Собрание мудрецов в Наимишаранье

Кавказ - 29 июля 2007
лекция для практикующих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 4
длительность: 01:46:35 | качество: mp3 64kB/s 48 Mb | прослушано: 2791 | скачано: 2208 | избрано: 47
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:01:10 Добрый вечер. Мы начинаем нашу встречу. Вчера у нас был такой интересный разговор. вчера мы говорили о психологии. о её возможностях. о её ограничениях. о том, что современная психология переживает период кризиса, потому что она не учитывает реальность души, несмотря на то. что термин психология переводиться как учение о Душе.

00:02:00 Вчера мы сформулировали несколько очень серьезных проблем, которые не замечаются психологическими практиками. В силу чего психологическая практика становиться разрушительной для личности. Несмотря на то. что на внешнем плане она вызывает реальные изменения, результаты, достигает поставленных целей, на внутреннем плане она очень серьезно разрушает личность. Вчера мы обсуждали эту тему. В связи с этим мы сказали. что выход из кризиса для психологии состоит в том, что этой науке нужно четко понять реальность человеческой личности. Пока в психологии не будет раскрыто и сформулировано целостное знание о том, что такое личность, из чего она состоит, какие уровни личности существуют.

00:03:00 Без этого фундаментального и принципиального знания все психологические техники при всем их могуществе нарастающем, они становятся все более и более опасными. Потому что они вмешиваются во все более и более тонкие законы. Последствия, которые они могут принести непредсказуемы. вчера приводилось несколько примеров. Мне видится, что психология займет достойное место в развитии человечества в том случае, если она будет учитывать знания, которые оставили нам мудрецы в древних санскритских трактатах.

00:04:00 Эти трактаты называются Веды, это изначальное знание человечества. Я вчера немножко говорил о том, что такое Веды – это стройная система знаний, почему она представляет собой некую целостность, законченную картину во всех необходимых деталях. Я вчера также рассказывал о своём профессиональном опыте. Примерно где-то лет 10 назад я стал пытаться соединять техники, разработанные профессиональными психологами и знания, которые даются в Ведах. Вчера мы говорили о том, что человеческая личность имеет три уровня.

00:05:00 Итак. есть грубое физическое тело, мы его все видим очень хорошо. Есть определённый различия между телами: мужские, женские. Есть тонкое тело, оно тоже достаточно хорошо видно. потому что даже голос женщины сильно отличается от голоса мужчины. как один человек мне сегодня рассказывал. что есть 2 способа неправильно читать мантры и молитвы. Один способ – звуком, проникающим до костей, этот звук издают женщины. Другой неправильны способ – звуком, от которого возникают такие волны отвращения. что хочется встать и сбежать. Это неправильное проявления мужской и женской энергии.

00:06:02 Cами по себе мужская и женская энергии, они очень прекрасны, но они разные. Это различие мужской и женской энергии, оно в тонком теле. Это большая тема, мы её не будем сейчас подробно развивать. Нас интересует сегодня несколько иной проект. Тонкие тела тоже есть и они тоже отличаются. И ещё что есть, - это мы с вами, есть Душа, есть личность. как таковая. Итак, вот эти три уровня бытия: физическое бытие, бытие на уровне тонкого тела и бытие на уровне Души. Мы вчера говорили о том. что счастье, вот это ощущение в жизни, что я живу, что мне это нравится, вот это ощущение жизни. вот это осознавание реальности оно проявляется на этих трех уровнях.

00:07:03 Мы вчера с вами обсуждали тему, что по мере того, как мы идем все выше и выше от физического тела, к тонкому телу и потом у Душе, уровень счастья становиться все более и более глубоким. Эта энергия счастья, это осознавание себя в ней, полноты, глубины, целостности, привлекательности этого ощущения. Чем ближе мы идем к Душе, тем ощущение счастья становиться более сильными. Вот и все, о чем мы говорили вчера. Сегодня будем продолжать. Что бы мне хотелось. чтобы мы сделали сегодня? Никаких мыслей особенно не рождалось, но потом у меня появилась одна мысль…потом она ещё раз появилась… потом она ещё раз появилась…

00:08:00 потом она опять появилась…и я подумал – да, наверное надо будет так сделать. Когда пробуждается Душа, начинает активно действовать канал интуиции. На уровне Души вскрывается канал высшей интуиции, человек получает руководство изнутри. Что делать? как делать? для чего делать? Это тоже большая тема и мы не будем её касаться, потому что можно в ней утонуть просто. Тема раскрытия интуиции. Я вам могу множество примеров рассказывать о том, что в рамках традиционной современной психологии ни о каком раскрытии интуиции не может быть и речи. Да, что-то раскрывается, но все очень и очень ограниченно.

00:09:00 Но когда мы поднимает работу на план Души, канал интуиции начинает работать очень активно, глубоко. Лично мне это дает такую наглость в начале курса давать людям. которые приходят на первую встречу, три обещания. Если вы будете работать на протяжении нашего курса, все восемь дней, то вы достигнете таких результатов: 1. из жизни уйдет страх, возникнет уверенность, 2. раскроется канал интуиции, вы буквально начнете замечать внутреннее руководство и подсказки. которые вам даются, 3. возникнет ощущение радости в жизни, счастья. Это три результата, которых мы достигаем, когда мы начинает подключать в работу планы души. Я просто даю эти обещания и в конце мы проверяем это, получилось это, или нет. и, знаете, безошибочно, уже многие годы.

00:09:50 Это ещё одно доказательство того. что если мы начинаем психологические техники синтезировать, вот это изначальное знание, которое оставляют нам мудрецы о структуре личности, о том. как она устроена, о законах мироздания и о том, как они действуют, эта работа становится очень глубокой и очень быстрой и она дает очень удивительные результаты за очень короткий промежуток времени. В общем, об интуиции мы говорить не будем. как знаете, есть такой анекдот. Когда один человек спрашивает другого – как мне дойти до театра, другой начинает объяснять – ты знаешь. если ты пойдешь туда, и, если ты повернешь направо. потом налево, потом направо, налево. А спросивший следит за тем, что говорит второй. поворачивая голову. –Потом пойдешь право. а потом ещё раз налево и ещё раз налево, то это то. куда тебе идти не нужно. В общем, я сделал небольшое рассуждение о том, что мы обсуждать не будем, теперь мы приступим к самой теме.

00:11:00 Ко мне вчера подходили люди и говорили о том, что их заинтересовала тема счастья на уровне Души. говорили, что им понятно. что такое счастье на уровне тела – ешь, пей, наслаждайся. Понятно. что такое счастье на уровне тонкого тела, хотя я уверен, что не понятно, но, тем не менее, поверим людям. а что такое план Души – вообще не понятно. Что значит счастье на уровне Души? – Неизвестно. Поэтому сегодня мы будем говорить об этом. Я нашел обоснование очень серьезное для этого концептуального подхода. Я поняла, что действительно, на публичных курсах. которые ведутся во многих городах, очень много мы с аудиторией обсуждаем счастье на первых двух уровнях, обсуждаем какие-то принципы раскрытия Души – какие-то первичные.

00:12:00 То есть обсуждаем также эту тему, но факт в том, что она разворачивается далеко не полностью. Поэтому сегодня мо постараемся начать вот эту тему. Может быть. даже, если все будет благоприятно будет отклик в аудитории, мы продолжим её и завтра. Итак, что же такое счастье на уровне Души? Что я хочу сказать сразу. Раскрыть потенциал Души очень и очень сложно. Потому что, заметьте, многие из вас стали ходить на занятия йоги замечательного инструктора, который очень глубоко знает йогу. И мы можем наблюдать, как трудно раскрывать счастье даже на уровне тела. А йога – это работа с телом, по крайней мере на первом этапе.

00:13:00 Чтобы оно стало свободным. чтобы оно стало мягким, чтобы оно перестало накапливать стресс. Стресс накапливается. потому что есть напряжения, блоки в теле. и, на самом деле все психологические проблемы связаны с этими блоками в теле. В своё время я проходил несколько тренингов по биоэнерготерапии. Это такое интересное направление в современной психологии. его развил американец, Александ Ллой. И, собственно. в чем суть то? – Что он работает с проработкой различных мышечных блоков. И почему этот тренинг является терапией? Потому что в ходе этого тренинга уходят эмоциональные проблемы. Вот. но на самом деле изначальное искусство – это йога классическая, хатха йога. То есть мудрецы оставили нам эти знания. На первом уровне йога дает освобождение тела, надо раскрыть его энергию.

00:14:00 Далее она начинает прорабатывать уже эмоциональные проблемы. Так, или иначе, я привожу этот пример для того, чтобы обратить ваше внимание – насколько сложно раскрывать счастье на уровне тела. Занятия йогой может это показать. Многие они вообще непонятно куда двигаются. Все зажато, заблокировано, невозможно быть свободным в этом мире. На уровне тонкого тела – не мене сложно. На самом деле вся вчерашняя встреча с Сергеем Николаевичем Алаповым, когда он рассказывал об этом уровне дхармы, или обязанности, Гьянамайа Шакти, про людей, которые действуют из чувства долга, мы можем заметить, как это не просто – идти против течения, против давления среды действовать из чувства долга. Но это на самом деле деятельность на уровне тонкого тела.

00:15:00 Счастье на уровне тонкого тела раскрывается тогда, когда человек исполняет свой долг. Долг – это не что-то скучное. долг всегда связан с моей собственной природой, с моими глубинными потребностями и желаниями. В силу того, что мы не можем осознать наши сокровенные желания, приходит духовный учитель и начинает объяснять нам, в чем наша природа, которую мы не знаем, как нам нужно правильно действовать в этом мире: исполнять обязанности в семье, в обществе и так далее. Даже если не хочется. Этот уровень ещё сложнее, чем счастье на уровне физического тела. Хочу сделать небольшую ремарку.

00:16:00 Если кто-то думает, что счастье на уровне физического тела – это есть то, что хочу, или заниматься сексом с тем, с кем хочу, то это не правильное понимание. Потому что люди, которые занимаются сексом с кем хочу и с кем попало, они к 40 годам становятся маразматиками. А люди, которые едят, что попало, у них летит печень через 3 года после этой интенсивной антидиеты, и все остальное, так какое счастье остается? Очень важный принцип – счастье всегда связано со следованиям правилам. Как на физическом уровне, так на тонком уровне, так и на духовном уровне. Это мироздание пронизано законами. И само слово счастье очень интересное, если его разобрать. Счастье – это соитие нашего единства с законами мироздания. Когда мы являемся частью мироздания. Не важно, на каком уровне: на физическом, эмоциональном, психическом, или на духовном уровне.

00:17:00 В любом случае, это соответствие тому, как устроен мир, следование вот этим правилам мироздания. Никак иначе счастье не раскрывается. Если кто-то думает, что счастье – это удовлетворение любых своих желаний, - пробуйте – и вы поймете, что через пару ней от счастья ничего не останется. Один человек, который организует концерты звезд шоу-бизнеса, мой знакомы мне рассказывал, что, начинаешь сотрудничать с загорающимися звездами и вначале у них невысокие требования к сервису и так далее. Есть какие-то договора, контракты, где что-то оговорено. Но по мере роста их популярности. договора в 3-4 раза становятся длиннее, там упоминается, что в комнате гостиницы должен гореть такой теплый малиновый свет, обязательно должно быть 3 малиновых свечи, - контракт уже доходит до таких нюансов.

00:18:00 Постель должна быть такая-то. такой-то высоты, кровать должна быть такой-то фирмы. Они становятся все более и более требовательными, но при этом все более и более нервными, страсть их захлестывает. Любые желания, которые появляются, человек удовлетворяет, но он становиться все менее и менее удовлетворенным. Если мы с вами проследим, мы увидим, что весь этот верх, не важно какую сферу взять – шоу-бизнес, или просто бизнес, или, допустим, политика, там же непрерывные склоки.

00:19:10 О том, о чем мы читаем, собственно, в газетах. Это показывает, что люди, добившиеся исполнения всех своих желаний, полностью неудовлетворенны. Беспокойство, подозрение, что скинут, сместят, кто-то подсидит, нужно все время быть внимательным, просчитывать ходы, соперничать с кем-то, в постоянном напряжении в таком жить. Так или иначе, мы с вами вчера обсуждали тему счастья. Сегодня хочу добавить этот важный момент, о котором вчера не говорилось: что счастье на всех трёх уровнях связано с пониманием, какие законы вселенной действуют на этом уровне и следование этим законам. Мудрецы это формулируют в древних трактатах.

00:20:00 Они говорят, что есть только один механизм счастья: аскеза. Никакого иного механизма счастья нет. Аскеза означает ограничения. Никакого иного механизма быть счастливым нет. И, в принципе, это очевидная вещь. Потому что, если кто-то из вас постился когда-то, хотя бы 1 день, то вы могли бы заметить – какой вкусной становится пища после этой аскезы. Понимаете? То есть, ограничение чувств помогает раскрываться этим вкусовым рецепторам, они очищаются, они становятся более восприимчивыми. Вегетарианство – это стиль жизни счастливых людей. Вегетарианство – это непрерывная аскеза.

00:21:05 Есть ли кто-то здесь, кто не удовлетворен той пищей, которую предлагают здесь? Может быть и есть, на самом деле, я не могу поспорить. Но я хочу вам сказать, что если вы ещё дня 3 посидите на этой диете, вы обретете просто блаженство. Потому что ваши чувства очистятся, исчезнут все эти вкусы, колы, пепси-колы. У меня есть очень интересный пример. Приведу в пример самого себя. Я помню, когда я в школе учился, я ездил к родителям на дачу летом, мне там очень нравилось проводить время. Я заметил одну поразительную ситуацию, которую я никак себе объяснить не мог. У меня были свои предпочтения какие-то: лимонад любимый, или что-то такое, какие-то там печенья, в общем. Я брал это с собой все – в городе мне все это очень нравилось.

00:22:00 И, чтобы наслаждение было непрерывным, я брал все это с собой, когда я ехал в каоке-то другое место. Но, когда я приезжал на дачу, по дороге я все время ждал мысленно, когда же наступит время, когда я открою наконец-то этот лимонад – не помню уже название этого лимонада – что-то там было. И все время я проверял себя – готов я или не готов ощутить это блаженство – печенье, лимонад, И, каждый раз я чувствовал – готовности пока нету. Потом ещё какое-то время проходило, я опять проверял – готов я или не готов. И я чувствовал, что не готов, что-то не совмещается. Когда я думал, что все-таки надо что-то попить. мне лимонад не хотелось, я пил родниковую воду и чувствовал какой-то пронзительный вкус. Я пил и испытывал наслаждение. Ум вспоминал об этом стереотипе .

00:23:00 Лимонад – это счастье. И я думал – надо ещё и лимонад попить. чтобы ещё более счастливым стать. Но у меня был какой-то внутренний протест и я опять пил воду, воду, воду и испытывал блаженство. А потом я ел просто хлеб – и тоже блаженство. Ум вспоминал про печенье, но я понимал, что я не хочу этого. Хлеб, родниковая вода – больше ничего не надо. И в конце дня я был совершенно утомлен, потому что вечер уже наступил, а я так и не попробовал лимонад и печенье. На второй, или на третий день я привыкал, что я просто не хочу это. Зачем с собой бороться? Я убирал эту бутылку и забывал про неё. Оставалась только вода родниковая и никаких сомнений. – То, что и вам хочется пожелать. А в чем секрет-то?

00:24:00 А секрет в том, что наша внутренняя энергия, она может быть разной. Это большая тема и на публичном курсе мы её разбираем. Есть три уровня энергии и по мере очищения вот этой энергетики, все наши рецепторы понимаются на более высокий план. А что такое природа? Природа – это очень чистая энергия. Поэтому, понимаете, здесь, пить пепси-колу – это просто извращенцем нужно быть на самом деле. Я год назад был в Курске – там есть знаменитый монастырь. Туда и Путина возили.

00:25:00 Там корень был знаменитый. Под этим корнем, под дубом нашли икону Казанской Божьей матери. Очень интересная, кстати, ситуация. Давайте сейчас уже пора вводить тему Души. Уже слишком длинное введение. Первая ремарка на тему Души. Я не помню, в каком веке её нашли, в семнадцатом, по-моему, или в восемнадцатом. Её нашли после татаро-монгольского ига. Я был не очень хорошим учеником в школе. Когда оно было, это иго? В пятнадцатом веке, или в шестнадцатом? По прошествии небольшого времени после ига. Один странник.

00:26:00 Он шел по этой местности. Он увидел родник, увидел, что растет такой дуб – громадный, не охватишь и из под него бьет родник. Струится вот эта вода. И он нагнулся, чтобы попить эту воду. Он стал зачерпывать её и вдруг увидел, что на дне что-то находится. Он стал это расчищать, достал одну часть, и увидел, что это икона, разрубленная пополам топором. То есть кто-то из завоевателей разрубил эту икону. Он стал рыться в глубине этого родника и нащупал вторую половину иконы. И он держит в руках обе части иконы, не вытаскивая из родника – он ждет, когда проточная вода очистит этот лик, который он хочет увидеть. Что-то начинает проявляться, он бултыхает руками, он начинает что-то различать и, чтобы лучше увидеть икону, он соединяет обе части иконы и они…чик..и срастаются у него в руках.

00:27:00 Вот так явилась Казанская Божья Матерь. Вот это реальность души. Реальность души находится за пределами материальных законов. Счастье на уровне Души – оно за пределами каких-либо уровней. Хотя бы потому, что оно никак не связано с наслаждением этим миром. Понимаете? Это полностью за пределами логики. Потому что наша привычная логика – для счастья что нужно сделать? – нужно купить стиральную машину Бош, которой нет у соседа – это самый важный критерий. На самом деле, дело даже не в Боше, главное, чтобы у соседа этого не было. То есть, наша привычная концепция счастья – это контакт вот этих чувств с какими-то приятными объектами – звуками, чувствами, - что-то попробовать, услышать, на кого-то посомтриеть.

00:28:03 С кем-то соприкоснуться телом – вот такая концепция счастья. Счастье на уровне Души оно полностью за пределом. Оно никак не связано с этим миром. Поэтому так сложно понять эту тему. Я почему вспомнил-то про [неразборчиво] пустынь. Там множество родников. также. как и здесь. И у них разные вкусы все. И они исцеляют разные участки тела. Скажем тот родник, в котором была найдена икона Божьей Матери исцеляет ЦНС и болезни позвоночника. В нем действительно особая сила и я тогда это почувствовал.

00:29:00 Сбалансированный вкус воды. Как у дуба есть такая энергия, знаете, в ней особая сила, очень сильная Шакти, которая центрирует всю личность. Вот у этой воды была такая энергия, чувствовалось, как по позвоночному столбу энергия начинала идти вверх. Духовная реализация связана с движением энергии вверх вдоль позвоночного столба. В этом цель йоги, кстати. Если вы будете внимательны, то, что говорит Арджуна на занятии, он все время говорит о том, что все упражнения, все асаны, которые они делают, связаны с вытягиванием позвоночника. Растяжение, чтобы силы Кундалини пошла вверх, чтобы эта чакра раскрылась вверх, чтобы связь с космосом возникла.

00:30:00 Не важно, куда вы в йоге отклоняетесь – вперед, или назад – мы все время подчеркиваем – не гнитесь, а тянитесь. На самом деле это неправильные переводы. Написано, что асана связана с наклоном вперед. На санскрите написано – вытяжение вперед, или вытяжение назад. Понимаете, вытяжение позвоночника. Центрация личности, чтобы раскрывался центральный канал. В общем, там много и других родников есть, которые лечат и почки и печень, и все остальное. Но что меня поразило? Мы ходим и пьем эту воду – просто наслаждаемся этими вкусами разными, стремимся больше в себя залить. И мы подходим к одному месту и там сидит одна компания, рядом с родником висит какая-то икона, родник освещен, какой-то очень интересный такой вкус воды. А они сидят и пьют пепсиколу, лимонад и пиво ещё рядом стоит.

00:31:00 Я подумал – абсурд вообще, ну просто абсурд. Люди выезжают на природу, обратите внимание и что они туда берут? Они берут громкую музыку, ритмичную, которая их замучила в городе уже, чтобы все дергалось внутри. Они берут ту же самую пищу и все повторяют. Но сама природа – это очень чистая энергия. Давайте открываться здесь. Здесь все пропитано праной на самом деле. Просто пропитано праной. Здесь нужно исцеляться на всех уровнях. На самом деле это фестиваль связан с исцелением всех уровней личности. Маленький секрет этого фестиваля – физический уровень, тонкий уровень, он связан с взаимоотношениями, раскрытиями эмоций. Смотрите спектакли необычные ставятся, чтобы возвышалось сознание, возникала тонкая чувствительность, а также с раскрытием плана Души.

00:32:00 Короче говоря, есть разные методы раскрытия Души. Мы с вами обратимся сегодня к одному из самых сильных методов. Я не знаю, насколько у вас есть готовность. Но сегодня мы хотим обратиться к одному из самых сильных методов, которые оставили нам мудрецы для раскрытия плана Души. У нас фестиваль короткий и нужно успеть. Потому что труднее всего раскрыть счастье на этом уровне, а времени у нас мало, нужно успеть. У нас осталось всего 2 дня, не считая сегодня. Поэтому настройтесь, осознавая этот маленький промежуток времени хочется добавить - «человеческой жизни»

00:33:00 Можно сделать такую маленькую ремарку, маленький промежуток времени этого фестиваля, - нужно торопиться, нужно проживать максимум жизни, достигать предельных высот, а не просто экономить свою энергию и тратить малость из того, что нам дано. итак, метод. который нам дали мудрецы, он связан вот с этим трактатом. Это Бхагаватам Пурана, или Шримад Бхагаватам. Это особый текст. Шрила Вьясадев – великий составитель ведической литературы - 5 000 лет назад выполнил миссию, ради которой он пришел на эту планету. Он записал изначальные знания человечества, которые передавались от учителя к ученику в ведической традиции, он записал его.

00:34:00 Потому что он знал, что сознание людей наступающей эпохи Кали Юги будет деградировать, и они утратят всякую способность запоминать что-то и сохранять в своей памяти, чтобы потом без искажений передавать. Поэтому, чтобы сохранить это изначальное знание для человечества он записывает различные тексты. Он записал множество текстов, например, известно, что основной его текст, это Веданта Сутра, может быть она известна вам. Это особый текст, который ни одному современному человеку понять просто невозможно. Сутра – означает загадка. Веданта Сутра – загадка Веданты. Все это знание – миллиарды текстов, которые существовали он собирает в маленький трактат. И он зашифровывает все это знание в звуковые коды.

00:35:00 Невозможно понять этот текст, если нет духовного сознания. Там принцип только один, и он очень простой. Я повторяю звук и Знание само мне раскрывается. Так, чтобы защитить знание от непосвященных, Вьясадева записывает Веданта Сутру. Никакое академическое образование, никакое знание санскрита не позволяет понять Веданта Сутру. нужно только развитое духовное сознание. И правильное повторение этих звуков, когда чистый санскритский звук раскрывает канал тонкой интуиции и по нему раскрывается само Знание, которое зашифровано в этих заветах. Это его основной текст. а потом, чтобы какие-то крохи Знания все же были доступны людям, он делает множество мостиков. он пишет разные тексты, которые известны, как Пураны. Это истории. Он записал восемнадцать Пуран для разных уровней людей.

00:36:00 Для людей, которые находятся в полном невежестве (в тамасе), для людей, которые находятся в страсти, увлечены какими-то материальными ценностями, и для людей, которые находятся в благости, у которых есть более-менее развитое сознание, разум. Пураны – это истории. Иисус Христос говорил историями, потому что он знает традиции. Он знает, что для определённого типа сознания людей знание нужно давать в качестве сюжетов. Не в качестве логики, не в качестве философии, люди не способны это воспринимать, а в качестве истории и сюжетов. Обратите внимание, вот, например, вчерашняя и позавчерашняя вечерние встречи, мы что-то слушаем, наш разум напрягается, какие-то проблески интеллекта возникают все-таки.

00:37:00 А оптом раз – какой-то эпизод фильма, и как-то так понятно все становится. Замечаете? У нас с вами особое сознание, оно очень поверхностное. Ему нужна конкретика, понимаете? Че, на пальцах объясните, что вы все философию какую-то разводите. Иисус Христос это также хорошо понимал. Он понимал особенности людей нынешней эпохи, и он следует по стопам Шрилы Вьясадевы – он рассказывает притчи. итак, Вьясадев составляет Пураны. Их восемнадцать. И среди этих Пуран есть самая важная. Он сам это постулирует так: она несет самые сокровенные истины. Пурана для посвященных. Эта Пурана называется Бхагаватам-Пурана, и вы её можете видеть здесь. Это самая глубокая Пурана.

00:38:00 Мудрецы оставили следующие комментарии к ней: «Тот, кто слушает эту Пурану, или тот, кто изучает её, или тот, кто пересказывает её – все получают одинаковое благо. У них раскрывается потенциал Души». Просто из этого элементарного акта, любого соприкосновения с этим текстом – слушания, или рассказывания, раскрывается потенциал Души. почему? Потому что здесь, в этой Пуране, Вьясадев дает комментарий, прямой комментарий в Веданта-Сутре. Все самые сокровенные истины Веданта-Сутры, он раскрывает в этом тексте Бхагавата Пураны. Раскрывает максимально понятным для этой эпохи. в которой мы с вами живем, языком.

00:39:03 Еще раз, любое соприкосновение с этим текстом, потенциал души раскрывает. Это очень любопытно, кстати. Давайте сделаем небольшой эксперимент. Мы с вами сегодня чуть-чуть почитаем эту пурану, а эксперимент будет состоять в следующем: я в конце встречи спрошу вас прибавился у вас уровень счастья или нет. Просто любопытно, насколько мы с вами сможем устроить здесь эту ягью. Ягья означает раскрытие вертикального духовного канала, раскрытие связи с абсолютом. Итак, мы с вами вступаем в этот эксперимент, я надеюсь, трупов не будет, как на уровне физического тела, так и на уровне тонкого тела. На уровне тонкого тела «труп» - это значит сон, или желание покататься на лошадях, это трупное состояние на уровне тонкого тела, когда читается Бхагавата-Пурана. Я надеюсь, что вся эта симптоматика не возникнет, но что-то с нами произойдет. Но, кому ближе лошади, тот может… [Неразборчиво]Мы с вами прочитаем одну шлоку.

00:40:09 Мудрецы дали традицию. Санскрит – особый язык, это духовный язык. Это громадная, большая тема, я хочу себя сдержать просто, поводья своего ума, чтобы он не отправился в эту тему, но два слова. Санскрит – это праязык человечества, и все ныне существующие языки имеют корневую основу в санскрите, это доказанный научный факт лингвистами. В том числе русский язык. Михаил Задорнов делает концерты, полностью посвященные анализу связи русского языка и санскрита. Например, известен его концерт, который называется «Третье ухо», где он разбирает связь различных русских слов с санскритскими корнями. Русский язык очень близок санскриту, множество слов – они фактически повторение санскрита. Например, что такое «проповедовать», кстати говоря? Пропо-ведовать, проповедовать – значит рассказывать Веды. Это изначальное санскритское знание. Кто такой медведь? Это тот, кто ведает, то есть знает, что такое мед. Мед-ведь, понимаете? Что ещё у вас есть в качестве памяти, кто знает немножко? Кто такая ведьма?
(Из зала) Ведунья, знающая.
Ну, в принципе, знающая, но по сути она знает только первые шесть пуран Вьясадэвы, то есть, пураны, которые даются для людей в невежестве, это черные разные магии. Но, тоже знает что-то. Еще.

00:41:56
(Из зала) Мама.
Мама, а санскритский корень какой? Мата. Мата – так обращаются к женщинам в Индии до сих пор, «мата» - значит мать. Еще.
(Из зала) Дурак.
Дурак, да, не очень благородное слово, изначальное санскритское слово – дуратма, бесполезный человек, без мозгов. По-русски это означает дурак. Если хотите сказать так, чтобы человек не понял, что вы его оскорбляете, благородно сказать, скажите «дуратма», вот. Он, конечно, догадается, потому что сам звук уже выдает уже ваши намерения. Обратите внимание, дуратма, сразу понятно, что это уже неприличное что-то сказано. Именно в мой адрес, сразу хочется возмутиться, сам звук рождает возмущение уже. Еще может быть, какие-то слова? Ну, Веды, да, уже обсудили, еще.
(Из зала) Баба-Яга.
Баба Яга, очень интересно, спасибо. Баба, ну, что такое баба не знаю на санскрите.
(Из зала) БабА.
Да, кстати, бабА есть, бабаджи есть. Яга – это ягья. Или йога. В общем, она совершает там какие-то ритуалы, понимаете, ритуалы, баба Яга, или баба Ягья, ритуалы разные совершает, ягьи совершает.

00:43:15 Да, недавно я шел по одному городу, видел трактир, называется Яма. Знали бы они… Так как это полуподвальное помещение… Яма – это бог смерти, к слову сказать. Поэтому избегайте посещать трактиры, которые называются этим именем, там энергия соответствующая. А?
(Из зала) Радость.
Радость? Радость – это очень интересное слово. Бога солнца в Египте называли Ра. И одно из имен Бога, которое упоминается в древних трактатах – это Рама, и Рама переводится как источник счастья, изначальный источник энергии счастья. Русское слово радость происходит из этого санскритского корня. Радость – значит ощущение счастья. Рама – это изначальный источник счастья.

00:44:17 Итак, мудрецы дали нам определённую традицию, как читать Шримад-Бхагаватам, потому что никак иначе он себя не показывает. Он не показывает себя , если у нас гордое сознание, если мы пытаемся с вызовом его понять или пытаемся понять его при помощи интеллекта. Потому что духовное знание обладает особой природой. Эта природа называется «апаурушея», это санскритский термин. Апаурушея – значит, она нисходит, эта энергия, не то, что мы её постигаем. Апаурушея, она нисходит. Обратите внимание, вот в этом принципиальнейшее различие западной цивилизации и восточной цивилизации. Потому что если вы внимательно посмотрите на менталитет Западной культуры, то он весь связан с нашими усилиями. Например, что такое католическая архитектура? Потому что католицизм – это одно из воплощений вот этого западного менталитета. Что это за архитектура? Вот это усилие некое такое вверх, понимаете? Наконечники вот эти, посмотрите, достать что-то там, схватить, вся эта архитектура – она такая. Разве не так?

00:45:29 Православие, кстати говоря, отличается от этого, потому что православные храмы – они другие. Какие? Это закругленные формы. Почему? Потому что православие – оно связано с Византией, фактически, православие – оно изошло из Византии, из восточной традиции. И вот эти закругленные формы – что это такое? Это, заметьте, воспринимающее начало, как чаши такие открытые, понимаете? Воспринимающее, широкое сознание. Сознание раскрытое, ждущее. Не сознание, которое стремится достать звезду с неба, а сознание ждущее. Вот в этой молитве. Это некое другое настроение. Давайте попробуем тоже это понять сейчас, потому что нам очень важно войти правильно в это событие, что-ли, в чтение Шримад-Бхагаватам. Постарайтесь своё сознание сделать ожидающим. Не логическим, а ожидающим, открытым к самой энергии, которая идет из этого текста. Первое, что я хочу сказать.

00:46:42 Второе, сам Бхагаватам начинается с особой мантры. И мудрецы оставили нам традицию, что чтение Шримад-Бхагаватам всегда нужно начинать с чтения этой мантры.
(Поет) Om Namo Bhagavate Vasudevaya (2 раза). Буквально эта мантра переводится следующим образом: «Я приношу почтительные поклоны Абсолютной истине, источнику всего сущего». Om Namo Bhagavate Vasudevaya. Я в почтении склоняюсь перед Верховной Личностью Бога. Значит, мы прочитаем сейчас три раза эту мантру. Я хочу вас попросить оставить любую логику и просто слушать звук. Постарайтесь, чтобы звук шел не из языка, чтобы он шел как бы из сердца. Для этого лучше, чтобы была спина прямая. Постарайтесь настроиться и очень интересно, какие ощущения вы испытаете. Итак, традиция слушания и повторения, мы слушаем внешний звук, потом повторяем сами, опять слушаем внешний звук и повторяем сами. И чтобы у нас возникло некое устремленное сознание вот к этому высшему источнику, в йоге складываются вот так ладони вот здесь, на уровне сердца. Потому что душа находится в области физического сердца. Мы не складываем ладони в области физического сердца, мы складываем ладони в области центрального сердца, духовного сердца, это анахата-чакра, здесь находится анахата-чакра, мы складываем ладони здесь. Здесь находится экспансия Бога. Поэтому мы складываем ладони здесь и отсюда этот звук идет. Итак, давайте попробуем.

00:49:11 Ом намо Бхагавате Васудевая.
(Из зала, хором) Ом намо Бхагавате Васудевая. (повторяется три раза).
Будьте внимательны к своим ощущениям сейчас, очень интересно, что вы чувствуете. Просто подымите руку, любые ощущения. Что?
Гармонизация, окей. Еще.
(Из зала) [неразборчиво]
Окей, итак, возникает вибрация на уровне анахата-чакры, и очень сложно выйти из этого состояния. Мы можем замечать, что мы концентрируемся на каком-то необычном энергетическом состоянии и очень трудно даже потом выйти из него, и это состояние очень гармоничное, очень целостное, оно связано с неким покоем, тишиной и каким-то предчувствием блаженства. Еще. Да.
(Из зала) Успокоение ума.
Успокоение ума, окей. Еще.
(Из зала) [неразборчиво]
Ощущение теплого нежного света. Окей, кто-то в этом звуке мог ощутить такое единство, то есть, это один звук, не много разных звуков, заметили вы, кстати? А один звук, звук, который очень сильно всех объединяет. Еще.

00:51:42 (Из зала) Ощущение (неразборчиво).
Ощущение тепла в груди, это значит, раскрытие духовного канала. Еще.
(Из зала) [неразборчиво]
Итак, это один из сильнейших методов раскрытия потенциала души, мантра, мантра-медитация. Духовные звуки и медитация на них. Это большая и громадная тема, но просто давайте зафиксируем, это один из самых главных методов раскрытия потенциала души. Смотрите, то, что вы испытали, ощущение гармонии, ощущения какое-то такое целостное, это приход духовных энергий, когда мы начинаем чувствовать. Далее. Я сам это сделаю. Если у кого-то из вас есть духовные наставники, неважно, в какой вы традиции, где угодно, мысленно тоже им поклонитесь. Потому что без поклона духовному учителю мы не имеем права приступать к этому тексту. Есть определённые условия, этикет, каким образом мы можем подходить к таким вещам. Я произнесу их сам, про себя, но кто-то, может быть, также произнесите их, чтобы мы настроились. А почему про себя? Давайте послушаем эти удивительные звуки, которые оставили нам величайшие мудрецы человечества.

00:53:20 Ом аджнана тимирандхасья
Джнананджана шалакайа
Чакшур унмилитам йена
Тасмаи шри-гураве намаха
Шри-Чайтанья мано-бхиштам
Стхапитам йена бху-тале
Свайам рупах када махйам
Дадати сва-падантикам
Ванчха-калпатарубхйаш ча
Крпа-синдхубхйа эва ча
Патитанам паванебхйо
Вайшнавебхйо намо намаха
Джая Шри Криша Чайтанья Прабху Нитьянанда Шри Адвайта Гададхара Шривасади-Гаура-Бхакта-Вринда
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама рама Харе Харе.
Мы с вами немножко подготовились к тому, чтобы читать Шримад Бхагаватам. Я прочитаю санскрит сам, потом мы прочитаем перевод и комментарий, который дан к этому тексту. Итак, это самое начало Шримад Бхагаватам, это первая глава первой песни, текст четвертый.

00:55:11 наимише `нимиша-кшетре
ришайах шаунакадайах
сатрам сваргайа локайа
сахасра-самам асата
Однажды в святом месте, в лесу Наимишаранье, собрались великие мудрецы во главе с мудрецом Шаунакой, чтобы совершить великое тысячелетнее жертвоприношение, для удовлетворения Господа и его преданных.
Комментарий к этому тексту, который оставил переводчик этого текста, А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада: «Три предыдущие шлоки служат вступлением к «Шримад-Бхагаватам». Теперь же раскрывается основная тема этого великого произведения. После того как Шрила Шукадева Госвами впервые изложил «Шримад-Бхагаватам», он был повторен в лесу Наимишаранйа.
В «Вайавийа-тантре» говорится, что Брахма, конструктор нашей Вселенной, представил себе огромное колесо, способное охватить её всю. Ступица этого громадного круга находилась в определённом месте, называемом Наимишаранйа. Лес Наимишаранйа упоминается также в «Вараха-пуране», где говорится, что жертвоприношение, совершенное в этом месте, уменьшает силу демонических людей. Вот почему для проведения подобных жертвоприношений брахманы предпочитают Наимишаранйу.
Преданные Господа Вишну совершают различные жертвоприношения, чтобы доставить Ему удовольствие. Преданные всегда привязаны к служению Господу, падшие же души привязаны к наслаждениям материального бытия. В «Бхагавад-гите» утверждается, что любое действие в материальном мире, не имеющее целью удовлетворить Господа Вишну, ещё больше порабощает человека. Поэтому все действия рекомендуется совершать как жертвоприношение для удовлетворения Вишну и Его преданных, что приведет ко всеобщему миру и благоденствию.
Великие мудрецы всегда заботятся о благе всех людей, поэтому мудрецы, возглавляемые Шаунакой, и другие собрались в священном месте Наимишаранйа, чтобы совершить непрерывную цепь великих жертвоприношений. Забывчивые люди не знают верного пути к миру и процветанию. Но мудрецам он хорошо известен, поэтому, заботясь о человечестве, они всегда стремятся действовать так, чтобы принести миру мир. Они искренние друзья всех живых существ, и потому, невзирая ни на какие лишения, на благо всех людей постоянно служат Господу. Господь Вишну подобен великому дереву, полубоги же, люди, сиддхи, чараны, видйадхары и другие живые существа — ветвям, побегам и листьям на нем. Если поливать корень дерева, то все остальные его части также насытятся водой. Лишь отрезанные ветви и листья не будут при этом удовлетворены. Со временем они засохнут, сколько бы их ни поливали. Человеческое общество, оторванное от Личности Бога, подобно отрезанным ветвям и листьям, и тот, кто пытается их орошать, напрасно тратит энергию и средства.
Современное материалистическое общество утратило свою связь с Верховным Господом, и все планы правителей-атеистов на каждом шагу терпят крах. Но и это не может пробудить их ото сна.
В этом веке предписанным методом пробуждения является совместное воспевание святых имен Господа. Этот научный метод дал Господь Шри Чаитанйа Махапрабху, и разумные люди могут воспользоваться Его учением, чтобы обрести истинный мир и благоденствие. «Шримад-Бхагаватам» поведан с той же целью, и ниже это будет объяснено более подробно.

00:59:24 Итак, мы читаем следующую шлоку. «Однажды, в святом месте, в лесу Наимиша, или Наимишаранья, собрались великие мудрецы, садху, во главе с мудрецом Шаунакой, чтобы совершить великое тысячелетнее жертвоприношение для удовлетворения Господа и его преданных». Давайте немножко это обсудим, чтобы нам стало более понятно, о чем идет речь. Итак, мы с вами живем в эпоху, которая в Ведах называется Кали-Юга. Есть элементарная единица космического времени, она называется Маха-Юга. Эта Маха-Юга состоит из четырех отрезков. Первый отрезок, самый продолжительный по времени, называется Сатья-Юга. Он продолжается 432 тысячи лет, умноженные на 4. Это продолжительность этого отрезка времени. И продолжительность жизни людей, которые жили в эту эпоху раньше была 100 тысяч лет. Эта эпоха была очень и очень давно, о чем мы даже и не знаем. Следующая эпоха, которая идет за эпохой Сатья-Юга, называется Трета-Юга. Ее продолжительность 432 тысячи лет, умноженное на три. Представьте продолжительность этого времени. И продолжительность жизни людей в эту эпоху была десять тысяч лет.

01:01:14 Следующая эпоха, следующий, третий отрезок в Маха-Юге, элементарной единице космического времени, это Двапара-Юга. Двапара, кстати, ещё одно русское слово можно услышать, «пара» или «два», Двапара-Юга. 432 тысячи лет умноженное на два, и продолжительность жизни людей, которые жили в эту эпоху, была тысячи лет. И вот именно этот отрезок времени, конец Двапара-Юги и начало Кали-Юги, в которой мы живем сейчас, именно с этого отрезка, с его описания, вот этот переход этих двух эпох последних и описывает Библия как священный текст. Потому что когда мы там читаем родословную Адама, то сколько там живут люди? 937 лет, 1100 лет, 895 лет, и все меньше и меньше, тоже интересно. Итак, Библия как духовный текст, он связан вот с этим отрезком, когда он появился. Это отнюдь не сотворение мира, к слову сказать.

01:02:34 Мы с вами живем в эпоху Кали, которая началась 5 тысяч лет назад. Эта эпоха будет продолжаться 432 тысячи лет, умноженное на один. Мы в самом начале этой эпохи. О чем идет речь? Сейчас потихонечку начинают появляться книги, которые начинают давать нам эти факты, эту информацию. Я слышал предсказание, что где-то примерно в 2040 году будут найдены археологические находки, которые неопровержимо докажут, что человечество не одиноко во Вселенной, эти находки заставят многих и многих людей искать некую универсальную духовную основу, отказаться от этого разъединения, борьбы за какие-то отдельные духовные традиции. Это то, что мы будем проживать ещё дальше, через несколько десятков лет. Но в самом общем случае, что мы с вами должны сказать? Что человечество деградирует. И вот эта эпоха Кали – это эпоха, где деградация достигает максимально сильного состояния. Это то, что мы можем видеть сейчас очень интесивно, заметьте. Это можно видеть даже непосредственно вот этими глазами нашими, что происходит с людьми и так далее.

01:03:53 Я недавно был в Волгограде, там была программа, и там был праздник города в Волжском, это город-спутник Волгограда на другом берегу Волги, туда приезжал Газманов, его пригласили туда, и весь этот Волжский, там я не знаю сколько жителей, в Волжском, тысяч двести, может быть, есть, по-моему, все двести тысяч они были там на площади и на её окрестностях. Множество людей увезли, то есть, трое человек были раздавлены толпой, даже не толпой, они были раздавлены машинами, и множество людей были увезены с этого праздника с черепно-мозговыми травмами. Черепно-мозговые травмы очень интересно возникли. Мне рассказывал это человек, который видел сам, как это все происходило. Многие люди были пьяные, с пивом. Праздник же, надо же радоваться жизни, без правил и предписаний, так, как хочу. Поэтому радость соответствующая, разрушительная очень. То есть счастье, когда мы к нему стремимся без уважения законов Вселенной, оно становится очень разрушительным для нас и для других живых существ. Итак, он видел следующий момент: человек допивает бутылку пива, смотрит, осталось ли там еще, допивает, и потом делает следующее движение – вот так вот назад её кидает в толпу. И кого-то уносят с черепно-мозговой травмой. Это было множество случаев, это нравы людей, понимаете? Это нравы, это вот это вот качество сознания, в котором пребывают сейчас люди. Ненависть, агрессия, полное пренебрежение к другим, это то, куда все это больше и больше опускается.

01:05:36 Пять тысяч лет назад, вот тот момент, который описан здесь, в Бхагаватам. Мудрецы, предвидя эту эпоху катастрофической деградации людей, предвидя, что развернутся вот эти самые низкие материальные энергии, и они войдут в сознание людей и будут руководить изнутри сознанием людей, предвидя все это, они собираются в лесу Наимиша. Лес Наимиша – это особое место, оно до сих пор здесь есть, на этой планете, я был в этом месте несколько раз, он находится в Индии. Это место здесь описано, помните этот комментарий, что Брахма, творец Вселенной, который сотворил все это многообразие в этом проявленном космосе, когда он в своей медитации представил колесо, которое охватило всю Вселенную, и когда он представил то место, где находится ступица колеса, то есть центр его, где проходит ось, то это место как раз оказалось в лесу Наимишаранье, на нашей с вами планете.

01:06:41 Наша с вами планета – средняя планетная система. Есть 14 планетных систем, в древних санскритских трактатах очень подробно это описано. Есть 14 планетарных уровней, и на каждом из этих уровней есть множество живых существ, которые там живут. Наша планета – это средний планетарный уровень, на санскрите она называется… вот этот весь комплекс планетный, частью которого является планета Земля, это мандала, так называемое поле кармической деятельности. Есть низшие планеты, есть высшие планеты, с низших планет прилетают космические тарелки, это планеты, где очень сильно развита материальная цивилизация, или технократическая цивилизация, это, собственно, та культура, которую мы сейчас перенимаем с низших планет. С высших планет приходят другие личности. Это то, что в православной традиции называется архангелы, или гандхарвы. Архангел Гавриил, например, который дал Коран Мухаммаду, если вы знаете историю появления Корана. Это никто иной, как Джабраил, или архангел Михаил, который известен как архангел Михаил в православной традиции. Он гандхарв, он с одной из высших планет, с Гандхарва-локи, это одна из высших планет во Вселенной, он обладает особым телом, тонко-энергетическим, которое может свободно перемещаться в космическом пространстве без каких-либо носителей, просто сама способность тела такая.

01:08:05 В общем, много всего интересного, о чем можно было бы говорить, что такое Веды, какое знание они оставили нам, что такое космология ведическая, у нас нет возможности подробно это обсуждать, мы просто обсуждаем ситуацию, которая была в лесу Наимишаранье. Итак, мудрецы, зная особую тайну этого места, они собираются туда. Причем, я хочу обратить внимание, Бхагаватам описывает, что там было 60 тысяч мудрецов, которые собрались там, на этом месте с разных планет Вселенной, они собрались туда, вместе. Зачем? Чтобы начать ягью, начать некую религиозную церемонию, которая могла бы остановить влияние вот этого демонических сил этой эпохи, чтобы влияние этого времени было не таким катастрофическим. На самом деле, мы с вами можем что-то ещё соображать, какие-то основы разума у нас остались, и мы можем, нам доступны какие-то духовные тексты, духовные интересы у нас какие-то есть только потому, что в начале этой эпохи 60 тысяч мудрецов устроили эту ягью.

01:09:13 Мы с вами должны мысленно выразить им поклон величайший, потому что это была ягья, которая была устроена для спасения человечества. Эта шлока Бхагаватам описывает этот эпизод. Мы с вами, очень интересно в Ведах говорится, что человек, когда он рождается, он очень многим сразу должен. Прежде всего, он должен отцу и матери, которые дали ему это тело. Потому что тело человеческое – это удивительный инструмент, при помощи которого можно познать себя, достичь высшей цели человеческой жизни, раскрыть потенциал души. Поэтому говорится, что вот это уважение к матери и отцу – это основа духовности. И в любой традиционной культуре этот момент подчеркивается. Но что ещё говорится там? Что человек, когда он рождается, он сразу оказывается в долгу перед святыми, перед мудрецами. И обсуждая эту шлоку Бхагаватам, мы можем понять почему это так. Потому что святые, вот чем собственно святой человек отличается от обычного человека? Как вам кажется, чем отличается?
(Из зала) (Неразборчиво)
Итак, у него есть качества, он терпелив, он смиренен, да. Он обладает знанием. Еще. Больше думает о Боге, любит всех и никого не считает своими врагами. Еще.
(Из зала) (Неразборчиво)
Благодать дана всем. Просто он ею воспользовался. Основная квалификация духовного человека – не в одежде, не в ритуалах, которым он следует, квалификация духовного человека – она вне внешних ритуалов, она связана с качествами его сознания. Он живет не для себя, он живет для блага других. Он живет для блага других, это то, что мы здесь читали в комментарии.

01:11:19 Вот эти 60 тысяч мудрецов, они оставляют все свои ашрамы (кстати говоря, у мудрецов даже квартир нету, хочу сказать, потому что они не для себя живут). И часто у них жен даже нет. Это не потому, что женщины какие-то самые плохие, не об этом речь, конечно, но просто они, чтобы… Женщины – они особые личности. Для них очень важна семья. Вот это духовный долг, религиозный, воспитать детей, квартира, дом, благополучие, это очень важная миссия, на самом деле, в этом мире, но у мудрецов другая миссия. Поэтому они не связываются с этим всем. (Улыбается). Но часто у мудрецов есть жены, которые помогают им в их миссии. Которые также такие духовные личности и помогают своим мужьям совершать эту миссию. Они собираются в лесу Наимише, они начинают эту ягью. Значит, я хочу подчеркнуть момент, что такое ягья? Потому что чтение Шримад Бхагаватам – это тоже ягья.

01:12:33 Здесь, в комментарии, дается предельно ясное объяснение того, что такое ягья. Здесь говорится о том, что процветание и мир в этом мире возможны лишь тогда, когда этот мир что? Что, как вы услышали? Когда этот мир связан с высшим источником. Процветание и гармония в этом мире возможны лишь тогда, когда этот мир связан с высшим источником. И это не так трудно понять, на самом деле. Более того, это просто очевидность. Несколько элементарных примеров. Кто-то может сказать: «Что это за такой высший источник, который допускает столько зла в это мире? Посмотрите, сколько дисгармонии в социуме, в обществе, у людей! Что это за источник, из которого исходит ТАКАЯ гармония?». Но, простите, пожалуйста, давайте внимательно посмотрим на эти горы, на эти удивительные ручьи и реки, которые с них сбегают, давайте подышим этим воздухом, увидим эту удивительную природу, которая здесь есть, и мы увидим, что это очень гармоничный мир.

01:13:55 Но вот наше с вами общество, то, которое мы с вами создали, в нем множество проблем, я согласен. Но это не то, что изошло из высшего источника. Простите, это наш произвол. Потому что у нас есть это сознание, мы вчера его обсуждали, сознание современных людей, эта формула бытия: «Если я удовлетворяю свои желания – значит, существую». То есть произвол, выдумка, что хочу, то и делаю. Скажите пожалуйста, вы видели где-нибудь в живой природе какую-то птицу, кстати, понаблюдайте, проверьте, может быть, кто-то не поверит, какую-то птицу, которая не может создать семью. Знаете, сидит птица, такая грустная, на ветке дерева, и мучается, где же, где же, почему я не могу выйти замуж? Или вы где-нибудь видели голодного муравья, который, знаете, так валяется вверх ногами, от голода валяется и мучается, не покормили его. Вы где-то это видели?
Но в человеческом обществе сплошь и рядом мы видим одиноких женщин и мужчин, брошенных детей, людей, которые не могут из года в год создать себе семью, мы видим голод, мы видим какие-то социальные катаклизмы и все остальное.

01:15:23 Изначальный мир, мир, который изошел из Бога, он полный гармонии, понимаете, полный! Более того, все, что проявлено в этом мире, оно соотнесено в изначальную гармонию, понимаете? Здесь такое многообразие, посмотрите, сколько трав только, но это все в полной гармонии друг с другом. Вы знаете, например, что клевер, вот этот цветок, может пылить только одно живое существо – шмель. Почему? Потому что у клевера длина вот этого, как это называется, пестик, что ли? В общем, короче, по-моему, пестик это называется.
(Из зала) Неразборчиво.
Пестик, пестик, потому что пыльца внутри пестика. И вот длина пестика у клевера, найдите клевер, исследуйте, понимаете, чтобы дотянуться туда, нужно преодолеть эту вот, покажите, пожалуйста, да, вещественное доказательство присутствия Бога в этом мире. Длина этого хоботка, в общем, пестика, что ли, сложно с биологией, точно такая же, как длина хоботка у шмеля. Нет другого такого насекомого, которое достало бы эту пыльцу, опылило это растение.

01:16:45 Так смотрите, а мы говорим эволюция какая-то, что там все как-то само собой происходит. Знаете вот, само собой, где-то миллион лет назад, сначала возник этот самый клевер, а потом случайно возник шмель, который полностью соответствует этому цветку. Понимаете, у всех у нас есть наша половина, которая мучается без нас, такая же одинокая, где-то в мире. А мы соединиться не можем, потому что живем неправильно. А правильно жить – это значит быть соединенным с высшим источником. Тогда гармония приходит в нашу жизнь и все проблемы начинают сами собой решаться. Семьи образовываются, и здоровье само собой, и все остальное. Я знаю две области науки современной, которая… очень многие ученые, которые серьезно разрабатывают, прорабатывают эти области науки, они становятся религиозными людьми – это биология и тонкая ядерная физика. Я недавно читал выступление Акимова, президента Академии физики, который говорил, что светская наука, иначе говоря – материалистическая наука, это феномен 150-ти лет назад первый раз стали возникать как явление такое социальное, никогда раньше наука не была такой, она была духовной, потому что, например, если мы читаем трактаты, которые оставил Ньютон, то что он там пишет? Он говорит, что я открываю законы Бога. Он понимает, что законы физики – это не что иное, как законы Бога, понимаете? Он это открывает. А когда Вивальди пишет музыку, то слушайте, что это за музыка, вы послушайте «Времена года», что там такое, или послушайте симфонии Баха, это ничто иное, как постижение Бога. И поэтому они так, вы знаете, до дрожи просто пронзают. Потому что там присутствует духовная энергия, если мы просто открываемся к ним. Но сейчас музыка другая, там другие вещи постигаются. «Ты меня да я тебя», вот примерно так.

01:18:50 И архитектура другая, и поэзия другая, и наука бесполезная полностью. Наука, сейчас весь человеческий разум погружен в то, чтобы изобрести какую-то вещь, чтобы потом продать её рынке. Понимаете? Раньше человеческий разум постигал мироздание, Бога. Ученые открывают эту удивительную гармонию на уровне тонких законов физики, на уровне тонких законов биологии, потому что они видят эту удивительную гармонию, симметрию всего сущего, они понимают, что за этим стоит какой-то разум. Одна из практик, которой мы можем с вами здесь следовать – это, на самом деле, важная практика нашего сознания. Не просто бродите здесь, а замечайте, замечайте этот удивительный мир, замечайте его красоту поразительную, его гармонию и красоту, потому что никакой человеческий разум не может создать какое-либо подобие всего этого. Вы посмотрите, просто к цветку подойдите и наклонитесь к нему. Да никогда никакой человек не нарисует что-то подобное. Потому что они все разные, все бабочки разные, все цветки разные.

01:20:08 Очень интересно, что в Бхагаватам, там есть описание вот этой природы проявленной, там очень интересно, такая метафора, говорится, там говорится, что птицы – это выражение художественного вкуса Бога. Попробуйте услышать птиц, которые здесь есть, и помните, это выражение художественного вкуса Бога, понимаете, проявление его вкуса. Вот такая метафора, да, такая она интересная. А про горы очень интересно говорится: это выражение его величия в этом мире. Вот посмотрите на эти горы и вспомните вот эту фразу: выражение его величия. Такое ощущение у нас возникает, когда мы смотрим просто на них. На самом деле, есть одна очень интересная такая метафора, которую используют мудрецы, когда они обсуждают тему духовного учителя.

01:21:11 Духовный учитель называется гуру. Гуру. И гуру – это слово переводится как «тяжелый», тяжелый, как гора. Потому что гуру – он также непоколебим. В чем он непоколебим? Он непоколебим в своем знании и в своих ценностях духовных. Ничто не может поколебать его из этого мира, в его понимании, как все устроено и в чем высшая цель человеческой жизни. И, на самом деле, это тоже одна из тем Шримад Бхагаватам, где говорится, что невозможно раскрыть своё духовное сердце, невозможно получить духовное знание самому, без духовного учителя. Нужно получить это в личном контакте, нужно найти вот этого своего наставника духовного и в итоге принять у него посвящение. Это одна из главных традиций духовных, на самом деле, которую мы также сегодня упоминаем. Мы сегодня обсуждаем просто некоторые моменты, связанные с раскрытием потенциала души, поэтому как-то фрагментарно упоминаем разные темы.

01:22:15 Итак, ещё раз давайте вернемся. Гармония есть в это мире, она исходит из высшего начала. И если этот мир связан с высшим началом, тогда процветание и гармония сюда приходят сами собой. Поэтому есть только один метод, как восстановить гармонию в человеческом обществе и как сделать так, чтобы изобилие сюда вновь пришло, во всех сферах жизни. Изобилие в эмоциях, чтобы у нас радость просто появилась в жизни. Изобилие в здоровье, чтобы мы просто здоровыми стали. Изобилие в социуме, когда просто, понимаете, социум будет для человека, а не человек, знаете, раб для чего-то, для каких-то частных интересов. Изобилие в семье, что означает отношения просто прекрасные, глубокие, не на год и не на два, а на всю жизнь. Изобилие в смысле взаимоотношений с детьми, когда наши дети будут расти в счастье в радости, а не в страхе, не в боли. Вот то, что часто родители дают, просто знаете, свою злобу, агрессию проявляем к детям. Изобилие во всем, понимаете вот, оно приходит тогда, когда мир связан с высшим началом.

01:23:26 Комментатор «Шримад Бхагаватам», А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, говорит о том, что это простой пример, если вы хотите напитать дерево, когда видите, что у него ветки засыхают, а мы видим, что сейчас все человечество – оно усыхает, понимаете? Дефицита все больше, во всех сферах, есть только один способ. Какой? Поливать корень дерева. Не какие-то социальные, экономические программы, не какие-то организации объединенных наций, когда на уровне политики пытаются решатся вот эти вот вопросы всеобщей гармонии, или что-то иное, не какие-то призывы или что-то там еще, а нужно корень поливать. Иначе говоря, в человеческом обществе нужно восстановить эту ягью, ягью служения Богу. Очень важно, чтобы люди обращались к духовным знаниям, чтобы они меняли свою жизнь, и чтобы они все вместе понимали эту суть человеческой жизни. Если мы поливаем корень дерева, то все дерево начинает питаться, понимаете? Питаться. И вот поэтому, на самом деле, когда мы с вами вначале произнесли эту мантру, Ом намо Бхагавате Васудевая, (нараспев), мы с вами ощутили ничто иное, как гармонию и единство, понимаете? Может быть, какие-то эмоции негативные ушли, сами собой; если возникает концентрация, то приходит вот это ощущение жизни, приходят, иначе говоря, духовные энергии, которые начинают все здесь возрождать.

01:25:14 Давайте остановимся. Какие у вас вопросы, может быть, вот к этой теме есть? Что вы хотели уточнить?
(Из зала) Неразборчиво. Но почему он допускает страдания, это же его любимые дети…
Большая тема, об это много можно говорить, я отвечу очень просто. Директор завода подписывает правила техники безопасности, лично директор завода подписывает, или там кто, не директор, может быть, но инженер по технике безопасности, но, по-моему, директор санкционирует, он ставит, он утверждает, он ставит свою личную подпись. И смотрите, техника безопасности есть, но почему же калеки на заводе возникают, кому-то руку там калечит, палец отрезает (я заканчиваю уже). Почему? Виноват директор в этом? Детальнейшим образом проработана техника безопасности, но почему калеки на заводе возникают? Почему страдающие есть люди на заводе? Потому что люди начинают произвольничать. Они начинают не соблюдать эту технику безопасности. Вот и все. В этом мире есть правила поведения, если мы им следуем, то гармония, процветание и счастье – это естественное состояние жизни на всех трех уровнях бытия, о которых мы говорили вчера. Но если мы выбираем собственный произвол, действую, как хочу во всех этих сферах, то естественным образом приходят страдания. Потому что страдания – это ничто иное, как кармические уроки, которые показывают нам, что мы нарушаем свою гармонию с Вселенной в каких-то сферах. Вот и все. Вот и вся тема здесь, ничего другого здесь нету.

01:26:59 Еще, пожалуйста. Я ещё добавлю, сейчас, секундочку, что душа она по образу и подобию Творца. То есть, иначе говоря, она наделена свободой воли. Поэтому, у нас есть свобода выбора, как жить. Но мы выбираем, к сожалению, часто то, что не стоит выбирать. Отсюда наши проблемы.
(Из зала) [Неразборчиво].
Это большая тема, но опять, в силу формата времени, которое у нас осталось, я вынужден отвечать кратко, но я постараюсь, тем не менее, ответить полно. Все очень просто. Просто надо понимать, как устроено мироздание и тогда у нас будет ясность в этой теме, почему идет деградация, а не эволюция, как нам кажется. Дело в том, что помимо этого мира, существует другой мир. Это духовное небо, или мир Вайкунтхи, изначальная родина души. Этого знания нигде нет, на самом деле, только в Бхагаватам дается это понимание и в нескольких других санскритских трактатах, которые посвящены непосредственно этой теме. Что есть изначальный мир, родина души, откуда мы пришли сами сюда. Иисус Христос очень часто об этом говорил, он говорил, что душа не от мира сего, её родина в другом месте. Мудрецы, садху, святые, говорят, что цель человеческой жизни – чтобы вернуться в духовный мир. Что вот этот мир – это место старта, здесь можно развить духовный потенциал и вернуться в духовное небо.

01:28:42 Первая эпоха – это эпоха, когда множество душ – они уходят в духовный мир. Те, которые не проявляют концентрацию в духовной практике – они остаются. И поэтому для них специально следующая эпоха, где уровень возможностей уже чуть поменьше, чем в предыдущую эпоху, деградация. Множество живых существ по-прежнему используют эту ситуацию и возвращаются в духовны й мир. Но кто-то не слишком концентрирован, кому-то что-то здесь больше нравится. Третья эпоха, более низкая, также множество возможностей для старта, и множество живых существ возвращаются в духовный мир, развивая духовный потенциал, иначе говоря, раскрывая потенциал души. Но кто-то остается не слишком концентрированным, какие-то другие интересы здесь есть. Для них следующая эпоха – Кали-Юга, в которую мы с вами и живем. Нравы, смотрите, все деградируют и деградируют, посмотрите, сейчас люди почти уже не интересуются духовным. Почему? Потому что со всех тех эпох собрались, понимаете? Самые бесполезные живые существа.
(Из зала) (Голоса) Добро пожаловать!

01:29:55 Добро пожаловать. Просьба, без обид, потому что, посмотрите на статистику, люди интересуются духовными знаниями? Где? Где? Собрались просто со всех эпох, понимаете, и тут мучают друг друга. Женятся друг на друге, в бизнесе эксплуатируют друг друга, воюют друг с другом. Вот время, в котором мы живем. Добро пожаловать. Но и здесь можно стартовать, на самом деле. И сегодня мы с вами пытались что-то в этом роде делать. Еще какие вопросы? Да.
(Из зала) [Неразборчиво]
Но я вчера уже говорил, что творчество – это реализация на втором плане, на уровне реализации тонкого тела. Это точка самоактуализации. То есть, для духовного развития – нет. Это не духовная вещь, на самом деле, нужно это понять. Вернее, если это правильно делать, это будет помогать раскрывать потенциал души. Помогать. Это может стать вспомогательной практикой для раскрытия потенциала души, или косвенной практикой, как она называется, но никогда не сможет раскрыть всю душу, все её энергии. Для этого нужна сама прямая духовная практика.

01:31:35 На санскрите даже есть два термина: «мукья-бхакти-йога», то есть практика, которая раскрывает свою душу. И «гауна-бхакти-йога», это второстепенная практика, связанная с нашей реализацией в это мире, но которая делается с чистым сознанием. Как подношение Богу, когда мы помним, что все исходит из Бога, то есть, если творчеством заниматься вот так, с таким сознанием, божественным, то это будет помогать раскрывать потенциал души. Но все равно, то есть, полностью не раскроет, но будет помогать. То есть, это можно использовать, безусловно. По большому счету, всю деятельность, которой мы занимаемся, нужно делать с этим сознанием. Тогда это будет способствовать раскрытию потенциала души. Еще, может быть, пару вопросов? Мы должны уже останавливаться.

01:32:23 (Из зала) [Неразборчиво]
Говорится в Ведах о 14 (уровнях планетарных) А эти планеты – это все реальный мир?
Это все материальная Вселенная, в ней есть 14 планетарных уровней, и в самом общем случае они делятся на три зоны. Это средняя зона, высшая зона и низшая зона. И, к слову сказать, в православии тоже это знание есть, три мира, есть эти описания, но это опять уже такие, более глубокие вещи, которые не известны на уровне мирской религиозности. Но если в какие-то более серьезные тексты углубляться, как в православии, так и в том же мусульманстве, то эти вещи можно находить. То есть, знание одно, на самом деле. Я ещё раз хочу это подчеркнуть, что знание – оно не по атрибутам внешним, духовное знание, а по… оно просто одно, вот и все, просто одно, во всех традициях оно одно.
(Из зала) [Неразборчиво]
Итак, это очень интересный вопрос, я хочу на него ответить, наверное, здесь мы должны уже остановиться.

01:33:37 В духовный мир, в принципе, можно вернуться с любой планеты этой Вселенной. Но самые большие возможности вот на этой планете. И вот в этом теле, в котором вы находитесь, в человеческом теле. Почему? Потому что высшие планетарные системы, ну, скажем, люди это знают как рай. Рай – это ничто иное как высшие планетные системы этой вселенной, где великолепные условия для жизни, где нет болезней, где никто не работает, где нет старости, и где фрукты без косточек, я серьезно. И очень интересно, скажем, в «Махабхарате», описано, например, путешествие Арджуны, одного из героев «Бхагавад-Гиты», на высшие планетарные системы, там есть такие некоторые описания. Вот. Очень интересно описываются фрукты на высших планетных системах. Это сплошная мякоть, причём они очень большие. Я недавно видел рекламу, там молодой человек заводит девушку в какую-то лабораторию, там такой персик, метра три высотой, метра два в диаметре. И она так (девушка) удивляется, чего это он такой большой. А тот смотрит сам, он так сам не посмотрел, что он сделал, «Ой, извини, пожалуйста, с размерами немножко напутал». Там идет в свою лабораторию, что-то там делает, приходит, а она уже сидит с косточкой, весь этот персик, в общем, съела. Ну, и потом там реклама жевательной резинки начинается. Я к тому, что да, такие персики на райских планетах, причём без косточки.

01:35:32 То есть, иначе говоря, почему там так сложно, на самом деле? Потому что, потому что… Золото, кстати, говоря, там очень интересно образуется. Там золото – оно возникает из реакции нескольких элементов. Это, насколько я помню, потоков сока манго, которые текут реками, потому что там есть такие очень большие деревья, где эти манго постоянно падают, а сока много, и оно в итоге в реки такие сливается, и там они бегут, эти реки.
(Из зала) Молочные реки.
Нет, а чего вы смеетесь, вот эти молочные реки с кисельными берегами, которые в сказках описываются, вы поймите, что ничего ведь не придумывается, это просто кармическая память живых существ, которые были там, на этих планетах. Вот они потом ещё какие-то сказки написали, все понятно, да, конечно, вот так ещё бывает и так. Ну, в общем, золото образуется из контакта, по-моему, берегов, воздуха и вот этого сока. Возникает золото, и просто все берега устланы золотом. Поэтому небожители, они все носят множество золотых украшений, если кому-нибудь из вас когда-нибудь встретится небожитель.
(Смех в зале). То сможете проверить. Они очень любят золото, благородный металл.

01:36:50 А знаете, почему благородный, кстати? Он не окисляется. Вообще не окисляется. Поэтому, когда мы его носим, на уровне энергии мы получаем вот эту независимость, стабильность некую. Понимаете? Не окисляемся сами уже. Независимость от этого мира также, у кого много золота, он уже не зависит. (Смеется). Ну ладно, чтобы не уходить далеко, потому что сейчас надо уже сдавать полномочия здесь, значит, что я хочу сказать. А какой вопрос там был, кстати? А, с какой планеты. Почему там так сложно, потому что там сознание полностью сосредотачивается на удовольствиях. Все, оно больше ни о чем не думает. Только наслаждения, всевозможнейшие, понимаете? Всевозможнейшие. Там страданий нет. А низшие планеты, они из двух категорий состоят. Это так называемые асурика-планеты, асурика локи, демонические планеты, где развита технократическая цивилизация очень сильно и адские планеты.

01:37:54 Вот, на асурика планетах, там тоже очень сильные материальные наслаждения, но они связаны с этой материальной цивилизацией, с этим контролем материальной энергии, что ли. То есть, там сознание полностью сосредоточено вот на это желании контролировать этот мир, то есть увлекает это очень сильно, подчинять себе других, контролировать. Они сюда для этого, собственно, прилетают. Адские планеты, почему там так сложно думать о чем-то ином, там просто страдания, там сознание, вся его энергия сосредоточена только на страданиях, на боли. Место, где все перемешано, и радость, и горе – это наша с вами планета, поле кармической деятельности. Поэтому здесь самые благоприятные условия, здесь сознание максимально активным может быть, оно может искать, здесь американские горки, понимаете? То счастье, то горе, и мы в итоге задумываемся, что-то как-то непорядок какой-то. Как-то должно это измениться. Начинаем что-то другое искать.

01:38:52 Ну ладно, давайте подведем итог. Хочу спросить вас, что для вас было важно в этом разговоре? Сейчас просто какая-то ваша реализация, эмоциональная или ментальная, может быть. Что для вас было важно, очень интересно, просто скажите свое.
(Из зала) [Неразборчиво]
Итак, отсюда все-таки можно стартануть, несмотря на то, что здесь собрались отовсюду все не самые лучшие.
(Из зала) [Неразборчиво]
Ом пурнам адах пурнам. Когда мы связаны с высшим целым, тогда гармония, процветание и счастье приходит в нашу жизнь, и в жизнь всего человечества, если все человечество начинает внимать эту науку, откуда все берется. Спасибо, еще. Кому все принадлежит, да. Еще, еще.
(Из зала) [Неразборчиво]

01:40:01 Итак, отсюда можно выбраться, в том числе, кто-то будет стартовать, кто-то будет выбираться, неважно, с чего мы начнем, с какими эмоциями заниматься духовной практикой, главное – заняться. Хотите ли вы отсюда выбраться, потому что совсем измучались здесь, или вы хотите отсюда стартовать просто к большей жизни, к большему счастью, потому что не хватает уже, что-то мало счастья, хочу ещё большего, или просто из любопытства, или просто ради познания абсолютной истины, любая квалификация годна для этого старта раскрытия своей души, самих себя. Еще. В чем ваша реализация, что для вас было важно сегодня? Пожалуйста. Кто хотел бы сказать еще?
(Из зала) [Неразборчиво]
А как вы думаете, зачем они, 60 тысяч мудрецов-то собрались вместе?
(Смех в зале)
(Аплодисменты) Браво!
Это очень важный момент, я просто в двух словах об этом скажу.

01:41:29 Дело в том, что духовная практика в это время, и тоже мудрецы оставили это, очень четкие объяснения, она должна совершаться совместно. Потому что люди сами по себе очень слабые, понимаете? Очень слабые. Потенциал слабый. Поэтому, лишь собираясь вместе, устраивая подобные обсуждения, или совместные воспевания мантр или молитв, вот эта энергия духовная становится очень сильной. А одному прогрессировать невозможно, нужно быть вот в этом социуме, где энергия духовная накапливается. Взаимно поддерживать друг друга, знаете, вот тогда духовная сила будет очень большой и все будут получать благо.

01:42:07 Ну ладно, я вижу, что кто-то немножко уже устал. Спасибо большое. Или вы что-то хотели сказать? Нет, все, уже времени нет, извините. Давайте поблагодарим мудрецов Наимишаранье, за то что… мысленно выразим им почтение, за то, что они провели эту ягью, за то, что они оставили… Кстати, знаете, какую ягью, чем они закончили ягью? Я просто последнее скажу, последнее-последнее. Вот когда их ягья достигла апогея, знаете, что они начали делать, чтобы вот максимально усилить всю эту духовную энергию? Они посадили на вьяса-асану Суту госвами (вьяса-асана – это возвышенное место), и стали ему задавать вопросы. Расскажи нам Шримад Бхагаватам. Сута Госвами стали рассказывать Шримад Бхагаватам, они стали его слушать. То есть, вот эта ягья, она взошла на самую высокую точку своей силы духовной, когда стал читаться Шримад Бхагаватам. Это ещё некая одна иллюстрация этого текста.

01:43:07 Я очень рекомендую всем вам эту книгу найти и с большим почтением и смирением изучать ее. Спасибо всем большое.
(Аплодисменты)
В конце таких обсуждений, это тоже древняя традиция ведическая, произносится следующая фраза: «(Грандха радж ? ) Шримад Бхагавтам ки! Джай!», что переводится: «радж» - значит царь, «грандха» - значит писание, книга. То есть, «Шримад Бхагаватам» называют царем всех книг. Понимаете? Гранд Радж Шримад Бхагаватам, «ки» - значит прославление. Спасибо большое.
(Из зала) А мы все желаем вам счастья.
(Аплодисменты)
Смотрите, я хочу маленькую иллюстрацию дать. Когда сегодня нам объявили, что сегодня будут запускаться эти венки, каждый может загадывать желания, они будут сбываться, я подумал: «Не умею я плести венки».
(Смех в зале)
Думаю, ну ладно, что ж, не дано. Смотрите, но если мы начинаем читать «Шримад Бхагаватам», если мы начинаем служить Богу, какую-то духовную практику, то изобилие в нашу жизнь приходит само собой. И смотрите, никакой логики в этом нету, просто возникает связь с сутью всего, и поэтому, кто-то что-то поднесет, кто-то что-то подарит, кто-то примет у себя дома, кто-то покормит, кто-то встретит, кто-то проводит.

01:44:54 Я помню, был этот видео-класс, где Бхакти Сиддха Свами (?), один из духовных учителей, учеников Шрилы Прабхупады, переводчика «Шримад Бхагаватам», это был класс, по-моему, «Что хочет женщина?», такая телепередача называется, её известная ведет ведущая. Клара Новикова, да. И она спросила его, «Где вы живете?», он ей сказал: «Нигде». Он такой санньяси, отреченный человек, монах. И она женщина, что-что, ещё раз?
(Из зала) (Подсказывают)
А он ещё и царь, да. Какой у вас дворец, где вы живете, вы же царь. Он говорит: «Нигде». И она не понимает, как это, нигде, потому что идеал людей – это иметь квартиру свою, а тут сидит совершенно счастливый человек, не имеющий свою квартиру. Вот он говорит: «А зачем? Зачем весь мир – мой дом. Господь дал нам этот мир, у меня множество учеников, они с радостью готовы меня встретить, в любой точке мира. Зачем? Я просто путешествую, изучаю духовное знание и даю его людям».

01:46:00 Итак, если мы раскроем своё сознание вот к этой ягье, центральной, к связи с Богом, будем что-то делать, а сегодня мы упоминали разные элементы этой ягьи, то вот это изобилие, оно будет само собой приходить в нашу жизнь. Понимаете? И венки кто-то будет дарить, и все остальное. Ну все, Харе Кришна.
(Аплодисменты).

транскрибирование: Мария Степанова | Санкт-Петербург | Россия | 21 октября 2013
транскрибирование: Лариса Кокстова | Симферополь | Украина | 26 апреля 2014