Древо истинного знания

Вриндаван - 01 января 1990
Обусловленное знание. 5 видов невежества. Ананда-бхрама и Вайкунтха-бхрама. Три вида Гьяни. Cвязь между Ведой и Бхагаватам. Четыре сампрадаи.
лекция для глубокого изучения из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:54:05 | качество: mp3 32kB/s 12 Mb | прослушано: 37 | скачано: 125 | избрано: 1
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

Обусловленное знание

00:00:00 Атма Таттва Прабху. Лекция по Бхакти Шастры, кассета 18. Истинное дерево.

5 видов невежества

00:00:10 Эта цитата есть в Ади-лиле глава 1, 102 стих. Там описывается 5 видов невежества в этом, во втором стихе: считать, 1. что тело – это душа – это первое, 2. считать, что материально-чувственное наслаждение – это стандарт наслаждения. Далее, проявлять очень сильное желание в материальном существовании, первое – это человек считает тело – душой, потом чувства считает и 3. человек начинает беспокоиться из-за каких-то происшествий в материальном мире, и 4 – огорчение и приятие, чего-то кроме Абсолютной Истины, то есть приятие чего-то другого за абсолютную истину – это 5 видов Бхрамы, невежества.

Ананд-бхрама и Вайкунтха-бхрама.

00:01:51 Бхрама – значит «иллюзия», бхрама. То есть иллюзия, невежество, ошибка. Итак, эти 5 видов невежества. На самом деле можно классифицировать на 2 уровня, бхрама – ошибок, иллюзий, когда их 5. Категорий в принципе 2 – Ананда-бхрама и Вайкунтха-бхрама. Ананда-бхрама значит – принятие счастья в материальном мире, за трансцендентное, вечное счастье. Это первое. А Вайкунтха-бхрама – значит – считать что-то из материального мира, как вечное. Считать, что это всё. Ну это 2 основных категории невежества. Ананда-бхрама и Вайкунтха-бхрама. Бхрама значит – неправильное восприятие объекта, считать что-то одно, чем-то другим. Это 2 вида невежества.

00:03:28 Иногда, второй вид невежества, то есть Вайкунтха-бхрама, думают, что материальная жизнь, трансцендентна или вечна. И если человек становится более разумным, он думает: «Нет, это не Вайкунтха», и он ищет Вайкунтху, и он достигает, какого-то так сказать, более возвышенного уровня, он думает, что он более разумен, потому что отказался от такого невежества, что эти материалистичные ощущения – это Вайкунтхи. Это моё нормальное положение, и конечное моё счастье, он отказывается от этих идей, потому что он немножко разумен, но, именно поэтому, его зовут Гьяни. Потому что он понимает, что это временное существование, не может быть вечно. И в то же самое время, он находит, где-то какую-то так сказать пещеру, тихое место, хотя можно сказать, что он мудр и так далее.

00:04:25 И Шри Чайтанья Махапрабху, он объяснил что, он описывает эволюцию цивилизации Рупе Госвами. И он сказал: «Да, хоть и карме и мадхье эко гьяни дурлопа» - один человек может стать мудрым среди миллионов этих невежественных людей, он может быть действительно мудр, но, тем не менее, искоти, из миллионов, таких, так называемых мудрых людей, может быть 2 или 1 достигнет имперсонального освобождения. Может быть, редко очень. Махапрабху сказал: «Может быть». Он был неуверен.

00:05:03 И, он мукта. И мукта нама писитхана Нараяна парайана – среди муктов освобождённых существ, из сиддх, людей, достигших совершенства. Сиддхи и мукта, они должны быть разумными людьми, все остальные, они в невежестве конечно они глупы. И эти сиддхи, мукта, они должны быть разумны, но мукта нама писитхана Нараяна парайана – тот кто достиг изначального своего знания, Нараяна параяна – тот кто служит Верховному Господу, совершает такой процесс и понимает, что Кришна источник всего, он очень редок среди них. Эка Кришна Бхакта – Один преданный Кришны, он очень, очень редко встречается.

00:05:50 Итак, это Гьяни мы говорили. Гьяни они, также можно сказать, на самом деле они, может быть и не глупы, но и разумными не назовёшь их. Они слишком умные, они думают, что они умные, Гьяни, они слишком умные. А смарты, они. Смарта – можно разбить как на смарт ас, то есть, то есть умные животные так сказать, использующее разум в ненужных целях. В Шримад Бхагаватам говорится – «[Ви мукта мани насэти гьяни]» - они думают: «Да, я освободился», мани – это значит «только думает». На самом деле не являешься таким.

Три вида Гьяни

00:06:30 Есть три вида Гьяни. Одни думают что, они все думают что, Брахман – вечен. Это они все понимают. Далее: одна группа философов думает, что этот Брахман трансформировался. Произошла Паринама в этот мир, трансформировался в этот мир. Вы берёте 100 рупий, размениваете по 10 рупий, раскладываете в десять разных карманов. Значит, ста рупий сейчас нет уже. Они превратились в десятирупиевые, потом сложите эти сто рупий, разменяете и будет снова цельная бумажка в сто рупий. Это называется Брахма паринама, то есть Брахман – трансформируется в этот мир. Такая у них философия. И некоторые другие они говорят: «Брахман – он не трансформируется, Брахман – это нечто вечное, как он может меняться? Даже если Брахман, он меняется в этот мир, он, это всё равно изменение, он не должен меняться, Брахман – саттья.». Что такое митьям – джигатмите. Брахман саттья джигатмите – Брахман – истинный. Но джигат, что такое джигат? Джагат – это хаджидат, то что меняется – зовётся джигат. То что меняется – это джигат. Что не меняется, Брахман. Итак, Брахман саттья джигат миттьям, если это так, то тогда нужно принять существование Дживы.

00:08:01 Если принимаешь существование Дживы, то это значит, что есть кто-то на уровне пара-, но они считают, что всё – Брахман, и они выдвигают эту философию, что Брахман покрылся иллюзией. Это называется Виварта-вад. Виварта-вада. Итак, далее третья классификация – Дживешвара-вад. Джива Ишвара-вад. Вада. А эти люди говорят: «Погодите, погодите, погодите». Если Брахман покрывается, по крайней мере значит брахман, какое то покрытие на него нашло, как Брахман – он чист, как он может покрываться. Он не должен покрываться, но по своей воле он может думать: «Я - Джива», иногда как отец, например, думает – «О! Я ребёнок», и ходит на четвереньках по дому, потом жена приходит и говорит: «Эй тебе уже 80 лет, ну ка давай вставай», он встаёт. Адья, также и Брахман, муккиласту он просто думает: «Дай-ка я поиграю в Дживу, так в лилу».

00:09:11 Что за игра такая? Рак, несварение, и печень больная и всё остальное, хочется ему вот такие игры, зачем такие игры кому-то? Посмотрите на нашу жизнь? Когда мы выходим из чрева, если нас не омыть, то даже наша мать нас в руки не возьмет. Такие вот игры желает вот совершать Брахман. Такая у них философия, они просто неразумны, их конечно зовут Гьяни, но на самом деле они – Агьяни. У них нет никакой Гьяны, это Дживешвара-вада, это три основных классификации секций Гьяны.

00:09:45 Конечно, в комбинациях этих трёх, проявляется множество новых теорий, йоги-сатчитананда парамахамса, йога-нанда и его трансцендентальная медитация, интегральная йога, Ауробиндо, это всё просто разнообразные комбинации этого уровня, это просто так сказать огромная каша, они устраивают лекции. Используют пару санскритских стихов, и бедные люди, которые не живут в Индии, они думают, что это абсолютная истина. Это всё обман.

00:10:20 Это обусловленное знание. Эти вот области, это обусловленное знание. Как вы это называете? Религия или философия, Ведическая или неведическая, созданная человеком, созданная Богом, это всё относится вот к этим двум уровням. Что бы вы не имели ввиду, если это обусловленное знание.

00:10:37 Изначально, мы должны прояснить момент. Это здесь. Сейчас рассмотрим. На прошлой карте вы видели Анги и Кальпы видели – это большая часть, там 18 смрити даётся, это называется Карма-канда. И здесь эта карма. Здесь в этой карме вы видите написано – Ведическая и спекулятивная, то есть неведическая. На этой карте, на уровне секций кармы, вы видите тут не только основанное на Ведах, но и не основанное на Ведах, и то и другое здесь разбирается: Джадавада, Бхававада, Асатвада, Айкатвида и так далее, всё это объяснение, оно вот здесь. Под этой картой что вы видите? Это просто Карма-канда и Упанишады зовутся – Гьяна-кандой. Таково метафизическое объяснение деятельности, которое называется Гьяна-канда и, основываясь на Упанишадах, создаются 6 философий. И пока эти 6 философий, мы их уже объяснили там. Когда ньяя, вайшешика объединяются в одну философию получается, это вторая, третья, а это 4, а те люди до Шанкары, все эти Аштавакры и их компания, они также соединялись в одну группу. И это всё называется 6 философией. И, либо у вас таких 5 и Уттара-миманса – шестой. И все коментарии Шанкары к Уттара-мимансе, они считаются неправильными, или философия Шанкары, вместе с Аштавакрой и так далее считается одной философией. Гаутама и Канада также соединяются вместе, как одна философия.

00:12:26 Это называется Шат-даршан, или – 6 философий. В 6 философиях, лидеры эти, проповедуют все эти философии, на уровне ума и разума, пытались спекулировать об абсолютной истине, основываясь на Упанишадах. Когда их читаешь, например, есть такой стих: «[Бог, его никогда не увидеть]», и немедленно философ ньяйи говорит: «О! Смотрите: Бог – он невидим, а также говорится, тот кого не видишь – не существует, значит Бога никогда не увидеть, значит – он не существует» и он выдвигает новую философию. Или говорится: «Всё исходит от Бога!». В Упанишадах говорится. В другом месте там говорится: «Всё исходит из Агамов – материальных элементов». И тогда он говорит: «Ага, а тьма материальных элементов – это и есть Бог!». Так работает Гьяна-канда. И далее Капила-санкхья. Там написано, например: «Маха таттва или изначальный суп», так сказать томатный суп, к которому ещё не добавили спагетти. Это так сказать главное, и без томатного супа, не возможно приготовить никакого спагетти и это упоминается в Упанишадах, говорится: «Без Махат ничего не существует?». И где-то ещё, например, отмечается что Господь – он на самом деле Махат, Господь – он велик. И этот человек накладывает один Махат на другой Махат, и говорит: «Да, 24 элемента – это и есть Махат», это то есть это такая философия. Это и есть Господь то есть.

00:14:01 Далее, йога в Упанишадах говорится что надо контролировать чувства, используя разнообразного вида практику, и также упоминается, как это всё совершается. И если человек находит все эти принципы, тоже совершает. Но в Упанишадах говорится также, что есть одно вселенское сознание и это так действительно. Сознание Кришны, это сознание для всей вселенной. И Вишну, это для вселенского сознания. И в другом месте также отмечается, что эту форму также можно увидеть в сердце страховку и так далее. Раковину, диск, лотос, всё можно это увидеть в сердце, это упоминается в Упанишадах. И собирается эта вся информация. А одновременно человек не хочет, чтобы что-то происходило после освобождения. После освобождения, в некоторых местах, в Упанишадах говорится, что после освобождения, человек не возвращается. Пунаравалити – нет возвращения, и человек, также этот момент отмечает, и еще где-нибудь, например, написано что, он становится именно таким, Господом по природе.

00:15:05 И он отмечает это тоже. Что за природа Читти-шакти? Ага, прыгаешь в сверхдушу и исчезаешь. Такова философия йоги. Нужна, для этих они взяли стихи из Упанишад, но также они некоторые стихи упустили. Они взяли только те стихи, которые подходят к их идеям, чтобы вывод организовать. Это называется спекуляция. В этом смысл слова Кальпана. Вчера Матха ачарья говорил: «[Кахор каубитам]» - это продукт их Кальпа. Эта философия – продукт Кальпа. Даже не мозгов, он не говорит мозгов, он говорит Кальп. То есть череп, так сказать. Из голой кости высосаны все эти философии. Далее Карма-миманса. Во многих Упанишадах говорится, что совершая деятельность, мы создаём то чего не существует раньше. Апурва возникает, и человек отмечает это. Апурва, и далее в другом месте в Упанишадах отмечается что даже если ты доставишь удовольствие Богу, полубогу какому-нибудь, ты получишь результаты хорошей, плохой своей деятельности и так далее. Человек отмечает это, отмечает – «Вот это Пурва, то есть карма, создающая реакцию это, высший уровень» и таким образом они отмечают – «Бог – значит он под контролем кармы». Это такая у них философия.

00:16:27 Итак, все эти 6 философов, засохшие ментальные спекуляторы, которые не хотят принять Бога. И они основывают свою философию на Упанишадах, очень здорово, то есть они как Ведичны, а другие кто приходит, они просто наслаждаются какой-то смесью, и санкхья, вайшешики, аштанга и Карма-миманса, и эти философии – Аштавакры и так далее, которые присутствуют здесь в имперсональном сиянии так сказать, и они здесь классифицированы – Брахма-Паринам, Вайиварта-Паринам, и Джигешваравада, в трёх классификациях. Далее, чтобы немножко вернуться к шествию Кармы, отметим что, когда Верховный Господь сотворил этот мир, он дал живим существам ум и разум. Он дал им ум и разум. Для того, чтобы происходило две вещи, отметьте, очень важно. Две причины по которым он дал ум и разум. Первая причина, чтобы эти живые существа могли продолжать бесконечно своё существование в материальном мире, для чувственных наслаждений существования. Это первая причина. Вторая причина – совершенно противоположна – чтобы они могли получить освобождение. Итак, необходимо использовать ум и разум для очищения ложного отождествления. Это называется – изначальное знание. И это возможно, просто благодаря слушанию авторитетов. Кришна даёт знание.

00:18:01 Кришна передал Богу Солнца. Бог Солнца – Икшваку. Он тот – Ману. Таким образом всё спускается, Арджуна снова спросил, Кришна объяснил, затем всё это проходит через ученическую преемственность и если живое существо просто слушает. «[Катший ну]» - говорит Кришна, просто, слушая авторитеты, человек может удалить это ложное отождествление из сердца, и истинное отождествление с Дживара Сварупахой Кришне ранитте дас, автоматически проявится в сердце. Совсем не обязательно достигать какого-то знания. Мы достигнем только невежества, невозможно достигнуть знания, набрать его где-то. Знание – это наше изначальное состояние. Мы Сат-чит-ананда-виграха. Сат-чит-анада-виграха – значит «полны знания, воплощённое знание». Поэтому как можно достигнуть знания? Ом Пурамада – знание души совершенно. Таким образом, вы ничего уже не добавите к этому знанию. Но душа отождествляется с материей и думает: «Я – то, я – это». Это майя.

00:19:08 Шри Чайтанья Махапрабху объяснил, что такое майя? Майя – это когда человек совершает Вайкунтха-бхраму и Ананда-бхраму. Эти 2 вида иллюзий называются майей. Считать тело душой – это майя. Считать чувственные наслаждения – вечным счастьем – это тоже майя. Считать материальную природу Кришной – это тоже майя. Считать смерть – достижением трансцендентного – это тоже майя. Нет другой майи, это истинная майя. Майя – значит – Ахам мамма ити Агьяна – я – это тело, всё что принадлежит телу – моё. Это причина такого рода огорчений. Жажда достижений кармических результатов. И Кармического рода религия, основана ли она на Ведах? Или не основана? В любом случае невозможно достичь конечного удовлетворения. В конечном счёте придёте к двум вещам. Шо чьоти канкша – жажда кармических результатов и огорчение.

00:20:06 И в кармической деятельности также присутствует Упасана-канда, вы здесь видите – Упасана. Она здесь есть в этой части мы видим 5 Богов которым поклоняться, есть маленький момент, который нужно запомнить, здесь отмечается Вайканаса. Вайканаса – это неимперсональное поклонение Господу Вишну. Видите поклонение Вишну, через Ведическую литературу. Это Вайканаса, это Вайшнава-агама. Но, те люди, которые проводят 5 видов поклонения, они не принимают Вайканаса Вишну, они принимают имперсонального Вишну. Это значит – Вишну, который находится повсюду. 8 глава, а, 11 глава Бхагавад Гиты, они там к этой вселенской форме привязаны. Люди ведь поклоняются 5 видам Божеств с имперсональной концепцией, их Вишну – не Вайканаса Вишну. Это не вечный Вишну. Их Вишну – вселенский Вишну. И они также майявади. Это в кармической части Вед. Не важно – Карма-канда, Упасана-канда. Там нет изначального знания. И Карма-канда, и Упасана-канда могут привести душу только к разочарованию. Хотя, Упасана-канда, отмечается поклонение Вишну по вайшнавски, там оно есть, но люди по кармически не примут это, потому что, если вы поклоняетесь Вишну, то в конечном счёте ему нужно предаться. И они лучше будут поклоняться имперсональному Вишну, чтобы не предаваться.

00:21:37 Именно поэтому им нравится эта вселенская форма – Вират Сваруп, тысячарукая, тысячаголовая. То есть этот Вишну, он не будет полным без меня так сказать, они туда и свою голову вклеивают, так они могут соревноваться с Вишну. Это кармическая деятельность. А спекулятивное знание – неважно. Сколько на уровне ума и разума не спекулируй, по абсолютной истине, её не постичь, потому что [адах Шри Кришна намади набавит граха индрей] – абсолютную истину не обрести через что-то не абсолютное. Абсолютная истина должна открыться сама, только тогда это возможно, так что на уровне ума и разума, как бы вы не изучали Веды, Веданту, 6 школ философии, вы всё равно никогда не поймёте абсолютную истину. Если она сама не откроется вам, а он даёт процесс, как его осознать? Не то что кто-то вдруг сидит и думает: «Ах ты!» и вдруг Господь в сердце. Нет, [тагрихи прани патинапати пришнине севе падишепети Гьяну] – таков процесс, который даёт Кришна. Кришна - он Бог, так что мы не должны выдумать новый процесс, это очень опасно. Итак, карма и гьяна могут привести живое существо до уровня полного разочарования только, потому что это всё, лишь привязанность, это не освобождение.

00:23:04 Это просто чувственное наслаждение либо грубое, либо тонкое. А разницы толком и нет, это ачит – тонкий, а чит – грубый, есть какая-то форма там, а тут тоже чувственное наслаждение тонкое. Это всё в принципе – чувственное наслаждение, поэтому это обусловленное. Если есть желание чувственных наслаждений, то нет смысла и говорить о достижении абсолютной истины. Это вообще убранные уже, то есть тот кто интересуется продолжением материальной жизни, или в избавлении от материального существования и не может обрести Бога. Он просто за пределами достижения. Итак это Веда Карма-гьяна-упасана даётся, и кто-то может спросить сейчас. А Шукадева Госвами, у него задал этот вопрос Прикшит Махарадж: «Если Веды в гунах природы? Если Веды заставляют людей заниматься чувственным наслаждением в форме кармы, гьяны, упасаны? То почему для души благоприятно достигать освобождения?». Шукадева Госвами объяснил то, что я уже объяснил. Это называется – ученическая преемственность. И я не должен что-то придумывать там, сравнивать карму и гьяну, в книге Кришна, вы можете тоже это прочитать – олицетворение Вед, их молитвы. Там даются все эти объяснения.

00:24:20 Можно будет прочитать. Очень интересно всё объясняется. Итак, Шукадев Госвами в конце сказал что, ни Карма-канда, ни Гьяна-канда, ни Упасана-канда не даст вам конечного блага без привязанности, так что прежде всего нужно очистить сердце от склонности к наслаждению. Либо в прямом наслаждении, либо в косвенном наслаждении через Гьяну, либо через наслаждение в форме Упасаны, то есть Бог – он просто как принцип существует. Поэтому на шее это называется артхикаридее. Упасана-канда – это Астик, Астика-религия, то есть атеистическая, то есть они поклоняются Богу, чтобы что-то получить: «Вот, Бог дай мне хлеб каждый день, дай мне ежедневное масло или что-то такое». Либо дошу, либо хлеб, там в соответствии со страной – Миди Доса. В объяснении 6 философий – язык может быть другой, раз, ну то есть, а личность может быть другой, а кто-то грек может быть, а кто-то индиец, кто-то римлянин, там и так далее, ну всё это относится к людям, которые интересуются чувственным наслаждениям в той или иной форме.

00:25:24 Итак, если живое существо не откажется от ложного отождествления, оно не может обрести непривязанность к чувствительным наслаждениям, и что это за ложное отождествление? Это ложное отождествление, заключается в том, что живое существо забывает свои изначальные взаимоотношения с Кришной. Изначальное положение, [Дживара-сварупа-хой Кришна ниттье дас, но Кришна бахер мукка хой бахуванча Хори] – Поскольку живое существо отвернулось от Кришны, за ним висит очень много всего и вся эта карта наша. А извольте, что я должен снова повернуться к Кришне? Как это сделать? Просто по милости Кришны, нужно получить возможность общаться с чистым преданным, и слушать его, и тогда это возможно. Если живое существо, пытается через Карму, Гьяну, Упасану, оно никогда не достигнет – и это вот иллюзорное дерево, а это всё, листья и ветви плоды иллюзорного дерева. Но истинное дерево в духовном мире. И плоды истинного дерева также свисают в материальный мир, оно растёт там удивительно, касается стоп Кришны, и оттуда плоды спускаются сюда в материальный мир. Что это за плод? Этот плод называется – Нигама-кальпа-тарор галитам бхалам.

00:26:40 Шримад Бхагаватам – это истинный плод. Как мы дошли до Бхагаватам, с этих Брахманов, Араньяков, Упанишад. Сейчас вот проясним, и тогда вот фактически наш курс – Бхакти Шастры и закончен. Это сегодня мы и сделаем. Все готовы? Или у кого-то какой-то срочный вопрос?
[Аудитория] [не переведено неразборчиво]
[Атма Таттва дас] Аштавакра и другие, глупости имперсональной, [неразборчиво] Гаутама и Канада тоже объединяются в одну. То есть получается 5, а шестая – это Уттара-миманса. Нет, я про другое. Говорится, что шестая философия. Шестой – это Брахма-сутра, например говорится, что из этих 6 философий, но мы когда говорим, что 6 неприятных атеистических философий, мы имеем ввиду 6 философию, Веданту в комментариях Шанкары и в таком смысле – 6. В другом смысле – это 5, а 6 – наша авторитетная, есть два вида соединения. Ачарьи пользовались и той и другой техникой, поэтому, мы должны быть осторожны когда мы читаем, если там говорится 6, то в таком контексте они берут, иначе вы будете думать, что Вьясадев, так сказать атеист. Так нельзя.

00:28:23 Так что если где-то пишется 6 атеистических философий, то это значит, тут эти 5 и объяснения Шанкары, комментарии к Брахма-сутре, которые также атеистичны, это шестая. Если мы говорим – 6 с Вьясадевы, то это значит – вот эти 2 как одна, а это – 2,3,4, а Шанкара, Аштавакра и всё это остальное – имперсоналисты, они все в кучу одни. Вьясадев становится шестым. В комментариях Прабхупада использует и тот и другой после подсчёта во многих местах. Поэтому я даю то же самое, и то и другое, чтобы вы не смутились.
[Аудитория] Мы Вайканас обсудили, это что трансцендентно?
[Атма Таттва дас] Это трансцендентно, но это не применимо для тех кто не рождены в определённой семье, в этом смысле – это очень ограниченный уровень. Это трансцендентно, потому что говорится о Вишну и говорится о преданном служении, и возвращении на вайкунтху. Но оно ограничивается, это Вайканасу поклонение, потому что там нет широты Панчаратры, широты допуска людей.

00:29:33 Итак, в мнении Раманудж ачарьи, есть и Вайканас и Панчаратрика. Как спикулирующий и интерпретирующий. Говорят, что нужно поклоняться Вишварупе, а не Вишну. Они говорят – «На самом деле – это изначальный Вишну» - вот что они говорят. «Другой Вишну – это инкарнация и это временно! Изначальный Вишну, он не изменимый, невидимый, палящий, кипящий, такой». То есть это называется их Вайкунтха Брахма, нет, это Вишну Брахма. Брахма – они же считают что вечное – временным. Вселенская форма она, они считают что-то временное вечным, да, то есть вселенская форма – она, да, вечна, временна, а они считают её вечной. Карма-канда и Карма-миманса. Карма-канда – это Веда. Карма-миманса – это философия взятая из Вед. Они считают, что Карма – это всё. Карма-миманса – относится к Гьяна-канде, относится к Упанишадам. Это Гьяна-канда. А это здесь, вплоть до Агам, Карма-канда, а Агама – это Упасана-канда. Если вы посмотрите сюда, то вот здесь вот – Гьяна-канда, и некоторые вот эти моменты – тоже Гьяна-канда. Это Карма-канда, это вот Экадвип адвита и так далее. Это Бауда, это Упасана-канда.

00:31:04 Везде, где есть поклонение – это Упасана-канда. И эта Упасана-канда выше Кармы? А, нет, просто говорится – Карма, Гьяна, Упасана – это, она не выше, на самом деле – Гьяна-канда, в некотором смысле даже лучше, чем Упасана-канда, потому что Упасана-канда – это поклонение миллионам Богов. А Гьяна-канда, по крайней мере, там нет идеи миллионов Богов. Поэтому в этом отношении можно сказать, что Гьяна-канда, немножко лучше, чем Упасана-канда.

Cвязь между Ведой и Бхагаватам

00:31:38 Итак, давайте рассмотрим связь между Ведой и Бхагаватам. Почему это плод? Что за изначальное дерево? Мы же разбирали иллюзорное дерево, значит должно быть и истинное. Что это за дерево? Это дерево растёт так: [Джайна Брахма хридайя адхикавее] – изначально Брахма получил наставления от Верховного Господа. Брахма понял цель Вед – самбандхи, абхидейи, прайоджины. Взаимоотношения с Кришной – процесс Бхакти, любовь к Богу, как конечная цель. Он понял это на этом уровне, и мы уже объяснили, как все неправильно поняли Брахму, и мы не будем к этому возвращаться, мы перейдём к истинному дереву. Позднее Брахма дал наставления Нараде. Нарада дал наставления Вьясе объяснив 4 стиха – чету-шлоки. Четыре стиха, которые Брахма дал Нараде. И это на самом деле суть всего знания. Эти 4 стиха описывают самбандху, абхидею, прайоджину. Когда это произошло? Когда Нарада рассказал это всё, Вьясадеве?

00:33:14 Есть маленький момент, который нужно прояснить. Вьясадев прежде всего, кто такой Вьясадев? Вьяса – значит «составление, составляющий», из слова санскритского – вьяса – значит, что-то очень хорошо объяснять, разбивая на категории. Это называется Вьяса. И Вьяса – это определённый пост. Мы знаем, что это у нас 28 сейчас Дивья-юга идёт. И в каждую Дивья-югу, есть один Вьяса, и это разные личности. В прошлую Дивья-югу, Парашара муни были Вьясадевом. В эту Дивья-югу – сын Парашары, Кришна Двайпаяна – является Вьясадевом. В следующую Дивья-югу, Ашватхама будет Вьяса. Его имя также уже упоминается, это есть в Вишну Пуранах. Ашватхама. Да, да, да, тот самый великий Ашватхама. Он становится Вьясой, поскольку занимался преданным служением, служа Пандуум, когда те учили Шедрона ачарью: «[Клопа мапьяся дармася трэтэ махатобет]» - хотя он совершил ужасные действия, он всё равно получил новое служение. По крайней мере, Кришна знает философию, про милости Бога. Так сказать, иначе были бы проблемы. Посчитали бы его так сказать Ашватхама падшим, преданным, прогнали бы его, преданного Ашватхаму.

00:34:54 Но он возвращается, снова вернётся в преданное служение. Все возвращаются. Итак, Вьяса – это пост. И самоосознавшие души занимают это место, и он входит в них. Они становятся Шакья-веша, они Вибхинамша, Господь входит в них своей литературной энергией. И затем в начале Двапара-юги, эти Вьяса, берут Веды и делят их на 3. И затем четвёртая становится Атхарва. Это описание у нас уже здесь было: и что такое Веда, и всё остальное, всё это мы сейчас знаем, и сейчас мы начнём с этого момента, обсуждать. Итак, составив Веды, и рассмотрев Упанишады. Да, разделив Веды, когда он уже сделал это. Когда это было? В начале Двапара-юги. Начало Двапара-юги, нет конкретно в каком году, там такой информации, но в начале Двапара-юги. Макс Миллер говорит, что это произошло в 200 году нашей эры. Я не знаю откуда он знает, он почему-то всё знает, удивительно. По крайней мере Веда говорит – неизвестные некоторые моменты, но Миллер говорит, что он всё знает, он конкретно говорит: «200 год нашей эры и всё».

00:36:11 Когда Вьясадев составил Упанишады, он знал, что люди, становятся очень неудачливыми, они не смогут получить это знание, правильно передавать его. Он хотел объяснить Упанишады, потому что эти философы, уже объяснили их так сказать, удивительным таким образом, что никто не может понять уж теперь, кто Бог? И Вьясадев хотел объяснить Упанишады. И он объяснил это всё в Брахма-сутре. Как они объяснили в ньяя-сутра, вайшешика-сутрах и так далее. Вьясадев объяснил это в Брахма-сутрах. Брахма-сутра – также называются Веданта-сутрами, также называется Бадараяна-сутрами, также называются Вьяса-сутрами. Это всё – разные названия Брахма-сутр. Брахма-сутра имеет 4 песни, состоит из 4 песен. В каждой песне по 4 клава. И это называется – шода-шпат, то есть – книга из 16 глав. Первые 2 песни объясняют самбандху, третья песнь – абхидею, 4 песнь объясняет прайоджину.

00:37:19 Сутры – это несколько слов, короткое такое определённое предложение без лингвистических дефектов. В этом коротком выражении объясняется много информации из Вед. Это называется – сутры, это такого проявления сутры. Хотя атеистические философы также написали свои сутры. И это то же самое – коротко, в нескольких словах, но смысла нет. Вьясадев написал тоже Брахма-сутры свои, он следовал тому же стилю, но дал ответ всем этим философам. Истинный ответ. Несколько здесь вот они Брахмаджьоти висят, он им тоже ответил, и он также ответил вот этим даже всем. Объяснил разным этим буддистским, джейнистским философиям, синтеминтализму и всем, всем им он дал ответ. Эти имена, которые вот здесь понаписаны – Бхава, Асат, Джара и так далее. Это всё взято из Брахма-сутр Вьясадева. Он всё это объяснил и разрушил все эти философии. И объяснил – «Джанмай-десейатага» - откуда всё исходит? Всё исходит из Кришны. И он личность, он всё это объяснил в Брахма-сутре, но, очень-очень усложнённым языком.

00:38:33 И к этому нужны комментарии. Сутра всегда требует комментариев. Никто не может понять сутру, если нет комментариев. Он на самом деле предсказал, что в будущем появятся комментарии. Но в то же самое время, он сам тоже что-то сделал. Он написал Пураны. Он увидел, что Карма-канда – очень такая – сложная тема, запутывающая тема, и он хотел поднять людей, дав какой-то постепенный процесс. Он написал 17 Пуран, до 18, то есть вот Нарада муни берёт наставления Вьясадевы, до этого он написал, Вьясадева написал, 17 Пуран. Они делятся на 3 группы: тамасичные, раджасичные и саттвичные. Названия здесь даны.

00:39:36 Карма-канда и Упасана-канда, там описывается некоторая деятельность, и объясняется, как поклоняться разным личностям. Взяв это всё, он добавил туда немного философии, немного понимания. И он думал, что благодаря этому постепенно, люди станут прогрессировать. И дело это в каждой Пуране, и он сказал что-то и о абсолютной истине: там и сям, чуть-чуть так сказать, между карт в колоду затасовал – что «Кришна – Всевышний, ты – душа, и нужно вернуться назад домой к Богу». Он перемешал хорошенько эти карты, растасовал и раздал им. Но они выбирали только джокера и джокера и всё. Вот в чём проблема. Они выбирали не те карты. И он был неудовлетворён. Он сказал – «Что это такое? Они берут только джокера, у меня так много разных карт, а они ищут джокера всё время». И Тамасичные Пураны, Раджасичные Пураны, Ссаттвичные Пураны, в них есть, что-то об абсолютной истине там сям. И я просто отмечу, чтобы вы могли отметить себе, записать, если у вас есть время. Кстати, я думаю, на доске напишу это всё. Потом перерисуете. Там 3 момента. У меня есть такая таблица там имя Пураны. Объясняется, что у нас есть в этих книгах. Если там что-то есть об абсолютной истине, что там конкретно написано об абсолютной истине. И там не даётся конкретных стихов.

00:41:01 Это слишком конечно, но к примеру, говорится там – «Брахма, Брахма Пурана», там например говорится. Там описание Джаганатха Пури – Брахмана Пурана. И даются страницы и так далее. Ну то есть страниц, наоборот, не даётся. Это будет на доске. Там также объясняется в каждой Пуране. Каково высшее божество, которое описывается в Пуране? Этот список есть, просто сейчас слишком долго времени бы ушло. Итак, вернёмся. Он написал Пураны, записал Брахма-сутру, он всё это сделал и сидел на берегу Сарасвати унылый. Он был ужасно неудовлетворённым, он видел, что эти живые существа, как я уже говорил – выдёргивали только джокера. Если другие карты не интересуют. Он был обеспокоен. За место того, чтобы их вести к свету, я их сбил с толку, и потом появился Нарада муни. Он сказал: «Что? Ты же великий пандит. Ты написал Сутры, написал Пураны, так много всего сделал, но, что ты в таком состоянии?». Но он сказал: «Ты мой духовный учитель, ты должен мне объяснить».

00:42:05 И Нарада муни сказал: «Ты не описал славу верховной личности Бога – открыто. Ты дал это всё, но ты не сделал это открыто». И он сказал: «Сделай» и дал ему 4 этих стиха, начиная с «Сахамы Васаны Вагры». Эти 4 стиха описывают, что Кришна – высшая личность. Он в начале в конце, и всё поддерживается – и процесс постижения. Нужно понять, что нет ничего ценного. Только Он – ценный и нужно служить ему. Служа ему, можно достичь изначального уровня естественной любви к нему. И когда Вьясадев всё это услышал, всё стало ему ясно. И он сказал: «Да! Это то что я объяснил». Но он подумал: «Я объяснил это…» - он подумал – «Но нужно сделать что-то удивительное, чтобы все Сутры объяснялись в этой работе». И цель Пуран тоже нужно объяснить в этой работе. И побеждение этих спекулятивных философий, также нужно присутствовать. Также побеждение Карма-канды грубой и тонкой тоже нужно сделать. Он подумал: «Я сделаю это» и он сделал. Именно поэтому Шримад Бхагаватам – является естественным комментарием к Брахма-сутре.

00:43:22 Брахма-сутры. Они начинаются: «[Атхато Брахма джигессай джанмай диссья этаха]». Атхато Брахма джигессай – значит «вопрошая Брахмана», вторая линия. Вторая строчка – это тот Брахман. Брахман – это то из чего исходит всё. В Шримад Бхагаватам Вьясадев начинает: «[Джанма диссья этаха анмайа тетарешт и тераташти артхешу абигья сарат]». Он верховная личность Бога. Ом Намо Бхагавата Васудевы. Таким образом – Шримад Бхагаватам – естественный комментарий. Того же самого автора, Вьсадевы, который написал Брахма-сутры. И когда Брахма-сутры были записаны, позднее имперсональные философы, все они собрались так сказать на совет, и стали планировать, как там насчёт нашего имперсонализма, Брахма-сутры уничтожают имперсонализм. Но в то же самое время – Шри Шанкара явился, чтобы их спасти и дал им свои комментарии – Шарира Кабашья – материалистичная доктрина, которая давала философию адвайты. Он написал комментарии к Брахма-сутре. И объяснив Брахма-сутру, он сжалился как-то над Верховным Господом, потому что Брахма-сутры объясняли Паринамаваду. Не Брахма-паранамаваду, там объяснялась Шакти-паринамавада.

00:44:46 То есть Господь имеет безграничное количество энергии, и некоторые энергии трансформируются в материальный мир и потом они опять возвращаются в своё изначальное положение. Тут Брахма? Нет, с ним не происходит Паринама, он не трансформируется, либо Брахман – Брахман он не покрывается, и Брахман – это не живое существо, ни то ни другое ни третье. Живое существо – отделённое, неотъемлемая часть, материальный мир – это всего лишь проявление безграничных энергий Кришны. Это объясняется в Брахма-сутре. И он был очень милостив и он подумал: «Нет, нет, нет, нет, люди подумают что Брахман трансформируется, дайте я спасу Брахман, как спасти Брахмана?». О виварта ват маха – уважить его философию – вот он. Наложил виварта, и покрыл всю Брахма-сутру, поэтому он здесь нарисован в Облаке. Это облако покрывало Брахма-сутру. И конечно солнце, он дал Пурану, Пуранарка-удая – Солнце Шримад Бхагаватам. Так что это облако прогнало Шримад Бхагаватам Пурану: «[Ашипада Шанкарачарья]» не коснулся Шримад Бхагаватам специально. Единственная книга, на которую он не написал комментариев – это Шримад Бхагаватам. Ко всему остальному он дал комментарии.

Четыре сампрадаи

00:46:01 Книг, которые существовали, даже которых не существовало, он ко всем написал комментарии, но эту книгу оставил в стороне. Это солнце. И сейчас, что касается сампрадай. 4 сампрадай. Говорится, что 2 сампрадаи – любая мантра принимаемая становится – нишпала – это в Падма Пуране написано и эти сапрадаи изначальные исходят из Господа, от Господа, Шри Кришна – являет своего изначального представителя. Это 4 представителя – Брахма, Шива, Кумара и Лакшми. Эти основатели 4 сампрадай. В этих сампрадаях – есть великий основатель. Между ними и нами, ну, то есть великие ачарьи, Небарка Вишну Свами, Рамануджа и Матхва. Итак, каждый из них написал комментарии и комментарии их здесь даются. Нимбарка – Париджата-саурабха-бхашья. Вишну Свами – Сарвагья-бхашья, Рамануджан – Шри-бхашья. Матхва ачарья – Пурна-прагья-даршана-бхашья.

00:47:06 И их философии так и называются – двайта-адвайта, шудхадвайта, вишиштха-двайта и двайта. Эти 4 сампрадаи дали свои комментарии, основываясь, на Шримад Бхагаватам. На выводах Шримад Бхагаватам. Вы должны это записать заглавными буквами. Шримад Бхагаватам – основа их выводов. И они написали комментарии объясняя – Бхагавата-дхарму все они. Бхагавата-дхарма – это религия, которая основывается на Шримад Бхагаватам. Дхарма души таким образом - преданное служение. Бхакти. Разрушая философию Шанкары, каждый из них взял один из аспектов философии Шанкары, и победил этот аспект. Они брали – 4 разных личности. Разрушили 4 разных фазы философии Адвайты. Из-за чего дхьяни написали фактически дали одну философию. Но им нужно было разрушать, какой-нибудь аспект философии Шанкары. И для того, чтобы разрушить этот конкретный дефект, они назвали свои философии конкретными именами, Двайта-адвайта, Шудха-двайта, Вишиштха-двайта, и Двайта.

00:48:26 И эти 4 ачарьи получили наставления у самого Шри Кришны в форме Шри Чайтаньи Махапрабху Бхагавад Гиты. Он дал им знания о том как объяснить их философию. И когда Шри Чайтанья Махапрабху приходил в своих проявленных играх, он взял по 2 принципа из каждой сампрадаи и дал наставления Госвами. И опять же, Шри Кришна, сам Шри Кришна в форме Говиндадева объяснил Брахма-сутры, на уровне Ачинтья-бхеда-абхеда-таттва Говинда бхашья-баладана Баладевидьябушине Прабху. Он наш Веданта-ачарья. Он написал комментарии нашей линии, по Брахма-сутре комментари. Эта – Ачинтья-бхеда-абхеда-таттва – и есть истинное полная философия, комментирующая Брахма-сутру. Если вы возьмёте все эти комментарии, вместе сложите и устроите синтез определённый, чтобы каждая из них не противоречила другой. Такая философия будет называться – Ачитья-бхеда-абхеда-таттва. Этот комментарий к Брахма-сутре, объясняет непосредственно принципы Шримад Бхагаватам.

00:49:38 Итак, Шримад Бхагаватам – единственное доказательство, высшее доказательство существования абсолютной истины, потому что Бхагаватам – это сам Кришна. Кришна – вот он, с одной стороны – Бхагаватам с другой. И мудрецы Нанишрани говорят: «Кришна ушёл и религия ушла». Благочестие ушло, что произойдёт? И Шукла Госвами объясняет – «Бхагаватам взошёл». Итак, Кришна – это Бхагаватам. В Падма-пуране есть описание десяти песен Бхагаватам со стоп Кришны, до шикхи Кришны. Это сам Кришна. И Кришна сам – Он – Шри Чайтанья Махапрабху. И он приходил, и объяснил Шримад Бхагатам Пурану. Я знаю, время кончилось, но я вот представлю этот момент и всё.

00:50:42 Если у нас есть 4 сапрадай и тем, которые обсуждаются в них. Это очевидно, объяснений больших не нужно, но если будет свободное время, пожалуйста, перерисуйте, завтра у нас пост будет, можете тоже перерисовать прийти. Когда мы встретимся снова, на следующей нашей лекции, я объясню, как это? Вот 4, 5, как вот тут у нас, как у нас появляется конечный плод? Ачинтья-бхеда-абхеда-таттва. Здесь вот такая система. Это тема, здесь тема, здесь синее – комментарии. Имя философии, название философии: на какой книге они в основном основывают свою философию? Каково их описание Брахмана, какое у них описание качеств Брахмана? И здесь, что они говорят о форме Брахмана? А эта колоночка – что они пишут об истории творения? И что они говорят о теории майи Шанкаравады? И также что говорится о душе, что такое душа? Каково объяснение? И процесс, как вы видите, здесь 3 сделаны в одну конкретную колоночку, эта колонка – последние 2 колонки – это процесс достижения совершенства. Это вот последняя колоночка – что такое совершенство?

00:52:02 И вот здесь всё, так сказать в одной части, вы перерисуете эту таблицу, это работа 4 месяцев. По месяцу на каждую сампрадаю, вот вам оно. Воспевайте Харе Кришна. Будьте счастливы. Что это за стих внизу? Ага, я собирался это объяснить это на следующей лекции, но я вам объясню. Этот стих – Прабхупада Ананда Сарасвати, объясняющий, какова философия Шри Чайтанья Махапрабху. Он есть, цитируется в Шри Чайтанья Чаритамрите, в Бхагаватам Прабхупада также цитирует этот стих в комментариях. И он разбит здесь на части и объясняется. Как наша самбандха, абхидея, есть такая карта, там есть стих Баладева Видьябушина, и он разделяется на темы. Этот стих также разбивается, и вот здесь рассматривается внизу.

00:53:04 [Аудитория] Этот стих Матхва ачарьи?
[Атма Таттва дас] Нет, этот стих Прабадананда Сарасвати. Нет, тот стих. Там стих Баладева Видьябушина Прабху. Изначально у Матхва был такой же стих, но Баладев Видьябушин написал там другой стих. Там двойной смысл, там говорится, что Чайтанья дал наставления Матхвы и так далее, там двойной смысл. Читрамъя Чайтанья – форма Брахмана.
[Аудитория] Тут что? Пустота какая-то, такая, почему здесь пустота? Почему здесь пусто? Что призошло?
[Атма Таттва дас] Ага, вот этого не хватает. Тут Шанкару он не туда приписал. У нас здесь колонка вот не дошла, должна идти. Баладев Видьябушин Прабху – вот здесь эта колонка, Брахмаджьоти – что-то сюда надо. Он дал комментарии к Брахма-сутре Баладев Видьябушина. Читайте вот здесь и здесь, отсюда источник.

транскрибирование: Сергей Коротун | с. Карловка, Марьинского района | Украина | 03 февраля 2015