Универсальное знание и его подмена
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 [Звучит музыка] Хорошее настроение с Аюрведа-радио.
00:00:15 [Ведущая] Итак, доброе утро, ещё раз, дорогие радиослушатели. Итак, у нас получилось установить связь с Томском и сегодня у нас, в прямом эфире Энвер Измайлов специалист в области ведической логики, психиологии и социальной философии. И семинар: «Социальная концепция Вед». Я зачитаю тему, она достаточно большая: «Универсальное знание и его подмена. Усталость от знаний, как реакция на информационную всеядность. Может ли информация изменить сознание, если да, то в каком случае это происходит? Личность против информационного насилия». И всё это в прямом эфире из Томска.
00:00:51 Доброе утро, Энвер.
[Измайлов Э.Х.] Доброе утро, очень рад вас слышать.
[Ведущая] Рада слышать вас, хорошо, что у нас получилось с вами всё-таки связаться. Итак, наши радиослушатели ждут от вас очень интересной информации. Я ещё хочу заранее предупредить, что, дорогие радиослушатели, вы можете присылать к нам вопросы на наш телефон: 8-909-933-7709 смс сообщения либо звонки, или же в чат по скайпу вопросы, мы ждём от вас вопросы. Если вам что-то не понятно пишите, звоните. Я думаю, что мы можем уже начать.
[Измайлов Э.Х.] Спасибо за приглашение выступить на вашем замечательном радио. Я конечно же очень рад обратится к вашей аудитории. Тема, которую я хотел бы представить, она в последние годы представляется очень актуально, поскольку многие люди, которые обращаются в наш центр, получили очень большой опыт изучения различного рода философий, каких-то систем оздоровления, психологии и так далее. И тем не менее в большинстве случаев люди не решили каких-то своих внутренних сложностей, своих внутренних проблем и они обращаются к Ведам.
00:02:06 С этой точки зрения я бы хотел поделиться тем, что, с моей точки зрения является главной проблемой при получении той или иной информации в наше время, в нашу эпоху. Дело в том, что человек устроен очень сложным образом, т.е. он представляет из себя нечто отличное от психики и тела. И вот эта сущность, которая обращается к знанию, мы называем её атмой, что в переводе с санскрита означает дух, или внутренняя суть сознания человека. И поэтому, собственно говоря, знание оно только тогда имеет ценность, когда в результате обращения к этому знанию атма получает определённое, определённый ответ, который пробуждает её. Т.е. в этом случае атма, она пробуждается к жизни, пробуждается к действию, пробуждается к какой-то реальной, осознанной ответственности за то, что вокруг неё происходит. И тогда знание имеет смысл.
00:03:16 В противном случае, это знание, оно ложиться неким грузом, информационным грузом как подобно непереваренной пище и когда это происходит то человек вроде бы получивший какую-то подготовку, какое-то образование, он тем не менее не способен действовать без каких-либо стереотипов, штампов, смотреть непредвзято на мир исходить из реальных проблем, решать реальные проблемы. Он просто в лучшем случае способен предложить некую схему. Но наше время, оно обладает очень интересным свойством, в наше время, время, вот это вот в котором мы живём, оно на столько ускоряется, что никакие штампы, схемы, они не работают. Т.е. мы прилагаем какие-то варианты решения наших проблем или проблем других людей, но люди не успевают даже ими воспользоваться, поскольку ситуация изменяется, человек изменяется и то знание, которое он получил, оно просто престаёт работать.
00:04:24 Поэтому, вот в это время, в которое мы живём, это удивительное время здесь необходимо особое знание, т.е. эти знания они должны быть духовными. Духовные знания отличаются от каких-то психологических знаний или даже медицинских знаний, они отличаются тем, что они непосредственно воспринимаются атмой и они находятся вне времени. Т.е. такие знания, они способны помоч человеку в любой ситуации и они никогда не стареют, они всегда остаются актуальны.
00:04:58 Но для того, чтобы обрести такое знание, необходимо определённый процесс. И вот на первой лекции, сегодня я бы хотел поговорить об этом процессе, он называется шабдой, что в переводе с санскрита, с древнего языка Вед означает откровение. Т.е. откровение это не просто информация, она имеет только оболочку информационную. В откровении всегда присутствует живой духовный опыт, который передаётся из тех сфер, которые за пределами видимого нами мира, т.е. из мира духа. И первая вещь, которую я хотел бы озвучить, это то, что вот эта шабда или откровение, является собственно говоря тем, ради чего мы приходим к учителю. Т.е. мы приходим к учителю с надежной, что он поделится с нами вот этим запредельным знанием, которое способно возродить нашу атму, т.е. пробудить нашу атму к жизни.
00:06:08 Поскольку реально, иначе не было бы необходимости в учителе, потому что можно читать книги, можно слушать кассеты, записи, но живой учитель он необходим именно для того, чтобы сообщить не просто информацию, а поделится живым опытом того, каким образом нужно относиться к этой информации, т.е. опытом применения знаний или опытом обретения знаний. Вот для этого нужен живой учитель. И что же сообщает такой учитель? Вот это тот момент, который мы можем сегодня обсудить и в дальнейшем слушатели могут уже сами решить есть ли у них такой непосредственный опыт получения знаний, поскольку современный человек он очень горд в своём образовании. Как правило, все очень информированы, очень много всего люди читают и поэтому у каждого человека есть представления о том, что во-общем-то он не обделён знаниями.
00:07:08 Итак, какова же вот эта специфика или специфическая информация, которую человек получает от истинного учителя, которую в традиции называют гуру? Как правило, обязанность гуру заключается в том, чтобы сообщить не просто знания, а сообщить то как правильно, каким образом человек может правильно воспринять это знание. Т.е. сообщить знание без подмен, тщательным образом объяснить понятия, чтобы это знание было живым, чтобы оно не было формальным, чтобы оно работало, чтобы человек сам сросся с этим знанием, стал частью этого знания. Или наоборот можно сказать, что часть знания стала бы частью самого человека.
00:07:56 И вот для того, чтобы получить ведическое понимание, ведическую реализацию необходимо избавится от подмен в своём разуме. Это может быть, может быть озвучено как тема сегодняшней встречи. Итак, что такое знание без подмен? Есть две основные категории ведической логики, т.е. ведического понимания вот знания. Первую категорию я уже обозначил её – это шабда, откровение. Это знание, которое мы получаем из-за пределов ума, из-за пределов собственно разума, т.е. из-за пределов материи. А вторая категория – это протьякша, протьякша – это знание, которое мы воспринимаем через наблюдение. Т.е. вообще говоря, протьякша – это всё, что мы видим. Т.е. мы видим что-то и наш ум сообщает нам немедленно информацию о том, что мы видим. Потому что у нас по каждому видимому объекту есть некое своё представление что это такое. Т.е. нет такого, чтобы мы посмотрели на что-то и не знали как это объяснить, как это называется.
00:09:04 И эта информация, которая содержится в нашем уме, которая является реакцией на наблюдение, она относится к категории протьякши, т.е. это именно информация. И в связи с этим важно те подмены, которые происходят в нашем разуме. Нужно разобрать эти подмены. В основном, поскольку человек отождествляет себя с телом и умом, он находится, как бы, в позиции того, кто является потребителем. Т.е. человек настроен на потребление определённой информации, на удовлетворение своих каких-то органов чувств. И поэтому скажем, вот если взять любую пару понятий, скажем, поскольку мы будем в основном заниматься социальными вопросами, социальная тематика у нас будет звучать. Возьмем понятие обязанность и право, для начала, вот эти два понятия и рассмотрим как происходит подмена в нашем разуме.
00:10:05 Понятие обязанность – это понятие, которое связанно с нашим осознанием, т.е. с чем-то запредельным по отношению к человеку, с чем-то вселенским, вселенским законам, то что, чему мы должны следовать. Т.е. обязанность – это то, что мы должны осознавать, т.е. а право – это то, чего мы хотим. Т.е. каждый человек озабочен своими правами, мы вступаем в отношения с какими-то людьми, с близкими, допустим. Один человек встречает другого человека, они решают быть вместе, дружить или устанавливать супружеские отношения и вот в этом играет роль именно то, какова позиция у человека.
00:10:51 Т.е. если человек, вступая в эти отношения, озабочен именно правами, т.е. он думает о своих интересах, т.е. он рассчитывает, что другой человек будет что-то делать для него. В этом случае, мы знаем, что происходит такая цепочка, которая известна в психологии, эта цепочка ожидания разочарования. Ожидание, разочарование, отвращение, т.е. человек проходит через определённые стадии от установления отношений до прекращения их. И причина, как раз вот эта подмена в восприятии, т.е. человек опирается на протьякшу, опирается на протьякшу он видит некий объект, этот объект вызывает у него интерес, желание обладать этим объектом или каким-то образом быть сопричастным этому объекту. Т.е. возникает ожидание, т.е. в основе этого ожидания есть ни что иное как абсолютизация понятия права. Т.е. человек думает о том, что у него есть право на, на этот объект или на наслаждение этим объектом.
00:11:58 В результате этого неизбежно человек приходит к страданиям. Поскольку ни один объект из окружающих нас не предназначен для нашего наслаждения, т.е. реально всё, что мы видим вокруг, люди, вещи, общество, которое нас окружает, оно предназначено для того, чтобы принимать от нас определённые действия во благо, т.е. иными словами смысл нашего существования заключается в служении тому, что мы видим. Т.е. мы являемся, как бы, служителями или теми, кто что-то делает для того, что окружает человека, т.е. слуга. И вот это понимание, что на первом месте находится понятие обязанность. Т.е. вот «я обязан или должен относиться к тому, что меня окружает как дающий, как бы, да, или тот, кто поддерживает это ли вкладывает в это или думает об этом, или заботится об этом». Т.е. в этом заключается шабда.
00:13:04 Первое знание, которое сообщает истинный гуру, учитель, своему подопечному, заключается в том: что ты есть, ты не есть это тело зависимое, так сказать, зависимое существо, которое нуждается в том, чтобы другие что-то делали для него или удовлетворяли его какие-то чувства, наслаждали его. Ты есть чистый дух, т.е. ты предназначен для действий, т.е. ты предназначен для служения, для того, чтоб быть полезным для окружающих. И вот это вот знание, оно, его необходимо, человек должен укорениться в этом знании. Т.е. не просто услышать его как информацию, а именно укорениться, т.е. эту позицию именно в себе обнаружить. Т.е. позицию, что я на самом деле не завишу от окружающей среды, от окружающих обстоятельств. Я не должен погружаться в какие-то ложные ожидания. Внутри меня самого есть всё необходимое для счастья.
00:14:09 Т.е. вот это вот понимание, оно является, собственно говоря, основой того, что мы называем знанием, т.е. это суть, знание. Когда человек понимает что счастье, все необходимые блага, все необходимое, всё необходимое для жизни человека находится внутри его самого, И проистекает из его вот этого вот отношения к миру, правильного отношения к миру. Таков первый момент, который необходим для обретения отношений, правильных отношений с миром и с Богом также. Это отдельная тема, но в общих чертах, в общем, предварительно я могу сказать, что вот каждый из нас качественно подобен Всевышнему.
00:15:04 Т.е. у нас есть определённое качественное тождество с Ним и мы являемся частицами Его и с этой точки зрения у нас есть, как бы, в частичной степени мы способны выполнять ту функцию, что выполняет Он. Т.е. Он поддерживает этот мир, Он снабжает его всем необходимым, Он является таким, как бы, изначально мужским началом, точно также каждый дух, каждое живое существо индивидуально обладает такой же мужской деятельной природой.
00:15:47 Но вот когда происходит подмена, когда происходит отождествление себя, когда мы начинаем занимать зависимую позицию, позицию телесную, позицию умственную, то мы попадаем под влияние абсолютного женского начала. И вот, в чём заключается знание? Знание заключается в том, что в Ведах говориться, Веды – это как раз кладезь знаний, которыми располагает человечество. Веды они как раз и передают вот эту шабду, т.е. откровение о котором мы говорили. Итак, в чём заключается Веда – знание? Смысл в том, что существуют две энергии, т.е. существует два типа женского начала. Одна энергия, эта энергия, которая отделяет себя, отделена, как бы, от Бога, она, энергия – означает зависимое начало, т.е. энергия это то, чем управляют. И когда она отделяет себя, то она является иллюзией. Когда же эта энергия связана со своим источником, то она является истинной, духовной энергией.
00:16:55 И вот, когда человек занимает вот такую позицию зависимую позицию, т.е. отождествляется себя с телом, он, как бы, отделяет себя от Бога и отделяет себя от своей истинной сущности, т.е. начала духовного. В этом случае он оказывается под влиянием иллюзии, т.е. вот этой вот иллюзорной энергии, которая привязывает к человеку к обстоятельствам, к материи, делает его слабым, зависимым, болезненным и так далее. Поэтому очень важно, что до тех пор, пока человек не обнаружит в себе этот ключ к жизни, который на самом деле вот делает его качественно подобным Всевышнему. Т.е. он не осознаёт своего качественного подобия Всевышнему, он не осознаёт свою свободу, такой человек он в принципе не может избавиться от проявлений невежества, т.е. от каких проявлений как болезни, например. От различного рода психологических вот этих вот, проявления психологической зависимости, когда у человека появляется такой феномен как страдание. Это есть ни что иное как реакция на эту вот неверную позицию человека, т.е. зависимую позицию.
00:18:15 И так далее, т.е. это, как бы, по основам, поэтому в Бхагават Гите, в известном ведическом трактате, во второй главе, он как раз этот трактат начинается с того, что устанавливается первое знание, кто человек есть на самом деле. Там сообщается, что человек не есть тело, он не является телом и умом, он есть чистый дух и вот это то знание, в котором человеку необходимо укорениться, вот такая укоренённость в понимании того, что есть на самом деле – это есть позиция ученика. Т.е. ученик – это тот, кто как раз понимает кто он есть такой.
00:18:55 И в связи с этим можно рассмотреть ещё одну пару понятий. Вот мы рассмотрели понятия обязанность и права вкратце, т.е. тогда мы абсолютизировали право, то мы думаем о своих правах, каждый думает о своих правах. Но если люди думают о своих правах, если они ставят их на первое место, то тогда они перестают исполнять свои обязанности. А если люди перестают исполнять свои обязанности, то право умирает. Потому что, что такое право наше, на скажем, на какие-то вещи, которыми мы обладаем, на хорошее отношение с другими, на любовь по отношению к себе? Т.е. всё это наши права, но откуда они возникают? Эти права есть ни что иное как исполненные кем-то обязанности, хорошо исполненные кем-то обязанности по отношению к нам. Т.е. иначе говоря, всё, что мы получаем от жизни, мы получаем потому, что кто-то считает, что он должен что-то делать для нас и что-то должен делать для общества. И в этом случае в обществе есть право.
00:20:01 Если же люди занимаются такую потребительскую позицию, т.е. думают о своих правах, находятся в зависимом положении, то они ждут, что исполнять обязанности будут другие. В этом случае возникает такая цепь определённая, причинно-следственная цепь, которая приводит к тому, что в обществе постепенно становится всё сложнее и сложнее жить, т.е. усиливается опасность, какие-то опасности. Люди вынуждены защищаться, потому что другие проявляют по отношению к ним невнимание или агрессию. Это всё является симптомами вот этих подмен, о которых мы говорим. Первая подмена, что люди не знаю о том, кто они есть. Т.е. им в детстве, когда они учатся в школе им не сообщают о том, что каждый есть слуга и каждый должен думать о благе окружающих.
00:20:55 Сейчас человеку с детства прививается это понимание, что он должен защищать свои права. И в этом случае, через такого рода пропаганду или такого рода агитацию вот люди, они на самом деле, общество оно рубит сук на котором сидит. Поскольку если вот наши люди, да, члены нашего общества получают такое представление о самих себе, то они просто теряют способность выполнять свой долг. Т.е. они просто не видят его и в этом случае, конечно же, возникает просто тупик определённый, т.е. общество оно деградирует в моральном отношении и возникают проблемы уже на уровне даже физического выживания. Т.е. людям надо защищать себя, ставить металлические двери, а значит, люди уже не могут спокойно ходить по улицам вечером. Почему? Потому что в обществе усиливается вот эта вот агрессия.
00:22:01 А агрессия является следствием просто одной такой подмены, что человек забывает о том, что он не господин в этом мире и он не имеет, как бы, право на объекты, которые он видит. Он эти объекты не являются его собственностью, которые он может использовать по своему произволу или усмотрению. Т.е. он должен думать о благе, о благе того, что он видит, а не использовать это для своего какого-то наслаждения. Отсюда вот как из корня возникает собственно вся проблематика общества. Итак, первая вещь, если уж брать социальную тематику, то первая вещь, которая вот сейчас необходимо нам всем понять для того, чтобы жить в нормальном обществе, это в общем-то находится в сфере нашего влияния, т.е. – это понять, что мы совершаем подмену, когда даём знание. Т.е. в самом знании уже присутствует подмена.
00:23:03 Т.е. люди слушая знание, они, как бы, слушают это знание как потребители и в результате у них ещё больше усиливается вот это вот ощущение, как бы, т.е. люди просто получают информацию, но они не задают себе вопрос: «А для чего мне эта информация? Что я с ней буду делать? Как я буду её использовать? Какое благо она принесёт мне и окружающим людям?» Если такой вопрос не задаётся, то в этом случае человек не может извлечь благо из этого знания. Т.е. оно просто усилит в нём проблему, он станет более гордым, у него будет больше таких вот моментов связанных именно, усилится претенциозность и так далее, все эти негативные качества. Вот такой момент.
00:23:55 Поэтому ведической традиции человек всегда проверялся. Т.е. прежде чем принимать ученика, учитель всегда проверял искренность намерений ученика, т.е. как будет ученик использовать это знание. Будет ли он его использовать для блага, либо он будет его использовать для собственного какого-то эгоистического, для собственных эгоистических каких-то целей. Вот такой момент. Итак, отчего возникает вот эта вот проблема с подменами? Если взять пару: ученик-учитель. То, вот мы говорили, что ученик это уже определённая позиция, т.е. ученик является тогда учеником, когда он вот эту ответственную позицию занимает, позицию служения. Т.е. «я не просто здесь потребитель, который получает информацию для своих каких-то целей, а я использую информацию для служения, т.е. для пользы, для блага».
00:24:59 Если человек занимает такую позицию, то он может встретить истинным учителем, который сообщит ему знание. Если же нет, тогда он будет встречать ложных учителей. Кто такие учителя вообще? Вообще, кто такой гуру? Т.е. с точки зрения вот этой пары: шабда-протьякша, шабда – это категория, связанная с понятием ученик, т.е. это духовная категория, т.е., а протьякша – это категория, связанная с гуру, т.е. гуру – это тот, кто обладает, т.е. это, как бы, внешняя оболочка. Т.е. гуру мы видим, он видим в этом мире, а ученик нет. Поскольку позиция ученическая – это позиция духа и мы не можем понять находится ли человек в духе или нет. А вот внешнее мы можем увидеть, допустим, что вот человек учитель, вот у него есть определённый статус, т.е. и люди они сейчас поскольку подмена присутствует, люди все они зациклены на протьякше, на видимой вещи, на то, что они могут реально видеть, какие-то статусные вещи. То реально люди думают, что главное – это вот найти гуру. Т.е. найти гуру означает решить все свои проблемы.
00:26:17 Если у человека возникают какие-то проблемы, он бежит к психологу, он обращается за помощью к специалистам, он делает всё для того, чтобы снять с себя ответственность и переложить её на гуру. Это важно, либо человек пытается решить свои проблемы каким-то другим статусным способом, т.е. он пытается найти какое-то, допустим, какое-то внешнее решение, т.е. имидж. Человек думает, что он может решить свои проблемы через улучшение имиджа, т.е. опять же протьякша, т.е. какие-то внешние вещи, человек пытается решить свои внутренние проблемы.
00:26:54 Всё это является симптомом подмены знания, потому что человек не понимает, что его проблема его единственная проблема, он отказывается от своего внутреннего изобилия, т.е. отказывается от своей ученической позиции. Он не хочет учиться реально, а он хочет, чтоб ему принесли вот знание на ложечке, чтоб кто-то ему что-то дал, чтоб человек мог решить свои проблемы. Вот именно из-за этого, из-за того, что человек отказывается от сути своей, от своей природы духа, от природы ученика, человек реальный не может получить истинное знание, т.е. он получает его суррогат, он получает просто информацию, пустую информацию, которая не работает в его жизни. И вот сейчас мы видим как раз из-за того, что является абсолютное присутствие протьякши, видим, что все люди перегружены информацией, очень много информации. Т.е. информация отовсюду, и в результате, в результате люди, как бы, имея вот эту вот обилия знаний, казалось бы, да, имея обилие информации тем не менее люди становятся всё более апатичными, у них появляется вот это вот, какое-то, т.е. у них нет веры в свои силы, они теряют веру в свои силы, становятся зависимыми от каких-то привычек дурных.
00:28:19 Почему это так? Потому что это есть ни что иное как раз как симптом невежества, т.е. эта информация, когда в ней нет шабды, она есть ни что иное, как просто невежество. Вот, и, что есть невежество? Невежество – это когда человек смотрит на какую-то вещь и судит о ней просто на основании того, что он видит, т.е. это и есть невежество, т.е. он не знает его истинного предназначения, поскольку оно через восприятие это знание оно не обретается, т.е. человек должен получить именно откровение, понимание.
00:28:57 Допустим, вот как, чем отличается скажем протьякша от шабды, от откровения? Можно ещё такой пример привести. Вот протьякша – это когда мы что-то слушаем, а шабда – это когда мы что-то слышим. Т.е. можно опять пару взять понятий: слушанье и слышанье. Вот когда, допустим, какой-то человек что-то говорит нам, какие-то неприятные слова, мы слушаем эти слова и у нас возникает реакция определённая, т.е., например, гнев. Эти слова они кажутся нам несправедливыми, горькими, резкими и мы реагируем на это соответственно агрессивно. Но человеку, у который способен слышать, он понимает, что за любыми словами стоит какая-то причина, т.е. есть определённая причина, которая порождает некую слабость, т.е. он воспринимает это как, он проявляет, проявление невежества в человеке воспринимает как его слабость. Т.е. у этого есть некая причина, которая побуждает человека к определённым действиям неправильным.
00:30:08 И поэтому, имея вот такую способность слышать, человек реагирует уже по-другому, т.е. он, как бы, проявляет определённое взвешенное отношении и он реагирует адекватно. И поэтому у него не возникает вот проблем таких вот на уровне, скажем, разрушения отношений или каких-то таких конфликтов, приводящих там к страданиям, т.е. когда люди, допустим, могут в таком каком-то гневе просто убить друг друга, т.е. это очень распространено. Когда люди лишившись разума, там в состоянии какого-то наркотическом или опьянении или просто состоянии аффекта, вызванном как раз вот этой протьякшей, они просто причиняют друг другу страдания.
00:31:00 Отчего это возникает? От того, что абсолютизируется слушание, т.е. люди не могут слышать, потому что слышанье оно требует ученической позиции, а слушание, а что такое слушанье? Слушанье – это когда человек занимает, как бы, занимает, т.е. изображает из себя того, кто может оценивать других. Т.е. я слушаю, значит, я оцениваю других, значит я гуру, значит я не ученик, значит я учитель, значит, я могу оценивать других. Я ставлю себя выше других. И если я оцениваю человека, я могу его наказывать. И вот мы, как бы, считаем себя в праве, что мы можем наказать человека или высказать ему какую-то свою претензию. Вот откуда эта претенциозность? Откуда эта реакция? Она идёт от того, что мы не знаем кто мы есть, т.е. у нас нет знаний, нет шабды.
00:31:52 Поэтому эта пара: гуру-ученик, она очень важна. Каждый хочет быть гуру и считает себя таковым. Мы можем оценивать других, мы знаем как надо жить, вот, у нас есть определённая вот эта вот такая позиция, но мы должны понять, что это есть ни что иное как зависимая позиция. Т.е. в действительности, учитель находится в зависимой позиции по отношению к ученику, поскольку учитель – это тот, кто ждёт чего-то от ученика, т.е. от учителя исходит заказ. И именно по этому человеку нужен учитель, поскольку если у человека нет заказа, то ему, его вот эта потенция служения, деятельности, как бы, во благо кого-то, она не пробуждается. Потому что чтобы действовать нужно чтобы был заказ, какой-то заказ должен быть, т.е. кто-то должен нам, дорогой для нас человек какой-то он должен от нас зависеть в чём-то, чтоб мы что-то делали. Поэтому к категории гуру относится любое зависимое начало.
00:32:55 Т.е. это скажем, женское начало, т.е. когда, допустим, появляется жена у мужчины, т.е. он начинает действовать, т.е. появляется определённый заказ, появляется семья, дети – это тоже категория гуру, т.е. они тоже зависимы и они очень многому всему нас учат. Потому что когда появляются дети и когда появляется семья, нужно избавляться от своей претенциозности. Нужно избавляться от своего умонастроения наслаждающегося, потому что дети они не позволят занимать такую позицию и женщина, как бы, жена тоже не позволит. Поскольку они ожидают от нас ответственности, если мы занимаем безответственную позицию у нас будут серьёзные проблемы. Поэтому человеку необходима вот эта вся, это называется на языке Вед, на санскрите «тхарма». Т.е. тхарма означает, что я принимаю позицию слуги и есть господин, тот, кому мы служим. Т.е. это вот мир, который нас окружает – это зависимое начало. Люди ждут от нас служения, что мы будем что-то делать. Вот, это семья, это женщина по отношению к мужчине, она тоже занимает позицию определённого, т.е. заказ определённый эмоциональный исходит, т.е. она это делает. И говориться, что это вдохновляющее начало.
00:34:17 Да, т.е., как бы, поскольку присутствует некое такое зависимость некая эмоциональная она приводит к вдохновению, т.е. человек вдохновляется что-то делать. Если же этого нет, если мы никому не нужны, если наше служение никому не нужно, то тогда зачем жить? Человек погружается в пессимизм, начинает употреблять одурманивающие средства, потому что его жизнь не имеет цель, т.е. его деятельность, его служение никому не нужно. В этом заключается как раз секрет, т.е. если мы понимаем эти подмены в знании, в этом, мы тогда поймём для чего вообще человек обзаводится всем этим семьями, для чего человек должен жить в обществе, скажем, для чего человеку нужен гуру – учитель.
00:35:07 Всё это необходимо только для одной причины, только для того, чтобы пробудить дух человеческий, чтобы человек именно начал проявлять вот эту свою ответственность, проявлять вот это дремлющее в нём сознание или мужское начало, как мы это определили. Вот таким образом, поэтому признак – тест, есть у человека знание или у него есть только информация, слышит он голос Всевышнего, или голос, есть ли знания, получает ли он его от Всевышнего или он только слушает? Т.е. он просто находится в контакте с материей, с окружающей его природой. Т.е. он получает такую информацию.
00:35:54 Вот каков тест? А вот тест именно такой, как мы реагируем на происходящие вокруг нас события, на происходящие заказы вокруг нас? Выходим ли мы из равновесия? Гневаемся ли мы? Проявляем ли мы претензии? Или мы реально способны контролировать свои чувства? Способны разбираться с возникающими ситуациями, способны быть спокойными, счастливыми, иметь мир в душе своей? Чувствовать счастье, наблюдая законы этого мира, т.е. вот это является признаком присутствия в человеке истинного знания или отсутствия такового. Поэтому предварительный вывод, который мы можем сделать такой, что знание это очень редкая вещь, очень редкая вещь, т.е. это не какая-то статусная вещь, что у человека есть какое-то положение, допустим, да, и у него по этой причине у него уже есть знание. Мы же как оцениваем, у нас внешне, со статусной точки зрения.
00:37:06 У человека есть научная степень, да, т.е. он, допустим, кандидат наук – значит у него есть знание, это всё протьякша – это внешние вещи. А знание, в действительности знание, оно скрыто, т.е. понять именно кто является знающим можно только потому оценив в каком состоянии духа человек прибывает, т.е. на сколько он способен контролировать свою жизнь, чувства и на сколько он способен быть дающим по отношению к другому человеку, по отношению к миру, т.е. на сколько он слуга. А это увидеть очень не просто, потому, почему не просто увидеть? Потому что это именно внутреннее состояние человека, увидеть слугу просто по внешним действиям бывает очень трудно. Потому что внешне человек что-то делает и кажется что он слуга, но ведь позиция слуги определяется не внешней деятельностью, а именно, именно состоянием, т.е. состояние изобилия в человеке.
00:38:08 Потому что как правило, вот обычный человек действует не потому что он находится в настроении слуги, а потому что он опять же находится под влиянием протьякши, т.е. он действует, исходя из каких-то статусных мотивов, т.е. он хочет казаться кем-то перед кем-то, т.е. он хочет чтобы его поблагодарили или наградили за то что он делает, т.е. у него возникает вот такого рода мотивации и поэтому он совершает действия. Но понять истинного, понять кто в действительности находится в уме в состоянии слуги можно именно по бескорыстия в человеке, потому что за его действиями не стоит никаких ожиданий. Это очень и очень редкая квалификация в этом мире. Вот таков момент, который для нас важен.
00:39:04 Итак, мы живём в мире, в котором все говорят что-то, т.е. все претендуют так или иначе на позицию гуру, потом так очень много информации, все говорят, каждый пытается выговориться. Каждый хочет сказать что у него есть какое-то понимание, но вот людей, которые способны действительно слушать и следовать тому, что они слышат таких людей очень мало. И именно этому нам нужно учиться, нам нужно учиться делать те вещи, которые окружающие не заметят и которые может заметить, которые увидит только Бог. И вот эта вот способность к действиям, независимым от оценки со стороны социума, действий, которые в действительности могут быть только известны вот Всевышнему, вот такая способность она является процессом обретения знания. Т.е. именно развивая такую способность мы обретаем истинное знание.
00:40:13 Вот это очень важный момент и это как раз то, что чему современное общество, вот современная школа, вот современное средства, современная система образований, она это вот обучение оно должным образом не осуществляется. Т.е. люди не получают такого воспитания, а такое воспитание можно получить только от истинного гуру. Итак, в чём заключается универсальное знание? Универсальное знание – это то знание, которое позволяет человеку быть счастливым, если так говорить проще, т.е. это знание, которое позволяет человеку быть счастливым. Причём счастливым быть не на основании тех стимулов, которые получают из окружающего мира каких-то наслаждений каких-то.
00:41:08 Это такое счастье на самом деле оно не является таковым, поскольку человек, завися от объектов наслаждения, он реально просто находится в состоянии страдания, т.е. в состоянии разочарования. Итак, счастье – это внутреннее состояние, мы уже озвучили это, это состояние, которое не зависит от внешних условий и вот это является признаком того, что человек обладает этим универсальным знанием.
00:41:39 От чего же возникает усталость от информации? Т.е. от чего возникает усталость от знаний? Это есть ни что иное как реакция на информационную всеядность. Т.е. когда человек занимает позицию насаждающегося, т.е. потребителя по отношению к информации, он, получая какую-то очередную дозу информации, он имеет некую долю ожиданий. И поскольку эта информация не решает его внутренних проблем, а никакое материальное знание оно не может решить внутренних проблем человека особенно в наше время. Вот которое предполагает очень быстрый поток времени, и человек должен действительно иметь внутреннюю реализацию. Т.е. если он просто пытается восполнить её внешней информацией, то в результате что происходит? Приходит усталость, потому что, что такое усталость? Усталость – это не что иное как постоянное, как бы, когда человек получает вновь и вновь какие-то порции разочарования это приводит к усталости. Т.е. человека приходит апатия, он перестаёт вообще верить в существование знания как такового, т.е. для него знание оно просто становится не актуальным, он перестаёт вообще верить в то, что оно есть.
00:42:58 Вот, и всё что остаётся – это просто внешняя информация, которая, ну, человеку необходима для каких-то чисто материальных, меркантильных целей. Т.е. человек становится мещанином, у него просто информация становится как средство для поддержания своей жизни, заработка какого-то, но она не становится для него средством обретения истины, мудрости, средством обретения счастья какого-то, внутренней цельности, понимания целей жизни и так далее. Т.е. происходит опять же подмена знания на информацию. Вот эта тенденция, она довольно опасна. И когда она проявляется, то человек, фактически, как бы, становится подверженным греху, греховным условностям.
00:43:58 Почему? Потому что если человек не вдохновлён, если у него нет вот этого энтузиазма, воодушевления, которое приходит, когда человек получает истинное знание. Когда у него появляется цель, когда у него появляется служение. Если у человека нет вдохновения, т.е. внутренней вот этой энергии, которая, как бы, идёт изнутри во вне, то в этом случае, человек становится подверженным энергии, которая идёт из вне во внутрь. Т.е. он становится подверженным этому материальному воздействию, информационному воздействию, которое сейчас осуществляется на человека. Т.е. сейчас на человека оказывается очень мощное информационное воздействие. И любой человек, у которого нет внутри вот этого источника изобилия, который не может противостоять этому воздействию, он становится подверженным определённого рода деградационным тенденциям. Это важно понимать.
00:44:59 Поэтому единственное, что может, поэтому наиболее такая сильная вещь, которая может действительно для нас может быть актуальна в эту эпоху – это именно реализованное знание, т.е. другими словами знание без подмены, то о чём мы говорим с вами сегодня. Вот такой момент. Итак, каждый из нас должен осознать свою личностную природу. Т.е. личность является первичным принципом. Вот, если уж говорить, возвращаясь к вот этой нашей стратегии подмен, есть пара: личность-общество. И вот мы говорили, да, вот из вас кто улавливает вот эту логику ведическую о которой мы говорим, наверняка могут ассоциировать, понятие общества связать с протьякшей, т.е. протьякша – это общество, это то, что мы видим.
00:46:05 А личность, она относится к категории шабды, личность – это дух, это то, что мы не видим. Т.е. мы видим тело человека, мы видим общество, мы видим то, что является протьякшей, но видеть то, что находится в этом теле, дух, который приводит это тело в движение, видеть личность, которая реально поддерживает общество, несёт за него ответственность, увидеть это невозможно, это можно только понять. Т.е. это можно только осознать. И в связи с этим, для того, чтобы защититься от информационного вот этого насилия или от такого, как бы, от этой внешней такой, от этой внешней информации, которая приходит или как-то правильно её воспринимать, человек должен быть личностью, т.е. он должен быть не просто телом или умом, или даже разумом. Он должен быть именно личностью, т.е. дух его должен быть пробуждён.
00:47:11 В этом случае у человека нет негатива. Т.е. человек всё воспринимает позитивно как слуга, как служитель, т.е. негатив в человеке, какие-то плохие чувства по отношению к тому, что он видит вокруг себя, по отношению к обществу, каким-то людям, которые его окружают. По отношению к жизненным обстоятельствам, вот этот весь негатив он является ни чем иным как позицией такого разочарованного, наслаждающегося.
00:47:41 [Ведущая] Итак, дорогие радиослушатели, сегодня с нами в прямом эфире Энвер Измайлов, в прямом эфире из Томска. Хочу напомнить и тема семинара: «Социальная концепция Вед». Энвер, вы с нами?
[Измайлов Э.Х.] Да.
[Ведущая] Я хотела сказать, что радиослушатели не присылают нам вопросы, мне почему-то всегда так печально это. Даже не знаю, вот порадовали бы хоть, спросили что-нибудь, нету вопросов. Наверно будем прощаться или у вас есть что-то пожелать радиослушателям?
[Измайлов Э.Х.] Я хочу пожелать, конечно я воспользуюсь такой возможностью, отсутствие вопросов это может быть паузой для размышлений.
[Ведущая] Ага.
[Измайлов Э.Х.] Вот и в следующий раз когда мы встретимся, я хотел бы, чтобы для слушателей вот это вот вещи понятны, что знание из вне не приходит. Ведь я хотел чтобы слушатели подумали об этом в следующий раз это будет основой для нашего продолжения, нашего разговора. Именно это является источником счастья, когда человек находит его внутри себя. Это пожелание.
00:48:58 [Ведущая] Хорошо, спасибо большое, я к нему присоединяюсь. Большое спасибо, что вы были сегодня с нами и всё-таки у нас получилось рассказать этот семинар, эту тему, всего доброго.
[Измайлов Э.Х.] Вам спасибо за приглашение, всего доброго.
[Ведущая] До свидания.
[Измайлов Э.Х.] До свидания.
00:49:20 [Звучит музыка] Хорошее настроение с Аюрведа-радио.