Лекция 1

Кучугуры - 25 сентября 2009
семинар для начинающих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:29:24 | качество: mp3 112kB/s 71 Mb | прослушано: 1711 | скачано: 809 | избрано: 6
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [играет ритмичная музыка, женский голос поет махамантру, временами вступает хор]

00:18:00 [выступление заканчивается, звучат аплодисменты] Итак, мы начнем наш семинар, если можно его так назвать. Название – «Духовный прогресс».

00:19:00 Тема очень емкая и сложная. Духовный прогресс занимает огромное пространство внутри человека. Иногда он занимает много жизней, много времени. Иногда он появляется как нечто внезапное, не относящееся вообще к аспекту времени. Потому что духовный прогресс начинается всегда параллельно и духовной деятельности, и материальной деятельности. Как такового духовного прогресса, понятия, не существует. Духовный мир в мире вечности есть мир совершенства. Но когда мы находимся в материальном измерении, мы говорим так: нужен определённый прогресс.

00:20:08 Здесь подразумевается очень много. Например, очищение. Хотя это ничего общего не имеет еще с духовным прогрессом, люди могут так называть его, этот процесс – очищение, как часть духовной жизни, духовной практики. Или деятельность, посвященная Всевышнему, ягья, тоже духовный прогресс. Господь Чайтанья, он спрашивал об этом у [Раманандарая], что же является совершенством жизни, о каком духовном росте человек должен думать сейчас, и [Раманандарай] говорил об этом […] он говорил об исполнении долга с позиции законов Арнашма дхармы. Также существуют еще процессы йоги, религиозных практик, аскезы.

00:21:02 Но Господь Чайтанья, он отрекся, [он был неплохо], потому что в шастрах это также подтверждается, что [Раманандарая]. Неплохо, но есть что-то и получше [Раманандарая]. Если что-то интересное. Все это – в области материи развитие. В области материи развитие имеет недостаток – замкнутый цикл. Очень трудно вырваться из него. Человек может охватить своим развитием даже райские планеты, но вернуться снова обратно. Очень сложный момент, что касается сансары, то цикл практически непреодолим. Поэтому Господь Чайтанья сказал, есть ли что либо лучше этого, выше этого? И в конце концов [Раманандарай] стал говорить о чистом преданном служении.

00:22:00 И он сказал, что на самом деле, совершенство жизни – это слушать о Кришне. Слушать Шримад Бхагаватам. Это единственное писание, которое описывает деяния Кришны, как они есть на самом деле. Кто такой Кришна, почему надо слушать о нем. Если мы уже убеждены в этом, что Кришна – верховная Личность Бога, и путь к Богу очень прост, нужно просто слушать о его имени, играх, качествах, атрибутах, о его энергиях, то это начало чистого бхакти. То есть чистое бхакти начинается с интереса слушания о Кришне. Если нет такого интереса, то человеку необходимы косвенные пути – есть Праврити-Марк, есть Ниврити-Марк, есть прямой непосредственный путь, есть косвенный. Тот и другой даются в Ведах. Но мы сегодня говорим о духовном прогрессе.

00:23:02 Что же такое – духовный прогресс? Иногда люди это понимают, как утоньшение материальных вкусов в музыке, в области искусств, даже в культуре, в экономике, когда вы делаете все нравственно, правильно, честно. Быть хорошим человеком, честный труд, это тоже понимается как некая духовность. Но это не духовность. Это может быть, можно описать как отражение духовности, отражение какого-то миропорядка. Но мир и порядок могут поддерживать даже демоны в своих семьях и обществах, без Бога. Это не является еще чем-то духовным. Можно при помощи материальных усилий добиться какого-то совершенства в жизни, материальная практика существует. Поэтому нужно разобраться, где же именно, когда мы говорим духовный прогресс – что же это означает, чем это отличается от материального роста, от материального прогресса.

00:24:05 Интересный момент, Кришна в Бхагават Гите говорит, указывает на симптом чистого преданного служения. Он говорит об этом в девятой главе, [стихотворная фраза на санскрите] симптом – радость. То есть исполнение преданного служения приносит радость. [повторяет часть фразы на санскрите] то есть [авьа ям] означает неисчерпаемую радость, непрекращающуюся. Этот процесс никогда не надоедает, не имеет закона пресыщения. Это можно делать всегда, постоянно. Это счастье [авья] неисчерпаемо, нет конца. Вот так просто.

00:25:11 Очень чистое, не оскверняющееся знание. [повторяет часть фразы на санскрите] – чистое, царь-знание. И процесс получения этого знания, он экстатичен. Это и есть процесс духовного развития, это процесс получения знания, трансцендентного знания. Откуда оно берется, трансцендентное знание? Например, мы знаем какую-то философию, Бхагават Гиту. Но что такое трансцендентное знание? То, что исходит из ягьи, из служения. Прабхупада сразу говорит об этом, цитата: «Преданное служение приносит человеку много радости, сукхам. Почему?

00:26:11 Преданное служение состоит из [Шраманам киртанам Вишну] поэтому достаточно просто слушать повествование о величии Господа, или лекции истинных ачарья, где обсуждается трансцендентное знание. То есть этот процесс – легкий, естественный. Слушание это процесс естественный. Не нужно для этого совершать аскезы, налагать на себя епитимьи, суровые практики, исполнять долг ценой своей жизни. Есть такие, очень трудные процессы. То, как обычные люди понимают – нужно уйти куда-то, в уединение, стать отшельником, где долгое время не дышать, заниматься йогой, или поститься, очищаться. Отделять чувства от объектов чувств, и делать при этом добро другим очень трудно.

00:27:02 Себя лишать чувственных наслаждений, при этом заботиться о благе других людей. Но здесь просто [Шраманама киртанам Вишну] можно сделать его естественно легким, если слушать и говорить о Кришне, единственная разница. Смотрите, мы каждый день слушаем и говорим. Только просыпаемся, сразу начинаем что-то говорить. И так, целый день мы говорим и говорим, и кто-то это слушает. Слушаем и говорим, слушаем и говорим. Но этот процесс не приносит нам счастья. Мы спрашиваем, где счастье? И слушаем ответ. Если перевести наш язык на простой, а он очень простой, о чем люди говорят, они говорят «Где деньги?» - и это можно перевести «Где счастье?». Они понимают под этим счастье, удачу. «Где удача, не знаешь? Что думаешь на этот счет?». «Я думаю, здесь удачи нет, что вы думаете?». И мы общаемся с этой точки зрения, мы решаем главный вопрос – где счастье?

00:28:01 Мы ищем, мы в поисках счастья. Так же используется речь и ухо, чтобы выбрать какое-то направление деятельности, где я могу получить счастье, [короткая фраза на санскрите] которое не кончится у меня никогда. Есть ли такой источник? Сколько нужно накопить денег, чтобы больше ни о чем больше не заботиться, расслабится? Мы переводим на материальный, грубый язык эти вопросы и ответы. Но сам процесс [Шраманам Киртанам] ни о Вишну, ни о Кришне не приносит счастья. Беспокойство, у нас лишь беспокойство. Поэтому здесь говорится – очень легко, очень радостно слушать и говорить о Кришне. Потому что ухо наслаждается, язык наслаждается, ум наслаждается, сердце наслаждается. Поэтому не совершайте никаких суровых аскез, кроме того, что мы заплатили деньги, потеряли много денег, чтобы приехать на фестиваль, чтобы собраться вместе, чтобы слушать день за днем Кришна [катху] , слушать святое имя.

00:29:10 Конечно, какие-то затраты, какую-то ягью мы совершаем при этом, но она естественна. Где-то мы работаем – это естественно. Поддерживаем семью – да. Если избыток денег – мы их используем на сознание Кришны. Так написано в Бхагавад-Гите. Это не отрывает нас, строго говоря, от какой-то материальной обязанности, от других процессов. В этом радость, не нужно ничего оставлять. И сам процесс легкий и экстатичный. Праупада говорит об этом. Есть много других стихов, которые подтверждают это. [фраза на санскрите] там говорится, что делают Преданные. И тоже используется слово «счастье», но уже в другом аспекте – [раманти ча].

00:30:06 Но Рама – это не просто счастье, что все экстатично, легко, просто, празднично. Это глубокое блаженство, и удовлетворение [фраза на санскрите] Кришна говорит – говорят обо мне. Вот это уже процесс служения. И таким образом счастье углубляется. И таким образом, когда Кришна говорит [фраза на санскрите] «думай обо мне, служи мне, поклоняйся мне» - что он имеет в виду? Если перевести на простой язык, он говорит: «Будь счастлив!». Процесс ведь приносит счастье. Он говорит, как быть счастливым в этом мире. Как легко достичь совершенства. А совершенство, конечно, отождествляется с аспектом счастья и знания. Мы называем это саттва-гуна.

00:31:00 И есть саттва-гуна в материальном мире, которая помогает нам понять, что можно какое-то счастье обрести таким путем. Но есть шуда-саттва, чистая саттва, не оскверненная даже материальными желаниями быть счастливым. Это процесс естественный, потому что мы говорим о сути своей жизни, о Кришне. Это есть та основа, но которой мы с вами все располагаемся. Ниттья Кришна дас – мы все слуги Кришны. И когда мы вспоминаем это – эта платформа, она вечная! Полна знания и блаженства, и Прабхупада однажды говорил так – говорил о вечности души. [фраза на санскрите] то есть для души не существует ни рождения, ни смерти. [фраза на санскрите] то что пронизывает тело – бессмертно. Люди слушали внимательно, не выражая никаких эмоций, о вечности души.

00:32:02 Но Прабхупада сказал одну вещь: «Если вы хотя бы на несколько секунд поверите, что вы – вечная душа, то подпрыгнете до потолка. Вы сразу почувствуете глубокую радость. Сильное возбуждение и радость. Я – вечная душа!». Как можно о чем-то беспокоиться вообще, какие проблемы? Да мне, собственно говоря, ничего и не нужно, если это так. Это вопрос также, веры – как человек слушает. Это процесс начинается просто, а заканчивается очень возвышенно, то есть с глубокой верой. Есть возвышенные Преданные, которые обладают полной верой, есть начинающие, которые думают, как просто и приятно танцевать и петь … прасад. Всем нравится это, и возвышенным, и начинающим. Святое имя – в чем его преимущество? Очень прост для новичков процесс. Но самое возвышенное действие – для людей уже продвинутых, воспевать имя Кришны с любовью, общаться с ним непосредственно, с Богом.

00:33:12 Итак, радость начинается с начала и до конца. При этом Кришна говорит, что таким путем, если ты поглощен мыслями обо мне, ты преодолеешь все препятствия, обусловленные жизнью. Как? А ты их просто не заметишь. Препятствия, обусловленные жизнью – они будут, они есть, каждую секунду. В нашем материальном существовании много препятствий, много неудобств. Очень много. Вся моя жизнь не подходит для практики сознания Кришны. Идеального образа нет ни у кого. Кто бы не были – брамачарьи, грихастхи, саньясины, могут сказать то же самое, очень много сложностей и обстоятельства очень плохие. В семье могут быть плохие обстоятельства. У арша брамачарья есть также свои трудности. Саньяса тоже трудности, постоянные переезды, в таких условиях практиковать тоже непросто.

00:34:08 У каждого есть свои аскезы. Но, если человек поглощен мыслями о Кришне, то он легко преодолеет эти препятствия, научившись их не замечать, терпеть. Как? Просто быть погруженным в эту энергию радости. Оставаться радостным. Не так, что нам сопутствуют и материальное богатство, и материальное счастье, и духовное счастье. Чаще всего, в конечном итоге, не так. Материальное счастье временно, и материальная жизнь временна, поэтому в конечном итоге это будет не так, это будет какой-то выбор. Есть примеры таких Преданных, которые, оставляя тело, не замечали этого момента. То есть поглощенные таким счастьем. Эта книга, там есть намеки на это, как Преданные уходят из жизни. Почему-то все радуются, как правило.

00:35:03 Чему радуются, никто не может понять извне – ни в больницах, ни дома, просто обычные люди. Почему радость в момент смерти? Это же момент времени самый жуткий, сильное испытание. Боль может быть, страх, потеря, теряет все человек. Тем не менее, в смерти испытывает человек некоторое блаженство. Это доказано, что блаженство мы можем испытывать. Но почему мы не испытываем его постоянно? В этом главный вопрос у Преданных. Никто не против, что в жизни есть препятствия. Но почему Кришна не всегда поддерживает нас этой энергией блаженства, экстаза, счастья? … киртанах время от времени, чувствую погружение в счастье, в ананду. Это на самом деле растворяется, теряет силу и значение для меня. В этом состоянии, кажется, я могу все что угодно сделать, не трудно будет. Энтузиазм и прочее. Возникает вопрос, как эту милость получать.

00:36:04 Новички получают эту милость естественно, включаясь в процесс они испытывают энтузиазм, что они находятся в океане милости. А затем милость заканчивается, и человек задумывается, где же счастье? Я практикую, практикую, практикую. Лучше, чем в прошлом практикую, лучше, чем многие годы назад. Почему я сейчас счастья меньше чувствую? Мы больше усилий совершаем, чтобы получить это счастье. На самом деле, чтобы быть счастливым, усилий не нужно совершать никаких вообще, если строго говорить. Потому что это естественный процесс. Даже в материальной жизни, кто-то сказал из ученых, если говорить о материальном аспекте, вы быстро можете исправить все, что на планете создано неправильно, загрязнение среды. Как? Очень легко. Остановите деятельность человеческую, и все на глазах остановится. Никаких усилий не нужно совершать будет.

00:37:02 То есть наши усилия все только усложняют. Какие же усилия мы совершаем? Усилия могут быть в невежестве, страсти, добродетели. Результат может быть разным. Особенно в страсти, где результат ассоциируется, любой духовный прогресс – с борьбой! Нужно драться, бороться за этот процесс! А иначе он не имеет цены. Если я с кем-то не боролся, не сражался, то это не прогресс вообще. Что-то легкое, дешевое, не имеет ценности. Страсть имеет цену, когда за это боролся, отдал полжизни, потерял деньги, или что-то сотворил такое. Но в благости человек совершает внутренний прогресс независимо от обстоятельств, в состоянии мира. Сейчас общество находится в страсти преимущественно, они считают, что нужно бороться за счастье, что-то создавать. Преодолевать препятствия, устранять проблемы.

00:38:03 С людьми также – много проблем, много препятствий, политика существует. Чтобы достигать чего-то – нужны большие усилия. Но в благости человек не совершает больших усилий в духовном росте. Он находится в состоянии мира, все остальное совершает верховный Господь, поддерживающая энергия мира. Уже существует эта энергия. Если мы закроем все заводы, прекратим работу, то сразу восстановятся чистота воздуха и воды на Земле. А если мы будем меньше говорить о себе, то мы заметим, что жизнь будет автоматически лучше. Оказывается, наш язык только мешал обстоятельствам, все усложнял вокруг. Как только я начинаю молчать больше, я вижу, что жизнь поддерживается сама по себе. Люди могут даже понимать друг друга без слов. Прабхупада хотел бы, чтобы ученики были такими. Ученики сначала спрашивают, что сделать, чтобы вы были довольны сейчас? Сейчас, что вы хотите?

00:39:01 Через час, что вы хотите, что нужно сделать для вас? Нужно сделать то, что вы хотите, вы говорите нам. А Прабхупада однажды сказал – не спрашивайте об этом, должны понимать сами, что хочет учитель. Такова практика. Через молчание можно понимать. Оказывается, язык может быть врагом, может быть другом. Так же как ум, друг и враг. Когда язык под контролем, говорит только о Кришне – он друг. Люди понимают друг друга без слов, есть такая практика. Это уже уровень духовных отношений начинается. Когда мы понимаем служение без слов. Если нужны слова, человек еще в страсти находится. Если даже слова не помогают – в невежестве. В невежестве, говори, не говори – толку нет. В страсти нужно сказать несколько раз и сделал, чтобы достичь результата. Но в благости человек уже понимает, вот это – внимание, вот это – сознание, вот это – сознание Кришны. Близкое к сознанию Кришны.

00:40:02 Кришна также говорит о препятствиях, из-за которых человеку бывает трудно говорить о Кришне с верой. Первый момент, о котором говорится в Бхагават-Гите – это скудный запас знаний. Это самая простая вещь. Человек простой, он обладает какими-то знаниями, не склонен к образованию, к обучению. Но в нем можно пробудить радость, тем не менее, вдохновив на какое-то знание, образование, дав послушать что-то. Как, например, Господь Чайтанья вдохновил одного стиральщика одежды распевать Харе Кришна мантру. Без образования, без бхакти-шастра. Это был просто неграмотный человек. Все, что он делал в жизни – он стирал одежду. И думал, я должен стирать непрерывно, потому что я стираю, и потом получу за это деньги. Если меньше будет белья, я дневную норму должен выполнить, тогда будет достаточно денег. Он был очень-очень занят, он стирал, стирал, стирал. И там проходил Господь Чайтанья, заметил его.

00:41:11 Тхоби. Эй, тхоби! Давай вместе почитаем Харе Кришна, зачем ты стираешь сегодня белье? Давай вместе скажем: Хари Бол! Тот ему сказал: эй, ты, саньясин, не беспокой меня. Я должен стирать одежду. Это ты можешь петь, и я не знаю, как ты живешь. Но если я не буду стирать, у меня не будет денег, я не смогу жить. У меня семья, нужно кормить семью, поэтому не беспокой меня, пожалуйста! Не надо этого влияния твоего! Иди пой в другом месте, я должен стирать одежду! Тхоби, сказал Господь Чайтанья, ну хочешь – я буду стирать одежду, пока ты будешь петь? [смех в зале] Давай сделаем так: я буду стирать, а ты будешь повторять Хари Бо. Ты ничего не потеряешь таким образом. Тот подумал – разумно.

00:42:01 Если он будет стирать, я – петь, это будет еще лучше. Если материальная деятельность не прерывается, то нормально, духовная практика мне не мешает. Это разумно. Но неразумно оставлять работу, стирку. Так Господь Чайтанья начал стирать одежду. Ну, Тхоби, делай как я – Хари Бол! [из зала, хором «Харри Бо!»] В него вошла эта энергия ананды, счастья, о котором мы сегодня говорили – счастья и духовного блаженства. [фраза на санскрите] – это полмира, и ананда – это глубокое блаженство, которое выражается странно. Иногда в слезах, иногда в дрожи, иногда в потере сознания, иногда в прыжках и очень громком пении, непредсказуемо. Человек не может управлять этой энергией.

00:43:04 Управлять чувствами такого уровня может только Кришна, Говинда. Все чувства – в руках Говинды. И когда Тхоби закричал «Хариии Бо!» [зал подхватывает «Хари Бол!»], начал крутиться в воздухе, падать, Господь Чайтанья оставил стирку, и они вместе стали «Харри Бо!» и Харри Кришна, и разные имена, и танец танцевать. Тхоби пошел, танцует, приплясывает, в свою деревню. Очень странно, подумал, что я делаю? Я же сегодня ничего не заработаю, похоже. Он не понял, что уже заработал все. Все прошел, встретил Господа Чайтанью, получил святое имя, уже достиг цели, совершенства жизни, увидев Господа Чайтанью. В этом состоянии блаженства он уже не зависел от чего-то материального. И когда родная деревня увидела этого Тхоби, они сказали: он сошел с ума. А кто же будет стирать? Как же он будет жить дальше, у него семья?

00:44:07 Он же бросил работу! Не попал ли он в какую-нибудь опасную секту? [смех в зале] Тхоби, что с тобой? Хари Бо, закричал он в ответ, и вся деревня прыгнула вверх – Хари Бол! [зал подхватывает «Хари Бол!»]. И там был киртам много-много дней [смех в зале]. Так Господь Чайтанья … Харе Кришна мантру. При этом, когда люди воспевают, они очищаются, их сознание очищается. Они лишаются чувства выгоды, они перестают отождествлять себя с бесконечными потребностями материального тела. Их чувство выгоды сильно уменьшается, сводится практически к нулю отождествление с телом. И что, каков материальный результат? Освобождается много времени, прекращается борьба за существование.

00:45:02 Просто, если вы соблюдаете четыре регулирующих принципа. Отказываетесь от мяса, рыбы и всех интоксикаций. Азартных игр, денежных махинаций и незаконного сексам, и воспеваем внимательно святое имя. Борьба за существование прекращается. И когда вы прекращаете борьбу, освобождается огромное количество времени. Оказывается, так много работать не нужно человеку. Нужно воспевать. Когда мы посещаем … мы удивляемся, когда они успевают работать? Они поют постоянно, весь город. С утра раннего они поют, поют, поют. Днем они спят, потому что жарко. Немножко поработают до полудня, немножко вечером. И снова поют. При этом постоянные пиры и праздники, например – Картика. Что такое Картика? Это праздник непрерывно, один месяц. Есть в России праздник в течении месяца?

00:46:03 Сколько в России новогодний праздник? [голос из зала «Десять дней»] Десять дней – это очень невыгодно для государства, десять дней люди не работают. Это месяц. Месяц они пируют. Служение Кришне – большие затраты в храмах, и прочее. Люди совершают большую ягью, и все удивляются, когда же они успевают зарабатывать все это. А земля сама все дает, оказывается. Много работы не нужно. Люди работают, потому что делают много машин сейчас, борьба существует. Машины, дороги, быстрей, защита, оборона… Культивируются телесные потребности, в которых нет никакой необходимости, которые занимают огромное количество времени и сил, больше девяноста процентов усилий, говорится, люди делают впустую. Почему? Потому что не воспевают Харе Кришна мантру. Не испытывают счастья, а гонка-то зачем – за счастьем.

00:47:01 Куда я спешу – за счастьем. Зачем мне деньги? Для счастья. Оружие – нужно защитить своё счастье. И так столько усилий совершают, чтобы быть счастливыми, но они не замечают, что в этих усилиях они больше энергии тратят на борьбу за выживание. Они вступают в соперничество, в конфликт. Решение конфликтов имеет бесконечный характер, ароха. Потому что не знают причины этого конфликта. А причина – не в национализме, не в шовинизме, не в коммунизме, не в капитализме, и ни в каком другом «изме». Причина – в отождествлении себя с материальным телом. Я есть это тело, мужское или женское. Национальность, другие принадлежности – богатство, моя семья, тоже являются телами с определёнными потребностями, характерами, отношениями. И мне нужно это все удерживать, самому. Это очень трудно. Только один может поддерживать все – это Кришна.

00:48:02 И здоровье, и пищу он дает, если мы знаем как. Каким образом совершать этот прогресс, как подойти ближе к Богу, войти в эти отношения. Но человек не знает об этом – скудный запас знания. Он не знает, кто такой Бог, почему нужны отношения с ним, как это связано с моими деньгами, с моей семьей, с моей странной, с моим счастьем. Это просто какая-то вера отвлекает меня от материальных обязанностей, от работы. Слишком много молиться не нужно, потому что времени не будет на зарабатывание денег. Итак, есть один недостаток – скудный запас знаний. Прабхупада говорил, когда приехал на Запад, что в плане знания люди превратились в животных. А в плане чувственных наслаждений создали райские планеты, подобно райским планетам. Когда Прабхупада приехал в Лондон, его спросили, «как вам Лондон?». Знаменитой фразой он отвечал – «Лондон это ад», он сказал.

00:49:02 И сразу журналистов стало больше вокруг него [смех в зале], «что-что вы сказали?». Лондон – это была столица империи, столица всего мира, так сказать. Смог, туман, климат Прабхупада имел в виду, башни всевозможные, здании, машины. «Лондон – это ад. Но нужно отдать должное англичанам, которые построили такую великую цивилизацию в этом аду». Как рай, и в Америке тоже умеют создавать такие – наподобие райских планет. Города, страны, условия. Но в плане знаний – очень скудно. Они уподобились животным – знать, как есть, как спать, как совокупляться, как обороняться. Прабхупада сказал, «вы живете как животные». А чем вы отличаетесь от животных американских? Они что едят, и вы то же едите. Но только вы с золотой посуды хотите есть, а они могут есть с земли.

00:50:01 Но принцип не меняется, вы едите. А какие ваши достижения? На Луну полетели? А там что делать будете? Тоже спать. [смех в зале] Да нет, не спать мы там будем, работать. Нет-нет, там вам тоже придется спать. Ничуть не изменяя этого телесного принципа, все в рамках телесной концепции. Вы не можете выйти за пределы телесной концепции, вы не можете понять себя выше этого. Вы не осознаете реальность духовную. Поэтому, не осознав духовной реальности, не узнав, что я – душа, а не это тело, мы не можем обратиться к Кришне. Мы не можем воспевать в нужном качестве. Прабхупада сказал, что (…) сказать Харе Кришна, и попугай может сказать «Харе Кришна», но он не может сказать это искренне, с тем необходимым чувством. Сатата Киртаян Таман, Киртан (…). Прославить его в этом мире, восхититься его именем, качествами – не могут. У них нет знаний, позитивного знания о Боге.

00:51:05 Бог – что-то абстрактное, к нему прибегают, когда люди страдают и другого выхода нет, тогда идут к Богу. Но пока у вас есть деньги, какие-то материальные возможности – зачем вам Бог? Значит, у вас уже никогда ничего не будет. [смех в зале] Потому что вы будете от него всегда зависеть! Но когда вы деньги имеете, вы независимы, вы собственно, и являетесь Богом, как таковым. Вы могущество проявляете в таком случае. Зачем же нам унижаться постоянно перед Богом, чтобы что-то вымаливать у него? Хлеб, или деньги, или здоровье. Почему не может просто так дать? Отношения с Богом такие неинтересные. Хари Бо. [из зала хором «Хари Бол!»] Я увидел там [Госвами Махараджи] Итак, это первый момент, который Кришна указывает, почему трудно искренне обратиться к Кришне – это скудный запас знаний.

00:52:00 Поэтому в чем необходимость - в практике сознания Кришны необходимо развивать этот интерес к Богу, и знания, связанные с личностью Бога. Мы будем развивать эту тему постепенно. Почему есть личность Бога, разные аспекты Бога, разное понимание Бога, есть множество отношений с Богом, это целый океан разнообразия. Но все это держится именно на отношении с личностью Бога. Это знание было скрыто до поры, до времени. Господь Чайтанья открыл эту науку, личностных отношений вкусов с Кришной. До этого эта наука не распространялась, на это были свои причины. И вместе с этим, когда мы получаем возможность общаться с Богом лицом к лицу, теперь мы должны изучить науку этих отношений – чтобы мы могли обратиться должным образом.

00:53:00 Первое, что мы должны знать – это внимательное отношение Кришны, это первый шаг в познании Бога. Иметь к нему интерес, и внимательно слушать и изучать эти …, интересоваться ими. Но другой порок, он хуже. Скудный запас знаний – не такая большая проблема. Другое препятствие на пути к духовному счастью – это привязанность к порочной деятельности. Это сложнее преодолеть. Например, есть люди, в Индии. Они абсолютно неграмотны, читать-писать не умеют. Просто работают. Запаса знаний никакого нет. Но они, как только слышат «Харе Рама», бросают свои лопаты, начинают петь, продолжают «Харе Рама», прыгают целыми кварталами. [смех в зале] Они испытывают блаженство при этом, хотя знаний особых не имеют.

00:54:07 Видите, это не такая большая проблема. Если человек чист сердцем, он может понимать Бога просто сердцем. Даже без академических знаний. Но привязанность к порочной деятельности – это сложнее. Потому что в этом случае наши вкусы извращаются. Что это означает? Нравится греховная деятельность. Я думаю – это и есть мое счастье. Эта греховная деятельность – это и есть счастье, у нее есть определённый вкус. Интоксикации… Вы не чувствовали раньше счастья интоксикации? Да вы просто не знаете настоящих интоксикаций! [смех в зале] Есть виски, вино, сигареты. Есть – О! – русская водка, что ты понимаешь в этом?

00:55:05 Люди говорят, это грубое наслаждение, есть более тонкое – есть наркотики, более тонкие существа. Так развивается вкус к порочной, греховной деятельности. И даже люди часто могут путать её с духовной! Особенно, как в России заведено, негласно – если человек много курит, значит, он мыслящий. Это отождествлялось с глубоким размышлением. Если решил покурить, значит, о чем-то сейчас думает глубоко. Не мешайте. Священнодействие. Если пьет водку регулярно – он ищет смысл жизни. [смех в зале] Близок к абсолютной истине. Но если он знает, какую дозу ЛСД принимать для полетов, транс-медитаций – это уже реализованная личность.

00:56:07 Это называется порочная деятельность, извращенные вкусы. Человека нужно убедить, потому что он страдает в этом мире, а не наслаждается. Поедая мясо, он страдает, вкус-то извращенный. Принимая интоксикации, он страдает, потому что это не настоящий вкус, извращенный вкус. Как они стимулируют все эти интоксикации – они говорят, настоящим мужчиной станешь, если у тебя в зубах, как это – Мальборо, и Кэмел, я еще помню. Сейчас много других сортов. Настоящий мужчина, значит, стиль жизни чуть-чуть пьяный и постоянно с сигаретой. Он одеколон использует, что-то еще, есть даже классический запах настоящего мужчины, такая смесь есть.

00:57:06 Мужские духи, женские духи, их различают каким-то образом. Это извращенные вкусы. Мы различаем, когда Господу предлагаем благовония? [смех в зале] Мужское – для Кришны, чуть-чуть табака нужно туда, для мужчин благовоние. Для женщин тоже благовоние должно быть. Настоящий мужчина – он бесстрашный, он не боится выкурить сигарету, не боится подойти и дать кому-то по носу, если что-то не понравилось. Он не боится, он крутой. Вот эта крутизна, это ложное эго – и есть извращенный вкус. Ложное наслаждение! Чем вы наслаждаетесь, сигаретой? Они никакого наслаждения не дают. Мнением о себе он наслаждается в это время. Водка тоже не дает реального наслаждения – немного эйфории, воздушных потоков, можно в баню пойти и то же самое почувствовать.

00:58:02 Если попариться и в холодную воду, можно тоже, прана начнет двигаться. Или йогой займитесь, то же самое, будете пьяный ходить постоянно, в этом смысле слова. Потому что двигаются праны. Но они принимают этот вкус для того, чтобы наслаждаться своей крутостью, своим поведением, своим решением, - «Я не боюсь принять интоксикацию». Люди становятся гордыми, поедая мясо, принимая интоксикации, играя в азартные игры, обманывая других. Я если кого-то обыграл – я чувствую себя выше. Это мышление эксплуататора. Они все собираются вместе, игроки, но думают только о своем выигрыше. Тесная компания очень. Они неразлучные друзья, целыми днями проводят вместе. Внимательно смотрят друг на друга, о чем-то говорят, но какие-то странные взгляды – злые, недоверчивые.

00:59:02 Развивается менталитет эксплуататора, «как же мне тебя обмануть. Как мне тебя превзойти и съесть тебя?». Взгляд охотника на добычу, какой мне сделать трюк, чтобы поймать тебя? Как собака, бегающая за зайцем, использующая свои силы – каждый думает, что он сильнее, что он должен быть выше другого. Они гневаются, когда другой выиграет – «реванш, я всё равно возьму свое, я и в следующей жизни тебя достану». Азартная игра – когда Прабхупаде сказали, что в нашу газету напечатали кроссворды, спросили, насколько это азартная игра. Вроде невинно, да. Но всё равно же приз назначают какой-то, без приза работать не будет. Без приза всерьез не воспримут, сказал он, и поэтому это всё равно азартная игра. И смотрите – менталитет становится общественным сейчас. Азартные игры, интоксикации, мясоедение. Отсюда мы видим – мир пронизан борьбой за существование, потому что каждый действует на платформе только своих личных интересов.

01:00:12 Даже семей нет крепких из-за этого. Даже в семье преследуются личные интересы, между мужем и женой, и детьми. Они вырастают со своими интересами, независимо от родителей. Вы видите это. Если вы вырастили ребенка не в сознании Кришны, вы увидите, что очень редко ребенок примет ответственность за своих старых родителей. Обычно у него есть свои планы. «Это в тягость, боже мой, какое бремя – старики». С большим неудовольствием. Вы это будете чувствовать на своей коже, когда состаритесь. Заботятся, но на самом деле я никому не нужен. Такая забота, знаете, еще больше страданий и горечи в этих отношениях.
Итак, этот извращенный вкус, дурные привычки. Дурные вкусы, дурное поведение. Они хотят воровать, они хотят обманывать. Они хотят кого-то убивать и съедать.

01:01:09 Очень сложно. Прабхупада объяснил, что мы создали мир страданий таким образом. Здесь нужна проповедь. Эти люди более разумны, но вкусы их извращены. Там нужно больше энергии, чтобы сделать их Преданными. На (…) присоединяются к нам –люди просто пьяные, или цыгане. Скудный запас знаний, но это им не мешает петь и танцевать. Уже это делает их близкими, Харе Кришна. Блудники, блудницы, грешники иногда ближе бывают к царству Божию, чем вот эти умствующие философы, или люди с извращенными вкусами, которые знают, как сделать себе карьеру, сделать богатство при помощи обмана. Вторая категория людей.
Третье препятствие – это еще сложнее проблема. Это проблема очень опасна.

01:02:07 Это умственные спекуляции. Почему человек придумывает свои собственные знания? Это написано в Бхагавад-Гите. Человек не хочет следовать шастрам, священным писаниям, только по одной причине – из зависти. Зависть порождает огромное количество философий, наук и мнений. У вас такое мнение? Значит, у меня другое. Хотя у меня раньше было такое же, как у вас, но, поскольку именно от вас услышал, я не хочу вас поддерживать, я хочу теперь иметь другое мнение. Люди спорят, отстаивая своё мнение – а через час они уже занимают противоположные позиции. Бывает такое? Причина этого – зависть. Никаких мнений хороших быть не может, кроме того, что Кришна сказал уже в Бхагавад-Гите. Мое мнение таково.

01:03:06 А человек думает: «А мое мнение – другое». Почему? Потому что это он сказал, бхагаван. А я чем хуже? Я тоже бхагаван! В своей жизни, в своей судьбе – я бхагаван! Я верховный, я принимаю тут решения! У меня есть свобода выбора – я ей воспользуюсь. Я не хочу чье-то мнение принимать в свою жизнь, даже если это – Бог. Итак, это – спекулятивное знание. Когда Преданные изучают священное писание, бывает трудно понять их прямой смысл, из-за того, что хочется сделать другие выводы, свои выводы, на основании того, что мы читаем. Одну шлоку, другую шлоку, третью шлоку, потом начинаем спорить, переводя шлоки, не пытаясь понять человека, а именно таким методом – сражаясь. Опять же этот принцип, это сражение. Господь Чайтанья говорил, что умственные спекуляции – это хуже смерти.

01:04:04 Потому что они переходят к нам еще и в следующую жизнь. Из жизни в жизнь, не прекращается. Мы думаем, что так хорошо – а так плохо. Потому что ум говорит такие вещи. Поэтому нужны психологи, которые скажут – ты страдаешь только потому, что думаешь неправильно. А как правильно? Они скажут, не нужно думать вообще. [смех в зале] Растворись в Брамане. Имперсоналисты, философы, психологи. Это такая проблема, которую не распутаешь. Просто нужно подняться над этим, и раствориться. Нету никакой личности, личность – это самая запутанная вещь на Земле, самая сложная. Когда общаются две, три личности – это и есть проблема. Ты – не личность, вообще не думай ни о чем. Или думай о чем угодно, все едино, все одинаково хорошо. Ты есть Бог. Это называется умственная спекуляция.

01:05:03 Поскольку невозможно контролировать ум, я другое решение принимаю – зачем контролировать, ведь я есть Бог. Все, что из меня исходит – совершенно. Майя апахрита гьям. Очень сложно быть счастливым в таком настроении. Пока человек не избавился от зависти. Он не может радоваться тому, что Кришна говорит в Бхагават-Гите. Он говорит так: «Никогда так не было, чтобы я или ты, или все эти цари не существовали. И никогда не будет такого времени, чтобы они прекратили своё существование». И когда Арджуна слушает, у него нет зависти. Ты понимаешь эту науку, потому что у тебя нет зависти, поэтому я буду говорить еще больше, для твоего блага, чтобы ты становился счастливей, счастливей, и счастливей. Он говорит Кришне: «Как я могу сражаться со своими друзьями, родственниками, учителями?». А Кришна говорит: «Никогда не было так, чтобы эти цари не существовали, или прекратят своё существование. Подумай с другой стороны, подумай с точки зрения высшего бытия, посмотри на них».

01:06:08 Мы же тоже с вами пришли не случайно в сознание Кришны. Мы практиковали в прошлом, какой-то путь имели. Мы существовали и до этого. И сейчас существуем, и будем существовать дальше. Весь в этом вопрос – каково наше будущее? Мы должны точно знать, говорит Прабхупада, не предполагать, что после смерти ничего нет, или я родился тем или тем или тем, так много можно испытать в мире, так много разнообразия. Нет, это точные знания! [произносит фразу на санскрите] – то есть мысли в момент смерти укажут точное твоё местоположение в следующей жизни. Такие законы, никаких спекуляций. Что касается точного знания, здесь не может быть размышлений на этот счет. Например, если человек заблудился в городе незнакомом, не знает, куда идти. Друг пригласил, а я сбился с пути.

01:07:06 Набирает телефон, говорит: «Я тут где-то нахожусь, помоги. Где-то заблудился» - «Какая улица, где ты находишься? Посмотри номер дома? Давай сориентируемся, найдем твоем местоположение». Так, нужно понять сначала своё местоположение – кто я и где я. Хорошо, обнаружили, «теперь все ясно!», - говорит по телефону тот, кто знает. Теперь идешь прямо квартал, потом направо поворот. Через сто метров будет остановка. Садишься вот на такой автобус, номер такой. Он говорит точные координаты, точные вещи – где выйти, где сойти, сколько метров пройти, и так далее. И представьте, человек слушает, и говорит: «Ну слушай, ты мне вообще, никаких шансов на творчество не оставляешь» [смех в зале] То есть знание у человека в этом случае категорично, не терпит возражений – я бы хотел пройти не квартал, а полтора. У меня творческий акт!

01:08:05 И не этот номер автобуса, а другой номер меня больше привлекает [смех в зале] Мне вообще нравятся маршрутки. Но тогда ты не придешь по адресу. Ты можешь так творчески отнестись, но тогда ты не получишь результата. Это умственные спекуляции. Не путайте размышления с умственными спекуляциями. Размышления – это смаранам, это – форма экстаза. Деятельность ума – это деятельность в благости, если он чист, не спекулирует. У вас проблемы – вы немножко думаете и начинаете улыбаться – это и есть чистый ум. А что тут думать? Никогда не было так, чтобы я или ты не существовал. Никогда не будет, чтобы мы не существовали. О чем вы думаете? Нужно о чем то еще думать? Исполняй долг – но думай-то о чем? О Кришне, о духовной платформе.

01:09:03 Видите, проблем, на самом деле нет. Долг нужно выполнить, при любых обстоятельствах! Но думать нужно о Кришне, оставаться счастливым, даже когда неудачи приходят, не расстраивайтесь слишком. Или удача придёт – не радуйтесь слишком. Все это временно в этом мире. Несколько мгновений мы существуем, несколько десятков лет, но вы же понимаете, они проходят как мгновения. У кого волосы седые, тот знает. Это не какая-то продолжительная жизнь, нет. Если нет какого-то развития – это вообще не жизнь, это статичное существование, подобно дереву. Стоит на одном месте тысячу лет, но никакого толку в этом нет. Это не жизнь, это существование, зафиксированное в материальном негативном качестве – терпении. Мы терпим и ждем, терпим и ждем, когда же придёт материальное счастье, когда же я выиграю свою удачу. Терпим и ждем, терпим и ждем.

01:10:09 Это не является жизнью. Пассивное существование с негативным опытом, просто ожидание. В этом ожидании мы делаем попытки и ждем, может быть что-то получится. Настоящая жизнь начинается с одного момента, говорится в Бхагаватам – одно мгновение позитивного опыта, счастья, экстаза. Это то, что будет находится в чистом уме. Это называется размышление. Позитивный ум, или смаранам. Но, чтобы обрести смаранам, это состояние, носить Кришну в уме – киртанам, шраманам киртанам, то, о чем говорил Рамананда Рай. Совершенство начинается с того, что мы начинаем слушать о Кришне, а потом что? А потом – говорить. Если человек на самом деле услышал о Кришне, он начинает говорить.

01:11:01 Если он не слышал о Кришне должным образом, он будет сомневаться – стоит ли говорить о Кришне, я же живу в христианской стране? Может, не стоит о Кришне прямо говорить? Мы видим, что в позитивном настроении люди принимают сознание Кришны. Они забывают, христианская это, или мусульманская страна. Везде есть сознание Кришны – и в средней Азии есть сознание Кришны и много Преданных, и в России есть много Преданных. Есть люди, которые обрели позитивный ум – они принимают сознание Кришны независимо от происхождения, возраста, пола, убеждений. Почему? Избавились от умственных спекуляций – кто я? Я такое могу придумать себе… кто я… люди говорят – я мусульманин! Или «я христианин!». Спрашиваешь: вы читали Библию? Что вы практикуете? Ничего не практикуют, просто они либо казахи, либо русские [смех в зале] То есть национальность указывается. Они думают что-то о себе.

01:12:01 Они знают, как думать о религии, как думать о человеке, как думать о Боге, как думать о семье. Как, например, в компьютере, если вы напишете слово «нерожденный», компьютер подчеркнет ошибку, такого слова нет. Такого понятия нет, «нерожденный». А у нас есть такое поняте – «нерожденный». Душа – не рожденная. Видите, к чему приводят умственные спекуляции? Утрата истинных понятий. Чем больше человек размышляет, тем больше он понимает. Нет, он утрачивает прямой смысл слов! Нет больше слова «Кришна» в этом мире, почему? Утратили, стали думать о чем-то, измышлять, придумывать новые теории, кто такой Кришна. А что такое совершенство - подождите, я объясню и своё мнение скажу. И мнение большинства – модное мнение существует, принимается за истину, а потом забываются изначальные понятия.

01:13:03 Сейчас на санскрите практически уже никто не говорит. Да и на русском, практически никто не говорит. Через слово русский язык, и то, через этажи нужно перепрыгивать, от слова к слову. Никто не говорит на цивилизованном языке, потому что истинные понятия, они уходят. На их место приходят какие-то шаблоны, что-то просто модное и выраженное эмоционально. Неосмысленное. Потому что так модно, так интересней жить. Тусовка, есть еще слово такое. Нужно ж понять еще, что это означает. На санскрите я не знаю, как это называется [одобрительный смех в зале, возгласы «киртанам», «ятра», «санга»] Санга, сату санга, тусовка [смех в зале] Представьте, дальше книги так будут переводить, если так дальше Кали-Юга будет прогрессировать.

01:14:04 Фестиваль называется тусовка, или сату-санга. Когда общество будет деградировать, то эти понятия могут войти в жизнь. И конечно же, самое большое препятствие, чтобы испытать счастье в духовной жизни, и, пожалуй, практически непреодолимое – это считать себя хозяином этого мира. Это - демоническая бхава, так называется настроение. Это самая-самая сложная платформа, с которой можно что-то изменить в жизни. Если человек думает, что он Бог в этом мире – это очень сложно. Прабхупада с такими людьми не спорил, он говорил: «Примите мои поздравления» [смех в зале]. В другом случае он говорил: «Ни Бог, а дох». Дох, значит, собака. Так он говорил. «Год», так по-английски будет «Бог», а если в обратную сторону, будет «дог». Так Прабхупада говорил.

01:15:09 Это только сумасшедшие люди могут такое утверждать. Проповедь невозможна такому контингенту людей. Если есть идея достичь положения Бога, то Харе Кришна мантра не принесет радости. Если наша позиция – измышлять свои понимания и теории духовной жизни, Харе Кришна мантра не принесет счастья. Если человек не расстаться с извращенными вкусами, то же самое – радость не приходит в процессе воспевания святого имени. Очень сложно. Или скудный запас знаний. Мы можем немножко потанцевать, но потом сразу сталкиваемся с кучей проблем в жизни – нет достаточно знаний, как быть в той или иной ситуации. Как применять сознание Кришны?

01:16:00 Кришна говорит об этих людях, которые никогда не могут обратиться к нему, но все же люди обращаются к Богу. Даже такие люди могут обращаться к Богу, но они не обращаются должным, правильным образом. Кришна говорил «они никогда не обращаются ко мне, даже когда говорят «Харе Кришна», или говорят «О Боже мой», или говорят «не дай Бог», или «Боже упаси», или поминают такие вещи». Или материалисты. Это не дает никакой радости и связи с Богом. Конечно, «Харе Кришна» - это особый момент, даже если ненамеренно человек произнесет, очищение он все таки получает. Но эти четыре момента – это то, что не дает нам обрести, почувствовать духовное, трансцендентное счастье, блаженство, настроение. Так, наше время на сегодня истекает. Может, мы ответим на несколько вопросов?

01:17:00 [тихие голоса, шорохи в зале]
[Хакимов А.Г., читает записку]: Я первый раз приехала на фестиваль с мужем, он Преданный. Но чего-то не хватает, чувствую себя не в своей тарелке. Надо понять, что не хватает! Может быть, не хватает более близкого общения? С кем-то подружиться, пообщаться с подобными, кто в первый раз приехал на фестиваль. Может быть, не ожидать ничего, а наблюдать и присутствовать? Без ожидания чего-то особого. Потом результат почувствуете, позже, после фестиваля. Когда отсюда уедете, сядете в поезд, сразу почувствуете разницу [громкий одобрительный смех в зале, аплодисменты]

01:18:00 Не обязательно ждать чуда сразу же. Например, так же, как вы … приезжаете, думаете сначала: ну ничо, нормально. Но когда возвращаетесь обратно – вы думаете: я хочу еще. Почему? Не знаю. Какая-то привязанность внутренняя развивается, неосознанно. Но когда … снова, и снова, вы начинаете понимать, почему так притягивает это место. Здесь тоже есть свои неудобства, аскезы. Здесь, может быть, слишком много людей и беспокойства, для кого-то. Или нет внимания при таком большом количестве людей. Не беспокойтесь, присутствуйте, наблюдайте.
[пауза, далее читает записку]: В сознании Кришны строго контролируется связь между мужчиной и женщиной.

01:19:04 В материальном мире, на учебе, работе обеспечить такой контроль сложно. Как не впасть в двойственность? [отвечает] Но на работу мы ходим не для того, чтобы общаться с мужчинами и женщинами [одобрительный смех в зале] Для того, чтобы работать. Сосредоточьтесь на работе, и все. Вопрос вашей сосредоточенности – даже если вы замужем, вы же всё равно общаетесь с другими мужчинами, другими женщинами; но сосредоточены вы на своем муже, на своей жене, поэтому это вам не навредит. Пока вы сосредоточены. Если вы не сосредоточены на своей жене, это опасно, общаться с другими женщинами. Или на своем муже не сосредоточены, тогда опасно будет общаться с другими мужчинами. Даже на работе. Итак, на работе привыкайте быть сосредоточенными на деятельности, а не на работниках. Рассматривайте их с позиции долга, обязанности. Например, милиционер пришел, вы же не думаете, какой красивый мужчина [смех в зале]

01:20:04 Вы видите его форму, его обязанности, это вас контролирует. Нет никаких глупостей, верно? … , что все возможно, всякие милиционеры ходят по квартирам. Но вы пример понимаете, в хорошем смысле слова. Что с позиции долга нужно рассматривать свою работу.
[пауза, читает очередную записку] Почему ученик может потерять ощущение связи с духовным учителем, и как это ощущение восстановить? [отвечает] Просто нужно внимательно воспевать свои … и слушать лекции. Хотя, начинающие ученики нуждаются именно в личных отношениях, чтоб лично посмотрел гуру, лично улыбнулся ему. Если посмотрел и не улыбнулся, то уже связи нет [смех в зале] Если улыбнулся, вот связь настоящая.

01:21:03 А если еще и подошел, поговорил, вот это настоящая связь [смех в зале] А если на обед пригласил, то все, это одна семья. Начинающие ученики могут и так думать тоже, но настоящая связь – не в этом. Воспевайте внимательно святое имя. Слушайте наставления, вот настоящая связь. Надо приучить свой ум к аскезе. На расстоянии связь поддерживается, в разлуке – еще глубже. Любовь в разлуке – еще сильнее. Восстановите свою садана бхакти, и все встанет на место, постепенно.
[читает записку] Как избавится от зависти? [отвечает] Это невозможно [смех в зале], даже не пытайтесь. Просто держите её при себе и практикуйте. Она будет в сердце находится какое-то время, может быть, долго.

01:22:12 Мы же завидуем всем – мы завидуем Кришне. Если вы любите, то вы всех любите. Если вы завидуете Кришне – всем завидуете. Это может быть долго, пока мы к Богу должны вернуться, мы всем перезавидуем на этом свете [смех в зале], и даже духовному учителю завидуем, даже это сможем в сердце обнаружить. Мы не понимаем, как это возможно, но с течением времени обнаружим, что даже к гуру зависть может проявляться. К святым, близким спутникам Кришны, к Ришоде, а потом к самому Кришне. Наша цель – полюбить Кришну. И как преодолевается зависть? Держим при себе и совершаем служение. Кому завидую? Кришне. Посредством гуру, вайшнав – кому завидуем, с тем вместе и служим.

01:23:04 Постепенно, вы увидите, что зависть потеряет силу. Она перестанет беспокоить. Держите её при себе, не давайте ей никакой пищи. Таак, если мое время истекло, скажите [неразборчивый ответ из зала] [смех в зале] Бывают ситуации в реальной жизни, когда Кришна дает пройти битву на Курукшетре. Очень сложно сражаться, когда по ту сторону поля битвы стоят близкие люди. Где грань между пониманием того, когда нужно остановиться, и вообще, нужно ли сражаться? Ведь родителей нужно почитать и уважать. Как понять, чего действительно хочет Кришна?

01:24:00 Нет-нет, не надо сражаться с родителями, как на Курукшетре [смех в зале] Ни в коем случае не применяйте Курукшетру в своей семье. В семье мир должен быть. Сознание Кришны – индивидуально. Если в вашей семье не все Преданные – неважно, главное, чтобы вы были Преданным. Это индивидуально, это никогда не навязывается. Если вы стали преданными, в какой-то семье, это не означает, что вся семья тоже должна стать Преданными. Если не так, то Курукшетра [смех в зале] Кауравы и Пандавы. Я на стороне Кришны, а вы на стороне майи, и вы начинаете сражаться с родственниками. Не терроризируйте родственников, нужно стараться жить в мире.
[пауза, читает записку] Есть единичные примеры в ИСККОНе, когда некоторые Преданные заводят двух, или даже больше, жен. Это согласуется с принципами?

01:25:12 [отвечает] Мне постоянно задают такие вопросы [смех в зале] Видимо, потому, что я грихастха. Я знаю, что есть такие факты, но эти Преданные, они не чувствуют счастья. Они говорили мне об этом. Так и так получилось, живем, но это не приносит счастья. Наша цель увеличить счастье, а не увеличить страдания. Страдания придут сами, но только не увеличивайте их. Используйте правильно свободу выбора. Сейчас не то время, чтобы иметь две или три жены. Большинство Преданных, которые это делают, думают, что это зависит от количества денег.

01:26:03 Если есть деньги, то почему не завести еще одну жену? Деньги позволяют, значит, могу завести еще одну жену. Как эти, состоятельные кроты, - помните? [смех в зале] мол, сколько она съедает в день? О, женюсь! В день мало, а в месяц много – нет, не женюсь! Это совсем не та причина, чтобы заводить вторую или третью жену. Это глупости. У нас мало ответственности – хватает только на одну жену, едва-едва. Смотрите, какие у нас слабые браки, слабый грихастха-ашрам. При этом хотят еще, вторую жену! Но тогда вы попадете в безвыходное положение, на долгое время.

01:27:00 [пауза, читает записку] Моя жена психолог, а я – начинающий Преданный [смех в зале] Она утверждает, что все уже знает, как мне привить ей вкус и сохранить семью? [отвечает] Жена-психолог, это, похоже, к несчастью [смех в зале] Дело не в том, что она психолог – дело в том, что она очень гордая. Он не смиренная. Ей нужно стать Преданной, а не просто психологом. Люди гордятся знаниями, образованием, дело не в этом. Не плохо, что она психолог, но пусть она станет еще и Преданной. Сама по себе психология не решает никаких вопросов в этой жизни. Нет, замкнутый цикл – на какой-то момент понимание приходит, потом возникают проблемы другого уровня, еще более неразрешимые проблемы.

01:28:00 [короткая фраза на санскрите] – вы имеете дело с неконтролируемым умом. Там решений нет. И запутываются еще больше. Есть люди, запутанные на простом уровне – дважды два не знают, три и пять; есть люди, запутанные на уровне высшей математики, с кем легче, сами подумайте? Сложно с этими людьми, которые очень образованные, и думают, что они очень ученые. Они спекулируют, придумывают, но решения проблемы нет у них! Кажущиеся решения есть! Также, когда человек голодный – встречают гирляндой [смех в зале, аплодисменты] Но потом вас накормят все-таки. Психологи – будто только с гирляндой, но пищу вам не несут, только гирлянду предложили.

01:29:09 Харе Кришна! [произносит мантры/молитвы, зал откликается] Хари Бол! [аплодисменты]

транскрибирование: Денис Суволокин | 31 мая 2012