Градация теистической мысли

Навадвип-дхам - 22 августа 1981
Неправильные представления о мадхура расе. Высокие реалии не предназначены для широких масс. Денотация и коннотация: категории качества и количества. Идея градации религиозной мысли. Что такое гьяна-шунья-бхакти? Ментальные уловки ума на пути бхакти-йоги. Что такое карма-канда? Как нужно проводить санкиртану? В каком случае изучение Писаний оскверняет бхакти? Важен мотив наших действий. Радиограмма высочайшего мира. Путь достижения высочайших реалий. Без шаранагати невозможна бхакти.
запись беседы для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 8
длительность: 00:38:43 | качество: mp3 64kB/s 17 Mb | прослушано: 119 | скачано: 146 | избрано: 0
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

Неправильные представления о мадхура расе

00:00:00 Ревность, зависть. Да, зависть. Некоторые из них не могут принять то, что Махапрабху выбрал Рупу Госвами. Есть представители одного течения, одной школы, особенно в Гуджарате, школа Валлабха Ачарьи. Они считают, что Чандравали и Ямуна представляют высшую форму служения, служение высшего типа. Гокула-гошаины, учителя этой линии. Однажды я посещал такого гошаина в Бомбее, он пытался изо всех сил произвести на меня впечатление, доказывая мне, что Ямуна занимает высочайшее положение в мадхура-расе, поскольку после раса-лилы, танца раса, когда танец был завершен, то, когда гопи искали Кришну, то отправились на берег Ямуны, таким был его аргумент. Ямуна занимает главное, основное центральное положение в мадхура-лиле Кришны - такова их точка зрения. А не Радхарани. Но в различных пуранах, так же в Бхагаватам скрытым образом: «… Одна прадхана-гопи, главная гопи»,- и это не та же самая личность или сущность, что Ямуна.

Высокие реалии не предназначены для широких масс

00:01:52 ПРЕРВАНО….Не служит никаким целям, потому что это нечто абстрактное. А как насчет Шримад Бхагаватам? Существование Бхагаватам лишено смысла? Нет, они говорят, что с Бхагаватам все в порядке, они принимают Бхагаватам, но они говорят, что Госвами Гратха чересчур абстрактная. Слишком абстрактная? Да, имеется в виду слишком продвинутая, слишком возвышенная. А, слишком возвышенная? Поэтому «какой смысл в этих шастрах для нас - говорят они. А какой смысл в аспирантуре? Какой смысл в научных изысканиях, это слишком возвышенно, или слишком высоко, или слишком далеко. Какая необходимость, потребность в Ньютоне или Эйнштейне? Это слишком высоко.

00:03:22 Один Фарадей, американский изобретатель, в начале, на заре возникновения электричества, изобретатель… Когда он демонстрировал публике свои эксперименты с электрическим током, то одна дама из аудитории задала следующий вопрос ему, она спросила: «В конечном счете, какое благо можно получить от ваших опытов или ваших экспериментов, ваших изобретений? Какое благо обычные люди получат от всего этого?» На что Фарадей ответил ей, он сказал ей: «Мадам, не могли бы вы объяснить мне, какая польза, какой прок от новорожденного младенца? - так он ей ответил. - Когда младенец подрастет, тогда вы получите прок». Высокие реалии не предназначены для публики, для массы, для толпы, но те, кто способны оценить по достоинству, те, кто способны чувствовать, и способны заниматься такого рода защитой кандидатской диссертации, те способны извлечь благо от такого измерения, обрести сукрити. И благодаря этому сукрити от соприкосновения с этими реалиями, это сукрити позволит им обрести в полной мере эти возвышенные реалии.

Денотация и коннотация: категории качества и количества

00:05:05 Кришна Сваям Бхагаван. Какой смысл? Какой в этом прок? Какой прок толпа получает от этой истины? Для толпы всё равно кто Бог: Кали, Кришна, Аллах, Шива, для них все едино. Для обычных людей такого рода представления очень вкусны. Примитивная концепция Бога. А вы утверждаете, что Кришна – высочайшая концепция Бога, Сваям Бхагаван. Какой прок во всех этих хитросплетениях, теологических изысках? Так тоже утверждают определённые группы, но должны ли мы слушать эту группу, представителей этой группы?

00:05:50 Только те, кто… денотация и коннотация - то есть точный смысл и побочный смысл, или качество и количество. Количество не может удовлетворить всех. Есть те, кому нужно качество. Сравнительный анализ, сравнительный теизм. Те, кто в поиске высоких реалий, высочайших реалий, и те могут отправиться в такой поход, в такое странствие. Это обескураживает.

Идея градации религиозной мысли

00:06:33 Градация, идея градации, качественной градации высоты… Люди апатичны. Когда речь идет о поэзии или скажем, о политике, то почему-то все терпят многообразие, плюрализм. Но когда речь заходит о религии, то люди утверждают, что все едино. Все религии ведут к Богу, все дороги ведут в Рим. Это все спекуляции. Подобный спекулятивный мозг, неугомонный мозг, имеется в виду воспаленный мозг, испытывает апатию к идее градации, к идее сравнительного теизма.

00:07:20 Они не хотят никакого движения, никакого прогресса. Да, да, не хотят прогресса. Это слуги своих желудков, рабы своих физических чувств. Своих физических чувств. Мы занимаем прямо противоположную позицию. Кама-даса, не Рама-даса. Они все Кама-дасы, слуги Камы, слуги своего чувственного наслаждения. Они не в силах терпеть градацию религиозной мысли, качественное различие. Но когда речь идет о политике, то они способны терпеть так называемую демократию, плюрализм мнений, столкновения, свободу слова. Коммунисты, националисты, демократы. Они в силах терпеть.

Что такое гьяна-шунья-бхакти?

00:08:35 Махарадж, тогда в этой связи возникает вопрос. Скажем, это мой личный опыт в моем изучении, личном изучении различных санскритских источников, я всегда падал духом, не возвышался духом, но падал духом. И говорится, что все это бесполезно, санскритская грамматика и прочее академическое знание. Да, изучение как таковое, накопление академических знаний – не то, о чем идет речь. Гьяна-шунья-бхакти, необходимо работать, использовать нашу энергию в служении Господу, только благодаря этому процессу, посредством этого процесса мы можем возвышаться. Они удовлетворят наши интеллектуальные потребности, нашу интеллектуальную нужду. Обычный неграмотный человек способен достичь высокого положения в царстве преданности, тогда как грамотный человек, интеллектуал, образованный ученый может быть лишен этого. Но по указанию Господа мы изучаем литературу или культуру.

00:10:03 Махапрабху попросил Рупу и Санатану, конечно, их знание уже было ими приобретено, и он попросил использовать эти знания, эти обширные познания в служении сапрадайе. Он так же попросил Рагхунатха Бхатта: «Изучай Бхагаватам, но изучай под чьим руководством? Под руководством того, той личности, которой известен истинный смысл Бхагаватам, то есть бхакти». Только Джива Госвами исключение из этого правила, мы видим его случай. Он стал изучать, до того как он пришел во Вриндаван, он занимался получением образования. Он отправился в Бенарес. Бенарес, который был цитаделью учености академической того времени. И он изучал различные шастры. А затем он присоединился к Госвами во Вриндаване и там, следуя руководству Рупы и Санатаны, он использовал накопленные им знания в служении сампрадайе.

Ментальные уловки ума на пути бхакти-йоги

00:11:35 Когда мы получаем, чувствуем вдохновение изучать что-то. В противном случае… если это вдохновение, приходящее свыше, в противном случае я просто-напросто движимый своими прихотями. Если это моя прихоть, мой каприз, я приступаю к изучению чего-то, то это не есть шуддха-бхакти, поскольку моя энергия может быть, должна быть использовала высшим посредником – вайшнавом. Это энергия должна тратиться лишь исключительно на удовлетворение высшего мира, это будет преданность, это будет бхакти.

00:12:30 Мои ментальные выдумки – это может быть сукрити, но не шуддха-бхакти. Если, скажем, я хочу помочь сампрадайе в качестве ученого, но на свой страх и риск я приступаю к обучению, и это один момент, но это не факт, что это так. Но если я делаю это, приступаю под руководством преданного, по указанию преданного, то это факт. Это могут быть не более, чем попытки эмпирического познания, и это хорошее положение, это нечто хорошее, но это не чистая преданность. Чистая преданность подразумевает выполнение указаний высшего начала. Волны свыше приходят и пленяют нас, захватывают нас, и они действуют в этой волне, увлекают нас в этой волне.

00:13:40 Однажды, когда я присоединился к миссии, я захотел прочитать книги миссии, включая даже Бхагаватам, но не видел, чтобы авторитеты воодушевляли меня идти в этом направлении. И мы поехали в Бенарес, с группой преданных. Там был некто Неми Махарадж. Он был не то, чтобы ученым первого разряда, он не был, может быть, гением, но, по крайней мере, он обладал глубокими познаниями в Бхагаватам, и был признан в этом качестве среди тогдашних ученых. И в Бенаресе был некий гхат (гхат – это купальня, место омовения на берегу Ганги в Варанаси, Бенаресе), в этом месте он давал лекции по Бхагаватам, очень чарующие лекции, захватывающие. И Неми Махзарадж сказал мне в то время: «Кунджа Бабу не хочет, чтобы другие слуги получали благо. Если я получу указание от Прабхупады построить наш собственный Матх здесь, то я сумею это сделать». И я видел, что это реально, если он будет воодушевлён высшим авторитетом, то он сумеет построить храм, купить землю, построить здание, и установить наш собственный центр в Варанси, в Каши.

00:15:34 Я написал напрямую Прабхупаде письмо, в котором я изложил свои соображения, я сказал: «Здесь ведется пропаганда, ведутся лекции, и люди очень вдохновлены. И так же наш проповедник Неми Махарадж вдохновлен, и он говорит, что если вы (то есть Шрила Сарасвати Тхакур), если вы попросите его основать наш собственный центр, Матх, в этом месте, обладающем большой религиозной важностью, в Варанаси, то, я думаю, что если вы дадите ему подобные указания, то он сумеет основать наш собственный проповеднический центр в этом важном месте, месте встречи различных представителей религиозных течений». Я написал Прабхупаде, но секретарь, Кунджа Бабу, ответил: «Мы уже знаем, что Неми Махарадж хороший проповедник, ты пытайся получить от него необходимое, (буквально говорит Гуру Махарадж) «оборудование», его познания Бхагаватам, необходимые тебе». И что касается моего предложения, об этом не было сказано ни слова. Кунджа Баба обошел это молчанием, этот момент.

Что такое карма-канда?

00:17:08 И затем туда в Варанаси приехал сам Прабхупад, и внезапно, неожиданно как-то раз он сказал, обратившись ко мне: «Какая необходимость в карма-канде?» Я не мог понять его слова, почему Прабхупад это говорит: «Какая потребность, какой прок в карма-канде?» И затем вновь Прабхупад продолжил развивать свою мысль, он сказал: «Если вайшнава просит кого-то: «Пожалуйста, принеси мне цветок». И ты приносишь ему цветок, а он говорит: «Нет, нет, мне нужен не цветок, мне нужна вода». И если ты продолжаешь настаивать на своем и говорить: «Пожалуйста, возьмите цветок, ведь вы же дали мне указание принести цветок, пожалуйста, возьмите его. Если вы будете занимать подобную позицию, и навязывать ему цветок, то будет карма-канда. Он аннулировал свой прошлый приказ, вайшнава свободен, он свободен. Он приказал принести цветок, и когда ты приносишь цветок и пытаешься навязать ему этот цветок, когда он просит тебя о чем-то другом, уже просит, то это будет карма-канда. Он просит принести воду. Поэтому любое желание, которое мы навязываем высшему авторитету, это карма-канда. Авторитет, Гурудев, он получает указания свыше, он передает: «Делай то-то и то». И выполнение этого указания будет бхакти».

00:18:48 Однажды Шульц, немецкий джентльмен, который присоединился к нашей миссии, первый, возможно западный человек, профессор Шульц сказал Прабхупаде: «Мы в Германии привыкли следовать некоей четкой программе, иногда порой мы устанавливаем программу на три месяца вперёд и поступаем соответственно. Но здесь мне хотелось бы получать расписания хотя бы на неделю вперед». Прабхупад ответил: «Я получил это указания пять минут тому назад. Как я могу проинформировать тебя за неделю?» Заранее – говорит Госвами Махарадж.

00:19:40 Да. Поэтому, Нишекханта Саньял сказал, я рассказывал об этом на днях: «Если вайшнав просит тебя читать какую бы то ни было книгу- то будет преданностью, но если ты сам читаешь книгу, какой бы священной она ни была - то не будет преданность». Поэтому, безусловно, безоговорочно, без условий. Преданность, вручить себя, отдать себя руководству, по указанию, приходящему свыше – это бхакти, а все остальное - имитация и анартхи. И это мы должны понять. Поэтому вайшна-садху-анугатья – следования вайшнавам и садху. Везде, повсюду мы находим это предостережение.

Как нужно проводить санкиртану?

00:20:39 Санкиртан, если мы призываем Имя, но в группе санкиртаны должен присутствовать по меньшей мере один чистый преданный. Если идет группа санкиртаны, процессия, но в ней должен присутствовать, по меньшей мере, один шуддха-бхакта. Он должен быть ведущим. В противном случае то будет нама-апарадха, нама-абхаса, нечто в этом роде. Поэтому связь с Божественностью – это нечто нисходящее.  Bona fide (значит по совести и по убеждению), подлинный, истинный представитель, который связан, который получает указания свыше. В сердце которого столь многие волны милости, благодати, желания Господа сталкиваются в его сердце и он говорит нам: «Это следует делать». И мы должны быть связаны с подобным центром и тогда мы обретем бхакти. В противном случае то может быть имитация преданности, имитация бхакти.

В каком случае изучение Писаний оскверняет бхакти?

00:21:53 Наше влечение к знанию, любопытство, стремление удовлетворить мое внутреннее любопытство, я должен знать, что есть, что относительно бхакти, прежде чем я приму бхакти, или я должен приобрести славу лектора, ученого и прочее, прочее. Столь многие мимолетные, эфемерные желания оскверняют нашу преданность. Преданность, вручение себя, самопожертвование, и любое указание, которое я получаю, я выполняю его, и я не знаю, что хорошо, что плохо. Это прямое указание. И когда Гуру жив, а я далеко от него, и у меня нет времени спросить немедленно. Но я должен действовать немедленно, безотлагательно. И я должен задуматься, в этой ситуации, в этих обстоятельствах, каким было бы указание моего Гуру. Так я должен расставить все на свои места. В этом положении, в этой ситуации, что бы мой Гурудев попросил меня делать? Я могу поразмыслить, тогда у меня нет времени на запрос, и я должен действовать немедленно. Я должен, так или иначе получить от него указания. Я могу вспомнить, что в аналогичных ситуациях он говорил то-то и то-то, или, зная его, я мог бы догадаться, что он мог бы сказать так-то и так-то. Критерий бхакти таков: то, что мы делаем, начальная идея, первоначальная идея должна приходить свыше, независимо от действий, каким бы оно ни было: пойти в храм или избить кого-то. Не имеет значения. С точки зрения бхакти это одно и то же, если и то и другое действия связаны с высшим началом.

Важен мотив наших действий

00:24:00 Это явление независимо от тригуны, от саттва-раджа-тамы, независимо. Сон и бездействие это тама-гуна. Драться и молиться – это одно и то же, если это свыше. Наша цель должна быть связана с высшим измерением, и указания должны приходить оттуда. Я не могу полагаться на свои суждения о том, что хорошо, а что плохо, поскольку то будут мои собственные суждения и расчеты, они будут в релятивности этого майического, иллюзорного мира. Мы должны быть осторожны, крайне осторожны в отношении этого момента, осознавая, что со мной происходит. Улавливаю ли я волну, приходящую из тончайшего измерения бытия или из грубого измерения. Мысль, которая мотивирует меня, которая побуждает меня действовать, откуда она? Из какого измерения она пришла? Из высочайшего, тончайшего измерения? Способен ли я уловить эту волну, способен я читать её, видеть её, волны того измерения? Волны того мира, или же? Мы должны всегда быть бдительны. Волна измерения, какого измерения? Волны приходят из какого измерения? И побуждают меня действовать, служат мотивацией моих действий, откуда они пришли? Приказ, указание, а мое служение должно быть записано в том измерении. И я должен выполнять его качественно, количественно выдающимся образом. Поэтому мы ради этого должны отвергнуть наше нынешнее окружение, включая ментальную сферу, нынешнюю среду. Пытаться получать указания из максимально возможно высокого измерения, и склонять голову перед этим измерением, а не перед внешним окружением любого типа. С точки зрения хорошего и плохого, категорий этого мира, понятия добра и зла. Я ясно отвечаю на твой вопрос?

Радиограмма высочайшего мира

00:26:50 Махарадж, это настолько ясно. Понимаете, у нас возникает такое чувство, когда мы слушаем, что мы хотим предаться. Наше горячее желание, рвение, искренность, всегда должны быть. Желание того мира, высшего измерения, Кришна-бхакти. Это очень редко можно найти в этом бренном мире. Мы должны рваться для того, чтобы уловить. Как это называется по-английски? Телеграмма, телеграф? Нечто в этом роде, телеграмма, радиограмма высочайшего мира, мы должны пытаться уловить ее. Принять эту радиограмму и делать то, что в ней сказано. Такой должны быть природа нашего поиска и использование нами нашей энергии.

Путь достижения высочайших реалий

00:28:05 Махарадж, в отсутствие моего духовного учителя, когда я хочу получать это чистое руководство, я прихожу к вашей Божественной Милости, чтобы получить это руководство, потому что, поскольку я очень хорошо знаю, что я могу совершать ошибки. Я не доверяю своим собственным суждениям. Ты можешь поступать на свой собственный страх и риск, думая, что это нечто в линии моего духовного учителя. Другие могут не представлять это явление должным образом тонко, но огрубляют его. Поэтому мы вынуждены действовать или мы будем действовать на свой страх и риск. Вы присоединились к Свами Махараджу на свой страх и риск, вы оставили тот социум, ту среду, в которой вы жили, религиозные воззрения и родственников, окружение и рискнули. Так же и здесь – мы рискуем.

00:29:29 Это революционный шаг – это революция в большей или меньшей степени. Высочайший путь достижения высочайших реалий. И для того, чтобы мы упали, многочисленные барьеры создаются, указываются нам на нашем пути, для того, чтобы мы не деградировали. Мы должны оказывать почтение, сохранять формальную позицию, не рисковать. Но в то же время - революция.

00:30:20 Один человек отвергает прошлое занятие, прошлый долг и приступает к выполнению нового долга. У нас вообще нет религиозной жизни, мы приходим к садху и начинаем жить религиозной жизнью – это одна категория. Другая категория – те, кто испытывает отвращение к своим былым религиозным воззрениям, и устанавливает контакт с подлинным садху, и оставляет свои прошлые занятия, и начинает новую жизнь. Ашрая, он не был призван или зачислен в определённую ашраю, то есть у него не было пристанища, будь то христианство, или ислам, или любой другой -изм, а в результате изучения, он пришел к чему-то. Один с открытым умом, другой оставив свои прошлые предрассудки. Два типа: один начал как бы с пустого листа, другой исключил свой прошлый список.

00:31:40 Махарадж, это очень широко, общего характера, прежде я был христианином, а затем… Когда человек проводит сравнительный анализ, то он испытывает большее влечение к определённому явлению, отвергает свои прошлые религиозные предрассудки, и приходит принять это явление, вайшнавизм. А другой случай – это человек, у которого не было никакой религии вовсе, не было ни занятия, ни долга, ни религиозного представления, и когда он соприкасается с вашнавизмом, с подобной концепцией, он принимает ее.

Без шаранагати невозможна бхакти

00:32:22 А в Сознании Кришны это так же? Работает таким образом? В целом, речь не идет об этом, не совсем так, или не в точности так. Тот, кто входит в сознание Кришны, в измерение, в царство Сознания Кришны, то тогда в царстве Сознания Кришны, так же имеет место быть отвержение старого и принятие нового. Мы видим особый случай такого рода. Но иногда вы говорили временами, что существует три стадии гуру: на первой стадии он видит Кришну, на промежуточной стадии он видит потенцию… Потенцию? Потенцию, функцию, а на третьей стадии эта потенция становится более утонченной в восприятии. Группа потенций. Да.

00:33:20 Да, вначале он привлечен Сознанием Кришны как таковым, в целом. Затем, когда оно становится более сильным, то он начинает находить многочисленных слуг в рамках этого явления, и постепенно, по мере прогресса, он обнаруживает, что его влечение к определённой группе, к служению определённого типа, таким образом, он в конце концов приходит в определённое место. Таким образом. Служить вайшнаву. Тот, кто обрел служение вайшнаву, достиг служения Гуру и вайшнаву, это более глубокое измерение, уровень преданности. Служить Господу, идея служения Богу - это явление общего порядка, а служить Его преданному - это более внутренняя позиция. Это более высокая позиция. Рамануджа-сампрадайе подчеркивает тадия-сева, бхакта-сева. Без шаранагати вначале, мы не можем достичь этой стадии так же тади-атмы.

00:35:13 Что такое тади-атма - служение вайшнаву? Да, служение вайшнаву так же предполагает шараганати. Шаранагати – есть фундаментальное явление, и, избегая его, мы не можем достичь никакого курса движения или развития жизни в преданности. Это фундаментальное явление, куда бы ни пошли, в какую сторону, в нашем развитии предполагается шаранагати.

00:35:58 Я принадлежу Ему – в этой концепции, за этим представлением стоит шаранагати. Я принадлежу Ему – в противном случае я не могу достичь этого положения. Вначале я вхожу во врата шаранагати, только тогда я могу иметь такого рода представление о себе, такого рода реализацию: я Его родной, я принадлежу Ему. До этого шаранагати нет, и доступ, вхождение в высшее измерение невозможно без шаранагати и невозможно без помощи шаранагати.

00:36:50 Сад–гуру у меня есть, я должен практиковать, призывать, приглашать шаранагати, только тогда я могу приблизиться к нему. Без темперамента шаранагати, невозможно обратиться даже к первому посреднику этого царства. Шаранагати столь общее, широкое, широкомасштабное, фундаментальная позиция, положение в измерении преданности Богу.

00:37:42 Я забочусь о моем Гурудеве и я не знаю ничего другого. Меня не интересует ничего другого, кроме заботы о моем Гурудеве. Я слуга вайшнавов. В этом духе, подобная сила, мощь, в подобном духе, я могу идти, приступать к изучению шастр, к чему угодно. Если человек говорит это, если он демонстрирует свою глубокую, твердую убежденность в вайшнаве. Но чтобы приобрести это положение, нужно переступить порог шаранагати, достичь, осознать эти тонкие положения, тонкие реалии, связанные с самопреданием. Шаранагати не может быть исключена, во многих местах это истина выражается.

обработка текста: Бхувана Сундари | Чиангмай | Тайланд | 30 марта 2013