Ученое невежество

Навадвип-дхам - 23 января 1984
запись беседы для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 9
длительность: 00:25:38 | качество: mp3 64kB/s 11 Mb | прослушано: 52 | скачано: 72 | избрано: 1
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Шридхар Махарадж: Я хочу этого. Не каких-либо лицемерных, политических явлений. И в глубине сердца, если мы хотим такого рода справедливость, ответ – из измерения царства любви. Измерение любви, царство любви. Оно достаточно щедро, чтобы иметь дело с новичками, приветствует, говорит: «Добро пожаловать» (новым людям). Поскольку оно безгранично, поэтому банкротство там не возможно. Если столь многие придут, то нам не хватит пищи. Нет, такая возможность отсутствует.
Ученик: Махарадж.
Шридхар Махарадж: Да.
Ученик: Как терпимость и различение сотрудничают между собой?
Шридхар Махарадж: Что? Как терпение или терпимость, прощение и различение, способность различать сотрудничают?
Ученик: Как они сочетаются?

00:02:32 Шридхар Махарадж: Они могут помочь нам, если у нас есть подлинная связь. Это качество, которое помогает нашему прогрессу. Но связь с истиной... Они помогают нашему прогрессу, но так или иначе, если мы связаны с благим явлением, тогда они будут помогать нам в достижении блага. Терпимость и другое... способность различать. Различать, различение стоит на первом месте. Терпимость помогает, оказывает значительную помощь. Но способность различать в каком измерении? Способность различать имеет место быть в разных измерениях. Но необходима связь, должна присутствовать связь с высшим измерением. Способность различения, различение должно быть в подлинном измерении. Суждение, оценка, различение с нашей стороны, но все зависит от благосклонности другой стороны. И мы должны иметь связь. Поэтому предание, самопредание, преданность, и тогда Он придёт к нам, чтобы возвысить нас. Так или иначе, мы должны добиться благосклонности высшего авторитета. Ты понимаешь?
Ученик: Да.

00:04:29 Шридхар Махарадж: Наше умонастроение будет таким – призвать высший авторитет, пригласить Его принять нас. Не настолько зависит... Речь не идет о нас в такой степени, но наша покорность, наша жажда, наше самопредание, негативная сторона, различение. Сделать Его объектом моего различения. Но он всегда сверхсубъект. Я не могу сделать Его (это явление) объектом моего различения. Понимание. Ты понимаешь?
Ученик: Да.
Шридхар Махарадж: Он имеет сверхсубъективную природу, поэтому мое отношение будет следующим. Высший авторитет может низойти на мой уровень и помочь мне, возвысить меня. Различение возвысится, достигнет стадии самопредания. Самопредание необходимо для того, чтобы привлечь внимание высшего начала. Все зависит от Его сладостной воли. Он – самодержец. Его сладостная воля есть все и вся. Привлечь Его сладостную волю ко мне, увеличивая мою негативную сторону, чтобы привлечь Его благосклонность, снискать Его благосклонность. Ты понимаешь?
Ученик: Да.

00:05:59 Шридхар Махарадж: Все наши атрибуты, все наши качества будут негативного характера, негативной природы. Признать, что я нахожусь в нужде, величайшей нужде, и без этой помощи я не в силах выжить. Я не могу жить без твоей благосклонности. Такого рода жажда, искреннее горячее стремление, потребность, нужда – все это поможет нам. Иными словами, мы должны стать негативным началом, обрести эти характеристики. И позитивное начало привлечется нами. И наша природа субъекта. Он будет вдохновлять нас делать то-то и то-то. Я буду делать это нечто, и, выполняя его указания, использовать мои способности различения. Но я могу быть субъектом, который выполняет указания Верховного Господа. И там, выполняя Его указания, я могу использовать мою способность различения. Но по отношению к высшему началу – только покорность, самопредание, повиновение, безусловно, безоговорочно. Рабство, умонастроение раба поможет нам, рабское умонастроение. Мы низкие. Признание того, что мы низки, тогда помощь придёт свыше. Я ясно выражаюсь?
Ученик: Да.

00:07:59 Шридхар Махарадж: Всегда такого рода направление мысли: субъективное и объективное, субъект и объект. И он не подчинен никаким законам. Он самодержец. Это информация, которую мы всегда должны помнить. Сладостная воля. Как привлечь внимание высшего начала? В этом состоит проблема, лишь единственный истинный путь – показывать Ему, демонстрировать Ему, что я нахожусь в величайшей нужде, я самый нуждающийся.
Ученик: Гуру Махарадж, в «Шри Иша Упанишад» присутствует мантра, которая утверждает, что знание и невежество следует культивировать одновременно. Что это означает?
Ученик: В «Шри Иша Упанишад» присутствует мантра, которая утверждает, что знание и невежество следует культивировать... Знание и невежество, тьму.
Шридхар Махарадж: Невежество?
Ученик: Да.

00:09:47 Шридхар Махарадж: Знание и невежество?
Ученик: Да. Невежество означает «отсутствие» знания. И как следует культивировать одновременно, одновременно культивировать и то, и другое?
Шридхар Махарадж: А где эта мантра? Истина и майя, истина и ложь. Ложь следует культивировать одновременно – где это говорится? Освободившись от майи из невежества, мы должны постараться прийти к знанию, найти знание.
Ученик: Махарадж.
Шридхар Махарадж: Да.
Ученик: Иногда мы слышим в обществе, что эта Кали-юга будет прекращена, когда Господь Вишну в образе Калки-аватара явится...

00:11:05 Шридхар Махарадж: Да. Когда Калки-аватар придет, то Он разрушит, уничтожит многочисленных лидеров черного правительства, черных дилеров. И Сатья-юга начнется. Время перейдет к более высокой форме, подобно тому, как по окончании лета начинается сезон дождей. А по окончании зимы начинается лето. Таким образом. Движение по кругу, циклическое движение: Сатья, Трета, Двапара, Кали; и вновь: Сатья, Трета, Двапара, Кали. Соответственно карме широких масс людей в целом время движется таким образом. Смена эпох, социальные условия, состояние общества – это закон, действующий во всех отношениях. Действие и следствие. Кто-то уходит и что-то приходит. Каждый день наш ум... Иногда наш ум находится в хорошем положении, иногда ум обеспокоен, возмущен. И вновь находится в хорошем положении. Таким образом. Ничто не остается вечно, но происходит чередование, смена, циклическим образом происходит движение, развитие. Соответственно последствиям, согласно последствиям, следствиям поступков широких масс окружающий мир изменяется, среда, в которой они живут: Сатья, Трета, Двапара, Кали. Состояние общества претерпевает изменения, таким образом.

00:13:39 Ученик: Господь Вишну приходит в различных инкарнациях, во все эпохи?
Шридхар Махарадж: Да. В Сатья-югу четыре: Матсья, Курма, Вараха... Трета – Парашурам, Рам и Ваман, три. В Двапару: Баларам и Буддха, а в Кали – Калка, один.
Ученик: Калки означает, что Он явится как человек?
Шридхар Махарадж: Как человек. Он примет рождение в Уттар-Прадеш в семье брахмана Вишну-Джаша, носящего это имя. И Он будет выдающейся личностью, и все демоны будут убиты им. И затем реакция начнется вновь, движение в сторону религиозной жизни, благочестивой жизни. Такое описание присутствует.
Что, ты принес «Иша Упанишад»?

00:14:51 Ученик: Да. Вот эта мантра:
видйaм чaвидйaм чa йaс
тaд ведобхaйa сaхa
aвидйaйa мртйум тиртвa
видйaйaмртaм aшнуте
Таков смысл, перевод, данный Свами Махараджем следующий: «Только тот, кто способен обучиться процессу невежества и процессу трансцендентного знания одновременно, способен превзойти влияние мира рождения и смерти, и наслаждаться полнотой благословения бессмертия».

00:15:37 Шридхар Махарадж: Негативное и позитивное явления. Знать, что это ложь для того, чтобы оставить эту ложь. А это истинное принятие. Ты понимаешь? Культивировать ложь и истину. Это ложь, и мы должны отвергнуть ее. Это истина, и я должен принять ее. Таким образом. Знать плохое, знать первое для того, чтобы отвергнуть его. И культивировать истину, чтобы принять ее. Об этом идет речь здесь. Изъяны майи следует анализировать – это майя, это плохо. Отсутствие надежды нежелательно, следует избежать этих реалий, но не культивировать для того, чтобы погружаться в это невежество. Невежество и знание. Мы должны достичь знания, попытаться обрести знание, понять светлую сторону, и принимать её во все большей и большей степени, двигаться в сторону истины. Негативные и позитивные явления. Знать, что некто разбойник, бандит и избегать его. А это святой, это хороший человек, и принимать его. Таким образом.
Ученик: Гуру Махарадж.
Шридхар Махарадж: Да.

00:17:40 Ученик: Был один немецкий философ, который сказал, который учил доктрине ученого невежества. «Ученое невежество необходимо, чтобы достичь цели», - говорил он. На латыни «ученое невежество» будет «токте иглоранция».
Шридхар Махарадж: Светлая сторона может быть здесь такой, гьяна-шунья-бхакти. Благородное невежество, отсутствие попыток рассчитать, дать оценку – гьяна-шунья-бхакти. Утратить веру в расчет, нашу субъективную способность расчета, и вручить себя высшему началу – гьяна-шунья-бхакти. Мы можем рассматривать это в таком свете. Ты упомянул лишь один момент. Я не знаю о чем идет речь в точности. Но возможно можно использовать в таком смысле, понять в таком смысле. Ученое невежество – когда ученый понимает свой лимит, свои ограничения. Он понимает: «Я – ограниченное существо. Мое знание также ограничено. Оно не может помочь мне подлинным образом вопрошать о безграничном. Лучше отдать, вручить себя безграничному, и позволить Ему открыть себя. Самопредание – преданность безграничному. Это высшее достижение знания: «Я не могу знать. Я не могу знать! Если Он откроет Себя мне, тогда я могу Его знать. В противном случае – нет». Возможно смысл таков.

00:19:36 Ученик: Он сказал: «Бог не достижим для мышления».
Шридхар Махарадж: Лишь благодаря нашему субъективному поиску. Только благодаря интуиции. Только благодаря преданности и Его милости. Бог может быть узнан благодаря Его милости, познан. Наше культивирование знание, развитие знания не даст нам Его. В этом изъян знания, исследования Его природы. Лишь Его милость может дать нам Его. И необходимо распрощаться со знанием, отвергнуть знание. У знания есть свой лимит, свой предел. И вера... Там, где заканчивается знание, начинается вера.
Ученик: Этот философ также говорил...
Шридхар Махарадж: А кто он?

00:21:05 Ученик: Николай Кузанский, Николай из Кузы. Он жил в пятнадцатом веке. Великий святой в католической церкви. Он был кардиналом, архиепископом.
Шридхар Махарадж: Где? В Риме?
Ученик: Да, он жил в Риме, но был немцем. Он был посредником между религиями, между мусульманами, христианами и иудеями.

00:21:42 Шридхар Махарадж: Знание заканчивается, начинается вера. Вера способна дать знание, подлинное знание. Научно-исследовательская лаборатория не способна дать нам его. Когда Гагарин побывал в космосе, то одна женщина спросила у него: «Вы видели Бога?» Невежественная женщина спросила у него: «Вы видели Бога? Вы поднимались так высоко». Но этот джентльмен (Гагарин) был атеистом. Он ответил: «Бог подобен лошади, которую мы запрягли в нашу телегу. Что вы думаете о Боге? Бог служит нам. Мы поставили его себе на службу». Такова гордость науки. «Мы заставили Бога служить нам», - хвастовство науки утверждает подобное. «Мы заняли Бога в служении себе, мы выше Бога. Мы превосходим Бога. Бог – наше творение». Творение определённой полубезумной группы.

00:23:45 Ученик: Николай Кузанский также говорил, что в Боге присутствуют противоположности, противоположности совпадают. Например: великое и малое, сосуществуют в Боге.
Шридхар Махарадж: Величайшее и мельчайшее. Не только хорошее и плохое, но даже антигруппы, враждебные группы. Все приводится в гармонию в Нем: хорошее – плохое, друзья – враги. Все приводится в гармонию и включается в Него. И в Нем все становится благом. Всеобъемлющее и приемлющее всех, приводящее в гармонию все и вся, прямое и косвенное, тезис, антитезис и синтез.