Ответы на вопросы слушателей

Владивосток - 25 марта 2009
запись эфира для начинающих из раздела «Ведическая философия» со сложностью восприятия: 3
длительность: 01:13:24 | качество: mp3 32kB/s 16 Mb | прослушано: 588 | скачано: 1007 | избрано: 3
Ctrl+Б и Ctrl+Ю - замедлить или ускорить на 10% Ctrl+Left и Ctrl+Right - перемотки по 5сек

00:00:00 Аюрведа-радио.
[Ведущая]: Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Вы наверное заждались, простите нас пожалуйста за опоздание, маленькие технические неполадки, но вот мы с вами в эфире и хочу вас обрадовать. У нас у сегодня в гостях филолог-востоковед, магистр философии – Василий Тушкин. Он будет отвечать на ваши вопросы. И я вам напомню, что вы можете вопросы свои присылать нам в чат скайпу и на почтовый ящик: ayurvedaradio@mail.ru. И ещё у нас в студии мне будет помогать…
[Наташа]: Наташа.
[Ведущая]: Наташа, да. И сейчас поздороваемся с Василием. Здравствуйте, Василий!
[Тушкин В.Г.]: Добрый день!
[Наташа]: Здравствуйте-здравствуйте.
[Ведущая]: Очень приятно вас здесь снова видеть, я думаю, слушатели тоже рады вас слышать, и, я думаю, можно приступать к вопросам.
[Наташа]: Да, тем более, что их накопилось достаточно и можно сразу приступать к делу. Вопросы конечно очень интересные присылают радиослушатели, и нам самим интересно узнать: каковы же ответы на них.
[Ведущая]: Так, сейчас мы начнём. Вот такой вопрос у нас ещё со вчера остался от Екатерины: «Добрый день! В Ведах говорится о бескорыстном служении, но как это практиковать, если в городе, где я живу, нет бедных людей или обществ. О них заботится государство. Я живу в Норвегии. Просто хочется что-то бескорыстно сделать, помочь, а некому или может я неправильно понимаю это понятие - бескорыстное служение? Спасибо большое за ответ».

00:01:43 [Тушкин В.Г.]: Бескорыстие не ограничивается государственными границами, какими-то географическими препятствиями. И сейчас, благодаря интернету, всевозможным таким коммуникационным системам связи, если у вас есть какие-то возможности, средства, вы можете помогать ими тем, кто живёт в других местах, не обязательно в Норвегии. Это страна собственно с высоким уровнем благосостояния. Но можете помогать какой-то духовной миссии, которая всегда нуждается. Вот. Есть другие места, места, где строят храмы, распространяют духовное знание. И людей, которые желают принять какую-то помощь – их хоть отбавляй. Поэтому, если есть какое-то желание найти их, то это не обязательно ограничивать границами одной страны.
[Ведущая]: Есть ещё такой момент, когда, я столкнулась на Аюрведа-радио, когда люди хотят помочь бескорыстно и пишут: у меня небольшая зарплата, но мне очень хочется вам помочь. В этих случаях я пишу, что не нужно перечислять свои последние крохи в фонд развития Аюрведа-радио, будет намного полезнее, если вы сами будете слушать Аюрведа-радио и о нём же ещё расскажете другим людям, которые также смогут слушать Аюрведа-радио. А слушая Аюрведа-радио, те знания, которые мы даём, вы станете прогрессировать, вы станете становится счастливее, тем самым делать своё окружение счастливым. Мне кажется, это больший вклад в развитие Аюрведа-радио, нежели какое-то небольшое пожертвование.

00:03:16 [Тушкин В.Г.]: Да, это очень ценное дополнение, потому что благотворительность – это не только деньги, благотворительность – это распространение духовного знания, духовных взглядов.
[Ведущая]: Да, очень приятно например, не всегда получается пожертвовать финансовые средства в фонд развития того же храма, всегда можно прийти и помочь. Я вот, например, люблю помогать на кухне, вот Николаю и Анне, когда они готовят пиры для преданных. Это моё любимое занятие. Есть у нас ещё вопросы?
[Наташа]: Да, есть вопросы, вопросы от человека, который вчера, от слушателя, который вчера нас тоже засыпал вопросами, его зовут…
[Ведущая]: Очень любопытный. [смеётся]
[Наташа]: Георгий, да, он приводит тут цитату из законов Ману: «Кто, почтив Богов и предков, ест мясо, купив его, добыв самостоятельно или получив от других, не совершит греха». И, он комментирует: «Атеисты и противники вегетарианства используют эту цитату для того, чтобы показать, что в мясоедение не грех. Дайте пожалуйста ответ».

00:04:22 [Тушкин В.Г.]: Есть разные категории людей, и законы Ману, они разбиты по определённым разделам. Есть наставления для разных варн, то есть социальных сословий. И, то, что является грехом для одного, то не является грехом для другого. Также, согласно Ведам, существует 400 000 типов человеческих форм жизни. И то, что, допустим, является естественным для таких людей не очень возвышенных, то недопустимо для людей, которые следуют другой культуре. Поэтому, Веды полны наставлений для разных людей. И если кто-то использует этот аргумент в таком очень широком смысле, то это неправильно, потому что он имеет достаточно узкое применение, свою целевую аудиторию. С другой стороны, есть наставления о том, что высшие классы общества или люди, которые стремятся к достижению духовных ценностей – они не могут этого делать, потому что смыслом духовной жизни является размягчение сердца, а когда человек ест мясо, то он прямо или косвенно поддерживает насилие, которое ожесточает сердце. Поэтому все эти принципы - можно, нельзя, мы должны рассматривать только в связи с целью, к которой стремится человек. Если человек не стремится к какой-то высокой цели – это одно, может ему позволено больше. Но если человек стремиться к какой-то высокой цели, он не может это сочетать с какой-то низменной деятельностью.

00:05:59 [Наташа]: Ещё у нас есть от нашей слушательницы, скажем так, благодарственное письмо. Она пишет: «Просьба передать Вячеславу Рюриковичу огромную благодарность от группы слушателей из Бельгии за великолепный семинар «Самое сокровенное знание». Мы были счастливы возможности, и, благодаря также Аюрведа-радио послушать его здесь, далеко от Москвы». Она ещё спрашивает: «Возможно, вы могли бы подсказать другие книги на тему Русь и Веды кроме «Сакральная Русь» и «Вещая птица Гамаюн»?
[Тушкин В.Г.]: Источники, которыми я пользовался – это «Велесова книга» или «Книга Велеса». Вот. Также «Славяно-арийские Веды» издание [инглийской] церкви – это в Омске издают. И ещё я пользовался книгой Натальи Романовны Гусевой «Русские сквозь тысячелетия», так называемая «арктическая теория», в скобочках по-моему. Вот это основные источники, по которым я готовил свой семинар «Русь и Веды»
[Ведущая]: А я о русских Ведах узнала из книги «Тайны арийской матрёшки»
[Тушкин В.Г.]: Да, вот ещё книги как его, забыл фамилию этого…
Был человек, он уже, кажется, умер. «Арийская матрёшка». Ещё что-то какие-то у него были - серия книг была , да.

00:07:26 [Ведущая]: Следующий вопрос, который к нам был прислан… Сейчас я скажу, кто же нам его прислал. Увы, пока не вижу автора. Вопросов много, но такой…
[Наташа]: По-моему, Андрей его зовут.
[Ведущая]: Андрей, хорошо. «Некоторые люди достаточно смышленые, изучив историю, начинают не верить писаниям, поскольку обнаруживают, что это дело рук человека. А зная качества характера современных людей, их цели и мысли однозначно заявляют, что это просто его вымыслы и измышления. Да, может Вьясадева был очень мудрым и имел благие намерения, поэтому он и составил сборник практических советов и рекомендаций, проверенных временем, а институт Бога создал для того, чтобы всех объединить и не более? Только вот можно услышать. А когда говоришь ему, что Веды не написаны, а записаны и являются откровением Бога – сразу же следует возражение: а кто авторитет в этой сфере? Как определить, что действительно этот мудрец записал – свои мысли или идеи или откровение Бога? Более того. Сразу же вспоминается Бхагават-гита, где говорится о том, что человек склонен ошибаться. И, опять же, поехало заново – как достучаться до таких людей?

00:08:47 [Тушкин В.Г.]: А может не стоит до них стучаться-достучаться? Потому что духовное знание человек должен искать сам. То есть мы не можем навязывать какие-то вещи. Если человек вступает в споры, пытается активно аргументировать против этой темы – это его личное право. Это определённый строй мышления и эти аргументы ему даёт сам Бог. Потому что этот человек явно не хочет принимать духовное знание, поэтому он находит множество аргументов в эту пользу. Нет никакой необходимости всеми силами пытаться этого человека в чём-то убедить. Духовное знание приобретается вообще не так. В той же Бхагават-гите говорится о том, что ученик должен проявлять инициативу, он должен искать это знание. Как тот же самый Арджуна, герой Бхагават-гиты, он будучи человеком, с одной стороны, очень образованным и разумным, с другой стороны, он зашёл в полный тупик, несмотря на свой большой разум, на образованность. И только когда он почувствовал, что он сам уже не способен во всём этом разобраться, тогда он обратился за советом, за помощью к учителю. То есть человек, ищущий духовного знания, - это не какой-то матёрый спорщик, который на всякие аргументы отвечает другими аргументами. Это просто говорит о том, что человек в принципе, вообще не ищет духовного знания. Если он подвергает всё сомнению, есть такая философия, того же Декарта – подвергать всё сомнению. Тогда, если подвергать всё сомнению, он должен также сомневаться и в своих выводах. Получается так, что он сомневается во всём вокруг, кроме своих собственных умозаключений. А чем его умозаключения лучше умозаключений Вьясадевы или какого-то другого философа? То есть эти люди считают свои выводы, свой разум полностью непогрешимым, но выводам и разуму других они почему-то не доверяют. То есть это обозначает такую, скажем, неподготовленность или неготовность человека получать духовное знание. Поэтому, в этом случае нет необходимости что-то ему навязывать.

00:10:52 [Ведущая]: Я зачитаю второй вопрос из этого же письма, а потом мы перейдём к другому вопросу, а потом мы опять вернётся к вопросам Андрея, чтобы не было такого. Что мы только на вопросы Андрея отвечаем в сегодняшнем эфире. «Иногда в общении некоторые говорят, что в самих Ведах, а именно в первых четырёх, некоторые принимаются ими как Веды: Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа, не упоминается вообще о Кришне, а тем более, что он Бог. И Махабхарата и Бхагават-гита не относятся к Ведам. Расскажите иерархию ведической литературы, и какое место в ней занимает Махабхарата и собственно Бхагават-гита. И вообще, к каким писаниям можно применять сам термин Веды, ведь такие писания как Махабхарата, Рамаяна, Пураны, Панчаратра, были написаны уже после этих четырёх Вед».

00:11:44 [Тушкин В.Г.]: Всё зависит от того, что мы берём за точку отсчёта. Если вы говорите, что четыре Веды являются первоначальными, а всё остальное – это не Веды, тогда я скажу, что эти четыре Веды тоже не Веды, потому что изначально был слог ОМ, из которого вышла мантра Гаятри, из мантры Гаятри вышли эти четыре Веды, потом уже эти Веды обросли деталями, дополнениями, теми же самыми Пуранами, Итихасы, к которым относятся Махабхарата и Рамаяна, то есть, мы имеем дело с экспансией. Изначальный слог ОМ и из него уже пошла экспансия, пошла раскрываться мантра Гаятри, потом Веды, потом дополнения к Ведам. Если вы говорите, что Махабхарата, Рамаяна – это не Веды, тогда и четыре Веды – это не Веды, по отношению к слогу ОМ. То есть, смотря, что взять за точку отсчёта. Если вы посадили семя, то это семя есть семя. Но из семени начинает расти дерево. На дереве начинают расти ветки. На ветках начинают ещё какие-то ветки, потом цветы, потом плоды. И что? Это уже всё очень далеко от семени, но, это же является следствием этого семени, поэтому эти вот заключения о том, что это Веды, а это не Веды вообще непонятно откуда взялось. То есть структура ведической мысли и литературы такова: то есть там есть структура внешняя, структура самих текстов и структура идеологическая. Структура текстов она состоит из трёх разделов. Первый раздел называется шрути прастхана и к нему относятся четыре Веды перечисленные: Риг, Яджур, Сама и Атхарва. В каждой из этих Вед есть свои самхиты – гимны, потом идут, брахманы, [раньяки], упанишады. Некоторые упаведы к ним привязаны. Второй раздел ведической литературы, как книг, называется [смрити прастхана]. Смрити… шрути – это обозначает откровение, буквально услышанное, смрити – это обозначает запомненное. То есть это уже такое более вольное и свободное изложение шрути. Там уже мы находим Пураны, Итихасы, [Виданги] туда относятся, приложения к Ведам, [джётиш] и так далее, астрология, там [нерукти] – толковый словарь. Потом все эти правила чтения, стихотворные размеры, всё прочее. И третий раздел. Смотря чисто по книгам, литературной структуре, называется [няя прастхана]. [Няя] – это логические выводы и в этом разделе есть только одно произведение, называется Веданта сутра. То есть это в кратком виде, в виде афоризмов общие выводы сделаны.

00:14:25 Теперь что касается того, что в четырёх Ведах нет ничего о Кришне – это полная ерунда. Если вы откроете тут же самую Ригведу – один из первых гимнов гласит: [ом тат вишну пранам падам садам падьянти сура] – лотосные стопы Вишну или Кришны – это прибежище всех Богов, которые освещают Вселенную. Вишну и Кришна – это антологически та же самая личность, поэтому в Ведах очень много сказано. Вишну – это аспект могущества, скажем так, Бог на работе. А Кришна – это Бог дома, более сокровенный внутренний аспект. Поэтому это утверждение от недостаточного знания этих четырёх Вед на самом деле. А что касается теперь ещё идеологического , идеологической структуры этих Вед, внутренней, то она такова, что она идёт от низшей до высшей мотивации, реализации человека. Допустим низшая мотивация, с которой человек может применять Веду описана в разделах карма канды – это мотивация, когда человек использует духовное знание ради материальных благ. То есть как правильно себя вести в этом мире, какие ритуалы совершать, каким полубогам поклоняться и так далее, и получать материальный результат. Это будет карма канда. Когда человек подрастает для чуть более высокого уровня, когда он неоднократно побывал на райских планетах, вернулся сюда, прошёл через всё многообразие материального опыта, к нему начинает приходить понимание, что есть нечто более высокое. Он начинает искать какую-то абсолютную истину уже за пределами этого мира. И тогда следующий раздел, внутренний – это гьяна канда, раздел философии абсолютного знания. Когда человек уже понял эту абсолютную истину, за пределами материального мира, он начинает ей поклоняться. То есть это уже наступает раздел [упасана] канды или бхакти канды. То есть преданности, развития преданности Богу. То есть, скажем так, карма канда – это практический, утилитарный подход к жизни, гьяна канда – это философский подход к жизни и бхакти канда или упасана канда – это софистический подход к жизни, когда реализуется уже сам потенциал души. Вот поэтому в Ведах есть структура литературная, по разделам она разбита, и идеологическая по ступеням по вертикальным, какие уровни человек проходит в своём развитии.

00:16:40 [Ведущая]: Очень интересно рассказывает Василий Тушкин, и вот я хочу слушателям рассказать, что они могут послушать его семинар на тему «Самое сокровенное знание, Веды – синтез науки и религии» в центре ведической культуры на ботаническом саду. Семинары проходят сегодня, 25-го марта, 26-го марта и 27-го. Первая, правда, лекция была вчера. Но если вы её пропустили, я думаю, в этом ничего страшного нет – всё равно вам будет очень интересно. И вот сегодня будут рассматриваться такие темы как: многомерный космос, иерархия вселенной, мир как виртуальная реальность, цикличность времени, закон энтропии и [инволюция] человека. Вы можете приехать на ботанический сад.
[Наташа]: Станция метро «Ботанический сад».
[Ведущая]: Да, и пройти пешочком минут 10, это улица Сельскохозяйственная, дом 36, корпус 1. Телефон есть для справок, запишите пожалуйста: 642-10-84.
[Наташа]: Это с московским стандартным кодом 495.
[Ведущая]: Да. Спасибо Наташа за помощь. Вот и у нас есть вопрос от слушателя, который вчера как раз был вот на этом семинаре. Это Сергей и он спрашивает: «Вчера на лекции рассказывали о спиритонах. Хотелось бы узнать это слово из Вед или нет. Больше похоже, что оно произошло из английского и как вообще будет на санскрите душа?»

00:18:15 [Тушкин В.Г.]: Я вчера как раз говорил о том, что этот термин «спиритон» ввёл Бхакти Сварума Дамодара Свами - основоположник Бхактиведанты, и ввёл он его естественно для учёного мира, для учёных людей. А я вчера говорил о том, что термин душа на санскрите обозначается термином атма или джива. Или называют ещё вместе джива-атма. То есть, естественно, я говорил об этом, что термин спиритон просто от английского слова spirit – дух или душа. Вот, и это просто скажем такое нововведение именно для современной науки, то есть слово, термин сам по себе. А понятие души – оно конечно же существует вечно, поскольку душа вечна, но у многих людей есть некоторое предубеждение к этому слову, они его понимают весьма сентиментально и очень как бы так расплывчато. И для того, чтобы указать, что душа – это нечто обладающее прямо противоположной природой материи, то есть что это не материальная частица какая-то, а духовная, поэтому он и предложил ввести этот термин «спиритон», указывающий на духовную природу этого явления.
[Наташа]: Ну а о том, что будет дальше, мы узнаем после музыкальной паузы.
[Ведущая]: Оставайтесь с нами, послушайте немножко музыки.

00:24:11 Мы возвращаемся к вам, дорогие радиослушатели. У нас такое многообразие и разнообразие вопросов.
[Наташа]: Что даже не знаем с какого начать.
[Ведущая]: Да, но я думаю, с какого начнём, как вы думаете? Мне отдаёте бразды?
[Наташа]: Конечно.
[Ведущая]: Хорошо, тогда начнём вот с этого. Слушательница прислала, просит объяснить пожалуйста, почему символом пасхи является яйцо. И как это связано с библейским: «Не убий»
[Тушкин В.Г.]: Я не большой специалист во всей этой системе, но это наверное, так сказать, точнее бы ответили христиане на этот вопрос. Я встречал такой нестандартный ответ на этот вопрос как раз в книге Юрия Миролюбова «Сакральная Русь», где он увидел в этом символе яйца на Пасху, когда там скажем люди поздравляют друг друга с Пасхой, они этими яйцами стукаются, разбивают их. Он увидел в этом символе яйца Вселенную, потому что вселенная она на санскрите называется анда – яйцо или брахманда - такое божественное яйцо. И когда стукаются вот этими вот пасхальными яйцами, разбивают их, то Юрий Миролюбов объясняет это, как символ освобождения из вселенной. Что мы проделываем дырку в оболочке этой вселенной и выходим за её пределы. По меньшей мере, такого у него было объяснение. Насколько это соответствует христианским трактовкам, я не знаю. Для этого лучше обратиться на другие какие-то интернет ресурсы.

00:26:00 [Ведущая]: И следующий вопрос от этого же слушателя: «Не могли бы вы разъяснить понятия: религия, вера и культура. И как научиться уважать другие вероисповедания и культурные традиции, например, когда русские заграницей».
[Тушкин В.Г.]: Религия, вера и культура – сейчас люди путаются в этих словах, потому что очень далеко оторвались от истоков. Сейчас культура может быть вполне атеистической и мирской, а изначально все эти три понятия тесно связаны. Вера в строгом смысле слова – это начальный этап перед тем, как человек начинает практиковать какой-то духовный процесс. То есть вера – это такое, может быть, не бездоказательное принятие и уверенность в том, что духовный путь, духовный процесс принесёт человеку благо. То есть такая бездоказательная вера в какое-то более высокое начало, она такая интуитивная, иррациональная. Вот и Веды говорят, что это состояние – вера, называется термином шрадха. Слово шрадха буквально обозначает – то, во что мы вкладываем своё сердце, то есть, человек почему то внутренне, интуитивно уверен, что вот путь или процесс принесёт ему благо. Это называется верой. Человек может верить в материальный путь развития, может верить в духовный путь развития. То есть его сердце интуитивно устремляется к каким-то вещам – это называется шрадха, вера. Когда у человека эта вера уже обогащается каким-то определённым знанием, каким-то опытом, она перерастает в уверенность и человек начинает эту веру уже практиковать как-то. И когда он начинает практиковать определённый процесс, то это можно уже назвать религиозным процессом, то есть религия – это может быть ритуальная или прикладная, практическая часть веры. То есть вера – это состояние сердца внутреннее.

00:28:08 А религия – это когда я веру уже осуществляю на практике, то есть религия - это всегда система определённая каких-то правил. Так же под религией ещё имеется в виду и институты – церкви, или какие-то религиозные группы, которые этот ритуал, вот это вот знание распространяют людям, вселяют веру в тех, кому эта система ценностей оказывается близка. То есть вера – это изначальный этап, религиозный процесс – это уже практическое воплощение веры на практике или религия в смысле института общественного, который распространяет этот процесс. А культура, в строгом смысле слова, это уже воплощение вот этого всего мировоззрения не только в такой вот чисто духовной практике. Культура – это отношение в целом к миру, к себе, к другим живым существам через призму вот этого вот определённого мировоззрения. Вот если, скажем, религия, религиозный ритуал он касается таких вот чисто духовных практик, то культура, она охватывает более широкие сфер. В том числе наше окружение, материальный мир и так далее. То есть культура из этих вот трёх понятий является наиболее широким и изначально культура является духовной, потому что само по себе слово культура, насколько я помню, переводят, как поклонение свету. То есть культура не может быть какой-то там низкой или грубой. Начало всякой культуры – духовная культура. Вот. Но сейчас этот термин, как и вообще язык, мутирует, меняется, поэтому новыми смыслами начинает обрастать это слово. И теперь мы можем иметь под словом культура культуру питья или ещё там какая-нибудь культура непонятная. Всякие субкультуры молодёжные, которых называют культурами, в которых, может быть, нет и капли изначальной культуры. Поэтому значение слова, оно сейчас меняется, но изначально «культура» - это поклонение свету.

00:30:00 [Наташа]: Разделяют «культура» на культ Ра. Куль-ту-ра. Культ Ра.
[Тушкин В.Г.]: Возможно как-то ещё можно разделить, но я вам дал тот смысл, который я получил, в каком-то словаре прочитал об этом. А теперь что касается как уважать другие традиции, находясь заграницей. Во-первых, когда мы находимся заграницей, должна действовать пословица, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят. То есть если мы попали в какую-то другую среду, значит, хочешь не хочешь, нравится нам или не нравится – мы должны принимать условности той страны, той культуры, куда мы попали. Вот, это вполне естественно. А если мы хотим уважать её, то её нужно понять, потому что очень трудно уважать то, что мы не понимаем. У людей наоборот есть склонность бояться того, что они не понимают, а уважение это всегда следствие какого-то понимания. Когда мы что-то поняли, изучили, тогда вы можете это оценить. То есть уважать, что такое уважать. Уважать – это значит признавать важность. Уважать, корень важн-. Итак, невозможно уважать или признавать важность, если мы не понимаем, что это такое. Поэтому если вы хотите уважать что-то, вы должны немножко изучить, понять это. Когда вы поймёте важность, вы начнёте это уважать.
[Наташа]: то есть, мы начинаем это принимать?
[Тушкин В.Г.]: Да, может даже и не принимать обязательно. По меньшей мере, уважительно относиться. Когда мы понимаем, что это действительно что-то серьёзное, а когда мы не знаем, не понимаем, только чисто поверхностно смотрим, то какое у нас может быть уважение? Мы можем, так сказать, из страха не дай Бог никого не потревожить, как-то относится терпимо этим вещам, но уважение – это нечто более глубокое, оно основано только на понимании. Без понимания уважения быть не может.

00:31:50 [Наташа]: Спасибо за ответ и вот ещё есть вопросы от Андрея – самого нашего сегодняшнего любопытного слушателя. «[Брихат Вишну сахасра намастотри] перечисляется тысячи имён Вишну, а также говорится, что если вы повторяете имя Вишну, то есть Вишну шастра нама, то вам нужно будет повторить их все, то есть 1000 раз, чтобы получить такое же благо, которое получает любой повторяющий всего один раз слово Рама. И повторение трёх раз имени Рама равносильно одному разу имени Кришна. Так вот, если имя Кришна такое могущественное, то почему махамантра Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе состоит не только из самого имени Кришна, зачем терять драгоценное время на повторение других имён Господа, таких как Харе и Рама?»
[Тушкин В.Г.]: А никакой потери времени нет, просто нужно понять, что обозначает Харе Кришна мантра и тогда выяснится, что всё в порядке и составлена эта мантра как раз совершенно правильно. Нужно понять такую вещь, что имена Вишну, Рама и Кришна отличаются друг от друга тем, что эти имена обозначают различные ипостаси Бога, с которыми можно вступать в разные расы – типы отношений. Вишну – это проявление могущества и с ним возможны только отношения шанта расы – благоговения и почтения и дасья расы – отношения служения. И ещё там есть такая половинчатая, две с половиной расы, два с половиной типа отношений с Вишну могут быть, так называемся [гаурава саква]. То есть можно с ним дружить, но в очень почтительных товарищеских отношениях.

00:33:41 По отношению к Раме, имеется в виду Рамачандра, уже возможны чуть-чуть более близкие, дружеские отношения. Поэтому это имя выше по расе – по типу отношений и соответственно по могуществу. Имя Кришны считается наивысшим, потому что с Кришной возможны самые сокровенные отношения, в том числе такие как матсарья раса – то есть его можно видеть в облике ребёнка или матхурья раса – то есть это отношения мужа и жены или возлюбленного и возлюбленной. Поэтому это имя самое большое по, самое могущественное по своему духовному потенциалу. Теперь ваш вопрос: почему в этой Харе Кришна мантре содержатся другие имена – Харе и Рама? Во-первых, нужно понять, что Рама, который там, оно указывает не на Рамачандру, о котором я сказал в предыдущем ответе, а это имя Рама означает [Радхика Рама], тот, кто радует Радхику – вечную супругу, вечную подругу Господа Кришны – Шримати Радхарани. Кришна – это не Рама, не Рама, который находится в [аёдхи], не Рама, который Рамачандрой является. Это Кришна Рама, другой аспект и Харе – обозначает внутреннюю энергию Бога, как раз ту самую Шримати Радхарани. Её зовут Радхарани, и вот это вот Хара в указательном падеже звучит как Харе. То есть Абсолют или Бог, он никогда не бывает один, поэтому Кришна он всегда присутствует только вместе со своей вот этой вот второй половинкой – Шримати Радхарани. И поэтому, вот эти вот имена Харе указывают на эту самую Шримати Радхарани, а Рама – это не Рамачандра, а Кришна Рама, который Радхика Рамана, который Радхику – свою вечную подругу радует и как раз эта Харе Кришна мантра, её называют Радха Кришна мантрой, она как раз даёт нам наиболее полное представление об Абсолюте, что в Абсолюте есть вот это вот двуполое начало: аспект [пурша] – мужской аспект Абсолюта и пракрити, шакти – женский аспект Абсолюта или Шримати Радхарани. Они всегда вместе, как китайский символ инь-ян, светлое и тёмное, они вместе как бы связаны и в одном вкраплено другое, в том вкраплено это. Точно также Кришна и Радха – они вместе существуют, и поэтому Харе Кришна мантра, она построена именно таким образом, чтобы человек получил весь Абсолют во всей его полноте. И поэтому эти имена Харе и Рама – они не являются какими-то лишними добавками, и мы совсем не впустую тратим своё драгоценное время, повторяя эту мантру, если мы правильно понимаем значение этой мантры.

00:36:20 [Наташа]: Так же слышала перевод этой мантры, что займи меня преданным служением и быть тише воды ниже травы – это так упрощённый вариант.
[Тушкин В.Г.]: Есть много вариантов, потому что санскрит сам по себе язык очень глубокий, многоуровневый. И можно сказать глубже глубже глубже идти ко всё более высоким смыслам. Но в целом, эта мантра означает прийми меня, задействуй меня в служении и не просто Кришна, а Радха Кришна – то есть это энергия наслаждения, энергия служения, поэтому это не пустая трата времени. Нужно просто понять, что это за мантра такая.
[Ведущая]: Дай Господь нам понимания и благословения на повторение святых имён. И ещё вопрос от Андрея: «Заметка по поводу имён Кришна и Кришень. Осенью 2007 года в Евпатории происходил фестиваль староверов, которые являются последователями славянских Вед. Так вот из очень плодотворного общения с главой московской общины я также обсуждал этот вопрос. Кришень в славянских Ведах абсолютно не соответствует понятию Кришна в Индийских ведах, поскольку он по своему статусу даже не тянет на уровень полубогов. Он занимает почётное место дева или упадева, точно не помню, в индийской традиции, ну что-то вроде мини полубогов, таких как полубог ветра [Ваю], полубог воды Варуна в индийских Ведах, а положение Кришны там занимает личность под другим названием. Прокомментируйте, пожалуйста.

00:37:52 [Тушкин В.Г.]: Попытка провести полные параллели между разными традициями редко бывает успешной. Хотя конечно на начальном этапе изучения нам хочется всё привести к единому знаменателю, это редко бывает успешным, в этом нет никакой необходимости. Лучше всего определиться в том, к чему лежит сердце, принять это и всё, потому что если мы возьмём ещё буддизм – там тоже есть Кришна. И этим именем там называется какой-то страшный демон, очень негативная личность. И возьмём теперь буддийского Кришну плохого, потом славянского Кришну какого-то маленького упадева и возьмём индийского Кришну в индийских Ведах – мы запутаемся вообще. Потом ещё в какой-нибудь традиции похожее имя и что мы с этим всем будем делать? Поэтому если, скажем, имя Кришна на самом деле очень популярно в Индии и тот самый буддийский Кришна, который демон, который тёмный, он может быть просто напросто однофамильцем. С именами Кришна очень много разных существ.

00:39:04 Ещё имеет значение как это произносится Кришна, Криш-на… там всякие разные особенности. Поэтому не пытайтесь всё искусственно за уши притянуть из того, из другого, из третьего… Более того, вот эта вот славянская традиция, которая сейчас славяно-арийская традиция, которая разрастается, я вчера говорил по этому поводу, что там нет ясности. Одни говорят так, другие говорят эдак. Более того лично меня очень сильно смущает в этом очень сильный акцент на национальность. Что вот это вот наше, русское, там такая идея трансцендентного, трансцендентной цели не особенно подчёркивается. Достаточно всё материалистично-рационалистично сделано. По этой причине я, как человек ищущий чисто духовную культуру, сделал свои выбор именно на индийских Ведах, где вот эта вот идея трансцендентного или высшего духовного, что умаляет значимость всех национальных аспектов, выбрал. Поэтому вы сами решаете, что вам с этим делать, я вас специально смутил больше, добавив ещё этого буддийского Кришну. Просто для того чтобы показать, что невозможно провести эти вот полные параллели, полную кальку, одно на другое наложить, поэтому здесь необходимо просто определится.

00:40:38 Более того, хотя Бог один, надо понимать такую простую вещь, что он один, но он не однозначен и во всех этих многообразных проявлениях вы можете запутаться. Вы можете прийти в какой-нибудь храм в Индии и увидеть там на алтаре огромное количество изображений и вы не поймёте кто здесь Бог вообще, который из них? И вы запутаетесь. Для того, чтобы понять все эти вещи, нужно получить посвящение в какой-то традиции, к которой естественно стремится ваше сердце и на этом успокоиться. А если вы будете, скажем, всеядность некоторую, то представьте, что вы съели много разных блюд и каждое по отдельности оно полезно и вкусно, но если вы съели их все – я уверяю, у вас будет несварение. Так нельзя делать.
[Наташа]: Заболит ещё чего-нибудь.

00:41:29 [Тушкин В.Г.]: Так нельзя делать. То есть или вы будете устанавливать на компьютере какие-то разные версии разных программ – они будут конфликтовать между собой и в конце концов каков результат – ваш компьютер просто зависнет, потому что разные версии эти программ – они будут вступать в конфликт. У меня недавно было стоял MS Office 2003 и кто-то мне решил оказать услугу – поставили 2007-й и они между собой стали конфликтовать. Вроде она и та же программа Офис, но они конфликтовали, пришлось одну удалять, вместе они никак не работали почему то у меня. То есть когда мы говорим такие Веды, другие Веды, когда мы и ту, и другую установили у себя в голове в качестве программы – они конфликтуют эти версии между собой. Каков результат? Результат несварение, ничего не понимаю. Поэтому, так сказать, при некоторых общих моментах, тем не менее, это культура, делающая акценты немножко на разных вещах. И поэтому мы видим, что люди немножко с разными желаниями принимают одно, с другими желаниями принимают другое, и вы можете чисто научное беспристрастное сравнение провести, но вы выясните, что одно другому полностью не соответствует, но если вы попытаетесь следовать чему-то и там и сям – вы просто запутаетесь. В одной традиции посты в одни дни, в другой – в другие дни. И вы помрёте с голоду в конце концов.

00:42:55 [Наташа]: Если всё соблюдать…
[Тушкин В.Г.]: Да, если следовать и тем, и другим. Поэтому тут нужно определиться, к чему больше стремиться ваше сердце, к чему у вас естественно возникает больше доверия и всё. Иначе просто голова будет совершенно непонятная. Вечно вы будете раздираемы какими-то противоречиями.
[Ведущая]: Тут есть ещё один вопросик, тоже про противоречия на мой взгляд. Спрашивает Вадим: «Есть ли разница между вероисповеданием кришнаитов, вайшнавов и индуистов. Если есть, то почему они посещают один храм?»
[Тушкин В.Г.]: Начнём с того, что никаких индуистов на свете нет, потому что индуизм – это слово, которое придумали англичане, не сумев разобраться в том, что такое Веды. И я уже говорил, о том, что Веды – это очень такая сложная литература, которая охватывает разных людей, которые находятся под влиянием разных гун: невежества и страсти, благости. И разным разные наставления даются разным людям, поэтому как такового индуизма… индуизм – это термин современных религоведов, термин современных религоведов, поэтому он не очень актуален для духовного пути.

00:44:11 Теперь, когда мы говорим кришнаиты и вайшнавы, часто мы можем сказать что это одно и то же, но есть некоторое тонкое различие. В чём оно? Вайшнавы буквально означает [вишнуива] - подобные Вишну или богоподобные. То есть в строгом смысле слова вайшнавы – это те, кто поклоняется Вишну. Но поскольку Вишну и Кришна – это, как я сказал, это антологически одна, и та же личность, то они отличаются друг от друга только расами. Бог – это скажем такой, вернее Вишну – это официальный образ Бога, могущество его, сила, его власть проявлена у него в руках атрибуты соответственно: булава, чакра, лотос, раковина, он показывает своё могущество. То Кришна – у него в руках флейта. Он играет на флейте, он сзывает к себе своих друзей, подруг, он в другом совершенно ракурсе действует. Но хотя это одна и та же личность. То есть… что-то выскочило у меня, ещё раз как там было начало? А, понял-понял, кришнаиты и вайшнавы. То есть вайшнав, в строгом смысле слова, – это тот, кто поклоняется Вишну. Когда мы говорим кришнаиты – это те, кто более конкретно поклоняется Кришне. В целом, кришнаитов тоже, допустим, если вы отправитесь в отделение юстиций, где зарегистрировано Общество сознания Кришны, то там будет написано «Общество сознания Кришны» и там будет написано вероисповедание. Вероисповедание - вайшнавизм будет написано. То есть его называют бенгальский вайшнавизм или гаудия-вайшнавизм, где они не просто Вишну поклоняются, как в южной Индии, а где конкретно поклоняются Кришне. То есть это, скажем так, разновидности одного и того же учения. Где, допустим, но в чистом вайшнавизме больше подчёркивается поклонение Вишну, а гаудия-вайшнавизм, то что называют кришнаиты – это то, что подчёркивает важность поклонения Кришне. И нельзя сказать что правильно, а что неправильно, потому что у каких-то живых существ от природы есть отношения с Вишну, поэтому их тянет такая форма поклонения. А кого-то больше тянет к Кришне, то есть это разные аспекты одной и той же личности.

00:46:26 [Ведущая]: А кто-то в шиваиты ударился?
[Тушкин В.Г.]: Пожалуйста. Пожалуйста, нет никаких проблем.
[Наташа]: Это совсем уже другое ответвление… [смеётся]
[Тушкин В.Г.]: Учитывая, что Шива – это величайший вайшнав, эти личности с течением времени поймут, что Шива тоже кому-то поклоняется. Одно из его имён – это Шанкар или Санкар – тот, кто поклоняется, медитирует на [санкаршана]. Санкаршан – это тоже одно из имён Вишну. Поэтому в Ведах сказано: [неразборчиво] - среди всех вайшнавов, поклонников Вишну, Шива наилучший.
[Ведущая]: Ещё есть вопрос от Сергея. Он также хочет выразить вам свою признательность. Пишет он: «Ещё раз хочу выразить огромную благодарность за предоставленные знания, которые мне очень помогли по жизни. Мои поклоны». И вопрос от него есть: «Как вы можете объяснить в вашем понимании, что такое депрессия и как она отражается на душе. Это вообще заболевание души? И может ли вообще душа заболеть? И как с этим бороться?»

00:47:32 [Тушкин В.Г.]: Депрессия – это состояние пониженной физической активности, такого очень сумеречного состояния ума, когда человеку кажется, что всё безнадёжно, что нет никакого смысла ни в чём. В другом смысле слово депрессия буквально означает подавленное, press – давить, подавлять. То есть подавленное состояние. Подавленное состояние физического тела, подавленное состояние психики и если проанализировать это состояние с точки зрения трёх гун – благости, страсти и невежества, то депрессия – это продукт гуны невежества. То есть невежество подавляет нашу активность. И поэтому мы видим, что люди под влиянием гуны невежества – они малоактивные, пребывают в таком очень недовольном состоянии. То есть гуна невежества – это то, что скрывает, покрывает раджас - страсть, поэтому люди менее активны, меньше энергии и также покрывает благость. Поэтому у них меньше знания, меньше оптимизма, меньше понимания. То есть депрессия – это состояние, когда душа просто покрыта, это не сама душа. Душа не болеет, у неё нет такого свойства, также как солнце, в строгом смысле слова, – его нельзя закрыть. Но нам может показаться, что солнце закрыто облаками, хотя солнце само выпаривает воду, само создаёт облака и этим продуктом своим собственным это солнце от нас скрывается, то есть гуна невежества – это то, что просто закрывает от нас реальность. И, как правило, в этом состоянии невежества, депрессии люди попадают тогда, когда они попытались действовать в гуне страсти, у них были амбиции и у них не получилось. Их страсть была без контроля благости. Поскольку без контроля благости то эта страсть медленно перешла в состояние невежества. И выход отсюда только один – развитие в себе культуры благости, духовного знания.

00:49:39 Вот, и есть такая интересная довольно разработка о этом соотношении страсти и невежества. Это была такая любопытная статья одного христианского теолога, где он называл современную цивилизацию маниакально-депрессивной цивилизацией. Мания – это то, что связано с гуной страсти, маниакальное, сильное желание чего-то достичь, а когда человек не достигает этого желания или наоборот достигает – всё равно он теряет к этому интерес и мягко, так сказать, съезжает в эту депрессию. Если говорить на ведическом языке, то маниакально-депрессивное состояние – это состояние страсти и невежества – это такие качели. Маятник – в одну сторону, то в другую качается. И, под влиянием этих двух гун страсти и невежества находится современное человечество и поэтому мы видим, что либо стресс, либо депрессия. Стресс – это продукт гуны страсти, а депрессия – это продукт гуны невежества. В этом состоянии люди туда – сюда, туда-сюда, то они воодушевляются, то вдохновляются, то наоборот разочаровываются. И вследствие этих качель маниакально-депрессивных, от это маятника страсти и депрессии можно уйти тогда, когда человек развивает в себе духовную культуру, по меньшей мере, культуру гуны благости.
[Ведущая]: Ну а теперь может быть, чтобы хотя бы как то вашу депрессию и может быть немножко разогнать вашу депрессию, может вам поможет музыка, которую вы сейчас послушаете в музыкальной паузе.
[Наташа]: И продолжим, оставайтесь с нами.

00:55:37 [Ведущая]: Возвращаемся мы к нашим слушателям.
[Наташа]: Продолжаем задавать вопросы
[Ведущая]: И отвечать на них будет Василий Тушкин – теолог-востоковед, магистр философии.
[Наташа]: Дополнение есть к предыдущему вопросу. Про что? Про стресс.
[Ведущая]: Про депрессию. Я хотела немножко по-другому сформулировать. Наташа меня как всегда опережает. Сергей дополняет свой вопрос про депрессию. Он пишет, что: «Я же думаю о душе, читаю Бхагават-гиту, другие писания, занимаюсь йогой, медитацией, так почему же тогда депрессия – я так и не пойму. Когда бываю в Индии, депрессия уходит.

00:56:21 [Тушкин В.Г.]: Совершенно очевидно, потому что в Индии значительно больше благости, больше духовности, скажем, светоэнергетика гораздо сильнее, поэтому там все эти вещи рассеиваются. Россия в этом плане страна конечно менее благополучная в этом плане, больше состояния тамаса, невежества, и поэтому здесь впасть в депрессию значительно легче. Кроме того возможно, что это имеет какое-то отношение к вашему какому-то астрологическому транзиту временному. Может быть, [садья сатьи] какой-нибудь период 7,5 лет Сатурна или что-нибудь ещё там. Разные могут быть астрологические ситуации индивидуальные, когда вы чувствуете себя в какой-то степени подавленным. Но я думаю, что у вас всё-таки не какая-то классическая депрессия. Если бы вы увидели человека в настоящей депрессии, то, скорее всего, вы бы подумали, что вы вообще так сказать на вершине оптимизма и всё хорошо. Всё познаётся в сравнении. Поэтому, скорее всего, это какая-то, может быть, небольшая хандра, которая вызвана какими-то временными состояниями, связанными с каким-то астрологическим транзитом. Настоящая депрессия – это очень тяжелое состояние, из которого людей выводят с большим трудом, поэтому это всё, скорее всего, в более смягчённой форме. Но тем не менее, поскольку страна наша в этом плане достаточно тяжелая, плюс какая-то индивидуальная, скорее всего, психологическая ситуация – это и может порождать вместе такое состояние.

00:57:52 [Ведущая]: Есть ещё вопросик. Слушатель этот уже нам задавал вопросы, только не знаю, как его зовут. Он пишет: «Разрешается ли человеку, который курит, употребляет алкоголь и ест мясо, носить бусы из туласи или это является осквернением этого священного дерева?»
[Тушкин В.Г.]: Бусы из туласи – это, как правило, атрибут людей, которые поклоняются Вишну, Кришне, вайшнавов. И это, так сказать, налагает определённые обязательства. С другой стороны, если человек, допустим, не является как таковым вайшнавом, носит бусы из туласи, может даже не очень хорошо понимая, что он делает – это само по себе уже с течением времени его очистит. То есть это, как говорится, палка о двух концах. Когда человек понимает что это и совершает какие-то грехи намеренно – то это может восприниматься как некоторое оскорбление. Если человек просто носит эти бусы из туласи не осознавая, что это значит, тогда это не будет каким-то сознательным оскорблением с одной стороны и с другой стороны это может даже помочь ему со временем очиститься, поэтому всё зависит от индивидуальной ситуации конечно же. Но, знаете я например, видел в Индии какие-то собаки делают своё дело под деревом туласи, я не думаю, что это какое-то оскорбление с их стороны, поскольку они не понимают, что они делают, собака есть собака. То же самое, если человек не осознаёт, что такое туласи – это врятли будет оскорблением, если осознаёт, тогда да. Поэтому здесь необходимо уточнить вопрос: что за человек конкретно?

00:59:43 [Наташа]: Как бы есть у меня вопрос из этого вытекающий. Мы все хотим, чтобы наши родители следовали тем или иным правильным предписаниям по жизни и тоже хочется надеть на них бусы туласи, рассказать им об этом или нет, что это вот священное дерево, которое… много-много всего. Несём ли мы ответственность за то, что мы предлагаем нашим родным или ещё кому-то носить бусы, если они причислены, применяют в жизни всё то неблагоприятное, что зачитала Оксана?
[Тушкин В.Г.]: Нет. Это уже не наша ответственность. Мы можем быть доброжелателями, помочь этим людям делая максимум для того, чтоб их как-то просветить, помочь, но если они действуют уже как-то самостоятельно, по-своему, то это уже их ответственность. Не может один человек нести ответственность за другого за исключением таких случаев: учитель отвечает за ученика, родитель за детей, муж за жену и так далее. Во всех остальных случаях наша ответственность весьма ограничена. Мы просто хотим помочь людям, а они действуют по-другому – это уже их ответственность.

01:00:54 [Наташа]: В практике своей, среди своих знакомых, когда я ещё жила в другом городе, я была знакома с женщиной, которая ветеринар по профессии и спасает животных. И вот, она рассказывала случай, когда на её руках во время операции, или каких-то там манипуляций во благо спасения животного происходит тот момент, когда животное покидает тело и она чувствует этот момент, что вот сейчас это всё-таки произойдёт, она рвёт свои бусы туласи, потому что она покупает всегда для этого случая очень тоненькие и легкорвущиеся бусы. Она их рвёт и быстро запихивает в пасть этому животному. Правильно ли это? Вот мне всегда было любопытно знать этот момент.
[Тушкин В.Г.]: Согласно ведической традиции, говорится, что когда человек умирает, если есть возможность умирающему человеку положить на язык листья туласи, но имеется в виду листья туласи освящённые, предложенные в храме божествам. Вот в этом смысле. В каком-то смысле можно сказать, что туласи дерево, листья – это не такая большая разница. Без сомнения это живое существо получит определённое благо от соприкосновения с этим божественным растением. Кстати интересно, что вот даже, сейчас не помню, как точно называется, но на латыни туласи – это святой базилик его называют. То есть тоже почему-то считается сакральным, святым растением.

01:02:23 [Ведущая]: У меня ещё можно, тоже дополнение. Правильно ли я поняла, что можно допустим родителям подарить бусы из туласи, не объясняя что это такое.
[Тушкин В.Г.]: Это будет лучше. Это будет лучше.
[Наташа]: Тем более сейчас есть очень симпатичные украшения, туласи в серебре или туласи позолоченные.
[Ведущая]: Это им как-то поможет.
[Тушкин В.Г.]: Это им даст определённое благо от контакта с этим священным деревом.
[Наташа]: Отлично.
[Ведущая]: Спасибо.
[Наташа]: Перейдём к следующему вопросу. «Добрый день, скажите пожалуйста, какой самый короткий путь к Богу согласно Ведам. И что делать, если в душе есть чувство вины и как от него избавиться?»

01:03:09 [Тушкин В.Г.]: Нужно попытаться понять, от чего это чувство вины возникает попытаться его проанализировать, является ли оно каким-то искусственно-напускным или оно является естественным. И, в действительности, если вы действительно задумываетесь об этом и обратитесь в молитве к параматме, к Богу в сердце, то вы сможете получить этот ответ, что является причиной этого ощущения. Если действительно на вас есть какая-то вина, то есть такой процесс, как покаяние, когда вы, скажем, моментально возвращаетесь в прошлое и какие-то события, которые вы совершили неправильно или какие-то слова, которые вы произнесли неправильно, всё это внутри переделываете и раскаиваетесь в этом, тогда вполне возможно, что вот это вот чувство вины по-настоящему оно просто отпустит вас, уйдёт. Что касается самого прямого пути – этот путь описан в ведическом тексте [брихангради пурана], там говорится, что в век Кали нет лучшего пути, чем путь воспевания святых имён Бога. Харе Кришна мантра, о которой уже упоминалось здесь – в Кали-югу это самый прямой путь к Богу.

01:04:28 [Наташа]: Также я знаю, что проводником к Богу является духовный учитель. Каков правильный критерий выбора духовного учителя? Как понять, что именно тот человек, на которого я сейчас смотрю или слушаю сможет спасти меня? Или как правильно выразиться в этом моменте?
[Тушкин В.Г.]: Это не просто рациональное какое-то понимание, это также происходит и на интуитивном уровне, когда человек чувствует какие-то вещи. Здесь не всё можно понять. Хотя в Ведах описаны критерии определённые – какая квалификация учителя, какая квалификация ученика. Что учитель должен знать науку о Боге – это как бы теоретическая часть, он должен уметь объяснить её, развеять все сомнения ученика, но кроме этого также он должен иметь в себе какую-то эмоцию, эмоциональную привязанность к Богу. И признаком духовного учителя, который эмоционально привязан к Богу является то, что он постоянно ему служит в той или иной форме. То есть это признак квалифицированного духовного учителя. Признак ученика состоит в том, что человек должен дойти до такой кондиции, что для него духовная жизнь вышла на первый план. У нас всегда есть какие-то другие дела: семья, работа и всё прочее. И никуда это не денется до поры до времени, но принимать духовного учителя, принимать у него посвящение нужно тогда, когда ученик понял, что для него духовная жизнь – это всегда приоритет, это первичная программа. То есть остальные действия он совершает, но они такие, как бы, вторичные. Это как бы так сказать, постепенно он изживает, отрабатывает свою карму. А первичная значимость для него – это духовное развитие. Если вот для него это так, именно в его системе ценностей духовное развитие вышло на первый план тогда у него квалификация принимать учителя.

01:06:25 И вот этот последний момент – как определить это мой учитель или не мой учитель, здесь я говорю нужно в какой-то степени также доверять интуиции, иметь определённое чутьё. То есть с одной стороны должны иметь понимание, мы не должны быть какими-то сентименталистами, а понимание должно быть. Иметь критерии учителя, критерии ученика, их квалификация. Но теперь ещё внутренняя какая-то симпатия или чутьё. Как хотите назовите – это примерно то же самое, что, скажем, человек думая о вступлении в брак, может рисовать себе образ совершенного мужа или жены, хотеть того, того, того… Но, когда он встречает своего человека, что называется – это происходит во многом интуитивно. Это не то, что человек посмотрел: ага, всем статьям соответствует или не всем. Может быть, даже и не всем, но какое-то внутреннее чутьё подсказывает, что это тот самый человек, поэтому здесь вот этот вот элемент такой интуитивный он тоже должен присутствовать.
[Наташа]: Спасибо за ответ. У нас немного времени остаётся, но всё-таки у нас ещё есть вопросы.
[Ведущая]: Да, есть вопросы, опять от одного из слушателей, которые уже сегодня присылал вопросы. Человек недавно стал изучать ведическую философию и посещать храм Кришны. Старается исправить свои недостатки, но пока только на пути к отказу от вредных привычек. Но кантималы носить хочет. Как же ему быть, чтобы не совершить оскорблений.

01:07:54 [Тушкин В.Г.]: Пусть носит.
[Наташа]: Ответ короткий. [смеются вместе в ведущей]
[Ведущая]: А ещё может тому слушателю, который спрашивал про депрессию, он пишет, что надо переезжать в Индию. Он пишет: может проще будет найти в Москве, уж если он здесь живёт, то тоже не просто, так может ему нужно найти здесь какое-то…
[Наташа]: Прибежище.
[Ведущая]: Да, прибежище, занятие, чтобы…
[Наташа]: …чувствовать себя как в Индии.
[Тушкин В.Г.]:В Индии есть свои плюсы, но также есть и свои минусы. На самом деле там долго жить достаточно сложно. Одно дело фестиваль, на какое-то короткое время…
[Ведущая]: В Гоа допустим, как многие любят ездить.

01:08:34 [Тушкин В.Г.]: Да, но Гоа, я не знаю, - худшего места в Индии не найдёшь наверное. К Индии это не имеет никакого отношения. Португальская колония бывшая, духовности там никакой не увидишь в этом Гоа. Но, одно дело приехать в Индию на какое-то время, когда, скажем, вы скажем приехали с каким-то определённым запасом денег, вы не думаете об этом, там на пару месяцев и что-то ещё. Другое дело переезжать туда на постоянно – это чуть сложнее – это уже надо так сказать вписываться в инфраструктуру. И, скажем так, Индия во время фестиваля – это одно, а Индия в какое-то межфестивальное время – это совсем другое. Есть чатурмаси – 4 месяца дождливого сезона и это не просто, на самом деле, пережить. Поэтому, это всё очень индивидуально. Перед тем, как делать такой решительный шаг, нужно эти все за и против хорошо взвесить. То есть и так же, на самом деле, может быть, важнее найти круг духовного общения там, где вы находитесь, потому что духовность, там в Индии конечно есть свои плюсы, но как вот электричество в каждом атоме находится, так же и Бог в каждом атоме находится. И, в общем-то, при правильном устройстве жизни, мы можем быть счастливы где угодно. Мы можем быть вот эту вот святую обитель, дух принести сюда, и это было бы может даже оптимальным, потому что жить легче в той стране, где знаешь культуру, язык, какие-то есть друзья, какая-то понятная инфраструктура. А Индия, при всей своей духовной привлекательности, – это страна, в которой западному человеку жить очень и очень непросто на самом деле. И я знаю многих людей, которые пытались туда уехать даже на многие годы – далеко не у всех это получалось. Некоторые более менее устраиваются, но далеко не так просто, как вы думаете там устроится.

01:10:37 [Ведущая]: На самом деле действительно очень не просто. Я там не была, но я много уже у кого спрашивала. Вот Лалана, та, что приходит к нам читает семинары для вас дорогие радиослушатели – она прожила там 9 лет. Она сказала, что это очень сложно. Но это очень благоприятное время и она с любовью его всегда вспоминает.
[Наташа]: Когда ж я в Индию поеду? [смеется]
[Ведущая]: Я думаю это не за горами. А я вообще была в Индии, но пока не подолгу находилась, поэтому у меня от Индии только самые-самые позитивные впечатления.
[Наташа]: Это очень хорошо. У нас немного рекламы сейчас прозвучит в студии. Повторяемся.
[Ведущая]: Повторимся, что сегодня, 25-го марта, а также 26-го и 27-го марта вы можете посетить семинар «Самое сокровенное знание, Веды – синтез науки и религии», который этот семинар будет вести Василий Тушкин, который сейчас отвечает на ваши вопросы. Вчера был первый день семинара, но ничего страшного, если вы его пропустили. Приходите сегодня, завтра, послезавтра. Метро «Ботанический сад», 10 минут пешком. Улица Сельскохозяйственная, дом 36, корпус 1. Телефон для справок: 642-10-84. Вы можете звонить с мобильного телефона, можете со стационарного. Какой код Наташа подскажет.
[Наташа]: 495.

01:12:04 [Ведущая]: Да, вот ещё могу вам сказать о темах, которые будут рассматриваться сегодня: многомерный космос, иерархия вселенной, мир как виртуальная реальность, цикличность времени, закон энтропии и инволюция человека. Ещё 26-го марта: единая картина мира, многообразие духовных путей, общие принципы и особые черты. А также в пятницу: три аспекта абсолютной истины, магия звука, мантра, как метод связи с высшими мирами. Я думаю всё очень интересно. Ну а так как вопросов у нас больше нет…
[Наташа]: То, мы завершим сегодня наш эфир, сказав большое спасибо Василию Рюриковичу, что приехав в Москву вы посетили Аюрведа-радио и порадовали наших радиослушателей.
[Ведущая]: Да.
[Тушкин В.Г.]: Вам спасибо также за внимание, всего доброго!
[Наташа]: Доброго вам. До свиданья.
[Ведущая]: До свиданья. А вы дорогие радиослушатели не расходитесь от своих компьютеров, продолжайте слушать Аюрведа-радио.
Вы слушаете Аюрведа-радио.

транскрибирование: Анна Колесниченко | Донецк | Украина | 30 декабря 2011