Вопрос: Часто говорят «Бог - есть Любовь», Бхарати Махарадж говорит, что Кришна - Абсолютная Красота, также в Писаниях иногда Его описывают как Абсолютная Истина. Вопрос в том, как эти ценности связаны между собой. Какая у них иерархия и не противоречат ли все эти «определения» друг другу?

БС: Истина – это то, что существует. Понятие «истина» в санскрите это «сатва», то есть «сущее», «то, что существует». Поэтому существительное истина не самодостаточно, нужно обязательно подставлять некое определение к нему. Ну, например, можно сказать: «Истина – это красота». Можно сказать: «Истина – это справедливость». Можно сказать: «Истина – это бесконечность». То есть истина – это то, что называется модальный глагол, модальное слово, которое требует дальнейшего определения. К понятию истина мы можем приставить «истина есть Красота» и «истина есть Любовь».

Гаудия-Вайшнавы в линии Чайтаньи полагают, что истина – это Красота, но Красота, окружённая Любовью. То есть сама по себе Красота не полна, если нет Любви.

Возьмём Красоту. Мы говорим, что Красота вне добра и зла. Таким образом Красота сама по себе не всеблагая. Если нету вокруг ореола Любви, то Красота губительна. Наши Учители сравнивали приближение к Кришне с приближением к Солнцу. Солнце обязательно сожжёт, уничтожит тебя. Так же и Красота. Вокруг солнца должна быть атмосфера, которая защитит тебя от всепожирающего огня. И Любовь является той самой атмосферой, в которой возможно приблизиться к Красоте. Красота нас притягивает, но если нет поля Любви, то она нас и уничтожит, как мотылька. Соответственно Любовь и Красота взаимно дополняют друг друга.

Возьмём теперь обратную сторону – Любовь (то есть если мы истиной считаем не Красоту, а Любовь). Если мы берём просто Любовь как истину, то без Красоты она превращается в похоть или желание стяжать, желание самоутвердиться, эксплуатировать эту самую Любовь.

Мы говорим: «Истина – это Красота в ореоле Любви». Наши Учители идут дальше. Они говорят, что высшая истина есть не Красота, а Любовь, но конечно направленная на Красоту. То есть Бог, как истина для нас – это Шримати Радхарани. Она есть та самая Любовь, которая не жаждет ничего для себя лично. И поэтому неизбежно она находит объект, который есть Красота. То есть если есть Любовь, которая не жаждет ничего для себя лично, то она обязательно «приконнектится», будет связана с Красотой. Если есть хоть какая-то корысть в любви, то объектом любви будут какие-то качества, вычленения из той самой Красоты, например, справедливость, доброта, милость, сила какая-то, какие-то умения, свойства и прочее-прочее. Если в любви нет ни грамма корысти, то она ни на что не прельстится кроме как к подлинной Красоте.

Для Вайшнавов Любовь стоит превыше, мы преклоняемся перед Любовью, и мы знаем, мы верим, что та самая Любовь, воплощение которой есть Шримати Радхарани, неизбежно приведёт к Кришне. Душа тянется к Красоте, но душа не способна Красоту воспринять, у души нет этой способности воспринимать Красоту без посредничества Любви. Душа ищет Красоту, но она не способна её найти. И только преклонившись перед Ней, Арадханой («арадхана» означает всеобъемлющее служение) или Радхарани, душа способна утолить свою потребность в Красоте. Или как Шридхар Махарадж говорит: inner fulfilment – душа способна исполнить себя, выразить себя в полной мере – это то, к чему мы все стремимся. Испить себя в полной мере. И это возможно лишь с Красотой, в Красоте, но мы не способны с Ней связаться без Любви. Шримати Радхарани есть та Атмосфера, которая окружает Красоту. Без этой Атмосферы Красота нас уничтожит.

Как говорила Раневская в каком-то фильме: «Красота – страшная сила». Так вот, Красота – это страшная сила, если нет Любви. Без Шримати Радхарани чем занимается Кришна? Он только убивает...

Вот такие отношения между Любовью, Красотой и Истиной.