Мысли мудрых людей - часть 3

Анапа - 03 октября 2013
лекция для начинающих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 3
длительность: 01:49:55 | качество: mp3 64kB/s 50 Mb | прослушано: 859 | скачано: 945 | избрано: 7
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:04 [Торсунов О.Г.] Думают, что включить. Вчера уже слушали, у нас же много всего. Каждый день что-то новенькое.

00:00:23 Если люди делают зло - они делают зло самим себе. Нам же никогда не могут сделать зла. Мы рождены не для того, чтобы творить зло или грешить вместе с кем-то. Но для того, чтобы помогать другим в добрых делах. И в этом мы должны находить своё счастье. Зная и помня, что человек несчастен, если он в несчастье сам в этом виноват, потому что Бог создал всех людей для счастья, а не для того, чтобы они были несчастны. Из всего того, что Бог представляет нам в этой жизни, он одну часть отдал в наше полное распоряжение. Она составляет как бы нашу собственность. Другая же часть находится не в нашей власти, так сказать, не принадлежит нам. Все, что другое могут связать, насиловать, отнять от нас - не принадлежит нам. А все то, что никто и ничто не может помешать и повредить, составляет нашу собственность. Бог по своей благости дал нам в нашу собственность как раз то, что и есть настоящее благо. Значит, Бог нам не враг. Он поступил с нами как добрый отец. Он не дал нам только того, что не может дать нам благо. Потому мудрый человек заботиться только о том, чтобы исполнять волю божию. Потому что исполнять волю божию - это и есть наша собственность. Мы должны этим заниматься в жизни. Мы должны делать то, что Богу нравится, то, что совесть наша радуется чему, это наша собственность. Никто нам не может помешать нам это делать. Это то, что принесет нам счастье, другим счастье.

00:02:30 Если ты желаешь, Господи, чтобы я еще жил, то я буду жить так, как ты велишь. Буду распоряжаться той свободой, которую ты дал мне во всем, что принадлежит мне. Надо понять такую вещь, что то, что человеку принадлежит, в сердце радость приносит, истинную радость приносит. Совершенную радость приносит. Это то, что никто не может помешать нам делать. Потому что это воля Бога. Если Бог чего-то хочет, кто может помешать? Никто не помешает. Например, Бог дал человеку в собственность не бросать жену. Или мужа. Это его воля. Если мы так поступаем, то Бог помогает нам. Бог дал нам в собственность поддерживать здоровье, сохранять его. Не разрушать. Свое здоровье. Не нажираться на ночь. Шариков освященных. Сладких.
[Из зала] [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Нормально? Ну ладно.

00:03:58 Итак, Бог дал нам в собственность то, что помогает нам жить, дал нашу совесть, жить по совести. Выполнять свой долг. Бог дал человеку радость делать то, что приносит счастье другим. Это является долгом человека. Человек должен делать то, что приносит радость другим. Если он начинает что-то делать, и видит, что это счастье другим приносит - значит, он будет помогать в этом человеку, в жизни. Надо найти, пытаться что-то делать в жизни, и смотреть, как люди реагируют. Если это счастье приносит - то надо это делать.

00:04:39 У меня так было в жизни, что я был студентом мединститута и я приходил к пациентам своим и там, ну просто, любил с людьми как-то работать. Когда были перерывчики какие-то, я прибегал в палату и там что-то точки нажимал там как-то, помогал пациентам и постоянно, так как я болтун, постоянно рассказывал, как жить правильно им. И они меня слушали очень внимательно, все замолкали сразу, никто ничего не разговаривал - все слушали. Вот. И один человек, он такой, научного склада, он там институт был рядом недалеко от больницы, институт подшипников, рядом с этим местом, где я учился. И он там работал, сказал: "Давай ты нашим сотрудникам научно-исследовательского института почитаешь лекции". Ну я молодой парень, студент, мне так было стыдно. И он меня так просил, я говорю: "Ну ладно, я приду, попробую один раз". Когда я пришел первый раз, там было собралось где-то человек тридцать наверное. Или сорок. И я когда начал читать лекцию, у меня подкосились ноги. И язык заплетаться начал, и мне так плохо, тяжело стало, все так смотрят на меня, слушают. И я очень испугался сильно. И мне стало тяжело, плохо очень. И я как-то пересилил себя, говорил, говорил, и смотрю - люди очень серьезно слушают. Я думаю: "Вот интересно, чего ж это они так сильно меня слушают? Что же там интересного я такого говорю, что они так слушают?"

00:06:35 Ну Господь через них подействовал, через людей, показал, что: "Надо вот это делать, это то, что Я от тебя хочу". И Он помогал всегда мне в этой деятельности, в чтении лекций, помогал мне всегда. Так делал, чтобы все организовывалось, лекции читались. Поэтому нужно искать то, что угодно Богу в жизни, то и всегда будет, там будет сила, там всегда будет поддержка, помощь. Человек чувствует сердцем, что угодно Богу. То, что приносит здоровье - это угодно Богу. Допустим, одному человеку нравится купаться - это ему дает здоровье. Другому нравится ходить по лесу гулять, третьему нравится зарядку делать, четвертому нравится, допустим, какая-то игра подвижная, она здоровье ему приносит. И это надо, почувствовал, что это радостно от этого, значит, это Бог тебе в пользование дал для того, чтобы ты был здоров. У каждого человека что-то свое. Надо искать. Ну то есть, Бог человеку дал здоровье в пользование, чтобы мы были здоровыми, он дал нам это знание, что как быть здоровым, в сердце. Приносит радость что-то делать для здоровья. Дал нам в пользование любимый труд, то, что нам приносит счастье. Быть верными, выполнять свои обязанности друг перед другом. Просить прощения. Прощать. Когда человек прощает, просит прощения - ему легко на сердце становится сразу, облегчение.

00:08:13 То, что вызывает радость в сердце - это то, что Бог нам дал и это то, что будет всегда защищать нашу жизнь. Никогда это нас не предаст в жизни. Это обладает большой силой. Большая сила в человеческой жизни то, что Бог нам дал в пользование. Но что он не дал нам в пользование? Он не дал нам в пользование стремление к деньгам - это не то, что нам дано в пользование. Если человек начинает думать о зарплате - его жизнь разрушаться начинает. Пока он думает о своем любимом труде - все нормально. Как только он начинает думать о том, чтобы от близкого человека уйти, бросить близких - сразу становится несчастным, сразу у него жизнь несчастная становится. Как только человек начинает думать, делать то, что он не подходит ему, что здоровье разрушает - сразу становится несчастным. Он сделал - и плохо ему, он стал несчастным. Бог ему показывает - это не надо делать. Не то, что тебе в пользование дано. Вот то, что дано человеку в пользование - это стремление к правильной жизни. Стремление так жить, чтобы всем приносить счастье и себе приносить счастье. Это то, что Бог нам дал в пользование. И это сразу приносит радость.

00:09:34 Вот допустим, вы приехали на фестиваль, и вы сначала думаете: "Что такое, зачем я сюда приехал? Такая холодынь". Вот, а сейчас все такие радостные сидят, то есть, видите у вас из сердца идет вот: "Молодец, приехал, хорошо. Надо здесь оставаться, потому что здесь так классно. Здесь такие спектакли хорошие идут". И там, и все прочее. Ну то есть, вот так вот. Видите, Бог подсказывает, говорит: "Хорошо, молодцы. Давайте дальше, это вам нравится". Вот так надо жить. Надо жить, слушая своё сердце, всегда. И это называется жить по воле Бога, так, как Бог хочет. Бог хочет, например, чтобы мы думали о святости, о чистоте. Вот любая тема, связанная со святостью завораживает очень сильно. Вот даже вчера вот просто там чуть-чуть в спектакле упоминался Коран - и это уже богоугодная тема. И сразу этот спектакль стал очень сладким таким, он глубокий такой, и артисты воодушевлены играть, очень интересно все получается. Красиво. Они почти не репетировали, как так можно - я не понимаю, как можно так вот играть, пару раз прорепетировали, такой спектакль удивительный. Там три сюжета в одном заворачиваются, потом все разворачивается, и сворачивается. Удивительно просто, как так Бог дает такие способности людям так все делать.

00:10:58 Единственное, что хороший человек должен делать - это быть счастливым, справедливым. Научая этому других людей, жертвуя своими силами, своей жизнью, своим счастьем, есть всегда печальная исключительная необходимость. Но эта необходимость, она продиктована нашей судьбой. Единственное, что хороший человек должен делать - это быть справедливым, научая этому других людей. Надо чувствовать голос правды в сердце. Но иногда нам приходится жертвовать своей жизнью, своими силами, своим счастьем, но это тоже надо. Это печальная необходимость, она нужна тоже, эта небоходимость. Иногда человеку приходится сидеть рядом с умирающим человеком. Это печальная необходимость. Он в это время может потерять работу, там родственники говорят: "Ты чего к нам не ходишь", ну как бы родственники, все возмущаются, когда человек отдает своё здоровье, свои силы кому-то, все возмущаются. Это не нравится сердцу тоже. Но это необходимость, надо это делать. Кажется: "Ну зачем я буду это делать, если все говорят: "Ты чего там пропадаешь целыми днями?" А близкий человек уходит из жизни, допустим. Это необходимость. Потом сердце будет радоваться, что мы эту аскезу совершили.

00:12:37 Чтобы не пролить полный сосуд, нужно внимательно держать его прямо. Это означает, что надо постоянно подпитывать себя духовным знанием. Сосуд должен быть полным. Мы не должны быть пустыми горшками. Полный сосуд сравнивается в Ведах с знанием. И это Лао-Цзы, как бы, вот эта притча у Лао-Цзы, есть еще одна притча, что есть несколько видов горшков. В один горшок вообще налить ничего невозможно, потому что он сам собой наполнен, он всегда все знает. Туда ничего не нальешь, это тупой горшок. У него крышка сверху, но снизу пустой. Там ничего нет на самом деле, но такой вид, что там полный он. Потому что крышка сверху, он перевернутый. Туда льешь - ничего не наливается, потому что он все знает. Но он сам тупой, потому что человек, который не принимает в себя знание - он туп, как баран. Но такое чувство у него, что он все знает, поэтому он как бы и не хочет принимать ничего. Это горшок, перевернутый вверх ногами.

00:13:46 Дальше, когда горшок забит всяким мусором, туда почти не проникает знание. Вода знания не проникает, потому что много мусора внутри. Насмотрелся всяких фильмов, начитался всяких книжек, пустоты, и все: "Это я слышал, это я слышал, это я слышал". Так проблема, ведь знание не слышать надо, а впитывать сердцем, и жить им. Поэтому самый лучший человек какой - это человек, который всегда открыт для знания. Он должен быть открыт для знания. Но дно должно быть закрыто. Знание должно наливаться в сердце, оно должно наполнять человека. Есть еще один вид горшков, когда дырка снизу. В человека наливаешь, наливаешь, он такой впитывает, впитывает знание, впитывает, впитывает, впитывает, а потом выходит с лекции и начинает обсуждать это с кем-то. Когда он обсуждает, у него снизу все вытекает. Через нижние центры все вытекает, знание все оскверняется, всегда недовольны, и все вытекает. Опять вытекло, ничего нет, все. Знание вытекло, потому что снизу дырка. Вроде наполняется, слушает, но потом вытекает все.

00:15:09 Итак, нужно учиться своё держать сердце в правильном насторении. Правильное настроение означает - слушаем с радостью знание, и сердце же подскажет, где не надо слушать: "Вот это не мое, как бы, это я не слушаю, а вот это вот - это мое, я слушаю" - и все, и сердце естественным образом что-то неправильное протекает мимо горшка самого, оно туда не попадает. Сердце когда радостно впитывает знание, что нужно - то попадает, что не нужно - то не попадает. И все нормально, все регулируется само собой. Но если человек просто не хочет слушать, то это уже проблема. Это означает - гордость. Горшок перевернут верх ногами. "Ну просто, неприятно, ну что он говорит, кто он такой вообще? Непонятно". И так может касаться любого человека. То есть, это проблема.

00:16:10 Чтобы лезвие было острым, нужно его постоянно точить. Так человек должен точить постоянно свою волю. Я вот каждый день занимаюсь йогой, каждый день в молитве очень строго, правило молитвенное очень внимательно читаю. Затачиваю свой разум во время молитвы. А йога затачивает силу воли и здоровье дает. Когда человек занимается упражнениями, он, и делать это тяжело всегда, но это дает здоровье и силу человеку всегда. Упражнения дают силу жить потом. Надо затачивать эту силу, особенно с возрастом. Тело становится упрямым, оно не хочет заниматься. Оно любые предлоги, чтобы не заниматься зарядкой, упражнениями. А именно упраженения дают здоровье. Нужно стараться себя заставлять. Учиться это делать.

00:17:03 Если золото и драгоценые камни наполняют дом, то трудно сохранить их. Смотрите, надо понять в доме, сколько должно быть всего. Вот если чувствуете, что мы как бы взяли какие-то стандарты жизни слишком большие - надо пахать и пахать целыми днями, чтобы эти стандарты поддерживать - не нужно этого всего, не нужно, вы просто убьетесь из-за этого. Ну сделайте себе в жизни так, чтобы не сильно много работать. Как-то попроще. Если чувствуете, что надо упахиваться там, какая-то машина сверху, машина, квартира сверху машина, может две квартиры, может, это все не надо? Вот если надо пахать, и работать, и работать на это целыми днями - зачем это надо? Для чего? Мы же не ишаки, в конце концов. Про Бога поет, видите, как радостно.

00:18:13 Богатый, знатный, гордый наводит сам себе несчастье. На себя на несчастье. Богатый. Почему богатый на несчастье себя наводит? Все завидуют. Кто такой богатый? Богатый означает: "Ну я лучше, чем вы". Вы знаете, в самолёт заходишь, есть люди на бизнес-классе, они сидят: "Ну я лучше, чем ты". Но это не проклятие. Ну любому человеку не понравится, даже хорошему. Можно пожалеть его, конечно, ну бедненький, он думает, в чем счастье. Но всё равно вот это вот ну не вызывает радости, понимаете, ну не вызывает. Ну не вызывает радости вообще. Ну никак. Знатный человек. Тоже завидуют все знатным людям. Сплетничают о них постоянно. Когда о человеке сплетничают, то плохо делают ему, портят жизнь. Гордый человек - то же самое. Всегда к несчастью идет, эти люди к несчастью всегда идут. Гордые, знатные, богатые. Нужно подальше от этого всего держаться. Ну Бог дал тебе много денег, допустим. Ничего страшного. Это нормально. Надо использовать для служения Богу. Тогда человек не кажется богатым, он кажется очень занятым. Постоянно помогает всем, заботится обо всех. Бог может много денег давать - это хорошо. Это не плохо. Надо использовать в служении Богу. Если Бог дал тебе славу - используй тоже в служении Богу, помогай людям. Очень известные люди могут многое в стране изменить. Если они начнут что-то важное делать для людей, знание какое-то распостранять, тоже. Если Бог тебя сделал таким как бы амбициозным - ну используй эти амбиции для служения Богу, потому что амбиции дают человеку возможность много трудиться, много что-то делать. Но амбициозный человек, он очень дерзкий, то есть он хочет достичь высоких целей каких-то. Нормально можно использовать это.

00:20:28 Для того, чтобы совершить достойное и приобрести славу лучше всего удалиться в уединение. В этом истинный путь святости. Уединение означает поехать на фестиваль "Благость". Здесь ничего же нету, никаких удовольствий, только одно знание, и все, больше ничего нет. Это уединение, мы уединились здесь. Уединение не означает сидеть под деревом и скулить постоянно, думать о том, что жрать хочется там, а надо молиться. Это не уединение. Уединение - это когда что-то делает полезное. Он погружается внутрь себя. Когда человек по своей природе действует, вот женщина заботится о детях, допустим, это уединение, сразу сердцу хорошо, сердце открытое становится. Уединение означает делать добрые дела. Наедине с собой остаться, уединение. Сейчас не то время, когда надо просто сидеть в келии. И молиться. Это не то время сейчас. Люди не имеют такой силы, чтобы затворничество совершать. Сейчас уже нет пустынножителей, никто не может такие аскезы совершать. Потому что ум у людей в эту эпоху становится очень подвижным, он не может быть, в тишине жить. Раньше люди, ведь не было телевизоров, радио - ничего, то есть, не было столько информации, люди спокойно жили. Лучиночка, они молились постоянно. Ум был спокойней раньше. Другая жизнь. Сейчас умственная атмосфера сильно отравлена. Беспокойством. Все, любая, много информации, всякие там, то мобильник,чуть уединился - дзынь! Там раз - мобильник звенит. Поэтому единственный способ уединиться - это делать добрые дела. Добрые дела делать. Надо изучать, что такое добрые дела, и делать их. И сразу человек близок сердцу становится от этого. Он наедине с собой становится во время добрых дел. Деланье добрых дел. На сердце хорошо. (поет) "И на душе неслучайно светло, и неслучайно весело". Об этом речь.

00:22:38 Некоторые люди так боятся неведения, в котором человеку по природе своей приходится жить. Например, смерти боятся, и всяких непредвиденных несчастий. И поэтому они замыкаются от этого всего, стараются не думать, не хотят думать об этом обо всем. Они постоянно ищут новых развлечений и удовольствий, пытаясь неосознанно этим заглушить своё беспокойство в сердце о том, что придется менять тело, о том, что придется болеть тяжело когда-нибудь. Придется стареть, и так далее. Но таким путем они не могут получить удовлетворение, так как человек, ищущий наслаждение во внешних вещах никогда не бывает доволен. Получив то внешнее, чего он захотел, он не успокаивается, но тотчас же хочет испытывать дальше другие наслаждения, которые еще он не получил.

00:23:39 И так человек от одного наслаждения к другим, он пришел домой и он попал в это настроение "хочу отдохнуть, хочу вот наслаждения", и он включает одну передачу, вторую передачу, третью передачу, четвертую передачу, потом жена улыбнулась не так, на него варежку - почему? Потому что наслаждения хочется, а она не наслаждает, почему она улыбнулась не двумя сторонами, а одной всего на меня? Да потому что очень трудно двумя сторонами улыбнуться, когда ты сидишь целый день и смотришь всякую фигню у телевизора. Она приходит так: она хотела улыбнуться двумя сторонами, а улыбнулась только одной. "Ну что ты тут сидишь?" Сразу ругань начинается. Обычно люди, которые склонные к наслаждению и ищут наслаждения, все это заканчивается руганью, скандалом. Потому что не приносит счастья такая жизнь никому. Дети капризничают, когда родители балдеют дома, дети капризничают. Или тоже начинают компьютерные игры. Постоянно играть. Перенимают это настроение.

00:24:56 Люди все страдают в таком доме. Кошка начинает прыгать на шторы. Ей тоже надо как-то развлекаться, она не может просто сидеть, когда все балдеют, ей надо что-то делать, а как бы делать нечего, уже все в этой квартире уже, все изучено, все уголки, и она просто разбегается и на штору так. И смотрит, как среагируют все. Даже тараканы наглеют, начинают вылазить везде. Лазают везде тараканы, все активизируется. Потому что это желание наслаждаться, оно вызывает у всех цепную реакцию. Все активизируются. Тараканы вылазят, кошки прыгают на шторы, собаки гавкают, и все - страшное дело наступает. Очень тяжело жить. Дети в компьютерные игры играют, бегают по квартире, что-то делают - хаос. Когда человек начинает молиться - тараканы залазят на своё место. Смирение вырабатывают. Кошка сразу успокаивается. Дети сразу успокаиваются, все стихает, все становятся радостным, счастливым, внутренним, глубоким, все становятся глубокими, никто никому не мешает жить. Телевизор ломается сразу. Потому что он никак не может нормально среагировать на эту ситуацию. Если человек начинает молитвенную жизнь, телевизору смерть.

00:26:25 Обычно люди думают, что жизнь короля самая лучшая. Однако если король останется без развлечений и будет иметь время подумать, что такое, что у него такая за жизнь, то он увидит своё несчастное положение, что он постоянно занят чужими заботами, ему надо поддерживать царство постоянно. Он постоянно в беспокойствии находится, что кто-то нападет на него, кто-то его отравит, кто-то там что-то еще, понимаете? Постоянно одни беспокойства, что за жизнь такая? Он постоянно думает о том, что кто-то ему угрожает, о неповиновении, о беспорядках, болезнях, смерти. И потому король, если он не развлекается, несчастнее последнего своего подданого он становится. Понимаете, король почему развлекается, потому что он уже на последней стадии находится уже вот этого. Ему надо как-то развлекаться, поэтому перед ним танцуют постоянно. Ну как-то надо вот его бедного. Ему только эту сторону и дали короля жизни. Несчастная жизнь на самом деле. Мы все хотим, да, хотим хоть немножко такой несчастной жизнью короля пожить. Чтобы яд мне подмешивали в тарелку, да?

00:27:47 Одни говорят, войди в самого себя и ты найдешь покой. В этом еще не вся правда. Другие напротив говорят, выйди из самого себя, постарайся забыться и найти счастье в развлечении, и это несправедливо хотя бы, только потому, что этим путем нельзя избавится например от болезни. Покой и счастье - не внутри нас и не вне нас, он - в служении Богу, который и внутри нас, и вне нас. Можно действовать, внешними вещами заниматься, допустим, мы целый день заняты на работе, на фестивале, целый день с утра до вечера постоянно заняты служа людям. И счастье очень сильное в конце дня, так засыпаешь... И хорошо. Почему? Потому что Бог доволен внутри и хорошо, радость наступает. Радость совершенная наступает. Не доверяете?
[Из зала]
[Торсунов О.Г.] А?
[Из зала]
[Торсунов О.Г.] Радость совершенная наступает. Потому что мы живем для Бога, действуем для Бога. Я думаю, вы то же самое, потому что вы тоже для Бога сюда приехали. Когда человек постигает Истину, он счастлив в сердце своем. Ему тоже хорошо. Раде-Раде, Раде-Раде. Это древняя молитва такая. Раде-Раде. Видите, вроде санскрит, да, древний язык, а на русском все понятно. Раде-Раде.

00:29:33 Человек увеличивает своё счастье в той мере, в которой он доставляет его другим. Чем больше мы доставляем другим людям счастья, тем больше в жизни счастья становится. А потом оно просто не кончается уже, просто не кончается. Оно постоянно течет и течет, льется и льется это счастье. Раде-Раде.

00:30:16 Вот Лев Толстой одно высказывание своё выставил тоже. И то, что мы называем счастьем, и то, что называем несчастьем - одинаково полезно нам, если мы смотрим и на то и на другое как на испытание. А?
[Из зала]
[Торсунов О.Г.] И то, что мы называем счастьем, и то, что называем несчастьем - одинаково полезно для нашей судьбы. Если мы смотрим и на то и на другое как на испытание. Понятно же, да? Все понятно? Счастье - это испытание. Вот имеется в виду материальное счастье. Повезло в жизни. "А, хорошо!" Это испытание. Потому что человек к этому очень быстро привыкает, он чувствует, что хорошо, классно. Это значит, что стандарты жизни повысились. И человек думает: "Я по-другому жить уже не согласен. Все. Мне нужно теперь всегда чтобы вот так было. Хорошо". Но так же не будет всегда. Это означает, что потом будет уже расстройство, тяжело станет. Плохо станет жить. Вы на меня рассердились? Все нормально? Ну, то есть, понимаете, да, о чем я говорю? Вот привыкаешь быстро к счастью, к хорошему очень быстро привыкает человек. А потом плохо становится жить, потому что это же невозможно поддержать.

00:31:47 То же самое горе, испытание. Потому что в горе человек что должен делать? Терпеть просто. Спокойно к горю относиться. Надо знать, что горе пройдет, обязательно пройдет, и надо спокойно ждать просто, ждать. Оно постепенно сначала нарастает, нарастает, потом раз - начинает спадать, и потом раз - проходит. Все в этом мире заканчивается, ничего вечно не длится - все заканчивается. Планеты кругом двигаются. Они судьбу сначала усиливают какую-то, потом ослабляют. И человек всегда должен терпеть просто. Счастье он должен терпеть внешнее, привык - потом плохо будет. Горе должен терпеть, потому что если он поверит в горе, он вообще себя сломает, свою жизнь. Не надо верить в горе. Надо верить, что все пройдет. Но только духовная жизнь никогда не делает человеку плохо. Чем больше духовного счастья человек испытывает в своем сердце, тем больше счастья. Чем больше счастья - тем больше счастья. И никогда не закончится это, и никогда не надо это скрывать от себя, и никогда не надо этого бояться. Чем больше духовного счастья - тем больше счастья.

00:33:01 Вот вы приехали, допустим, сюда, мы думаем о Боге, говорим о возвышенных вещах. Все ваши знакомства вам всегда будут помогать здесь в жизни. Все, что вы здесь получили - будет помогать. Все это принесет вам здоровье. Все, что вы почувствовали здесь - это поможет вам в жизни. Вот многие люди здесь почувствовали, что надо делать, когда я домой приеду. Это вам даст потом счастье в жизни. Вы увидите, что когда вы это будете делать дома, то, что вы сейчас почувствовали в сердце - это и надо делать. Вот только здесь, когда мы отвлеклись от материального и начали возвышенными вещами заниматься - только здесь можно понять, что там делать. Чувствуете, да? Что там делать? Вот это и делайте, когда приедите. Жизнь потом будет засасывать.

00:33:53 Человек никогда не искушается, если человек никогда не искушается счастьем. Никогда не становится пораженным во время страданий, в конце жизни тоже умирает. Как солдат, который никогда не встречался с поражением в жизни. Понятно, да? Как победитель умирает. Солдат, он, если человек побеждал всегда счастье, побеждал страдание - он тоже умирает, смерть приходит, но этот человек непобедим, его никто не победил. Он побеждает свою жизнь. Есть и другие солдаты, которые падают и встают опять. И это тоже хорошо. Победил не тот, кто не упал, а тот, кто смог встать. В этом победа заключается. Иногда жизнь косит, но надо вставать, дальше идти, иначе не будет победы.

00:35:08 Счастье человека всегда зависит только от его способности восхищаться дарованиями других людей. И способность не сильно обращать внимание на свои дарования. Благоговейный восторг есть высший дар человека, и все низшие животные счастливы и благородны лишь постольку, поскольку они разделяют это чувство восторга по отношению к тем, кто выше. Собака чтит человека, а муха - нет. И эта способность хоть отчасти понимать более высокое существо составляет благородство собаки. Вот человек, допустим, начал молиться, муха - дззз - в этот момент. Она не хочет как бы, чтобы мы концентрировались на чем-то возвышенном. Это означает - ну не все мухи так. Вот мы когда, молитвенный у нас ретрит, молитвенный ретрит мы проводим раз в неделю, и я когда сажусь молиться, очень сильно концентрируюсь, то одна муха постоянно летала-летала передо мной, и я начал ей проповедовать в своем сердце, рассказывать лекцию. Как важна молитва. И она сопротивлялась как-то, сопротивлялась, а потом раз - и приняла. И она потом передо мной сидела весь ретрит, передо мной вот прямо сидела рядом со мной и смотрела вот так, слушала. Но вот через месяц, через неделю, когда мы начали делать ретрит, она опять прилетела и села. И еще через неделю опять прилетела и села. И еще через неделю. И так каждый раз она, ну потом я не знаю, куда она делась. Может её мушья жизнь закончилась, потому что так или иначе она прилетала и слушала молитву постоянно. Она не мучила меня уже больше после этого. Не знаю, кем она потом родилась в следующей жизни. Это удивительно.

00:37:22 Знать избранных есть добро. Если ты знаешь людей, которые избранны Богом - это очень большая удача, очень большое добро. А жить с такими людьми - истинное счастье. Счастлив тот, кому не приходится сходиться с глупцами. Буддийская мудрость. Надо искать возвышенных людей. Сходиться с глупцами означает обсуждать кого-то постоянно, критиковать. Мудрость говорит о возвышенных вещах, глупость - критикует. Запомните, это очень важно. Человек, который критикует может казаться очень разумным. Но если человек постоянно в критике находится - этот человек неудачник, он не понимает смысла человеческой жизни. Человеческая жизнь предназначена для восхищения чистотой и святостью. Она не предназначена для того, чтобы сильно печалиться о недостатках человеческих. Если мы опечалились о недостатках другого человека, значитмнаша счастливая жизнь закончена. Надо немедленно захотеть заставить себя простить, если я не могу заставить себя простить, значит я буду в этой печали жить и жизнь моя пройдет в несчастьях постоянных. Восторг к возвышенным личностям является единственным, что может быть счастливого и хорошего в нашей жизни, так говорит буддийская мудрость.

00:38:45 Тема скромности и смирения. Мудрому человеку также несвойственно рассуждать много о природе существ, стоящих выше его. Как и о природе существ ниже его. Мудрый человек никогда не рассуждает о старших. Зачем искать в них недостатки, какой смысл? Ты теряешь удачу, когда ищешь недостатки в старших. Теряешь удачу просто. Потому что зачем нужен старший? Старший - это тот, кто передает тебе знание, энергию знания, энергию счастья. Но какой смысл тебе думать о его недостатках и лишаться этого ручейка, который течет в тебя, втекает в тебя и дает тебе радость и счастье дает тебе? Но этот же самый ручеек, который втекает в тебя, от старших, этот же ручеек может потечь дальше. И ты можешь этот ручеек дать другому человеку, единственное условие - не надо в нем искать недостатки. В том человеке, который зависит от твоего знания. Не надо искать в нем недостатки. Не надо считать его плохим. Надо поклоняться этому человеку, который просто хочет знания, пускай он развит, не развит - не имеет значения. Человек, допустим, младше, он только изучает - надо поклоняться ему, как святому человеку. И это тоже принесет огромное счастье.

00:40:05 Потому что знание принадлежит Богу и сама склонность слушать - это божественная вещь. Склонность стремиться к знанию - это божественность, и этой божественности мы всегда должны поклоняться. Младше тебя человек, старше - не имеет значения. Если младше - ты поклоняешься ему как тому, кто слушает. Если он старше - ты поклоняешься ему как тому, кто тебе говорит. Всегда, когда человек поклоняется знанию, он живет в одном счастье. В одном лишь только счастье. Часто человек пренебрегает младшим. Кто-то кого-то начали слушать, он думает: "О, эти люди меня слушают, значит они глупее меня". Все. Так сама способность слушать - признак разума. Кто более возвышен: тот, кто говорит, или тот, кто слушает? Тот, кто слушает. Потому, что когда человек слушает, это означает, что он действует с позиции разума. Но когда человек говорит, это еще не факт, что он с позиции разума действует, не факт.

00:41:06 Слишком нескромно предполагать, что человек может постичь тех, кто выше, и слишком глупо предполагать, что мы можем всецело состредоточить своё внимание на критике тех, кто менее развит, чем мы. Слишком унизительно это делать. Это глупо. Нескромно думать, что мы можем постичь старших, понять их природу. Слишком унизительно и глупо думать, что мы можем сосредотачивать внимание на недостатках тех, кто младше. Человек должен признать своё внутреннее величие сердца. Надо принять, признать величие души в себе. Потому что душа, она всегда ищет только духовного. Ей не нужно видеть никакие недостатки, она хочет только нектара, только нектара. Она не хочет ничего, а мы души, это главное, что в нас есть. Раде...

00:42:17 И надо признавать своё ничтожество в нежелании изучать духовные вещи. И так мы узнаем себя и своё место в этом мире. Наше место таково, что мы должны всегда восхищаться и чувствовать величие в своем желании идти духовным путем, и всегда надо презрительно немножко, так с пренебрежением относиться к своему желанию достигать счастья в этом мире. И так мы отрезвеем. Поймем своё место в этой жизни, как правильно здесь жить. Надо всегда быть довольным своей подчиненностью Богу. Даже, даже мы не можем постичь Его, понимаете, замыслы Бога настолько сложны, невозможно постичь.

00:43:05 Вот допустим часто люди верующие начинают критиковать другую традицию какую-то духовную. И они говорят: "Да там нет Бога!" Но откуда вы знаете? Вы что, можете постичь замысел Бога? Вы знаете, где есть Бог, а где Его нет? Бог может проявиться через кого угодно. Он может через собаку заговорить даже. Бог непредсказуем. Это Его природа. Он проявляется там, где неожиданно, где Его никогда не встретишь, не поймешь, не узнаешь. Так зачем об этом вообще думать? Зачем пытаться постичь замысел Бога? Надо просто подчиниться Ему, чувствовать, где божественное, и радоваться этому всему. Мы должны тех, кто меньше нас знает, понимает, очень с любовью относиться к этим людям.

00:43:58 Мы говорили вчера примеры отношений с тем, кто выпивает. Если мы кому-то хотим помочь - надо с любовью, не можем помочь - лучше тогда вообще не трогать. Потому что это лучше, чем трогать неправильно. Если вы не можете воспитывать своего ребенка - не трогайте его. Не можете без злобы ему что-то говорить, у него такой недостаток, вы его не перевариваете - "поубивала бы". Не трогайте просто. Не трогайте ребенка. Лучше будет, чем если вы ему будете со злобой что-то говорить. Единственный способ воспитывать - это с любовью. Любовь, строгость - также любовь. Но сначала любовь - потом строгость. Строгость - самое высшее проявление любви. Сначала, когда капелька любви есть, человек может по-доброму говорить. А если у человека много любви, тогда он имеет право и строго сказать. А эта строгость - это высшее проявление любви. Это еще лучше любовь, чем просто вот сюсю-пусю. Понимаете? Строгость - это высшее проявление любви. Но если там нет любви, но есть строгость - это называется уже жестокость. Потому, что для того, чтобы человек справился с строгостью, для этого ему сначала нужно дать любовь, которая поможет с этой строгостью справиться. Строгость означает очень горькая правда. Для того, чтобы человеку сказать эту горькую правду, надо ему сначала столько любви дать, чтобы он мог услышать, а потом уже говорить эту горькую правду, и тогда все нейтрализуется.

00:45:30 Мы не должны разделять животных страстей людей. Не должны подражать этим вещам. Вот что значит быть смиренным по отношению к Богу - это вывод по отношению ко всей фразе. Вот что значит быть смиренным по отношению к Богу, добрым по отношению к тем, кто от него зависит, и мудрым по отношению к себе. Что значит быть мудрым по отношению к себе? Уважать старших, уважать младших, всегда слушать от старших, всегда давать младшим по-доброму знание с любовью, и это означает мудрость по отношению к себе. К себе, потому что мы этим и должны заниматься всю жизнь. Должны так жить, постоянно делиться знанием. Постояно общаться на возвышенные темы. Вот лекция заканчивается - надо пообсуждать: "А я вот это вот услышала, а я вот это узнал, мне вот это вот нравится, там, то да се. А тебя как зовут? А меня вот так зовут. А меня так. Будьте моей женой. Все". И всю жизнь потом будут обсуждать, как правильно жить. И станут святыми людьми к концу жизни, и все.

00:46:49 Мудреца спросили, как сделать, чтобы увеличить свои добродетели, исправляясь от своих недостатков, и уметь видеть ошибки ума. Что такое добродетели? Добродетели - это то, что делает добро в жизни, это удача в жизни. Вот человек рождается, у него, он, у него, такая сила из него выходит, раз - все ему подчиняются, само собой. Он рождается с такой силой, маленький ребенок стоит такой. Такой уже, сильный такой - и все подчиняются сразу. На него смотрят так - раз. Ведут себя хорошо, смотрит за всеми ходит. Это добродетель. Откуда у него взялось, он же не генерал, погоны никто не давал ему. Но у него природа такая - быть начальником. Он рождается уже с этой природой.

00:47:46 Кто-то рождается, допустим, с хорошим голосом. (поет) "Жизнь невозможно повернуть назад, и время ни на миг не остановишь". Все слушают. Это врожденная способность, человек рождается с этим со всем, хороший голос. Способность, допустим, радовать людей. Вот смотрите, вчера вот вышло несколько человек, и у всех одинаковая способность радовать: что бы они ни вытворяли, там, и гавкают, и мяукают - все радуются от этого, что бы только ни делали. Это от Бога дар. Правильно? Или петь допустим. Петь, да? Это от Бога дар. Петь красиво очень. Петь от сердца, петь от сердца. Как там? Я что-то так про Землю так. Сейчас вспомню. Спою. Сейчас спою. (поет) "Хорошая стоянка на пути". Да? Классная же песня? Сейчас спою.

00:49:10 Да, мудрец сказал, да, как увеличить свои добродетели, исправляться от своих недостатков. Исправляться от своих недостатков - это супер вообще вещь. Находить недостатки очень больно. Потом исправляться от них еще. Тоже больно, потом раз - и хорошо становится. Совсем не больно жить. Исправился от недостатков - небольно жить совсем стало. Супер. Хорошая вещь. И видеть ошибки ума. А как их можно увидеть? Ошибки ума - это означает твоё мышление. Ты же не можешь неправильно мыслить, ты мыслишь как ты считаешь, и надо еще видеть вот эти ошибки ума. Это же чудо. Ты, допустим, мыслишь как-то, тебе говорят: "Нет, это неправильно". И ты - раз - оп! - поймал. Почувствовал - неправильно. Это чудо. Люди же в основном считают себя правыми: "Как это я ошибаюсь?" Такой вопрос задали мудрецу, мудрец сказал: "Хороший вопрос, прекрасно". Атисундар - прекрасно. С санскрита переводится "прекрасно". Атисундар. Сударыня-барыня, да? Сударыня. Прекрасная. Атисундар. Видите, слова похожи, да? Санскрит, русский. Для того, чтобы увеличивать в себе добродетель, надо выше всего ставить обязанность делать то, что ты обязан делать и не думать совсем о той пользе, которая от этого придет. Вообще не думать о пользе.

00:50:49 Вот девушка молодая незамужняя, что она должна делать? Думать о замужестве? А что она должна делать? Заботиться обо всех, любить, о всех заботиться, она исполнена красотой. И она должна постоянно её отдавать, эту красоту. Постоянно о всех заботиться, всех любить, все, постоянно жить в этих заботах обо всех. И о чем она не должна думать, помышлять ни о чем? О замужестве. Теперь несчастные девушки, которые постоянно вот несчастны, чем они занимаются? Ни о ком не заботяться, постоянно думают о замужестве. Все, стала несчастная сразу. Почему? Потому что не тем занимается. Вот и все. Чего люди несчастными становятся? Не тем занимаются.

00:51:39 Вот человек занимается любимым делом, о чем он должен думать? О том, чтобы все получили счастье от этого дела, чтобы делать и думать: "Вот я хочу сделать так, чтобы все были счастливы. О чем он не должен думать? Раде-Раде... Не надо думать о зарплате. Начал думать о зарплате - капец счастливой жизни. "Когда работа закончится, когда зарплата?" - это же страшно. Кто так работал, знает, что время тянется очень медленно. "Когда закончится работа? Осталось десять минут... Три минуты... Две минуты..." Страшно ведь, правильно? Когда закончится работа? Страшная жизнь. Или когда зарплату дадут? И как назло - очередь еще. В кассу очередь. И так месяц ждал, еще в кассу очередь. И потом, уже вроде бы должны дать зарплату - считает медленно. Кошмар. Когда человек думает о награде - это страшная жизнь, просто невозможная. Я вам рассказываю про себя. Я чувствовал когда-то в жизни подобные вещи, поэтому, я понял, что лучше застрелиться, чем так жить.

00:53:18 Итак, для того, чтобы увеличивать в себе добродетель, очень просто - надо погружаться в любимое дело и забыть о наградах. Ну по своей природе, что делать, по своей природе, вот взрослая женщина в возрасте, какова её природа?
[Из зала] [неразборчиво]
[Торсунов О.Г.] Ее природа заботиться. Но ни в коем случае не наслаждаться детьми, не надо их целовать в попу, баловать их. Заботиться, заботиться о детях, взрослой женщины, её природа - заботиться. Но если она начинает наслаждаться ими... Все, счастье заканчивается на этом. Счастье заканчивается, потому что это называется привязанность уже, а привязанность вызывает страдание постоянное. "А вдруг ребеночек там пополз не туда, а вдруг это..." Постоянное страдание. Почему? Потому что надо выполнять свой долг, но когда ты пытаешься кем-то наслаждаться, чуть настроение хуже стало - уже нет наслаждения. Женщина же счастье испытывает от чего? Или от счастья близких людей или от того, что она о них заботится.

00:54:30 Смотрите, женщины, внимательно настройтесь, сейчас очень важные вещи будут. Смотрите. Два вида счастья, которые дано женщине. Первый вид счастья - счастье близких людей. Вот близкие люди счастливы - и мне хорошо. Это капкан. Потому что, это капкан. Когда женщина так настроена - всегда, она будет постоянно страдать, потому что кому-то будет плохо всегда. Одному плохо, все счастливы - одному плохо, всё равно будешь страдать из-за того, что ему плохо. Ты не будешь думать, что они счастливы, ты будешь думать, что ему плохо. Это капкан. Это называется зависимость, зависимость от энергии счастья других людей. Жить счастьем других людей. Вторая природа женщины - жить заботой о других людях, то есть, не брать с них счастье, а отдавать им счастье. Жить счастьем других людей, означает питаться, питаться их счастьем. "Ой, что-то я беспокоюсь о своем сыне. Ой, так что-то я беспокоюсь". Это значит, что делать нечего, делать, бездельница значит. "Беспокоюсь..." - значит, не занята. Потому что, один вариант отдавать энергию счастья своим близким, значит, заботиться, служить им, отдавать энергию счастья. В это время о чем женщина должна думать? Раде-Раде...

00:56:07 Мы говорили с вами, Раде-Раде, что такое. Раде-Раде - что значит? Почему Раде-Раде? Потому что Рада - это жена Бога, супруга Бога. Раде-Раде - потому что думаем о жене Бога. Понимаете, то есть, когда человек думает о Боге, он Раде-Раде становится, у него много энергии, много счастья становится. И это счастье надо отдавать другим. Я вам говорил, что "радана" переводится с санскрита, слово "радана" означает "любовное служение, бескорыстное служение", радана, рада-на. На! Я Рада - на! Отдаю. Радана - означает, отдавать радость. Как служить близким, если нет радости?

00:57:08 Поэтому женщина чем должна заниматься дома? Она должна думать о Боге и заботиться о других постоянно с этими мыслями. Когда она думает о Боге, она наполняется радостью. Как думать о Боге? Поставила, воткнула в уши духовную музыку - и ходишь заботишься. Вот и все, вся жизнь женщины. Хорошо, заботишься обо всех, все рады-рады становятся. Потому что ты сама рада-рада, все рады-рады становятся. Почему? Потому что ты заботишься с радостью, у тебя духовная энергия. С духовной энергией постирала белье - одели это белье духовное, освященное белье считается, когда с духовной энергией постирала - раз - все сразу стали хорошими. Послушными. И все, нет проблем ни с кем в семье. Муж если, если освященную пищу с любовью для Бога приготовила сразу - Раде-Раде, раз приготовила, муж такой, поел - Раде-Раде. Все, он такой хороший стал. Хороший муж стал. Родной. Он с работы какой пришел? Да, сволочь пришел, чужой такой. Ничего страшного. Под душик его сразу, снять напряжение, раз его - под душик, потом за стол, освященную пищу - и все. Свой стал. Все, так надо жить. Раде-Раде.

00:58:43 Чтобы исправляться от своих недостатков, слушайте внимательно, чтобы исправляться от своих недостатков, надо заставить себя не думать об исправлении недостатков других. Когда человек не думает об исправлении недостатков других, он начинает исправляться от своих сразу, он просто не думает. Не обязательно свои исправлять, просто не думать об исправлении других, сразу все, свои начинают исправляться. "Ведь хочеться же помочь". Помочь - означает никого не трогать просто. Помочь. Самый лучший способ помочь - никого не трогать. Сразу помощь такая конкретная приходит. Что мы всех мучаем постоянно, всю жизнь. Раде-Раде.

00:59:39 Чтобы увидеть ошибки своего ума, надо очень скромным быть. Надо, когда говоришь, не сильно доверять себе. Мы ведь как говорим? Я вот как говорю - все, я Бог, прям все знаю, я вот супер-пупер. Надо как-то вот скромненько высказывать свою мысль. И сразу ошибки ума начнут выставляться. Потому что когда скромненько высказываешься - есть возможность возражать. Если ты говоришь не скромненько - все молчат. Вот я иногда, у меня подчиненные, я иногда что-нибудь скажу, все молчат. Я говорю: "А чего вы молчите?" Они у меня разумные, они говорят: "Ну, вы знаете, Олег Геннадиевич, вы так сказали, что нечего уже говорить теперь". Все. Все сказал уже. Но это не значит, что это правильно. Просто можно так иногда сказать, что все молчат. Почему все молчат? Потому что, ну, безнадежный случай, понимаете, безнадежный случай. Ну вот такая проблема. То есть, скромно надо, не сильно доверять своим словам. Это китайская мудрость. Мудрец вот так ответил на эти вопросы. Запомнили, да, какие ответы?

01:00:53 Добродетели - что такое добродетели? Добродетели - это когда у человека природная способность к удаче. Допустим, голос сильный у человека - природная способность к удаче. Память хорошая - природная способность к удаче. Сила, допустим, физическая, есть люди очень сильные физически - удача, удача означает тоже рядом. Красивая девушка, допустим, очень красивая - удача, значит рядом с ней стоит. Поэтичный человек очень, талант, да - это удача. Называется добродетели. Это все от прошлых поступков хороших идет. Человек рождается таким уже, потому что он в прошлом делал добрые дела. Это называется добродетель. Что такое добродетели? Делать по своей природе что-то, делать, не думая о результате. Никогда не думать о том, что ты от этого получишь - копится добродетель. Когда человек думает о том, что он получит - чем он занимается в это время? Он уже сжирает своё счастье будущее. "Вот как я выйду замуж, что у меня будет там? У меня там будет богатство" - она уже начала жрать богатство своё будущее, все. "Так, муж будет всегда обо мне заботиться вот так вот. Как он будет заботиться? Вот так вот будет заботиться, вот так. Ах, как хорошо". Все, это значит,что ты уже сожрала там часть заботы будущей. И так, когда человек вот мечтает, он все сжирает полностью, ничего не оставляет себе. Когда человек думает о зарплате, что он с ней будет делать - он сожрал уже всю зарплату. Все. Понимаете, то есть, ничего, потом зарплату берет, и уже не интересно - все сожрал. В мыслях. Зарплата теряет силу уже, все.

01:02:37 Поэтому человек, если он хочет, чтобы, что такое добродетель? Когда человек ни о чем не думает, о плодах не мечтает - ни, как это сейчас называют, не визуализирует результат, не визуализирует это все, не надо визуализировать, не надо ничего. Что свизуализировал, у нас есть там благочестие в сердце, понимаете? Оно само нужно для чего? Для чего-то нужно. Вот ты свизуализировал себе, допустим, сто доларов хочу. Свизуализировал. А у тебя там вот это благочестие нужно, чтобы у тебя там гемморой не вышел. Потому что уже по судьбе известно, что ты напряжешься сильно в какой-то момент и у тебя должен выйти гемморой. Ну у тебя там в сердце благочестие сидит, и оно раз - вместо ста долларов оно в гемморой ушло. Благочестие в гемморой ушло, и раз - и не вышел гемморой. Представляете, как хорошо? Не все представляют, не знают, что такое гемморой. Ни сидеть нельзя, ни лежать - тяжело жить, с геммороем. Понимаете, благочестие. Авария, едешь на машине, авария должна быть - раз, тебя завернуло. Это означает благочестие.

01:04:02 Я когда в Индии, приехал в Индию заниматься духовной практикой, молился, молился целыми днями, думал о Боге. Назад поехали с водителем, и там очень высокий бордюр на дороге. И он ехал в темноте в полной, он не видел этого бордюра. И как-то раз - он вывернул, и мы увидели по цветам фар этот бордюр блеснул прямо в миллиметре от машины. Если бы мы задели, машину бы закрутило. Очень большая скорость. И я его спросил: "Ты чего, заметил это? Почему ты вывернул? Ты заметил что ли этот бордюр?". Он говорит: " Я не знаю, как я вырулил, я даже не хотел поворачивать. Она сама, - говорит,- повернула". Это результат благочестия, так сработало, понимаете? Его кто-то повернул туда, он не знает даже, что повернул. То есть, благочестие спасает нас в трудную минуту, и поэтому не надо думать о том, что ты получишь от того, что ты делаешь. Не надо. Бог сам лучше распорядится этим, он уже знает, что тебе надо получить. Ты лучше получи то, что положено, чем то, чего ты хочешь. Потому что ты не знаешь, что для тебя лучше. Мы не знаем, что для нас лучше в жизни. У нас нет идеи. Надо просто делать, выполнять свой долг, а Бог сам даст самое лучшее. Допустим, некоторые девушки думают: "Мне вот сейчас замуж бы". Вот, а может быть, все наоборот. Может, сейчас и не надо. Потому что не тот вариант будет. Потом будешь мучится. И Бог отгораживает, уводит. Если есть благочестие - Бог уводит от ненужного, дает самое лучшее. Хотя это горько иногда так. Думаешь, почему это так. Но мы не знаем, как эта жизнь протекает. Как лучше, как не лучше - мы не знаем.

01:06:04 Придите ко мне, все страдающие и обремененные, я успокою вас. Возьмите крест мой на себя, и научитесь от меня его нести. Ибо я кроток сердцем и смирен. И в этом смирении и кротости найдете покой душам вашим. Евангелие от Мефодия. Видите, Господь говорит, вы, говорит, че паритесь? "Плохо жить". Ну придите ко мне, я вас успокою. Я для этого и предназначен, чтобы вас успокаивать. Чего вы мучаетесь? Ну придите, направьте свою проблему ко мне, я вас успокою. Господь говорит: "Это моя природа успокаивать всех. Я для этого предназначен. Чего вы мучаетесь? Не хотите верить? Это ваша проблема уже. Ну просто придите попробуйте - сразу спокойно станет. Я вам даю в сердце знание о ваших трудностях. Возьмите вот, это ваш крест, возьмите его и несите, тоже спокойно жить станет сразу. "Ну неужели у меня вот такая тяжелая жизнь?" Да, у тебя такая тяжелая жизнь, возьми её себе. Сразу легче станет. Потому что Бог же это все в сердце говорит, показывает.

01:07:47 Тот, кто ищет знание, с каждым днем повышает свой уровень жизни и растет в глазах мира. Некоторые люди пашут, как ишаки, и думают: "Я вот сейчас поработаю немножко, у меня повыситься должность, больше денег будет". Безумие полное так жить. Человек должен искать знание. Как только человек ищет знание, его статус в обществе сразу повышается. Человек напитывается знанием, благочестия больше становится, у него повышается круг друзей сразу, друзья другого уровня, другие возможности. Понимаете? То есть, повышается статус в обществе просто от знания, надо впитывать в себя знание, и человек меняется в своей жизни. У него другая работа, другая деятельность, другая жизнь наступает. Не нужно упахиваться, нужно повышать знание. Статус в обществе повышается от знания. Вот представьте себе, человек кирпичи таскает всю жизнь. Я в Индии таких видел. Такого человека если спросить: "Ты чего кирпичи носишь?", он говорит: "Мой отец носил, прадед носил и я ношу" - "Ну иди поучись", он говорит: "Я не могу учиться, я неграмотный" - "Да ты поэтому и неграмотный, что ты не хочешь учиться" - "Нет, я пошел кирпичи таскать дальше". Понимаете или нет, о чем я говорю? Вот если б он чуть-чуть поучился, что бы произошло? Его статус в обществе бы повысился, и ему не надо было так сильно уже работать было. Понимаете? Чуть-чуть даже повысился статус - уже так сильно не упахивался бы. Это касается всех людей. Человек или упахивается, впрягает себя в работу, или он учится. Надо выбрать.

01:09:25 Работа, почему человек очень много работает? Потому что он прямо сейчас хочет чего-то получить. Прямо сейчас. Поэтому он и пашет как ишак, потому что прямо сейчас надо. И вот это прямо сейчас, оно же известно было в природе. Раньше людям не нужно было электричество, чтобы воду подавать. Для этого нужно было знать, об этом прямо сейчас. И это прямо сейчас очень сильно выражено в психике одного животного вьючного. Его зовут осел. Ну осел, понимаете. Ну то есть, не совсем разумное животное. Осел. Вот. И что этот осел, как он помогал человечеству на протяжении веков? Ему делали такую упряжку, ослу, упряжку такую, он подписывал контракт "готов работать столько часов для того, чтобы получить". Что получить? То, что прямо сейчас, быстрее. Ну прямо вот сейчас, прямо новая квартира - прямо сразу. Раз - и новая квартира. Вот тебе ключи. Все, новая квартира. А теперь вот упряжка, и паши иди. Вот, то есть, ему вешали такую удочку спереди и морковку. Морковка болталась так, чтобы она доставала почти до рта. Еще немного - и квартира твоя. Еще десять лет поработай. Вот и он... А его вот эта упряжка приклеплялась к колодцу, и там вращение шло, и вода выходила и питала там все дома, все. И он постоянно... Чем он занимался? Он такой, таким рывками - раз-раз-раз побежал-побежал-побежал, морковка так... она туда качнулась - блин. Чего-то не хватило. Стал, постоял-постоял подумал, опять напрягся - морковка же висит. Ничего сделать невозможно. Она прям, уже рядом, все. Немножко поработал - и квартира твоя. Еще один рывок, подлетел - опять. Не хватило. И так целый день, понимаете?

01:11:40 И так всю жизнь человек пашет, пашет, как ишак. Или как осел. Морковка потому что нужна. Срочно нужно купить холодильник. Срочно стиральную машину с дистанционным управлением. Такая есть, но уже не современная, надо с дистанционным, надо чтобы лежать в ванной и стирать белье. Вот и работаем из-за этого. Морковка. Манит морковка. Но человек должен вместо этого мимолетного счастья должен выбрать знание, и тогда другая жизнь наступает, меньше нужно будет работать.

01:12:32 Две вещи происходят. Первое, когда человек получает знание, ненужные вещи его не привлекают уже. Вот в жизни то, что не нужно, ему не хочется уже ничего такого. Потому что знание обрел уже, все, не нужно. Не интересно уже становится. Потому что многие люди живут для понтов. Знаете, что такое понты? Понты что такое? Понты - это рога такие у оленя. Но рога обычные - это не понты. Понты - это когда он их сбрасывает. Кидать понты, знаете, да? Раз, и кинул, они здоровые такие рога, и кинул эти понты. Понимаете? Вот для этого многие люди живут - кидают понты просто. И все. При этом они без рогов остаются, и рогов нет, они скинули понты, все. Ну понты такие большие, крупные такие рога скидывают олени. Красивые понты такие. Купили крутой холодильник - кинули понты. Денег не осталось. Но понты, вот они стоят. Пожалуйста. А потом ковер красивый купили - еще одни понты сбросили. Упахивались, как ишаки. Чтобы понты вырастить, надо все лето гулять. Траву жрать, жрать, чтобы они выросли. И потом - раз, сбросил, нет понтовб, все. Понимаете, кидать понты постоянно. Вся жизнь - кидаем понты.

01:14:00 Но когда человек получае знание, он думает - зачем эти понты кидать? Ну зачем? Ну живи скромно просто, не упахивайся, получай знания, испытывай счастье от получения знания. Все. Зачем это нужно, лишнее вот это все. Кому? Детям вашим понты нужны? Через 10 лет все устареет, все понты устареют, все. Надо новые понты делать уже. Холодильники все устарели. Гарнитуры там, антресоли - все устарело через десять лет, все, ничего не нужно уже никому. Детям не нужно, все выкидывают. Новые понты нужны будут уже, все. Зачем тогда это все нужно? А духовная музыка - пожалуйста. Вот то же самое пели 5 тысяч лет назад. Нет проблем, никогда не кончается. Все одно и то же.

01:15:02 Тот, кто ищет учености, его судьба увеличивается, растет с каждым днем. И он растет в глазах мира. Тот, кто ищет разума - с каждым днем умаляется. Когда человек ищет разум, он становится скромным. Скромность - признак разумности. Чем больше разума, тем скромнее человек чувствует себя. В конце-концов, он начинает таким маленьким себя чувствовать, что он осознает себя как душа. Чем меньше человек себя чувствует, тем могущественнее человек. Два воина стоят, какой из них самый могущественный? Тот, который чувствует себя меньше, тот сильнее. Потому что он спокойно относится ко всему, ко всему готов. Внимательно смотрит за поединком. Но когда человек чувствует себя сильным - это его ослепляет. Он сильный, могущественный воин, кто с ним что может сделать? Только маленький. Тот, кто очень скромно себя ведет. Это не значит, что он слабый. Скромность - это не слабость. Скромность - это духовная сила.

01:16:05 Есть на себя надеятся, один вариант - на себя надеяться, второй вариант - на Бога надеятся. На Бога надеятся - не означает ничего не делать, как по-русски: на Бога надеяться - означает, ну Бог там все посеет, пожнет, там - нет, на Бога надеяться - это другое. На Бога надеяться означает знать, что если я правое дело делаю, то Бог меня защитит. Вот это называется на Бога надеятся. Ты делаешь что-то для Бога - Бог тебя защищает. Это означает на Бога надеяться. И доблестный воин он надеется на Бога, он знает, что я даже если погибну в этом бою, всё равно все будет хорошо в моей судьбе. И так и есть. Воины, которые погибают в честном бою, за Бога, они все уходят на высшие планеты и испытывают глубочайшее счастье потом, невозможно описать словами. И они это чувствуют во время поединка, храбрость - означает для Бога сражаться. Когда человек не для Бога сражается, он тоже хочет быть храбрым, но она откуда идет, эта храбрость? Ни от куда ей идти, неоткуда. И поэтому человек просто злой. Злость - это тоже храбрость, но она не от Бога, а от себя. "Я сейчас всех вас..." - это тоже храбрость, но она от себя, не от Бога. Храбрость от Бога означает спокойная храбрость. Человек очень спокойно себя ведет, он чувствует себя маленьким. Но при этом очень сильным. Такой человек не выходит из равновесия, даже если его ранят - он спокойно ко всему относится. Это означает - от Бога, действовать от Бога. Уполномоченый человек.

01:17:54 Такой человек умаляется все больше и больше до тех пор, пока не достигнет полного смирения. Когда же он достигает полного смирения - нет вещи, которой бы он не смог совершить в своей жизни. Нет такой вещи, все. Когда человек достигает уровня души в своем смирении, он становится как душа, чувствует себя душой, то в этот момент он соединяется с Богом полностью. Маленькая душа и большой Господь - качественно одинаковы. Количественно тоже, если душа действует для Бога, значит, Бог за ней стоит. Она становится очень могущественной, такая душа. Когда человек чувствует себя маленьким, и полностью подчиненным воле Бога, тогда, только в этом случае, потому что пока я что-то из себя представляю я не могу полностью подчиниться воле Бога. Для этого надо достичь смирения полного. И тогда человек становится очень могущественным. Нет такой силы, которою он не смог одолеть, нет такого дела, какого бы он не смог совершить. Такой человек, которой полностью подчинил себя Богу. Это надо почувствовать. Только когда ты это почувствуешь - ты это поймешь в полной степени. Надо стремиться это почувствовать, хоть что-то для Бога чуть-чуть сделать.

01:19:11 Как жить для Бога? Вот допустим, стремиться остаться в семье. Всегда отталкивает от жены и от мужа друг друга. Тянет... Сначала притягивает, потом отталкивает. Пять лет где-то, шесть лет притягивает, потом начинает отталкивать. А надо стремиться быть вместе, это жить для Бога означает. Человек живет для Бога - могущество обретает. Не баловать своих детей, а воспитывать как надо. Детей очень трудно воспитывать как надо, потому что от них исходит такая сила - "балуй меня, балуй меня, балуй меня". А надо - не баловать стараться, воспитывать как надо. Это означает для Бога жить. Когда человек живет для Бога - сила прибывает. Женщина не смотрит на чужих мужчин - сила прибывает её внутренняя. А незамужняя девушка вообще ни на кого не смотрит. И она копит такую силу, что если она чувствует - хороший человек, допустим, она просто так чуть-чуть так раз. И все, и он... готов уже. Чуть-чуть посмотрела - все. Такая сила, что.... [поет] "Как тебя зовут - я знаю, только я. Как тебя зовут, бессонница моя? Эту песню первую свою я снова повторю, что зовут любовью эту грусть мою". Все. Готов. Почему? Потому что она копила силу. А если она на всех смотрит, ходит всем улыбается - где сила? Нет силы. Смирение, смирение. Когда человек достигает смирения, нет вещи, которой бы он не смог совершить в своей жизни. Замуж выйти - ерунда.

01:21:20 Слабейшее в мире побеждает сильнейшее. Слабейший побеждает сильнейшего. Кто сильнее - мужчина или женщина? Женщина сильнее. Внешне кажется слабой. Всегда все, что внешне кажется слабым - это самое сильное. Это безумие думать, что это не так. Самые слабые - самые сильные. У женщины психический цилиндр внешний очень мягкий, податливый, внутренний - как камень твердый, не свернешь вообще. Внешне такой мягкий, она приспосабливается, ей скажи вот так делать - она хорошо, все, пошла. Очень смиренная, податливая женщина. Но внутренний цилиндр очень сильный. Мужчина думает: "Я хочу такую, вот такого человека рядом со мной, чтобы всегда, что бы я не сказал - все делала. Ну так классно жить". И начал с ней жить, а у нее внутренний цилиндр вообще непреклонный. И она сначала такая с ним, а потом он смотрит - у нее характер, вообще невозможно ничего сделать. Стойкий такой, непоколебимый характер у женщины внутри. А снаружи такой - ля-ля-тра-ля-ля. Мужчина наоборот, внешне очень крепкий такой оказывается, ну все, невозможно ему ничего сказать. Никаких шансов, чтобы он понял. Он такой как камень, такой, не поддается вообще никакому влиянию. А внутри он очень податливый, мужчина.

01:22:54 Если женщина 50, мягко 50 раз подряд говорит ему, ну не подряд, а так, 50 раз. Ежедневно после еды. Одно и то же постоянно. Говорит ему после еды ежедневно, одно и то же. А потом смотрит, постепенно он такой меняется в эту сторону. Она лекции начинает слушать, потом, и он такой недовольный: "Что ты там слушаешь? Что ты там слушаешь?", она продолжает слушать, ей нравится. Но не навязывает, такая: "Ну ничего, я слушаю, ничего страшного. Я дурочка, ты у меня умный, поэтому я слушаю. Мне нужно лекции слушать, чтобы стать умнее". Она слушает лекции. Он думает: "Я тоже хочу послушать. Что ты там слушаешь? Мне интересно". - "Ну на, возьми послушай". - "Чего-то мне не нравится голос". - "Ничего страшного, нормально. Ты же умнее, поэтому тебе голос не нравится". Проходит год. Муж такой ходит уже в наушниках, лекции слушает постоянно. И она спрашивает: "Как тебе понравились лекции, которые я тебе как бы предложила?", он говорит: "Кто кому предложил? Я всегда хотел слушать эти лекции, мне всегда они нравились".

01:24:19 Мужчина всегда прав. У него наружный цилиндр очень сильный, крепкий. Кажется внешне, что он такой непреклонный. Но мужчина всегда уступает в конце концов женщине. Потому что внутренний цилиндр мягкий очень, податливый. И в конце концов пять лет прожили - все как женщина хотела в доме уже, все. Как мужчина хотел - ничего не осталось. Незаметно это все происходит, незаметно. Все как она хотела уже, все. Ничего так, как он хотел. Купил стенку, поставил как хотел, поехал в командировку, приезжает - по-другому стенка стоит. Переставил. Поехал в командировку - опять по-другому стоит. Прибрал себе стол, кабинет прибрал, как надо, приходит домой после работы, смотрит - по-другому все стоит.

01:25:15 Теперь внимательно слушайте, это очень важно. Человек, когда живет, он нежный и гибкий. Нежный и гибкий, когда живет. Когда он умирает, он делается жестким и сухим. Все вещи, трава, деревья, нежны и гибки, пока живут. Когда умирают, они делаются черствыми и сухими. Поэтому жесткая, непреклонная, упрямая, непреклонная, жесткая, упрямая, идейная, такое, знаете, когда непробиваемое идейное все - это спутники смерти. Когда человек не может быть гибким в своей жизни, это значит, что он идет к гибели. Вот допустим, вы съездили на фестиваль, приехали домой: "Мясо не едим, так, это все, все трупоеды, все! Живете невежественной жизнью!" То есть, стали жесткими вы, да, в результате этой поездки. Все, родственники вас покидают, уходят, вы остаетесь одна, такая возвышенная, чистая, но одна. Без мужа, без детей. Видите, почему так получилось? Потому что духовное знание - это не то, что жесткое. Это то, что гибкое. Наоборот, духовно развитый человек должен учиться прощать, принимать все, что вокруг существует.

01:26:50 Мягкое и нежное - спутница жизни. Поэтому тот, кто силен руками, не победит. Когда дерево стало крепко, оно обречено на смерть. Почему ветки обрезают постоянно? Чтобы дерево стало юным, молодым. Оно тогда лучше растет и оно сохраняет жизнь. Как только крепкие ветки стали - они ломаются, высыхают, грибки на них заводятся - все, понимаете? Когда оно такое нежное, оно растет.

01:27:16 Сильные и большие находятся внизу, нежные и мягкие - вверху. Все, кто не могут быть смиренными, гибкими, даже тело, допустим. Надо постоянно делать эти упражнения хатха-йоги, чтобы оно было более гибким, тогда оно становится здоровым. Тело перестает быть гибким - значит, оно умирает. Все, деревенеет - значит, умирает. Понятна система, нет? Что такое здоровье? Это гибкость. Духовное здоровье это что такое? Гибкость. Если человек способен подчиняться старшему - он духовно здоров, если перестал подчиняться старшему - все, духовная смерть наступает.

01:28:02 Лао Цзы. Искусный воин не воинственный. Не воинственный. Искусный боец не бывает в гневе. Тот, кто искусен в пользовании людьми, делает управление людьми смиренно, мягко. Мягко. Это называется добродетелью непротивления. Это называется силой согласованности человека с Богом. Когда человек согласован с Богом, у него столько силы, что он может управлять всеми очень смиренно, спокойно. Его невозможно не слушать. Понимаете? Сила в этом человеческая. Как только я становлюсь непреклонным - значит, я теряю эту силу. Надо аккуратно с людьми обращаться. У тебя есть сила внутри - ты её раз-раз, все. Так же воин сражается. Самые сильные боевые искусства, какие самые мощные? Когда человек очень мягко ведет себя в бою. Самые искусные воины, они сражались как? Как будто танцевали. Это как танец был. Очень нежные движения, мягкие. Как танец, понимаете? И с таким человеком невозможно сражаться. Потому что ты не знаешь, что от него ждать каждую секунду. Он двигается постоянно, подвижный, плавный. Как танец.

01:29:34 Храбрый воин. Храбрый не значит [рычит]. Это не храбрый воин. Я занимался самбо, борьбой в детстве, с восьми до 12 лет. И у нас был один самый лучший боец, один молодой парень, он потом стал заслуженным мастером спорта. Вот, это в Тальятти было. Там готовили чемпионов тогда. Поэтому я и ушел оттуда, потому что сердце не выдержало, очень тренировки были серьезные. И интересно выглядел этот молодой человек. Он внешне был невзрачным. Но когда он боролся, то он как танцевал. Он был очень ловким, подвижным, и он как будто танцевал, он был очень, он как бы не мешал тебе, ты можешь его взять - он не мешал себя взять, что хочешь делай с ним. Но в тот момент, когда ты его хочешь бросить, он пользовался этим движением и ты уже лежал на лопатках. Хотя он был меньше ростом и легче тебя. Как это все происходило - никто не мог понять. Но он никогда ничему не сопротивлялся. Он был очень смиренный в жизни, этот человек, очень смиренный, он никогда не навязывал своё мнение, всегда был очень спокойный, смиренный, но у него была внутри какая-то, какой-то стержень сильный, трудно было понять, что это такое, но он всегда вот смотрел как будто издалека на тебя, вот так вот, он наблюдал за всем в жизни. Он никогда не был выскочкой, понимаете? Победить его невозможно было. И он не уставал во время сражений. Он мог много-много бороться подряд, и он не уставал, как будто, и очень было приятно смотреть на это. Он как будто танцевал. И когда он тебя побеждал, тебе не было обидно. Ты просто такой - раз, и такой летишь думаешь - вот здорово. И падаешь. Он смиренно тебе делает болевой, так, все. Победил. Очень аккуратно все, смиренно. Это удивительно видеть вообще. Настоящую силу человеческую.

01:31:48 Похоже что у нас уже подходит время, сейчас будем петь, я так чувствую. Вот мне пишут много записок, даже вот такие вот красивые, что бы я обратил внимание. Вот такие даже уже, красивые. Я предлагаю завтра... О, моя хорошая. Тебя как зовут? Давайте завтра ответы на вопросы может сделаем день? Хотите, да? Просто на вопросы. Тут житейские темы. Люди уже такие беспокоятся, они думают: "Олег Геннадиевич, мы к вам приехали, вы нас не замечаете". Я говорю: "Да как не замечаю? Целый день лекции читаю, читаю". Давайте на вопросы, значит, ответы на вопросы. Записочки мы собираем, да? Собираются все записочки? Вот это все, да? Ну все, завтра вот мы ответы на вопросы. На все не смогу ответить, сразу говорю. Потому что вы мне сейчас набросаете вот столько. Ну что, у нас это, поем?

01:33:27 Пока не поем. "Олег Геннадиевич, Вселенная бесконечная?". Бесконечная. "Зачем мы созданы?" Девять лет, Алина. Вселенная конечная, но очень большая. Она конечная, имеет форму шара. Если бы она была бесконечная, то мы жили бы в духовном мире. И Вселенная бы освещалась изнутри. Но так как она темная, значит, она конечная. Понимаете, да? Темнота означает - заканчивается где-то. Замкнутое пространство имеет Вселенная. Все в этом мире имеет форму шара: Земля, атомы, Вселенная - все. Душа тоже имеет форму шара.

01:34:24 Зачем мы созданы? Мы созданы для счастья. Но здесь мы наказаны. Здесь мы учимся быть счастливыми. Здесь мы не должны быть счастливыми просто так, мы должны выполнить свои экзамены, сдать экзамены - тогда будет счастье. Каждую секунду надо сдавать экзамены, не то, что каждый день. Постоянно надо учиться служить. Мы должны учиться быть счастливыми сейчас. Душа создана только для того, чтобы быть счастливой. Только для этого она создана. Но сейчас мы неразвитые души, мы не умеем быть счастливыми, мы учимся только. И человеческая форма жизни - это самый начальный этап обучения. Есть более возвышенные формы жизни. Не надо думать, что вот я, все, я хочу здесь всегда жить, на Земле. Это самое гнилое место для жизни. Есть в миллиарды раз более возвышенные места для жизни. В миллиарды раз больше счастья, чем здесь. Здесь мы только начинаем учиться. Первая самая разумная форма жизни - это человеческая. Самая слаборазумная, можно сказать. Большинство людей целыми днями работают, они не думают о смысле своей жизни. Не работают над собой. Это вам от Алины благость, солнышко. Цветочки. Видите, Алина какая разумная. Знает, что такое благость уже. А я вот не знал в таком возрасте, что такое благость. Я знал, что такое стройка. Алина говорит: "Ваши лекции замечательные". Видите, 9 лет девочке.

01:36:18 Знаете, можно уже петь. Вот завтра будем отвечать на вопросы. Давайте. Спасибо большое, спасибо. Как микрофоны стоят, нормально? Нормально. Слышишь, Артем, переставь, по-другому надо как-то поставить. Переставь микрофоны.

01:37:41 Как у нас слова-то, как?
[Из зала] Кришна, Говинда, Гопал.
[Торсунов О.Г.] Кришна означает "вселюбящий", Говинда означает "тот, кто дает защиту", Гопал - это тот, кто дает защиту коровам. А, Говинда дает защиту, Гопал - это маленький мальчик-пастушок. Нандалал - любимый сын своего отца, Нанды. Ну то есть, мы поем о маленьком Господе. Означает, самая большая милость. Потому что Господь, когда Он в своем детском возрасте находится, он дает больше всего милости. Он не оценивает человека в это время. Он просто дает ему милость. Радуется всем. Дети всем радуются просто. Им все равно, какой человек - они всем рады. Когда человек поклоняется Богу, вот Богородице, Господу в маленьком - это самое милостивое проявление Бога. Часто Исусу Христу поклоняются маленьким, с матерью на руках. Это самое мощное поклонение. Оно дает больше всего результата. Потому что Господь в это время самый милостивый. Все настроились. Медитация. Сейчас будет медитация.
[Из зала] Мы сейчас будем медитировать. Давайте попробуем, медитация, в которой призывают Бога. Не просто петь, а именно внутренне призывать Его в свою жизнь и с таким настроением петь.

01:49:28 Мы очень благодарны вам за то, что вы с нами, за то, что вы, преодолевая трудности и дожди, ходите на лекции, получаете знания, без устали слушаете. Спасибо вам большое. Мы вам очень благодарны. Спасибо.

транскрибирование: Анастасия Натяга | 20 декабря 2013