Основные качества вайшнавов

16 февраля 2008
В чем высшая цель человека? Почему чистые преданные хотять забыть о Кришне? Какими качествами обладает Бог? Главное качество вайшнава. История о Господе Чайтанье и Рагхунатхе Дас Госвами. Почему сложно сосредоточить ум? Что такое смирение? В чем заключается правдивость? Принцип равенства. Невозможно найти недостатки в Кришне, потому что он совершенен. Как нужно прославлять Кришну? История о Бали Махарадже. Ответы на вопросы.
семинар для начинающих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 1
длительность: 02:25:29 | качество: mp3 96kB/s 99 Mb | прослушано: 1709 | скачано: 1696 | избрано: 5
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

00:00:00 Звучит киртан

00:57:42 Шри Шри Гаура Нитай ки джай! Шрила Прабхупада ки джай! Ананта коти вайшнава вринда ки джай! Гаура Премананде Хари-Харибол! Харе Кришна!

00:58:23 Сегодня мы продолжим тему вайшнавского этикета. Требуют продолжения киртана? Мы обсуждаем важность поведения в нашей жизни. Вчера мы говорили о том, что наше поведение: всё, что мы делаем, думаем, говорим, одеваемся или едим, что любая деятельность, она связана с чем-то. Это особенность человеческого существования, его ума, ум связывает свою деятельность с чем-то ещё, обязательно. Иначе, он не чувствует полноты существования. Да, иногда люди – они обсуждают за столом, что они едят, какого качества эти продукты, откуда привезены, и прочее – связывает. Это не наблюдается в других видах жизни, они не проявляют такого глубокого интереса к своей собственной деятельности: действуют более-менее автоматически, неосознанно. И, безусловно, многие поступки мы тоже совершаем неосознанно. Именно, эти поступки, которые совершаются неосознанно, являются причиной ошибок. То есть, человек не должен жить, как животное, то есть инстинктивно, неосознанно. Он должен жить в знании, это наука очень тонкая, глубокая.

В чем высшая цель человека?

01:00:02 Могу ли я осознавать всё, что я думаю, говорю и делаю, каждую секунду своего существования? Называется « Сознание Кришны». Когда однажды Прабхупада говорил об этом: что такое сознание Кришны? Что это означает? Что нужно помнить Кришну 24 часа в сутки! Ученики стали очень серьёзными и подумали: «Это как воспринимать, буквально или образно?». И, в конце концов, они спросили у Прабхупады: «Но как это возможно? Возможно ли круглые сутки, 24 часа в сутки помнить о Кришне? Мы занимаемся разными делами, разная деятельность вокруг». Прабхупада привёл хороший пример, который видели в Индии.

01:00:42 Все, кто был, видели это. Это запоминающийся пример очень. Сказал им: «Смотрите, женщина идёт по дороге. Индуска, она несёт на голове целую пирамиду предметов». Можно видеть это. Я не знаю, как это всё собирается. Видимо, кто-то помогает. Но далее они уже абсолютно свободно, самостоятельно передвигаются с этой пирамидой предметов на голове. Бывает, выше собственного роста. Также перевозят иногда тяжёлые грузы на стройках, женщины кирпичи на головы кладут также, на голове переносят все тяжести. Такая пирамида. И они идут, и при этом они свободно могут жестикулировать, разговаривать. Вот так же, как эта женщина, чтобы она ни делала, она помнит, что у неё на голове этот груз. Она кажется абсолютно свободной, независимой от этого груза. Нет, она помнит, она не уронит. Этот пример Прабхупады. Немного тренировки, видите, и вы уже помните.

01:01:38 Немного потренироваться – и вы помните. Почему? А это естественно. Мы говорим, склонность уже есть. Мы всё равно уже связываем своё существование, своё поведение, свою одежду, свою пищу с чем-то ещё. Но это йога. То есть, мы стремимся к йоге, к связи ещё. Например, человеку не достаточно просто есть пищу с земли, с ладони, он должен это связать с какой-то культурой: есть посуда, есть стол, есть столовая, есть гости, есть этикет и всё остальное. Видите, есть поведение. Связь! Какая-то связь намечается таким образом.

01:02:16 И цель, высшая йога, когда человек связан с Богом. Джай Шри Шри Гаура Нитай! Связь с Богом, прежде всего, означает, что человека не привлекает нечистая деятельность. Внешний симптом, потому что человек чист. Чист, он думает о чём-то возвышенном, его не привлекают какие-то вещи нечистые. И мы вчера перечисляли некоторые принципы поведения вайшнавов, от которых нужно отказаться, скажем. Чистота, гигиена – что делать следует, а что не следует делать. Какие-то плохие вещи делать не следует. Почему описываются эти плохие пункты?

01:03:00 Потому что есть неосознанная склонность делать это. Например, не смотреть на обнажённое тело мужчин или женщин. Но почему так утверждается? Потому что есть естественная склонность смотреть на обнажённых мужчин и женщин. Такая склонность есть неосознанно. Нужно знать, что это плохая склонность, невайшнавская. То есть, это знание, мы получаем такие знания. И часто эти знания – они против наших привычек. Мы получаем этот этикет, но мы не такие, нам трудно стать такими людьми. Мы даже не хотим иногда стать такими. Поэтому, большая часть вайшнавской культуры – она может противоречить семейным традициям, современным привычкам, общественным привычкам. Как нам здесь скажут, что «вот, в храме проводите свои программы, не нужно где-то ещё их распространять. Пожалуйста, не нужно. Вот, в своём месте здесь. Не нужно распространять вашу вайшнавскую культуру. Тут уже есть своя культура, национальность, зачем беспокоить людей?». Потому что это несколько противоречит общественным принципам.

01:04:05 Чистота, гигиена – мы обсуждали внешние правила некоторые, как менять одежду, чистую одежду носить, как прикрывать рот, когда чихаем или зеваем. Простые вещи, правда? При этом что ожидается? Что когда мы зеваем или чихаем – это для нас совершенно естественная вещь. Я непринуждён в этом, я специально это не делаю, так происходит. Я могу сидеть, и вдруг чихнуть! Но я же не винов. При этом, вы должны учесть, что люди это воспримут не очень положительно. Или когда вы зеваете, так рот открываете – это совершенно естественно, знаете, вы даже просто не замечаете. Но вы должны учитывать, то другие люди смотрят на вас, видят эти вещи. Для ребёнка естественно сидеть, разговаривать и углубляться в эту полость таким образом. И он серьёзно очень продолжает разговаривать.

01:05:06 В Америке естественно даже: какие-то управляющие высокопоставленные, они говорят, и при этом они жуют жевательную резинку, допустим. Это естественным для них, кажется, вообще. Но вы должны знать, как это люди понимают, как они видят вас. Нужно знать, что вот этот момент, вот так когда вы делаете - это крайне отвлекающий момент. Если о чём-то говорить и, вдруг, так рот открывается широко, знаете, и вы сразу сбиваетесь с толку. Поэтому, вы прикрываете рот всеми силами. Прикрываете, чтобы не видно было. Таков этикет. Как будто этого нет. Это есть, но вы прикрываете, чтобы не тревожить, не беспокоить людей. Это этикет. То есть, вы думаете о других людях в это время. Так же, как мы носим одежду, мы думаем о других людях, когда выходим на улицу: как на меня люди посмотрят. Это часть культуры.

01:06:00 Нужно знать, что внутреннее содержимое тела не привлекательно само по себе. Это не следует показывать, демонстрировать. А сегодня мы погорим о более глубоких вещах. Вчера были внешние какие-то правила внешней культуры. Более-менее приемлемые и понятные для нас и сейчас. А в этой теме сегодняшней описывается 26 качеств преданного – то, к чему мы стремимся, и к чему мы принимаем какие-то правила и предписания. Чтобы развить качества. Почему нам бывает трудно повторять Харе Кришна мантру? Ответ только один. Нам не хватает духовных качеств. Духовное привлекается духовным. Материя отталкивается от духовного. Это как свет и тьма - это что-то одно исключает. И чем больше человек приобретает духовные качества, тем более привлекательным становится Святое Имя. Насколько оно уже привлекательно, насколько оно является источником нектара, никто этого не знает.

Почему чистые преданные хотять забыть о Кришне?

01:07:14 Ни один из ачарьев не описал это полностью. Все говорят, это невозможно описать. Об этом говорил Бхактивинод Тхакур. «Когда, - говорит, - я пытаюсь сосредоточиться на глубине этого нектара трансцендетного, Святого Имени, я теряю сознание. Поэтому, я пытаюсь не сосредотачиваться, чтобы не терять сознание. Чтобы продолжать свои материальные обязанности, я пытаюсь не сосредотачиваться». Наоборот, мы пытаемся сосредоточиться сейчас. Усилия для того, чтобы слушать мантру. Чистый преданный – который пытается не слушать мантру, иначе это отвлечёт его, он всё просто забудет. Как гопи говорят: «Нам не нужно думать о Кришне, иначе мы не сможем выполнять свои материальные обязанности. Нам нужно забыть о Нём на какое-то время». И они говорят таким образом, что «а что такого хорошего в Кришне? Зачем о Нём вообще думать постоянно? Давайте забудем Его. А что в Нём хорошего? Он же может нас забыть. А почему мы не можем забыть Его? Вот, Он нас привлекает, а потом бросает постоянно». Они ищут в Нём недостатки и критикуют с целью, чтобы как-то забыть отстраниться, чтобы что-то выполнять. Но они не могут, ещё больше они погружаются в эту область. Это мир духовного.

01:08:23 Мир духовного – это как, знаете, вот такой океан нектара, мёда. И к берегу пчёлы подлетают, чтобы попробовать чуть-чуть нектара. И когда они так чуть-чуть туда опускают хоботок, у них голова туда тоже увязается, знаете. Голова и плечи, и ноги, и уже хвост один торчит . Всё, и это сознание Кришны. Рупа Госвами об этом немножко по-другому говорит. Он говорит, что больной желтухой – он не может есть сладкое. Не потому что сахар невкусный, несладкий. Нет, у него вкус извращён болезнью. Особенность желтухи в том, что , сладкий вкус кажется отвратительным. Такая горечь ужасная, непереносимая. Такие симптомы у болезни желтуха. Но самое удивительное – что лекарством является леденцы, как раз что-то сладкое. И по мере излечения вкус к нему вернётся, этот сахар излечит болезнь и вернёт ещё и вкус. Вот это Святое Имя – Оно устранит эту болезнь, и вернёт снова изначальный вкус, который Оно содержит в безграничном количестве.

Какими качествами обладает Бог?

01:09:35 Имя Бога и Сам Бог - одно и то же. Мы говорим об этом, но практически означает, что там безграничное количество энергии, наслаждения, потому что Бог наслаждающийся, Бог не страдающий. Его существование находится в энергии блаженства, в энергиях наслаждения, Махапуруша. Пуруша – это наслаждающийся, но Махапуруша – значит, безграничная потенция наслаждения. Сколько энергии у Бога! И вот столькими энергиями Он может наслаждаться в полной степени. При этом, говорится, что удивительно, что непостижимо, что Он не нуждается даже в обслуживании всех энергий. Но Он даже не зависит от наслаждения таких энергий, которые стремятся Его удовлетворить, потому что Он Сам самодостаточен при этом. Он не нуждается ни в чём, Он даже не нуждается в нашем служении. Не так, что Он просто думает: «Что же Я буду делать теперь? Столько людей ушли в материальный мир. У Меня тут, понимаете, неустойка. Как Я сбалансирую этот дебет-кредит? Я попал в трудное положение, они не хотят Мне служить». Нет-нет, Он самодостаточен, Он не нуждается, вообще, ни в каком служении. Он принимает это лишь из любви, но «в какой степени предаётся человек – в такой степени Я его вознаграждаю». Вот и всё! Вот такие точные отношения. А Сам же находится всегда вне досягаемости нашего восприятия. Да, мы понимаем лишь свои отношения с Ним, но Бог безграничен. Мы это говорили на первой лекции об этом.

01:11:05 Отношения же с Богом означают качества вайшнава. Качества – это причина, духовные качества – причина привлечения формой Кришны, Именем Кришны, деяниями Кришны и окружением Кришны. То есть, когда мы разовьём духовные качества, мы начинаем понимать форму Бога. Вот, материалисты говорят: «Если Бог есть, покажите мне Его». Они как раз говорят о форме, нужно увидеть конкретную форму: «Где Бог ваш?». А ответ таков, что сначала человек должен приобрести духовные качества, духовный разум, духовные глаза – он сможет увидеть форму Бога.

01:11:47 «Где Кришна? – спрашивают у Прабхупады ученики. - Прабхупада, вы видите Кришну? А где Кришна?». «Кришна? Да он прямо, - говорит, - сейчас здесь». «Где?! – все перепуганные. – Покажите!». «Да, - говорит, - вот т тут, с флейтой, Он присутствует здесь». Прабхупада говорил это. «Посмотри, - говорит, - Он везде. Он всегда в сердце находится у преданного. При этом Он волен выбирать Сам место, где пожелает». Не так, что у Него есть Своё место. «Вот иди-ка на своё место», - мы говорим. Для Бога нет такой периферии. И Он везде. Где Он – везде центр. Нет ни центра, ни периферии, Где Он присутствует, там и центр, не важно. Всё образуется, организуется Его энергией, вокруг Него, автоматически. Это Его природа, Махапуруша. Все притягиваются наслаждением, счастьем, Он источник этого всего. Поэтому, автоматически.

Главное качество вайшнава

01:12:42 И когда человек обретает духовные качества, он начинает постигать уже духовную форму Кришны. Мы сможем понять, кто является вайшнавом, если знаем 26 качеств преданного. Насчитывается 26 качеств преданного. Существуют качества двух типов: главные и вторичные. Главное качество вайшнава всего лишь одно. Можно выучить одно качество, 25 можно даже не знать. Если есть главное, остальные разовьются со временем. Если нет главного и остальные даже присутствуют, они постепенно уйдут от нас, исчезнут. Значит, мирская добродетель – она постепенно тоже трансформируется в невежество. И главное качество вайшнава – это что? Тут написано: «Полная преданность Кришне». Таково качество вайшнава, полная преданность Кришне. Полная означает: поступки, речь и мысли. . Но иногда кто-то в мыслях предаётся Кришне – это тоже хорошо. Или говорит о том, как хорошо предаться бы Кришне – это замечательно. Но если он предаётся в поступках, в речи, в мыслях – это главное качество вайшнава, это основа вайшнавских качеств.

01:14:07 Все остальные качества вытекают из первого. Благодаря особой удаче человек может получить общение с вайшнавами, обрести вкус к воспеванию Святого Имени. И начав воспевать Святое Имя, обрести прибежище у лотосных стоп Кришны. Преданность Кришне является главным качеством, а все остальные качества вайшнава постепенно проявляются благодаря воспеванию Святого Имени. Поэтому такие качества называются вторичными, или побочными. Хотя, они и являются второстепенными по отношению к главному – тем не менее, они обязательно проявляются у истинного вайшнава, или садху, как результат правильного воспевания Святого Имени. О чём здесь говорится? Если мы правильно воспеваем Святое Имя, то качества развиваются сами по себе.

01:14:55 Правильное воспевание означает избегать оскорблений. Опять же, этикет, видите? Опять же, речь идёт об этикете. То есть, правильное воспевание – это следование правильному вайшнавскому этикету. Обычно, новички – они отделяют этот момент: «Воспевание – это воспевание, а поведение – это поведение». Ну как, если мы идём на работу, нас там никто не должен спрашивать о моих моральных качествах, или личных делах. А в семье я могу не говорить о своей работе. Работа – это работа, семья – это семья, это разные вещи. Так мы считаем. Ну, многие так думают. И по этой аналогии многие новички так же отделяют, духовную жизнь делят как бы на части. Она неделима, но новички могут так делать. Он говорит: «Это моё поведение, а это воспевание – это разные вещи».

01:15:48 Интересно, мы узнали о том, что некоторые непреданные – материалисты и маявади – тоже воспевают Харе Кришна мантру, оказывается. Практикуют её. Я какое-то время не знал об этом. Мы считали, что те, кто повторяют Харе Кришна мантру – это уже преданные. Однажды Господь Чайтанья говорил об этом, что тот, кто хотя бы раз произнесёт Святое Имя – он уже преданный. Он имел ввиду, чисто произнесёт. Маявади воспевают Харе Кришна мантру с целью раствориться в Кришне и стать Кришной.

История о Господе Чайтанье и Рагхунатхе Дас Госвами

01:16:20 Я рассказывал эту историю, как однажды один великий преданный, возможно, это был Рагхунатх Дас Госвами, шёл на встречу с Господом Чайтаньей. Нужно было пройти несколько дней по джунглям, по каким-то местам труднодоступным, и увидеться с Ним. И был один человек, его современник, который узнал об этом и поспросил взять его с собой. Говорит, - «я тоже хочу увидеть Господа Чайтанью». Его звали Рамдас. «Пожалуйста, возьми меня с собой», - сказал. Рагхунатх Дас Госвами подумал: «Это очень сокровенно, это моя личная встреча. Я не знаю, что делать, стоит ли брать какого-то ещё человека, которого я не знаю?». Но Рамдас сказал: «Ты знаешь, я буду служить тебе всю дорогу, выполнять все твои любые желания, я не буду тебя беспокоить. Не буду навязывать каких-то своих мыслей, я буду читать Рамаяну всю дорогу, нести твои вещи у себя на голове. Пожалуйста, позволь мне пойти с тобой и увидеть Господа Чайтанью». И он так искренне молил его, что «я ни слова не скажу вообще, связанного с материальным, я буду говорить только о Рамаяне, и буду выполнять твои желания, нести вещи на голове. Только пожалуйста, я очень хочу, будь милостив, ты же вайшнав».

01:17:38 И Рагхунатх Дас Госвами смягчился: «Да, какой-то очень чистый человек, - он подумал. – Это какая-то необычная личность. Очень смиренный, чистый человек. Столько смирения!». Он взял его с собой. Этот человек на самом деле всю дорогу нёс его вещи, служил ему и говорил только о Рамаяне, никак ему не мешал ничем. Рагхунатх Дас Госвами пришёл к Господу Чайтанье. Когда Господь Чайтанья увидел его, Он так обрадовался! Он увидел преданного. Представляете, как радовался Господь Чайтанья, когда увидел преданного. Он говорит: «Я очищаюсь, когда вижу преданного. Это смысл жизни – увидеть преданного! Это великая удача, что я вижу преданного». Он сразу обнимал, столько эмоций, столько чувств было, столько любви.

01:18:20 И вот он так проявил свои эмоции, чуть не потерял сознание от счастья, когда обнял Рагхунатха Госвами. Но Рагхунатх Дас Госвами – он задыхаясь, попятясь, сказал: «Дорогой Господь, знаешь, я не один. Тут есть очень-очень хороший человек. Посмотри тоже на него, пожалуйста. Не только на меня. Не только мне эту милость, посмотри на него. Он всю дорогу нёс мои вещи на голове и читал мне Рамаяну, ни слова не сказал лишнего». Господь Чайтанья улыбался, смотрел на Рагхунатха Госвами и не смотрел на этого человека. Так и не повернулся к нему.

01:18:56 «Ты не слышишь, дорогой Господь? Я говорю, тут очень хороший человек. Великий преданный, должно быть. Очень смиренная личность, он всю дорогу Рамаяну мне читал, вещи долго мне нёс, посмотри на него!». Господь Чайтанья сказал: «Ты знаешь, почему он читает имя Рамы, повторяет?». Он даже не смотрел на этого человека. Этот человек окаменел и ждал, что скажет Господь Чайтанья, что Он заглянул ему в сердце сразу же, даже не глядя. «Ты знаешь, почему он повторяет имя Господа Рамы? Он хочет сам стать Господом Рамой. Пусть он уходит , - он сказал,– у этого человека нет любви, ни капли.». Такой возвышенный вайшнав кажется ведь.

01:19:39 И таким образом, наше воспевание, и наше поведение, наши мотивы, наши желания – всё очень связано. Всё очень связано. Первое качество, которое здесь описывается, в перечислении 26-ти, здесь описываются несколько качеств. Первое, преданный милостив, крипалу. От слова крипа, крипа – это милость. Цитата из Шримад-Бхагаватам: «Садху милосерден, ибо желает добра всем живым существам. Не только людям, но и животным». Встречали таких милсердных людей? Желают добра всем, не только людям, но и животным. На равном уровне. В Бхагавад-гите это описывается, что «такой садху смотрит одинаково на учёного брахмана, на слона, корову, собаку и собакоеда». Равно рассматривает этих людей, независимо от социального уровня.

01:20:55 Сарва дехинам означает, что «Все живые существа, воплотившиеся в материальном мире». Вот садху обращается к ним с милостью сарва дехинам. Дехина – любое тело, сарва – любое тело. Материальным телом обладают не только люди, но и другие живые существа. Преданные Господа с одинаковым состраданием относятся к каждому, будь-то кошка, собака или дерево. Он старается помочь всем живым существам освободиться из материального плена. Удивительно: ученики, когда наблюдали поведение Прабхупады, именно его этикет, его ачарв, поведение, они всегда поражались тому, что делает Прабхупада, каждый день. Хотя, ничего сложного не делал.

01:21:40 Однажды, когда Прабхупада гулял, он разговаривал с деревьями, трогая их кору, листья, произнося какие-то слова. Так случилось, ну видели это преданные. Это было в Лондоне, в другой раз во Вриндаване он разговаривал с обезьяной долгое время. Он ругался с ней на самом деле, потому что она мешала ему писать книги. Одна ученица подсмотрела это в укрытии, Прабхупада не видел ученицу. Она застыла от изумления, но она видела, что они разговаривают. Не только Прабхупада с ней, но и обезьяна отвечает ему. Она спорила с Прабхупадой, не соглашалась какое-то время, а Прабхупада ей говорил что-то на каком-то другом языке. Они говорили какими-то жестами, какими-то звуками несколько минут, потому что обезьяна приходила регулярно за маха-прасадом туда.

01:22:28 Если вы какой-то обезьяне дали маха-прасад во Вриндаване, засекайте время, когда это было, хорошо? Это было, скажем, без пяти двенадцать, в без пяти двенадцать завтра она будет здесь же ждать маха-прасад. У них прекрасная память на этот счёт. Вот этим отличается Вриндаван, он очень регулярен. Если вы во второй раз подтвердили это – всё: каждый день, в без пяти двенадцать ровно, сверяйте часы, обезьяна будет на месте как штык за маха-прасадом. Более того, она будет подходить всё ближе и ближе, и это станет ей уже правилом. Естественной потребностью станет, и вы должны будете её обеспечивать прасадом в этом случае. Поскольку вы сами установили такой порядок.

01:23:10 Мой друг пришёл в храм Модан-Мохан во Вриндаване на холме. Это храм, построенный Санатаной Госвами. Прекрасный храм. Он зашёл туда в алтарную комнату, то есть, в помещение. В алтарной комнате алтарь был закрыт шторами, и там был свет. И какие-то звуки. Видно было, что там пуджари, что-то, параферналии, то ли складывает, то ли готовится там, прямо в алтаре движение какое-то. Мой друг сел вот так, никого нет, пусто. Решил подождать: возможно, пуджари выйдет, или чаринамриту даст, или немножко маха-прасада, или даршан божеств откроет. Он ждал несколько минут, повторял мантру. Вдруг, занавес немножко отодвигается, одергивается, и выходит оттуда обезьяна. И на ладоне у неё бананы нарезанные, ломтики бананов. И она подходит, и садится рядом с ним, с бананами. И тут выходит пуджари с маха-прасад-бананами: «Подходит ко мне, и даёт мне такие же ломтики бананов. И вот мы сидим вдвоём с обезьяной, с ломтиками бананов, и едим, почитаем маха-прасад. Она свой и я свой». На равном уровне. Называется, вайшнавы милостивы, видите? Вы пустите сюда обезьяну? Я не знаю. Здесь просто нет обезьян, но здесь есть хуже обезьян. Что, верно? В каком-то смысле.

01:24:44 Такое отношение во Вриндаване можно видеть, равное отношение ко всем живым существам. И Прабхупада, он разговаривал с обезьяной, и просил её больше не приходить, если она пришла, прикормилась, и они вот настойчивые становятся. Он ей объяснял, что «я занят, я пишу книги, мне не до тебя, я не смогу тебя кормить регулярно. Пожалуйста, не приходи сюда больше». Она сказала: «Нет, понимаешь, я сюда прихожу уже много дней, мне дают прасад, я не хочу отказываться от этой доли». А Прабхупад говорит: «Тебе больше доли не будет, потому что я занят, я не могу тебе уделять внимание, я пишу книги». Она спорила какое-то время, и ушла. Ученица потом подошла к Прабхупаде. Она знала: обезьяна приходит ровно в это время каждый день сюда за маха-прасадом. «Прабхупада, я слышала, что вы разговаривали с обезьяной?». Он говорит: «Да, я её просил больше не приходить. Она приходит сюда регулярно, и мешает мне писать книги». Так он ответил, и занялся своим делом. Но что интересно – обезьяна больше не приходила. Прабхупада понимал их язык. Почему? Он был милостив. Если вы милостивы к живым существам, вы начинаете понимать их. Вот вам и знание.

01:25:54 Знание исходит из качеств. Если вы проявляете к кому-то милость, это существо раскрывается перед вами и становится понятным. Если проявляется по отношению к нему немилость, оно закрывается, становится непонятным. Всё просто. Преданный смиренен, аманитвам. Смирение означает, что человек не должен стремиться получать удовлетворение, принимая почтение от других. Смирение – это не внешнее качество, оно является глубоким, искренним и естественным, и приходит тогда, когда обусловленная душа видит свою неудачу и искренне обращается к Кришне, прося простить её и занять в преданном служении.

Почему сложно сосредоточить ум?

01:26:44 Господь Чайтанья говорил: «Святые Имена Господа следует повторять в смиренном состоянии ума, считая себя ниже соломы, валяющейся на улице». Нужно стать терпеливее дерева, полностью освободиться от чувства ложного престижа и всегда быть готовым оказать почтение другим. Только в таком состоянии ума можно повторять Святое Имя Господа постоянно. Иногда, при этом трудно повторять Святое Имя становится, уже через много лет практики. Сейчас ИСККОНовцы уже становятся как бы организацией немолодой, время идёт, мы стареем, появляются уже люди пожилые в сознании Кришны, прожившие жизнь в сознании Кришны. Уже воспитывают детей, внуков уже даже имеющих в сознании Кришны. То есть, мы уже имеем какой-то опыт, опыт ведь прибавляется. И мы знаем, что через 15-20 лет в сознании Кришны приходят очень серьёзные трудности для многих. Такие серьёзные трудности, что преданные уже не могут даже мантру повторять.

01:27:46 Инициированные, давшие обеты 16-ти кругов, 4-х принципов вдруг слабеют, теряют веру. В чём причина, почему? Они раньше повторяли легко и больше даже. Недавно мне приходят письма, таких писем много сейчас приходит: «Я повторял каждый день по 32 круга раньше, не было никаких проблем. Сейчас едва-едва нахожу время и силы для 16-ти кругов. Это так сейчас трудно для меня стало, в чём же дело?». Другая мама пишет: «Сейчас, вот, у меня ребёнок появился, и невозможно - ничего не могу. Ум рассредоточен, 16 кругов кажется очень много». Вы знаете, что такое 16 кругов? Это минимальная норма для здорового ума. Если ум здоров, это несложно. Но поскольку в Век Кали умы обеспокоены, говорится, у людей сильно, не сосредоточены, не могут долго на чём-то сосредоточиться одном.

01:28:44 Ум, чанчала – срывается с места постоянно в разные стороны, вот таким вот образом. Он ленив, он упрям, он непостоянен, и 16 кругов для такого ума – это такая аскеза кажется, боже мой. Столько дел, столько работы. Вот, мне хочется, вот, постоянно, что чем беспокоится. Естественно, состояние беспокойств. И если эти беспокойства проникают в разум – мы уже не можем сосредоточиться на мантре. Беспокойство, обеспокоенность становится моим принципом жизни. Пожалуйста, не думайте, что мы живём для того, чтобы постоянно о чём-то беспокоиться. Это психология современного человека: «Если вы чем-то обеспокоены, чем-то озабочены, всем встревожены, значит – вы живёте полноценной жизнью, вы заняты. Заняты чем-то очень важным». Нет, вы не можете в беспокойном состоянии ума о чём-то важном думать и что-то важное делать. Это происходит на поверхностном уровне. Есть, говорится, смирение - глубокое качество, например.

Что такое смирение?

01:29:42 Глубокие качества – мы становимся устойчивыми в духовной жизни. Значит, причина в чём? Испытывается наше смирение. Вы знаете о том, что Кришна не всегда отвечает на наши желания? Вот, вначале он всегда отвечает - на любые, причём, желания. Даже на материальные. Знаете, как раньше было у меня в моей духовной жизни, когда я начинал только? Я к лифту подходил с чётками – там уже дверь открывалась, всё, и лифт был пустой. Ни один раз, а почти постоянно так происходило. Если я приходил к автобусу, автобус уже подходил – и всё уже было подготовлено для меня, знаете ли, как на руках кто-то меня носил. И я по своей наивности думал, что так и будет всю жизнь.

01:30:27 Поэтому я и клюнул на это, понимаете? Ну пойду-ка я в сознание Кришны, тут так хорошо! Кришна – Он заботится обо всех мелочах даже, мне даже не о чем будет заботиться. Кришна так служит, знаете? Идеальный слуга, вообще. А я идеальный господин, правда же? Очень хорошее сочетание! И Кришна соглашался на это, можете себе представить, на такое умонастроение демона? Который возомнил себя чистым преданным, и всё остальное, и уже совершенной личностью. И Кришна понимает: «Ну, а что с него ещё можно взять? Это Кали юга, он изуродован Кали югой. Начнём же, приступим к его излечению».

01:31:07 Сначала сладкое лекарство нужно дать. А потом горькое. Но оно уже настоящую силу имеет, это лекарство. И можете принять горькое лекарство в сознании Кришны, вы разумный человек, у вас сильный разум. Только разумный человек может принять горькое лекарство. Именно горькое, ребёнок не примет горькое лекарство. Он отвергнет, потому что оно горькое. Но разумный поймёт: «Именно горькое лекарство нужно принять. Вот хорошую дозу регулярно нужно принимать». То есть, мы должны обрести подлинное качество смирения. Смирение – это начало только духовной жизни. И в этом нам поможет именно преданность.

01:31:41 Если мы привлекаемся Кришной, если образ Бога для нас становится привлекательным, важным чем-то, мы готовы терпеть некоторые уроки. Уроки смирения - самые тяжёлые! Самое трудное в жизни. Говорится, одной жизни не достаточно, чтобы обрести смирение. Это крайне-крайне трудный вопрос. Однако, по милости Господа Чайтаньи это возможно приобрести. У нас есть надежда на это, на эту милость. То есть, мы хотим обрести такие качества смирения. И, конечно, мы хотим, но мы не знаем, что мы хотим. Потому что, если мы… Разрушается ложное эго, и мы… Жить не хочется, верно же? Даже преданным. И даже у многих нет больше стимула повторять мантру какое-то время. Поэтому, смирение необходимо выработать подлинным образом. Получая уроки в жизни настоящие.

В чем заключается правдивость?

01:32:38 Преданный правдив. Сатья сара. Правдивость называется сатья сара. Правдивость ученика заключается в следовании своему обещанию избегать греховных действий и в ежедневном повторении 16-ти кругов джапы на чётках. Это правдивость так описывается здесь. То, что мы обещаем – нужно делать. Гуру обязательно потребует от ученика обещания этого в момент инициации. До инициации он требовать не будет, он просто спросит: «Как, повторяешь? Или не повторяешь? А, ну бывают трудности, да, трудно, я понимаю». Но в момент инициации он скажет: «Обещай, что ты будешь делать до конца своих дней? Какие принципы будешь соблюдать?». И ученик вслух, в микрофон перед всеми вайшнавами, перед открытыми божествами произнесёт 4 регулирующих принципа, которым будет следовать всю жизнь. «А сколько ты кругов мантры будешь повторять каждый день?».

01:33:38 Это чтобы мы проснулись, наверное. Шокотерапия называется. «Сколько кругов мантры будешь повторять?». Он скажет: «16 кругов минимум, Гуру Махарадж, как я и обещал, всё. У меня нет проблем, я даже могу дать обет больше повторять». Он говорит: «Нет-нет, больше не надо! Дай обет 16 кругов, больше не надо, я не требую от тебя больше». Он знает, гуру, что будет. Это сейчас ему всё легко по милости Кришны. Но когда придут испытания, ему будет не так легко. И он ещё придёт просить прощения у духовного учителя: «Гуру Махарадж, у меня долги накопились, знаете, с мантрой. Мои регулирующие принципы не всегда идеальны. Я извиняюсь, я поторопился, да, чёрт дёрнул за язык, ну… Простите меня, я был ребёнком». Это всё так и будет с каждым человеком. В какой-то момент придут трудности. Майа сильна, так, она проявит свою силу. Однако, здесь говорится: «Преданный должен быть правдив, он должен признавать свои ошибки, и снова стараться выполнять свои обещания». Это называется обет. Человек говорит: «Я обещаю». Завтра он спит, и забывает об этом всём: «Ой, я как-то, знаете, не подумал, я и забыл, я всё… Но уже всё в прошлом, извините, до свидания».

01:35:01 Обет означает: «Ты ошибся, ты не выполнил сегодня обещание, да? Завтра выполнишь - это обещание. Плюс ещё завтрашний долг». Это обет. Нас так воспитывали в школе, одна учительница. У нас был самый запущенный класс, его хотели расформировывать, крайние меры принимать. По русскому языку у нас была проблема. Мы не любили нашу учительницу по русскому зыку, мы не взлюбили вторую и третью, четвёртую. Мы не взлюбили русский язык до глубины души. Нам прославляли русский язык, что на нём разговаривал Ленин и всё остальное, но нас никакие, так сказать, уговоры, не… И тогда пришёл директор, и сказала: « Теперь, дорогие мои, мы за вас возьмёмся серьёзно». И мы: «Что значит, серьёзно? Вы ещё не брались за нас?». «Нет, ещё не брались, сейчас возьмёмся. Мы привлечём учительницу из Горано», - она сказала. Мы, дети, мы не понимали это Горано, там, эти все слова, мы просто испугались, что с какого-то Горано, это вообще страшное слово: «Оттуда возьмут какую-то учительницу, и возьмутся за нас, наконец». И мы не на шутку перепугались. Да, из Горано. То есть, в школах вообще в таких не бывает, в Горано только такие есть.

01:38:22 И пришла из Горано такая собранная, худая, не улыбалась, такие тонкие губы. Очки, увеличивающиеся глаза в 10 раз. Она видела всех одновременно, параматма такая, значит. Она даже не знакомилась с нами, она вошла в класс, сказала: «Ты! Показывай домашнюю работу!». «А я не сделал домашнюю работу». «Завтра принесёшь 5 упражнений вместо одного». Нам одно-то было упражнение сделать, знаете… Это по особой только милости возможно было, знаете. 5 упражнений – да какой! Ну кто это воспримет серьёзно? Ну как это, вообще, возможно? У нас куча ещё других уроков. 5 упражнений – нереально. Она что-то говорит, не знает сама, что говорит, вообще. Никто даже всерьёз не воспринял, 5 упражнений, она несколько человек подняла, дала им задание по 5 упражнений, и дала нам урок. Мы сидели смирно. И те, кто получил по 5 упражнений – они почувствовали груз какой-то ответственности: «Неужели придётся мне? Не, я не буду, нереально!». Все подумали: «Да какой дурак это будет делать? Да как это вообще возможно? 5 упражнений по русскому языку! Не, простите».

01:37:33 На следующий урок она сказала: «Так! Где?». Она запомнила. «Где 5 упражнений? Не сделал? Принесёшь 10 упражнений». «Эй, 5 нереально. Что она говорит,10?». «Иначе, вылетишь со школы вообще. Всё, ты первый кандидат. Записала красными буквами в журнал. Всё, с родителями придёшь, будем исключать из школы». Ну это конец, 10 упражнений! Одна вон трём человекам 10 упражнений. Все перепугались, - [неразборчиво], - слушать урок. «30 упражнений каждому! Это весь учебник, можно сказать. «Да что она делает? Что она себе позволяет, вообще?», - мы возмутились. И так террор продолжался, мы в таком все страхе, все уже пытались, что-то там хоть пол-упражнения, но сделать как-то. С ошибками, но делать хотя бы вид, что мы учим русский язык. И мы её так возненавидели: и её, и русский, и Горано, и …. И директора школы, и всё на свете. И она довела одного из класса мальчика, довела до того, что он в истерику впал. В полную истерику. Его исключали первого, №1 – вылетит сейчас, исключат со школы.

01:38:44 И он принёс 25 упражнений. Он исписал всю тетрадь. Ну как-то, но как-то было возможно, он сделал эти 25 упражнений и принёс. Она сказала: «Так, ты сделал? Покажи». И он бросил ей эту тетрадь, вот так на стол, расплакался и разревелся, ушёл вообще куда-то там. В общем, на задних партах стал плакать. Что он не понимал ничего в русском языке, и он просто что-то писал не зная, что сам, всю ночь. . Она, так, стала считать методично: «Раз, два, три, четыре, пять, двадцать пять… Двадцать пять упражнений». Все подумали, что она сейчас спросит: «А где ещё пять?». Все напряглись, и все думали: «Какая бесчеловечная вообще… Такого парня довела вообще, со свету сживает». И тишина, и она смотрит на класс,знаете, губы, глаза такие, говорит: «Он!», - на него пальцем. Все вздрогнули: «Что?! Что ещё?». «Настоящий мужчина». «Что такое вообще? Мы не поняли!». «Он попытался это сделать, смотрите. Это характер, мужской, настоящий. Вот он! Настоящий мужчина. Вот такой должен быть человек». Всё, пятёрки, там, в ряд несколько пятёрок ему в журнал сразу же. За одно только мужество. Даже проверять не стала эти упражнения. И нам ещё такую лекцию рассказала о дружбе, о любви, о характере, о мужчинах, о женщинах… Мы в шоке вообще: «Что такое? Мы такого в жизни не слышали». Стала поздравлять его! Ну, это был террор сначала такой. И то есть, она подняла эти все идеалы. Это называется, правдивость. Мы обещаем – нужно хотя бы пытаться делать.

01:40:47 Бывают трудности – хорошо, это можно понять, но хотя бы пытайтесь! Хотя бы ходите с чётками на руке целый день, если даже... А то уже и чётки забывают где-то, они уже даже не пытаются. То есть, трудности нужно преодолевать. Как? Правдивостью это можно сделать. Их никак нельзя преодолеть ложью. Нельзя просто каким-то оправданием. Это оправдание – это ложные все вещи. Нужно предпринимать попытки, а не оправдания. «Я пытаюсь-пытаюсь, не получается, но я пытаюсь, Прабхупада, знаете, я пытаюсь, но не получается, как вы говорите», - ученик приходит. «Ты пытаешься, и не получается?». «Да». «Это не грех», - он сказал. «Вот это да! Это Прабхупада..». «Это не грех, ведь ты же пытаешься. Всё получится со временем. Нужно продолжать попытки, ты всему научишься. Нет ничего, чему бы мы не умели научиться от духовного учителя, - Прабхупад сказал, – Всему можно научиться. «Невозможно» - слово из словаря дураков.Никогда не верьте этим словам».

01:41:52 «Невозможное» – это понятие относительное. А «возможное» – понятие абсолютное. Верьте в абсолютную истину. Для меня может быть что-то невозможно, для Кришны возможно всё. «Возможно» понятие абсолютное, верьте в абсолютную истину. Пытайтесь это делать, пытайтесь. Если не получается, но пытайтесь соблюдать регулирующие принципы. Не получается – но пытайтесь воспевать Святое Имя. Уже эта одна искренняя попытка возвышает личность, уже связывает её с Богом. Это называется правдивость.

Принцип равенства

01:42:29 Преданный равно относится ко всем. Ко всем, сама – это равенство. Преданный видит индивидуальную и высшую душу в сердце каждого живого существа. И он относится к живому существу в соответствии с положением, которое оно занимает в этом мире. А также, таким образом, чтобы в наибольшей степени способствовать его духовному продвижению. Преданный безупречен, нидоша - преданный, который отдаёт своё тело, ум и речь Кришне, и всегда старается исполнить волю Господа. Послушайте внимательно ещё, это важный момент. Иногда мы критикуем таких преданных, не замечая вот этот очень важный момент безупречности. В чём безупречность выражается? Бывает и, может быть, манера небезупречна или речь небезупречна, или происхождение небезупречное, и прошлое небезупречное, но преданный он может отдавать своё тело, ум и речь Кришне, и всегда старается исполнять волю Господа – это есть безупречность. Вот пока вы видите человека в таком состоянии, вы должны считать его безупречным.

01:43:46 Все новые преданные безупречны, они предаются на 200%. Они очень много могут служить Кришне, новички. Их нужно считать безупречными в этот период времени. Так и принимать. Новички, неофиты – это чистые преданные на самом деле. Они наделены энергией Кришны, они с лёгкостью справляются со всеми задачами духовными: садхана бхакти, 16 кругов мантры, полная занятость, отречение, у него всё проявляется. Даже без особых знаний, потому что он много получает энергии свыше, как авансом. И в этот момент мы должны с большим почтением и уважением относиться к этому человеку. Он безупречен, критиковать его не стоит за его прошлое, или какие-то ещё привычки и манеры, которые сохранились у него, что он себя полностью посвящает Кришне, здесь так говорится. В качестве примера можно привести Луну, на поверхности которой видны пятна, кажущиеся изъянами. Однако, эти пятна не могут воспрепятствовать свету, исходящему от полной Луны. Замечали? Даже из самого тёмного пятна на Луне исходит свет, оно излучает свет. Мы не можем этого видеть как недостаток.

01:45:00 Подобным же образом, небольшой недостаток в характере преданного не должен рассматриваться как несовершенство, если такой преданный занят непрерывным преданным служением. Если он занят, да. Привязанность к Кришне – это трансцендентное блаженство. И в океане трансцендентного блаженства небольшое пятно материального несовершенства не имеет никакого значения. О чём здесь говорится? Что можно видеть какие-то недостатки в преданных тоже. Вот, вы идёте на Гангу, священная река Ямуна – подходите к берегу, а там мусор плывёт. Думаете: «Нет, я здесь купаться не буду, здесь грязно». Вы забываете, что это Ганга ведь. Но Ганга всегда чиста, Ганга не оскверняется мусором. Также может произойти, мы можем подойти к преданному и увидеть какой-то недостаток: «О, нет, я с ним общаться не буду». Нет-нет, он остаётся чистым, безупречным. Безупречен, нидоша, потому что всегда исполняет волю Господа.

01:46:05 Преднный великодушен, ваданья. Кто самый великодушный? Махаваданья, Господь Чайтанья! Маха – если ваданья, махаваданьяя. Преданный великодушен, так как знает, что любовь к Кришне является величейшей ценностью на свете. Он раздаёт её, не имея никаких личных мотивов, и в этом ему невозможно помешать. Его милость не знает границ, и ничто не может сравниться с удачей тех, кто принимает этот дар. Шрила Рупа Госвами написал: «Я приношу свои поклоны Господу Чайтанье Махапрабху, Который является самым щедрым воплощением, поскольку Он свободно раздаёт то, что никогда не давалось прежде – чистую любовь к Богу. Нама-махаваданьяя-кришна-према-прадайате-кришнайа-кришначайтанья-намйе-гаура-дише-намаха». Это Рупа Госвами написал: «Самая милостивая аватара, самый великодушный».

01:47:10 Преданный спокоен и мягок, мриду. Преданный не гонится за иллюзорным материальным счастьем и следующим за ним страданием. Он всегда остаётся умиротворённым, поскольку он удовлетворён в сознании Кришны. Его спокойствие и мягкость происходят не от робости, но из чувства глубокого удовлетворения. В своём спокойствии он подобен великому океану. Все люди возбуждены и любят пустословить, обсуждая мирские события, свои удачи и неудачи. Преданный же всецело полагается на Кришну, и просто пытается исполнять волю Господа. Преданный чист, шучи. Движение сознания Кришны призвано произвести в мире революцию чистоты. Как Прабхупада выражается: «Революция чистоты». Распространяя принципы гигиены и то, что ещё более важно, проповедуя очищение сердца путём повторения Харе Кришна Махамантры. Законная религия, основанная не на догмах или изобретённых человеком формулах, а на 4-х важнейших регулирующих принципах: аскетизме, чистоте, милосердии и правдивости.

01:48:32 Аскетизм, чистота, милосердие, правдивость. Соблюдение телесной чистоты может помочь до некоторой степени, но ещё в большей мере необходима чистота ума, она достигается прославлением Всевышнего Господа. Хорошее утверждение: как достигается чистота ума? Прославлением Верховного Господа. Что такое нечистый ум, кого он прославляет? Ну, конечно, кого же ещё? Самого себя! Это нечистый ум. Он ищет самопрославления, хочет выделиться каким-то образом, стать лучше других людей. Если кто-то лучше меня, и я это вижу - я немножко в уме расстраиваюсь, я не радуюсь – это состояние нечистого ума, не приносит радости. Если же кто-то хуже меня – мне это больше доставляет удовольствие. Выглядеть лучше на его фоне – это ум нечистый. Потому как чистый ум действует по-другому: он радуется, когда кто-то выше, чище и расстраивается, когда кто-то имеет недостатки. Не прославляя Всевышнего Господа, невозможно избавиться от пыли, накопившейся в уме. Безбожная цивилизация не может очистить ум человека, так как она не имеет понятия о Боге, и по одной этой причине люди такой цивилизации не могут обладать хорошими качествами, как бы они ни были оснащены материальным отношением.

Невозможно найти недостатки в Кришне, потому что он совершенен

01:50:03 Давайте попробуем с вами найти недостатки в Господе. Получится? Если мы философски понимаем, Кто такой Господь. Попытайтесь найти недостатки в Нём. Можете посвятить этому большое количество времени. Специально, сосредоточить усилия в этом направлении, и это невозможно будет сделать, вы не найдёте ни одного изъяна в Верховном Господе. Если мы хорошо понимаем философию, вы увидите: это невозможно будет сделать. Нет несовершенств, нет никаких недостатков. И когда мы это описываем, Его качества – это называется прославление, мы просто описываем Его качества: Его красоту, Кришна всегда красив, Он не бывает некрасив. Кришна никогда не бывает глуп. Мы скажем: «А как же? Когда Он ребёнок – разве Он не творит какие-то глупости?». Да. Разве он не сделал какую-то однажды глупость, помните? Он решил посадить жемчуг однажды. Дети так делают. Это же глупая затея? Конечно глупая!

01:51:09 И, поскольку у Нанды Махараджа целый сундук был жемчуга, он сказал: «Я пойду, посажу жемчуг в поле». Пошёл, да и высыпал в землю, и всё закопал. На следующий день или через позже Нанда Махарадж открывает сундук: нет жемчуга. «Где? Куда же делся? Был розовый, жёлтый и золотистый, белый. Ценнейшие жемчужины, всё состояние – где? Нет нигде! Никто не может найти, никто не брал. Ну значит, Кришна, - подумал он, – это его работа. Ты брал жемчуг?». «Папа, Я просто посадил его. Мы же пастухи, мы же земледельцы. Ну, я и решил… Я же видел, как ты сажаешь пшеницу или рис. Я и посадил жемчуг туда, в поле высыпал». «Вот глупый ребёнок!» - видите, вот он пример Кришны. «Глупый ребёнок, - говорит Нанда Махарадж, – кто же садит жемчуг в землю? Жемчуг не растёт! Пойди, покажи, дорогой, куда Ты его посадил? Найди, покажи то место». Буратино тоже сажал, помните? Соль да туда – и ждёт, когда дерево… Ну, и это глупо. Поэтому, Нанда Махарадж сказал Кришне: «Ты же помнишь, в сказке Буратино?». Я уже не помню, что раньше было написано. Но мне кажется, что Кришна знает эту сказку тоже. Мы же знаем, почему Он не знает? Он тоже знает.

01:52:36 И Он взял папу за палец. Ещё маленький: «Пойдём, покажу. Там уже, должно быть, уже появились всходы» - сказал Кришна. «Да-да-да, пойдём посмотрим, пойдём…». Нанда Махарадж приходит, и глазам своим не верит: деревья выросли, полные жемчуга. Он даже испугался: «Боже мой, что это? Я не знал, что у меня такой жемчуг». Кришна никогда глупости не делает. Кришна никогда глупости не делает, и деревья были с белым жемчугом, розовым жемчугом, золотистым жемчугом, там была целая роща жемчуга. Ещё крупнее, чем… Вот это Кришна, называется. Глупый ребёнок ведь. И Оно действует, как глупый ребёнок, но действует в совершенстве. Все Его желания исполняются. Вы не найдёте никакого недостатка в Кришне!

01:53:27 Яшода – она хочет Его дисциплинировать. А это трудно, потому что, как вы Бога дисциплинируете? Он делает всё, что угодно. Ну, Он, как ребёнок, проказничает. Этим Он, конечно, доставляет большое наслаждение, Он занимает её ум, полностью всё существование. Потому что она должна смотреть за Ним, только о Нём и думать. Йога! Полная медитация на Кришну, и Кришна творит такие иногда безобразия, что Яшода уже не знает, что соседи подумают: «Так, Кришна! Прекрати это всё. Я Тебе говорю честно…, - она ругает Его, – если Ты так Себя будешь дальше вести, то придут хао, и Тебе придётся плохо!». «Хао? – пугается Кришна, – Мама, кто такие хао?». «У-у-у, это такие чудища: жёлтые глаза, круглые клыки, когти, р-р-р… Очень опасные для детей». «Ой, мама, Я больше не буду, Я не хочу хао». «Да, веди Себя хорошо, дорогой мой». День-два Он очень хорошо Себя ведёт. Потом снова ещё, ещё пуще прежнего. «Кришна, я Тебя предупреждала, хао придут! И Тебе придётся очень плохо, когда хао придут». «Мама-мама, подожди-подожди, а что это за хао такие: не пугай Меня так сильно!». «А это такие страшные чудовища, такие клыки, когти, глаза, о-о-о…». «Всё, Я больше не буду…».

01:54:49 Один день хватает только. И опять, ещё пуще прежнего, бандитизм уже целый. Теракты по всему Вриндавану: там масло бьют, тут ...«Кришна, я Тебя предупреждала, что придут хао!». И тогда Кришна уже больше не боится: «Ну, она только обещает: «хао-хао»… Мама, ну а где эти хао? Я никогда их не видел. Знаешь, вот, помнишь, Я прыгнул в озеро Кали? Я же донырнул до ада, - сказал Кришна. – Я увидел до ада все эти чудовищные формы, Я все их видел. И Я там не видел такие формы, которые ты описывала – хао. Нет таких, знаете, с жёлтыми глазами, когтями, с такими клыками, которые на детей нападают. Я не видел таких форм». Яшода улыбается, смеётся: «Ага, да-да, Кришна. Не бойся, не бойся, нет таких хао. Я их просто придумала, я придумала, не существует таких хао. Всё, ты прав, Кришна, не бойся». И в это время, когда Яшода так говорит, Кришна отвечает: «Мама, ты моя мать Яшода, вся вселенная знает об этом. Ты не можешь говорить неправду, такие хао есть», - сказал Кришна. «Нет-нет-нет, не бойся, я пошутила, таких хао не бывает, успокойся, спи спокойно». «Нет, ты же Яшода, ты же никогда не обманываешь. Значит, такие хао где-то должны быть». «Нет!», - сказала Яшода, и, вдруг, наблюдает: из леса выходят 3 хао. Именно такие, как она и объясняла Кришне. Откуда они взялись, интересно? Кришна их сотворил, чтоб мать Яшода не лгала. Кришна не бывает глуп. В принципе, невозможно!

01:56:39 Если мы захотим найти недостатки в Господе, просто обнаружим, что мы просто не в состоянии понять Его на самом деле. Мы просто обнаружим своё несовершенство. Ну, а если мы прославляем Господа, произойдёт наоборот, мы возвышаемся с этим вместе. Когда мы критикуем Его, мы критикуем себя.. Мы прославляем Его – мы возвышаемся вместе с Ним. Это очищает ум, и даёт человеку огромную внутреннюю силу, могущество. Чистота – это большая сила. Это то, что мы хотим.

Как нужно прославлять Кришну?

01:57:10 Как нужно прославлять Кришну? Плохо вам, бывает плохо, правда? Прославляйте Кришну, продолжайте, и станете сильным человеком. В этом вся сила и могущество. Вот вы имеете карму, каждый из нас. Иногда, на самом деле, трудно жить в этом мире. И что мы делаем? А мы продолжаем прославлять Кришну. Это называется святость, это сила, вот это вайшнавская культура. Не так, что когда у нас всё хорошо, мы прославляем Кришну, а когда всё плохо – больше мы не прославляем Его, у нас отношения испортились, всё. Пусть теперь Сам Себя прославляет. Дети пишут Богу – знаете, там есть такое. Иногда дети, они спорят, ругают Бога.

01:58:04 Преданный не имеет материальной собственности, акинчана. Знаете об этом? Преданный не имеет материальной собственности. Все смотрят, ждут объяснений. Я сам жду объяснений. Высшая ступень духовного осознания – видеть, что всё принадлежит Кришне. Сколько у вас денег в кармане сейчас? Это всё Кришне принадлежит, успокойтесь. Но преданный, будучи бесстрашным, сострадательным и воодушевлённым, не удовлетворяется простым пониманием того, что всё принадлежит Кришне. Преданный использует всё в своём служении Господу, чтобы весь мир мог получить благо. В таком одухотворённом мире все люди получат благословения Кришны, станут умиротворёнными, достигнут процветания, и в конце жизни вернутся домой, обратно к Богу.

01:58:55 Пожалуйста, чтобы научиться этому принципу – тот, кто живёт дома, это очень важно, потому что дом – это наша собственность, важная собственность! Утановите дома алтарь, пригласите туда Кришну, и вы увидите, как всё в вашей жизни изменится. Ну, в смысле, дом останется на месте. Но сознание изменится, в вашем доме атмосфера изменится, в вашем доме будет Вайкунтха просто. Только потому что, помните, что в этом доме Кришна, этот дом, ваш дом, Кришне принадлежит на самом деле. Это такой важный принцип: Кришна не отбирает у нас ничего, Ему и так всё принадлежит, незачем отбирать. Он не такой собственник: ему и вся собственность, и все собственники принадлежат. Ему не нужно отбирать что-то у кого-то, как нам приходится: чтоб что-то отобрать, кого-то обмануть. Ему нет. Мы теряем деньги, а Он не теряет деньги. Они перекладываются из одного кармана в другой, а у Кришны ничего не меняется, потому что Ему все карманы принадлежат, и все деньги. Поэтому, ему нет необходимости забирать нашу собственность. Но есть необходимость для нас предложить ему эту собственность, для нашего же собственного блага мы это делаем. Для блага своего дома, своих друзей, своих родственников нужно дом освятить. Это акинчана, вы станете акинчана, свободным от собственности, вы станете свободным человеком. В своей речи, поступках вы освобождаетесь.

02:00:23 Преданный трудится на благо каждого, сарва пакарака. Преданный совершает свою деятельность на благо каждого, так как сознание Кришны предназначено для всего человечества и всех форм жизни. Оно обращено не к какой-то определённой расе, национальности или полу, а ко всем живым существам. Обязанность каждого живого существа – трудиться для блага других, используя для этого свою жизнь, богатство, разум и речь. Шримад Бхагаватам, 10-я Песнь. Жизнь, богатство, разум и речь – на благо других использовать - сарва пакарака.

02:01:11 Преданный умиротворён, шанта. Под словом «умиротворение» подразумевается не какое-то идеальное физическое состояние, которое может быть нарушено в любой момент. Умиротворение – это состояние души, пребывающей в гармонии с Господом, а это возможно только для преданного, осознающего, что Кришна есть всё. Осознание того, что ничто не существует помимо Кришны – основа мира и бесстрашия, шанта. Преданный – душа, вручившая себя Кришне, кришна-ека-шарана. Предание себя Кришне – не выдумка, оно авторитетно и научно. Когда мы практикуем сознание Кришны, мы учимся предаваться. Преданный, полностью посвятивший свою жизнь Кришне, всегда занят какой-либо деятельностью, он не теряет ни секунды. Он стремится к тому, чтобы полностью вручить себя Кришне, освободившись таким образом от всех материальных желаний, служить Господу всё больше и больше.

История о Бали Махарадже

02:02:18 Здесь цитата есть из Бхагавад-гиты: «Слабость заставила меня утратить всякое самообладание. Я уже не вижу, в чём же мой долг. Укажи мне верный путь, теперь я твой ученик, вручаю Тебе свою душу. Прошу, научи меня». Значит, когда мы стремимся получать наставления сверху – это предание. Стремление получать наставления свыше - это и есть путь предания. Кто олицетворяет этот принцип полного предания в Бхагаватам? Бали Махарадж. Атма-ниведанам – полное предание, говорится. Полное, абсолютно. А Бали Махарадж не просто имел какую-то квартиру, или дом в центре Ташкента. Он имел вселенную, он обладал вселенской властью. Бали Махарадж бросил вызов Богу на самом деле. В Сатья югу был такой великий демон. И он совершал великие жертвоприношения, чтобы поддерживать свой статус. Но полубоги – они были ущемлены, они боялись Бали Махараджа, обратились к Вишну. И Вишну сказал: «Не бойтесь, Я скоро приду, и Бали Махарадж потеряет всё». Все успокоились, стали ждать, когда придёт воплощение, аватар. Обещал прийти. Когда религия приходит в самый упадок. Он приходит и поднимает.

02:03:47 Бали Махарадж начал своё жертвоприношение, собрал всех мудрецов вселенной. И на жертвоприношение пришёл мальчик-лилипут, карлик. Красивый с зонтом от Солнца, улыбающийся, сияющий как Солнце. В простых одеждах, в оленьей шкуре. Аскет с камандалу, отречённый. Бали Махарадж был очарован, когда увидел его. Всё остановилось. Рядом Шанкара-Ачарья, его гуру, гуру демонов, очень дальновидный. Ушана его зовут. Это самый дальновидный человек во вселенной, политик. Это брахман и гуру демонов. Шанкара-Ачарья посмотрел на этого карлика, и понял: здесь дело нечистое, быть беде. Он-то одним видом, одним движением глаз очаровал Бали Махараджа. А Бали Махараж уже улыбается и говорит: «Кто ты? Я такого никогда не видел вообще! Что за аскезу ты выполняешь, что у тебя за вид такой божественный?».

02:05:03 Это был Вамана, воплощение Вишну. Бали Махарадж не узнал Его. Вамана ответил: «Почти ничего невозможно рассказать о Себе». «Но как Тебя зовут, твоё имя?». «Любое имя принадлежит Мне», - сказал Вамана. «А что ты хочешь?». «У меня нет материальных желаний», - этим он уколол Бали Махараджа. Представьте: вы приходите к великой личности на приём. Он говорит: «Я вас слушаю, что хотите?». «У меня нет никаких желаний, - бросили вы, - я не нуждаюсь вообще в вашей помощи». Знаете, при всех это будет сказано, вообще. Там комиссия сидит, записывает вашу просьбу: «А у меня нет к вам никаких просьб». «Нет-нет-нет, подожди, Ты не понимаешь, с кем Ты говоришь, видимо. Я Бали Махарадж! Три локишвар, я обладаю всей вселенной, я тебе могу планету – пожалуйста, райскую красавицу откуда угодно хочешь? – прямо сейчас. Мне всё принадлежит, весь мир». Вамана смеётся: «Ха-ха-ха! Если можешь, дай Мне 3 раза шагнуть, 3 шага земли». «Я могу дать больше, не позорь меня, пожалуйста! Ну попроси хотя бы часть вселенной, пожалуйста». «Нет, только 3 шага земли!».

02:06:28 Шанкара-Ачарья весь задрожал, когда услышал это: «Бали, иди сюда. Я тебе говорю! Я тебе должен кое-что сказать тихо, только по-секрету. Это Вишну пришёл. Он сейчас тебя обманет. Он обманывал всех демонов до тебя, и тебя тоже обманет. Это Его стиль, я узнал! Он всегда привлекает, а потом всё отбирает, всё материальное отберёт. Он привлекает-привлекает, а потом всё отбирает». Бали Махарадж когда узнал об этом, подумал: «Это ещё лучше! Если Сам Вишну пришёл просить у меня подаяния, то кто же я? Все будут помнить, что Бали Махарадж – это тот, кто Самому Вишну дал подаяние. При таких обстоятельствах, если Он даже попросит мою голову, я её отдам – я завоюю вечную славу, приобрету во всех 3-х мирах».

02:07:19 «И так, шагай где хочешь, - он сказал, - в любом месте. Перед Тобой, вот, вселенная – шагай!». Шанкара-Ачарья понял, что это конец. Ему интересно, как, что будет происходить дальше? Дальше этот маленький мальчик стал на глазах расти с огромной, космической скоростью. И уже все увидели, что Солнце, которое находится в центре вселенной, стало его колокольчиком на ноге просто. Форма исчезла в пространстве. И оттуда был голос: «Куда шагать?». Первый шаг – почти всю вселенную, второй шаг – оболочка вселенной, всё задрожало, треснуло, и Ганга пошла оттуда. Раздался голос вселенский сверху: «Обманщик, Бали Махарадж. Ты обещал Мне 3 шага земли, но я сделал только 2, и у тебя больше нет места. Теперь ты приобретёшь славу обманщика, лжеца». Это ему сказал Вишну. «Нет, - подумал Бали Махарадж. – Этому не быть, я буду бороться за свою честь до конца». «У меня ещё кое-что осталось» - сказал он, - вот это место ещё Тебе не принадлежит. Шагай сюда, на мою голову. Я Тебе себя отдаю в придачу со всей вселенной». Это называется полное предание, атма-ниведанам.

02:08:58 Бали Махарадж стал великим преданным таким образом, отдав всё Господу просто. Он всё потерял? Нет, знаете, кем стал Вишну в благодарность за это предание? Его дворецким, исполняющим его желания. Если он что-то хочет, он зовёт дворецкого – это Вишну. Говорит, - «Дорогой Господь, я бы хотел…». «Я знаю, что ты хочешь, всё будет сделано». Таким образом, это Вишну Сам принял на Себя эту роль.

02:09:40 Преданный свободен от желаний, акама. Полностью погрузившись в преданное служение, преданный замечает, что благодаря такой деятельности в сознании Кришны все его материальные желания полностью удовлетворены. У него больше нет никаких материальных желаний, он страстно желает лишь одного – служить духовному учителю и Кришне. Это называется акама. Если у нас осталось одно желание служить гуру, Кришне – значит, это отсутствие всех материальных желаний. Желание служения не является материальным. Бескорыстное служение не является материальным. Это суть души, она нематериальна. Это тоже желание, но оно чистое.

02:10:28 Преданный безразличен к материальным приобретениям, аниха. Преданный может использовать материальные вещи в служении Кришне, но он не привязывается к этим вещам, и не зависит от них. Он может служить Кришне, имея миллионы долларов, строить здания, издавая многочисленные книги в сознании Кришны. Но если у него нет материальных ценностей, он может служить Кришне просто повторяя Харе Кришна Махамантру, ведь он независим. Достаточно иметь чётки, чтобы совершать преданное служение, или миллионы долларов – не важно. То, что есть - он может занимать, он не привязан к какому-то дорогостоящему служению, например.

02:11:16 Всю свою жизнь в сознании Кришны мы сталкиваемся с трудностями. Что касается строительства храмов, или проектов – это очень трудно сейчас совершить. Мы что-то делаем, иногда что-то теряем, много ошибаемся, в этих крупных проектах бывают всякие истории. Знаете, какие крупные проекты в ИСККОНе? Таких аналогов в мире нет, которые сейчас хотят осуществить в Маяпуре, или уже сделали, скажем, в Бангалоре. Или в других местах, или то, что в Нью-Вриндаване построили преданные из золота и драгоценных камней. Этот храм уже выстроили. Это музейная ценность, редкость сейчас в Америке – то, что сделали преданные. То есть, проектов-аналогов нет таких. Но что, мы к этому привязаны? Нет, мы продолжаем жить в простых условиях, продолжаем свою программу «food for life», продолжаем открывать какие-то центры в тех местах, где ничего нет. Вечно преданные там, где ничего нет. А там, где всё есть – там уже преданных почти не осталось. Все преданные на передовой, им всё равно, им не нужны эти драгоценности.

02:12:20 Мы прочитали сегодня 14 качеств преданного, а их 26. Остальные самостоятельно изучите. Мы должны прервать, завтра уже не будет семинара, похоже. Будет воскресная программа обычная для людей, будем читать людям Бхагавад-гиту. Но тут очень-очень важные качества остались, важнее, чем мы прочитали ещё. Во много раз. Поэтому, дочитайте самостоятельно. То есть, хорошо сегодня медитировать на эти качества, и это поможет нам стать преданными быстрее, ускорить процесс. Ну и в этом вся суть, в наших качествах. Будут какие-то вопросы – пожалуйста.

Ответы на вопросы

02:13:09 [Вопрос]: «Как раз по теме хотелось бы уточнить ещё, прослушать это, как почувствовать разницу между повторением мантры механическим, физическим и духовным повторением мантры?»

02:13:37 [Хакимов А.Г.]: Механическое, физическое и духовное?

02:13:39 [продолжение вопрос]: « Да, как бы почувствовать переход реальности от одного к другому, и как бы самое высшее».

02:13:48 [Хакимов А.Г.]: Физическое – означает, при помощи языка мы можем произнести звуки, воспроизвести их. Это физическое повторение мантры. Кроме этого, физическое повторение включает в себя чёткое произношение, качество. То есть, проговаривать слоги, на чётках воспевать. Это физический уровень. Он бывает не очень совершенен. Например, какие-то дефекты речи могут быть у человека. Поэтому, это не так важно для Харе Кришна мантры. Для других мантр это важно уже. Для Харе Кришна-мантры – нет. Механическое повторение означает, что мы это ставим на какой-то автомат, и ум отвлекается. При этом язык повторяет, но ум блуждает. Вот это можно сделать, да? Автоматическое, называется. Мы можем так отрегулировать свой язык: он будет повторять, а мы о чём угодно можем думать. Это механическое повторение, не даёт никакого результата толком. Как постепенно вы будете ощущать, что мантра вам мешает сосредоточиться на каких-то делах. Не даёт просветляющего какого-то результата и связи.

02:14:54 Духовное повторение мантры означает, что мантра поглощает наше внимание: занимает язык, уши, челюсти работают, пальцы на чётках, всё это осознанно. Усилия, концентрируется ум через эти усилия, улучшается концентрация. Кроме этого, вы проговариваете и слушаете внимательно звуки, ум вместе с вами повторяет эту мантру также, и такое повторение становится уже духовным. Потому что проникает глубоко в сердце, сама мантра проникает в сердце. То есть, каких-то особых усилий не надо, сама мантра обладает проникающей способностью. Это её природа.

02:15:40 [Вопрос]: « Я как-то не уловил, как повторение духовным стало? Ум сконцентрировался, включился – это свойство физиологии человека сконцентрироваться. Повторять правильно – это тоже свойство физиологии, а избавиться от внешних признаков каких-то – это тоже способность человека. Где же момент духовного?»

02:16:06 [Хакимов А.Г.]: Момент духовного – это ваше внимание, благодаря которому это как раз всё осуществляется.

02:16:11 [Вопрос]: « А в это время ум где мой?»

02:16:13 [Хакимов А.Г.]: Ум слушает мантру – так мы договорились? Если вы имеете желание, имеете внимание, то уже одухотворение наступает. Потому что вот это желание исходит именно из души, из глубины сознания. Это уже духовный момент.

02:16:25 [Вопрос]: «Плюс, концентрация ещё какая-то, да? Или визуализация?»

02:16:32 [Хакимов А.Г.]: Это всё от желания исходит. А желание – это и есть начало духовности. Наши силы желания и внимания отсюда исходят. Это уже духовное повторение мантры.

02:16:41 [Вопрос]: « Скажите, пожалуйста, что такое милость?»

02:16:49 [Хакимов А.Г.]: Крипа? Что такое милость? Крипа, да. Милость крипы, что такое милость? Милость означает, что мы получаем желаемое, не имея заслуг. Например, преступника осуждают на какой-то срок, а потом говорят ему: «Амнистия» - милость. Он не заслуживает, но, вот, есть такая вот амнистия, милость. Закон милости - это крипа называется.

02:17:31 [Вопрос]: « Эволюция сознания, и как достичь гармонии между сознанием и подсознанием? При осознании души и одушевлении сознания можно достичь многое, как вы считаете?»

02:18:05 [Хакимов А.Г.]: Эволюция сознания, и как достичь гармонии между сознанием и подсознанием. То, что учёные называют подсознанием на санскрите называется «параматма» - сверхсознание, не подсознание. Когда человек не осознаёт параматму, это кажется подсознанием. Когда осознаёт параматму, он понимает, что: «Я под влиянием этой силы нахожусь, высшего сознания, подсознания». Есть другое понимание подсознания ещё в современном мире: «Подсознание – то, что я когда-то знал, и забыл. То есть, моя же информация, мой же опыт забытый – подсознание. Это в подсознании хранится», - ещё так говорят. Но, суть в том, что всплывает эта память при помощи параматмы всё равно. Поэтому, говорю, всё равно это связано со сверхсознанием. То, что вы можете вспомнить свой прошлый опыт - по милости сверхдуши всё равно это возможно. Поэтому, всё равно это связано со сверхсознанием – подсознание. Память, знание и забвение – исходят из параматмы.

02:19:14 Если мы хотим достичь гармонии между сознанием и сверхсознанием, то в этом случае нужно установить правильные отношения. Как вы думаете, кто должен кому служить: сверхсознание сознанию, или сознание сверхсознанию? Большое малому или малое большому? Малое находится в служении по отношению к целому. Составляющие механизмы, скажем, какие-то детали – они служат полному целому, это их функция. Также мы, малые частички сознания, мы служим большому сознанию – это гармония называется. А полное целое – оно поддерживающую функцию несёт. Это тоже момент служения, но уже другого порядка, великого порядка. Он поддерживает всю эту полноту одновременно. Большое сознание. То есть, наша позиция – слуги, это есть гармоничное сочетание.

02:20:15 [Вопрос]: «При осознании души и одушевлении сознания можно достичь многое, как вы считаете?»

02:20:29 [Хакимов А.Г.]: Вы можете достичь чего угодно, как душа. Границ нет никаких, вообще. Не то, что много – чего угодно. Всё, что хотите. Духовная энергия никогда не ограничивается ничем. Нет границ исполнения желаний на духовном уровне.

02:20:52 Харе Кришна, большое спасибо. Шрила Прабхупада ки джай!

обработка текста: Дамаянти д.д. | Чиангмай | Тайланд | 16 октября 2013
транскрибирование: Расананда дас | Донецк | Украина | 25 декабря 2011