Первая экспансия

12 August 2003
Баларам становится Нитаем. «Тот, кто носит на Своих плечах плуг». Наслаждение в Своем сердце Он предлагает Кришне. Враджа шаранам – преданность, присущая обитателям Враджи. «Я никогда не поднимал взор выше ее стоп…» Положение слуги. Сладостная оппозиция. Философия «половины курицы». «Я призываю вас сделать из этих наставлений гирлянду и носить ее постоянно на шее». Без милости Баларамы и Нитьянанды нельзя ступить на землю Вриндавана
лекция для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:48:02 | качество: mp3 128kB/s 44 Mb | прослушано: 95 | скачано: 299 | избрано: 6
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Баларам становится Нитаем

00:00:00 Шрила Говинда Махарадж придёт сюда через пятнадцать минут или около того. Сегодня день явления Баларамы, Господа Баларамы, который является вторым «Я» Кришны. Шрила Гурудев говорит о том, что о Господе Балараме не столь много написано на страницах Шримад Бхагаватам. Но некоторые игры Господа Баларамы описаны там, игры, описания, дающие нам некоторое представление о Его природе.

00:01:07 Мы более знакомы с Его более милосердным, милостивым проявлением, ипостасью, а именно, Господом Нитьянандой Прабху. Нароттам дас Тхакур говорит об этих истинах в своих песнях следующее [шлока]: он говорит, что Враджендра Нандан, Кришна пришел в этот мир для того, чтобы принести сокровище Божественной любви Голоки Вриндавана как харинам санкиртан. Кришна приходит в бхакта бхаве. В настроении преданного и обладающий чувствами любви преданного.

00:02:23 Он является в этом мире как Шачи-сута, сын матери Шачи, то есть Махапрабху. И он говорит: «Баларам хоило Нитай», Баларам становится Нитаем, Нитьянандой. И Он является изначально фанатиком Махапрабху. И мы используем это слово недаром. Он знает других владык. Мы узнаем из Шримад Бхагаватам о различных деяниях Господа Баларамы, об убийстве демона Праламба-суры, Джарасанды, гориллы, Рукми и о многих других. О многих деяниях, которые соответствуют Его природе.

«Тот, кто носит на Своих плечах плуг»

00:03:58 С великой любовью и привязанностью Шрила Гуру Махарадж, Шрила Шридхар Махарадж называет Господа Балараму Мушала Пани, что означает «Тот, кто носит на Своих плечах плуг». Описывается беседа между… он говорит о беседе между Кришной, Уддхавой, в собрании, на котором присутствуют Кришна, Уддхава и Баларама. И нужно помнить, что Уддхава является личным советником Кришны. И проблема, которую они обсуждают – это что нам делать с Джарасангой. Какой должна быть наша стратегия в отношении к нему? И когда Баладев слушает их двоих, Он говорит: «О чем вообще идет речь?» Он, тот кто носит булаву, говорит: «Зачем лишние слова, зачем столько слов? Одним взмахом своей палицы Я могу легко разрешить этот вопрос». Этот эпизод показывает необычайную мощь, интенсивность, и степень Его преданности или предания Себя Кришне.

Наслаждение в Своем сердце Он предлагает Кришне

00:06:16 Но в десятой песне Щримад Бхагаватам описывается, как Господь Баларама возвращается во Вриндаван и совершает танец расы с гопи. И подобное описание, на первый взгляд, противоречит тому, что нам известно о Его природе преданного и слуги. Но говорится, что ачарьи нашей линии, ачарьи нашей Гуру-варги искусны и достигли великих высот в способности извлекать из священных писаний их внутренний скрытый и сокровенный смысл.

00:07:36 Шрила Санатана Госвами приходит к нам на помощь в этом случае и подводит, приводит нас к верному, истинному заключению об этом. Он объясняет эту истину, говоря, что, хотя Баладев внешне наслаждается общением с гопи, но наслаждение, Свое наслаждение, в Своем сердце – даже это Он предлагает Кришне.

00:08:28 Шрила Гурудев говорил не так давно, ссылаясь на Шридхару Свами, первоначального комментатора Шримад Бхагаватам; он говорил о таком принципе, который зовется атма ниведанам. И речь идет о том, что любое действие преданности, для того чтобы оно было действием преданности, имело именно эту природу, ему должно предшествовать то, что зовется атма ниведанам, то есть – вручение, или посвящение этого акта или поступка, и так далее, посвящение или вручение этого Господу.

Враджа шаранам – преданность, присущая обитателям Враджи

00:09:38 Поэтому Шрила Гурудев является олицетворением и воплощением таких начал, как служение гуру и преданность гуру. У него нет представлений о каких-либо иных интересах. Мы слышим зачастую разговоры об этой книге, другой книге, об этом течении, другом течении, но Шрила Гурудев показывает, что его все эти вещи, все эти явления не интересуют. Его единственный интерес – его Гуру Махарадж служение ему.

00:10:44 Это некая красная нить, которая проходит через явление, известное как ананйа-бхакти. Суть, или сердцевина того, что зовется ананья-бхакти, исключительная преданность. Анйа означает буквально «другие», или «посторонние. Ананйа означает лишенный всяких примесей чего-либо постороннего. Когда Кришна говорит: сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа… и так далее, то ключевым моментом здесь является шаранам – предание. Какого рода предание? Он говорит о предании, которое Он сам же и определяет как враджа шаранам, что значит: та преданность, которая присуща, которой обладают враджа джана, обитатели Вриндавана, Враджи.

00:12:16 Когда Кришна оказался в кольцах змея Калии, то эти самые люди Вриндавана, жители Вриндавана, в поисках Его, нашли Кришну, следуя отпечаткам Его стоп. Потому что природа вриндаванской земли такова, что отпечатки стоп Кришны видны, они не могут быть как бы сметены, или устранены ни отпечатками животных, копыт животных, ничем другим. Они всегда остаются на земле, и они видимы.

00:13:22 И, для того чтобы увеличить интенсивность драмы, в которой все жители Вриндавана пребывают в горе и смятении, переживают за судьбу Кришны, Баларама обращается с просьбой, умоляет Кришну. И Кришна не в силах воспротивиться любящей и сердечной мольбе, просьбе Баларамы.

00:14:23 Баладев говорит Кришне: «Эти обитатели Вайкунтхи и обезьяны Айодхьи – они не кто-нибудь, они Твои преданные, поэтому как Ты можешь позволить Своему окружению страдать? Пожалуйста, убей этого змея!»

«Я никогда не поднимал взор выше её стоп…»

00:15:06 Мы также находим другое, видим другое проявление или ипостась Баларамы, когда Он, обычно являющийся старшим братом Кришны, занимает положение младшего по отношению к нему, когда он становится Лакшманом.

00:15:43 Когда Равана похищает Ситу и увозит её, забирает её на Ланку, в своё царство, то по дороге, когда Равана несет её по воздуху, Сита-деви очень разумно, бросает, в этой ситуации она поступает. Она бросает на землю свои браслеты, ожерелья и другие украшения, для того чтобы, следуя этой цепочке, Хануман смог найти её на Ланке.

00:16:37 Когда Рама, Лакшман и Хануман вступают в леса, чтобы начать поиск Ситы, они спрашивают у местных жителей, у обезьян, и те объясняют им, что та прекрасная богиня, о которой вы говорите, мы видели украшения, упавшие с её стопы или другой части тела.

00:17:18 Когда Господь Рамачандра увидел украшения с тела Ситы-деви, он преисполнился великого экстаза, и в этом экстазе Он обратился к Своему брату, к Лакшману, и сказал: «Лакшман, посмотри, разве ты не узнаешь украшения, драгоценности с тела Ситы-деви?» Мы должны помнить, что Сита-деви является проявлением Шримати Радхарани, её экспансией [шлока]. Поэтому её красота безгранична. И вот Рамачандра в великом счастье, радости, обращается к Лакшману и говорит: «Ты узнаешь эти украшения?»

00:18:52 Лакшман говорит Ему на это, смотря на груду драгоценностей, Он отвечает брату, Он говорит: «Я узнаю только браслеты, которые носят на лодыжках, на щиколотках ног. Все остальное – кольца и прочее, серьги, Я… эти предметы Мне не знакомы». Рамачандра, услышав такой ответ, был поражен. Лакшман объяснил Ему, сказав: «Я никогда в жизни не поднимал свой взор выше её стоп». Для Его служения такой необходимости не было. В присутствии невероятно красивой женщины, Он никогда не поднимал свой взор выше её стоп.

00:20:10 И Он, эта личность, способна предложить раса лилу, совершаемую Им, в сердце Своем предложить её Кришне. Поэтому Его качества, Его достоинства, непостижимы.

Положение слуги

00:20:27 Шрила Говинда Махарадж говорил о том, что, согласно Шриле Рупе Госвами, джива в своем чистом изначальном состоянии, может явить пятьдесят пять качеств, – точнее, пятьдесят качеств, присущих также, укорененных в природе Господа. Шива обладает пятьюдесятью пятью качествами. Вишну, Господь Нарайана Вайкунтхи обладают шестьюдесятью качествами. И, как он прекрасно объяснил эту истину недавно, он говорил о том, что Кришна, говорится, наделен, имеет шестьдесят четыре качества. Но положение Баладева уникально – шестьдесят два качества. Он, Господь Баларама является воплощением и олицетворением, высочайшим проявлением этого принципа, о том, что все должно быть и стать жертвой или подношением Господу Кришне.

00:22:18 Несмотря на то, что Его природа такова, что Он является непосредственной, первой экспансией, проявлением личности Кришны, в то же время Он Кришна дас. Насколько же возвышенно положение Кришна даса, слуги Кришны!

00:22:51 Во времена колониального режима Великобритании в Индии, англичане, слышавшие проповедь Гаудия-миссии, Гаудия-матха, проповедь, сутью которой является концепция слуги слуги слуги, были возмущены и заявляли: «Как же так? Гаудия-миссия, – говорили они, – ратует за некую форму рабства». И когда внимание Шрилы Сарасвати Тхакура было обращено на эти слова, он сказал: «Напротив»…

00:23:52 [Приветствия]

00:24:38 Ответ Шрилы Сарасвати Тхакура был следующим, он говорил: «Напротив, Гаудиа миссия ратует за достоинство человеческой расы. Гаудиа-матх стоит не за рабство человечества и человека, но говорит о его возвышенном положении и природе».

00:25:41 Шрила Гуру Махарадж, Шрила Шридхар Махарадж, рассказывал о том, что в своё время Махатма Ганди, во времена борьбы за освобождение Индии, нуждался в личном помощнике, ассистенте. Далеко не заурядные люди стремились занять это положение. Самые выдающиеся люди Индии, а именно, политики, юристы, и многие-многие другие стремились стать помощниками Махатмы Ганди. Они стремились находиться, так сказать, в реалии, в юрисдикции, под началом столь великой личности, как Ганди.

00:27:00 Баладев считает Себя также слугой Кришны. Шрипад Госвами Махарадж говорит, что до этого шла речь о том, что Шрила Гуру Махарадж, Шрила Шридхар Махарадж говорит о том, что природа Господа Баладева такова, что Он предлагает наслаждение, испытываемое Им от раса лилы с гопи, Он предлагает это наслаждение в Своем сердце Господу Кришне.

Сладостная оппозиция

00:27:54 [Шлока] И говорится, что в рамках этого движения, где есть действие и противодействие, есть прямое и косвенное, иногда Господь Баладева создает сладостную, или прекрасную, оппозицию Кришне. Говорится, что матери Шачи приснился сон, в котором она увидела Господа Кришну и Господа Балараму, сидящих на троне, к которым обратились Гоура и Нитай, Махапрабху и Господь Нитьянанда, и Они стаскивали Их с этого трона насильно, говоря: «Ваше время прошло, сейчас воцаряемся Мы».

00:29:12 Когда Махапрабху сказал Господу Нитьянанде отправляться в Бенгалию и проповедовать там о Кришне, он стал проповедовать о Гауранге. И Шрила Гурудев говорит о том, что всем известно, что Шрила Гуру Махарадж является человеком Рупы Госвами. Тогда почему он всегда призывает имя Господа Нитьянанды, говоря Даял Нитай? Поскольку немыслимо подлинное и существенное и реальное вступление или соприкосновение с Кришна лилой без милости Господа Нитьянанды Прабху, без милости Баладевы. Он низошел в этот мир со Своим окружением, которым являются мальчики-пастухи.

00:30:40 Один из спутников Господа Нитьянанды, Абирам Тхакур, который в Кришна-лиле является Шридамом, желая испытать Господа Нитьянанду, сказал: «Я знаю, что во Вриндаване есть только одна личность, которую я не могу поймать; я настолько быстр, что от меня никто не в состоянии убежать. Есть только один. Давай попробуем, если сможешь от меня убежать – ты тот самый Баладев».

00:31:39 Они… Нет, то есть не так было, что Господь Баладева, он говорит Баладеве, что «я настолько быстрый, что никто от меня, никто меня не догонит. Есть только один, кто может меня догнать. И это Баладева. Давай проверим». И он начинает бежать, и Господь Нитьянанда одним прыжком, одним броском его хватает. И он говорит: «Да, ты Господь моей жизни, ты тот самый Баладев».

Философия «половины курицы»

00:32:11 Нам говорят, что подлинная преданность, существенная, истинная или реальная преданность, в центре её находится преданность преданному Кришны, но не преданность Кришне непосредственно. И в жизни в преданности, в развитии вперед, в прогрессивном развитии в жизни в преданности, внимание или фокус будут перемещены, постепенно будут перемещаться от Господа к тому, кто описывается, чья природа описывается как самый дорогой слуга Господа.

00:33:11 Шрила Гуру Махарадж говорит, что Кришна более присутствует в своем преданном, нежели чем в своем божестве. Имеется в виду доступным для нас образом. Настолько, что человек, обладающий прогрессивным складом в смысле преданности, он обратит своё внимание прежде всего на преданного Кришны, и лишь затем на Божество Кришны. Противоположность этому, то есть обратное поведение, зовется оскорблением.

00:34:15 Кришнадас Кавирадж Госвами приводит в пример свою собственную жизненную ситуацию. Один из его родственников, Гунарнава Мишра, говорится, был занят проведением пуджи. В это время в их дом пришел Минакетана Рамадас, который был спутником Господа Нитьянанды. Говорится, что природа спутников Господа Нитьянанды, такая, как бы, озорная, или, ну, беспредельная, нешаблонная. Они ведут себя так, как он. Он имел в руках флейту и вел себя очень необычно.

00:35:24 Остальные преданные в доме обратили своё внимание на Минакетана Рамадаса, и только Гунарнава Мишра был по-прежнему занят проведением пуджи, звонил в колокольчик. Минакетана Рамадас был опечален. Не из-за себя. Но он знал, что он имеет репутацию, о нём все знают как о преданном Господа Нитьянанды. Минакетана Рамадас думал, что он не мне выразил…, он не ко мне был непочтителен, но к Тому, кому я служку, к моему владыке, Господу Нитьянанде. И, удрученный, опечаленный этим, он поломал свою флейту, и ушел из этого дома.

00:36:44 Если преданные не довольны нами, не счастливы нами, тогда Кришна… откуда может взяться возможность того, что Кришна будет счастлив и доволен нами? У нас нет ни малейшего представления о том, Кто такой Кришна, без Его преданных. Гуру Махарадж говорил о том, что, если Кришна предстает преданному, Кришна стоит перед ним, лицом к лицу, подлинный преданный спросит своего гуру: «Кришна ли передо мной или нет? Потому что я, – думает он о себе, – я не в силах распознать, что это такое». Поэтому преданные являются всем и вся.

00:37:59 Кавирадж Госвами пришел и жестоко отругал своего родственника. Он обвинил его в неверной логике. Это такое специфическое выражение бенгальское – эта ложная логика называется ложной логикой половины курицы. Два эти брата суть одно. Он сказал, Кришнадас Кавирадж Госвами сказал ему: «Два брата Гоура и Нитай – суть одно существо. Ты выражаешь, или исповедуешь свою веру, ты исповедуешь свою веру в Махапрабху и при этом пренебрегаешь Нитьянандой».

00:39:55 И это вот та самая логика половины курицы, что значит – поведение человека, логику человека, который, думая, что вот курица несет яйца; и вот та часть её, задняя часть, которая несет яйца – она самая важная и существенная. А передняя часть яйца не несет, поэтому она не нужна. Поэтому он думает, что можно разрубить курицу пополам и оставить заднюю часть.

«Я призываю вас сделать из этих наставлений гирлянду и носить её постоянно на шее»

00:40:20 И история гласит, что Гурарнава Мишра, в силу своего оскорбления, в силу того, что он не оказал почтения преданному, утратил своё положение и лишился общества преданных. Поэтому Шрила Гурудев говорит нам всем, каждый день, и не один раз за день, о том, что только смирение, терпимость и почтение, выражение уважения и почтения окружающим нас людям может дать нам возможность совершать подлинный киртан. Так называемой «практики» не достаточно.

00:41:29 Вайшнава сева является сутью. Кришнадас Кавирадж Госвами, относясь к этим словам Махапрабху о смирении, терпимости и уважении ко всем, он говорит, обращаясь к читателям Чайтанья Чаритамриты: «Я призываю вас сделать из этих наставлений гирлянду и носить её постоянно на шее».

Без милости Баларамы и Нитьянанды нельзя ступить на землю Вриндавана

00:42:14 И Кавирадж Госвами говорит также: «Сегодня ночью мне приснился сон, мне явилось видение: Баладев, Баларам предстал передо мной, окруженный Своими спутниками – мальчиками-пастухами, которые все пели, танцевали, играли на своих флейтах и буйволиных рожках». И он говорит: «Я видел Господа Балараму, на котором были одежды, прекрасные одежды, драгоценности и тюрбан на голове. Его шею украшала благоуханная, прекрасная гирлянда, вокруг которой вилось множество пчел, шмелей, которые собирали нектар».

00:43:28 И мы знаем, что эти пчелы не являются обычными пчелами, но высоко реализованными душами. И когда они вкушают этот нектар цветов его гирлянды, они возносят молитвы и прославляют Его. И Шрила Гуру Махарадж, он говорит в своем преддверии, в начале Прапанна Дживанамритам он говорит, что некоторые капли того меда, того нектара, что не сумели собрать пчелы, упали на землю. И я смиренно собрал эти капельки меда, для того чтобы представить их, для того чтобы дать их преданным.

00:44:26 И Кришнадас Кавирадж – это то, что предстало ему, то, что он увидел, он увидел, что Господь Баларама был глубоко опьянен, сильно опьянен Кришна намом, именем Кришны. И в Своем состоянии опьянения Он покачивался из стороны в сторону. И Своим глубоким голосом Он произносил имя Кришны. И господь Баларама сказал Кришнадасу Кавираджу: «Кришнадас, отправляйся во Вриндаван!» Иными словами, Он открыл ему доступ во Вриндаван.

00:45:25 Почему? Потому что он, Кришнадас Кавирадж Госвами, понимает центральную истину и главный принцип: поклонение Кришне означает поклонение преданным Кришны, и ни что другое.

00:45:56 Шрила Бхактивинод Тхакур говорит, что природа Вриндавана такова, что землю Вриндавана украшают отпечатки стоп той, которая является высочайшей преданной Кришны. Он говорит: «это земля жертвенности и предания себя, исключительной преданности».

00:46:21 Гуру Махарадж говорит: «Самопредание – это хорошо, но то, что по-русски может быть сказано как самозабвение, или забвение себя, самозабвенность – это выше», – говорит он.

00:46:41 И вот Баларама говорит: «Кришнадас. отправляйся во Вриндаван! Там будут исполнены все твои желания». И он немедленно начал своё путешествие. [шлока] Без милости Нитьянанды и Баларамы не может быть и речи о том, чтобы воистину ступить на землю Вриндавана, землю самопредания и жертвенности. Шрила Говинда Махарадж является воплощением и олицетворением такого рода исключительной преданности. И, Махарадж говорит, – если вы, гуру Махарадж, будете милостивы ко всем нам, скажите несколько слов.

00:48:01 [Приветствия].

транскрибирование: Надия Деви Даси | Москва | Россия | 10 November 2012