Роль религии в жизни человека и общества

Аюрведа радио - 22 August 2007
запись эфира для начинающих из раздела «Общество» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:13:33 | качество: mp3 24kB/s 12 Mb | прослушано: 328 | скачано: 506 | избрано: 14
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Здравствуйте, меня зовут Измайлов Энвер Хаджимуратович. Я из Томска. Представляю центр ведической культуры — общественную организацию, которая занимается распространением ведических знаний в обществе, обучению студентов, а также работающих семейных людей, домохозяев различным... в различных сферах ведического знания. Сегодня я бы хотел поговорить на темы, связанные с устройством нашего общества: «Социальные аспекты ведического знания», и также я бы хотел поговорить о том, как это проявляется в нашем мышлении, то есть почему мы строим именно то общество, в котором сейчас с вами живём.

00:00:58 Хотелось бы начать с того, что согласно Ведам, этим древним источникам знаний, по которым жила цивилизация до начала современного мира, современной истории, смысл человеческого рождения заключается в том, чтобы исполнить определённое предназначения, то есть человек, он рождён с определённой целью. И исполняя это своё предназначение, человек чувствует гармонию, становится полноценной личностью, и его жизнен¬ные цели, его жизненные задачи, они осуществляются, поскольку он занят вот своим собственным делом. То есть его талант, его предназначение, они задействованы. И в ведах эта ситуация описывается словом Дхарма. Дхарма означает то, что должен человек делать для того, чтобы обрести смысл своего существования, достичь цели своей жизни.

00:01:59 И в современном обществе... Складывается ощущение, что в современном обществе это понятие Дхармы, оно всё более и более размывается, то есть люди живут, они делают, совершают какую-то деятельность, работают, учатся, но вот это ощущение пустоты и какое-то одиночество, бессмысленность существования оно усиливается, и на фоне усиления этого психологического состояния, люди всё более и более чувствуют раздражение по отношению к миру, претензии по отношению к миру, который их окружает, к окружающим близким людям. И из-за этого усиливаются такие тенденции как: враждебность; затем вот эти психологические проблемы: депрессии и так далее. И в связи с этим можно посмотреть, как же Веды объясняют ситуацию, и каков путь для решения этой проблемы на индивидуальном и по большей части на коллективном уровне - то что мы сегодня будем рассматривать именно.

00:03:03 Для начала я бы хотел сказать, что у человека существует два подхода к понимаю мира: один подход, он порождается внешним восприятием, то есть порождается чув¬ствами, то есть то, что мы видим, то мы и понимаем; а второй подход, он порождается тем, что человек соприкасается с сокровенным знанием, то есть с откровением, которое приходит ему из сердца или от Бога — это зависит от того как человек эти вещи понимает. Но в любом случае, приходит какое-то глубокое восприятие, которое не связано с его личным опытом, и в соответствии с этим оказывается, что у человека происходит, формируются понятия. Если взять, например, такую пару понятий как: обязанность и право. Оказывается, что в древние времена человек имел приоритет, то есть на первом месте стояло понятие обязанность, и именно вот этот приоритет, он порождал то, что право в обществе, оно осуществлялось просто по той причине, что люди исполняли свой долг. То есть их Дхарма, она была священной, неприкосновенной, и это было основано на знании, что человек, он должен играть определённую роль, выполнять определённые обязанности.

00:04:31 И всё знают, что человек исполняет свои обязанности, конкретный, каждый человек, то тогда право в обществе, оно реализуется, потому что отсутствие прав, то есть то, что у нас, например, нет права на справедливость, или права на безопасность, или, допустим, у нас нет права на образование, или у нас нет права, там, на лечение или на что-то ещё. Это ничто иное, как следствие неисполнения кем-то своих обязанностей. Это очень простой принцип понятен... понятный в общем-то каждому здравомыслящему человеку. Но вот в ситуации, когда люди ставят на первое место право, то есть свой личный интерес другими словами, свои какие-то претензии или ожидания, оказывается что право исчезает. То есть парадоксальная ситуация — чем больше мы думаем о своих правах, чем больше мы абсолютизируем право, тем больше это право исчезает из нашей жизни, и мы начинаем бороться за свои права. То есть возникает так называемая... То есть мы пытаемся строить правовое государство, но не понимаем, что когда мы строим это государство, то реально люди перестают думать о исполнении своей Дхармы.

00:05:48 Удивительный парадокс. Недавно я встречался с лидерами различных общественных, религиозных организаций, деятелями культуры, вот в том месте, где нахожусь, в Томске, и все говорили о своих правах, о том что нам нужно больше финансирования, нам бы нужно больше каких-то вот ресурсов. Никто не говорил о том, что проблема образования человека заключается в том, что человек не получает воспитания, то есть не получает представление о том, что у него есть вот эта роль в семье, в обществе, и это главное. Все думают о том, что вот если я получу что-то, то у меня всё будет хорошо, то есть я буду счастлив, я буду процветать. И чем больше эта тенденция усиливается, тем более люди чувствуют себя какими-то неудовлетворенными, и их проблемы, они не решены потому... почему? Потому что на самом деле никому нет до них дела. То есть каждый человек оказывается наедине со своими проблемами. И это серьёзная тема, конечно, она может быть могла бы быть особенно сильным образом востребована, если бы она обсуждалась в кругу руководителей нашего общества, но и на индивидуальном уровне можно из этого знания извлечь очень большую пользу для себя.

00:07:15 Итак, есть два способа увидеть вещи: можно посмотреть с точки зрения... с точки зрения внешнего восприятия; и можно посмотреть с с точки зрения знания, внутреннего какого-то подхода к жизни. С точки зрения внешнего восприятия, например, когда мы едем по дороге, и вокруг нас очень много автомобилей, то кажется, что мы решим проблему передвижения, быстрого передвижения, если каждый будет пытаться пробраться вперёд, и сделать... опередить всех остальных, но на практике это приводит к нездоровой конкуренции, к авариям, к заторам, к каким-то вот проблемам. Вместо того, чтобы уважать друг друга, и думать об интересах окружающих людей, мы думаем только о том, как бы решить свои личные проблемы, и если каждый так думает, то в обществе возникает хаос.

00:07:15 И в связи с этим я бы хотел рассказать о том, как же в ведической цивилизации или вот в этой культуре древней решался этот вопрос. Дело в том, что согласно ведам, человека с детства... ему объясняли, что на самом деле у него есть Дхарма. То есть у него есть определённый талант, своё предна¬значение которое ему необходимо задействовать, тогда он будет очень полезен для общества, а общество оно соответственно будет решать его проблемы, поскольку даст ему всё необходимое, поскольку все остальные тоже будут выполнять свою Дхарму. И согласно ведам существует четыре вида Дхармы. То есть есть Дхарма человека интеллектуального и духовного труда, есть Дхарма руководителя и воина, есть Дхарма бизнесмена и производителя, и есть дхарма рабочего и ремесленника. Вот есть четыре типа Дхармы. И вот это уже существует с рождения, и когда человек следует своему предназначению, он становится очень полезным, и соответственно, он может очень много сделать для мира в котором находится, для своей семьи. Соответственно, такое общество становится очень эффективным.

00:09:39 Допустим, вот в правой система так называемой, поскольку на самом деле мы говорим что эта система, она затрудняет реализацию права человека, приходится бороться за свои права. Например, в современном обществе можно увидеть такую ситуацию — скажем, какой-то человек, все знают, что он мошенник, что он берет, допустим, какие-то взятки, что он нечестен на руку, но никто не может остановить его действия, потому что его вина не доказана. То есть иначе говоря, согласно праву человек... это реализуется такой принцип, что «Не пойман — не вор». И вот такое положение вещей, оно приводит к тому, что люди поддаются всё больше соблазну, достигают целей не за счёт исполнения обязанностей, а просто за счёт того, чтобы брать что-то. То есть человек, который думает о своих правах, он превращается вот в вора, и как бы в того, кто пренебрегает интересами окружающих. Таким образом эта система, она провоцирует развитие преступности, развитие безответственности, бюрократии и всего остального, что нам так не нравится, когда это касается остальных, и что мы так приветствуем, когда это касается нас самих, когда это соответствует нашим интересам.

00:11:04 Итак, вот есть человек, и мы знаем, что он не исполняет своих обязанностей, что из-за него страдают все окружающие люди, но мы ничего не можем сделать, то есть мы не можем поставить ему в нужное положение, мы не можем исправить этого человека, просто потому что присутствует примат права. То есть другими словами примат безответственности. И если у тебя есть соответствующие ресурсы: финансовые, связи; то ты просто можешь делать всё, что хочешь. И ситуация, она никому не нравится на самом деле, потому что она приводит к разрушению нашей жизни, но никто ничего не может сделать, потому что сама парадигма, то есть взгляд на общество уже искажена. И что делать в этой ситуации? В этой ситуации Веды рекомендуют людям, у которых есть вот желание действительно процветать в этом мире, быть счастливыми, иметь друзей, Веды рекомендуют объединяться в сообщества, в которых они могут именно заниматься служением друг другу, думать об интересах друг друга и защищать как бы себя и своих близких от вот этих вот влияний разрушительных.

00:12:24 Другими словами, для того чтобы реализовать своё право по-настоящему, человек должен иметь определённую... определённый социум то есть или там семью, или там команду какую-то. И мы видим, что принцип такой, что «Я забочусь об окружающих меня любят, потому что я уверен, поскольку я уверен, что они, когда потребуется, также позаботятся обо мне». То есть это принцип реализации права. Человек делает что-то ничего не ожидая от окружающих, он просто находит своё удовлетворение в том, что он занимается служением для людей, а люди соответственно, они поддерживают члена своей семьи, своего общества, и таким образом всё гармонично существует. Вот именно в такой атмосфере человек может стать счастливым. Потому что невозможно быть счастливым, если ты находишься среди людей, которые от тебя чего-то хотят взять, только которые думают о своих правах, о своих интересах. Это порождает на самом деле одиночество и разочарование. Поэтому Веды советуют таким искушённым людям, которые действительно хотят быть защищенными и быть... чтобы в их жизни был смысл, объединяться.

00:13:49 Этот принцип коллективного бытия, он вечен согласно ведам, и мы знаем, что даже в наше время индивидуализма и нашествия западных ценностей, всё равно процветают и наиболее успешными в конкурентной борьбе становятся именно те люди, которые объединяются в команды, в компании, в какие-то кланы, где они могут защищать свои групповые интересы. Это реальность, о которой собственно говоря не все люди знают, поскольку все думают, что человек сам по себе может стать успешным, и если вы будете изучать внимательно историю успешных каких-то начинаний, успешных людей, вы увидите, что все эти люди, они достигали очень высоких целей просто благодаря тому, что их окружала определённая команда людей или они были членами каких-то семей, и там вот это всё накапливалось. Накапливался результат труда, накапливался результат служения, и за счёт этого люди становились успешными и процветающими. Если же человек живёт сам по себе, для себя, и он пытается решить свои проблемы индивидуально, на самом деле всё что он работает, забирает кто-то другой. На самом деле результаты его деятельности, они отбираются вот этими сообществами, которые работают ради своих собственных интересов.

00:15:14 Итак, этот принцип коллективизма, он является принципом успеха. Это не какой-то устаревший принцип, который там продвигали в своё время коммунисты, и который продвигали какие-то утописты. Это тот принцип, который действует везде. Другое дело, что как бы вопрос вокруг чего объединятся, и это очень важный момент на самом деле, потому что в основном вот в современном обществе люди объединяются вокруг чего-то такого узкого, то есть они объединяются вокруг каких-то временных интересов, объединяются когда есть какой-то общий враг внешний. То есть какие-то временные объединения. И как правило такие объединения, они носят эгоистический характер, поскольку они означают, что вот мы значит здесь позаботимся о себе, а на всех остальных... то есть всем... обо всех остальных нам нет дела. И это означает, что возникают враждебные сообщества друг другу, то есть они думают о своих интересах, но при этом противостоят и враждуют, сражаются с другими сообществами за какие-то блага.

00:16:26 И для того, чтобы решить эту проблему, в Ведах говорится о том, что человеку необходимо получать образование высшего типа, духовное образование, которые позволяет понять, что на самом деле моя семья или моё братство — это нечто широкое, оно практически касается всего мира, то есть нужно расширить своё сознание до размеров, ну по крайней мере, ну если не всего мира, то по крайней мере своей страны. То есть нужно расширять. И чем более расширенное это сознание, тем более продвинутым считается этот человек, считается более духовным. И поэтому вот собственно говоря проблема современного общества, оно заключается в том, что люди мыслят очень узко, то есть они замыкаются в каких-то вот частных интересах, и забывают о том, что это опять же ведёт к разрушению права. К примеру, есть одна семья, один клан, есть другой. Есть одно сообщество, есть другое сообщество. Если они не признают права друг друга, если они не думают об интересах друг друга, то неизбежно возникает война, неизбежно возникает страдания, смерти, то есть всё, что на самом деле противоречит интересам каждого из этих сообществ. Поэтому такая узкая постановка вопроса, она всё равно ведёт к временному успеху, за которым следует страдание и какие-то потери.

00:17:59 Поэтому вот послание, которое содержится в этой культуре, оно собственно говоря означает следующее: что если человек думает об интересах каждого живого существа, то есть его сознание расширено до размеров всего, что живёт, то есть в нём присутствует истинная любовь, истинное внимание, то он считается по-настоящему совершенным, и вся вселенная, всё мироздание находится как бы... обеспечивает его права. То есть весь мир становится на его сторону. Такой человек считается наиболее освобождённым, то есть его такого называют Дживан Мукта на языке Вед, то есть «Освобождённая Душа». То есть эта та душа, которая не несёт, не имеет никакой кармы, поскольку её вот эта вот Дхарма является чистой, то есть она не затронута какими-то узкими интересами, она распространяется непосредственно на всех окружающих людей. И вот человек, который обладает таким взглядом на мир — это освобождённый человек, это йог, который действительно достиг совершенства в Дхарме, он считается идеалом ведического прогресса. И если бы люди знали о существовании этих идеалов и реально практиковали на своём уровне, то общество безусловно развивалось бы к миру и процветанию.

00:19:34 Поэтому для тех, кто имеет веру в принцип сопричастности и в принцип гармонии мира, очень было бы важно понять как же воспитывать своих детей, как же самим осознавать вот эти принципы, для того, чтобы закон кармы стал действовать не на разрушение нашей жизни, не на усложнение ситуации, создание как бы неблагоприятной атмосферы, а наоборот, он бы стал действовать в обратном направлении, в направлении прогресса, процветания, счастья, любви, дружбы между людьми, и создания наконец вот этой атмосферы духовного мира, в которой каждый из нас хочет жить.

00:20:22 Итак, у нас есть два пути: один путь порождается взглядом человека, который ощущает примат своего права, то есть находится в состоянии перманентного дефицита и ощущения собственной неполноценности, а другой взгляд порождается тем, что человек воспринимает, что на самом деле в этом мире есть место для всех, в этом мире только необходимо научиться ладить с другими, учитывать интересы каждого человека, и за счёт этого обладая вот этим видением изобилия в этом мире, человек действительно достигает состояния прогресса, и все его проблемы, они решаются. И хотелось бы, чтобы наша страна, и каждый из нас, исповедовал именно вот эту веру, веру в существование истинной Дхармы, и не поддавался на соблазн решить свои проблемы просто за счёт каких-то ухищрений, обмана самого себя, обмана своей души, который ведёт к опустошению человека, к развитию в нём вот этой вот апатии и как бы к приобретению низких склонностей. Поскольку низкие склонности у человека, они возникают именно тогда, когда он ощущает, что его жизнь, она не имеет на самом деле... в его жизни нет любви, он никому не нужен, у него нет общества, у него нет семьи, у него нет братства в котором он мог бы служить, у него нет друзей, у него нет тех, кто мог бы делать для него что-то просто так, не ожидая за это получить что-то.

00:22:11 Потому что с внешней точки зрения казалось бы конечно каждый исполняет какие-то свои обязанности, но на самом деле это подмена понятий, потому что мы исполняем обязанности не потому что мы хотим блага для другого или любим кого-то, а мы исполняем обязанности, просто потому что хотим что-то получить от этого человека. То есть на самом деле всё равно право стоит на первом месте, мы исполняем обязанности потому что хотим каких-то... какой-то награды, какого-то престижа, продвижения по служебной лестнице или каких-то наслаждений чувственных от этого человека или от общества. Но мы не исполняем обязанности потому что мы как бы... потому что мы считаем, что это правильно, потому что мы считаем, что это наше... как бы достоинство, потому что мы считаем, что это наша честь. Потому что эти понятия, они разрушаются, когда мы думаем о правах. Мы начинаем жить такой мелочной, недостойной жизнью.

00:23:11 Итак, очень важно увидеть разницу, потому что если человек думает об обязанностях, он будет исполнять свои обязанности независимо от того, какие последствия, даже если ему суждено погибнуть, даже если ему суждено получить какие-то... пройти через какие-то испытания, он всё равно это будет делать, потому что он считает, что на самом деле именно в этом смысл существования. Не в том, чтобы просто прожить какую-то жизнь, бессмысленно умереть, а он готов прожить жизнь вот вдохновлено, то есть достойно. Вот именно такой подход к жизни, он порождается Дхармой. Ведическая цивилизация, вот все ведические трактаты, которые повествуют о истинном знании, они по сути предназначены по сути для того, чтобы дать человеку освобождение, чтобы дать ему почувствовать вкус. Поскольку вот когда люди слышат о вот этом слове обязанности или Дхарма, они думают: «Ну вот, и так жизнь сложная, и тут ещё нужно думать о каких-то своих обязанностях». Но в действительности, обязанность — это то, что осознает сам человек, это то, что он считает своим делом, это то, на что он вдохновлён, это не то, что навязано ему окружающими, это его собственное сознание. Поэтому Дхарму можно обрести только через знание, через истинное духовное просвещение.

00:24:40 И этим понятием истинная обязанность истинного долга отличается от современного понимания, потому что в современном понимании человек думает, что обязан он просто потому что к нему пристали, потому что по-другому нельзя, если не будешь исполнять, то будешь иметь определённое наказание. Но это менталитет рабства, раба такого, это не менталитет освобождённого человека. Потому что только будучи свободным человеком можно исполнять свой долг, можно служить другим. Тот, кто испытывает дефицит, считает, что его обделили в чём-то, считает, что он что-то недополучил в этой жизни, что он нуждается в чём-то от других — такой человек он не может служить другим в принципе. Он не может исполнять своих обязанностей. И даже если он их исполняет внешне, на самом деле он думает только о своих правах. И такая жизнь, она включает вот в действие закон кармы. По которому человек получает воздаяние, то есть любое его действие, оно несёт кармическую реакцию, потому что оно не бескорыстно, не основано на любви.

00:25:49 И вот основа истинного знания человека — это не просто какая-то информация, какие-то красивые представления, какие-то красивые знания... Вот это именно истинное... Признаком истинного знания является то, что человек становится способным действовать независимо от окружающих обстоятельств, делать своё дело и думать о как бы... действовать во благо тех, кто ему дорог, во благо этого мира, своей семьи, всего, что его окружает и такая вот жизнь, она является настоящей жизнью, и это то, к чему мы должны стремиться. Потому что всё остальное — это порождение внешнего восприятия, обманчивого, как всё что порождается вот субъективным восприятием человека.

00:26:44 Возвращаясь к ведическому посланию, тому как осуществляется Дхарма... Я упоминал, что есть четыре типа Дхарм. То есть, есть Дхарма интеллектуала и духовного... практикующего духовную жизнь, таких людей звали брахманами в Ведах, в ведической цивилизации, потом были кшатрии — это воины или руководители, были вайшьи — те кто занимались бизнесом, создавали материальные ценности, и были шудры — те, кто занимались ремеслом и физическим трудом, поскольку у каждого из нас есть эти склонности. И как приходит Адхарма, то есть разрушается общество? Здесь очень интересным образом всё действует. Поскольку если человека не обучают исполнять свои обязанности, то получается что... Если эта ценность уходит, то получается что место которое должен занимать брахман, занимает другой человек, имеющий другую дхарму. То есть к примеру... эм... Если есть истинный кшатрий, то есть воин или руководитель, то вот люди, которые нарушают права других, то есть воры, разбойники разного рода, они не могут делать свои... совершать свои вот эти поступки, поскольку кшатрий, в нём очень сильно развито чувство справедливости, и он способен справедливо управлять обществом. Но если это место занимает вайшья, то есть тот, кто думает о материальном прогрессе, о материальном процветании, то такой руководитель, он будет... э... он будет как бы несправедливо управлять. Он будет брать взятки, он будет эм... заниматься бюрократией, затягивать решение вопросов. Почему? Потому что его интересуют деньги, его не интересует справедливость, его не интересует забота о людях, которые просят у него помощи.

00:28:45 И если мы не знаем законов Дхармы, то в нашем обществе будет присутствовать хаос, потому что мы будем не заинтересованы в том, чтобы место кшатрия занимал именно кшатрий. Мы будем...э... не будем уделять этому внимания. Мы будем ставить туда человека, который, ну там, в силу разных причин, каких-то связей или по каким-то ещё, будем ставить случайных людей. То есть это происходит тогда, когда общество устроено именно... построено именно на праве. Что любой у кого есть право, кто считает, что это входит в его интересы, он может занять это положение, и никто не думает о том правильно это или не правильно, благоприятно это будет для общество или это будет разрушительно, главное, что человек реализует какую-то свою потребность, какой-то свой корыстный интерес. И наше общество, оно, к сожалению, больно вот именно этим, что... больно Адхармой, то есть мы сейчас всё больше погружаемся, мы думаем, что если мы сейчас начнём мотивировать людей интересом, что всё заработает. Но это большая иллюзия, и мы буем расплачиваться за это разочарованием. Тем, что наши люди будут всё больше и больше разочаровываться, и будут... вот это наше ощущение нашего менталитета, таких людей, русских людей, славян, которые всегда были братьями, чувствовали вот это ощущение локтя, ощущение... какое-то неравнодушие к другим, мы таким образом будем разрушать свои корни и будем расставаться со своей истинной душой, то есть со своей истинной культурой.

00:30:34 И безусловно для нас это очень тяжёлое испытание, которое нам необходимо пройти с честью, понять, что это не наш путь и начать строить общество, основанное... сильно общество, основанное на воспитании таких понятий как честь, достоинство... как эм... как исполнение своего долга... эм... верность, преданность, патриотизм. Но мы должны понять очень важный нюанс — в принципе всё это уже у нас было, но то, что мы должны реально дополнить — это... мы должны понять вот эту вещь, что преданность и патриотизм должны носить не узкий характер, а мы должны включить в это вот всё наше общество: христиане, мусульмане, буддисты, индуисты, все, кто есть в нашем обществе, они должны научиться видеть друг друга, как одну семью, у которой есть один Бог, есть один интерес, одно право и думать именно об этом. Тогда мы действительно станем очень сильной нацией и сможем вернуть себя к своим духовным корням.

00:31:55 В принципе информация... эта информация достаточно закончена, я бы хотел попросить тех, у кого есть какие-то неясные моменты или вопросы, вы можете задавать их, и я постараюсь в меру своих способностей удовлетворить вашу любознательность. Итак, в нашей ситуации с чего мы можем начать? Безусловно не у каждого из нас есть возможность реализовать себя в каком-то сообществе, поскольку это достаточно большая редкость иметь какую-то... каких-то друзей, с которым можно делать дела, заниматься бизнесом, или ну то есть или вот именно доверяя людям заниматься какими-то совместными проектами. Эм... Но тем не менее мы можем начать думать об этих вещах.

00:33:03 Вот у меня появился вопрос, я хотел бы сразу ответить. «У меня есть желание заниматься определённой деятельностью, как понять моя ли эта Дхарма?», - дело в том, что Дхарма человека определяется его мотивами. Как я уже говорил, Дхарма и кшатрий... кшатрий, он как бы обеспечивает общество, защищает его, защищает людей, обеспечивает в нём законы и так далее, это как бы руководство. И если главным мотивом является... у человека является чувство справедливости, он не мириться с несправедливостью, он готов сражаться за неё — он кшатрий. Даже если он занимается сейчас какой-то другой деятельностью, он должен понять, что это не принесёт ему удовлетворение, и он именно должен найти себя в этом: сфере управления или сфере военной, то есть защиты как бы людей. Если главной мотивацией человека является поиск истины, вот человек стремится к постижению истины, нужно понять, что он браман, и он должен взять на себя ответственность за обучение других людей, за их воспитание, то есть это брахманическая деятельность, деятельность духовного наставника. Если человек чувствует радость, когда ему удается что-то сделать руками, какую-то вот сделать красивую вещь, например, да? То соответственно ему нужно... Не нужно допустим детей, у которых есть вот такая склонность обучать там высшей математике, каким-то заоблачным сферам, потому что это никогда им не пригодится, это разрушит их... э... может как бы создать преграду к их таланту. Нужно дать им возможность пойти по своему пути. Ну, если соответственно человек думает только о процветании, для него главное, главный критерий — это способность иметь, создавать материальные ценности, деньги, то соответственно он вайшья, то это его дело. То есть надо очень хорошо понимать, вот именно свои мотивы, научиться этому.

00:35:11 Следующий вопрос: «Я учусь в университете. Иногда понимаю, что ничего особенного там не преподают, так как те знания, которым нас учат, привели наше общество в тупик. Как быть? Как относиться к этому? Диплом ведь нужен», - ответ такой, что... эм... знание, которое мы получаем в университете, оно может помочь нам... эм... на первых порах, но мы также должны понимать, что это не бесполезно, потому что в существующей ситуации хаоса нужно как-то поддерживать себя, но практика показывает, что люди получая дипломы, ну как... обычно они не пользуются этой квалификацией, теми знаниями, которые они получают. В конце концов всё равно они начинают следовать каким-то своим собственным наработкам, тому что приходит. Но если мы знаем свою дхарму, мы можем на самом деле стать успешными просто занимаясь самообучением, развивая в себе именно те способности, которые соответствуют именно нашей природе. Вот. Это собственно и есть наш путь. Но если мы уже учимся, если мы уже обретаем какие-то навыки, то нужно просто продолжать, закончить, получить диплом, а дальше уже делать то, к чему призывает жизнь.

00:35:56 В целом ситуация в современном обществе, она не выглядит так уж плохо. Поскольку по крайней мере по сравнению с периодом коммунизма или социализма, социалистического строя люди начали больше уделять каким-то своим личным... то есть они как личности стали пытаться проявлять себя, поскольку при социализме при всей его вот это вот внешней какой-то коллективности присутствовал вот эта вот подмена, что на самом деле человек он как бы стирался, то есть его личное решение, его личная Дхарма как Дхарма именно его, как личности не того, что ему навязывает общество, а именно его Дхарма — это понятие оно было стерто, и люди становились как бы частью толпы, сливались с толпой. Это не является истинной Дхармой. Истинная Дхарма, как я уже разъяснял — это когда человек сам осознает именно на основании знания, понимая своё предназначение, это не то, что ему навязывается обществом. Поэтому вот эта коллективность, которая у нас была, она не является истинной. И мы сейчас пошли по-другому, это как бы такая противоположность. По закону диалектики, мы сейчас шарахнулись в сторону индивидуализма. Но мы должны понять, что и этот путь не является истинным. Истинным путём является коллективность, в которой каждый является личностью. То есть каждый, он вносит свой вклад сознательно на основании своего собственного таланта и предназначения.

00:38:35 И с этой точки зрения наше общество, оно... это не какой-то тупик, это скорее виток в своём самосознании, но мы должны понять, что сам этот путь, он не является истинным, скорее это проба свободы какой-то искусственной, которой на самом деле ведёт к разрушению.

00:38:58 Ещё вопрос: «Как правильно понять, какое общество живёт по принципу исполнения обязанностей, а какое по принципу права?». «Сейчас так много разных партий, организаций и тому подобное, как не ошибиться в людях?». Это интересный вопрос. Хм... В принципе, в соответствии с тем, что я сейчас уже рассказывал можно понять, в каком обществе мы находимся по тому, как оно относится к личности. То есть вот если данная команда или данная партия, или данная организация, она проявляет заботу о своих членах, вкладывает в них что-то, то есть пытается раскрыть их потенциал, дать им какие-то навыки, образование, дать им успех, продвижение, то можем понять, что это общество, оно действует по принципу обязанностей. То есть оно как бы дает заказ. Заказ. Но при этом оно обеспечивает нам возможность развиваться в соответствии с... обеспечивает нам определённые ресурсы для развития, для служения вот именно этой партии или этому обществу.

00:40:34 То есть реально признаком истинного общества, в котором живёт право, является забота о личности. То есть не просто требует от своих членов исполнения обязанностей, а оно именно просвещает человека, чтобы он действовал осознанно. И когда начинает вот это человек... люди, члены общества, начинают действовать осознанно, сознательно, как сознательные члены команды, то такое общество становиться очень сильным. Если же это общество стремится к тому, чтобы нивелировать человека, к тому чтобы он действовал, просто исполнял распоряжения, не думая, не проявляя творчество, то такое общество является бюрократическим. То есть оно не позволяет достичь серьезных результатов. В бюрократическом обществе человек исполняет распоряжения, но он не думает об интересах дела. И поскольку он не думает об интересах дела, он не может по-настоящему осуществить, реализовать свой талант.

00:41:51 Поэтому в бюрократическое обществе, в котором люди нивелируются, оно слабое, то есть оно обречено на какие-то проблемы. Вот с социализмом произошло что-то именно из-за этого, то есть мы знаем, что были большие возможности за счёт коллективного труда, но поскольку личные способности людей нивелировались, это общество в конечном счёте, оно проиграло. Итак, мы можем увидеть истинное общество по тому, как оно относится к своим людям. Рассматривает ли оно их как личности, которые имеют право на собственную позицию, на собственные решения, несёт ответственность каждый сам за то, что делает для общества, принимает решения, проявляет инициативу или это общество, оно пытается низвести как человека каждого до винтика, который просто исполняет слепо определённые функции. Вот в этом разница между обществом основанном на обязанностях и основанном на праве.

00:43:08 Ещё у нас есть один вопрос: «Что нужно сделать, чтобы изменить своё понимание о жизни, перестать думать о своих правах и начать исполнять свои обязанности? Кто даст гарантию, что выполняя свои обязанности, я буду обеспечен деньгами, жильем и прочим необходимым», - да, вот это очень важно. Я думаю, что этот вопрос, он интересует большинство людей, то есть... а... «Если сам о себе не позаботишься, то никто не позаботится», - вот так вот рассуждает современный человек. Это справедливая постановка вопроса, когда мы живём среди тех, кто думает сам о себе. То есть вот именно такая постановка вопроса, она и доказывает, что мы живём среди людей, которые... нет дела друг до друга, а которые думают только о своих интересах. И поэтому человек... Как есть такая поговорка: «Среди волков жить, по-волчьи выть». То есть если мы находимся в такой атмосфере, то конечно же мы не сможем жить согласно другим принципам. Поэтому я с самого начала упомянул, что Веды рекомендуют найти себя именно в обществе, создавать именно такое общество, в котором мы были бы окружены людьми, которые думают так же как мы, то есть которые думают не о себе, а друг о друге.

00:44:42 И вот в таком обществе мы действительно можем жить... в состоянии Дхармы. То есть когда мы исполняем свои обязанности, у нас есть тыл, мы прикрыты, мы знаем, что мы среди тех, кому можно доверять, среди своих друзей, мы можем спокойно отдаваться своему любимому делу, и мы в точности знаем, что у нас будет всё необходимое для жизни, мы не думаем об этом, мы... Потому что главное на самом деле — это именно вот это, чтобы понимать, что то, что я делаю — это нужно, что моя жизнь, она не бессмысленная, и как бы то, что я делаю — это кому-то ценно, и вот... Я не должен просто жить ради того, чтобы жить, просто чтобы поддерживать душу в теле. Такой менталитет, он является менталитетом людей, у которых жизнь не состоялась, то есть это менталитет неудачника. Если человеку не удалось ничего сделать для людей, для общества, ну как — это неудачник. То есть его жизнь, она не имеет смысла.

00:46:01 Так... у нас есть ещё вопрос: «С чего нужно начать, чтобы всё общество стало правильным, чтобы все поняли это. Какие практические шаги?». Эм... Конечно это сложно, сложно вот изменить ситуацию, поскольку уже у людей сейчас есть такой гипноз, то есть люди находятся под гипнозом прогресса, то есть они думают, что встали наконец на путь, который обеспечит им счастье, но многие на самом деле в этой ситуации понимают, что что-то не то происходит, потому что вот эти естественные моменты, делающие жизнь человека счастливыми, они исчезают. То есть мы, например, все прекрасно знаем, что в обществе права начинается... Как только появляется общество права, сразу начинаются демографические проблемы, потому что никто не хочет жить ради других, ради своих близких, ради своих детей. Потому что это всё очень накладно. То есть с точки зрения права обзаводиться семьёй, детьми, какой-то ответственностью — это просто глупо. Какой смысл во всём этом, если можно просто жить ради себя... наслаждаться вот этой вот так называемой свободой, и собственно говоря, если мы даже обзаводимся семьёй, там допустим женимся на ком-то, заводим каких-то детей, то смысл этого заключается в том, что мы хотим что-то от этого получить, какое-то удовольствие, какую-то может быть даже экономическую выгоду. Но дело в том, что это себя не оправдывает. Мы видим, что люди обзаводятся семьями, разочаровываются, поскольку они думают именно о себе, надеются, что кто-то будет удовлетворять их чувства. Этого не происходит, и человек разочаровывается, они разводятся между собой, бросают своих детей, куда-нибудь отправляют подальше...

00:48:18 И в результате человек становится... то есть одиночек становится всё больше и больше. Рождаемость, как известно, у нас очень низкая, и у неё нет никаких шансов реальных. Сейчас конечно мы знаем, что на уровне правительства предпринимаются попытки изменить ситуацию. Каким образом? Через подачки. То есть опять же через право человека мотивируют. «Вот вы родите ребёнка — мы вам заплатим, допустим столько-то денег». Но человек думает: «Так, что мне выгоднее: родить ребенка и получить подачку от правительства или не иметь ребёнка и не тратиться потом всю жизнь на его содержание», - и вряд ли правительство сможет заплатить столько, чтобы человек посчитав счёл для себя выгоднее всё-таки обзаводиться детьми и семьёй. Потому что на самом деле это может только чуть-чуть улучшить ситуацию, но не может изменить сам принцип разрушения общества. То есть эту тенденцию переломить такой подход не в состоянии. При помощи права мы не можем восстановить в обществе систему Дхармы, обязанностей.

00:49:32 Поэтому какие могут быть первые шаги? Первая вещь, которая необходима — изменить парадигму, то есть необходимо понять, что если мы хотим выжить как нация, то нам нужно вернуться к своим истокам, то есть своей изначальной культуре и не подражать Западу, который идёт по пути разрушения своей цивилизации, вырождения как бы. Мы знаем, что в этих странах, где существует вот этот примат права, там на самом деле они выживают только за счёт того, что приезжают какие-то чужие люди из других стран и пытаются... и они вот эти именно люди они выполняют обязанности там, потому что коренные жители, так сказать аборигены этих стран, они не хотят исполнять никаких обязанностей. И соответственно, если бы не было притока из малоразвитых так называемых стран, в которых Дхарма ещё до какой-то степени существует, эти страны они просто не могли бы выживать, они выживают только за счёт того, что у них есть вот приток людей, имеющих другую культуру.

00:50:36 Итак, наши первые практические шаги: изменение парадигмы, возвращение к системе воспитания, основанной на Дхарме, на обязанностях, на достоинстве, на ответственности, на чувстве долга человека самого, вот. И это можно делать через культивирование духовного знания безусловно. Потому что если нет духовного знания, если нет высшей цели у человека, то какой смысл ему исполнять Дхарму. Если смысл жизни просто в удовлетворении материальных запросов, то Дхарма не нужна. Мы будем думать о том, как взять. Вот интересно, что современный человек он думает не о том, как работать... то есть смысл зарабатывания денег, он как бы исчез. Человек думает не о том, как работать, он думает о том, как взять деньги. Это две совершенно разные парадигмы. Когда человек думает, как работать, он думает о своём труде, а как бы вознаграждение — это следствие, то есть это как бы не является целью. Целью является именно достоинство, которое порождает его деятельность в соответствии со своим талантом. А если человек думает о том, как взять деньги, то он будет не заинтересован в том, чтобы работать и делать то, для чего он предназначен. Он будет скорее всего заинтересован в том, чтобы взять эти деньги у кого-то другого. Пойди там в банк, ограбить. Можно видеть, что сейчас вот очень много кинопродукции, они посвящены тому, как эти удачливые киногерои, они с таким воодушевлением грабят банки, так легко решают проблемы. Все воодушевляются: «Как здорово. Можно достичь... обеспечить свои права. Просто можно взять, пойти там взять в заложники пассажиров там самолёта, ограбить банк или каким-то ещё образом сделать». Но вы можете всё меньше и меньше видеть таких вот идеалов в кино по телевидению именно которые призывают нас к какому-то самоотречению, какому-то вот долгу, ко всем этим вещам. Таков путь вымирающей западной цивилизации, и только наш выбор — пойдем ли мы по этому пути?

00:52:55 Итак, первый практический шаг — изменение парадигмы. Человек должен найти вот как бы для себя в этом что-то важное, ради чего он мог бы отказаться от своих иллюзий, стать счастливым просто благодаря вот этому эгоизму. Следующий вопрос: «Я глава семьи, как мне вести себя, чтобы в своей семье, я смог жить в обществе своих близких, как в обществе о котором Вы рассказываете, то есть в обществе, выполняющих свои обязанности людей, в обществе вдохновлённых исполнением своего долга? Как сделать семью сильной и здоровой?». Очень интересный тоже актуальный вопрос. Смотрите какая получается причинно следственная цепочка. Из-за того, что мы не исполняем... то есть из-за того, что мы привязаны к праву, то есть к своему эгоистическому интересу, мы делаем следующие вещи: даже когда мы обзаводимся семьёй, мы как бы вот эту психологию распространяем среди своих близких.

00:54:13 Например, у нас рождаются дети. Поскольку мы помешаны на праве, мы думаем, как бы нам уделить поменьше внимания своим детям, поскольку дети для нас источник беспокойства. И мы думаем о том, как бы нам больше уделить... то есть как бы нам избавиться от служения своим детям, и в результате наши дети, они не получают внимания, вот этой безусловной любви своих родителей, вот этого тепла, заботы, и они... а не получив этого опыта безусловной любви, получив опыт того, что родители, они на самом деле думают только о себе, дети, они становятся такими же. То есть если мы сами не подаем пример вот этого изобилия, вот этого безусловного служения, основанного просто на любви, на заботе, на... ну как бы на желании... блага какого-то тем, кто нам окружает, то соответственно наши близкие будут таким же образом относиться к нам. Подобное порождает подобное. То есть дефицит порождает дефицит. Эгоизм порождает эгоизм. Если мы понимаем эту вещь, то мы будем распространять в своей семье истинные ценности. В конце концов это в наших же собственных интересах. Если мы хотим жить среди нормальных людей, то первая вещь, которую мы должны сделать - мы должны сами стать нормальными, и добиваться чтобы нас понимали правильно, чтобы нас не считали дураками, а мы должны как бы если угодно проповедовать эти ценности окружающим нас людям, чтобы остальные понимали, что мы не дураки, а мы заботимся о том чтобы наша семья была сильная, чтобы мы действительно были... эм... счастливы, и тогда люди они постепенно, постепенно начинают понимать что к чему и становятся защищёнными. То есть защитить человека может только знание. Невежество, оно его только разрушает и делает его рабом.

00:56:21 Поэтому единственный вариант, который я могу посоветовать, потому что вот сама эта тематика может создать такую иллюзию, что вот у нас плохое общество, что вот если бы у нас было хорошее общество, я бы исполнял свои обязанности. Я с самого начала говорил о том, что человек обязанности свои может исполнять сам, даже если все остальные думают о своих правах, он может исполнять свои обязанности, и вся вселенная будет защищать его по закону кармы. Весь мир будет стоять на его стороне. Даже если он находится один в этом отношении, всё равно он будет... всё равно он будет в состоянии противостоять этим разрушительным влияниям на его душу. Поэтому ответственность индивидуальное понятие, а не коллективное.

00:57:09 Так, ещё один вопрос. “Где взять книги, по которым вы получили своё образование?». А... безусловно сейчас есть много литературы в которых... какие-то ведические источники появляются в нашем обществе... Я могу сказать, что есть такие первоисточники ведические, в которых эти знания объяснены без искажений, потому что, к сожалению, много литературы, они появляются... авторов которых.... вот именно их мышление, их логика, она порождается внешним восприятием, таким ну вот чисто основанным на... эм... современном понимании, вот этом западном понимании. Мы можем видеть, что история, она постоянно переписывается, и поэтому вот эти все ссылки на древнюю культуру, на древнюю цивилизацию, они сейчас практически утрачены. Буквально вот последнее переписывание истории произошло совсем недавно, то есть история, она создаётся в соответствии с правами, с существующим положением класса какого-то, в чьих интересах иметь определённый взгляд на мир, на окружающее нас общество. Поэтому чтобы все вот эти вопросы понять, нужно обращаться к тем источникам, которые не были искажены, которые передают древнюю версию, не искажённую современными вот интерпретациями. Есть ведические произведения. Вот я в частности могу посоветовать книги Бхакти Веданта Свами, в которых излагается древнее ведическое знание, там есть санскрит, то есть вот эти вот древние традиции. Затем я могу посоветовать Бхакти Тиртхи Свами, в которых он разъясняет ведические знания, с точки зрения как бы... объясняя, чем они отличаются от современных психологических подходов, в чём сила, в чём преимущество ведического взгляда на мир, почему он даёт процветание человеку, защищает его от разрушительных влияний среды. Ну также есть другая литература, но в основном нужно опираться на первоисточники, то есть именно на те книги, в которых эти знания даны представителями традиции.

00:59:52 Почему важна традиция? Пару слов надо, видимо, сказать на этот счёт. Дело в том, что традиция означает следующее: вот как мы... сама тема заключалась в том, что вот эти ценности, они сохраняются в семье, то есть есть определённая семья, и когда человек является частью семьи, он именно мыслит категориями обязанностей, истинной Дхармы. И вот традиция древняя, от которой это знание передаётся из поколения в поколение, это такая семья, в которой вот эти знания, они сохраняются, и сам дух как бы он соответствует посланию. Поэтому если вы читаете учителя, который не принадлежит к семье, древней такой духовной семье, то скорее всего, он этот человек будет заражён этой атмосферой как бы западного восприятия общества. Итак, очень важно, опираться на традицию.

01:01:08 Так у нас есть ещё вопрос: «Мне трудно понять, что является моим долгом, моими обязанностями. Являются ли мои желания делать что-то истинным пониманием?». Да, очень важно. Почему? Потому что желания могут необязательно соответствовать нашему... как... нашему таланту. То есть я знаю, например, одного человека, который... эм... у которого есть желание быть богатым, при этом он имеет вкус к преподаванию, и также он склонен к научной деятельности. И недавно он задавал мне вопрос, по какому же пути ему идти. Заниматься ли ему бизнесом, или ему всё-таки вернуться к своей научной карьере. Он сейчас занимается бизнесом в данный момент, у него очень много вот... Как бы финансовую свою ситуацию он решил, поскольку научная деятельность, она не давала ему возможности решать свои... То есть удовлетворять свои запросы. Как мы знаем, вся эта сфера, она была разрушена в определённый момент. Но удивительно то, что занявшись бизнесом, он почувствовал какую-то тоску и опустошённость. То есть у него теперь есть всё, но он не в своей тарелке, и он думает, может быть он совершил ошибку.

01:02:42 Таким образом это желание материального процветания, которое у него было, это было естественное желание, но это не было его природой. То есть его природа заключается всё-таки в научной деятельности, в каких-то изыскания, в поисках истины, то есть брахманическая природа. Я посоветовал ему, что если он хочет быть счастливым, вот всё-таки постараться найти себя вот именно в научной деятельности, поскольку всё-таки человек не может... Почему я дал ему такой совет, потому что у него начались проблемы в семье, начались проблемы с близкими, он начал проявлять какую-то озлобленность, раздражённость. Это связано с неудовлетворённостью человека, с дефицитом. Как ни парадоксально, когда он занимался своей естественной деятельностью, у него было всё хорошо, он был спокоен. А когда он начал заниматься неестественной для него деятельностью, он стал очень раздражённым и неудовлетворённым человеком, и там как бы очень опасно, потому что это может привести к деградации моральной.

01:03:57 В принципе всё кто слышат меня могут писать и также звонить по первому телефону, который указан на сайте и задавать вопросы таким образом. Итак, у нас есть конечно же определённая... это не так зачастую бывает легко понять, разобраться с этим понятием Дхармы, но общий принцип такой, что человек делает то, что приносит ему ощущение собственной нужности, ощущение успеха, ощущение удовлетворения и вот это главный признак. А то позволяет ли ему это как бы быть процветающим в глазах окружающих, или может быть ему недостаточно это приносит каких-то средств к существованию, эти вопросы их надо решать вот именно в рамках... именно эти вопросы должны решаться в рамках семьи. То есть если есть люди, которые его понимают, которые разделяют как бы его интересы, то там эти вопросы могут быть решены. Если же он один сам по себе, то ему придётся сражаться за право быть самим собой.

01:05:38 Ещё вопрос, давайте я озвучу: «Я слышал, что в ведической культуре существует понятие каст. Применимо ли это понятие сейчас?». Да в Индии это понятие, оно возникло несколько сотен лет назад, но вообще говоря, оно не имеет отношение к изначальной ведической цивилизации. Что есть каста? Каста — это принадлежность к одному из этих четырёх типов деятельности, или обязанностей по признаку рождение. То есть человек родился в определённой семье, допустим, это семья интеллектуалов, значит он должен быть интеллектуалом или священником там. То есть каким-то духовным деятелем. Или, например, родился в семье царей или воинов, и он должен теперь идти по этому пути. Но в ведах говорится, что принадлежность к определённому укладу, вот этому социальному разделению, она полностью основана на качествах человека, его талантах. То есть иначе говоря это всецело определяется природой.

01:06:47 Есть такая история ведическая, что однажды к мудрецу Гаутаме пришёл ученик, точнее пришёл искатель мудрости и попросил принять его в ученики. Мудрец спросил: «А кто твой отец?». То есть он хотел узнать, кто является... к какому вот этому укладу... То есть какого типа Дхармы предназначены для данного юноши, поскольку в ведической цивилизации, люди имеющие брахманические склонности, они обычно рождались в брахманических семьях. Те кто были кшатриями по натуре, рождались в семьях кшатриев, те кто были вайшьями, стремились к процветанию, рождались в семьях вайшьев. Это так действовал закон кармы. Поэтому он спросил: «Кто же твой отец?». Юноша ответил: «На самом деле я не знаю, кто мой отец, поскольку моя мать знала многих мужчин, и я не могу сказать какие... кому я принадлежу». И тогда мудрец сказал что: «Значит ты браман». То есть он имел ввиду, что этот юноша обладает качеством правдивости, честности, и он принял его в ученики. И согласно Ведам, вот эта вот природа человека, она берёт своё, и она важнее рождения. Поэтому вот эта система каст, которая возникла позже, когда людей стали приписывать к определённому укладу, к определённой Дхарме просто по рождению, она является незаконной с точки зрения Вед. И когда эта кастовая система появилась, то великая Индия с её богатствами, с её мудрецами, с её великой тысячелетней духовной культурой, она стала деградировать, поскольку люди стали занимать не своё место. Имеющие натуру шудры... имеющий натуру шудры не должен выполнять обязанности брамана, и наоборот. То есть каждый должен занимать своё место.

01:05:38 Ещё вопрос, давайте я озвучу: «Я слышал, что в ведической культуре существует понятие каст. Применимо ли это понятие сейчас?». Да в Индии это понятие, оно возникло несколько сотен лет назад, но вообще говоря, оно не имеет отношение к изначальной ведической цивилизации. Что есть каста? Каста — это принадлежность к одному из этих четырёх типов деятельности, или обязанностей по признаку рождение. То есть человек родился в определённой семье, допустим, это семья интеллектуалов, значит он должен быть интеллектуалом или священником там. То есть каким-то духовным деятелем. Или, например, родился в семье царей или воинов, и он должен теперь идти по этому пути. Но в ведах говорится, что принадлежность к определённому укладу, вот этому социальному разделению, она полностью основана на качествах человека, его талантах. То есть иначе говоря это всецело определяется природой.

01:06:47 Есть такая история ведическая, что однажды к мудрецу Гаутаме пришёл ученик, точнее пришёл искатель мудрости и попросил принять его в ученики. Мудрец спросил: «А кто твой отец?». То есть он хотел узнать, кто является... к какому вот этому укладу... То есть какого типа Дхармы предназначены для данного юноши, поскольку в ведической цивилизации, люди имеющие брахманические склонности, они обычно рождались в брахманических семьях. Те кто были кшатриями по натуре, рождались в семьях кшатриев, те кто были вайшьями, стремились к процветанию, рождались в семьях вайшьев. Это так действовал закон кармы. Поэтому он спросил: «Кто же твой отец?». Юноша ответил: «На самом деле я не знаю, кто мой отец, поскольку моя мать знала многих мужчин, и я не могу сказать какие... кому я принадлежу». И тогда мудрец сказал что: «Значит ты браман». То есть он имел ввиду, что этот юноша обладает качеством правдивости, честности, и он принял его в ученики. И согласно Ведам, вот эта вот природа человека, она берёт своё, и она важнее рождения. Поэтому вот эта система каст, которая возникла позже, когда людей стали приписывать к определённому укладу, к определённой Дхарме просто по рождению, она является незаконной с точки зрения Вед. И когда эта кастовая система появилась, то великая Индия с её богатствами, с её мудрецами, с её великой тысячелетней духовной культурой, она стала деградировать, поскольку люди стали занимать не своё место. Имеющие натуру шудры... имеющий натуру шудры не должен выполнять обязанности брамана, и наоборот. То есть каждый должен занимать своё место.

01:08:47 В Ведах это интересным образом сравнивается, говорится, что человеческое общество, оно подобно устройству человеческого тела. Также как в человеческом теле есть голова, руки, туловище и ноги, также в нём есть браманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Человек у которого присутствует... который занят своим делом, он просто находится на своём месте вот в этом теле, общественном теле. И поэтому точно также как руки не могут выполнять функции головы и наоборот, точно также каждый человек должен находиться в этом положении. В том, котором... которому он соответствует по своей природе. Итак, кастовая система, она привела к вырождению Индии, и поэтому она является порождением уже современной психологии. Правовой фактически психологии. То есть браманы вдруг решили, что у них есть право своих детей, просто потому что они их дети, называть браманами, и на этом произошёл закат ведической цивилизации. Как только появилось право, сразу произошёл закат вот этого знания, этой культуры.

01:07:20 Ещё вопрос: «Мне очень нравится всё то, чем я сейчас занимаюсь, мне нравится университет, но полноценно учиться я в нём не могу, потому что моя работа находится в другом городе, который мне тоже нравится. Как же быть? Будущее образование сулит мне ещё более интересную для меня работу, но для того, чтобы существовать, я должен работать. Защитит ли меня закон справедливости, могу ли я пройти эти испытания?». То есть другими словами, вопрос в том, что: «Должен ли я продолжать образование, или мне пожертвовать своим будущим, ради того что я сейчас должен поддерживать себя?». Это... эм... Вопрос который конечно же очень важен для человека, и отвечать на такой вопрос следует индивидуально. Но обычно если человек уверен в том, что то образование которое он получает соответствует его предназначению, его будущему, ему необходимо будет пожертвовать какими-то временными своими интересами, ради того, чтобы достичь успеха в будущем. Всегда для того чтобы сделать что-то серьёзное нужно пойти на какие-то жертвы. Это один из основных принципов существования человека. Поэтому ответ на этот вопрос такой, что нужно всегда опираться на главное, а второстепенное... в отношении второстепенного необходимо придерживаться принципа вот минимума... того что вот если можно пожертвовать этим, нужно жертвовать.

01:12:30 Итак, мы по всей видимости можем на этом поставить запятую в данной теме. Я надеюсь, что это было полезно. Какие-то мысли возможно возникли, который помогут кому-то преодолеть какие-то жизненные затруднения, обрести силу, уверенность в том, что вы делаете. Вот... Я прощаюсь с вами. Возможно также мы сможем ещё раз... Мы также сможем в будущем говорить на тему Ведического знания, о различных аспектах этого знания, но в данной теме... э... я бы хотел, чтобы у каждого, кто услышит нас, появилось ощущение уверенности в том, что законы вселенной, они на нашей стороне. И какая бы сложной ни были жизнь, если мы преданы своему предназначению, то мы победим.

транскрибирование: Михаил Доронин | 13 August 2011