Лекция 2

26 September 2009
семинар для начинающих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:32:37 | качество: mp3 112kB/s 74 Mb | прослушано: 1647 | скачано: 997 | избрано: 13
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [играет ритмичная музыка, женский голос поет махамантру, временами вступает хор]

00:17:43 [выступление заканчивается, Хакимов А.Г. произносит короткие фразы на санскрите, зал хором отвечает ему. Аплодисменты]

00:18:25 И так, мы продолжаем нашу запутанную тему – счастье в сознании Кришны, духовный прогресс. Духовный прогресс он ассоциируется с увеличением счастья. Несомненно так и должно быть – счастье должно увеличиваться, а страдания уменьшаться в этом процессе. В этом смысл развития цивилизации – уменьшить страдания. Потому что они уже предопределены, эти страдания. Мы будем страдать, согласно прошлой деятельности. Количество страданий, наслаждений – уже известно. Но цель цивилизации – уменьшить страдания.

00:19:07 Вчера мы обсуждали причины счастья. Что такое счастье в сознании Кришны, в чем его причина. И очень много нашли причин, ссылаясь на Бхагават Гиту. Есть много других источников, которые указывают на истинную природу живого существа – блаженную природу, счастливую природу. Это означает, что, получив знание об этой своей природе, мы обретаем счастье. Поэтому Прабхупада говорит, что есть бессмысленные знания, они изучают внешнюю природу. Изучают траву. Ученые пишут тома книг, об этой траве. О молекулах и атомах, о хромосомах. Об инфузориях-туфельках, целые романы существуют об их судьбе, об их начале, об их развитии, об их эволюции. И даже есть такая идея, такая мечта, что такая инфузория когда-то мечтала стать человеком. И вот наконец эта идея воплотилась!

00:20:10 Таких знаний существует много, интересных, захватывающих теорий, теория эволюции, эта самая захватывающая теория - теория века, несколько прошедших веков на этой теории держится всё человечество. Эволюция существует, захватывающая мысль вообще поразила человека и она существует просто в природе вещей – сказал Дарвин. Единственное – проявите силу и могущество, ведь выживает сильнейший. Вступайте в борьбу за существование! Это эволюция, побеждает сильнейший. Но Прабхупада сказал – бесполезные знания. Потому что борьба за существование увеличивает страдания. Таков критерий пользы или бесполезности. Если что-то увеличивает страдания, это не полезная вещь. Если что-то увеличивает счастье – это вещь полезная, её нужно применить.

00:21:00 Ее нужно ценить. Это артха и анартха, есть полезные, и есть бесполезные, и даже вредные вещи. Карма, викарма, полезная деятельность, бесполезная и отвратительная деятельность. Нужно разобраться в этом. Итак, причин быть счастливым много, если мы получаем трансцендентное знание – самбандха гьяна. Вчера мы говорили, одна из главных причин страданий заключается в отсутствии знаний. Скудный запас знаний. Но это можно преодолеть. Как? Получив самбандха гьяну. Что такое самбандха гьяна? Вкратце мы говорим: это не что иное, как Бхагават Гита. Вы слышали об этом? Бхагават Гита – это не книга. Но она стала книгой! Песня Бога, она и сейчас звучит. Не путайте это с написанной книгой, положенной на полку. Она – вечное знание, она существует и сейчас, её можно переписать разным путем. Каждый из нас будет жить в соответствии с этой песней, любой человек.

00:22:03 Это жизнь, описание жизни, квинтэссенция Вед. Это называется самбанда гьяна, когда вы знаете законы бытия, их основы их принцип творения. Знаете это безошибочно, точно, это самбанда гьяна. Вы знаете, кто такой Бог, кто такой я, какие отношения, что это за мир, что это за законы, которые меня окружают, как ими пользоваться. Вы должны знать все принципиально точно. Детали – это уже наша жизнь. Мы будем применять эти знания. То есть, мы живем согласно Бхагават Гите. Либо это знание присутствует, и мы руководствуемся этим знанием, и уменьшаем страдания. Либо это знание отсутствует, а что это означает? Мы идем вразрез с этим знанием. И страдания увеличиваются. И оба случая это взаимоотношения с законами Бога. Это отношения с Богом в нашей жизни. Самбанда гьяна – это правильные отношения с Богом.

00:23:03 Не только с тем, который находится в своей обители, но и с тем, который находится здесь, в форме всевозможных безграничных энергий. Узнавать Кришну нужно, это – знание. И скудный запас знаний Кришна характеризует словом «муддха ». Человек ослоподобный. Он не имеет знаний, не стремится к знаниям. Но он уверен в одном: «Если я буду тяжело трудиться, я получу любой результат, который захочу, при помощи собственных усилий и труда». Он воспевает славу труду, что впринципе хорошо. Но он ограничивается этим, в этом выражается его ограниченность или ослоподобность. Животноподобное сознание. В рамках телесной концепции он рассуждает, этот человек. Что мне нужно, кто я? Я тело, потребности тела – это моя жизнь. Чем больше он пытается удовлетворить свои чувства, возникает парадокс, тем больше требуется средств, чтобы удовлетворить их снова. Потому что чувства имеют интересную природу – они никогда не удовлетворяются.

00:24:15 Ненадежные хозяева, доверять им нельзя. Вы им служите – а они всегда недовольны. И чем больше служите, тем больше они недовольны. Тем более они привередливы, придирчивы, пресыщаются, утомляются, извращаются. Принимают такие ужасные формы, ужасные вкусы – наслаждаться чужими страданиями, эксплуатацией, в материальном мире бывают такие ужасные вкусы. Отсутствие знания к этому приводит, к порокам. И следующий этап – когда человек опускается до порочных вкусов, это другое препятствие, чтобы обрести счастье, потому что само понятие счастья чисто. В материальном мире этот принцип извращается, и человек наслаждается страданием.

00:25:00 И только страданием. Страдает из-за страдания, наслаждается тоже благодаря страданию. Мы гордимся своими болезнями, гордимся своим возрастом, гордимся накопленными с большим трудом собственными деньгами. Мы наслаждаемся этими страданиями. Это форма извращенных наслаждений. В Бхагаватам приводится пример с верблюдом. Как верблюд наслаждается? Он жует колючки, страшная картина. Если увидите непосредственно… суровая действительность. Верблюд жует невыносимо острые колючки, прикоснуться невозможно. Он их берет в рот эти колючки, высшая йога. Йоги только лежат на гвоздях, никто из йогов не жует гвозди. Верблюд – высочайший йог. Извлекает вкус из этих колючек! Как? Сухая колючка, сухое растение, в выжженной пустыне. Только немного горького вкуса можно получить, если размочить. Размачивается собственной кровью – вот он, вкус.

00:26:21 Собственные страдания делают нечто очень ценным. Если заработано с большим трудом – гордость, на доску почета. Если это пришло по милости Кришны – нет славы. Муддха думает: зачем мне милость, я должен заработать сам, тогда это будет иметь цену. Но когда вкусы извращаются, очень сложно получить знания. Когда вкусы извращаются, то все переворачивается, он знание понимает как невежество, а невежество – как знание. Сложная картина. Что такое извращенный вкус? Вы были когда-нибудь у зубного врача, который сверлит вам зуб с наслаждением? Вы к этому врачу больше не пойдете, правда?

00:27:09 Вам больно, вы ожидаете сострадания от человека, понимания вашего положения. Открываете глаза, чтобы понять по лицу доктора, долго ли, найти отклик вашим чувствам, а там – наслаждение… ему нравится сверлить вам зуб, он не хочет останавливаться. Творческий попался доктор, вы больше никогда не придете к такому доктору. Вкус поедания мяса тот же самый. Теперь понимаете, о каком вкусе речь идет? Не только вкусовые бугорки. Есть ещё какой-то извращенный вкус, когда нравится есть именно кого-то. И даже – кого-то живьем сьесть. Есть такие вкусы, почему нет.

00:28:01 Все это есть в природе вещей, человек наслаждается разными вкусами. Самый яркий извращенный вкус в этом мире – это сексуальный. Может быть, это революционно выглядит, но не здесь. Здесь большинство преданных, они поймут этот момент. Но в мире очень революционная теория будет. Легче принять теорию Дарвина, чем эту теорию. Желание секса, сама сексуальность, тоже основана на извращенном желании наслаждаться. В максимальном виде причем. Прабхупада приравнивает незаконный секс к черной магии. Почему? Это чувственное наслаждение, но там есть один недостаток: между теми, кто вступает в незаконные сексуальные отношения, возникает тонкая связь. Это черная магия.

00:29:01 И зависимость от этого прошлого объекта в уме. Пожизненно. Это равносильно черной магии. Равносильно проклятию на всю жизнь. Помните все эти объекты. И вас тоже, как объект чувственного наслаждения, тоже кто-то помнит. И вы также кого-то помните, как секс-машину, или стиральную машину, или как приспособление для приготовления пищи. Эта связь возникает, и она сохраняется в уме. Это равносильно черной магии, Прабхупада говорит. Очень могущественное влияние на тонкое тело. Итак, это называется Нара Атхама – люди низшего порядка, низшие из людей. То, что вчера мы обсуждали, в чем препятствие к счастью. Когда вкусы извращены, очень трудно почувствовать чистую расу, чистую любовь, бескорыстную любовь. Само понятие бескорыстной любви в мире уже отсутствует. Есть образ её, далекий, но отсутствует на практике. Самая чистая, бескорыстная любовь – между матерью и сыном.

00:30:14 Прабхупада утверждает, в этом мире она самая чистая. Почти равна святости – почти, но там тоже есть какая-то выгода, есть какой-то недостаток, скверна тоже примешивается в материальном мире. Это означает, что вкус греховной деятельности сейчас, в век Кали, примешивается даже в религию, даже в науку. Сейчас, если вы не грешный человек, религия вам вообще не нужна. Такова современная культура – вы грешный, вот вам нужна религия. А если вы безгрешны – зачем вам религия? Религия для грешников, связана только с понятием греха. Более того, вы никогда не очиститесь – есть такая теория, вы грешны по своей сути.

00:31:05 Это означает современная религия. Тогда как Бхагават Гита говорит: ты душа, чистая душа. Ты – частичка Бога. Ты изначально не грешный, ты чистый. Ты такой же, как и Бог. Качественно – никакой разницы нет. Ты и Кришна – качественно одно и то же. Нет различий. Он духовен – ты тоже духовен. Он вечен – ты тоже вечен. Он полон знаний – ты тоже полон знаний в себе. Ты полон счастья, вы оба, вместе, подходите друг к другу очень хорошо. Живое существо предназначено быть рядом с Богом, по своей конституции. Есть разница количественная – но это не делает тебя грешником. Количественная разница – капля и океан, большая разница. Но это не умаляет качеств капли – качества те же самые. Ценность та же самая, вкус – тот же самый. Итак, если мы общаемся с душой, фактически, косвенно мы общаемся с Кришной, с Богом.

00:32:01 Если это духовное общение между вайшнавами, если у нас есть чистый вкус, есть идея бескорыстного служения – мы испытываем такой же экстаз, как служим Кришне. Служить Вайшнавам даже ещё лучше, Кришна ещё более доволен этим. Поэтому, если мы не знаем Кришну, мы служим вайшнаву. Так мы очищаемся от этих извращенных вкусов,так постепенно получаем самбанда гьяну, то есть живое знание. Не книжное знание, а живое, от живой личности.Ачар и прачар он говорит и живет. В течение всей жизни он говорит и думает о Кришне, живёт служением Кришне, это ачар называется, прачар. Вот с такими вайшнавами мы общаемся, которые жизнь посвятили Кришне, ум, речь, и ничего, кроме этого, не желают. Бескорыстны. Итак, грех примешивается в религию, в религиозность, в науку, наука становится греховной постепенно, её теории. Фрейдовская теория она греховна. Она рассматривает человека исключительно как животное, повинующееся инстинктам сексуальной энергии, не рассматривает живое существо как душу.

00:33:07 Она рассматривает его как греховное, по своей сути и природе существо. Это наука. В религии – тоже прибежище грешников, с грехом связанное. Экономика – не будем говорить, насколько она греховна. Политика – не будем говорить, насколько она греховна. Итак, все смешано с греховными вкусами в век Кали. В этом сложность. Ожидается, что наука должна вывести нас на верный путь, религия должна вывести нас на верный путь, но пока они не освободились от этих извращенных греховных вкусов, они не в состоянии. Они просто признали, расписались – мы грешны. Можем только каяться, больше у нас нет никаких шансов. А всё, что в мире происходит – это прогресс. Это просто прогресс. Такова популярная современная теория. Есть другой момент, когда человек перетолковывает истину на свой лад.

00:34:04 Почему он обращается к истине? Прабхупада говорит – чтобы выразить своё мнение. А мог бы он не читая ничего, не получая обучения ни в школе, ни в институтах, никого не слушая, просто изречь истину? Нет, не может. Наоборот, он должен слушать сначала. Он должен слушать какую-то истину, или писание, очень возвышенное, самые популярные книги. Основа мира – священные писания, тысячи лет они существуют, служат основой. Это известно для мало-мальски разумных людей, они уже интересуются священным писанием. Но на этом фоне святости очень выгодно выразить своё мнение. Вот почему они обращаются к Бхагавад Гите, к Корану, к Библии – потому что эти книги авторитетны. Когда вы цитируете эти книги, вы тоже выглядите авторитетным. Значит, и ваше мнение также становится авторитетным.

00:35:00 Они используют авторитет священных писаний. Майя апакрита гьяна. Господь Чайтанья говорил, что это хуже смерти, перетолковывать священные писания. А это означает, что человек не имеет никаких отношений ни с духовным учителем, ни с Богом. Он хочет пользоваться знанием, но не интересуется Личностью Бога. Он получил знания от гуру, но ему неинтересно, кто он сам по себе, эта личность, его жизнь, его внутренняя энергия, его сердце, его цели, его чистые мотивы – его это не интересует. Его интересует просто информация, которой можно пользоваться, цитировать, и плюс к этому излагать своё мнение. [далее говорит с иронией] Улучшать, совершенствовать священное писание. Бхагавад Гиту нужно усовершенствовать! Согласно мнению ученых-материалистов, Бхагавад Гита была написана не одним человеком.

00:36:01 Невозможно одному человеку написать такое произведение. И все Веды! Вьясадева не справился бы с такой задачей, говорят они. Один человек? Что вы, что вы, что вы! Это невозможно! Это поколение за поколением писалось, народная мудрость называется. А кто писал? Аборигены нецивилизованные. Много тысяч лет назад, когда они были ещё на обезьян похожи, они уже написали Веды и Бхагавад Гиту. Поэтому нужно эти книги усовершенствовать. Мы уже не похожи на обезьян, так они думают. Почему же они не дописали ни одного стиха к Бхагавад Гите, до сих пор? За пять тысяч лет прошедших? Ни одного стиха не придумали. А вот сколько искажений сделали в писаниях, вот это сложность. И может показаться, что преданных как-то не касается этот мотив. Как раз нас это непосредственно касается. Почему большинство преданных не очень любят читать книги? Майя апакрита гьяна, говорят – я уже читал.

00:37:18 Я вывод сделал. Мне нужно что-то новенькое. Есть что-то новое у вас? Гиту я давно читал. Гита – пройденный этап, мы давно прошли все эти шастры, все эти школы… нет. Читать нужно для того, чтобы иметь взаимоотношения с Богом. Нужно постоянно восхищаться этими словами. Поражаться глубиной слов, которые Кришна говорит. То есть понять Личность говорящего, в этом смысл снова и снова прислушиваться к его словам. Это – интерес к Богу, а не просто какое-то знание.

00:38:00 Интересный момент: когда вы читаете книги Шри Прабхупады – там как будто Прабхупады и нет самого. Он ничего о себе вообще не говорит. Я ни одного такого автора книг не встречал, который бы не выражал никакого своего мнения, а только бы восхищался тем, что там написано. И добавлял ещё больше туда экстаза, в то, что Кришна говорит. Еще, ещё и еще, подтверждений туда. Как хорошо, Кришна говорит, каков духовный мир, брама-самхита, как это описывается в Шримад Бхагаватам, как выглядит верховный Господь. Прабхупада описывает духовный мир, и так увлекается, коментарий такой большой. И он пытается описать духовный мир, и невозможно закончить абзац, и начинает новый абзац – духовный мир – это то-то и то, ещё комментарий. Он ликует в экстазе, думая об одном и том же, всю жизнь. Жизнь посвящает этим словам. Это не майа апакрита гьяна. Это не какой-то бесчестный ученый.

00:39:04 Есть исторические доказательства, что Кришна был пять тысяч лет назад? Откуда вы знаете все? Но слова то остались. Вы слышите человека, и говорите: голос я слышу, а человек вообще существовал когда-нибудь? Тогда не было магнитофонов, но были уши, и Вьясадева записал на санскрите, и это единственное доказательство существования Бога – трансцендентный звук. Остается в звуке, когда приходит и уходит из нашего поля видения. Что остается? Трансцендентный звук, шабда-аватар. В звуке присутствует, но звук нужно повторить, шраванам киртанам. Читайте книги и повторяйте, что написано, за Прабхупадой. Все просто. Не нужно быть великим ученым, интеллектуалом. Можно не иметь никакого высшего образования. Просто читайте Бхагават Гиту.

00:40:01 И рассказывайте, что прочитали. Я рассказываю один стих из Бхагават Гиты на протяжении двадцати лет. Новым людям в России, только один стих Бхагават Гиты. И каков результат? Меня считают ученым. У меня нет никакого образования. Нет и не было. Я необразованный человек, я даже в школе не учился толком. Я серьёзно говорю. Честно говоря, я школу не закончил, просто на меня все махнули рукой. Есть такие дети в школах. Я был такой. Даже русского языка не знал, когда вышел из школы, писать мог, но с ошибками. Я потом сам уже учился русскому языку. Я пишу книги сейчас. Прабхупада говорил о себе: «Я не ученый , но я спорю с учеными. Почему? Потому что читаю Бхагавад Гиту, я слушал духовного учителя. И духовный учитель дал мне знания».

00:41:13 Я смотрю, есть умные лица, есть не очень умные. Новые люди когда приходят, у них у всех умные лица. Они натренированы, каждое утро тренируются перед зеркалом, чтобы произвести впечатление. Главное, представить свою внешность публике. Нарядится, одеться, и они думают, что уже готовы пойти в общество. Но когда они заговорят, то станет ясно, что лучше бы молчали, вида достаточно. Здесь также и старые преданные сидят, в этом зале. У них у всех вид простой, чуть глуповатый. Но послушайте, что они будут говорить! Глуповатый – означает, что они знают - я глупец. Поэтому мне лучше повторять за Кришной. И они всегда будут говорить истину. Глупые люди говорят истину.

00:42:00 Кто знает, что они глупы, то они скажут истину. Я – не знаю, но Кришна говорит вот такие вещи. И он скажет истину. Не так, что Кришна говорит вот так, а я думаю – я же очень умный, перед зеркалом, у меня диплом есть, образование, печати, комиссии. Не дай бог ещё степень получил. Доктор наук – значит, дремучее невежество, Прабхупада говорит. Когда-то я думал: «Ну, Прабхупада слишком, как так можно. Доктор наук, ученый человек все-таки». И Кришна потом мне устроил встречу с докторами наук. Я вышел, и подумал: «Прабхупада очень милостив и очень мягок» [смех, аплодисменты в зале] Вулканическое невежество, безнадежная, безвыходная ситуация. Пока мы следуем за этими людьми, мы никогда не поймем истину, невозможно.

00:43:00 Им очень мешает собственное положение, отождествление. Майа апакрита гьяна. Он считает себя великим только потому, что какая-то мысль выскочила наружу. Он просто сидит, и тут какая-то мысль! О! Я понял! И он сразу – тише, тише, моя мысль! Понимаете? Не понимаете? Глупцы! Он со своими мыслями – если вы не поддерживаете мои мысли, то вы – глупец. Преданный, он думает: Я невежественен, это моя платформа. Я – маленький. Перед большими энергиями Кришны я ничто. Как я могу знать, это все за пределами моего опыта, за пределами ума существуют эти энергии. Что я могу знать об этом? Ничего. Но я могу повторять за тем, кто знает. Вот к такому искреннему человеку и приходит духовный учитель. Вы скажете: ненадежная ситуация, ведь может придти не гуру, а лжегуру?! Хорошо.

00:44:00 А вы скажите, кто такую позицию занимает в жизни? Мы все были такими. Дети. Дети таковы. И они способны к обучению. Ребенок понимает: я ничего не знаю. Вот и вся его платформа, благоприятная для получения знаний. А вот когда он школу заканчивает, 11 классов, он говорит: я уже что-то знаю, у меня есть аттестат. И тут сложности начинаются, трудный возраст. Не дай Бог ещё получает степень, и процесс может стать необратимым. В этом есть недостаток, в материальном образовании – потому что оно усиливает ложное мнение о себе. Это майя апакрита гьяна. Он ученый, но его знания украдены иллюзией, он ничего не знает. Он думает, что знает. Знание на платформе ума, жить он не умеет. Живет он как обычный человек, обычное животное, биологический вид.

00:45:04 Четвертый момент – асурическое сознание. Не думайте, что это касается материалистов. Когда мы читаем Бхагавад Гиту, где Кришна говорит «они не обращаются к Богу», мы думаем, что это касается только тех людей, которые вообще никакого отношения к религии не имеют. Нет-нет. Это сознание, асурическое, есть в каждом воплощенном живом существе, даже полубоги имеют его. Даже Господь Брама имеет такое сознание. Он его время-от-времени проявляет. Представьте: Вриндаван… кто был во Вриндаван? Раннее утро… Вы не сможете ничего более красивого представить. Я имею в виду состояние, которое вы чувствуете. Такое умиротворение, такое счастье, просто потому, что утро во Вриндаване… и тем более вы в это время вы оказались ещё и на Ямуне. Ямуна течет, вода тихо течет, темная вода, и там лотосы, ветер утренний, бриз идет, прохлада. Очень приятное время перед жарким днем, вы чувствуете такое наслаждение, эта утренняя медитация. Эта прохлада с Ямуны, она очищает сердце, она просто пронизывает, это такая сила духовная от реки. И на этом песчаном берегу располагаются пастушки. Они уже ушли из Вриндавана на Ямуну, и тут бриз, солнце всходит, лотосы начинают открываться на рассвете, запахи носит ветер по Вриндавану, они рассаживаются на песке – удобнее сиденья не придумать. Начинают раскладывать припасы, чтобы завтракать. Мы делали так: приходили на Ямуну рано, чтобы попеть киртан, восход солнца увидеть, почитать лекцию, принять прасад. К нам пришла собака, бриджабаси.

00:47:00 Они очень смиренные, они знают, как общаться с человеком. Почтительно. Она сидела в нашем кругу, участвовала в киртане, как могла, внимательно слушала. Программа у нас была больше двух часов, собака сидела вместе с нами. Никуда не уходила. Вела себя дисциплинированно. Мы пели киртанам, она сидела. Мы читали лекцию – она слушала, не двигаясь с места. Смотрела на рассказчика, на других. И постепенно мы стали чувствовать, что она часть нашей группы. Она так же, преданная. Во Вриндаване это нетрудно понять, и собаки преданные, и деревья преданные, и птицы преданные, все живые существа – преданные. Мы, естественно, во Вриндаване так и понимаем, вот ещё один преданный пришел, бриджабаси тем более -почитаемая личность. В конце был прасад. Мы все стали раскладывать тарелочки вдоль стены.

00:48:01 Собаке тоже поставили. Автоматически. Никто даже не спрашивал. Здесь вряд-ли это возможно. Нужно настроится, чтобы вспомнить, что собака – такой же как и я, духовное существо. То во Вриндаване мы говорим, что это естественно. Стали раскладывать прасад, и удивительно было то, что собака не ела прасад, пока мы не начали есть. Просто смотрела, так же как и все. Прочли мантру - шарира абидйа-джал, джодендрийа тахе кал. А когда начали есть – тоже аккуратно поела, поклонилась, и ушла. Это Вриндаван. Я хочу вспомнить атмосферу Вриндавана. Ямуна, но там мальчики-пастушки, и там Кришна, и они сейчас должны принять прасад, завтракать. И такая сцена блаженства, потому что они сейчас они раскрывают свои припасы, а там… не знают, что там. Всякие сюрпризы сейчас будут. С каждым днем всё вкуснее и вкуснее - это Радхарани готовит, Яшода готовит, и другие.

00:49:01 Они будут обмениваться этими сладостями, этими вкусами, общаться, все будут кормить Кришну, все будут пробовать, ликовать. Начнется экстаз, смех, шутки начнутся, телята прыгают, задрав хвосты, это фестиваль начинается! Прекрасная атмосфера счастья, Вайкунтхи, и тут Кришна в центре. Брама наблюдает все это, четырьмя головами. Его интересует одна вещь. Его не привлекло бы ничего, это кажется обычная сцена, но привлекла бхава, настроение. Даже господь Брама, творец вселенной, он просит премы. Его привлекает эта према, эти отношения, этих мальчиков-пастушков и Кришны. Как это все спонтанно, там нет никакой садханы, никакой практики, никаких усилий. Они просто любят друг друга, настолько обманчиво, кажется, что это обычные дети. Они точно так же играют, чехарду устраивают, купаются, едят вместе, выхватывают что-то и бросают другому, обманывают, в прятки играют.

00:50:00 И это Верховный Господь! Это от него я получаю знания, как творить Вселенную. Это обычный ребенок… но нет, эта такая бхава! Он ведет себя как обычный ребенок. У него проблемы, у него сомнения. Откуда сомнения у Брамы? От отождествления себя с телом. У него тоже есть ложное эго. Ложное Я сомневается – истина ли это на самом деле? Мы знаем, теоретически, что Господь всемогущ, и может всё, что угодно. В любом образе может предстать, что угодно может сделать. И все же, когда мы слышим, что Кришна поднял холм Говардхан, мы думаем, так ли это было на самом деле, буквально ли это нужно понимать. У нас всё равно будут сомнении, потому что есть отождествление с телом. Я-то не могу поднять… Даже держать не могу семь дней так руку. Взрослый человек, тренированный даже физически. Кришна в семь лет поднял холм Говардхан!

00:51:10 Итак! Пока есть ложное эго, будут такие сомнения. Даже если мы знаем философию, даже если мы на очень высоком духовном уровне – все равное есть отождествление с материей. И вот Брама – он все же сомневается, и не сомневается одновременно. Он понимает, что Верховный Господь, но хочет убедиться окончательно. Стопроцентную веру хочет получить Брама. И тогда он устраивает своей мистической силой [дует в микрофон] и телята все уходят в лес. Кришна зовет – телят нет, ушли в лес. Заблудятся, наш долг – спасти телят. Собрался уже уходить, пастушки зовут «Эй, Кришна, подожди, мы пойдем». «Нет, вы сидите, ешьте, я один пойду. Быстро все сделаю, потом вернусь, мы продолжим». «Хорошо, мы подождем, Кришна!».

00:52:03 И Кришна уходит в лес в это время, за телятами. Углубляется в лес, а телят не находит. Он уже знает, что это такое. Это каждый день происходит. Не то, что Кришна ждет миссии какой-то, одно и то же, каждый день. Это рутина для Кришны. Брама одно и то же делает. Вечно сомневается, неверующий. Мы поклоняемся Браме, этой сампрадайе. Сейчас увидите, Кришна ему покажет это, в лицо покажет. Брама думает, что он совершил сейчас такое чудо! Всю свою власть использовал, всю свою силу и могущество, я украду его объекты наслаждений, что он будет делать? Я повелеваю этим миром, я творец, я знаю каждый атом вселенной наизусть, все планеты.

00:53:18 В этой вселенной он везде, Брама, в каждом атоме. И в мигании глаз, и во всём, что мы делаем, во всём он здесь присутствует также. Поэтому гопи его обвиняют, плохой творец. Как же ты глаза создавал? Они же постоянно мигают! И когда они мигают, в это время мы не видим Кришну. Ты материалист! Если бы ты знал настоящий экстаз, ты бы создал глаза другими, чтобы постоянно видеть Кришну, не отрываясь. Но ты просто материалист! Зачем ты создал эти веки? Ты был не в экстазе, не в ударе, плохой день у тебя выдался, когда ты творил глаза. Это гопи говорят ему.

00:54:09 Итак, когда Кришна вернулся на берег Ямуны, он не увидел никого. Пусто в лесу, пусто на берегу Ямуны. Кришна не может продолжить трапезу, не может продолжать свою лилу, своё вечное непрерывное наслаждение. Так Браме кажется, он должен быстро действовать. Он понимает, что играет с огнем, все таки это Верховный. Я его проверяю сейчас, я с ним вступаю в конфликт, фактически. Если вы отбираете у человека что-то в разгар наслаждения, что он будет делать? Не у человека, хорошо, у собаки попробуйте кость отнять в разгар наслаждения? Опасно для жизни. Даже если это ваш лучший друг. В это время лучше не подходить, она и на хозяина будет рычать. Если у человека что-то отнять в разгар наслаждения, он тоже будет гневаться! Неудовлетворенное вожделение вызывает гнев. И он (Брама) боится – а что, если Кришна разгневается? Он быстро-быстро на Сварга-локу, на Брама-локу на свою, и там их оставляет в глубоком сне, почти трансцендентном – пастушков и телят. Они все спят на Брама-локе. И быстренько возвращается обратно.

00:55:16 Не очень поворотливый Брама, потому что год ушел. Туда-обратно, с Брама-локи на Землю, год занимает. Это мгновение Брамы. Одно мгновение Брамы – наш год. Теперь я посмотрю на его раздражение и гнев! Он же должен быть наслаждающимся, а сейчас увижу его недовольным – нет пастушков, нет трапезы, все прервалось, нет телят. Он, должно быть, сокрушается в течении этого года о своей неудаче. Если вы Верховный, и у вас какая-то неудача – это же запишут в шастры, это же навечно отразится, что он не такой уж и Верховный, здорово подмачивает репутацию. Так Брама решил подмочить репутацию Кришны, посмотреть – теперь он будет недоволен, и все мудрецы будут говорить, что он не наслаждающийся, а просто обычный ребенок, не такой уж и бог.

00:56:08 Но Брама видит ту же самую картину – Ямуна, экстаз, ветер дует, лотосы качаются. Запахи потрясающие, опьяняющие. Телята пасутся хвостами вверх. Пастушки уже едят, говорят: Кришна, а это попробовал? Сначала пробуют сами, потом ему дают, махапрасад. Потом снова сами. Они в очень близких отношениях. И Брама, все его четыре головы, стал сканировать этих телят, пастушков, он же запомнил все это. Он же все знает – те самые или не те самые? Тех самых я усыпил, на Брама-локе, а это кто? Стал сканировать каждый волосок теленка – в точности совпадает. Характер? Все совпало. Тонкое тело – все точно. Каждый пастушок – все в точности.

00:57:01 Он стал думать, так – а это было или не было? [смех в зале] Я не запамятовал отнести их на Брама-локу? Может я их здесь забыл? Или там забыл? Или вообще этого не делал? Кто я, вообще? Брама или не Брама? Я же ничего не забываю! Надо оставить это тело, оно несовершенно. Когда у Брамы проблемы, он оставляет тело. Когда у нас проблемы, мы не торопимся оставлять тело. Когда у Брамы проблемы – он просто оставляет тело. Написано в Бхагаватам, у него поэтому много тел . Разные измерения – это все тело Брамы, которые он оставил просто. Он оставляет тело, когда встречаются проблемы, так он творит это творение, проблемное. В каждом теле Брамы есть какая-то проблема. И эту проблему нужно оставить, нужно оставить это тело, нужно идти дальше, дальше, дальше. Брама уже собирается оставить тело, чтобы решить этот вопрос, не может найти ответа.

00:58:00 Обладаю сиддхой или не обладаю, творец или не творец, я вообще, квалифицирован или нет? Как быть с моей репутацией? И тут Кришна понимает, что у Брамы большие проблемы. Замер – не говорит, не думает, двигаться не может, просто умирает на месте. И Кришна открыл завесу Йога-майи [дует в микрофон]. Что Брама увидел? Это же не те мальчики-пастушки, это все Вишну-таттвы, четырехрукие формы Вишну. Все эти телята, и пастушки, и все три гуны, даже песчинки и соломинки, незначительные предметы, все они служат этим Вишну, окружают, вращаясь – тысячи этих Вишну-таттв. Они едят этими руками, этот прасад, и Кришне предлагают, как мальчики-пастушки, в точности, даже Брама не мог понять подмены.

00:59:00 А Кришна – мальчик-пастушок, маленький ребенок, так себя ведет – сидит в центре и наслаждается сладким шариком. И палец у него просвечивается насквозь на солнце, и ухо тоже. Счастливый. И все эти Вишну-таттвы, которые поддерживают все эти миры, на которых становится все бытие. Брама черпает силы из брамаджьоти, из этого знания – из Сверхдуши из этих форм Вишну. А они просто служат ему - эти тысячи, тысячи. А Кришна просто наслаждается. Ничего не меняется, трапеза не нарушилась. И Брама упал с лебедя, как палка, в дандават – БАМ! Он не в невежество упал, в знании, в дандават, золотое тело Брамы. Он лег, и стал возносить молитвы, чудесные молитвы. Знаете, что Кришна думал? Когда же он уже закончит эти молитвы?

01:00:00 Я должен сидеть там на трапезе, а он отвлекает. Должен слушать теперь все его эти официальные прославления. Ложные прославления. Какой же невежественный этот четырехголовый. Меня нужно пасти телят, у меня же куча дел, куча игр. Мне неинтересно всё это слушать. Знаете, когда-нибудь мы тоже убедимся в этом. Кришна, помоги мне очиститься, я такой падший, майа такая сильная. Мы думаем, Кришна просто в восторге от нашей молитвы просто! Какая реализация [смех в зале]. А потом подойдем поближе к Кришне, и видим – скука. Очень скучно. Он скажет: слушай, мне нужно идти пасти коров. Если хочешь – присоединяйся, не хочешь – молись один. Мне неинтересно все это. Там столько знания, столько деятельности, трансцендентного духовного блаженства. Что эти молитвы?

01:01:00 Признание в своей греховности; Помоги мне, Господи, дай мне денег, дай мне здоровья, убей всех моих врагов - никакого интереса не представляют. Ананда, Он живёт в другом окружении. Итак, смотрите – Брама потерпел неудачу, когда он совершил этот поступок. Он был сильно разочарован в себе, а потом еще, когда приблизился к Господу, выяснилось, что он ему неинтересен. Это называется духовный прогресс Брамы. Вот чем он сопровождается. Брама получил глубокое разочарование. И в этом была его удача. Он разочаровался в своих сомнениях. В своей вере в материальное существование. Он разочаровался в своей вере в собственное могущество и независимость. Он увидел: есть другая сила, независимая на самом деле, сварат!

01:02:01 Которая не зависит ни от его молитв, ни от его деятельности, ни от его желаний. И в этом – высшее благо, общаться с такой личностью. Просто рядом стоять, даже если мы ему неинтересны. Огромное благо получает Брама, хотя он полностью разочаровывается в себе. Преданные должны понять: мы тоже разочаруемся в майе – в своих материальных возможностях, в своем могуществе, в своих материальных планах, всё это будет причиной разочарования. И это – прогресс. Если вы разочарованы в материальном существовании – это прогресс, Прабхупада говорит. Именно так и происходит духовный рост. Однако, существует некоторая привязанность к материальному чувственному наслаждению, поэтому прогресс может сопровождаться состоянием депрессивным, некоторой обидой на Кришну – почему я теряю этот интерес, почему я теряю то или другое.

01:03:04 Я бы хотел что-то приобрести, чтобы использовать в служении Кришне, а Кришна забирает все это. Понимаете? Кришна у меня забирает что-то. А откуда мы всё это получаем? А кому это все принадлежит? Так преданный может стать снова материалистом, в этом разочарованном состоянии. У меня были деньги, а Кришна забрал их! У тебя не было никаких денег. И Кришна у тебя ничего не забирал. Они просто перекочевали из твоего кармана в другой. Посмотри в карманы Кришны – там пусто, там денег не было никогда. Они ему не нужны, твои деньги. Это его собственность, он ей распоряжается с высшей точки зрения, с точки зрения высшего блага. Такие сомнения – они устраняются. Человек больше не пытается быть хозяином мира, строить какие-то независимые планы. Начинает доверять Богу. Всё, что ко мне приходит или уходит – в этом есть высший смысл. Нужно доверять Господу.

01:04:01 Исполняя свои обязанности, мы должны доверять тому, что происходит в нашей жизни. Итак. Можно сказать, что преданный не страдает в материальном мире. Нет, можно сказать точнее: он страдает от потери духовного вкуса. Когда он имеет духовный вкус, он не замечает материальных страданий и беспокойств. Один преданный, написал, на фестивале в Евпатории: голос Ниранджана Свами раздавался как будто из духовного мира. А киртаны Девамрита Свами разрывали оболочки Вселенной.

01:05:00 А Госвами Махарадж рассказывал об отношениях ученика и гуру. Потрясающе! А потом что? А потом пошел на работу. Такого контраста я не ожидал, такой ужас. Такие страдания. Как постоянно находится в этом состоянии? Когда я находился в блаженстве, меня ничто не беспокоило, но как только я терял эту память, этот вкус, меня уже беспокоит – эта работа, эта семья, все материальные условия, борьба за существование. Если преданный думает, что в духовной жизни нужно бороться за Cознание Кришны с другими - это демонический менталитет. Нет - Нужно быть просто счастливым в сознании Кришны, без борьбы. Счастье нужно принимать только из собственной природы, никак не из чужой. Поэтому мы должны слушать из сердца – в сердце. Из собственной природы мы почувствуем это счастье.

01:06:00 Итак, нужно занять эту собственную природу. Ум рассредоточен. Стоит выйти в другое измерение, в три гуны материальной природы, ум отвлечется сразу же. Поэтому что? Кришна рекомендует Арджуне? Сражайся, ты воин. В этом мире нужно выполнять свои обязанности, быть сосредоточенным на своих обязанностях. И думай при этом обо мне. Это закон ягьи – делай всё это для Кришны. Ты делал что-то для себя? Ты несчастлив. Делал что-то для семьи, для страны? Все равно результат тот же самый. Все равно направление ложного эго. Маленькое ложное эго или большое ложное эго – маленькие проблемы или большие проблемы. Действую для себя – мои личные проблемы, действую для семьи – проблемы семьи становятся. Действую для государства – проблема государственного масштаба будет. Действуй для Кришны, думай о Кришне, и проблем не будет ни у кого. Люди должны научиться быть самодостаточными, быть счастливыми независимо ни от кого и ни от чего.

01:07:06 Это называется «преданный». Преданные самодостаточные, счастливые. Если вы у преданного спросите «Как дела?», он ответит «Хорошо», автоматически. Господь Чайтанья это применял, он спрашивал: «Как дела?», и что при этом отвечали ему? «Сейчас я вижу Тебя, поэтому все хорошо. Ничего больше не могу сказать, когда Тебя вижу. Когда Тебя не вижу… но сейчас ты сдесь, поэтому ничего не могу сказать, я все забыл, потому ты здесь». Это все иллюзия, об этом говорить не нужно. Когда Санатана Госвами был поражен страшной кожной болезнью, и даже помышлял убить своё тело – такое греховное тело, броситься под колеса Джаганатхапури колесницы Радхаятры. Господь Чайтанья пришел к нему, посмотрел, в экстазе. Спросил: «Санатана, как дела?». Он не видел этой болезни, он посмотрел – Санатана здесь, как дела?

01:08:07 А Санатана говорит: «Хорошо! Очень хорошо! Просто неожиданно хорошо – я вижу тебя, и все очень хорошо». Он не сказал ему – "Ты что не видишь, как дела? О чем ты спрашиваешь?" Он понимал, что Господь Чайтанья обращается к душе, когда говорит с ним. А это можно потерпеть, болезнь можно потерпеть, это не так страшно. Для тех, кто обладает духовным знанием – не так страшно. Болезнь, даже смерть могут преодолеть преданные. Кто имеет духовную силу, они не боятся, знают, что Кришна даст силу и знания, даст даже счастье в момент смерти. В течение жизни так много опыта, когда должен был сильно страдать – а я даже не заметил этого. Задним числом мы вспоминаем: да, было много страданий в те годы. Сознание Кришны – тюрьмы, боже мой.

01:09:04 Какие были харинамы с милицией, всегда были конфликты. Но в то время, спросите "как дела?" – "Отлично". Я распространил столько книг, ещё милиции проповедовал, целый день. Одного преданного вообще в КГБ забрали. Он пришел счастливый – книгу там распространил [смех в зале]. Говорит, там тоже появляются преданные! Там наши люди появляются, заинтересовался один человек, Упанишады у меня купил. Мы были всегда счастливы. Вышел преданный из психушки, его спрашивают: «Как дела?». Он говорит: «Там было очень хорошо, Кришна был всегда со мной». Даже преданные были в шоке, слышали, что с этим человеком там делали, как с ним обходились там. Ну как там было? Шесть лет вообще. Уму непостижимо – в одиночестве, в таких условиях, кругом со шприцами ходят люди, чуть что, сразу укол, жуткий укол какой-то ставят. «Ну как?»-«Хорошо. Кришна каждую секунду был со мной, Прабхупада был со мной, все хорошо, просто счастье было какое-то».

01:10:17 Я другого преданного спросил, он какое-то время в тюрьме провел. Он говорит: «Я там проповедовал, здорово было. Проблема сейчас, потому что не могу проповедовать здесь, на свободе». Итак, это духовная энергия. Автоматически она становится счастьем, но «ананда» означает – большое счастье, покрывающее даже материальную природу. Большая материальная природа? Но духовный мир больше. В три-четыре раза покрывает. Больше счастья мы получаем, в сознании Кришны мы получаем в три-четыре раза больше, чем страданий. Иногда это смешивается. Иногда страдания мы понимаем по-другому.

01:11:00 Не то, что это страдания, это просто карма, и ничего в этом страшного нет. И вот эффект такой, сейчас приведу пример: в народе говорят, бочку меда бросаете всего ложку дегтя. И вкус отвратительный становится. Нет, вкус меда сладким остается, а вот сочетание отвратительное. Когда их вместе соединяют. Дело в том, что у нас недостатки смешаны с искренним интересом к Кришне. Это та ложка дегтя в бочке меда. Мы же душа, духовный потенциал у нас гигантский духовный. Но вот это вкус сочетания – ужасный, несовместимый. Пробовали соль и сахар вместе соединить и съесть? Вас сразу начнет тошнить, возможно даже сразу будет эффект откровенный. И если вы возьмете чистое святое имя Кришны, махамантру, и смешаете его с желанием чувственных наслаждений, то процесс воспевания может показаться неприятным.

01:12:09 Рупа Госвами приводит точный пример – больной желтухой. Попробуй дать ему сладкое – отвратительно. Ужасная горечь, невыносимая, на языке, аж скулы сводит, невозможно есть. Это не леденцы, это болезнь извращает вкус. И вот такой же пример: соль и сахар обычно вместе не смешивают. Когда мы повторяем святое имя, будьте внимательны к самому звуку, отвлечитесь от своих желаний материальных. Не думайте хотя бы о чувственных наслаждениях в это время. Это несовместимо,это невозможно, будет очень сложно, безвкусно и даже неприятно. Но когда вы думаете об исполнении долга во время мантры - это уже выше, уже чувствуете вкус.

01:13:04 Уже не думаете о чувственных наслаждениях во время джапы, это уже уровень гораздо выше, чистота намного выше, здесь и счастье выше. А когда вы просто слушаете Харе Кришна мантру, просто слышите звук, вы становитесь блаженным. Звук сам начинает двигать ваше тело, двигать глазами, двигать мозгами, мысли появляются какие-то, вы записываете их и удивляетесь – интересно! Или говорите и думаете – потрясающе! Я бы никогда такого не мог понять. Как удивительно Кришна вообще говорит, как удивительно Прабхупада говорит. Как всё это потрясающе глубоко! Непостижимо просто, это святое имя. Вы просто оживаете и все, никаких усилий не нужно. Нужно просто проснуться. Во сне можно сделать усилие и пойти на работу, сходить в школу, отработать уже, потом вы просыпаетесь в той же кровати. Сон, иллюзия, ничего не произошло, полное разочарование.

01:14:00 И если материальные желания предназначены для наслаждения чувств, то Харе Кришна мантра предназначена для наслаждения Кришны. Мы повторяем его имя – Кришна, Кришна, Рама, Рама, Харе, Харе. Энергия наслаждения, мы призываем ее. Это энергия Кришны наслаждается, мы призываем её для наслаждения не своего, а чтобы она нас взяла и предложила Кришне. Наш ум, разум, чувства, эмоции, физическое тело и оно бы занялось этой внутренней энергией, чтобы все попало под контроль, под влияние экстаза, блаженства, стала действовать. Чтобы этот робот начал оживать, чтобы живое существо начало проявляться, духовное существо. Мы просим: «Харе! Харе! Кришна!», не для наслаждения, а чтобы Кришне занять это тело. Невозможно его занять, без энергии Хара невозможно, и мы к ней обращаемся. И, например, соль – она не предназначена для наслаждения, сахар предназначен для наслаждения.

01:15:12 То есть Святое имя, духовная жизнь предназначена для счастья. А материальные желания предназначенны для исполнения долга, как соль. Соль сама по себе невкусная, вы не будете есть отдельно соль, но она выявляет вкус продуктов. Соль становится нашем долгом, это соленый тяжелый труд. Надо ли его делать? Вкуса нет, необходимо делать, нужно делать. И вот соль проявляет нашу индивидуальность. Посыпаете солью овощи разные, чувствуете их отдельный вкус, индивидуальность. Исполнение наших обязанностей, дхармы – это не так приятно, это не сахар и не мед. Скорее, это соль. Соленый пот выступает.

01:16:00 Труд, который выявляет нашу индивидуальность. И вот этими индивидуальностями мы уже и наслаждаемся. В результате мы получаем счастье. Понимание себя – вот что делает человека счастливым. И тогда незаметно, что этот труд тяжелый, что много обязанностей, как на фестивале, мы здесь очень много заняты, но счастье преобладает! Это был очень большой труд сделать всё это – поставить пандалы, место найти, приехать сюда, очень много усилий, большая аскеза. Пот выступал. Но мы не замечаем, мы не запомним этого. Скажем: «Как там было, в Кучугурах?» - «Был фестиваль, было очень много счастья, было воспевание, была Кришна катха.Все хорошо» - «Аскезы?» - «Аскеза замечательная была. Аскеза позволила мне лучше слушать, я ведь столько денег потратил на эти Кучугуры, как я могу просто так сидеть и не слушать. Я из Владивостока приехал – чтобы спать на лекции? Нет, я буду её слушать».

01:17:06 Аскеза – она только помогает быть сосредоточенным, мы совершаем усилие, и приетом получаем счастье, хороший результат. Можно терпеть материальное существование, Cознание Кришны – это система отдыха. Устали слушать – давайте встанем, попоем. Устали петь и танцевать – хорошо, можно поесть, пир [смех в зале]. И так далее, можно чередовеать, мы здесь этим и заняты – мы чередуем наслаждение, счастье. Итак, наслаждаться нужно преданностью Кришне, вот истинное наслаждение в сознании Кришны. Сколько сейчас время? [отвечают из зала] Наше время уже на исходе, мы должны обратиться к запискам.

01:18:00 Расскажите о важности практического преданного служения в общине вайшнавов. Возможен ли прогресс духовной жизни преданного, практикующего на протяжении многих лет, если он не занимается таким служением. Достаточно ли просто слушать и повторять святое имя? Если преданный не занимается преданным служением, практически не имеет вкуса к служению, то на самом деле его качество воспевания не на высоком уровне.

01:19:01 Вспомните: когда вы начинаете духовную практику, когда вы получаете этот аванс – много счастья, много энергии, много энтузиазма – прежде всего, очень много хочется делать для Кришны. На все готовы для Кришны. Вот это – здоровое состояние сознания. Вот это нужно поддерживать. Как? Улучшением качества воспевания, чтобы этот вкус всегда получать, необходимый для энтузиазма и веры. В чем недостаток старого преданного? Есть много достоинств, но есть один недостаток, большинства из них – в том, что они привыкают к автоматическому слушанию Харе Кришна мантры, за долгие годы. Привычка повторять мантру расслабленно, вот этот недостаток. Постепенно их энтузиазм может уменьшиться, в деятельности. Но если поддерживать энтузиазм в джапе - вы всегда будете энтузиастичны

01:20:03 Здесь есть ученики Шри Прабхупады, очень старые преданные. Они энтузиастичны. Посмотрите, они очень старые преданные, в два раза старше нас в сознании Кришны, в три даже. Они очень энтузиастичны, как они поддерживают это? Они очень хорошо практикуют, очень хорошо служат, очень хорошо изучают философию. Изучают труды Прабхупады, слушают джапу, участвуют в киртанах, в миссии, в проповедях. Они внимательно это делают, тоесть они посвящают жизнь воспеванию святого имени, и распространению. Давайте начнем посвящать жизнь воспеванию и распространению славы Святого имени. Мы не потеряем энтузиазма.
«Я первый раз на фестивале. В моем городе старшие преданные говорят, что по этикету перед божествами и духовными учителями матаджи нельзя появляться с непокрытой головой. Здесь это не соблюдается. Может, это относится только к храму, или здесь другие стандарты? Объясните пожалуйста».

01:21:13 Многие стандарты не соблюдаются сейчас. В России. Поскольку накладывается российская культура. Мы уже привыкли выглядеть определённым образом, одеваться определённым образом. Но здесь, на фестивале, хорошо бы давать примеры вайшнавской культуры, наивысшим образом стараться выглядеть. Вайшнавской одеждой пользуйтесь. Старайтесь. Есть много уступок, компромиссов, но все же лучше, когда женщина в сари, с покрытой головой. Это не фанатизм, мы не требуем. Не требуем, остановитесь [смех в зале]. Просто обсуждаем тему. Я лично не требую этого всего.

01:22:00 В моем понимании преданные сами должны осознавать свою роль. Женщина думает: «Если я покрою голову, как меня заметят? На меня смотреть никто не будет», так обычно. Но во время духовной программы не нужно, чтобы на женщин смотрели, поэтому покрывают голову. Если вы подходите к санньяси, к брахмачарье, то лучше тоже покрыть голову, чтобы не слишком смотрел, чтобы не мешало ему. Они контролируют чувства, не нужно беспокоить этих людей, и прикрыть голову. Таков этикет. Но я не настаиваю на этом, просто вопрос таков. Честно говоря, женщина с непокрытой головой больше похожа на мужчину.

01:23:00 Такого, лохматого. «Вы не могли бы рассказать о своих опытах выхода из тела?» - не дай Бог. Сидите спокойно в теле, не надо [смех в зале]. Попытайтесь понять человеческую форму жизни, это тело дано для этого. Не пытайтесь выходить из тела раньше времени. Придет время – все уйдем из тела, получите опыт. Почему вы хотите раньше времени получить опыт? Наслаждаться хочется, правда? Когда в теле надоест - я вне тела, там надоест - снова в тело. Хочется быть хозяином положения. Нет, поймите, замысел у Кришны другой, - живите как человек, пытайтесь понять Кришну, понять свой долг, обязанности, а потом Кришна вам покажет все необходимое. И из тела выйдете, и через Вселенную проникните, и все увидите. Ваше любопытство будет удовлетворенно, так говорят ачарьи.

01:24:05 Как правильно управлять материальными желаниями? Связывайте их с Кришной. Все, больше никак. Связывайте с Кришной. Хотите видеть что-то красивое – смотрите на божества, изображения смотрите красивые, связанные с божествами. Можно шить для божеств, можно украшать божества. Очень красивые алтари, произведения искусств. Каждый алтарь во Вриндаване – произведение искусства, очень красиво. На очень высоком уровне это совершается, преданное служение, это вершина эстетического сочетания цвета, форм, красоты.

01:25:06 Также можно красиво одеваться для Кришны, красиво выглядеть. Какие ещё есть желания? Быть умным? Если есть желание быть умным – тогда изучайте философию. Желание вкусной пищи – конечно же есть, нет проблем, свяжите это с Кришной. Делайте так. А что тут сложного? Свяжите с Кришной основные вещи. Главное – язык сейчас связать с Кришной. Если мы не можем все чувства связать с Кришной, с языка начните, остальное постепенно, увидите как занять в служении Кришне.
«Ребенок спрашивает: как я могу увидеть Кришну, что я могу ответить?». Кришну на алтаре нужно стараться видеть, учиться. На алтаре, на изображениях. Как мы видим, что там в Америке, в других странах? Видеосюжеты или фотографии, мы так получаем знания. Вот, говорят нам, Буш, а вот - Медведев, мы получаем информацию таким же образом.

01:26:13 Где, как увидеть Кришну – вот, смотрите, фотография есть. Так ребенку показывайте. Но если хочешь лично общаться, это нужно заслужить, конечно.
«Если нет вкуса служить божествам, то не является ли это лицемерием, то есть нечестно. Как быть?». Есть преданные, у которых есть склонность именно к такому виду деятельности в служении – быть пуджарием, заниматься алтарем. Есть другие преданные, например, в моём опыте я не очень поглощен служению алтарю. Почти не поглощен, я больше в проповеди.

01:27:00 Я в таком ключе развиваюсь, например. Другие преданные они не проповедуют активно, но они занимаются распространением книг – тоже форма проповеди, даже наилучшая, потому что они дают Прабхупаду. Или распространяют прасад. Чем бы вы ни занимались в сознании Кришны, вы получите реализацию. Полную реализацию, просто потому, что вы чисто воспеваете Святое имя и служите Кришне, и все. Божествам мы поклоняемся каждый день, прямо и придя на даршан, принимая чаритамриту. Делаем поклоны, даем пожертвования, таким образом поддерживаем отношения с божествами. Не все будут пуджариями.
«Вы сказали, что в состоянии сознания, когда мы пропитаны порочным вкусом, невозможно получить знания. Они не усваиваются?» Не усваиваются, кажутся неприятными. Или «и так понятно, зачем вы всё это говорите?», вызывает раздражение иногда. Значит вкусы извращенны.

01:28:19 «Что же делать, если ты осознаешь, что ты пропитана порочным вкусом? Как вырваться из этого порочного круга? Объясните», - практика, практика! Также как больной желтухой должен принимать это сладкое лекарство, глюкозу, есть эти леденцы. Очень неприятно для него, но необходимо. Так, терпеливо и с усилием должен принимать, и болезнь постепенно уходит, и вкус возвращается. Вы уже видите, что не так уж и горько. Много приятного, потом очень приятно, потом очень сладко. Потрясающий процесс, по степени выздоровления. Это называется садхана-бхакти, как лечение. Принимайте, как лекарство, она работает – и с течением времени человек выздоравливает. Возвращается вкус, очищается сознание, он получает счастье изнутри.

01:29:08 Получает опыт общения с Богом, общение с вайшнавами – он видит, что на самом деле он в океане блаженства расположен здесь. Так много возможностей быть счастливыми.
Устный вопрос? [голос из зала] Какое истинное значение слова «поклонение». И кому нужно поклоняться, чтобы достичь личных отношения с Богом?
[Хакимов А.Г.] Какое истинное понятие слова "поклонение", и кому нужно поклоняться, чтобы достичь истинных отношений с Богом? Поклонения недостаточно. Прабхупада говорит – поклонение это уважение, почтение, так можно перевести. Иногда слово «бхаджан» так переводят некоторые. Но Прабхупада говорит, что это неправильный перевод. Поклонения недостаточно, необходимо служение, чтобы общаться. Тот, кто даже поклоняется Богу, но не служит ему, теряет своё положение. Не продвигается, не приближается к Богу.

01:30:07 Мы приводим пример: если вы приходите на работу исправно, и выражаете почтение своему начальству каждый день, регулярно, но ничего не делаете на работе. Вас уволят рано или поздно. С почтением, уважением попросят вас уйти с работы. Вы, конечно, хороший парень, но никакой квалификации нет. Не можем дальше с вами сотрудничать, вы не выполняете своих обязанностей. Поэтому с Богом нас связывает именно служение. Бакти амам адхиджанати, Кришна говорит, то есть познать меня можно через бхакти, через служение. Так вы приблизитесь к Богу. Поклонение означает, что вы признаете, что есть Бог, есть высшие силы, есть высшая энергия. Это начало, неплохое начало. Можно всем почтение выражать.

01:31:01 Почтение – это неплохая позиция, но прогресс начинается только тогда, когда вы совершаете служение, дасья. Господь Чайтанья отвергал шанта-расу вообще. Прогресс начинается с дасья-расы, сразу занимайтесь преданным служением. Именно служение вас приблизит к Богу. Просто почтение и поклонение – это может быть и религиозность, так назовем. Люди поклоняются Иисусу, признают святых. Но тем не менее, общество продолжает деградировать при всем при этом, потому что нет служения. Этого преданного, бескорыстного, чистого, любовного служения. Это приблизит к Богу, бхакти амам авиджанати – через бхакти, через служение мы приближаемся, познаем. Поклонения недостаточно. Харе Кришна.
шри шри гоурнитай ки? джая!
шрила прабхупада ки? джая!
ананта коти вайшнава вринда ки? джая!
гоура премананда! харибол!

01:32:00 [Хакимов А.Г.] Там столик у пандала, есть журнал, здесь рядышком есть журнал «Санкиртанам», только что изданный, очень красивый. Там есть истории о санкиртане вдохновляющие. Слова преданных, которые нас вдохновляют к распространению книг Прабхупады. Тот, кто купит этот журнал – я могу расписаться на нем.

транскрибирование: Денис Суволокин | 21 June 2012