Безграничная милость Нитьянанды

Навадвип-дхам - 04 января 1982
запись беседы для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 9
длительность: 01:12:02 | качество: mp3 64kB/s 33 Mb | прослушано: 57 | скачано: 61 | избрано: 0
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

00:00:00 Ученик: В «Шримад-Бхагаватам» есть стих, в котором говорится, что ум – это комбинация гуны благости и эго, эгоизма в саттва-гуне, а разум – это эгоизм и страсть. Насколько я понимаю, в «Бхагавад-гите» разум находится выше ума, ум выше чувств, разум выше ума. Как возможно, что разум…

00:01:02 Шридхар Махарадж: Не ум, но читта, читта выше буддхи – так описано в «Бхагаватам», не ум. В «Бхагаватам» сказано, читта занимает более высокую позицию, нежели буддхи и атма. Читта. Чит означает четан, аспект четан – первая стадия, читта – это Васудева, аханкар-прадъюмна-буддхи-анируддха. Прадъюмна – это ум. Васудев, Санкаршан, Аханкар. Васудев - Читта, а Санкаршан – это Аханкар, а ум – Прадъюмна, а буддхи – Анирудха. Таким образом, такое описание дано в «Бхагаватам».

00:02:10 Васудев-санкаршан-прадъюмна-анируддха. Прадъюмна – это в большей степени сентимент, чувства преобладают в Прадъюмне. Анирудха – это способность суждения, разум связан с Анирудхой. Аханкар – тенденция самоутверждения, Санкаршаны. Четтан – сознание, читта, измерение высшего сознания – читта, его представляет Васудев. Васудев-санкаршан-прадъюмна-анируддха. А где ты нашел то, что ты говоришь? В «Бхагаватам» где именно?

00:03:09 Ученик: Я процитирую точно стих в следующий раз.

00:03:13 Шридхар Махарадж: Да, в следующий раз, пожалуйста, дай точную цитату, где это сказано.

00:03:33 Так этот процесс развивается: маха-таттва зовется читтой. Первая стадия развития на негативной стороне – это читта. Аханкар-Санкаршан. Васудев представляет Кришну, затем Санкаршан-Баларам, и затем на более низкой стадии Прадъюмна-Анируддха. Прадъюмна-Гарбходашайи, Анируддха-Кширодашайи, а Санкаршан-Каранарбхадашайи – три Пуруши. Их положение таково, они охватывают все творение.

00:04:58 Первая трансформация – это маха-таттва или читта. Затем следующее состояние – Санкаршана-Аханкара. Затем возникает ментальный импульс – Прадъюмна. Затем начинается суждение, возникает разум, Анируддха, буддхи-разум, способность различения. Есть ли какие-то вопросы от новичков?

00:06:14 Ученик: В наших мандирах-храмах мы поклоняемся Гоур-Нитаю. Я вижу, в храмах Гаудия-матха, в основном, поклоняются Махапрабху. Шрила Бхактисиддханта Махарадж…

00:06:46 Шридхар Махарадж: Я понимаю. Это только ваш вопрос или вопрос со стороны других членов вашей группы? Он задал вопрос, у него есть некие сомнения, а вы, остальные? У вас есть то же самое подозрение? Почему Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур устанавливал Радха-Говинду и Махапрабху во всех местах, во всех своих храмах? А Свами Махарадж особое положение отводил Гоур-Нитьянанде, Кришне-Баларам, какова причина? Такого рода отклонение или изменение, нововведение - каков смысл этого? Или это случайность? Или речь идет о принципе? Принцип или случайное совпадение? Что вы думаете?

00:08:22 Ученик: Должно быть, принцип.

00:08:27 Шридхар Махарадж: Я спрашивал и других друзей также. Их интересует эта тема? Махапрабху зовется Махаваданьяя, великодушный. Великодушный, более милостив, чем Кришна. А Нитьянанда Прабху несколько более великодушен, нежели Махапрабху. Тех, кого Махапрабху отвергал, Нитьянанда Прабху принимал. Он занимает такое положение, обладает таким могуществом, более великодушен. Размеры его великодушия были более велики, масштабы великодушия по отношению к падшим.

00:09:36 Свами Махарадж воспользовался этим шансом, поскольку он обращался к падшим людям, у которых не было никакого почтения к индийской теистической концепции. В исключительных случаях, может быть, некое почтение было, но, в целом, эти люди не имели особого почтения к ведической истине, и, особенно, ведической концепции Бога в качестве Кришны. Поэтому, он прибегал к помощи Нитьянанды Прабху, наиболее великодушного среди Гаудия-сампрадайи, Гаудия-ачарьев.

00:10:52 Это один момент, и есть еще один момент. Таково мое мнение, Нитьянанда Прабху выказывал особую склонность, расположение, симпатию к той расе, к той касте, из которой происходил Свми Махарадж – суварна-вали, торговцы золотом. Он происходил из этой касты. Нитьянанды Прабху выказывал особую благосклонность по отношению к представителям этой касты. Хотя, они не были особо цивилизованы, но это ремесло, торговля золотом, в целом, осуждается в «Бхагаватам».

00:11:53 Мы видим в «Бхагаватам»: когда Кали хотел завладеть Индией, карма-кшетрой – избранным местом… Согласно карме, обитатели этого места могут изменить своё будущее. Им дается возможность развития той или иной перспективы. Когда Парикшит Махарадж встретил Кали на Курукшетре, и Кали предался ему, то Кали попросил царя отвести ему четыре места, которые он будет полностью контролировать- эти места, или сферы, которые Кали будет контролировать. К другим местам у него не будет доступа. Было заключено соглашение: дутам – азартные игры, панам- интоксикации, стрийя – недозволенные связи с противоположным полом, и шуна – мясоедение, торговля мясом – четыре места.

00:13:48 Парикшит Махарадж позволил и еще одно место, о котором он просил позволения пребывать в нем. Это суварна – место, где занимаются ростовщичеством или нечто в этом роде, или меняют деньги. Суварнам-джатам – ремесла, связанные с золотом, торговля золотыми изделиями. И Парикшит Махарадж согласился и на это также. Суварна-ваник занимаются торговлей золотом, и в целом их осуждают или относятся к ним с презрением. И Свами Махарадж происходил из этого клана, но их поведение джентльменское. Но поскольку они торгуют золотом, то считаются представителями низшей касты большинством, другими представителями индуистского сообщества.

00:15:29 Но Нитьянанда Прабху – когда он стал проповедовать о Махапрабху в Бенгалии по просьбе Чайтаньядева, Который находился в Пури – не был слишком учен внешне. Он обращался к широким массам, и эти нецивилизованные и презираемые люди – торговцы золотом, которые, считается, не занимают высокое положение в обществе, они в целом пришли к его стопам. Настолько, что некто Уддхаран Датта, лидер суварнам-ваник (этих торговцев), был очень тесно связан с Нитьянандой Прабху. Нитьянанда Прабху принимал прасадам в его доме. Уддхаран Датта готовил собственноручно для Нитьянанды Прабху.

00:16:50 Особая милость Нитьянанды Прабху обращена к этому клану, к этому сословию. Нитьянанды Прабху особо великодушен к падшим. Поэтому он оказал подобное влияние на Свами Махараджа. И последний, его капиталом был дух Нитьянанды. С этим капиталом он обращался к западным людям, которые считаются млеччхами, внекастовыми людьми, которых очень трудно убедить в ведической истине. Милость Нитьянанды Прабху наиболее эффективна, когда речь идет о проповеди им, этим западным людям. Махапрабху милостив, но более милостив Нитьянанда Прабху. С этим представлением Свами Махарадж прибегал к его помощи, таково мое убеждение.

00:18:30 Другие вопросы? Я ясно выражаюсь? Что вы думаете? То, что я сказал – вам понятно?

01:18:44 Ученик: Да.

00:18:46 Шридхар Махарадж: В таком случае, если у вас есть дальнейшие вопросы, связанные с этим предметом, вы можете их задавать. Дальнейшие вопросы от кого-либо? Однажды в Мадрасе… Мы работали там, один юноша… Когда мы находились в Андра Прадеше, Дхарма Шале – Мадхав Махарадж (Хаягрива Брахмачари в ту пору) и я – мы проповедовали там и собирали пожертвования. И один был с нами, и он неожиданно вступил в связь с девушкой там. Его поймали местные жители, и мы выгнали его. Не выгнали, но послали в Мадрас.

00:20:10 Гуру Махарадж должен был приехать туда, в Мадрас. Мы отослали его в штаб-квартиру в Мадрас. Там был Тиртха Махарадж, старый Тиртха Махарадж, который проповедовал в Англии. Он как следует побил этого юношу, этого брахмачари. И брахмачари убежал из матха. По прошествии шести месяцев мы тоже вернулись в Мадрас. Гуру Махарадж приехал и происходило открытие лекционного зала. В это время этот юноша вновь установил с нами связь, он пришел и сказал: «я совершил ошибку, но я прошу о прощении. Пожалуйста, примите меня». Мы сказали ему: «Гуру Махарадж приезжает скоро, и приходи в это время».

00:21:18 Когда Гуру Махарадж прибыл в Мадрас, юноша пришел и мы от его имени задали этот вопрос. «Он раскаивается», – сказали мы. – «шесть месяцев он ждал вашего прибытия, он хочет вновь присоединиться к нам». Тогда Гуру Махарадж, Прабхупад сказал нечто специфическое, ответил. Он сказал: «Поскольку этот юноша вступил в связь с замужней женщиной, я не могу принять его, поскольку Махапрабху не принимал. Но речь идет о случае Кала Кришна Даса. Но Нитьянанда Прабху дал ему прибежище. Тот, кто был отвергнут Махапрабху. Поэтому ваш долг состоит в том, чтобы дать ему прибежище». Мы были обескуражены, мы растерялись. Мы сказали: «Вы не можете принять его, а мы ваши слуги – мы должны его принять? Это нечто специфическое».

00:22:32 Но Нитьянанда Прабху так поступал. Кала Кришна Дас вступил в связь с женщиной в Малабаде, и Махапрабху, когда они прибыли в Пури, лишил его своего общества. Но Нитьянанда Прабху дал ему занятие, сказал: «Отправляйся к Шачи Деви и сообщи ей, что Махапрабху благополучно достиг Пури после двух лет Своего паломничества (путешествия)». Он дал ему служение, Нитьянанда Прабху. Это возможно. Иногда, на поверхностный взгляд, Нитьянанда шел против указаний Махапрабху. Его милость превосходила милость Махапрабху, и Махапрабху не мог игнорировать это решение. Его взаимоотношения с Махапрабху были настолько близкими, что, не повинуясь Ему, Нитьянанада Прабху являл некоторым людям великую милость, и Махапрабху принимал это. Такими были их взаимоотношения. Размеры милости, великодушия, милосердия Нитьянанды Прабху таковы. И к этой милости прибегал Свами Махарадж в своей битве на Западе. Оружие великодушия Нитьянанды Прабху.

00:24:45 Наиболее обширная милость, с её помощью и в знак благодарности Свами Махарадж особым образом устанавливал божества Нитьянанды Прабху в своих храмах. В знак того, что только благодаря не знающей границ милости Нитьянанды Прабху он достиг успехов. И он считал: «Я буду предателем, если я не выкажу ему особое почтение». Также Нитьянанда Прабху принадлежит к сакхья-расе. В целом, вербовка, пропаганда общего характера – это его прерогатива. И Свами Махарадж занимался этой общей пропагандой. Но, в то же время, он признавал, что его гуру представляет Радхарани, это также написано им самим, в той самой поэме. Он пишет: «Мой гурудев – Радхарани, он приказал мне совершать это служение проповеди. И Ты, Кришна, если Ты поможешь мне, то Ты будешь удовлетворен».

00:26:14 Махапрабху и наши ачарьи – ачарья-парампара, гуру-парампара – мы видим, что все гуру в ней принадлежат к мадхура-расе, нет сакхья-расы. Махапрабху Шри Чайтанья, затем Сваруп, Руп, Санатан, Рагхунатх, Кавирадж, Нароттам, Вишванатх Чакраварти, Гауракишор Бабаджи Махарадж, Прабхупад Бхактивинод Тхакур – все принадлежат к мадхура-расе. И Прабхупад, наш Гуру Махарадж следовал тому же пути: Радха-Говинда и Их объединение – Махапрабху, не Баладев. Там, где прибывает Радхарани, не может находиться Баладев, рядом с Кришной. Поскольку то был бы конфликт в столкновении, в служении расы.

00:27:11 Баладев – старший брат Кришны, и когда Кришна находится в обществе старшего брата, Радхарани не может приблизиться к Кришне в это время. Поэтому, там, где присутствует Радха-Кришна, не может присутствовать Баладев. Это столкновение сакхья-расы и мадхура-расы. Прабхупад строго следовал этой линии: Махапрабху – это объединение Радхи и Кришны, и ни что иное. Там, где Радха-Говинда пребывают - там может находиться Махапрабху, в том же измерении. Объединение Радхи и Говинды, но не представители других рас. Только сакхи Радхарани - подруги Радхарани, они могут находиться там. Они имеют ту же самую тенденцию мадхура-расы. Поэтому, они могут находиться в обществе Радхи и Кришны.

00:28:16 Я слышал, что Свами Махарадж установил Радху-Говинду и сакхи также рядом с Ними. Но там, где Кришна-Баладев, только они. Может быть, мальчики-пастухи Судам, Шридам рядом с ними. Гоур-Нитьянанда-Адвайта-Гададхар могут находиться в их обществе, но не Радхарани. Радха-Кришна, мадхура-раса служения – только сакхи, подруги Радхарани имеют доступ, могут быть установлены в том же месте, в той же комнате. Это итог анализа расы.

00:29:16 Онтология любви, анализ, психология, эмоциональный аспект, чистота. Если рассматривать глубоко, то мы приходим к подобному заключению, к пониманию этой линии. Поэтому, в целом, он вербовал в сакхья-расу. По милости Нитьянанды Прабху эта цель была достигнута, и он достиг большого успеха, следуя этому пути. Поэтому, он демонстрировал свою благодарность Нитьянанде Прабху, устанавливая божества Гоура-Нитай. Это я могу видеть, приводя в гармонию его пути и пути нашего Гуру Махараджа, благодаря которому началась его духовная жизнь, его духовное начало, источник его духовного начала.

00:30:41 Где Видагда Прабху? Он пришел?

00:30:45 Ученик: Нет, он подойдет попозже.

00:30:50 Шридхар Махарадж: Вчера вечером он приходил?

00:30:52 Ученик: Нет.

00:30:55 Шридхар Махарадж: Он три дня приходил и слушал кассеты, не так ли?

00:31:42 Вы видели это изображение: Свами Махарадж – фото?

00:31:51 Ученик: Да.

00:31:52 Шридхар Махарадж: А новички видели?

00:31:53 Ученик: Да-да, видели.

00:31:55 Шридхар Махарадж: Несколько раз он посещал, он был здесь. Были сделаны фото, и мы сохранили их. В этой комнате, на этой стороне. Когда он был здесь в последний раз, он отдыхал здесь два часа после обеда. Когда он впервые приехал, он жил примерно месяц в матхе с двумя учениками – Ачьютанандой и Рамануджей. И Пишима, мать Модана – она тоже жила здесь, и был повар. Он отдохнул тогда от города впервые, когда в первый раз приезжал сюда.

00:33:09 Ученик: Махарадж, а в какой комнате жил Свами Махарадж?

00:33:14 Шридхар Махарадж: Здесь он только два часа отдыхал после обеда. Обычно, мы с ним сидели здесь, в этой комнате. Он жил примерно месяц там, вот в том доме. Чайтанья-Чандрадая Матх еще не появился в ту пору. Я попросил Ачьютананду попытаться приобрести эту землю, где он сейчас находится: «Между Гаудия-санга Ашрамом и Дамодаром Махараджем – там постарайся купить землю, Ачьютананда». И это было сделано, в то время впервые приехал Джаяпатака Махарадж.

00:34:44 Я провел здесь больше сорока лет. Начиная с сорок второго года, я постоянно живу здесь. Земля был куплена в начале сорок первого года. Я прибыл сюда в конце сорокового года, и жил в арендованном доме. В сорок втором я начал жить здесь, в соломенной хижине. Я не пытался заниматься пропагандой в силу своего характера. Специфическая черта этого места такова: это Апарадха-бхаджан-пат. Особенность этого места: великие грешники были прощены, оскорбления были прощены в этом месте Махапрабху.

00:36:07 Когда после пяти лет санньясы Махапрабху путешествовал по Южной Индии, Махапрабху вернулся в место Своего рождения согласно традициям санньяси того времени. Когда Он прибыл сюда, Он покорил всю Южную Индию. В то время был лишь один независимый индуистский царь, независимый от мусульман – Пратапарудра. Вся Бенгалия находилась под властью мусульман, а единственным независимым индуистским императором был Пратапарудра. И его советником, министром, великим ученым был Сарвабхаума. Они оба пали к святым стопам Махапрабху.

00:37:19 Жители Бенгалии узнали об этом. Когда Он вернулся, Ему было около тридцати лет. Вся Бенгалия припала к Его стопам, они испытывали скорбь, раскаивались: «Мы не могли понять по достоинству, оценить Твое величие. Пожалуйста, прости нас». И Махапрабху простил их в целом: «Я прощаю вам все оскорбления в Мой адрес». И это то самое место, где это произошло. Все достигли цели своей жизни, Махапрабху выказал им благосклонность, все были удовлетворены. Всем был дан доступ в святую жизнь. Это Говардхан, Гупта Говардхан. Навадвип – это Гупта Вриндаван, более великодушный, чем Вриндаван, дхама для падших. А Говардхан находится здесь, Радха-кунда на другой стороне.

00:39:10 Самое святое место для падших, я выбрал его. Вечный дом, мой вечный дом . Это Говинда-кунда. И теперь на заключительном этапе моей жизни вы приходите сюда, вы украшаете собой дхаму. Как это называется, украшение?

00:40:04 Ученик: Да-да, украшение.

00:40:09 Шридхар Махарадж: Ваше присутствие, пушана.

00:40:11 Ученик: Да-да, пушана.

00:40:14 Шридхар Махарадж: Ваше присутствие украшает дхаму. Что вы думаете? Столь многие ясные, светлые лица, вы приходите сюда чтобы следовать наставлениям, советам великого наставника. Вы были привлечены учением великого наставника, который показывает высочайшую перспективу человечеству. Одна женщина (американка, скорее всего) давала лекцию здесь. Я не могу забыть её слова, и она сказала: «Мы пришли к этой религии сознания Кришны, поскольку мы почувствовали великое вдохновение, мы были вдохновлены этой идеей – представлением, согласно которому мы можем жить с Богом семейной жизнью. Нечто непостижимое, немыслимо – возможно жить с Богом в качестве членов его семьи, его родных – эта идея пленила наши сердца, покорила наши сердца. И мы все присоединились, пришли к святым стопам Свами Махараджа.

00:41:48 Столь близкая связь с Богом возможна, это нечто невозможное. Бог неизмеримо высок и далек от нас. Мы – крошечные души, разве мы можем приблизиться к Нему? Что это такое, как это возможно? Преданные могут обнимать Его, кататься у Него на плечах в сакхья-расе, в мадхура-расе быть Его любовницами, а Яшода порет Его. Столь близкие взаимоотношения с Ним – возможно ли это? Если кто-то дает нам подобную надежду, мы готовы дать ему все, что угодно, отдать ему». И так она говорила: «Это такой идеал привел нас сюда, перспектива. Перспектива семейной жизни с Богом. Столь близкий друг наш Бог. Если это сон, грезы, то всё равно – лучше умереть в таком сне».

00:44:30 Даядхар Прабху, Сваруп Дамодар, Мадхавананда – люди, на которых была возложена задача сокрушить «теорию ископаемого», теорию эволюции Дарвина; представление, согласно которому ископаемое положило начало миру. Им следует в особенности обратить внимание на следующее выражение, утверждение Шукадевы: «если ты думаешь, что ты плоть и кровь, если ты отождествляешь себя с грубым началом, то это животное сознание. Избавься от подобного сознания, и тогда ты будешь жить подлинной жизнью, обретешь подлинное существование и тождество, независимое от этой концепции ископаемого, материальной концепции».

00:45:33 «Ты – дитя той почвы, той земли, этой истины. Так или иначе, ты обрел связь с этим сознанием ископаемого, материальным сознанием. Это опасность для тебя, истинная опасность для тебя. Твоя связь с материальным сознанием, которое насильственно низвело тебя вниз, в мир рождения и смерти. Жизнь и смерть, рождение и смерть – это всего лишь заблуждение, оно похоронило тебя, вырыло тебе могилу, но в действительности ты дитя той сферы. Это не выдумка, это выдумка – эта сторона».

00:46:41 Свами Махарадж сказал им, велел им: «сокрушите теорию ископаемого – представление, согласно которому ископаемое – родитель, отец всего – породило все сущее, породило сознание. Утвердите представление, согласно которому все духовно. Ископаемое – это тоже дух на определённой стадии сознания. Концепция ископаемого есть часть столь многих концепций, которые пребывают в духовном измерении. Изначальная субстанция – это дух, душа, сознание. Ископаемое образует часть этой сознательной силы, сознания. Но идея, согласно которой ископаемое породило сознание… Сознание безгранично, и все как в океане – где-то лед, где-то остров… Различные концепции – все это пребывает в океане.

00:48:24 Сознание – это все и вся, материя – всего лишь часть. Еще один подход к тому же самому факту, приближение, еще одно описание той же истины: подобно тому, как мы видим множество облаков в небе, или частиц пыли в воздухе – аналогичным образом материальная концепция находится, пребывает в духовном небе. Существует небо сознания, и материя подобна облакам в этом небе. Мы не можем видеть сам воздух, само небо, но частицы пыли или облака в небе, мы их видим. А фундаментом всего является сознание, и где-то в этом сознании мы находим облака, где-то видим частицы пыли.

00:49:53 Мы говорим «небо», но мы не видим неба как такового. Субъективное сознание есть основа всего. Все, что мы переживаем, все это плавает в океане сознания. Вы понимаете?

00:50:12 Ученик: Да.

00:50:14 Шридхар Махарадж: Сознание стоит за всем, в основе всего, лежит в основе всего. И когда в сознание добавляется элемент служения, то возникает развитая структура, здание. Служение, элемент служения способен возвести прекрасную столицу, скорее даже страну. Она есть, мы можем почувствовать её, войти в нее и совершать служение, и получить назначение в соответствии с указаниями. Мы почувствуем, подумаем: «это мой дом, это назначение кажется очень дружелюбным по отношению ко мне, я пришел сюда». Это означает «врожденная способность» или природа, сварупа, которая покрыта в настоящее время невежеством, ложными представлениями о природе вещей. Подобно тому, как безумец, сумасшедший оставил свой собственный, родной, сладостный дом и живет на улице. И думает, что ему совершенно необходимо собирать обрывки газет или старую одежду - это его занятие, долг, что абсурд.

00:51:58 Он думает, что «мой долг состоит в том, чтобы собирать обрывки газет и какие-то камешки и тому подобное, ветошь, рухлядь». Но каково его истинное, врожденное богатство? Если он сумеет вспомнить свой дом, отца мать, родных, сладостный дом… Его сознание насильственно сосредоточено на ложном занятии. Таково положение столь многих, включая философов, ученых, политических лидеров, всех. Их сознание сконцентрировано на внешнем. Некоторые из них посвятили себя сбору камешков, гальки, другие собирают старую выброшенную одежду, ветхую одежду, третьи собирают обрывки газет.

00:53:00 Свами Махарадж сказал: «ЮНЕСКО и Лига Наций…». Как это называется? ЮНЕСКО и ООН, Организация Объединенных Наций, мировой комитет, да? «…это собаки, которые грызутся и лают, лают и грызутся между собой. Больше того, ООН и ЮНЕСКО – это более опасные явления, поскольку они привлекают внимание думающих людей, влияют на них. Но их внимание обращено на материальную субстанцию, которая иллюзорна. Это ложная идея, ложное представление. И они ирокомасштабно подают, позиционируют себя, придают большое значение этим явлениям. Эти явления ничем не отличаются от положения собак, которые ссорятся, грызутся и лают». С таким мужеством Свами Махарадж хотел сокрушить этих мировых лидеров. Такого рода представление мы должны усвоить.

00:56:40 Кто здесь?

00:56:41 Ученик: Дашаратха Сута.

00:56:44 Шридхар Махарадж: Как ты себя чувствуешь? Лучше? Ты болен?

00:56:49 Ученик: Да.

00:57:19 Шридхар Махарадж: Который час?

00:57:23 Ученик: Двадцать пять минут десятого.

00:57:26 Шридхар Махарадж: Девять двадцать пять. Есть ли еще вопросы?

00:57:36 Ученик: Каков смысл санньясы в нашей сампрадайе? Ведь Господь Чайтанья Махапрабху запретил санньясу в эту эпоху. Говорил о том, что санньяса в эту эпоху запрещена.

00:57:52 Ученик: Тот же самый вопрос: как мы можем принимать санньясу в нашей сампрадайе, если санньяса была запрещена? Господь Чайтанья цитировал один стих...

00:58:12 Шридхар Махарадж: Объясняется так… Говорится, это общий вопрос. Вопрос, актуальный не только для Гаудия-сампрадайи, но Рамануджи, Мадхвачарьи, даже Шанкары. Буддисты не слишком заботятся о руководстве Пуран, но Шанкара-школа, школа вайшнавов… Шанкара был санньяси и его последователи все санньяси в большинстве своем. Рамануджа также, Мадхвачарья также, Вишнусвами-сампрадайя также. И смысл таков: в Кали-югу санньяса в строгом смысле, карма-санньяса – так зовется это явление, но когда человек оставляет все – такого рода санньяса невозможна в Кали-югу.

00:59:17 В Сатья-югу, говорится, до тех пор, пока сохранялись кости, человек жил. До тех пор, пока кости продолжали жить, существовать, жизнь оставалась в теле, в костях. В Третта-югу положение вещей изменилось. В Кали-югу, говорится, продолжительность жизни зависит от пищи. Поэтому, санньяса в строгом смысле невозможна в век Кали, карма-санньяса – когда оставляются все связи и занятия. Примером служит Валмики, он совершал тапасью. Белые муравьи съели его плоть, и плоть превратилась в землю, в прах. Но он оставался в этом теле, поскольку оставались кости. Затем вновь с помощью некого духовного чуда все его тело было восстановлено.

01:00:49 В Кали-югу без пищи и всех остальных удобств невозможно жить. В Кали-югу позволяется пост продолжительностью в двадцать четыре часа, не более того. Тогда как в другие юги предписывался, по крайней мере, двенадцатидневный пост. Таким было общее правило. Искупление греха – если человек совершал какое-то преступление, то, согласно Шастре, он должен был поститься. Пост минимум двенадцать дней, то был принцип наказания за любой проступок или грех. Но в Кали-югу позволен только двадцатичетырехчасовой пост максимум, поскольку без пищи человек или животное не могут жить. Поэтому, карма-санньяса (полный разрыв связи с материальным миром) – мы не в состоянии вынести такого рода санньясу.

01:02:14 Вайшнавская триданда-санньяса, которая не носит радикальный характер - мы принимаем прасадам, совершаем служение – такого рода. Когда мы следуем этим принципам, мы можем принимать санньясу. Махапрабху принял санньясу, Шанкарачарья, Рамануджа, и все пионеры различных сампрадай – все принимали санньясу. Но это не карма-санньяса. Санньясы бывают различных типов.

01:03:10 Видат-санньяс считается в лагере искателей спасения высочайшим явлением. Их идея состоит в том, что когда человек осознает, что его связь с этим материальным миром носит негативный характер, он входит в духовный мир, обрубая все связи с материальным миром. Когда человек утвердился в этом сознании, то он понимает, что его связь с материальным миром пагубна для него. Он оставляет тело и уходит в духовный мир – видат-санньяса.

01:04:06 И нароттам, в системе нароттама-санньясы человек понимает, осознает существование Бога в своем сердце. И думая о Нем, он оставляет свои связи и обязанности домохозяина, и уходит. Куда угодно он идет, он живет под деревом или в пещере, не заботясь о своей физической оболочке. Он не убивает своё тело немедленно, тот час же, но принимает то, что приходит к нему или постится. Он оставляет свой дом навсегда, семейную жизнь. Это нароттама-санньяса.

01:05:16 И есть разные стадии, Писания упоминают. Триданда-санньяса связана со служением Богу посредством распространения вестей о Нем и служения в обществе людям. И это другое явление, совершенно иная категория, совершенно иное явление. Санньяси этой категории не испытывают отвращения к этому миру, но выполняют долг по отношению к высшему миру. Они используют это тело, они приносят явления Высшего Мира в этот мир и раздают их.

01:06:23 Это иная концепция санньясы, она обладает позитивной ценностью. Подобно тому, как воплощение Бога нисходит в этот мир. И его паршады, друзья, слуги, также посылаемые Им, нисходят в этот мир чтобы принести людям благо. Эти санньяси также являются посредниками Высшего Мира и обретают большее богатство, нежели те, кто просто стремится обрубить все связи с материальным миром. Они стараются использовать свою связь с материальным миром, и посредством этого обретают нечто подлинное. Они действуют в качестве посредников Бога. Они принимают прасадам и совершают служение. Это проявление Вайкунтхи здесь, в этом мире.

01:07:53 Санньяса подразумевает… Когда члены двух армий складывают оружие – как это называется? Перемирие? Не только перемирие, они не только прекращают войну. Но люди, которые получили ранения на поле битвы и остались лежать на поле битвы – за ними приходят шакалы, прилетают стервятники, и солдаты (их товарищи) с оружием в руках приходят, возвращаются чтобы забрать их. Чтобы не дать им стать жертвами шакалов и стервятников, отгоняют стервятников и шакалов, пытающихся полакомиться плотью их товарищей, павших на поле брани. Нечто в этом роде.

01:10:07 Видхад-санньяс, нароттам.

01:10:22 Ученик: Махарадж, Видагда Прабху прибыл.

01:10:25 Шридхар Махарадж: Какие новости?

01:10:28 Ученик: Есть вопрос. Вы сказали вчера, вы упоминали Божество Господа Чайтаньи, которому поклонялась Вишнуприя Деви. Она закрыла лицо тканью, когда увидела его. Это божество Гауридаса Пандита или некое другое божество?

01:10:50 Ученик: Вишнуприя закрыла лицо тканью, вы говорили.

01:11:02 Шридхар Махарадж: Да, когда она посмотрела, взглянула на мурти Махапрабху, оно настолько походило на изначального Махапрабху…

01:11:13 Ученик: «Это божество Гауридаса Пандита, то же самое божество?» – он спрашивает.

01:11:25 Шридхар Махарадж: Божество Гауридаса Пандита было установлено раньше. Божество Вишнуприи было установлено позже. Поза может быть другой.

01:11:34 Ученик: А где это Божество, мы можем его найти где-то, увидеть? Мы знаем, божество Гауридаса есть. Но это божество Вишнуприи…

01:11:50 Шридхар Махарадж: В ходе истории божество устанавливалось не раз.