Зенит любви

24 мая 2001
За гранью понимания. Если Кришна захочет, мы сможем Его увидеть. Наиболее короткий путь к Кришне. Кому открыть сердце в момент трудностей? Милость над законом. Сознание Кришны – это наука. Сигнал из духовного мира. Разные концепции Безграничного.
лекция для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:42:31 | качество: mp3 64kB/s 19 Mb | прослушано: 702 | скачано: 300 | избрано: 0
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

За гранью понимания

00:00:01 Это – самое непостижимое из всего непостижимого, что Всевышний Господь, который пребывает в сердце каждого атома и контроллирует все материальные вселенные, и в Своём вечном мире совершает вечные игры со Своими спутниками – что этот самый Господь становится слугой Своих слуг.

00:00:42 Не-не, да по-русски спросите.

00:00:47 – Любимую игру... [неразборчиво]

00:00:51 Что вы говорите?

00:00:52 – [неразборчиво] любимую игру [неразборчиво] Кришны.

00:00:55 – Любимую игру Господа Кришны? А, вы имеете в виду люб... вы так [назвали]?

00:01:54 – Махарадж говорит, его спрашивали, подобный вопрос задавали много раз, но он говорит, что... ну, как – любимая история? Любимая история – та, которую он рассказывает в данный момент, это – любимая история. Это природа Безграничного.

00:02:15 Но в контексте того, что мы обсуждаем, он говорит, я вспомнил одну историю. Вот Господь Брахма, который является творцом этой материальной вселенной. Помните, что в сознании Кришны, как сознание Кришны описывает реальность, творение – это вторичная функция Бога. Кришна – как таковой Кришна – Он ничего не творит. Кроме проказ, проделок. Ради того, чтобы творить материальный мир, Он распространяет Себя.

00:03:02 Кришна слишком занят воровством масла и разными другими делами. Вселенная – Он взбивает масло в Своей ладони, вселенная, может быть, выскальзывает из пальцев Его рук. Поэтому у Кришны есть свои четырёхрукие люди, которые занимаются творением вселенных. Мы слышали о том, когда Господь Кришна правил в этом мире на Земле, правил в Двараке, в Своём царстве, то у Него было 16 108 жён и 16 108 дворцов соответственно, и Он распространял Себя в 16 108 форм, которые были независимыми, отдельными друг от друга.

00:04:11 И вот однажды Брахма, творец этой вселенной, отправился повидаться с Кришной по какому-то вселенскому делу. И вот он пришёл и сказал секретарю Кришны: «Я хочу встретить Кришну, поговорить с Ним». И секретарь вошёл внутрь, в покои, и сказал: «Брахма хочет видеть Тебя». И Кришна сказал ему: «Какой Брахма?»

00:04:57 Секретарь вернулся обратно и спросил у Брахмы, он сказал: «Кришна спрашивает, какой ты Брахма, что ты за Брахма?» На что Брахма – он был обескуражен, он сказал: «Как так? Я не понимаю, как «который Брахма»? Четырёхголовый Брахма, творец этой вселенной, отец четырёх Кумаров!» Он говорит: «Хорошо, не волнуйся, я просто спрашиваю». И он повёл его к Шри Кришне.

00:05:40 Брахма предложил свои поклоны Кришне, Кришна его принял и сказал: «Чем могу служить, помочь?» Брахма сказал: «У меня... я хотел задать вопросы, но позволь мне прежде этих вопросов, с которыми я пришёл, спросить что-то другое. Почему Ты сказал так странно: «Который Брахма?», «Какой Брахма?» – что это значит? Что, есть другие Брахмы кроме меня?» Кришна сказал: «Подожди минутку!» Кришна закрыл глаза и стал медитировать. И Он созвал всех бесчисленных Брахм из всех бесчисленных вселенных, они явились и предстали перед Ним в одно и то же время, в одном месте.

00:06:45 И Он сказал: «В зависимости от размера вселенной вариируется количество голов на плечах этих Брахм». Там были Брахмы с восьмью головами, с шестнадцатью, с тридцатью двумя, с шестьюдесятью четырьмя, сто восемнадцатью, двухсот шестьюдесятью четырьмя, мегабайтами голов, гигабайтами голов, некоторые были с [миллиардами] голов – и все явились по зову Кришны, предстали перед Ним, и все думали, и каждый Брахма думал, что Кришна позвал, призвал только его одного. И они все склонились перед Ним в поклоне, и их головы были украшены прекрасными коронами с драгоценными камнями. И когда их головы склонились ниц, коснулись пола, то отражение драгоценных камней и золота в мраморе создало прекрасную, очень прекрасную... И было похоже на то, что этот звук, создаваемый коронами, был подобен молитвам, которые они возносили Господу Кришне.

00:08:40 И тогда из всех вселенных пришли бесчисленные Шивы. И они также возносили молитвы. И это было так, что все бесчисленные Брахмы, бесчисленные Шивы возносили молитвы и прославляли Кришну. И говорится, что Брахма нашей вселенной почувствовал себя крошечным насекомым посреди могучих, огромных слонов. И тогда Кришна обратился ко всем этим, ко всему этому множеству Брахм – каждый из Брахм думал, что Кришна говорит только с ним – и Он сказал им: «Как идут дела в ваших вселенных? Что, как демоны – причиняют беспокойства какие-нибудь?» Они Ему отвечали: «Нет, по Твоей милости всё идёт очень хорошо». И Кришна сказал: «Хорошо!» Этот Брахма – творец вселенной, но гордость его была очень сильно подорвана.

00:10:32 Когда мы говорим о Безграничном, то всё, с чем мы имеем дело, что бы это ни было, является лишь безгранично малой атомарной частицей, крошечной частью Безграничного. Насколько Он захочет, чтобы мы узнали что-то о Нём – именно вот в этой пропорции, которая целиком и полностью зависит от Его желания, мы можем узнать что-то.

Если Кришна захочет, мы сможем Его увидеть

00:11:13 Незадолго до битвы на Курукшетре Кришна пытался дипломатическим путём избежать этого столкновения между Пандавами и Кауравами. И в одном моменте, когда это соглашение было расторгнуто, на царском собрании Кришна явил Свою вселенскую форму. Когда все собравшиеся увидели бесчисленные вселенные, которые покоились на Нём, в Нём, огромное, великое множество рук, голов, глаз и так далее, и сияние, которое было более ослепительным и лучезарным, чем свет миллионов солнц. И все собравшиеся, все присутствующие, стали возносить молитвы Кришне и прославлять Его и поклоняться Ему.

00:12:38 Царь Дхритараштра был слеп с самого рождения, и он не видел, но он слышал, что происходит что-то необыкновенное: он слышал эти звуки и прославления Кришны. Он сказал: «Кришна, если Ты захочешь, Ты можешь удалить мою слепоту с тем, чтобы я увидел то же, что видят остальные». Кришна же отвечал: «Нет необходимости Мне делать тебя зрячим для того, чтобы ты увидел Меня. Ты можешь оставаться слепым и видеть Меня. Если Я захочу, чтобы ты видел Меня – ты будешь Меня видеть». И слепой увидел.

00:13:58 Поэтому, как обычно мы думаем о себе как о тех, кто обладает множеством недостатков, и мы думаем, что мы должны исправить себя и избавиться от этого, от этого – тогда, на этих условиях, мы, дескать, мы можем увидеть Кришну. Но только в том случае, если Кришна захочет, чтобы мы Его увидели – независимо ни от чего мы сможем Его увидеть.

00:14:23 Тогда вопрос: как заслужить благосклонность Кришны, обрести? Служить лотосным стопам Кришны. Служить лотосным стопам Гурудева и вайшнавов. Прийти к лотосным стопам Гурудева со всеми нашими недостатками, изъянами. Вы видите шикху? Шикха – для того, чтобы привязывать самого себя к лотосным стопам своего духовного учителя. И служить вайшнавам, найти что-то, что мы в состоянии делать. И если Кришна будет доволен, тогда может быть Он захочет явить себя. Может и не захочет – это Его дело.

Наиболее короткий путь к Кришне

00:15:21 – Вопрос такой: как Кришна являет Себя?

00:15:24 – Как Кришна являет Себя?

00:15:27 [Голос из зала: Ты разве Его ещё не видел? Смех в зале]

00:15:33 – Он говорит: я же только что объяснил. Когда Кришна доволен служением, которое мы оказываем лотосным стопам Его преданных. Напрямую мы не можем Ему служить, у нас нет способности.

00:16:00 Потому что чистые преданные – кто это такие? Природа чистых преданных такова, что они не позволяют Кришне служить им. У них нет никаких подспудных мотивов, никаких скрытых желаний прямого или косвенного служения со стороны Кришны. Всё, что их интересует – это счастье Кришны. Не так что: «Я буду доставлять наслаждение Кришне – и я получу взамен то-то и то-то. Я буду делать то-то – и тогда Он явит Себя». Нет, их интересует только счастье и радость Кришны. В отношении самих себя – они готовы пойти в ад.

00:16:59 Если Кришна захочет вступить с ними в некие отношения, ответить им – они... Если Кришна хочет служить этим личностям, Своим чистым преданным – они не позволяют Ему служить им. Но если появляется кто-то третий, подобный нам, и совершает служение чистому преданному Господа – тогда Кришна будет настолько рад: «Этот некто служит Моему преданному, чистому преданному!» Тогда Кришна явит Себя, может быть.

00:17:40 Но это не должно быть мотивом. Он может – а может, и нет. Но этот путь, путь служения Его преданным – это самый... мы можем быть наиболее уверены, что это – наиболее короткий путь к Нему. Потому что Кришна принадлежит Своим чистым преданным, Он куплен ими качеством преданности в их сердце. Поэтому мы служим, мы стремимся служить им – Его преданным. Явит Он Себя нам или нет – это неизвестно, но по крайней мере мы уверены в том, что этот путь – кратчайший.

00:18:36 Мы не должны думать о том, как увидеть Кришну, но скорее думать о том, как служить Ему. И нам говорят в ответ на вопрос: «Как служить Кришне?», нам говорят: «Служить Его преданным». Это доставит Ему радость. Если Он захочет Себя открыть в той или иной степени, в той или иной форме нам – хорошо, если нет – тоже хорошо. И мы знаем, что тот, кто обладает таким настроением, таким духом – мы слышали от тех, кто знает это воистину – такому человеку Кришна явит Себя.

00:19:25 Но такое отношение не может быть игрой, некой позой. Помните, что Кришна знает вас лучше, чем вы знаете себя. Я могу обманывать других, я могу обманывать самого себя – но не Кришну. Он – в нашем сердце и в нашей душе.

Кому открыть сердце в момент трудностей?

00:19:55 – Мы живём в мире эксплуатации, и к кому нам обратиться, как избавиться нам от этих страданий, кто... кому открыть сердце, кто поможет нам в любой жизненной ситуации? Ну, вот такой вопрос?

00:20:10 – [Это что], риторический вопрос?

00:20:12 – Да.

00:20:24 – К вайшнаву, к вайшнаву. Вайшнавы – это посредники мира преданности. Все остальные – посредники мира эксплуатации. На одном уровне, на другом уровне – но все они представляют эксплуатацию.

00:20:53 Мы говорим так, что этот материальный мир можно, фигурально выражаясь, сравнить с мокрыми испражнениями и сухими испражнениями. Саттва-гуна – это такие сухие испражнения. Сухое, ну... иногда саттва-гуна занимает очень высокое положение в умах западных преданных. Они думают: «О! Саттвичное – значит очень крутое это что-то!» На самом деле саттва-гуна сравнивается с сухим дерьмом. То есть, если вы наступили на сухие, так сказать, отходы, то вы можете сказать: «О! Ну, сухое – это не страшно!» А вот жидкий стул, жидкий стул выглядит действительно ужасно. [Смех в зале]

00:22:10 Но в материальном мире все категории: плохое – хорошее, добро и зло – это как жидкий, жидкие, так сказать, да, и сухие. Это всё просто измышления ума, впечатления ментальные. Поэтому нам необходимо, мы нуждаемся в связи с подлинным посредником Абсолютного Мира.

00:22:39 Да?

Милость над законом

00:22:41 – Скажите: «Милость над законом» – какое же место тогда в нашей жизни должно занимать строгое следование правилам и предписаниям? Насколько это необходимо и если мы хотим получить милось Кришны и иметь какие-то отношения с Ним, то не получится ли так, что: «Я хочу, чтобы Кришна проявил некую [неразборчиво], но делать я ничего для Него не буду. Я хочу отношений, но делать я для вас ничего не буду». Насколько всё-таки важны правила и предписания и строгое им следование?

00:23:11 Потому что зачастую говорят, что: «То, что вы делаете – арчан, служение Божествам, там – всё это карма-йога, это не нужно. Не нужно! Нужно только, вот, размышлять, надо заслужить... надо как-то, вот, мыслительной деятельностью заниматься». Насколько всё-таки важно строгое следование правилам и предписаниям?

00:23:57 – Оно играет такую роль – это можно пояснить на примере следующем. Как, скажем, человек учится музыке. И он не может сразу сесть за фортепиано и начать играть что-то, но он должен каждый день совершать упражнения. Как в этом примере: так же, как человек – он повторяет одни и те же гаммы, но потом, когда он овладеет мастерством, он будет играть спонтанно, но используя эти самые приёмы, которые он зубрил в начале своего ученичества.

00:24:46 Но всё, что мы делаем – даже если внешне это выглядит актами преданности, если в этом нет духа преданности,то эти действия – они не являются тем, чем выглядят. Как, скажем, этот микрофон. Если в нём, если нет вот в этом проводе электричества – микрофон бесполезен. Он выглядит, как микрофон, он на стойке стоит, он... Если выключить сейчас этот шнур из розетки – какой смысл в этой внешней форме?

00:25:32 То, что действительно важно – это поток электричества в проводе. Не важно, что мы делаем: читаем мы книги, или воспеваем Святое Имя, или мы слушаем о Кришне – если в этом нет, в наших действиях нет духа преданности, настроения – это всего лишь шоу, просто внешняя форма.

00:26:16 Мы знаем из истории, мы знаем из жизни Шрилы Сарасвати Тхакура, что его отношение было таким: вместо того, чтобы с отсутствующим умом воспевать Святое Имя, повторять слова мантры, он предпочитал совершать служение, он учил этому. Это не означает, что мы пренебрегаем всем этим, но служение подчёркивается, ставится на первое место.

Сознание Кришны – это наука

00:26:57 – Мы имеем утверждение о том, что сознание Кришны – это наука, да? То есть, во всяком случае я слышал это. Но, с другой стороны, мы имеем другое утверждение, что разум бесполезен в том, чтобы познать Кришну. По каким критериям мы говорим, что это наука?

00:27:55Сознание Кришны можно назвать наукой в том смысле, что это некий систематический путь, или подход. И нужно понять очень точно истину, которая стоит за этими словами, что: «Невозможно познать безграничное нашими ограниченными средствами».

00:28:38 Тогда в чём ценность чувств, если чувствами невозможно познать? И тут можно вернуться к предыдущему вопросу: та же самая истина. Если эти чувства, которые сами по себе бесполезны, и ими невозможно познать безграничное, Бога, те же самые чувства, когда они одухотворены настроением преданности – эти чувства открывают.

00:29:19 Но это всё – с Его стороны. Иными словами, это не так, что если мы будем следовать определённой формуле – там, x, y, z, шаг за шагом – то в результате мы получим Его. Если Кришна не захочет явить Себя, то ничего не случится. Однажды, когда Шрила Шридхар Махарадж проповедовал, некий человек сказал ему: «Если бы Безграничное могло быть познано нами, ограниченными живыми существами, оно не было бы Безграничным. Бог не был бы Богом, если бы человек мог Его познать».

00:30:14 Вставайте! Он говорит... Махарадж говорит, что перед Божествами обычно [неразборчиво]... Рупа Госвами говорит в Бхакти-Расамрита-Синдху, что Божествам, нельзя перед Ними лежать в поклоне слишком долго. Десять-пятнадцать секунд.

00:30:58 На что Шрила Шридхар Махарадж ответил этому человеку, он сказал: «Если бы Безграничное, Бог, не мог открыть Себя, дать Себя познать ограниченному, человеку – Он не был бы Богом, также». То есть человек сказал ему: «Если бы Бог мог быть познан человеком, Он не был бы Богом». И ответом было: «Если бы Бог не мог дать познать Себя человеку, Он не был бы Богом».

00:31:41 Это не означает, что в чистом состоянии бытия у нас нет ума, интеллекта, чувств и всего остального. Но то, с чем мы имеем дело сейчас – то есть, этот ум, материальный ум, и материальные чувства, материальный интеллект – они не способны проникнуть в ту сферу. Но у вас есть духовный интеллект и духовный ум, который позволяет вам понимать вещи по мере прогресса, или движения в сознании Кришны. То, что требуется от нас – это радикальное, тотальное изменение сознания.

00:32:43 Есть такая пословица, что животные, звери видят носом, ноздрями, нюхом. Обычные люди видят глазами. А духовно возвышенные личности видят своими ушами, через слушание. Через слух вы увидите. И то ви́дение, которое придёт благодаря слушанию Трансцендентного – это ви́дение будет полностью отличаться от того, что мы видим в рамках этого мира. И это будет тест, проверка. И это испытание будет заключаться в том, что мы должны будем понять для себя, чему мы верим: тому, что мы слышим и что мы видим, тому, что мы слышим от духовного учителя или тому, что мы видим, что мы слышим в этом мире.

Сигнал из духовного мира

00:34:34 Вот был скандал не так давно с телекомпанией НТВ. И если у вас был приёмник, то вы могли уловить этот сигнал. Не только этот канал, но... То есть, как работает то же телевидение? Этот сигнал, эта вибрация проникает через стены, препятствия, и если есть аппараты, и вы настроены на волну – то вы получаете изображение, картинку, звук и всё остальное.

00:35:31 И существует духовный сигнал, который также транслируется, передаётся. Который проходит оболочки из стекла, из стали, из дерева. И точно так же он проникает сквозь интеллект, ум, эго и связывается с сердцем, с душой, с центром. Но это нечто, эта передача духовного сигнала, так сказать, по природе своей – это нечто нисходящее. Этот звук, этот сигнал – он нисходит. И невозможно настроиться на эту волну, невозможно поймать её восходящим путём, то есть шаг за шагом совершая, двигаясь в эту сторону. Никакая интеллектуальная или ментальная сила, никакие качества такого рода не помогут человеку проникнуть вглубь реальности сознания Кришны.

Разные концепции Безграничного

00:37:04 Можно вопрос... [неразборчиво]?

00:37:08 – Хорошо, последний вопрос. Маленький вопрос. А какой смысл задавать маленький вопрос?

00:37:16 – Такая фраза, как «в любом ограниченном скрыто Безграничное, или Божественное». [Неразборчиво]

00:37:29 – И прокомментируйте, да?

00:37:31 – Прокомментируйте, [да].

00:38:13 – Ноль плюс ноль равняется нулю. Ноль минус ноль – тоже ноль. Ноль делить на ноль – ноль. Ноль умножить на ноль – ноль. [Голос из зала: ...делить на ноль – не ноль!] Миллион нулей... биллион нулей, миллиард, да? – равняется нулю. Так вот, Безграничное является Безграничным в любых обстоятельствах, независимо ни от чего.

00:38:55 И существуют разные концепции Безграничного. Одна из них – это концепция того, что Безграничное – Оно больше, ну, Бог, Безграничное, больше большего, то есть это Самое Большое, Оно включает в Себя всё. Есть иная концепция Бога, Божественного – то, что Бог проникает Собой, Он – Самый Маленький, Он проникает даже в каждый атом, меньше меньшего. Но мы говорим, что Кришна-концепция, представление о Боге как о Кришне – это Центр Безграничного. Это – золотая середина. Потому что Бог может быть больше большего, Самым Величайшим, и Он может быть Самым Маленьким, меньше меньшего – но в центре стоит Кришна.

00:40:00 Я вам приведу один пример, чтобы вы могли понять этот принцип. Вот, предположим, слон, слон ест. И слюни, которые текут из его рта, капли падают, куски – их достаточно для того, чтобы тысячи червяков крошечных, которые там копаются внизу, чтобы они были сыты. Поэтому когда заходит речь о Безграничном – это вопрос способности, или возможности. И говорится, что одной капли Безграничного достаточно, чтобы затопить, наполнить ею весь мир и всю вселенную. И также, как одной капельки, которая падает из слоновьего рта, достаточно, чтобы накормить сотни живых существ – одной капли Божественной Любви достаточно, чтобы заполнить ею всю вселенную.

00:41:24 И мы видим, что даже с материальной точки зрения, если мы начинаем изучать природу, структуру вещей – то мы видим, что нет пределов уменьшению – всё меньше, и меньше, и меньше. Вы, наверное, слышали об этом, об истории, да? Вот даже в западной физике – там была открыта молекула, потом атомы, потом ещё более мелкие частицы, и этот процесс открытия продолжается. Если, скажем, вы касаетесь... если вы берёте каплю из океана – это частица океана, да? В каком-то смысле вы связаны со всем океаном, если держите в ладони каплю океанской воды. Но осознать тотальность, то есть океан в целом, весь объём – это вне ваших способностей.

транскрибирование: Валентин Астафьев | Дуйсбург | Германия | 28 мая 2012