Шесть внутренних врагов

Владивосток - 19 February 2008
запись эфира для начинающих из раздела «Психология» со сложностью восприятия: 3
длительность: 00:59:51 | качество: mp3 24kB/s 10 Mb | прослушано: 3165 | скачано: 2724 | избрано: 93
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Каждый вторник в 11 утра прямой эфир из Владивостока - Тушкин Василий Рюрикович «Самое сокровенное знание» только на Аюрведа-радио и только для вас. [Ведущая]: Добрый день дорогие радиослушатели, рада приветствовать вас на волнах Аюрведа- радио. Итак, давайте же начнём. Сегодня с нами в прямом эфире из Владивостока Тушкин Василий Рюрикович - филолог-востоковед, специалист по области ведической культуры. Мы продолжаем семинар «Самое сокровенное знание» и тема сегодня: «6 внутренних врагов». Добрый день, Василий Рюрикович!
[Тушкин В.Р.]: Здравствуйте!
[Ведущая]: Итак, давайте же уже начнём, а наши радиослушатели, если у них будут поступать вопросы, будут писать их в чат.

00:00:57 [Тушкин В.Р.]: Хорошо, начнём. Итак, сегодня наша тема - это 6 внутренних врагов. Может быть, такое название кажется немножко странным и необычным, но мы сегодня попытаемся заглянуть в себя и увидеть где корень современных конфликтов, современных общественных проблем. Ни для кого не секрет, что мы живём в такое время, когда постоянно происходят какие-то внешние конфликты, и мы живём в такую эпоху, когда мир поделён на множество разных стран. И у каждой страны есть какие-то свои территориальные интересы, экономические, политические, религиозные, кроме того экономика поделена на государственный сектор, частный сектор, всякие разные, так сказать… Рынок поделён между конкурентами. Мы видим, что мы живём в такое время, когда очень много происходит определённых столкновений на разных уровнях: на политическом, на межличностном, на экономическом, на религиозном - и это всё имеет статус некоего конфликта. И поскольку мы регулярно с кем-то конфликтуем, то появляется такая категория как враг. То есть, или какой-то оппонент, какой-то противник, с которым мы конфликтуем. И, как правило, мы видим врага вовне или пытаемся найти его вовне, и крайне редко кто обладает, как бы, знанием, или даже мужеством таким - заглянуть внутрь себя и попытаться понять: а может быть этот внешний враг, так называемый, является просто внешним проявлением каких-то моих некоторых негативных качеств.

00:03:03 Большинство людей не мыслят столь самокритично. Большинство людей уверены в том, что у них есть право на истину, что они что-то знают лучше других. Их интерес важнее, и с этой позиции они смотрят на всё остальное. Те, кто как-то мешает осуществиться их интересам или идут вразрез с их интересами - эти люди или организации, или страны - кто хотите, как правило, попадают в какую-то категорию врагов. То есть, враги – это те, кто мешает нам наслаждаться, мешают нашим планам, мешают нашему, так сказать, какому-то удовлетворению чувств. И вот сегодня мы попытаемся разобраться: так ли это? И действительно ли всегда проблемы в том, что в мире так много всяких разных внешних врагов.

00:03:56 Всё дело в том, что мы живём в необычную эпоху, эта необычная эпоха, как мы уже неоднократно говорили, называется термином Кали юга. Юга – значит эпоха, Кали обозначает конфликт. И такое большое количество конфликтов во внешнем мире сейчас вызвано именно особым состоянием сердца. То есть, сейчас очень много всевозможных, как я уже говорил, противоречий и столкновений на разных уровнях, и всё это происходит от того, что сознание живого существа поражено. Оно сейчас не работает в нормальном режиме. То есть, допустим, у тела может развиться какая-то патология, у какого-то органа конкретно, из-за патологии какого-то органа другие органы начнут страдать, другие системы начнут выходить из строя, и в целом всё тело будет страдать. И медицина изучает… Медицина - это к сожалению не наука о здоровье. Медицина современная - это наука о болезнях. Вот Аюрведа - это наука о здоровье, а медицина – это наука о болезнях. Это разные вещи так вот наше состояние сознания – это тоже некий показатель определённого нашего как бы состояния здоровья. И вот этими вопросами, как правило, практически никто не занимается. И сейчас, в нынешнюю эпоху, в эпоху Кали, в эпоху такой бездуховности, сознание поражено определёнными такими вот патологиями, определёнными внутренними врагами. И именно эти враги изнутри нашего сознания порождают ложные установки и ложные планы, не совсем правильное отношение к этому миру. Прямо скажем - совсем неправильное. И именно когда вот эти вот процессы приобретают некоторую массовость: когда многие люди, большинство людей, начинают смотреть на мир, на жизнь, на себя, на других именно с позиции какой-то конкуренции, с позиции такой установки, что на всех всего не хватит, что я должен быть первым, я должен всех обогнать, вот отсюда мне нужно больше, чем другим - отсюда и рождаются уже всевозможные конфликтные ситуации, которые могут развиваться и приводить к очень тяжелым последствиям.

00:06:19 И вот реальность такова, согласно Ведам, что есть два уровня реальности: реальность духовная и реальность материальная. И отличаются они друг от друга не просто тем, что одна видимая, а другая невидимая, а тем, что духовная реальность - она основана на правильном мышлении, на правильном понимании, что Бог является центром всего, он является источником всего. И, поскольку он центр всего, то всё вокруг него, и, поскольку он является источником всего, то мы получаем что-то от него и возвращаем к нему. Это мир, где всё идёт по правилам, по принципам любви. А вот материальная реальность или низшая реальность – это реальность, где не Бог в центре всего, а живое существо пытается поставить себя в центр всего, причём нас тут очень много разных существ и происходит некоторая такая толкотня, когда каждый пытается поставить себя в центр. И поэтому между нами происходит вот эта вот борьба, конкуренция, конфликт, определённые столкновения, которые приносят боль и беспокойства абсолютно всем участникам этих конфликтов. Итак, в духовном мире, там, в духовной реальности всё происходит по другим принципам. Там понятно кто господин, и поэтому там живые существа не пытаются чем-то, так сказать, эгоистично управлять или проявлять свою власть. Но здесь, в этом материальном мире, Бога не видно, кажется, что вот это вот всё хозяйство, весь этот материальный мир он, вроде как, ничей. И раз он ничей, значит каждое живое существо пытается провозгласить свою власть, своё право собственности над всеми этими вещами, и здесь, в таком состоянии, когда Бог ушёл из центра сознания, то мы потеряли контроль над своими чувствами.

00:08:11 То есть, сознание устроено интересным образом. Вот, сознание - это вот это вот моё индивидуальное ощущение Я, что я есть. И вот это вот ощущение, что я есть - оно проявляется через определённые чувства. Я не просто есть, я а вижу, я слышу, я обоняю, я осязаю, я чувствую вкусы, я думаю, я хочу, я проявляю свою волю. То есть, вот это вот внутреннее Я - оно [просится] своими вот этими вот определёнными чувствами, мыслями, эмоциями. Но, сама способность мыслить, чувствовать, желать, проявлять волю - она исходит не от нас. Именно по этой причине нам в этом мире так трудно справиться порой со своими желаниями. Или, допустим, мы не можем понять: если я вот такой мыслящий и всё исходит из меня, то я бы очень легко разобрался в жизни. Но мы видим, что во многих ситуациях порой очень трудно разобраться, трудно какие-то задачи решить. Потому что сама по себе способность мыслить, понимать, способность желать, чувствовать, изъявлять волю - она исходит не из нас, она исходит из сверхсознания, из параматмы или из Бога, который всегда находится с нами. Мы этими способностями обладаем до определённой степени. Но мы ими можем мы можем ими распоряжаться и контролировать лишь в той мере, насколько мы сотрудничаем с этим вот источником чувств, источником мысли, источником всех желаний.

00:09:39 Если живые существа объявляют себя отличными от Бога или говорят что Бога нет, тогда их желания практически бесконтрольны, тогда их понимание весьма ограничено, тогда они фактически становятся сами заложниками этих чувств. То есть, мы видим, что большинство живых существ в этом мире не контролируют свои чувства, а наоборот они контролируются чувствами. То есть люди являются заложниками своих желаний, своих стремлений, своих побуждений, говорят: «Вот хочу и всё, понимаешь, вот мне нужно, вот хочу и всё..» Вот, то есть, это говорит о том, что сознание работает не совсем нормально, когда живое существо, сама душа, которая выше всего остального, она выше чувств на самом деле, выше всего, она теряет над этими чувствами контроль просто потому, что прервались отношения с высшей личностью, которая является господином всех этих мыслительных и чувственных процессов. И вот теперь эти мыслительные и чувственные процессы у нас идут практически бесконтрольно или даже если мы их контролируем, то лишь до какой-то определённой малой степени. И поэтому теперь наши чувства и наши мысли и наш ум порой становятся нашим врагом.

00:10:56 Итак, мы живём в такую интересную эпоху, когда люди пытаются управлять ракетами, но они не способны управлять своими собственными чувствами и мы не знаем куда нам направить энергию жизни. Вот. Дарвинизм, который до сих пор преподают в школах, говорит, что мы пришли из ниоткуда, мы родились как случайность в результате химических соединений, развились вот так вот просто из простейших, теперь стали такими сложными. И раз мы из ниоткуда, значит, нам некуда идти выше и поэтому жизнь произвольна: что хотим, то и делаем. И получается такая интересная вещь, что технология идёт у нас вперёд, а мораль и духовность идут назад. Вот. И самое интересное, что наука в этой моральной сфере помочь нам совершенно ничем не может. Потому что это вообще не её сфера деятельности. И получается так, что внешне люди живут сейчас, может быть, комфортнее, чем когда либо, но внутри они испытывают много разных страхов, разочарований, их собственный ум – это сплошной бедлам. То есть, что там происходит – неконтролируемые чувства, неконтролируемые мысли. Их голова - это вообще сплошная каша у большинства людей. Вот, то есть, внешне всё прилизанно, всё хорошо, какой-то порядок, вот, а внутренне живые существа очень сильно разочарованы и беспокойны.

00:12:19 Люди всё больше и больше употребляют каких-то там антидепрессантов, чего-то ещё… То есть, вот эта вот суперразвитая внешняя цивилизация погружает живое существо во внутреннее состояние дискомфорта, стресса и депрессии. То есть, получается, что сейчас внешняя вся деятельность - она довлеет над самим человеком. То есть, человек, получается, стал рабом всей этой инфраструктуры, которую он развил. То есть, получается, что он такую машину построил общественную, которая фактически давит самого человека – творца всего этого. Вот, и эти вот состояния дискомфортные внутри толкают людей к какому-то побегу от этой ужасной реальности, которую люди сами-то себе и создали. И толкает людей к таким неестественным видам отдыха, расслабления как алкоголь ,наркотики или наоборот какой-то внешний адреналин. Если человек сидит постоянно по 8 часов в офисе, протирает там штаны за компьютером, у него развивается гиподинамия, то есть, он не действует активно. Теперь ему хочется чего-нибудь такого: прыгнуть с парашютом или покататься на каком-то там сноуборде, или на лыжах, ещё что-нибудь такое… Какие-то гонки или какие-то безумные такие вот развлечения, которые выделяют этот адреналин. То есть, когда человек слишком пассивен в своей жизни, тогда ему нужна какая-то внешняя игра или если наоборот человек сильно активен, слишком активен, тогда ему хочется наоборот расслабиться, успокоиться, уйти, так сказать, от этой внешней реальности в телевизор, в компьютерные игры или что-то ещё. То есть, ненормальная неестественная внешняя жизнь толкает людей к ненормальному так же и отдыху к ненормальному досугу, такому времяпрепровождению.

00:14:03 Вот, и люди, как я сказал, практически сейчас не владеют своим внутренним миром. Они пытаются бороться со своими какими-то внешними врагами, но при этом большинство из них даже не знает о том, что главные враги находятся внутри. И именно эти, внутренние враги, поражают внешних врагов. Внешние враги – это просто показатель того, что внутри у вас не всё благополучно. Итак, Веды говорят, что существуют эти враги внутренние, которые живут в нашем сознании, и они являются как раз аномалиями, болезнями нашего сознания. Каковы же эти враги? Назовём их имена: это вожделение, это жадность, гнев, иллюзия, безумие и зависть. То есть, это такие состояния сознания, которые сейчас управляют нами. То есть, мы ими практически не управляем, потому что сознание живого существа сейчас очень сильно ослабело, мы разорвали свои отношения с высшим сознанием, с высшим разумом, с Богом. Вот, и поэтому теперь наше сознание функционирует в таком формальном режиме, оно поражено нашими врагами [неразборчиво] смотреть на другие живые существа, как на своих врагов или как на объект, так сказать, эксплуатации какой-то.

00:15:31 Причём вожделение, гнев, жадность – три основных врага, которые собственно говоря и прокладывают дорогу в низшие формы жизни. В таком ведическом тексте, как Бхагават-гита, прямо говорится, что вожделение, гнев и жадность – это трое врат ведущих в ад. А вожделение разрушает семью, разрушает психику, люди могут становиться маньяками, вожделение разрушает здоровье. Если человек вступает в какие-то неконтролируемые половые отношения - венерические болезни, СПИД и так далее, вожделение разрушает отношения. Вот, но самое-то интересное, что большинство людей даже не думают, что вот эти вот перечисленные качества являются врагами. Наоборот: современная, так называемая «культура» - она этих врагов всячески выращивает, стимулирует. То есть, ещё больше усугубляет того внутреннего врага, из-за которого у людей всё больше и больше проблем. Допустим, если вы сейчас скажете кому-то, что вожделение является врагом, научная общественность ответит вам совершенно иначе, скажет наоборот - всё в порядке.

00:16:42 Один испанский учёный - Джон Медина, он написал свою книгу, в которой он, значит, оправдал все эти, так называемые смертные грехи. Он сказал, что в основе практически всех пороков человеческих лежат какие-то химические реакции в организме и сопротивляться бесполезно, потому что всё это - остатки животного наследия. Поэтому давайте посмотрим позитивно, как он сказал, будем воспринимать это всё не как недостатки, а наоборот как какие-то позитивные вещи. И вот, допустим, если вы скажете такому человеку, что вожделение является внутренним врагом, как в той же Бхагават гите говорится. Почему там говорится, что оно является врагом? Потому что оно разрушает всякое наше знание и понимание. Когда вожделение овладевает сознанием человека, он теряет понимание своей духовной природы в это мгновение живое существо, вечная душа полностью отождествляет себя со своим материальным телом. Вот. Если она живёт в таком состоянии постоянно, то фактически у него нет никакого духовного будущего и поэтому [неразборчиво] вожделение является врагом самого живого существа, поскольку лишает его вечности, знания, и высшей формы счастья, обрекая его на вечные перерождения, на какие-то такие суррогаты счастья, то есть, такие очень временные, мелкие вещи.

00:18:07 Так вот, допустим, тот же самый Джон Медина - испанский учёный в своей книге пишет, что вожделение - это нормальное состояние, он говорит, что в это состояние нас толкают 30 биохимических механизмов в теле, он говорит: более 100 специальных генов, которые стимулируют всё это. И как же можно вообще остановить эту биохимическую лабораторию в теле? Он говорит: это же просто издевательство над нашей собственной природой, он говорит, что нет, похоть – это благодетель, потому, что она способствует продолжению рода. И попытка остановить похоть или вожделение - это попытка то же самое, что остановить движение планет. То есть, это совершенно нереальная вещь. Он говорит, что у нас есть здоровый инстинкт передавать свои гены по наследству, поэтому: причём здесь грех? Да, действительно, конечно же никто не против размножения, никто не против любви, каких-то отношений между людьми, но проблема то не в этом. Проблема в том, что вожделение – это крайняя фаза этого состояния, это состояние, когда человек постоянно пребывает в этой иллюзии. Одно дело, когда у людей есть желание родить детей, вот, или, скажем, они испытывают друг к другу какую-то такую симпатию - это в принципе нормальные вещи для человека. Но, проблема в другом, проблема в том, что эти состояния становятся неконтролируемыми. Пропадает вот этот вот элемент благости, страсть полностью овладевает человеком и он практически не способен контролировать себя. И вот эта вот потеря контроля над своими собственными чувствами – это уже конечно же плохо и это любой человек скажет. То есть, допустим, в рамках семьи любовные отношения - это всё в пределах нормы для цивилизованных людей, но если допустим у человека вожделение совершенно бесконтрольно, оказывается что ему этого мало и он уже вступает в какие-то внебрачные отношения, а это без всяких сомнений вызывает беспокойства в семье. Так сказать, у мужа или у жены, у детей потом. Семья может распасться. И какие-то всякие разные негативные последствия могут быть.

00:20:19 То есть, совершенно очевидно, что все вот эти вот вещи, они должны быть под контролем нашей высшей духовной природы. И когда мы говорим, что вожделение - это враг, имеется в виду, что это чувство, которое вышло из под нашего контроля. Вот, до тех пор, пока человек, скажем, свои собственные чувства контролирует, это не является врагом, но когда теперь уже вожделение контролирует его – вот теперь это уже является врагом живого существа и это, в принципе, даже бессмысленно по этому поводу спорить или другие вещи, допустим.

00:20:54 Жадность - другой враг. Жадность обозначает, что человек хочет больше, чем ему необходимо. Если мы посмотрим, допустим, как ведут себя животные, мы увидим, что если где-то на дороге, на земле будет рассыпано какое-то зерно, то птица подлетит, склюёт несколько зерен, утолит свой голод и улетит. Но если человек увидит, что на дороге кто-то оставил мешок с зерном, он его весь заберёт, так сказать, и со словами: «В хозяйстве пригодится», где-нибудь себе там на складе положит. То есть, совершенно очевидно, что люди часто особенно привыкли брать больше, чем им необходимо. И мы видим, как эта жадность проявляется в человеческом обществе. Допустим, есть несколько цифр - фактов ежегодно от голода умирают 15 млн детей и ежегодно только в США и Европе тратят 13 млрд долларов только на одну косметику. Только на одну косметику тратят 13 млрд долларов! То есть можете себе просто представить цифры: 15 млн жизней детей умирающих от голода и 13 млрд долларов только на одну косметику. Никто не против косметики, но когда скажем с одной стороны такие затраты, а с другой стороны люди умирают от голода, то почему бы не поделиться? Почему бы не поделиться? Почему бы не помочь? Но жадность это как раз то самое чувство, которое заставляет людей стремиться к тем вещам, которые не являются таким уж прям жизненно необходимыми. В то время как другим не хватает чего-то жизненно важного. Примерно 1,3 млрд человек живут менее чем на 1 доллар в день, и при этом 358 миллиардеров, которые сейчас существуют в мире, имеют собственность стоимостью превосходящей годовой доход половины человечества. То есть, вот вам, смотрите, тоже какой перекос. Почему? Жадность. Например, в той же самой Москве живут 39 миллиардеров – больше чем в любом другом городе мира. Самый богатый город в этом плане, вот, но и что это обозначает - все проблемы Москвы решены, - да нет, очень много разных проблем. Очень много бедных, очень много голодных, то есть, получается такая интересная вещь, что жадные заставляют других умирать от голода, а сами умирают от беспокойств или от своих конкурентов.

00:23:20 Вот, но об этом может сказать тот же самый учёный Джон Медина, что жадность совершенно не контролируемое совершенно чувство. Он говорит, что в мозгу есть такой участок называется - [луклиоз акумбиоз], который отвечает за нашу жадность и когда предположим (он проводил эксперименты) во время азартной игры, когда игроку сулит выигрыш, то этот участок мозга возбуждается и к нему усиливается приток крови. И поэтому он делает вывод, что жадность не страшна – это просто как бы такой вот внутренний инстинкт который отвечает за накопительство. Всё нормально, всё хорошо. Это просто наша природа. Как её можно контролировать? Но смысл в том, что если человек настроен только на принцип потребления, приобретения, накопительства и совершенно не способен как-то отдавать, жертвовать, помогать другим, то в конце концов проиграет он сам. В каком смысле? В том смысле, что вот эта вот жадность усиливает привязанность человека к внешним материальным вещам и человек в этом состоянии совершенно не замечает того, что время идёт и всё то, чем он сейчас владеет будет у него отобрано. Потому что ничто из того, чем мы владеем не является нашим постоянно. Есть такая удивительная сила времени, которая из рук у нас забирает всё независимо от, как бы мы крепко это не держали, в каком бы банке мы не хранили свои ценности, сила времени это всё заберёт. Так как в конце концов она заберёт тело, на которое все эти ценности были записаны в том же банке, и наш паспорт станет недействительным просто потому, что тело уже не будет двигаться. И все наши документы - всё это перейдёт по наследству к кому-то другому, к детям, к государству, к кому-то ещё.

00:25:11 То есть, смысл в том, что человек, который в своей жизни поражен жадностью, который не научился отдавать жертвовать помогать другим, то этим самым он вредит сам себе. Почему? Потому что, согласно Ведам, вся человеческая жизнь состоит в том, чтобы суметь сознательно отдать себя Богу, посвятить себя служению людям, Богу. Вот, но жадность это то, что очень сильно мешает человеку в этом плане, и, вследствие этого, он не развивает привязанность к Богу, поскольку он ничего не отдаёт, поэтому у него не развивается нормальных отношений с людьми, потому что он поражен этой жадностью. И вот, в конце концов, такие люди, как раз они, потом и рождаются во всяких разных бедных странах, они сидят во всех этих подземных переходах с протянутой рукой, вот, и говорят: «Подайте там что-нибудь на кусок хлеба». То есть, жадность - это то, что потом бьёт по ним же самим.

00:26:12 Другой наш внутренний враг - это гнев. Причём интересно, что сейчас, в нынешней культуре, гнев выставляется как некое чуть ли не героическое качество. Вот, что, вот, настоящий герой вот это тот, кто убивает, уничтожает своих врагов. То есть, этот же Джон Медина в своей книге говорит, что без гнева невозможно выжить, что добрые и мягкие в своей жизни проигрывают злым и напористым в борьбе за выживание. Поэтому он говорит что для того, чтобы быть лидером для того, чтобы двигаться вперёд, для того чтобы одержать победу над другими, для выживания этот гнев он совершенно необходим и при этом совершенно игнорируется то, что гнев разрушает здоровье человека и разрушает отношения. Вот, то есть, гнев - это такое качество, которое всегда связано с энергией разрушения. Либо разрушения своего собственного здоровья, когда человек гневается или злится на себя, либо, когда этот гнев уже обращён на других, тогда он приобретает какие-то формы насилия. Но гнев разрушителен всегда либо для самого человека внутренне, либо для внешней среды. Вот, итак, - это ещё один наш внутренний враг.

00:27:40 Другой внутренний враг – это иллюзия. Иллюзия обозначает, что мы принимаем тень за реальность, а реальность - за тень или за иллюзию. Что это практически означает? Это означает, что временное материальное творение, которое подобно облаку или подобно такой вот тени, живые существа принимают за такую данность раз и навсегда, за однозначную реальность. А настоящую реальность, духовную реальность, вечность знания о душе и счастье – эти вещи люди принимают просто за какие-то аморфные абстрактные состояния, они не видят это реальностью. Итак, иллюзия – это то, что скрывает от нас настоящую реальность, а временную реальность воздаёт за настоящую реальность. Таким образом, если человек находится в иллюзии, то он не способен придать правильное направление своей жизни. То есть мы постоянно куда-то идём, тратим свою энергию, думаем о чём-то. Желая чего-то, мы двигаемся в определённом направлении, потому что жизнь – это движение. Это не просто, что мы едем куда-то на машине или ещё что-то там, закончили, уже вроде никуда не едем. Мы постоянно куда-то едем, потому что наши мысли, наши желания постоянно к чему-то стремятся – к каким-то целям, к каким-то объектам, то есть движение всегда присутствует. Либо оно внешнее, либо оно внутреннее – мы постоянно к чему-то идём, постоянно к чему-то стремимся. И, когда живое существо находится в иллюзии, то вот этот вот вектор или направление нашего движения – оно не может быть правильным.

00:29:24 Это обозначает, что если мы находимся в иллюзии, то с каждым днём и с каждым часом мы всё дальше и дальше удаляемся от истины, от своего собственного интереса, от того самого места или состояния, которое как раз реализует все наши внутренние, истинные побуждения души. Вот, поэтому иллюзия - это такая вещь, которая так вроде сильно внешне не проявляется, как то же самое вожделение или гнев, но тем не менее она сбивает нас с толку, она лишает нас правильной ориентации. Поэтому иллюзия так же является внутренним врагом, она побуждает нас тратить свои силы, время, средства на развитие своих отношений с этим материальным миром, а потом мы из этого мира, из этого состояния будем выброшены в другую ситуацию и вновь начнём развивать какие-то временные вещи. Вот, а реальность в противовес иллюзии обозначает видеть всё то, как оно есть. Видеть, что с материальным миром мы связаны временно, в вот с Богом, с вечным духовным миром мы связаны вечно. И раз так, значит необходимо стараться и развивать свои вот эти вот вечные отношения. Итак, иллюзия – ещё один из наших внутренних врагов.

00:30:43 Другой враг – это безумие. Безумие называется на санскрите термином [моха], [махда], простите, [моха] – это иллюзия, а [махда] – это да, отсюда происходит английское слово [med] – безумный, [medness] – безумие. Итак, [махда] – это такое состояние опьянённости, когда человек вредит сам себе. То есть, получается так, что люди хотели бы быть счастливыми, они хотели бы, чтоб у них всё было хорошо, но если они находятся в иллюзии, в иллюзии предыдущего, значит им так сказать уже гарантированно и безумие. То есть, если вы видите, например, человека, который бьёт сам себя молотком по пальцу – этот человек безумен, вредит сам себе. Но вроде бы, таких людей мы встречает редко, однако есть скрытые формы безумия, когда люди, вроде бы, желая какого-то счастья, как раз делают всё наоборот. То есть, предположим, находясь в иллюзии и не понимая, что они являются душой, а не телом, они своё тело кормят непонятно чем, душу наоборот морят голодом. Они на основе ложных принципов общаются с обществом и так далее. То есть, казалось бы, что они хотят какого-то счастья себе и людям, но, находясь в иллюзии и в невежестве, они совершают такие действие, которые вредят им в перспективе. Вот когда человек вредит сам себе – вот это и называется состоянием безумия. То есть, совершенно форменное безумие, когда человек совершает такие поступки, которые вредны для него самого. Вот, и это то, что мы как раз замечаем.

00:32:26 Допустим, с одной стороны люди развивают технический прогресс, вроде бы это хорошо, но с другой стороны технический прогресс имеет свою оборотную сторону – разрушение окружающей среды. И получается так, что нам уже нечем дышать, нет чистой воды, нет чистого воздуха, практически нет экологически чистых продуктов. Всё какое-то консервированное, с какими-то вредными добавками и так далее. Вот, что это такое, как не вред самому себе? То есть, получается, что человек не способен отличать первичное от вторичного. Он совершает такие действия, которые, по видимости, кажется дают ему что-то такое яркое, внешне красивое. Вот, а по своей сути они просто травят человека. Разрушают его здоровье, разрушают отношение и в конце концов человек чувствует себя обманутым, потому что внутри наступает пустота. Что-то внешне вроде бы заполнено какими-то вещами, но души нет. Вот это называется безумие, - когда человек вредит сам себе.

00:33:25 И ещё один враг – это зависть. Зависть на древнем языке санскрите, на котором записаны Веды, звучит как [матсара] или [матсарья], буквально обозначает [матсара] – это ушедшая от меня или убежавшая от меня, или обогнавшая меня, тот кто обошёл меня и я вижу его спину удаляющуюся. Что он как конкурент меня в чём-то обскакал, обогнал, ушёл от меня далеко вперёд и вот я смотрю на него и думаю: «Ах ты негодяй!». То есть, вот это вот ощущение зависть, само по себе, оно рождается в нас тогда, когда человек смотрит кто-то его обошёл. Но тот же Джон Медина в своей книге «Оправдание смертных грехов» он говорит, что зависть на самом деле - это двигатель прогресса потому что когда мы видим, что кто-то лучше нас, то мы тоже хотим стать лучше. Это толкает нас на какие-то новые свершения. Но, смысл в том, что наши амбиции порой становятся совершенно непомерными. Наши амбиции, и это зависть, часто превосходят наши реальные возможности. И когда человек не знает своих возможностей, он на основе зависти развивает такие ужасные амбиции, потом у него не получается вот эти вот свои планы осуществить, то человек очень сильно огорчается, очень сильно разочаровывается. То есть, опять же это всё ему очень дорого обходится. Он начинает страдать. Вот, и, поскольку, сознание завистника очень сильно страдает, значит зависть является врагом. Раз в сознании вместо счастья, вместо блаженства появляется такое вот неприятное ощущение, что я неудачник, раз кто-то меня обогнал. Вот, но люди говорят, вернее Джон Медина говорит, что всё нормально, это зависть, она толкает нас вперёд, так мы будем развиваться. Иначе, если нет, то ты будешь страдать комплексом неудачника, а зависть заставляет нас двигаться вперёд.

00:35:39 Но проблема то состоит в том, что когда мы видим как кто-то наслаждается лучше нас, у кого-то там лучше дом, машина, лучше жена или муж, больше зарплата, лучше положение, то само по себе это состояние оно является не здоровым. Конечно, желание улучшить своё положение – оно нормальное. Вот, но когда мы не рассчитываем своих сил и не способны довольствоваться тем, что нам естественным образом выделено по судьбе, вот тогда это уже естественно не нормально. Более того, когда мы ещё узнаём о том, что на самом деле лучше всего наслаждается Верховный, то вполне естественно, что зависть перемещается на него. И так, само живое существо хочет стать Богом, а это уже тоже форма, на самом деле, безумия, потому что Богом стать нельзя. Это место всегда занято, оно вакантным не бывает никогда, он один, единственный, в единственном числе. Вот, а самое высокое положение, которого может достичь живое существо – это естественно не Бог, а приближённый Бога или слуга Бога, что на самом деле не так уж и плохо, потому что Бог – это не только наслаждение, это так же и огромная ответственность и дай нам положение Бога мы через три секунды с ума сойдём. Какой-то фильм даже, помню, был американский, как-то назывался «Брюс Всемогущий» что ли… Там уже не помню деталей сюжета, но смысл в том, что человек на какое-то мгновение попадает в гипотетическое положение Бога и там это всё как бы в современном образе показано: что у него такой гигантский компьютер и по этому компьютеру ему каждый день приходят миллионы всяких посланий с разными просьбами: дай то, дай это, дай то, дай это… И у него уже голова пухнет от этого всего, потому что он не способен ни с чем этим справиться, потому что Бог это не только тот, кто лучше всех наслаждается, а ещё это тот, кто также всех обеспечивает. То есть, для этого необходимо иметь соответствующий потенциал. Бог – это источник всех энергий, поэтому его все эти проблемы не загружают, а любому из нас дай такое, у человека там допустим несколько детей и он уже не знает куда от них деваться, потому что они только и говорят: «Дай- дай, хочу, хочу это..». А Бог – это тот, кто постоянно слышит миллиарды миллиардов всевозможных просьб и при этом, он никогда не выходит из равновесия, из себя. Вот. Потому что он бесконечный источник всего. Он способен помочь живым существам. Так вот, зависть наша – это изначальная зависть по отношению к Богу. Это как раз то самое чувство, из-за которого живое существо оказывается в этом материальном мире.

00:38:22 Вот. Поэтому оно является, это чувство зависти является врагом живого существа. Итак, современная наука практически не признаёт всех этих вещей. Они говорят, что все эти пороки – они являются вполне нормальными. Вот, что есть определённые гены, есть определённые какие-то биохимические механизмы, поэтому какой смысл со всем этим бороться, но тем не менее даже учёные признают, что люди, которые являются спокойными, которые не пытаются расширять свою материальную экспансию, те, кто живут без суеты, в гуне благости – они живут значительно дольше. Чьё сознание не поражено этими врагами в такой степени. Вот, поэтому, совершенно очевидно, что вот эти вот качества, которые сейчас выставляются как нормы, чуть ли как не геройские – они на самом деле являются врагами, и раз это враги, то с ними нужно что-то делать, с ними необходимо каким-то образом бороться. Итак, получается одна такая интересная вещь, что современные технологии позволяют человеку контролировать внешний мир. Вот, когда там сделали что-то такое механизированное предприятия или внешние какие-то процессы контролируем. Вот, ворота открыли – ворота закрыли. Мы через какой-нибудь пульт дистанционного управления управляем механизмом, телевизором, компьютером, то есть современные технологии позволяют контролировать внешний мир, но, при этом, мы видим, что человек оказывается совершенно слабым и незащищённым перед своими внутренними врагами. Итак, если современные технологии позволяют контролировать внешний мир, то духовные технологии, духовная практика позволяет контролировать человеку мир внутренний, то есть, вот этих вот шесть врагов.

00:40:24 Обычно современный человек оказывается полностью незащищённым, даже слабым перед всеми этими своими недостатками, и поэтому он их пытается как-то выставить в качестве достоинств, говорит что всё хорошо, что не так уж всё плохо, но тем не менее мы видим на проверку, что в перспективе вожделение, жадность, гнев, иллюзия, безумие, зависть – это всё то, что лишает живое существо покоя, то что лишает живое существо духовной перспективы, лишает его внутреннего качества, внутренней глубины. Потому что все эти качества, они заставляют нас бороться с внешним миром в режиме перенапряжения постоянном, что является ненормальным для человека. Человек внешне перенапряжен, а внутренне опустошен. И всё это следствие того, что побуждаемый этими внутренними врагами, с которыми он не способен справиться, потому что у него нет духовной технологии, духовного процесса, который помог бы этих 6 врагов победить. Итак, духовная культура состоит из трёх основных аспектов, то есть, это как бы методики или оружие наше, которое поможет эти 6 врагов победить. Первый аспект духовной технологии – это знание, то есть сначала врага необходимо идентифицировать, увидеть при помощи знания. Второй аспект духовной технологии – это уже культура определённая. И третий аспект духовной технологии – это состояние преданности Богу. Потому что, как я говорил с самого начала, все вот эти вот наши чувства бесконтрольные сейчас изначально входят в состояние контроля, когда мы этими чувствами связаны с Богом. Когда мы служим Богу, когда мы общаемся с ним, когда мы с ним в хороших отношениях, эти чувства - они одухотворены. Они одухотворены, и поэтому, в этом состоянии, они нам послушны. Только в этом состоянии они нам послушны. Но стоит нам свои чувства оторвать от Бога – мы не видим его, не слышим, не понимаем его, не служим. Вот теперь эти чувства, которые когда-то были такими спокойными, теперь они становятся бесконтрольными, теперь они нам мешают.

00:42:36 Представьте себе, что мои бы руки, ноги не слушались бы меня – вот точно также мои мысли, мои чувства могут порой не слушаться меня. Единственный способ навести порядок в своей голове, упорядочить свою жизнь и чувства свои подчинить высшему контролю – это понять, кто является источником всего этого. Вот духовное знание, ведическое знание позволяет нам в первую очередь отличить дух от материи, понять природу материи и духа, и также это знание даёт нам процесс как бороться с этими внутренними врагами. Вот, потому что все они являются следствием того, что мы отклонились от своей духовной природы. Современное же знание учит людей лишь манипулировать информацией, но совершенно не учит отличать зло от добра, полезное от вредного. И мы видим совершенно чётко, что современные люди они перегружены, они информационно перегружены. Но, несмотря на такое большое внешнее знание, информированность внешнюю, практически свои жизненные проблемы не способны решать. Иначе почему так много стрессов и депрессий? Это же бесконтрольный ум, это бесконтрольный разум, это бесконтрольные чувства. Понимаете, то есть сейчас, как бы, материальный мир нас, как бы, захватил, захватил полностью в свою ловушку и продали нас этому материальному миру. Кто? Наши внутренние враги. Наша внутренняя слабость побудила нас сдаться этому материальному миру, а теперь материальный мир вытягивает из нас, как вот эта вот «матрица» в культовом фильме, все силы, все соки, мы просто заложники. Нам показывают что-то через рекламу, говорят – купи то, купи это и я говорю: «Всё, я не могу без этого жить, я хочу это!». Я начинаю ради этого работать, трудится. Вот мой сосед живёт так, я должен точно так же. Кто сказал? С чего вы взяли?

00:44:33 Но, тем не менее, люди, под влиянием этих внутренних врагов, они именно таким вот образом живут. Итак, современное знание – это просто, просто набор какой-то информации, которая позволяет, может быть, нам научиться, как деньги зарабатывать, как какой-то специальностью овладеть, такие чисто утилитарные вещи. А духовное знание – это то, что позволяет человеку именно понять свою внутреннюю природу, понять, что мы связаны с Богом вечно, понять, что наша родина – это духовный мир, материальный мир – это место, где мы практически стали рабами своих неконтролируемых чувств. Итак, это первый элемент духовной технологии – знание, которое позволяет нам отличить дух от материи, вот, понять природу материи, понять природу духа, что к чему, и направить своё внутреннее Я на осуществление своих духовных интересов. То есть, на развитие отношений с Богом. Далее, второй элемент духовной технологии – это культура, как я уже сказал. Культура, само слово «культура» обозначает поклонение свету. Но, как известно, у света всегда есть источник, поэтому культура в высшем смысле – это поклонение источнику света или Богу.

00:45:52 Сейчас культура совершенно другая. Современная культура и её лидеры, её представители – это символы вожделения, жадности, гнева. Вот, регулярные какие-то скандалы по поводу, так сказать, не очень высокой морали со всякими разными представителями культуры. Буквально может в прошлом году закончился процесс над этим известным американским певцом Майклом Джексоном, который был обвинён в растлении малолетних. Много и много миллионов долларов пришлось заплатить для того, чтоб откупиться от всех этих вещей. Другие разные представители современной, так сказать, культуры, как правило, они все отличаются не очень высокой моралью. Вот, итак, что же это культура такая, по сути это безкультурие, но люди понимают это всё так. В современной культуре идёт культ потребления, который только разжигает жадность, зависть. Но, духовная культура – это культура, которая показывает нам, что счастье наше рождается не из раздувания вожделения и жадности, а наоборот - из освобождения от них. Вот, и поэтому существуют такие правильные культуры как йога, правильное питание, культура в гуне благости, культура такого правильного образа жизни – это как раз культура, которая освобождает человека от вожделения, жадности и гнева. Вот, а современная культура наоборот - раздувает вожделение, жадность и гнев. Получается, что это не культура, а наоборот – её полная противоположность.

00:47:34 И третий элемент духовной технологии – это преданность, преданность Богу. Это такое особое состояние сердца, которое людям даже сейчас трудно объяснить, что это такое. Они не понимают что это. Вот, в былые времена преданность Богу вкладывали в сознание человека, в его сердце прямо с рождения. Условно сказать вкладывали, потому что на самом деле всё это есть, но очень глубоко в нас. Преданность необходимо просто вскрыть, открыть. Это делалось при помощи определённых таких церемоний, которые назывались сансхарами – это такие духовные прививки, которые вот эту вот привязанность к Богу, преданность к нему, как раз стимулировали в нас. Это в нас есть, нужно просто выявить. И вот эта вот преданность, привязанность к Богу, ощущение, что я близок с ним и что мы с ним родные, что у нас с ним общие интересы, что он не какой-то там далёкий и страшный громовержец, который там наказывает за грехи. Это тот, кто любит меня, в первую очередь, и желает мне блага в первую очередь. Вот это вот ощущение преданности, правильного понимания своих отношений с Богом, даёт внутреннее удовлетворение и силу сопротивляться внешним соблазнам. Вот преданность Богу делает людей честными, добрыми, разумными, любящими, бескорыстными, гармоничными, миролюбивыми. То есть, преданность Богу – это основное, главное качество души, которое уже порождает все остальные хорошие качества.

00:49:14 То есть, если представить себе всё это в виде такого длинного железнодорожного состава: есть локомотив, который тянет, а есть вагоны, которые просто пассивно тянутся за всем этим. Так вот, среди всех хороших качеств, которые только могут быть в человеке, самым хорошим и важным качеством является состояние преданности Богу. Это как локомотив, а все остальные качества, они тянутся за ним, как вагоны. То есть, это самое главное, потому что Бог – это источник всех лучших качеств, и когда мы начинаем развитие наших отношений с ним, то тогда, вот эта вот божественная природа, исходящая из него, она переходит в нас. А когда мы начинаем пробуждать эту свою божественную природу – вот тогда все остальные хорошие качества развиваются в нас естественным образом. И, сейчас мы видим, что даже многие верующие люди, которые считают себя верующими в Бога, большей частью не являются преданными Бога. Заметьте, очень интересно: они верят в Бога, но не являются преданными Бога. Как это так? А так, что в большинстве своём люди воспринимают Бога, как того, кто должен осуществлять их материальные желания и большая часть даже верующих людей не имеют представления о Боге, как о личности. А если они не знают, что Бог – личность, какая может быть преданность? Они думают, что, скорее всего, Бог – это какой-то разум или какой-то закон, или какая-то там воля, или что-то ещё. Они не знают ни его образа, ни его имени, а без этого таких вот личных отношений, личной преданности быть не может. Поэтому даже просто вера в Бога не является решением – это лишь начало.

00:50:59 Вот, а преданность к Богу может развиться в человеке только тогда, когда мы знаем его как личность, мы видим его личностные качества, личностную заботу, личностную любовь. Поэтому если вот этой вот преданности, которая является высшей ценностью для души, если её нет, тогда, поскольку свято место пусто не бывает, тогда это место занимает противоположное. И тогда, когда этой преданности нет, тогда сердце человека начинает ожесточаться, тогда вот эти вот злейшие враги выходят на свободу. Вот, и получается так, что теперь человек становится как бы сам по себе полем битвы. То есть, собственное сознание – это такое бесконтрольное поле битвы, где просто идёт борьба каких-то желаний, борьба мыслей. И неизвестно кто победит, что победит. Вот, поэтому для того, чтоб в нашем сознании наступил покой, умиротворение, удовлетворённость, чтобы наша жизнь была упорядочена, разумна, чтобы мы приближались к своему высшему интересу, к своей высшей цели – для этого нужно понять по каким законам функционирует сознание, что в нём самое главное. И Веды говорят нам о том, что наше индивидуальное сознание является маленькой частичкой высшего сознания, и наше сознание работает нормально тогда, когда оно связано с этим высшим сознанием.

00:52:26 Для этого-то и существует процесс йоги, практики йоги, развития личных отношений с Богом, и бхакти-йога – это как раз такая форма религии, которая развивает в нас именно преданность. Допустим, гьяна-йога развивает в нас знание, карма-йога развивает в нас жертвенность. Аштанга-йога развивает в нас какую-то способность контролировать чувства. И всё это хорошо, но всё это, как бы, теряется, если нет этой преданности к Богу, потому что преданность к Богу – это та самая нить, которая по-настоящему связывает нас с Верховным. Вот, и проблемы общества, которых сейчас огромное количество, необходимо лечить в корне, а не просто какой-то внешней, гуманитарной деятельностью: такая акция, другая акция… Но, как раз то вся суть в том, что люди не знают этого корня, они не знают суть проблем, они не понимают, что наше сознание – это сейчас обитель этих 6 врагов, которые выходят сейчас просто вовне и теперь эти внутренние враги побуждают нас видеть врагов в окружающих людях, в других странах, в других религиях, в чём-то ещё. Я хочу быть лучше, чем другие, поэтому я буду воевать со всеми, я буду их критиковать или ещё что-то. То есть, война может быть холодная, война может быть на страницах печати или в интернете война может быть при помощи оружия.

00:53:50 Но так или иначе эта вражда происходит от того, что просто в нашем сердце есть зависть, желание кого-то обогнать, обойти превзойти, вот, доказать кому-то что-то. Вот, а когда у нас не получается доказать что-то, когда мои желания, моё вожделение не удовлетворяется, тогда я попадаю в гнев, я начинаю крушить, ругать, критиковать. То есть, это просто показатель того, что сознание функционирует [неразборчиво]. То есть, когда человек предан Богу, то все вот эти технологии духовные, состоящие из знания, духовной культуры и преданности, тогда он сам становится образцом счастливого гармоничного человека. Это само по себе и есть доказательство действенности духовного процесса, когда его вера проявляется на практике. И, фактически, обязанностью разумных людей должно быть служение людям. То есть, давать им это лекарство от внутренних врагов, давать им это знание, давать им эту культуру и прививать им вот эту преданность Богу. Вот на этом я сегодня остановлюсь. Если будут какие-то вопросы, пожалуйста…

00:54:59 [Ведущая]: Ну, вопросов пока от наших радиослушателей нет. Василий Рюрикович, как вы думаете: дадим немного времени, чтоб они у нас появились?
[Тушкин В.Р.]: Как вы скажете.
[Ведущая]: Хорошо, хорошо. Уважаемые радиослушатели, 5-7 минут музыки и мы вновь вернёмся, надеюсь, что вы усыплете нас вопросами. Итак, уважаемые радиослушатели, мы продолжаем. У нас Тушкин Василий Рюрикович в прямом эфире. И на данный момент у нас будут ответы на вопросы. К нам пришло 2 вопроса. Сейчас я их открою. И вопросы звучат так… Я думаю, вы немножко подождёте, пока они открываются. Так: «Враг женщины – её ум. Желание выглядеть хорошо и быть объектом обожания. Как поступить жене аскетичного человека, который утверждает, что не в этом счастье? Я это понимаю, но очень сложно быть спокойным в уме, когда выглядишь так, что просто самой на себя смотреть неприятно. Скажите, как быть, когда понимаю, что супруг прав, но всё же я женщина? »

00:56:09 [Тушкин В.Р.]: Вопрос конечно такой не очень философский, но практичный. Да, действительно, для женщины выглядеть нормально, это вполне естественно, более того – это её долг - выглядеть хорошо. Другое дело для кого она выглядит хорошо. Она должна выглядеть очень хорошо, привлекательно для мужа. Для остальных людей она должна выглядеть так же прилично, хорошо, но не особенно привлекательно, потому, что если она будет слишком сильно привлекать внимание других мужчин, то это будет беспокойством и для неё, и для самого её мужа. И также, она совершенно забудет о своей духовной природе, поэтому во всём нужна мера. Человек должен выглядеть чисто, опрятно, привлекательно - это само по себе естественно, но это не должно превращаться в некий культ. То есть мы должны, опять-таки, понимать, что красота – это не просто моё какое-то качество, а это одно из достояний Бога, которое у меня сейчас во мне проявляется вследствие моей какой-то хорошей кармы. Теперь эта красота Бога немножко отражается на этой женщине допустим. Вот. И эта красота внешняя, также мы знаем, что она обладает такой интересной способностью – она проявляется в молодости, а потом, с годами, она куда-то увядает, исчезает полностью. Так вот если говорить о культе красоты, то так же надо понять, что красота настоящая – она находится внутри. Красива душа на самом деле. Поэтому неплохо было бы, чтобы наряду с внешней привлекательностью и красотой, человек также работает и над своими внутренними, духовными чувствами. И когда его физическая красота с течением времени немножко, так сказать, уходит, тогда начинает проступать внутренняя красота, красота качеств души.

00:58:03 Вот, и я думаю, что это будет более правильное, настоящее понимание красоты, и вот против такой красоты даже самый аскетичный муж ничего не будет иметь против. Вот, а когда, предположим, делается акцент только на внешней красоте, которая тоже хороша и нормальна, но вот если ей неправильно пользоваться, и она будет беспокоить ум других мужчин - вот тогда вот эта красота, она может быть где-то такой даже разрушительной. Вот. Поэтому выглядеть хорошо, привлекательно – это нормально, но, несмотря на то, кто там – женщина, мужчина, человек никогда не должен терять свой разум. Если, допустим, женщине не хватает её собственного разума, тогда она должна прислушаться к разуму своего мужа более разумного и понять, что какой-то должен быть контроль. То есть, эмоции – они хороши, они нужны, но пока они не полностью очищены - они должны быть под контролем разума. В противном случае, как вот я говорил во время лекции, что все эти наши внутренние чувства – они стают нашими врагами. А если враг будут расти, тогда нам же самим от них и достанется, поэтому постарайтесь эти моменты, которые я сказал, увязать в одно, что человек, все-таки, homo sapiens – человек разумный. Он на то и разумный, что он должен даже все свои какие-то привлекательные качества направлять на высшую духовную цель. Вот, просто знайте, что все эти внешне привлекательные наши особенности они уйдут, а если ничего другого, кроме этого, у нас нет, то в чём наше качество? В чём наша привлекательность? Вот, а если, обладая внешней красотой, мы ещё и параллельно разовьём в себе и духовную красоту, тогда эта красота и знание, и внутренняя сила - они дадут нам разум, как нам правильно пользоваться всеми своими внешними атрибутами, в том числе и красотой, тогда человек будет гармонично развит. Аюрведа-радио.

транскрибирование: Анна Колесниченко | Донецк | Украина | 24 December 2011