментарий Дживы Госвами: «В этом стихе используется слово «пратха» - «растет», но не «рождается» с целью показать, что бхакти не берет начало из чего-либо, но проявляется сама по себе. Цели, для достижения которых люди обычно прилагают усилия, а именно артха, дхарма, кама и мокша становятся подобными соломе – это значит, что они стыдятся предстать перед бхакти». То есть, как мы видим … Госвами практически повторяет текст, который, ну, как один из моих учеников однажды мне написал, что «Вы не можете мне объяснить, почему ачарьи так поступают, что они просто иногда дословно повторяют текст, в чем смысл этого?» И честно говоря, я не знаю, в чем смысл этого, но мы видим, что иногда ачарьи действительно так поступают -они просто дословно повторяют текст, поэтому мы будем смотреть сам текст.

00:12:34 Итак, мы видели по структуре, что, как мы с вами это уже обсуждали, Шрила Рупа Госвами обсуждает потенцию бхакти. Потому что, на самом деле, когда живое существо должно взять какой-то процесс, оно должно понимать вообще, какие этот процесс решает проблемы, какими способами он это делает, и когда человек начинает эту практику, он должен убеждаться, что те способы, которые ему предоставлены, они действительно эти проблемы решают. И мы с вами обсудили, что на первоначальных этапах духовной жизни для обусловленных живых существ архиважна проблема избавления от страданий. И поэтому Рупа Госвами в первую очередь обсудил это: что бхакти, она легко – вот это было самая главная характеристика бхакти - бхакти, она легко избавляет от страданий. Достаточно преданному просто при повторении мантры в конце просить Верховного Господа, посвящая этому свои круги, что: «Дорогой Господь, я прошу тебя, прими эту мою джапа-ягью, прости мне все мои греховные реакции, прости мне, пожалуйста, все мои ошибки, все мои грехи, которые я совершил, и позволь мне, дай мне спокойную, благополучную, здоровую, умиротворенную жизнь для того, чтоб я мог спокойно заниматься духовной практикой». И он будет видеть, как постепенно вот это явление, оно просто начинает происходить: и преданный оказывается в очень спокойной, уютной обстановке, в которой он спокойно духовно развивается.

00:14:18 Другое дело, если у него у самого есть неправильные концепции, неправильные представления, какие-то свои привязанности, и он сам постоянно продолжает дергать этот материальный мир – совершенно другой менталитет. Когда преданный, он дергает этот материальный мир, он соответственно может получать совершенно разные реакции, которые на самом деле уже не являются симптомами вот этого, симптомами того, что это передает это, что это результат бхакти, мы должны понимать, что это уже результат наших собственных привязанностей. Поэтому Шрила Рупа Госвами мы видели, что он обсудил подряд эти моменты: первое –это то, что если мы удовлетворяем Верховного Господа своей практикой, наши кармические реакции быстро сгорают. Второй результат заключается в том, что бхакти очень быстро помогает живому существу развить в себе благочестивые качества, то есть, не развить, а проявляются – проявляются благочестивые качества живого существа, когда оно занимается бхакти, это происходит на самом деле очень быстро. Потому что в варнашрама-дхарме, например, живое существо, оно, как минимум в каждой касте рождается четыре жизни. В каждой касте – это как минимум, рождается для того, чтобы полностью развить характеристики этой касты, получить квалификацию этой касты и обрести квалификацию делать переход в другую касту. Мы вот как раз недавно говорили с одним из моих учеников о том, что на самом деле для того, чтобы по варнашраме-дхарме прийти к тому, чтобы развивать по-настоящему благостные качества души нужно, как минимум 16 жизней, это как минимум при самом простом арифметическом расчете. При занятиях бхакти эти же самые качества души, они могут проявиться достаточно быстро, это может произойти на само деле в течение одной-двух жизней, а это очень быстрый результат.

00:16:32 Значит, бхакти, она помогает, способствует тому, чтобы душа, она проявила все свои благостные качества, и поэтому мы с вами обсудили, что если мы оказываемся в таком обществе, в котором мы не развиваем благостные качества – это означает прямо, что мы находимся не на территории бхакти. Потому что территория бхакти, территория преданных – это та атмосфера, которая способствует, которая способствует, которая является благоприятной для развития, для проявления всех благостных качеств души. Мы с вами это обсуждали по Бхактивиноду Тхакуру, что чтобы это произошло общая обстановка среди религиозных людей должна быть справедливой, доброй и правдивой. Стандарты, которые формируются иногда в обществе преданных, согласно которым преданный, он должен терпеть все самодурство других преданных – это на самом деле не соответствует истине, это не соответствует на самом деле вот этой религиозной доктрине, мы нигде не находим подтверждение этому. Напротив, мы видим, что в комментариях к «Упанишаните» Шрила Прабхупада прямо говорит, что «преданный, для того, чтобы правильно развиваться должен избегать, он должен избегать этого контакта с каништхаатикари-преданными», то есть, это те самые преданные, у которых ещё нет этой внутренней культуры, нет вот этого развития, нет этих благостных качеств и поэтому они на самом деле являются неблагоприятным обществом.

00:18:28 Теперь. Следующий вопрос, который Шрила Рупа Госвами обсуждает, это как раз вот этот вопрос, что бхакти дает результаты всех остальных процессов. То есть, по-настоящему занимаясь бхакти-йогой, мы все время это будем повторять, при условии, если Господь Шри Кришна остается довольным, преданный может от бхакти получить развитие мистических сил, он может от бхакти получить спокойную благополучную, счастливую во всех отношениях жизнь для того, чтобы просто спокойно в этом материальном мире жить – и это называется чувственным наслаждением, как мы вчера это с вами обсудили. Точно также бхакти очень быстро дарует освобождение, потому что шастры, они так и говорят: бхакти быстро дает чувственно наслаждение и освобождение. Господь Шри Кришна очень трудно дает преданное служение. То есть, для того, чтобы преданный имел бы конкретное преданное служение, в исполнении которого Верховный Господь остается удовлетворенным, для этого необходимо, чтобы у преданного была очень сильная, очень высокий уровень преданности, очень высокий уровень верности, и тогда Господь Шри Кришна доверяет такому живому существу самого себя, и позволяет преданно служить себе. И вот эта разновидность счастья, она является большим дефицитом. Она является большим дефицитом - это как раз та форма счастья, которая на самом деле полностью соответствует природе живого существа, которая всегда является активным началом, и всегда в этой своей активности стремится к счастью. Поэтому мы с вами этот момент обсудили, что природа бхакти, она на самом деле доставляющая наслаждение. И при этом мы должны не бояться, мы должны не бояться наслаждаться на территории бхакти.

00:20:44 Теперь, дорогие мои преданные. Теперь мы здесь видим, что Шрила Рупа Госвами выдвигает вот эту концепцию, что уже тем редким и счастливым дживам, которым удалось вообще совершить настоящее преданное служение Верховному Господу, такое, чтобы, знаете как, такое, чтобы Верховный Господь остался доволен. А мы с вами это обсуждали, что, когда Верховный Господь остается доволен, в первую очередь Он позволяет преданному думать о Себе. Он позволяет преданному думать о Себе, Он позволяет преданному заботиться о Себе, потому что Он позволяет преданному кормить Себя, одевать Себя – различные виды преданного служения совершать, и это симптомы того, что Верховный Господь, Он доволен. Мы с вами видели, что Рупа Госвами, он, особым образом, как фактор удовлетворенности, или как фактор состоявшегося преданного служения отметил, что он отметил? – что сопровождающим фактором бхакти является знание. Сопровождающим фактором бхакти является знание, и поэтому мы должны понимать, что те преданные, преданным служением которых Верховный Господь доволен, они обладают уникальным знанием. Уникальным знанием, причём совершенно неважно они это знание, эту просветленность, получают изнутри или извне, но это знание обязательно в них проявляется.

00:22:26 Иногда мы видим, что преданный, например, на основе примеров из Чайтанья Чаритамриты приходит к выводу: там был такой преданный, который держал Бхагавад-Гиту вверх тормашками и был в экстазе. И очень многие преданные на основе этого приходят к такому крупному пониманию, что в бхакти-йоге вообще нет необходимости вообще изучать, нет необходимости слушать, потому что можно просто вверх тормашками держать Бхагавад-Гиту и получить вот эту милость Верховного Господа, получить все. То есть, там есть особый пример, который на самом деле показывает именно это- что экстатическое состояние преданного, оно не зависит от его грамоты. То есть, вся Чайтанья Чаритамрита, она наполнена примерами, которые…вот это та линия, за которую борется Вишванатха Чакраварти Тхакур – это линия, утверждающая абсолютно независимую природу бхакти. Поэтому мы должны понимать: если мы скажем, что бхакти зависит от санскрита – мы унижаем бхакти, если мы скажем, что бхакти зависит от образования – мы унижаем бхакти, если мы скажем, что бхакти зависит от кастовой принадлежности – мы унижаем бхакти. То есть, любая материальная категория, от которой мы поставили в зависимость бхакти - мы её унизим.

00:24:01 Мы должны понимать, что у бхакти величественная природа. И бхакти, если она уже проявляется, то есть, что означает бхакти?, здесь было сказано - когда в сердце появляется даже незначительное влечение к Господу. Понимаете, о чем идет речь? Речь идет не о преме, речь идет о незначительном вообще стремлении, но все-таки к Верховному Господу, а не к тому, чтобы устраивать свои дела через Него. Вот если у преданного формируется вот это незначительное зерно привязанности к Верховному Господу, тогда 4 цели человеческой жизни становятся подобны соломе, и не смеют предстать перед бхакти. То есть, тогда живое существо оказывается в каком-то таком состоянии, в каких-то таких реалиях, у него жизнь протекает каким-то таким образом, понимаете это не просто слова, мы это должны понять, что преданный попадает в такое состояние, что теперь и исполнение обязанностей, и экономическое развитее вообще, и возможность исполнять материальные желания, и возможность быть освобожденной личностью теряют свою привлекательность. Иногда преданные пробуют искусственным образом, повторяя себе постоянно вот эти моменты, приводить себя якобы в такое состояние пренебрежения кармой. Но как только в их жизнь входит какое-то беспокойство, преданный сразу начинает волноваться. Поэтому мы должны понимать, что эти уровни, они существуют не для того, чтобы их имитировать. Я надеюсь, что, когда мы уже общаемся с серьезными ачарьями, мы должны приходить к этому настроению, что насколько вообще смехотворно на территории бхакти что-то там притворяться, делать вид, что ты там что-то, чем ты не являешься вообще, то есть, вот это все фиглярство, оно на самом деле превращается, ну просто, как детские игры. Как детские игры, которые для взрослых не очень подходят. Поэтому мы должны понимать, что это – это не просто слова, это реалии, в которых живёт та джива, у которой есть даже незначительное влечение к Кришне. Не вот это то, что мы пытаемся теперь Cознание Кришны использовать, не мотивация, понимаете, а именно реальная привязанность, или привлеченность Кришной, или Его чистым преданным, реальная, не сентиментальная. Вот, когда эта привязанность, она реальная, даже если она незначительная, она исполняет вот эту роль, что преданный, он оказывается в таком эмоциональном состоянии, что все остальное, которое 5 минут назад казалось ему таким важным, просто меркнет в своей значительности. И мы должны понимать, дорогие преданные, что это не просто слова. И значит, весь вопрос заключается в том, что преданный должен тратить усилия именно на это: он должен тратить свои усилия на то, чтобы просто развить вот эту для начала незначительную привязанность к Верховному Господу.

00:27:59 Теперь. До тех пор, пока для нас не обесценена возможность чувственного наслаждения, не обесценены проблемы экономического развития, не обесценены проблемы освобождения от тройственных страданий материального мира – это означает, что реальной привлеченности Господом Шри Кришной у нас пока нету. Реальной привлеченность у нас пока нету, и мы пока просто являемся живыми существами, которые занимаются бхакти-йогой на уровне ..преданности, пытаясь как раз вот эту привлеченность развить. И те преданные, которые все делают правильно, достигают этого результата, и тогда вот эти 4 цели, к которым стремятся все живые существа, они просто меркнут перед величием бхакти. И мы должны понимать, что пока в нашей жизни это происходит не так - это означает, что у нас нет вот этой самой, пусть даже мизерной вообще, но реальной привлеченности Кришной. Харе Кришна, дорогие преданные! Спокойной ночи!

транскрибирование: Татьяна Рыбаченко | Россия | 04 October 2015