Что говорят Веды об общественном устройстве

Аюрведа радио - 22 August 2007
запись эфира для начинающих из раздела «Общество» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:02:33 | качество: mp3 24kB/s 10 Mb | прослушано: 444 | скачано: 539 | избрано: 13
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Звучит музыка] Аюрведа-радио. Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз ещё вернется. Аюрведа-радио. Мы желаем, вам счастья.

00:00:24 [Ведущая] Доброе утро, дорогие радиослушатели. Рада быть вновь с вами на волнах Аюрведа-радио. И сегодня у нас, в прямом эфире Энвер Измайлов, специалист в области ведической логике, психологии и социальной философии. И семинар: «Социальная концепция Вед». И мы продолжаем вторую тему: «Что говорят Веды об общественном устройстве». Здравствуйте, Энвер Измайлов?
[Измайлов Э.Х.] Здравствуйте. Да. Да. Это я.
[Ведущая] Это Аюрведа-радио.

00:00:51 [Измайлов Э.Х.] Итак, сегодня я хотел обсудить тему: «Общественного устройства человеческого общества, согласно Ведам». Ведическая традиция дает нам понимания, что общество, устройство общества, оно представляет из себя некую модель истины. Т.е. если общество построено правильным образом, т.е. в нём есть, вот эта вот ведическая модель. То в этом случае человек, который принимает участие в такой общественной структуре, он становится сопричастным с высшим знанием. Т.е. это происходит, благодаря деятельности в таком обществе. Что же это за общество такое? Дело в том, что обычно люди думают, что вот общественная жизнь, она сопряжена с большими трудностями. Т.е. это действительный факт. И причина этого заключается в том, что в основном люди настроены по отношению друг к другу достаточно равнодушно, либо агрессивно. Т.е. присутствует в обществе высокий порог агрессии, по отношению друг к другу.

00:02:10 Однако, причина вот этого, вот этой занозы в общественном теле, которая вызывает, вот такое вот состояние, бессознательного, коллективного. Она кроется в том, что сама природа общественного устройства, она неясна. Т.е. люди не знают как общество должно функционировать. Первый момент, который хотел бы отметить, это то, что согласно Ведам, для того, что бы общество функционировало правильно. То чем под словом общество я буду понимать, сразу оговорюсь, определения, понятия. Это может быть не только, вот, допустим, государство, наша страна, скажем или вся цивилизация даже. Это может быть любое общество, т.е. это может быть семья, это может быть какой-то коллектив, это может быть команда. Т.е. любая совокупность личностей, мы будем её обозначать вот этим словом «общество» и потом то, что мы говорим, оно будет применимо, к любому социуму.

00:03:11 Итак, вот для того, что бы социум действовал, необходимо, что бы все люди, с которыми он действует, все личности, они были объединены общей целью. Т.е. должна быть вот эта вот связующая цель, т.е. люди должны иметь понимание смысла своего существования. Причем, не столько индивидуального, сколько совместного. И эти интересы должны совпадать. Т.е. индивидуума или/и общества. В чем же заключается интерес индивидуума? Согласно Ведам, интерес индивидууму в том, что бы обрести определённый мир, вот в нутрии себя. Т.е. достичь мира с самим собой, познать себя, обрести внутреннюю радость, счастье. И в высшем смысле это явление называется – освобождение.

00:04:03 Т.е. когда человек осознает, что он отличен от своего физического, так же ментального психологического тела, осознает свою истинную сущность, внутреннюю душу, своё истинное «я». И таким образом человек обретает подлинную вот эту, подлинное счастье. Вот вам конечная цель. Иногда она обозначается, как возвращение в свою духовную, состояние духовного мира, к Богу. Иногда оно обозначается как просто некое понимание абсолюта, истины. Это сейчас, на данном этапе не важно. Мы просто скажем, что вот это индивидуальный, личностный интерес, в этом. Поскольку это цель человека. А общественный интерес, он собственно, общественная вот цель, она как токовая отсутствует. Поскольку цель, цель заключается в том, что бы каждая личность обрела вот этот вот результат. Т.е. цель общества является именно, обретение каждой личности своего совершенства.

00:05:08 Поэтому, что может находиться в центре общества? В центре общества может находиться только духовная, вот эта вот идея просветления, освобождение личности конкретной. Поэтому ведическая цивилизация очень интересным образом была построена. Согласно Ведам человеческое общество, считается процветающим, в том случае, когда каждый индивидуум, т.е. каждая личность в этом обществе, развивает свои определённые заложенные в ней способности, качества. Т.е. в каждом из нас есть это, это необходимо развивать. И когда человек развивает, вложенные в нем, заложенную в нём природу, то в этом случае, общество становится очень сильным. Почему?

00:05:57 В прошлый раз мы обсуждали, что есть понятия, я давал некоторые моменты из ведической логики, т.е. как эта мысль происходит, вот, в культуре мудрости, в культуре Вед, т.е. как мысль развивается. Мы говорили о том, что есть разные подмены понятий. В частности, мы говорили о том, что вот есть понятие обязанность и право и долг и право. Долг называется – дхарма на санскрите, т.е. это то, что отличает сознательное, мыслящее существо, от неодушевленного, не мыслящего объекта. Т.е. мы отличаемся том, что у нас есть дхарма. Что такое дхарма? Дхарма – означает, что мы понимаем своё предназначение. Т.е. мы понимаем, что нам нужно делать, зачем это следует делать и какой результат, ну т.е. что мы получаем, в результате. Т.е. мы действуем сознательно. Это называется дхарма. Понимание своей роли, результата, который я должен получить, мой успех, т.е. в чем, как бы, мой успех.

00:07:04 И мы должны знать зачем это, т.е. в чем здесь, зачем нам дхарма нужна. И вот ответ на эти вопросы важен. Что и когда мы исполняем свою дхарму первый вопрос «зачем», мы становимся счастливыми. Т.е. у нас появляется смысл нашего существования. Если мы исполняем свою дхарму, что происходит в результате? В результате в обществе появляется - право. Что такое право? Право – это вот те все вещи, которым мы радуемся и которых мы желаем. Т.е. мы желаем жить в мире с людьми, с другими живыми существами. Мы желаем, что бы в этом окружающем нас пространстве, нас окружали любящие люди, мы желаем иметь образование, мы желаем иметь медицинское обеспечение, желаем иметь какие-то систему защиты, ну просто хотим жить в нормальном обществе, в нормальной среде. Это все сфера нашего права. Т.е. мы все этого хотим.

00:08:09 Но проблема современного общества нашей цивилизации, вот которой сейчас достигнут пик своего развития, заключается в том, что в этой цивилизации производится подмена, тонкое понятие дхармы на [откарму], т.е. на такое, абсолютизация права, т.е. люди думают о своих собственных интересах. В результате, что? В результате в обществе усиливается вот эта негативная, агрессивная или в лучшем случае равнодушная вот эта позиция, по отношению к другим. И к чему это приводит? Приводит к тому, что право оно растворяется. Что такое право? Мы говорим: «Это либеральное общество». Да? Т.е. общество равнодушных друг к другу людей. И в действительности, с внешней точки зрения, это либеральное общество или демократия преуспела, в общем-то, в обеспечении прав человека.

00:09:01 Т.е. мы видим, что люди, они, так или иначе, процветают, вот. У них есть компьютеры машины, сотовые телефоны. В частности вот, мы сейчас можем общаться благодаря тому, что появились определённые дополнительные возможности, это предоставила нам современно существующая цивилизация. Все это замечательно. И тем не менее, если мы посмотрим в историю не предвзято, т.е. история это очень предвзятая такая, как бы, вещь. Потому, что она обычно записывается в угоду определённого рода, ну каким-то людям, которые имеют определённый взгляд на нее. Но если посмотреть на историю, как на объективный процесс, то мы увидим, что в принципе люди всегда, что-то имели, для того, что бы поддерживать свою жизнь, общаться между собой.

00:09:59 Причем говорится, в прошлой эпохе люди обладали утонченными чувствами, сейчас они притупляются, биотехнологии. Но в прошлом у них были утонченные чувства, т.е. И поэтому человек мог, ощущать гораздо глубже, больше и более открыт [неразборчиво] таком виде как бы, более утонченном виде окружающую реальность, чем современный человек. Поэтому трудно сказать, что вот это вот обеспечение коммуникативное, вот этими вот сверх технологиями, которыми сейчас, которым мы сейчас уповаем, является ли оно проявлением вот именно, такого развития наших прав или это наоборот, проявление угасания наших прав. Подобно скажем, как если человек опирается на костыли, то и у него появляется возможность ходить, потому, что у него есть костыли. Причем эти костыли могут быть очень удобные, комфортные так сказать. Но, тем не менее, человек не может пользоваться своими собственными ногами. И в этом смысле нельзя сказать, что, обзаведясь современными костылями или хорошей инвалидной тележкой, каталкой, человек достиг какого-то процветания.

00:11:14 Потому, что вопрос в его внутренних вот этих вот ресурсах, возможностях, т.е как человек реально себя чувствует. Поэтому, с точки зрения Вед, когда увеличивается дхарма, т.е. когда люди исполняю вот, следуя цели своей жизни, то в обществе появляется, или проявляется вот это право. Т.е. люди становятся счастливыми, у них появляется мирное общество, вот, люди думают друг о друге, о праве, о благе друг друга, вот. И в этом случае общество объединяется. В чем принципиально? Я сейчас начну вот момент объяснения отличия ведического общества от существующей концепции. Принципиально отличие, следующие, я так, в общем, обозначу его.

00:12:02 Дело в том, что современное общество, оно при всех своих вот этих моментах внешних, развития. Тем не менее, основная тенденция вот внутреннего такого, внутренней какой-то…., т.е. люди становятся внутренне более, как бы, обусловленными, у них появляется зависимость от материи, они становятся поверхностными и т.д. Мы всё это знаем. Вот основной симптом, вот того, что происходит, то, что люди разделяются. Т.е. происходит разделение, люди становятся равнодушными друг к другу, они разделяются по интересам, по значит каким-то кланам, каким-то обществам, религиозным, светским.

00:13:00 И вот эти вот общества, которые существуют сейчас, они во-общем, если человек принадлежит этому обществу, он считает, что вот: «Мы лучшие». Вот основной симптом. Вот, вот «Мы лучшие». Как бы, все остальные, они занимают более низкое положение, т.е. они чего-то не понимают или у них какие-то другие интересы, которые нам не важны. Т.е. мы не думаем об этом, мы думаем только о своих собственных интересах. И вот люди, вот живя в таких, в такой ситуации, они живут фактически - это то, что называется кастовая система. Вот иногда ученые они говорят: «Что вот, ведическая цивилизация, она была кастовая». Т.е. там были вот эти браманы, шатры, вайшьи, шудры. Т.е. было разделено, вот общее деление, да на четыре сословия. И соответственно там была иерархия. Браманы были наверху, шатры чуть пониже, потом были вайшьи торговцы и шудры рабочие были. А наверху были вот эти цари или войны – шатрийское сословие. А над ними находились жрецы – брахманы.

00:14:09 И вот говорят, что эта ведическая цивилизация, она кастовая, т.е. она разделена. И соответственно, высшая каста – элита, она живёт для себя и эксплуатирует тех, кто находится под ними. Но эта модель, она является на самом деле моделью существующего общества. Т.е. в существующем обществе уже эта градация существует, ну, как бы, есть она, хотя её не озвучивают, т.е. она, т.е. об этом в школе узнать не возможно или в институте практически подробно. Она уже есть, т.е. общество уже поделено. Есть элита, которая живёт для себя, и которой нет дела, вообще до людей, вот. А все люди, они работают по правилам, которые устанавливаются, вот там где-то вот в этой самой элите. Эти и есть кастовая система.

00:15:01 А чем отличается ведическая цивилизация? Там то же есть разделения. Поскольку разделения, означает, что люди, как бы, объединяются, по своим признака каким-то внутренним, по свои качествам, т.е.. Допустим, есть рабочие. Да? Рабочему особо не о чем говорить, допустим, с «Васей» или с вот, допустим, с [кшатрием], т.е. они могут говорить о чем-то, у них есть общие интересы, а так же есть и различия определённые. Так вот ведическая цивилизация, она на чем была построена? На каком моменте? Что вот эти вот люди, которые внешне были разделены, на разные сословия. На самом деле представляли собой одно целое. Т.е. они были как одна большая семья. Почему? Потому, что они были, объединены идеей, общей, высокой, вдохновляющей идеей. Какой? Это была идея духовного освобождения, каждого члена общества и служение Всевышнему, в этом освобожденном положении. Т.е. люди думали, что вот: «Я должен исполнять свои обязанности. Почему? Потому, что это приносит благо окружающим меня людям. И потому, что это угодно Богу».

00:16:08 И поэтому все общество было объединено, чем? Т.е. там не было такого, что скажем: «Вот я браман, поэтому я горжусь или ставлю себя выше других», или там я воин [кшатрий] или допустим шудра, он «презренный». Это было, определённый конечно этикет присутствовал, определённый, но каждого уважали, поскольку человек исполнял свою дхарму. Не за то, какое положение он занимает, а за исполнение своей дхармы. Поэтому каждый человек чувствовал себя нужным, важным обществом, просто занимал своё место, соответствующее его качествам, склонностям и [чаянья]. Т.е. человеку, допустим, нужно определённые вещи, он их получает и он выполняет обязанности связанные с этим. Вот это ведическая цивилизация.

00:16:56 Т.е. эта цивилизация была построена по принципу, такого, такого большого, большой семьи, если угодно. Поскольку в любой, допустим, если взять какую-то небольшую ячейку, не большое общество. Да? Семья допустим. Там то же есть дети, есть взрослые, взрослые заботятся о детях. Нельзя сказать, что взрослые относятся допустим к касте «взрослых», а дети относятся к касте «детей». Взрослые они заботятся о детях, дети они соответственно вдохновляют взрослых. Т.е. там есть некий обмен и оба эти, обе эти части они необходимы. Есть старшие, есть младшие, есть еще, более младшие. Это деление, оно существует в любом обществе, поэтому нельзя это назвать кастовой системой. Кастовая система возникает, когда? Когда одни не думаю о других, т.е. им все равно, или они настроены враждебно, эксплуатируют и т.д. Т.е. вот это уже кастовая система.

00:18:00 Поэтому, вот такой момент, что на самом деле мы уже живем в кастовой системе. А ведическая цивилизация, она, при том, что внешне, там касты были более, как бы очерчены, на самом деле она была именно цивилизацией братства. Поскольку в ней присутствовал этот дух общей цели. Т.е. было присутствие общей цели связанной с ним, с ней вот это вот объединение людей. Поэтому для нас этот момент важен, потому, что вот если посмотреть: «Вот, что является нашим главным правом?». Да? Вернуться к началу, в принципе, наше главное право это право на счастье. Т.е. мы хотим быть счастливыми, мы хотим понимать, что вокруг нас происходит, мы хотим доверять окружающим нас людей, окружающим людям, вот и мы хотим, что бы в обществе было все нормально.

00:19:05 Т.е. что бы присутствовала некая такая, ну, справедливость, что бы каждый занимал своё место, которое он занимает по заслугам, по качествам своим. Это все, по умолчанию зашито в этике любого человека, не зависимо от того материалист он или он преданный там Богу человек, религиозный. Не зависимо от того какая у него позиция, чисто такая мировоззренческая, в каждом из нас зашито уже, вот это представление по умолчанию, о том какая должна, какой должна быть жизнь. Но если мы оглянемся вокруг, посмотрим, как люди живут, как они действуют, мы увидим, что этого нет. Мы увидим, что, так скажем, в обществе присутствует определённая, вот эти проблемы нарушения прав людей, т.е. права нарушены.

00:19:59 Причем, если мы видим, возьмем для сравнения восточное общество и западное общество. Восточное общество, это допустим Индия, Китай в значительной степени, то ну, ну Япония, отчасти так же, хотя она очень под большим влиянием находится, западных вот этих мировоззренческих установок. Тем не менее, мы видим определённые различия между востоком и западом. В чем оно? На востоке люди больше отдают предпочтение каким-то внутренним, некой внутренней свободе, т.е. больше упор делается на самоосознание, на какие-то внутренние, духовные ресурсы человека, на его культуру, вот именно такую традиционную. А западное общество, оно делает упор в большей степени на внешний прогресс, технологический, прогресс вот касательный обеспечения человека всем, для статуса его, для имиджа.

00:21:10 Т.е. можно сказать, что: «Восток больше тяготеет к шабде – к откровению (это ж была тема прошлого нашего разговора), а запад больше тяготеет к протьякше – т.е. к внешнему восприятию, вот именно к тому, что связано со статусом, с материальными, как бы, приобретениями и т.д.». И если посмотреть: «Где же больше прав у людей?», то можно, с внешней точки зрения можно, сделать вывод, что: «Больше прав на западе». Но с внутренней, если посмотреть, то: «Где люди более счастливы?». Можно заметить, что для западных людей более характерна, вот это состояние перманентной неудовлетворенности, апатии определённой, очень высокий порог агрессии.

00:22:01 Т.е. люди, это означает, что в действительности люди на западе более, ну, как менее счастливы, чем на востоке. На востоке более спокойны, доброжелательны, улыбчивы. Хотя это всё относительно, но тем не менее можно говорить примерно о том, что тенденция такая существует. Поэтому вот возвращаясь к обществу, у нашу обществу в частности, мы можем видеть что, мы находимся в таком состоянии излома между западом и востоком. Т.е. наше такое довольно в истории, мы практически вот постоянно находимся в этом положении между западом и востоком. И внутренне тяготея к востоку, вот именно к таким моментам как вот, такие моменты как братство, коллегиальность какая-то, коллективизм, какое-то вот семейственность какая-то. Вот.

00:23:05 Мы хотим все-таки быть среди людей, среди друзей. Т.е. вот, как бы, это все хотят, но для нас важно, что бы, скажем, мы доверяли людям, да, своим руководителям, например. Для нас это имеет очень большое значение, вот. Мы верим, как бы, хотим видеть святость какую-то, хотим видеть какую-то справедливость. Это присуще всем, ариям. Т.е. тем, кто связан, с ведической цивилизацией, с традиционной цивилизацией. Внешне мы находимся под влиянием очень сильной западных установок, западной цивилизации, поэтому у нас раздирает, вот эта вот вещь, т.е. мы внешне, как бы, пытаясь подражать и копировать запад. Мы вроде бы до какой-то степени становимся сопричастными с их уровнем процветания. В небольшой на самом деле степени.

00:24:04 Но темнее менее, внутренне мы не удовлетворены. Мы не удовлетворены и мы думаем: «Что же такое, что мы важное потеряли?». Что мы потеряли в действительности? Мы потеряли связь с высшей целью. Т.е. то что, то, что на самом деле, ради чего мы готовы даже, ну так в глубине сердце, даже если внешне кто-то не согласится, тем не менее, в глубине сердца мы готовы отказаться, даже от каких-то, даже от материального процветания. Ради того, что бы жить во вдохновляющей среде, в которой мы можем чувствовать, что мы делаем, важное дело, вот, что мы идем к истине. К истинной цели, вот, но знаем, что это, в общем, в прошлом было уже. Наши последние, может быть вот эти годы двадцатого века до начала, уже либеральных вот этих реформ, наши отцы они пытались построить коммунизм.

00:25:10 И если сейчас это слово произносить, оно вызывает, такой негативный рефлекс, в общем-то вполне справедливо. Поскольку в основе этой идеи лежала подмена, т.е. в центре общества, вместо Всевышнего и духовных энергий, духовных каких-то ценностей ставилось государство и чиновничество. В результате, конечно же, люди очень быстро потеряли веру в святость своих руководителей, вот. Потому, что руководители сами не верили, в то, что они делали, в конечном счете. Но обратите внимание, что темнее менее первые годы, вот когда люди действительно верили в идеи коммунизма, они были способны высвободить колоссальное количество энергии.

00:26:03 Это просто исторический пример, причём беспрецедентный. За последние вот столетия, может быть даже тысяча лет. Тысяча последних лет, когда вот люди, общество оно смогло там за десять, за кратчайший срок, вот буквально за десять лет построить самую мощную, самое мощное государство, по сути, в мире. Т.е. СССР по своим темпам и по своему потенциалу, он практически уже даже начал превосходить Соединенные Штаты в определённый момент. И это было только по тому, что люди поверили в то, что у них есть общая цель и у них есть действительно святые идеалы. Вот это была единственная причина, в освобождение вот этой энергии. И хотя были злоупотребления, репрессии, тем не менее, до тех пор, пока люди верили, что это просто какие-то ошибки, перегибы. Тем не менее, эта энергии она действовала в обществе.

00:27:01 И мы знаем, что мы смогли фактически сделать очень многое, за кратчайший срок. А затем, когда люди узнали, что вот, что за всем этим стоит на самом деле обман, что руководители, они сами не верят во все это, что они пропагандируют для народа, для людей. Что произошло? Произошла как бы такое внутренние обесценивание, т.е. люди стали, т.е. опустились, многие опустились до уровня цинизма такого, где от цинизма уже один шаг до материализма. Т.е., что, ну, лучше мы будем просто жить для себя, мы будем просто наслаждаться, мы будем зарабатывать деньги, вот. И таким образом произошло шараханье в сторону западной системы ценностей. И тем не менее от себя-то не уйдешь никуда. Поэтому многие люди проявляют интерес все-таки к своим корням, к арийской цивилизации ведической, к древней культуре.

00:28:08 Изучают Веды, пытаются, как-то практиковать, что-то, ищут себе учителя, который бы смог бы эти моменты все объяснить правильным образом. И вот здесь, очень важно, что, вот это ключевой момент, это ключевой момент объясняющий, то, что, почему люди в действительности ведут вот этот вечный поиск, своих корней. Кто-то говорит там про Атлантиду, кто-то говорит про ведическую цивилизацию, ещё про что-то. На самом деле это попытка вернуться к своим корням. Почему это важно? Это важно потому, что наша природа – духовная.

00:29:02 Т.е. поскольку у нас природа духовная, мы хотим жить в духовном обществе. Мы не хотим жить в материалистическом обществе. И вот сейчас очень важный момент наступает для нашего развития такого, ну, общество наше, нашей страны, наших людей. Дело в том, что сейчас некий излом. Т.е. люди нащупывают, вот, будущее свое, т.е. куда дальше идти. И поэтому в ближайшие годы следует ожидать очень серьезного приобщения к ведическим ценностям. Поскольку альтернативы ведической цивилизации не существует. Конечно, есть в обществе много религий, есть различные культуры, есть христианство, есть ислам, есть иудаизм и другие какие-то мировоззренческие направления. Но проблема заключается в том, что практически во всех существующих мировоззрениях на земле, вот так если реально посмотреть, я имею ввиду религиозные мировоззрения, практически во всех отсутствует социальная концепция.

00:30:12 Т.е. социальная модель. Т.е. они представляют, вот религия это одно, а общество, экономика, это нечто другое. Т.е. что бы была такая система, в которой увязано вот духовное, поскольку, как мы уже озвучивали, по сути, наше право на процветание, оно имеет духовный характер. Поэтому если религия не включает в себя понятия экономики, социального строительства, семья и т.д., т.е. если в религии этого нет. Как часть её, как необходимая часть, без которой, религия не имеет смысла. То тогда, такая религия, она является временной, т.е. она не обеспечивает человека, по настоящему, вот этим вот счастьем, как бы. Ну, т.е. не высвобождает его не счастье и не приводит его к цели существования в освобождении.

00:31:04 Приобретению любви, к Богу, ко всему, что живет. Для этого религия она должна доходить до уровня чувств. Вот это очень важный момент. А что такое «чувство»? Чувства, они связаны с такими понятиями, понятием - социум. Чувства пробуждают в семье, в обществе, т.е. чувства. Для того, что бы задействовать уровни чувств нам необходима протьякша, т.е. вот этот момент. Т.е. религия должна одухотворять протьякшу, вот это вот восприятие, она должна превращать, делать её духовной. Тогда эта религия, она истинная. Почему мы говорим о ведической цивилизации? Потому, что ведическая цивилизация – это как раз был опыт, вот достижения социальных целей.

00:32:04 Итак, как же было устроено ведическое общество? Теперь я буду более конкретно рассказывать. Ведическое общество оно было построено так: что была дхарма и детей, вот человек рождался и уже с детства, его приучали к тому, что он должен думать о других. Выполнять какие-то действия, которые приносят благо окружающим. Это называется – дхарма. Да? Мы говорили, что у каждого, каждый рождается с определёнными способностями. И так же, способности могут приобретаться в процессе жизни. Поэтому, когда человек рождался, уже с самого детства у него уже вот этот вот момент, закладывался: «Что ты должен исполнить своё предназначение». Согласно Ведам, есть пять уровней развития сознания человека. Т.е. первый уровень – это уровень называется [ана-мая]. [Ана-мая] – означает, что человек находится в зависимом положении.

00:33:01 Т.е. он не способен на самостоятельную деятельность, он зависит от других. Т.е. он предпочитает, что бы другие о нём заботились. А он на уровне деятельности готов делать, то, что от него ожидают окружающие. Это уровень – [ана-мая], уровень зависимости. [Ана], означает пища. Т.е. такой человек зависит от других, что они будут содержать его, кормить и т.д. Следующий уровень это – [прано-мая]. [Прано-мая] – это уровень, когда уже у человека появляется собственное, собственные, определённые желания, и он эти желания воплощает. Т.е. он стремится к экономическому процветанию, к материальному процветанию и он уже не занимает зависимое положение. Он это создает своими руками, т.е. он готов создавать капитал, создавать богатства, он стремится вот к определённому процветанию. Вот этот уровень называется – [прано-мая]. [Прано] - значит жизненная сила, у человека есть уже какая-то активность.

00:34:01 Следующий уровень – это [мано-мая]. [Мано-мая] – это уровень, когда у человека есть идея закона, причём не просто закона вот, что вот: «в обществе есть закон и я должен им подчиняться, иначе будет плохо». А закон в смысле, что есть закон вселенской справедливости, законы кармы, законы дхармы. И исполняя законы, и побуждая других исполнять законы, общество тем самым достигает совершенства. Т.е. у человека на уровне [мано-мая], представление о совершенстве такое. Т.е. люди должны жить по, как, в гармонии с миром, по законам этого мира. Т.е. следовать определённому такому, высшему замыслу. Этот уровень [мано-мая], уже предполагает религию. Там уже есть безусловно, вот, это уже считается, это уже считается уровнем человеческой цивилизации.

00:35:03 Ведь на уровне [анна-мая], на первом уровне там представление совершенства, какое? Пищу получил и все, т.е. ты достиг совершенства, т.е., как бы, получил всё, что тебе нужно от других и все, и в общем-то тебе больше ничего не надо. На уровне [прано-мая] у человека представление о совершенстве эгоистические, вот. А на уровне [мано-мая], там представления совершенства, они уже такие, в большей степени глобальная общественность. Вот эти первых три уровня, они относятся к, т.е. это такие предшествующие уровни. Более высокий уровень – четвертый, называется [вегиано-мая]. [Вегиано-мая] – это уже уровень такого не умозрительного знания о мире, а уровень духа. Т.е. когда человек постигает себя как дух, достигает понимания, что: «Я отличен от тела и от материи. И моё предназначение за пределами этого мира. Я должен отправится в мир духа, в мир как бы духовный».

00:36:11 То это уже уровень такой, серьезный уровень, когда человек уже непосредственно начинает жить в духовных в каких-то сферах. Таких людей в обществе не много. И есть ещё пятый уровень – это уровень [анандо-мая]. Это уровень святости, когда человек думает о Боге, так как о личности, т.е. у него есть с ним отношения, на уровне блаженства. [Анандо] означает «блаженство». И так же он, видит всех других связанными со Всевышним. И такой человек, всегда прибывает в блаженном состоянии духа. Т.е. это состояние безграничного счастья - [анандо] называют. [Анандо-мая] – это состояние святых. Вот эти пять уровней сознания. Пятый уровень, уже когда человек достигает пятого уровня он больше не рождается, в мире в этом материи и отправляется в другой мир, в мир духа, в мир вот, который мы называем иногда божественный или духовный.

00:37:12 Вот эти четыре первых уровня, они относятся к материальному миру. Т.е. это ещё в материальном мире все живет. Людей, которые находятся на первом уровне их сознание, в большей или меньшей степени, их называют шудрами, т.е. это те, кто зависит от других, кто не готов к самостоятельной деятельности и нуждается в опеке, вот. Более высокий уровень это вайшьи, те, кто делает капитал, бизнес, занимается бизнесом. Более высокий уровень [мано-мая] – это кшатрии, руководители, военные, т.е. те, кто устанавливает закон, порядок в обществе, дисциплину, справедливость. Четвертый уровень – это браманы, те кто заняты поисками истины, самоосознанием, духовными вопросами, философией и т.д.

00:38:03 Вот есть четыре основных типа людей. И эти люди они есть в любом обществе. Т.е. любое общество уже разделено по этим четырем типам. Шудры – большинство, вайшьи – поменьше, шатров – ещё меньше и браманов – очень мало. Но это, как бы, вот в потенции, т.е. в потенциале, реально говориться, что: «[не понятно]» в Ведах, что в крови у каждого, уже рождается – шудра. Т.е. у него качество зависимого человека. Т.е. мы всё это прекрасно знаем, что вот мы рождаемся, да, мы находимся в зависимости, определённой. Что бы избавиться от этой зависимости, нужно обучение, т.е. человеку нужно образование. Когда человек получает образование, выясняется его «потолок», т.е. его, как бы, пределы возможности, на что он, на что его ориентировать.

00:39:02 Для некоторых «потолок» это узнать допустим о существовании, там, узнать географию, узнать скажем элементарную математику, узнать там, правила скажем грамматики, научиться писать, читать и в общем-то больше человеку ничего не нужно. Что если пытаться его учить высшей математики, то такой человек просто будет страдать и в конце концов, это знание ему всё равно не пригодится. Для кого-то есть потребность, скажем в обучении науки управления, поскольку человек интересуется, у него есть ответственность определённая, человек интересуется, т.е. постепенно эти качества проявляются. Кого-то вообще нужно [неразборчиво], кто-то вообще задает вопрос об абсолютной истине, стремится вот к аскезам, к благости определённой, честен. Т.е. есть люди с разными, с разными, скажем, потенциями, вот своего развития.

00:40:01 Это связь, это именно связанно с прошлыми жизнями. Т.е. человек прошел определённый путь и у него есть некое внутреннее накопление, с которым он пришел в эту жизнь. И вот обучение оно это все открывает. Поэтому в ведической цивилизации дети, они получали соответствующее образование. И уже вот в процессе образования, учитель – браман, он помогал ребенку определиться со своей собственной природой, понять: «Каково же моё предназначение?». Почему это важно было? Я уже это объяснял вкратце. Но ещё раз повторюсь, что это важно, для того, что бы человек стал счастливым. Потому что, скажем, вот, у каждого есть своя модель счастья. Для брамана она одна, для кшатрии она другая, для вайшьи третья, для шудру четвертая. И соответственно человек должен получить своё вот это вот своё прибежище в этой системе социальной.

00:41:09 Но теперь очень важный момент, который я бы хотел сказать, он вот мы начали разговор с кастовости. И я сейчас хотел более конкретно объяснить этот момент. Дело в том, что согласно Ведам, вот эти четыре уровня, они находятся, все находятся, в пределах материи. И пятый уровень – уровень святости, он, ну, как бы, не трансцендентен, т.е. он как бы вне вот этих четырех, т.е. это то, что связано с этими четырьмя. Поэтому, в принципе, человеку нет, нет необходимости, допустим, перерождаться, что бы получить более высокие какие-то мотивации, материальные. Человек должен просто обрести святость, т.е. обрести свою связь с высшим духом, с Богом и достичь, таким образом, совершенства.

00:41:59 Так вот согласно Ведам, в принципе эта способность практиковать [неразборчиво] или высшую йогу, которая позволяет человеку обрести святость. Она, в общем, доступна любому человеку. Не зависимо от того, к какой категории он относится, к какому уровню материальных предпочтений, материальных способностей, он относится, т.е. это может быть браман, кшатрий и т.д. Это важный момент. Что бы понять его Веды приводят такую аналогию, т.е. они приводят аналогию с телом человека. Говорят, что человеческое тело оно подобно, вот телу общества, т.е. они, устроены одинаково. Веды проводят аналогию, что общество оно устроено как человеческое тело. Т.е. есть голова – это брахманы, т.е. четвертый уровень, есть руки – это кшатрии, третий уровень (уровень управления), есть туловище – это вайшьи, уровень процветания и есть ноги – это шудры, уровень деятельности, уровень рабочих, т.е. тех кто.

00:43:06 И вот есть четыре вот этих класса, но пятый класс, вот этот вот трансцендентный класс святых – это сердце общества. Но сердце оно связано с головой, с руками, с туловищем, с ногами, т.е. оно питает энергией. И связано так же со всеми этими. Поэтому важна связь именно с сердцем, со святостью. Если шудра святой, то он не считается шудрой, он считается святым. Если браман святой, он не считается браманом, он считается святым и т.д. Т.е. вот такой момент. Потом в ведической цивилизации, смотрите, как очень интересно получается. Она была с одной стороны иерархична внешне, но внутренне она была связана с общим центром. Поэтому в обществе не было зависти и вот этих вот моментов, когда ну низшие, да, завидуют высшим, высшие пренебрегают или эксплуатируют низших. Почему?

00:44:00 Потому, что эта система возникает, только тогда, когда нет вот этой вот внутренней сути, т.е. нет духовной сути. И такая система на санскрите называется [неразборчиво], т.е. демоническая кастовая система, когда внешнее деление общества присутствует, есть элита и т.д. А внутренняя суть, которая делает всех слугами друг друга, скрепляет общество в одно целое как бы в одну семью, она отсутствует. И поэтому возникает вот эта вот иерархичность, в обществе, материалистическом, в котором мы с вами живем. Итак, ведическая цивилизация, она была вот таким образом построена, что каждый делал своё дело и строго придерживался этики своей вот этой вот, своего уровня.

00:45:00 Т.е. браманам, им предписывалось, поскольку, смотрите, интересно. Да? Что ведическая цивилизация, сейчас этот момент скрывается, как бы, хотя и сейчас это есть на самом деле. Но в ведическую цивилизацию очень четко было, что обществом управляют не социальные лидеры – кшатрии, а браманы. Браманы находятся вне политики, они связаны со сверхъестественными силами как бы. Вот у них есть эта связь со сверхъестественным. И они, как бы, по этой причине находятся выше правителей, поскольку правитель зависит от них, в знаниях, в энергиях определённых. Т.е. по сути, сделано на уровне сознания правителей находятся под влиянием жрецов, всегда. И вот жрецы, они должны быть чисты, т.е. они должны быть связаны со святыми. Если они не чисты, если у них в сознании есть корысть, то такое общество становится демоническим, т.е. оно демонизируется.

00:46:03 И вообще, вот если правильно [неразборчиво] духовная, вот эта система социальная ведическая, она как должна быть устроена? Есть браманы, браманы они думают о, не о том, как управлять миром, при помощи сверхъестественных сил [неразборчиво] какой-то вот, а они думают о том как распространить духовное знание, среди всех людей, что бы они поняли в чем смысл жизни и обрели счастье. Т.е. они думаю об этом. Как слуги Бога действовать, т.е. связаны со святыми. И вот эти браманы они на самом деле, должны жить просто, т.е. у них должна быть добровольная какая-то бедность даже. Т.е. они не должны стремиться к какому-то процветанию, к чувствам наслаждения, должны жить аскетично. Кшатрии – войны, они должны защищать других, т.е. они должны думать о том, как защитить людей, как обеспечить справедливость в обществе. И поэтому кшатрии по необходимости, должен, должен быть готов сражаться и даже оставить, как бы отдать свою жизнь. Это вот его так сказать долг – дхарма.

00:47:13 Соответственно вайшья, он зарабатывает деньги, создает капитал, при этом он должен этот капитал жертвовать. Существенную часть, до пятидесяти процентов, говориться в Ведах, человек, который действительно богат, должен жертвовать. Ну и соответственно шудра, он должен выполнять работу, которая, от которая, ну, поручена для него он должен делать её тщательным образом, должен хорошо, качественно выполнять. Т.е. у каждого есть своя карма и общество действует как одно целое в этом случаи. При этом у этих уровней разные мотивы, мы уже говорили. Брама стремиться к истине, кшатрии к справедливости, вайшьи к богатству, шудра к славе. И каждый получает своё в такой системе. Вот, это один, это важный момент, т.е. вот так вот должно быть устроено человеческое общество.

00:48:01 И соответственно есть ещё другая, параллельная модель устройства, вот это уже называется - [ашрома] т.е. уклад человеческой жизни. Есть варны вот объединение это деления варны, а [ашрома] – это этапы человеческой жизни. Есть первый этап – ученичество, второй этап – семейная жизнь, третий этап – это значит, то, что мы называем пенсия, удаление от дел, четвертый – отречение или монашество. Четвертый этап обычно доходят браманы. Значит, правители доходят до третьего этапа, а рабочие и те, кто занимается бизнесом, они обычно ограничиваются семейной жизнью. Дальше семейной жизни они не идут, т.е. они не уходят из семьи, они остаются в семье. Но вот эти вот, всё это деление оно определяется на этапе ученичества, т.е., когда человек учится, он получает необходимые знания, развивает свою квалификацию и там эти знания он получает, о соей природе. Вот это вот общее описание я дал сейчас. Да? Т.е. некоторые из вас наверняка слышали уже это описание. Я всё это напомнил.

00:49:02 Теперь, дальше, очень важный момент. Я поднимаю устройство человеческого общества. Чем отличается духовная цивилизация от материалистической, от, от [неразборчиво] вот этой [неразборчиво] или демонической цивилизации? Разница такая, что вот в божественной системе или в духовной системе, там человек действует осознано, причём не важно на каком уровне, шудра он, вайшья, кшатрий, браман, он действует осознано. Потому, что, вот на первой встрече я, когда мы первый раз беседовали, я давал определения. Что вот есть, скажем, вот эта [тхара] обязанность, право, т.е. дхарма, обязанность или долг и право. Да? Это то, что осознает сам человек, а не то, что ему навязано со стороны. Это важный момент.

00:50:04 Т.е. это должна быть позиция самого человека, его осознанная позиция. И, а в [асурикова] системе вот демонической, там обязанность подменена. Т.е. обязанность это то, что навязано человеку со стороны тех, кто имеет власть и т.д. И вот как же эта система работает? Она работает именно, т.е. очень большое значение имеет экономика и образование. С точки зрения экономики, такой момент я хотел почерпнуть, что происходит отчуждение личности от окружающего мира и от общества. Т.е. личность становится, как бы, в оппозицию, одинокой. Т.е. если в духовном обществе личность как бы в обществе, в коллективе, в семье, и она раскрывается. То в материалистическом обществе, она одинока. Т.е. она становится сама по себе, самой по себе, люди разделяются, становятся одиночками.

00:51:06 В чем причина этого? Как происходит отчуждение? Вот экономически отчуждение происходит, следующим образом. Дело в том, что я уже говорил, да, что: «истинная религия или мировоззрение должна включать в себя экономическую вот концепцию». Вот я сейчас кратко об этом скажу, как Веды это делают. Вот, в существующей системе экономика действует так, что человек работает, он на самом деле работает на тому, на том или, как бы, то, что ему ничего не принадлежит. Т.е. все принадлежит работодателю, так. Он работает на кого-то, т.е. у него есть работодатель и он работает, значит, используя какие-то вещи, средства производства то, что на самом деле ему не принадлежит. В этом случаи человек не заинтересован в результатах труда, он работает только по тому, что ему платят, либо потому, что он боится потерять эту самую работу.

00:52:08 Т.е. у него есть два мотива: ожидание и страх, т.е. жадность и страх. Это как раз те самые мотивы, которые привязывают душу к материи. Т.е. две такие веревки основные, которые держат сознание человека в обусловленном состоянии. Итак, человек находится в состоянии обусловленности, т.е. у него нет дхармы, он потому, что он выполняет свои, так называемые обязанности. Не потому, что это его обязанности, т.е. он ходит на работу. Не потому, что он считает, что он должен ходит на работу, а потому, что у него как бы есть определённые потребности материальные и он думает о своих правах, т.е. о своих желаниях, он ставит их на первое место. И этим пользуется, как бы, работодатель, он занимает человека в том, в деятельности, которая значит, осуществляется для его выгоды.

00:53:00 Поэтому происходит, вот это вот разделение. Да? На, скажем так, т.е. кастовое разделение, на элиту, т.е. на тех, кто является работодателями и на тех, кто на них, ну, как бы, работает. Да? Т.е. всех остальных. Поэтому говориться, интересное вот это вот утверждение: «[неразборчиво]». Оно означает, что в эту эпоху, практически каждый находится в положении шудры, т.е. того, кто работает на других. Даже если человек занимается, какой-то деятельностью такой, допустим, даже если он занимается бизнесом, к примеру. Да? Вот он, может думать, что: «Вот я там свободен, в данной ситуации. Другие на меня работают». И многие люди к этому стремятся, т.е. попасть в элиту. Но проблема заключается в том, что, фактически каждый, ну большинство людей сейчас не могут этого сделать. Потому, что реально, как бы, вот так вот, если с точки зрения экономики посмотреть, то единственным средством производства, вот в наше время, так сейчас экономика устроена, являются деньги.

00:54:12 И поэтому, собственно говоря, элита – это, ну элитой можно назвать ту часть общества, которая выпускает деньги. Ну, как бы, так вот, если проще выразиться, экономическим языком. Поэтому, любой человек, не зависимо от того какой у него бизнес или он работает на кого-то или он сам какое-то дело организует, всё равно он работает на, ну как бы не на себя, ни на свою семью, ни на общество. Т.е. он не может распоряжаться результатами своего труда, по своему собственному желанию, так просто, ну реально, т.е. Потому, что деньги, они имеют такое свойство, они уходят, как бы, через банковский процент, через какие-то другие механизмы, они уходят от людей куда-то. Ну т.е. они выходят на верх, туда где они, туда где они, там они концентрируются.

00:55:05 И вот этот момент, он очень важен для понимания, действия существующей экономической системы. Почему это важно? Потому, что это мы говорим не для того, что бы критиковать существующую систему. Она сама по себе существует, и она будет ещё какое-то время действовать. Но просто для нас важно понять одну вещь. Если мы хотим быть свободными, т.е. достичь самоосознания, мы должны научиться действовать вот в, как бы, работать, вот принося, результаты своего труда в общество. Т.е. мы должны жить, научиться жить ради других, а не ради того, что бы просто поддерживать себя, думая о своих собственных интересах. Т.е. очень важно, что бы в нашем обществе появились такие явления, как допустим, людей должны.

00:55:59 Как произойдет переход к духовной цивилизации? Он может произойти постепенно, может произойти, через потрясения определённые. Но, так или иначе, он должен произойти. Потому, что материалистическая цивилизация она существует на уничтожение, на, на само, на… на как бы к вырождению приводит людей. Т.е. переход должен произойти таки образом, что у людей должно появиться [кшефра] (как говорят на языке Вед). Т.е. своя собственность, реально, которая им принадлежит, т.е. своя земля, допустим. Да? Т.е. если у людей, скажем, будет своя земля, которая они, ну у них не отнимут, которая останется их детям, потомкам. Вот об этом, к стати кшатрии должны заботиться, т.е. правители. Это их главная функция – дхарма. Т.е. если такой [неразборчиво] у человека есть, вот что-то, вот то что принадлежит ему, из чего он может реально распоряжаться, он перестает зависеть от работодателя. У него исчезает страх перед будущим в этом случае. Его сознание, оно открепляется от материи. И человек работает столько, сколько ему надо. Хочет больше поработает, хочет меньше поработает. Если его время освобождает, он может почитать, подумать о чем-то. Да? Т.е. помедитировать, поговорить со своими друзьями, близкими, у него появляется возможность для нормальной, спокойной жизни. Он может вечером, скажем, выйти и пойти к друзьям, со своей семьей пообщаться, т.е. человек начинает жить по настоящему, творчески. Так? Если же он работает на работодателя, который хочет извлечь прибыль из его, то тогда человек просто постепенно, он теряет просто контакт вот со своими, т.е. он лишается своих прав элементарных. Вот это происходит, реально. Поэтому, переход должен быть именно в этом. У людей должно появиться свое, своя [кшефра] и в этом случаи человек начинает работать творчески, сознательно.

00:58:03 Очень важный момент, да? Т.е. исчезает вот эта мотивация страха и, как бы, жадность. И человек работает с … вот даже, есть такая поговорка, что одно дело построить для себя допустим дом, а другое дело для кого-то. Для кого-то вы построите как попало, а для себя построите очень хорошо. Т.е. все будет очень красиво, продумано, да, для удобства, для целесообразности и т.д.. Поэтому вот эта цивилизация, которая у нас сейчас есть, которая построена на эффекте отчуждения человека от результатов своего труда, т.е. когда человек действует не сознательно. Она вот поражает уродством своих форм, типовая вот это вот вся цивилизация, вот эта экологические проблема, потому, что люди не думают о своем завтра. Зачем оно им? Если они, потому, что человек думает о завтра, о будущем только тогда, когда он реально этим будущем распоряжается, когда он в него вкладывает.

00:59:03 А если человек не вкладывает, то тогда какой смысл? Потом это тупик определённый, не возможно решить проблемы экологии, проблемы вот, скажем, ну, все остальные, до тех пор, пока существует вот эта вот материалистическая концепция. [Неразборчиво] вот эта цивилизация, она ну разрушает вот эти моменты, к которым все как раз стремятся. Даже самые демонические люди, у которых есть этот материализм глубоко, даже они этого не хотят. Но поскольку они другого ничего не знают, вот они живут таким образом и всех остальных подстраивают под свои концепции вероустройств. Вот такой момент. Итак, как могут быть реализованы права человека, вот в соврем…, вот реально? Вот так они и должны быть реализованы, что мы должны научиться жить как личности. И для этого нам нужно создавать своими руками, вот то общество в котором, мы сможем действительно жить, как-то вот в согласии, в мире.

01:00:06 Я уж не говорю там, в дружбе или в любви. Тогда мы закончим? Алло?
[Ведущая] Да, да, да. Я слушаю Вас.
[Измайлов Э.Х.] Как мы поступим со следующей темой?
[Ведущая] Ну со следующей темой, я думаю, мы можем оставить её на следующей недели. А можем ответить сейчас на небольшие вопросы.
[Измайлов Э.Х.] Угу. Ну, хорошо, если они есть, давайте отвечу.
[Ведущая] Человек спрашивает: «Т.е. не стоит преодолевать природу шудры?». Так ли это?
[Измайлов Э.Х.] Не стоит?
[Ведущая] Не стоит. Преодолевать природу шудры.
[Измайлов Э.Х.] Да, человеку, человеку, человеку не следует преодолевать природы шудры, природу шудры, поскольку как уже было сказано, это не связано с достижением совершенства. Человек может достичь совершенства в рамках своей природы. То, что совершенство это [анадо-мая] – святость. Она не связана с этим.

01:01:08 [Ведущая] Угу. И есть, как бы, ещё вопрос: «Нужно средство производство передавать в руки трудящихся?» Правильно ли Вас человек понял?
[Измайлов Э.Х.] Да, нужно средство производства передавать в руки людей, т.е. нужно говорить, что бы каждая семья, у которой есть такое желание, у которой есть [вашьиская] потенция, могла получить землю в бессрочное пользование. С правом полной гарантии, со стороны государства и тогда это автоматически решит демографическую проблему в нашей стране. Люди освободят своё сознание для духовного прогресса. У нас, наша культура, она начнет очень быстро развиваться, духовная.
[Ведущая] Хорошо. Спасибо. Спасибо за ответы на вопросы. Ну, что данная тема …
[Измайлов Э.Х.] Очень рад был.
[Ведущая] Угу. Данная тема прозвучала как, здесь и пишет слушатель: «Как благословление в [каллеюгу]». [ведущая смеется] И на этих словах, я думаю можно закончить и на следующей неделе мы продолжим. Правильно?

01:02:10 [Измайлов Э.Х.] Угу. Да, большое спасибо.
[Ведущая] Спасибо, что в данных героических условиях, вы все таки были с нами и смогли рассказать нашим радиослушателям о том о чем сегодня рассказали. До свиданья.
[Измайлов Э.Х.] Благодарю слушателей за терпение.
[Ведущая] До свиданья.
[Измайлов Э.Х.] До свиданья.

01:02:10 [Звучит музыка] Аюрведа-радио. Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз ещё вернется. Аюрведа-радио. Мы желаем Вам счастья.

транскрибирование: Евгения Ильченко | 15 August 2011